30.06.2019

Превышение доходов над затратами называется. Проблема бюджетного профицита - консолидированный бюджет рф. Информация к размышлению


Сбалансированность бюджетов всех уровней является необходимым условием бюджетно-финансовой политики. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета. Профицит бюджета - превышение доходов бюджета над его расходами;

При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов. Размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ в соответствующем финансовом году.

Если бы национальная оборона, межгосударственные магистрали, национальные парки, внутренняя безопасность и все другие дискреционные программы каким-то образом стали абсолютно бесплатными, у нас все равно был бы дефицит бюджета. Управление по управлению и бюджету Белого дома, которое в текущем финансовом году обязательных расходов будет превышать все федеральные квитанции.

Информация к размышлению

В докладе говорилось, что если оставить неизменным, то, по прогнозам, только около 1 млрд. Запланированных государственных поступлений превысит запланированные государственные поступления примерно за 50 лет. Это страшное предсказание стало реальностью - на 50 лет раньше, чем прогнозировалось.

Размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 15 % объема доходов бюджета субъекта без учета финансовой помощи из федерального бюджета.

Размер дефицита местного бюджета, утвержденный нормативным актом представительного органа местного самоуправления, не может превышать 10 % объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.

На протяжении многих лет обязательные расходы неуклонно возрастали по отношению к доходам. Вот обязательные расходы в процентах от общего количества федеральных поступлений, по данным опубликованных в Белом доме цифр. Между тем, президент Обама не предложил реформу права. В то же время надвигается выход на пенсию бэби-бума, что означает более высокие расходы на получение пособий и меньшую часть населения, доступную для их финансирования.

Бывшие социалистические страны

В свете всего этого, как выглядят прогнозы администрации Обамы об обязательных расходах в процентах от общего количества федеральных поступлений? Не обращайте внимания на то, что мы не видели такого роста за 40 лет. Фактически, наибольший рост за последние 40 лет составил 16 процентов.

Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходных источников бюджета, то вводится механизм секвестра расходов, который заключается в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5, 10, 15 и так далее процентов) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года. Секвестру не подлежат защищенные статьи (их состав определяется Федеральным Собранием РФ, а также представительными органами власти субъектов РФ).

Каким образом опыт администрации Обамы в прогнозировании такого увеличения? Фактический показатель составил 3 процента. Всего через год он изменил прогноз до менее 1 процента. Так что это качели от прогнозирования самого высокого роста за последние 40 лет, чтобы проецировать практически никакого увеличения вообще - всего за 12 месяцев.

Чтобы справиться с нашим очень реальным финансовым кризисом, нам нужны серьезные цифры и серьезное руководство, а не просто слепая надежда, что все изменится. Теперь, когда мы находимся в том месте, где наши общие поступления не могут даже покрыть наши обязательные расходы, реформа права будет казаться очевидной необходимостью. Тем не менее, только один дом одной ветви федерального правительства пока показал какие-либо реальные признаки возможности увидеть очевидное.

Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной (представительной) власти в законе о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств.

Кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств РФ, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета.

Понимать основные компоненты государственных расходов США и источники государственных доходов. Определите термины профицит бюджета, бюджетный дефицит, сбалансированный бюджет и государственный долг, а также обсудите их тенденции со временем в Соединенных Штатах. Компонент государственного закупки совокупного спроса включает в себя все закупки государственных учреждений товаров и услуг, производимых фирмами, а также прямую продукцию самих государственных учреждений. Когда федеральное правительство покупает скобы и степлеры, сделка является частью государственных закупок.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

1) внутренние источники в следующих формах:

Кредиты, полученные от кредитных организаций в валюте РФ;

Государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

Бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы;

Бюджетный законопроект содержит предложения правительства по бюджету центрального правительства на следующий год. Правительство представляет бюджетный законопроект в Риксдаг осенью. Риксдаг определяет бюджет в два этапа: сначала в целом и во-вторых подробно.

Общая сумма долга всех государств РФ

Это через несколько дней после начала нового парламентского года. В год выборов Риксдаг созывается несколько позже. Если выборы приведут к смене правительства, новому правительству может потребоваться больше времени для подготовки своих предложений по бюджету центрального правительства.

Поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;

Сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;

Изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета;

2) внешние источники в следующих формах:

Государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

Содержит весь бюджет центрального правительства

Министр финансов Магдалена Андерссон идет к Риксдагу с законопроектом правительства о бюджете. Бюджетные предложения правительства должны охватывать все области бюджета центрального правительства, а правительству не разрешается представлять какие-либо дополнительные предложения относительно расходов или доходов позднее осенью.

В бюджете центрального правительства содержатся все государственные расходы, которые влияют на то, сколько денег правительство должно брать взаймы. Стоимость пенсионной системы по старости является единственной областью расходов, которая выходит за рамки центрального государственного бюджета.

Кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.

Государственный кредит – это часть государственных финансов. Государственный кредит – это система распределительных денежных отношений государства с физическими и юридическими лицами по поводу:

Доля ко всей сумме долга, %

В бюджете центрального правительства содержится более 500 ассигнований на различные расходы. Ассигнования - это сумма денег и может касаться максимальных расходов на детский сад или обслуживание дорог. Распределяя различные суммы денег на различные области расходов, правительство предлагает, как деятельность центрального правительства должна быть организована в обществе. Ассигнования применяются в течение одного года.

Риксдаг и правительство используют цели для различных областей расходов для управления деятельностью центрального правительства. В законопроекте о бюджете правительства содержатся не только предложения о расходах, но также содержится смету доходов центрального правительства.

Мобилизации временно свободных денежных средств на началах срочности, возвратности, возмездности;

Выдачи бюджетных средств на тех же началах – возвратности, срочности, платности.

Кредитором выступают физические и юридические лица, заемщиком – государство в лице его органов. В отношении других государств РФ может выступать как должником, так и кредитором.

Определение дохода не так просто, как определение расходов. Основным источником дохода правительства являются различные формы налога. Размер налоговых поступлений зависит от того, как развивается экономика, и это может быть трудно предсказать подробно.

Государственные доходы от налогов также зависят от правил, применяемых к налогам и сборам. Эти правила не пересматриваются каждый год, но законопроект о бюджете часто содержит предложения об изменении налогов и сборов разных видов. Работа Риксдага с бюджетом центрального правительства означает, что для расходов центрального правительства в течение следующих трех лет устанавливается предельный расход. Потоки расходов - это предел суммы денег, которую правительство может тратить в течение года.

Государственный кредит выступает как инструмент перераспределения финансовых ресурсов. Население через налоги оплачивает обслуживание государственного долга. Основой государственного кредита являются возвратность и платность. Его отличают более низкие процентные ставки.

Он выполняет две функции:

1) фискальную (формирование централизованных денежных фондов);

Потоки расходов предоставляются в шведских кронах и не повышаются, даже если корона уменьшается в цене из-за инфляции. Каждый год в законопроекте о бюджете правительство предлагает новый потолок за последний год трехлетнего бюджетного цикла на скользящей основе.

Потоки расходов дают Риксдагу и правительству лучший контроль над тем, как изменяется расход, и означает, что они должны принимать во внимание, как различные решения будут влиять на расходы в будущем. Предел расходов применяется ко всем расходам в бюджете центрального правительства, за исключением процентов по государственному долгу. Проценты по государственному долгу отличаются от других расходов, поскольку правительство не оказывает на него никакого влияния. Потоки расходов также относятся к пенсионной пенсионной системе, которая не включена в бюджет центрального правительства.

2) регулирующую (сокращение или увеличение денежной массы).

Государственный кредит оказывает положительное влияние на производство и занятость.

Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций и других государственных ценных бумаг. Данная форма кредита позволяет государству привлекать дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии.

Трудно точно узнать, как изменится расходы центрального правительства на три года вперед. По этой причине общий потолок расходов несколько выше суммы всех расходов. Это обеспечивает разницу в непредвиденных расходах и называется маркой бюджетирования.

Потолок расходов может быть превышен

Решение Риксдага относительно потолка расходов - это то, что известно как руководящее решение. Это означает, что Риксдаг не связан никаким законом, в котором говорится, что бюджет центрального правительства не может быть превышен. Такая необходимость может возникнуть, например, в связи с изменением правительства после выборов.

Государственные займы – это инструмент пополнения финансовых фондов, которым необходимо управлять.

Государственные займы бывают:

По месту размещения: внутренние и внешние;

По праву эмиссии: центральными и внутренними органами власти;

По сроку погашения: краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (1-5 лет), долгосрочные (5-25 лет);

Альтернативные бюджетные предложения оппозиции

Новое правительство может представить предложение о новом потолке расходов для решения Риксдага. Несмотря на то, что потолок расходов может быть изменен, он представляет собой твердую приверженность со стороны правительства. Оппозиционные партии представляют свои встречные предложения по предложениям, содержащимся в правительственном законопроекте о бюджете, в предложениях, которые называются частными членами.

Оппозиционные партии представляют свои предложения по максимальным потолкам расходов и распределению расходов между различными областями расходов. Эти предложения известны как теневые бюджеты. Они также представляют общий обзор изменений в налогах и сборах, которые они хотят реализовать, и о том, как следует финансировать предложения по различным реформам.

По наличию заклада: закладные, беззакладные;

По форме выплаты: процентно-выигрышные, процентные, с нулевым купоном;

По возможности досрочного погашения: с правом досрочного погашения и без такового.

Гос. кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране.

Размер госзайма включается в сумму государственного долга страны.

Риксдаг и бюджет центрального правительства

Более подробные предложения по бюджету содержатся в сторонах «предложения о налогах и ассигнованиях». Предложения о расходах в бюджете центрального правительства обычно представляются в виде одного движения на одну область расходов. Правительство представило законопроект о бюджете Риксдагу. Политические партии и члены Риксдага представили свои встречные предложения в период движения частных лиц в целом. Теперь настало время парламентским комитетам рассмотреть предложения, которые Палата примет окончательное решение по бюджету центрального правительства. осуществляется в два этапа: сначала он принимает решение об общем бюджете, а затем определяет детали бюджета.

Государственный долг образуется в результате осуществления государственными органами различных видов заимствований.

Государственный долг – это долговые обязательства РФ перед физическими, юридическими лицами, иностранными государствами, международными государствами.

Государственный долг – это вся сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок.

С помощью этого решения расходы фиксируются для всего бюджета и для каждой области расходов. Затем уровень расходов для областей расходов функционирует как предел, который не может быть превышен осенью, когда Риксдаг решает, как деньги будут распределяться в каждой области расходов.

В то же время, когда он определяет структуру расходов, Риксдаг также решает налоги и сборы, которые должны быть реализованы. Это позволяет оценить уровень доходов центрального правительства за следующий бюджетный год. После определения уровней доходов и расходов можно также рассчитать уровень требований по займам.

Госдолг делится:

1. Внутренний и внешний.

2. Основной и текущий.

Для финансирования бюджетного дефицита государство прибегает к внешним и внутренним заимствованиям, в результате чего формируется внешний и внутренний долг. Увеличение долга происходит в результате капитализации процентов по ранее полученным кредитам.

Точный уровень доходов от налогообложения трудно определить, поскольку они связаны с развитием экономики, что не всегда легко предсказать. По этой причине Риксдаг утверждает оценку в случае доходов центрального правительства, а не определяет структуру.

Контрпредложения оппозиции

Все лимиты расходов и налоговые изменения рассматриваются как единый «пакет». Стороны в Риксдаге, которые не поддерживают предложение правительства, должны представить свои встречные предложения аналогичным образом. Это означает, что оппозиционные партии не могут составить большинство по одному вопросу в бюджете и использовать это, чтобы отклонить предложение, они должны договориться о целом пакете предложений. Различные пакеты взвешиваются друг против друга, когда Риксдаг принимает решение.

Государственный внутренний долг РФ означает долговой обязательство Правительства РФ, выраженное в валюте страны, перед юридическими и физическими лицами. Формами долговых обязательств являются кредиты, полученные Правительством РФ, государственные займы, осуществленные посредством выпуска ценных бумаг от его имени, другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ.

Государственный внешний долг – это задолженность в инвалюте по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам.

Основным долгом называется вся сумма задолженности государства, по которой не наступил срок платежа и которая не может быть предъявлена к оплате в течение данного периода.

Текущим государственным долгом называется задолженность государства по обязательствам, по которым наступил срок платежа.

Мировой опыт свидетельствует, что госдолг не должен превышать половины ВВП страны. Значительные размеры госдолга отражают кризисное состояние экономики России.

В федеральный долг не включаются долговые обязательства национально-государственных и административно-территориальных образований РФ, т.е. муниципальных займов, если они не гарантированы Правительством РФ.

По внешнему государственному долгу определяется коэффициент его обслуживания – отношение всех платежей по задолженности к валютным поступлениям страны от экспорта товаров и услуг, выраженное в процентах. Безопасным уровнем обслуживания государственного долга принято считать его значение до 25%.

На достижение эффективности государственного кредита направлены следующие меры:

Конверсия;

Консолидация;

Обмен облигаций по регрессивному отношению;

Отсрочка погашения;

Аннулирование займов.

Обслуживание госдолга выражается в осуществлении операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате по ним процентов. Эти функции осуществляет ЦБ РФ.

Осуществляются следующие мероприятия:

1) рефинансирование (при наступлении срока погашения ГО правительство продает новые ГО и использует выручку для выплаты стоимости погашаемых облигаций);

2) взимание налогов (для выплаты процента по долгу и его суммы);

3) выпуска новых денег в обращение .

Под управлением государственным долго м понимается совокупность финансовых мероприятий государства, связанных с установлением ежегодных предельных значений госдолга, выпуском и погашением займов, организацией выплаты доходов по ним, проведением конверсий и консолидации займов.

Пути погашения государственного внешнего долга:

1. Традиционный путь – выплата долгов за учет золотовалютных резервов.

2. Консолидация внешнего долга, т.е. перевод краткосрочной и среднесрочной задолженности в долгосрочные долги. Таким образом, можно отложить на длительный срок выплату основной суммы, только ежегодно выплачивать проценты.

Консолидация возможна только с согласия кредиторов. Кредиторы создают специальные организации – клубы, где вырабатывают солидарную политику, по отношению к странам, которые не в состоянии выполнять свои международные финансовые обязательства.

Наиболее известные – Лондонский клуб, в который входят банки-кредиторы, и Парижский клуб, объединяющий страны-кредиторы.

3. Сокращение размеров внешнего долга путем конверсии , т.е. превращения его в долгосрочные иностранные инвестиции. В счет долга иностранным кредиторам предлагают приобрести в стране, являющейся должником, недвижимость, ценные бумаги, участие в капитале, права. Одним из вариантов превращения внешней задолженности в иностранные капиталовложения является участие хозяйственных субъектов страны-кредитора в приватизации государственной собственности в стране, имеющей долги. В таком случае заинтересованные фирмы страны-кредитора выкупают у своего государства или банка обязательства страны-должника и с обоюдного согласия используют их для приобретения собственности.

Выплата доходов по займам и их погашение является одной из главных статей бюджетных расходов. Правительство вынуждено прибегать к пролонгации кредитов и других обязательств (удлинению сроков погашения) или конверсии.

Основными методами финансирования госдолга являются денежно-кредитная эмиссия и выпуск госзаймов.

Для оценки внешней задолженности существуют разные критерии. Например, сравнивают размер долга и потребности его погашения и выплаты % с величиной экспорта. Границей опасности считается превышение суммы долга по сравнению с экспортом в 2 раза, повышенной опасности – в 3 раза.

Предыдущая

В процессе составления, утверждения и исполнения бюджета должна быть обеспечена сбалансированность (выравнивание) государственных доходов и расходов. В результате сопоставления расходов с доходами ряда лет равновесия не достигалось. Федеральный бюджет Российской Федерации многие годы был дефицитным.

Профицит бюджета - это превышение доходов бюджета над его расходами. Дефицит бюджета - это превышение расходов бюджета над его доходами. Профицит - положительное сальдо бюджета - представляет собой обратное соотношение, то есть превышение доходов над расходами. Принято различать первичный и общий дефицит государственного бюджета.

Дефицит и профицит бюджета представляют собой сложные финансовые категории, выражающие совокупность денежных отношений в процессе перераспределения созданной стоимости через бюджет.

Дефицит и профицит бюджета являются объектом управления в целях достижения равновесия между доходами и расходами бюджета.

Если в процессе составления или рассмотрения проекта бюджета обнаруживается превышение доходов над расходами бюджета, до утверждения бюджета рекомендуется осуществить сокращение профицита бюджета в следующей последовательности:

Сократить привлечение доходов от продажи государственной собственности, сократить привлечение доходов от реализации государственных запасов и резервов;

Предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;

Увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом, то законом о бюджете должны быть утверждены источники финансирования (покрытия) дефицита бюджета.

В соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 92 БК РФ) размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации в финансовом году.

За все послевоенные годы (1945-1990 гг.) вплоть до 1990 года включительно бюджет Российской Федерации утверждался с профицитом, не было, дефицита.

При этом изменения в налоговых поступлениях и государственных расходов происходит автоматически.

Бюджетный дефицит - это превышение расходов бюджета над его доходами. На протяжении последнего десятилетия В России наблюдался дефицит бюджета.

Источники финансирования внутренних дефицитов бюджетов разных уровней включают следующие статьи:

­ финансирование дефицита бюджета за счет кредита Центрального банка РФ и изменения остатков средств бюджета;

­ государственные ценные бумаги;

­ бюджетные ссуды, полученные от государственных внебюджетных фондов;

­ бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней;

­ прочие источники внутреннего финансирования.

Бесспорно, бюджетный дефицит - нежелательное для государства явление: его финансирование на основе денежной эмиссии гарантированно ведет к инфляции, с помощью не эмиссионных средств - к росту государственного долга. Тем не менее, бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, так как различным может быть качество, природа дефицита. Он может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, и тогда дефицит не является отражением кризисного течения общественных процессов, а скорее становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства.

До 1991 г. бюджетная система станы была единой.

В последние годы в условиях создания Российского государства, развития рыночных отношений, многообразие форм собственности, усиления самостоятельности регионов произошли принципиальные изменения и в бюджетном устройстве. В соответствии с действующим законодательством стали самостоятельными: республиканский бюджет РФ (он получил название федерального бюджета), республиканские бюджеты республик в составе РФ, бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований.

Сегодня бюджетная система России состоит из федерального бюджета, 21 республиканского бюджета республик в составе РФ, 56 краевых и областных бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов и около 29 тыс. местных бюджетов, к которым относятся городские, районные, поселковые и сельские бюджеты. Единство бюджетной системы в новых условиях реализуется через единую социально-экономическую политику и правовую базу, использование единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, взаимодействие бюджетов всех уровней и согласование принципов бюджетного процесса. В условиях перехода к рыночным отношениям формирование доходной части бюджета приобрело в основном налоговый характер. Налоговые доходы - это обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета. Ведущее место среди налоговых доходов федерального бюджета (свыше 1/3) занимает налог на добавленную стоимость. Вместе с таможенными пошлинами и налогом на прибыль он превышает 2/3 налоговых доходов федерального бюджета. Министерство финансов Российской Федерации как федеральный орган исполнительной власти и его органы на местах обеспечивают управление финансами и разработку финансовой политики государства.

Обеспечивая исполнение федерального бюджета, Минфин РФ осуществляет контроль за поступлением и целевым использованием средств, выделяемых из федерального бюджета предприятиям, учреждениям и организациям. По истечении года отчет об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета и представляет их в Правительство РФ. Государственный бюджет, как и всякий баланс, предполагает выравнивание доходов и расходов. Однако, как правило, при принятии бюджета планируемые поступления и расходы не совпадают. Превышение доходов над расходами образует бюджетный профицит (или излишек), превышение расходов над доходами - бюджетный дефицит (недостаток). Обычно бюджетный дефицит выражается в процентах к ВНП (ВВП).

Если в прошлом бюджетный дефицит возникал достаточно редко и был обычно связан с чрезвычайными обстоятельствами, прежде всего с войнами, то сегодня он стал типичен для большинства стран рыночной экономики

Бюджетный дефицит возникает вследствие многих причин объективного и субъективного характера. Наиболее часто - из-за невозможности мобилизовать необходимые доходы в результате спада темпов производства, низкой производительности труда и других причин, вызывающих нестабильность экономики, снижение эффективности производства. Причина бюджетного дефицита кроется и в росте расходов без учета финансовых возможностей государства, в недостаточной целесообразности и эффективности расходов. Высокий уровень расходов непроизводственного характера (военные расходы, содержание административного аппарата, покрытие убытков предприятий и др.) приводит к «проеданию» бюджетных средств, а не к умножению общественного богатства. Отрицательное влияние на сбалансированность бюджета оказывают инфляция, расшатывание денежного обращения и системы расчетов, нерациональная налоговая и инвестиционно-кредитная политика.

Однако бюджетный дефицит не может служить показателем, характеризующим состояние экономики страны, и бездефицитный бюджет ещё не означает экономического благополучия. Сегодня многие экономисты исходят из того что в период спадов вполне допустим значительный бюджетный дефицит, а небольшой недостаток не опасен и может существовать довольно длительное время. Международный Валютный Фонд признает допустимым дефицит в пределах 2-3% ВНП. Проблемой становится продолжительный значительный и возрастающий дефицит, следствием которого может стать неконтролируемая инфляция.

Выше уже говорилось, что бюджетный дефицит не всегда является негативным явлением. Бюджетная несбалансированность может быть и полезной с точки зрения стабилизации экономики. Планируемое расхождение между доходами и расходами государственного бюджета может использоваться как средство борьбы с инфляцией и спадом производства. И наоборот, твердый курс на сбалансированность бюджета потребовал бы повышения налогов и снижения государственных расходов в период спада экономики и в результате привел бы к дальнейшему сокращению совокупного спроса. Экономисты предлагают три основных подхода к проблеме сбалансированности бюджета:

Первый подход связан с ориентацией на ежегодную сбалансированность бюджета, что означает объявление его сбалансированности основной целью государственных финансов. Такая ориентация фискальной политики сводит на нет её антициклический и стабилизационный характер. Ежегодно балансируемый бюджет, на самом деле, усугубляет колебания экономического цикла, вызывает ускорение инфляции. Это происходит потому, что в условиях депрессии, значительной безработицы имеет место сокращение доходов, которое неизменно вызовет уменьшение налоговых поступлений в государственную казну, и в такой ситуации правительство, стремясь балансировать бюджет, должно либо увеличивать налоги, либо сокращать государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Но эти меры являются сдерживающимипо своему характеру: каждая из них ещё больше сокращает совокупный спрос, что приводит к дальнейшему снижению общественного производства.

В противоположном случае, при профиците государственного бюджета в условиях инфляционных процессов и роста доходов, чтобы не допустить превышения доходов над расходами, правительство должно либо снизить налоги, либо увеличить расходы, либо сделать и то и другое одновременно. В таком случае сбалансированность бюджета достигается ценой раскручивания инфляционной спирали.

Второй подход предполагает достижение сбалансированности бюджета в течение экономического цикла, при этом он не должен балансироваться ежегодно. В данном случае допускаются годовые дефициты и профициты бюджета, а фискальная политика используется одновременно как инструмент и антициклического регулирования, и балансирования бюджета в долгосрочном периоде. Логическое обоснование этой концепции выглядит просто и привлекательно. Для того чтобыпротивостоять спаду, правительство должно снизить налоги и увеличить расходы, сознательно вызывая дефицит. В ходе последующего подъема и проявления инфляции необходимо повысить налоги и урезать государственные расходы. Возникающее на этой основе положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие государственного долга, возникшего в период спада. Таким образом, правительство может сбалансировать бюджет не на ежегодной основе, а в период в несколько лет.

Сторонники этой концепции считают, что надо стремиться к балансу бюджета в течение всего цикла деловой активности. С точки зрения кейнсианцев, этого можно достичь с помощью продуманной фискальной политики. Монетаристы предлагают придерживаться рациональной политики денежного обращения. Защитники этой теории считают что бюджет выступает инструментом антициклической политики. Однако, ключевой проблемой такого подхода, несмотря на его внешнюю привлекательность, является его явная упрощенность. Дело в том, что подъемы и спады в экономическом цикле неодинаковы по глубине и длительности. Длительный и глубокий спад может сменяться краткосрочным и небольшим подъемом и наоборот. И в том, и в другом случае будет наблюдаться циклическая разбалансированность государственного бюджета.

Третий подход к регулированию государственного бюджета связан с концепцией функциональных финансов, суть которой сводится к тому, чтобы фискальная политика рассматривалась лишь в качестве инструмента экономической политики сбалансированного развития народного хозяйства. При этом вопрос о ежегодной или циклической сбалансированности бюджета - второстепенный. Основной целью государственных финансов является макроэкономическая стабильность, а сбалансированность госбюджета рассматривается как один из составляющих элементов такой стабильности. В соответствии с этим подходом, развитие экономики может сопровождаться бюджетными дефицитами или профицитами. Предполагается, что макроэкономическая стабильность и экономический рост автоматически оказывают положительное воздействие на преодоление бюджетного дефицита и сокращение государственного долга.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав