03.07.2020

Мир униженных и оскорбленных в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание". Мир «униженных и оскорбленных» в романе Достоевского «Преступление и наказание Мир униженных и оскорбленных в романе достоевского


Роман Достоевского «Преступление и наказание» - одно из выдающихся произведений мировой литературы, это «энциклопедия жизни России 60-х годов», книга великой скорби, раскрывающая бесчеловечность буржуазно-крепостнического общества. Основная идея романа - поиски выхода из мира расчета и наживы в царство доброй правды. Трагедия Родиона Раскольникова разворачивается на фоне безысходных страданий «униженных и оскорбленных», населяющих Петербург. Отношение автора к своим героям проявляется и в описании быта бедняков (семей Мармеладовых и Раскольниковых), и в резком осуждении мелких дельцов и карьеристов (Алены Ивановны, вдовы Реслих, Коха, Лужина и т. д.), и в острой постановке тем алкоголизма и проституции.

В мрачных картинах нищеты, надругательства над человеком, одиночества, невыносимой духоты жизни предстает перед нами образ Петербурга, города-гиганта, удивляющего фантастичностью своих контрастов, где человека на каждом шагу подстерегают социальные и материальные «шутки», порождающие нравственные конфликты и трагедии. «Униженным и оскорбленным» нет выхода из них. Безысходность является лейтмотивом романа.

Тон всему повествованию задает сцена знакомства Раскольникова с Мармеладовым в трактире. Фраза Мармеладова: «Понимаете ли Вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти...» - сразу поднимает и всю эту сцену в трактире, и фигуру маленького человека, смешного своей торжественно-витиеватой и «канцелярской» манерой говорить, и тему романа на высоту философского размышления о судьбе человечества.

Монолог Мармеладова, имеющий характер исповеди, окрашивает всю ситуацию в драматические тона. Становится ясно, что он и подобные ему герои оказались отвергнуты обществом. Им «некуда идти» и не на что надеяться. «Некуда идти» и Катерине Ивановне, которую погубило невыносимое для ее честолюбивой натуры противоречие между прошлой, обеспеченной и богатой жизнью, и жалкой, нищенской настоящей.

Соня Мармеладова, чистая и невинная девушка, вынуждена торговать собой, чтобы прокормить больную мачеху и ее малолетних детей. Идея самопожертвования, отказа от себя, воплощенная в образе Сони, поднимает его до символа всего страдания человеческого. Страдания сливались для Достоевского с любовью. Соня - олицетворение любви к людям, кротости и смирения, и именно поэтому ей удалось сохранить нравственную чистоту в той грязи, в которую бросила ее жизнь.

Тем же смыслом наполнен образ Дунечки, сестры Раскольникова: она соглашается на ту же жертву, что и Соня - во имя свято любимого брата дает согласие выйти замуж за Лужина, буржуазного дельца, самовлюбленного тирана, унижающего людей, карьериста.

Для всех героев романа характерна превосходная степень выражения чувств. У Сонечки - это ненасытная жажда самопожертвования, у Дуни - всепоглощающая любовь к брату, у Катерины Ивановны - исступленная гордость. Положение безнадежности, тупика толкает этих людей на моральные преступления против самих себя. Буржуазное общество ставит их перед выбором таких путей, которые по-разному ведут к бесчеловечности, к сделкам с совестью.

Главный герой романа, Родион Раскольников, терзается сознанием полной безысходности, не находя в себе сил признать эту жизнь, примириться с нею, как это сделал Мармеладов. Его сердце переполнено болью, тоской и страданием за людей, оказавшихся в тяжелом положении, в мире лишений и страданий. Наблюдая за картинами унижений и страданий, проходящими перед ним (эпизод на Конногвардейском бульваре, сцена самоубийства женщины, бросившейся с моста, гибель Мармеладова), герой отчаянно стремится найти способ помочь всем «униженным и оскорбленным» и невольно оказывается во власти идеи, толкнувшей его на тяжелое преступление.

Широкая, написанная безжалостным пером мастера, картина действительности показывает ту реальную почву, которая формирует мысли о преступлении у Раскольникова, человека, страстно и беспощадно осуждающего этот мир с его несправедливостью, бессмысленными страданиями и унижениями.

Само общество, буржуазное сознание порождают идеи, подобные раскольниковской: убить, потому что «владыки», наполеоны, те, кого в этом обществе уважают, богачи, удачники, счастливцы не останавливаются ни перед чем во имя успеха. В этой теории заключена идея буржуазного сверхчеловека, не признающего никаких нравственных ограничений, которому все дозволено. Второй вариант объяснения мотивов преступления Раскольникова - убийство одной ничтожной твари во имя жизни тысяч достойных существования людей, - представляет собой характерную форму буржуазно-анархического протеста.

Преступление Раскольникова - убийство ростовщицы - должно дать ему ответ на вопрос: кто такой он сам? Принадлежит ли он к разряду людей «обыкновенных» или «необыкновенных«? Может ли он «переступить» принцип? Своим чудовищным поступком Раскольников хотел убить принцип гуманизма, убить человечность, но он не вынес мук разъединенности с людьми, ужаса и пустоты нравственного одиночества, означающего смерть человеческой души.

Но самое печальное, что в этом мире «униженных и оскорбленных» отсутствует надежда на просветление, возможность выхода. Самый страшный «тупик» в том выводе, который делает автор: нет реального выхода из безмерных страданий человечества. Но в главных героях романа "Преступление и наказание" есть способность к непредвиденному, они сохраняют в себе источник нравственного чуда. В их душах скрыты какие-то неожиданные резервы, о которых они сами и не подозревают. Именно в этом отношении больше, чем в любом другом, писатель наделил своих героев тем, что было свойственно ему самому как личности.

Материалы о романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Тема “униженных и оскорбленных” в творчестве Ф. М. Достоевского восходит к произведениям А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя и писателей “натуральной школы” 1840-х годов. Достоевский внес достойный вклад в понимание характера этих героев, впервые показав, что внутренний мир человека очень сложен. В сравнении с пушкинским Самсоном Выриным (“Станционный смотритель”) и Евгением (“Медный всадник”), гоголевским Башмачкиным (“Шинель”), “маленькие люди” Достоевского тоже “унижены и оскорблены”. Но их главное сходство –

Социальный статус, а по духовному статусу герои Достоевского совсем не похожи на своих литературных собратьев.
В романе “Преступление и наказание” Достоевский так же обращается к теме “униженных и оскорбленных”. Она представлена в различных аспектах: писатель показал как внешнюю сторону их жизни (городскую и бытовую среду), так и многообразие судеб страдающих, обделенных жизнью людей. Автор раскрывает многоплановость и сложность мира “униженных и оскорбленных”, который выходит в романе на первый план. Ведь Мармеладовы далеко не единственные представители этого мира: проблема поставлена шире. К “униженным и оскорбленным” относятся Раскольников, его мать и сестра, некоторые эпизодические персонажи (например, Лизавета).
Судьба Раскольникова – одна из возможных путей духовного развития таких людей. Это один из тех героев Достоевского, которые противопоставляют себя миру и другим людям, выбирают “бунт” против общества и узаконенной им морали. Раскольников убежден, что “власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять ее”, а все остальные обязаны подчиняться. Он не захотел быть одним из тех, кто подчиняется. Раскольников “осмелился” взбунтоваться – именно это было главным мотивом его преступления. “Я захотел осмелиться и убил… я только осмелиться яяхотел. Соня, вот вся причина!”
Соня Мармеладова – абсолютно противоположный вариант развития характера “униженного и оскорбленного” человека. Она отрицает бунт и выбирает путь, наиболее приемлемый для Достоевского, – путь смирения перед Богом. Соня – блудница с точки зрения общественной морали, но с точки зрения христианства она – святая, так как жертвует собой ради близких и сохраняет Бога в своей душе.
Соня – такая же сложная натура, как и Раскольников. Она живет напряженной духовной жизнью, страдает от своей униженности, ее терзает мысль о “бесчестном и позорном ее положении”. Для Раскольникова остается загадкой, как Соня, с ее характером и “тем… развитием, которое она получила”, могла “оставаться в таком положении и не сошла с ума”, как “этакой позор и такая низость совмещаются в ней с другими противоположными и святыми чувствами”. Но Сонечка нашла для себя надежную нравственную опору: ее духовный стержень – это вера (“Что ж бы я без Бога была?”) и сострадательная любовь к Катерине Ивановне и ее детям.
Еще один вариант судьбы “маленьких людей” – судьба Мармеладо-вых, людей, которым “некуда пойти”, зашедших в нравственный тупик.
Мармеладов – опустившийся как в социальном, так и в нравственном смысле человек. Его облик довольно нелеп: “Что-то было в нем очень странное; во взгляде его светилась как будто даже восторженность, – пожалуй, был и смысл, и ум, – но в то же время мелькало как будто и безумие”. В Мармеладове и в его жене Достоевский показал физическую и духовную деградацию “униженных и оскорбленных” (пьянство Мармеладова, безумие Катерины Ивановны). Они не способны ни к серьезному бунту, ни к смирению. Их гордость столь непомерна, что смирение для них невозможно. Они “бунтуют”, но их бунт трагикомичен. У Мармеладова это пьяные разглагольствования, “кабачные разговоры с различными незнакомцами”. Он рассказывал Раскольникову, что пропил “даже чулки своей жены”, которая дерет его за вихры, и он говорит, что это ему “в наслаждение”. Но это навязчивое самобичевание Мармеладова ничего общего не имеет с истинным смирением.
У Катерины Ивановны “бунт” превращается в истерику. Это трагедия, переходящая в площадное грубое действо. Она без всякой причины нападает на окружающих, сама нарывается на неприятности и унижения (то и дело оскорбляет квартирную хозяйку, в результате чего ее выгоняют на улицу, идет к генералу “добиваться справедливости”, откуда ее также с позором выгоняют). Катерина Ивановна не только окружающих людей обвиняет в своих страданиях, но и Бога. “На мне нет грехов! Бог и без того должен простить… Сам знает, как я страдала! А не простит, так и не надо!” – говорит она перед смертью.
Драма семьи Мармеладовых разворачивается в самой грязной части Петербурга. Достоевский показывает, как беспросветная нищета и сам Петербург заставляют людей терять человеческий облик.
Другие персонажи романа, в том числе и эпизодические (пьяная девушка, которую Раскольников встретил на бульваре, безропотная Лизавета, сносившая оскорбления сестры, и многие другие), дополняют общую картину безысходности, горя и унижения.
Лизавета, ставшая случайной жертвой Раскольникова, наверное, в своей смерти так же, как и Катерина, нашла облегчение, избавление от повседневного рабского труда и унижения. Семья Мармеладовых, Лизавета, люди в нищих кварталах Петербурга представляют огромную массу униженных и самоунижающихся людей, для которых даже смерть становится радостью.
Огромную роль в раскрытии этого мира перед читателем играет описание города, обстановка, в которой жили все эти герои. Петербург в романе не просто город, фон всего происходящего, а даже в какой-то степени действующее лицо. Город давит на людей. Его шумные и грязные улицы угнетают людей. А дома, в которых живут наши герои?! Комнаты обычно рисуются в полутьме. Все давит на людей в них – давят стены, давят потолки… Все эти картины неотделимы от человеческих судеб. Эта деталь очень важна. Давление стен и потолков на людей символично. Оно как бы усиливает давление нищеты, которая толкает людей на преступления, порождает горе, страдания, безумие.
Таким образом, в романе “Преступление и наказание” перед нами предстает целый ряд “униженных и оскорбленных”, “маленьких людей”. Но мне кажется, что автор видит причину их несчастий и горестей не только в социальном статусе. Важной причиной также являются сами люди, разучившиеся ценить свое человеческое достоинство и, как. Следствие, не умеющие сострадать другим. И только “красота спасет мир”, красота духовная. Поэтому миропонимание Достоевского базируется на одной непреходящей ценности – на любви к человеку, на признании духовности человека за главное.

(Пока оценок нет)

Сочинение по литературе на тему: Мир “униженных и оскорбленных” в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”

Другие сочинения:

  1. Эссе по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” У Достоевского нет ничего, кроме Человека, нет природы, нет мира вещей, Нет в самом человеке того, что Связывает его с природным миром вещей, С бытом, с объективным строем жизни. Существует только Read More ......
  2. Если Родион Раскольников – носитель протестующего начала, создатель теории, оправдывающей преступление и господство “сильной личности”, то антиподом ему, противоположным полюсом романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” является Соня Мармеладова, дочь нищего чиновника, “униженная и оскорбленная” в условиях буржуазного общества. Read More ......
  3. В романе “Преступление и наказание” мастерство в изображении быта героев имеет огромное значение, потому что теория Раскольникова органически связана с теми жизненными условиями, которые окружают этого бедного студента. Первые страницы романа погружают читателя в убогую обстановку петербургских трущоб, в одном Read More ......
  4. В романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” автор рассказывает нам историю бедного жителя Петербурга – гражданина Раскольникова. Родион Романович, совершив преступление, переступил черту закона и за это был сурово наказан. Он прекрасно понимал, что эта идея об убийстве – Read More ......
  5. Достоевского, по его собственному признанию, волновала судьба “девяти десятых человечества”, нравственно униженных, социально обездоленных в условиях современного ему буржуазного строя. Роман “Преступление и наказание” – это роман, воспроизводящий картины социальных страданий городской бедноты.-Крайняя нищета характеризуется тем, что “идти больше некуда”. Read More ......
  6. Ф. М. Достоевский в своем творчестве показал всю безмерность страданий униженных и оскорбленных людей и выразил огромную боль за эти страдания. Писатель сам был унижен и оскорблен страшной действительностью, сломавшей судьбы его героев. Каждое его произведение выглядит как личная горькая Read More ......
  7. В романе Достоевского “Преступление и наказание” тема Петербурга самым тесным образом связана с темой “униженных и оскорбленных”. В романе представлен не весь город, а, главным образом, та его часть, в которой обитают беднейшие слои населения. Мы знакомимся с распивочными, трактирами, Read More ......
  8. Федор Михайлович Достоевский вошел в историю русской и мировой литературы как гениальный гуманист и исследователь человеческой души. В духовной жизни человека своей эпохи Достоевский увидел отображение глубинных процессов исторического развития общества. С ноткой трагизма изобразил писатель, как калечит души людей Read More ......
Мир “униженных и оскорбленных” в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”

Мир униженных и оскорбленных в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"

Примерный текст сочинения

Первым произведением Достоевского, принесшим ему известность и славу великого писателя, явился эпистолярный роман "Бедные люди", в котором молодой автор решительно встал на защиту "маленького человека" - бедного чиновника, ведущего скудную жалкую жизнь, но сохранившего доброту и благородство. Эта тема станет впоследствии ведущей во всем творчестве писателя.

И в идеологическом романе "Преступление и наказание" она имеет огромное значение, потому что теория Раскольникова органически связана с теми жизненными условиями, которые окружают этого бедного студента. Первые страницы романа погружают читателя в убогую обстановку петербургских трущоб, в одном из переулков которых живет, борется с нуждой, создает теорию и совершает убийство Родион Раскольников. Автор очень подробно и детально описывает его убогую, душную каморку, расположенную под самой крышей, больше напоминающую шкаф, чем квартиру. Эта крошечная клетушка шагов в шесть длиной, с запыленными желтыми, отклеивающимися от стен обоями и низким давящим потолком воссоздает атмосферу тесноты и безысходности, которая усиливается описанием душного июльского дня в Петербурге. Фигура замечательно красивого юноши, одетого в лохмотья, странно гармонирует с отвратительным и грустным колоритом ремесленного квартала, с нестерпимой вонью из распивочных, в которых коротали время бедные чиновники и цеховые рабочие. Везде теснота, духота, скученность людей, вынужденных ютиться в убогих квартирках, что еще больше усугубляют чувство духовного одиночества в толпе. Люди разобщены и озлоблены, подозрительны и недоверчивы. Они утрачивают способность к жалости и состраданию, и это ярко проявляется в реакции посетителей распивочной на пьяную исповедь бедного чиновника Мармеладова. В его рассказе о своей судьбе разворачивается страшная жизненная драма человека, которого раздавил и искалечил жестокий мир. Душа нормального умного, совестливого человека не может вынести ежедневных унижений, когда приходится быть безмолвным свидетелем оскорбления собственной жены, видеть голодных детей, знать, что дочь, чистая, честная девушка, живет по желтому билету. Переполненный страданиями, Мармеладов ничего не требует от слушателей, кроме простого человеческого участия. Но его искренняя, взволнованная исповедь вызывает только хихиканье и насмешливое любопытство, в котором явственно проступает презрение.

Вообще, именно на примере семьи Мармеладовых в значительной степени раскрывается тема униженных и оскорбленных людей, их многочисленных бедствий в "сей великолепной и украшенной многочисленными памятниками столице". Так возникает в романе образ Петербурга, холодного, мертвенного города, равнодушно взирающего на горе и страдания людей. Великолепная панорама русской столицы еще больше подчеркивает нищету, безысходность положения обитателей петербургских трущоб. Строгие, изысканные линии роскошных зданий оттеняют убогие закоптелые комнаты с дырявыми простынями и ободранным диваном, в одной из которых ютится семья Мармеладовых. Мир униженных и оскорбленных в романе многолик и разнообразен. Судьба Катерины Ивановны, до предела измученной и издерганной женщины, пытающейся навести чистоту в убогой квартирке, не знающей, чем накормить голодных детей, непохожа на судьбу ее падчерицы Сони, идущей на панель, чтобы помочь семье. Драматична жизнь сестры Раскольникова, красавицы Дуни, которая вынуждена терпеть издевательства и незаслуженный позор, обладая гордостью и самолюбием брата. Всюду искалеченные, изломанные судьбы, причина которых - постоянная, безысходная нужда, страшные условия жизни, недостойные человека.

Все эти примеры закономерно приводят к выводу о невозможности в этом жестоком мире жить по нормам общечеловеческой морали. Бедность, бесправие, унижения толкают людей на нарушение христианских заповедей. Герой романа Достоевского рано или поздно оказывается перед выбором: умереть или жить ценой сделок с совестью. К этому миру неприложимы общепринятые нравственные законы. Если бы Сонечка Мармеладова не стала жить по желтому билету, умерла бы с голоду ее семья. Когда Раскольников в разговоре с ней говорит о самоубийстве как о единственно достойном выходе, его слова вдруг прерывает тихая реплика Сони: "А с ними-то что будет?" Значит, любовь к ближнему лишает ее даже такого выхода, как смерть. Чтобы помочь мачехе и ее детям. Соня фактически убивает себя как личность, но удивительным образом сохраняет и чистоту, и цельность, и высокую нравственность. Ее преступление оправдано христианской любовью к людям, готовностью к самопожертвованию.

Сестра Родиона Раскольникова Дуня готова выйти замуж за преуспевающего дельца Лужина, не любя его, а значит, сознательно обрекая себя на жизнь, лишенную радости. Она решается на этот шаг по той же причине, что и Соня, - вытащить семью из нищеты, помочь брату завершить образование в университете. Значит, в мире униженных и оскорбленных, несмотря на ужасающие условия жизни, люди способны сохранить благородство, любовь, сострадание, великодушие. Изображая мир петербургских трущоб, писатель не только испытывает жалость и сочувствие к обездоленным и униженным людям, но и восхищается их замечательными человеческими качествами, которые труднее всего сохранить в невыносимых условиях.

Таким образом, тема униженных и оскорбленных органически связана с теорией Раскольникова не только потому, что она порождена жестокостью окружающего мира и является своего рода бунтом против него. В этом же мире существует и любовь, и сострадание, и желание помочь ближнему. И это наполняет писателя верой в возможность построения общества, в котором люди будут "изнемогать от любви друг к другу". Только любовь, а не насилие - единственный возможный путь для достижения гуманного, справедливого общества. В этом, по-моему, смысл романа великого русского писателя.

Бикаева Талия

В идеологическом р омане "Преступление и наказание" Ф.М.Достоевского тема защиты "маленького человека"-бедного чиновника, ведущего скудную жалкую жизнь, но сохранившего доброту и благородство имеет огромное значение.

Скачать:

Предварительный просмотр:

СОЧИНЕНИЕ

По предмету: Л итература

На тему:

«Мир у ниженных и оскорбленных в романе Ф . М.Достоевского

«Преступление и наказание»

Выполнил учащаяся ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «ТК ММП» Жуковского филиала: Бикаева Талия

2014г.

Мир униженных и оскорбленных в романе Ф. М . Достоевского
"Преступление и наказание"

Сочинение

Первым произведен и ем Достоевского, принесшим ему известность и славу великого писателя, явился эпистолярны й роман "Бедные люди", в котором молодой автор решительно встал на защиту "маленького челове к а " - бедного чиновника, ведущего скудную жалкую жизнь, но сохранившего доброту и благород ст во . Эта тема станет впоследствии ведущей во всем творчестве писателя .

В идеологическом р омане "Преступление и наказание" она имеет огромное значение, потому что теория Раскольнико в а органически связана с теми жизненными условиями, которые окружают этого бедного студе н та. Первые страницы романа погружают читателя в убогую обстановку петербургских трущ о б, в одном из переулков которых живет, борется с нуждой, создает теорию и совершает убийство Родион Раскольников. Автор очень подробно и детально описывае т его убогую, душную ка м о рку, расположенную под самой крышей, больше напоминающую шкаф, чем квартиру . Эта крош е чная клетушка шагов в шесть длиной, с запыленными желтыми, отклеивающимися о т стен обоями и низким давящим потолком воссоздает атмосферу тесноты и безысходности, кот о р ая усиливается описанием душного июльского дня в Петербурге. Фи г ура замечательно краси в ого юноши, одетого в лохмотья, странно гармонирует с отвратительным и грустным колорито м ремесленного квартала, с нестерпимой вонью из распивочных , в которых коротали время бед н ые чиновники и цеховые рабочие. Везде теснота, духота, скученность люде й, вынужденных ютит ьс я в убогих квартирках, что еще больше усугубляют чувство духовного одиночес т ва в толп е . Люди разобщены и озлоблены, подозрительны и недоверчивы. Они утрачивают способ н о сть к жалости и состраданию, и это ярко проявляется в реакции посетителей распивочной на пья н ую исповедь бедного чиновника Мармеладова . В его рассказе о своей судьбе
разворачивается ст
р ашная жизненная драма человека, которого раздавил и искалечил жестокий мир. Душа нормаль н ого умного , совестливого человека не может вынести ежедневных унижений , когда приходится б ы ть безмолвным свидетелем оскорбления собственной жены, видеть голодных де т ей, знать , что д о ч ь, чистая , честная девушка, живет по желтому билету. Переполненный страданиями, Марм е ладов ничего не требует от слушателей, кроме простого человеческого участия. Но его иск р енняя, взволнованная исповедь вызывает только хихиканье и насмешливое любопытство, в кот о ром явственно проступает презрение.

Вообще, именно на п римере семьи Мармеладовых в значительной степени раскрывается тема униженных и оскор б ленных людей , их многочисленных бедствий в "сей великолепной и украшенной многоч и сленными памятниками столице". Так возникает в романе образ Петербурга , холодного, мертвен н ого города, равнодушно взирающего на горе и страдан и я людей. Великолепная пано р ама русской столицы еще больше подчеркивает нищету, безысходность положения обитате л ей петербургских трущоб. Строгие, изысканные линии роскошных зданий оттеняют убогие за к оптелые комнаты с дырявыми простынями И обод р анным диваном, в одной из которых ютится се мь я Мармеладовых. Мир униженных и оскорбленных в романе многолик и разнообразен. Судь б а Катерины Ивановны, до предела измученной и издерганной женщины,
пытающейся навес
т и чистоту в убогой квартирке, не знающей, чем накормить голодных детей , непохожа на судьб у ее падчерицы Сони, идущей на панель, чтобы помочь семье. Драматична жизнь сестры Раск о л ьникова, красавицы Дуни, которая вынуждена терпеть издевательства и незаслуженный поз о р, обладая гордостью и самолюбием брата . Всюду искалеченные, изломанные судьбы, причина ко т орых - постоянная, безысходная нужда, страшные условия жизни, недостойные челов е ка.

Все эти примеры за к ономерно приводят к выводу о невозможности в этом жестоком мире жить по нормам общечелов е ческой морали. Бедность, бесправие, унижения толкают людей на нарушение христианских запов е дей . Герой романа Достоевского рано или поздно оказывается перед выбором :
умереть или жить це ной сделок с совестью. К это м у миру неприложимы общепринятые
нравственные зако
н ы. Если бы Сонечка Мармеладова не стала жить по желтому билету, умер л а бы с голоду ее семья. К огда Раскольников в разговоре с ней говорит о самоубийстве как о единственно досто й ном выходе , е г о слова вдруг прерывает тихая реплика Сони: "А с ними-то что будет?" Значит , лю б овь к ближнему лишает ее даже такого выхода, как смерть. Чтобы помочь мачехе и ее детям. С оня фактически убивает себя как личность, но удивительным образом сохраняет и чистот у , и цельность, и высокую нравственность. Ее преступление оправдано христианской любо в ью к людям, готовностью к самопожертвованию.

Сестра Родиона Рас к ольникова Дуня готова выйти замуж за преуспевающего дельца Лужина, не любя его, а значит, с ознательно обрекая себя на жизнь, лишенную радости . Она решается на этот шаг по той же прич и не, что и Соня, - вытащить семью из нищеты, помочь брату завершить образование в унив е рситете. Значит, в мире униженных и оскорбленных, несмотря на ужасающие условия жизни, люд и способны сохранить благородство, любовь , сострадание, вел и кодушие.
Изображая мир пет
е рбургских трущоб, писатель не только испытывает жалость сочувствие к обездоленным и ун и женным людям, но и восхищается их замечательными человеческими качествами, которы е труднее всего сохранить в невыносимых условиях.

Таким образом, тем а униженных и оскорбленных органически связана с теорией Раскольникова не только потому, что о на порождена жестокостью окружающего мира и является своего рода бунтом против него. В этом ж е мире существует и любовь, и сострадание, и желание помочь ближнему. И это наполняет писа те ля верой в возможность построения общества , в котором люди будут "изнемогать от люб в и друг к другу". Только любовь , а не насилие - единственный возможный путь для достижени я гуманного , справедливого общества. В этом, по-моему, смысл романа великого русского п и сателя.

роман достоевский униженный оскорбленный

Антиподом к образу князя Валконского Ф.М. Достоевский представил читателю не одного, а сразу несколько героев романа, провёл две параллельные сюжетные линии: первая - история семьи Ихменовых, вторая - трагическая судьба семьи Смитов.

Мир бедных людей, униженных и оскорблённых, в корне отличается от мира подлых аристократов, к которым относится Валконский. Эти люди не жаждут наживы, власти, не стремятся разбогатеть на чужом горе. Им не чужды простые человеческие чувства. Внимание к близким и родным, забота о детях и стариках, чувства любви, преданности и переживания - все эти качества свойственны людям из мира бедных.

В качестве примера можно привести родителей Наташи Ихменовой: Николай Сергеевич и Анна Андреевна. Не отличаясь ни большими доходами, ни больших познаний в сфере бизнеса, они ведут тихий и мирный образ жизни до того момента, пока дорогу им не перешёл Валковский. Имея большое доброе сердце и чуткую душу, они даже и представить себе не могли, на какую подлость способен человек, которым они так восторгались! А в ситуации с их дочерью Наташей, которая покинула семью из-за любви к сыну князя Валковского, они так и не смогли дать благословления на их брак. Отец Наташи был поистине унижен и оскорблён. Этого доброго и доверчивого человека, приютившего у себя в доме Алёшу и установивший порядок в разорённом имении, князь Валковский обвиняет в мошенничестве и изгоняет Ихменева, как только тот становится не нужен.

Меня очень поразил эпизод, в котором Николай Сергеевич прилюдно кричал о ненависти к Наташе, говорил, что у него больше нет дочери, всячески отрицал возможность простить её.… А по ночам плакал по ней и целовал портреты дочери. Это показывает, как Ихменеву приходилось скрывать свои чувства на людях и только наедине с собой давать волю эмоциям.

Не меньше страданий испытывает и мать Наташи, которой приходилось терпеть не только уход дочери, но гневные порывы мужа. Персонаж Анны Андреевны вызывает только положительные эмоции. В каждом эпизоде она раскрывается, как спокойная, мудрая и чуткая мать и жена.

Больше всего мне запомнился момент, когда после исповеди Нелли - девочки-сироты, Анна Ихменева прижала её к сердцу и воскликнула: «Я, я буду тебе мать теперь, Нелли, а ты моё дитя! Да, Нелли, уйдём, бросим их всех, жестоких и злых!<...> Пойдём, Нелли, пойдём отсюда, пойдём!...»

Ни разу до этого момента Анна Андреевна не была в таком состоянии, никто даже и представить не мог, что она могла быть так взволнована. Для меня этот эпизод стал кульминационным. Именно в данной сцене Ихменовы обнажили свои чувства, выпустили наружу то, что копилось внутри. И Николай Сергеевич не мог совладать с чувствами, растрогался и решил простить Наташу. И в тот момент безутешные родители поняли, что у них нет ничего и никого дороже, чем их родная дочь, и они были готовы простить её что угодно, лишь бы сохранить ту самую родственную связь, которую не удалось сохранить Нелли.

И, конечно же, говоря об униженных и оскорблённых в этом романе, нельзя не упомянуть рассказчика, от лица которого ведётся роман, Ивана Петровича. Добролюбов писал про него: «…рассказчик, который по сущности дела должен бы быть действующим лицом, является нам чем-то вроде наперсника старинных трагедий. К нему приходит отец Наташи -- сообщить о своих намерениях, за ним присылает ее мать - расспросить о Наташе, его зовет к себе Наташа, чтобы излить пред ним свое сердце, к нему обращается Алеша -- высказать свою любовь, ветреность и раскаяние, с ним знакомится Катя, невеста Алеши, чтобы поговорить с ним о любви Алеши к Наташе, ему попадается Нелли, чтобы выказать свой характер, и Маслобоев, чтобы разузнать и рассказать об отношениях Нелли к князю, наконец, сам князь везет его к Борелю и даже напивается там, чтобы высказать Ивану Петровичу всю гадость своего характера. А Иван Петрович все слушает и все записывает. Вот и все его участие в романе». Иван Петрович безумно любит Наташу. Его любовь доходит до такой степени, что он готов уступить свою возлюбленную другому, ради её счастья. Он терпеливо выслушивает Наташу, её любовные переживания к другому.…И, тем не менее, он желает ей счастья, пусть даже и не с ним…


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав