14.10.2019

Речной флот: Суда на подводных крыльях. Р.Е. Алексеев


В моем детстве не было ничего более завораживающего, чем смотреть на реактивные гражданские самолеты и суда на подводных крыльях. Их стремительные обводы словно вышли из будущего, из научно-фантастических романов, которыми мы зачитывались. Когда на морском горизонте появлялись стремительные морские« Кометы», все пляжи невольно замирали, провожая глазами эти удивительные суда. А вопрос о том, на чем ехать из Ленинграда в Петродворец, был риторическим — конечно, на «Метеоре». Судами на подводных крыльях Советский Союз гордился так же, как космическими ракетами.

Подрезанные крылья

Можно сказать, что на подводные крылья наша страна встала одной из последних. Первые эксперименты судостроители начали проводить еще в конце XIX века. Довольно быстро пароходы уперлись в скоростной предел в районе 30 узлов (около 56 км/ч). Для прибавления к этой скорости еще одного узла требовалось почти троекратное увеличение мощности двигателей. Именно поэтому быстроходные военные корабли потребляли уголь как хорошая электростанция.

Чтобы преодолеть сопротивление воды, было придумано красивое инженерное решение — поднять корпус судна над водой на подводных крыльях. Еще в 1906 году судно на подводных крыльях (СПК) итальянца Энрико Форланини достигло скорости в 42,5 узла (около 68 км/ч). А 9 сентября 1919 года американское СПК HD-4 установило мировой рекорд скорости на воде — 114 км/ч, что и для нашего времени превосходный показатель. Казалось, еще немного, и весь флот станет крылатым.


«Комета 120М» в цехе рыбинского судостроительного завода напоминает скорее недостроенный космический корабль, чем пассажирское судно.

До Второй мировой войны почти все промышленно развитые страны поэкспериментировали с подводными крыльями, но дальше опытных моделей дело не пошло. Довольно быстро вылезли наружу недостатки новых судов: малая устойчивость при волнении, большой расход топлива и отсутствие легких морских «быстрых» дизелей. Дальше всех продвинулись в создании СПК германские инженеры, небольшими сериями выпускавшие во время войны катера на подводных крыльях. После войны главный немецкий конструктор по СПК барон Ганс фон Шертель основал в Швейцарии компанию Supramar и приступил к выпуску пассажирских судов на подводных крыльях. В США СПК занялась компания Boeing Marine Systems.

Русские вступили в эту гонку последними, однако при словах Hydrofoil Boats весь мир в первую очередь вспоминает советские суда на подводных крыльях. За все время Boeing сумел построить около 40 СПК, Supramar — около 150, а СССР — более 1300. И произошло это благодаря таланту и нечеловеческой упертости одного человека — главного конструктора отечественных СПК Ростислава Евгеньевича Алексеева.


Ракета

Довольно долго небольшому конструкторскому бюро Алексеева, которое в Нижнем Новгороде занималось судами на подводных крыльях, не везло: его перебрасывали от министерства к министерству, от одного завода к другому, и большинство заказов уходило к конкурентам в Ленинград в ЦКБ-19, обладавшее несравнимо бóльшим лоббистским потенциалом. Но в отличие от питерцев, Алексеев с самого начала грезил гражданскими судами. Впервые он попытался наладить выпуск гражданского СПК еще в 1948 году, когда предложил заводу «Красное Сормово» проект скоростного разъездного катера на подводных крыльях со скоростью хода более 80 км/ч. Тем более, что к тому времени уже два года удивительная самоходная модель А-5 рассекала на подводных крыльях гладь Волги, завораживая мальчишек. Руководителям того времени идея иметь для разъездов скоростной катер показалась заманчивой — дорог вдоль рек почти не было.

На «Красное Сормово» начали поступать заказы, но военные запретили работы по гражданскому использованию катеров на подводных крыльях по причине секретности. Алексеев потом еще много раз прибегал к различным уловкам, пытаясь обойти военные запреты, и получал бесконечные выговоры. В итоге выстрелила совершенно невероятная история — в обход Минсудпрома Алексеев добился рассмотрения вопроса о постройке пассажирского судна на подводных крыльях на парткоме завода «Красное Сормово». Партком его поддержал и рекомендовал руководству построить такое судно силами завода.


Партии в то время мало кто мог отказать. К тому же Алексеев заручился поддержкой речников — Минречфлота — и вышел на оргкомитет 6-го Всемирного фестиваля молодежи в Москве с предложением показать в действии первое советское СПК как выдающееся достижение водного транспорта СССР. Это предложение попахивало настоящей авантюрой — до фестиваля оставался год. Тем не менее Алексеев со своей командой совершил чудо, и 26 июля 1957 года теплоход на подводных крыльях «Ракета» вышел в свой первый рейс в Москву на фестиваль, неожиданно став там одним из главных шоу-стопперов: он открывал парад судов, катал многочисленные делегации, включая секретарей ЦК КПСС.

Для энтузиастов СПК все изменилось: из изгоев они стали героями, коллектив получил Ленинскую премию, а на СПК посыпались заказы. Одно за другим ЦКБ Алексеева выдавало различные СПК — речные и морские, маленькие и большие, дизельные и газотурбинные. Всего в СССР было построено около 300 «Ракет», 400 «Метеоров», 100 «Комет», 40 «Беларусей», 300 «Восходов», 100 «Полесьев», 40 «Колхид» и «Катранов», две «Олимпии» и еще около десятка экспериментальных судов. Советские СПК стали важным экспортным товаром — их покупали по всему миру, включая США и Великобританию, страны с высокоразвитым судостроением. Одни из последних СПК — большие морские «ракеты» «Олимпии» вместимостью 250 пассажиров — были построены в 1993 году в Крыму. Свернули свое производство и немногочисленные западные конкуренты. Многим показалось, что эра СПК закончилась, как некогда исчезли парусные красавцы-клиперы.


Новая «Комета»

Насколько же надо быть преданным своему делу, чтобы за три десятилетия простоя не дать умереть технологиям и конструкторской школе и верить в возрождение флота СПК! Тем не менее 23 августа 2013 года на судостроительном заводе «Вымпел» было заложено головное судно проекта 23160 «Комета 120М», спроектированное АО ЦКБ по СПК имени Алексеева. Мы сидим в кабинете главного конструктора СПК Михаила Гаранова, поражаясь величественному виду замерзшей Волги за окном, смотрим фотографии строящейся в Рыбинске «Кометы 120М» и говорим о будущем. Внешне новая «Комета» выглядит скорее прямой наследницей той самой первой алексеевской «Ракеты» со сдвинутой назад рубкой и обводами, напоминающими спортивные родстеры золотой эры автомобилей. Первые же «Кометы» были морскими сестрами речных «Метеоров», которые в большом количестве можно увидеть в Санкт-Петербурге на Дворцовой набережной, откуда они отправляются в Петродворец. Рубки тех «Метеоров» и «Комет» были сдвинуты вперед, и хотя в конце XX века они на фоне других судов смотрелись как пришельцы из будущего, сейчас выглядят слегка старомодными.


Крылатая мечта нижегородцев — газотурбоход «Циклон 250М», рассчитанный на перевозку 250 пассажиров на дальность более 1100 км со скоростью свыше 100 км/ч. Главный рынок для них находится в Юго-Восточной Азии.

Новая «Комета 120М» задает новую планку в судовом дизайне. «С точки зрения дизайна «Комета 120М» — это развитие «Колхиды» и «Катрана», — говорит Гаранов. — Если взять фотографии «Метеора» или «Кометы», то носовые обводы несколько другие. Новые же напоминают эскизы Ростислава Алексеева, который, как известно, сам рисовал дизайн своих судов. И совершенно другая рубка, сделанная по типу рубки «Ракеты», находится чуть кормовее миделя. Ее перенос позволил освободить место в носовом и среднем салонах, где мы разместили 120 пассажиров, а в корме — зоне повышенного шума и вибрации — выделить большие помещения для бара».

Авиационные технологии

Руководство судостроительного завода «Вымпел» приняло решение строить головную «Комету 120М» в Рыбинске. Для этого пришлось освоить новые технологии, многие из которых пришли из авиационной промышленности. Дело в том, что корпус СПК «Комета 120М» делается из алюминиевых сплавов. А варить алюминий непросто — сварка «стягивает» металл. Если мы начнем сварку с правого борта, то судно изогнется вправо. Начнем слева — будет тянуть влево. Чтобы сохранить геометрию — а это безопасность, устойчивость судна на курсе, эстетика, — существует в судостроении такая технология, как стапель-кондуктор. Строительство скоростных судов из алюминиево-магниевого сплава ведется в специальном кондукторе из стальных профилей, фиксируется, выставляется «в нули» по нивелиру, по осям. Фактически как постель будущего днища с сотнями ребер жесткости. К этим ребрам с помощью винтовых талрепов притягивается обшивка днища и бортов. После сварки обшивки получается жесткая конструкция, которую никуда уже не поведет. Далее на обшивку устанавливаются шпангоуты, стрингеры, поперечные и продольные переборки. После завершения сварочных работ стапель-кондуктор отсоединяется от днища, и с помощью подъемного крана корпус переставляется на вторую стапельную позицию.


Панели надстройки собираются из листов и профилей из алюминиевого сплава методом точечной (контактной) сварки, пришедшей на смену заклепкам. Дизайнеры предложили сложные обводы корпуса и рубки, но рыбинским судостроителям удалось воплотить их замысел в металле.

В крыльевом устройстве, выполненном из нержавеющей стали, предусмотрены закрылки с приводом от системы автоматического управления движением судна «Сердолик». Система позволяет повысить комфорт на борту за счет снижения качки и перегрузки при движении на волнении, а также в автоматическом режиме управлять движением судна по курсу. Можно на дисплее картографической системы задать маршрут, отметив точки и углы поворота, и наше судно, как самолет, дойдет до нужного порта. Все это усложнило крыло, и для того чтобы идеально соблюсти геометрические размеры, «Вымпел» также изготовил стапеля-кондукторы. Капитанский мостик, говорит Гаранов, выполнен в современном дизайне «стеклянная кабина». Это царство современных электронных приборов с дисплеями — строго в соответствии с правилами регистра. Управляют скоростным судном всего два человека — капитан и старший механик.


На «Комете 120М» много новшеств. Например, здесь впервые была реализована идея самолетной двери. В результате улучшается дизайн, снижается сопротивление воздуха. Так как судно при движении «стоит» на двух крыльях, при волнении оно изгибается, и раньше на СПК часто заклинивало двери. Чтобы этого не происходило, дверные проемы сейчас усилены, их жесткость существенно возросла.

Само крыло со стойкой сделано из нержавеющей стали, а кронштейн, с помощью которого оно крепится к корпусу, — алюминиевый. Как известно, алюминий и сталь образуют гальваническую пару, что ведет к электрокоррозии. Чтобы ее избежать, крепежные болты оклеивают стеклотканью и между фланцами укладывается электроизолирующая прокладка. В сухом состоянии сопротивление изоляции должно быть не меньше 10 кОм.


Из авиации пришел и способ контроля прочности конструкций корпуса и крыльевых устройств. Скоро СПК будет спущено на воду. На крылья и корпус в районе наибольших напряжений будут наклеены тензодатчики, судно будет забалластировано до «полного» водоизмещения и выйдет на мореходные испытания. В случае, если датчики зафиксируют превышение допустимого напряжения, корпус или крылья в этом месте будут усилены. Можно заранее заложить металл с излишком, говорит Гаранов, но судно тогда получится слишком тяжелым. А мы делаем изящную легкую красавицу.

Оптимисты

Сергей Королёв, директор по маркетингу и внешнеэкономической деятельности в ЦКБ по СПК им. Алексеева, смотрит в будущее с оптимизмом. Порядка 20 лет никто не создавал суда на подводных крыльях, говорит он. Весь скоростной флот с СПК — остатки былой роскоши XX века. А спрос на него есть. Например, пассажиропоток на СПК в Санкт-Петербурге вырос с 700 000 в 2014 году до миллиона человек в 2016-м. Это рынок как раз для новой «Кометы 120М». Заложенное в Нижнем Новгороде 45-местное речное пассажирское СПК «Валдай-45» ориентировано на другой рынок — социальные региональные перевозки в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. «Северречфлот» там перевозит большое количество пассажиров, поскольку практически отсутствует автомобильное сообщение.


Активно ведутся переговоры с Египтом, странами Персидского залива, Юго-Восточной Азии. Особые надежды возлагаются на новый пассажирский газотурбоход «Циклон 250М», который идеально подходит для дальних морских маршрутов в Азии. Но об этом в другой раз — чтобы не сглазить.

Статья «В России строятся первые в XXI веке суда на подводных крыльях» опубликована в журнале «Популярная механика» (№3, Март 2017).

Катер «Ракета» - это судно, оснащенное крыльями ниже ватерлинии. Оно классифицируется как «Р» и рассчитано на одновременное обслуживание 64-66 пассажиров. Конкретная вместимость определяется модификацией транспортного средства. «Ракета» имеет габариты 27*5*4,5 м, при ходе осаждается на 1,1 м, во время простоя - на 1,8 м. В порожнем состоянии водоизмещение судна - 18, в наполненном - 25,3. Корабль может двигаться со скоростью не более 70 км/ч, но нормативная - от 60 до 65 км/ч. В конструкции предусмотрен один гребной винт, а главный двигатель установлен в 900—1000 лошадиных сил мощностью.

Катер «Ракета» - это не единичное изделие, а целая серия, запущенная в производство еще в период Советского Союза. Проекты, по которым строились эти судна, назывались:

  • 340МЕ;
  • 340Э.

Начали изготавливать корабли в 1957 году. Их производство продолжалось приблизительно до середины 70-х. За этот период на воду было спущено около трех сотен катеров для речного транспортного обеспечения. Первый из них получил знаковое наименование «Ракета-1». Его строительством по праву гордился завод «Красное Сормово».

Катер «Ракета-1» совершил первое плавание в 1957 году, он был спущен на воду 25 августа. Маршрут пролегал между Казанью и Нижним Новгородом. Всего судно преодолело 420 километров водной поверхности за какие-то семь часов! То, какие показал катер «Ракета» технические характеристики, поразило воображение обывателей. 30 счастливчиков стали теми людьми, кто впервые за столь короткий срок по воде смогли совершить это увлекательное путешествие.

Настоящее и будущее

Так как катер «Ракета» (скорость судна - до 70 км/ч) показал такие отличные параметры, он быстро приобрел популярность. Наименование этого судна в народе практически сразу стало нарицательным. Эта традиция сохранилась и до наших дней - сегодня «ракетами» зовут все корабли, напоминающие классический советский теплоход.

В советский период речной катер «Ракета» был доступен далеко не каждому. Обеспеченные семьи могли позволить себе поездку на выходных в какие-нибудь красивые края: лоцманы доставляли своих пассажиров в очаровательные заливы и бухты, недоступные для путешествующих по суше. Но цена на подобный круиз кусалась. Скажем, электрички, на которых можно было уехать на такое же расстояние от города, обходились дешевле в несколько раз. Тем не менее лучшего отдыха на воде для всей семьи, нежели катер «Ракета», представить себе было просто невозможно.

В наши дни этот корабль и используется ежедневно. Например, его можно увидеть на речном Изо дня в день верные судна перевозят пассажиров между городами и катают туристов по экскурсионным маршрутам.

Столичная «Ракета»

Проекты катеров сразу рассматривались как схемы, по которым нужно будет строить водные транспортные средства для великой советской столицы - Москвы. Поэтому проектировали их лучшие судостроители той эпохи. Соответственно, как только была запущена первая «Ракета-1», в кратчайшие сроки этот корабль оказался в столице. Первый его рейс был совершен в 1957 году в летние месяцы, когда в городе проводили фестиваль, посвященный студенчеству и молодежи. Это было международное мероприятие, в рамках которого власти собирались показать все самое лучшее, что есть в Советском Союзе. И суда речного флота, безусловно, тоже.

Массово суда на подводных крыльях стали эксплуатироваться в акваториях Москвы только в начале следующего десятилетия, где и пользовались заслуженным успехом вплоть до 2006 года. А с 2007-го власти запустили крупномасштабную программу, призванную восстановить внутренний водный транспорт, в частности, парк «Ракет». С 2009 года регулярно совершают рейсы четыре таких корабля:

  • 102 (только для ВИП-рейсов);
  • 191 (ранее курсировал, как 244-й);

Неофициальные источники утверждают, что в скором времени появятся и другие суда на подводных крыльях по легендарным советским проектам - как только закончат работы по восстановлению машин.

Общая характеристика

Катер на подводных крыльях представляет собой такой скоростной корабль, который работает по принципу динамической поддержки. У судна есть корпус, а под ним расположены «крылья». Если корабль медленно перемещается либо стоит, равновесие обеспечивается архимедовой силой. При повышении скорости происходит приподнимание над водной поверхностью силой, которую провоцируют крылья. Такое конструктивное решение позволило минимизировать водное сопротивление, что влияет на скорость.

Речные виды водного транспорта с крыльями сделали то, что ранее казалось невозможным, - скоростное плавание по водным артериям страны. Теперь на поездки стали уходить считаные часы, что привело к быстрому наращиванию популярности транспорта. При этом корабли относительно недороги в эксплуатации и характеризуются длительным сроком службы. Все это стало основой для конкурентоспособности, благодаря чему с момента их запуска и по сей день «крылатые» виды водного транспорта - серьезные соперники других средств перемещения.

Неракетные «Ракеты»

«Ракета» не стала единственным транспортным средством такого типа. Был осуществлён первый пуск на воду этого знакового для корабля, и уже на следующий год вышел на рейс катер на подводных крыльях «Волга». Между прочим, его демонстрировали на Брюссельской выставке, и недаром: корабль смог получить золотую медаль.

Еще спустя два года на воду спустили первый «Метеор» (еще один аналог «Ракеты»), а затем и «Комету», ставшую первой на морских просторах для такого Спустя годы свет увидели многочисленные «Чайки», «Вихри» и «Спутники». Наконец, вершиной кораблестроительства в этой области можно назвать судно «Буревестник» - полноценный газовый турбинный теплоход.

Советский Союз обладал самой большой базой кораблей на подводных крыльях, и во многом это было обеспечено тем, что выпуск «Ракет» был хорошо налажен. Но страна не использовала сама все, что производила: были отлажены каналы продажи теплоходов заграницу. Всего «Ракеты» продавали в несколько десятков разных государств.

Разработкой кораблей с крыльями под водой занимался в основном Ростислав Алексеев. «Ракета» - это один из важных поводов для гордости. Корабль, созданный для маршрутов до полутысячи километров, полностью оправдал вложенные в него деньги и остается привлекательным и по сей день.

Производство всерьез

Когда катера «Ракета» показали свои отличные параметры, доказали надежность и стало ясно, что они имеют немалые перспективы, правительство решило запустить массовое изготовление этих кораблей. Задача была доверена заводу «Море», расположенному в Феодосии. Несколько позднее удалось наладить изготовление суден в следующих городах:

  • Ленинград;
  • Хабаровск;
  • Нижний Новгород;
  • Волгоград.

Также было устроено производство на территории Грузии, в городе Поти.

Производимые корабли экспортировали в:

  • Финляндию;
  • Румынию;
  • Литву;
  • Китай;
  • Германию.

И сегодня «Ракеты» ходят в некоторых из этих стран. Многие корабли со временем переделали под дачи, рестораны, кафетерии.

А как это задумывалось?

Глядя на то, насколько успешным стал корабль, поневоле кажется, что правительство это и планировало. Но было ли так на самом деле? Проект разрабатывался под контролем Министерства судостроения, финансировался государством - этот факт неоспоримый. Но исторические сводки доказывают, что реальных ожиданий и надежд чиновники с этими моделями не связывали. Во многом это было связано с нестандартностью идеи как таковой - опасались, что она вовсе может выгореть. Да и время такое было, когда очень легко остаться «непонятым», что могло не просто стать неприятностью, но привести к полному краху.

Стремясь сделать все возможное, гениальный советский судостроитель Ростислав Алексеев поставил перед собой задачу максимум - спроектировать и построить корабль и продемонстрировать его не абы кому, а сразу самому Хрущеву, то есть, обойдя все нижестоящее начальство. Этот дерзкий план имел шансы на успех и был реализован летом 1957-го. Корабль «на всех крыльях» промчался по Москве-реке и был пришвартован не на случайной пристани, а там, где обычно любил остановиться генеральный секретарь. Алексеев лично пригласил Никиту Хрущева на борт. Так и начался тот заплыв, который позволил судну стать легендарным. Уже тогда главное лицо страны оценил, какое восхищение у публики вызвал обгонявший всех корабль. Да и сам генсек был впечатлен скоростью. Именно тогда и родилась фраза, сохраненная для потомков: «Хватит нам по рекам на волах ездить! Будем строить!».

История не заканчивается

Да, «Ракеты» были популярны, были гордостью нации, их любили, знали, ими восхищались, за них платили деньги. Но время шло, корабли постепенно устаревали. Конечно, первое время их ремонтировали, но когда Светский Союз пошел «под откос», стало не до кораблей. Технический и речного транспорта лишь нарастал. В какой-то момент казалось, что будущего у этого направления средств передвижения практически нет, по крайней мере, не в ближайшие десятилетия.

И вот несколько лет тому назад запустили программу, призванную возродить лучшие теплоходы Советского Союза - «Ракеты». А вместе с ними было решено вложить деньги в «Кометы» и «Метеоры». Несмотря на достаточно сложную экономическую ситуацию в стране, правительство сумело выделить деньги на работы по улучшению транспорта и модернизации кораблей под нужды современности. Была разработана специальная программа, призванная поддерживать суда с крыльями под водой. Важным стал 2016 год, когда судно «Комета 120М» должно было продемонстрировать, что приложенные усилия не пошли прахом.

Но «Ракета» ли была первой?

Сейчас уже мало кто об этом вспоминает, но «Ракета» была не первой попыткой создать транспорт такого вида. Еще до нее велись разработки, предполагавшие, что можно добиться наилучших показателей скорости, если под корпусом судна поместить крылья. Впервые идея такого судна родилась еще в XIX столетии!

Почему не удалось ничего толкового сконструировать раньше, чем это сделал Алексеев? Сначала использовались паровые машины, мощность которых довольно ограничена. Их просто не хватало для того, чтобы развить скорость, при которой крылья оказались бы действительно полезны. Поэтому на том этапе все завершилось фантазиями и предположениями «как это может быть». Впрочем, это были интересные времена: регулярно публика видела все новые типы корпусов и специфику ставили рекорды, но проходили месяцы - и их побивали уже новые судна. Эта гонка казалась нескончаемой. В народе первый корабль, оснащенный крыльями под водой, прозвали «лягушкой». Хоть он и перемещался быстро, но прыгал на поверхности воды и был довольно неустойчивым.

Скоростной флот: как это было?

В 1941 году в Нижнем Новгороде (который в те времена назывался Горьким) в Индустриальном институте была защищена дипломная работа, посвященная глиссеру с крыльями под водой. Автором этого проекта стал Ростислав Алексеев - тот самый, который в будущем «с ветерком» прокатит Хрущева по Москве.

Чертежи продемонстрировали комиссии отличное судно с высокими скоростными показателями. Оно должно было работать по принципу, ранее еще никем не воплощенному в жизнь. В мире на тот момент просто не существовало ничего подобного. Сказать, кто жюри было ошеломлено, - значит, и на половину не выразить их восторга и удивления.

Возможности и консерватизм

Защита дипломной работы прошла для Алексеева на «отлично» и вдохновила его на составление рапорта, в котором он предложил воплотить проект в жизнь. Документ был направлен в ВМФ, а вскоре получен ответ: схемы неудачны, неприемлемы и не интересуют серьезных конструкторов.

Взрослые дяди в советском ВМФ не в игрушечки играли! Ну а подписали в конце довольно-таки лестную для молодого инженера фразу: «Вы слишком опережаете время».

Когда упорство побеждает неверие

Иные бы сдались на месте Ростислава: шла война, денег не было, ситуация обстояла катастрофически сложная, а чем грозило ближайшее будущее и вовсе было невозможно представить. Но молодой специалист не желал сдаваться. Прошел лишь год с момента отказного письма, и вот уже Алексеев наладил контакт с Крыловым, главным конструктором завода, специализировавшегося на водном транспорте. Этот умный человек, способный заглянуть в будущее, увидел в чертежах новоиспечённого инженера возможности прорыва и захотел взглянуть на них поближе. Далее последовали несколько напряженных лет в условиях войны и вскоре после нее. Многочисленные скептики ругали проект, в инженеры трудились над ним, не покладая рук. И в 1957 году, наконец, пришли к реальному успеху.

Новый корабль испытали быстро, и сразу после этого направились в столицу, по совпадению - в период проведения международного фестиваля, который должен был посетить глава государства. Всего лишь за 14 часов судно прибыло на место, в то время как применяемые в те времена речные теплоходы преодолевали это расстояние примерно за три дня. Ну а о том, как сложилась история дальше, вы уже знаете.

Ждал ли сам Алексеев такого триумфа? Вероятно, да. Хотя о масштабах заранее догадываться было сложно. Ждем ли мы сейчас возвращения обновленной «Ракеты» на водные артерии нашей страны? Несомненно, да. Этот корабль стал важным историческим и национальным достоянием, а вместе с тем превосходным транспортным средством, применимым в повседневности.

В России началось возрождение судов на подводных крыльях – знаменитых «Ракет», «Метеоров», «Комет». Работа над усовершенствованием этого вида транспорта не прекращалась даже в тяжелое для российской экономики время. Правительство РФ включило в Федеральную целевую программу развития транспорта новые разработки по судам на подводных крыльях. На 2016 год запланирован спуск головного судна – новой «Кометы 120М». Об истории создания, судьбе и возрождении этого вида водного транспорта – в материале «Совершенно секретно».

«Снялись с якоря из Сан-Фернандо. Курс на Японию. Ближайший порт на Исигаки – 560 миль. Погода – усиление ветра до 7–8 баллов. В целях экономии топлива идем в водоизмещенном положении на одном двигателе». Это запись из бортового журнала «Кометы С-827», сделанная в 1974 году. Пройдет 20 лет, и выпуск принципиально нового вида транспорта – судов на подводных крыльях – прекратится…

В 1990-х годах прошлого века для конструкторского бюро по судам на подводных крыльях наступили непростые времена. Создание «летающих кораблей» было приостановлено на долгие годы, пока идея продолжить эволюционную цепочку «Кометы» не появилась вновь. Изначально предполагалось, что новое судно, которое уже получило свое название, «Комета 120М», будет построено к Олимпиаде в Сочи, поскольку там существовала проблема морских перевозок, грозившая обернуться в дни Олимпиады серьезным препятствием для гостей и принимающей стороны. Однако от проекта поспешили отказаться в пользу конкурентов.

НА «РАКЕТЕ» КАТАЛСЯ ХРУЩЁВ

Впервые транспорт на подводных крыльях появился на Волге летом 1957 года. В Москве в эти дни проходил VI Международный фестиваль молодежи и студентов, столицу посетили 34 тыс. человек из 131 страны мира; там «Ракета» стала действительно мировой сенсацией. Еще через год катер на подводных крыльях получит золотую медаль на Всемирной выставке в Брюсселе Expo 58. Так весь мир узнает о советском конструкторе Ростиславе Евгеньевиче Алексееве.

Справедливости ради следует упомянуть, что и до него предпринимались попытки по ускорению водного транспорта. Уже были испробованы турбины, опробованы воздушные подушки… Первые попытки по созданию судна на подводных крыльях появились еще в XIX веке. Но где-то мощности паровой машины, используемой в качестве двигателя, не хватало для развития скорости, где-то разработки ограничились только теоретическими изысканиями, где-то корпус не поднимался над водой полностью, а каждый новый поставленный рекорд скорости через несколько лет побивался очередной разработкой, демонстрируя, что возможные пределы еще не достигнуты. Первый транспорт на подводных крыльях и вовсе получил неофициальное название «лягушка» – за нелепые прыжки по воде при высокой скорости движения. До устойчивости малопогруженных подводных крыльев было еще далеко.

Эра скоростного флота в том виде, в котором она стала известна всему миру, началась только в 1941 году. В этот год Ростислав Алексеев, студент Горьковского индустриального института, защитил дипломную работу «Глиссер на подводных крыльях». На чертежах будущий инженер-кораблестроитель представил быстроходное судно, работающее по неизвестному ранее принципу подводных крыльев. Аналогов мировая история кораблестроения еще не знала, комиссия была ошеломлена.

После блестящей защиты Ростислав Алексеев пишет рапорт на имя наркома ВМФ с предложением по созданию скоростного катера на основе имеющихся у него разработок. Ответ не заставил себя ждать: представленные вами схемы неприемлемы, эти конструкции обречены на неудачу. В самом конце письма было сказано: «Вы слишком опережаете время».

Шла война, проект, казалось, был уже отложен на неопределенный срок. Но менее чем через год после получения отказа из ВМФ на предложение по созданию нового вида транспорта главный конструктор завода Крылов попросил Алексеева рассказать о своих наработках лично. Еще несколько лет работы в тяжелых военных и послевоенных условиях, споры со скептиками, и снова работа, работа, работа… В мае 1957 года первая «Ракета» была спущена на воду.

Испытания были непродолжительны. Уже в конце июля «Ракета» взяла курс на тот самый Фестиваль молодежи и студентов в Москву из своей родной гавани. «Ракете» понадобилось всего 14 часов хода, чтобы добраться до Москвы из Горького. Для сравнения – на тот момент самый быстроходный речной транспорт преодолевал такое же расстояние только за трое суток.

На борту первого междугороднего рейса находились сотрудники Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях во главе с Ростиславом Алексеевым, в капитанской рубке находились капитан Виктор Полуэктов и Герой Советского Союза Михаил Девятаев. Три недели в Москве «Ракета» совершала прогулочные рейсы, на ней прокатился даже сам Никита Сергеевич Хрущёв.

Как только «Ракета» вернулась в родной причал Горького, было объявлено о регулярном рейсе из Горького в Казань, и судно на подводных крыльях надолго стало символом города, где было изобретено. Через год было объявлено о серийном производстве на заводе «Красное Сормово». Еще через год, в 1960-м, к серийному выпуску «Ракет» подключился и Феодосийский судостроительный завод «Море».

КОМЕТА В ОКЕАНЕ

Свой первый рейс из Горького в Казань и расстояние в 420 км «Ракета» прошла за 7 часов. Для сравнения, обычный теплоход тратил на это в четыре раза больше времени. Более суток на теплоходе только в одну сторону! А «Ракета» успела сделать рейс обратно в тот же день, что называется засветло.

Конструкторское бюро по судам на подводных крыльях под руководством Ростислава Алексеева тем временем решило работать по простой схеме: «Новый год – новый пароход». Ежегодно выпускались новые модели судов на подводных крыльях. На одно из первых испытаний «Ракеты» в качестве гостя был приглашен конструктор космической техники Сергей Павлович Королёв. Сыграл ли этот факт особую роль при выборе первых названий для новых видов транспортных средств на подводных крыльях или просто сказался общий космический подъем в науке, но за «Ракетой» последовал «Метеор», за «Метеором» – «Комета», за «Кометой» – «Спутник»… Космическим скоростям давали космические названия.

Но имя самого первого судна стало нарицательным и часто продолжало использоваться для обозначения всех судов подобного типа: пассажирских, грузопассажирских, грузовых, патрульных, спасательных и специального назначения. Постепенно скоростные суда связали между собой города и поселки, областные центры с районными городками. Это был невероятный подъем отечественного скоростного судостроения.

«Комета» стала последним теплоходом, спроектированным лично Ростиславом Алексеевым и первым в серии морских пассажирских теплоходов на подводных крыльях. Пусть и с поправкой на такие недостатки, как шум и вибрация, ощутимые на пассажирских креслах, установленных возле двигателей, «Комета» считается самым удачным из всех судов на подводных крыльях. Адаптированная к условиям, диктуемым неспокойной стихией моря, с устойчивостью к волнам, рассчитанная на 120 пассажиров и скорость 60 км/ч, «Комета» дала невиданную до этого возможность – с комфортом и быстро перебираться вдоль морских побережий.

В 1974 году «Комета» начала свое путешествие по странам юго-восточной Азии из Сингапура. В порт Сингапура «Комету» доставило советское торговое судно «Зоя Космодемьянская», там «Комета» встала уже на свои крылья и отправилась в Малайзию, Таиланд, Филиппины. Для «Кометы» это не было первым морским путешествием – до этого она прошла морской путь вдоль Европы.

Среди гостей, пришедших посмотреть на «Комету» в Маниле, был командующий военно-морским флотом Филиппин. Для страны тысячи островов скоростной морской транспорт был особенно интересен. Четыре рейса за день выполняла «Комета» между филиппинскими островами Илоило и Калапан. Предполагалось, что это будут обычные пассажирские рейсы, но стоит ли говорить, что всех желающих вместить на свой борт «Комета» не смогла.

После Филиппин будет Япония, а газеты назовут маршрут в 560 миль открытым океаном слишком смелым – шла осень, время штормов и тайфунов. «Комета» выдержала и эту проверку на мореходность и благополучно добралась до Страны восходящего солнца. В Японии уже тогда ценилось все, что помогает экономить время, была развита система монорельсовых дорог и скоростных поездов, но и советские суда на подводных крыльях неожиданно оказались конкурентоспособными. Тогда впервые Япония приобрела судно у России.

Спрос на советские суда на подводных крыльях во всем мире увеличился настолько, что стал превышать возможности советского экспорта. «Кометы» уже плавали в Америке, Англии, Франции, Греции, Марокко… Япония стала девятнадцатой страной, купившей теплоход на подводных крыльях. Советский Союз не только поставлял крылатые корабли в разные уголки мира, но и обеспечивал их техническое обслуживание, проводил подготовку специалистов. С 1959 по 1976 год было построено 389 «Ракет», в том числе 32 на экспорт.

«Ракеты» обеспечивали быструю и надежную связь по воде на Волге и на реках Сибири. В СССР суда на подводных крыльях ежегодно перевозили на регулярных линиях более 20 млн пассажиров. Конструкторское бюро по судам на подводных крыльях из года в год продолжало выпускать новые модели судов: «Вихрь», «Циклон», «Буревестник», «Спутник», «Колхида», «Восход», «Альбатрос», «Зенит» … А ведь были еще экранопланы – чудо техники от русского гения Ростислава Алексеева. И судостроительные заводы заработали по авиационным технологиям.

У Ростислава Алексеева был план запустить пассажирский экраноплан в Балтийское море – путь от Санкт-Петербурга до Калининграда составил бы всего три часа. Было предложение превратить один из экранопланов в спасательное судно, а потом больше – 15 таких спасательных судов в разных точках морей и океанов, благодаря своей невероятной скорости, покрыли бы своей проходимой способностью весь Мировой океан, став базовой основой Всемирного спасения на водах.

Казалось бы, эти новые проекты ждет большое будущее, но наступили 1990-е годы…

РАКЕТА-КАФЕ, РАКЕТА-БАР, РАКЕТА-РЕСТОРАН…

На самом деле причин, по которым использование «Ракет» как транспорта пошло на спад, хватало. С развитием сети автодорог и распространением личных автомобилей регулярные речные перевозки стали пользоваться все меньшей популярностью.

Один за другим закрывались «ракетные» рейсы с формулировкой «нерентабельно». Увеличение стоимости проезда объясняли дорогим топливом и отсутствием финансирования. Списание со счетов «Ракет» как регулярного транспорта объяснялось невозможностью их круглогодичного использования по причине сезонности. Недостаток финансирования обернулся проблемами с ремонтно-обслуживающей базой. Как следствие, некогда поражающие воображение суда на подводных крыльях стали приходить в ужасающее состояние, что-то продавалось, а что-то списывалось на берег.

Списанные на берег «Ракеты» переоборудовали в кафе, бары и рестораны. На сайте флота судов на подводных крыльях можно проследить судьбу практически каждой ракеты от года создания, первого рейса и порта приписки до года списания.

Но на некоторых маршрутах «Ракеты» держались, несмотря ни на что, еще долгое время. «Ракеты» и «Метеоры» из Ярославля до 2003 года ходили не только по области, но и в города соседних – Тверской, Ивановской, Костромской и Нижегородской – областей. В Якутии регулярный рейс Якутск – Олекминск существовал еще в 2001 году, а на Каме последняя скоростная линия Пермь – Набережные Челны была закрыта в 2003-м.

Сфера применения «Ракет» сужалась год от года. В основном их использовали в качестве прогулочных или экскурсионных катеров. Так, например, в Санкт-Петербурге действует несколько конкурирующих между собой фирм, имеющих свой флот скоростных судов. «Метеоры» летают по линиям Санкт-Петербург – Петергоф и Санкт-Петербург – Кронштадт. Время пути составляет полчаса. Цена на этот рейс рассчитана на туристов и, наверное, на ностальгические чувства тех, кто еще помнит регулярные рейсы «Ракет» по Волге.

«РАКЕТЫ» ВОЗВРАЩАЮТСЯ К РОДНЫМ БЕРЕГАМ

Тем не менее Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) имени Р. Е. Алексеева продолжало свою работу над новыми проектами. В 2011 году их наработки были включены в Федеральную целевую программу развития транспорта.

«В России давно назрел вопрос обновления водной транспортной системы – срок эксплуатации многих судов достигает более 40 лет. Сейчас ЦКБ по СПК возрождает скоростной флот, считая, что альтернативы скоростным судам во многих регионах планеты просто нет, – пояснили «Совершенно секретно» в ОАО «ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева». – Основной стратегической целью является создание широкой и разветвленной сети судоходных линий с использованием высокоскоростных морских, речных, озерных кораблей, судов и катеров различного назначения, на различных принципах поддержания, как в стране, так и за рубежом».

Строительство усовершенствованной версии «Кометы» – «Комета 120М» – началось в 2013 году, с января шла подготовка к строительству, летом был заложен корпус, а спуск головного судна запланирован на лето 2016 года. Отличие новой «Кометы» от предыдущей в увеличении водоизмещения (с 59 до 70 т) и скорости (с 60 до 65 км/ч). Количество мест для пассажиров останется прежним – 120. Также, предполагается, что новое судно будет другого цвета, но это уже детали.

«В 2016 году «Комета 120М» будет спущена на воду на судостроительной верфи «Вымпел» в г. Рыбинск, – сообщили в ЦКБ. – Судно оснащено интуитивно понятной современной системой управления, специально разработанной для оптимизации управления, снижения нагрузки на экипаж. Новая «Комета» обеспечит пассажиров возможностью комфортного путешествия в современных просторных салонах эконом- и бизнес-класса, креслах авиационного типа, с современной системой кондиционирования, вместительными багажными полками для каждого пассажира. Кроме того, применена система умерения качки и перегрузки».

«Комета 120М» не единственное судно на подводных крыльях, работа над которым сейчас ведется. Кроме него, планируется построить морской «Циклон 250М» и речные «Альбатрос 120Р» и «Валдай 45Р». В эти новые проекты также были внесены изменения по сравнению с предыдущими образцами. У «Циклона 250М» за счет газотурбинных двигателей будут увеличены скоростные возможности, количество посадочных мест, как и на «Циклоне», останется неизменным – 250. Предшественником «Альбатроса 120Р» послужил «Буревестник».

Помимо высокого уровня комфорта для пассажиров и экипажа, проекты ЦКБ по СПК предлагают значительные экономические преимущества перевозчикам: снижение расхода топлива за счет применения новых двигателей, улучшенных гидродинамических характеристик, использования композиционных материалов в конструкции корпуса судов; снижение стоимости технического обслуживания за счет применения современных технологий; снижение капитальных затрат и эксплуатационных расходов. Как отметили в конструкторском бюро, «проекты предполагают максимальную экологическую безопасность для окружающей среды. Показатели выброса газов и уровня шума соответствуют международным экологическим нормам».

В ОАО «ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева» сообщили «Совершенно секретно», что «они формируют многопрофильное предприятие, объединяющее в себе проектирование, сопровождение и строительство судов, их эксплуатацию и последующее техническое обслуживание, вплоть до утилизации».

«На Х международной выставке и научной конференции по гидроавиации «Гидроавиасалон-2014» ЦКБ по СПК представило головной катер на подводных крыльях «Дельфин», – рассказали в конструкторском бюро. – Катер может использоваться в качестве служебно-разъездного катера, для морских прогулок в дневное время суток, в том числе с возможностью буксировки водного лыжника или парашютиста. На сегодняшний день идет строительство катеров на подводных крыльях по проекту «Дельфин» для индивидуальных заказчиков пассажировместимостью семь или десять человек в зависимости от модификации, скорость хода до 45 узлов».

Предполагается, что на Волгу, а точнее на ее нижегородский участок, вернется «Валдай 45Р». «Валдай 45Р» спланирован так, что при малой осадке может преодолевать те мелководные участки, где обычное судно не смогло бы пройти. Кроме того, его технические возможности позволят подходить к необорудованному берегу, что также станет преимуществом «крылатых кораблей».

«Валдай 45Р» будет готов обеспечить перевозку сорока пяти пассажиров в светлое время суток со скоростью хода до 65 км/ч. «При проектировании большое внимание специалисты уделили комфорту и безопасности пассажиров и экипажа, также максимальной экономической выгоде для судовладельцев и экологической безопасности для окружающей среды, – пояснили «Совершенно секретно» в ЦКБ. – Предполагается установка современных высокоэкономичных двигателей для обеспечения максимальной экономической выгоды для судовладельцев. Инвестиции в этот перспективный проект выделяются из средств предприятия».

Как рассказали в ЦКБ, «уже сейчас к СПК «Валдай 45Р» проявляют интерес правительство Нижегородской, Самарской областей, Республики Татарстан и многие другие. Он может использоваться в качестве речного такси, корпоративного транспорта и туристического теплохода. В сравнении с СПК предыдущего поколения улучшены гидродинамические характеристики, снижен расход топлива за счет применения новых двигателей. Конструкция корпуса будет изготовлена из алюминия, надстройки – из композитных материалов.

«Нашими проектами интересуются иностранные заказчики. ЦКБ по СПК открыто к диалогу с будущими партнерами. Именно от заказчиков будет зависеть, какое количество судов на подводных крыльях «Валдай 45Р», «Комета 120М» будет выпущено», – пояснили «Совершенно секретно» в ОАО «ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева».

В «МЕТЕОРАХ» ЗАИНТЕРЕСОВАН «ГАЗПРОМ»

В основном сейчас в России суда на подводных крыльях используются в туристическом бизнесе и для частных перевозок. Сферу эту предполагается расширять. Так, «Газпром» заинтересован в использовании «Метеоров» для обслуживания нефтяных месторождений и доставки туда людей вахтовым методом. «Для освоения Арктики мы предлагаем суда на воздушной подушке, экранопланы, транспортно-амфибийные платформы, – заявили в ОАО «ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева». – СПК может обслуживать месторождения только в летнее время, с функцией доставки людей на буровые платформы».

Эксплуатация судов на подводных крыльях предполагается на реках по всей территории России от Центральной части до Дальнего Востока, а также в Чёрном море. Керченская переправа как единственный маршрут применения не целесообразен, считают в ЦКБ.

В Санкт-Петербурге четыре туристические компании, которые используют суда на подводных крыльях. Пресс-секретарь питерской ГК «Астра Марин» Дарья Филимонова сообщила «Совершенно секретно», что «в сезон в день «Метеоры» перевозят порядка 1,5 тыс. человек и эти маршруты пользуются большой популярностью».

«В нашем «парке» 6 «Метеоров», которые по скоростной линии Peterhof Express совершают регулярные рейсы в Петергоф, Кронштадт, крепость «Орешек»», – сказала она. О строительстве новых СПК в Нижегородской области главы туристических компаний пока ничего не слышали. По их словам, «слухи о строительстве постоянно возникают, но конкретики пока никакой не поступало – у всех пока только планы».

«Строительство современных скоростных судов стало бы отличным подспорьем для развития туристической сферы, – считают в ГК «Астра Марин». – Работающий сейчас скоростной флот отлично справляется с перевозкой пассажиров, но появление новых судов так же дополнительно привлекло бы внимание к маршрутам, по которым эти суда будут ходить – люди любят пробовать что-то новое».

Дарья Филимонова заявила «Совершенно секретно», что «по всей стране много мест, на которых актуальны скоростные линии».

«Если говорить о Санкт-Петербурге, то вероятно расширение маршрутов в пригороды, – отметила она. – Но это возможно только параллельно с развитием инфраструктуры и туристической привлекательности этих пригородов. Если суда будут схожи с судами типа «Ракета» – это существенно расширит карту маршрутов, например, на Валаам, куда могут ходить «Ракеты», но не могут ходить «Метеоры» в связи со своими техническими характеристиками».

Приподнявшись над поверхностью воды, эти суда проносятся мимо со скоростью курьерского поезда; вместе с тем они предоставляют своим пассажирам такой же комфорт, как на реактивном воздушном лайнере.
Только в одном Советском Союзе - ведущей стране по судам этого класса - суда различных типов на подводных крыльях ежегодно перевозили на регулярных линиях более 20 млн. пассажиров.
В 1957 году с Феодосийского судостроительного завода в Украине сошла первая «Ракета» проекта 340. Теплоход способен был развивать неслыханную по тем временам скорость 60 км/час и брать на борт 64 человека.


Вслед за «Ракетами» в 1960-х появились более крупные и комфортабельные двухвинтовые «Метеоры» производства Зеленодольского судостроительного завода. Пассажировместимость этих судов составляла 123 человека. Теплоход имел три салона и бар - буфет.



В 1962 году появляются «Кометы» проекта 342м, фактически те же «Метеоры», только модернизированные для эксплуатации в море. Они могли ходить при более высокой волне, имели радиолокационное оборудование (РЛС)



В 1961 году, одновременно с запуском в серию Метеоров и Комет, нижегородский судостроительный завод «Красное Сормово» спускает на воду судно проекта 329 «Спутник» - самый крупный СПК. Он перевозит 300 пассажиров, со скоростью 65 км/час. Также, как и с Метеором, построили морскую версию «Спутника», названную «Вихрь». Но в течение четырех лет эксплуатации, выявилась масса недостатков, в том числе - большая прожорливость четырех двигателей и дискомфорт пассажиров из-за сильной вибрации.

Для сравнения «Спутник» и «Ракета»

«Спутник» сейчас...
В Тольятти из него сделали то-ли музей, то-ли кабак. В 2005 году случился пожар. Сейчас это выглядит так.



«Буревестник» - одно из самых красивых судов из всей серии! Это газотурбоход разработки ЦКБ СПК Р.Алексеева, г.Горький. «Буревестник» был флагманом среди речных СПК. Имел силовую установку на основе двух газотурбинных двигателей позаимствованных из гражданской авиации (с Ил-18). Эксплуатировался c 1964 г. до конца 70-х годов на Волге на маршруте Куйбышев - Ульяновск - Казань - Горький. «Буревестник» вмещал 150 пассажиров, и имел эксплуатационную скорость 97 км/час. Однако в серийное производство не пошел - два авиационных двигателя производили большой шум и требовали много топлива.

С 1977 года не эксплуатировался. В 1993 году разрезан на лом.

В 1966 году гомельский ССРЗ выпускает судно для неглубоких рек, глубиной чуть более 1 метра «Беларусь» пассажировместимостью 40 человек и скоростью 65 километров в час. А с 1983 года станет выпускать модернизированную версию «Полесье», которая уже берет на борт 53 человека при той же скорости.


Ракеты и Метеоры старели. В ЦКБ Р. Алексеева создавались новые проекты. В 1973 году Феодосийский судостроительный завод спускает на воду СПК второго поколения «Восход».
«Восход» - это прямой приемник «Ракеты». Это судно экономичней и вместительней (71 чел.).



В 1980 году на ССЗ им. Орджоникидзе (Грузия, Поти) открывается производство СПК «Колхида». Скорость судна 65 км/час, пассажировместимость 120 человек. Всего было построено около сорока судов. В настоящее время в России эксплуатируются только два: одно судно на линии Санкт-Петербург - Валаам, под названием «Триада», другое в Новороссийске - «Владимир Комаров».




В 1986 году в Феодосии был спущен на воду новый флагман морских пассажирских СПК двухпалубный " Циклон", который имел скорость 70 км/час и брал на борт 250 пассажиров. Эксплуатировался в Крыму, потом был продан в Грецию. В 2004 году вернулся в Феодосию на ремонт, но стоит там до сих пор в полуразобранном состоянии.


Во всём мире признанно считать советского кораблестроителя Ростислава Евгеньевича Алексеева (18 декабря 1916 - 9 февраля 1980) отцом высокоскоростных транспортных средств на динамической «воздушной подушке», то есть создателем судов на подводных крыльях (СПК), экранопланов и экранолётов.

Высокоскоростные суда на «воздушной подушке» летящий в пределах действия аэродинамического экрана, то есть на небольшой высоте от поверхности воды, земли, снега или льда разрабатывались многими инженерами и конструкторами в разных странах мира. В 1957 году Ростиславу Алексееву удалось создать первый высокоскоростной теплоход «Ракета» на подводных крыльях , обладающих подъёмной силой, поднимающей судно над поверхностью воды. Только через 4 года нечто подобное сделали в США.

Первые речные или морские суда на подводных крыльях (СПК) были спроектированы и построены в 1957 году коллективом Центрального конструкторского бюро завода «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде. Свой первый рейс высокоскоростной теплоход «Ракета-1» с 30 пассажирами на борту, совершил 25 августа 1957 года по маршруту Горький – Казань — 420 километра за 7 часов. Профиль подводного крыла изогнут так, что при движении катера в воде он создает суммарную силу, направленную вверх, то есть выталкивающую судно из воды. За счёт уменьшения сопротивления воды, судно могло развивать высокие скорости.

В 1958 г. на заводе «Красное Сормово» был построен катер «Волга», удостоенный Золотой медали на Брюссельской выставке. В 1960 году появился высокоскоростной теплоход «Метеор», а в следующем году - первый морской теплоход на подводных крыльях «Комета».
В последующие годы на заводе «Красное Сормово» были построены теплоходы «Спутник», «Вихрь», «Чайка» и турбоход «Буревестник». В народе все они назывались «ракетами» – по имени первенца.

В 60-х годах прошлого века Советский Союз обладал самым большим в мире флотом крылатых судов, насчитывающий более 1000 катеров. Советские крылатые суда успешно экспортировались во многие страны мира, в том числе в США, Англию, ФРГ, Францию, Италию.

Серийный выпуск высокоскоростных теплоходов «Ракета» на подводных крыльях (СПК), был налажен в 1959 году на феодосийском судостроительном заводе «Море» в Крыму. С 1959 по 1976 год в Феодосии, на судостроительном заводе «Море» было построено 389 теплоходов «Ракета», в том числе 32 СПК — на экспорт.

У Рыбальского острова в Киеве видели последнюю действующую СПК «Ракету» на закрытой территории. Судно на подводных крыльях «Хвиля» предназначена для служебного пользования чиновниками Министерства транспортаа. Говорят, в этом году СПК «Хвиля» раза 4 плавала в Канев по служебным делам.

В Евпатории планируется наладить морское сообщение теплоходами с помощью «морских трамвайчиков» и «морских такси», а также прогулочных и экскурсионных катеров и восстановлению линии пассажирских катеров между крымскими городами. «В Крыму поставлена задача вернуть на Чёрное море скоростные катера «Метеоры» для перевозки пассажиров из Севастополя в Ялту за 45 минут. Сейчас министерство транспорт рассматривает этот вопрос.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав