23.09.2019

Суданцы (арабы Судана). Южный Судан: нескончаемая война


История

С VIII века в Судане начала распространяться арабская письменность , а государства Судана стали приобщаться к арабской культуре, в том числе и к исламу . В результате области Северного Судана становятся вассальными государствами, платящими дань мусульманским правителям Египта. В XVI веке в долине Нила мы уже видим феодальное государство Сеннар , основное негроидное земледельческое население которого постепенно было арабизировано. В Южном же Судане, населенном главным образом негроидными племенами, всё ещё сохранялись дофеодальные отношения (Fadlalla M. H. 2004: P. 13 - 15).

Религия

Проникновение ислама на территорию Судана шло несколькими путями. Во-первых, благодаря усилиям арабских миссионеров , как правило, членов тарикатов . Во-вторых, самими суданцами, проходившими обучение в Египте или Аравии . В результате, суданский вариант ислама сложился под отчётливым влиянием суфийских орденов , с его преданностью рядовых мусульман главе ордена и приверженностью к аскетическим практикам.

В начале XIX веке сложилось мощное движение тарикат аль-Хатмийя (или Мирганийя, по имени её основателя).

В 1881 году началось мессианское движение суданского религиозного реформатора Мухаммеда Ахмада, объявившего себя мессией-Махди . Его последователи стали называть себя ансарами. Так в Судане появился второй влиятельнейший суфийский орден - аль-Ансар .

После Второй мировой войны (с 1947) в стране начались проповеди «Братьев-мусульман» , что объяснялось тесными связями Судана с соседним Египтом. Однако если в Египте движение быстро завоевало популярность среди средних слоёв населения, то в Судане «Ихван-муслимун» стал уделом лишь выпускников мусульманских учебных заведений. В 1989 году «Братья-мусульмане» в лице «Национального исламского фронта» захватили власть, став правящей элитой государства (Fadlalla M. H. 2004: P. 18 - 29.).

Приход арабов затруднил распространение христианства на территории некогда христианской Нубии. В XIX веке ещё действовали несколько католических миссий, которые без особых успехов вели пропаганду среди языческого населения, причём католики и протестанты действовали лишь в строго определённых районах. В 1964 году правительство Судана запретило иностранное миссионерство в стране, однако к тому времени христианство уже укрепилось в южных провинцияхи и стало существенным элементом политической системы.

Нельзя также не отметить роль Коптской церкви в Судане. Концентрирующееся на севере немногочисленные суданские копты , тем не менее, держат в руках значительную часть капитала (Кобищанов Т. Ю. 2003: С.6 - 19).

Язык

Говорят на египетско-суданском арабском языке . Сильно различаются суданские диалекты оседлых (га’алийюн) и кочевых (гухайна) племен. Последние близки к диалектам юга Египта. На востоке страны племя хадариб говорит на одном из южно-хиджазских диалектов аравийско-арабского языка.

Прослеживается субстратное влияние нубийских языков (Родионов М. А. 1998: С. 242).

Образ жизни и быт

Сегодня большая часть арабов и близких им как территориально, так и этнически кушитов -беджа - это горожане и земледельцы-хлопководы. Лишь скромная часть арабов и беджа продолжает кочевать со своими стадами.

Но даже эту долю нельзя назвать единой. По организации труда, по культуре быта, даже по внешности различаются верблюдоводы, пастухи коз и так называемые «ковбои» - баггара , занимающиеся разведением крупного рогатого скота. В Нубии разводится древняя порода лошадей, в пустынях Беджа и Сахара - верховые верблюды. Среди арабов по-прежнему остаётся деление на племена со своими культурными особенностями, различными диалектами. Эта тенденция сохраняется даже в городах, где они предпочитают жениться на соплеменницах. Система родства - бифуркативно-коллатеральная (различаются родственники по линии матери о отца; коллатеральные и прямые родственники). Основой родо-племенной организации является семейно-родственная группа, имеющая общего предка по мужской линии и связанная обычаями взаимопомощи, кровной мести; предпочитается патрилатеральный ортокузенный брак). Несколько групп составляют подразделение племени или само племя во главе с вождём. Социальные отношения традиционно выражаются как декларируемые кровнородственные (Родионов 1998: 201), (Abu-Lughod L. 1986: P. 81-85).

Обработка земли в Судане представляет определённую проблему. Только 3 % территории являются пахотными, на севере Нил - единственный водный источник. Каждый клочок земли тщательно возделывается. По прежнему используются шадуфы (Доклад о развитии человека 2006: С. 164).

Национальная кухня арабов Судана близка к египетской. Традиционные блюда: фуль из бобовых с овощами, мясом, приправами, каша или плов. Спиртные напитки запрещены, в прошлом (вероятно, и сейчас) делались из сорго, проса.

Суданцы, суданские арабы, арабо-суданцы, народ, основное население Судана (в основном центральные, северные и западные области страны). Численность около 15 млн. человек, в том числе в Судане 13,5 млн. человек, в Чаде 1,25 млн. человек. Разделяются на несколько десятков областных и родо-племенных групп: шаигия, барабра, джаалийин и др. - в долине Нила; хасанийя, руфаа - на Белом Ниле; фунги и др. - на Голубом Ниле; шукрийя, гавазма и др. - на юге Красноморской провинции; багтара - в саваннах Кордофана, Дарфура, Бахр эль-Газаля и восточного Чада; кабабиш, хававир, хамар, хомран и др. - к северу от баггара и т. д. Говорят на диалекте арабского языка с рядом поддиалектов и местных говоров. Суданцы - мусульмане-сунниты.

Первые группы арабов проникли в Судан в IX веке из Египта и из Аравии через Красное море. В IX-X веках в результате их смешения с африканцами образовались арабо-суданские племена, которые вместе с арабами Верхнего Египта начали продвигаться на территорию христианских нубийских государств, а затем на запад до озера Чад. На этой обширной территории происходило смешение арабов с невольниками различного этнического происхождения и аборигенным населением, постепенно утратившим свой язык и религию, но сохранившим антропологический тип и хозяйственно-культурные особенности.

Сложившиеся арабо-суданские племена и союзы племён в 1820 были завоёваны Египтом и формально присоединены к Османской империи. Появилось арабоязычное городское население, происходившее от смешения европейцев, турок, черкесов, египтян с эфиопскими и южносуданскими невольницами. Консолидация суданцев, сопровождавшаяся арабизацией разнородных этнических общностей, усилилась в период махдистского восстания (1881-1898) и махдистского государства. В XX веке (периоды англо-египетского кондоминиума и независимости) продолжались распространение арабского языка и культуры среди населения Судана и консолидация его в арабо-суданскую народность. Сформировалась национальная интеллигенция. Рост освободительного движения привёл к провозглашению Судана в 1956 независимым государством, усилению процессов национальной консолидации.

В хозяйстве основное значение имеет ручное и пашенное поливное земледелие (пшеница, ячмень, бобовые, огородные и бахчевые культуры, финиковая пальма и др.). Основная товарная культура - хлопчатник. В Дарфуре и на юге преобладает ручное земледелие (сорго, просо, маис и др.). Часть суданцев (кабабиш и др.) занимается кочевым (верблюды, козы, овцы) и полукочевым (крупный и мелкий рогатый скот) скотоводством (баггара и др.). На побережье Красного моря отдельные общины (частью - потомки выходцев с Аравийского побережья) занимаются рыбной ловлей, добычей жемчуга, кораллов, в саваннах Кордофана - сбором ароматических смол.

Типы жилищ многообразны: у суданцев в Нубии распространены саманные дома с плоской или куполообразной крышей, в долине Голубого Нила - круглые хижины из веток и тростника; встречаются свайные хижины; кочевое население живёт в палатках.

Традиционный костюм особенно широко распространился в период махдистского государства, в основном общеарабского (см. Арабы) типа с рядом местных особенностей; характерен мужской головной убор - тюрбан.

Традиционная кухня включает общеарабские (лепёшки, соусы из бобовых с приправами, молочные продукты), африканские (пиво из сорго - мизр) и местные блюда.

Среди мусульман выделяются приверженцы соперничающих суфийских орденов, членство в которых наследуется по отцовской линии и нередко охватывает целые области и родо-племенные группы. Сохранились разнообразный музыкальный и стихотворный фольклор, обширная устная профессиональная поэзия, восхваляющая "своё" племя, хулящая чужие, притчи, анекдоты, пословицы.

Ю. М. Кобищанов

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 498.

Далее читайте:

Арабы - группа народов, населяющих страны Западной Азии и Северной Африки.

Завершаю рассказы об "арабской весне" ещё одной африканской страной – Суданом. Там столько всего произошло в прошедшем году, что робкая попытка местной "весны" осталась незамеченной.

Судан, конечно, совершенно не похож на Алжир, но у этих двух стран есть и кое-что общее. А именно, Судан, подобно Алжиру, пережил в конце 80-х свою "весну".
Только "поствесенний" сценарий там был другой – армейская верхушка предпочла пойти на союз с исламистами. В результате чего, после ряда сложных коллизий, и возникла нынешняя "исламская демократия" в Судане. Или "авторитарный" режим президента Омара аль-Башира.

Это сложная система, в которой есть место соблюдению исламских ценностей, выборам (демократичность которых, пусть с рядом оговорок, признают иностранные наблюдатели – просто дивная фраза из доклада миссии Евросоюза: "конкурентная борьба во время выборов была значительно снижена в результате необдуманных действий властей"), фракционной борьбе внутри правящей партии, оппозиции (махдистам, юнионистам, коммунистам и непримиримым исламистам), свободе СМИ (пусть и регулярно зажимаемой штрафами и арестами журналистов, закрытием газет), отсутствует принятая на Востоке "клановость" в экономике.

Правящей в Судане является Партия национальный конгресс (ПНК) – достаточно массовая и мощная организация, в которой есть различные фракции, мнение которых аль-Баширу приходится учитывать при принятие решений. Такой вот "демократический централизм".
И власть президента аль-Башира (даже после ухода вождя исламистов Хасана ат-Тураби в непримиримую оппозицию) не столь единолична, как то представляют на Западе. Его нельзя сравнить с Салехом или Мубараком, частично можно сравнить с Башаром Асадом в первые годы правления.

Страна находится в состоянии перманентного социально-экономического кризиса, вызванного международными санкциями и усугублённого партизанской войной на национальных окраинах, на борьбу с которой власти вынуждены тратить громадные средства.
40 % доходов даёт нефть. Инфляция – 21 % в год, 60 % населения живёт за чертой бедности.
В 2011-м дело дошло до прекращение внутреннего авиасообщения – кончились запчасти для самолётов, а на новые денег нет.

Внешний долг – 38 миллиардов долларов. Правда, выплату его Судан "заморозил" в ответ на санкции – и теперь Судану в долг не дают даже другие арабские страны.

Но даже не это главная проблема страны. Точнее, проблемы в экономике вытекают из санкций, а санкции вытекают из того, что и является самой большой проблемой страны – этно-конфессиональной мозаичности. Арабы составляют только 39 % её населения, а 51 % - негры нилотской и нубийской группы.

Формально, 95 % населения являются мусульманами-суннитами. Но есть очень большая разница между истовыми мусульманами-арабами и формально "крещёнными" мусульманами-африканцами, которые в особом рвении в деле веры никогда замечены не были.
Громкие лозунги вроде "Суданцы, будь они арабами, или африканцами-мусульманами или христианами, прежде всего суданцы" вступают в противоречия с реальной политикой исламистской власти (пусть и поумерившей свой пыл после падения ат-Тураби) страны, где полагается смертная казнь за оскорбление Пророка.

События вокруг проблемных регионов и были в центре суданской политики в 2011-м.
Про Дарфур, где продолжается война и переговоры с местными повстанцами, отлучавшимися на войну в Ливии за своего спонсора Каддафи, говорить вообще не буду. Только отмечу, что в сентябре дарфурец Адам Юсеф аль-Хадж занял освободившийся после отделения Юга пост вице-президента.

А вот про Южный Судан (четверть территории и пятая часть населения страны) говорить придётся. Год и начался с проведения 9-15 января референдума на юге, в ходе которого 98 с чем-то % тамошнего населения высказалось за отделение.
7 февраля аль-Башир признал результаты референдума.
9 июля официально была провозглашена Республика Южный Судан, после чего Судан перестал быть самой большой страной в Африке, уступив это звание Алжиру.
Хартум незамедлительно признал независимость нового государства, аль-Башир присутствовал на провозглашении нового государства.

Небольшое отступление – успешное отделение Юга для Африки можно сравнить с признанием Косово для Европы. Ибо нарушает сложившийся на этом континенте консенсус о непоколебимости границ, проведённых колонизаторами.

С отделением Юга Судан потерял 37 % доходов бюджета.
На Юге осталось 65 % суданской нефти, а вот нефтепереработка и трубопроводы – на Севере. Южане сразу заявили, что не будут делиться нефтедолларами с Хартумом. Желающих построить нефтепроводы для Джубы в обход Севера немедленно нарисовалась масса.
Тем более, что уже в августе начались споры между Севером и Югом из-за цены транзита с "перекрытием задвижки", к чему Хартум прибегал трижды за полгода.

Практически сразу возникли и споры о демаркации границы – Хартум настаивал на границе 1956-го, Джуба утверждала, что эта граница была произвольно проведена "проклятыми британскими колонизаторами" и не соответствует этническим реалиям, ради чего собственно Юг и отделялся.

Этнография пограничных территорий весьма схожа с дарфурской – арабские "понаехавшие" кочевники против чёрных "исконных" племён.
А главное, спорный штат Абьей даёт четверть (и самую качественную) суданской нефти.

В марте в Абъее вспыхнули межплеменные столкновения сторонников Севера и Юга. В мае аль-Башир отдал приказ армии вытеснить силы южан на линию границы 1956-го. Абьей был быстро захвачен. Последовали переговоры, подписание соглашений, возня разнообразных посредников. В результате в июле в штат были введены эфиопские миротворцы, но суданская армия не ушла.
Захватом Абъея Хартум чётко дал понять, что "парад суверенитетов" закончился на Юге.

Нефть есть и в Южном Кордофане. В мае там прошли губернаторские выборы, которые выиграл ставленник Хартума Ахмед Харун (ещё один обвиняемый МУС за Дарфур – видать большой специалист по "разрешению межнациональных противоречий").
В июне в штате вспыхнули бои северян и южан, не признавших результаты выборов, с применением танков и всей авиации, которой у обоих сторон 10 единиц на двоих. На помощь южанам пришли и дарфурцы.

Бои продолжаются и в сентябре распространились на соседний штат Голубой Нил, где Хартум попытался сместить избранного губернатора-южанина Малика Агара.

В сентябре был создан альянс повстанцев Дарфура, Южного Кордофана и Голубого Нила ("Суданский революционный фронт") во главе с Ясиром Армани, поставивший своей задачей свержение "преступного режима" в Хартуме, и трансформацию Судана в федеративное светское демократическое государство.
Причём вооружённую борьбу они намерены сочетать с массовыми манифестациями. В ответ власти запретили 17 политических партий, связанных с Южным Суданом. Причина – лидеры и большинство членов теперь являются "гражданами иностранного государства".

Были и серьёзные социально-экономические последствия новой суданской войны. Южный Кордофан и Голубой Нил являются основными производителями традиционного и основного продукта питания страны – сорго. И 100 % рост цен на сорго в течение года был прямым результатом войны.

Но Абъей, Дарфур, Южный Кордофан и Голубой Нил – не единственные проблемные регионы Судана. Сепаратистские настроения сильны в Восточном Судане и Нубийских горах.

А что же "арабская весна"? Она-то в Судане была? Во всяком случае, пыталась.
Накануне нового года властям пришлось пойти на ряд мер по снижению бюджетного дефицита. Сокращение субсидий на продукты привело к росту цен. Были сокращены на 25 % зарплаты в госсекторе, запрещён импорт предметов роскоши и мебели, заговорили о приватизации.
Данные меры в начале января спровоцировали студенческие волнения и беспорядки в ряде центрально-суданских городов.

30 января была предпринята попытка проведения общенационального "Дня гнева", демонстрации в Хартуме, Омдурмане и Эль-Обейде разогнаны полицией. Количество демонстрантов было невелико – во многом и потому, что в недоразвитом Судане отсутствует тот мощный слой безработных с дипломом, что запустил "арабскую весну" в других странах.
Ректор столичного университета, поддержавший своих студентов, вышедших на митинг, был незамедлительно уволен. Новые попытки демонстраций 5 февраля также были пресечены. Последовали аресты лидеров оппозиции (в т.ч. снова арестовали ат-Тураби) и независимых журналистов, закрыто ряд оппозиционных газет.

5 февраля президент выступил с обещанием "открыть дверь свободе" в стране, но бороться с теми, кто "хочет хаос".
Весной арестованных выпустили, оппозиционерам позволили снова издавать газеты под другими названиями.
Новые попытки организации демонстраций в сентябре закончились ничем.

На протяжении всего года в ПНК продолжалась фракционная борьба между "реформаторами" и "консерваторами", результатом которой стало падение ряда ключевых фигур в руководстве.
В обстановке ухудшения ситуации режим попытался упрочить свои позиции за счёт создания "широкой коалиции" – при реорганизации правительства в ноябре в него вошли представители махдистов, юнионистов и бывших повстанцев из Восточной провинции.
Ат-Тураби предпочёл остаться в непримиримой оппозиции, посылая проклятья в адрес "предателей" из оппозиции. Так что в середине декабря снова был арестован – опять шьют "заговор с целью государственного переворота".

На внешней арене Хартум неизменно поддерживал все арабские революции минувшего года. Ещё когда был неясен исход событий на Тахрире, аль-Башир не раз призывал Мубарака "уважать волю египетского народа". Поставляли оружие ПНС, суданский генерал возглавил миссию наблюдателей ЛАГ в Сирии.
А начало 2012-го года аль-Башир, на котором висит ордер Международного уголовного суда, отметил визитом в Ливию, где был с распростёртыми объятиями принят новыми властями.

Однако, внешнеполитическое положение Судана явно ухудшилось.
Дело в том, что Хартум послушно выполнял все условия мирного соглашения 2005-го, получив публичные обещания Вашингтона исключить страну из списка стран-спонсоров терроризма, списать долги и снять часть экономических санкций.
Свои обязательства Хартум выполнил в полном объёме. Спонсором терроризма Судан давно не является, уже несколько лет негласно сотрудничает с ЦРУ – вплоть до наличия в Хартуме американской станции радиоэлектронной разведки.
И что получили взамен?

1 ноября Белый Дом публично заявил, что ничего того, что обещали раньше, не будет – по причине "агрессивной политики суданских властей в Южном Кордофане, Абъее и Голубом Ниле".
США лишний раз доказали миру вообще и арабам в частности, чего стоят их обещания.
Ещё одним результатом такой "мудрой" политики США стало ослабление влияния либеральной фракции ПНК и усиление позиций во власти военных "ястребов".
, и .
В ближайшее время будет ещё рассказ о и в Тунисе.

Основные географические данные

Христианство пришло в Судан в 6 веке и было религией раннесредневекового царства Нубия. После захвата страны арабами началась исламизация, практически полностью завершившаяся в 15 веке. Христианство на юге и в Нубийских горах - результат деятельности миссионеров в 19 веке.

Судан в древности

Северный Судан - это библейская страна Куш. Там существовало древнее царство Мероэ, воевавшее с Египтом и даже захватывавшее его.

В конце 4-го тысячелетия до н.э. цари 1-й династии Египта завоевали Верхнюю Нубию к югу от Асуана, распространив египетское культурное влияние на африканские народы, жившие по берегам Нила. В последующие столетия, Нубия подвергалась регулярным военным экспедициям из Египта в поисках рабов или строительных материалов для царских гробниц, уничтожившим большую часть египетско-нубийской культуры. Взаимодействие, возникающие в связи с порабощением и колонизацией Нубии, привело к постоянному увеличивавшемуся африканскому влиянию на искусство, культуру и религии династического Египта.

Во время, известное египтологам как Первый переходный период (с. 2130-1938), новая волна иммигрантов-скотоводов пришла в Нубию из Ливии. Эти люди смогли поселиться на Ниле и ассимилировать живших там нубийцев без противодействия со стороны Египта. После падения 6-й династии (ок. 2150), Египет пережил более ста лет слабости и внутренних беспорядков, давая иммигрантов в Нубии время, чтобы практически беспрепятственно развивать свою собственную отличную цивилизацию с уникальными ремеслами, архитектурой и социальной структурой, потенциально более динамичную, чем цивилизации на севере.

С появлением 11-й династии (2081), Египет восстановил свою силу и начал натиск на юг, в Нубии, сначала посылая только спорадические экспедиции для взимания дани, но при 12-й династии (1938-1756) фактически захватил Нубию до города Семна на юге. Для противодействия сопротивлению нубийцев была построена цепь фортов на Ниле. При этом культурное влияние Египта на Нубию было минимальным.

Египтезация местной культуры произошла во Второй период междуцарствия (ок. 1630-1540 до н.э.), когда множество нубийцев были наёмниками в египетской армии, воевавшей против гиксосов . С другой стороны, присутствие этих наемников в Египте способствовало росту африканского влияния в египетской культуре. После восстановления независимости, при Тутмосе I (правил в 1493-1482 до н.э.), Египет захватил Нубию, которая была разделена на две провинции. Центром северной из них была Элефантина , центром южной - город Напата. Появились египетские колонии в административных центрах и слой египтизированных нубийцев.

Нубия была ценна как территория транзитной торговли между Египтом, побережьем Красного моря и Центральной Африкой. Она также располагала запасами золота и изумрудов и большими площадями плодородной земли.

Когда в Египте произошёл очередной кризис в конце Нового царства (11 век до н.э.), наместники Куша, при поддержке своих нубийских армий, стали царями, практически независимыми от египетского контроля. К 8-му веку до н.э. цари Куша происходили из наследственных правящих семейств египтизированных нубийских вождей, не обладавших ни политическими, ни родственными связями с Египтом. При одном из них, Каште, Куш захватил Верхний (т.е. южный) Египет, а при его сыне Пианхи (750-719 гг. до н.э.) весь Египет до берега Средиземного моря.

В 671 г. до н.э. ассирийцы вторглись в Египет и победили кушитов. В 654 г. до н.э. кушиты были отогнаны на юг до своей столицы Напаты. Страна была отделена от египта бесплодными холмами к югу от Элефантины. Куш продолжал контролировать среднее течение Нила ещё тысячу лет. Его уникальная египетско-нубийском культура с её сильными африканскими наслоениями была сохранена, в то время как Египет попал под персидское, греческое и римское влияние.

Экономика государства была основана на добыче золота и драгоценных камней и на транзитной торговле. Кушиты разработали свою собственную письменность, сначала на базе египетских иероглифов, затем их собственных, и, наконец, алфавитную . Они поклонялись египетским богам, но не отказались от своих собственных. Они хоронили своих царей в пирамидах, но не египетской модели. Вскоре после отступления из Египта, столица была перенесена из Напаты на юг, в Мероэ, где царство было больше подвержено воздействию устоявшихся африканских культур с юга в то время, когда его связи с Египтом быстро исчезали.

В следующие несколько веков царство приходило в упадок, и в 350 г. н.э. царь Аксума из Эфиопии разрушил его окончательно, уничтожив столицу и все города вдоль Нила. Последующие 200 лет - тёмный период истории. Археологи пока не определили, какие народы жили в это время в Нубии. Но продолжала преобладать материальная культура, унаследованная от кушитов. Местные правители в союзе с кочевниками из пустыни несколько раз нападали на римские поселения в Верхнем Египте, пока римляне не отогнали их очень далеко на юг.

Судан в средние века

В 6 веке в Нубию прибыли христианские миссионеры. В это время страна была разделена на три государства, столица самого южного из которых была на месте современного Хартума. В период с 534 по 575 год эти царства были обращены в христианство благодаря работе миссионера Юлиана и его преемника Лонгина. Христианские церкви возникали вдоль Нила, и древние храмы были отремонтированы, чтобы приспособить их для христианских служб. Записи об этом дают материал об истории Судана в то время.

После захвата Египта в 639 году арабы попытались захватить нубийские царства силами небольших рейдовых отрядов. После нескольких лет пограничной войны на юг было направлено сильное войско, которое понесло тяжёлые потери, но заключило договор о мире с нубийскими царями, продержавшийся почти 600 лет. Арабы не имели никаких намерений захватывать территории к югу от Асуана.

В 9-12 веках правители Египта поощряли кочевые бедуинские племена уходить на юг, чтобы избавиться от них. Исламизированные местные кочевые племена также захватывали территории в этих местах. Мамелюкские правители Египта с середины 13 века были вынуждены посылать военные экспедиции на юг против разбойных бедуинских племён, контролировавших Нубию. Эти племена и египетские войска грабили остатки нубийского царства Макура, подрывая его жизнеспособность.

В 15 веке арабы стали неконтролируемо мигрировать на юг, смешиваясь с местным населением (в основном путём захвата местных женщин). Христианство при этом было вытеснено исламом, а остатки централизованного царства исчезли и были заменены племенными учреждениями. Последнее маленькое христианское царство Алва на крайнем юге сохраняло независимость от арабов. Оно было разрушено около 1500 года в результате нападения союза арабских племён.

На его месте возникло государство племени фандж , происхождение которого неясно, которое в 16-17 веках успешно противостояло арабам. В нём активно работали мусульманские миссионеры, в основном их суфийских сект, обратившие в ислам аристократию и простой народ.

Судан в новое время

В конце 17 и на протяжении 18 века царство фандж постепенно приходило в упадок, распадалось на части и деградировало культурно под влиянием исламизированных кочевых племён, захватывавших власть в его отдельных районах. В 1821 году губернатор Египта Мухаммад-Али завоевал Восточный Судан. Командовавший военной экспедицией сын Мухаммада-Али Исмаил был убит, но к 1826 году сопротивление было подавлено, и весь нынешний Судан оказался под властью Египта. Египетский губернатор Али Хуршид-ага провёл реформу налогообложения, установил цивилизованные порядки, договорился с духовными лидерами и в 1838 году оставил страну в большем порядке, чем она была до него.

В течение 19 века европейские державы давили на египетские власти, чтобы заставить их искоренить работорговлю и обеспечить безопасность европейских купцов в Судане. Эффективность этих мер была очень слабой. В 1869 году правитель Египта послал в Судан военную экспедицию под руководством англичанина Бейкера, которому удалось навести порядок на востоке Судана, но не на его западе. Там работорговцы консолидировались, объединились, и после отставки Бейкера их главарь Зубайр вынудил египетского хедива назначить его губернатором Судана.

Весь конец 19 века египетские власти продолжали бороться с работорговцами и полудикими независимыми царьками в Южном Судане, нанимая для этого английских и других западных специалистов. В конце 19 века в британской администрации работал Эдуард Шницер , вошедший в историю как Эмин-паша. Он был губернатором южной провинции Судана.

В религиозно-политической жизни Судана большую роль играют объединения дервишей - тарикаты . В 1881 году назначенный в Судан губернатором Мухаммад Рауф-паша объявил себя махди - божественным посланником. Вокруг него собралась армия мусульманских фанатиков, уничтожившая египетские войска и английскую администрацию и захватившая всю страну. В результате возникло теократическое государство под управлением исламских фанатиков-дервишей из секты Махдийя , начавшее войну со всеми соседями, атаковало Египет , Эфиопию и соседние британские владения. Лишь к 1894 году объединённым британско-египетским силам удалось очистить от них страну, после чего Судан управлялся их совместной администрацией до 1956 года.

Еврейские географы Л. Г. Бенже (1856–1936) и Р. Франкетти (1890–1935) исследовали Судан в конце 19 - начале 20 веков.

В 1920-х годах возник суданский национализм, тесно связанный с египетским. В 1924 году были организованы антибританские беспорядки, которые пришлось подавлять силой. Во время Второй мировой войны и после неё Судан был одним из мест, куда британские власти посылали на отсидку пойманных бойцов ЛЕХИ . В 1940-е годы тарикаты создали связанные с ними политические партии, определяющие политику страны до наших дней.

В 1956 году Судан стал независимым и вступил в Лигу арабских государств . В 1958 году там произошёл военный переворот, был разогнан парламент и запрещены политические партии. Судан заключил соглашение с Египтом о разделе вод Нила. Суданский диктатор получил поддержку египетского диктатора Насера, в том числе военную. Правительство начало политику исламизации в Южном Судане, что вызвало восстание в 1962 году (см. ниже). Подавлять восстание южан помогали египетские войска. Этот кризис вызвал падение военной диктатуры и приход к власти гражданского правительства; впрочем, оно ничего не изменило ни в политике, ни в экономике.

В 1950-60-х годах Судан стремился поддерживать хорошие отношения с Западом, в связи с чем заявил о признании резолюции ООН №242 после Шестидневной войны . В 1969 году произошёл военный переворот, и диктатор Нимейри послал военный контингент в Египет во время Войны Судного дня (1973) . В 1970 году все банки в стране были национализированы, но в 1975 году правительство было вынуждено разрешить работу иностранных банков.

В 1970-е годы режим Нимейри попытался провести модернизацию страны по социалистическим моделям. Но все попытки провалились из-за некомпетентного руководства и коррупции. К концу десятилетия Судан попал в острый экономический кризис и в крупные долги. Диктатура Нимейри искала поддержки у организации "Братья-мусульмане", насыщая госаппарат её членами и проводя политику исламизации. В 1986 году режим Нимейри был свергнут в результате военного переворота.

Судан не возражал против мирных переговоров президента Садата с Израилем в 1977-78 гг. После заключения мирного договора Судан не разорвал дипломатические отношения с Египтом. Судан выступал против так называемого "вторичного бойкота", то есть попыток арабских стран бойкотировать всех, определённых как "пособники сионистов", то есть стран и фирм, которые торговали с Израилем.

В 1989 году произошёл очередной переворот, и власть была захвачена исламскими экстремистами. Они отменили конституцию, разогнали парламент и запретили политические партии и профсоюзы. В 1990 году Банк Судана объявило о своем намерении исламизировать всю банковскую систему страны. С 1993 года страной правит президент (диктатор) Омар Хасан Ахмед аль-Башир. В 1998 году был официально объявлен курс на введение шариата как основы законов страны. В 1999 году вновь созданы партии - правящая исламистская партия и её сателлиты (партия "Умма", Народно-освободительное движение Судана - Север).

В 1990-х годах Судан превратился в базу исламистских террористических организаций как суннитского направления (Аль-Каеда и другие), так и шиитского, поддерживаемых правительством Ирана . Госдепартамент США официально внёс Судан в список государств, поддерживающих террор . Там базировались группы, пытавшиеся убить президента Египта Мубаррака и существовали промышленные предприятия по производству оружия массового поражения. Поддержка террористических групп, действовавших против правительств других стран Африки привела к ухудшению отношений Судана с этими странами - прежде всего с Египтом .

К концу 20 века Судан был одним из беднейших государств Африки. В начале 21 века до 40% суданцев неграмотны (в сельской местности - до половины).

В начале 21 века в юго-западной провинции Дарфур начался геноцид народа фур, поддержанный правительством. ЛАГ самоустранилась от поисков решения проблемы и защищала исламистского диктатора Судана от международного давления. В 2015 году суданский военный контингент вошёл в межарабские силы для борьбы с шиитскими повстанцами в Йемене .

В 2016 году суданский министр иностранных дел заявил, что Судан "изучит возможность нормализации отношений с Израилем".

Евреи в Судане

В Судане к середине 20 века жили около 1000 евреев. После провозглашения независимости в 1956 году около 500 из них уехали в Израиль , остальные - в другие страны.

Борьба за независимость Южного Судана

Разделение Судана на Северный и Южный.

Мусульманский Северный Судан и населённый немусульманами Южный Судан всегда были различными географическими зонами и большую часть времени были разделены административно. В 1947 году британские власти объединили их, фактически отдав христианское и языческое население Южного Судана под власть арабского правительства.

Сразу после провозглашения независимости Судана в 1956 году началось стихийное восстание южносуданских племен, продолжавшееся до 1972 года.

В 1967 году, после Шестидневной войны , лидеры Южного Судана встретились в Париже с Леви Эшколем и установили связи с Израилем. Израиль помогал Южному Судану наладить хозяйство. Мосад помогал христианским военным формированиям в Южном Судане - естественному союзнику Израиля.

После переворота 1969 года власти Судана усилили попытки исламизации Южного Судана, достигшие пика при исламистском диктаторе Омаре аль-Башире. В 1972 году было подписано соглашение в Аддис-Абебе, признававшее автономию Южного Судана и придававшее законный статус армии и полиции повстанцев.

В 1983 году диктаторский режим Судана нарушил условия соглашения в Аддис-Абебе, ввёл своё управление на юге и продолжил политику насильственной исламизации. После создания Народной армии освобождения Судана (SPLA) в 1983 году последовал второй, ещё более кровопролитный виток борьбы.

Режим Омара аль-Башира применял геноцид против населения Южного Судана. Каратели сжигали деревни и поля, местное население продавали в рабство или поголовно уничтожали. Около 2.5 миллионов человек были убиты, а более 5 миллионов согнаны с обжитых мест. От полного истребления местные племена спасали непроходимые болота.

В 2005 году было достигнуто прекращение огня. Южный Судан фактически получил автономию, на 2011 год был запланирован референдум по вопросу о независимости. На нём большинство населения проголосовало за отделение от Судана.

9 июля 2011 года Республика Южный Судан официально провозгласил свою независимость от Судана. Во время массовых народных гуляний в столице нового государства Джубе многие держали в руках израильские флаги.

Судан – страна, в которой не прекращаются конфликты. С начала гражданской войны в далеком 1983, постоянные военные действия стали здесь нормой. Непрерывная вражда в провинции Дарфур, в соседних Чаде и Эритреи стоила сотен тысяч человеческих жизней, и сделала невыносимой жизнь для миллионов. Судан находится в состоянии чрезвычайной гуманитарной ситуации с 2003 года. Поводов для «хорошей жизни» тут немало: засуха, опустынивание территорий, перенаселенность, этническая напряженность (конфликты этнических арабов против этнических африканцев), религиозные конфликты (исламский север против христианского юга), политические столкновения (закон шариата против авторитарного правительства), конфликты на границе, международных интересов (китайские экономические интересы против интересов США). К тому же достаточно недавно в Судане были обнаружены запасы нефти, оценивающиеся в полмиллиарда долларов. Очевидно, мир придет в эту страну очень не скоро.

Авторитарное правительство Судана поддерживает арабских боевиков (известных как «джанджавиды»), используя их для подавления племенных споров и закрывая глаза на их жестокую тактику. В настоящее время суданское правительство вынуждено бороться против десятков вооруженных повстанческих групп, некоторые из которых все еще продолжают свои нападения на столицу страны Хартум. В 2005 Организация Объединенных Наций заявила, что ситуация, сложившаяся в Судане, не является геноцидом, поскольку, несмотря на то, что в стране имеют место многочисленные случаи убийства и насилия, «квалифицировать их как геноцид нельзя». В настоящее время около 10 тысяч представителей сил ООН находятся по всей территории региона с миссией по защите гражданского населения и проведению гуманитарных операций.

Часто журналисты пытаются объяснить причины конфликта, выяснить, что за группы стоят за всем этим, истолковать причины и следствия политических и военных решений. Но за всем этим часто не замечают лиц простых людей, которые «варятся» во всем этом военном котле. Беженцев, потерявших свой кров, антагонистов в многочисленных конфликтах, людей, которые умудрились остаться в живых в боевых действиях, лидеров и последователей. Вот некоторые из жителей суданских регионов Дарфур и Абей, которые сегодня вынуждены находиться очень далеко от дома.

Kartoula, 14 лет, беженка из провинции Дарфур, расположенной на западе Судана, в распределительном центре для получения ежемесячного продовольственного пайка. Лагерь в Джабале близ Гос Бейде в восточной части Чада, 5 июня 2008. (REUTERS / Finbarr O"Reilly)

Ньякум Бакони Чан, 50-летняя жительница провинции Абей. Два дня ей пришлось прятаться под кроватью, во время боевых действий между вооруженными силами Судана и армией повстанцев с юга, которые бушевали в ее селении на прошлой неделе. Ей удалось бежать, ее сын вынес ее на плечах в близлежащее поселение Agok, где ему пришлось для матери купить кресло кровать. А в это время в ее родной деревне разгуливали мародёры. Абей находится на границе северных и южных областей страны, которые враждуют между собой из-за нефтяных ресурсов и пастбищ. (AP Photo/Sarah El Deeb)

Вид с воздуха на пожар в поселении провинции Абьея, Судан, пятница, 23 мая 2008 года. Большая часть поселения сгорела и была разграблена мародерами. До этого здесь много дней велись боевые действия. Город, конфликт в котором произошел между севером и югом Судана из-за расположенных тут нефтяных ресурсов и пастбищ, был на прошлой неделе полностью опустошен в ходе многодневных боев между вооруженными силами Судана и армией бывших южных повстанцев. (AP Photo/ Sarah El Deeb)

Общий вид на развалины сгоревшего город Абей на юге Судана, который, согласно официальному заявлению был освобожден силам ООН 22 мая 2008. Как сообщили представители армии, 21 солдат армии Судана были убиты в ходе ожесточенных боев с силами юга. (REUTERS / МООНВС / Handout)

Люди, вынужденные покинуть Абей, ждут начала раздачи продовольственных пайков распространяемых в рамках Всемирной продовольственной программы в Agok, на юге Судана. Фото предоставлено Миссией Организации Объединенных Наций в Судане. Снято 3 июня 2008. (REUTERS /Tim McKulka/МООНВС/Handout)

Солдат Народно-освободительной армии Судана (НОАС) стоит на карауле на базе ООН в Абее, 16 мая 2008. После двух дней боев в этом нефтяном регионе между южной НОАС и командирами северных суданских вооруженных сил наконец прошли переговоры (REUTERS / David Lewis)

18 октября 2007 года. Фото сделанное представителями Миссии Африканского союза в Судане (МАСС). Боевик Движения за справедливость и равенство (ДСР), сопровождает в генерала Мартина Лютера Агваи (3-й слева), командующего Силами Миссии Африканского союза в Судане (МАСС) , в то время как он идет с Халилом Ибрагимом (2-й слева) и еще одним командиром на судано-чадской границе в северо-западном Дарфуре. Повстанческие движения заявили, что 10 мая 2008 года они вплотную приблизились к столице страны городу Хартуму, после чего произошло столкновение с армией на реке Нил на севере, а правительство ввело в столице комендантский час. Национальный конгресс страны заявил, что нападения повстанцев в Дарфуре провалилось, и официально обвинил в поддержке нападающих соседний Чад. (STUART PRICE/AFP/Getty Images)

Халил Ибрагим, лидер Движения за справедливость и равенство (ДСР) со своими полевыми командирами во время встречи 18 апреля 2008 с посланниками Организацией Объединенных Наций и Африканского союза в западной части Судана, в Дарфуре. Ибрагим входит в список 20-ти лидеров повстанцев, запрос об аресте которых, как официально сообщило 10 июня 2008 информационное агентство SUNA, правительство Судана послало в Интерпол. Поводом стало их предполагаемое участие в беспрецедентной атаке на столицу страны Хартум в мае 2008. (STUART PRICE/ AFP / Getty Images)

Фото предоставлено Albany Associates. Боевики из Движения за справедливость и равенство (ДСР) на бронетранспортере после встречи лидера ДСР Халилем Ибрагимом с посланниками Организации Объединенных Наций и Африканского союза в Дарфуре. Место встречи не сообщается, но оно находилось в в западной части Судана, в Дарфуре. 18 апреля 2008. (STUART PRICE/ AFP / Getty Images)

Девочка-арабка пережидает полуденную жару вместе с другими женщинами под навесом из травы в деревне Таиба. Этнические арабы, вынужденные бежать из-за конфликтов между племенами и общей нестабильности в регионе, находятся сейчас в приютах в 40 км к северу от города Gos Beida, в восточной части Чада. 9 июня 2008. Деревня не получает поддержки со стороны учреждений, занимающихся оказанием помощи. В результате конфликта в Дарфуре, который охватил в регионы по обе стороны границы между Чадом и Суданом, около 250 тысяч суданских беженцев вынуждены оставаться в многочисленных лагерях в восточной части Чада, а 180 тысяч жителей Чада – также были вынуждены покинуть свои дома, сообщают представители ООН. (REUTERS / Finbarr O"Reilly)

Маленький суданский беженец, стоящий у дверей своего временного пристанища в Джуба, на юге Судана 16 апреля 2008. Его семья, как и многие другие беженцы, возвращаются из Уганды, Республики Центральной Африки, Конго и других стран. Десятки тысяч людей были вынуждены покинуть свои дома в Абьее после вооруженного конфликта между армией северного Судана, и повстанцами-южанами. «Нам сообщают о десятках тысяч людей, которые движутся группками по лесу на восток, юг и запад», - сообщает информационный источник ООН. (TONY KARUMBA/AFP/Getty Images)

Мальчик играет с палкой и крышкой от кастрюли в Gassire, лагере для беженцев, которые бежали от боевых действий в районе города Гос Бейде, на востоке Чада близ суданской границы, 7 июня 2008. В результате конфликта в Дарфуре, который охватил в регионы по обе стороны границы между Чадом и Суданом, около 250 тысяч суданских беженцев вынуждены оставаться в многочисленных лагерях в восточной части Чада, а 180 тысяч жителей Чада – также были вынуждены покинуть свои дома, сообщают представители ООН. (REUTERS / Finbarr O"Reilly)

Беженцы из провинции Дарфур на западе Судана наблюдают за приездом делегации Совета Безопасности ООН в лагерь Джабала близ города Гос Бейде на востоке Чада, 6 июня 2008. Беженцы из провинции Дарфур в Судане и жители Чада в пятницу попросили у представителей Совета Безопасности ООН обеспечить им защиту, чтобы они могли вернуться в свои дома. (REUTERS / Finbarr O"Reilly)

Стивен Морган, ирландский военный комендант, удерживает мирных жителей на расстоянии во время того, как саперы миротворческих сил Евросоюза (EUFOR) роют яму, чтобы обезвредить реактивную граната найденную на обочине дороги недалеко от города Гос Бейде в восточной части Чада. 8 июня 2008. EUFOR отправил около 3000 военнослужащих в Чад, чтобы обеспечить безопасность в районах рядом с суданской границей, где в результате конфликта в Дарфуре около 400000 жителей Чада и Судана, были вынуждены покинуть свои дома. Как сообщают представители EUFOR, только за прошлый месяц вблизи Гос Бейде миротворческим контингентом было обезврежено около 80 неразорвавшихся снарядов. (REUTERS / Finbarr O"Reilly)

Арабка из кочевого племени в очереди к врачу в благотворительной клинике организации "Врачи без границ" в Kerfi, куда были перемещены тысячи жителей Чада, 10 июня 2008. В результате конфликта в Дарфуре, который охватил в регионы по обе стороны границы между Чадом и Суданом, около 250 тысяч суданских беженцев вынуждены оставаться в многочисленных лагерях в восточной части Чада, а 180 тысяч жителей Чада – также были вынуждены покинуть свои дома, сообщают представители ООН. (REUTERS / Finbarr O"Reilly)

Суданский президент Омар Хассан аль-Башир (в центре) машет своей тростью во время обращения к толпе на митинге в Хартуме 14 мая 2008 года. Десятки тысяч суданских граждан собрались на улицах Хартума в среду, и, выкрикивая националистические лозунги, осудили нападение повстанцев Дарфура на столицу, во время которого погибло более 200 человек. Одетый в военную форму, Башир привел толпу в исступление. Митингующие выкрикивали лозунги, направленные против повстанцев и их лидера, Халила Ибрагима. (REUTERS/Mohamed Nureldin Abdalla)

Беженка приходит в себя после тяжелой ночи, во время которой на нее напали вооруженные бандиты, в благотворительной клинике организации "Врачи без границ" в Kerfi, куда были перемещены тысячи жителей Чада. 10 июня 2008. (REUTERS / Finbarr O"Reilly)


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав