15.10.2019

Аскольд и дир - загадочные князья киева. Значение аскольд и дир в краткой биографической энциклопедии


История древней Руси хранит немало тайн и секретов. Одна из таких загадок - первые князья Киева, которых мы знаем как Аскольда и Дира. Кто они были по происхождению, откуда пришли, кем приходились друг другу? А может, это вообще был один человек?

Попробуем разобраться, изложив общепринятую версию, а также несколько вариантов событий, которые допускают историки, основываясь на вполне конкретных фактах.

Официальная версия

Принято считать, что Аскольд и Дир были по происхождению варягами - русами, как их тогда называли. Они не имели родства с правящим князем Рюриком, а были просто его «боярами». Когда Рюрик сел в Новгороде, он стал раздавать своим ближайшим людям. Так Дира и Аскольда он отпустил на юг в поисках подходящего места для правления. Те, спускаясь по Днепру вниз, увидели славный город Киев, в котором жили поляне. Аскольд и Дир решили там остаться и объявили себя правителями.

Они лояльно относились к населению, местным обычаям и религии. Дань оставили на прежнем уровне. Кроме того, как любые северные воины, они хорошо знали военное дело и пришли в сопровождении хорошо вооруженного отряда. Поэтому киевляне решили не бунтовать и спокойно приняли своих новых правителей.

Примерно в 860-866 годах Аскольд и Дир совершили амбициозный военный поход на Константинополь. Чтобы защитить свой город от воинственных русов, правящий император Михаил III решил прервать войну с арабами и поспешно вернулся в столицу.

Прибыли под стены Константинополя, ведя за собой внушительную флотилию из двухсот кораблей. Они быстро и успешно разграбили предместья и осадили город. Над столицей Византии нависла реальная угроза завоевания. Тогда император Михаил и святой стали усиленно молиться о защите центра христианского мира. Внезапно на море поднялась жуткая буря, которая разметала и уничтожила воинственные корабли русов. Константинополь был спасен Божественным провидением.

Аскольд и Дир вынуждены были заключить мирный договор с Византией и решили креститься в христианство.

В 879 году скончался в Новгороде князь Рюрик, оставив наследником малолетнего сына Игоря, а его опекуном - своего родственника, который известен как Вещий Олег. Тот решил взять власть не только над северными, но и над южными землями, поэтому собрал из славян и варягов внушительное войско и двинулся в южном направлении. Ему покорились Смоленск и древний Любеч. Вскоре Олег подошел и к Киеву.

Он хорошо понимал, что киевские князья имеют сильную дружину и будут защищаться, чтобы не отдать власть. Поэтому решил действовать хитростью. Он оставил основное свое войско в засаде, а сам выдал себя за мирного купца и пригласил Аскольда и Дира к себе на переговоры о торговле. Те без опасений пошли на встречу, но на берегу их окружила военная дружина. Согласно «Повести временных лет», Олег вышел перед схваченными князьями и обвинил их, что они не знаменитого роде и обманом правят народом. Затем он показал на маленького Игоря и сказал:»Вот князь, вот сын Рюрика!»

Аскольд и Дир были незамедлительно убиты. Курган с останками Аскольда до сих пор стоит на крутом берегу Днепра, а прах Дира длительное время покоился возле храма Святой Ирины.

Так Олег начал править в Киеве от Именно он объявил Киев матерью городов русских, центром русских земель. В 882 году впервые северные и южные земли объединились под властью одного князя.

Такова официальная версия событий. Но историки рассматривают множество вариантов, основываясь на сравнении различных летописей и преданий.

Варианты истории

Например, существуют разногласия о происхождении Дира и Аскольда. Одни историки полагают, что Аскольд был славянином и прямым потомком Дира. Другие, напротив, только Диру приписывают и роль подчиненного, а Аскольда считают варягом и воеводой.

Древние византийские источники при описании военного похода руссов 866 года вообще упоминают только об одном князе, поэтому вполне возможно, что Аскольд и Дир - один и тот же человек, варяг Аскольд по прозвищу Дир. В переводе с древнесеверного языка Дир означало «Зверь», что могло быть прозвищем-титулом.

Если все же уверенно рассматривать их как двух отдельных людей, то вполне логично предположить, что Аскольд и Дир правили в разное время, а в Повести временных лет они искусственно объединены в соправителей. Летописец мог их объединить по логике, как двух незаконных правителей. Историков удивляет факт, что два князя, убитые одновременно, согласно писанию, были похоронены в столь удаленных друг от друга местах. А Иоакимовская летопись гласит, что Олег убил только одного князя - Аскольда, а имени Дира там вообще не упоминается.

Если сравнивать множественные исторические источники, то становится вполне очевидно, что Дир был первым правителем Киева и жил в начале и середине 9 века, а Аскольд стал его преемником и княжествовал во второй половине 9 века.

Как мы видим, в истории этих киевских князей много невыясненных обстоятельств, которые надежно укрыты от нас многовековой историей. Разгадаем ли мы их когда-нибудь?

(2-я пол. IX - рубеж IX-X вв.?), возможно, первые рус. христ. князья. Согласно киевскому (?) преданию, зафиксированному в кратком, древнейшем виде в т. н. Начальном своде 90-х гг. XI в. (отразился в Комиссионном списке НПЛ), а в пространном, неск. более позднем - в «Повести временных лет» (10-е гг. XII в.), А. и Д. правили в Киеве до захвата его кн. Олегом . Древнейшая версия представляет А. и Д. пришельцами-варягами, вокняжившимися в Киеве нек-рое время спустя после легендарных основателей города - братьев Кия, Щека и Хорива и воевавшими с соседними восточнослав. племенами древлян и уличей (см. Славяне). Явившийся из Новгорода варяжский кн. Игорь обманом вызвал А. и Д. на переговоры, убил их под предлогом, что они княжат незаконно, не принадлежа к княжескому роду, и занял киевский стол. Могилы А. и Д. были известны во времена летописца (А.- на дворе некоего Олмы, Д.- близ мон-ря св. Ирины). Автор ПВЛ, знавший благодаря договору Руси с Византией от 911 г., что до Игоря в Киеве княжил Олег, справедливо предполагает, что именно по приказу Олега были убиты А. и Д., последних представляет дружинниками кн. Рюрика , а также снабжает рассказ искусственными датами (862 - призвание новгородскими словенами Рюрика и уход от него на юг А. и Д., 882 - захват Киева Олегом и убийство А. и Д.), к-рые нельзя признать сколько-нибудь надежными.

Варяжское происхождение А. и Д. подтверждается скандинавским именем А. (от древнесканд. основы ; ?) и, видимо, также Д. (древнесканд. Dýri? соответствует древнегерм. *tiuri - зверь). В парности имен А. и Д. иногда усматривают влияние хазар. модели двоевластия, но вполне возможно, что в устном предании соединились имена правивших в разное время князей. В подтверждение последнего мнения часто ссылаются на упоминание о якобы слав. кн. ад-Дире у араб. писателя 40-х гг. X в. аль-Масуди , информация к-рого о славянах, безусловно, много старше, чем 1-я пол. X в., однако надо учитывать, что и чтение ад-Дир, и его интерпретация как имени киевского князя спорны.

Не выглядит невероятным предположение составителя ПВЛ, что известный по греч. источникам поход рус. флота на К-поль в июне 860 г. (в ПВЛ он ошибочно датирован 866) исходил из Киева времен А. и Д. По свидетельству Окружного послания К-польского Патриарха свт. Фотия 866/67 г. и Жизнеописания имп. Василия I, написанного в сер. X в. имп. Константином VII Багрянородным , заключенный вскоре после похода русско-визант. мирный договор предполагал Крещение Руси и создание здесь епископии (по Константину VII, архиепиcкопии). Русь приняла греч. епископа и была крещена (в историографии за этим событием закрепилось название «первого крещения»; по сообщению Жизнеописания Василия I, Крещению предшествовало чудо с Евангелием, не сгоревшим в огне, что убедило «варваров» в истинности христ. веры). По-видимому, память об А. и Д. как о первых рус. христ. правителях сохранялась в устной традиции, и по этой причине Олма поставил над могилой А. «церковь святого Николу» (НПЛ. С. 107). Начатки христианства, появившиеся в Киеве при А. и Д., были, очевидно, уничтожены языческой реакцией в правление Олега.

Никоновская летопись (1-я пол. XVI в.) содержит ряд дополнительных сведений об А. и Д. (об их войнах с полочанами и печенегами, о приходе к ним бежавших от Рюрика «новгородских мужей» и т. п.), достоверность к-рых сомнительна. Кроме того, вследствие неудачного соединения составителем Никоновской летописи известий из разных источников возникает впечатление о неск. походах А. и Д. на Царьград. Предполагать на этом основании существование какой-то древнейшей киевской летописи эпохи А. и Д. (Б. А. Рыбаков) нельзя. Столь же малоубедительны и попытки подтвердить достоверность сведений польск. историка XV в. Длугоша , что А. и Д. были слав. князьями из рода Кия.

Ист.: НПЛ. С. 106-107; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 20-23; Т. 2. Стб. 15-17; Т. 9. С. 7, 9, 13, 15; Истрин В . М . Книгы временьныя и образныя Георгия Мниха: Хроника Георгия Амартола в древнем славянорус. переводе. Пг., 1920. Т. 1. С. 511; Летописец Еллинский и Римский. СПб., 1999. Т. 1. С. 455; Ситопt F . Anecdota Bruxellensia, I: Chroniques byzantines du manuscrit 11376. Gand, 1894. P. 33; Θωτίου ῾Ομιλίαι / Ed. В. Laourdas. Thessal., 1959. P. 29-52; Photii patriarchae Constantinopolitani Epistulae et Amphilochia / Rec. B. Laourdas, L. Westerinck. Lpz., 1983. T. 1. P. 49; Constantini Porphyrogenneti de Basilio Macedone. IV, 33; V, 97 // Theophanes Continuatus, Ioannes Cameniata, Symeon Magister, Georgius Monachus / Rec. I. Becker. Bonnae, 1838. P. 196, 342-344; Les prairies d"or / Ed. Ch. Pellat. Beyrouth, 1966. P. 144; Joannis Dlugossii Annales, seu Cronicae incliti regni Poloniae / Rec. D. Turkowska. Warsz., 1963. T. 1. P. 121.

Лит.: Макарий . История РЦ. Кн. 1. С. 196-207; Голубинский . История РЦ. Т. 1/1. С. 35-52; Шахматов А . А . Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908. С. 319-323; Vasiliev A . A . The Russian Attack on Constantinople in 860. Camb. (Mass.), 1946; Рыбаков Б . А . Древняя Русь: Сказания, былины, летописи. 1965. С. 159-173; Творогов О . В . Древнерусские хронографы. Л., 1975. С. 57, 71, 201, 259, 273, 283, 303; он же . Сколько раз ходили на Константинополь Аскольд и Дир? // Славяноведение. 1992. № 2. С. 54-59; Сахаров А . Н . Дипломатия Древней Руси: IX - первая пол. X в. М., 1980. С. 48-82 [Библиогр.]; M üll er L . Die Taufe Russlands: Die Frühgeschichte des russischen Christentums bis zum Jahre 988. Münch., 1987. S. 32-44, 57-66; Назаренко А . В . Русская Церковь в X - 1-й трети XV в. // ПЭ. Т. РПЦ. С. 38.

А. В. Назаренко

А. был погребен на дворе Олмы «на горе, еже ся ныне Угорьска наричеть» (НПЛ. С. 107), впосл. это урочище стало называться Аскольдовой могилой. До нач. XX в. на Аскольдовой могиле существовало кладбище, ныне это часть паркового комплекса на правом, высоком берегу Днепра. В 1810 г. на месте издавна стоявшей здесь деревянной ц. во имя свт. Николая, к-рая относилась к расположенному поблизости Николо-Пустынному мон-рю, был сооружен небольшой каменный храм с ротондой во имя свт. Николая по проекту арх. А. И. Меленского. В склепе под церковью в 1908 г. был погребен богослов еп. Каневский Сильвестр (Малеванский) . Церковь в советское время была перестроена в парковый павильон. Богослужения в ней возобновились в 90-х гг. XX в., в наст. время храм принадлежит греко-католикам . По летописным мотивам и народным преданиям М. Н. Загоскин в 1833 г. написал роман «Аскольдова могила», сюжет к-рого лег в основу одноименной оперы А. Н. Верстовского (1835).

Лит.: Закревский Н . Описание Киева. М., 1868. 2 т.; Титов Ф . Путеводитель при обозрении святынь и достопримечательностей Киево-Печерской лавры и г. Киева. К., 1910; Киев: Энцикл. справ. К., 1982.

Е. В. Лопухина

Аскольд и Дир – легендарные князья, в конце IX века правившие в граде Киеве, принявшие христианство и заложившие основы древнерусской государственности. Такова общепринятая версия, но в ней есть много противоречий.

Источники

Сведения, которые мы черпаем по истории Древней Руси, собраны большей частью в Повести временных лет, а также в более поздних летописях, которые во многом опираются на первую. Достоверность таких документов современными историками подвергается сомнению: и дело не только в хронологических неточностях или в перемешивании фактов.
Летописи неоднократно переписывались, и, соответственно, в них постепенно закрадывались ошибки, или еще хуже - сознательные искажения событий в пользу той или иной политической идеи. Л. Н. Гумилев полагал, к примеру, что летописец Нестор рассматривал историю как политику, обращенную в прошлое, а поэтому и переделывал ее на свой лад.
Тем не менее, если располагать независимыми источниками информации – не только древнерусскими летописями, но византийскими, европейскими или арабскими документами, то можно в общих чертах восстановить картину событий давно минувшей эпохи.

Из варяг в хазары

Повесть временных лет сообщает, что Аскольд и Дир были варяжскими дружинниками новгородского князя Рюрика, которые выпросились у него в поход на Царьград (Константинополь). Но в Никоновской летописи они выступают как враги Рюрика: недовольные разделом волостей, дружинники участвуют в организованном против него восстании.
Так или иначе, отправившись вниз по Днепру, варяги узрели на холме славный город, основанный Кием. Узнав, что в городе нет правителя, и что его население платит дань хазарам, они решили там осесть и княжить.

В Устюжском летописном своде говорится, что Аскольд и Дир были «ни племени княжа, ни боярска, и не даст им Рюрик ни града, ни села». Видимо, поход в Царьград был лишь предлогом, а конечная цель – получить земли и княжеский титул.
Историк Ю. К. Бегунов утверждает, что Аскольд и Дир, предав Рюрика, превратились в хазарских вассалов. Сведений о разгроме новгородской дружиной хазар нет (да и непросто было это сделать), а значит, эта версия имеет право на жизнь – иначе хазары (и их наемники) не позволили бы варягам так запросто распоряжаться своей вотчиной. Но, возможно, здесь имело место и соглашение обеих сторон – в лице опальных варягов каганат видел серьезное подспорье в противостоянии с могущественным Рюриком.

Поход на Царьград

О набегах русов (так называли греки народы, живущие к северу от Черного моря) на Царьград помимо Повести временных лет мы узнаем от византийских и итальянских хроникеров, что придает сведениям больше достоверности. Правда, источники расходятся в определении дат: в Повести указан 866 год, а по византийским данным это 860-861 годы, впрочем, делая поправку на неточную хронологию Повести, можно допустить, что речь идет об одних и тех же событиях.

Византийцы, измученные войной с арабами, никак не ожидали нападения с моря русов. По разным данным к берегам Константинополя подошло от 200 до 360 кораблей. Византийцы слабо представляли, откуда пришла эта армия, а вот летописец Нестор говорит о войсках Аскольда и Дира, которые подвергали разграблению окрестности византийской столицы и грозились взять сам Царьград.
Только благодаря усердному молению царя Михаила и патриарха Фотия, а также ризе пресвятой Богородицы, которую смочили в море, произошло чудо: внезапно разыгралась буря, а поднявшиеся огромные волны и сильный ветер разбросали

корабли «безбожных русских» – немногие смогли вернуться домой. Христиане или иудеи?

В некоторых источниках сообщается, что после поражения русов Византия налаживает отношения с молодым Древнерусским государством и начинает проводить там свою миссионерскую деятельность. Филарет Гумилевский пишет, что «по несомненному голосу истории, киевская Русь вняла евангельской проповеди при киевских князьях Аскольде и Дире».
Однако академик А. А. Шахматов утверждает, что в более древних летописях, повествующих о походе на Царьград нет упоминания об Аскольде и Дире – их имена вставили позднее, ничего не говорится о них ни в византийских, ни в арабских источниках. Более того, учитывая возможные связи киевских князей с иудейским каганатом, преждевременно говорить об их христианстве: куда больше шансов у них было принять иудаизм.

Убийство

После смерти Рюрика опекуном при его малолетнем сыне Игоре и фактически главой Новгорода стал Олег – тот самый, кто мстил «неразумным хазарам». Он помнил об опальных варягах, а поэтому организованный им в 882 году поход на Киев ставил своей целью сместить незаконную власть самозванцев. Киев в то время превратился в очаг смуты – туда постоянно стекались недовольные жители новгородских земель, а поэтому требовались незамедлительные меры.

Однако, по мнению польского историка XV столетия Януша Длугоша, который во многом пересказывает древнерусские летописи, Аскольд и Дир были наследными правителями Киева, потомками Кия, и более того - братьями, а поэтому свержение киевских князей выглядит не только вероломным, но и противозаконным. Но здесь можно усмотреть стремление Длугоша показать обоснованность польских притязаний на Киев, так как, по его мнению, Кий, один их наследников польской династии.

А был ли Дир?

Согласно летописи Аскольд был погребен на месте своей гибели – высоком правом берегу Днепра, а вот могила Дира оказалась за Ирининским монастырем – недалеко от нынешних «Золотых ворот». Их разделяет три километра: странный факт, соправители (или даже братья), погибшие в один день, захоронены в разных местах!

Следует заметить, некоторые исследователи предполагают, что Аскольд и Дир правили в Киеве в разное время, но есть и такие, кто считает что Аскольд и Дир это одно лицо. В древнескандинавском варианте имени «Haskuldr» последние две буквы могли быть выделены в отдельно слово, а со временем и в самостоятельную личность.
Также византийские источники, описывая осаду русами Константинополя, говорят об одном военачальнике, правда, не называя его имени. Историк Б. А. Рыбаков дает нам разъяснение: «Личность князя Дира нам не понятна. Чувствуется, что его имя искусственно присоединено к Аскольду, потому что при описании их совместных действий, грамматическая форма дает нам одиночное, а не двойное число, как это должно было бы быть при описании совместных действий двоих лиц».

История киевских князей Аскольда и Дира оставляет больше вопросов, чем дает ответов. Летописи как основной источник информации, к сожалению, грешат неточностями или прямым искажением фактов, а археология не в состоянии показать нам полную и достоверную картину жизни Древней Руси IX столетия. Конечно, кое-что нам еще предстоит узнать, однако многое так и останется сокрыто завесой минувшего тысячелетия.

Как писалось в предыдущей статье о формировании первых поселений на территории Киева, признаки градостроения начали проявляться приблизительно в V-VI-м веке. Точных данных о том, кем был основан город не существует, но большинство теорий гласят, что первыми правителями Киева были выходцы из Скандинавии - варяги. Интенсивному росту города способствовало очень выгодное географическое размещение (знаменитый торговый путь из «варягов в греки» вдоль Днепра), а также возрастающее могущество дружины (войска) полянского племени (центром которого и являлся Киев). Именно военное превосходство полянских земель помогло объединить вокруг Киева, близ расположенные соседние восточнославянские племена, в большинстве своем находившиеся на территории современной Украины. Вся интересная информация о первых киевских князьях доступна во время наших .

Аскольд и Дир. Первыми князьями Киева, имена которых упоминаются в летописях, являются князья Аскольд и Дир, которые правили Киевом в промежутке с 860 по 880-е года. Достоверно мало известно об этом периоде, а также о том, как князья «засели» в Киеве, но теории их происхождения также сходятся на скандинавских корнях, а некоторые ученные утверждают, что Аскольд и Дир были дружинниками Рюрика. Существует мнение, что Аскольд мог быть потомком Кия, а Дир это лишь его второе имя либо прозвище. Первый военный поход киевского войска на Царгород (Константинополь) в Византию был совершен в это же время, что свидетельствует об уже определенном могуществе киевских земель.

Олег в Киеве. Согласно одному из основных источников, на основании которого мы можем выстраивать хронологию развития Киева - это Повесть временных лет, в 882-м году в Киев вступил князь Олег и убил Аскольда (Аскольда и Дира) и стал править Киевом и всеми подконтрольными ему землями. Олег являлся, скорее всего родичем, легендарного Рюрика. Согласно общей теории, после смерти Рюрика, взяв с собой его сына, еще малолетнего Игоря, Олег набрал войско и начал спускаться в южном направлении. После завоевания Смоленска и Любеча, Олег пришел в Киев, и убив местных князей, стал здесь править. Олегу понравился новый город и его расположение, и он решил засесть в нем, тем самым, якобы, соединив свои северные земли с новыми, Киевскими и сделав столицей именно их.

Олег правил Киевом более 30-ти лет. За это время он значительно увеличил владения своей новой державы - присоединил к Киеву древлян, радимичей и северян. В ходе победоносных походов на Византию в 907-м и далее в 911-х годах были подписаны одни из первых письменных договоров между Константинополем и Киевом, установлены льготные права для торговли руских купцов. Олег заимел титул Великого Князя, считается основателем рода Рюриковичей-князей Киева. Легенды о смерти Олега от укуса змеи также обрела народную популярность.

"Повесть временных лет" поставила двух "варягов" — Аскольда и Дира, будто бы пришедших в Киев из Новгорода и освободивших "полян" от хазарской дани.

Подобно Рюрику, оба "варяжских князя" прочно обосновались на страницах древнерусской истории. Однако подтвердить историчность этих персонажей абсолютно нечем. В середине IX в. ни Новгорода, ни Киева как городских центров еще не существовало. Имена предводителей русов, совершивших в 860 г. набег на Константинополь, остались неизвестны византийским и западноевропейским хронистам. Похожая картина наблюдалась и на Руси, где предшествующий "Повести временных лет" летописный свод, сохранившийся в составе Новгородской первой летописи младшего извода, тоже не связывал этот поход с Аскольдом и Диром. Из этого следует, что имена Аскольда и Дира были внесены в летопись одним из поздних редакторов "Повести временных лет", который также превратил их в "варягов" и Рюриковых "бояр". Таким образом, вся история их княжения в Киеве есть "поэма", совершенно не подходящая для исторических реконструкций.

Для подтверждения исторического существования Аскольда и Дира обыкновенно привлекается фрагмент из сочинения арабского историка Масуди с упоминанием схожего имени: "Первый из славянских царей есть царь Дира (или Алдира, Дина, Алдин. — С. Ц. ), он имеет обширные города и многие обитаемые страны; мусульманские купцы прибывают в столицу его государства с разного рода товарами".

При этом историки закрывают глаза на то, что данный текст совершенно не подходит для описания Среднего Поднепровья второй половины IX в., где еще не было ни "обширных городов", ни политического объединения, обнимавшего "многие обитаемые страны", а более или менее заметные следы торговли с арабами (клады с дирхемами) появляются только после 900 г.

Но самое главное, сообщение Масуди о "царе Дире" рассматривается в отрыве от контекста, который предполагает совсем иную историко-географическую реальность. Границы "царства Дира" очерчены следующим образом: "Подле этого царя из славянских царей живет царь аль-Олванг, имеющий города и обширные области, много войска и военных припасов; он воюет с Румом [Византией], Ифранджем [Франкской империй], Нукабардом [искаженное: лангобарды, то есть Северная Италия] и с другими народами..." Судя по географическим меткам, арабский писатель явно говорит о каком-то хорватском князе Далмации (среди тамошних городов Константин Багрянородный, современник Масуди, называет Алвун (Олванг у Масуди) — современный Лабин на полуострове Истрия в Югославии). "Затем, — продолжает Масуди, — с этим славянским царем граничит царь Турка [Венгрия]. Это племя [венгры] красивейшее из славян лицом, большее из них числом и храбрейшее из них..."

Итак, "царство Дира" ограничено с одной стороны северозападными Балканами, с другой — Венгрией, каковое обстоятельство перечеркивает все попытки соотнести его с киевским княжеством Аскольда и Дира.

Более того, оно не идентифицируется вообще ни с одним из славянских государств конца IX - начала X в. Согласно географическим ориентирам Масуди, "царство Дира" должно располагаться либо к югу, либо к северу от Дуная, на территории между Далмацией и Паннонией (Венгрией). Стало быть, речь может идти о Великой Моравии или о Болгарии — странах, чьи государи действительно претендовали на первенство в славянском мире, в обширных владениях которых были многолюдные города. Но ни к одному из них не приложимо наименование "царство Дира", поскольку это имя отсутствует как в именословах правящих династий, так и в топонимике этих стран.

Древнерусский воин. Конец IX - начало X в.

Но и это еще не все аргументы против локализации "царства Дира" в Среднем Поднепровье. Причисление к "славянам" венгров свидетельствует о том, что Масуди использовал термин "ас-сакалиба" ("славяне") весьма расширительно — для обозначения вообще населения Европы, живущего между Франкским государством, Италией и Византией. Поэтому не исключено, что под "первым из славянских царей" на самом деле подразумевается Оттон I — саксонский герцог, а с 936 г. король Восточнофранкского королевства (Германии) — действительно сильнейшего государства Центральной Европы того времени.

Явная чужеродность летописных преданий об Аскольде и Дире исторической реальности Киева на Днепре позволяет предположить их причастность к истории какого-то другого, дунайского Киева, куда они могли прийти из . На эту роль подходят, например: Кеве (Kevee, близ Орсова), о котором повествует венгерский летописец Аноним Нотариус, город Киёв в Южной Моравии недалеко от Брно, еще шесть Kyjov и три Kyje в Чехии, три Kije, четыре Kijani и два Kijova в Словакии. В пользу этой гипотезы говорит и сообщение Никоновской летописи (XVI в.) о гибели сына Аскольда в борьбе с дунайскими болгарами.

Этимология обоих имен не прибавляет ничего существенного к происхождению Аскольда и Дира. Имя Дир кельтское (Dir) и означает — верный, сильный, знатный (Кузьмин А.Г. Древнерусские имена и их параллели // Откуда есть пошла Русская земля. Кн. 1. М., 1986 ); усвоено также славянами (в хронике Козьмы Пражского встречаются чешские имена Тир, Тиро; у польского историка Палацкого упомянут Дирслас или Дирислас). Имя Аскольд (первоначальное Оскольд), по всей видимости, родственно церковнославянскому слову осколъ — "скала" (прибавление конечного "д" характерно для южнорусского наречия — так и Дир в Ипатьевской летописи читается в форме Дирд) (Фасмер М. Этимологический словарь: В 4 т. Изд. 2. М., 1986. Т. III. С. 160 ). То есть оба они лишены каких-либо характерных черт, которые помогли бы прочно увязать их с тем или иным регионом.

В конце концов, единственным доказательством реального присутствия Аскольда и Дира в истории древнего Киева являются их "могилы", упоминаемые уже в "Повести временных лет" как местные достопримечательности и сохранившиеся в киевской топографии вплоть до наших дней. Впрочем, разнесенные между собой на значительное расстояние, они мало способствуют популяризации летописного представления о "варяжских князьях" как о неразлучном правительственном тандеме. Да и само "народное краеведение", приурочивающее те или иные местности к биографиям исторических или псевдоисторических персонажей, — крайне ненадежный источник даже для вероятностных заключений.

Словом, очень похоже, что перед нами фантомные фигуры начальной русской истории.

А между тем русы действительно должны были обосноваться в Среднем Поднепровье не позднее середины IX в. Патриарх Фотий отметил, что в 860 г. русы обратили оружие против Византии лишь после того, как покорили окружавшие их народы. Этими народами могли быть только обитавшие в Поднепровье восточнославянские племена, которых Константин Багрянородный немного позднее опишет как "пактиотов" (то есть данников) русов.

Вероятнее всего, первый "русский" князь, обосновавшийся в Среднем Поднепровье на киевских "горах", остался для нас неизвестным. Но если говорить не о личности правителя, а о правящем слое в целом, то гадать здесь не приходится: он состоял из таврических русов. Ведь, по заключению Д.Л. Талиса, "Днепровскую Русь византийские писатели называли тавроскифами и таврами именно потому, что на нее было перенесено название народа, действительно обитавшего в Крыму в VIII- IX вв., т. е. росов" (Талис Д. Росы в Крыму). На это указывает, в частности, один любопытный гидрографический парадокс — название реки Десны, впадающей в Днепр чуть выше Киева. По современным географическим понятиям это — левый приток Днепра, но для тех, кто дал Десне ее название, она была "одесной", то есть "правой " рекой. А единственным славянским этносом, который, продвигаясь вверх по Днепру, мог обнаружить Десну справа от себя, были .

Видимо, приблизительно с этого времени за Средним Поднепровьем начало закрепляться название: Русь, Русская земля.
________________________________________ ________________________________________
Продолжается сбор средств на издание моей книги «Последняя война Российской империи».
Внести свой вклад можно здесь

Обращаю внимание, что вклад в проект — это не благотворительность, а инвестиция:).
За приобретенные акции предусмотрены подарки и бонусы.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав