С.Г. МАЗОВ,
адъюнкт кафедры государственно-правовых дисциплин (Академия управления МВД России)
Роль органов внутренних дел в обеспечении национальной безопасности
На основе анализа ряда нормативных правовых актов и результативности деятельности органов внутренних дел в статье рассматриваются некоторые аспекты проблем определения места и роли органов внутренних дел Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности.
Национальная безопасность, цели и задачи органов внутренних дел, правовая основа, виды национальной безопасности.
Органы внутренних дел Российской Федерации переживают состояние реформирования: основные направления деятельности, обязанности и права изложены в Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» , а также в указах Президента России от 1 марта 2011 г. № 248 и № 249 . В то же время, подписывая законодательный акт о полиции, Президент РФ Д.А. Медведев отметил, что он не является идеальным и может быть откорректирован по мере необходимости .
Система обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации также находится на стадии реформирования: вышел Указ Президента России от 12 мая 2009 г. № 537 «Об утверждении Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» , приняты Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности» , а также ряд нормативных правовых актов специального характера, регламентирующих вопросы обеспечения конкретных видов национальной безопасности .
Законодательно установлено, что понятие безопасности (национальной безопасности) включает безопасность государства и личности, общественную, экологическую и иные виды безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации , к которым относятся закрепленные в различных федеральных законах авиационная, пожарная, транспортная безопасность , а также безопасность дорожного движения , промышленная безопасность опасных про-
* Ранее - заместитель начальника Учебного центра УВД по Мурманской области.
изводственных объектов , радиационная безопасность населения .
Правовой основой участия органов внутренних дел в обеспечении национальной безопасности является п. 6 Стратегии национальной безопасности , согласно которому в состав сил, обеспечивающих ее реализацию, включены правоохранительные органы. Законодатель определил правоохранительную федеральную государственную службу как профессиональную служебную деятельность граждан на должностях, службах и в учреждениях, функциональные обязанности которых составляют обеспечение безопасности, законности и правопорядка, борьбы с преступностью, защиты прав и свобод человека и гражданина . Однако представленная дефиниция не применяется, поскольку еще не принят и, соответственно, не введен в действие отдельный федеральный закон о правоохранительной службе.
Кроме того, законодательство Российской Федерации не содержит и определения органов внутренних дел. При этом принято считать, что область их деятельности охватывает мероприятия по защите всех и каждого от угроз, создаваемых преступными и иными противоправными посягательствами, и распространяется на сферы обеспечения личной, физической, имущественной безопасности граждан, общественной, дорожной, отчасти государственной и экологической, а также некоторых иных видов безопасности личности, общества и государства .
Возникающая в этой связи неопределенность в части установления роли и места органов внутренних дел Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности обусловливает актуальность рассмотрения данного вопроса.
Анализ нормативного правового регулирования и результатов деятельности органов внутренних дел показывает, что, несмотря на отсутствие прямого закрепления их участия в обеспечении национальной безопасности, они выполняют задачи по обеспечению практически всех ее видов.
В соответствии с положением, утвержденным Указом Президента России, МВД России является федеральным органом исполни-
тельной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также выработке государственной политики в сфере миграции .
В частности, основными задачами, отнесенными к сфере компетенции МВД России, являются обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности .
Составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел является полиция, которая предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, а также для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
В соответствии с Федеральным законом «О полиции» ее деятельность осуществляется по следующим основным направлениям:
1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;
4) розыск лиц;
5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
6) обеспечение правопорядка в общественных местах;
7) обеспечение безопасности дорожного движения;
8) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;
9) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;
10) охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;
11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
12) осуществление экспертно-криминалис-тической деятельности.
Таким образом, все задачи органов внутренних дел в сфере обеспечения национальной безопасности возложены на подразделения полиции, которые решают их на всех уровнях управления - стратегическом, тактическом и оперативном.
Функции органов внутренних дел в сфере обеспечения национальной безопасности осуществляются в рамках административной, оперативно-разыскной и уголовно-процессуальной деятельности .
Административная деятельность представляет наиболее объемную часть. Она проявляется в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка, в частности на воздушном, железнодорожном и водном транспорте. Кроме того, органы внутренних дел обеспечивают порядок и безопасность в ходе проведения шествий, митингов и демонстраций, религиозных обрядов и церемоний, народных гуляний. Органам внутренних дел принадлежит особая роль в обеспечении порядка и безопасности при возникновении ситуации чрезвычайного характера: во время стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф, эпидемий, массовых беспорядков, вооруженных межнациональных конфликтов, террористических актов. Административная деятельность органов внутренних дел проявляется также в области обеспечения безопасности дорожного движения, охраны имущества физических и юридических лиц.
По итогам оперативно-служебной деятельности в 2010 г. органами внутренних дел выявлено более 90 % всех зарегистрированных преступлений, свыше 95 % всех преступлений экономической направленности, около 60 % преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков .
Оперативно-разыскная деятельность является не менее важным направлением работы органов внутренних дел по обеспечению национальной безопасности и регламентируется требованиями соответствующего федерального закона .
Уголовно-процессуальная деятельность органов внутренних дел также занимает одно из центральных мест в сфере обеспечения национальной безопасности. В 2010 г. сотрудниками органов внутренних дел рассмотрено более 20 млн заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, возбуждено свыше 2 млн уголовных дел, предварительно расследовано около 80 % от общего числа уголовных дел, возбужденных по свершенным преступлениям .
Кроме вышеперечисленных, важное место в деятельности органов внутренних дел по обеспечению национальной безопасности
занимает организация профилактической работы. Так, в 2010 г. около 100 тыс. преступлений выявлены на стадии приготовления и покушения, что составило более 5 % от общего числа выявленных .
Таким образом, органы внутренних дел Российской Федерации осуществляют многофункциональную деятельность, место и роль которой в механизме обеспечения национальной безопасности заключаются в реализации национальных интересов (обеспечении конституционных прав и свобод граждан, участии в обеспечении социальной стабильности общества, осуществлении в России социально ориентированной рыночной экономики, поддержании соответствующего уровня экологической безопасности, ограждении общества от терроризма и др.) по противодействию угрозам национальной безопасности.
В то же время в действующем законодательстве эта роль практически не отражена, что отрицательно сказывается на представлении о правовом статусе органов внутренних дел как субъекта обеспечения национальной безопасности. Задача фактически есть, а прямого указания на нее в нормативных правовых актах нет. В этой связи предлагается ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О полиции» дополнить п. 13 «обеспечение национальной безопасности в пределах своей компетенции».
Как представляется, это позволит ликвидировать определенный пробел в регламентировании правового статуса органов внутренних дел Российской Федерации.
Список литературы
1. Воздушный кодекс Российской Федерации.
3. О безопасности: Федеральный закон РФ от
4. О пожарной безопасности: Федеральный закон РФ от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ (в ред. от 28 сентября 2010 г.) // Рос. газ. 1995. 5 янв.
5. О безопасности дорожного движения: Федеральный закон РФ от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ (в ред. от 23 июля 2010 г.) // Рос. газ. 1995. 26 дек.
6. О транспортной безопасности: Федеральный закон РФ от 09 февраля 2007 г. № 16-ФЗ (в ред. от 29 июня 2010 г.) // Рос. газ. 2007. 14 февр.
7. О промышленной безопасности опасных производственных объектов: Федеральный закон РФ от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ (в ред. от 27 декабря 2009 г.) // Рос. газ. 1997. 30 июля.
8. О радиационной безопасности населения: Федеральный закон РФ от 9 января 1996 г. № З-ФЗ (в ред. от 23 июля 2008 г.) // Рос. газ. 1996. 17 янв.
9. О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2010 г.) // Рос. газ. 2003. 31 мая.
10. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон РФ от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2010 г.) // Рос. газ. 1995. 18 авг.
11. Об утверждении Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента России от 12 мая
12. О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте: Указ Президента России от 31 марта 2010 г. № 403 // Рос. газ. 2010. 5 апр.
14. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации: Указ Президента России от 30 января 2010 г. № 120 // Рос. газ. 2010. 3 февр.
15. Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента России от 9 июня 2010 г. № 690 // Рос. газ.
16. Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента России от 1 марта 2011 г. № 248 // Рос. газ.
17. Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации: Указ Президента России от 1 марта 2011 г. № 249 // Рос. газ. 2011. 2 марта.
18. Вопросы организации полиции: Указ Президента России от 1 марта 2011 г. № 250 // Рос. газ. 2011. 2 марта.
19. Бутылин В.Н., Гончаров И.В., Барбин В.В. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел (организационно-правовые аспекты): курс лекций. М., 2007.
20. Кардашова И.Б. Обеспечение национальной безопасности МВД России: монография. М., 2007.
22. Официальный сайт МВД России. URL:http:// www.mvd.ru/useriiles/iile/noyabr_2010. pdf.
Одной из основных задач органов внутренних дел в области семейного права является профилактика семейного неблагополучия. Это наиболее раннее выявление криминогенных и аморальных семей, чтобы исключить их отрицательное влияние на подростков, также профилактика криминогенности проблемных и псевдоблагополучных семей. Именно для этих семей характерно нежелание воспитывать надлежащим образом своих детей, что влечет за собой семейно-правовую ответственность родителей. Этим предусматривается защита не только интересов ребенка, но и интересов общества в целом. Мерами такой ответственности являются: лишение родительских прав (ст. 69 СК РФ), изъятие ребенка из семьи (ст. 73 СК РФ) и др., - причем ответственность может наступить независимо от наличия вредных последствий.
Также задачей органов внутренних дел является и профилактика негативных, в первую очередь криминогенных, влияний стихийных подростковых групп, выявление и разобщение криминогенных и преступных групп несовершеннолетних, роль в профилактической деятельности социально запущенных подростков, контроль и надзор за трудновоспитуемыми подростками, малолетними преступниками, борьба с наркоманией, алкоголизмом и другие задачи.
Выполнение вышеперечисленных задач возложено на отделы по предупреждению и пресечению правонарушений несовершеннолетних – подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН), входящих в состав милиции общественной безопасности, участковых инспекторов и другие службы, компетенция которых касается этих задач. Так, например, согласно Инструкции по организации работы участкового инспектора милиции, участковый инспектор совместно со службой ПДН обязан выявлять, контролировать поведение определенных категорий подростков, поведение которых свидетельствует о возможном совершении преступлений и правонарушений.
Заканчивая рассмотрение данного вопроса, сформулируем определение семейного права с учетом особенностей предмета и метода семейно-правового регулирования.
Семейное право - это совокупность правовых норм, регулирующих на основе дозволительно-императивного метода личные неимущественные и производные от них имущественные отношения, возникающие из брака, кровного родства, принятия детей на воспитание в семью.
Необходимо помнить, что семейное право регулирует сферу семейных отношений и связанные с ним личные имущественные отношения, а также права и обязанности взрослых членов семьи по воспитанию и содержанию детей. Полученные знания помогут вам правильно использовать нормы семейного законодательства как в практической деятельности, так и использовать их для разрешения проблемных ситуаций в своей семейной жизни.
Задачи и функции органов внутренних дел.
5. Органы внутренних дел - правоохранительные орга ны государственной исполнительной власти, участву ющие в осуществлении внутренних и внешних функ ций государства, обеспечивающие соблюдение законности и правопорядка, основной целью деятельности которых является защита от противоправных посягательств жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, природной среды, интересов общества и государства.
Для достижения данной цели на органы внутренних дел государство возложило решение следующих основных задач;
1) Обеспечение личной безопасности граждан, защи та их прав, свобод и законных интересов.
«Безопасность» согласно этимологии этого слова означает отсутствие опасности, т.е. отсутствие каких-либо угроз личности, обществу и государству. Личная безопасность граждан - это состояние защищенности личных прав и свобод граждан от любых посягательств извне. Существенным при этом в оценке степени личной безопасности является то, как и где закреплены эти права и свободы, каков порядок их реализации и какой порядок их защиты закреплен в законодательстве. В механизме обеспечения личной безопасности граждан решающая роль принадлежит государству и его органам. И в этой системе государственных органов немаловажное значение по обеспечению личной безопасности граждан имеют органы внутренних дел, которые выполняют основной объем непосредственной деятельности по обеспечению личной безопасности граждан.
2) Предупреждение и пресечение правонарушений.
Предупреждение по своей сути заключается, во-первых, в том, чтобы не допустить противоправного поведения со стороны определенных лиц, которые к такому поведению склонны; во-вторых, в устранении причин, способствовавших совершению правонарушений и создании условий, исключающих противоправное поведение впредь.
3) Охрана и обеспечение общественного порядка. Органы внутренних дел наделены соответствующими полномочиями в сфере обеспечения охраны правопорядка на улицах, площадях, и в других общественных местах; в сфере осуществления паспортной и разрешительной систем; в сфере соблюдения правил пребывания в Украине иностранцев и лиц без гражданства; в сфере осуществления пожарного надзора и т.д.;
4) Выявление и расследование преступлений, как деяний, Этот принцип реализуется как в раскрытии преступления, так и в организации розыска лиц, совершивших преступление или обвиняемых в совершении преступления;
5) Принимая во внимание важность транспортного сообщения, специальные подразделения органов внутренних дел (ГАИ, транспортная милиция и т.д.) выполняют возложенную на них задачу обеспечения безопас ности дорожного движения.
6) Охрана прав и законных интересов граждан, пред приятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности. Конституция Украины (ст. 41) гарантирует равенство всех форм собственности и выделяет принцип нерушимости частной собственности. В связи с этим органы внутренних дел, как органы, наделенные государственно-властными полномочиями, обязаны обеспечивать неприкосновенность любой формы собственности;
В процессе своей деятельности органы внутренних дел могут решать и другие задачи, возложенные на них действующим законодательством. Очень часто органы внутренних дел взаимодействуют с другими органами государственной власти (прокуратурой, судами, органами Министерства обороны Украины, СБУ, Пограничными войсками и т.д.) и оказывают им содействие в осуществлении их задач независимо от принадлежности к ветви власти.
Необходимо различать задачи и функции органов внутренних дел. Задачи органов внутренних дел - это круг тех вопросов, которые требуют своего немедленного решения и направлены на достижение основной цели - защиту от противоправных посягательств жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, природной среды, интересов общества и государства. Функции - основные направления деятельности органов внутренних дел, позволяющие решить поставленные перед ними задачи.
Функции органов внутренних дел разнообразны и их можно разбить на несколько видов:
1. Административная функция заключается в исполнительно-распорядительной деятельности аппарата, служб и подразделений органов внутренних дел по организации и осуществлению охраны общественного порядка и общественной безопасности в границах полномочий, определенных законами.
2. Профилактическая функция заключается в, предупреждении преступлений и иных правонарушений, выявлении причин и условий, которые их порождают, а также в их устранении. Практически все органы внутренних дел осуществляют различного рода профилактические мероприятия.
3. Оперативно-розыскная функция заключается в выявлении соответствующими органами внутренних дел информации о готовящихся или совершенных правонарушениях (преступлениях) или о лицах, уклоняющихся от органов расследования либо отбывания уголовного наказания. Органы внутренних дел могут осуществлять и другие мероприятия оперативно-розыскного характера, которые предусмотрены и закреплены за ними законодательством об оперативно-розыскной деятельности.
4. Уголовно-процессуальная функция заключается в рассмотрении заявлений и сообщений о совершенных преступлениях, производстве дознания и досудебного следствия по уголовным делам, расследование которых возложено законом на органы внутренних дел.
5. Исполнительная функция органов внутренних дел заключается в исполнении в рамках своей компетенции административных взысканий и уголовных наказаний.
6. Охранительная функция органов внутренних дел заключается в охране на договорных началах имущества всех видов собственности юридических и физических лиц.
7. Контрольно-надзорная функция заключается в осуществлении органами внутренних дел на основе действующего законодательства государственного пожарного надзора, административного надзора за лицами, освобожденными с мест лишения свободы, и осуществлении других контрольно-надзорных полномочий.
Профилактическая работа – одно из приоритетных направлений деятельности органов внутренних дел
Органы внутренних дел играют особую роль в предупреждении преступности и правонарушений. Они вносят наибольший вклад в эту деятельность, что обусловлено рядом обстоятельств и особенностей:
Постоянное сочетание мер убеждения и принуждения в отношении лиц, нарушающих нормы права.
Широта компетенции ОВД в рассматриваемой сфере, сложность и многообразность их деятельности (ОВД ведут целенаправленную предупредительную работу практически во всех сферах социальной жизни, где проявляется действие причин и условий преступности – семейно-бытовой, производственно-трудовой и др.).
Профилактические мероприятия ОВД осуществляют в отношении самых различных категорий лиц , склонных к совершению преступлений (лиц, которые совершили преступления ранее; склонных к совершению преступлений -–это лица совершающие административно-наказуемые правонарушения, аморальные проступки; социально-неустойчивые лица).
Предупредительная деятельность ОВД осуществляется в значительной части на уровне специального предупреждения , но вместе с тем, в ряде случаев, она представляет элемент решения задач общесоциального предупреждения (напр., деятельность кадровых подразделений ОВД).
Важной особенностью деятельности ОВД является то, что осуществляемые ими мероприятия по устранению причин и условий преступлений, предполагают обязательное включение в эту деятельность других субъектов .
ОВД располагают наиболее полной информационной базой для осуществления целенаправленной деятельности по предупреждению преступлений, которая включает в себя не только данные уголовной статистики, но и сведения об административных правонарушениях, материалы следственных и оперативных аппаратов, ИУ…
Профилактика преступлений рассматривается как одно из основных направлений деятельности большинства служб и подразделений ОВД.
В предупредительной деятельности органы внутренних дел исходят из того, что обстоятельства, детерминирующие преступления , могут проявляться как в индивидуальной жизни конкретных лиц, допускающих отклонения в поведении, и в силу этого способных встать на преступный путь, так и в различных сферах социальной жизни, безотносительно к поведению конкретных лиц с антиобщественной направленностью.
Этапы в деятельности ОВД по предупреждению преступлений и административных правонарушений:
1) Выявление и устранение (нейтрализация) обстоятельств, могущих обусловить совершение преступлений и правонарушений (например, мероприятия проводимые сотрудниками ГИБДД по выявлению недостатков технического состояния транспортных средств граждан и дача указаний об их устранении; расстановка дорожных знаков в наиболее аварийных местах дорог ).
2) Предупреждение реально возможных (в том числе готовящихся) преступлений, правонарушений и перехода на преступный путь определенных лиц. Это лица, судя по их антиобщественному поведению, от которых можно ожидать совершения преступных действий и к которым требуется принять необходимые воспитательные меры.
3) Одним из ключевых моментов является своевременность выявления лиц, в отношении которых необходимо применить профилактические меры. Это обеспечивается следующим образом: · полным использованием информации, накапливаемой в органах здравоохранения, судах при рассмотрении уголовных и гражданских дел; · выявлением по уголовным делам и использованием информации о круге лиц, находившихся в сфере влияния обвиняемого; · активизацией обмена информацией между предприятиями, учебными заведениями и правоохранительными органами.
4) Большой объем предупредительной деятельности осуществляется ОВД по уже совершенным преступлениям: в стадии предварительного расследования и судебного разбирательства выясняются и устраняются обстоятельства, способствовавшие совершению преступления и могущие вызвать новые преступления.
5) Предупреждение рецидива преступлений (оказание помощи лицам, осужденным к мерам, не связанным с лишением свободы; аналогичные меры в отношении условно-досрочно освобожденных, предваряемые разъяснительной работой по подготовке к освобождению; надзор и контроль со стороны ОВД)
Объекты воздействия ОВД в сфере предупреждения преступлений:
1) выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений, или облегчающих их совершение, а также способствующих формированию личности правонарушителя;
2) юридические лица и граждане, в отношении которых ОВД принимаются меры по обеспечению соблюдения ими установленных правил, нормативов;
3) лица с устойчивым противоправным поведением, а также уже совершившие преступления;
4) лица, являющиеся потенциальными жертвами преступлений вследствие образа жизни или места работы (бомжи, инкассаторы…)
Приказом МВД России от 17.01.2006 №19 утверждена Инструкция о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений (ред. 12 05 2016).
Данная Инструкция определяет основные направления, формы и методы предупреждения преступлений, осуществляемые органами внутренних дел в пределах полномочий, предоставленных им законодательством Российской Федерации.
Согласно приказу, предупреждение преступлений органами внутренних дел - деятельность служб, подразделений и сотрудников органов внутренних дел, осуществляемая в пределах их компетенции, направленная на недопущение преступлений путем выявления, устранения или нейтрализации причин, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, оказания профилактического воздействия на лиц с противоправным поведением.
Вывод: Основными задачами органов внутренних дел по предупреждению преступлений являются:
1. Выявление и анализ причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению.
2. Выявление и постановка на профилактические учеты лиц, имеющих намерение совершить преступление.
3. Установление лиц, осуществляющих приготовление к преступлению и (или) покушение на преступление, и принятие мер по пресечению их противоправной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Привлечение к работе по предупреждению преступлений общественных объединений правоохранительной направленности и граждан.
5. Предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Вопросы профилактики правонарушений несовершеннолетних регламентированы приказом МВД России от15.10.2013 г. №845 «Об утверждении инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации (ред. 6 02 2014).
Вопрос 2. Виды юридической ответственности. Цели и принципы юридической ответственности. Основания юридической ответственности. Понятие презумпции невиновности, ее конституционное закрепление. Роль ОВД в обеспечении юридической ответственности.
Юридическая ответственность - это применение к правонарушителю предусмотренных санкцией юридической нормы мер государственного принуждения, выражающихся в форме лишений личного, организационного либо имущественного характера.
Юридическая ответственность не может осуществляться «вообще». В реальной жизни она всегда достаточно определенна. В отдельных видах ответственности общие ее признаки проявляются по-разному, что обусловливает специфику их регламентации и реализации.
В науке классификация видов юридической ответственности производится по самым различным основаниям: по органам, реализующим ответственность, по характеру санкций, по функциям и т. д.
Наибольшее распространение получило деление видов ответственности по отраслевому признаку. По этому основанию различают Ответственность уголовную, административную, гражданско-правовую, дисциплинарную, материальную, конституционную.
Каждый из видов имеет специфическое основание (вид правонарушения), особый порядок реализации, специфические меры принуждения.
Уголовная ответственность - наиболее суровый вид ответственности. Она наступает за совершение преступлений и в отличие от других видов ответственности устанавливается только законом. Никакие иные нормативные акты не могут определять общественно опасные деяния как преступные и устанавливать за них меры ответственности. В Российской Федерации исчерпывающий перечень преступлений зафиксирован в Уголовном кодексе. Порядок привлечения к уголовной ответственности регламентируется Уголовно-процессуальным кодексом.
Полномочиями привлечения к уголовной ответственности обладает только суд. Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом.
Меры уголовного наказания - наиболее жесткие формы государственного принуждения, воздействующие преимущественно на личность виновного: лишение свободы, исправительные работы, конфискация имущества и т. д. В виде исключительной меры наказания допускается применение смертной казни - расстрела.
В основе процессуальной формы уголовной ответственности, как говорилось, лежит презумпция невиновности.
Административная ответственность наступает за совершение административных проступков, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях. Кроме того, эта ответственность может определяться указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и нормативными актами субъектов Федерации.
Дела об административных правонарушениях рассматриваются компетентными органами государственного управления, круг которых закреплен в гл. 16 КоАП (административными комиссиями, комиссиями по делам несовершеннолетних, районным судами, органами внутренних дел, таможенными органами, органами специализированной охраны и надзора и т.д.). Меры административного принуждения - предупреждение, штраф, лишение специального права, административный арест.
Гражданско-правовая ответственность наступает за нарушения договорных обязательств имущественного характера или за причинение имущественного внедоговорного вреда, т.е. за совершение гражданско-правового деликта. Ее сущность состоит в принуждении лица нести отрицательные имущественные последствия.
Полное возмещение вреда - основной принцип гражданско-правовой ответственности (ст. 1064 ГК РФ). Возмещение убытков в некоторых случаях дополняется штрафными санкциями, например выплатой неустойки.
Возложение этого вида ответственности осуществляется судебными (общим или арбитражным судом) или административными органами (ст. 11 ГК РФ). Истцом в этом случае выступает (наряду с государственным органом) и лицо, право которого нарушено.
Дисциплинарная ответственность возникает вследствие совершения дисциплинарных проступков. Специфика их противоправности заключается в том, что в данном случае нарушается не запретительная норма, а позитивное правило, закрепляющее трудовые обязанности работника.
Привлекать к дисциплинарной ответственности может лицо, осуществляющее распорядительно-дисциплинарную власть над конкретным работником.
Различают три вида дисциплинарной ответственности: в соответствии с Трудовым кодексом РФ, в порядке подчиненности и в соответствии с дисциплинарными уставами и положениями.
Меры дисциплинарной ответственности - выговор, строгий выговор, увольнение и т.д.
Материальная ответственность рабочих и служащих за ущерб, нанесенный предприятию, учреждению, заключается в необходимости возместить ущерб в порядке, установленном законом (Трудовым кодексом РФ). Основанием этого вида ответственности является нанесение ущерба во время работы предприятию, с которым работник находится в трудовых отношениях. Размер возмещаемого ущерба определяется в процентах к заработной плате.
Все названные виды ответственности являются традиционными и хорошо известными, за исключением, конституционной, которая стала выделяться сравнительно недавно.
Под конституционной ответственностью имеются в виду, например, отрешение Президента от должности, отзыв депутата, роспуск Государственной Думы, отставка Правительства и т.д. Такую ответственность называют еще политико-правовой.
В литературе и в печати ставится вопрос о принятии специального о конституционной ответственности высших структур власти: Президента, Правительства Федерального Собрания за возможные злоупотребления, ненадлежащее исполнение своих обязанностей, принятие неверных или ошибочных решений с тяжелыми последствиями, затрагивающими судьбы людей страны (распад государства, нарушение его целостности, лишение населения вкладов, невыплата зарплаты, пенсий, пособий, развязывание войны, массовая гибель граждан и т.д.).
Юридическая ответственность представляет собой правореализационную деятельность государства, в частности, в такой ее форме, как применение правовых норм к правонарушителям. И оттого, насколько последовательна, и неотвратима эта ответственность, прямо зависит эффективность указанной деятельности, ее результаты.
Сегодня она, к сожалению, мало эффективна, огромная масса преступников никакой ответственности не несет, а спокойно пребывает на свободе, совершая все новые и новые уголовно наказуемые деяния.
Причин много, но главное из них - общий системный кризис общества (экономический, социальный, политический, духовный, нравственный, правовой).
Правонарушения и юридическая ответственность сотрудников органов внутренних дел
Для правонарушений, которые совершают сотрудники органов внутренних дел, характерны все признаки, свойственные правонарушениям.
Элементы правонарушения также являются общими для структуры всех видов правонарушений. Сотрудники органов внутренних дел могут совершить правонарушения на службе, в связи со службой и вне службы. Как уже отмечалось, в зависимости от объекта правонарушения и степени причиненного вреда правонарушения бывают двух видов: преступления и проступки. Проступки, в свою очередь, бывают: административные, дисциплинарные, гражданско-правовые (материальные) и др.
Преступления являются наиболее опасным видом правонарушения. Среди преступлений, совершаемых сотрудниками на службе или связи со службой, выделяют, как правило, должностные преступления, некоторые виды преступлений против правосудия и др. Общим здесь является субъект преступления - сотрудник органов внутренних дел. Сотрудники могут совершать преступления, не связанные с выполнением служебных функций. Нередко общественная опасность преступлений, не связанных с выполнением служебных обязанностей, выше, чем должностных преступлений и преступлений против правосудия.
Распространенный характер имеет такой вид должностного преступления, как фальсификация материалов (должностной подлог).
Причем фальсификация используется и при совершении других должностных преступлений, например превышения власти, злоупотребления служебным положением в форме укрытия преступлений от учета, получения взятки, т. е. выступает в качестве средства преступления.
При квалификации преступлений, совершенных сотрудниками, важное значение имеет понятие «насилие». Оно охватывает действия, направленные на незаконное лишение свободы с непосредственным применением к лицу физической силы, нанесением побоев, причинением легких и менее тяжких телесных повреждений, тяжких телесных повреждений без отягчающих обстоятельств, а также насилие, повлекшее неосторожное убийство.
При квалификации преступлений против правосудия определяющую роль имеет объект посягательства, каковым является правосудие. Известны некоторые виды преступлений против правосудия (ст. 176 - 190 УК России), субъектами которых являются сотрудники органов внутренних дел в качестве должностного лица (например, привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности; заведомо незаконный арест или задержание; принуждение к даче показаний и др.),
Проступки (административные, дисциплинарные, гражданско-правовые), совершаемые сотрудниками, в отличие от преступлений, не столь опасны для общества. К ним относятся общественно вредные противоправные деяния, не предусмотренные уголовным законом. Проступки сотрудников могут посягать на различные стороны общественного правопорядка, в результате чего каждый вид проступков имеет свои определенные черты и признаки.
Административными проступками являются общественно вредные, противоправные, виновные деяния сотрудников, посягающие на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, за которые законодательством предусмотрена административная ответственность.
Вместе с тем, законодательство об административных правонарушениях прямо предусматривает применение за совершение ряда проступков лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, как правило, не административной, а дисциплинарной ответственности (ст. 16 Кодекса об административных правонарушениях).
Дисциплинарные проступки сотрудников - это общественно вредные нарушения служебной, учебной, трудовой дисциплины, т. е. закрепленного нормами права (уставами, положениями, правилами) юридически обязательного порядка деятельности определенных коллективов органов и учреждений внутренних дел (например, прогул, опоздание на службу, волокита). Дисциплинарные проступки сотрудников влекут за собой применение дисциплинарных взысканий, таких, как замечание, выговор, строгий выговор, или мер общественного воздействия, налагаемых, например, судами чести.
Гражданско-правовые проступки сотрудников - это посягательства на урегулированные нормами гражданского права имущественные и личные отношения, а также некоторые отношения, предусмотренные нормами трудового, семейного, земельного права. Гражданско-правовые проступки влекут за собой применение установленных нормами гражданского права санкций, в частности возмещения причиненных убытков и ущерба, принудительного исполнения обязательств, признания сделки недействительной, опровержения по суду порочащих сведений, взыскания алиментов на содержание несовершеннолетних детей, нетрудоспособного супруга и т. п.
Вместе с тем в случае причинения сотрудниками ущерба организациям или гражданам во время исполнения служебных обязанностей эти лица несут материальную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Материальная ответственность сотрудников органов внутренними дел наступает за нарушение ими норм гражданского, трудового и ряда других санкций имущественного и неимущественного характера.
Юридическая ответственность сотрудников имеет свои особенности, основная из них такова: сотрудники несут повышенную ответственность за нарушение норм права, поскольку наделены большим объемом прав и обязанностей по отношению к гражданам.
В качестве самостоятельных видов юридической ответственности, применяемых к сотрудникам органов внутренних дел, выделяют: уголовную, административную, дисциплинарную и материальную (гражданско-правовую).
Каждая разновидность юридической ответственность сотрудников органов внутренних дел имеет свои собственные преимущества перед другими видами ответственности и свои ограниченные возможности. Поэтому достижение целей ответственности (общей и частной превенции) возможно только при условии комплексного использования мер ответственности различной отраслевой принадлежности.
Юридическая ответственность как реализация принудительных мер представляет собой средство самозащиты государства от вреда, причиненного нарушением действующих в государстве правил. С помощью мер юридической ответственности достигаются цели наказания правонарушителя, предупреждения самих правонарушений, а также восстановления нарушенной социальной справедливости. Названные цели юридической ответственности позволяют говорить о карательной, превентивной и правовосстановительной функциях юридической ответственности.
Применение мер юридической ответственности - это наказание, поскольку всегда связано либо с определенными ограничениями прав и свобод нарушителя, либо с возложением на него каких-то дополнительных обязанностей. Именно в этих ограничениях и дополнительных обременениях, которые отсутствовали бы в случае правомерного поведения, проявляется карательная функция юридической ответственности.
Но наказание, безусловно, не самоцель. Наказание содержит в себе и воспитательный потенциал, так как преследует цели специального и общего предупреждения. Поэтому юридическая ответственность имеет также превентивную (предупредительную) функцию.
Специальное предупреждение характеризуется тем, что наказание, воздействуя на конкретного нарушителя, побуждает его не допускать в дальнейшем совершения новых правонарушений.
Общее предупреждение заключается в том, что наказание конкретному нарушителю назначается в то же время для того, чтобы другие лица, склонные к совершению правонарушений, их не совершали.
Общепредупредительный характер имеет само наличие закона, содержащего указание на применение меры ответственности в случае нарушения установленных правил. Таким образом, можно считать, что юридическая ответственность выполняет своего рода и регулятивную функцию.
Через применение мер юридической ответственности часто восстанавливаются нарушенные противоправным поведением общественные отношения, компенсируются потери потерпевшей стороны, восстанавливаются ее права. В такой ситуации проявляется правовосстановительная функция юридической ответственности. Она присуща, прежде всего, ответственности в гражданском праве, где имеется такая, например, общая санкция, как возмещение убытков (в виде возмещения реального вреда и упущенной выгоды - ст. 15 ГК РФ).
Особенность проявления восстановительной функции юридической ответственности заключается в том, что в ряде случаев правонарушитель может сам, без вмешательства государственных органов прекратить противоправное состояние и восстановить нарушенные им права потерпевшей стороны.
Итоговой целью применения всех мер юридической ответственности является соблюдение установленного правопорядка, защита нарушенных прав и свобод граждан и иных лиц и обеспечение правомерного поведения всех участников общественных отношений.
Административно - правового режима
Чрезвычайного положения
В связи с особыми функциями органов внутренних дел в условиях административно-правового режима чрезвычайного положения возникает опасность чрезмерного ущемления прав, свобод и законных интересов граждан, не оправданного реальной тяжестью обстановки. Во избежание этого требуется детальная правовая регламентация общественных отношений в сфере обеспечения безопасности в чрезвычайных условиях.
Правовое регулирование общественных отношений в сфере обеспечения безопасности при чрезвычайных ситуациях носит комплексный характер и интегрирует нормы различных отраслей права. Это обусловлено широтой общественных отношений, складывающихся при чрезвычайных ситуациях. Для регулирования и упорядочения требуется использование многообразных методов, свойственных различным отраслям права. Вместе с тем отношения, возникающие при осуществлении исполнительной и иной деятельности по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях, в значительной мере регулируются нормами административного права 1 .
Конституция Российской Федерации, Закон РСФСР «О милиции», Закон РФ «О безопасности», Закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Закон РФ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», Закон РСФСР «О чрезвычайном положении», другие федеральные законы, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принятые в пределах их полномочий по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, составляют правовые основы деятельности органов внутренних дел в чрезвычайных ситуациях.
Наряду с нормами внутреннего законодательства составной частью российской правовой системы, согласно Конституции Российской Федерации, являются общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Российской Федерации о сотрудничестве и оказании взаимной помощи в
См.: Коренев А.П. Административное право России: 4.2. - М., 1997
области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Закон РСФСР «О милиции», Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов внутренних дел, определяют также их задачи и функции в условиях чрезвычайных ситуаций.
Для обеспечения безопасности в условиях чрезвычайного положения в Российской Федерации сформирована система субъектов обеспечения национальной безопасности. На федеральном уровне в данную систему входят следующие органы управления указанной деятельностью. Президент Российской Федерации, которому непосредственно подчинены Совет Безопасности Российской Федерации и Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, которые участвуют в обеспечении общественной безопасности, это - МВД РФ, ФСБ РФ, ФМС РФ, МЧС РФ, ФПС РФ, МО РФ и др. На региональном и местном уровнях систему обеспечения безопасности составляют соответствующие структуры органов власти и управления, действующие в пределах предоставленных им законом прав и полномочий с учетом разделения компетенции федеральных, региональных и местных субъектов управления. Целью функционирования указанной системы являются создание и поддержание необходимого уровня безопасности государства, общественных институтов, защиты прав и свобод, жизни и здоровья граждан, а также защиты собственности.
Органы внутренних дел относятся также и к числу органов государственной власти, обеспечивающих охрану прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного положения, которые, заметим, специально уполномочены для выполнения таких задач. Из-за специфики служебных задач и функций для них отводится едва ли не j самая важная роль при введении режима чрезвычайного положения.
Анализ содержания указанных правовых норм показывает Л что в обязанности сотрудников милиции входит не только принятие! неотложных мер по спасению людей, но и оказание им первой ме-| дицинской помощи. Для эффективной реализации этого правоЕ предписания необходима высокая профессиональная, в том числе! медицинская подготовка, а также соответствующее обеспечение экипировка нарядов милиции.
Особое значение имеет правовая норма, обязывающая милицию принимать и регистрировать заявления, реагировать на сообщения и иную поступающую информацию об административных правонарушениях, о преступлениях и событиях, угрожающих личной безопасности граждан или общественной безопасности, и принимать по ним меры, предусмотренные законодательством. При получении информации обо всех случаях возникновения угрозы (как при явлениях субъективного - преступлений, так и объективного характера -авариях, стихийных бедствиях и др.), рассматриваемым нормативным предписанием, милиция обязана оперативно реагировать и принимать предусмотренные законом меры.
В федеральных законах и нормативных актах МВД РФ содержатся конкретные обязанности и права милиции общественной безопасности, ее служб и подразделений по обеспечению общественного порядка и безопасности в чрезвычайных ситуациях, которые кроме этого вытекают из нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Органы власти республик, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органы местного самоуправления могут принимать решения в соответствии с Конституцией Российской Федерации и КоАП РСФСР по вопросам охраны общественного порядка, если они не урегулированы КоАП РСФСР, а также по вопросам борьбы со стихийными бедствиями, эпидемиями и эпизоотиями.
В случае введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайного или военного положения согласно Положению о Министерстве внутренних дел Российской Федерации МВД участвует в обеспечении правового режима, в осуществлении мероприятий единой государственной системы предупреждения и устранения чрезвычайных ситуаций, а также в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотии. Внутренние войска и органы внутренних дел привлекаются для проведения неотложных мероприятий по спасению людей, охране имущества, оставшегося без присмотра, обеспечению общественного порядка при ликвидации последствий крупных аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий, массовых беспорядков и иных чрезвычайных ситуаций за пределами мест их дислокации и обслуживаемых ими территорий, а также при проведении межрегиональных и иных специальных операций и мероприятий. В этих случаях МВД
РФ осуществляет оперативное управление силами и средствами органов внутренних дел и внутренних войск, организует разработку и осуществляет комплекс мер по выполнению мобилизационных заданий и мероприятий гражданской обороны, повышению устойчивости работы органов внутренних дел и внутренних войск в условиях военного времени и при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время.
Министр внутренних дел России вносит предложения Президенту Российской Федерации по обеспечению общественного порядка, охраны жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности на территории России или в отдельных ее регионах, где введено чрезвычайное положение, по привлечению дополнительных сил и средств органов внутренних дел и внутренних войск 1 .
Так выглядит система нормативных актов, регулирующих при наступлении чрезвычайных ситуаций деятельность органов внутренних дел, милиции по обеспечению общественной и личной безопасности граждан.
Анализируя задачи и функции, которые выполняют органы внутренних дел при обеспечении правового режима чрезвычайного положения, можно увидеть, что в этом участвуют практически все подразделения, так как деятельность органов внутренних дел в таких условиях весьма широка и многообразна (административная, оперативно-розыскная, уголовно-процессуальная, профилактическая и др.). С помощью разнообразных методов каждая служба МВД РФ участвует в решении этих задач непосредственно на своих участках работы. Таким образом, реальное обеспечение прав и свобод граждан и их интересов складывается из усилий всех служб Министерства. Тем не менее, для органов внутренних дел именно административная деятельность является основной при осуществлении режима чрезвычайного положения.
Во-первых, эта деятельность носит государственный правовой характер, то есть от имени государства осуществляется органами внутренних дел.
Во-вторых, органы внутренних дел могут применять меры государственного принуждения для исполнения распоряжений, данных
См. подробнее: Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации (с последующими изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. 1996. № 30. Ст. 3605.
в рамках своей компетенции, на основании и в порядке, установленных законом и вытекающих непосредственно из правовой природы режима чрезвычайного положения, что необходимо в условиях данного режима, особенно вводимого по основаниям криминогенного характера.
В-третьих, эту деятельность можно назвать подзаконной, то есть осуществляемой в строгом соответствии с целями и в пределах, определяемых в данном случае Законом «О чрезвычайном положении», и на основе и для исполнения других законов и правовых актов.
В-четвертых, административная деятельность органов внутренних дел в отличие от других видов государственно-властной деятельности в условиях чрезвычайного положения носит исполнительно-распорядительный характер. Для успешного осуществления своих функций по обеспечению этого режима, охране прав и свобод граждан органы внутренних дел наделяются распорядительскими полномочиями, предусматривающими возможность принятия мер административного воздействия к нарушителям правового режима чрезвычайного положения.
Правомерное «ущемление» административно-правового статуса физических лиц, выступая в качестве средства осуществления режима чрезвычайного положения, послужило основанием для выделения особой формы административно-правового регулирования, специфика которой заключается в характере правового воздействия на правоотношения в условиях чрезвычайного положения и выражается в установлении режима административно-правовых ограничений. При расширении компетенции государственных органов они приобретают возможность определенным образом изменить характер принудительного воздействия на физических и юридических лиц. В условиях чрезвычайного положения действие предписаний об ограничении прав и свобод распространяется не на конкретных лиц, а на население всей территории - в данных условиях такой вид регулирования становится преобладающим.
Деятельность органов внутренних дел в условиях чрезвычайного положения характеризуется рядом специфических особенностей. Во-первых, они являются специальными органами государства, деятельность которых направлена на поддержание установленного общественного порядка и необходимой безопасности граждан Во-вторых, органы внутренних дел имеют в своей структуре все не-
обходимые подразделения (службы) для выявления и пресечения противоправных действий в процессе организации и практического осуществления мер, обеспечивающих общественный порядок и безопасность граждан в условиях чрезвычайного положения. В-третьих, осуществление борьбы с противоправными явлениями непосредственно касается значительного числа граждан, проживающих в зоне чрезвычайного положения. В-четвертых, органы внутренних дел, предупреждая и пресекая в данных условиях административные правонарушения и преступления, тем самым способствуют обеспечению и защите основных прав и свобод граждан 1 .
Основными задачами органов внутренних дел, в соответствии с Законом «О чрезвычайном положении», являются:
Охрана государственного, общественного и личного имущества, оставшегося без присмотра;
Спасение людей и имущества, а также защита населения от угрожающей опасности;
Оказание необходимой помощи пострадавшим и обеспечение скорейшего перехода к нормальной жизнедеятельности;
Восстановление и поддержание установленного общественного порядка, предупреждение, пресечение преступлений и иных противоправных действий.
Органы внутренних дел, в зависимости от оснований введения режима чрезвычайного положения, обеспечивают выполнение следующих мер ограничительного характера:
Организуют режим комендантского часа, то есть запрет находиться на улицах и в иных общественных местах в установленное время суток без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность;
Обеспечивают особый режим въезда и выезда граждан;
На объектах, обеспечивающих жизнедеятельность населения данного региона, усиливают охрану общественного порядка;
Вводят особые правила пользования связью, временно изымают у граждан огнестрельное и холодное оружие и боеприпасы, а у предприятий, учреждений и организаций - также и учебную военную технику, радиоактивные, взрывчатые, сильнодействующие химические и ядовитые вещества и материалы;
См. на эту тему: Гончаров И.В. Обеспечение основных прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного положения. - М., 1999. 90
- запрещают отдельным гражданам покидать на установленный срок определенную местность, свою квартиру; выдворяют нарушителей общественного порядка, не являющихся жителями данной местности, за их счет к месту своего постоянного пребывания или за пределы местности, где объявлено чрезвычайное положение;
Ограничивают движение транспортных средств и проводят их досмотр;
Проверяют документы в местах скопления граждан, а в исключительных случаях, при имеющихся данных о наличии у гражданоружия, осуществляют личный досмотр, досмотр вещей, жилища.
Роль органов внутренних дел в обеспечении охраны правопорядка, личной и общественной безопасности резко возрастает при возникновении чрезвычайных ситуаций не только криминогенного, но и природного и техногенного характера. Стихийные бедствия, крупномасштабные аварии и катастрофы являются благоприятными факторами для преступного поведения так же, как и социальные конфликты криминогенного характера.
В вышеперечисленных случаях права человека на жизнь, здоровье, неприкосновенность жилища, честь и достоинство подвергаются прямой угрозе и вызывают необходимость принятия со стороны правоохранительных органов конкретных мер по их защите.
В условиях чрезвычайного положения усложняется выполнение органами внутренних дел задач по обеспечению и защите прав и свобод граждан вследствие известного роста количества правонарушений, необходимости спасения большого числа людей, дезорганизации деятельности сложившейся социальной инфраструктуры. Но кроме возложенных на органы внутренних дел задач в связи с обеспечением режима чрезвычайного положения на подведомственной им территории, они продолжают выполнять свои обычные функции, определенные Законом РФ «О милиции». Это свидетельствует о том, что органы внутренних дел в условиях чрезвычайного положения обладают полномочиями наиболее значительными из всех государственных органов, осуществляющих и обеспечивающих указанный режим, и в то же время на них возлагается основная нагрузка по его обеспечению 1 .
См.: Хазанов С.Д. Правомерное ограничение административно-правового статуса граждан в условиях чрезвычайного положения // Правоведение 1991. С. 59-63.
Органы внутренних дел в деятельности по обеспечению режима чрезвычайного положения, охране и защите прав и свобод граждан используют основные формы работы: правовые (нормотворчество и правоприменение) и неправовые (организационные), то есть специальные внутриорганизационные и иные функции.
В условиях чрезвычайного положения нормотворческая деятельность органов внутренних дел заключается прежде всего в выработке специальных правовых норм, их совершенствовании, изменении, дополнении, отмене, то есть в создании ведомственных нормативно-правовых актов, которые направлены на совершенствование регулирования деятельности конкретных служб и подразделений в данных условиях.
Кроме того, существуют нормативно-правовые акты МВД, регулирующие общие проблемы упрочения законности, соблюдения прав и свобод граждан, следования профессиональной этике.
Важнейшей составляющей юридической деятельности органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного положения служит применение норм права. Правоприменительная деятельность носит в таких условиях в основном охранительный характер.
Это объясняется спецификой складывающихся общественных отношений в зоне чрезвычайного положения, особенностями правового режима.
В чрезвычайных ситуациях, особенно криминогенного характера, в условиях дезорганизации деятельности инфраструктур, дестабилизации общественно - политической обстановки, неурегулированности (особенно на первоначальном этапе) процесса движения населения правоприменение со стороны органов внутренних дел в значительной степени подчинено задачам правоохраны, то есть предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений, производству по делам об административных нарушениях административно-правового режима чрезвычайного положения.
В период чрезвычайного положения могут быть установлены следующие меры: ;
Особый режим въезда и выезда, а также ограничение свободы передвижения по территории, где введено чрезвычайное положение;
Усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения;;
- введение цензуры, ограничение свободы печати и других средств массовой информации. До отмены чрезвычайного положения допускается временный арест печатной продукции, а также временное изъятие звукоусиливающих технических средств и множительной аппаратуры;
Приостановление после соответствующего предупреждения деятельности политических партий, общественных объединений и массовых движений, препятствующих нормализации обстановки;
Введение запрета на проведение собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, а также иных массовых мероприятий, забастовок;
Ограничение движения транспортных средств и их досмотр. Для выполнения задач обеспечения особого правового режима могут вводиться следующие меры:
Установление комендантского часа;
Проверка документов в местах скопления граждан, а в отдельных случаях, при имеющихся данных о наличии у граждан оружия, - личный досмотр, досмотр вещей, жилища и транспортных средств;
Ограничение или запрещение продажи оружия, ядовитых веществ, спиртных напитков; в некоторых случаях допускается временное изъятие у граждан огнестрельного и холодного оружия и боеприпасов, ядовитых и взрывчатых веществ, а у предприятий, учреждений и организаций - также и учебной военной техники и радиоактивных веществ;
Выдворение нарушителей общественного порядка, не являющихся жителями данной местности, к месту их постоянного проживания либо за пределы территории, на которой введено чрезвычайное положение, за их счет и др.
Применение данных мер на части территории России не должно влечь за собой изменения полномочий органов государственной власти, прав общественных объединений, а также прав и обязанностей граждан в других местностях и в стране в целом. При возникновении чрезвычайной ситуации для органов внутренних дел, особенно для милиции, усложняются задачи и увеличивается объем их функций, которые условно можно разделить на три группы.
Первая группа:
Обеспечение безопасности граждан и общественной безопасности, охрана общественного порядка во время крупных произ-
водственных аварий, катастроф; при стихийных бедствиях (землетрясение, ураган, наводнение); радиационных, токсических заражениях местности; крупных пожарах (промышленных, торфяных, лесных); обнаружении взрывоопасных предметов, боеприпасов и разминировании местности; проведении карантинных и других мероприятий во время эпидемий, эпизоотии, экологических катастроф;
Участие в проведении иных специальных мероприятий (операций) по обеспечению безопасности граждан и общественной безопасности, в том числе за пределами места постоянной дислокации подразделений органов внутренних дел и др.
Вторая группа:
Участие в предупреждении, пресечении и устранении массовых нарушений общественного порядка (массовых беспорядков),которые угрожают общественной и личной безопасности граждан;
Розыск и задержание вооруженных и особо опасных преступников (в том числе совершивших побеги из мест лишения свободы); преступников, захвативших заложников;
Пресечение деятельности (разоружение и ликвидация) незаконных вооруженных формирований;
Поиск и задержание преступников, пытающихся захватитьили захвативших воздушное, морское судно и иной транспорт, военную технику, вооружение, другие важные объекты;
Участие в мероприятиях по разблокированию местности;
Участие в проведении иных специальных мероприятий(операций), в том числе по обеспечению безопасности граждан иобщественной безопасности за пределами мест постоянной дислокации подразделений органов внутренних дел и др.
Третья группа:
Организация спасения людей и принятие неотложных мер по обеспечению их безопасности;
Оказание пострадавшим и находящимся в беспомощном состоянии первой медицинской помощи;
Участие в проведении эвакуации населения и ценностей; охрана имущества, оставшегося без присмотра; охрана важных объ-ектов и систем жизнеобеспечения населения районов, пострадавших от чрезвычайных ситуаций;
Обеспечение беспрепятственного проезда скорой медицинской помощи, техники, аварийно-восстановительных, спасательных]и ремонтных формирований; I
- учет потерь населения и регистрация вынужденных переселенцев (беженцев);
Эвакуация лиц, находящихся в специальных учреждениях органов внутренних дел;
Содействие проведению иных мероприятий по ликвидации негативных последствий чрезвычайных ситуаций и восстановлению нормальных условий жизни и деятельности населения.
В целом перечисленные выше функции являются общими функциями органов внутренних дел в условиях чрезвычайных ситуаций; что не исключает возможности возникновения иных дополнительных обязанностей, обусловленных особенностями той или иной чрезвычайной ситуации.
В чрезвычайных ситуациях обеспечение безопасности строится на основополагающих принципах - положениях, идеях, определяющих содержание, а также организацию деятельности соответствующих служб и подразделений органов внутренних дел. Одно из ведущих мест среди них занимают социально-правовые принципы, закрепленные в Конституции Российской Федерации, федеральных законах, актах о правовом положении государственных органов, общественных организаций и граждан, которые отражают объективные закономерности общественного развития.
Согласно ст. 3 Закона РФ «О милиции» деятельность милиции строится в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения прав человека, гласности. Милиция во взаимодействии с другими государственными органами, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами решает стоящие перед ней задачи.
Организационные и тактические принципы, являющиеся производными от социально-правовых, определяют основы организации и деятельность аппаратов и подразделений органов внутренних дел. Их применение имеет большое практическое значение. Они помогают сообразовываться с конкретными условиями обстановки и приходить к правильным управленческим решениям.
Обеспечение безопасности граждан и общественной безопасности в целом - это единая правовая природа и сфера применения организационных и тактических принципов деятельности органов внутренних дел, органически взаимосвязанных и дополняющих друг друга в процессе практического использования.
Комплексный подход к организации обеспечения безопасности; единоначалие и персональная ответственность; готовность сил и средств к действиям в экстремальных условиях; территориальный; отраслевой; готовность сил и средств и другие составляют организационные принципы деятельности органов внутренних дел.
В организации деятельности органов внутренних дел по обеспечению безопасности граждан и общественной безопасности в чрезвычайных ситуациях принцип комплексного подхода предполагает осуществление комплекса организационных мер, которые направлены на предупреждение и пресечение правонарушений, повышение эффективности воздействия на правонарушителей и устранение последствий чрезвычайных ситуаций.
В обстановке чрезвычайной ситуации применение данного принципа определяется:
Учетом комплекса факторов, которые непосредственно влияют на состояние общественного порядка, общественной и личной безопасности граждан;
Необходимостью координации сил и средств различных подразделений и служб органов внутренних дел в решении задач по обеспечению безопасности личности, общества и государства;
Потребностью в согласованности воздействия на общественные отношения, составляющие общественную и личную безопасность граждан, на комплекс причин и условий, способствующихсовершению правонарушений.
В обычных условиях (обстоятельствах) в деятельности органов внутренних дел указанный принцип реализуется при осуществлении планов комплексного использования сил и средств, а в чрезвычайных ситуациях - в специальных планах МВД, ГУВД, УВД, гор-райлинорганов. Данный принцип предопределяет организацию совместного использования основных, дополнительных и приданных сил органов внутренних дел и обусловливает комплексность тактики их применения в проведении мероприятий, направленных на достижение единой цели - обеспечения безопасности.
Территориальный принцип показывает, что определенные аппараты, службы или подразделения органа внутренних дел закреплены за соответствующей территорией, которая чаще всего совпадает с административно - территориальной или национально - территориальной единицей. С помощью указанного принципа осуществляется работа с учетом местных условий, поддерживается тесный
контакт подразделений милиции с другими службами, совместно решаются вопросы укрепления общественной безопасности и борьбы с преступностью на улицах-и в иных общественных местах. В обычных условиях данный принцип в процессе обеспечения общественного порядка и безопасности конкретизируется, например, в организации несения службы патрульно-постовыми нарядами.
Отраслевой принцип прослеживается в специализации служб, подразделений, отдельных нарядов и сотрудников милиции по определенным направлениям работы. Наглядным примером данной специализации могут служить подразделения милиции специального и особого назначения, а также созданные на базе строевых подразделений патрульно-постовой службы милиции в ряде городов России специализированные патрульные группы для борьбы с более распространенными видами правонарушений. Данные группы включают в свой состав сотрудников дорожно-патрульной службы ГИБДД, уголовного розыска, отделов по борьбе с экономическими преступлениями и др. Специализация служб, подразделений и нарядов дает возможность сотрудникам органов внутренних дел глубже изучить задачи и усвоить методы, приемы и способы обеспечения общественного порядка и безопасности, борьбы с правонарушениями в чрезвычайных ситуациях.
Принцип единоначалия и персональной ответственности реализуется в соответствии с требованиями уставов и приказов МВД РФ и является основным условием слаженности и четкости действий подразделений и отдельных сотрудников. Его значение особенно возрастает в экстремальных условиях, когда от быстроты принятия и исполнения решений зависит выполнение служебных задач, а в исключительных случаях и личная безопасность сотрудников органов внутренних дел и граждан.
В деятельности органов внутренних дел немаловажную роль играет принцип готовности их сил и средств к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций. Его осуществление предполагает необходимость заблаговременного проведения комплекса организационных мероприятий: создание специальных органов управления, разработку специальных планов, подготовку личного состава и техники к действиям в условиях чрезвычайной обстановки.
В систему тактических принципов деятельности органов внутренних дел в чрезвычайных ситуациях входят: комплексное использование сил и средств; сосредоточение основных усилий на
важнейших направлениях и в решающий момент; мобильность; предупредительно-профилактическая направленность; активность, внезапность и адекватность действий; взаимодействие и согласованность в ходе оперативных и режимных мероприятий, маневр силами и средствами.
Перечисленные выше принципы целесообразно считать одинаково важными, несмотря на то, что практически их значение в зависимости от обстоятельств может меняться. В одних условиях оперативной обстановки определяющее значение могут иметь одни принципы, а в иных - другие. К примеру, принцип внезапности действий при ликвидации последствий стихийных бедствий не будет высокоэффективен, но при проведении специальной операции по задержанию вооруженного преступника он приобретет первостепенное значение. В то же время универсальность принципа комплексного использования сил и средств не снижается при различных обстоятельствах.
Как тактический принцип комплексное использование сил и средств означает целенаправленную и согласованную деятельность аппаратов, подразделений и нарядов органов внутренних дел, которая осуществляется в тесном взаимодействии с приданными дополнительными силами, а также с другими службами и органами.
Значительное влияние на улучшение оперативной обстановки при осуществлении охраны общественного порядка и обеспечении общественной и личной безопасности граждан в «горячих точках» оказывает комплексное применение сил и средств подразделений и нарядов милиции, службы противопожарной безопасности, внутренних войск, органов федеральной службы безопасности, задействованных для проведения специальных операций, а также других служб и органов.
Обязательным условием реализации мероприятий предупредительно-профилактической направленности является своевременное выявление и устранение обстоятельств и причин, способствующих совершению преступлений и других правонарушений, снижению возможных негативных последствий.
В чрезвычайных ситуациях, вызванных явлениями природно-биологического свойства (стихийными бедствиями, эпидемиями, крупными пожарами, эпизоотиями), использование этого принципа приобретает первостепенное значение, так как в этих условиях он
полностью соответствует основным целям и задачам органов внутренних дел.
Способность к немедленному перемещению в районы чрезвычайных ситуаций, развертыванию в оперативные порядки и осуществлению мер по обеспечению общественного порядка и безопасности, оказанию неотложной помощи пострадавшим, ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф, аварий является принципом мобильности и подвижности сил и средств милиции и других служб органов внутренних дел. Мобильность обеспечивается использованием средств передвижения (водного, автомобильного, железнодорожного и воздушного транспорта), а также соответствующей подготовкой личного состава.
Принцип активности включает инициативу, интенсивность, быстроту и настойчивость в ходе выполнения мероприятий с целью реализации принятых решений. Этот принцип имеет особое практическое значение в деятельности органов внутренних дел по обеспечению общественной безопасности как в обычных, так и в чрезвычайных условиях. Его использование гарантирует эффективность действий нарядов и подразделений, направленных на выявление и своевременное пресечение правонарушений, устранение обстоятельств, угрожающих общественной и личной безопасности граждан. В этом и состоит практическое значение и сущность данного принципа для служб и подразделений органов внутренних дел.
Внезапность действий заключается в неожиданном для правонарушителей применении сил и средств по месту, времени, формам и методам. Практическое использование данного принципа имеет особую значимость для организации службы в условиях чрезвычайного положения, особенно в районах действий незаконных вооруженных формирований и других преступных групп. Он применяется с учетом конкретной обстановки, имеющихся возможностей и возникшей необходимости.
Как тактический принцип адекватность действий означает применение определенных форм, методов, приемов и средств воздействия на правонарушителей, которые соответствуют содержанию, характеру и степени опасности их противоправных действий, с целью обеспечения общественного порядка, личной безопасности граждан и общественной безопасности.
Согласованность и взаимодействие в ходе режимных и оперативных мероприятий основаны на регулярном обмене информа-
цией с сотрудниками оперативных и других служб и подразделений органов внутренних дел, а также с определенными ведомствами, учреждениями, организациями и службами, к примеру, с органами санитарно-эпидемиологического надзора, экологического контроля, и
Применение указанного принципа в деятельности органов внутренних дел, на наш взгляд, наиболее актуально при ликвидации последствий чрезвычайных происшествий, вызванных явлениями социального характера. К их числу относятся опасные преступления, создающие для сил, задействованных в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, экстремальные условия.
Маневрирование силами и средствами заключается в организованном и своевременном их сосредоточении в местах, где складывается напряженная ситуация, с целью их обширного использования. Маневр реализуется с учетом сложившейся обстановки высокой боеготовностью и мобильностью подразделений и нарядов на наиболее важных участках, перераспределением сил и средств, образованием подвижных резервов, наличием бесперебойной проводной и радиосвязи. В условиях быстро меняющейся оперативной обстановки, а также при разрешении внезапно возникших задач в связи со стихийными бедствиями, массовыми беспорядками и другими чрезвычайными ситуациями и происшествиями маневр приобретает особое значение.
В деятельности органов внутренних дел реализация организационных и тактических принципов позволяет обеспечить подразделения и личный состав высокой боевой готовностью к действиям по охране общественного порядка и обеспечению общественной и личной безопасности граждан в чрезвычайных ситуациях.