30.11.2021

Методическая и профессиональная компетентность педагога как условие его эффективной деятельности в достижении современного качества образования. (От компетентности учителя к компетентности ученика). Презентация "профессиональные компетенции педагогов" Ком


В презентации рассматриваются вопросы:

1. Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности.

2. Компетенция в области мотивирования обучающихся.

3. Компетентность в области информационной основы педагогической деятельности.

4. Компетентность в области разработки программ и принятия педагогических решений.

5. Компетентность в области организации учебной деятельности.

6. Компетентности преподавателя в области личностных качеств.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Методические материалы. Консультации для преподавателей. 2016 год. Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы Медицинский колледж №2 «» (ГБПОУСПОДЗМ «МК №2») Профессиональная компетентность педагогической деятельности.

Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности. Критерии владения данной компетенцией: Преподаватель разделяет тему занятия и цель учебного занятия; Цели формулируются в понятной для обучающихся форме; Поставленные перед обучающимися цели способствуют формированию позитивной мотивации и росту интереса к учебной деятельности; Поставленные перед обучающимися цели способствуют организации индивидуальной и групповой деятельности; Цели, ставящиеся перед обучающимися, содержат критерии, позволяющие им самостоятельно оценить качество полученных результатов; Задачи, выделенные педагогом, конкретизируют цель, представляя собой промежуточный результат, способствующий достижению основной цели занятия. На начальном этапе преподаватель ставит цель и задачи, направленные на создание условий для дальнейшей эффективной работы на занятии (организация рабочего пространства, привлечение внимания обучающихся к предстоящей учебной деятельности, учебной дисциплине, теме и т.д.)

Компетенция в области мотивирования обучающихся Критерии владения данной компетенцией: Преподаватель демонстрирует обучающимся возможности использования тех знаний, которые они освоят на практике; Преподаватель демонстрирует знание приемов и методов, направленных на формирование интереса обучающихся к преподаваемой дисциплине и теме занятия; Преподаватель использует знание об интересах и потребностях обучающихся в организации учебной деятельности, при постановке учебных целей и задач, выборе методов и форм работы и т.д; Преподаватель использует педагогическое оценивание как метод повышения учебной активности и учебной мотивации обучающихся; Преподаватель планирует использовать различные задания так, чтобы обучающиеся почувствовали свой успех; Преподаватель дает возможность обучающимся самостоятельно ставить и решать задачи в рамках изучаемой темы.

Компетентность в области информационной основы педагогической деятельности. Критерии владения данной компетенцией: Преподаватель в ходе написания плана, конспекта демонстрирует знание преподаваемой дисциплины; Преподаватель хорошо ориентируется в различных источниках (учебники, учебные и методические пособия, медиа-пособия, современные цифровые, образовательные ресурсы и др.) по преподаваемой дисциплине, может дать ссылки на подходящие источники; При изложении основного материала по дисциплине преподаватель раскрывает связь новой темы с предыдущими и будущими темами; Преподаватель раскрывает межпредметную интеграцию, связь теоретических знаний с практической деятельностью; Преподаватель представляет материал в доступной обучающимся форме в соответствии с дидактическими принципами. Компетентность педагога в методах преподавания отражает методическую грамотность педагога, включая владение современными информационно – коммуникативными технологиями, умение работать с различными информационными ресурсами, компьютерными и мультимедийными технологиями, цифровыми образовательными ресурсами.

Компетентность в области разработки программ и принятия педагогических решений. Об уровне развития умения выбрать и реализовать типовые образовательные программы, а также разработать собственную программу, методические и дидактические материалы, с учетом требований основных нормативных документов можно судить на основе следующих критериев: при подготовке к занятию педагог учитывает требования основных нормативных документов, определяющих содержание и результаты учебной деятельности по дисциплине: государственный образовательный стандарт, конвенцию о правах ребенка, базовые образовательные программы, содержание основных учебников и учебно – методических комплексов по преподаваемой дисциплине, методические и дидактические материалы и т.д. конспект занятия составлен с учетом темпа усвоения учебного материала обучающимися, учетом поэтапного освоения (преемственности) учебного материала в рамках преподаваемого предмета и программы; умение вносить изменения в существующие дидактические и методические материалы с целью достижения более высоких результатов; использование самостоятельно разработанных программных, методических или дидактических материалов по дисциплине.

Об уровне развития умения принимать решения в педагогических ситуациях можно судить на основе следующих критериев: педагог демонстрирует умение аргументировать предлагаемые им решения; педагогические решения, отличаются обоснованностью и целесообразностью; педагог демонстрирует умение адекватно изменять стратегию действий в случае, если не удается достичь поставленных целей.

Компетентность в области организации учебной деятельности. Об уровне развития компетентности педагога в области организации учебной деятельности можно судить на основе следующих критериев: преподаватель: ставит цель и задачи, структурирующие и организующие деятельность обучающихся на каждом этапе занятия: владеет методами организации индивидуальной и совместной деятельности обучающихся, направленной на решение поставленных целей и задач; демонстрирует владение методами и приемами создания рабочей атмосферы на занятии, поддержание дисциплины; демонстрирует способность устанавливать отношения сотрудничества с обучающимися, умение вести с ними диалог; использует методы, побуждающие обучающихся самостоятельно рассуждать; демонстрирует умение организовать обучающихся для поиска дополнительной информации, необходимой при решении учебной задачи (книги, компьютерные и медиа – пособия, цифровые образовательные ресурсы и др); точно сформулировать критерии, на основе которых он оценивает ответы обучающихся; показывает обучающимся, на основе каких критериев производится оценка их ответов; умеет сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся; использует методы, способствующие формированию навыков самооценки учебной деятельности обучающимися.

Уровень владения учебным материалом оценивается в соответствии с критериями представленными в рамках компетентности в области информационной основы педагогической деятельности.

I. Компетентности преподавателя в области личностных качеств.

Эмпатийность и социорефлексия. Все обучающиеся безбоязненно обращаются к преподавателю за помощью, столкнувшись с трудностями в решении того или иного вопроса; Умеет смотреть на ситуацию с точки зрения других и достигать взаимопонимания; Умеет поддержать обучающихся и коллег по работе; Умеет находить сильные стороны и перспективы развития для каждого обучающегося; Умеет анализировать причины поступков и поведения обучающихся.

Самоорганизованность. Умеет организовать свою деятельность и деятельность обучающихся для достижения намеченных целей занятия; Рабочее пространство преподавателя хорошо организовано; Конструктивно реагирует на ошибки и трудности возникающие в процессе реализации педагогической деятельности; Своевременно вносит коррективы в намеченный план занятия в зависимости от сложившейся ситуации; Сохраняет самообладание даже в ситуациях с высокой эмоциональной нагрузкой

Общая культура. Обладает широким кругозором, легко поддерживает разговоры на различные темы; Поведение и внешний вид преподавателя соответствует этическим нормам; Осведомлен об основных событиях и изменениях современной социальной жизни; Обладает педагогическим тактом, деликатен в общении; Высказывания преподавателя построены грамотно и доступно для понимания, его отличает высокая культура речи.

II. Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности. Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся.


ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПЕДАГОГОВ

Яковченкова Валентина Михайловна-учитель биологии,СОГБОУ «Духовщинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»


Этапы становления компетентностного подхода в образовании

Первый этап (1960-1970 гг.) характеризуется введением в научный аппарат категории «компетенция», созданием предпосылок разграничения понятий компетенция/компетентность.

Второй этап (1970-1990 гг.) характеризуется использованием категории компетенция/компетентность в теории и практике обучения профессионализму в управлении .

Третий этап исследования компетентности как научной категории применительно к образованию, который был начат в 90-е годы прошлого века, характеризуется появлением работ А.К. Марковой (1993,1996), где в общем контексте психологии труда профессиональная компетентность становится предметом специального всестороннего рассмотрения.

Третий этап развития компетентностного подхода характеризуется тем, что в материалах ЮНЕСКО очерчивается круг компетенций, которые уже должны (!) рассматриваться всеми как желаемый результат образования.


Ключевые компетенции учителя

  • Основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного работника, соответствующего уровня и профиля, конкурентноспособного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Компетенция и компетентность

  • Компетенция-понятие, относящееся к работе (деятельности). Оно раскрывает сферу профессиональной деятельности, в которой человек компетентен. Это то, что работники, занимающие конкретные должности должны уметь делать в соответствии с установленными стандартами.
  • Компетентность – понятие, относящееся к человеку. Компетентность включает в себя систему теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных случаях.

Ключевые образовательные компетенции

  • Ценностно-смысловые
  • Общекультурные
  • Учебно-познавательные
  • Информационные
  • Коммуникативные
  • Социально-трудовые
  • Компетенции личного самосовершенствования

Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями учителя, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения учителя в ситуациях учебной или иной деятельности.


Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций учителя в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.


Информационная компетенция. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности учителя с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.


Социально-трудовая компетенция означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении.

Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку


Общепредметные (базовые) компетенции учителя

моделируются на основе общепредметного содержания образования, которое начинается с определения его места на каждом этапе – начальном, основном, среднем. Цели образования на каждом этапе определяются особенностями функционирования образовательного учреждения и представляют собой прогнозируемые и диагностируемые комплексы образовательных результатов, общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной деятельности и образовательной компетенции , т.е. уровня развития личности учителя, связанного с качественным содержанием образования.


Компетенции учителя начальных классов

  • владение содержанием учебных дисциплин
  • владение современными теориями и технологиями обучения и воспитания
  • знание и реальный учет факторов, обеспечивающих успешность педагогической деятельности
  • потребность в общении с детьми, интерес к детям младшего школьного возраста
  • эмоциональная отзывчивость, мобильность обратной связи в общении
  • доброжелательный и конструктивный стиль общения
  • личностный критерий
  • культура речи

Компетенции учителя математики

  • базовые математические приемы, алгоритмы измерений
  • математический язык
  • самостоятельная познавательная деятельность, основанная на усвоении способов приобретения математических знаний из различных источников информации
  • математическая грамотность, т.е. необходимость вырабатывать у школьников способность определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут; высказывать хорошо обоснованные математические суждения
  • вырабатывать у учащихся умения применять математические знания и навыки в нестандартных ситуациях, умения, которые будут способствовать успешности выпускника во взрослой жизни

Компетенции учителя биологии,географии, истории

  • изучение и владение общей теорией бытия и взаимодействия природы и общества
  • осознание внутренней многозначности и противоречивости современных глобальных проблем
  • осознание того, что глобальное восприятие мира неразрывно связано с пониманием уникальности культур, взглядов и обычаев, свойственным разным нациям
  • осознание идеи личной ответственности каждого человека за все, что происходит в природном и социальном мире планеты

Компетенции учителя физической культуры

  • владение основами теории физического воспитания
  • развитие культурно-исторических основ физической культуры и спорта
  • владение основами знаний олимпийского движения
  • знание медико-биологических основ двигательной деятельности
  • знание правил по технике безопасности

Компетенции учителя русского языка

  • психолого-педагогическая (психологическая, педагогическая, методическая)
  • личностная
  • самообразовательная (психологический, методический, лингвокоммуникативный, профессионально-прикладной компоненты)

Компетенции учителей трудового обучения и СБО

  • Четкая организация труда
  • Постановка в процессе обучения задач и проблем
  • Вооружение учащихся способами самоконтроля
  • Закрепление интереса к труду и сознательному выбору профессии через систематическую организацию выставок работ учащихся
  • Поощрение за бережное отношение и экономное отношение к материально-техническим средствам
  • Знание правил техники безопасности
  • Личный пример педагога


Литература

  • И. А. Зимняя. Ключевые компетенции-новая парадигма результата современного образования.// Интернет-журнал «Эйдос»-2006.5мая.
  • В. А. Адольф Формирование профессиональной компетентности будущего учителя.//Педагогика.- №1.1998
  • Г.Л. Абдулгалимов. Модель готовности современного учителя к профессиональной деятельности. //Стандарты и мониторинг в образовании. №5.2009
  • О. А. Козырева Феноменология профессиональной компетентности учителя.//Образовательные технологии и общество 11(2)2008
  • Ф. Т. Шишкин. Компетенция и компетентность как ключевые понятия компетентностного подхода в образовании //Наука и школа №4.2008
  • Программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида под редакцией В.В.Воронковой.М.:Владос,2004

© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав