15.10.2019

Особенности реорганизации управления чрезвычайных органов власти (1941—1945)


"Дни войны суровые настали.
До победы будем воевать.
Мы готовы все, товарищ Сталин,
Край родимый грудью отстоять."

С. Алымов

По Конституции СССР 1936 г. высшим органом государственной власти в СССР являлся Верховный Совет (ВС) СССР, который избирался на 4 года. ВС СССР избирал Президиум ВС СССР - высший орган власти Советского Союза в период между сессиями ВС. Также Верховный Совет СССР избирал правительство СССР - Совет Народных Комиссаров СССР (СНК). Верховный Суд избирался Верховным Советом СССР сроком на пять лет. ВС СССР назначал и Прокурора (Генерального Прокурора) СССР. Конституция 1936 г., или сталинская Конституция, никак не предусматривала порядка осуществления государственного и военного управления страной в условиях военного времени. На представленной схеме руководители структур власти СССР указываются на 1941 г. Президиум ВС СССР был наделен правом объявления состояния войны, общей или частичной мобилизации, военного положения в интересах обороны страны и государственной безопасности. СНК СССР - высший исполнительный орган государственной власти - принимал меры по обеспечению общественного порядка, защите интересов государства и охране прав населения, руководил общим строительством Вооруженных сил СССР, определял ежегодный контингент граждан, подлежащих призыву на действительную военную службу.

Комитет Обороны (КО) при СНК СССР осуществлял руководство и координацию вопросов военного строительства и непосредственной подготовки страны к обороне. Хотя перед войной и предусматривалось, что с началом военных действий военное управление должен был осуществлять Главный Военный Совет во главе с народным комиссаром обороны, этого не произошло. Общее руководство вооруженной борьбой советского народа против немецко-фашистских войск приняло на себя ВКП(б), а точнее ее Центральный Комитет (ЦК) во главе со Обстановка на фронтах была очень сложной, советские войска повсюду отступали. Необходима была реорганизация высших органов государственного и военного управления.

На второй день войны, 23 июня 1941 г., постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) была создана Ставка Главного Командования Вооруженных Сил СССР. Её возглавил народный комиссар обороны Маршал Советского Союза , т.е. реорганизованы органы военного управления. Реорганизация системы государственной власти произошла 30 июня 1941 г., когда решением Президиума ВС СССР, ЦК ВКП(б) и СНК СССР был создан Государственный Комитет Обороны (ГКО) - чрезвычайный высший государственный орган СССР, сосредоточивший всю полноту власти в стране. ГКО руководил всеми военными и хозяйственными вопросами в период войны, а руководство боевыми действиями осуществлялось через Ставку ВГК.

"И в Ставке, и в ГКО никакого бюрократизма не было. Это были исключительно оперативные органы. Руководство концентрировалось в руках Сталина… Жизнь во всем государственном и военном аппарате была напряженная, режим работы был круглосуточный, все находились на своих служебных местах. Никто не приказывал, что должно быть именно так, но так сложилось", - вспоминал начальник Тыла, генерал армии Хрулёв А.В. В первые месяцы Великой Отечественной войны произошла полная централизация власти в стране. Сталин И.В. сосредоточил в своих руках необъятную власть, - оставаясь Генеральным секретарем ЦК ВКП(б), он возглавил СНК СССР, ГКО, Ставку Верховного Главного Командования и Народный комиссариат обороны.

Государственный Комитет Обороны

Государственный Комитет Обороны, созданный на время Великой Отечественной войны, был чрезвычайным органом управления, обладавшим всей полнотой власти в СССР. Председателем ГКО стал Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) , его заместителем - Председатель СНК СССР, нарком иностранных дел В состав ГКО вошли (нарком Внутренних дел СССР), (председатель КО при СНК СССР), Маленков Г.М. (секретарь, начальник Управления кадров ЦК ВКП(б)). В феврале 1942 г. в состав ГКО были введены: Вознесенский Н.А. (1-й заместитель Председателя СНК) и Микоян А.И. (председатель Комитета продовольственно-вещевого снабжения РККА), Каганович Л.М. (заместитель Председателя СНК). В ноябре 1944 г. новым членом ГКО стал Булганин Н.А. (заместитель наркома обороны СССР), а Ворошилов К.Е. был выведен из состава ГКО.

ГКО наделялся широкими законодательными, исполнительными и распорядительными функциями, он объединял военное, политическое и хозяйственное руководство страны. Постановления и распоряжения ГКО имели силу законов военного времени и подлежали беспрекословному исполнению всеми партийными, государственными, военными, хозяйственными и профсоюзными органами. Однако ВС СССР, Президиум ВС СССР, СНК СССР, наркоматы также продолжали действовать, выполняя постановления и решения ГКО. Во время Великой Отечественной войны ГКО принял 9971 постановление, из которых примерно две трети касались проблем военной экономики и организации военного производства: эвакуации населения и промышленности; мобилизации промышленности, выпуска вооружений и боеприпасов; обращения с трофейным оружием и боеприпасами; организации боевых действий, распределения вооружений; назначения уполномоченных ГКО; структурных изменений в самом ГКО и т. д. Остальные постановления ГКО касались политических, кадровых, и других вопросов.

Функции ГКО:
1) руководство деятельностью государственных ведомств и учреждений, направление их усилий на всемерное использование материальных, духовных и военных возможностей страны для достижения победы над врагом;
2) мобилизация людских ресурсов страны для нужд фронта и народного хозяйства;
3) организация бесперебойной работы оборонной промышленности СССР;
4) решение вопросов перестройки экономики на военный лад;
5) эвакуация промышленных объектов из угрожаемых районов и перевод предприятий в освобожденные районы;
6) подготовка резервов и кадров для Вооруженных Сил и промышленности;
7) восстановление разрушенного войной хозяйства;
8) определение объема и сроков поставок промышленностью военной продукции.

Перед военным руководством ГКО ставил военно-политические задачи, совершенствовал структуру Вооруженных сил, определял общий характер их использования в войне, расставлял руководящие кадры. Рабочими органами ГКО по военным вопросам, а также непосредственными организаторами и исполнителями его решений в этой области являлись наркоматы Обороны (НКО СССР) и Военно-морского флота (НК ВМФ СССР).

Из ведения СНК СССР в ведение ГКО были переданы наркоматы оборонной промышленности: Наркомавиапром, Наркомтанкопром, Наркомбоеприпасов, Наркомвооружения, Наркомминвооружения, Наркомсудпром и др. Важная роль в реализации ряда функций ГКО отводилась корпусу его уполномоченных, главной задачей которых был контроль на местах над претворением в жизнь постановлений ГКО по выпуску военной продукции. Уполномоченные имели мандаты, за подписью председателя ГКО - Сталина, в которых чётко определялись практические задачи, которые ГКО ставил перед своими уполномоченными. В итоге предпринятых усилий выпуск военной продукции в марте 1942 г. только в восточных районах страны достиг довоенного уровня ее выпуска на всей территории Советского Союза.

За время войны для достижения максимальной эффективности управления и приспособления к текущим условиям структура ГКО неоднократно менялась. Одним из важных подразделений ГКО было Оперативное бюро, созданное 8 декабря 1942 г. В состав Оперативного бюро входили Берия Л.П., Маленков Г.М., Микоян А.И. и Молотов В.М. В задачи этого подразделения первоначально входила координация и объединение действий всех остальных подразделений ГКО. Но в 1944 г. функции бюро были значительно расширены. Оно стало контролировать текущую работу всех наркоматов оборонной промышленности, а также составление и исполнение планов производства и снабжения отраслей промышленности и транспорта. Оперативное бюро стало отвечать за снабжение армии, кроме этого, на него были возложены обязанности упразднённого ранее Транспортного комитета. "Все члены ГКО имели в своём ведении определённые участки работы. Так, Молотов ведал танками, Микоян - делами интендантского снабжения, снабжения горючим, вопросами ленд-лиза, иногда выполнял отдельные поручения Сталина по доставке снарядов на фронт. Маленков занимался авиацией, Берия - боеприпасами и вооружением. Каждый приходил к Сталину со своими вопросами и говорил: я прошу принять такое-то решение по такому-то вопросу…", - вспоминал начальник Тыла, генерал армии Хрулёв А.В.

Для проведения эвакуации промышленных предприятий и населения из прифронтовых районов на восток при ГКО был создан Совет по делам эвакуации. Кроме того, в октябре 1941 г. был образован Комитет по эвакуации продовольственных запасов, промышленных товаров и предприятий промышленности. Однако в октябре 1941 г. эти органы были реорганизованы в Управление по делам эвакуации при СНК СССР. Другими важными подразделениями ГКО были: Трофейная комиссия, созданная в декабре 1941 г., а в апреля 1943 г. преобразованная в Трофейный комитет; Специальный комитет, который занимался вопросами разработки ядерного оружия; Особый комитет - занимался вопросами репараций и др.

Государственный Комитет Обороны стал главным звеном в механизме централизованного руководства мобилизацией людских и материальных ресурсов страны для обороны и вооруженной борьбы с противником. Выполнив свои функции, Государственный Комитет Обороны Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 сентября 1945 г. был расформирован.

Ставка Верховного Главнокомандования Вооруженных Сил СССР

Первоначально высший орган стратегического руководства военными действиями Советских Вооружённых Сил назывался Ставка Главного Командования. В состав ее вошли члены Политбюро ЦК ВКП(б) Сталин И.В., Молотов В.М., Маршал Советского Союза Ворошилов К.Е., заместитель народного комиссара обороны Маршал Советского Союза Буденный С.М., народный комиссар ВМФ адмирал Флота и начальник Генерального штаба генерал армии , во главе с народным комиссаром обороны маршалом Тимошенко С.К. При Ставке был образован институт постоянных советников в составе: Маршалы Советского Союза и Кулик Г.И.; генералы , Жигарев П.Ф., Ватутин Н.Ф., Воронов Н.Н.; а также Микоян А.И., Каганович Л.М., Берия Л.П., Вознесенский Н.А., Жданов А.А., Маленков Г.М., Мехлис Л.З.

Однако динамичность военных действий, быстрые и резкие изменения обстановки на огромном фронте требовали высокой оперативности в руководстве войсками. Между тем маршал Тимошенко С.К. не мог самостоятельно, без согласования со принимать какие-либо серьезные решения по руководству ВС страны. Он даже не имел права принимать решения о подготовке и использовании стратегических резервов. В целях обеспечения централизованного и более оперативного управления действиями войск постановлением ГКО СССР от 10 июля 1941 г. Ставка Главного Командования была преобразована в Ставку Верховного Командования. Ее возглавил председатель ГКО Сталин. Этим же постановлением в состав Ставки был введен заместитель народного комиссара обороны маршал Шапошников Б.М. 8 августа 1941 г. Сталин И.В. был назначен Верховным Главнокомандующим. С этого времени Ставка Верховного Командования была переименована в Ставку Верховного Главнокомандования (ВГК). В состав её вошли: Сталин И., Молотов В., Тимошенко С., Будённый С., Ворошилов К., Кузнецов Н., Шапошников Б. и Жуков Г.

На завершающем этапе Великой Отечественной войны был последний раз изменён состав Ставки ВГК. Постановлением ГКО СССР от 17 февраля 1945 г. был определен следующий состав Ставки ВГК: Маршалы Советского Союза Сталин И.В. (председатель - Верховный Главнокомандующий), (зам. наркома обороны) и (зам. наркома обороны), генералы армии Булганин Н.А. (член ГКО и зам. наркома обороны) и Антонов А.И. (начальник Генерального штаба), адмирал Кузнецов Н.Г. (нарком ВМФ СССР).

Ставка ВГК осуществляла стратегическое руководство РККА, ВМФ СССР, пограничными и внутренними войсками, . Деятельность Ставки заключалась в оценке военно-политической и военно-стратегической обстановки, принятии стратегических и оперативно-стратегических решений, организации стратегических перегруппировок и создании группировок войск, организации взаимодействия и координации действий в ходе операций между группами фронтов, фронтами, отдельными армиями, а также между действующей армией и партизанскими отрядами. Кроме этого, Ставка руководила формированием и подготовкой стратегических резервов, материально-техническим обеспечением Вооруженных сил, руководила изучением и обобщением опыта войны, осуществляла контроль над выполнением поставленных задач, решала вопросы, касающиеся военных действий.

Ставка ВГК руководила фронтами, флотами и авиацией дальнего действия, ставила им задачи, утверждала планы операций, обеспечивала их необходимыми силами и средствами, через Центральный штаб партизанского движения руководила партизанами. Важную роль в руководстве боевой деятельностью фронтов и флотов играли директивы Ставки, в которых обычно указывались цели и задачи войск в операциях, основные направления, где требовалось сосредоточить главные усилия, необходимые плотности артиллерии и танков на участках прорыва и т.д.

В первые дни войны в условиях быстро менявшейся обстановки, при отсутствии устойчивой связи с фронтами и достоверной информации о положении войск, военное руководство систематически опаздывало с принятием решений, поэтому возникла необходимость создания между Ставкой ВГК и фронтами промежуточной командной инстанции. В этих целях было принято решение о направлении на фронт руководящих сотрудников Народного комиссариата обороны, однако эти меры на начальном этапе войны не дали результатов.

Поэтому 10 июля 1941 г. постановлением ГКО были созданы три Главных командования войск по стратегическим направлениям: Северо-Западное направление во главе с маршалом Ворошиловым К.Е. - координация действий Северного и Северо-Западного фронтов, а также и флотов; Западное направление во главе с маршалом Тимошенко С.К. - координация действий Западного фронта и Пинской военной флотилии, а позже - Западного фронта, Фронта резервных армий и Центрального фронта; Юго-Западное направление во главе с маршалом Буденным С.М. - координация действий Юго-Западного, Южного, а позже и Брянского фронтов, с оперативным подчинением .

В задачу Главных командований входили изучение и анализ оперативно-стратегической обстановки в полосе направления, координация действий войск на стратегическом направлении, информирование Ставки о положении на фронтах, руководство подготовкой операций в соответствии с планами Ставки, руководство партизанской борьбой в тылу врага. В начальный период войны Главные командования имели возможность оперативно реагировать на действия противника, обеспечивая более надежное и четкое управление войсками, а также организацию взаимодействия между фронтами. К сожалению, Главнокомандующие стратегических направлений не только не имели достаточно широких полномочий, но и не располагали необходимыми военными резервами и материальными ресурсами для активного влияния на ход боевых действий. Ставка чётко не определила и круг их функций и задач. Нередко их деятельность сводилась к передаче информации от фронтов в Ставку и, наоборот, приказов Ставки во фронты.

Главнокомандующие войсками стратегических направлений так и не сумели улучшить руководство фронтами. Главные командования войск стратегических направлений начали поочередно упраздняться. Но окончательно Ставка ВГК от них не отказалась. В феврале 1942 г. Ставка возложила на командующего Западным фронтом генерала армии Жукова Г.К. обязанности Главнокомандующего войсками Западного направления, для координации боевых действий Западного и Калининского фронтов в ходе . Вскоре было восстановлено и Главное командование войск Юго-Западного направления. Главнокомандующим был назначен командующий Юго-Западным фронтом маршал Тимошенко С.К., для координации действий Юго-Западного и соседнего Брянского фронтов. А в апреле 1942 г. на южном крыле советско-германского фронта было образовано Главное командование войск Северо-Кавказского направления во главе с маршалом Буденным С.М., которому подчинялись Крымский фронт, Севастопольский оборонительный район, Северо-Кавказский военный округ, Черноморский флот и Азовская военная флотилия. Вскоре от подобной системы управления как мало эффективной пришлось отказаться. В мае 1942 г. были упразднены Главные командования войск Западного и Северо-Кавказского, а в июне - Юго-Западного направлений.

На смену появился институт представителей Ставки ВГК, который получил более широкое распространение в годы Великой Отечественной войны. Представителями Ставки назначались наиболее подготовленные военачальники, которые наделялись широкими полномочиями и направлялись обычно туда, где по плану Ставки ВГК решались главные на данный момент задачи. Представителями Ставки ВГК на фронтах в разное время были: Буденный С.М., Жуков Г.К., Василевский А.М., Ворошилов К.Е., Антонов А.И., Тимошенко С.К., Кузнецов Н.Г., Штеменко С.М., и другие. Верховный Главнокомандующий - Сталин И.В. требовал от представителей Ставки постоянных докладов о ходе выполнения поставленных задач, нередко вызывая их в Ставку в ходе операций, особенно когда что-то не ладилось.

Конкретные задачи своим представителям Сталин ставил лично, сурово спрашивая за упущения и просчёты. Институт представителей Ставки ВГК значительно повысил эффективность стратегического руководства, способствовал более рациональному использованию сил в проводимых на фронтах операциях, легче было согласовывать усилия и поддерживать тесное взаимодействие между фронтами, видами Вооруженных сил, родами войск и партизанскими формированиями. Представители Ставки, имея большие полномочия, могли влиять на ход сражений, вовремя исправлять ошибки фронтового и армейского командования. Институт представителей Ставки просуществовал почти до конца войны.

Планы кампаний принимались на совместных заседаниях Политбюро ЦК ВКП(б), ГКО и Ставки ВГК, правда в первые месяцы войны принцип коллегиальности практически не соблюдался. В дальнейшей работе по подготовке операций самое активное участие принимали командующие фронтами, видами Вооруженных сил и родов войск. По мере стабилизации фронта, реорганизации системы стратегического руководства, совершенствовалось и управление войсками. Планирование операций стало характеризоваться более согласованными усилиями Ставки ВГК, Генерального штаба и штабов фронтов. Наиболее целесообразные методы стратегического руководства Ставка ВГК вырабатывала постепенно, по мере накопления боевого опыта и роста военного искусства у высших звеньев командования и штабов. В ходе войны методы стратегического руководства Ставки ВГК непрерывно развивались и совершенствовались. Наиболее важные вопросы стратегических замыслов и планов операций обсуждались на её заседаниях, на которых в ряде случаев присутствовали командующие и члены военных советов фронтов, командующие видами вооруженных сил и родов войск. Окончательное решение по обсуждаемым вопросам Верховный главнокомандующий формулировал лично.

На протяжении всей войны Ставка ВГК находилась в Москве, что имело большое моральное значение. Члены Ставки ВГК собирались в кремлевском кабинете Сталина И.В., но с началом бомбежек она была переведена из Кремля в небольшой особняк на улице Кирова с надежным рабочим помещением и связью. Ставка из Москвы не эвакуировалась, а во время бомбёжек работа перемещалась на станцию метро «Кировская», где был подготовлен подземный центр стратегического управления ВС. Там были оборудованы кабинеты Сталина И.В. и Шапошникова Б.М., размещалась оперативная группа Генштаба и управлений наркомата обороны.

В кабинете Сталина И.В. одновременно собирались члены Политбюро, ГКО и Ставки ВГК, но объединяющим органом в условиях войны, все же была Ставка ВГК, заседания которой могли проводиться в любое время суток. Доклады Верховному Главнокомандующему делались, как правило, три раза в сутки. В 10-11 часов утра обычно докладывал начальник Оперативного управления, в 16-17 часов - начальник Генштаба, а ночью военачальники ехали к Сталину с итоговым докладом за сутки.

Приоритет в решении военных вопросов принадлежал, безусловно, Генеральному штабу. Поэтому его начальники во время войны практически ежедневно бывали у Сталина И.В., став для него основными экспертами, консультантами и советчиками. Частыми посетителями Ставки ВГК были народный комиссар ВМФ Кузнецов Н.Г. и начальник Тыла РККА Хрулев А.В. Неоднократно Верховный Главнокомандующий встречался с начальниками Главных управлений НКО, командующими и начальниками родов войск. По вопросам, касающимся приема на вооружение боевой техники или поставок ее в войска, вместе с ними приходили наркомы авиационной, танковой промышленности, вооружения, боеприпасов и другие. Нередко по этим вопросам приглашались ведущие конструкторы оружия и боевой техники. Выполнив свои функции, Ставка ВГК в октябре 1945 г. была упразднена.

Генеральный штаб РККА

Генеральный штаб - основной орган планирования и управления Вооруженными Силами в системе Ставки Верховного Главнокомандования. «Такой коллектив, - по мнению Шапошникова Б.М., - требуется для упорядочения гигантской работы по подготовке к войне. Согласовать, гармонировать подготовку... может только Генеральный штаб - собрание лиц, выковавших и проверивших свои военные взгляды в одних и тех же условиях под одним и тем же руководством, отобранных тщательнейшим образом, связавших себя круговой ответственностью, дружными выступлениями, достигших переломов в военном строительстве».

В предвоенный период Генштабом проводилась масштабная работа по подготовке страны к обороне. В Генеральном штабе был разработан «План стратегического развертывания Вооруженных Сил Советского Союза на Западе и на Востоке на 1940 и 1941 гг.», утвержденный 5 октября 1940 г. 15 мая 1941 г. на рассмотрение политическому руководству страны был представлен уточненный проект «Соображений по Плану стратегического развертывания на случай войны с Германией и ее союзниками», но он не был утвержден. Жуков Г.К. писал: "Решением ЦК ВКП(б) и Советского правительства от 8 марта 1941 г. было уточнено распределение обязанностей в Наркомате обороны СССР. Руководство Красной Армией осуществлялось наркомом обороны через Генеральный штаб, его заместителей и систему главных и центральных управлений... Генеральный штаб выполнял громаднейшую оперативную, организационную и мобилизационную работу, являясь основным аппаратом наркома обороны".

Однако по свидетельству маршала Жукова Г.К., бывшего перед войной начальником Генштаба, "...И.В. Сталин накануне и в начале войны недооценивал роль и значение Генерального штаба... очень мало интересовался деятельностью Генштаба. Ни мои предшественники, ни я не имели случая с исчерпывающей полнотой доложить И.В. Сталину о состоянии обороны страны, о наших военных возможностях и возможностях нашего потенциального врага".

Иначе говоря, политическое руководство страны не позволило Генеральному штабу полностью и своевременно реализовать необходимые меры накануне войны. Для ВС СССР в канун войны единственным документом, предписывающим приведение войск приграничных округов в боевую готовность, стала директива, направленная в войска за считанные часы до начала войны (21 июня 1941 г. в 21.45 по московскому времени). В начальном периоде войны в условиях неблагоприятно складывающейся обстановки на фронтах объем и содержание работы Генерального штаба чрезвычайно возросли. Но только к концу первого периода войны отношения Сталина с Генеральным штабом в значительной мере нормализовались. Со второй половины 1942 г. Сталин И.В., как правило, не принимал ни одного решения без предварительного заслушивания мнения Генштаба.

Основными органами управления Вооруженными Силами СССР в ходе Великой Отечественной войны были Ставка ВГК и Генеральный штаб. Данная система управления войсками действовала на всем протяжении войны. В соответствии с требованиями военного времени Генштаб работал круглосуточно. Режим работы Ставки ВГК был практически также круглосуточным. Тон задавал сам Верховный Главнокомандующий, работавший по 12-16 часов в сутки, причем, как правило, в вечернее и ночное время. Основное внимание он уделял оперативно-стратегическим вопросам, проблемам вооружения, подготовке людских и материальных ресурсов.

Работа Генерального штаба во время войны была сложна и многогранна. Функции Генерального штаба:
1) сбор и обработка оперативно-стратегической информации об обстановке, складывавшейся на фронтах;
2) подготовка оперативных расчетов, выводов и предложений по использованию ВС, непосредственная разработка планов военных кампаний и стратегических операций на театрах военных действий;
3) разработка директив и приказов Ставки ВГК по оперативному использованию ВС и планов войны на новых возможных театрах военных действий;
4) организация и руководство деятельностью всех видов разведки;
5) обработка данных и информации нижестоящих штабов и войск;
6) разрешение вопросов противовоздушной обороны;
7) руководство строительством укрепленных районов;
8) руководство военно-топографической службой и снабжением армии топографическими картами;
9) организация и устройство оперативного тыла действующей армии;
разработка положений об армейских соединениях;
10) разработка наставлений и руководств по штабной службе;
11) обобщения передового боевого опыта объединений, соединений и частей;
12) координация боевых действий партизанских формирований с соединениями Красной Армии и многое другое.

Начальник Генерального штаба был не просто членом Ставки, он был заместителем ее председателя. В соответствии с указаниями и решениями Ставки ВГК начальник Генштаба объединял деятельность всех управлений Наркомата обороны, а также Наркомата ВМФ. Более того, начальник Генерального штаба наделялся полномочиями подписывать приказы и директивы Ставки ВГК, а также отдавать распоряжения по поручению Ставки. В ходе всей войны начальник Генерального штаба докладывал военно-стратегическую обстановку на театрах военных действий и предложения Генштаба лично Верховному Главнокомандующему. Докладывал Верховному о положении на фронтах и начальник Оперативного управления Генштаба (Василевский A.M., Штеменко С.М.). За время Великой Отечественной войны Генштаб последовательно возглавляли четыре военачальника - Маршалы Советского Союза Жуков Г.К., Шапошников Б.М., Василевский А.М. и генерал армии Антонов А.И.

Совершенствование организационной структуры Генштаба осуществлялось на протяжении всей войны, в результате чего Генеральный штаб стал органом управления, способным оперативно и адекватно реагировать на изменения обстановки на фронтах. Во время ВОВ произошли необходимые изменения в управлениях. В частности, были созданы направления на каждый действующий фронт в составе начальника направления, его заместителя и 5-10 офицеров-операторов. Кроме того, был создан корпус офицеров-представителей Генерального штаба. Он предназначался для поддержания непрерывной связи с войсками, проверки исполнения директив, приказов и распоряжений высших органов управления, обеспечения Генштаба оперативной и точной информацией об обстановке, а также для оказания своевременной помощи штабам и войскам.

В стране сложилась чрезвычайная обстановка, когда встал вопрос о самом существовании Советского государства.

Все изменения в системе управления не могли решить задач военного времени. Поэтому наряду с традиционными формами власти и управления с началом войны были созданы специальные чрезвычайные органы с особыми полномочиями. Чрезвычайными эти органы были потому, во-первых, что их создание не было предусмотрено Конституцией СССР; во-вторых, их полномочия были выше, чем у конституционных органов власти и управления. Уже в первые дни войны стала видна недостаточность предпринятых для отражения агрессии мер.

Очевидной становилась необходимость сосредоточения всей полноты власти в одних руках, где бы не было разделения на партийные, государственные и военные органы, где быстро и авторитетно решались бы любые вопросы управления. Таким органом и стал Государственный Комитет Обороны (ГКО), созданный совместным постановлением Президиума Верховного Совета СССР, ЦК ВКП(б) и СНК СССР 30 июня 1941 г. Первоначально в состав ГКО вошли 5 человек, а затем был расширен до 9 человек, а к окончанию войны сократился до 8. Возглавил ГКО Сталин.

17 сентября 1941 г. ГКО издал постановление «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР», по которому с 1 октября 1941 г. вводилось обязательное военное обучение всех граждан СССР мужского пола от 16 до 50 лет. Организация этого обучения была возложена на Наркомат обороны и его органы на местах. В составе Наркомата обороны было образовано Управление всеобщего военного обучения (Всеобуч) .

Через наркоматы ГКО руководил работой государственных учреждений и ведомств, а через Ставку Верховного Главнокомандования осуществлял руководство вооруженной борьбой с захватчиками. Упразднен был ГКО Указом Президиума Верховного Совета СССР 4 сентября 1945 г. ГКО обладал неограниченными полномочиями. Его состав свидетельствовал, что в нем собраны наиболее дееспособные и авторитетные люди из высших партийных и государственных органов, наделенных легитимными властными полномочиями. Несмотря на малочисленность ГКО, условия военного времени не позволяли ему собираться регулярно и в полном составе. Решения принимались председателем или заместителем по согласованию с другими членами ГКО.

Постановления Государственного Комитета Обороны имели силу законов военного времени. Все организации - партийные, советские, хозяйственные, общественные - обязаны были неукоснительно выполнять любые постановления и распоряжения ГКО. Комитет обходился небольшим собственным аппаратом управления. Руководство он осуществлял через партийные и советские структуры власти. В республиках, краях и областях, а также в военных, промышленных наркоматах были учреждены должности уполномоченных ГКО.

В прифронтовых местностях решением ГКО создавались областные и городские комитеты обороны, которые объединяли партийную, советскую и военную власть в регионе. Их деятельность была подчинена интересам обороны. Они руководили созданием народного ополчения, строительством оборонительных сооружений, ремонтом боевой техники, вели общественно-воспитательную работу, налаживали мирную жизнь в освобожденных от оккупантов районах.

Государственный Комитет Обороны создавал вспомогательные органы для усиления контроля за отдельными отраслями промышленности оборонного комплекса. В июле 1942 года на совместном заседании Политбюро и ГКО был образован Транспортный комитет . Этот комитет стал единым органом управления всеми видами транспорта. Он мобилизовал ресурсы железнодорожников, водников, авиаторов страны, обеспечивал взаимодействие всех звеньев транспортной системы. В состав Транспортного комитета входили наркомы путей сообщения, морского и речного флота, представители Наркомата обороны. В декабре 1942 года было создано Оперативное бюро ГКО. Этот орган наблюдал за работой промышленных и транспортных наркоматов, составлял месячные и квартальные планы производства важнейших отраслей промышленности, следил за своевременным снабжением их металлами, углем, нефтью, электроэнергией. Оперативное бюро взяло на себя и функции упраздненного Транспортного комитета.

Претерпели изменения в годы Великой Отечественной войны и Вооруженные Силы СССР. Для руководства военными действиями на следующий день после начала Великой Отечественной войны Постановлением СНК и ЦК ВКП(б) была создана Ставка Главного Командования . 10 июля 1941 г. она была преобразована в Ставку Верховного Главнокомандования . Ставка должна была осуществлять стратегическое руководство вооруженными силами страны. Возглавил этот орган и был назначен Главнокомандующим Вооруженными Силами СССР Сталин. См: История государственного управления в России: Учебник. Изд. 3-е, перераб. и доп./Под общ. ред. Р.Г.Пихои. - М.: Изд-во РАГС, 2004. С.289.

24 июня 1941 г. Постановлением СНК СССР ЦК ВКП(б) был образован Совет по эвакуации . Совет работал в тесном контакте с наркоматами, при которых были созданы отделы по эвакуации. В июне 1941 года ЦК ВКП(б) и СНК СССР определили порядок вывоза и размещения людских контингентов и наиболее ценного имущества. В сентябре при Совете по эвакуации было создано Управление по эвакуации населения . Наряду с Советом по эвакуации в октябре - декабре 1941 г. действовал также Комитет по эвакуации . Комитет руководил эвакуацией оборудования, запасов сырья и продовольствия. Размещение эвакуированных предприятий и организаций проводилось совместно с органами власти и управления на местах. Наряду с Советом и Комитетом по эвакуации 22 июня 1942 г. Постановлением ГКО была создана Комиссия по эвакуации . Комиссия действовала по осень 1942 года. Также были созданы и действовали такие чрезвычайные органы управления как Комитет по продовольственному и вещевому снабжению и Комитет по разгрузке транспортных грузов .

На первом этапе войны в силу недостаточной подготовленности страны к активной обороне многие районы СССР оказались оккупированными фашистскими войсками. Несмотря на жесточайшие репрессии, фашистам не удалось полностью парализовать и ликвидировать советскую систему управления на захваченной территории. В зоне немецкой оккупации продолжали действовать или создавались вновь партийные и советские органы. Они опирались на подпольное движение и партизанские формирования.

Партизанское движение зародилось вскоре после оккупации части советской территории. Однако широкий и организованный размах оно получило после того, как было организовано надлежащее управление партизанскими отрядами и формированиями. 30 мая 1942 г. ГКО принял Постановление «О создании при Ставке Верховного Главного Командования Центрального штаба партизанского движения ». В республиках, краях и областях были созданы соответствующие штабы, руководившие партизанским движением. При Военных советах фронтов также создавались партизанские штабы. В тылу немецко-фашистских войск создавались партизанские края, зоны, где восстанавливались органы советской власти, колхозы, предприятия местной промышленности, медицинские, культурно-бытовые и другие учреждения.

Чрезвычайные органы власти и управления создавались и для решения конкретных, возникших в связи с войной задач. Условия военного времени продиктовали создание новых органов управления.

2 ноября 1942 г. Президиум Верховного Совета СССР образовал Чрезвычайную государственную комиссию по установлению и расследованию злодеяний, совершенных немецко-фашистскими захватчиками, и определению нанесенного ими ущерба гражданам, колхозам, государственным учреждениям СССР . На эту комиссию был возложен сбор документальных данных о злодеяниях, их проверка, подготовка материалов об ущербе, причиненном советским гражданам в период оккупации. Аналогичные комиссии были созданы в республиках, краях, областях, городах.

Создание чрезвычайных органов управления не снимало ответственности с традиционных звеньев руководства. От них требовались не только исполнительность, но и инициативность и полная отдача сил. Органы государственного управления, как и вся страна, работали в режиме чрезвычайного положения.

Система учреждений, действующая на территории СССР в период Великой Отечественной войны, которая включала: Наркомат внутренних дел (НКВД), Главное управление государственной безопасности (ГУГБ), Наркомат государственной безопасности (НКГБ).

10 июля 1934 г. было принято решение об образовании Наркомата внутренних дел СССР (НКВД СССР) как централизованного органа управления государственной безопасностью и общественным порядком. Наркомами были Г. Г. Ягода (10.07.1934 - 26.09.1936 гг.), Н. И. Ежов (26.09.1936-25.11.1938 гг.), Л. П. Берия (25.11.1938 - 29.12.1945гг.). В ведение НКВД был передан целый ряд самостоятельных отраслей и учреждений, в т. ч. конвойные войска, изъятые из органов юстиции исправительно-трудовые учреждения, количество которых к февралю 1941 г. достигло 528. Наркоматы внутренних дел были созданы также во всех союзных республиках (кроме РСФСР), а в областях — управления НКВД. В полном объеме в НКВД вошло ОГПУ СССР, преобразованное в Главное управление государственной безопасности (ГУГБ). Вместо упразднявшейся судебной коллегии ОГПУ СССР было создано Особое совещание при наркоме, в состав которого кроме наркома входили его заместители, уполномоченный по РСФСР, начальник Главного управления рабоче-крестьянской милиции (ГУРКМ), нарком республики, на тер-ритории которой возбуждалось то или иное уголовное дело, и Прокурор СССР. Сначала полномочия совещания ограничивались правом применять во внесудебном порядке заключение в ИТЛ на сроки до 5 лет, ссылку под надзор на 5 лет и высылку из СССР. 1 декабря 1934 г. было принято постановление Президиума ЦИК СССР «О порядке ведения дел по подготовке или совершению террористических актов», по которому срок следствия был сокращен до 10 дней, обвинительное заключение вручалось подследственному всего за сутки до суда. Дело в суде рассматривалось без прокурора и адвоката. Обжалование и ходатайства о помиловании не допускались. Приговор к высшей мере наказания приводился в исполнение немедленно. Аналогичный порядок был введен 14 сентября 1937 г. для рассмотрения дел о вредительстве и диверсиях. В результате обострения борьбы за власть в руководстве государства и партии в 1937-1938 гг. страна погрузилась в пучину политических репрессий, от которых пострадали все слои общества. Карательная составляющая аппарата НКВД являлась инструментом в проведении репрессий, но это не спасло НКВД от тотальной чистки. Были арестованы и расстреляны Г. Г. Ягода и Н. И. Ежов, все их заместители и помощники, начальники всех крупных тюрем и лагерей, ответственные за массовые репрессии. Подверглись репрессиям многие чекисты, работавшие в сфере разведки и контрразведки. 3 февраля 1941 г., в соответствии с постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) и указом Верховного Совета СССР, из Наркомата внутренних дел был выделен Наркомат государственной безопасности. За НКВД СССР оставались функции охраны общественного порядка, социалистической и личной собственности, охраны государственных границ СССР, организация местной ПВО, содержание осужденных, военнопленных и интернированных и ряд других функций. В его подчинении оставались пограничные и внутренние войска, а также обслуживающие их особые отделы. На Наркомат государственной безопасности СССР (НКГБ СССР) (нарком — В. Н. Меркулов с 03.02. по 20.07.1941 г. и с 14.04.1943 г. по 04.05.1946 г.) возлагались задачи ведения разведывательной работы за границей, борьба с подрывной, шпионской, диверсионной и террористической деятельностью иностранных разведок внутри СССР, оперативная разработка и ликвидация остатков антисоветского подполья и охрана руководства страны. С началом войны противник сосредоточил на советско-германском фронте основные силы и средства своего аппарата разведки, контрразведки и диверсионных подразделений. Органам государственной безопасности пришлось вести сложную и напряженную работу по вскрытию и пресечению подрывной деятельности спецслужб фашистской Германии, обеспечивать безопасность народно-хозяйственных объектов, поддерживать бдительность, организованность и порядок в стране. Постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) от 25 июня 1941 г. на органы НКВД была возложена задача охраны тыла действующей Красной Армии. Для этой цели использовались войска НКВД, милиция прифронтовых районов и созданные в июне 1941 г. при территориальных органах НКВД истребительные батальоны, которые стали одним из звеньев в системе обеспечения государственной безопасности. С их помощью решались также задачи по борьбе с диверсионно-разведывательными группами противника, розыску и захвату шпионов, охране предприятий, поддержанию общественного порядка в населенных пунктах. В дальнейшем 1350 истребительных батальонов общей численностью 250 тыс. человек пополнили действующую армию. В конце июня 1941 г., в связи с тяжелой обстановкой на фронте, правительство СССР возложило на НКВД формирование 15 стрелковых дивизий из состава пограничных и внутренних войск НКВД. Сформированные дивизии были переданы в действующую армию и приняли активное участие в обороне Ленинграда, битве под Москвой и многих других оборонительных и наступательных операциях. В июне 1942 г. органами НКВД были сформированы и переданы в Красную Армию еще 10 дивизий. На территории, освобождаемой Красной Армией, противник оставлял большое количество диверсионных групп для совершения диверсий на важных объектах, террористических акций в отношении военнослужащих, партийных и советских руководителей. Начиная с января 1942 г., по мере освобождения территории страны, органы государственной безопасности принимали меры к нейтрализации немецкой агентуры, ее пособников и предателей, активно сотрудничавших с оккупантами. В июле 1941 г., по решению ГКО и ЦК ВКП(б), НКВД и НКГБ вновь были объединены в один наркомат — НКВД СССР. Создание единого централизованного органа охраны государственной безопасности и внутренних дел позволило в тяжелый начальный период войны объединить усилия и направить их на борьбу с захватчиками, изменниками и дезертирами. В апреле 1943 г., в связи с изменением военной обстановки, Народный комиссариат внутренних дел окончательно разделился на НКВД СССР и НКГБ СССР. В первые дни войны при наркоме внутренних дел была создана Особая группа, на которую были возложены задачи разведывательно-диверсионной деятельности в глубоком и ближнем тылу противника, организация партизанского движения, руководство специальными радиоиграми с немецкой разведкой с целью дезинформации противника. При Особой группе была создана отдельная мотострелковая бригада особого назначения (ОМСБОН) НКВД СССР. В составе ОМСБОН находилось более 25 тыс. бойцов, из них — 2 тыс. иностранцев. В составе бригады воевали лучшие советские спортсмены, в т. ч. чемпионы по боксу и легкой атлетике. ОМСБОН стал основой диверсионных формирований, забрасывавшихся в тыл врага. 3 октября 1941 г. вместо Особой группы, в связи с затяжным характером войны, оккупацией большинства европейских стран и значительной территории Советского Союза, а также необходимостью осуществления в более широких масштабах разведывательно-диверсионных мероприятий за линией фронта, был создан 2-й отдел НКВД СССР, имевший самостоятельные функции. На его базе 18 января 1942 г. было создано 4-е Управление НКВД-НКГБ СССР. За годы войны Особая группа (2-й отдел НКВД — 4-е Управление НКВДНКГБ СССР, в течение всей войны начальник П. А. Судоплатов) и ее войсковые соединения, выполняли ответственные задания Ставки ВГК, Штаба обороны Москвы, штаба обороны Глав-ного Кавказского хребта, ряда командующих фронтами. В тыл врага было направлено более 2 тыс. оперативных групп общей численностью 15 тыс. человек, обезврежено 2045 агентурных групп противника и ликвидировано 87 высокопоставленных немецких чиновников. Было проведено более 80 радиоигр дезинформационной направленности с абвером и гестапо, среди которых — операции «Монастырь», «Послушники», «Березино». На фронтах Великой Отечественной войны, в тылу врага и в противостоянии с вражеской агентурой погибло более 12 тыс. сотрудников органов государственной безопасности — НКВД, НКГБ и контрразведки «СМЕРШ».

Исторические источники:

Лубянка в дни битвы за Москву. Материалы органов госбезопасности СССР из Центрального архива ФСБ России. М., 2002;

Органы госбезопасности СССР в Великой Отечественной войне: сборник документов. В 3 Т. М., 1995-2003.

Страница 1

В стране сложилась чрезвычайная обстановка, когда встал вопрос о самом существовании Советского государства.

Все изменения в системе управления не могли решить задач военного времени. Поэтому наряду с традиционными формами власти и управления с началом войны были созданы специальные чрезвычайные органы с особыми полномочиями. Чрезвычайными эти органы были потому, во-первых, что их создание не было предусмотрено Конституцией СССР; во-вторых, их полномочия были выше, чем у конституционных органов власти и управления. Уже в первые дни войны стала видна недостаточность предпринятых для отражения агрессии мер. www.briefeducation.ru

Очевидной становилась необходимость сосредоточения всей полноты власти в одних руках, где бы не было разделения на партийные, государственные и военные органы, где быстро и авторитетно решались бы любые вопросы управления. Таким органом и стал Государственный Комитет Обороны (ГКО), созданный совместным постановлением Президиума Верховного Совета СССР, ЦК ВКП(б) и СНК СССР 30 июня 1941 г. Первоначально в состав ГКО вошли 5 человек, а затем был расширен до 9 человек, а к окончанию войны сократился до 8. Возглавил ГКО Сталин.

17 сентября 1941 г. ГКО издал постановление «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР», по которому с 1 октября 1941 г. вводилось обязательное военное обучение всех граждан СССР мужского пола от 16 до 50 лет. Организация этого обучения была возложена на Наркомат обороны и его органы на местах. В составе Наркомата обороны было образовано Управление всеобщего военного обучения (Всеобуч)

Через наркоматы ГКО руководил работой государственных учреждений и ведомств, а через Ставку Верховного Главнокомандования осуществлял руководство вооруженной борьбой с захватчиками. Упразднен был ГКО Указом Президиума Верховного Совета СССР 4 сентября 1945 г. ГКО обладал неограниченными полномочиями. Его состав свидетельствовал, что в нем собраны наиболее дееспособные и авторитетные люди из высших партийных и государственных органов, наделенных легитимными властными полномочиями. Несмотря на малочисленность ГКО, условия военного времени не позволяли ему собираться регулярно и в полном составе. Решения принимались председателем или заместителем по согласованию с другими членами ГКО.

Постановления Государственного Комитета Обороны имели силу законов военного времени. Все организации – партийные, советские, хозяйственные, общественные – обязаны были неукоснительно выполнять любые постановления и распоряжения ГКО. Комитет обходился небольшим собственным аппаратом управления. Руководство он осуществлял через партийные и советские структуры власти. В республиках, краях и областях, а также в военных, промышленных наркоматах были учреждены должности уполномоченных ГКО.

В прифронтовых местностях решением ГКО создавались областные и городские комитеты обороны, которые объединяли партийную, советскую и военную власть в регионе. Их деятельность была подчинена интересам обороны. Они руководили созданием народного ополчения, строительством оборонительных сооружений, ремонтом боевой техники, вели общественно-воспитательную работу, налаживали мирную жизнь в освобожденных от оккупантов районах.

Государственный Комитет Обороны создавал вспомогательные органы для усиления контроля за отдельными отраслями промышленности оборонного комплекса. В июле 1942 года на совместном заседании Политбюро и ГКО был образован Транспортный комитет

Этот комитет стал единым органом управления всеми видами транспорта. Он мобилизовал ресурсы железнодорожников, водников, авиаторов страны, обеспечивал взаимодействие всех звеньев транспортной системы. В состав Транспортного комитета входили наркомы путей сообщения, морского и речного флота, представители Наркомата обороны. В декабре 1942 года было создано Оперативное бюро

ГКО. Этот орган наблюдал за работой промышленных и транспортных наркоматов, составлял месячные и квартальные планы производства важнейших отраслей промышленности, следил за своевременным снабжением их металлами, углем, нефтью, электроэнергией. Оперативное бюро взяло на себя и функции упраздненного Транспортного комитета.

Претерпели изменения в годы Великой Отечественной войны и Вооруженные Силы СССР. Для руководства военными действиями на следующий день после начала Великой Отечественной войны Постановлением СНК и ЦК ВКП(б) была создана Ставка Главного Командования

Слои общества
В законах Хаммурапи проводится чёткая граница между свободным общинником и рабом. Свободный, полноправный общинник именовался «человеком». Свободные люди (землевладельцы, тамкары, жрецы, крестьяне-общинники, ремесленники) делились на рабовладельцев и мелких производителей. Во многих статьях законов защищается частная собственность имущи...

Словакия.
Словацкая церковь находилась под юрисдикцией Эстергомского архиепископства. В 11 в. появляется целый ряд монастырей, ставших крупными земельными собственниками. В середине 15в. вместе с чешским католиком Яном Искрой из Брандеса пришло несколько тысяч гуситских воинов. В Словакии существовало течении братриков (последователи таборитов). ...

Г. Е. Распутин. Отношение русской православной церкви к распутинщине. Краткая биографическая справка
Григорий Ефимович Распутин (по отцу Вилкин, затем Новых) родился предположительно 10 января 1870 года в селе Покровском Тобольской губернии. Родители его, Ефим и Анна Вилкины, сначала, возможно, жили в Саратове. Затем семья переехала в село Покровское, в 80-ти верстах от Тюмени, южнее Тобольска, где местные крестьяне стали называть их Н...

Структура органов государственной власти и управления СССР характеризовалась в период Великой Отечественной войны (1941-1945) сосуществованием конституционных и чрезвычайных органов власти и управления. Появление последних было связано, прежде всего, с острой необходимостью принятия оперативных решений.

Среди неконституционных, чрезвычайных органов власти главную роль играл Государственный комитет обороны (ГКО), созданный 30 июня 1941 г. Он возглавлялся И.В. Сталиным, который незадолго перед войной стал Председателем СНК, а вскоре после начала войны возглавил Ставку Верховного главнокомандующего в качестве Верховного главнокомандующего, а также Наркомат обороны. ГКО состоял из пяти-девяти человек, которые были членами Политбюро ЦК В КП (б) и одновременно являлись заместителями Председателя СНК. Концентрация партийно-государственной власти и ее персонализация, таким образом, достигла своего апогея. ГКО принадлежала вся полнота власти в стране. Его постановления, согласно законам военного времени, подлежали беспрекословному выполнению всеми государственными органами и гражданами СССР. ГКО действовал через уполномоченных и существующие органы власти. В некоторых случаях для решения важных и специфических военных проблем (например, организации эвакуации) при ГКО образовывались специальные органы.

Значительное количество чрезвычайных органов в целях оперативного руководства специфическими областями государственной деятельности было создано при СНК СССР. Для руководства мобилизацией трудоспособного населения в июне 1941 г. был создан Комитет по учету и распределению рабочей силы при СНК СССР. При СНК союзных и автономных республик, областных и краевых исполкомах создавались бюро по учету и распределению рабочей силы. В 1943 г. учреждается Комитет при СНК СССР по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации. В ноябре 1942 г. создается Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко- фашистских захватчиков и их сообщников.

Чрезвычайные органы власти и управления появляются и на местах. Вся полнота власти в области обороны, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности в местностях, объявленных на военном положении, передавалась военным советам фронтов, армий и военных округов. Военным властям предоставлялось право привлекать население к трудовой повинности, изымать для военных нужд личное имущество граждан, регулировать работу учреждений и предприятий, устанавливать нормы отпуска товаров населению, производить обыски и задержания подозрительных лиц, высылать в административном порядке «социально опасных» граждан. Военные власти издавали обязательные для населения постановления, за неисполнение которых виновные привлекались к ответственности в виде лишения свободы на срок до шести месяцев.

В некоторых прифронтовых городах создавались городские комитеты обороны. Их председателями были первые секретари обкомов или горкомов партии. Туда входили представители местных советских, партийных органов, НКВД и военного командования. Местные комитеты обороны не только обладали всей полнотой прав местных советов, но и имели право объявлять города на осадном положении, вводить комендантский час, руководить строительством оборонительных сооружений, формировать части народного ополчения, осуществлять руководство промышленностью города. В случае объявления города на осадном положении военные органы получали право передавать виновных суду военного трибунала или же расстреливать на месте.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав