30.06.2020

Основные институты и отрасли буржуазного права. Буржуазное право. Вопросы для размышления и контроля


Буржуазное государство - это аппарат (машина) для поддержания господства одного класса над другим (государство раннего капитализма), для поддержания гражданского согласия, мира, охраны жизни, чести, здоровья личности, защиты прав человека, владеющий монополией на законное насилие (современное государство).

Экономическая основа:

Частная собственность на орудия и средства производства;

Государственная, кооперативная, акционерная и другая собственность;

Экономическое принуждение к труду, рынок свободной продажи рабочей силы, таланта, способностей («от каждого - по способностям, каждому - по труду»);

Свободная конкуренция производителей.

Социальная основа:

Буржуазия,

Рабочий класс;

Крестьянство;

Интеллигенция.

Функции буржуазного государства:

Внутренние:

Охрана частной собственности:

Законодательная;

Судебная;

Контрольно-надзорная;

Идеологическая;

Правоохранительная.

Внешние:

Внешнеполитическая;

Внешнеэкономическая;

Культурная;

Оборонительная;

Захватническая (свойственна на ранней стадии развития буржуазного государства);

Буржуазное право - это возведенная в закон воля буржуазии (на ранних этапах развития капиталистического государства), законопослушных граждан (на современной стадии), поддерживаемая и охраняемая государством.

Основная характеристика:

Закрепляет и охраняет частную собственность как главный институт буржуазного права;

Делится на частное и публичное право;

Формами (источниками) буржуазного права служат обычаи, юридические прецеденты, нормативно-правовые акты, нормативно-правовые договоры, международное право;

Исходит из презумпции естественности прав человека (на современной стадии развития);

Отличается как либерализмом при назначении наказания правонарушителям, так и консерватизмом, определенной жестокостью, приверженностью феодальным правовым традициям;

Защищает свободу совести как один из самых важных институтов свободы человека, гражданина, демократического государства;

Стоит на страже иных гражданских прав и свобод;

Провозглашает верховенство права (современная стадия) в качестве главного принципа правового регулирования.

Социалистическое право и государство (являются переходными элементами при построении коммунизма):

Социалистическое государство - это организация политической власти трудящихся.

Экономическая основа:

Общественная (государственная) и колхозно-кооперативная собственность на орудия и средства производства;

Отношения товарищеской взаимопомощи и сотрудничества свободных от эксплуатации людей.

Социальная основа:

Рабочий класс;

Крестьянство;

Интеллигенция.

Основные функции социалистического государства:

Внутренние:

Охрана общественной и колхозно-кооперативной собственности:

Законодательная;

Исполнительно-распорядительная;

Судебная;

Контрольно-надзорная;

Идеологическая;

Правоохранительная.

Внешние:

Внешнеполитическая;

Внешнеэкономическая;

Культурная;

Оборонительная;

Поддержание мирового правопорядка (по линии ООН), оказание гуманитарной помощи другим государствам и т. п.

Социалистическое право - это система установленных или санкционированных государством и обеспечиваемых мерами убеждения и принуждения правил поведения, выражающих волю всего народа в целях построения социализма и коммунизма.

Основная характеристика:

Выражает волю всего народа;

Закрепляет и охраняет общественную собственность как главный институт права;

Доминирование публичного права;

Формами (источниками) социалистического права служат нормативно-правовые акты;

Является инструментом для построения коммунистического общества.

Классификация исторических типов государства и права:

1. Формационный подход (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др.):

Исторический тип государства и права - это совокупность наиболее существенных признаков, свойственным государственным и правовым системам единой общественно-экономической формации.

Истории человечества известны следующиеобщественно-экономические формации:

Первобытнообщинная;

Рабовладельческая;

Феодальная;

Буржуазная;

Социалистическая (социальная).

Общественно-экономической формации свойственны:

Определенный тип производственных отношений и производительных сил;

Определенная социальная структура;

Определенный тип общественного сознания, культуры.

Существует четыре исторических типа государства и права:

Рабовладельческий (азиатский и европейский);

Феодальный (азиатский и европейский);

Буржуазный;

Социалистический (социальный).

Историческим типам государства и права свойственны:

1. С точки зрения формационного подхода:

- свой экономический базис;

Своя классовая сущность;

Свое социальное назначение;

Свой тип общественного сознания, правовой культуры;

Своя надстройка (политическая, правовая и т. д.).

Тем не менее неоспоримым является тот факт, что в формационном подходе очень много истины, поскольку его основой является исторический подход к смене различных типов государственности и внимание к социально-экономическим факторам, а экономический базис и социальные классы существенно влияют на структуру общества и характер его политической надстройки, в которую входят государство и право.

По мнению сторонников цивилизационного подхода, недостатки формационного подхода заключаются в следующем:

Многие народы не проходили в своем развитии через все и даже через большинство формаций;

Большинство процессов политического, духовного, идейного, культурного порядка не могут быть без искажений и упрощений объяснены с чисто экономических позиций;

Последовательное применение формационного подхода неизбежно отодвигает на задний план роль человеческого фактора, человеческого фактора, человеческую деятельность;

Недостаточное внимание уделяется своеобразию, уникальности, неповторимости отдельных обществ и народов.

Характеристика цивилизационных подходов к типологии государства.

2. Цивилизационные подходы (У. Ростоу, А. Тойнби и др.)

Исторический тип государства и права - относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью культурных, экономических, географических, религиозных, психологических и других факторов.

Классификация цивилизационных подходов:

1. В зависимости от исторического и культурного развития общества:

Крестьянские (доиндустриальные);

Промышленные (индустриальные);

Научно-технические (постиндустриальные).

2. По характеру цивилизаций:

Восточные;

Западные;

Смешанные.

3. По совокупности религиозных, психологических, культурных, географических и других признаков:

Египетская;

Китайская;

Православная;

Арабская др. (всего 23).

4. По правовому положению индивида в государстве:

Древневосточная;

Древнегреческая;

Средневековая;

Современная.

С точки зрения цивилизационного подхода:

Несовпадение понятий «цивилизация», «культура» с определенной общественно-экономической формацией, господствующим политическим режимом;

Культура общества имеет собственные периоды жизни, взаимодействующие, но не всегда совпадающие с периодами жизни конкретного государства.

Суть цивилизационного подхода к типологии государств состоит в том, что в качестве критерия типологии государств выступают "цивилизации" и такие их признаки, как культура, религия, технология и т.д. Выделяют традиционно двух авторов этого подхода: Арнольда Джозефа Тойнби и Питирима Сорокина.

Существуют самые разные основания для классификации цивилизаций: хронологические, генетические, пространственные, религиозные и т.д.

В соответствии с периодами исторического развития различают цивилизации:

Древние (древнеегипетская, шумерская и др.);

Особенные (индийская, западноевропейская, православная и др.);

Современные.

По характеру организации государственно-политических институтов цивилизации делят на:

Первичные, в которых государство существовало как политико-религиозный комплекс, обожествляющий правителей (ассиро-вавилонская, шумерская, древнеегипетская и др.);

Вторичные, в которых отчетливо проявляется различие между государственной властью и культурно-религиозным комплексом (западноевропейская, североамериканская, латиноамериканская и др.).

Формационный и цивилизационный подходы к типологии государства часто противопоставляют друг другу. В действительности, они соотносятся не как взаимоотрицающие, а как взаимодополняющие.

При своем последовательном применении ведёт к тому, что становится невозможным взгляд на всемирную историю как единый процесс исторического развития человечества в целом;

Создает возможность полного отрицания единства человеческой истории, изоляции целых народов и обществ;

Сводит к минимуму возможности исследования закономерностей исторического развития человеческого общества.

В свою очередь, сторонники цивилизационного подхода видят его преимущества в том, что он дает возможность решить следующие проблемы:

Позволяет глубоко изучать историю конкретных обществ и народов во всем их многообразии и специфике;

Ориентирует на изучение тех сторон общественной жизни которые обычно выпадают из поля зрения сторонников формационного подхода (ценности, национальные особенности, духовная жизнь, психология и др.);

Ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека.

Таким образом, аргументы и контраргументы, выдвигаемые в споре между сторонниками формационного и цивилизационного подходов, лишний раз доказывают то, что преимущества того и другого подхода носят взаимодополняющий характер, ибо именно их сочетание будет способствовать более глубокому и всестороннему пониманию типологии государств.

Понятие и значение формы государства и ее структура.

Форма государства (ФГ) - это совокупность его внешних признаков, показывающих порядок образования и организацию высших органов государства, территориальное устройство государства, приемы и методы осуществления государственной власти.

Элементы (части) ФГ:

- форма правления (ФП), т. е. организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением;

- форма государственного устройства (ФГУ), т. е. территориальное устройство государства, характер взаимоотношений между его составными частями, а также каждой из них с государством в целом;

- политический режим (ПР) , т. е. совокупность приемов, методов, средств управления страной, осуществления государственной власти.

Таким образом: ФГ = ФП + ФГУ + ПР

Характеристика государств:

1. по форме правления:

Монархии (неограниченные и ограниченные);

Республики (парламентские, президентские, смешанные, партократические (коммунистические, фашистские)).

2. по форме государственного устройства:

Унитарные;

Федеративные;

Конфедеративные;

Имперские.

3. по политическому режиму:

Демократические;

Антидемократические(автократические - самодержавные, абсолютистские, деспотические, тиранические;тоталитарные - фашистские, коммунистические, военно-полицейские, расистско-националистические; аристократические (олигархические) - монархические, режимы «просвещенного абсолютизма» клерикально-феодальные; теократические - христианские, исламские и т. п.)

4. по национальным особенностям:

Государства-нации;

Многонациональные государства.

5. по правовой характеристике:

Правовые государства;

Преступные государства.

Республика как форма государственного правления: понятие и виды.

Республика (лат. res/publica - общественное дело ) - форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Виды республик:

1. Парламентские (англ. parlament - говорить ):

Руководящими исполнительными органами являются и президент и кабинет министров, ответственный перед законодательной ассамблеей;

В основу системы высших органов государства положен принцип верховенства парламента, перед которым правительство несет коллективную ответственность за свою политическую деятельность;

Правительство остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства (в двухпалатных парламентах - большинства нижней палаты). Утратив ее, оно либо уходит в отставку, что означает правительственный кризис, либо распускает парламент и назначает внеочередные парламентские выборы;

Правительство формируется только парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к правящей партии или партийной коалиции;

Формальным признаком парламентской республики (Италия, ФРГ, Португалия, Греция, Ирландия, Исландия, Индия), является наличие должности премьер-министра, являющегося главой правительства и лидером правящей партии или партийной коалиции;

Президент парламентской республики выбирается парламентским путем и осуществляет сугубо номинальные функции;

Правительство подвержено более жесткому контролю со стороны парламента, чем в президентских республиках.

2. Президентские:

Соединение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства (США, Аргентина, Бразилия, Мексика);

Министры ответственны в первую очередь перед президентом, а не парламентом;

Фактическая независимость президента от высшего законодательного органа. Сам способ его избрания (непарламентский) ставит главу государства над парламентом, который лишен конституционных возможностей влиять на исход выборов;

Законодательство многих стран наделяет президента такими полномочиями, которые позволяют ему в определенной степени контролировать деятельность высшего законодательного органа (право роспуска парламента, право вето и др.), брать на себя в экстренных случаях функции парламента.

3. Смешанные:

Смешение признаков парламентской и президентской республик;

Участие президента и парламента в формировании правительства;

Подотчетность правительства президенту и парламенту.

4. Партократические:

Симбиоз партии и государства, который ведет к тоталитаризму;

Партией используется мощь государства для своих целей;

Идеология партии - государственная идеология;

Отрицание и подавление любой оппозиции, инакомыслия;

Подчинение законотворчества партийным догмам;

Имперское строение государства;

Тотальный контроль как метод управления обществом.

Монархия как форма государственного правления: понятие и виды.

Монархия (гр. monarchia – единовластие ) - форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило по наследству.

Виды монархий:

1. Неограниченные:

Свойственны позднему феодализму;

Полное бесправие народа, отсутствие представительных учреждений, сосредоточение всей власти в руках монарха;

Наследственный порядок формирования верховной власти;

Воля монарха - один из источников права («Государство - это я», - формула государства короля ФранцииЛюдовика XIV).

2. Ограниченные (конституционные):

а) дуалистическая монархия - форма правления, при которой монарх сосредоточивает в своих руках исполнительную власть, формирует правительство, ответственное перед ним, а законодательная власть принадлежит парламенту, не подчиненному монарху (Иордания, Марокко, Непал и некоторые другие страны арабского мира).

б) парламентарная монархия:

Политико-правовое отражение полной победы буржуазии над феодалами;

Существует в ряде современных стран (Великобритания, Бельгия,Дания, Швеция, Норвегия,Япония и др.);

Отсутствует какой бы то ни было дуализм;

Власть монарха ограничена во всех сферах государственной власти;

Исполнительная власть осуществляется правительством, которое ответственно перед парламентом;

Участие монарха в образовании правительства чисто символично, его формирует лидер победившей на выборах партии.

в) выборная монархия - разновидность ограниченной монархии, сочетающей в себе элементы монархии и республики (Такая форма существует, например, в Малайзии, где главой государства является монарх, избираемый сроком на 5 лет особым советом, состоящим из правителей монархических штатов, входящих в Малазийскую федерацию).

Нетипичные формы государственного правления: понятие и виды.

Термин ʼʼнетипичнаяʼʼ форма правленияʼʼ отражает процессы сокращения и исчезновения ʼʼчистыхʼʼ форм монархического и республиканского правления. Эти процессы вызваны к жизни теми изменениями, которые произошли в мире в целом и конкретно в каждом обществе. Демократизация, как глобальная тенденция, открыла доступ ранее политически бесправному населœению к процессу принятия решений и изменила механизмы формирования и функционирования органов верховной власти.

· Монархия с республиканскими элементами (ʼʼреспубликанская монархияʼʼ, выборная) - такая монархия имеет главный республиканский признак - систематическую выборность главы государства, однако им не должна быть избран любой гражданин, удовлетворяющий избирательным квалификациям и требованиям для президента͵ а только один из нескольких монархов - правителœей составных частей федерации. Подобная нетрадиционная форма правления имеется в ОАЭ и Малайзии, которые по своему государственному устройству являются федерациями, при этом каждая из составных частей (7 эмиратов ОАЭ) или некоторые составные части государства (9 из 13 штатов Малайзии) представляют из себя наследственные монархии. Глава государства в целом формируется путем выборов между монархами, возглавляющими тот или иной субъект федерации. При этом срок его полномочий чётко оговаривается (в обоих государствах он составляет 5 лет), и по истечении указанного срока полномочий монарх избирается вновь.

· Республика с монархическими элементами (ʼʼмонархическая республикаʼʼ, суперпрезидентская) - в современном мире в условиях тоталитарных систем появились республики, которым свойственен важнейший элемент монархии - несменяемость главы государства. Глава государства в такой республике может формально избираться, может назначаться, но реально народ в формировании главы государства участия не принимает. Кроме того полномочия такого главы государства не ограничены, он является пожизненным правителœем, более того возможна передача власти по наследству. Впервые пожизненным президентом стал Сукарно в Индонезии, затем пожизненный пост стал занимать президент Югославии Тито, в настоящее время встречается в некоторых странах Азии и Африки (КНДР, Туркменистан при Ниязове, Гамбия).

· Теократическая республика (исламская республика) - особая форма республики, где правит мусульманское духовенство, сочетает в себе основные признаки традиционного исламского Халифата и признаки современного республиканского строя. В Иране в соответствии с Конституцией 1979 ᴦ. главой государства является Рахбар - высшее духовное лицо, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ не избирается населœением, а назначается специальным религиозным советом (Совет экспертов), состоящим из влиятельных богословов страны. Исполнительную власть возглавляет избираемый президент, а законодательную - однопалатный парламент (Меджлис). Кандидатура президента͵ а также всœе члены правительства и кандидаты в депутаты Меджлиса утверждаются Советом стражей конституции, который также проверяет законопроекты на соответствие исламскому праву и вправе наложить вето на любое решение Меджлиса.

Форма государственного устройства: понятие и виды.

Формой государственного устройства называют политико-территориальное устройство государства, особенности взаимоотношений между центральной и местной властями. Государство, достигая определенного уровня населения и размера территории, начинает делиться на части, которые имеют свои органы власти. В зависимости от формы государственного устройства выделяют простые и сложные государства.

Унитарное государство (лат. unios единый ) - единое, цельное государство, составные части которого разделены на административно-территориальные единицы.

Признаки унитарного государства:

Территория государства подразделяется на административно-территориальные единицы (области, округа, губернии и т. п.);

Центральная власть (одна конституция, одно правительство и т. д.)

С победой буржуазных революций утверждались новые общественные отношения, из-за этого - буржуазного права. Сохраняя некоторую преемственность с феодальными правовыми системами, буржуазное право формировалось на совершенно новых принципах - единства закона, юридического равенства, законности, свободы.

Буржуазная революция установила единое для всей страны право, НО законы рев. периода касались отдельных вопросов,не составляли законченной системы правовых норм. только после упрочения буржуазии -единые национальные системы права.

В буржуазном обществе огромную роль играет договор . На договорах строятся отношения между предпринимателями, между предпринимателем и рабочим+ семейных отношений. Появляется -Правоспособность определялась сословной принадлежностью. дворяне обладали рядом привилегий, а правоспособность крестьян была ограничена +На объем правоспособности влияла религиозная принадлежность. В колониях существовало рабство. Буржуазные революции уничтожили большинство из перечисленных ограничений и установили юридическое равенство всех граждан.(1)

(2) принцип законности -равные для всех обязанности, равную ответственность перед законом.

(2) свобода- политические свободы(основа общественного строя) Развитие предпринимательства обеспечивается свободой частной собственности, свободой договора.

Каждое государство имеет свою национальную систему права. двум основным группам.

I. континентальные правовые системы, (19-20в) возникшие в Европе под влиянием французского права. характеризует 1. деление права на частное(гражданское, семейное, торговое право) и публичное(конституционное, административное, международное, уголовное, процессуальное. 2. широкое распространение кодификации как материального, так и процессуального права.

II. Англосаксонские правовые системы базируются на общем праве Англии, возникшем на рубеже XI и XII вв.,

НЕТ деления на частное и публичное. НЕТ разграничение материального и процессуального права. В англосаксонских системах структурно не выделены отрасли права, известные в континентальной Европе. Не знают они и кодификации.

Источником права 1. судебный прецедент, который считается обязательным для всех судов при рассмотрении аналогичных дел. 2. обычаи и конституционные соглашения.

Предпосылки и основные этапы Английской революции середины ХVII

Причины Английской буржуазной революции



· противоречия между нарождающимся капиталистическим и старым феодальным укладом;

· недовольство политикой Стюартов;

· противоречия между англиканской церковью и идеологией пуританизма.

силы революции : городские низы и крестьянство главе с новым обуржуазившимся дворянством

Повод революции: роспуск Карлом I «Короткого парламента».

Предпосылки Английской буржуазной революции -экономический и политический кризис 17В.


Экономический кризис :

1. Введение новых пошлин королём без разрешения парламента.

2. Незаконные поборы.

3. Рост цен.

4. Усиление эмиграции.

Политический кризис :

1. Смена правящей династии.

2. Противостояние короля и парламента.

3. Казнокрадство.

4. Роспуск Карлом I парламента.


Основные этапы буржуазной революции

1. Гражданские войны. Смена форм правления (1640-1649).

2. Республиканское правление (1650 – 1653).

3. Военная диктатура – протекторат Кромвеля (1653 -1658).

4. Реставрация монархии (1659 – 1660).

Основные особенности буржуазной револю­ции Английская буржуазия выступила против феодальной мо­нархии, феодального дворянства и господствующей церкви не в союзе с народом, а в союзе с "новым дворянством .

Сохранение крупного землевладения английских ленд­лордов, решение аграрного вопроса без наделения землей крестьянства - основной показатель незавершенности анг­лийской революции в экономической сфере.

со­хранила феодальные учреждения, в том числе сильную ко­ролевскую власть, палату лордов, Тайный совет.

Политические течения

в лагере пуритан окончательно определились три глав­ных течения:

· пресвитериан (правое крыло революции, крупная буржуа­зия)- КОНСТ. МОНАРх. + власть короля

· индепендентов (сред­нее и мелкое дворянство, средние слои городской бур­жуазии);- конст. монарх+ свобода слова, совести

· левеллеров.(ремесленники, крестьяне) - общие права

· дигерны (радикальная часть левеллеров) - отмена частной собственности

Революции XVII-XIX вв. привели не только к политическим изменениям, но и к формированию нового, буржуазного права. Оно развивалось как логическое и прямое продолжение существовавших ранее правовых систем в обществах, построенных на частной собственности. Отрицание положений прежнего феодального права в ходе буржуазных революций и в последующие периоды происходило главным образом в той ее части, которая противоречила интересам нового строя.

Новый взгляд на право проявился в форме оживления естественного права. Европейские народы получили его как часть культурного наследия Античности и выражение нового идеологического течения в рамках рационализма. Оно стало исходным пунктом в радикальном преобразовании западноевропейского правового порядка при помощи законодательства как основного метода.

В буржуазном праве проявился ряд новых качеств:

  • 1) оно рождалось в виде национальных правовых систем. Именно капитализм, ломающий всякие сословные различия, замкнутость отдельных территорий в своих правовых системах, привел к возникновению национального права;
  • 2) в отличие от средневекового права, базирующегося на сословных, коллективистских началах, буржуазное право основывалось на позициях индивидуализма. В его центр была поставлена личность, а не коллектив.

В основу буржуазного права были положены следующие принципы:

  • 1) утверждается принцип юридического равенства сторон лично свободных людей, поскольку оно является предпосылкой заключения любого договора. До буржуазных революций ни в одном государстве равной для всех гражданской правоспособности не было. Она определялась в зависимости от пола, сословной принадлежности. Существовали многочисленные категории лиц, права которых были ограничены. На объем правоспособности влияла религия. В колониях существовало рабство. В Новое время было уничтожено большинство ограничений и установлено юридическое равенство граждан. Однако и в этот период представительные органы (парламенты) формировались на основе цензового избирательного права, выражали интересы зарождавшейся буржуазии. Парламенты образовывались 10-15% граждан, которые были допущены к избирательным урнам;
  • 2) с принципом юридического равенства неразрывно связан принцип законности. Граждане несут равную ответственность перед законом. Их правомерное поведение - одно из проявлений законности;
  • 3) важный принцип буржуазного права - свобода, понимаемая очень широко. Буржуазное государство провозглашает политические свободы как основу своего общественного строя.

Развитие предпринимательства обеспечивается свободой частной собственности, свободой договора.

Принципы равенства, свободы, законности характеризовали буржуазный тип права в целом. Вместе с тем в рамках единого типа буржуазного права каждое государство имело свою национальную систему права с присущими ей особенностями. Сложившиеся в Новое время правовые системы буржуазных государств принято разделять на две группы, романо-германскую и англосаксонскую.

В процессе эволюции буржуазное право отражало следующие характеристики:

  • равенство прав по рождению и субъектов правоотношений в отдельных отраслях права;
  • гуманизацию юридической ответственности;
  • гарантии собственности, свободы, безопасности;
  • сопротивление угнетению;
  • устранение расовых и национальных привилегий;
  • провозглашение мнения народа как источника власти;
  • утверждение закона как выражения общей воли;
  • равную судебную защиту и состязательный открытый характер судебного процесса и др.

Буржуазное право обнаружило тенденцию разделения по отраслям. Главная его отрасль - конституционное право. Эта отрасль была призвана ввести новые принципы государственности, общественного устройства. Общей чертой буржуазного конституционализма является декларативность.

Важнейшая отрасль буржуазного права - гражданское право, призванное капитализировать ключевые аспекты общественных отношений. Главными признаками капитализации стали: главенство института частной собственности, статус физических и юридических лиц, выравнивание прав мужчины и женщины в брачно-семейных, имущественных отношениях, вопросах наследования.

Произошла либерализация уголовного права. Ушли в прошлое принцип массового устрашения, принцип талиона. На смену пришел принцип индивидуальной ответственности и адекватности наказания. Основным наказанием становится лишение свободы как мера исправительного характера. Практически исчезают телесные наказания, резко уменьшается круг преступлений, влекущих смертную казнь.

В Новое время, как справедливо утверждает Н. Рулан,

большой спектакль физического наказания исчезает, - люди избегают

смотреть на терзаемое тело. Стали искать иные решения, по-прежнему

направленные на исправление виновного .

Например, за некоторые виды правонарушений с согласия осужденного назначались общественные работы, стали прибегать к позорящим мерам воздействия. Здесь имелось в виду воздействие лишь на сознание виновного, а не на его тело.

Либерализация права требовала изменения судебной системы. Она поднялась на уровень ветви государственной власти. Формирование судебного корпуса стало основываться на принципе выборности и несменяемости судей. Демократизация буржуазного суда была связана с введением суда присяжных , института апелляции и кассации.

Утверждалось, что само государство в лице своих представителей подчинено действию правовых норм, как и любой гражданин. В случае нарушения гражданином какого-либо правового запрета государство должно в качестве одного из субъектов процесса (обвинителя) доказать перед независимым и подчиненным только праву судом наличие правонарушения и виновность гражданина (обвиняемого) для того, чтобы он был подвергнут судом законному и справедливому наказанию. При этом идея независимости суда от государства подкрепляется правовым институтом присяжных заседателей, наличием гарантий прав обвиняемого при помощи соответствующих конструкций в судопроизводстве.

Типичной формой является состязательная форма процесса. Эта форма с большой последовательностью проведена в построении всех стадий англо-американского процесса. Менее последовательно состязательное начало проведено в судебном процессе на континенте Европы. Здесь утвердилась следственно-состязательная (смешанная) форма. Кроме состязательности, буржуазный тип процесса характеризовался началами устности, гласности , устранением в процессе сословных и религиозных привилегий.

Историческое значение буржуазного государства и права заключается в разрушении старого феодально-патриархального порядка и в определении новой глобальной перспективы развития.

Вопросы для размышления и контроля

  • 1. Что следует считать хронологическим рубежом, отделяющим средневековую историю государства от государства Нового времени?
  • 2. Какие политические перемены сопровождали первые европейские революции?
  • 3. Перечислите отличительные особенности буржуазного государства.
  • 4. Как повлияли европейские буржуазные революции XVII- XVIII вв. на становление национальных правовых систем?
  • 5. Каковы принципы и отличительные особенности буржуазного права?
  • 6. Какие изменения произошли в судоустройстве и судопроизводстве в период Нового времени?
  • 7. Расскажите о путях эволюции буржуазного права.
  • Рулан Норбер. Указ. соч. С. 200.
  • 7. Основные признаки государства, отличающие его от самоуправления доклассового общества.
  • 8. Признаки государства, отличающие его от других организаций современного общества.
  • 9. Причины возникновения права и его отличие от социальных норм первобытнообщинного строя.
  • 10. Критический анализ основных теорий происхождения государства и права.
  • 11. Проблема определения сущности государства в отечественной и зарубежной научной литературе.
  • 12. Понятие и признаки государства.
  • 13. Учение об исторических типах государства: формационный и цивилизационный подходы.
  • 14. Рабовладельческое государство и право.
  • 15. Феодальное государство и право.
  • 16. Буржуазное государство и право.
  • 17. Понятие формы государства.
  • 18. Форма правления: понятие и виды.
  • 19. Монархия как форма государственного правления: понятие и виды.
  • 20. Республика как форма государственного правления: понятие и виды.
  • 21. Форма государственного устройства: понятие и виды.
  • 22. Федерация как форма государственного устройства: основные принципы и виды.
  • 23. Понятие, структура и виды политических режимов.?
  • 24. Понятие и классификация функций государства.
  • 25. Характеристика основных функций современного российского государства.
  • 26. Формы осуществления функций государства.
  • 27. Понятие и основные черты механизма государства.
  • 28. Органы российского государства: понятие, виды и система.
  • 29. Основные принципы организации и деятельности механизма российского государства.
  • 30. Понятие и структура политической системы общества.
  • 31. Место и роль государства в политической системе российского общества.
  • 32. Понятие, классификация и роль общественных объединений в политической системе.
  • 33. Основные формы взаимодействия органов государства и общественных объединений.
  • 34. Соотношение государства и права.
  • 35. Понятие и основные принципы правового государства.
  • 36. Основные проблемы формирования правового государства в России.
  • 37. Понятие, признаки и сущность права.
  • 38. Проблемы правопонимания в зарубежной и отечественной научной литературе.
  • 39. Государство, экономика, политика и право.
  • 40. Принципы права: понятие и классификация.
  • 41. Основные функции права.
  • 42. Понятие и виды социальных норм.
  • 43. Право и иные социальные нормы, их соотношение.
  • 44. Взаимодействие права и морали.
  • 45. Понятие и структура правосознания.
  • 46. Виды и уровни правосознания, его роль в жизни общества.
  • 47. Правосознание юриста: понятие и основные черты.
  • 48. Понятие, содержание и роль правовой культуры в жизни общества.
  • 49. Правовое воспитание как средство формирования правосознания и правовой культуры.
  • 50. Понятие и признаки норм права.
  • 52. Классификация норм российского права.
  • 53. Понятие правотворчества. Субъекты, стадии и принципы правотворческого процесса.
  • 56. Закон как форма права: основные признаки и виды законов.
  • 57. Понятие и виды подзаконных нормативных актов.
  • 58. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
  • 59. Формы права, санкционированные государством.
  • 61. Понятие и структура системы права.
  • 62. Основания выделения и виды отраслей в системе права. Предмет и метод правового регулирования.
  • 63. Система права, система законодательства и правовая система. Их соотношение.
  • 64. Краткая характеристика основных отраслей российского права.
  • 60. Основные правовые системы современности.
  • 66. Понятие и основные формы реализации правовых норм.
  • 67. Понятие применения права и его основные черты.
  • 68. Стадии процесса применения норм права.
  • 69. Понятие и виды актов применения права.
  • 70. Пробелы в праве и пути их устранения.
  • 71. Понятие и социальное назначение толкования норм права.
  • 72. Основные способы толкования права.
  • 73. Виды толкования права. Толкование права по объему.
  • 74. Нормативный акт, акт применения права и акт толкования права. Их соотношение.
  • 75. Понятие и основные признаки правового отношения.
  • 76. Понятие и виды правоотношений.
  • 77. Субъекты правовых отношений: свойства и виды.
  • 78. Правовой статус личности: понятие и виды.
  • 79. Организации как субъекты правоотношений. Юридические лица.
  • 80. Содержание правоотношений: фактическое и юридическое.
  • 81. Субъективное право и юридическая обязанность как содержание правоотношения.
  • 82. Объекты правоотношений.
  • 83. Понятие и классификация юридических фактов.
  • 84. Понятие и основные черты законности.
  • 85. Основные принципы (требования) законности. Законность и целесообразность.
  • 86. Правопорядок: основные черты и соотношение с законностью.
  • 87. Система гарантий законности и правопорядка.
  • 88. Правомерное поведение: основные черты и виды.
  • 89. Понятие и основные признаки правонарушений.
  • 90. Понятие и виды правонарушений в российском обществе.
  • 91. Состав правонарушения.
  • 92. Понятие и основные признаки юридической ответственности.
  • 93. Цели, принципы и основания возникновения юридической ответственности.
  • 94. Понятие и виды юридической ответственности по российскому праву.
  • 95. Понятие правового воздействия и правового регулирования. Их основные элементы.
  • 96. Механизм правового регулирования: понятие, элементы и стадии.
  • 16. Буржуазное государство и право.

    История и теория развития буржуазного государства и права заключает исторический опыт, который представляет интерес для современной России. Сегодняшняя Россия совершает переход к буржуазной государственности, поэтому исторический опыт, накопленный буржуазными государствами, очень важен для понимания путей развития российского государства и права. История свидетельствует, что буржуазное государство возникает в результате буржуазно-демократических революций XVI-XVIII вв. в странах Западной Европы. Возникновение буржуазного государства в различных страхах происходило по-разному. В Англии и Германии молодая буржуазия шла на определенный компромисс с дворянством. Следствием этого компромисса явилось возникновение буржуазного государства в форме конституционной монархии. В тех же странах, где буржуазные революции заканчивались решительной победой буржуазии, возникали буржуазные республики. Несмотря на многообразие политических форм буржуазное государство по сущности характеризовалось принадлежностью власти буржуазному классу. Буржуазия, приходя к власти, усовершенствовала машину государства и приспособило государство к осуществлению своих нужд. Экономической основой буржуазного государства являлся капиталистический способ производства (частная собственность и эксплуатация наемного труда). Появление самого буржуазного государства по сравнению с государством феодальным явилось историческим шагом вперед.

    Но с момента своего возникновения буржуазное государство не стоит на месте, оно находится в постоянном развитии, и история его развития сложна и дискуссионна. Развитие буржуазного государства рассматривается по трем основным этапам:

    1) период утверждения капитализма XVIв.-1871 г. Этот период характеризуется относительной прогрессивностью буржуазного общества и самой буржуазии как выразителя интересов большинства населения.

    2) период превращения капитализма в империализм 1871-1917 гг. В этот период происходило обострение социальных противоречий буржуазного общества, возникали экономические и политические кризисы, обострилась борьба между буржуазией и пролетариатом.

    3) период общего кризиса капитализма 1917 г. - настоящее время. Капитализм не выдержал критики. Именно в этот период буржуазное государство претерпело изменения. Оно приобрело опыт сглаживания социальных противоречий, стабилизировался институт буржуазной демократии, сложилось буржуазное гражданское общество на основе принципов свободы и правовой связанности государства в своей деятельности.

    Сущность буржуазного государства выражается в его основных функциях. Во внутренней функции буржуазное государство осуществляет:

    1) функцию регулирования межклассовых отношений (в советский период - подавление революционного движения);

    2) функцию охраны частной собственности;

    3) функцию идеологического воздействия, пропагандируемую через СМИ;

    4) фискальную (налоговую) функцию;

    5) функцию социально-бытовой работы, которая проявляется в заботе о различных слоях буржуазного общества путем установления пенсий, пособий;

    6) особую функцию - экономическую. История ее становления довольно поучительна. А. Смит писал, что "государство должно уподобляться ночному сторожу". Буржуазия на первых этапах боялась государственного вмешательства, однако кризисы, которые стали потрясать буржуазный строй, вынудили буржуазных экономистов и политиков пересмотреть свое отношение к государству. Возникла концепция Кейнса: разработка "рецептов" на предотвращение экономических кризисов. Он утверждал, что время, когда государство было "ночным сторожем" прошло, и государство должно осуществлять активную экономическую политику. Согласно этой концепции, эталоном осуществления государством экономической функции является:

    1) создание государственного сектора в экономике;

    2) выкуп убыточных частных предприятий и их переход под защиту государства, превращение их в элементы государственного сектора, не превышая 30% объема. Практическое развитие буржуазного строя выявило, что если к государству попадет более 30%, это ведет к застою в промышленности, а менее 30% не позволяют государству активно влиять на экономику;

    3) политика предоставления кредита для поощрения развития отдельных отраслей промышленности;

    4) осуществление системы заказов на производство определенной продукции;

    5) политика налогообложения, государство устанавливает цены, что способствует стабильности;

    6) попытки планирования и прогнозирования отдельных отраслей хозяйства.

    Во внешней деятельности буржуазное государство осуществляет функции:

    1) защиты своей территории;

    2) поддержания мира, сотрудничества с другими странам;

    3) охраны мирового порядка.

    Формы правления буржуазного государства достаточно разнообразны. Чаще всего это республики и монархии. Республика характеризуется тем, что во главе государства стоит выборный коллегиальный орган. Республики делятся на президентские и парламентские. В президентских республиках президент формирует правительство и руководит им в повседневной жизни. Парламентские республики характеризуются тем, что правительство ответственно перед парламентом, глава правительства избирается парламентом и подотчетен ему. В мире наблюдается тенденция к президентской форме правления. Буржуазные монархии характеризуются наследственным характером власти. Основные формы буржуазной монархии - дуалистическая и конституционная. При дуалистической монархии монарх назначает высших министров и чиновников и руководит ими. При конституционной монархии власть ограничена, но монарх обладает правом отлагательного вето, хотя выступает скорее как символ, олицетворяющий нацию. По формам государственного устройства буржуазные государства бывают федеральными и унитарными. Особенность буржуазной федерации состоит в том, что отдельные субъекты не могут выйти из нее. С точки зрения политического режима, как правило, в буржуазном мире режимы бывают демократическими и авторитарными. При демократическо-либеральном режиме: правовой характер деятельности, значительный объем прав и свобод. Авторитарные режимы возникают в результате прихода к власти военных или в результате исторического становления личной власти какого-либо политика.

    Буржуазное право выглядит как возведенная в закон воля класса капиталистов. Буржуазное право, как и государство, прошло достаточно сложный исторический путь развития. В нем наблюдались как периоды демократические, так и периоды кризиса. Буржуазия постаралась закрепить демократические права и свободы в конституциях и других законодательных актах. Буржуазная свобода трактуется как разрешение делать все, что не запрещено законом. Понимание буржуазной свободы воплотилось в принцип договоров. Важнейшей идеей буржуазного права является принцип законности. Он сложился в эпоху прихода к власти буржуазии. Развитие государства и общества привело не только к возникновению экономики и политики, но и кризисов законности - сложных и емких явлений. Их основные черты:

    1) издание законов, противоречащих конституции (чрезвычайные законы);

    3) судебный и административный произвол: рассмотрение юридических дел не на основе закона, а на основе политической целесообразности;

    4) использование армии для разгона собраний, митингов и т.п.

    Эти признаки можно проследить и в сегодняшней российской действительности. В истории России прослеживаются все основные черты кризиса законности, выражающегося в параде суверенитетов субъектов РФ, а также в "войне законов". Кризис законности - это не постоянное явление. Как свидетельствует развитие стран Западной Европы, вместе с экономической и политической стабильностью стабилизируется и правовая законность.

    Буржуазное право проходит в своем развитии деление всех правовых систем на англосаксонское право и континентальное право. Континентальное право базируется на кодификации, англосаксонское - это обычное право, базируется на судебном прецеденте. Англосаксонское право, в отличие от континентального, не знает деления на частное и публичное право. Особенностью континентальной системы является то, что оно организует свои институты на основе римского права, важнейшей чертой которого является защита частной собственности.

    Социалистическое государство и право

    Буржуазное право – особый исторический тип права, которому присущи общие признаки. Право сформировалось в процессе преодоления и отрицания феодального права. На смену партикуляризма пришло единое национальное право в пределах того иного государства. На смену принципа сословности пришло признание единой гражданской правоспособности и формально-юридического равенства перед законом.

    Но формирование буржуазного права с одной стороны Великобритании, а с другой стороны континентальной Европы, шло разными путями.

    Английская буржуазная революция носила консервативный и незавершенный характер, поэтому прежнее феодальное право не было полностью уничтожено.

    Институты буржуазного права Англии формировались с использованием источников и юридических конструкций феодального права. Это и предопределило следующие основные черты английского буржуазного права:

    1. Основным источником остался судебный прецедент.

    2. Английские юристы хорошо знали Римское право, но оно не стало источником английского буржуазного права.

    3. Буржуазное право Англии не признает деление права на публичное и частное. Вплоть до конца ХIХ в. сохранились две системы: общее право и право справедливости. В 1874 г. была проведена судебная реформа в Англии, в результате которой была создана единая судебная система и возникло единое прецедентное право.

    4. В английском праве вплоть до настоящего времени слабо выражена систематизация.

    5. Для английского правоведения юристов характерен индуктивный стиль юридического мышления, т.е. разрешения конкретных правовых вопросов предполагает анализ, поиск конкретных, сложных судебных решений в прошлом. Эти черты права были восприняты в странах, бывших колониях.

    Так сформировалась англосаксонская правовая система.

    56, Преступления и наказания по английскому праву. Уголовное право.

    Уголовное право. Особое значение статутное право имело для уголовного права. В 1861 г. было принято несколько важных законов: о повреждении имущества, о подлогах и т. д. Появившийся в 1919 г. Акт о краже вобрал 73 ранее сданных статута. Он предусматривал уголовную ответственность за все имущественные преступления (кража, кража со взломом, шантаж, разбой, мошенничество, незаконное присвоение и т. д.). Изданный в 1913 г. Акт о подлоге документов также консолидировал 73 прежде действовавших узаконения.



    Накануне первой мировой войны в 1911 г. издается закон о шпионаже, который крайне расплывчато трактовал это понятие. Вступление Велико­британии в войну ознаменовалось принятием Акта о защите королевства. Правительство на время военных действий получило широкие полномочия по «обеспечению безопасности и обороны государства».

    После революции середины XVII в. жестокие и мучительные нака­зания отменялись. За тяжкие преступления применялись: смертная казнь, ссылка, каторжные работы от 3 лет и пожизненно, тюремное заключение, за мелкие проступки - телесные наказания и штраф.

    В разгар рабочего движения в 1920 г. был принят закон о полномочиях правительства при чрезвычайных обстоятельствах. Под эту формулировку подпадали действия лица или группы лиц, которые угрожают «снабжению и распределению продовольствия, воды, топлива или могут нарушить работу транспорта, лишить общество или его значительную часть предме­тов первой необходимости». Изданием королевской прокламации прави­тельство могло в любой момент принять в данной ситуации все меры, которые сочло необходимым «для обеспечения общественного порядка». На практике чрезвычайные полномочия осуществлял министр внутренних дел. На основании этого закона была подавлена забастовка горняков в апреле 1921 г. и всеобщая забастовка в мае 1926 г. В октябре 1925 г. 12 руководителей компартии на основании закона о подстрекательстве к мятежу, изданного еще в 1797 г., были осуждены на срок от 6 до 12 меся­цев тюремного заключения.

    В июле 1927 г. парламент принял закон о трудовых конфликтах и профессиональных союзах. Рабочие называли его «хартией шрейкбрехе-ров». Всякая забастовка объявлялась незаконной, если ее целью не явля­лось «содействие урегулированию трудового конфликта в данной отрасли, а также если она рассчитана как средство принуждения правительства». Подстрекатели к таким действиям могли быть подвергнуты штрафу в 10 фунтов стерлингов или тюремному заключению до 3 месяцев, а при отягчающих обстоятельствах - до 2 лет. Члены профсоюзов не могли собирать деньги на создание политического фонда. Под страхом уголовно­го наказания закон запретил некоторые стачки солидарности, а также преследующие политические цели. За убытки, причиненные запрещенной стачкой, материальную ответственность нес профсоюз. Профсоюзам не разрешалось накладывать взыскания на штрейкбрехеров, а последние могли добиваться удовлетворения своих претензий через суд. Воспрещались за­бастовки государственных служащих. Закон ограничивал право предпри­нимателей на локауты, но запрет носил формальный характер. Этот акт утратил силу лишь в 1946 г.

    Изданный в 1934 г. закон о подстрекательстве и неподчинении (закон о смуте) предусматривал жестокие наказания для тех, кто пытался скло­нять лиц, состоящих на службе в военно-морском флоте, к нарушению присяги, кто хранил и распространял «возмутительные сочинения», т. е. литературу, содержащую призывы к неповиновению, нарушению долга верности. На практике закон применялся не только к военным морякам, но и к гражданским лицам.

    В 1936 г. был принят закон об общественном порядке, который резко ограничил свободу митингов, демонстраций, собраний. Полиция могла на 3 месяца запретить любую демонстрацию. Закон был направлен против фашистов, но его иногда применяли и против деятелей левого движения.

    Уголовный процесс. В английском суде коронный магистрат обладает большими правами: давая наставления присяжным, он может высказывать свое мнение о достаточности или недостаточности улик, чем зачастую предрешает характер будущего вердикта. Если же судья не со­гласен с мнением присяжных, он может предложить им пересмотреть вердикт. Английский магистрат - активная сторона в процессе, широко использующая свои процессуальные права для защиты классовых инте­ресов господствующих кругов.

    Присяжные рекрутировались из имущих слоев. Согласно акту 1825 г., «судьями факта» могли быть лица, владеющие на правах собственности землей или домом, имуществом, годовой доход от которых не менее 20 фунтов в год. Выносимые коронным судьей приговоры практически нельзя было отменить. Только в 1907 г. издается Акт об уголовной апелля­ции. До этого право обжалования приговоров представлялось крайне сложным ввиду трудно преодолимых формальностей. Под напором про­грессивных сил правящие круги пошли на введение института уголовной апелляции для осужденных по обвинительному акту. По делам суммарного производства сохранилось существовавшее положение.

    Прежде неправосудный приговор можно было отменить лишь в том случае, если корона соглашалась выдать «приказ об ошибке». Обжалуемый приговор подлежал отмене только при условии, если правовая погрешность усматривалась из протокола заседания суда. Собственно, к этому и своди­лась вся процедура. Акт 1907 г. упразднил «приказы об ошибке» и ввел апелляцию двух видов: 1) «апелляция против осуждения» и 2) «апелля­ция против приговора». В первом случае оспаривались: а) юридическое основание осуждения (вопрос права), б) фактическое обстоятельство, легшее в обоснование обвинительного приговора, в) смешанные обстоя­тельства (вопросы факта и права).

    Апелляция против приговора касалась вынесенного коронным судом наказания. Законодатель установил, что лишь обжалование по юридиче­ским мотивам являлось безусловным правом осужденного и не зависело от разрешения суда. Правда, последний, разбирая в суммарном порядке такого рода прошение, мог его отвергнуть как «поверхностное и назой­ливое».

    Для принесения жалобы по другим основаниям требовалось согла­сие апелляционной инстанции. Более того, апеллянт подвергался серьез­ному риску: суду разрешалось назначить более суровую меру наказания, чем обжалуемая, а также вынести решение о желательности высылки жалобщика за пределы Великобритании. Закон не запрещал участвовать в разбирательстве по второй инстанции тем магистратам, которые вынесли оспариваемый приговор. Считалось, что «доверие и беспристрастность судьи высшего суда почти безусловны».

    Возможность обжалования затруднялась еще и тем, что по закону 1907 г. копии процессуальных документов выдавались за плату, и вообще все судебные расходы нес апеллянт. Из изложенного видно, что вероят­ность пересмотра неправосудных приговоров была минимальной. Тем не менее многие юристы Великобритании введение апелляции объявляют «революцией в уголовном процессе».

    Особым видом обжалования являлось так называемое «резервирова­ние дел», ведущее свое происхождение от обычая обсуждать наиболее сложные юридические казусы на совещаниях магистратов. Данная форма апелляции всецело зависела от усмотрения суда. В 1848 г. был учрежден особый суд резервированных дел. В 1873 г. его юрисдикция была пере­дана Высокому, а с 1908 г.- апелляционному суду по уголовным делам. Если с согласия вынесшего приговор судьи дело было «резервировано», то последующее разбирательство происходило по нормам акта 1848 г., учредившего Суд резервированных дел, а не закона об уголовной апел­ляции 1907 г.

    Английское уголовно-процессуальное право долгое время не знало института пересмотра дел по вновь открывшимся обстоятельствам. Судей­ский просчет корректировался короной применением прерогативы помило­вания на основе Акта об устроении 1701 г. Закон об уголовной апелляции 1907 г. установил, что теперь судебная ошибка могла быть исправлена: 1) путем направления соответствующего уголовного дела для заключения в апелляционный суд по уголовным делам; 2) передачей министру внут­ренних дел для его пересмотра в апелляционном порядке или 3) на основе помилования осужденного короной.

    В 1908 г. как интегральная часть Высокого суда учреждается апел­ляционный суд по уголовным делам в составе лорда-главного судьи и младших судей отделения суда королевской скамьи. Сюда следовало при­носить жалобы на приговоры центрального уголовного суда, суда ассизов и суда четвертных сессий. По акту 1907 г. решения этой инстанции могли быть аннулированы только палатой лордов. Но последняя принимала к Своему производству ходатайства такого рода лишь в том случае, если генерал-атторней удостоверял, что в связи с разбирательством обжалуе­мого приговора возникли принципиальные для английского права пробле­мы. Уголовный апелляционный суд рассматривал дело в присутствии осуж­денного и представителя обвинения.

    Деятельность судов суммарной юстиции регламентировалась законами 1859 и 1879 гг. В этих случаях не применялись даже те куцые процес­суальные гарантии, которые предусматривал закон об уголовной апелля­ции 1907 г. По общему правилу заявления о пересмотре приговоров, вы­несенных органами суммарной юстиции, подавались в постоянный комитет суда четвертных сессий. В тех городах, где имелся рекордер, такого рода жалобы он разрешал единолично.

    Судебная система Англии, как и всякая другая, допускала трагические ошибки, не раз казнили невинных людей. Вспомним слугу Сэма в «Пик-викском клубе» у Диккенса: «Дело сделано, и его уже не исправишь, как говорят в Турции, когда отрубят голову, кому не надо».

    57,58Французская революция 1789 - 1794гг.

    Причины революции.

    Этавпы революции.

    3. Конституционная монархия.

    5. Конституция 1791 г.

    1. Решающий удар по феодально-абсолютистскому строю нанеслаФран­цузская революция 1789 - 1794 гг. Она сыграла важную роль в процессе утверждения конституционного порядка и новых демократических прин­ципов организации государственной власти. Французская революция XVIII в. дала мощный импульс социальному прогрессу во всем мире, расчистила почву для дальнейшего развития капитализма как передового для своего времени общественно-полити­ческого строя, ставшего новой ступенью в истории мировой цивилиза­ции.

    Революция 1789 - 1794 гг. явилась закономерным результатом длительного и прогрессировавшего кризиса изжившей себя и ставшей главной помехой на пути дальнейшего развития Франции абсолютной монархии. Неизбежность революции была предопределена тем,что абсолютизм:

    перестал выражать общенациональные интересы;

    защищал средневековые сословные привилегии;

    защищал исключительные права дворянства на землю;

    поддерживал цеховой строй;

    установил торговые монополии и др.

    В конце 70-х гг. XVIII в. торгово-промышленный кризис, вызванный не­урожаями голод привели к росту безработицы, к обнищанию городских низов и крестьянства. Начались крестьянские волнения, перекинувши­еся вскоре в города. Монархия вынуждена была пойти на уступки - 5 мая 1789 года были открыты заседания Генеральных штатов, не собирав­шихся с 1614 г.

    17 июня 1789 года собрание депутатов третьего сословия провозгласило себя Национальным собранием, а 9 июля - Учредительным собранием. Попытка королевского двора разогнать Учредительное собрание привела к восстанию в Париже 13-14 июля.

    2. Ход Французской революции 1789 - 1794 гг. условно делится на следую­щиеэтапы:

    Первый этап - создание конституционной монархии (14 июля 1789 года -. 10 августа 1792 года);

    Второй этап - установление Жирондистской республики (10 августа 1792года - 2 июня 1793 года);

    Третий этап - утверждение Якобинской республики (2 июня 1793 года -27июля 1794 года).

    3. Началомпервого этапа революции считаетсядень 14 июля 1789 года, когда восставший народ штурмом взял королевскую крепость - тюрьму Бастилию, символ абсолютизма. На сторону восставших перешла боль­шая часть войск, и почти весь Париж оказался в их руках.

    В последующие недели революция распространилась по всей стране. Народ смещал королевскую администрацию и заменял ее новыми выборны­ми органами - муниципалитетами, в которые вошли наиболее автори­тетные представители третьего сословия. В Париже и провинциальных городах буржуазия создавала свои вооруженные силы - Национальную гвардию, территориальное ополчение. Каждый национальный гвардеец должен был за свой счет приобрести вооружение и снаряжение - усло­вие, которое закрывало доступ в национальную гвардию неимущим гражданам. Первый этап революции стал периодом господства крупной буржуазии - власть во Франции оказалась в руках политической группировки, пред­ставлявшей интересы богатых буржуа и либеральных дворян и не стре­мившейся к полной ликвидации старого строя. Их идеалом являлась конституционная монархия поэтому в Учредительном собрании они получили название конституционалистов. В основе их политической де­ятельности лежали попытки прийти к соглашению с дворянством на базе взаимных уступок.

    4. 26 августа 1789 года Учредительным собранием был принят программ­ный документ революции- Декларация прав человека и гражданина.

    Декларация провозглашала принципы демократического государствен­но-правового строя - народный суверенитет, естественные и неотъем­лемые права человека и разделение властей, - а также устанавливала взаимосвязь этих принципов.

    Ст. 1 Декларации заявляла: "Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах". В качестве естественных и неотъемлемых прав в ст. 2 провозглашались:

    Свобода;

    Собственность;

    Безопасность;

    Сопротивление угнетению.

    Свобода определялась как возможность делать все, что не причиняет вреда другому (ст. 4). Статьи 7, 9, 10 и 11 утверждали свободу личности, свободу совести, вероисповедания, слова и печати. Ст. 9 провозглашала принцип презумпции невиновности: обвиняемые, в том числе и задержанные, считаются невиновными, пока их винов­ность не будет доказана в установленном законом порядке. Идея о суверенитете была закреплена ст. 3. Она служила обоснованием принципа народного представительства. Ст. 6 декларировала право всех граждан лично или через своих представителей участвовать в образова­нии закона, который объявлялся выражением общей воли. Статьи 13 и 14 устанавливали порядок, размеры налогов, а также про­должительность их взимания.

    Ст. 15 провозглашала право граждан требовать отчета от каждого долж­ностного лица по вверенной ему части управления. Ст. 17, последняя, объявляла право на собственность неприкосновенным и священным.

    5. Одновременно с составлением Декларации Учредительное собрание приступило к выработкеконституции.

    Окончательный текст конституции был составлен на основе много­численных декретов и решений, имевших конституционный характер и принятых в 1789 - 1791 гг.: декреты об отмене деления на сословия, о церковной реформе, об уничтожении старого административного де­ления страны, об упразднении цехов и т. д. Конституцией утверждались основные принципы, определяющие ста­тус высшего органа законодательной власти, короля, правительства, суда, избирательной системы.

    Конституция устанавливала государственный строй, основанный на принципах разделения властей, ограничения монархии, утверждения национального суверенитета и представительного правления. Она была утверждена 3 сентября 1791 года, а через несколько дней король присягнул на верность Конституции.


    © 2024
    artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав