15.10.2019

Теории социальной стратификации и социальной мобильности. Социальная стратификация: понятие, критерии, виды


Различные социологи по-разному объясняют причины социального неравенства, а следовательно, и социальной стратификации.

В марксистской школе социологии, в основе неравенства лежат: отношения собственности, характер, степень и форма владения средствами производства.

По мнению функционалистов (К. Дэвис, У. Мур), распределение индивидов по социальным стратам зависит: от важности их профессиональной деятельности и вклада, который они вносят своим трудом в достижение целей общества. Сторонники теории обмена (Дж. Хоманс) считают, что неравенство в обществе возникает по причине неэквивалентного обмена результатами человеческой деятельности.

Ряд классиков социологии более широко рассматривали проблему стратификации. Например, М. Вебер, кроме экономического (отношение к собственности и уровень доходов), предложил в дополнение такие критерии, как социальный престиж (унаследованный и приобретенный статус) и принадлежность к определенным политическим кругам, отсюда - власть, авторитет и влияние.

Один из создателей теории стратификации П. Сорокин выделил три вида стратификационных структур:

§ экономическую (по критериям дохода и богатства);

§ политическую (по критериям влияния и власти);

§ профессиональную (по критериям мастерства, профессиональных навыков, успешного исполнения социальных ролей).

Основоположникструктурного функционализма Т. Парсонс предложил три группы дифференцирующих признаков:

§ качественные характеристики людей, которыми они обладают от рождения (этническая принадлежность, родственные связи, половозрастные особенности, личные качества и способности);

§ ролевые характеристики, определяемые набором ролей, выполняемых индивидом в обществе (образование, должность, различные виды профессионально-трудовой деятельности);

§ характеристики, обусловленные владением материальными и духовными ценностями (богатство, собственность, привилегии, возможность влиять и управлять другими людьми и т.д.).

В современной социологии принято выделять следующие основныекритерии социальной стратификации:

§ доход - количество денежных поступлений за определенный период (месяц, год);

§ богатство - накопленные доходы, т.е. количество наличных или овеществленных денег (во втором случае они выступают в виде движимого или недвижимого имущества);

§ власть - способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать решающее влияние на деятельность других людей с помощью различных средств (авторитета, права, насилия и др.). Власть измеряется количеством людей, на которых она распространяется;

§ образование - совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения. Уровень образования измеряется числом лет обучения;

§ престиж - общественная оценка привлекательности, значимости той или иной профессии, должности, определенного рода занятий.

Несмотря на многообразие различных моделей социальной стратификации, существующих в настоящее время в социологии, большинство ученых выделяют три основных класса:высший, средний и низший.

В ряде случаев социологи проводят определенное деление внутри каждого класса. Так, американский социолог У.Л. Уорнер (1898-1970) в своем известном исследовании «Янки-Сити» выделил шесть классов:

§ высший-высший класс (представители влиятельных и богатых династий, обладающих значительными ресурсами власти, богатства и престижа);

§ низший-высший класс («новые богатые» - банкиры, политики, не имеющие знатного происхождения и не успевшие создать мощные ролевые кланы);

§ высший-средний класс (преуспевающие бизнесмены, адвокаты, предприниматели, ученые, менеджеры, врачи, инженеры, журналисты, деятели культуры и искусства);

§ низший-средний класс (наемные работники - инженеры, клерки, секретари, служащие и другие категории, которых принято называть «белыми воротничками»);

§ высший-низший класс (рабочие, занятые преимущественно физическим трудом);

§ низший-низший класс (нищие, безработные, бездомные, иностранные рабочие, деклассированные элементы).

Существуют и другие схемы социальной стратификации. Но все они сводятся к следующему: неосновные классы возникают за счет добавления страт и слоев, находящихся внутри одного из основных классов - богатых, зажиточных и бедных.

Таким образом, в основе социальной стратификации лежит естественное и социальное неравенство между людьми, которое проявляется в их социальной жизни и имеет иерархический характер. Оно устойчиво поддерживается и регулируется различными социальными институтами, постоянно воспроизводится и модифицируется, что является важным условием функционирования и развития любого общества.

34.​ Социальная мобильность. Виды социальной мобильности.

Термин «социальная мобильность» ввел П. Сорокин.Он называл социальной мобильностью переход индивида между различными уровнями социальной иерархии, определяемой с точки зрения широких профессиональных или социально-классовых категорий. Т. е. мобильность – это переход из одного социального положения в другое в социальном пространстве.

Существуют два основных вида социальной мобильности - межпоколенная и внутрипоколенная, и два основных типа – вертикальная и горизонтальная.

Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители.

Внутрипоколенная мобильность означает, что один и тот же индивид, вне сравнения с родителями, на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции.

Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты в другую, т.е. перемещение, приводящее к повышению или к понижению социального статуса.

В зависимости от направления перемещения вертикальная мобильность бывает восходящая и нисходящая.

Горизонтальная мобильность подразумевает перемещение индивида из одной социальной группы в другую без повышения или понижения социального статуса.

Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность.

Различают индивидуальную мобильность - перемещения вниз, вверх или по горизонтали происходят у каждого человека независимо от других, и групповую мобильность - перемещения происходят коллективно.

Виды социальной мобильности можно выделить и по другим критериям:

1. по дальности;

2. по количественному показателю;

3. по степени организованности:

Изучение социальной мобильности производится с помощью двух систем показателей. В первой в качестве единицы счета выступает индивид. Основными показателями выступают объем мобильности (абсолютный и относительный, совокупный и дифференцированный) и степень мобильности. Объем мобильности показывает число индивидов, которые переместились по социальной лестнице в вертикальном направлении за определенный промежуток времени. Степень мобильности определяется двумя факторами: диапазоном мобильности (количество статусов в данном обществе) и условиями, которые позволяют людям перемещаться. Так максимум мобильности всегда наблюдается в обществе в период каких-либо социальных и экономических преобразований. Степень мобильности зависит также от исторического типа стратификации.

Во второй единицей отсчета служит статус. В данном случае объем мобильности (количество людей изменивших свой статус) описывает её направление. Мерой мобильности выступает шаг мобильности (дистанция), который показывает количество ступенек, на которые переместился индивид в вертикальном направлении. Может быть межпоколенным и внутрипоколенным, межклассовым и внутриклассовым.

П.А.Сорокин разработал теорию каналов вертикальной мобильности. В качестве подобных каналов выступают социальные институты: семья, школа, армия, церковь, собственность. Причем семья и школа являются одним из самых главных механизмов социального отбора, определения и наследования статуса.

35. Маргинальность как социальное явление

Маргинальность – характеристика явлений, возникающих в результате взаимодействия различных культур, социальных общностей, структур, в результате чего часть социальных субъектов оказывается за их пределами.

Введенное в науку Р. Парком это понятие служило для изучения положения мигрантов, мулатов и других «культурных гибридов», их неадаптированности в условиях различных конфликтующих между собой культур.

Р. Мертон определял маргинальность как специфический случай теории эталонной (референтной) группы: маргинальность характеризует момент, когда индивид стремится к членству в позитивной для него референтной группе, которая не склонна его принять. Подобное соотношение подразумевает двойную идентификацию, неполную социализацию и отсутствие социальной принадлежности.

Т. Шибутани рассматривает маргинальность в контексте социализации личности в изменяющемся обществе. Центральным моментом в понимании маргинальности здесь признается доминирование социальных изменений, трансформация социальной структуры, приводящие к временному разрушению согласия. В результате человек оказывается перед лицом нескольких эталонных (референтных) групп с различными, часто противоречащими друг другу требованиями, которые одновременно удовлетворить невозможно. В этом отличие от ситуации в стабильном обществе, когда эталонные группы в жизни личности подкрепляют друг друга.

Утверждается также направление исследования маргинальности как состояния социальной исключенности (или неполной включенности), позиции в социальной структуре, характеризуемой высокой дистанцией по отношению к доминантной культуре "основного общества" ("на краю" общества).

Называют следующие типы маргинальности:
- культурная маргинальность (кросскультурные контакты и ассимиляция);
- маргинальность социальной роли (противоречия отнесения к позитивной референтной группе и т.п.);
- структурная маргинальность (уязвимое, бесправное положение в политическом, социальном и экономическом отношении группы в обществе).

Выделяются два основных подхода в рассмотрении маргинальности. Маргинальность как противоречие, неопределенное состояние в процессе мобильности группы или индивида (изменение статуса); маргинальность как характеристика особого маргинального (окраинного, промежуточного, изолированного) положения групп и индивидов в социальной структуре.

Своеобразие подходов к определению маргинальности и пониманию ее сущности во многом определяется спецификой конкретной социальной действительности и тех форм, которые данное явление в ней приобретает.

Концептуальные разработки понятия "маргинальность" привели к появлению комплекса связанных с ним понятий.

Маргинальная зона – те срезы социальной действительности, где происходят наиболее интенсивные и значимые изменения структуры отношений, позиций, образа жизни.

Маргинальная ситуация – комплекс и структура факторов, порождающих и закрепляющих состояние маргинальности индивида или группы.

Маргинальный статус – позиция промежуточности, неопределенности в которую индивид или группа попадают под воздействием маргинальной ситуации.

Маргинал – человек, находящийся на границе различных социальных групп, общностей, культур, вступающих с ними в противоречия, будучи не принятым ни одной из них как полноправный член.

Маргинальная личность – комплекс психологических черт, характеризуют человека в ситуации неопределенности, связанной с переходом из одной группы в другую и отяг-ченной противоречиями социально – ролевого конфликта.

Маргинальная группа – группа в обществе, объединяемая общими критериями, ха-рактеризующими ее окраинное или переходное положение (этнические, территориальные, профессиональные, рассовые и др.)

Среди маргиналов могут быть этномаргиналы: национальные меньшинства; био-маргиналы, чье здоровье перестает быть предметом заботы социума; социомаргиналы, как, например, группы, находящиеся в процессе незавершенного социального перемещения; возрастные маргиналы, формирующиеся при разрыве связей между поколениями;политические маргиналы: их не устраивают легальные возможности и легитимные правила общественно-политической борьбы; экономические маргиналы традиционного типа (безработные) и так называемою «новые бедные»; религиозные маргиналы - стоящие вне конфессий или не решающиеся осуществить выбор между ними; и, наконец, криминальные маргиналы; а возможно, еще и просто те, чей статус в социальной структуре не определен.

Появление новых маргинальных групп связывают со структурными изменениями в постиндустриальных обществах и массовой нисходящей соц. мобильностью гетерогенных групп специалистов, теряющих свои рабочие места, профессиональные позиции, статус, условия жизни.

36. Социальная стратификация и мобильность

Под социальной (стратификационной) структурой понимается расслоение и иерархическая организация различных слоев общества, а также совокупность институтов и отношении между ними Термин «стратификация» ведет свое происхождение от латинского слова stratum - слои, пласт. Страты представляют собой большие группы людей, отличающихся по своему положению в социальной структуре общества.

Все ученые сходятся во мнении, что основой стратификационной структуры общества является естественное и социальное неравенство людей. Однако в вопросе, что именно является критерием этого неравенства, их мнения расходятся. Изучая процесс стратификации в обществе, К. Маркс назвал таким критерием факт обладания человеком собственностью и уровень его доходов. М. Вебер добавил к ним социальный престиж и принадлежность субъекта к политическим партиям, к власти. Питирим Сорокин считал причиной стратификации неравномерность распределения прав и привилегий, ответственности и обязанностей в обществе. Он же утверждал, что социальное пространство имеет и множество иных критериев дифференциации: ее можно осуществлять по гражданству, роду занятий, национальности, религиозной принадлежности и т. д. Наконец, сторонники теории структурного функционализма в качестве критерия предлагали опираться на те социальные функции, которые выполняют те или иные социальные слои в обществе.

Исторически стратификация, т. е. неравенство в доходах, власти, престиже и т. д., возникает с зарождением человеческого общества. С появлением первых государств она ужесточается, а затем, в процессе развития общества (прежде всего европейского), постепенно смягчается.

В социологии известны четыре основных типа социальной стратификации - рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, а последний тип - открытые.

Первой системой социальной стратификации является рабство, возникшее еще в древности и в некоторых отсталых регионах сохраняющееся до сих пор. Различают две формы рабства: патриархальное, при котором раб обладает всеми правами младшего члена семьи, и классическое, при котором раб не имеет никаких прав и считается собственностью хозяина (говорящим орудием труда). Рабство было основано на прямом насилии, а социальные группы в эпоху рабовладения выделялись по наличию или отсутствию у них гражданских прав.

Второй системой социальной стратификации следует признать кастовый строй. Кастой называют такую социальную группу (страту), членство в которой передается человеку только по рождению. Переход человека из одной касты в другую при жизни невозможен - для этого ему необходимо родиться еще раз. Классическим примером кастового общества является Индия. В Индии существуют четыре основные касты, произошедшие, согласно легенде, из различных частей бога Брахмы:

а) брахманы - священнослужители;

б) кшатрии - воины;

в) вайшьи - купцы;

г) шудры - крестьяне, ремесленники, рабочие.

Особое положение занимают так называемые неприкасаемые, которые не входят ни в одну касту и занимают низшую позицию.

Следующую форму стратификации составляют сословия. Сословие - это группа людей, которая обладает закрепленными в законе или обычае правами и обязанностями, передаваемыми по наследству.

Наконец, еще одной стратификационной системой является классовая. Наиболее полное определение классов в научной литературе было дано В. И. Лениным: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают». Классовый подход нередко противопоставляют стратификационному, хотя на самом деле классовое членение есть лишь частный случай социальной стратификации.

В зависимости от исторического периода в обществе выделяют в качестве основных следующие классы:

а) рабов и рабовладельцев;

б) феодалов и феодально-зависимых крестьян;

в) буржуазии и пролетариата;

г) так называемый средний класс.

Поскольку всякая социальная структура представляет собой совокупность всех функционирующих социальных общностей, взятых в их взаимодействии, в ней могут быть выделены следующие элементы:

а) этническая структура (род, племя, народность, нация);

б) демографическая структура (выделение групп производится по возрасту и полу);

в) поселенческая структура (городские жители, сельские жители и т. д.);

г) классовая структура (буржуазия, пролетариат, крестьяне и т. д.);

д) профессионально-образовательная структура.

В самом общем виде в современном обществе можно выделить три стратификационных уровня: высший, средний и низший. В экономически развитых странах второй уровень является преобладающим, придавая обществу известную стабильность. В свою очередь, внутри каждого уровня находится также иерархически упорядоченная совокупность различных социальных слоев. Человек, занимающий некоторое место в этой структуре, имеет возможность переходить с одного уровня на другой, повышая или понижая при этом свой социальный статус, либо из одной группы, расположенной на каком-либо уровне, в другую, расположенную на том же уровне. Такой переход называется социальной мобильностью.

Социальная мобильность иногда приводит к тому, что некоторые люди оказываются как бы на стыке некоторых социальных групп, испытывая при этом серьезные психологические затруднения. Их промежуточное положение во многом определяется неспособностью или нежеланием по каким-либо причинам адаптироваться к одной из взаимодействующих социальных групп. Этот феномен нахождения человека как бы между двумя культурами, связанный с его перемещением в социальном пространстве, называется маргинальностью. Маргинал - это индивид, утративший своп прежний социальный статус, лишенный возможности заниматься привычным делом и, кроме того, оказавшийся неспособным адаптироваться к новой социокультурной среде той страты, в рамках которой он формально существует. Индивидуальная система ценностей таких людей настолько устойчива, что не поддается вытеснению новыми нормами, принципами, правилами. Их поведение отличается крайностями: они либо чрезмерно пассивны, либо очень агрессивны, легко переступают через нравственные нормы и способны на непредсказуемые поступки. Среди маргиналов могут быть этномаргиналы - люди, попавшие в чужую среду в результате миграции; политические маргиналы - люди, которых не устраивают легальные возможности и легитимные правила общественно-политическом борьбы: религиозные маргиналы - люди, стоящие вне конфессии или не решающиеся осуществить вы бор между ними, и др.

Формирующаяся в настоящее время социальная иерархия отличается противоречивостью, неустойчивостью и склонностью к существенным изменениям. К высшей страте (элите) сегодня могут быть отнесены представители государственного аппарата, а также владельцы крупного капитала, в том числе их верхушка - финансовые олигархи. К среднему классу в современной России относятся представители класса предпринимателей, а также работники умственного труда, высококвалифицированные управленцы (менеджеры). Наконец, низшую страту составляют рабочие различных профессий, занятые трудом средней и низкой квалификации, а также канцелярские служащие и работники бюджетной сферы (учителя и врачи в государственных и муниципальных учреждениях).

В процессе изменения социальной структуры современного российского общества можно выделить следующие тенденции:

1) социальная поляризация, т. е. расслоение на богатых и бедных, углубление социальной и имущественной дифференциации;

2) массовая нисходящая социальная мобильность;

3) массовая смена места жительства работниками умственного труда (так называемая «утечка мозгов»).

В целом можно сказать, что основными критериями, определяющими социальное положение человека в современной России и его принадлежность к тому или иному стратификационному уровню, являются либо размер его богатства, либо принадлежность к властным структурам.

37. Понятие социального института. Причины их возникновения и функционирования в обществе. Классификация социальных институтов.

Жизнь индивидов в обществе организуется посредством социальных институтов. Термин «институт» означает «устройство, установление». В социологии институт определяется как устойчивый комплекс норм, правил и символов, регулирующий какую – либо из сторон человеческой жизнедеятельности и организующий их в систему ролей и статусов. А.Р. Радиклифф - Браун под институтом понимает стандартизированные способы поведения с помощью которых социальная структура – сеть социальных отношений – поддерживает свое существование во времени. Социальные институты могут быть охарактеризованы с точки зрения как их внешней, формальной (материальной) структуры, так и внутренней деятельности. Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С содержательной стороны – это заданный набор целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях. Социальный институт, кроме того, - это определенная организация социальной деятельности и социальных отношений, осуществляемая посредством стандартов поведения, возникновение и группировка которых в систему обусловлены содержанием решаемой этим институтом определенной задачи.

Итак, социальный институт – это

· ролевая система, в которую включены те или иные нормы, статусы и роли;

· совокупность обычаев, традиций и правил поведения людей;

· организованная система формальных и неформальных структур;

· совокупность норм и учреждений, регулирующих ту или иную сферу общественных отношений;

· устойчивый комплекс социальных действий.

Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института, а также системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.

В каждом обществе, как утверждают социологи, обязательно наличествует как минимум пять групп социальных институтов:

1. Экономические институты, регламентирующие производство и распространение товаров и услуг;

2. Политические институты, регламентирующие осуществление власти и отношения вокруг власти;

3. Институты стратификации, которые регулируют распределение в обществе статусных позиций и доходов;

4. Институты родства, организующие отношения между родственниками, супругами, родителями и детьми, обеспечивающие воспроизводство населения и трансляцию традиций;

5. Институты культуры, в состав которых входят религиозные, образовательные и собственно культурные институты. Они ответственны за социализацию новых поколений, сохранение и передачу социальных ценностей.

Для того, чтобы сложилась система социальной регламентации той или иной сферы общественной жизни, т.е. тот или иной социальный институт, должны существовать необходимые для этого условия. Во–первых, в обществе должна существовать и сознаваться большинством индивидов социальная потребность в данном институте. Во–вторых, общество должно обладать необходимыми средствами удовлетворения этой потребности – ресурсами (материальными, трудовыми, организационными), системой функций, действий, индивидуальных целеполаганий, символами и нормами, образующими культурную среду, на основе которой сформируется новый институт.

Все социальные институты возникли в глубокой древности. Производство в человеческом сообществе насчитывает 2 млн лет, если за отправную точку брать первые орудия труда, созданные человеком. Возраст семьи, по мнению антропологов, составляет 500 тыс. лет. Государству примерно столько же лет, сколько и образованию, а именно 5-6 тыс. лет. Религия в своих первобытных формах появилась около 30-40 тыс. лет назад.

Система социальных институтов постоянно развивается. Эволюцию претерпевают сфера производства, политические институты, институты религии, образования. Значительные изменения происходят в институте семьи. Если сравнить с 19 в., то за последние полвека изменились средний возраст вступления в брак, размер семьи, время начала трудовой жизни, распределение супружеских обязанностей, стиль лидерства в семье, сексуальное поведение мужчин и женщин.

Эволюция социальных институтов приводит к тому, что современное общество характеризуется разнообразием и усложнением системы институтов. С одной стороны, одна и та же базовая потребность порождает к жизни появление и существование нескольких специализированных институтов, с другой стороны, каждый институциональный феномен, скажем семья, государство, церковь реализует целую серию фундаментальных потребностей, в том числе в коммуникации, в производстве услуг, и в распределении благ, в обеспечении безопасности граждан, в их индивидуальной и коллективной защите, в поддержании порядка и контроля, в развитии духовной сферы жизни общества.

38. Социальные институты в экономической сфере.

В группу фундаментальных экономических социальных институтов входят: собственность, рынок, деньги, обмен, банки, финансы, различного типа хозяйственные объединения, которые в совокупности образуют сложную систему производственных связей, соединяя экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.

Благодаря развитию социальных институтов происходит функционирование всей системы экономических отношений и общества в целом, осуществляется социализация личности в социально-трудовой сфере, происходит передача норм экономического поведения и моральных ценностей.

Выделим четыре признака, общие для всех социальных институтов в сфере экономики и финансов:

· взаимодействие между участниками социальных связей и отношений;

· наличие подготовленных профессиональных кадров, обеспечивающих деятельность институтов;

· определение прав, обязанностей и функций каждого участника социального взаимодействия в экономической жизни;

· регламент и контроль эффективности процесса взаимодействия в экономике.

Развитие экономики как социального института подчиняется не только экономическим законам, но и социологическим. Функционирование этого института, его целостность как системы обеспечивают различные социальные институты и социальные организации, которые следят за работой социальных институтов в сфере экономики и финансов, контролируют поведение их членов.

Базовыми институтами, с которыми взаимодействует экономика, являются политика, образование, семья, право и др.

Основными функциями экономики как социального института являются:

· согласование социальных интересов хозяйствующих субъектов, производителей и потребителей;

· удовлетворение потребностей личности, социальных групп, слоев и организаций;

· укрепление социальных связей внутри экономической системы, а также с внешними социальными организациями и институтами;

поддержание порядка и предотвращение неконтролируемой конкуренции между хозяйствующими субъектами в процессе удовлетворения потребностей.

В современной западной социологии марксизму противостоит теория социальной стратификации.

Классификация или стратификация? Представители теории стратификации утверждают, что понятие класса не применимо для современного постиндустриального общества. Это связано с неопределенностью понятия «частная собственность»: ввиду широкого акционирова­ния, а также выключения основных держателей акций из сферы управ­ления производством и заменой их наемными менеджерами, отноше­ния собственности оказались размыты, потеряли свою определенность. Поэтому понятие «класс» должно быть заменено понятием «страта» или понятием социальная группа, а на сме­ну теории социально-классового строения общества должны прийти те­ории социальной стратификации. Вместе с тем, классификация и стратификация не являются взаимоисключающими подходами. Понятие «класс», удобное и уместное при макроподходе, окажется явно недостаточным, когда мы пытаемся рассмотреть интересующую нас структуру более детально. При глубоком и всестороннем изучении структуры общества явно недостаточно одного лишь экономического измерения, которое предлагает марксистский классовый подход. Стратификационное измерение – это достаточно тонкая градуировка слоев внутри класса, позволяющая провести более глубокий детализированный анализ социальной структуры.

Большинство исследователей полагают, что социальная стратифи­кация - иерархически организованная структура социального (статусного) нера­венства, которая существует в определенном обществе, в определен­ный исторический отрезок времени. Иерархически организованную структуру социального неравенства можно представить себе в виде разделения всего общества на страты. Слоистое, многоуровневое обще­ство в данном случае можно сравнить с геологическими наслоения­ми почвы. В современной социологии выделяют четыре основных критерия социального неравенства:

ü Доход измеряется в рублях или долларах, которые получает отдельный индивид или семья в течение определенного периода времени, скажем, одного месяца или года.

ü Образование измеряется числом лет обучения в государственной или частной школе или вузе.

ü Власть измеряется количеством людей, на которых распространяется принимаемое вами решение (власть – возможность навязать свою волю или решения другим людям независимо от их желания).

ü Престиж – уважение статуса, сложившееся в общественном мнении.



Перечисленные выше критерии социальной стратификации являются наиболее универсальными для всех современных обществ. Однако на социальную позицию человека в обществе оказывают влияние и некоторые другие критерии, определяющие, в первую очередь, его «стартовые возможности». К их числу относятся:

ü Социальное происхождение. Семья осуществляет ввод индивида в социальную систему, определяя во многом его образование, профессию и доход. Бедные родители воспроизводят потенциально бедных детей, что определяется их здоровьем, образованием, полученной квалификацией. Дети из бедных семей в 3 раза чаще умирают по недосмотру, от болезней, несчастных случаев и насилия в первые годы жизни, чем дети из богатых семей.

ü Гендер. Сегодня в России наблюдается интенсивный процесс феминизации бедности. Не смотря на то, что мужчины и женщины живут в семьях, относящихся к разным социальным уровням, доход, состояние женщин и престиж их профессий как правило ниже, чем у мужчин.

ü Раса и этничность. Так, в США белые люди получают лучшее образование и имеют более высокий профессиональный статус, чем афроамериканцы. Этническая принадлежность также влияет на социальное положение.

ü Вероисповедание. В американском обществе наиболее высокие социальные позиции занимают члены епископальной и пресвитерианской церквей, а также иудеи. Лютеране и баптисты занимают более низкое положение.

Существенный вклад в исследование статусного неравенства внес Питирим Сорокин. Для определения совокупности всех социальных статусов общества он ввел понятие социального пространства .

В своей работе «Социальная мобильность» 1927 г. П. Сорокин, прежде всего, подчеркивал невозмож­ность совмещения или даже сравнения таких понятий, как «геомет­рическое пространство» и «социальное пространство». По его утвер­ждению, человек низшего сословия может физически соприкоснуть­ся со знатным человеком, но это обстоятельство нисколько не умень­шит существующие между ними экономические, престижные или властные различия, т.е. не уменьшит существующую социальную дистанцию. Таким образом, два человека, между которыми сущест­вуют значительные имущественные, родственные, должностные или иные социальные различия, не могут находиться в одном социальном пространстве, даже если они стоят обнявшись.



Социальное пространство по Сорокину – трехмерное. Оно описывается тремя осями координат – экономический статус, политический статус, профессиональный статус. Таким образом, социальная позиция (общий или интегральный статус) каждого индивида, являющегося составной частью данного социального пространства, описывается с помощью трех координат (x, y, z ). Отметим, что данная система координат описывает исключительно социальные, а не личные статусы индивида.

Ситуация, когда индивид, обладая высоким статусом по одной из осей координат, в тоже время имеет невысокий статусный уровень по другой оси, именуется статусной несовместимостью .

Например, индивиды с высоким уровнем приобретенного образования, которое обеспечивает высокий социальный статус вдоль профессионального измерения стратификации, могут занимать плохо оплачиваемую должность и поэтому будут обладать низким экономическим статусом. Большинство социологов справедливо полагают, что наличие статусной несовместимости способствует росту возмущения среди таких людей, и они будут поддерживать радикальные социальные изменения, направленные на изменение стратификации. И наоборот на примере «новых русских», которые стремятся попасть в политику: они ясно осознают, что достигнутый ими высокий экономический уровень ненадежен без совместимости со столь же высоким политическим статусом. Аналогичным образом небогатый человек, получивший достаточно высокий политический статус депутата Государственной Думы неизбежно начинает использовать обретенное положение для соответствующего «подтягивания» своего экономического статуса.

Социальная стратификация позволяет представить общество не в виде беспорядочного нагромождения социальных статусов, а как сложную, но четкую структуру находящихся в определенных зависимостях статусных позиций.

Для отнесения статусов к тому или иному уровню иерархии должны быть определены соответствующие основания, или критерии.

Критерии социальной стратификации - показатели, позволяющие определить позицию индивидов и общественных групп на иерархической шкале социальных статусов.

Вопрос об основаниях социальной стратификации в истории социологической мысли решался неоднозначно. Так, К. Маркс считал, что это должны быть экономические показатели, которые, по его мнению, определяют состояние всех других отношений в обществе. Факт обладания человеком собственностью и уровень его доходов он рассматривал как основу социальной стратификации. Маркс пришел к выводу, что история всех обществ, за исключением первобытного и будущего коммунистического, - это история классов и классовой борьбы, в результате которой общество и поднимается на более высокую ступень развития. Рабы и рабовладельцы, феодалы и крестьяне, рабочие и буржуазия непримиримы по своему общественному положению.

М. Вебер полагал, что Маркс упростил картину стратификации, а точную картину неравенства можно получить, используя многомерные критерии: наряду с экономическим положением необходимо рассматривать престиж профессии или рода деятельности, а также меру власти, которой обладает индивид или его социальная группа. В отличие от Маркса он связывал понятие класса лишь с капиталистическим обществом, где важнейшим регулятором отношений выступает рынок. На рынке люди занимают разные позиции, т. е. находятся в разной «классовой ситуации». Собственность и отсутствие собственности являются базовыми категориями всех классовых ситуаций. Совокупность людей, находящихся в одной классовой ситуации, и составляет, по Веберу, общественный класс. Те, кто не имеет собственности и может предложить на рынке лишь услуги, делятся в соответствии с видами услуг. Владельцы собственности могут быть дифференцированы в соответствии с тем, чем они владеют.

Этот подход был развит П. Сорокиным, который также считал, что положение индивида в социальном пространстве более точно может быть описано не единственным, а несколькими показателями: экономическими (доход), политическими (власть, престиж) и профессиональными (статус).

В XX в. было создано и множество других моделей стратификации. Так, американский социолог Б. Барбер предложил для стратификации общества целый комплекс признаков: престиж профессии; власть и могущество; доход и богатство; образование; религиозная или ритуальная чистота; положение родственников; этническая принадлежность.

Создатели теории постиндустриального общества французский социолог А. Турэн и американец Д. Белл считают, что в современном обществе социальная дифференциация происходит не по отношению к собственности, престижу, власти, этносу, а по доступу к информации. Господствующее положение занимают люди, которые владеют стратегической и новой информацией, а также средствами контроля над ней.

В современной социологической науке в качестве оснований социальной стратификации выступают такие показатели: доход, власть, образование, престиж. Три первых показателя имеют конкретные единицы измерения: доход измеряется деньгами, власть - количеством человек, на которых она распространяется, образование - количеством лет обучения и статусом учебного заведения. Престиж определяется на основе опроса общественного мнения и самооценок индивидов.

Эти показатели определяют совокупный социально-экономический статус, т. е. положение индивида (социальной группы) в обществе. Рассмотрим подробнее основания стратификации.

Доход - это экономическая характеристика положения индивида. Он выражается в количестве денежных поступлений за определенный период времени. Источниками дохода могут быть разные поступления - зарплата, стипендия, пенсия, пособия, гонорары, денежные премии, банковские начисления на вклады. Представители среднего и низшего классов, как правило, тратят свои доходы на поддержание жизни. Но если сумма дохода значительна, он может накапливаться и переводиться в дорогостоящее движимое и недвижимое имущество (автомобиль, яхта, вертолет, ценные бумаги, драгоценные изделия, картины, раритетные вещи), которое составит богатство. Главное достояние высшего класса - не доход, а богатство. Оно позволяет человеку не работать ради зарплаты, может быть передано по наследству. Если жизненная ситуация изменится и человек утратит высокие доходы, ему придется обращать богатство вновь в деньги. Поэтому высокий доход не всегда означает большое богатство, и наоборот.

Неравномерное распределение в обществе доходов и богатства означает экономическое неравенство. Бедные и богатые люди имеют разные жизненные шансы. Обладание большими деньгами расширяет возможности человека, позволяет ему лучше питаться, следить за своим здоровьем, жить в более комфортных условиях, оплатить обучение в престижном учебном заведении и т. д.

Власть - это способность отдельных лиц или групп навязать свою волю другим, независимо от их желания. Власть измеряется количеством человек, на которых распространяется это влияние. Власть начальника отдела распространяется на несколько человек, главного инженера предприятия - на несколько сот человек, министра - на несколько тысяч, а Президента России - на всех ее граждан. Его статус имеет высший ранг в социальной стратификации. Власть в современном обществе закрепляется законом и традицией, окружена привилегиями и широким доступом к социальным благам. Власть позволяет контролировать ключевые ресурсы. Овладеть ими - значит получить господство над людьми. Люди, обладающие властью или пользующиеся признанием, авторитетом за свою экономическую, политическую, духовную деятельность, составляют элиту общества, его высший социальный слой.

Образование - основа общекультурной и профессиональной подготовки в современном обществе, одна из характеристик достигаемого статуса. По мере развития общества знание становится все более специализированным и глубоким, поэтому современный человек тратит на образование гораздо больше времени, чем еще несколько сот лет назад. В среднем на подготовку специалиста (например, инженера) в современном обществе уходит 20 лет, если учесть, что перед поступлением в вуз он должен получить среднее образование. Уровень образования определяется не только количеством лет обучения, но и рангом учебных заведений, подтвердивших в установленном законом порядке (дипломом или сертификатом) получение индивидом образования: средняя школа, колледж, университет.

Престиж - уважение, с которым общественное мнение относится к той или иной профессии, должности, роду занятий или отдельному индивиду за его личные качества. Формирование профессиональнодолжностной структуры общества - важная функция социальных институтов. Номенклатура профессий красноречиво свидетельствует о характере общества (аграрное, индустриальное, информационное) и стадии его развития. Она изменчива, как изменчив и престиж различных профессий.

Например, в средневековом обществе профессия священника была едва ли не самой престижной, чего не скажешь о современном обществе. В 30-х гг.

XX в. миллионы мальчишек мечтали стать летчиками. У всех на устах были имена В. П. Чкалова, М. В. Водопьянова, Н. П. Каманина. В послевоенные годы и особенно после развертывания НТР середины XX в. в обществе вырос престиж профессии инженера, а компьютеризация 90-х гг. актуализировала профессии специалистов по компьютерам, программистов.

Самыми престижными во все времена считались профессии, сопряженные с доступом к ценным для данного общества ресурсам - деньгам, дефицитным товарам, власти или знаниям, информации. Человек, как правило, стремится подчеркнуть собственный высокий престиж соответствующими статусными символами: одеждой, аксессуарами, дорогой маркой автомобиля, наградами.

В социологической науке существует такое понятие, как лестница профессионального престижа. Это схема, которая отражает степень общественного уважения, достающегося той или иной профессии. Основанием для ее построения является изучение общественного мнения. Особенно популярны такие опросы в США. Пример шкалы, построенной американскими исследователями на основе обобщения результатов опросов общественного мнения, проводившихся в 1949-1982 гг., приведен в табл. 6. (Высший балл, присуждавшийся профессии, - 100, низший - 1.)

Таблица 6

Шкала профессионального престижа

Вид занятий

Баллы

Вид занятий

Баллы

Машинистка

Профессор колледжа

Водопроводчик

Часовщик

Стюардесса

Булочник

Сапожник

Гражданский инженер

Бульдозерист

Социолог

Водитель грузовика

Политолог

Математик

Продавец

Школьный учитель

Бухгалтер

Домработница

Библиотекарь

Железнодорожник

Спец, по компьютерам

6.4. Социальная стратификация

Социологическое понятие стратификации (от лат. stratum – слой, пласт) отражает расслоение общества, различия в социальном положении его членов. Социальная стратификация – это система социального неравенства, состоящая из иерархически расположенных социальных слоев (страт). Под стратой понимается совокупность людей, объединенных общими статусными признаками.

Рассматривая социальную стратификацию как многомерное, иерархически организованное социальное пространство, социологи по-разному объясняют ее природу, причины происхождения. Так, марксистские исследователи считают, что в основе социального неравенства, определяющего стратификационную систему общества, лежат отношения собственности, характер и форма владения средствами производства. По мнению сторонников функционального подхода (К. Дэвис и У. Мур), распределение индивидов по социальным стратам происходит в соответствии с их вкладом в достижение целей общества в зависимости от важности их профессиональной деятельности. Согласно теории социального обмена (Цж. Хоманс), неравенство в обществе возникает в процессе неэквивалентного обмена результатами человеческой деятельности.

Для определения принадлежности к той или иной социальной страте социологи предлагают самые различные параметры и критерии. Один из создателей стратификационной теории П. Сорокин (2.7) выделял три вида стратификации: 1) экономическую (по критериям дохода и богатства); 2) политическую (по критериям влияния и власти); 3) профессиональную (по критериям мастерства, профессиональных навыков, успешного исполнения социальных ролей).

В свою очередь основоположник структурного функционализма Т. Парсонс (2.8) выделил три группы признаков социальной стратификации:

Качественные характеристики членов общества, которыми они обладают от рождения (происхождение, родственные связи, половозрастные особенности, личные качества, врожденные особенности и т. д.);

Ролевые характеристики, определяемые набором ролей, которые индивид выполняет в обществе (образование, профессия, должность, квалификация, различные виды трудовой деятельности и т. д.);

Характеристики, связанные с владением материальными и духовными ценностями (богатство, собственность, произведения искусства, социальные привилегии, возможность влиять на других людей и т. д.).

В современной социологии, как правило, выделяют следующие основные критерии социальной стратификации:

доход – количество денежных поступлений за определенный период (месяц, год);

богатство – накопленные доходы, т. е. количество наличных или овеществленных денег (во втором случае они выступают в виде движимого или недвижимого имущества);

власть – способность и возможность осуществлять свою волю, определять и контролировать деятельность людей с помощью различных средств (авторитета, права, насилия и др.). Власть измеряется количеством людей, на которых распространяется принимаемое решение;

образование – совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения. Уровень образования измеряется числом лет обучения (так, в советской школе было принято: начальное образование – 4 года, неполное среднее образование – 8 лет, полное среднее образование – 10 лет);

престиж – общественная оценка значимости, привлекательности той или иной профессии, должности, определенного рода занятий. Профессиональный престиж выступает как субъективный показатель отношения людей к конкретному виду деятельности.

Доход, власть, образование и престиж определяют совокупный социально-экономический статус, который является обобщенным показателем положения в социальной стратификации. Некоторые социологи предлагают и другие критерии выделения страт в обществе. Так, американский социолог Б. Барбер провел стратификацию по шести показателям: 1) престиж, профессия, власть и могущество; 2) доход или богатство; 3) образование или знание; 4) религиозная или ритуальная чистота; 5) положение родственников; 6) этническая принадлежность. Французский социолог А. Турен, напротив, считает, что в настоящее время ранжирование социальных позиций проводится не по отношению к собственности, престижу, власти, этносу, а по доступу к информации: господствующее положение занимает тот, кто владеет наибольшим объемом знаний и информации.

В современной социологии существует множество моделей социальной стратификации. Социологи преимущественно выделяют три основных класса: высший, средний и низший. При этом доля высшего класса составляет примерно 5–7 %, среднего – 60–80 % и низшего класса – 13–35 %.

К высшему классу относятся лица, занимающие наиболее высокие позиции по критериям богатства, власти, престижа, образования. Это влиятельные политики и общественные деятели, военная элита, крупные бизнесмены, банкиры, менеджеры ведущих фирм, видные представители научной и творческой интеллигенции.

В состав среднего класса входят средние и мелкие предприниматели, управленческие работники, государственные служащие, военнослужащие, работники финансовой сферы, врачи, юристы, преподаватели, представители научной и гуманитарной интеллигенции, инженерно-технические работники, рабочие высокой квалификации, фермеры и некоторые другие категории.

По мнению большинства социологов, средний класс представляет собой своеобразный социальный стержень общества, благодаря которому оно сохраняет устойчивость и стабильность. Как подчеркивал известный английский философ и историк А. Тойнби, современная западная цивилизация – это прежде всего цивилизация среднего класса: западное общество стало современным после того, как ему удалось создать многочисленный и компетентный средний класс.

Низший класс составляют лица, имеющие невысокие доходы и занятые преимущественно неквалифицированным трудом (грузчики, уборщики, подсобные рабочие и т. д.), а также различные деклассированные элементы (хронические безработные, бездомные, бродяги, нищие и др.).

В ряде случаев социологи проводят определенное деление внутри каждого класса. Так, американский социолог У. Л. Уорнер в своем известном исследовании «Янки-Сити» выделил шесть классов:

? высший – высший класс (представители влиятельных и богатых династий, обладающих значительными ресурсами власти, богатства и престижа);

? низший – высший класс («новые богатые», не имеющие знатного происхождения и не успевшие создать мощные родовые кланы);

? высший – средний класс (адвокаты, предприниматели, менеджеры, ученые, врачи, инженеры, журналисты, деятели культуры и искусства);

? низший – средний класс (клерки, секретари, служащие и другие категории, которые принято называть «белыми воротничками»);

? высший – низший класс (рабочие, занятые преимущественно физическим трудом);

? низший – низший класс (хронические безработные, бездомные, бродяги и другие деклассированные элементы).

Существуют и другие схемы социальной стратификации. Так, одни социологи считают, что рабочий класс составляет самостоятельную группу, которая занимает промежуточное положение между средним и низшим классами. Другие включают высококвалифицированных рабочих в средний класс, но в низшую его страту. Третьи предлагают выделять в рабочем классе два слоя: верхний и нижний, а в среднем классе – три слоя: высший, средний и низший. Варианты разные, но все они сводятся к следующему: неосновные классы возникают за счет добавления страт или слоев, лежащих внутри одного из трех основных классов – богатых, зажиточных и бедных.

Таким образом, социальная стратификация отражает неравенство между людьми, которое проявляется в их социальной жизни и приобретает характер иерархического ранжирования различных видов деятельности. Объективная потребность в таком ранжировании связана с необходимостью мотивировать людей более эффективно выполнять свои социальные роли.

Социальная стратификация закрепляется и поддерживается различными социальными институтами, постоянно воспроизводится и модернизируется, что является важным условием нормального функционирования и развития любого общества.


| |

Стратификация общества происходит с применением нескольких факторов: дохода, богатства, власти и престижа.

1. Доход можно охарактеризовать как количество денег, что получила семья или определенный индивид за определенный промежуток времени. К таким деньгам можно отнести: заработную плату, алименты, пенсии, гонорары, и т. п.

2. Богатство - это возможность имения имущества (движимого и недвижимого), или наличие накопленных доходов в виде наличных. Это главная черта всех богатых. Они могут как работать, так и не работать, что бы получить свое богатство, ведь доля зарплаты в общем состоянии их не велика. У нижнего и среднего классов как раз доход является основным источником для дальнейшего существования. Наличие богатства даёт возможность не работать, а его отсутствие вынуждает людей идти на работу ради зарплаты.

3. Власть осуществляет возможность навязывать свои пожелания, не учитывая воли других. В современном обществе, вся власть поддается регулировке законами и традициями. Люди, что имеют к ней доступ, могут свободно пользоваться широким числом всевозможных социальных благ, иметь право принимать решения, что на их точку зрения важны для общества, в том числе законы (что зачастую выгодны высшему классу).

4. Престиж - это степень уважения в обществе к той или иной профессии. На основе этих основ для разделения общества определяют совокупный социально-экономический статус. По-другому это можно назвать местом определенного человека в обществе.

Основные типы социальной стратификации

Неравенство или стратификация возникало постепенно, сопутствуя зарождение человеческого общества. Ее начальная форма уже присутствовала при первобытном ладе. Ужесточение стратификации произошло в период создания ранних государств за счет создания нового класса - рабов.

1. Рабство.

2. Кастовый строй

3. Сословия

Рабство, касты и сословия характеризуют закрытое общество, т.е. социальные перемещения из низших страт в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены.
Классы характеризуют открытое общество, в котором перемещения из одной страты в другую официально не ограничены.

Рабство - это первая историческая система стратификации. Оно возникло в глубокой древности в Китае, Египте, Вавилоне, Риме, Греции и существовало во многих странах вплоть до настоящего времени. Рабство это социальный, экономический и юридический вид закрепощения людей. Рабство часто вообще лишало человека любых прав и граничило с крайней степенью неравенства.

Смягчение стратификации произошло при постепенной либерализации взглядов. Например, в этот период в странах с индусской религией создается новое разделение общества - на касты. Касты представляют собой социальные группы, членом которой человек становился только из-за того, что родился от представителей той или иной страты (касты). Такой человек лишался на всю свою жизнь права переходить в другую касту, из той, в которой он был рожден. Каст основных 4: шурды – крестьяне, вайшии – купцы, кшатрии – воины и брахманы – священники. Кроме них еще существует около 5 тыс. каст и подкаст.

Все самые-самые престижные профессии и привилегированные должности имеет богатый слой населения. Обычно их работа связана с умственной деятельностью и управлением низшими частями общества. Их примеры - президенты, короли, вожди, цари, политические лидеры, ученые, политические деятели, деятели искусств. Именно они и являются самой высокой ступенькой в обществе.

В современном обществе средним классом можно считать юристов, квалифицированных служащих, преподавателей, врачей, а так же среднюю и мелкую буржуазию. Самым нижним слоем можно считать нищих, безработных и неквалифицированных рабочих. Между средним и низшим еще можно выделить один класс в состав, которого зачастую входят представители рабочего класса.

Богатые люди, как представители высшего класса, как правило, обладают наивысшим уровнем образования и имеют наибольший доступ к власти. Бедные версты населения зачастую уровнем власти довольно сильно ограничены, вплоть до полного отсутствия права управлять. Так же они имеют низкий уровень образования и незначительные доходы.


31.10.2011

Существуют различные типы соц структур:

1. Социально-демографическая – все общество можно разделить на группы по сходственным признакам. По полу, возрасту и образованию

2. Социально-этническая. Различие по национальному признаку

3. Соц-территориальная

4. Соц-классовая. Принадлежность к классу

5. Религиозная, конфессиональная

Т.о. соц структура общества является гетерогенным явлением, т.е. каждый индивид в один момент времени одновременно включен в целую совокупность соц общностей.

Соц стратификация

Соц дифференциация – разделение общества (индивидов) по различным признакам. Признаки, которые отличают одного человека от другого, неисчислимы. Но часть из этих признаков не приводит к неравенству между людьми, но некоторые приводят: власть, образование, достаток, престиж. О соц дифференциации говорят, когда рассматривают признаки, не затрагивающие неравенства, а когда говорим о стратификации – наоборот.

В развитых западных обществах эти 4 признака дополняют друг друга. Но в России не так. Поэтому стратификация в России отличается от стратификации в других странах.

Социальная мобильность

Социальная мобильность – переход индивидов и групп из одной страты в другую (вертикальная мобильность) или внутри одной страты (горизонтальная мобильность).

Горизонтальная мобильность: переезд в другой город, смена семейного положения, смена профессии (с одним уровнем дохода). Вертикальная мобильность предполагает либо повышение, либо понижение соц мобильности.

Выделяют вертикальную восходящую и нисходящую мобильность. Как правило, восходящая мобильность добровольная, а нисходящая – вынужденная.

Мобильность бывает индивидуальной и групповой.

Два основных вида стрт. Систем:

1. Пирамидальная – развивающиеся страны

2. Ромбовидная - европа

Они отражают распределение страт в обществе

А – высший слой, элита (составляет не более 3%). Элита бывает экономическая, политическая, духовная, научная, а бывает, что это сочетание.

С – низший слой – люди с низким уровнем образования, дохода, культуры. Он неоднородный по своему составу

Андерсласс – люмпенизированный класс. К нему относятся бродяги, преступники. Находится в самом низу пирамиды.

B – средний слой, средний класс.

Средний слой. Средний класс.

Впервые средние слои упоминал Аристотель, который утверждал, что чем больше будет средние слои, тем устойчивее будет развиваться общество

В капиталистическом обществе к среднему слою относили крестьян, ремесленников и интеллигенцию (прослойка).

На настоящий момент средний слой выполняет в обществе ряд важнейших функций:

1. Функция соц стабилизатора. Люди, входящие в этот слой, склонны поддерживать существующий соц строй.

2. Функция экономического донора. Это основная масса, которая обеспечивает быт и услуги. Так же это основные потребители. Это налогоплательщики, инвестировщики.

3. Средний слой является культурным интегратором, т.к. является носителем традиционных для данного общества культурных ценностей

4. Функция административно-исполнительного регулятора. Именно из среднего слоя формируются органы власти всех уровней, представители среднего слоя (менеджеры среднего звена) – источник ресурсов для кадров муниципального и других направлений.

Средний слой не однороден. В нем выделяются в западных обществах группы:

1. Старый средний класс. К нему относятся мелкие и средние предприниматели.

2. Новый средний класс. К нему относятся высококвалифицированные специалисты, служащие и рабочие высокой квалификации.

Критерии выделения среднего класса в России:

1. Уровень дохода. В США более 2000$ в месяц. В странах западной Европы +-5%. В России выше, чем средний по региону (19-20 тыс.)

2. Образование и культурные ценности. В России носителей культурных ценностей 80%. Высшее образование только у 25%

3. Самоотнесение – 60%.

Полноценный средний слой в России является малочисленным, однако имеются, так называемые, протосредние слои (которые могут трансформироваться в средний)

Социальные общности

Определение (см. тему общества).

Характеристики соц общностей:

1. Соц общности существуют реально. Их существование можно эмпирически зафиксировать и проверить.

2. Соц общность обладает системными свойствами.

3. Соц общности являются самостоятельными субъектами соц взаимодействий.

Классификация соц общностей:

Обшности могут быть классифицированы по нескольким основаниям:

1. По базовому системообразующему признаку:

1) Соц демографический (муж и жен)

2) Соц этнические

3) Соц профессиональные (пример - железнодорожники)

4) Соц-территориальные

5) Культурные и т.д.

2. По размеру:

1) Крупные: нация, народность

2) Средние: студенты СГУ

3) Малые: семья, бригада

3. По продолжительности существования

1) Групповые или социальные группы. Они более-менее стабильны. В них наблюдаются непосредственные личные взаимодействия. В них существуют критерии членства: вы сами осознает себя членом конкретной и остальные это признают. Малые группы: от 2 до 15-20. Основной критерий малой группы – непосредственное взаимодействие. Если не взаимодействуют, то это уже средняя группа. Большие группы6 демографические, этнические

2) Массовые. Для них характерен ситуативный способ существования, отсутствие четкой структуры, непродолжительное существование. Они бывают большими, средними и малыми. Малой является, к примеру, очередь в магазине. Средними общностями являются толпа, зрители кинотеатра, футбольного матча. Большие общности: зрители 1-го канала, поклонники певицы или певца.

Группы бывают:

1. Первичные – непосредственное окружение индивида. Это обычно неформальные группы. К ним относятся семья, друзья, соседи

2. Вторичные – формальные группы. По размеру они средние или большие. Это, к примеру, университет, производственная организация и т.д.

Референтные группы – группы, к которой индивид не принадлежит, но она является для индивида эталоном, образцом, идеалом и индивид либо очень сильно хочет попасть в эту группу (тогда это позитивная референтная группа), либо индивид туда очень не хочет (негативная референтная группа).

Группы делятся на формальные и неформальные. Формальные группы зарегистрированы органами власти. Это могут быть организации, партии, объединения. Неформальные группы не зарегистрированы и отношения в ни строятся на основе личной симпатии и антипатии


14.11.2011

Соц институты

Каждый человек подчиняется воздействию общества, которое оказывается через соц институты. Это воздействие не осознаваемо человеком, оно всеобщее и иногда категория «социальность» заменяется термином «институциональность». Считается, что соц институты возникли вместе с возникновение общества. Социальные институты для человека компенсируют недостаток инстинктов. В животном мире институтов нет, и они там не нужны, т.к. регуляцию обеспечивают мощные врожденные инстинкты. Животные не нуждаются в обучении, сохранении норм. Поэтому возникает ряд институтов.

Под соц институтом понимается совокупность общественно-значимых ценностей, норм, правил поведения, шаблонов и образцов поведения, соц статусов и ролей, удовлетворяющих основные общественные потребности.

Ключевых или фундаментальных институтов 5:

1. Институт семьи. Удовлетворяет комплекс потребностей. Ключевая – воспроизводство общества.

2. Политические институты. Их много, один из ключевых – государство.

3. Экономические и социальные институты. Экономические: рынок, капитализм, деньги и т.д.

4. Образовательные: институт высшего, среднего, профессионального образования, институт гувернерства и т.д.

5. Религиозные институты.

В случае исчезновения общественной потребности (диактуализации) институт может еще некоторое время существовать, но он неизбежно перестает функционировать.

Соц институты нельзя отождествлять с соц группами и организациями. Они являются составляющими частями института, но ключевым его элементом являются нормы и ценности. О принадлежности к тому или иному институту можно судить по наличию определенного соц статуса.

Процесс формирования института называется институционализацией. Он состоит из этапов:

1. Возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий. Если потребность может быть организована одним человеком, то институт не возникает.

2. Формирование общих целей.

3. Появление норм и правил в ходе стихийных социальных взаимодействий методом проб и ошибок.

4. Появление процедур, ритуалов, шаблонов поведения, связанных с нормами и правилами.

5. Закрепление норм и правил, их принятие и практическое применение.

6. Появление и закрепление системы норм и санкций, которые гарантируют исполнение норм. Санкции бывают позитивные и негативные. Негативные отвечают за нарушение норм.

7. Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов и институтов.

ВЫБРАТЬ ЛЮБОЙ СОЦ ИНСТИТУТ И ПЕРЕЧИСЛИТЬ ВСЕ ЕГО ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ИЛИ КОМПОНЕНЫТ: ПОТРЕБНОСТИ, КОТОРЫЕ ОН УДОВЛЕТВОРЯЕТ, НОРМЫ, ОБЩЕСТВЕННО-ЗНАЧИМЫЕ ЦЕННОСТИ, САНКЦИИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЭТИХ НОРМ И СИСТЕМУ СТАТУСОВ И РОЛЕЙ, КОТОРЫЕ ОПИСЫВАЮТ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К ЭТОЙ ССИСТЕМЕ.

Функции соц институтов.

Они делятся на явные и скрытые или латентные.

Латентные функции индивидуальны для каждого института. К явным общим для всех институтам функциям относятся:

1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Она реализуется: каждый институт имеет систему норм и правил, которые закрепляют, стандартизируют человеческое поведение и делают его предсказуемым.

2. Регулятивная. Институты регулируют поведение людей через выработку шаблонов поведения.

3. Интегративная функция. Заключается в объединении людей на базе общих для них соц институтов.

4. Транслирующая функция. Передача соц опыта каждому последующему поколению.

5. Коммуникативная. Заключается в распространении информации внутри соц института и в обмене информацией между соц институтами.

Соц организации

Термин организации имеет три значения:

1. Деятельность по выработке определенных норм и правил взаимодействия и координации усилий отдельных индивидов или групп.

2. Свойства объекта иметь сложную упорядоченную структуру.

3. Целевая группа институционального характера, имеющая четкие границы и ориентированная на реализацию определенных функций.

В традиционном обществе эту роль играют общины, а в индустриальном и постиндустриальном – организации.

Организации можно классифицировать по различным основаниям.

1. По размеру: большие, средние, малые.

2. По сфере деятельности: торговые, производственные, образовательные, медицинские и т.д.

3. Фрегожин выделил 4 типа организаций: деловые (характеризуются тем, что членство в таких организациях приносят человеку доход), союзные или ассоциативные (участие в них человеку не приносит дохода, но дает удовлетворение иных потребностей: культурных, религиозных, политических), семейные, территориально-поселенческие организации.

4. По способу строения: линейные (армия), функциональная (некоторые строительные организации), проектные (нет стабильной структуры и рабочие группы формируются по определенным заказам), матричные (синтез проектной и функциональной структуры), дивизиональные (организации, имеющие филиалы), смешанные или конгламеративные (включают в семя множество функций)


28.11.2011.

1. Социология личности

1. Понятия «человек», «индивид» и «личность».

Термин «человек» используется для обозначения присущих всем людям качеств и способностей. Под человеком понимается биосоциальное существо с биогенными и социогенными чертами.

Индивид – отдельный конкретный представитель человеческого рода, обладающий уникальной совокупностью качеств и характеристик. Все люди разный и в связи с этим каждый человек обладает индивидуальностью.

Термин «личность» изучается многими науками. Основная из них психология.

Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включение индивида в систему соц отношений посредством активной предметной деятельности и общения. Для того, что индивид превратился в личность необходимо наличие двух условий:

1. Биологически, генетически заданные предпосылки

2. Наличие соц среды и взаимодействия или контакта с ней.

Существуют в социологии несколько теорий личности, которые объясняют ее структуру и поведение:

1) Наше представление о том, каким меня видят другие.

2) Наше представление о том, как другие люди реагируют на то, что они видят.

3) Наш ответ на воспринятую реакцию других. J

Если образ, который мы видим в зеркале, благоприятен, наша «я» - концепция получает подкрепление и действия повторяются, если этот образ не благоприятен, «я» - концепция пересматривается, а поведение изменяется.

3. Статусно-ролевая. Автор: Мертон. Каждый человек одновременно обладает совокупностью социальных позиций, которые называются статусами. Эта совокупность называется статусным набором. Статусы делятся на 2 основные группы: социальные (принадлежность к большой соц группе: студент, профессор), личностные (друг, семья). Во всей этой совокупности можно выделить главный или базисный. Чаще всего он связан с основным родом деятельности. Статусы бывают достигаемыми и приписанными.

Приписанный статус дается при достижении конкретного возраста, но происходит это автоматически без участия человека.

Достигаемы требует хот бы минимальных действий. Пример: студент.

Для каждого статуса существует определенный имидж (совокупность манер поведения, речи). Каждому статусу соответствует определенная модель поведения, называемая соц ролью. Соц роль описывается в двух аспектах:

ролевые ожидания – поведение, ожидаемого от человека, занимающего определенный соц должность,

ролевое поведение – реальное поведение.

Если они не соответствуют, то наблюдается ролевой конфликт. Успешность исполнения той или иной соц роли зависит от:

1. Правильное усвоение ролевых ожиданий. Если они сформированы неправильно, то его ролевое поведение будет смешанное.

2. Соответствие индивидуальных характеристик требованиям роли. Чувствительность к требованиям роли.

Социализация личности – процесс становления личности путем освоения индивидом основного набора духовных ценностей, а так же процесс адаптации к соц среде, осознание своего места и роли в обществе.

Выделяют два основных этапа социализации:

1. Первичная. Охватывает два этапа взросления: детство и юность

2. Вторичная. Охватывает два периода: зрелость и старость.

Социализация не заканчивается никогда и протекает в течение всей жизни человека, но различается на разных этапах. В процессе первичной социализации индивид способен выстраивать нормы и ценности в структуру личности. В процессе вторичной происходит изменение внешнего поведения, а структура остается неизменной.

Смелзе выделяет три основных этапа первичной социализации:

1. Стадия подражания и копирования детьми поведения взрослых

2. Игровая. Дети осознают поведение, как исполнение роли.

3. Групповая игровая стадия. Дети начинают понимать что ждет от них группа.

Выделяют агентов первичной и вторичной социализации. Первичные агенты: семья, друзья, т.е. самый близкий круг общения. Вторичный: школа, трудовой коллектив, сми.

Социология семьи

Семья в социологии рассматривается в двух аспектах:

1. Как малая группа. Речь идет о конкретных семьях.

Семья – основанные на огромном родстве браки или усыновлении объединения людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей. Семья включает в себя три системы отношений

1) Супружество, брак

2) Родительство

3) Родство.

2. Соц институт.

Семья – соц институт воспроизводства и развития соц статуса, духовный и физических ценностей, соц здоровья, благополучия индивидов и общества в целом.

Типы семьи: нуклеарная семья, суженная семья и расширенная и расширенная

Традиционная семья, неотрадиционная семья, матриархальная семья, эголитарная семья.

Функции семьи (не менее 5)

Соц контроль (29,30) – самостоятельно.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав