03.07.2020

Теологическая теория возникновения государства и права. Презентация по праву: "Происхождение права и государства" Презентация на тему теория происхождения государства


Cлайд 1

Cлайд 2

Восходит своими истоками к древнему миру. Известно, что ещё в древнем Египте и Вавилоне возникли идеи божественного происхождения государства и права. В силу особых взглядов и воззрений части общества духовенству удавалось оказывать значительное влияние на формирование общественно политической мысли и в последующие периоды развития человеческого общества. Наиболее прочные позиции теологическая теория завоевала в период становления и развития феодализма.

Cлайд 3

ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ (БОЖЕСТВЕННАЯ) ТЕОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Согласно версии древних евреев, существует единый истинный Бог, являющийся царем, верховным законодателем, правителем и судьей. В обычных условиях власть Бога на земле осуществляют его именем "люди от Бога". В особых условиях Бог действует сам непосредственно, являя чудеса и откровения. Законы еврейского народа были получены Моисеем непосредственно от Бога.

Cлайд 4

ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ (БОЖЕСТВЕННАЯ) ТЕОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В Древнем Китае император - верховный правитель Поднебесной - считался единственным средством связи с высшими сферами и концентрировал в своих руках все виды государственной власти, а остальные должностные лица были только ее проводниками. Древнее право названных народов имело в качестве своих источников по преимуществу обычаи, обряды, религиозные традиции, судебные решения. Оно фиксировалось в мифах, священных гимнах, религиозных заповедях, в законах, создававшихся правителями, или переданных ими непосредственно от Бога (как у древних евреев)

Cлайд 5

Основатель теологической теории происхождения государства – Фома Аквинский (1225-1274) Суть теории: государство – это результат божественной воли. Государство – продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна, незыблема и зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Каждый человек обязан подчиняться во всем государю. Данная теория утверждает и защищает тезис «вся власть от бога».

Cлайд 6

+ 1) Государство появляется с монорелигией; 2) Теория позволяет установить в обществе порядок; 3) Отражает объективные решения того времени, а именно- первые государства были теократические; - является ненаучной так как с ее помощью нельзя доказать или опровергнуть происхождение государства.

Cлайд 7

ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ (БОЖЕСТВЕННАЯ) ТЕОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Особенность данной теории состоит в том, что ее представители никогда не ставили перед собой задачу обосновать процесс происхождения государства, основную задачу они видели в обосновании государственной власти.

Cлайд 8

Теологическая теория обосновывает две основные идеи: доказательство божественного происхождения государственной власти. Вся власть от бога. подчинить светские власти церкви

МАРКСИСТСКАЯ (МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ) КОНЦЕПЦИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА Эта теория, объясняющая возникновение государства и права исходя из принципа исторического материализма, берет свое начало в исторических работах американского исследователя первобытного общества, историка, археолога, этнографа Л. Г. Моргана (1818 -1881), опубликованных в 1877 году под названием «Древнее общество» . .

Эти исследования послужили толчком для написания Ф. Энгельсом (1820 - 1895) в 1884 году фундаментального труда «Происхождение семьи, частной собственности и государства» , в котором наиболее полно и последовательно изложена сущность данной теории. Уже само название этой работы отражает диалектическую связь указанных явлений, обусловивших появление государства и права.

Другим более кратким источником основных положений марксисткой теории происхождения государства и права является работа В. И. Ленина (1870 -1924) лекция «О государстве» , прочитанная им 11 июля 1919 года в Свердловском университете

Марксистская теория происхождения государства и права долгое время в нашей стране считалась единственно верной. Сегодня она является таким же предметом научного анализа, как и другие существующие в юриспруденции правовые воззрения Первый подход решающую роль в появлении государства отводит классовой борьбе Второй подход решающее значение отводит экономическому развитию общества

Первый подход В этой связи происхождение государства объясняется расколом общества на антагонистические классы, появление которых стало результатом возникновением частной собственности и общественной эволюции вследствие разделения труда, повлекшего разложение первобытнообщинного уклада жизни. Экономически господствующий класс - класс собственников, постепенно оттесняя от управления родоплеменную знать, превращается и в политически господствующий в обществе класс и создает государство в виде аппарата управления и механизма насилия для подчинения себе класса неимущих, для защиты своей собственности и удержания своего экономического господства. Таким образом, государство представляется как орган классового господства, орган угнетения одного класса другим, узаконивающий и упрочивающий угнетение, порядок, умеряющий столкновение классов, т. е. «продукт и проявление непримиримых классовых противоречий» .

Второй подход исходит из того, что в результате именно экономического развития усложняется само общество, его производительная и распределительная сферы, его «общие дела» , что требует совершенствования управления и приводит к происхождению государства - одного из элементов надстройки над экономическим базисом. Благодаря этому направлению марксистской теории происхождения государства и права ее часто определяют как историко -материалистическую теорию.

Происхождение права также последовательно объясняется марксистами с материалистических позиций. Они показывают, что корни права лежат в экономических общественных отношениях - базисе общества. В силу этого право не может быть выше экономики и без экономических гарантий становится иллюзорным. Право возникает вместе с государством, не может существовать без государства, без государственного принуждения. Кроме того, возникновение и развитие права так же жестко связывается с классовыми противоречиями и необходимостью их устранения или сглаживания, классовой борьбой. В результате право рассматривается как возведенная в закон воля экономически господствующего класса.

Марксистская теория отличается своей ясностью, логичностью, стройностью, последовательностью и убедительностью, представляет собой большое достижение научной мысли. Впервые были вскрыты закономерные связи между появлением частной собственности, экономическим развитием общества и возникновением государства и права. Вместе с тем, хотя действительно нельзя отрицать влияние классов и борьбы между ними на возникновение государства и права, нельзя и утверждать, что классы и борьба между ними - единственная первопричина происхождения государства и права, на зарождение и формирование которых, как показывает история, оказывали влияние многие самые разнообразные факторы.

Заключение: Марксистская теория, имея под собой строго научные основы, убедительно показала реальные причины и условия происхождения первых европейских государств, но тем не менее она не может быть единственным универсальным научным объяснением появления такого сложного социально-политического института, каким является государство. А отмеченное некоторое преувеличение классовой сути государства и права закрыло их общесоциальную сущность. Поэтому без должного внимания осталась общесоциальная природа исследуемых социально-политических явлений.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

За время существования юридической, философской и политической наук были созданы десятки самых разных теорий и доктрин. Их разнообразие связано с одной стороны, многогранностью таких явлений, как государство и право, с другой – с тем, что каждая теорий отражает субъективизм ученых или различные взгляды и суждения тех или иных классов, других социальных общностей, или взгляды на разные аспекты процесса происхождения и развития государства и права. В основе та­ких взглядов и суждений всегда находились и находятся различные эконо­мические, финансовые, политические и иные интересы.

3 слайд

Описание слайда:

К основным теориям возникновения государ­ства принято относить: теологическую(религиозная, божественная); патриархальную (отеческая); договорную (естественно-правовая); органическую; психологическую; ирригационную; насилия (внутреннего и внешнего); экономическую (классовую).

4 слайд

Описание слайда:

Теологическая теория возникновения государства Теологическая (религиозная) теория господ­ствовала в средние века. В настоящее время она наравне с другими теориями распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Сау­довская Аравия и др.) носит официальный характер. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средне­вековой Европы христианские философы и богословы (Фома Аквинский - 1225 – 1274 XIII в., Аврелий Августин (Бла­женный - 354 - 430 н. э.) Теократическая теория имела под собой реальные фак­ты: первые государства имели религиозные формы, по­скольку представляли собой правление жрецов. Божест­венное право придавало государственной власти автори­тет, а решениям государства - обязательность.

5 слайд

Описание слайда:

Патриархальная теория возникновения государства Основоположником патриархальной теории считается древнегреческий философ Аристотель (384-322 до н. э.). Аристотель считал, что люди как коллективные суще­ства стремятся к общению и образованию семей, а разви­тие семей ведет к образованию государства. Аристотель трактовал государство как продукт размножения семей, их расселения и объединения. По Аристотелю, государст­венная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Он отождествлял государственную власть с пат­риархальной властью главы семьи.

6 слайд

Описание слайда:

Договорная теория возникновения государства Теория общественного договора или естественно-правовая была сформулирована в работах раннебуржуазных мыслителей и получила распространение в XVII - XVIII вв. Теория общест­венного договора противостояла феодальному сослов­ному государству, царящему в обществе произволу, нера­венству людей перед законом. Ее авто­рами и сторонниками в разное время являлись: Гуго Гроций (1583 - 1646) - голландский мыслитель и правовед; Джон Локк (1632 - 1704), Томас Гоббс (1588 - 1679) - английские философы; Шарль-Луи Монтескье (1689 - 1755), Дени Дидро (1713 -1783), Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) - французские фило­софы- просветители; А. Н. Радищев (1749 - 1802) - русский философ и писа­тель-революционер.

7 слайд

Описание слайда:

Органическая теория возникновения государства Органическая теория возникновения государ­ства была выдвинута во второй половине XIX века анг­лийским философом и социологом Гербертом Спенсером (1820 - 1903), а также учеными Вормсом и Прейсом, Блюнчли, Эта теория возникла в XIX в. в связи с успехами естествознания, хотя некоторые подобные идеи вы­сказывались значительно раньше. Так, некоторые древнегречес­кие мыслители, в том числе Платон (IV-III вв. до н. э.) сравни­вали государство с организмом, а законы государства - с про­цессами человеческой психики.

8 слайд

Описание слайда:

Психологическая теория Основоположником психологической теории воз­никновения государства считается польско-российский юрист и социолог Л. И. Петражицкий (1867 - 1931). Также данную теорию разрабатывали 3. Фрейд и Г.Тард. Согласно мнению сторонников психологической теории государство возникло благодаря особым свойствам психи­ки человека.

9 слайд

Описание слайда:

Теория насилия Теория насилия как главного фактора возник­новения государства выдвигалась различными автора­ми на протяжении столетий, Одним из первых ее выдви­нул Шан Ян (390 - 338 до н. э.) - китайский политик. Данную теорию разрабатывали: Евгений Дюринг (1833 - 1921) - немецкий философ; Людвиг Гумплович (1838 - 1909) - австрийский правовед и со­циолог; Карл Каутский (1854 - 1938). Причину происхождения и основу политической власти и госу­дарства они видели не в экономических отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими.

10 слайд

Описание слайда:

Ирригационная теории возникновения государства Ирригационная (водная, гидравлическая) теория возникнове­ния государства выдвигалась многими мыслителями Древнего Востока (Китая, Месопотамии, Египта), частично К. Марксом ("азиатский способ производства"). Суть ее в том, что государство возникло в целях коллективного ведения земледелия в долинах крупных рек путем эффек­тивного использования их вод (ирригация).

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

Экономическая теория возникновения государства Возникновение экономической (классовой, марксистской) теории обычно связывают с именами К. Маркса и Ф. Энгельса, нередко забывая их предшественников, таких, как Л. Морган. Иногда можно встретить её другое название - Историко-материалистическая концепция. Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права.

Суть теории
Психологическая теория происхождения государства - теория происхождения государства, разработанная Львом
Петражицким. Согласно этой теории, государство образовалось в результате деления общества по психологическим признакам:
одни способны только подчиняться и подражать, другие могут управлять.
Суть теории состоит в утверждении, что у человека существует психологическая потребность жить в рамках организованного
сообщества, а также чувство коллективного взаимодействия. Ее сторонники определяют общество и государство как сумму
психических взаимодействий людей и их различных объединений. Говоря о естественных потребностях общества в определенной
организации, представители психологической теории считают, что общество и государство как-раз-таки есть следствие реализации
этих психологических закономерностей развития человека. Психика человека, его импульсы и эмоции играют главную роль не
только в приспособлении человека к изменяющимся условиям, но и в образовании государства и права.Ему вторит Е.Н. Трубецкой,
ссылаясь на Спенсера, и указывает, что «между частями биологического организма существует связь физическая; напротив того,
что между людьми - частями социального организма - связь психическая». Солидарность, таким образом, - основная черта
человека. Однако люди не равны по своим психологическим качествам. Так же как по физической силе различают слабых и
сильных, также различными являются и качества психологические. Одни люди склонны подчинять свои поступки авторитету. Им
свойственна потребность подражать. Сознание зависимости от элиты первобытного общества, осознание справедливости
определенных вариантов действий и отношений и прочее вносит в их душу успокоение и дает состояние стабильности, уверенности
в их поведении. Другие люди, напротив, отличаются желанием повелевать и подчинять своей воле других. Именно они становятся
лидерами в обществе, а затем и представителями публичной власти, служащими государственного аппарата.

Оценка теории
Возникновение психологической теории происхождения государства было в определенной степени большим прорывом в
юридической науке. Это стало возможным лишь в конце XIX в., когда стала формироваться психология как самостоятельная
отрасль знаний. Интерес обществоведов к проблемам психологической науки заметно возрос, когда в ней возобладали
экспериментальные методы исследований и начали складываться крупные школы, расходившиеся в трактовке психики.
Воспринятые социологами и юристами идеи этих школ и положили начало формированию новых направлений в юридической науке.
Было справедливо замечено, что психика человека существенно отличается от психики животных. Человеку свойственна куда
более развитая психика. В ней присутствует чувство солидарности, чувство коллективизма. Заслугой сторонников данной теории
является указание на то, что в процессе образования государства большую роль играют психологические факторы. Тем самым они
постарались сделать шаг в сторону от экономического детерминизма, безраздельно овладевшего умами многих. Верно и то, что
различные интересы людей (экономические, политические, культурные, бытовые и пр.) реализуются только через психику. Все
действия человека проходят через его психику на уровне условных и безусловных рефлексов.

Критика
Во-первых, указывая на роль психологических качеств в процессе образования государства, представители психологической теории
с позиций развития психологической науки того времени не могли дать нам развернутого учения о роли психики в образовании
государства. Называя все психологические качества людей «импульсами», «эмоциями» и «переживаниями», они не видели между
ними разницы. А между тем психика людей разделяется на эмоциональную, волевую, мыслительную сферы. Во взаимоотношениях
между людьми очень важны именно волевые качества. На их основе устанавливаются психологическая соподчиненность между
людьми и социальная «пирамида», разновидностью которой является государство. Сильные волевые качества делают людей
естественными лидерами. Именно такие люди, как правило, и становятся у «руля» племени, союза племен, а затем и государства.
Во-вторых, говоря о психологических качествах, сторонники психологической теории подчеркивают, что стремление к солидарности
людям присуще чуть ли не с рождения. Но что же мы видим в действительности? Люди с момента начала своего существования на
земле воюют друг с другом постоянно, и война в древности была правилом, а не исключением.

Критика
Конечно, под влиянием угрозы уничтожения или умаления своих жизненно важных интересов люди способны объединяться. Но
ведь солидарность в таком случае бывает присуща и животным. Так, например, гиеновые собаки не только взаимодействуют в ходе
охоты, но и заботятся о пострадавших: выставляют около них охрану, издалека приносят пищу. Нам поведение гиеновых собак
очень симпатично. Но всегда и все ли даже современные люди поступают также? До сих пор не снята проблема захоронения
останков солдат, погибших во время Великой Отечественной войны. Раскопки же показывают, что среди обследованных скелетов
предков человека, живших миллионы, сотни тысяч и даже десятки тысяч лет назад, не встречаются следы успешно заживших
травм, при которых человек теряет способность ходить. Значит, получившие такую травму люди не выживали, поскольку наши
предки, вероятно, бросали раненых на произвол судьбы.
В-третьих, приветствуя стремление авторов психологической теории умерить экономический детерминизм, нельзя не отметить, что
они впадают в другую крайность: придают решающее значение в процессе образования государства факторам психологическим, то
есть по существу допускают ту же ошибку. Конечно, психологические факторы не имеют решающего воздействия на указанный
процесс, но сбрасывать их со счетов - это еще более грубая ошибка, нежели их недооценка.

Л. И. Петражицкий
Оригинальную психологическую теорию права выдвинул Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931) - профессор
юридического факультета Петербургского университета, депутат I Государственной думы от партии кадетов. Его взгляды
наиболее полно изложены в книге "Теория права и государства в связи с теорией нравственности" (1907 г.). После
Октябрьской революции он переехал в Польшу и возглавил кафедру социологии Варшавского университета.
Петражицкий исходил из того, что право коренится в психике индивида. Юрист поступит ошибочно, утверждал он, если
станет отыскивать правовой феномен "где-то в пространстве над или между людьми, в "социальной среде" и т.п., между тем
как этот феномен происходит у него самого, в голове, в его же психике, и только там". Интерпретация права с позиции
психологии индивида, считал Петражицкий, позволяет поставить юридическую науку на почву достоверных знаний,
полученных путем самонаблюдения (методом интроспекции) либо наблюдений за поступками других лиц.
Источником права, по убеждению теоретика, выступают эмоции человека. Свою концепцию Петражицкий называл
"эмоциональная теория" и противопоставлял ее иным психологическим трактовкам права, исходившим из таких понятий, как
воля или коллективные переживания в сознании индивидов.
Эмоции служат главным побудительным ("моторным") элементом психики. Именно они заставляют людей совершать
поступки. Петражицкий различал два вида эмоций, определяющих отношения между людьми: моральные и правовые.
Моральные эмоции являются односторонними и связанными с осознанием человеком своей обязанности, или долга. Нормы
морали - это внутренние императивы. Если мы подаем из чувства долга милостыню, приводил пример Петражицкий, то у нас
не возникает представлений, что нищий вправе требовать какие-то деньги. Совершенно иное дело - правовые эмоции.

Л. И. Петражицкий
Чувство долга (обязанности) сопровождается в них представлением о
правомочиях других лиц, и наоборот. "Наше право есть не что иное, как
закрепленный за нами, принадлежащий нам - как наше добро - долг другого
лица". Правовые эмоции являются двусторонними, а возникающие из них
правовые нормы носят атрибутивно-императивный (представительнообязывающий) характер.
Теория Петражицкого безгранично расширяла понятие права. Он считал
правовыми любые эмоциональные переживания, связанные с представлениями о
взаимных правах и обязанностях. Петра-жицкий относил к правовым нормам
правила различных игр, в том числе детских, правила вежливости, этикета и т.п.
В его сочинениях специально оговаривалось, что правовые нормы создаются не
путем согласования эмоций участников общественных отношений, а каждым
индивидом в отдельности: "Переживания, которые имеются в психике лишь
одного индивида и не встречают признания со стороны других, не перестают
быть правом". На этом основании Петражицкий допускал существование
правовых отношений с неодушевленными предметами, животными и
нереальными субъектами, такими, как бог или дьявол.

Заключение
И, наконец, следует указать, что психические и психологические качества людей формируются под влиянием экономических,
политических, социальных, военных, религиозных, духовных факторов.
В заключение рассмотрения психологической теории отметим, что положительную оценку заслуживают попытки ее сторонников
найти универсальную причину, объясняющую процесс образования государства. Однако представляется, что эта задача ими не
выполнена.

Теологическая теория

Теологическая теория зародилась еще в рабовладельческий период, но теоретическое обоснование и широкое распространение получила при феодализме. И основателем данной теории считают средневекового католического теолога, монаха -доминиканца Фому Аквинского.

Согласно данному воззрению, государство - плод божественной воли. Посредством государства находит проявление воля бога на земле. Авторы данной теории полагают, что любая светская власть произведена от власти церкви, а следовательно - бога. Народ же обязан беспрекословно повиноваться государственной воле, которая является продолжением воли господней.

В настоящее время эта теория является официальной доктриной Ватикана.

Патриархальная теория

Основателем патриархальной теорш

является древнегреческий философ Аристотель. По его мнению, государство - оптимальная, форма человеческого общения, направленная на достижение общего блага. Государство это большая семья. Монарх - отец данной семьи. Он проявляет заботу о ней и требует послушания. Данная теория получила свое дальнейшее развитие в работах философов Р Филмера и И. Михайловского.

Договорная теория

Сторонниками договорной теории являются Г. Гроций, Ж.-Ж. Руссо, А. Радищев и некоторые другие мыслители. По их мнению, государство возникло в результате общественного договора. В процессе договора были установлены основополагающие правила (принципы) совместного проживания.: А в догосударственные времена народ жил без власти, которая могла бы защитить жизнь каждого человека, его близких родственников и имущество. С целью устранения такого социального "порока", народ объединился и заключил общественный договор о передаче части своих прав создаваемому государственному аппарату во главе с монархом, который будет представлять и защищать их общие интересы. Однако в свою очередь народ имеет права контролировать работу государства.

Ирригационная теория

является немецкий ученый К. Виттфогель. Суть этой теории сводится к тому, что в аграрных регионах Ближнего Востока людям в одиночку или небольшими группами было невозможно построить гигантскую ирригационную сеть. Поэтому они объединились в государства.

Психологическая теория

Психологическая теория объясняет возникновение государства потребностью каждого человека жить в коллективе и подчиняться высокому авторитету одного человека.;Такое подсознательное желание заложено в человеческой психики. Авторы данного воззрения (Л. Петражицкий, Г. Тард) в качестве обоснования ссылаются на многочисленные примеры истории зависимости человеческого сознания от авторитета и воли вождей, жрецов, царей, королей и иных лидеров.

Теория насилия

Теория насилия получила широкое развитие, и распространение в XIX веке в Западной Европе. Ее авторами считаются ученые Е. Дюринг, Л. Гумплович и К. Каутский. Однако данная теория имеет древнюю историю. Она находит отражение в трудах некоторых древнегреческих, а позже средневековых мыслителей.

Суть этой теории сводится к тому, что основной причиной возникновения государства является не социально-экономические проблемы общества и расслоение его на классы, а завоевание одних родов или племен другими, то есть насилие одних над другими. По мнению вышеназванных авторов, победители образуют правящий класс, а побежденные- класс рабочих и служащих.

Органическая теория

Суть органической теории сводится к тому, что происхождение государства приравнивают к человеческому организму, наделяя государство сознанием и волей. Утверждают, что государство есть продукт природы, созданный одновременно с человеком и обществом.

Данную идею находят еще в трудах древнегреческого философа Платона. Но свое развитие и наибольшее признание эта теория получила в XIX - начале XX века в трудах английского ученого Г. Спенсера и немецкого X. Прейса.

Марксистская теория

Возникновение марксистской теории происхождения государства связано с именами К. Маркса, Ф. Энгельса и В. Ленина/Основная суть их теории - государство возникает и существует одновременно с процессом разделения общества на классы. В процессе развития государства, происходит усложнение экономических отношений и нарастание классовых противоречий. В.И. Ленин в своих работах рассматривал государство как продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. В работе "Государство и революция" он писал: "Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены"


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав