25.09.2019

Обезьяны в клетке. Психологические эксперименты (Деньги, обезьяны и проституция) - кампай


Опыт №1

Клетка. В ней 5 обезьян. К потолку подвязана связка бананов. Под ними лестница. Проголодавшись, одна из обезьян подошла к лестнице с явными намерениями достать банан. Как только она дотронулась до лестницы, открывается кран и ВСЕХ обезьян обливают очень холодной водой.

Проходит немного времени, и другая обезьяна пытается полакомиться бананом. Та же ледяная вода. Третья обезьяна, одурев от голода, пытается достать банан, но остальные хватают ее, не желая холодного душа.

А теперь уберите одну обезьяну из клетки и замените ее новой обезьяной. Она сразу же, заметив бананы, пытается их достать. К своему ужасу, она видит злые морды остальных обезьян, атакующих ее. После третьей попытки она поняла, что достать банан ей не удастся.

Теперь уберите из клетки еще одну из первоначальных пяти обезьян и запустите туда новенькую. Как только она попыталась достать банан, все обезьяны дружно атаковали ее, причем и та, которую заменили первой (да еще с энтузиазмом).

И так, постепенно заменяя всех обезьян, вы придете к ситуации, когда в клетке окажутся 5 обезьян, которых водой вообще не поливали, но которые не позволят никому достать банан.

Опыт №2

В пустой комнате 5 шимпанзе. В центре комнаты лестница, сверху лежит банан. Когда первая обезьяна замечает банан, она лезет за ним по лестнице, чтобы схватить и съесть. Но как только она приближается к фрукту, с потолка на нее обрушивается струя ледяной воды и сбивает вниз. Другие обезьяны тоже пытаются забраться на лестницу. Всех сбивает вниз струя холодной воды, и они отказываются от попыток взять банан.

Воду выключают, а одну вымокшую обезьяну заменяют новой, сухой. Не успевает она войти, старые пытаются не дать ей забраться на лестницу, чтобы ее тоже не окатило водой. Новая обезьяна не понимает, в чем дело. Она видит только группу собратьев, мешающих ей взять вкусный фрукт. Тогда она пытается прорваться силой и дерется с теми, кто не хочет ее пропускать. Но она одна, и четыре прежних обезьяны берут верх.

Другую промокшую обезьяну заменяют новой сухой. Как только она появляется, предшественник, подумавший, что именно так нужно встречать новичков, набрасывается на нее и колотит. Новичок даже не успевает заметить лестницу и банан, он уже вне игры.

Затем третью, четвертую и пятую вымокших обезьян заменяют по очереди сухими. Каждый раз, как только новички появляются, их колотят. Прием становится с каждым разом все более жестоким. Обезьяны все вместе бросаются на новичка, как будто стараясь улучшить ритуальный прием.

В финале на лестнице по прежнему лежит банан, но пять сухих обезьян оглушены постоянной дракой и даже не думают приблизиться к фрукту. Их единственной заботой является следить за дверью, откуда появится новая обезьяна, чтобы скорее напасть на нее.

Увиденная во сне обезьяна предостерегает от происков подленьких и мелких людишек, которые гадят исподтишка, если она сидит в клетке зоопарка. Выступающие в цирке обезьяны говорят о том, что вы напрасно доверяете окружающим вас льстецам. Прыгающие по деревьям в тропическом лесу вашего сновидения обезьяны – знак того, что придется иметь дело с глупыми, ограниченными и недальновидными людьми.

Брать обезьяну на руки предвещает болезнь кого-то из ваших родственников, кормить ее – с вами поступят по свински. Если во сне вас укусила обезьяна – наяву вас ожидает успех в любви. Обезьяна, закрывающая себе глаза руками, – будете унижены власть имущими или богатыми.

Охотиться на обезьян – к скорому замужеству. Убить обезьяну – одолеете серьезного противника. Мертвая обезьяна, которую раздирают хищники, – потерпите крах в новом начинании. Обезьяна исчезающая в пасти питона, – сдадитесь в любовный плен без особого сопротивления.

Маленькая мартышка предостерегает не доверять новым друзьям, клянущимся в своей искренности, гладить мартышку – к легкому недомоганию и головной боли.

Видеть во сне шимпанзе или орангутанга, миролюбиво настроенных, – окажетесь правы в серьезном споре; злобных и агрессивных – станете жертвой вероломства.

Огромная горилла во сне призывает к осторожности и осмотрительности в общении с незнакомыми людьми, особенно с новыми деловыми партнерами. Бросающаяся на вас с оскаленной пастью горилла – пострадаете от завистников.

Толкование снов из

(о том как победившие в отрицательном отборе на подхалимство перед Ордой и подлость перед собратьями московские князья уничтожили Новгородскую и Псковскую республики) в очередной раз прочел об эксперименте с обезьянами, бананами и ледяным душем. Эта история всем известна: несколько обезьян сажают в клетку, вешают им на крючок бананы, и поливают всю группу холодной водой, как только кто-нибудь из обезьян пытается до бананов дотянуться. Через какое-то время попытки достать банан прекращаются. Затем одну обезьянку меняют на новую, наивную обезьянку, которая, естественно, сразу тянется за бананом, но тут же получает по кумполу от остальных, и постепенно тянуться перестает. Так по очереди заменяют всех обезьян, и в итоге в клетке сидят обезьяны, ни разу не испытавшие ледяного душа, но послушно игнорирующие приманку.

Этот, казалось бы, красивый и поучительный эксперимент широко известен, и из него обычно делают глубокомысленные выводы; вот, полюбуйтесь на тысячи книжек по т.н. «менеджменту» , в которых пересказывается эта история. Тем не менее такого эксперимента никогда не было, всё это выдумка и полная чушь.

Я проследил этот миф по Google Books, стремясь найти исходную ссылку, и был впечатлен. Кажется, впервые этот псевдо-эксперимент упоминается в книжке Hamel & Prahalad, Competing for Future, 1994. Никакой ссылки там нет, а изложение этого сюжета начинается так: «A friend of us once described an experiment with monkeys... ». Какая элегантность! Дальше эту выдумку растиражировали в сотнях книг и тысячах статей. Наверное, Видные Специалисты по Менеджменту.

Возможно, эта история частично основана вот на этом полузабытом эксперименте, который мельком упоминается в обзоре (оригинальной статьи мне найти не удалось) B. Galef, Social Transmission of Acquired Behavior, 1976, но связь, если она и есть, минимальная.

Stephenson (1967) trained adult male and female rhesus monkeys to avoid manipulating an object and then placed individual naïve animals in a cage with a trained individual of the same age and sex and the object in question. In one case, a trained male actually pulled his naïve partner away from the previously punished manipulandum during their period of interaction, whereas the other two trained males exhibited what were described as «threat facial expressions while in a fear posture» when a naïve animal approached the manipulandum. When placed alone in the cage with the novel object, naïve males that had been paired with trained males showed greatly reduced manipulation of the training object in comparison with controls. Unfortunately, training and testing were not carried out using a discrimination procedure so the nature of the transmitted information cannot be determined, but the data are of considerable interest.

Заодно я бегло посмотрел публикации по культуре у животных (когда одни особи учатся у других какому-то навыку, которым не обладает вид в целом). Известно, что нечто подобное есть у некоторых певчих птиц: у разных популяций одного вида могут быть слегка отличающиеся песни («диалекты», см. вики), и птенцы учатся у родителей. Но я не знал, что (a) это доказано еще и для некоторых видов рыб и китов; (б) про обезьян, в том числе и шимпанзе, вот уже 60 лет продолжаются споры. Ниже — несколько статей с цитатами, в хронологическом порядке.

1. M. Kawai, Newly-acquired Pre-cultural Behavior of the Natural Troop of Japanese Monkeys on Koshima Islet, 1965
http://www.springerlink.com/content/h191628m5u23g7jt/fulltext.pdf

Sweet-potato washing is an example of pre-culture characteristic of the troop of monkeys in Koshima (a small islet in Miyazaki Prefecture, Kyushu). ... Kawamura and I observed the habit of sweet-potato washing occurred in the Koshima troop in 1953.

2. B. Galef, The Question of Animal Culture,1992
http://sociallearning.info/home/pdf/human%20nature%203(2)%20-%20question%20of%20animal%20culture.pdf
Review of the literature on problem solving by captive primates, and detailed consideration of two widely cited instances of purported learning by imitation and of culture in free-living primates (sweet-potato washing by Japanese macaques and termite fishing by chimpanzees), suggests that nonhuman primates do NOT learn to solve problems by imitation.

3. A. Whiten et al., Cultures in chimpanzee, Nature, 1999
http://www.nature.com/nature/journal/v399/n6737/pdf/399682a0.pdf
Here we present a systematic synthesis of this information from the seven most long-term studies, which together have accumulated 151 years of chimpanzee observation. This comprehensive analysis reveals patterns of variation that are far more extensive than have previously been documented for any animal species except humans. We find that 39 different behaviour patterns. including tool usage, grooming and courtship behaviours, are customary or habitual in some communities but are absent in others where ecological explanations have been discounted. Among mammalian and avian species, cultural variation has previously been identified only for single behaviour patterns, such as the local dialects of song-birds. The extensive, multiple variations now documented for chimpanzees are thus without parallel.

4. K. Laland & W. Hoppitt, Do Animals Have Culture?, 2003
http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/evan.10111/pdf
...for which species do we have reliable scientific evidence of natural communities that share group-typical behavior patterns that are dependent on socially learned and transmitted information? The answer, which will surprise many, is humans plus a handful of species of birds, one or two whales, and two species of fish. No doubt many readers will find this conclusion disturbing, while primatologists will probably be up in arms. How can we attribute culture status to fish and not chimpanzees? A full explanation will follow, but the short answer is that for chimpanzees, as for other nonhuman primates, the hard evidence that their «cultures» are socially learned is not yet there. ... Neither evidence of group-typical behavior patterns nor a demonstration that the species is capable of social learning is in itself strong evidence for culture.
...
If we were to say which animals we believe have culture, based on our knowledge of animal social learning, observations of natural behavior of animals, intuition, and the laws of probability, we would say that many hundreds of species of vertebrate have culture.
...
To our knowledge these experiments have not been carried out in a systematic and rigorous manner in any nonhuman primates. What is more, in many cases, including for chimpanzees, it is difficult to envisage that they will. Not only would such experiments be extraordinarily expensive, and present enormous logistical challenges, but many people would regard such manipulations as unethical. Consequently, the claim that nonhuman primate populations exhibit culture rests exclusively on observations of natural populations in situ.
...
While primatologists are forced to resort to circumstantial evidence for culture... other researchers are free to employ more direct experimental methods. Helfman and Shultz translocated French grunts (Haemulon flavolineatum) between populations and found that while those fish placed into established populations adopted the same schooling sites and migration routes as the residents, control fish introduced into regions from where the residents had been removed did not adopt the behavior of former residents.
...
The primate-centric brainist bias is well illustrated by a reconsideration of one of the most well-known cases of animal social learning, that of sweetpotato washing by Japanese macaques. ... There is no evidence that food washing spread through Imo’s troop by imitation, teaching, or any unusually sophisticated form of social learning. Indeed, there are grounds for concern that it may even have been an artifact of human provisioning.

5. A. Whiten, ..., Frans de Waal, Conformity to cultural norms of tool use in chimpanzees, Nature 2005
http://www.nature.com/nature/journal/v437/n7059/pdf/nature04047.pdf
Here we show that experimentally introduced technologies will spread within different ape communities. Unobserved by group mates, we first trained a high-ranking female from each of two groups of captive chimpanzees to adopt one of two different tool use techniques for obtaining food from the same ‘Pan-pipe’ apparatus, then re-introduced each female to her respective group. All but two of 32 chimpanzees mastered the new technique under the influence of their local expert, whereas none did so in a third population lacking an expert.

6. A. Whitten, ..., Frans de Waal, Transmission of Multiple Traditions within and between Chimpanzee Groups, 2007
http://dx.doi.org/10.1016/j.cub.2007.05.031
Here, we provide robust experimental evidence that alternative foraging techniques seeded in different groups of chimpanzees spread differentially not only within groups but serially across two further groups with substantial fidelity. Combining these results with those from recent social-diffusion studies in two larger groups offers the first experimental evidence that a nonhuman species can sustain unique local cultures, each constituted by multiple traditions. The convergence of these results with those from the wild implies a richness in chimpanzees’ capacity for culture...

Несколько показательных экспериментов поведенческой психологии животных. Выводы сделанные исследователями весьма точно описывают социальную модель поведения человека.

ОПЫТ С ШИМПАНЗЕ

Опыт №1

Клетка. В ней 5 обезьян. К потолку подвязана связка бананов. Под ними лестница. Проголодавшись, одна из обезьян подошла к лестнице с явными намерениями достать банан. Как только она дотронулась до лестницы, открывается кран и ВСЕХ обезьян обливают очень холодной водой.

Проходит немного времени, и другая обезьяна пытается полакомиться бананом. Та же ледяная вода. Третья обезьяна, одурев от голода, пытается достать банан, но остальные хватают ее, не желая холодного душа.

А теперь, уберите одну обезьяну из клетки и замените ее новой обезьяной. Она сразу же, заметив бананы, пытается их достать. К своему ужасу, она видит злые морды остальных обезьян, атакующих ее. После третьей попытки она поняла, что достать банан ей не удастся.

Теперь уберите из клетки еще одну из первоначальных пяти обезьян и запустите туда новенькую. Как только она попыталась достать банан, все обезьяны дружно атаковали ее, причем и та, которую заменили первой (да еще с энтузиазмом).

И так, постепенно заменяя всех обезьян, вы придете к ситуации, когда в клетке окажутся 5 обезьян, которых водой вообще не поливали, но которые не позволят никому достать банан.

Опыт №2

В пустой комнате 5 шимпанзе. В центре комнаты лестница, сверху лежит банан. Когда первая обезьяна замечает банан, она лезет за ним по лестнице, чтобы схватить и съесть. Но как только она приближается к фрукту, с потолка на нее обрушивается струя ледяной воды и сбивает вниз. Другие обезьяны тоже пытаются забраться на лестницу. Всех сбивает вниз струя холодной воды, и они отказываются от попыток взять банан.

Воду выключают, а одну вымокшую обезьяну заменяют новой, сухой. Не успевает она войти, старые пытаются не дать ей забраться на лестницу, чтобы ее тоже не окатило водой. Новая обезьяна не понимает, в чем дело. Она видит только группу собратьев, мешающих ей взять вкусный фрукт. Тогда она пытается прорваться силой и дерется с теми, кто не хочет ее пропускать. Но она одна, и четыре прежних обезьяны берут верх.

Другую промокшую обезьяну заменяют новой сухой. Как только она появляется, предшественник, подумавший, что именно так нужно встречать новичков, набрасывается на нее и колотит. Новичок даже не успевает заметить лестницу и банан, он уже вне игры.

Затем третью, четвертую и пятую вымокших обезьян заменяют по очереди сухими. Каждый раз, как только новички появляются, их колотят. Прием становится с каждым разом все более жестоким. Обезьяны все вместе бросаются на новичка, как будто стараясь улучшить ритуальный прием.

В финале на лестнице по прежнему лежит банан, но пять сухих обезьян оглушены постоянной дракой и даже не думают приблизиться к фрукту. Их единственной заботой является следить за дверью, откуда появится новая обезьяна, чтобы скорее напасть на нее.


Этот опыт был проделан с целью изучения группового поведения на предприятии.

САМООГРАНИЧЕНИЕ БЛОХ

“В бокале находятся блохи. Край бокала как раз на такой высоте, которая позволяет им перепрыгнуть через него. Затем на бокал кладут стекло, закрывающее выход. Сначала блохи прыгают и ударяются о стекло. Потом, чтобы не причинить себе боли, они начинают прыгать так, чтобы не удариться о крышку. Через час нет ни одной блохи, которая бьётся о стекло. Все уменьшили высоту прыжка, чтобы остановиться ниже потолка. Если убрать стекло, блохи будут продолжать прыгать так, как если бы бокал был закрыт.

Здесь вы указываете на одну из самых больших проблем человечества. Очень немногие люди способны понять происходящее. Они говорят то, что говорили им родители, потом учителя в школе, то, что они видели в вечерних новостях. Наконец они убеждают себя, что это их собственное мнение, которое они с жаром защищают, если им противоречат. Однако они могли бы посмотреть и подумать, чтобы увидеть мир таким, каков он на самом деле, а не таким, каким его хотят показать.

Как сделать, чтобы блохи прыгали выше, чем привыкли?”
(Б.Вербер, “Мы, боги”).

ИЕРАРХИЯ У КРЫС

Исследователь лаборатории биолигического поведения университета Нанси Дидье Дезор поместил в одну клетку шесть крыс с целью изучить их плавательные способности. Единственный выход из клетки вел в бассейн, который было необходимо переплыть, чтобы добраться до кормушки с пищей. Вскоре выяснилось, что крысы не плыли вместе на поиски пищи. Все происходило так, как будто они распределили между собой роли. Там было два эксплуатируемых пловца, два эксплуататора, которые не плавали, один независимый пловец и один неплавающий козел отпущения.

Две эксплуатируемые крысы ныряли в воду за пищей. По возвращении в клетку два эксплуататора били их до тех пор, пока они не отдавали свою еду. Лишь когда они насыщались, эксплуатируемые имели право доесть за ними. Эксплуататоры никогда не плавали. Они ограничивались тем, что постоянно давали взбучку пловцам, чтобы наесться досыта.

Автоном был довольно сильным пловцом, чтобы самому достать пищу и, не дав ее эксплуататорам, самому же и съесть. Наконец, козел отпущения не мог плавать и устрашать эксплуататоров, поэтому доедал оставшиеся крошки.

То же разделение — два эксплуататора, два эксплуатируемых, один автоном, один козел отпущения — вновь появилось в двадцати клетках, где эксперимент был повторен.

Чтобы лучше понять этот механизм иерархизации, Дидье Дезор поместил шесть эксплуататоров вместе. Они дрались всю ночь. Наутро были распределены те же роли. Два эксплуататора, два эксплуатируемых, козел отпущения, автоном. Такой же результат исследователь получил, поместив в одной клетке шесть эксплуатируемых, шесть автономов и шесть козлов отпущения.

Каковы бы ни были индивидуумы, они всегда в конце концов распределяют между собой роли. Опыт был продолжен в большой клетке, куда посадили двести крыс. Они дрались всю ночь. Утром трех крыс с содранной кожей нашли распятыми на сетке. Мораль: чем больше численность населения, тем больше жестокости по отношению к козлам отпущения.

В то же время, эксплуататоры в большой клетке создали иерархию заместителей, чтобы навязывать свою власть с их помощью, а самим даже не утруждать себя, напрямую терроризируя эксплуатируемых.

Исследователи Нанси продолжили эксперимент, исследуя мозг подопытных. Они пришли к выводу, что наибольший стресс испытывали не козлы отпущения или эксплуатируемые, а как раз наоборот, эксплуататоры. Они, несомненно, опасались потерять свой статус привилегированных и быть вынужденными однажды самим начать работать.

ВОСПИТАННАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ

Последователи академика Павлова поставили эксперимент на собаках. Эксперимент проводился таким образом.

В три клетки поместили трёх одинаковых собак.

Первую собаку мучали электрическим током, и она ничего не могла с этим поделать. Вторую собаку тоже били элекричеством, но в её клетке была кнопка, нажав на которую можно было остановить пытку. С третьей собакой (контрольной) не делали ничего.

Как и следовало ожидать, когда ток был подан, первая и вторая собака забегали по своим клеткам. Вторая собака довольно быстро нашла кнопку и отключила электричество. Первая собака долго пыталась выбраться из клетки, но в итоге сдалась, легла на пол и жалобно заскулила. Третья собака в это время зевала и почёсывалась.

Дальше всех трёх собак переместили в другие клетки. Новые клетки имели стенки всего в полметра, и собаки могли без труда из них выпрыгнуть. Разместив в клетках подопытных, жестокие учёные снова включили электричество.

Третья собака, которую не мучали вообще, сразу же выпрыгнула из клетки. Вторая собака, которая отключала электричество лапой, пошарилась по клетке в поисках кнопки и, не найдя её, тоже выпрыгнула. Первая собака... легла на пол клетки и начала жалобно скулить.

Состояние первой собаки зоопсихологи назвали "воспитанная беспомощность". Собака поняла, что мир жесток, и ей его не изменить. Поэтому собака и не пыталась выпрыгнуть из клетки -- она знала, что это у неё не получится - остановить жгущее электричество невозможно.

Опыт №1



Клетка. В ней 5 обезьян. К потолку подвязана связка бананов. Под ними лестница. Проголодавшись, одна из обезьян подошла к лестнице с явными намерениями достать банан. Как только она дотронулась до лестницы, открывается кран и ВСЕХ обезьян обливают очень холодной водой.Проходит немного времени, и другая обезьяна пытается полакомиться бананом. Та же ледяная вода. Третья обезьяна, одурев от голода, пытается достать банан, но остальные хватают ее, не желая холодного душа.А теперь, уберите одну обезьяну из клетки и замените ее новой обезьяной. Она сразу же, заметив бананы, пытается их достать. К своему ужасу, она видит злые морды остальных обезьян, атакующих ее. После третьей попытки она поняла, что достать банан ей не удастся.Теперь уберите из клетки еще одну из первоначальных пяти обезьян и запустите туда новенькую. Как только она попыталась достать банан, все обезьяны дружно атаковали ее, причем и та, которую заменили первой (да еще с энтузиазмом).И так, постепенно заменяя всех обезьян, вы придете к ситуации, когда в клетке окажутся 5 обезьян, которых водой вообще не поливали, но которые не позволят никому достать банан.

Опыт №2

В пустой комнате 5 шимпанзе. В центре комнаты лестница, сверху лежит банан. Когда первая обезьяна замечает банан, она лезет за ним по лестнице, чтобы схватить и съесть. Но как только она приближается к фрукту, с потолка на нее обрушивается струя ледяной воды и сбивает вниз. Другие обезьяны тоже пытаются забраться на лестницу. Всех сбивает вниз струя холодной воды, и они отказываются от попыток взять банан.Воду выключают, а одну вымокшую обезьяну заменяют новой, сухой. Не успевает она войти, старые пытаются не дать ей забраться на лестницу, чтобы ее тоже не окатило водой. Новая обезьяна не понимает, в чем дело. Она видит только группу собратьев, мешающих ей взять вкусный фрукт. Тогда она пытается прорваться силой и дерется с теми, кто не хочет ее пропускать. Но она одна, и четыре прежних обезьяны берут верх.Другую промокшую обезьяну заменяют новой сухой. Как только она появляется, предшественник, подумавший, что именно так нужно встречать новичков, набрасывается на нее и колотит. Новичок даже не успевает заметить лестницу и банан, он уже вне игры.Затем третью, четвертую и пятую вымокших обезьян заменяют по очереди сухими. Каждый раз, как только новички появляются, их колотят. Прием становится с каждым разом все более жестоким. Обезьяны все вместе бросаются на новичка, как будто стараясь улучшить ритуальный прием.В финале на лестнице по прежнему лежит банан, но пять сухих обезьян оглушены постоянной дракой и даже не думают приблизиться к фрукту. Их единственной заботой является следить за дверью, откуда появится новая обезьяна, чтобы скорее напасть на нее.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав