Правописание корней.
Задание А13 проверяет твои знания правил, с помощью которых ты определяешь, какую гласную писать в корне. В соответствии с этими правилами корни разделяются на три типа:
Начнем с самого простого правила – проверяемая гласная в корне , с которым ты познакомился еще во втором классе.
Правило.
Проверяемая гласная в корне в безударном положении проверяется ударением в однокоренном слове.
Ловушка №1!
Нельзя проверять гласные в корне глаголом с суффиксом -ЫВА-(-ИВА -):
хор О ший – прихор А ш ИВА ться.
Как вы видите, происходит чередование звуков, и можно ошибиться.
Ловушка №2!
В современном русском языке осталось много параллельных слов из древнерусского и старославянского языков:
в ОРО та – прив РА тник,
х ОРО нить – ох РА на,
з ОЛО то – з ЛА то,
х ОЛО дный – прох ЛА да.
Как вы, наверно, поняли, ПРОВЕРЯТЬ ЭТИ СЛОВА ДРУГ ДРУГОМ НЕЛЬЗЯ. Если в проверяемом -оро-/-оло (русское слово) – ищем однокоренное с –оро-/-оло. Таким же образом поступайте со словами на -ра-\-ла- (старославянское).
В русском языке полно слов, которые ударением проверить нельзя. Какое-то количество мы обязаны знать по выходу из школы, остальные ищем в словаре. Написания, которые нельзя проверить ударением, называются непроверяемыми.
аб…туриент - ?
в…кторина - ?
ор…гинал - ?
Корни с чередованием гласных – одни из самых сложных! Их нужно знать наизусть! Выучите эти примеры.
Формулировки задания А13 могут быть разные:
- В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая (непроверяемая) гласная корня?
- В каком ряду во всех словах пропущена буква (буква указана)?
- В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная корня, проверяемая ударением?
Алгоритм действий №1.
1. В каждом варианте ответа выделить корни.
2. Проставьте пропущенные гласные в чередующихся корнях.
3. К остальным словам попытайтесь подобрать проверочные слова, в которых ударение падает на место пропуска.
4. Оставшиеся слова, по-видимому, являются словарными. Придется вспомнить, как они пишутся!!!
Разбор задания.
В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) абс..лютный, ост..лбенеть, оз..риться
2) авиак..мпания, ск..пившийся, пл..вец
3) автом..тизировать, стр..жайший, к..снуться
4) б..лагурить, обн..вляясь, сл..жившийся
Вариант №1.
Абс..лютный, ост..лбенеть, оз..риться.
Первое слово – словарное (абсОлютный), второе – проверяемое (стОлб), третье – с чередованием в корне (в безударном положении пишется –А-).
Вариант №2.
Авиак..мпания, ск..пившийся, пл..вец.
Первое слово – словарное (кОмпания), второе – проверяемое (кОпит), третье – с чередованием (плОвец – слове, которое необходимо запомнить!).
Вариант №3.
Автом..тизировать, стр..жайший, к..снуться.
Первое слово – проверяемое (автомАт), второе – проверяемое (стрОгий), третье – с чередованием (кОснуться – зависит от конечного согласного корня, вспоминаем огласовку – КАСАться, но КОСНуться).
Вариант №4.
Б..лагурить, обн..вляясь, сл..жившийся: первое слово – словарное (бАлагур), второе – проверяемое (нОвый), третье – с чередованием (зависит от конечного согласного корня, вспоминаем огласовку – ЛАГ, но ЛОЖ).
Таким образом, правильный вариант №2 (везде вставлена буква О).
Алгоритм действий.
1) В каждом варианте ответа выделить корни.
2) Посмотри, действительно ли гласная пропущена именно в корне, а не в суффиксе или приставке. Если такое слово попадается, то этот вариант уже неправильный.
3) Придется вспомнить чередующиеся корни . Не зная их, вы не сможете справиться с заданием!!! Варианты с чередующимися корнями исключай!
4) К оставшимся словам попытайся подобрать однокоренные проверочные слова, то есть поставь место пропуска под ударение.
5) Исключи те варианты, где проверочное слово не подбирается. По-видимому, ты столкнулся со словарным словом.
Помни! Задание с такой формулировкой не подразумевает, чтобы все пропущенные буквы в вариантах ответа были одинаковые. В правильном варианте ответа пропущенные гласные могут быть разные. Главное – все три слова должны быть на одно правило.
Разбор задания.
В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) р…стительный, переск..чил, вн..мал
2) д…лины, нап..дение, в…дать
3) ст…реть, закл..наю, пон…мать
4) тв..рчество, расст..лать, нач..нать
Следуем алгоритму. Выделяем корни:
1) р…ст ительный, переск…ч ил, вн…м ал
2) д…л ины, нап…д ение, в…д ать
3) ст…р еть, закл…н аю, пон…м ать
4) тв…р чество, расст…л ать, нач…н ать
Мы убедились, что все гласные пропущены именно в корне. Находим чередующиеся корни.
1) р…ст ительный , переск…ч ил , вн…м ал
2) д…л ины, нап…д ение, в…д ать
3) ст…р еть , закл…н аю, пон…м ать
4) тв…р чество, расст…л ать , нач…н ать
Знание чередующихся корней дает результат. Остается один вариант ответа – №2. Его мы и проверим: д…лины – дОл, нап…дение – напАсть, в…дать – вЕдаю.
Значит, правильный ответ – вариант №2.
Потренируйся.
1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) хр..нитель, дин..мический, мет..орология
2) разд..лительный, к..смонавтика, зам..реть
3) уб..диться, с..мпатия, изб..гающий
4) пож..леть, загр..мировать, ан..литический
2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) заст..лю, соб..ратель, ч..мпионат
2) выч..сть, оп..раясь, разр..кламированный
3) п..рила, пост..рать, бл..снуть
4) среднев..ковый, разм..стить, сод..ржательный
3. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) экз..менатор, парад..ксальный, пол..скать (кошку)
2) ав..нгард, утр..мбовать, возг..рание
3) фил..рмония, рест..врировать, безотл..гательный
4) ц..ремония, заг..релый, неприк..сновенность
Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
прин..мать
оз..рничать
обж..гать
впеч..тление
сож..леть
Пояснение (см. также Правило ниже).
принИмать-ЧГ
озОрничать-НГ не чередование! У корней зар/зор другое значение.
обжИгать-ЧГ
впечАтление-ПГ (Образ, отражение, след, оставляемый в сознании человека окружающими предметами, лицами, событиями, таким образом отпечАток является проверочным словом)
сожАлеть-ПГ
Непроверяемая гласная есть в слове озорничать , написание слова проверяется по словарю.
Ответ: озорничать.
Ответ: озорничать
Актуальность: Используется в 2015-2017 году
Сложность: высокая
Раздел кодификатора: Правописание корней
Правило: Безударные гласные в корнях слов. задание 9.
ЗАДАНИЕ 9 ЕГЭ. БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ. ОБОБЩЕНИЕ.
Общее понятие о корне как части слова
Корень - это главная значимая часть слова, которая выражает основное значение данного слова и общее лексическое значение всех однокоренных слов.
Именно общее значение, а не внешний вид корня (или его части) позволяет отнести то или иное слово к родственным (или однокоренным) словам. В русском языке немало корней, которые пишутся одинаково, но имеют совершенно разные значения. Например, буквосочетание ГОР встречается в тысячах слов, является корнем в словах ГОРЕТЬ, ГОРЕ, ГОРА и однокоренных к ним. Но это не один и тот же корень, а разные, ведь по смыслу слова ГОРЕТЬ, ГОРЕВАТЬ, ГОРА не имеют ничего общего. Этот факт играет огромную роль в написании корней с безударной гласной. Так, в приведённом ряду слов для каждого слова свой отдельный способ проверки: гор еть (корень с чередованием), гор евать (проверочное слово гО́ре), гор а (гО́рный).
В задании 8 встречаются:
Для успешного выполнения задания необходимо:
Уметь определять тип корня;
Применять правила, регулирующие написания того или иного типа корня.
В зависимости от типа корня существуют различные правила написания безударных гласных в корнях слов.
8.1. Безударные гласные, проверяемые ударением
ПГ
В соответствии с общим правилом написание букв на месте безударных гласных в корнях устанавливается путем проверки словами и формами с тем же корнем, в которых проверяемый гласный находится под ударением, например: ле са (ле с), ли са (ли́ сы), ; хо ло дильник (хо́ лод, холо́ дный), прине сти (принё с), выпо лнять (по лный). Это правило отрабатывается на протяжении всего школьного курса русского языка, а начиналось изучение в начальной школе. Все помнят правило:
Но вот то ли ударения ставить не умеем, то ли запас слов настолько мал, что не удаётся подобрать проверочное слово, то ли не понимаем, где слова родственные, а где нет, но традиционно процент успешного выполнения этого задания низок. Самая распространённая ошибка состоит в том, что проверочное слово подбирается исходя только из внешнего сходства корней, без учёта значения. Общее значение - вот что важно. Именно поэтому слова лилия и лиловый ; бежать и бежевый ; кофта и кафтан , ветеран и ветер и многие другие не могут быть проверочными друг для друга
- Безударные гласные корня в словах, близких по звучанию, но разных по значению пишутся по-разному: зале зать (в карман) – зали зать (раны), отва рить (картофель) – отво рить (дверь), пола скать (кошку) – поло скать (рот), разре дить (всходы) – разря дить (ружье), ума лять (значение) – умо лять (о пощаде), приме рять (ме́ ра) костюм – прими рять (ми р) соседей; разве вается (ве́ ять) флаг – разви вается (разви́ тие) промышленность. Слово, стоящее в скобках, помогает понять смысл слова с пропущенной буквой.
- Гласную о в неударяемых корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на –ывать (–ивать), например: опо здать (по здний, хотя опа здыва ть), раскро ить (кро йка, хотя раскра ива ть).
- Если в корне пишется ё, то в безударном положении в однокорневых словах следует писать е: испещрённый (пёстрый), звездопад (звёзды), весенний (вёсны), гнездиться (гнёзда)
- Безударные а - о в корнях с неполногласными сочетаниями ра, ла (брадобрей, прекратить, влачить, облако ) нельзя проверять соответствующими полногласными сочетаниями в корне оро, оло (борода, укоротить, волоку, оболочка ). Неполногласные сочетания характерны для старославянских корней, и в них всегда пишется а .
- Не стоит слепо проверять иностранные слова друг другом. В некоторых словах иноязычного происхождения с выделяемым только этимологически суффиксом написание безударной гласной нельзя проверять однокоренным словом, если проверяемая и проверочная гласные входят в состав суффиксов различного происхождения, например: абонемент (-емент восходит к французскому суффиксу), хотя абонировать (-ировать восходит к немецкому суффиксу); аккомпанемент , хотя аккомпанировать . Сравните также также аналогичное явление в составе иноязычного корня дезинфиц ировать , хотя дезинфек ция . Сохраняется гласная корня в словах инъекция - инъецировать, проекция -проецировать и некоторых других. Желание проверить слово президент словом президиум также сомнительно, так как эти слова родственны лишь в языке−источнике, а в русском языке НЕТ (или пока нет) ни одного словаря, где бы эти слова трактовались как родственные.
- Недопустимо проверять иноязычные слова сокращёнными словами, возникшими в разговорной речи. Так, слово компьютер нельзя проверить словом комп (нет такого слова в гнезде родственных слов, да и в словарях его нет; нельзя проверить слово интеллигент словом интел (слова «интел» не существует).
ПРИМЕЧАНИЯ
8.2. Безударные гласные, не проверяемые ударением
Краткое обозначение в пояснении НГ
Наряду со словами, которые можно проверить однокоренными словами или путём изменения его формы, существует целый ряд слов, написание которых не подчинятся никаким правилам с точки зрения современного языка. Было бы замечательно, если бы существовал единый список слов, обязательных для запоминания, и он публиковался в учебниках и пособиях для подготовки к ЕГЭ. Но такого списка нет, во всяком случае, пока. В этом ряду есть и исконно русские слова, и заимствованные, и их количество продолжает расти за счёт слов иностранного происхождения. Здесь совет только один: не пытайтесь проверять непроверяемое. Как правило, в заданиях ЕГЭ проверяемые слова находятся быстро, их проверить ЛЕГКО. Написание слов с непроверяемой гласной в корне проверяется только по орфографическому словарю.
8.3. Безударные гласные в корнях с чередованием
Краткое обозначение в пояснении ЧГ
Помимо корней с безударными гласными, проверяемыми ударением, и тех, которые проверить нельзя, существуют корни с различными чередованиями гласных. Написание букв на месте безударных гласных подчиняется традиции. Проверять слова с чередующейся гласной ударением (путём подбора родственных слов) − грубая ошибка.
Все чередующиеся корни следует выучить наизусть. . Поделим их на типы.
8.3.1.Чередование гласных и/е в корне
Перед суффиксом А | Нет суффикса А | Исключения | Похожие корни |
1 собирать – би
р(а) – 2 запирать – пи
р(а) – 3 обдирать – ди
р(а) – 4 обтирать – ти
р(а) – 5 замирать – ми
р(а) – 6 выжигать – жи
г(а) – 8 расстилать – сти
л(а) – 9 блистать – бли
ст(а) | 1 бер – собе
рет 2 пер – запе
реть 3 дер – обде
рет 4 тер – обте
реть 5 мер – заме
реть 6 жег – выже
г 7 чет – выче
т 8 стел – рассте
лить 9 блест – бле стеть | 7 сочетание, сочетать
| 4 потерять, потерпеть 5 мир, мера |
Обратите внимание:
противопоставление е/и в корнях глаголов, как правило, соответствует противопоставлению совершенного и несовершенного вида: умереть (сов. вид) – умирать (несов. вид), затереть(сов. вид) – затирать (несов. вид), выжечь (сов. вид) – выжигать (несов. вид), расстелить (сов. вид) – расстилать (несов. вид), обдеру(сов. вид) – обдираю (несов. вид). |
Как видно из таблицы, корней, в которых и чередуется с е , всего девять . В этих корнях пишется буква И перед суффиксом А , но пишется буква Е , если нет суффикса А
Корни с чередующимися гласными надо выучить, чтобы не возникало соблазна в противоречащих друг другу проверках. Например, слово затираю , казалось бы, можно проверить словами протер и протирка , а слово стелить – стелет и подстилка . Какой же образец выбрать для проверки? Никакой!
Обратите внимание на корень с чередованием МЕР/МИР , в этом ряду слов всего несколько: умереть, замереть/ умирать, замирать. Омонимичные корни (то есть похожие, но совершенно с другим значением) МИР и МЕР не являются корнями с чередованием. Поэтому слова мирный, примириться, перемирие; мировой, мировоззрение, мироощущение; примерять (платье), примерочная, измерение не относятся к словам с чередованием в корне .
8.3.2.Правописание корней с чередованием ИМ/ИН с А/Я
Ударное А или Я в безударном положении чередуется с ИМ или ИН:
нача ть - начин ать; приня ть - приним ать, поня ть - поним ать, сня ть - сним ать, сжа ть - сжим ать. При этом правописание им, ин , как видно из примеров, связано с последующим суффиксом а . Это пары глаголов совершенного и несовершенного вида, как и глаголы из предыдущей таблицы.
8.3.3.Чередование гласных а/о в корне
В зависимости от условий существует несколько типов.
1. Правописание корня зависит от ударения . В тех гласных, которые стоят под ударением, ошибиться невозможно. Поэтому следует запоминать только безударные корни.
Под ударением | Без ударения | Исключения | Похожие корни |
гар/гор | |||
Только а : загАр, огАрок | Только о : загОрелый, угОрел | выга рки, изга рь, прига рь | горе, гора, горячий, горький |
клан/клон | |||
Пишется и а , и о : клАняться и поклОн | Только о : склОнение, наклОнить | нет исключений | клонировать |
твар/твор | |||
Пишется и а , и о : твАрь, твОрчество | Пишется только о : вытвОрять, сотвОрить | утварь | творог |
зар/зор | |||
Пишется и а , и о : зАрево, зОри | Пишется только а : зАря, зАрянка | зоревать | прозорливый |
плав/плов/плыв | |||
Пишется а и ы : плАвать, плАвание, заплЫв | Пишется а : поплАвок Пишется ы : плывучий, плывун | пловец, пловчиха | расплавленный |
2. Правописание корня зависит от последующей буквы.
Условие | Примеры | Исключения | Похожие корни |
раст/ращ/рос | |||
Перед СТ | только а : рАсти, подрАстать, рАстение | росто́к, ростово́й, ростовщи́к, вы́рост, подростко́вый, Ростов, Ростислав | |
Перед Щ | только а : вырАщивать, отрАщивать | нет | вращение, превращение |
Перед С | только о : вырОсли, | отрасль | |
Обратите внимание: под ударением перед с (с последующим т и без него) - только о, например: ро́ст, наро́ст, отро́сток, подро́сток, переро́сток; ро́с, заро́с, подро́сший, ро́слый, дикоро́сы. | |||
лаг/лож | |||
Перед Г | всегда а : прилАгать, предлАгать, слАгаемое | нет | |
Перед Ж | всегда о : прилОжение, предлОжение, слОжить | полог | сложноватый, наслаждение |
кас/кос | |||
Перед А | всегда а : касаться, касание | нет | косичка, косой, косить |
Нет А | всегда о : прикОснуться | нет | |
скак/скоч | |||
Перед К | обычно а : прискАкать | раскачаться | |
Перед Ч | обычно о : заскочить | скачок, скачу (и в формах этого слова: скачете, скачут, в которых гласная в корне стоит под ударением) |
3. Написание гласной буквы в корне зависит от того, какое слово имеет значение.
Пишется А | Пишется О | Исключения | Похожие корни |
равн/ровн | |||
корень со значением «одинаковый, равный, сходный»: подрАвняться, урАвнение | корень со значением «гладкий, ровный, прямой»: подрОвнять, урОвень. | поровну, ровесник, равняться, равнина | |
Распознавать корни -равн-/-ровн- бывает трудно, поскольку их значения часто близки. Исторически они означали одно и то же, но корень -ровн- исконно русский, а -равн- по происхождению старославянский. Наиболее частотные слова с этими корнями следует просто выучить. | |||
мак/моч | |||
корень со значением «погружать, опускать в жидкость»: макАть в чай, обмАкнуть в краску | корень со значением «впитывать, пропускать жидкость»: вымОкнуть под дождем, промОкнуть салфеткой |
ЕГЭ. Русский язык. Как легко выполнить задание № 8?
Задание № 8 имеет 3 варианта.
1 вариант задания № 8
Алгоритм ответа:
Исключите все слова с чередующейся гласной в корне. Как их определить, читайте ниже (в данном примере это слова заМЕР еть и наКЛОН иться)
Исключите все слова с непроверяемой гласной в корне. Как их найти, читайте ниже.(В данном примере это слово ФЕ ДЕРАЛЬНЫЙ)
Не путайте букву, пропущенную в корне, с буквой, пропущенной в суффиксе (в данном примере это НЕПРАВИ ЛЬНО)
Обязательно проверьте гласную в корне, в которой, по вашему мнению, есть безударная проверяемая(прими рять –мИ р).
Трудно. Не путайте чередующуюся гласную с проверяемой. Главное отличие чередующегося корня - это то, что у такого корня есть всегда пара с другой буквой , причём это однокоренные слова, поэтому значение корня у них примерно одинаковое.
Сравните:
уМИР ать- уМЕР еть – это пара слов с разными буквами в корне, в них смысл корня примерно одинаковый.
НО !!! прМИР ять друзей - данный корень со значением «мир» никогда не будет писаться с гласной Е.
Трудно. Правильно находите корень. Например, в слове НАСЛАЖД АТЬСЯ корень не лаж (вы тогда спокойно могли бы написать ЛОЖ), а СЛАЖД , поэтому никакого корня с чередованием здесь нет. Это проверяемая гласная в корне слов- СЛАДК ий.
ОТВЕТ в данном примере: примИрять врагов.
Ответ записывайте только тогда, когда вы смогли подобрать слово, в котором данная буква стоит под ударением. Правильно найденное слово, но написанное с ошибкой,- это неверный ответ !
2 вариант задания № 8
Алгоритм ответа:
Исключите все слова с чередующейся гласной в корне (возРАСТ ,расСТЕЛ ить)
Исключите слова с проверяемой гласной в корне (дрО бить – дрО бь. развЕ вающийся флаг- вЕ ет)
Помните, что чаще всего слова с непроверяемой гласной - это иноязычные слова, то есть их значение нужно объяснять, оно может быть непонятно (кО нституционный).Однако бывают слова и не иноязычного происхождения (опрЕ делить)
Ответ: кОнституционный
3 вариант задания № 8
Алгоритм ответа:
Исключите слова с проверяемой гласной в корне (встрЕ чая- встрЕ ча)
Исключите все слова с непроверяемой гласной в корне (аплО дировать, артИ ллерия, дИ ректор)
Чередующиеся корни запоминайте зрительно, просто выучите их и помните, что у них всегда есть пара , значение корня в них примерно одинаковое (соБИР ать- соБЕР ёт)
В задании необходимо не только найти данное слов, но и ВЕРНО его написать. Поэтому учите правила , запоминайте исключения.
Ответ: собИрать
Запомните корни с чередованием:
Без ударения - О гар-гор клан-клон твар-твор Без ударения - А зар-зор плав-плов Зависит от последующей буквы в корне раст-ращ-рос лаг-лож скак-скоч Зависит от суффикса А, стоящего после корня кас+А - кос Зависит от значения равн-ровн мак-мок |
Завис т от суффикса А. Если после корня суффикс А, то в корне пишется И бер-бир дер-дир мер-мир пер- при тер-тир бест-блист стел-стил жег-жиг чет-чит Буквы в корне им (занять- занИмать) ин (начать- начИнать) |
Запомните исключения и пишите их правильно
Разберём примеры
Пример 1
Образец рассуждения
Нахожу проверяемые корни : опИ сание- опИ шет, развлЕ чение- рзвлЕ чь, вычИ слять- чИ сла
Нахожу чередующиеся корни: вытвОр ять
Ответ: лЕ леять
Пример 2
Образец рассуждения
Нахожу проверяемые корни (в данном варианте их нет)
Нахожу непроверяемые корни (экО лгия, гИ мназист,сИ мпатия, этИ кетка)
Нахожу чередующиеся корни (начИ нающий)
Пример 3
Образец рассуждения
Нахожу чередующиеся корни (предлО жение, расстИ лать)
Нахожу непроверяемые корни (фИ лология, опрЕ делить)
Нахожу проверяемые корни (изготО вление- изготО вит)
Желаю удачи!
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна