27.12.2020

Иные закрепленные за органами местного самоуправления полномочия. Модельное соглашение о передаче органам местного самоуправления муниципального района части полномочий по решению вопросов местного значения в сфере культуры поселения. Передача части полно


СОГЛАШЕНИЕ

о передаче органам местного самоуправления муниципального района « Наименование муниципального района » части полномочий по решению вопросов местного значения

в сфере культуры поселения « Наименование поселения »

Место подписания Дата подписания

Орган местного самоуправления поселения ________ муниципального района __________________________, именуемый в дальнейшем «Поселение», в лице (наименование должности руководителя органа местного самоуправления) (Ф.И.О.), действующего на основании Устава муниципального образования (наименование поселения), с одной стороны, и Орган местного самоуправления муниципального района ___________________________, именуемый в дальнейшем «Муниципальный район», в лице (наименование должности руководителя органа местного самоуправления) муниципального района (Ф.И.О.), действующего на основании Устава муниципального образования (наименование муниципального района), с другой стороны, вместе именуемые «Стороны», руководствуясь пунктом 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального района ______________, Уставом поселения __________________ в целях оптимизации распределения ресурсов сферы культуры при решении вопросов местного значения, заключили настоящее Соглашение о нижеследующем:

Статья 1. Предмет соглашения

1.1. Настоящее соглашение регулирует отношения, возникающие между Сторонами, в связи с передачей полномочий по решению вопросов местного значения поселения в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

1.2. Предметом настоящего Соглашения является передача «Поселением» осуществления части своих полномочий по решению отдельных вопросов местного значения «Муниципальному району»:

1) в рамках решения вопроса местного значения по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры настоящим Соглашением предусматривается передача «Муниципальному району» осуществления следующих полномочий:

— разработка целевых программ в сфере создания условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры;

— установление порядка предоставления льгот при проведении платных мероприятий муниципальными учреждениями культуры;

Разработка минимальных социальных стандартов, перечня и показателей качества услуг в сфере культурно-досуговой деятельности;

Разработка объёмных показателей и порядка отнесения досуговых учреждений клубного типа к группам по оплате труда руководителей;

— сбор статистических показателей, характеризующих состояние культурно-досуговой деятельности поселенческих культурно-просветительных организаций.

2) в рамках решения вопроса местного значения по созданию условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении настоящим Соглашением предусматривается передача «Муниципальному району» осуществления следующих полномочий:

— подготовка предложений для присвоения и подтверждения почётных званий «Народный», «Образцовый» коллективам самодеятельного творчества.

3) в рамках решения вопроса местного значения по организации библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения настоящим Соглашением предусматривается передача «Муниципальному району» осуществления следующих полномочий:

— разработка перечня услуг оказываемых библиотеками поселения и порядка их оказания, в т.ч. по платным услугам (расчет цен и тарифов на платные услуги);

— разработка системы показателей качества и результативности услуг, оказываемых библиотеками и мониторинг удовлетворенности населения;

— разработка показателей по отнесению к группам по оплате труда руководителей и специалистов;

— формирование муниципальных заданий по оказанию библиотечных услуг в поселении, финансируемых за счет бюджетных средств;

— осуществление анализа эффективности предоставления библиотечных услуг в поселении;

— осуществление анализа обеспеченности библиотечными услугами и динамики спроса на услуги библиотек поселения;

— формирование штатного расписания учреждения и обеспечение соблюдения законодательства по вопросам аттестации сотрудников библиотеки, разработка документов по материальному стимулированию сотрудников библиотек поселения;

— информатизация и методическое обеспечение библиотечных процессов;

— разработка программ развития библиотек поселения и мониторинг их реализации, взаимодействие с органами исполнительной власти по вопросам по вопросам сферы деятельности;

— организация сбора статистических показателей;

— осуществление расчетов объемов комплектования в соответствии с нормативами;

— разработка тематико-типологических планов комплектования и технических заданий для организации закупок;

— подготовка отчетов по использованию средств на комплектование;

— обеспечение условий для обработки и каталогизации фонда, в том числе для создания сводного электронного каталога библиотек поселения;

— осуществление анализа книгообеспеченности, структуры фонда и потребительского спроса на информационные ресурсы;

— организация условий хранения библиотечного фонда (создание особых условий хранения редкого документного фонда, оснащение специализированным оборудование для реставрации фонда);

— организация условий сохранности библиотечных фондов (оснащение помещений противопожарным оборудованием, обеспечение условий по температурно-влажностному режиму и по предупреждению хищения фонда, обеспечение санитарно-эпидемиологических мероприятий по обработке фонда)

— организация перевода редкого и особо востребованного фонда на электронные носители.

Статья 2. Срок осуществления полномочий

«Муниципальный район» осуществляет переданные в соответствии с пунктом 1.2 настоящего Соглашения полномочия «Поселения» в течение _________________________(срок осуществления полномочий).

Статья 3. Права и обязанности «Поселения»

В соответствии с настоящим Соглашением «Поселение» имеет право:

3.1.1. получать от «Муниципального района» информацию о ходе реализации переданных ему полномочий.

3.1.2. осуществлять контроль за реализацией переданных в соответствии с настоящим Соглашением полномочий в форме и порядке, установленных действующим федеральным законодательством, законодательством Самарской области и нормативно-правовыми актами муниципального образования.

3.1.3. вносить предложения о приостановке действия настоящего Соглашения в случае неисполнения «Муниципальным районом» переданных полномочий;

«Поселение» обязано:

3.2.1. перечислять финансовые средства «Муниципальному району» в виде субвенций из бюджета поселения в размере и сроках, указанных в приложениях к настоящему Соглашению

3.2.2. по запросу «Муниципального района» предоставлять сведения и документы, необходимые для исполнения переданных полномочий.

Статья 4. Права и обязанности «Муниципального района»

В соответствии с настоящим Соглашением «Муниципальный район» имеет право:

4.1.1. запрашивать у «Поселения» информацию, необходимую для осуществления полномочий, переданных в соответствии с пунктом 1.2 настоящего Соглашения.

4.1.2. приостанавливать исполнение переданных полномочий в случае нарушения «Поселением» сроков и размеров перечисления субвенций из бюджета «Поселения».

«Муниципальный район» обязан:

4.2.1. осуществлять полномочия, переданные в соответствии с пунктом 1.2. настоящего Соглашения, в соответствии с требованиями действующего законодательства;

4.2.2. направлять поступившие финансовые средства (субвенции) в полном объеме на осуществление переданных полномочий, обеспечивая их целевое использование;

4.2.3. осуществлять взаимодействие с заинтересованными органами государственной власти, в том числе заключать соглашения о взаимодействии по вопросам реализации полномочий, предусмотренных в пункте 1.2 настоящего Соглашения.

Статья 5. Порядок определения объема субвенций

5.1. Объем субвенций, необходимый на исполнение переданных в соответствии с п.1.2 настоящего Соглашения полномочий, утверждается решением представительного органа муниципального образования Поселения о бюджете поселения на очередной год.

5.2. Порядок определения ежегодного объема субвенций, необходимых для осуществления передаваемых в соответствии со статьей 1 настоящего Соглашения полномочий, определяется в соответствии с методикой расчета, устанавливаемой сторонами Дополнительным соглашением.

Статья 6. Основания и порядок прекращения соглашения

6.1. Действие настоящего Соглашения может быть прекращено досрочно:

6.1.1. По соглашению Сторон.

6.1.2. В одностороннем порядке в случае:

— неисполнения или ненадлежащего исполнения одной из Сторон своих обязательств в соответствии с настоящим Соглашением;

— если осуществление полномочий становится невозможным, либо при сложившихся условиях полномочия, переданные п.1.2. настоящего Соглашения, могут быть наиболее эффективно осуществлены органами местного самоуправления поселения самостоятельно.

6.2. При расторжении настоящего Соглашения «Муниципальный район» возвращает неиспользованные материальные и финансовые средства.

6.3. Уведомление о расторжении настоящего Соглашения в одностороннем порядке направляется второй стороне не менее чем за 6 месяцев, при этом второй стороне возмещаются все убытки, связанные с досрочным расторжением соглашения.

В Федеральном Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ, вопросы местного значения определены как вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом № 131-ФЗ осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (ст.2). Таким образом, вопросы местного значения определяются только на федеральном уровне двумя правовыми актами.

Глава 3 Закона № 131-ФЗ определяет компетенцию местного самоуправления (вопросы местного значения и полномочия органов местного самоуправления по их решению ст. 14-17) и принципы правового регулирования полномочий органов местного самоуправления.

Вопросы местного значения можно условно разделить на 3 группы:

1. По обеспечению условий жизни каждого из жителей (здравоохранение, образование, социальное и бытовое обслуживание, снабжение жилищ водой и энергоносителями и т.д.);

2. По обеспечению условий жизни населения в целом (охрана общественного порядка, информационные службы, благоустройство и озеленение, транспортное обслуживание и т.д.);

3. По обеспечению осуществления населением муниципального образования прав собственника в отношении муниципальной собственности.

Вопросы местного значения решаются органами местного самоуправления самостоятельно за счет собственных доходов местного бюджета, за исключением субвенции предоставляемых местным бюджетам из государственных бюджетов (п.2 ст. 18 ФЗ № 131). Ст. 18 ФЗ № 131 установлено, что федеральные законы и законы субъектов федерации не могут содержать положений, определяющих объем расходов за счет средств местных бюджетов. То есть объем услуг, предоставляемых местного бюджета, определяется муниципальным образованием самостоятельно.

Подчиненность органа или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования (например, поселения) органу или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования (например, района) не допускается.

Зафиксировав различные виды муниципальных образований, Ф3№131 закрепляет и различный перечень вопросов местного значения, относящихся к компетенции каждого из них. Во многом перечень вопросов совпадает, но имеются и различия, обусловленные объективными причинами - размер территории, численность населения и т.д. Но список вопросов местного значения является закрытым.

Иные вопросы органы местного самоуправления поселения вправе решать при одновременном наличии следующих условий:

Иной вопрос не относится к компетенции органов местного самоуправления и других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключен из компетенции органов местного самоуправления поселения федеральными законами и (или) законами субъектов федерации.


Существуют собственные материальные ресурсы и финансовые средства (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ).

Решение вопроса требует наличия у органов местного самоуправления определенных прав и обязанностей, обеспечивающих достижение целей деятельности. Такие права и обязанности, закрепленные правовыми актами за органами, должностными лицами и необходимые для решения поставленных перед данными субъектами задач, в теории государства и права называются полномочиями.

Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения названы в ст. 17 Закона №131 -ФЗ и, в отличие от самих вопросов местного значения, не отличаются по типам муниципальных образований. Полномочия органов местного самоуправления помимо названных в статье 17 определяются также иными положениями Закона № 131-ФЗ и уставами муниципальных образований. Закон не предусматривает возможности установления полномочий органов местного самоуправления иными федеральными законами, законами субъектов РФ, актами Президента РФ, актами органов исполнительной власти. В отличие от этого, определение уставами муниципальных образований полномочий органов и должностных лиц, в том числе и не названных Законом, не только допускается, но и является необходимым условием решения вопросов местного значения.

Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляется федеральными органами государственной власти и закрепляется в федеральных законах. В Федеральном законе № 131 -ФЗ не только прямо названы полномочия органов местного самоуправления, но и установлена возможность определения иных полномочий по решению вопросов местного значения уставом муниципального образования.

Правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении ими отдельных переданных государственных полномочий субъектов РФ, по предметам ведения субъектов РФ, и по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ осуществляют органы государственной власти субъектов РФ. Это означает, что по вопросам местного значения органы государственной власти субъектов РФ не вправе осуществлять правового регулирования полномочий местного самоуправления.

Полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов РФ, по вопросам, не отнесенным Законом №131-ФЗ к вопросам местного значения, являются на основании ст. 19 этого закона отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органами местного самоуправления одновременно с необходимыми для их осуществления ресурсами (ст. 19).

Единообразный подход к трактовке терминов является чрезвычайно важными, так как от этого зависит то, какие действия должны и готовы будут осуществлять органы местного самоуправления поселений для решения вопросов местного значения. Кроме того, это имеет немаловажное значение для формирования структуры органов местного самоуправления, определения штатной численности сотрудников и, соответственно влияет на формирование местных бюджетов с точки зрения определения объема бюджетных средств, необходимых для решения вопросов местного значения.

При всем разнообразии отнесенных к компетенции местного самоуправления вопросов можно выделить несколько ключевых терминов, которыми обозначаются вопросы местного значения, и которые требуют толкования для определения полномочий органов местного самоуправления по их решению. Это термины: «организация», «обеспечение условий» и «создание условий», являющиеся самыми распространенными в ст. 14 ФЗ № 131, а также термины: «участие» (в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций), «обеспечение» (первичных мер пожарной безопасности), «оказание содействия» (в установлении опеки и попечительства).

Наиболее часто в Законе №131-ФЗ используется термин «организация» (электро-, тепло-, газо- и водоснабжение; строительства и содержания муниципального жилищного фонда; транспортного обслуживания населения; сбора и вывоза мусора и бытовых отходов; мероприятий по гражданской обороне и т.д.).

Термин происходит от латинского «organize» - «придаю стройный вид», и французского «organisation» - «устраиваю».

В Законе № 131 -ФЗ понятие «организация» используется как создание системы, обеспечивающей функционирование какой-либо сферы деятельности. При этом законодатель разделяет понятия «организация» и «осуществление» и только в некоторых вопросах предусматривает, либо допускает возможность непосредственного осуществления тех или иных видов деятельности (оказание соответствующих услуг) органами местного самоуправления.

Таким образом, под организацией предлагается понимать не само оказание услуг, создание объектов, контроль, охрану и т.п., а комплекс организационно- правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управления отношениями в соответствующей сфере деятельности, обеспечению скоординированной деятельности, направленной на достижение заданного результата, цели. Результатом будет реализация социальной ответственности, предоставление услуг, в установленном органами местного самоуправления объеме, по утвержденным муниципальным минимальным социальным стандартам.

Организация должна включать как минимум следующие полномочия:

Планирование, в т.ч. постановку целей, определение стандартов и нормативов;

Анализ возможностей и способов достижения целей;

Разработку мероприятий по реализации задач;

Правовое регулирование;

Заключение договоров, соглашений;

Координацию деятельности участников отношений;

Контроль предоставления услуг, реализации целей;

Обеспечение финансирования оказания данных услуг.

Закон № 131-ФЗ расширяет компетенцию муниципальных образований в ряде сфер по сравнению с ранее действовавшими нормами и требует реализации полного комплекса управленческих функций для решения вопросов местного значения.

Следующий по числу употреблений термин, используемый при определении вопросов местного значения - «обеспечение », употребляется как самостоятельно (первичных мер пожарной безопасности и т.д.), так и в сочетании с иными терминами (обеспечение условий, создание условий для обеспечения). Обеспечение ~ это принятие мер, позволяющих сделать выполнимым что-либо, достичь заданных результатов, или сохранить что-либо.

В сфере компетенции местного самоуправления термин «обеспечение» используется также в конструкциях:

- «обеспечение условий для развития»;

- «создание условий для обеспечения».

Термин «условия» в первую очередь означает «обстоятельства, от которых зависит что-либо». Кроме того, под условиями понимается « обстановка, в которой что-либо происходит, осуществляется», а также «правила, установленные в какой-либо сфере». Таким образом, обеспечение условий - это принятие мер, позволяющих достичь и (или) сохранить обстоятельства, обстановку, необходимые для реализации, выполнения чего-либо.

Обеспечение - это действие длящееся, поддерживающее определенное состояние, а не разовое, то есть меры могут приниматься и корректироваться в процессе деятельности постоянно или по мере необходимости. В отличие от этого, «создание условий» - это законченное действие, предполагающее необходимость произвести, сделать что-то для реализации, выполнения задач.

Участвовать означает действовать совместно с кем-нибудь, сотрудничать в чем-то, иметь долю, часть, быть помощником в деле. Применительно к предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций это означает, что вопросом местного значения является сотрудничество, помощь в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций уполномоченным органам. Данный вопрос является вопросом местного значения, как поселений, так и муниципальных районов. Это требует четкого правового регулирования деятельности органов местного самоуправления каждого конкретного поселения при решении данного вопроса. Соблюдение всех проведенных выше норм законодательства в отношении самостоятельности муниципальных образований при решении вопросов местного значения требует, чтобы объем, доля участия (сотрудничества, помощи) органов местного самоуправления поселения в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций определялся муниципальными правовыми актами поселения.

Таким образом, несмотря на достаточное разнообразие формулировок вопросов местного значения, при сопоставлении используемых терминов в определении муниципальных задач и права на отнесение объектов, требующихся для решения вопросов местного значения, к муниципальной собственности, можно выделить следующие категории вопросов местного значения:

- вопросы, по которым органы местного самоуправления осуществляют весь комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению отношениями в соответствующей сфере деятельности, обеспечению скоординированной деятельности, направленной на достижение заданного результата, цели реализации социальной ответственности, предоставление услуг;

- вопросы, по которым органы местного самоуправления принимают меры, позволяющие достичь и (или) сохранить обстоятельства, обстановку, необходимую для реализации, предоставления услуг иными субъектами хозяйственной деятельности, и ответственны за создание инфраструктуры для оказания услуг, а не за само предоставление конкретной услуги;

- вопросы, по которым полномочия и объем деятельности органов местного самоуправления различных муниципальных образований и органов государственной власти четко не разграничен;

- вопросы, сформулированные прямо как предоставление соответствующей услуги или осуществление соответствующего вида деятельности;

- вопросы, по своему содержанию фактически являющиеся определенными полномочиями органов местного самоуправления.

Частью 4 статьи 15 ФЗ № 131 установлено, что органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, и органы местного самоуправления района вправе заключать соглашения о передаче осуществления части своих полномочий. Передавать полномочия по соглашению можно как от муниципального района поселению, так и от поселений району. В соглашении о передаче части полномочий должен быть указан срок, на который полномочия передаются. Передача полномочий должна сопровождаться передачей субвенции из соответствующего бюджета на их осуществление. Для более эффективной передачи полномочий требуется провести детальный анализ всех возможных способов осуществления полномочий, их плюсов и минусов, издержек, рисков при использовании каждого из способов.

Необходимо подчеркнуть, что Закон №131 говорит не о передаче вопросов местного значения, а о передаче части полномочий по их решению. Поэтому в соглашении о передаче полномочий необходимо указывать, какие права и обязанности органов местного самоуправления по тому или иному вопросу местного значения передаются.

Полномочия установлены ст. 17 ФЗ №131 и могут устанавливаться также уставом муниципального образования. Передаваться могут только те полномочия, которые отнесены названными актами к полномочиям органов местного самоуправления данного муниципального образования. Кроме того, передаваться могут лишь полномочия, которыми обладает орган, передающий полномочия. Среди названных Законом № 131 полномочий есть исключительные полномочия представительного органа местного самоуправления, например, принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, утверждение бюджета и отчета о его исполнении и т.п. Очевидно, что такие полномочия представительного органа передаваться не могут.

Соглашения о передаче осуществления части полномочий должны заключаться на определенный срок. Наиболее удобно заключать соглашения сроком на год, соответствующий бюджетному году, или менее года. Но при реализации долгосрочных мероприятий и программ развития возможно установление срока соглашения на более длительный срок.

В соглашения в соответствии с требованием ФЗ №131 должны быть установлены основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного. Основаниями прекращения полномочий могут быть: истечение срока, на который заключено соглашение и незаключение нового; для досрочного прекращения - нарушение установленных соглашением порядка, объема, сроков исполнения переданных полномочий, непредставление информации об исполнении полномочий передавшим органам местного самоуправления, нецелевое использование средств, отсутствие финансирования переданных полномочий и т.п.

В соглашении указывается порядок определения и конкретный объем субвенций, необходимых для осуществления передаваемых полномочий. Также Закон требует, чтобы в соглашении были установлены финансовые санкции за неисполнение соглашений.

Данные соглашения носят публично-правовой характер, поэтому все особенности реализации таких соглашений должны устанавливаться законом и самим соглашением. При установлении финансовых санкций требуется учитывать, что любые выплаты из бюджета, даже выплаты по судебным решениям, возможны только в случае, если бюджетом данные расходы предусмотрены.

Составной частью компетенции местного самоуправления являются отдельные переданные государственные полномочия.

Статьей 132 Конституции РФ установлено, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Главой 4 Закона № 131. Если иное не установлено федеральным законом, законом субъекта РФ о передаче полномочий, по общему правилу отдельные государственные полномочия осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Органом, осуществления реализацию переданных государственных полномочий, является местная администрация.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственным полномочиями РФ осуществляется Федеральными Законами; отдельными государственными полномочиями субъектов РФ - законами субъектов РФ. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными, помимо законов, нормативными правовыми актами не допускается. При этом наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, установленными ст. 72 Конституции РФ, допускается, только если это не противоречит Федеральным Законам.

Статьей 19 Закона №131 установлено, что полномочия органов местного самоуправления, установленные Федеральными Законами и Законами субъекта РФ, по вопросам, не отнесенным названным ФЗ к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местное самоуправления.

Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления вправе дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставами муниципальных образований.

Закон № 131 (п.7.ст. 19) и Бюджетный Кодекс РФ устанавливают, что положения федеральных законов, законов субъектов РФ, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно Федеральным Законом о федеральном бюджете, Законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год при условии, если предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий. Это необходимо учитывать органам местного самоуправления, так как осуществление полномочий, которые переданы не введенным в действие положениями законодательства, является превышением компетенции органов местного самоуправления.

Законом установлены требования к содержанию законов о передаче отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления.

Наиболее значимыми для муниципальных образований являются обязательное указание в законе:

Перечня прав и обязанностей органов местного самоуправления и органов государственной власти при осуществлении переданных полномочий;

Способа (методики) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из соответствующего государственного бюджета для осуществления полномочий;

Перечня подлежащих передаче органам местного самоуправления материальных средств для осуществления полномочий или порядка определения данного перечня;

Порядка отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных полномочий;

Условий и порядка прекращения осуществления органами местного

Отсутствие в законе о передаче всех или отдельных полномочий из названных положений может являться основание для оспаривания в суде этого закона. Признанное в судебном порядке несоответствие Федеральных законов, Законов субъекта РФ, предусматривающих наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, требованиям ст. 19 ФЗ №131, является основанием для отказа от исполнения указанных полномочий. Однако до установления судом факта несоответствия закона установленным требованиям органы местного самоуправления обязаны осуществлять исполнение переданных государственных полномочий, если они введены в действие законом о государственном бюджете соответствующего уровня на очередной год. При этом органы местного самоуправления несут ответственность за исполнение переданных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Контроль осуществления органами местного самоуправления переданных государственных полномочий, а также использования переданных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств проводят уполномоченные органы государственной власти. Закон о передаче полномочий должен содержать порядок контроля органов государственной власти за осуществлением отдельных государственных полномочий и наименования органов, осуществляющих указанный контроль.

Серия «Управляем сами»

Местное самоуправление
в вопросах и ответах

НОВОСИБИРСК

УДК 331.1(094.4.072)

ББК 67.99(2)7я2

Одобрено координационным советом

по местному самоуправлению Межрегиональной

ассоциации экономического взаимодействия

субъектов Российской Федерации «Сибирское соглашение»

К 16 Как самим управлять. Местное самоуправление в вопросах и ответах: Учебно-методическое пособие по изучению и реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»/, . Под общ. ред. , . – Новосибирск, 2005. – 112 с.

Пособие включает ряд ответов на основные правовые и экономические вопросы, связанные с реализацией Федерального закона от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Учебно-методическое пособие носит познавательный характер и подготовлено для широкого круга читателей: представителей органов государственного и местного самоуправления, студентов, преподавателей в области государственного и муниципального управления , руководителей хозяйствующих субъектов и общественных объединений , а также граждан, занимающих активную позицию в вопросах практической реализации местного самоуправления.

Пособие дополняет серию работ «Управляем сами», подготовленных при активной поддержке аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе и Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Сибирское соглашение».

ã Исполнительный комитет (учреждение)

Межрегиональной ассоциации экономического

взаимодействия субъектов Российской Федерации

«Сибирское соглашение», 2005 ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. От Новгородского вече к муниципалитетам

ХХ I века …………………………………………...

Основные термины и понятия, которые встречаются

в тексте ………………………………………………………….

Глава 1 . Понятие местного самоуправления, территории муниципальных образований , муниципальные правовые акты ………………………….

Что такое местное самоуправление?...........................

Каковы полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления?...........................................

Какова правовая основа местного самоуправления?..

Каким статусом наделено муниципальное образование и как устанавливаются его границы?....................

Что такое межселенная территория и каковы правовые аспекты ее использования?....................................

Что такое преобразование муниципальных образований и как осуществляется изменение границ муниципального образования?..........................................

Как проводятся опросы населения?.............................

Какие права имеют жители на получение информации от органов местного самоуправления?................

Глава 4. …………..

Что такое органы местного самоуправления и кто относится к должностным лицам муниципального образования?...................................................................

Какими могут быть органы местного самоуправления?..................................................................................

Как формируется представительный орган муниципального образования?..................................................

Как проводятся выборы депутатов представительного органа муниципального образования?................

Какими полномочиями обладает представительный орган муниципального образования?...........................

Какими правами обладает депутат представительного органа муниципального образования?................

Каков порядок наделения полномочиями главы муниципального образования и каковы основания их досрочного прекращения?.............................................

Какими полномочиями обладает глава муниципального образования?..................................................

Как назначается глава местной администрации?........

Как должна формироваться местная администрация и какими полномочиями она обладает?.......................

Какие еще органы могут быть в структуре органов местного самоуправления?............................................

Какую ответственность могут нести органы муниципального образования и выборные должностные лица муниципальных образований?.............................

Глава 5. Финансовая и экономическая основа местного самоуправления ………………………………...

Какое имущество должно находиться в собственности муниципальных образований?...............................

Как управлять имуществом муниципального образования?...........................................................................

Что представляет собой система местных бюджетов ?.

За счет чего формируются доходы местного бюджета?

Какие налоги полностью закреплены за местными бюджетами?....................................................................

Что является основой для устойчивого развития муниципального образования и составления его бюджета?.........................................................................

Как осуществляется муниципальный заказ?...............

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, по которым должны быть приняты региональные законы….

Приложение. Вопросы местного значения городского округа……………………………………… ..

Приложение. Вопросы местного значения муниципального района………………………………… .

Приложение. Вопросы местного значения поселения…………………………………………………

Приложение. Содержание типового паспорта муниципального образования………………………...

Приложение. Типовой макет прогноза социально-экономического развития муниципального образования ……………………………………………

ВВЕДЕНИЕ

ОТ НОВГ O РОДСКОГО ВЕЧЕ

К МУНИЦИПАЛИТЕТАМ ХХ I ВЕКА

«Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации».

Статья 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Местное самоуправление – самостоятельный вид публичной власти, который работает на стыке интересов государства и общества, являясь своеобразным мостиком между ними. Поэтому совершенно справедливо его порой называют основой, фундаментом народовластия.

В России местное самоуправление имеет глубокие исторические корни. Еще в древнем Новгороде на протяжении столетий наиболее важные для города вопросы решались на большом вече, которое сейчас мы бы назвали общим собранием или сходом. Выражаясь юридическим языком, в те далекие годы российская история получила «прецедент решения вопросов местного значения путем прямого волеизъявления новгородских граждан».

Исторический путь местного самоуправления в России был тернист, запутан и противоречив. Зачастую он прокладывался под диктовку государства. Не раз и не два он «сужался» или вообще обрывался на десятилетия, а, порой, и на столетия, практически исчезая из общественной жизни страны. Так было, например, в период татаро-монгольского нашествия и собирания русских земель.

Восстановление местного самоуправления началось в ходе земской реформы Ивана Грозного в XVI веке, которая была призвана ослабить всевластие местных феодалов. Но пришедшие к власти после Смутного времени Романовы в XVII веке сделали ставку на назначаемых из центра воевод , которые постепенно вытеснили выборных должностных лиц и сделались бесконтрольными начальниками областей и уездов. Определенные шаги в развитии элементов местного самоуправления сделал и Петр I, однако в ходе построения Российской империи взяла верх жесткая централизация управления.

Очередная реформа в области земского и городского управления была проведена во второй половине XVIII века Екатериной II. Эта реформа оставила заметные следы в российском законодательстве и в практике управления. Деление империи на губернии и уезды, создание выборных органов местного самоуправления позволило отчасти децентрализовать управление и сформировать отдельные самоуправляющиеся единицы на местах. При Екатерине II были созданы городские думы – сначала в Москве и Петербурге, а затем и в других городах. С другой стороны, реформа усиливала власть губернаторов и упрочила положение административного аппарата на местах; чиновники имели право контроля и руководства органами самоуправления, поэтому практическая роль последних вплоть до реформы 1864 года была относительно невелика.

В XIX веке, особенно в первой его половине, местное самоуправление вновь было серьезно сжато тисками государственной власти. На десятилетия были ликвидированы городские думы, а выборные должностные лица по своему положению стали мало отличаться от назначенных.

Коренным образом изменили вектор развития местного самоуправления реформы Александра II, проведенные в 1860 – 1870 гг. Было отменено крепостное право, установлена система земских учреждений, формировавшихся на выборной основе и ведавших делами местного хозяйства, серьезно укрепилось городское самоуправление. Земская и городская реформы значительно обогатили опыт российского местного самоуправления, вызвали серьезное оживление общественной жизни в стране и подъем городского хозяйства .

При Александре III и Николае II произошел новый поворот в сторону усиления самодержавия и свертывания прав местного самоуправления. Несмотря на то, что в 1906 году Россия стала конституционной монархией и необходимость реформирования земского и городского самоуправления была очевидна, этот вопрос не вышел из стадии написания проектов и их обсуждения вплоть до начала первой мировой войны.

Новый и очень мощный всплеск развития роли самоуправления в государстве стимулировало Временное правительство весной-осенью 1917 года. В кратчайшие сроки была проделана колоссальная законотворческая работа, установившая действительно демократические нормы построения местного самоуправления. Однако реализовать их не удалось – Временное правительство не справилось с другими, более актуальными и не менее сложными задачами, что привело к его крушению.

В эпоху советской власти местное самоуправление переживало противоречивый период своего существования. С одной стороны, Советы как органы народного представительства стали основой государственной системы и пронизали ее сверху донизу. Ее низовые звенья являлись своеобразным симбиозом органов государственного и местного управления. Но самостоятельность и компетенция их были ограничены, так как занимались они в основном воплощением директив партии и правительства.

История развития местного самоуправления в России отчетливо демонстрирует его основные особенности. Первое: местное самоуправление находилось в серьезной зависимости от государственной власти, практически все серьезные структурные изменения в системе местного самоуправления (как по его развитию, так и по свертыванию) инициировались «сверху». Второе: развитие самоуправления шло маятникообразно – этапы интенсивного укрепления с меньшей или большей быстротой обязательно сменялись периодами его резкого ограничения. Третье: отсутствие непрерывного, поступательного развития местного самоуправления в России привело к отсутствию преемственности в накоплении соответствующих традиций. Четвертое: для местного самоуправления России характерна мозаичность – специфика крестьянского самоуправления в Сибири, не знавшей помещичьего гнета, серьезно отличалась, например, от самоуправления кубанского казачества.

Эти особенности и, прежде всего, слабость традиций до сих пор негативно сказываются на уровне развития местного самоуправления, а точнее его неспособности исполнять свою главную миссию. А она, эта миссия, во все времена была примерно одинакова – служить облегчению работы органов государственной власти (за счет избавления их от излишних функций) и способствовать облегчению жизни населения (за счет увеличения его прав и возможностей).

К сожалению, факты свидетельствуют о том, что в постсоветской России за десять с лишним лет местное самоуправление не стало серьезной и самостоятельной силой и свою миссию выполняет слабо. Это привело к необходимости придать новый импульс процессу, решительным образом изменить облик местного самоуправления да и всего государственного устройства.

В настоящее время основным двигателем реформы местного самоуправления в стране стал новый Федеральный закон от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее, если специально не оговорено, – Федеральный закон).

Главная задача и смысл Федерального закона – переломить сложившуюся ситуацию, научить местные власти и население самостоятельно принимать решения, управлять делами на основе четкого распределения полномочий между уровнями власти. Процесс этот не простой. О его сложности говорит хотя бы то, что с момента начала разработки Федерального закона и до сих пор идет интенсивное обсуждение его достоинств и недостатков на самых разных уровнях общества.

Очевидно и то, что законодательную базу местного самоуправления необходимо далее укреплять и развивать как на федеральном, так и региональном уровнях. Опыт реализации Федерального закона в Новосибирской области и Ставропольском крае , других субъектах Российской Федерации показал необходимость уточнения и совершенствования его положений для более полного учета исторических, природно-геогра­фических особенностей и социально-экономических условий различных регионов Российской Федерации.

Скоро местному самоуправлению придется жить по новому законодательству, по новым правилам, которые серьезно отличаются от действующих. До вступления Федерального закона в полную силу необходимо установить границы и определить территории муниципальных образований, провести выборы в органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, внести изменения в региональное законодательство, подготовить основные нормативные правовые акты.

К сожалению, население и многие управленцы на местах подчас имеют о новом законе такое же представление, как и о порядке проведения новгородского вече. С одной только, но очень существенной разницей – историю российскую знать и применять в практике управления полезно, а знать и исполнять законы, пользуясь предоставленными им возможностями, – необходимо.

Новый закон вызывает не только массу споров, но и массу вопросов, на которые необходимо получить ответы. Данное пособие является попыткой в доступной форме (насколько это возможно при разъяснении положений законодательства) ответить на сложные вопросы общего характера, которые возникают при прочтении Федерального закона и попытках его применения.

В первой главе пособия рассказывается о роли местного самоуправления в системе публичной власти. Здесь раскрывается понятие местного самоуправления, его правовая основа, порядок территориальной организации муниципальных образований; порядок принятия, а также виды правовых актов, которые принимаются органами местного самоуправления.

Вторая глава посвящена вопросам местного значения, то есть тем вопросам, за решение которых, помимо органов местного самоуправления, никто не имеет права (и не будет) отвечать. Эти вопросы образуют стержень, вокруг которого строится вся работа местного самоуправления.

Формам прямого участия населения в работе местного самоуправления посвящена третья глава. Значение этой главы определяется тем, что местное самоуправление в принципе не может быть эффективным без привлечения к его работе самого населения. В ней рассказывается только о тех формах, которые описаны в Федеральном законе. На самом деле их гораздо больше, но это тема отдельного разговора.

В четвертой главе рассматривается структура органов местного самоуправления, порядок их формирования и ответственность перед населением.

Пятая глава знакомит с финансовыми и налоговыми основами осуществления местного самоуправ­ления.

Конечно, в рамках одного скромного пособия невозможно полностью раскрыть суть, все проблемы и возможности, принесенные местному самоуправлению этим Федеральным законом. Наличие таких пособий не отменяет необходимости для людей, занятых в местном самоуправлении, повышать уровень своей квалификации и проходить профессиональную переподготовку с учетом требований нового законодательства. Тем не менее авторы надеются, что издание окажется полезным для тех, кто интересуется проблемами реформирования местного самоуправления.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ,

КОТОРЫЕ ВСТРЕЧАЮТСЯ В ТЕКСТЕ

«Об общих принципах организации местного самоуправления

в Российской Федерации»)

1) Поселение – городское или сельское поселение .

2) Сельское поселение – один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

3) Городское поселение – город или поселок, в котором местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

4) Муниципальный район – несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

5) Городской округ – городское поселение , которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

6) Внутригородская территория города федерального значения – часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного cамоуправления.

7) Муниципальное образование – городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

8) Межселенная территория – территория, находящаяся вне границ поселений.

9) Вопросы местного значения – вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

10) Вопросы местного значения межпоселенческого характера – часть вопросов местного значения, решение которых в соответствии с Федеральным законом и муниципальными правовыми актами осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления муниципального района самостоятельно.

11) Органы местного самоуправления – избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

12) Депутат – член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения.

13) Должностное лицо местного самоуправления – выборное или заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.

14) Выборное должностное лицо местного самоуправления – должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах.

15) Член выборного органа местного самоуправления – выборное должностное лицо органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах.

16) Муниципальный правовой акт – решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер.

В Федеральном законе 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вслед за изложением в ст. 14, 15, 16 вопросов местного значения трех видов муниципальных образований помещена ст. 17 "Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения".

В ней в обобщенной форме изложены единые для органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов полномочия, необходимые для реализации вопросов местного значения. Несмотря на специфику муниципальных образований, их органы обладают одинаковыми ключевыми полномочиями для достижения своих задач, хотя конкретный объем этих полномочий зависит от уровня муниципальных образований.

Органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями (ч. 1 ст. 17):

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;

2) установление официальных символов муниципального образования;

3) создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа;

4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;

5) регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. Полномочия органов местного самоуправления поселений по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам, тарифам для потребителей могут полностью или частично передаваться на основе соглашений между органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят указанные поселения;

6) организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;

7) принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством РФ;

8) учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и об иной официальной информации;

9) осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами;

10) организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации выборных должностных лиц местного самоуправления, членов выборных органов местного самоуправления, депутатов представительных органов муниципальных образований, а также профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений.

Учитывая широкий спектр вопросов местного значения и в связи с этим объективную невозможность перечисления всех полномочий органов местного самоуправления по их решению, Федеральным законом 2003 г.

Указанный выше перечень полномочий оставлен открытым и предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления могут обладать иными полномочиями в соответствии с названным Законом 2003 г. и уставами муниципальных образований.

В целом объем издания муниципальных правовых актов, особенно нормативных актов, больше на уровне муниципального района, городского округа в сопоставлении с поселениями. Муниципальное образование может утверждать свою символику. А вот объем местного хозяйства, а тем более муниципального заказа у сельского поселения гораздо скромнее, чем, например, у городского округа, отсюда и разные масштабы в равной мере принадлежащих каждому уровню полномочий. Далеко не каждое сельское поселение "размахнется" на учреждение печатного средства массовой информации, муниципальные районы и городские округа сделают это скорее.

Вопросы местного значения и полномочия по их решению - разные по характеру и значению категории, их нельзя отождествлять.

Вопросы местного значения - это соответствующие сферы, направления, предметы ведения, в которых местное самоуправление, его органы и должностные лица, в ряде случаев и непосредственно население вправе действовать, более того - они и обязаны это делать. По сути, это и цели деятельности местного самоуправления как одного из уровней публичной власти.

Каждое из таких полномочий по решению вопросов местного значения представляет собой право органов местного самоуправления действовать в определенной ситуации способом, предусмотренным законом, предпринимать соответствующие действия, принимать при необходимости муниципальные правовые акты.

Федеральный закон 2003 г. (ч. 3 ст. 17) подчеркнул, что полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления поселений, городских округов и муниципальных районов самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.

В ст. 18 "Принципы правового регулирования полномочий органов местного самоуправления" установлен ряд гарантий в части закрепления вопросов местного значения, которые можно считать и гарантиями полномочий. Согласно ч. 1 ст. 18 перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон. Это означает, что хотя согласно п. "н" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ "установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления" относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, на деле перечень вопросов местного значения для каждого уровня местного самоуправления является исключительным федеральным ведением. Надо полагать, таким же федеральным ведением является и круг полномочий органов местного самоуправления, приведенный ранее.

И одно из последних новшеств Федерального закона 2003 г. убедительно подтверждает данный вывод. Дополнением от 18 октября 2007 г. в Закон включена ст. 18.1 "Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления". Она гласит, что перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления утверждается в порядке, определяемом Президентом РФ. И далее: нормативными правовыми актами высшего должностного лица субъекта РФ может быть предусмотрено выделение за счет средств бюджета субъекта РФ грантов муниципальным образованиям в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей.

В целях реализации названных положений Закона принят Указ Президента РФ от 28 апреля 2008 г. "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов". Указом утвержден перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления названных муниципальных образований, а Правительству РФ поручается разработать и утвердить перечень дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, в том числе показателей, необходимых для расчета неэффективных расходов местных бюджетов; типовую форму доклада глав местных администраций городских округов и муниципальных районов о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за отчетный год и их планируемых значениях на трехлетний период; методику мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов; методические рекомендации о порядке выделения за счет ассигнований из бюджета субъекта РФ грантов муниципальным образованиям в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. Правительство должно обеспечить включение показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в федеральную программу статистических работ на 2009 г. и последующие годы.

Главам местных администраций городских округов и муниципальных районов в Указе предписано ежегодно до 1 мая представлять в высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ доклады о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за отчетный год и их планируемых значениях на трехлетний период.

В Указе рекомендовано органам исполнительной власти субъектов РФ: выделять за счет ассигнований из бюджета субъекта РФ гранты городским округам и муниципальным районам в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. Кроме того, рекомендуется также устанавливать перечень дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов по вопросам организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, благоустройства и озеленения территории, освещения улиц. Для муниципальных районов указанный перечень устанавливается в случае, когда решение этих вопросов осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.

Утвержденный Указом от 28 апреля 2008 г. Перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов насчитывает 30 пунктов и в общей сложности около 50 позиций. Они охватывают вопросы занятости населения, его медицинского обслуживания, наличия дошкольных детских учреждений, состояние образования, число субъектов малого предпринимательства, качество автомобильных дорог, состояние и продолжительность строительства зданий и сооружений, жилищное и коммунальное хозяйство, благоустройство и т.д.

Появление подобного регулирования - это своего рода показатель усиления государственного влияния на местное самоуправление, причем по линии исполнительной власти.

В соответствии с ч. 2 ст. 18 Закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов РФ. Согласно ч. 3 ст. 18 федеральные законы, законы субъектов РФ не могут содержать положений, определяющих объем расходов за счет средств местных бюджетов.

Эти правила означают, что Закон исходит из самостоятельности органов местного самоуправления в рамках закрепленных вопросов местного значения и полномочий. Российская Федерация и ее субъекты могут дать дополнительное финансирование из своих источников, и тогда они вправе влиять на осуществление полномочий органов местного самоуправления. Но если основой полномочий являются средства местных бюджетов, нормативным регулированием Российской Федерации или ее субъекта предопределить объем соответствующих расходов нельзя. Конечно, нельзя исключить "текущее" воздействие, когда органам местного самоуправления "подсказывают", на что тратить свои бюджетные средства.

  • § 2. Развитие местного самоуправления в России в хii – хх в.В.
  • § 3. Этапы развития местного самоуправления в современной России
  • § 4. Основное содержание реформы местного самоуправления в современной России
  • § 5. Местное самоуправление в зарубежных странах
  • Глава 3. Понятие, принципы и гарантии местного самоуправления
  • § 1. Понятие, основные черты и сущность местного самоуправления
  • § 2. Основные принципы местного самоуправления
  • § 3. Функции местного самоуправления
  • § 4. Общие гарантии местного самоуправления
  • § 5. Специальные гарантии местного самоуправления
  • Глава 4. Территориальные основы местного самоуправления
  • § 1. Значение территориальных основ
  • В организации местного самоуправления
  • § 2. Понятие и виды муниципальных образований
  • § 3. Иерархия муниципальных образований
  • § 4. Состав территории муниципального образования
  • § 5. Требования к установлению и изменению границ муниципального образования
  • § 6. Правовое регулирование организации местного самоуправления на территориях с особым порядком управления
  • § 7. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области территориальной организации местного самоуправления
  • § 8. Роль форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления в его территориальной организации
  • Глава 5. Система местного самоуправления
  • § 1. Система местного самоуправления: понятие, основные элементы
  • § 2. Место форм непосредственной демократии в системе местного самоуправления
  • § 3. Место органов местного самоуправления в системе
  • Публичного управления российским обществом.
  • Органы и должностные лица местного самоуправления:
  • Виды, правовое регулирование деятельности
  • § 4.Территориальное общественное самоуправление: цели организации и преимущества для населения
  • Глава 6. Формы непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления
  • § 1. Местный референдум
  • § 2. Муниципальные выборы
  • § 3. Отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления
  • § 4. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования
  • § 5. Сход граждан
  • § 6. Правотворческая инициатива граждан
  • § 7. Публичные слушания
  • § 8. Собрания граждан
  • § 9. Конференция граждан
  • § 10. Опрос граждан
  • § 11. Обращения граждан в органы местного самоуправления
  • § 12. Общая характеристика других форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления
  • Глава 7. Органы и должностные лица местного самоуправления
  • § 1. Структура органов местного самоуправления
  • Часть 1 ст. 34 Федерального закона № 131-фз определяет, что структуру органов местного самоуправления составляют:
  • § 2. Классификация органов и должностных лиц местного самоуправления
  • § 3. Представительный орган местного самоуправления
  • § 4. Глава муниципального образования
  • § 5. Организация деятельности местной администрации
  • § 6. Контрольный орган муниципального образования
  • § 7. Избирательная комиссия муниципального образования
  • § 8. Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления
  • § 9. Правовое регулирование муниципальной службы по российскому законодательству
  • § 10. Виды муниципальных должностей муниципальной службы и основные требования к ним
  • § 11. Правовой статус муниципального служащего
  • § 12. Ограничения, налагаемые на муниципальных служащих, в связи с осуществлением ими обязанностей по муниципальной службе
  • Глава 8. Межмуниципальное сотрудничество
  • § 1. Сущность и формы межмуниципального сотрудничества
  • § 2. Межмуниципальные объединения
  • § 3. Система поддержки местного самоуправления федеральными органами государственной власти Российской Федерации
  • § 4. Система поддержки местного самоуправления органами государственной власти субъектов Российской Федерации
  • Глава 9. Правовые основы местного самоуправления
  • § 1. Муниципальные правовые акты: понятие, виды, система
  • § 2. Устав муниципального образования: понятие и содержание
  • § 3. Особенности разработки проекта устава муниципального образования, его принятия и государственной регистрации
  • § 4. Муниципальное нормотворчество
  • § 5. Официальная символика муниципальных образований
  • Глава 10. Экономическая основа местного самоуправления
  • § 1. Понятие экономической основы местного самоуправления
  • § 2. Понятие и природа муниципальной собственности
  • § 3. Виды объектов муниципальной собственности
  • § 4. Правовые основы деятельности муниципальных унитарных предприятий
  • § 5. Основы муниципального бюджетного процесса
  • § 6. Муниципальный заказ: понятие, особенности
  • § 7. Доходы местных бюджетов
  • § 8. Местные налоги и сборы: понятие и виды
  • § 9. Средства самообложения граждан
  • § 10. Основные направления расходов местных бюджетов
  • Глава 11.
  • § 2. Полномочия органов местного самоуправления: понятие и правовое регулирование
  • § 3. Вопросы местного значения: понятие, классификация
  • § 4. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения
  • § 5. Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями и их осуществление
  • Глава 4 Федерального закона № 131-фз регламентирует порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
  • Глава 12.
  • § 2. Государственные и негосударственные субъекты обеспечения безопасности на территории муниципального образования
  • § 3. Участие граждан в обеспечении безопасности: сущность, виды организационно-правовых форм, проблемы правового регулирования
  • § 4. Полиция как основной субъект обеспечения безопасности на территории муниципального образования
  • § 5. Взаимодействие полиции с правоохранительными органами,
  • Негосударственными формированиями,
  • Средствами массовой информации по обеспечению безопасности
  • На территории муниципального образования
  • Глава 13.
  • § 2. Прокурорский надзор за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления
  • § 3. Административный контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления
  • § 4. Муниципальный контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления
  • § 5. Обжалование в суд решений и действий (бездействия) органов и должностных лиц местного самоуправления
  • Глава 14. Ответственность в муниципальном праве
  • § 1. Общая характеристика ответственности в муниципальном праве
  • § 2. Ответственность депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением
  • § 3. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами
  • § 4. Ответственность представительного органа местного самоуправления перед государством
  • § 5. Ответственность главы муниципального образования и главы местной администрации перед государством
  • § 6. Временное осуществление органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления
  • Заключение
  • Приложения
  • § 4. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения

    Полномочия, осуществляемые органами местного самоуправления, можно подразделить на:

      полномочия общего характера;

      полномочия конкретного характера.

    Так, районная администрация руководит районными органами записи актов гражданского состояния, руководит гражданской обороной в районе, содействует органам суда, прокуратуры и юстиции в их работе и т.д. Эти полномочий по руководству теми или иными органами, оказанию содействия в их работе носят общий характер. Общие полномочия закрепляются законодательством и за представительными органами местного самоуправления, например, осуществление контроля за деятельностью главы местного самоуправления (главы администрации).

    Конкретные полномочия связаны с решением определенных вопросов текущего и оперативного управления.

    Полномочия местного самоуправления включают:

      «собственные» полномочия местного самоуправления, т.е. те полномочия, которые признает за местным самоуправлением (местным сообществом) государством и которые обеспечивают самостоятельное решение населением вопросов местного значения;

      отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться законом органы местного самоуправления, что должно осуществляться с одновременной передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (ст. 132 Конституции РФ).

    Органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями, закрепляемыми за ними правовыми актами, устанавливающими их правовой статус. Их полномочия производны от полномочий местного самоуправления (местного сообщества), которые признает и гарантирует Конституция РФ и которые не могут быть ограничены федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ. Органы государственной власти не вправе самостоятельно принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления.

    Органы местного самоуправления могут на договорной основе передавать часть своих полномочий другим органам местного самоуправления. При этом органы местного самоуправления не вправе принимать по собственной инициативе к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции других органов местного самоуправления. Вместе с тем органы местного самоуправления вправе передавать часть своих полномочий органам территориального общественного самоуправления, устанавливать сферы совместной компетенции с органами территориального общественного самоуправления населения по согласованию с ними.

    Законодательства многих зарубежных государств подразделяют полномочия местных органов на: 1) обязательные (устанавливаются законом и им придается общегосударственное значение), 2) делегированные / порученные (вытекают из данных сверху поручений на основе законов), 3) факультативные / добровольные (реализуются органами местного самоуправления по своему усмотрению).

    Российское законодательство не предусматривает такого разграничения, хотя на практике фактически такое разделение существует. Например, в настоящее время на органы местного самоуправления возложены государственные полномочия, которые расцениваются как государственная обязанность. Так, в соответствии с Федеральным законом 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» органы местного самоуправления при проведении федеральных и региональных выборов и референдумов обязаны осуществлять регистрацию (учет) избирателей и участников референдума, образовывать избирательные участки, предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование и т.д.

    Основные полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения закреплены в ст. 17 Закона № 131-ФЗ:

    1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;

    2) установление официальных символов муниципального образования;

    3) создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа;

    4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;

    5) регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей;

    6) полномочиями по организации теплоснабжения;

    7) полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения;

    8) организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;

    9) принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти;

    10) разработка и утверждение программкомплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов;

    11) учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации;

    12) осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами;

    13) организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации выборных должностных лиц местного самоуправления, членов выборных органов местного самоуправления, депутатов представительных органов муниципальных образований, а также профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений;

    13) утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательствомоб энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

    14) иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований.

    Отметим, что по вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14,15и16Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения.

    Все полномочия органов местного самоуправления осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.

    Как уже было отмечено, органы местного самоуправления обладают и так называемыми факультативными полномочиями не только собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и переданными им отдельными государственными полномочиями, но и полномочиями по решению иных вопросов (факультативные предметы ведения), которые не относятся к вопросам местного значения, но которые органы местного самоуправления могут добровольно принимать к своему рассмотрению в соответствии с законом. Такие полномочия закреплены Федеральным законом № 131-ФЗ отдельно для поселения, муниципального района и городского округа (ст.ст. 14.1, 15.1 и 16.1 Закона).

    Статья 14.1. Права органов

    местного самоуправления поселения на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений

    Статья 15.1. Права органов

    местного самоуправления муниципального района на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения муниципальных районов

    Статья 16.1. Права органов

    местного самоуправления городского округа на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения городского округа

    1) создание музеев поселения;

    1) создание музеев муниципального района;

    1) создание музеев городского округа;

    3) совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в поселении нотариуса;

    3) участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству;

    4) участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству;

    5) осуществление финансирования и софинансирования капитального ремонта жилых домов, находившихся в муниципальной собственности до 1 марта 2005 года;

    6) создание условий для осуществления деятельности, связанной с реализацией прав местных национально-культурных автономий на территории поселения;

    4) создание условий для осуществления деятельности, связанной с реализацией прав местных национально-культурных автономий на территории муниципального района;

    6) создание условий для осуществления деятельности, связанной с реализацией прав местных национально-культурных автономий на территории городского округа;

    7) оказание содействия национально-культурному развитию народов РФ и реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории поселения;

    5) оказание содействия национально-культурному развитию народов РФ и реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории муниципального района;

    7) оказание содействия национально-культурному развитию народов РФ и реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории городского округа;

    7) осуществление функций учредителя муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования, находящихся в их ведении по состоянию на 31 декабря 2008 г.;

    3) создание муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования;

    8) создание условий для развития туризма;

    9) создание условий для развития туризма;

    8.1) создание муниципальной пожарной охраны;

    9) оказание поддержки общественным наблюдательным комиссиям, осуществляющим общественный контроль за обеспечением прав человека и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания;

    10) оказание поддержки общественным наблюдательным комиссиям, осуществляющим общественный контроль за обеспечением прав человека и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания;

    10) оказание поддержки общественным объединениям инвалидов, а также созданным общероссийскими общественными объединениями инвалидов организациям в соответствии с Федеральным закономот 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

    11) оказание поддержки общественным объединениям инвалидов, а также созданным общероссийскими общественными объединениями инвалидов организациям в соответствии с Федеральным закономот 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

    8) участие в организации и осуществлении мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории поселения.

    "

    © 2024
    artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав