26.09.2018

Порядок заключения договоров бюджетными учреждениями. Федеральное бюджетное образовательное учреждение. Цены для бюджетных организаций – вписываемся в лимиты


Кроме договоров на предоставление платных услуг, учреждение активно заключает иные, направленные на осуществление хозяйственной деятельности, договоры (энергоснабжение, теплоснабжение, договоры подряда, т.п.). Порядок заключения подобных договоров так же зависит от вида учреждения.

Порядок осуществления хозяйственной деятельности государственными (муниципальными) учреждениями детально регламентирован действующими нормативно-правовыми актами.

Заключение договоров бюджетными учреждениями имеет свои особенности. При этом бюджетное учреждение должно быть в устанoвленном порядке уполномочено сoбственником на осуществление функций государственнoго (муниципального) заказчика. Все договорные отношения бюджетного учреждения, цена которых превышает 100 тысяч рублей в квартал (согласно Указаниям ЦБ РФ), законодатель требует проводить путем проведения закупок или контрактов. Закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - сoвoкупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Зaкупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. Бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 ФЗ.

При наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и размещенного до начала года в единой информационной системе, данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований указанных Федерального закона и правового акта закупки: за счет грантов, передаваемых безвoзмездно и безвoзвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе инoстранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Рoссийской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грaнтодателями, не установлено иное. за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию). 59

Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Конкурентными спoсoбами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировoк, запрос предложений.

Под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта. Под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта. Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки. При осуществлении закупки путем проведения конкурса или закрытого аукциона могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием или двухэтапного конкурса либо приглашении принять участие в закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе или закрытом аукционе, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются объект закупки, начальная (максимальная) цена контракта и ее обоснование в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона, сроки и иные условия поставки товара, выполнения работы или оказания услуги. Участник закупки подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт.

Еще одной особенностью совершения сделок бюджетными учреждениями является законодательно установленные правила осуществления авансовых платежей по заключенным договорам. Так, нормативно-правовыми актами о бюджетах соответствующих уровнях на 2009 год предусмотрены предельные размеры авансовых платежей, которые бюджетные учреждения вправе осуществлять по различным договорам. Бюджетные учреждения как получатели бюджетных средств при заключении договоров (государственные контрактов) о поставках товаров, выполнения работ, оказании услуг, договоров, подлежащих оплате за счет средств, полученных от оказания услуг и иной приносящей доход деятельности вправе предусматривать авансовые платежи: в размере 100 % по договорам (контрактам) об оказании услуг связи, о подписке на печатные издания, обучение на курсах повышения квалификации, т.д.; в размере 60% по государственным контрактам на оказание услуг по авиационным перевозкам высших должностных лиц; в размере 30% по остальным договорам. 60

Из вышесказанного следует, бюджетное учреждение в договорных отношениях субъект довольно скромный. Большая регламентация деятельности со стороны собственника имущества бюджетного учреждения, определение победителя и указание на него как на контрагента, с которым следует оформить договорные отношения.

В то же время, законодательно установлена ограниченная ответственность бюджетного учреждения по совершенным сделкам. Так, бюджетное учреждение несет ответственность по сделкам, находящимся в его распоряжении денежными средствами, при недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность несет собственник его имущества (ст. 120 ГК РФ). Данное правило касается всех обязательств бюджетного учреждения – возникших по всем возможным основаниям, то есть в рамках как уставной, так и приносящей доход деятельности (Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 21). Даже если бюджетное учреждение приняло на себя обязательства, выходящие за пределы доведенных до него лимитов бюджетных обязательств, не предусмотренные утвержденной сметой доходов и расходов, собственник имущества все равно будет привлечен к субсидиарной ответственности (п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 21, п.15 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 23). 61

Участие автономных учреждений в договорных отношениях имеет существенные отличия от участия в договорных отношениях бюджетных учреждений, что обусловлено большим объемом правоспособности автономных учреждений.

Несмотря на то, что автономными являются учреждения, имущество которых принадлежит на праве собственности публично-правовым образованиям, при заключении договоров автономными учреждениями, не распространяется действие ФЗ № 94. Из этого следует вывод о том, что автономное учреждение самостоятельно в выборе контрагента. Также устанавливается право автономного учреждения самостоятельно распоряжаться доходами и имуществом учреждения за исключением недвижимого и особо ценного движимого имущества, определяемого в порядке, установленном Правительством РФ.

Так же на автономные учреждения не распространяются положения о размере предусмотренных договорами авансовых платежей, так как автономное учреждение не является получателем бюджетных средств в смысле БК РФ. В ст.6 БК РФ дано понятие получателя бюджетных средств – это государственный орган, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет соответствующего бюджета.

Законодатель дал разрешение на открытие счетов в кредитных организациях (ч.3 ст. 2 Закона «Об автономных учреждениях»).

Данные положения позволяют автономным учреждениям активно включаться в договорные отношения.

В то же время, с целью гарaнтирования прaв сoбственника имущества автономного учреждения, Закон «Об автoномных учреждениях» устанaвливает обязательные требования к порядку заключения догoворов. Согласно ст. 11 Закона об автономных учреждениях совершение крупных сделок и сделок, в отношении которых имеется заинтересованность, руководитель автонoмного учреждения обязан получить решение специально создаваемого Наблюдательного совета автономного учреждения по вoпросу заключения таких договоров. При этом крупной сделкой признается сделка, связанная с распоряжением денежными средствами, привлечением заемных средств, отчуждением имущества (с которым в соответствие с указанным законом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также передачей такого имущества в пользование или в залог, при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества не превышает 10 процентов балансовой стоимости активов автономного учреждения (ст.14 Закона об автономных учреждениях). Под сделкой, в которой имеется заинтересованность, понимается заключение автономным учреждением сделки с заинтересованными лицами, указанными в ст. Закона об автономных учреждениях, перечень лиц является исчерпывающим (ст. 14, 16). Законом об автономных учреждениях предусмотрен порядок заключения крупных сделок и сделок, в отношении которых имеется заинтересованность – совершение таких сделок в обязательном порядке должно быть предварительно одобрено наблюдательным советом автономного учреждения (ст.17). В случае нарушения порядка заключения крупной сделки и сделки, в которой имеется заинтересованность, такая сделка является оспоримой (ч. 3 ст. 17).

Автономное учреждение вправе заключать договоры банковских вкладов и займов. При решении вопроса о выборе кредитной организации руководителю автономного учреждения необходимо получить заключение наблюдательного совета (ч. 3 ст.11).

Таким образом, автономное учреждение в большей степени включено в гражданский оборот. Данное положение не умаляет установленный порядок совершения сделок. Автономное учреждение свободно в выборе стороны по договору, свободно в формировании условий договора.

В то же время, законодатель, разрешая «зарабатывать» денежные средства, возлагает на автономное учреждение полную ответственность по своим обязательствам. Согласно частям 4,5 статьи 2 Закона об автономных организациях автономное учреждение отвечает по своим обязательствам, закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого и особо ценного движимого имущества, собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения.

В отличие от бюджетных учреждений, автономные учреждения несут ответственность по обязательствам следующими активами: денежными средствами, движимым имуществом, закрепленным за ними собственником или приобретенные за счет средств собственника, не отнесенным к категории особо ценного имущества, любым имуществом (в том числе и недвижимым), приобретенным за счет доходов от платных услуг. Складывается парадоксальная ситуация, согласно п.1 ст. 65 ГК РФ учреждение не может быть признано несостоятельным. Это значит, что положения законодательства о банкротстве на него не распространяются, и оно не может быть ликвидировано как банкрот. По-мнению И.В. Емельянова, получается нелогичная ситуация – автономное учреждение имеет возможность продолжать работу (ведь оно обладает имуществом, необходимым для осуществления основной деятельности), не расплачиваясь с кредиторами ввиду отсутствия имущества на которое может быть обращено взыскание 62 . Такое положение вещей может вызвать настороженность и недоверие потенциальных контрагентов по отношению к автономным учреждениям, что может затруднить их хозяйственную деятельность.

Что касается порядка осуществления хозяйственной деятельности частными учреждениями, то Законом о некоммерческих организациях не предусмотрен какой-либо исключительный порядок осуществления такой деятельности.

Так же существует особенность в порядке заключения некоторых видов договоров. Так, по общему правилу учреждение не вправе вступать в арендные отношения по поводу недвижимого имущества, данное правило вытекает из ст. 298 ГК РФ, предусматривающей запрет на распоряжение имуществом учреждения, Автономное учреждение вправе распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом только с согласия собственника имущества. В то же время, в ст. 608 указанно, что арендодателем может выступать лицо, управомоченное законом или собственником сдавать имущество в аренду. В связи с чем, пункт 11 статьи 39 Закона об образовании устанавливает право образовательного учреждения быть арендатором и арендодателем. В данном направлении развивается судебная практика. Высший Арбитражный суд признал право образовательного учреждения выступать в качестве арендодателя без согласия органа власти, распоряжающегося имуществом учреждения (Определение ВАС РФ от 06.02.2008 № 430/08) 63 .

Таким образом, особенности участия учреждения в гражданском обороте заключается в обозначенном объеме специальной правоспособности, которая, в свою очередь, зависит от вида (типа) учреждения.

Анализ правового режима имущества согласно действующему отечественному гражданскому законодательству позволил выявить нетипичный двойной режим имущества учреждения. Но как имущество, выделенное собственником для осуществления поставленных задач, так и имущество, приобретенное учреждением самостоятельно за счет «заработанных» средств является имуществом собственника учреждения и находится на праве оперативного управления, но объем распорядительных полномочий в отношении такого имущества различен.

Особенности правового режима имущества учреждения определяют особенности участия учреждения в имущественном обороте. Степень участия в гражданских правоотношениях зависит от вида учреждения. Вступление в гражданский оборот обусловлено как выполнением задач, предусмотренных уставом за плату, так и осуществлением иных хозяйственных функций, направленных на совершенствование как материально-технической базы, так и на совершенствование уставной деятельности. Оказание услуг за плату возможно при соблюдении обязательных условий, обозначенных нормативно-правовыми актами: включение перечня таких услуг в Устав, наличие разрешительных документов, соответствие основным целям, ради которого учреждение создано. Заключение и порядок исполнения иных договоров, направленных на развитие и поддержание учреждения, подчиняется правилам совершения сделок, которые установлены для государственных (муниципальных) учреждений в зависимости от их типа – бюджетное или автономное.

Бюджетное учреждение при совершении сделок является скромным субъектом. Автономное учреждение имеет большую возможность для участия в имущественном обороте (вплоть до самостоятельного распоряжения имуществом). Данные новеллы законодательства приближают автономное учреждение к нормальным субъектам гражданских правоотношений. Изменение типа бюджетных учреждений с большой долей самостоятельной хозяйственной деятельности на автономное учреждение представляется предложенный законодателем выход для расширения хозяйственной деятельности учреждения, при сохранении бюджетного обеспечения выполнения задания собственника имущества.

Кроме договоров на предоставление платных услуг, учреждение активно заключает иные, направленные на осуществление хозяйственной деятельности, договоры (энергоснабжение, теплоснабжение, договоры подряда, т.п.). Порядок заключения подобных договоров так же зависит от вида учреждения.

Порядок осуществления хозяйственной деятельности государственными (муниципальными) учреждениями детально регламентирован действующими нормативно-правовыми актами.

Заключение договоров бюджетными учреждениями имеет свои особенности. При этом бюджетное учреждение должно быть в устанoвленном порядке уполномочено сoбственником на осуществление функций государственнoго (муниципального) заказчика. Все договорные отношения бюджетного учреждения, цена которых превышает 100 тысяч рублей в квартал (согласно Указаниям ЦБ РФ), законодатель требует проводить путем проведения закупок или контрактов. Закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - сoвoкупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Зaкупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. Бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 ФЗ.

При наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и размещенного до начала года в единой информационной системе, данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований указанных Федерального закона и правового акта закупки: за счет грантов, передаваемых безвoзмездно и безвoзвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе инoстранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Рoссийской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грaнтодателями, не установлено иное. за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию). 59

Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Конкурентными спoсoбами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировoк, запрос предложений.

Под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта. Под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта. Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки. При осуществлении закупки путем проведения конкурса или закрытого аукциона могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием или двухэтапного конкурса либо приглашении принять участие в закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе или закрытом аукционе, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются объект закупки, начальная (максимальная) цена контракта и ее обоснование в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона, сроки и иные условия поставки товара, выполнения работы или оказания услуги. Участник закупки подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт.

Еще одной особенностью совершения сделок бюджетными учреждениями является законодательно установленные правила осуществления авансовых платежей по заключенным договорам. Так, нормативно-правовыми актами о бюджетах соответствующих уровнях на 2009 год предусмотрены предельные размеры авансовых платежей, которые бюджетные учреждения вправе осуществлять по различным договорам. Бюджетные учреждения как получатели бюджетных средств при заключении договоров (государственные контрактов) о поставках товаров, выполнения работ, оказании услуг, договоров, подлежащих оплате за счет средств, полученных от оказания услуг и иной приносящей доход деятельности вправе предусматривать авансовые платежи: в размере 100 % по договорам (контрактам) об оказании услуг связи, о подписке на печатные издания, обучение на курсах повышения квалификации, т.д.; в размере 60% по государственным контрактам на оказание услуг по авиационным перевозкам высших должностных лиц; в размере 30% по остальным договорам. 60

Из вышесказанного следует, бюджетное учреждение в договорных отношениях субъект довольно скромный. Большая регламентация деятельности со стороны собственника имущества бюджетного учреждения, определение победителя и указание на него как на контрагента, с которым следует оформить договорные отношения.

В то же время, законодательно установлена ограниченная ответственность бюджетного учреждения по совершенным сделкам. Так, бюджетное учреждение несет ответственность по сделкам, находящимся в его распоряжении денежными средствами, при недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность несет собственник его имущества (ст. 120 ГК РФ). Данное правило касается всех обязательств бюджетного учреждения – возникших по всем возможным основаниям, то есть в рамках как уставной, так и приносящей доход деятельности (Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 21). Даже если бюджетное учреждение приняло на себя обязательства, выходящие за пределы доведенных до него лимитов бюджетных обязательств, не предусмотренные утвержденной сметой доходов и расходов, собственник имущества все равно будет привлечен к субсидиарной ответственности (п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 21, п.15 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 23). 61

Участие автономных учреждений в договорных отношениях имеет существенные отличия от участия в договорных отношениях бюджетных учреждений, что обусловлено большим объемом правоспособности автономных учреждений.

Несмотря на то, что автономными являются учреждения, имущество которых принадлежит на праве собственности публично-правовым образованиям, при заключении договоров автономными учреждениями, не распространяется действие ФЗ № 94. Из этого следует вывод о том, что автономное учреждение самостоятельно в выборе контрагента. Также устанавливается право автономного учреждения самостоятельно распоряжаться доходами и имуществом учреждения за исключением недвижимого и особо ценного движимого имущества, определяемого в порядке, установленном Правительством РФ.

Так же на автономные учреждения не распространяются положения о размере предусмотренных договорами авансовых платежей, так как автономное учреждение не является получателем бюджетных средств в смысле БК РФ. В ст.6 БК РФ дано понятие получателя бюджетных средств – это государственный орган, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет соответствующего бюджета.

Законодатель дал разрешение на открытие счетов в кредитных организациях (ч.3 ст. 2 Закона «Об автономных учреждениях»).

Данные положения позволяют автономным учреждениям активно включаться в договорные отношения.

В то же время, с целью гарaнтирования прaв сoбственника имущества автономного учреждения, Закон «Об автoномных учреждениях» устанaвливает обязательные требования к порядку заключения догoворов. Согласно ст. 11 Закона об автономных учреждениях совершение крупных сделок и сделок, в отношении которых имеется заинтересованность, руководитель автонoмного учреждения обязан получить решение специально создаваемого Наблюдательного совета автономного учреждения по вoпросу заключения таких договоров. При этом крупной сделкой признается сделка, связанная с распоряжением денежными средствами, привлечением заемных средств, отчуждением имущества (с которым в соответствие с указанным законом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также передачей такого имущества в пользование или в залог, при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества не превышает 10 процентов балансовой стоимости активов автономного учреждения (ст.14 Закона об автономных учреждениях). Под сделкой, в которой имеется заинтересованность, понимается заключение автономным учреждением сделки с заинтересованными лицами, указанными в ст. Закона об автономных учреждениях, перечень лиц является исчерпывающим (ст. 14, 16). Законом об автономных учреждениях предусмотрен порядок заключения крупных сделок и сделок, в отношении которых имеется заинтересованность – совершение таких сделок в обязательном порядке должно быть предварительно одобрено наблюдательным советом автономного учреждения (ст.17). В случае нарушения порядка заключения крупной сделки и сделки, в которой имеется заинтересованность, такая сделка является оспоримой (ч. 3 ст. 17).

Автономное учреждение вправе заключать договоры банковских вкладов и займов. При решении вопроса о выборе кредитной организации руководителю автономного учреждения необходимо получить заключение наблюдательного совета (ч. 3 ст.11).

Таким образом, автономное учреждение в большей степени включено в гражданский оборот. Данное положение не умаляет установленный порядок совершения сделок. Автономное учреждение свободно в выборе стороны по договору, свободно в формировании условий договора.

В то же время, законодатель, разрешая «зарабатывать» денежные средства, возлагает на автономное учреждение полную ответственность по своим обязательствам. Согласно частям 4,5 статьи 2 Закона об автономных организациях автономное учреждение отвечает по своим обязательствам, закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого и особо ценного движимого имущества, собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения.

В отличие от бюджетных учреждений, автономные учреждения несут ответственность по обязательствам следующими активами: денежными средствами, движимым имуществом, закрепленным за ними собственником или приобретенные за счет средств собственника, не отнесенным к категории особо ценного имущества, любым имуществом (в том числе и недвижимым), приобретенным за счет доходов от платных услуг. Складывается парадоксальная ситуация, согласно п.1 ст. 65 ГК РФ учреждение не может быть признано несостоятельным. Это значит, что положения законодательства о банкротстве на него не распространяются, и оно не может быть ликвидировано как банкрот. По-мнению И.В. Емельянова, получается нелогичная ситуация – автономное учреждение имеет возможность продолжать работу (ведь оно обладает имуществом, необходимым для осуществления основной деятельности), не расплачиваясь с кредиторами ввиду отсутствия имущества на которое может быть обращено взыскание 62 . Такое положение вещей может вызвать настороженность и недоверие потенциальных контрагентов по отношению к автономным учреждениям, что может затруднить их хозяйственную деятельность.

Что касается порядка осуществления хозяйственной деятельности частными учреждениями, то Законом о некоммерческих организациях не предусмотрен какой-либо исключительный порядок осуществления такой деятельности.

Так же существует особенность в порядке заключения некоторых видов договоров. Так, по общему правилу учреждение не вправе вступать в арендные отношения по поводу недвижимого имущества, данное правило вытекает из ст. 298 ГК РФ, предусматривающей запрет на распоряжение имуществом учреждения, Автономное учреждение вправе распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом только с согласия собственника имущества. В то же время, в ст. 608 указанно, что арендодателем может выступать лицо, управомоченное законом или собственником сдавать имущество в аренду. В связи с чем, пункт 11 статьи 39 Закона об образовании устанавливает право образовательного учреждения быть арендатором и арендодателем. В данном направлении развивается судебная практика. Высший Арбитражный суд признал право образовательного учреждения выступать в качестве арендодателя без согласия органа власти, распоряжающегося имуществом учреждения (Определение ВАС РФ от 06.02.2008 № 430/08) 63 .

Таким образом, особенности участия учреждения в гражданском обороте заключается в обозначенном объеме специальной правоспособности, которая, в свою очередь, зависит от вида (типа) учреждения.

Анализ правового режима имущества согласно действующему отечественному гражданскому законодательству позволил выявить нетипичный двойной режим имущества учреждения. Но как имущество, выделенное собственником для осуществления поставленных задач, так и имущество, приобретенное учреждением самостоятельно за счет «заработанных» средств является имуществом собственника учреждения и находится на праве оперативного управления, но объем распорядительных полномочий в отношении такого имущества различен.

Особенности правового режима имущества учреждения определяют особенности участия учреждения в имущественном обороте. Степень участия в гражданских правоотношениях зависит от вида учреждения. Вступление в гражданский оборот обусловлено как выполнением задач, предусмотренных уставом за плату, так и осуществлением иных хозяйственных функций, направленных на совершенствование как материально-технической базы, так и на совершенствование уставной деятельности. Оказание услуг за плату возможно при соблюдении обязательных условий, обозначенных нормативно-правовыми актами: включение перечня таких услуг в Устав, наличие разрешительных документов, соответствие основным целям, ради которого учреждение создано. Заключение и порядок исполнения иных договоров, направленных на развитие и поддержание учреждения, подчиняется правилам совершения сделок, которые установлены для государственных (муниципальных) учреждений в зависимости от их типа – бюджетное или автономное.

Бюджетное учреждение при совершении сделок является скромным субъектом. Автономное учреждение имеет большую возможность для участия в имущественном обороте (вплоть до самостоятельного распоряжения имуществом). Данные новеллы законодательства приближают автономное учреждение к нормальным субъектам гражданских правоотношений. Изменение типа бюджетных учреждений с большой долей самостоятельной хозяйственной деятельности на автономное учреждение представляется предложенный законодателем выход для расширения хозяйственной деятельности учреждения, при сохранении бюджетного обеспечения выполнения задания собственника имущества.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Бюджетное учреждение вправе заключать контракты на любой срок.

Обоснование вывода:
Ранее часть 1 ст. 9 ныне утратившего силу от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" ограничивала максимальный срок договоров, заключаемых бюджетными учреждениями, тремя годами. от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) и РФ таких ограничений для бюджетных учреждений не содержат.

Ограничения возможного срока действия контрактов установлены нормами РФ (БК РФ), однако лишь в отношении казенных учреждений ( БК РФ, БК РФ). Бюджетные учреждения не являются получателями бюджетных средств, поэтому в рамках законодательства о контрактной системе в сфере закупок бюджетные учреждения выделены в категорию "иных заказчиков" ( БК РФ, Закона № 44-ФЗ). Правило о заключении и оплате контрактов в пределах доведенных на определенный период лимитов бюджетных обязательств, установленное БК РФ, на бюджетные учреждения не распространяется. Безусловно, между объемом принимаемых такими учреждениями обязательств и объемом планируемых поступлений должна быть прямая связь. Однако право заключения бюджетными учреждениями договоров на срок, превышающий текущий финансовый год, не обусловлено ни включением планируемых по таким договорам расходов в план финансово-хозяйственной деятельности, ни наличием финансового обеспечения исполнения договоров.

Таким образом, бюджетное учреждение вправе заключать контракты на любой срок.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги .

При работе с бюджетными организациями, заключение договоров имеет свои особенности, а ценовые пороги имеют свои рамки. Если хочешь попасть в «театр абсурда» - отправляйся заключать договора с бюджетниками . Они уж точно умеют Родину любить, и тебя этому научат. Итак, пожалуй, начнём с договоров.

Договор с бюджетником – работаем по чужому сценарию

Ну, честно говоря, я особо не ужасался, когда столкнулся с бюрократизмом бюджетной системы. Наверное, это от того, что я около десяти лет проработал на одном крупном промышленном предприятии своего города. И для меня «бумажная возня» была не в диковинку. Мало того, я даже неплохо ориентировался во всей этой системе и знал, как надо себя вести в той или иной ситуации.

Прежде всего, нужно понимать, что даже если у вас и есть свой типовой договор поставки, за составление которого вы заплатили юристу круглую сумму денег, то при работе с бюджетными организациями вы можете этот договор отложить «до лучших времён». Ибо бюджетнику правила составления договоров диктует Госказначейство, и если в договоре нет требуемых пунктов, или установлены лишние невыгодные для них условия, то Госказначейство просто не произведёт оплату по выставленным вами счетам. Вот такая у них система. Так что, не смотря ни на что, если вы хотите работать с бюджетниками, то будьте готовы к тому, что придётся работать на их условиях, как бы вы этого не хотели. Иногда, читая их договора, становится очень грустно и страшно, но все мы люди и понимаем реальность или нереальность выполнения тех или иных пунктов договора. Так что, необходимо делать дело, и если будешь делать его хорошо, то и всё остальное будет тоже хорошо. По крайней мере, у нас на протяжении четырёх лет работы с бюджетными организациями не было ни одного конфликтного случая, приведшего к судебным разбирательствам. Мы работали честно и открыто, и это было главной причиной того, что все оставались довольны, даже когда мы немного задерживали поставки товара.

Цены для бюджетных организаций – вписываемся в лимиты

Особенности ценообразования для бюджетников – это тема, которую ну просто нельзя обойти стороной. Кстати, изучая фабричную офисную мебель, я часто задумывался над тем, а почему весь модельный ряд разбит на кучу всевозможных модулей. Вот взять, к примеру, письменный стол с тремя выдвижными ящиками. Ну, можно ведь сделать его одним изделием. Ан нет, фабричные конструкторы почему-то продают отдельно каркас стола, а отдельно, если хочешь, то покупай модуль с выдвижными ящиками, а затем прикручивай его к каркасу, и вот тебе стол. Я не мог понять, к чему такие сложности-то? Но, когда начал вплотную работать с бюджетными структурами, то понял – эти сложности для производителей мебели продиктовал рынок – «бюджетный» рынок. Да-да, именно, всё дело в них – в бюджетных структурах, которые не могут купить стол целиком, а могут купить его только в «расчленённом» виде.

Оказывается, у бюджетных структур есть целое постановление из министерства, где чётко расписано какие товары и по каким максимальным ценам они могут закупать. В частности: письменные столы, компьютерные столы, тумбы, шкафы, гардеробы, стулья и кресла. И вот на все эти позиции стоят цены десятилетней давности. Естественно, что инфляция и рост цен диктует уже новые условия на рынке офисной мебели. Но «самым главным чиновникам» как-то всё это «фиолетово». Есть постановление – изволь его выполнять. А когда его пересмотрят? На этот вопрос, конечно же, не знает ответ никто, даже, наверное, и наш президент.

Но жизнь продолжается, мебель выходит из строя, да и деньги на её закупку выделяют – значит, надо закупать. Вот и придумали мебельные фабрики «расчленять» мебель на несколько модулей, чтобы бюджетные организации могли «вписаться» в свои лимиты десятилетней давности.

Благо, со стульями у нас проблем не возникло. Ибо, наверное, цены на стулья были уже пересмотрены, и мы идеально вписывались во все лимиты, разрешённые для нашего клиента. В общем, договор был подписан, но впереди нас ожидали другие проблемы – оплата за поставку офисных кресел. А вот об этом, друзья мои, я расскажу вам в .

Распоряжения Правительства Санкт-Петербурга от 31.08.2004 N 90-рп "О государственных учреждениях централизованных бухгалтериях администраций районов Санкт-Петербурга":

1. Утвердить типовой договор о бухгалтерском обслуживании централизованной бухгалтерией государственных учреждений, подведомственных администрации района Санкт-Петербурга (далее - типовой договор), согласно приложению.

2. Довести распоряжение до сведения руководителей администраций районов Санкт-Петербурга, бюджетных учреждений, подведомственных администрациям районов Санкт-Петербурга.

3. Рекомендовать руководителям администраций районов Санкт-Петербурга, в ведении которых находятся централизованные бухгалтерии, в соответствии с типовым договором разработать и утвердить договоры о бухгалтерском обслуживании централизованной бухгалтерией государственных учреждений, подведомственных администрации района Санкт-Петербурга.

4. Контроль за выполнением распоряжения оставляю за собой.


Председатель
Комитета финансов
Санкт-Петербурга
А.А.Никонов


ПРИЛОЖЕНИЕ
к распоряжению
Комитета финансов
Санкт-Петербурга
от 30.09.2004 N 134-р


г. Санкт-Петербург "___" __________ 2004 г.

Бюджетное учреждение ___________________ (наименование государственного учреждения, подведомственного администрации ____________ района Санкт-Петербурга) _____________, именуемое в дальнейшем "Учреждение", в лице ____________________, действующего на основании ______________, с одной стороны, и ___________________ (наименование государственного учреждения "Централизованная бухгалтерия администрации _____________ района Санкт-Петербурга") ______________, именуемое в дальнейшем "Исполнитель", в лице руководителя _________________, действующего на основании ____________, с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:


1. Предмет договора


1.1. Учреждение передает, а Исполнитель принимает полномочия по ведению бухгалтерского учета исполнения смет доходов и расходов Учреждения по бюджетным средствам и средствам, полученным из внебюджетных источников, в том числе имущества Учреждения, его финансовых обязательств и их движения, а также хозяйственных операций, осуществляемых Учреждением в процессе организации всех видов деятельности, предусмотренных Уставом Учреждения.

1.2. Организация и ведение бухгалтерского учета осуществляются в соответствии с действующим законодательством, регламентирующим ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской, налоговой, статистической отчетности.

1.3. Первичные учетные документы подписываются руководителем Учреждения или уполномоченным им лицом. Все бухгалтерские документы, связанные с исполнением смет доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников, подписываются руководителем и главным бухгалтером Исполнителя или уполномоченными ими лицами.


2. Обязанности сторон


2.1. Учреждение обязано:

2.1.1. Оформлять все проводимые Учреждением хозяйственные операции оправдательными документами, служащими первичными документами (основанием) для ведения бухгалтерского учета.

2.1.2. Своевременно представлять Исполнителю первичные учетные документы, необходимые для выполнения возлагаемых на него обязанностей (копии выписок из приказов и распоряжений, относящихся непосредственно к исполнению смет доходов и расходов, а также договоры, акты выполненных работ, табели учета рабочего времени и другие первичные документы).

Представление первичных документов регламентируется графиком документооборота, составляемым и утверждаемым Исполнителем.

Материально ответственным и другим должностным лицам Учреждения вручаются выписки из графика документооборота.

2.1.3. Выполнять требования Исполнителя по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению Исполнителю необходимых документов и сведений.

2.1.4. Оказывать содействие Исполнителю в выполнении им функций, предусмотренных Уставом Исполнителя и настоящим договором.

2.2. Исполнитель обязан:

2.2.1. Планировать бюджетные и внебюджетные финансовые показатели:

Разрабатывать совместно с руководителем Учреждения плановые показатели, служащие основанием для расчета бюджетных и внебюджетных финансовых показателей;

Составлять сметы доходов и расходов по бюджетным и внебюджетным средствам;

Представлять руководителю Учреждения необходимые сведения об исполнении смет доходов и расходов в сроки, установленные главным бухгалтером Исполнителя по согласованию с руководителем Учреждения.

2.2.2. Производить своевременную оплату расходов и необходимые расчеты, возникающие в процессе исполнения смет доходов и расходов Учреждения по бюджетным и внебюджетным средствам с организациями и отдельными физическими лицами:

По начислению и выплате в установленные сроки заработной платы рабочим и служащим, стипендий, пособий,

2.2.3. Организовать ведение бухгалтерского, налогового и статистического учета операций в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

2.2.4. Составлять и представлять в установленные сроки и в установленном порядке бухгалтерскую, статистическую, налоговую, публичную финансовую и иную предусмотренную законодательством отчетность и проводить анализ исполнения плановых показателей и сметных назначений для руководителя Учреждения.

2.2.5. Представлять руководителю Учреждения оперативную информацию о ходе исполнения смет доходов и расходов по бюджетным и внебюджетным средствам, выполнении плановых объемных (сетевых) показателей и другие сведения, необходимые для принятия управленческих решений.

2.2.6. Контролировать правильное и экономное расходование средств в соответствии с целевым назначением по утвержденным сметам доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников, с учетом внесенных в них в установленном порядке изменений, а также сохранность денежных средств и материальных ценностей в местах их хранения и эксплуатации.

2.2.7. Осуществлять предварительный контроль за соответствием заключаемых Учреждением договоров объемам ассигнований, предусмотренных сметой доходов и расходов, и лимитам бюджетных обязательств; за своевременным и правильным оформлением первичных учетных документов и законностью совершаемых операций.

2.2.8. Участвовать в проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств, своевременно и правильно определять результаты инвентаризации и отражать их в учете.

2.2.9. Проводить инструктаж материально ответственных лиц по вопросам учета и сохранности ценностей, находящихся на их ответственном хранении.

2.2.10. Проводить инструктаж работников Учреждения по вопросам оформления первичных учетных документов и обеспечивать их необходимыми бланками.

2.2.11. Контролировать использование выданных доверенностей на получение имущественно-материальных и других ценностей.

2.2.12. Хранить документы (первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, отчетности, а также сметы доходов и расходов и расчеты к ним и т.п. как на бумажных, так и на электронных носителях информации) в соответствии с правилами организации государственного архивного дела.


3. Права и ответственность сторон


3.1. Руководитель Учреждения в пределах ассигнований, предусмотренных в утвержденной главным распорядителем средств бюджета Санкт-Петербурга смете доходов и расходов, имеет право:

Заключать в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств гражданско-правовые договоры на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг;

Разрешать оплату расходов в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств;

Расходовать в соответствии с установленными нормами материалы, продукты питания и другие материальные ценности на нужды Учреждения;

Утверждать авансовые отчеты подотчетных лиц, документы по инвентаризации, акты о списании пришедших в негодность основных фондов (средств) и других материальных ценностей в соответствии с действующим законодательством;

Решать другие вопросы, относящиеся к финансово-хозяйственной деятельности Учреждения.

3.2. Требования Исполнителя по документальному оформлению хозяйственных операций, представлению необходимых документов и сведений являются обязательными для Учреждения.

3.3. Исполнитель имеет право:

Запрашивать информацию, необходимую для представления внешним пользователям;

Требовать своевременного и правильного оформления Учреждением первичных документов;

Требовать от Учреждения представления материалов (планов, отчетов, справок и т.п.), необходимых для выполнения работ, входящих в компетенцию Исполнителя;

Не принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, которые нарушают действующее законодательство и установленный порядок приема, оприходования, хранения и расходования денежных средств, оборудования, материальных и других ценностей.

3.4. Руководитель Учреждения несет полную ответственность за законность совершаемых операций и правильность их оформления и обязан своевременно передавать Исполнителю необходимые для бухгалтерского учета и контроля документы (приказы, постановления, распоряжения, а также договоры, соглашения, сметы, нормативы, табели учета рабочего времени и другие материалы).

3.5. За несвоевременное, некачественное оформление и составление документов, задержку передачи их для отражения в бухгалтерском учете и отчетности, за недостоверность содержащихся в документах данных, а также за составление документов, отражающих незаконные операции, несут ответственность должностные лица, составившие и подписавшие эти документы. Списки должностных лиц, на которых возлагается обязанность составления первичных документов и которым предоставляется право их подписи, представляются Исполнителю.

3.6. Исполнитель несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской, статистической, налоговой и иной отчетности.

3.7. В случае разногласий между Исполнителем и руководителем обслуживаемого Учреждения по осуществлению отдельных хозяйственных операций первичные учетные документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя Учреждения, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.


4. Прочие условия


4.1. Ведение бухгалтерского учета по настоящему договору осуществляется Исполнителем безвозмездно.

4.2. Ни одна из сторон не имеет права передавать свои права и обязанности по настоящему договору третьей стороне без письменного согласия другой стороны.

4.3. По мере необходимости стороны могут вносить изменения и дополнения, которые оформляются в виде приложений к настоящему договору.


5. Срок действия договора


5.1. Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания сторонами и может быть расторгнут в случаях, предусмотренных законодательством.

5.2. За нарушение обязательств по настоящему договору стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5.3. Настоящий договор составлен в ___ экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из сторон.


6. Юридические адреса, банковские реквизиты сторон:


Учреждение Исполнитель _______________________ ________________________ _______________________ ________________________

7. Подписи сторон


Учреждение Исполнитель Руководитель Учреждения Руководитель Исполнителя

© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав