03.03.2020

Спасение и самоспасение. Аварии и катастрофы на транспорте. По спасательной веревке вниз


(Документ)

  • Чеурин Г.С. Самоспасение без снаряжения (Документ)
  • Александровский Ю.А., Лобастов О.С., Спивак Л.И., Щукин Б.П. Психогения в экстремальных условиях (Документ)
  • Использование электроэнергии в транспорте (Документ)
  • Реферат - Чрезвычайные ситуации техногенного характера (Реферат)
  • Иванкова Л.Н., Иванков А.Н., Комаров А.В. Сервис на транспорте (Документ)
  • Техногенные риски (Документ)
  • Сердюк В.С., Стишенко Л.Г. Оценка химической обстановки при авариях на химически опасных объектах (Документ)
  • Зеленин М.П. Эргономика на морском транспорте (Документ)
  • Волкова В.А. Гражданская оборона на железнодорожном транспорте. Учебник (Документ)
  • n1.doc

    У.О. «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова»

    РЕФЕРАТ

    НА ТЕМУ : «АВАРИИ И КАТАСТРОФЫ НА ТРАНСПОРТЕ»

    ПО ПРЕДМЕТУ: «ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ»

    ВЫПОЛНИЛА

    Студентка 1 курса педагогического факультета

    Специальность «Олигофренопедагогика. Логопедия»

    12 группы

    Соколова Татьяна

    Преподаватель Боброва Елена Петровна

    1)Введение. Общие понятия. Авария. Катастрофа.

    Общие положения:

    2) Самоспасение и спасение пострадавших в автомобильных авариях.

    3) Самоспасение и спасение пострадавших в железнодорожных авариях.

    4) Самоспасение и спасение пострадавших в авиакатастрофах.

    5) Самоспасение и спасение пострадавших при кораблекрушениях.

    6) Дополнительный материал: Катастрофы века. Гибель «Титаника». Сенсационные подробности.

    7)Заключение.

    8)Используемая литература.

    Мой реферат на тему: «Аварии и катастрофы на транспорте», поэтому для начала я бы хотела обозначить два таких важных понятия как авария и катастрофа.

    Авария на транспорте - это повреждение транспортного средства. Например, потерпеть аварию могут самолет и теплоход, автомобиль и железнодорожный состав.

    Катастрофа - этоавария с трагическими последствиями, связанными с гибелью людей.

    Аварии (катастрофы) в зависимости от их возникновения подразделяются на транспортные и производственные. Наиболее часто аварии (катастрофы) возникают на транспорте.

    2) Самоспасение и спасение пострадавших в автомобильных авариях.

    Автомобильная авария - одна из основных причин гибели людей в условиях мирного времени. В России ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях гибнет около 40 тыс. человек, не считая покалеченных и травмированных. И почти каждый десятый погибший – ребенок! Только в одной Москве автомобили ежедневно уносят 3-4 жизни и калечат 30-40 человек.

    В большинстве случаев автомобильные аварии возникают из-за несоблюдения элементарных мер безопасности и правил дорожного движения, а также недостаточной информированности о последствиях того или иного нарушения правил дорожного движения. Например, мало кто знает, что столкновение с неподвижным препятствием на скорости 50 км/ч без ремня безопасности равносильно прыжку лицом вниз с 4-го этажа.

    Около 75% всех аварий на автомобильном транспорте происходит из-за нарушения водителями правил дорожного движения. Наиболее опасными видами нарушений по-прежнему остаются превышение скорости, игнорирование дорожных знаков, выезд на полосу встречного движения и управление автомобилем в нетрезвом состоянии.

    Часто приводят к авариям плохие дороги (главным образом скользкие), неисправность машины (на 1-ом месте - тормоза, на 2-ом - рулевое управление, на 3-м - колеса и шины). Особенность автомобильных аварий состоит в том, что 80% раненых погибает в первые 3 часа из-за обильных кровопотерь.

    Существует несколько рекомендаций о том, как обезопасить себя во время аварии. Так, при возникновении аварии на автотранспорте, в случае если Вы видите, что предотвратить ее невозможно, постарайтесь принять наиболее безопасное положение, сгруппировавшись и закрыв голову руками. Во время аварии все мышцы должны быть до предела напряжены. Самое главное – препятствуйте своему перемещению вперед. Для этого, в случае если Вы сидите на водительском месте, Вам необходимо вжаться в сиденье спиной и, напрягая все мышцы, упереться руками в рулевое колесо, если Вы в качестве пассажира сидите на переднем сиденье, то Вам следует упереться в «торпеду», а если сзади – то в переднее сиденье. В случае если Вы, находясь за рулем не пристегнулись ремнем безопасности, Вам следует прижаться к рулевой колонке, а на месте пассажира Вы должны закрыть голову руками и завалиться набок. Не покидайте машину до ее остановки, так как шансов выжить в автомобиле в 10 раз больше, чем при выпрыгивании из нее.

    Если авария связана с опрокидыванием или возгоранием транспортного средства, постарайтесь как можно скорее покинуть его, используя для этого в случае необходимости не только двери, но и окна.

    Если машина упала в воду, двери открывать не следует, так как вода тут же хлынет внутрь и машина начнет резко погружаться. Выбираться в этом случае надо через открытое окно.

    При возникновении пожара в общественном транспорте, во-первых, немедленно сообщите об этом водителю. Во-вторых, попытайтесь открыть двери кнопкой аварийного открывания. Если это не удается, разбейте боковые окна или откройте их по инструкции как аварийные выходы. В-третьих, попытайтесь сами потушить огонь, а если это не удается, то немедленно покиньте салон.

    Электрическое питание трамваев и троллейбусов создает дополнительную угрозу поражения человека электричеством. Поэтому, выбираясь наружу из салона трамвая или троллейбуса, не касайтесь металлических частей.

    В любом случае главное – сохраняйте спокойствие и ни в коем случае не паникуйте, так как паника может привести к большему ущербу. Определитесь, в каком месте автомобиля и в каком положении Вы находитесь, не горит ли автомобиль и не подтекает ли бензин (при опрокидывании). Выбравшись из машины, отойдите от нее подальше,- возможен взрыв.

    В случае если с Вами ничего серьезного не произошло, то помогите пострадавшим, организуйте первую помощь и примите меры к ликвидации последствий аварии. При необходимости вызовите «Скорую помощь» и сообщите о случившемся в милицию.

    3) Самоспасение и спасение пострадавших в железнодорожных авариях.

    Статистика свидетельствует, что ехать в поезде примерно в 3 раза безопаснее, чем лететь на самолете, и в 10 раз безопаснее, чем ехать в автомобиле. Однако и на железных дорогах каждый год случается несколько десятков катастроф.

    Среди крупнейших железнодорожных катастроф последних лет в России можно выделить следующие:

    1) 3 марта 1992 г. В 5ч. 15 мин. у разъезда Подсосенка (недалеко от г. Нелидово) столкнулись пассажирский (Рига-Москва) и товарный поезд. Погибло 43 человека, ранено 108.

    2)11 августа 1994 г. В 115 км. От Белгорода электропоезд Валуйки-Купянск столкнулся с упавшими на путь грузовыми вагонами. Погибли 20 человек, ранено-31.

    3)9 февраля 1995 г. В 85 км. от Калуги два хвостовых вагона пассажирского поезда Москва-Киев сошли с рельсов из-за столкновения поезда с другим, стоявшим на этих же путях. Погибло 3 человека, ранено- 16.

    Как показывает статистика, гибель людей происходит в основном из-за крушения поездов. Поэтому необходимо знать и применять правила и меры безопасности при возникновении этой чрезвычайной ситуации.

    При крушении или экстренном торможении самое главное – закрепиться и препятствовать своему перемещению вперед или броскам в стороны. Для этого во время удара, толчка, возникших в результате аварии, постарайтесь ухватиться за неподвижные части вагона или сгруппируйтесь и прикройте голову во избежание травм. Помните, что после первого удара расслабляться нельзя, так как могут быть другие. При переворачивании вагона крепко держитесь руками и упирайтесь ногами в стену, верхнюю полку. После того как вагон приобретет устойчивость, наметьте пути выхода из него. При этом если вагон опрокинут или поврежден, выбирайтесь через окна, вытаскивая на руках детей и пострадавших. Если у выхода из вагона толпятся люди, то используйте окна – аварийные выходы, расположенные в 3, 6 купе и коридоре. Там необходимо повернуть рукоятку на себя, предварительно сорвав пломбу. Нажать на себя ручку-защелку окна.

    В случае обрыва проводов контактной сети отойдите от вагонов на 30-50 м., чтобы не попасть под шаговое напряжение.

    Конечно, обеспечение безопасного движения зависит в основном от машинистов и диспетчеров, но и Вы можете уменьшить риск при возможном крушении поезда, если будете знать некоторые правила:

    1)при столкновении поездов наиболее опасными являются головные и хвостовые вагоны.

    2)незафиксированные в крайнем положении двери в купе ведут к травмам от их резкого движения при остановке.

    3)громоздкие вещи, стеклянная посуда также приводят к травмам.

    4)на ночь убирать со столика еду, бутылки.

    5)помнить, где лежат деньги, документы, теплые вещи.

    Большую опасность для пассажиров железнодорожного транспорта представляет пожар в вагоне. Это связано с сосредоточением в пассажирских вагонах большого количества людей и трудностью их эвакуации, быстротой повышения температуры и распространения токсичных газов в замкнутых пространствах, удаленность поезда от пожарных подразделений.

    При возникновении пожара, постарайтесь, прежде всего, проинформировать машиниста или проводника. Постарайтесь принять меры к остановке поезда, используя для этого стоп-кран или систему аварийного торможения. Запомните, что при пожаре нельзя останавливать поезд на мосту, в тоннеле и местах, где осложнится эвакуация. При невозможности потушить пожар собственными силами немедленно покиньте вагон, используя для этого все выходы, в том числе и окна, не забыв оказать помощь детям и людям престарелого возраста. Помните, что при пожаре материал, которым облицованы стены вагонов, – малминит – выделяет токсичный газ, опасный для жизни. Поэтому во время пожара в поезде постарайтесь обеспечить себе защиту органов дыхания.

    При эвакуации будьте внимательны, чтобы не попасть под встречный поезд, остерегайтесь оборванных проводов, особенно если земля сырая. Покинув поезд, постарайтесь отойти на безопасное расстояние (30-50м), окажите помощь пострадавшим.

    3. Самоспасение и спасение пострадавших в авиакатастрофах.

    Следует заметить, что авиакатастрофа – одна из редких причин гибели человека. Тем не менее каждый год в авиакатастрофах, по данным ООН, гибнет более тысячи человек. При этом многие из пострадавших могли бы спастись, пользуясь самыми простыми знаниями и не делая простейших ошибок в аварийной ситуации на борту самолета.

    Крупнейшая авиакатастрофа в мире по гражданской авиации произошла 27 марта 1977 года с самолетом «Боинг-747» компании КЛН-ПАН АМ (Тенериф). Погибло 583 человека.

    Среди авиакатастроф случившихся с русскими самолетами, по своим трагическим последствиям выделяют следующие:

    1) 27 августа 1992г. При заходе на посадку в 3 км. от аэродрома потерпел катастрофу самолет ТУ-134 Ивановского авиаотряда, выполняющий рейс по маршруту Минеральные воды-Донецк-Иваново. Экипаж и пассажиры (83 человека) погибли.

    2)3 января 1994г. Авиалайнер ТУ-154, выполнявший рейс по маршруту Иркутск-Москва, в результате остановки двигателей врезался в молочную ферму в поселке Момоны. Погибло 115 пассажиров и 9 членов экипажа.

    3)7 декабря 1995г. Авиалайнер ТУ-154, выполнявший рейс по маршруту Южно-Сахалинск-Хабаровск-Улан-Удэ-Новосибирск, потерпел катастрофу в районе Хабаровска. Погибло 88 пассажиров и 8 членов экипажа.

    4)3 июля 2001г. Авиалайнер ТУ-154,выполнявший рейс по маршруту Екатеринбург-Иркутск-Владивосток, потерпел катастрофу под Иркутском. Все 145 пассажиров погибли.

    5)1 июля 2002г. Из-за ошибки швейцарского авиадиспетчера в воздухе над Германией столкнулись два самолета - грузовой БОИНГ-757 и пассажирский ТУ-154, перевозивший детей из Уфы на отдых в Испанию. Оба пилота и все пассажиры и члены экипажа (69 человек) погибли.

    Одной из аварийных ситуаций, которая может произойти в воздухе, является декомпрессия – снижение содержания кислорода в связи с «уходом» воздуха. Декомпрессия обычно начинается с оглушительного рева, салон самолета наполняется пылью и туманом, видимость резко снижается. При этом у людей появляется звон в ушах и боли в кишечнике (расширяются газы), из легких быстро выходит воздух, и люди теряют сознание. Поэтому при первых признаках декомпрессии нужно немедленно надеть кислородную маску (о том, где она хранится и как ею пользоваться, объясняет стюардесса в начале полета) и подготовиться к резкому снижению или аварийной посадке, так как аварийная ситуации, связанная с декомпрессией, исправляется снижением высоты полета.

    Также причинами авиакатастроф являются: остановка двигателя, невозможность дальнейшего управления, не включение форсажа, человеческий фактор.

    Остановка двигателя происходит по различным причинам: из-за отказа перекачивающих насосов или поплавкового клапана, регулирующего подачу топлива, а также самопроизвольная остановка двигателя в полете, проблемы со смазкой и даже из-за попадания в него птицы. Кстати, последствия попадания птицы в остекленение кабины самолета могут быть не менее серьезными, чем в двигатель. Примером можно привести попадание аиста в кабину самолета после взлета на высоте 400м., которое привело к травме летчика.

    Около 70% авиапроисшествий происходит по причине «человеческого фактора». Сегодня этим термином характеризуют действия экипажа самолета, которые привели к летному происшествию, а также наземного персонала, выполняющего техническое обслуживание авиационной техники. Причины:

    1)невыполнение ограничений по скорости и высоте полета;

    2)столкновение с возвышениями (горами, сопками);

    3)неправильный расчет при посадке;

    4) недостаток навыков вывода самолета при попадании в штопор;

    При падении самолета очень важно выявить причину. Этим занимается комиссия на месте падения. Это очень трудоемкая работа. Необходимо не только собрать, но и зафиксировать положение каждого элемента конструкции – составить специальные схемы, так называемые – кроки. Затем начинается исследование деталей. Необходимо обращать внимание на мельчайшие детали. Даже по положению летчика (если он не успел покинуть самолет) судебно-медицинская экспертиза устанавливает реальную картину происшествия. Например, если в крови обнаружено большое количество адреналина, то это говорит о том, что перед катастрофой он осознавал опасность ситуации и пытался ее предотвратить. А если адреналина нет, то возможно, что аварийная ситуация возникла внезапно.

    Большое значение имеют знаменитые «черные ящики» - просты и представляют собой обыкновенные записывающие устройства, помещенные в полусферы термосного типа. Они окрашены в ярко-оранжевый цвет для лучшего нахождения. Устанавливаются в киле самолета.

    При аварийной посадке следует занять наиболее безопасное положение. Для этого опустите кресло и сгруппируйтесь, прижав голову к рукам и уперев ноги по ходу движения. В момент удара максимально напрягитесь. При возникновении пожара в полете не паникуйте, а постарайтесь оказать помощь в ликвидации пожара или защититься от огня и дыма, используя одежду и воду. Приготовьтесь к аварийной посадке и обязательно мысленно представьте свой путь к ближайшему выходу. После аварийной посадки постарайтесь быстрее покинуть самолет, используя для этого аварийные люки и трапы (на это у вас есть 1-2 минуты). При этом постарайтесь защитить кожу и не дышать дымом. Главное – сохранять спокойствие и не поддаваться панике, так как от этого зависит не только Ваше спасение, но и других людей (по данным Национального управления по безопасности перевозок США, свыше 70% людей, попавших в авиакатастрофы с пожарами, остаются в живых).

    Если самолет потерпел крушение в безлюдной местности, то постарайтесь при экстренной эвакуации из самолета захватить аптечку, теплые вещи и продумайте как подать сигналы с земли, видимые с воздуха.

    4)Самоспасение и спасение пострадавших при кораблекрушении.

    За год на нашей планете в кораблекрушениях гибнут в среднем около 2 тыс. человек, непосредственной опасности подвергаются примерно 6 тыс. человек. Таким образом, кораблекрушение относится к числу редких причин гибели человека. Тем не менее, такой риск существует, о чем свидетельствуют морские катастрофы 20 века:

    1)15 апреля 1912 г. Английский пассажирский лайнер «Титаник» столкнулся с айсбергом в Северной Атлантике и затонул. Погибло 1503 человека;

    2)29 мая 1914г. канадский пассажирский лайнер «Эмпресс оф айленд» столкнулся с норвежским судном «Сторстадт». Погибло 1012 человек.

    3)27 января 1949 г. Китайские пароходы «Тайпин» и «Цзинь-Юань» столкнулись в Тайваньском проливе. Погибло около 1500 человек.

    4)31 августа 1986г. Советский лайнер «Адмирал Нахимов» затонул на выходе из новороссийского порта в результате столкновения. Погибло 423 человека.

    5)20 декабря 1987 г. Филиппинский каботажный теплоход «Дона-Бас» столкнулся с танкером «Виктор» неподалеку от острова Сариндуке. Оба судна затонули. Погибло около 3000 человек.

    Как показывает статистика, основная опасность во время кораблекрушения исходит от тонущего судна, которое способно «захватить» с собой под воду людей. Кроме того, при кораблекрушении люди подвергаются опасности во время эвакуации с тонущего корабля, а также при нахождении их в воде, на плотах или на шлюпках.

    Среди предварительных мер защиты можно посоветовать запомнить дорогу из своей каюты к спасательным средствам на верхнюю палубу, так как во время катастрофы ориентироваться очень трудно, особенно при задымлении и крене судна. К профилактическим мерам относятся также изучение инструкции по действиям в аварийных ситуациях, правил пользования спасательными средствами.

    При эвакуации людей с терпящего бедствие корабля опасность возникает при отказах спусковых устройств, опрокидываниях и ударах спасательных средств, неправильного их использования, а также при необходимости прыгать в воду с гибнущего судна с большой высоты. Во время эвакуации следует брать с собой только необходимые вещи. Места на спасательных средствах в первую очередь предоставляются детям, женщинам, пожилым людям, раненым.

    При эвакуации с судна следует надеть теплую одежду, а сверху защитный костюм из водонепроницаемой ткани и спасательный жилет. Спускаться на спасательное судно следует по трапам или канатам. Если позволяют обстоятельства, то в спасательные средства следует погрузить дополнительно одеяла, одежду, аварийное радио, пищу, питьевую воду. При необходимости прыгать в воду следует зажать нос и рот одной рукой, а другой – крепко держаться за спасательный жилет.

    Оказавшись в воде, человек подвергается опасности утопления, переохлаждения организма и истощения. Чтобы замедлить наступление переохлаждения, находясь в воде, необходимо держать голову как можно выше над водой, стараясь при этом затрачивать минимум физических усилий для удержания себя на поверхности воды. Плыть следует только к спасательному средству.

    В открытом море на спасательных средствах следует соблюдать два основных правила: всем спасательным средствам держаться вместе и находиться у места гибели судна, если нет твердой уверенности в возможности выйти на судовые пути.

    При нахождении на плотах или шлюпках главная опасность исходит от переохлаждения организма, а при длительном пребывании на них – от недостатка воды и пищи. Поэтому, находясь на спасательном средстве, следует, прежде всего, держать ноги сухими и прикрывать тело, строго рационировать воду (500-600 мл в день на человека, поделенные на многочисленные малые дозы) и есть только аварийный запас. Однако в любом случае необходимо сохранять самообладание и не поддаваться панике, так как в противном случае это только уменьшит шансы на спасение и ускорит гибель.

    6) Дополнительный материал: «Катастрофы века. Гибель «Титаника». Сенсационные подробности».

    «ТИТАНИК» Наверное, нет на сегодняшний день человека, который бы не знал имя этого грандиозного лайнера и его трагическую историю – кораблекрушение в первое же плавании. Само слово «Титаник» стало символом величайшей катастрофы на море. Этим именем не было названо больше ни одно из построенных с тех пор судов, да и вряд ли будет названо…

    Возникает вопрос: почему же люди, вот уже почти столетие, помнят об этой страшной трагедии, до сих пор стараются отыскать ответы на волнующие их вопросы: почему корабль затонул, сколько людей спаслось, что правда, а что вымысел в одноименном фильме режиссера Джеймса Камерона и многие другие вопросы. Итак, постараемся ответить на некоторые из этих вопросов, а также рассказать некоторые подробности, которые рассказали выжившие после долгих лет молчания.

    Прежде всего, надо отметить то, что «Титаник» в начале 20 века не являлся единственным быстроходным лайнером, поражающим своими размерами. Флотилию трансатлантических скороходов в Атлантике возглавляли два легендарных лайнера «Мавритания» и «Лузитания» компании «Кунард-Лайн». Однако фирма «Уайт Стар» решила перещеголять своих конкурентов не скоростью, а роскошью и удобством. Однако чем же так поражал «Титаник»?

    Конечно, он подавлял своей грандиозностью. По свидетельству очевидца, «все было кошмарных размеров: руль его был величиной с огромный вяз, винты выглядели как ветряные мельницы». Длина судна равнялась длине двух с половиной футбольных полей, высота – высоте 11-этажного дома. В первый рейс взяли столько еды и напитков, что этого бы хватило населению небольшого города на несколько месяцев. В прессе пароход называли «чудо-корабль» и «непотопляемый корабль».

    И действительно, трудно было себе представить более безопасное судно. По всей длине корпуса было предусмотрено двойное дно, так что если бы в днище появилась пробоина, вода все равно не смогла бы подняться внутрь корпуса. Сам корпус был разделен поперечными переборками на 16 водонепроницаемых отсеков. Были приняты все меры пожарной безопасности: в случае появления в каком-то помещении пожара, в него автоматически подавался углекислый газ, который ликвидировал пламя без участия человека. На случай бедствия на лайнере имелась радиоаппаратура, которая передавала сигналы на огромные расстояния. «Титаник» имел одиннадцать палуб, соединенных между собой девятью электрическими лифтами. Высота от воды до шлюпочной палубы составляла 18,5 метра. Диаметр дымовых труб – 7,3 метра.

    Но судно не было на самом деле столь неуязвимым! В корму от четвертого котельного отделения водонепроницаемые переборки были доведены только до нижней палубы, так что в случае появления пробоины выше этой палубы непотопляемость лайнера уже не обеспечивалась. Однако именно в силу слепой веры в непотопляемость лайнера спасательные шлюпки были рассчитаны всего на одну треть всех пассажиров.

    Итак, 10 апреля 1912 года «Титаник» вышел из Саутгемптона и взял курс на Нью-Йорк. И где-то примерно в это же время на западном побережье Гренландии с грохотом оторвался огромный айсберг и двинулся в южном направлении. Каковы были размеры того рокового айсберга можно только судить по следующим примерам. В 1956 году был зарегистрирован айсберг 97*335 км, то есть по площади он был чуть меньше Молдавии и чуть больше Армении!

    Но никто из пассажиров и думать не хотел о предстоящей опасности. На борту лайнера собралось небывалое количество миллионеров – 57! Среди них Джон Астор, капитал которого оценивался в 150 миллионов долларов, за свои деньги он мог купить 20 таких «Титаников». (Кстати, когда в воде нашли его мертвое тело с головой, размозженной обрушившейся в море трубой, его опознали по огромному бриллианту и по 4000 $ в кармане).

    Вообще за свои каюты богачи уплатили по 4350 $. По ценам 1912 года это был целый капитал (к примеру, радист на этом пароходе получал 20 $ в месяц, то есть ему надо бы было работать на билет 15 -20 лет!!!).

    Итак, стрелки часов приближались к 23 часам 40 минутам. Заканчивалось воскресенье, 14 апреля 1912 года. «Титаник» шел со скоростью 22,5 узла. Внезапно впередсмотрящий Фредерик Флит впереди заметил большой черный предмет, который с каждой секундой становился все больше и больше. Тотчас же он ударил 3 раза в колокол и сообщил мостику: «Айсберг прямо по курсу!» В течение последующих 37 секунд Флит и Ли молча смотрели на приближение ледяной махины, а судно все не сворачивало. Но нос лайнера вдруг покатился влево, форштевень прошел мимо айсберга, который плавно проплыл вдоль правого борта и Флит подумал, что лайнер избежал смертельной опасности.

    Тем временем в обеденном салоне первого класса на палубе D стюарды расставляли приборы на утро, которые внезапно задребезжали. У ночного пекаря Белфорда от толчка упали булочки, сложенные в противень. Многие пассажиры почувствовали толчок, только кому-то показалось, что это ударилась большая волна, кому-то, что началось землетрясение, например, Джон Исмей проснулся в испуге: судно обо что-то ударилось. А в каюту Джеймса Макгофа через иллюминатор посыпались куски льда.

    В это время рулевой Хитченс переложил руль лево на борт, передал команду «Полный назад», нажал кнопку закрытия водонепроницаемых дверей, однако понял, что все действия произведены слишком поздно. В котельное отделение № 6 море вторглось каскадами, забурлило вокруг водопроводов и клапанов. В котельной №5 ситуация была не лучше. В этом отсеке тянулась почти метровая пробоина, куда хлестала вода.

    Через несколько минут «Титаник» стал терять ход. Пассажиры стали спрашивать, в чем дело. Однако стюарды, сами толком ничего не зная, успокаивали, говоря, что остановились из-за айсберга, чтоб на него не наскочить, либо, что наскочили на небольшой кусочек льда. Многие пассажиры выходили посмотреть на куски льда, которые лежали на носовой палубе. А в курительном салоне кто-то попросил немного айсбергового льда для своего коктейля.

    В 23-50 - через 10 минут после столкновения в третьем отсеке третьего класса у пассажиров ноги находились по щиколотку в воде.

    Кочегар Харви велел Беретту остановить работу котлов, из котлов начал вырываться пар. Кочегар Кемиш вспоминал об этом так: «Гасить проклятые топки был кромешный ад, а не работа!»

    В это время к капитану Смиту прибежал плотник Хатчинсон и, задыхаясь от бега, сказал: « Большая течь!»

    Капитан позвал за Томасом Эндрюсом, директором-распорядителем компании, построившей «Титаник». Они стали быстро производить расчеты и пришли к выводу, что за первые десять минут везде, кроме котельного отделения №5, вода поднялась на 4 метра. Что это значило? Эндрюс объяснил, что корабль может оставаться на плаву при затоплении его любых двух из 16 водонепроницаемых отсеков и даже при затоплении любых трех из первых пяти отсеков. Но если вода затопит все пять первых отсеков, судно пойдет ко дну.

    В 0 часов 5 минут капитан Смит приказал своему помощнику Уайлду расчехлить шлюпки, созвать пассажиров к месту сбора и раздать всем спасательные жилеты.

    А сам отправился в радиорубку и приказал радистам Филлипсу и Брайду отправить сигнал бедствия CQD. Шесть раз уходили сигналы с корабля. Однако корабль «Калифорниэн», находившийся в десяти милях от «Титаника» не мог принять эти сигналы, так как уставший радист Эванс в 23-30 закончил свою работу и лег спать.

    Тем временем на судне не было общей тревоги. Никаких колоколов и сирен. Но по всему «Титанику» люди были оповещены в основном от своих стюардов. В 0 часов 35 минут люди, не знали шутить ли им еще или сохранять серьезность. Особенно тяжело было справляться с пассажирами первого класса, многие не хотели надевать спасательный жилет. «Эта штука мне жмет»,- жаловался король цветной металлургии Гуггенхейм.

    На шлюпочной палубе матросы начали готовить к спуску 16 деревянных шлюпок. Их было по 8 с каждого борта. А также были складные шлюпки. Вместе все спасательные средства могли вместить 1178 человек. На борту находилось в ту ночь 2207 человек.

    Первая была спущена шлюпка №7 в 0 часов 45 минут. Многие еще не желали садиться в шлюпки: жены не желали оставлять своих мужей, а мужчины уговаривали женщин садиться. Александер Комптон-младший, сказал своей матери: «Не говори глупостей, мамочка! Ступай лучше с сестричкой в шлюпку, а я позабочусь о себе сам!»

    А не так далеко в 58 милях от «Титаника» шла «Карпатия». В 0-25 мин. Филлипс послал сигнал: « Немедленно идите на помощь. Мы столкнулись с айсбергом». Тут у второго телеграфиста Брайда возникла идея: »Филлипс, пошли не CQD, а SOS, это новый сигнал и может тебе больше никогда не придется его посылать!» Так в 0 часов 45 мин. с «Титаника» впервые в истории был послан сигнал SOS.

    В 0-45 была выпущена первая сигнальная ракета. Все на «Титанике» и без слов поняли, что корабль теперь нуждается в безотлагательной помощи. Люди перестали шутить и пытались как можно скорей сесть в шлюпки. В шлюпки садили первым делом пассажиров первого класса, детей и женщин. Одна за другой шлюпки спускались на воду: №6 в 0ч.55мин, №3 в 1 ровно, №8 в 1ч. 10 мин.

    А в это время в помещениях третьего класса находились пассажиры, которые не имели даже возможности попасть на шлюпочную палубу. Только благодаря собственной находчивости люди выбирались наверх.

    В 1-45 была спущена последняя шлюпка, и вода уже почти затопила котельную №4. Начались перебои с электричеством. В 1-45 вода дошла до машинных котлов. Вода вскоре стала покрывать верхнюю палубу, судно стало крениться на левый борт. Началась паника, находились мужчины, которые прыгали с разбегу в спускающиеся шлюпки, например Поль Може

    Когда все шлюпки были спущены, странная тишина охватила «Титаник». Люди тихо стояли на верхних палубах. 2часа 15 мин мостик ушел под воду и носовая часть палубы стала медленно погружаться в воду. Некоторые люди успевали подняться наверх, а некоторые не успевали и поглощались водой. Старший кок Коллинз не мог предпринять никаких действий, когда его настигла волна. Его руки были заняты младенцем, которого он хотел отдать на шлюпку. И тут внезапно ребенка волной вырвало у него из рук.

    Приглушенные удары и звон бьющейся посуды стал еще громче. Какой гром стоял в те минуты в океане! 29 паровых котлов, 800 ящиков орехов, 15 тыс. бутылок эля, якорные цепи по 80 кг, 30 тыс. свежих яиц, тонны угля, 5 роялей…

    Когда наклон палубы стал еще круче, упала носовая труба «Титаника», раздавившая сотни людей. Люди барахтались в воде, цепляясь за обломки крушения и друг за друга. Эдвард Браун, у которого от холодной воды захватило дыхание, смутно вспоминал, как за его одежду кто-то цеплялся. Не люди, так само море истощало людей. Температура воды составляла -2 градуса, т.е. ниже точки замерзания пресной воды.

    Корпус корабля погрузился в воду по третью дымовую трубу, три гребневых винта блестели даже в темноте. Затем ужасный грохот и – на дыбы встал под прямым углом к поверхности моря черный корпус. Прошло 2 минуты и корпус начал медленно скользить вниз, и вскоре над флагштоком «Титаника» сомкнулась вода. «Утонул, все кончилось»,- сказал кто-то в шлюпке №13. Было 2 часа 20 минут.

    В шлюпке №1 леди Гордон саркастически заявила мисс Франкателли: «Утонул ваш миленький пеньюарчик!»

    В ту апрельскую ночь многое утонуло вместе с тем пеньюаром. Кануло в небытие нечто большее, чем самый большой в мире лайнер с его грузом и 1502 жизнями.

    Никогда больше не станут люди направлять свои суда в ледяные поля, не прислушиваясь к предупреждениям. Никто больше не будет верить в «непотопляемые суда». И айсберги не будут безнадзорно болтаться по морям. После гибели «Титаника» американское правительство организовало международный ледовый патруль, и сегодня корабли береговой охраны следят за блуждающими айсбергами. И нет больше лайнеров, на которых радиовахты несли бы неполные сутки. «Титаник» был последним лайнером, вышедшим в море без достаточного количества спасательных шлюпок. Гибель «Титаника» положило конец практике, в соответствии с которой первыми эвакуировались пассажиры первого класса. В наибольшей степени гибель этого лайнера ознаменовала конец всеобщей самоуверенности человечества. Если это был урок, то весьма впечатляющий: с тех пор люди ни в чем больше не чувствовали уверенности.

    Итак, ответим на наиболее волнующие вопросы.

    1) Сколько человек погибло?

    Некоторые источники называют цифру 1635, но наиболее достоверное-1503.

    2) Правда, что оркестр продолжал исполнять музыку в момент кораблекрушения?

    Да, это так. Оркестр исполнял сначала гимн « Ближе к тебе, о Господи», потом рэгтайм и в конце мелодию «Осени».

    3)Возвращались ли шлюпки вновь спасти людей в воде?

    Из 1600 человек, оставшихся в воде, лишь 13 человек были спасены. К месту катастрофы вернулась только одна шлюпка №14 из 18, находящихся поблизости.

    4)Какое судно пришло первым на помощь?

    В 4 утра судно «Карпатия» пришло на место, указанное радистом «Титаника» и не обнаружило никаких признаков жизни. Вскоре была подобрана первая шлюпка №2. В 8 утра 30 мин. была найдена последняя переполненная людьми шлюпка №12.

    5)Когда был найден «Титаник»?

    Долгое время общественность очень волновал вопрос, почему, несмотря на все старания, в течение многих десятилетий не могли найти останки парохода, хотя координаты его гибели были известны. Внезапно исследователи пришли к выводу, что сильное Лабрадорское течение сносило тонущий корабль назад и к югу, а поэтому искать его надо там, где «Карпатия» подобрала шлюпки.

    1 сентября 1986 г в 2 часа ночи глубоководный аппарат Арго обнаружил «Титаник». С этого времени начались исследования на затонувшей легенде. Были сделаны сотни снимков.

    В 1987 году состоялась значительная экспедиция. Погружение к «Титанику» совершила подводная лодка «Элвин», несущая на себе робота Джуниора. С помощью Джуниора удалось обследовать внутренние помещения. Что интересно, до сих пор на «Титанике» уцелела люстра из бронзы и хрусталя!

    Всех членов экипажа «Элвин» волновало, не обнаружат ли они скелеты людей, но их не было. На судне много чего сохранилось: блюдца, сковородки, ботинки, вина, чемоданы, подносы, ванны, обогреватели. Сильное впечатление произвела фарфоровая голова куклы без волос. Спаслась ли девочка – хозяйка куклы или пошла ко дну, в отчаянии прижимая ее к груди?

    Много волнений испытали исследователи, увидев несколько пар обуви. Левые и правые ботинки точно соответствовали друг другу, что создавало впечатление, что они находились на ногах людей.

    На корме лайнера исследователи оставили пластину: «В память о тех, кто погиб на Титанике».

    6) Удастся ли поднять «Титаник»?

    В мире есть немало голов, которые требуют осуществить подъем «Титаника». Разрабатываются различные идеи и законопроекты. Например, идея влить в корпус 180.000 т расплавленного воска и создать подъемную силу или затопить два танкера, соединить их с лайнером, закачать в резервуары воздух и поднять. Однако все это остается на сегодняшний день только на бумаге. Корпус глубоко зарыт в ил и весит 50.000т, конструкции очень сильно ослаблены коррозией, так что если бы даже и удалось поднять корабль на поверхность, скорее всего он бы рассыпался на воздухе. Раньше говорили «непотопляемый Титаник», сегодня же это «неподнимаемый Титаник».

    И в завершение ко всему хочется сказать, что гибель «Титаника» до сегодняшнего дня является поучительным уроком и предупреждением для проектировщиков, моряков, пассажиров. Она дала толчок развитию науки о непотопляемости, - науки, основы которой заложили адмирал С.О. Макаров, академик А.Н. Крылов и другие. Потребовалась такая встряска, как гибель крупнейшего в мире парохода с полутора тысячами жертв, чтобы убедить специалистов в том, что деление корпуса на отсеки должно основываться не на компромиссах между судовладельцами и конструкторами, а на математических расчетах. Были созданы международные правила, в которых сформулированы строгие требования, предъявляемые к непотопляемости.

    В свое время адмирал российского флота Степан Осипович Макаров сказал фразу, навсегда вошедшую в исторические анналы: «Помни войну!»

    Очень хотелось, чтобы каждому запала в сердце и другая истина, другой призыв: «ПОМНИ «ТИТАНИК»!

    Заключение.

    Мы живем в эпоху небывалого технического прогресса. Современные суда поражают красотой, смелыми архитектурными решениями, сверхумными ЭВМ и аппаратурой спутниковой навигации.

    И все-таки корабли продолжают гибнуть, потому что никакая вычислительная машина, сверхмудрый прибор не сможет заменить Человека, его мастерство судовождения.

    К океану нельзя привыкнуть, его нельзя не бояться. Согласно подсчетам американских океанографов, на сегодняшний день на морском дне лежит не менее миллиона кораблей. По оценке специалистов, ежегодно море уносит примерно 200.000 человеческих жизней. Вот почему Человек должен помнить:СО СТИХИЕЙ ШУТИТЬ НЕЛЬЗЯ!!!

    ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

    1)С.В. Дорожко, В.Т. Пустовит, Г.И. Морзак, В.Ф. Мурашко «Защита населения и объектов в Ч.С. Радиационная безопасность».

    2)В.Ю. Микрюков «Обеспечение безопасности жизнедеятельности».

    3)Э.А. Шершер «Тайна гибели Гагарина. Почему падают самолеты».

    4)У.Лорд «Последняя ночь «Титаника».

    5) Лев Скрягин « Гибель «Титаника».

    Обучение упражнениям со спасательными веревками по самоспасанию и спасанию пострадавших необходимо начинать на высотах не более второго этажа и постепенно переходить на большие высоты. Эти упражнения отрабатываются обязательно со страховкой второй веревкой.

    Перед началом занятия по самоспасанию необходимо проверить прочность конструкции, за которую крепится спасательная веревка, надежность спасательных и страховых веревок. Для этого нужно закрепить веревку за конструкцию здания и распустить ее к основанию башни на всю длину, на нижнем конце веревки повиснуть трём пожарным на 1-2 сек, проверить, нет ли обрывов прядей веревки. Затем проверить прочность поясов и карабинов.

    Перед спуском каждого пожарного командир обязан проверить надежность крепления веревки за конструкцию), положение веревки на карабине, расположение рук на спасательной веревке (не допускать спуск без рукавиц); надежность крепления страховой веревки на проводящем самоспасание (спуск без нее не допускается). Далее следует рассказать правила торможения при быстром спуске по веревке. Кроме того, руководитель обязан проверить правильность вязки спасательной петли на пострадавшем и положение веревки на карабин у спасающего.

    Обучение спасанию пострадавших необходимо проводить по стационарным, выдвижным, штурмовым лестницам и автолестницам, использовать комбинированным спуском по штурмовой и выдвижной лестницам.

    Упражнения

    По спасательной веревке вниз

    Пожарный крепит веревку за конструкцию здания (первым или вторым способами), левой рукой накладывая веревку за карабин, открывает замок карабина и закрепленным за конструкцию концом веревки делает два витка против часовой стрелки и закрывает замок карабина. Затем надевает рукавицы, привязанный конец веревки берет в левую руку (ладонью снизу), свободный конец - в правую, становится на подоконник (карниз крыши) так, чтобы закрепленный конец остался с левой стороны. Не выпуская из рук веревки, осторожно сходит с подоконника дальше плавно без рывков спускается по спасательной веревке вниз. Для уменьшения скорости спуска веревку прижимают правой рукой к себе. — Во время спуска пожарный ставит ноги на стену, отталкиваясь от нее ногами, проскакивает оконные проемы или обходит их сбоку; корпус держит прямо, руки вытянуты в стороны. Приземляясь встает носками на землю, сгибая ноги в коленях. Окончание спуска подтверждает словом «Есть», после освобождения веревки из карабина сообщает об этом словом «Готово».

    Если веревка находится на значительном расстоянии от стены и ноги пожарного не достают ее, то следует применить свободный спуск, при котором ноги следует держать опущенными к земле.

    Для спасания пострадавших с этажей, назначается расчет из трех человек. Спасание выполняется по команде «Для спасания пострадавшего через окно-марш» пожарный № 1 вяжет спасательную петлю, надевает ее на спасаемого, оставляя веревку за спиной, наматывает конец веревки, идущей к петле, на карабин (так же как и при самоспасании), пропускает другой конец сзади вокруг своего пояса и удерживает его рукой у правого бока, левой рукой берет конец веревки, идущей к спасаемому.

    Страховщик пожарный № 2 обвязывает конец второй веревки вокруг талии спасаемого, закрепляет узел, наматывает веревку на карабин, сажает спасаемого на подоконник и в случае необходимости помогает пожарному № 1 спускать спасаемого.

    Пожарный № 1, опираясь ступней левой ноги о стену У подоконника, осторожно опускает спасаемого вниз.

    Пожарный №3 принимает спасаемого на земле спуска, подтверждает окончание спуска словом «Есть», снимает петлю и сообщает «Готово», после чего пожарный № 1 и страховщик пожарный № 2 поднимают веревки.

    Для отработки упражнений по спасанию пострадавших из окон, с балконов и крыш, с применением стационарных, выдвижных, штурмовых лестниц и автолестниц назначается расчет из двух пожарных и пострадавшего.

    Для спасания пострадавшего по стационарной лестнице

    Если пострадавшего спасают по наружной стационарной лестнице, к основанию ее приставляется лестница-палка по команде «Для спасания пострадавшего по наружной стационарной лестнице-марш» пожарный № 1 вяжет спасательную петлю и страхует пострадавшего при помощи веревки. Пострадавший самостоятельно переходит на наружную стационарную лестницу, спускается по ней, переходит на лестницу-палку и спускается на землю. Пожарный № 2 следит за действиями пострадавшего, встречает пострадавшего на земле и снимает с него спасательную веревку.

    Для отработки упражнений по спасанию пострадавших из верхних этажей коленчатым автоподъемнику назначается расчеты водитель, оператор, пожарный и два пострадавших. По команде «Для спасания двух пострадавших коленчатым автоподъемником-марш» водитель подъезжает к зданию и устанавливает коленчатый автоподъемник люлькой к окну, из которого должно быть произведено спасание пострадавших. Оператор, находясь в люльке, поднимает ее к окну и останавливает на 0,5 м поручнями выше подоконника, оказывает помощь пострадавшим, которые, держась за поручни, переходят с подоконника в люльку. Затем оператор с пострадавшими опускает люльку к земле. Пожарный принимает пострадавших.

    Отработка упражнений по спасанию пострадавших из верхних этажей автолестницей АЛ-45 производится при помощи лифта расчетом в составе: водителя-оператора, двух пожарных и трех пострадавших. Оператор поднимает кабину лифта с пожарным до окна. Пожарный открывает дверцу кабины, пострадавшие переходят с подоконника в кабину, пожарный закрывает кабину и подает сигнал водителю-оператору на спуск кабины. Водитель-оператор опускает лифт на платформу автолестницы, где второй пожарный выводит пострадавших из кабины.

    Вязка спасательных петель без надевания и с надеванием на пострадавшего. Двойная спасательная петля применяется для спасания пострадавших и их страховки при спасании по стационарным, переносным и автолестницам, когда спасаемый может передвигаться сам. Исходное положение: пожарный находится от спасаемого на расстоянии 1 м. Веревка уложена в чехол, лямка чехла перекинута через плечо пожарного.

    Двойная спасательная петля

    По команде «Двойную спасательную петлю - связать!» пожарный снимает чехол, достает из центра смотанной в клубок веревки конец, делает три отмера в правую сторону на длину разведенных рук, складывает отмеренную веревку вдвое, а затем вчетверо. Концы веревки и одинарную петлю держит в левой руке, а двойную петлю в - правой. Затем кладет петли веревки, удерживаемые в правой руке на предплечье левой руки, пропускает правую руку с внешней стороны в петлю, образуемую концами веревок, удерживаемых в левой руке, и петлями, перекинутыми через левую руку, берет правой рукой свисающие петли и потянув их обратно затягивает узел. Получается три петли. Пожарный надевает 2 петли на ноги (по одной на каждую), а третью - на шею спасаемого, коротким концом обвязывает спасаемого по талии и фиксирует четыре веревки, находящиеся над центральным узлом и под ним, узлами. Пожарные выполняют упражнение в крагах. Веревку держат снизу, за спиной.

    По команде «Спасательную петлю - развязать!» действия пожарных производятся в порядке, обратном порядку вязки двойной спасательной петли. Вязка петель для подъема пожарно-технического оборудования. Пожарный с веревкой в чехле, одетом через плечо, находится на этаже (крыше) здания.

    По команде «Спасательную веревку (указывается место сброса) - размотать!» пожарный достает веревку из чехла, вынимает из середины клубка конец веревки, закрепляет его за конструкцию и удерживая его в руке, сбрасывает веревку вниз.

    Узел для подъема рукавной линии со стволом или инструментом

    По команде «Узел для подъема рукавной линии со стволом (шанцевого инструмента) на крышу (или на какой-то этаж) - связать!» пожарный, находящийся внизу здания у пожарных рукавов с присоединенным стволом, берет левой рукой короткий, а правой рукой (ладонью вверх) - длинный конец веревки на расстоянии от левой руки примерно 25 см, делают петлю и перекладывает ее в левую руку. Вторично берет веревку правой рукой на расстоянии примерно 25 см, делает петлю и перекладывает ее на первую петлю. Надевает обе петли па рукав у соединительной головки ствола (острия лома) и затягивает их в узел. Затем протягивает длинный конец веревки вдоль ствола к спуску (лома - к кольцу), делает петлю и затягивает ее длинным концом веревки. Докладывает: «Готово! Выбирай!». На шанцевом инструменте двойная петля закрепляется под широкой частью, а одинарная - на противоположном конце.

    По команде «Узел - развязать!» пожарный ослабляет длинный конец веревки и снимает петлю со ствола (лома, багра, лопаты), затем ослабляет узел и снимает веревку со ствола (лома, багра, лопаты).

    Охрана труда

    Перед началом занятий по самоспасанию необходимо проверить прочность конструкции, за которую крепится спасательная верёвка, надёжность спасательных и страховых верёвок. Для этого нужно закрепить спасательную верёвку за конструкцию здания и распустить её к основанию башни на всю длину, на нижнем конце верёвки повиснуть трём пожарным. Затем наружным осмотром проверить, нет ли обрывов нитей верёвки, прочность поясов и карабинов (для этого отделение надо построить в две шеренги лицом друг к другу, соединив карабины между собой, после чего пожарные начинают тянуть в противоположные стороны).

    Перед спуском каждого пожарного командир обязан проверить, правильно ли и прочно завязан узел, положение верёвки на карабине, длину верёвки, расположение рук на спасательной верёвке (не допускать спуск без рукавиц) ; надёжность страховой верёвке (спуск без неё допускается).

    При спасении пострадавшего меры безопасности те же, что и при самоспасении, только руководитель занятия обязан проверить правильность и прочность завязанной спасательной петли на пострадавшем, правильность положения верёвки на карабине у спасающего и упора левой ноги в подоконник.

    При спасании людей на пожаре (аварии, стихийном бедствии и т. п.) руководитель тушения пожара обязан определить порядок и способы спасания людей в зависимости от обстановки и состояния людей, которым необходимо оказать помощь. Работы по спасанию проводятся быстро, но с соблюдением предосторожностей, чтобы не были причинены повреждения спасаемым людям. Меры безопасности при этом регламентируются охраной труда.

    Запрещается использование для спасания и самоспасания мокрых или имеющих большую влажность спасательных веревок, а также веревок, не состоящих в боевом расчете.

    Спасание или самоспасание можно начинать, только убедившись, что длина веревки обеспечивает полный спуск на землю (балкон и т.п.), спасательная петля надежно закреплена на спасаемом (при самоспасании — за конструкцию здания), а спасательная веревка правильно намотана на карабин. Самоспасание и спасание производятся личным составом в рукавицах, во избежание получения травм рук.

    Литература:

    1. Пожарно- строевая подготовка спасателей-пожарных — Теребнев В.В. Грачев В.А. Шехов Д.А. Калан, 2008 г.
    2. Приказ № 3 от 09.01.2013г. «Об утверждении Правил проведения личным составом федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы аварийно-спасательных работ при тушении пожаров с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения в непригодной для дыхания среде».

    Предисловие переводчика

    Ниже представлен перевод статьи Шеннона Дэвиса и Джулии Эллисон, которую они назвали «Берегите себя! Инструкция по самоспасению». Особенность статьи: подробные пошаговые дествия с учётом мелочей, в которых, как известно, кроется дьявол.
    Начинается инструкция с пошагового описания вязания узлов и заканчивается приёмом переноса верёвки из своего страховочного устройства в жёстко закреплённое состояние на станции. Инструкцию по вязанию любимых узлов читателей Риска можно было бы не публиковать, но из песни, то есть из статьи, слов не выкинешь.

    Берегите себя! Инструкция по самоспасению

    Вы страхуете напарника, лидирующего на шестой верёвке маршрута категории 5.8 в Каскадных горах, до конца которого осталось две простые верёвки. Это ваш удачный день, силы и психической энергии у вас выше крыши. Вас больше всего беспокоит, сохранится ли холодным напиток в рюкзаке до момента празднования на вершине, как вдруг вы слышите пронзительный крик. После мгновения неподвижности вас рвануло в направлении станции. «Ты в порядке», – что есть силы кричите вверх своему напарнику, но в ответ ничего не слышите кроме порывов ветра. Только сейчас вы заметили приближающийся грозовой фронт.

    Итак, что теперь?

    Альпинизм опасен. Но это часть забавы, не так ли? Мы изучаем много стандартных действий для управления риском и предотвращения плохих событий: Дважды проверить узлы! Взять фонарик! Держи всё под контролем! Но когда-нибудь задница может оказаться сильнее удачи, и вы столкнетесь со страшной и опасной ситуацией. Обладаете ли вы навыками, чтобы вернуться с напарником живыми? В этой публикации мы сосредоточились на развитии вашей способности полагаться на себя.
    В качестве первого щага изучите эти основы приёмов самоспасения, поймите их использование и знайте, как приспособить их к любой ситуации, в которую вы попали. Мы работали со спасательной службой Скалистых Гор и другими SAR экспертами, чтобы выделить пять базовых приёмов и три важные системы действий, в которых вы их будете использовать. Продолжайте читать, чтобы постичть технические приёмы и информацию, которые могут спасти вашу жизнь или жизнь напарника.

    5 основных элементов

    Следующие пять простых элементов имеют широкое разнообразие применений от помощи на восхождении до самоспасения. Изучите, как делать их быстро и эффективно, и у вас будут строительные блоки, чтобы соорудить намного более сложные восходительские конструкции.

    1.Узел Прусика.
    Это фрикционный захват, который позволяет петле, связанной из шнура, зафиксироваться на основной верёвке и выдерживать большую нагрузку вверх или вниз. Прусики универсальны, их легко завязывать, для них требуется минимум лёгкого снаряжения – всего 7-милиметровый шнур длиной с ваш рост.

    Применения: перенос страховки, пропускание узла, подъём/спуск по верёвке, подстраховка на дюльфере, для натягивания верёвки, при спасении из ледовой трещины.


    Рис.1. Конец петли связанного шнура обернуть вокруг верёвки, проходя им через петлю другого конца шнура.
    Рис.2. Оберните ещё два раза, чтобы всего было три оборота.
    Рис.3. Потяните за свободный конец шнура, чтобы витки затянулись на верёвке. Выровняйте схватывающий, аккуратно уложив витки один рядом с другим; ничего не должно перекрещиваться, должно быть шесть колец в ряд. В идеале узел, связывающий шнур в петлю (встречная восьмёрка или грейпвайн), должен находиться возле обхвата прусика, таким образом он не будет мешать при использовании конца петли.

    2.Фламандский узел.
    Так же известный как «восьмёрка», этот узел превосходен для того, чтобы быстро превратить отрезок шнура в замкнутый контур.

    Применение: создание спасательной петли из шнура, прусик для способа грудь/нога, связывания двух верёвок.


    Рис.4. Завяжите восьмёрку на конце шнура, как будто вы привязываетесь к концу верёвки. Другим концом шнура начните там, где первый конец шнура выходит из узла, и пройдите им в обратную сторону весь путь по восьмёрке.
    Рис.5. Когда вы всё сделаете, концы шнура должны торчать в разные стороны, узел должен быть затянут без пересечений.

    3. Узел УИАА (петля Мюнтера)

    Каждый альпинист должен знать узел УИАА. Закрепленный в карабине, он может использоваться в качестве страховочного устройства, спуска, дюльфера.

    Применение: перенос страховки, пропускания узла, для связывания альпинистов, спуск, дюльферяние.


    Рис.6. Вщелкните верёвку в карабин.
    Рис.7. Сверните верёвку петлёй над карабином, как показано.
    Рис.8. Вщелкните петлю в карабин, закрутите муфту.

    4. Узел УИАА с рифовым узлом сверху (Munter-Mule-Overhand).

    Это ключевой узел для освобождения рук на страховке. Это означает, что вы привязали своего напарника так, что можете убрать руки от страховочного конца верёвки. Он производный от узла УИАА. Таким образом, правильно завязанный узел УИАА является первым шагом.

    Применение: закрепление сорвавшегося напарника, перенос страховки, пропускание узла.


    Рис.9. Возьмите страховочный конец узла УИАА, вытяните его выше карабина и заведите за нагруженный конец верёвки. Сверните в виде петли часть верёвки, которая ближе к карабину, а вторую часть вытяните приблизительно на 20см тоже в виде петли (на рисунке правильная петля).
    Рис.10. Оберните более длинную петлю вокруг нагруженного конца верёвки и протолкните через противоположную петлю. Туго натяните более длинную петлю, помня, что новый узел должен быть только выше узла УИАА. Эта комбинация называется узел УИАА с рифовым узлом сверху.
    Рис.11. Чтобы закончить узел, завяжите контрольный. Снова оберните более длинную петлю вокруг верёвки и пропустите конец петли контрольного узла в направлении нагрузки верёвки. Этот верхний узел должен располагаться почти на верхушке рифового.

    5. Рифовый на страховочном устройстве.

    Это то же самый узел, но завязанный выше страховочного стакана. Начальные шаги этого способа вязания узла немного отличны, потому что страховочный конец не проходит через карабин, как в случае с узлом УИАА. Важно изучить этот метод, так как большинство альпинистов пользуются страховочным устройством, а не узлом УИАА. Несмотря на то, что вы связаны, жизненно важно держать нагруженный конец верёвки резко изогнутым в страховочном устройстве. Это гарантирует надёжную страховку для альпиниста.

    Применение: закрепление сорвавшегося, перенос страховки, пропускание узла.


    Рис.12. Протяните сложенный вдвое свободный конец верёвки через закрытый страховочный карабин. Длина петли должна быть около 60см.
    Рис.13. Заведите петлю за верёвку и скрутите на ней петельку вполоборота (на рисунке показано скручивание в правую сторону)
    Рис.14. Проденьте не скрученную часть петли через эту новую петлю и туго её затяните.


    Рис.15. Теперь оберните конец петли вокруг нагруженной верёвки.
    Рис.16. В получившийся круг проденьте вверх конец петли, чтобы завязать вверху контрольный узел.
    Рис.17. Обратите внимание, как близко от рифового узла находится контрольный.

    Области применения: 3 технических приёма.

    Следующие три технических приёма (подъём по верёвке, пропускание узла, перенос страховки) являются основой самоспасения. Тренируйте дома до автоматизма. Потом тренируйтесь ещё больше. Мы не охватываем множество сценариев, которые могут произойти с вашим участием, а даём навыки для широкого применения.
    Многие технические приёмы, описанные в этой статье, были позаимствованы из книги «Самоспасение в альпинизме: импровизированные решения в серьёзных ситуациях», Энди Тайсон и Молли Лумис.

    Область применения 1: подъём по верёвке (основные навыки, которые потребуются: узлы прусик и восьмёрка)

    Передвижение вверх и вниз по закреплённой верёвке является жизненно важным навыком и может быть востребован во многих случаях: от вылезания из трещины и преодоления карниза до сдёргивания застрявшей дюльферной верёвки и оказания помощи травмированному напарнику. Тренируйте эти навыки, чтобы делать их чётче, быстрее, эффективнее, тогда вы не будете тратить много энергии в случае аварии.


    Рис.18. Вам понадобятся два отрезка шнура и два карабина, чтобы сделать две петли для прусиков: одна для талии, другая для ноги. Шнур для талии должен быть на 15см больше вашего роста. Свяжите концы встречной восьмёркой (А). Для ножного прусика понадобится шнур длиной в два ваших роста. На одном конце завяжите восьмёрку с длиной петли достаточной только для вщёлкивания в карабин на беседке (B). На другом конце завяжите восьмёрку с петлёй 15-20см длины; эта петля будет стременем для ноги (С). На середине шнура завяжите восьмёрку с петлёй 25см длины, которая будет находиться приблизительно на уровне бедра (D). Заметьте: примерно так выглядит конструкция, когда все измерено должным образом, но вы должны будете выщелкнуть её из беседки и снять с ноги, чтобы быть готовым к следующему шагу: закреплению её на верёвке.


    Рис.19. Привяжите к верёвке узлами прусика ножную и беседочную петли. (Если используется сдвоенная верёвка, то убедитесь, что они обе охвачены прусиками). Заметьте, что беседочный прусик (Е) находится выше ножного (F). Вщелкните страховочный конец ножного прусика в карабин на страховочной петле беседки (G). Вставьте ногу в стремя (H). Продвиньте беседочный прусик вверх по верёвке, чтобы он натянулся. Немного расслабьтесь и нагрузите своим весом беседочный прусик, затем продвиньте ножной прусик как можно выше, но так, чтобы вы могли на нём встать (I).


    Рис.20. Выжмитесь вверх на ноге в стремени (J) так, чтобы тело двигалось вертикально. Для этого помогите себе руками, взявшись за верёвку выше обоих прусиков (K). Теперь ножной прусик нагружен, и беседочный прусик (L) можно опять передвинуть вверх. Нагрузите беседочный прусик, потом повторите последовательность, поочерёдно нагружая каждый прусик и продвигая их вверх по верёвке. При спуске по верёвке последовательность обратная.

    Область применения 2: пропускание узла (основные навыки, которые потребуются: узел УИАА, рифовый узел, узел восьмёрка, узел прусик)

    Этот технический приём вступает в игру, когда узел, связывающий две верёвки, надо переместить с одной стороны препятствия (страховочное устройство, узел УИАА, прусик) на другую. Например, вам может понадобится спустить альпиниста на более чем одну полную верёвку с помощью двух или более связанных верёвок. Показанный здесь способ позволяет переместить узел мимо вашего страховочного устройства или другого препятствия, даже когда верёвки нагружены тяжёлым альпинистом.

    Замечание: Здесь описан метод спуска человека, когда страховочное устройство закреплено на станции или крюке, но этот же приём можно применить в любой ситуации, когда необходимо пропустить узел. Для наглядности система проиллюстрирована без нагрузки.


    Рис.21. Когда узел находится на расстоянии 30 см от страховочного устройства, освободите руки, завязав рифовый узел на страховочном устройстве. Вместо контрольного узла вщелкните в карабин петлю, направленную вниз к спускаемому альпинисту.
    Рис.22. Завяжите прусик ниже контрольного карабина на нагруженном конце верёвки (А). Вщелкните другой карабин на той же стороне станционной петли и присоедините к нему конец петли прусика узлом УИАА с рифовым (В). Сдвиньте прусик вниз, чтобы натянуть; теперь ваша система подстрахована. На веревке со стороны узла, который надо пропустить (С), завяжите за ним узел УИАА с рифовым на карабине, вщёлкнутом в станционную петлю.


    Рис.23. Снимите ваше страховочное устройство (D), так как шнур прусика примет на себя нагрузку. Развяжите рифовый узел на шнуре и используйте узел УИАА (E) для медленного переноса нагрузки на новую страховочную систему: узел УИАА, завязанный за пропускаемым узлом (F).
    Рис.24. Окончательно снимите шнур (G) и развяжите рифовый узел на новой страховочной системе. Узел прошёл, и вы можете продолжать спуск альпиниста на узле УИАА (H).

    Область применения 3: Перенос страховки (основные навыки, которые потребуются: узел УИАА, рифовый узел, узлы восьмёрка и прусик)

    Если ваш напарник получил травму, двигаясь с нижней или верхней страховкой, то для помощи ему или ей вам может понадобиться перейти в позицию, в которой нет необходимости страховать. Пусть вас не пугает, насколько сложно выглядит эта система на первый взгляд. Вы будете использовать простые основные навыки, описанные на предыдущих страницах, и применять их в логическом порядке, чтобы освободить себя от нагрузки страховкой и, таким образом, получить возможность помочь обездвиженному напарнику. Перенос страховки является первым шагом во многих сценариях спасения, и доведение его до автоматизма делает вас многократно более компетентным альпинистом и напарником.

    Примечание: Несмотря на то, что в следующих действиях описываемого приёма страховка лидера осуществляется динамическим страховочным устройством, этот способ может быть применён и к другим вариантам страховки. Также предполагается, что у вас есть страховка от рывка вверх.


    Рис.25. Первый шаг переноса страховки – освободить руки. На страховочном устройстве завяжите рифовый узел с контрольным (А). Теперь вам надо закрепить страховочную верёвку непосредственно на станции. Сделайте замкнутую петлю из длинного шнура и привяжите её к верёвке узлом прусик (В). Другой конец шнура закрепите на станции узлом УИАА с рифовым. Для этого добавьте карабин на станцию, завяжите на нём свободным концом шнура узел УИАА и выберите все слабины прусика. Переведите узел УИАА в спусковую позицию, потянув за нагрузочный конец так, чтобы узел провернулся в карабине. Потом завяжите рифовый узел (С). Теперь продвиньте прусик по верёвке, чтобы не было слабины в системе (D), но чтобы прусик был в пределах досягаемости.


    Рис.26. Вес пострадавшего надо перенести со страхующего на шнур. Развяжите рифовый узел на страховочном устройстве и медленно выдавайте слабину (Е) до тех пор, пока натянувшийся шнур не станет удерживать верёвку (F).
    Рис.27. Вщелкните ещё один карабин на станцию и завяжите на нём узел УИАА (G) концом страховочной верёвки, выходящим из страховочного устройства. Выберите большую часть слабины, но оставьте её достаточно между собой и новым узлом УИАА, чтобы снять страховочное устройство.
    Рис.28. Имея надёжный тормоз на верёвке в виде узла УИАА, снимите с верёвки страховочное устройство и выберите остальную слабину. Над узлом УИАА завяжите рифовый (H).

    Прорываться сквозь пожар - дело очень рискованное. Но иногда неизбежное. Прибегать к нему можно только тогда, когда вы установили размеры и расположение очагов пожара - глубину, ширину и какие помещения он успел «занять». И четко знаете, что у вас в прямом и переносном смыслах «хватит дыхания» проскочить огонь и что помощи вам ждать не приходится. (Например, когда пожар застал вас в глухом, без окон, помещении.)

    При прорыве сквозь горящие помещения необходимо избавиться от горючей и плавящейся синтетической одежды, заменив ее на естественного происхождения шерстяную или хлопчатобумажную, которой будет чем больше - тем лучше. Свитер? И свитер хорош, хоть не по сезону. И зимнее пальто тоже. Шею обмотать шарфом или полотенцем. На голову надеть меховую шапку - и «уши», как в сильный мороз, опустить.
    Надо стремиться защитить как можно большую площадь кожи. Как можно большими слоями одежды.
    Затем облиться сверху водой, да побольше, побольше, не жалейте. Накрыться с головой мокрым покрывалом, пальто, плащом, куском плотной хлопчатобумажной ткани. Защитить дыхательные пути мокрой тканью. Если у вас под рукой оказался противогаз - особо на него не надейтесь; от угарных газов он без специальной гепколитовой фильтрующей коробки, имеющей серый цвет, не защищает.
    Подготовившись, еще раз в деталях вспомните предстоящий вам путь. Максимально восстановите дыхание и, сделав полный вдох, открывайте дверь. Да не рывком, а плавно и медленно, чтобы избежать вспышки пламени, вызванной резким притоком свежего воздуха. И не стоя в полный рост, а приспустившись на одно колено, боком, прикрываясь дверью от возможных выплесков языков пламени и жара. Еще лучше действовать не рукой, а какой нибудь палкой, на всякий случай встав сбоку от проема.
    И не забудьте прикрыть за собой дверь. Нет, это не жест вежливости, это способ перекрыть кислород огню, лишить его подпитки от сквозняков.
    Небольшие комнаты можно пробегать быстро, на одном дыхании. Вернее, задержав дыхание.
    В сильно задымленном помещении следует двигаться пригнувшись или даже на коленях. Лучше всего на коленях, наклоняя лицо к полу, так как там концентрация дыма наименьшая. При этом вы должны быть уверены, что на преодоление горящего помещения хватит нескольких десятков секунд. В противном случае подобные «проскоки» становятся чрезвычайно опасны, так как рано или поздно вам захочется вздохнуть полной грудью.
    Если вы начинаете задыхаться - ложитесь на пол и ползите!

    Почувствовав, что на вас загорелась одежда, - не вздумайте бежать! От противника, сидящего на ваших плечах, убежать все равно невозможно. Бег только усилит интенсивность горения, раздует пламя. Лучше всего сбросить одежду, а если это невозможно - упасть на пол и, перекатываясь, сбить пламя. Еще надежней накрыть горящую поверхность куском плотной ткани, пальто, плащом и, плотно прижав, дождаться, пока огонь потухнет.
    Именно так вы должны действовать, оказывая помощь горящему человеку, - повалить его, облить водой или сбить пламя тканью. Только не надо закрывать его с головой, чтобы горячий воздух не обжег ему дыхательные пути!

    Одна из наиболее экстремальных пожарных ситуаций - это когда вы заперты огнем в комнате, расположенной на одном из верхних этажей здания. Лестничная клетка или гостиничный коридор - в огне, прыгнуть вниз с семиэтажной высоты - значит гарантированно разбиться. Что делать?
    В первую очередь, пока еще идет вода, открыть все краны и, взяв ведро или другую подобную емкость (горшок из под цветка, кинескоп разбитого телевизора и пр.), в крайнем случае - хорошо промокшую ткань, смочить с двух сторон входную дверь и близкие к ней стены. Щели между косяком и дверью, и особенно дверью и полом, загерметизируйте с помощью любого, желательно плохо горящего материала. Саму дверь завесьте сверху донизу одним, а лучше двумя мокрыми одеялами или другой тканью. Таким же образом заделайте вентиляционные отверстия, по которым также может распространяться дым. Облейте водой пол. После этого можно открыть окно, в которое выкинуть все легковоспламеняющиеся и особенно синтетические вещи. Если окно растворить раньше, до того как заделаете дверь, оно потянет к себе огонь.
    Сами смочите одежду, поставьте рядом с собой запас воды и мокрых тряпок, защитите влажной тканью нос и рот и устройтесь где нибудь вблизи окна, чтобы прибывшие пожарные легко могли заметить вас с земли. Для привлечения внимания размахивайте какой нибудь тряпкой.
    Дышать можно через небольшую щель, слегка приоткрыв окно.
    Более безопасно укрываться в лоджиях и на балконах, так как у вас появляется дополнительный рубеж обороны - балконная дверь. Застекленные балконы являются отстойниками дыма, поэтому при его появлении лучше выбить несколько стекол. Еще и потому, что на балконе вас плохо видно.

    Как бы вам ни было жарко и страшно, как бы вы ни задыхались - не вздумайте прыгать вниз. Прыжки из окон и с балконов, расположенных выше четвертого этажа, в половине случаев заканчиваются смертельным исходом. Сидите до победного конца. Пожар не конец света, кто нибудь рано или поздно вас спасет. Если пожар серьезный, к нему со всех сторон подтягиваются все новые и новые пожарные машины. Дойдет очередь и до вас. К сожалению, страх и паника очень часто толкают людей на безрассудные поступки, толкают вниз. Отчего они и погибают.
    По мере наступления огня смещайтесь дальше на подоконник. Если вы боитесь упасть, потеряв от дыма сознание, подвяжитесь к перилам балкона, случайному выступу на внешней стороне стены какой нибудь веревкой, в крайнем случае к батарее центрального отопления в комнате.

    Использовать для этих целей ручки оконной рамы, саму раму или мебель не стоит, так как они могут загореться и разрушиться.
    Веревки из искусственного волокна лучше не брать - они под воздействием огня быстро плавятся и рвутся. Лучше тонкая «хэбэшная» веревка, чем самый толстый синтетический канат. В крайнем случае используйте свернутую жгутом простынку, штору. При этом чем плотнее вы ее свернете, тем дольше она будет сопротивляться огню. Для тех же целей можно использовать антенный кабель, провод, вырванный из электроприбора или стены.

    Прыгать из окон допустимо только в самом крайнем случае и только с нижних этажей. При этом из окна надо не выпрыгивать абы как, а сесть на подоконник, спустить вниз ноги, развернуться лицом к стене, зацепиться за подоконник, повиснуть на вытянутых руках и спрыгнуть, слегка согнув ноги в коленях.
    Попытки спуска с этажа на этаж допустимы только при условии, что вам угрожает близкая гибель и что вы достаете до нижнего балкона или лоджии ногами (см. рис. 4). Проверить это можно, примерившись к верхнему балкону.
    Очень удобно использовать для спуска подъема на балконы декоративные решетки и рамы остекления. Но лишь при условии, что они капитальные и выдержат ваш вес. Перед тем как встать на них, следует убедиться в надежности крепления решеток к балкону, для чего покачать их.
    Спуск вниз на веревках категорически запрещают все источники. Но если это не случайная веревка, а та, которую вы припасли заранее, - почему бы нет. Мне известен случай, когда офицер отставник во время пожара спас свою, отрезанную огнем от всех выходов, семью. Как раз с помощью заранее приготовленной веревки. Вначале он спустил вниз жену и детей, а потом слез сам. Еще и документы успел прихватить. И деньги!
    Вдохновляющий пример.
    Или другой. В высотных гостиницах некоторых европейских стран в специальном шкафчике хранится веревочная лестница. Именно на этот случай.
    А чем мы хуже?
    Пожарную веревку попросите выбрать для вас кого нибудь из друзей альпинистов, которые знают в них толк. Или посоветуйтесь с продавцом в спортивном магазине, объяснив, для чего она вам нужна. Единственное отличие вашей веревки от альпинистской - она должна быть тугоплавкой! Заодно в том же магазине можно прикупить горную обвязку и самоспуск. Понять их устройство. И немножко потренироваться. Тогда вы сможете спуститься с любой высоты.

    Но начинайте спускаться не раньше, чем когда огонь начнет добираться до окон!
    Наибольшего внимания во время пожара требуют к себе дети. Опыт показывает, что они почти никогда не пытаются спастись от приближающегося огня бегством, предпочитая спрятаться под кровать или шкаф.
    Перед тем как покинуть ставшее опасным помещение, не поленитесь осмотреть подобные детские тайники, не ограничивайтесь поверхностным осмотром, не надейтесь, как это часто делают взрослые, никого не увидев в комнате, что ребенка вывели раньше или он покинул опасную зону сам. Опуститесь на колени и лично исползайте всю комнату, чтобы впоследствии не корить себя всю жизнь за невнимательность.
    В безнадежной ситуации пытайтесь спускать детей вниз, крепко обвязав веревку вокруг груди и подвязав ее же к вытянутым вверх рукам. Но раньше попросите стоящих на асфальте людей набросать внизу побольше мягких вещей или растянуть одеяло.
    Я думаю, вас услышат и вам помогут жильцы, успевшие эвакуироваться, и жители соседних домов…

    03.05.2013 16:39

    Лента новостей

    • 17:32
    • 17:32
    • 15:22
    • 13:12
    • 22:22
    • 22:22
    • 14:03
    • 14:03
    • 21:12
    • 19:33

    © 2024
    artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав