22.09.2019

Свято-троицкий кафедральный собор. Церковь Святой Троицы (Троицкое)


Троицкий собор — главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря, первое каменное здание Лавры. Он был воздвигнут преподобным Никоном в 1422-23 гг. «в честь и похвалу» основателю монастыря, преподобному Сергию Радонежскому (†1392) на месте первой деревянной Троицкой церкви. Строительство храма осуществлялось при содействии сына великого князя Дмитрия Ивановича Донского - Звенигородского и Галицкого князя Юрия Дмитриевича, крестника Преподобного Сергия. Место, где покоятся мощи Троицкого первоигумена, - святая святых монастыря.


Собор духовенства и ученики блаженного с великодержавными князьями приняли доброе решение
заложить каменную церковь над гробом святого. Ближайший ученик святого Никон вместе с братией
начал с помощью христолюбивых князей, имевших к святому веру, любовь и усердие,
строить святой храм Единосущной Троицы в похвалу своему отцу.
И он воздвиг прекрасную церковь, и покрыл ее дивными росписями,
и наполнил украшениями.

Троицкий собор представляет собой небольшой четырехстолпный крестовокупольный храм с одной главой и тремя невысокими апсидами на высоком подклете (часть подклета в настоящее время закрыта культурным слоем). Стены собора сложены из правильных блоков белого камня, их толщина и массивность подчеркивается глубокими перспективными порталами и узкими щелевидными окнами. Плоские широкие лопатки придают фасадам трехчастное деление и имеют значение конструктивных пилястр. Гладкие стены собора завершаются килевидными закомарами, арочная кладка которых опирается на капители пилястр и отделена от плоскости стен дополнительным уступом (впервые в русском зодчестве таким образом используется оригинальная трактовка классической ордерной системы). Килевидную форму закомар повторяют два ряда кокошников у основания барабана купола, сохранившего древнюю шлемовидную форму. Единственным украшением собора служит широкий орнаментальный пояс из трех лент искусно высеченного «плетеного» узора, который украшает фасады, алтарные апсиды и барабан купола.


Вид на Троицкий собор с северной стороны


Несмотря на небольшие размеры - высота храма до верха креста равна 30 м, - собор создает впечатление величественного и мощного сооружения. Все формы храма просты и компактны - апсиды почти не выступают за пределы основного объема и подняты на одну высоту, килевидные арки (кокошники) едва возвышаются над закомарами фасадов, стены имеют значительный наклон внутрь (до 45 см). Суровая красота и лаконичность декора - белокаменных резных поясов с повторяющимися мотивами вплетенных крестов и цветов - придают сооружению черты совершенства, которые летописец выразил словами: «церковь прекрасная воздвижена».


М.Гадалов. Вид Троицкого собора
и Никоновского придела с восточной стороны. Литография. 1853 г.


Типологически Троицкий собор относится к немногим сохранившимся памятникам раннемосковского зодчества конца XIV - начала XV в., когда сложился образ компактного одноглавого придворно-княжеского храма без притвора. К этому типу принадлежат соборы в Звенигороде - Успенский на Городке (1400) и Рождественский Саввино-Сторожевского монастыря (1405), а также Спасский собор Андроникова монастыря в Москве (1427). Немногочисленные раннемосковские храмы создавались по повелению членов великокняжеского дома. Возведение в Троицком монастыре одного из первых в Московской Руси белокаменных соборов свидетельствовало об историческом признании великого значения личности Преподобного Сергия и основанной им обители.


Покров с мощей прп. Сергия Радонежского. Нач. XV века


Внутреннее пространство собора отличается удивительной целостностью. Мягкий рассеянный свет, идущий сверху из десяти (вместо обычных восьми) узких окон барабана купола, позволяет вдумчиво и неспешно созерцать святые лики высокого пятиярусного иконостаса, пристолпных и пристенных киотов, фресковой живописи. У южной стены рядом с иконостасом находится гробница основателя монастыря Преподобного Сергия. В соборе соблюдена древняя византийская традиция расположения раки с мощами святого в южной части храма, перед алтарем, перпендикулярно иконостасу.

Конструктивные особенности придают памятнику черты неповторимого своеобразия. Столпы собора сильно сдвинуты к востоку, его глава смещена к алтарной части, южный и северный порталы расположены ближе к апсидам. Такой архитектурный прием позволяет увеличить пространство центрального нефа, делая в то же время алтарную часть храма небольшой по размеру. Наклон стен, пилонов и барабана купола к центру храма, вытянутые арки верхней части собора создают впечатление увеличенной высоты сооружения. Вся система крестово-купольного храма здесь подчинена одной задаче - созданию единого целостного внутреннего пространства.

Иконостас Троицкого собора уникален. Он создавался в то время, когда в русской церковной традиции складывался системно продуманный и зрительно цельный многоярусный иконостас как образ Града Небесного, как явление Церкви Небесной Церкви земной. Это единственный комплекс начала XV в., сохранившийся в храме, для которого и был предназначен.


Иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры


Иконы и фрески Троицкого собора выполнены артелью мастеров под руководством преподобного Андрея Рублева и Даниила Черного в 1425-1427 гг. В качестве главной храмовой иконы «в похвалу Преподобному Сергию» была написана икона «Троица» - великое творение Андрея Рублева и самое известное в мире произведение русской иконописи. Идея Триединого Бога воплощена в иконе с удивительным совершенством. Образ исполнен глубокого смысла, отражая суть подвижнического служения Преподобного Сергия: «дабы воззрением на Святую Троицу искоренялась ненавистная рознь мира сего » (с 1929 г. икона хранится в Государственной Третьяковской галерее; в иконостасе представлена копия).


Святая Троица. Копия иконы прп. Андрея Иконописца


Икона «Троица» преподобного Андрея Рублева создавалась как «наместница», то есть икона нижнего, местного, чина иконостаса. В Троицком соборе этот ряд иконостаса формировался на протяжении XV-XVII столетий. Его складывание происходило одновременно с появлением икон на стенах и столпах собора и в значительной степени определялось общим процессом формирования и развития литургического пространства храма, важнейшим элементом которого была почитаемая святыня - гробница с мощами основателя монастыря Преподобного Сергия Радонежского.



В XVI в. местный ряд был дополнен двумя иконами «государя и царя и великого князя Иоанна Васильевича всея Руси вкладу». Это икона «Троица» (в настоящее время находится слева от Царских врат) и «образ местной чудотворца Сергия з деянием, обложен златом». Поясное изображение Преподобного Сергия датируется концом XV в. и относится исследователями к работам круга Дионисия. Этот образ является наиболее ранним из известных житийных икон Преподобного Сергия.


Прп. Сергий с житием. Конец XV в.
Вклад царя Иоанна Васильевича (Грозного)


Андрей Рублев «с сотоварищи» написали иконы трех рядов иконостаса: деисусного, праздничного и пророческого чинов. Деисусный чин включает пятнадцать икон с изображениями святых, в том числе воинов-великомучеников Георгия и Димитрия, образы которых связаны с традицией общецерковного поминовения погибших воинов в Димитриевскую субботу. Истоки этой традиции восходят к молитве Преподобного Сергия Радонежского, во время которой он поминал имена погибших на Куликовом поле воинов князя Дмитрия Донского.

В праздничном ряду из девятнадцати икон на сюжеты евангельской истории от Благовещения Пресвятой Богородицы и Рождества Христова до Успения Пресвятой Богородицы центральное месте занимают две иконы «Причащение апостолов». Пророческий ряд включает шесть парных икон с поясными фигурами пророков и является древнейшим из известных нам изображений пророков в иконостасе.

В 1600 г. по заказу царя Бориса Федоровича Годунова был выполнен верхний чин - двадцать одна икона «праотцев с херувими, обложены серебром».




Новопостриженные монахи обители прп. Сергия в Троицком Соборе Лавры

В 1643 г. Царь Михаил Федорович «пожаловал... в церковь двери царские» в серебряном чеканном окладе. Царские врата из рублевского иконостаса были перенесены в построенную в 1635-1637 гг. церковь во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (ныне находятся в музее «Ризница Троице-Сергиевой Лавры»). В местном ряду иконостаса и на юго-западном столпе сохранились подписные иконы известного мастера Оружейной палаты Московского Кремля, царского изографа Симона Ушакова: «Спас Нерукотворный» (1674), «Спас на престоле» (1684), «Сошествие Святого Духа на апостолов» (1682).


Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры


В отличие от иконостаса первоначальная стенопись Троицкого собора почти полностью утрачена, исключением является небольшой фрагмент в алтаре храма. В 1635 г. фрески собора были возобновлены с сохранением иконографической схемы древней росписи. В последующие столетия живопись неоднократно поновлялась и покрывалась новыми записями (в последний раз - в 2002-2004 гг.).


Рака преподобного Сергия Радонежского


До конца XVI в. мощи Преподобного Сергия пребывали в деревянной раке, созданной после их чудесного обретения (в настоящее время находится в Успенском соборе). К 1585 г. по заказу царя Иоанна IV Васильевича и его сына Федора Иоанновича для главной святыни монастыря была изготовлена серебряная рака, украшенная накладными фигурными чеканными клеймами с текстами Жития Преподобного Сергия. В 1730-1741 гг. повелением императрицы Анны Иоанновны для раки с мощами была изготовлена серебряная сень (весом более 25 пудов). Чеканная крышка раки относится к XIX в. За стеклом рядом с гробницей помещены вещи Преподобного - схима, посох и две деревянные литургические тарели. Внутреннее убранство храма видоизменялось и пополнялось новыми драгоценными пожертвованиями на протяжении нескольких столетий. После 1917 г. в Троицком соборе были оставлены лишь наиболее важные памятники.




Паникадило. Конец XV в. Вклад царя Иоанна Васильевича (Грозного)

Подкупольное пространство храма освещает медное золоченое паникадило конца XV в. работы немецкой мастерской Фишеров. Позднеготический памятник с литыми фигурами Спасителя, Пресвятой Богородицы и двенадцати апостолов является одним из многочисленных вкладов в Троицкий монастырь царя Иоанна Васильевича Грозного. К более позднему времени относятся серебряные чеканные оклады икон праотеческого чина (1778 г.) и киоты с фронтонами вокруг столпов (XIX в.).




Архиерейское к ресло в алтаре Троицкого собора

В алтаре собора сохранились стальное золоченое архиерейское кресло работы тульских мастеров конца XVIII в., подаренное священноархимандриту Троице-Сергиевой Лавры митрополиту Московскому Платону (Левшину), а также сделанная в 1809 г. из серебра сень над престолом.


Примыкающая к собору западная паперть впервые упоминается в 1584 г. При входе в собор со стороны паперти рядом с расписным порталом можно увидеть фрески XVI в. с изображением преподобных Сергия и Никона Радонежских.

Железная дверь, ведущая в южный притвор, сохранила пробоину от ядра, полученную во время осады монастыря польско-литовскими войсками в 1608-1610 гг.


Захоронение князя Андрея Владимировича, сына князя Владимира Храброго
- героя Куликовской битвы. Южная стена Троицкого собора


В юго-западном углу храма находится памятная доска над могилой Радонежского князя Андрея Владимировича (в иночестве Саввы).

Троицкий собор - главный храм Лавры. В архитектурном ансамбле Лавры его главенство подчеркивается золоченным позакомарным покрытием и проспектом, который напрямую соединяет собор со Святыми воротами.


Реставрация Троицкого собора началась в 1925 году с разборки позднейшей северной паперти и с восстановления белокаменной кладки северного фасада. Работами руководил архитектор Д.П. Сухов. В 1926 году им же восстановлены три из пяти ранее растесанных оконных проемов в апсидах храма.

В 1939-40 гг. были проведены зондажи для поиска следов фресок XV в. Реставрация фресковой живописи завершилась в 1953 году.


Вид Троицкого собора
и Никоновского придела с юго-восточной стороны


В 1954 году, под руководством архитектора В.И. Балдина, возобновилась реставрация фасадов собора: они были очищены от наклеенного на них холста и масляной живописи XVIII-XIX вв., были восстановлены древние формы порталов и оконных проемов. В 1966 году данный этап реставрации был завершен восстановлением позакомарного покрытия.


Знаменный хор Троицкого собора Лавры

Богослужения в Троицком соборе совершаются ежедневно:

- в будние дни:

Общий братский молебен и полунощница у мощей преподобного Сергия Радонежского - в 5 час. 30 мин.; Божественная литургия - начало в 6 час. 30 мин.; соборный молебен с акафистом Божией Матери - по пятницам, начало в 17 часов; молебны с акафистом преподобному Сергию у раки с его святыми мощами - с 8 час. 30 мин. до 20 час. 30 минут.

- в воскресные и праздничные дни:

Божественная литургия - начало в 6 час. 20 мин.; молебны с акафистом преподобному Сергию - с 5 час. до 6 час. 15 мин. и с 8 час.30 мин. до 20 час. 30 мин.; соборный молебен с акафистом преподобному Сергию - по воскресеньям, начало в 17 часов.

На Пасху, в дни Великого поста и в некоторые двунадесятые и престольные праздники богослужение совершатся по особому расписанию.


Теги: История Свято-Троице Сергиевой Лавры, Архитектура

Свято-Троицкий собор Краснодара (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Краснодарский край
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Свято-Троицкий собор, один из красивейших храмов Краснодара, имеет удивительную историю, ничуть не менее необычную, чем его же архитектурные особенности. Достаточно начать с того, что решение о строительстве храма было принято после чудесного спасения царской семьи в железнодорожной катастрофе. С тех пор величественный красно-кирпичный храм с венчающими его зелеными и золотыми куполами - это и место совершения богослужений и молитвы, и то место, куда хотят попасть все путешественники, оказавшиеся в столице Кубани.

Ну а история его возникновения такова: шел 1888 г. и в Екатеринодар (именно таково историческое название города, переименованного по понятным причинам коммунистами и по совсем непонятным причинам носящего название Краснодар и по сей день) с визитом направлялась августейшая семья. На пути царского поезда произошла авария, но, к счастью, обошлось практически без жертв, лишь некоторые из сопровождающих императора получили незначительные ранения. После этого события, через год, на заседании Городской думы решено было построить новый храм, в честь спасения царской семьи из опасности. В храме должны были освятить семь престолов - каждому небесному покровителю императорской фамилии.

В один прекрасный день в Городскую думу было передано письмо от некоей Ефросиньи Абрамовны Щербининой, вдовы урядника. В своем письме Ефросинья Абрамовна предлагала участок земли для храма, а в добавок жертвовала еще и 2 тысячи рублей для строительства. 80-летняя старушка просила для себя лишь пособие и небольшой домик, где бы она
могла провести остаток жизни. Предложение ее было принято, а пожелание исполнено.

Так, вскоре после торжественной службы в городском войсковом соборе была совершена церемония закладки храма. Автором проекта собора стал городской архитектор Мальгерб, который, кстати говоря, оставил после себя в городе множество замечательных архитектурных памятников. Через несколько лет на том месте, где должен был стоять будущий храм, появляется молельный дом, а уже летом 1910 г., на Троицын день, церковь торжественно освящена.

Кроме основного здания на территории находились также церковно-приходская школа и училище. Так что с первых же дней своего существования великолепный Свято-Троицкий собор выполнял множество общественно-важных функций. К сожалению, случилось так, что построен он был в годы великих потрясений, и как многие другие церкви с великим трудом пережил годы смуты. Собор окончательно был закрыт в 30-е годы 20 века. С началом Второй мировой войны, в 1942 г., по решению немецкой администрации богослужения были возобновлены, но после окончания войны советские власти собор вновь закрывают.

Величественный собор Святой Троицы как и раньше служит местом богослужений и молитвы, привлекая в свои многострадальные стены множество прихожан. А его благовест, созывающий верующих на службу, разносится далеко над южным городом.

Естественно, в то время, пока храм был закрыт для верующих, его использовали как склад (удивительно, сколько в то время нужно было складов, и непонятно, что там хранили власти полунищих советов), до этого, конечно же, разграбив и растащив по различным инстанциям утварь и иконы. Кстати говоря, церковная ограда до сих находится в городе и служит забором в детской больнице. То, что украсть было невозможно,
 а именно восхитительные росписи церкви, было приказано замазать толстенным слоем масляной краски. Видимо, для того, чтобы не искушать и не сбивать с пути в светлое будущее жителей цветущего советского края.

В 1972 г. в здании церкви был открыт скульптурный цех, в котором наверняка изваяли не одну уникальную скульптуру вождя пролетариата. В 1989 верующим удалось собрать необходимое количество подписей, после чего в Горисполком, в котором до сих пор находились украденные из церкви святыни, было направлено письмо с просьбой о возвращении храма верующим. Чиновникам ничего не оставалось делать, как просьбу эту удовлетворить, и в 1990 г. все вернулось на круги своя. Церковь была вновь освящена, началась тяжелейшая кропотливая работа по восстановлению внешней отделки и убранства.

Сегодня внимание зашедших в храм сразу же привлекает великолепный высокий иконостас. Величественный собор Святой Троицы как и раньше служит местом богослужений и молитвы, привлекая в свои многострадальные стены множество прихожан. А его благовест, созывающий верующих на службу, разносится далеко над южным городом.

Церковь Святой Троицы - православный храм в селе Троицкое , Свердловской области .

Решением № 535 Исполнительного комитета Свердловского областного Совета народных депутатов от 31 декабря 1987 года присвоен статус памятника архитектуры регионального значения .

История

Церковь в этом районе Исетского бассейна является одной из первых. Деревянный храм возводили несколько раз. Впервые деревянная двухпрестольная церковь вблизи озера Карасьего бала построена в 1680 году и просуществовала до пожара 1787 года. Данный об архитекторе и авторах проекта первого здания нет. Через три года было отстроено новое здание, которое просуществовало с 1790 по 1800 год, до очередного пожара. Огнём было уничтожено имущество и документы прихода, уцелела лишь часть архива приходо-расходных книг с 1751 по 1791 год .

Было принято решение о строительстве капитального храма. В 1801 году началась закладка каменной церкви. 19 марта 1808 года один из пределов был освящён во имя преподобного Савватия Соловецкого. Главный храм был освящён 14 июля 1823 года в честь Святой Живоначальной Троицы .

В 1850 году в своде колокольни образовалась трещена, возникла угроза обрушения. Здание разобрали и перестроили, добавив ещё один предел. 12 декабря 1854 года новый предел освятили в честь иконы Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали». В период 1875-1880 годов была расширена и перестроена основная часть храма, под руководством инженер-технолога Павла Фёдоровича Голышева. Повторно главный храм был Походилова освящён 27 сентября 1880 года, а приделы, соответственно, 15 ноября 1881 года и 20 февраля 1886 года .

До 1800 года Истокский храм относился к Тобольской епархии и состоял в ближайшем ведении Екатеринбургского Духовного правления. В приходе была деревянная часовня в деревне Походилова , каменная Николаевская часовня в деревне Поплыгина и один деревянный крест между селом и деревней Старикова. 24 июня и 20 июля ежегодно в Походиловской часовне отправлялись часы и молебны, а в селе совершались два крестных хода: первый в день Преполовения, после хождения на воду, на приходское кладбище для служения общей и частных панихид, и второй, в день Преображения - ко кресту между селом и деревней Старикова .

Церковь закрыли в 1932 году, в советское время здание служило складом. В настоящее время храм не восстанавливается. .

Архитектура

Церковь каменная трёхпестольная. На одной оси располагаются церковь с граненной апсидой, трапезной и колокольни. Объём церкви увенчан пятиглавием, шатра на гранёном барабане и декоративных глав из малых шатров на прямоугольных постаментах по углам четверика. Все помещения церкви также расположены на одной оси: дверь из крытой паперти, трапезная зального типа, летний храм. На углах четверика пилоны, которые поддерживают купол арками и парусами. Церковь Троицы выполнены региональными архитекторами в манере мастера .

Впервые в документах Троицкий собор в левобережном Саратове упоминается под 1621 годом.

Можно предположить, что Троицкий собор второго (левобережного) Саратова был заложен одновременно с крепостью в 1615 году. После переноса Саратова в 1674 г. на правый берег Волги на единственной площади нового города по благословению митрополита Парфения был поставлен деревянный Троицкий собор, впоследствии сгоревший. В 1684 году митрополит Савватий разрешает возобновить Троицкий собор и выдает храмозданную грамоту, после чего храм вновь отстраивается деревянным строением.

Здание собора построено в стиле московского или "нарышкинского" барокко. Ни проектных данных, ни фамилии зодчего не сохранилось. Существует предположение, что автором проекта и строителем был крепостной графа Голицина. Престолов в нем было четыре: в верхнем храме один, во имя Святой Троицы; в нижнем - три: главный - в честь Успения Божией Матери, в правом приделе - во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста и в левом - во имя святого апостола Иакова Алфеева и преподобномученицы Евдокии.
Что касается названия - Троицкий, то на этот счет имеется предположение о том, что собор построен стрельцами - коренными жителями Москвы, в окрестностях которой существовала величайшая на Руси святыня - Троице-Сергиева Лавра, с ее Троицким собором, построенным еще в 1422 году. "Тяготея душой и мыслями к Родине своей Москве и ее святыне, но живя вдали от них "ради службы Государевой" и в то же время не желая быть отчужденными от Родины, стрельцы дали новопостроенному на чужбине храму наименование "Троицкий собор".
После того, как в 1684 году деревянный Троицкий собор сгорел дотла, саратовцы решили построить вместо него каменный собор. Но дело с получением разрешения на постройку тянулось целых пять лет, с 1684 по 1689 год. Наконец, 13 октября 1695 года собор был освидетельствован. Построенный тогда храм состоял из трех отделений: алтаря, средней и подкупольной части, а также трапезной, к которой с западной стороны примыкал фронтон - небольшая галерея.


20 мая 1712 года сильнейший пожар в который уже раз уничтожил Саратов. Не пощадил огонь и Троицкого собора. Его пришлось почти весь перестраивать заново. В этот период было принято решение о его расширении - пристройке новых трапезных по обоим этажам и о строительстве каменной колокольни.
Окончательное строительство Троицкого собора относится к 1722-1723 годам. Летописцы отметили, что во время своего путешествия по Волге в Персидский поход, Петр I посетил Саратов (это было второе посещение города государем) с 3 по 4 июня 1722 года и даже осматривал собор. Троицкий собор тогда был окружен лесами, на которые, по преданию, Государь всходил ранним утром, когда расположившиеся на ночлег на лесах рабочие еще спали.
Первым было закончено строительство нижней церкви во имя Успения Божьей Матери. И хотя тем же летом случился в городе большой пожар, выстроенная нижняя церковь будущего собора не пострадала и после освящения была открыта для верующих.
Строительство верхней Троицкой церкви затянулось. Весь храм был готов только к 1701 году. 20 мая 1712 года большой пожар повредил уже каменный Троицкий собор. При восстановлении храм расширили путем пристройки новых трапезных. На уровне второго этажа фасада устраивается галерея на арках с широкими лестницами-всходами.
Возведенная позднее колокольня изначально стояла отдельно от храма. В середине XVIII века на ней были установлены городовые часы, сильно испорченные пожаром 1757 года и возобновленные местным умельцем Василием Решетовым, прозванным Часоводцем.
Стихийные бедствия разрушали здание храма, в стенах которого появились трещины. Его даже хотели разобрать по ветхости. В 1796 году богатейший саратовский купец-откупщик М. А. Устинов на собственные деньги подвел под стены контрфорсы, поверх которых на уровне второго этажа устроил вокруг собора крытую галерею, объединив колокольню и храм в одно целое. Внутри нижней и верхней церквей им были поставлены великолепные иконостасы. Но и после этого Троицкий собор трижды пострадал от пожара и был закрыт по ветхости.
Согласно рекомендациям и при непосредственном участии губернских архитекторов, саратовского - В.И. Суранова и тамбовского - Н.В. Урюпина, присланного на время в Саратов, Троицкий собор был в 1814 году восстановлен. Он дошел до наших дней с тех пор практически в неизменном виде, за исключением того, что в 1904 году по проекту саратовского архитектора В. А. Люкшина (1872 - 1945 гг.) была произведена переделка боковых входов собора.

Троице-Сергиева лавра является одним из самых древних и почитаемых монастырей в России. Ее основателем и первым руководителем был сам Сергий Радонежский, мощи которого упокоены в местном соборе. Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря является самым старым сооружением, сохранившимся до наших дней. Он действует до сих пор: любой желающий может войти и помолиться или остаться на службу.

Троице-Сергиева лавра

В церковных текстах ее обычно называют Свято-Троицкой Сергиевой лаврой. Сегодня это крупнейший русский мужской монастырь, который принадлежит РПЦ. Он расположен на реке Кончуре в центре города Сергиев Посад. Несмотря на солидную историю, он все еще является действующим и привлекает паломников со всего мира. Монастырь является ставропигиальным, то есть подчиняется непосредственно патриарху.

История обители - первые десятилетия

История монастыря началась в 1337 году, когда на холме в десяти верстах от Хотькова поселились братья Варфоломей (будущий Сергий Радонежский) и Стефан, инок Покровского монастыря. Вскоре они построили небольшой деревянный храм Святой Троицы , освятили его в 1340 году, и несколько келий. Все постройки занимали немного места и располагались в юго-западном углу современной лавры.

Через несколько лет Стефан ушел в Богоявленский монастырь, и Сергий остался в одиночестве. Постепенно возле него начали селиться и другие отшельники. Вскоре на месте пустыни появился монастырь. Первым игуменом стал игумен Митрофан, который постриг Сергия в монахи.

На тот момент вся территория обители была разделена на три части: жилую, общественную и оборонительную. В центре стояла церковь Троицы и трапезная, их окружали кельи. За последними тянулись огороды и другие хозяйственные службы.

По периметру - деревянный частокол, над оградой которого построили деревянную церковь Дмитрия Солунского. Примечательно, что такой план сохранился в лавре до наших дней. Троицкий монастырь быстро стал духовным центром Руси: в 1380 году сюда перед битвой с Мамаем приехал получить благословение князь Дмитрий Донской.

Сергий Радонежский умер в 1392 году. За полгода до смерти он передал руководство любимому ученику Никону Радонежскому.

После смерти настоятеля

Дальнейшая история обители довольно примечательна. В начале XV века монастырь разграбили и сожгли татары под предводительством хана Едигея, но это были последние темные дни. Следующие два столетия никто не трогал монастырь: он развивался, отстраивался заново и перестраивался, тут составляли летописи и переписывали книги, рисовали иконы. В XV веке в Троице-Сергиевом монастыре создали «Житие преподобного Сергия Радонежского», которое стало крупнейшим литературным средневековым памятником .

Первая каменная церковь появилась в 20-х годах XV века: это была перестроенная первая церковь обители, которую возвел еще Сергий Радонежский. Сюда были перенесены его мощи, в оформлении задействовали Андрея Рублева и Даниила Черного. Знаменитая «Троица» Рублева была написана именно для Троицкого собора.

Московские князья не забывали обитель: они приезжали сюда помолиться перед походом, заезжали после побед. Очень любил монастырь Иван Грозный: в главном соборе обители его крестили в детстве, сюда он приезжал после крупнейших побед на молебен.

При царе была проведена перепланировка, возведены белокаменные стены и новые церкви, а территория приобрела современные размеры.

В конце XVI столетия Свято-Троицкий монастырь стал крупнейшим русским монастырем. В его собственности находились почти три тысячи поселений, от его имени велась активная морская торговля с заграницей.

Дальнейшая судьба монастыря была не менее насыщенной:

К XIX столетию Сергиева лавра была одним из крупнейших российских монастырей и одним из богатейших землевладельцев и торговцев.

К началу ХХ века в ведении обители находились несколько мелких монастырей и скитов , две гостиницы, лавки, мастерские, конные дворы, доходные дома, типография. В ней жили более четырехсот монахов, приходили тысячи паломников со всей страны, на территории покоились многие представители знатных семей. Тут же хранились уникальные сокровища декоративно-прикладного искусства, была размещена огромная библиотека (в начале ХХ века в ней хранилось более 10 тысяч рукописных книг, летописей, первых печатных книг).

В ХХ веке

В 1918 году Троицкая лавра была превращена в трудовую артель в соответствии с декретом «Об отделении церкви и государства». В следующем году монахи были переселены в Черниговский и Гефсиманский скиты, духовная академия закрыта, помещение передали электротехническим курсам. В этом же году вскрыли мощи преподобного Сергия Радонежского.

В 1920 году несмотря на просьбы патриарха Тихона лавра была закрыта. На ее территории открыли историко-архитектурный музей и Загородский учительский институт (педагогический техникум). Большая часть помещений были перестроены и приспособлены под хозяйственные и жилые нужды.

Однако специалисты не могли позволить исчезнуть архитектурным памятникам лавры: уже в 1918 году была созвана первая комиссия по охране памятников и старины. В 1938 году был приглашен молодой архитектор Трофимов, который подготовил справку о художественной и исторической ценности монастыря и необходимости сохранить его. На основании собранных им данных было принято решение признать обитель Загорским государственным музеем-заповедником. Сам Трофимов получил должность главного архитектора восстановительных работ.

Примечательна сама суть реставрации: в задачи Трофимова входило восстановление каждого строения в момент наивысшего художественного расцвета. Это позволило выделить наиболее удачные формы для каждого здания, но не позволило создать единый ансамбль.

До 1950 года реставрация проводилась в переданных в 1946 году Московской патриархии зданиях, затем работы коснулись всех помещений. Во второй половине 50-х годов ХХ века все посторонние организации были убраны, и лавра полностью вернулась в руки патриархата. До 1983 года тут находилась резиденция патриарха. Основная часть восстановительных работ была завершена в 1970 году.

В 93 году ХХ столетия ансамбль вошел в список ЮНЕСКО. Мощи святого Радонежского вернули в Троицкий собор в 1946 году. Московская Духовная академия вновь начала работу в 1949 году.

Архитектурный ансамбль монастыря

На территории монастыря расположено более пятидесяти сооружений, большая часть которых возведена в XV-XIX вв. Самих храмов на территории более десятка, самыми почитаемыми церквями Троице-Сергиева монастыря являются:

Также на территории живут около двухсот монахов , действуют такие учреждения:

  1. Московская Духовная семинария;
  2. Паломнический и экскурсионный центры;
  3. Мастерские: витражная, швейная и золотошвейная, свечная, мозаичная, керамическая, столярная;
  4. Звукозаписывающая студия;
  5. Издательство;
  6. Целебный источник;
  7. Исторический музей.

Свято-Троицкий собор

Это древнейший храм лавры, который сохранился до наших дней. Он был воздвигнут в чести преподобного Сергия Радонежского его учеником и руководителем лавры Никоном Радонежским в 20-х годах XV столетия. Сюда были перенесены мощи преподобного, тут же находится «Троица» Андрея Рублева. Дополнительно к собору был пристроен Никоновский придел. Собор действующий: в нем ежедневно проводят Божественные литургии и молебны святому, тут же принимают постриг в монахи. Он включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО и охраняется.

Троицкий собор Троицко-Сергиева монастыря является «точкой отсчета» всей архитектуры обители: с него начиналось формирование всего облика монастыря. Он является представителем раннемосковского зодчества. Сама церковь небольшая, построена из белого камня, имеет один золоченый купол. Его формы просты, но элегантны, в качестве украшений использован резной орнамент и наружные иконы. Примечательно, что стены постройки наклонены внутрь (довольно заметно) - это потребовал сужающийся кверху барабан.

Иконостас был создан Андреем Рублевым и Даниилом Черным. Они же расписывали стены, но роспись XV столетия не сохранилась. Вместо нее представлена работа середины XVII столетия, которая повторяла первоначальную.

Информация для паломников

Чтобы поездка в лавру не оказалась напрасной, стоит ознакомиться со следующей информацией:

Также нужно знать, где находится Троице-Сергиева лавра и как до нее доехать. Добраться от Москвы до Троицкого храма можно несколькими способами:

  1. На автомобиле: по Ярославскому шоссе (трасса М8). Оно будет переходить в Старое Ярославское шоссе, затем в Московское и в конце - в проспект Красной Армии, который пройдет до самой лавры;
  2. На автобусе: от метро «ВДНХ» на автобусе № 388 до автовокзала Сергиева Посада. Оттуда до обители можно дойти примерно за 10−15 минут. Время в пути составит не меньше часа и зависит от загруженности дороги;
  3. На электричке: от Ярославского вокзала до станции «Сергиев Посад». Ж/Д станция расположена неподалеку от автовокзала, дойти до места назначения также можно за несколько минут. Время в пути составит примерно 1,5 часа.

Среди всех русских православных монастырей Троице-Сергиева лавра занимает особое место. Это не просто крупнейшая и одна из самых знаменитых обителей, но и место, основанное преподобным Сергием Радонежским. Сюда ежедневно приезжают тысячи паломников, чтобы поклониться мощам святого в главном Свято-Троицком соборе.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав