03.07.2020

Понятие основные черты и роль социальных норм. Понятие, виды и особенности социальных норм. Общие черты социальных норм


1. Специфика различных видов социальных норм.

В обществе, наряду с правом, действуют и другие виды социальных норм - моральные, нравственные, корпоративные, эстетические, религиозные и т. д.

Социальные нормы представляют собой те основные формы и средства, с помощью которых осуществляется регуляция поведения и общественных отношений людей. Они в концентрированном виде выражают объективную потребность любого общества в упорядочении действий и взаимоотношений его членов, в подчинении их поведения социально необходимым правилам. Тем самым социальные нормы выступают в качестве мощного фактора сознательного и целенаправленного воздействия социальной общности на образ, способ и формы жизнедеятельности людей.

Историческое развитие и смена различных типов и форм общественной жизни сопровождались существенными изменениями также и в системе социальной регуляции. Отмирали одни и возникали другие виды социальных норм, изменялись соотношение, взаимосвязи и формы взаимодействия социальных норм (моральных, религиозных, правовых, политических, эстетических и т. д.), их реальное содержание, место, роль и значение в системе социальных регуляторов, механизмы их функционирования, способы и средства их защиты и т. д.

Важную роль в системе социальной регуляции со времени его появления стало играть право. При всей своей относительной самостоятельности право, как и другие виды социальных норм, осуществляет свои специфические регулятивные функции не изолированно и обособленно, а в едином комплексе и тесном взаимодействии с другими социальными регуляторами.

Выявление специфики различных социальных норм является вместе с тем необходимой предпосылкой для уяснения смысла, содержания и характера соотношения правовых и неправовых норм в рамках выполняемых ими функций социальной регуляции, объективных оснований и критериев известного "разделения труда" и "сфер влияния" между ними и т. д. Системная целостность всех видов социальных норм, в своей совокупности обеспечивающих надлежащую регуляцию общественных отношений и нормальную жизнедеятельность общества, - это определенный синтез их своеобразия, их особенных свойств и возможностей. Поэтому поиски оптимальных вариантов сочетания правовых форм воздействия с регулятивными возможностями других социальных норм являются одной из центральных задач всей социальной политики.

В процессе взаимодействия и взаимовлияния различных видов социальных норм (правовых, этических, эстетических, религиозных и т. д.) каждый из них, сохраняя свою специфику, выступает в качестве регулятора особого рода. Наряду с общими чертами социальные регуляторы имеют и свои специфические особенности, отражающие принципиальное отличие одного вида социальных норм от других. Без таких особенностей нельзя было бы вообще говорить о различных видах социальных норм и способах регуляции.

Так, отличительная особенность всякой религии состоит в вере в бога как сверхъестественное существо. Эта особенность религии как формы общественного сознания определяет специфику религиозных норм и их своеобразие в качестве социального регулятора. Отсюда и такие характеристики религиозных предписаний и запретов, как их божественное происхождение (их данность непосредственно богом или пророками, служителями культа и т. д.), религиозные средства их защиты (посредством сверхъестественных наград и наказаний, религиозно-церковных кар и т. и.).

Видовое отличие эстетических норм заключается в том, что они выражают правила (критерии, оценки) красоты и прекрасного (в их противопоставлении безобразному).

Сложившиеся в данной культуре формы, типы и образы прекрасного и безобразного (по преимуществу - в области искусства, но также и в сфере быта и труда, в религии, идеологии, политике, морали, праве и т. д.), приобретая нормативное значение (в качестве положительного и возвышенного или, наоборот, негативного и низменного образца и примера), оказывают существенное воспитательное и регулятивное воздействие на чувства, вкусы, представления, поступки и взаимоотношения людей, на весь строй и образ их личной и публичной жизни. Эстетически одобренные вкусы, ценности, идеалы, формы и примеры (во всех сферах общественной жизни, включая и правовую) образуют в рамках сложившейся культуры то "поле прекрасного", которое в качестве притягательного образца и масштаба оказывает воздействие также и на формы бытия и реализации иных социальных норм, на способы функционирования других видов соционормативной регуляции.

Отличительная особенность морали состоит в том, что она выражает внутреннюю позицию индивидов, их свободное и самосознательное решение того, что есть добро и зло, долг и совесть в человеческих поступках, взаимоотношениях и делах.

В этических явлениях присутствуют два момента: 1) личностный момент (внутренняя свобода индивида и самосознательная мотивация им правил морального поведения и моральных оценок); 2) объективный, внеличностный момент (сложившиеся в данной культуре, социальной группе, общности нравственные воззрения, ценности, нравы, формы и нормы человеческих отношений). Первый из отмеченных моментов относится к характеристике морали, второй - нравственности. Когда говорят о морали социальных групп, общностей и общества в целом, речь по существу идет о нравственности (о групповых и общесоциальных нравах, ценностях, воззрениях, отношениях, нормах и установлениях).

В сфере этических отношений мораль выступает в качестве внутреннего саморегулятора поведения индивида, его осознанного, внутренне мотивированного способа участия в социальной жизни и общественных отношениях. Нравственные нормы выступают в качестве внешних регуляторов поведения. Там, где индивид принял, усвоил и превратил в свою внутреннюю установку коллективные нравственные представления, ценности, нормы и руководствуется ими в своем поведении, имеет место сочетание и согласованное действие обоих регуляторов - морального и нравственного.

Особым видом социальных норм являются корпоративные нормы, т. е. нормы, принимаемые общественными объединениями и регулирующие отношения между их членами или участниками (если речь идет об общественных объединениях, которые состоят из участников и не имеют членства).

Закрепленные в уставе и иных документах общественного объединения (политической партии, профсоюза, органа общественной самодеятельности и т. д.) нормы (о порядке формирования и полномочиях руководящих органов, порядке внесения изменений и дополнений в устав, о правах и обязанностях членов и участников объединения и т. д.) распространяются лишь на членов и участников данного общественного объединения и обязательны только для них. Нарушение этих корпоративных норм влечет применение соответствующих санкций, предусмотренных уставом организации (от предупреждения, выговора до исключения из организации).

Корпоративные нормы (по своему регулятивному значению, сфере действия, кругу адресатов и т. д.) - это групповые нормы внутриорганизационного характера. У них нет всеобщности и общезначимости права и общеобязательности закона. По своей сути, корпоративные нормы - это не продукт правотворчества самих общественных объединений, а лишь форма и способ использования и реализации конституционных прав граждан на объединение, причем создание и деятельность общественных объединений, включая их нормотворчество, должны осуществляться на основе и в рамках закона, в соответствии со всеобщими требованиями права и правовой формы общественных отношений (соблюдение принципа правового равенства, добровольности, взаимосвязи прав и обязанностей и т. д.).

Показательно в этой связи, что, согласно Федеральному закону Российской Федерации "Об общественных объединениях" (принят Государственной Думой 14 апреля 1995 г.), члены и участники общественных объединений - физические и юридические лица- имеют равные права и несут равные обязанности. Нарушение общественным объединением этих и целого ряда иных требований закона может повлечь за собой (по решению суда) приостановление его деятельности и даже его ликвидацию.

Все эти социальные регуляторы (право, мораль, нравственность, религия и т. д.) нормативны, и все социальные нормы имеют свои специфические санкции. Причем специфика этих санкций обусловлена объективной природой и особенностями этих различных по своей сути видов социальных норм, разных типов (и форм) социальной регуляции.

Таким образом, не особенности санкций исходно определяют различие социальных норм (права и морали, религии и т. д.), как трактуют данную проблему легисты, а, наоборот, объективные по своей природе сущностные различия разных видов социальных норм, их специфические свойства обусловливают и особенности санкций за их нарушение.

Специфика права, его объективная природа и вместе с тем его отличие от других видов социальных норм и типов социальной регуляции представлены в принципе формального равенства. С позиций такого юридического подхода, именно объективная специфика права как всеобщей и необходимой формы равенства, свободы и справедливости определяет своеобразие санкции закона (его общеобязательность, государственно-властную принудительность и т. д.), а не официальная принудительность обусловливает и порождает эту специфику права, его отличительные сущностные свойства и характеристики.

Развиваемая нами теория различения права и закона (позитивного права) направлена как против легизма (юридического позитивизма), так и против смешения права с моралью, нравственностью и другими видами неправовых социальных норм. Здесь еще раз следует напомнить, что формальное равенство, свобода и справедливость - это, согласно либертарному правопониманию, объективные, сущностные свойства именно права, а не морали, нравственности, религии и т. д. Это особенно важно подчеркнуть потому, что как легизм, с одной стороны, так и разного рода моральные (нравственные, религиозные и т. д.) учения о праве игнорируют правовую природу названных сущностных свойств права, например, считают требования справедливости, свободы, равенства моральными, нравственными, религиозными требованиями.

Именно в русле такого подхода легисты сводят право к закону и трактуют принудительность как сущность права и его отличительную особенность. По такой логике получается, что посредством принуждения (принудительной санкции) официальная власть может неправо (и вообще все неправовые социальные нормы) по своему усмотрению и произволу превратить в право. С помощью принуждения (приказа власти), согласно легизму, решаются, таким образом, задачи не только субъективного характера (формулирование норм законодательства), но и объективного плана (формирование, создание самого права), а также собственно научного профиля (установление и выяснение специфики права, его отличия от иных социальных норм и т. д.).

Прошлые и современные приверженцы юридико-позитивистского подхода, отождествляя право и закон, сводят проблему социального смысла и роли права к вопросу о принудительно регулятивном значении норм законодательства. Праву при этом придается узкое техникоинструментальное значение: оно выступает лишь как официальное наказательное орудие и подходящее средство для осуществления социального управления, регламентации и контроля. Причем выбор тех или иных форм и направлений правовой регуляции оказывается, согласно такому подходу, результатом волевого решения законодателя, а соотношение и взаимодействие различных социальных норм - волюнтаристски манипулируемой технологией, приноровленной к целям той или иной концепции социальной инженерии.

Такой односторонний инструментально-технический взгляд на право, игнорируя его объективную социальную природу, сущность и функции, закрывает путь к выяснению действительного места и роли права в соционормативной системе, его подлинной специфики и социальной ценности, его объективно обусловленных и общественно необходимых связей с другими социальными нормами и т. д.

Субъективистская манипуляция арсеналом социальных норм, сопровождаемая искусственной поддержкой и активизацией одних регуляторов и произвольным подавлением или вытеснением других, может в лучшем случае привести лишь к кратковременному удовлетворению тех или иных социорегулятивных потребностей и целей. Но по существу и в более или менее долгосрочной перспективе подобное субъективно-волевое оперирование социальными нормами (ставка на регулятивно "сильные", силовые нормы, игнорирование социальной ценности, объективных границ и специфики различных видов норм, подмена регуляторов и перекладывание регулятивных функций одних норм на другие и т. д.) неизбежно приводит к их деградации и атрофии, к девальвации выражаемых в них ценностей и регулятивных возможностей, к нарушению и бездействию системных связей и разрушению целостности различных видов социальных норм общества, к развалу единого механизма социальной регуляции и постепенному распаду всего соционормативного порядка.

Лишь с учетом объективной природы и своеобразия различных видов социальных норм, их специфических свойств и качеств возможно эффективное воздействие на процесс социальной регуляции. Отсюда очевидно первостепенное значение проблемы специфики права (в соотношении с другими видами социальных норм) для конкретизации представлений о его действительном месте в соционормативной системе и его подлинной роли как регулятора особого вида.

  • 25. Орган государства: понятие, признаки, виды
  • 26. Понятие, сущность и определение права
  • 27. Понятие права: объективный и субъективный смысл
  • 28. Принципы права: понятие и виды
  • 29. Соотношение экономики, политики и права
  • 30. Правовая политика: понятие и основные приоритеты.
  • 31. Функции права: понятие и классификация
  • 32. Понятие и структура правосознания
  • 32. Правовая культура: понятие и структура
  • 34. Правовая система общества: понятие и структура. Соотношение права и правовой системы
  • 35. Социальные и технические нормы, их особенность и взаимосвязь
  • 36. Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие и противоречия
  • 37. Понятие нормы права. Отличие правовых и социальных норм
  • 38. Представительно-обязывающий характер правовых норм
  • 39. Эффективность правовых норм
  • 40. Структура нормы права
  • 41. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения правовых норм
  • 42. Классификация норм права
  • 44. Правотворчество: понятие, принципы, виды
  • 45. Понятие и виды нормативно-правовых актов
  • 46. Отличие нормативно-правового акта от акта применения норм права
  • 47. Закон в системе нормативно-правовых актов
  • 48. Основные стадии законодательного процесса в рф
  • 49. Действие нормативных актов во времени и пространстве и по кругу лиц
  • 50. Систематизация нормативных актов: понятие, виды
  • 51. Понятие и структурные элементы системы права
  • 52. Частное и публичное право
  • 53. Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм права отрасли
  • 54. Отрасль права. Характеристика основных отраслей права
  • 56. Соотношение системы права и системы законодательства
  • 57. Понятие и основные принципы законности
  • 58. Понятие правопорядка. Соотношение законности, правопорядка, демократии
  • 59. Гарантии законности: понятие и виды
  • 60. Основные правовые системы современности
  • 61. Формы реализации права. Применение как особая форма его реализации
  • 62. Основные стадии процесса применения норм права
  • 63. Юридические коллизии и способы их разрешения
  • 64. Акт применения правовых норм: понятие, особенности, виды
  • 65. Толкование права: понятие и виды по субъектам
  • 66. Акты официального толкования: понятие и виды
  • 67. Способы и объем толкования правовых норм
  • 68. Пробелы в праве и способы их преодоления
  • 69. Юридическая практика
  • 70. Правовое отношение: понятие и признаки
  • 71. Предпосылки возникновения правоотношений
  • 72. Понятие и виды субъектов правоотношений
  • 73. Правоспособность, дееспособность, правосубъектность
  • 74. Правовой статус личности: понятие и структура
  • 75. Субъективное право и юридическая обязанность: понятие и структура
  • 76. Объект правоотношения
  • 77. Понятие классификация юридических фактов. Юридический состав
  • 78. Механизм правового регулирования: понятие и основные элементы
  • 79. Правомерное поведение: понятие, виды, мотивация
  • 80. Понятие, признаки и виды правонарушений
  • 81. Юридический состав правонарушения
  • 82. Понятие, признаки и виды юридической ответственности
  • 83. Обстоятельства, исключающие противоправность деяния и юридическую ответственность. Презумпция невиновности
  • 84. Основные теории происхождения государства
  • 85. Социологическая школа права
  • 86. Естественно-правовая теория
  • 87. Историческая школа права
  • 88. Психологическая теория права
  • Достоинства психологической теории права
  • Недостатки
  • 89. Нормативистская школа права
  • 90. Юридическая техника
  • 3. Техника в зависимости от характера содержания юридического акта делится:
  • 35. Социальные и технические нормы, их особенность и взаимосвязь

    Действующие в обществе нормы принято делить на социальные и технические.

    Социальные нормы – это общеобязательные и объективно необходимые правила поведения, совместного человеческого бытия, регулирующие границы возможных и должных действий.

    Выделяют следующие виды социальных норм:

    1) обычаи – это устойчивые правила поведения людей, которые складываются исторически в результате многократного повторения, сохраняются в сознании людей и охраняются с помощью общественного мнения;

    2) религиозные нормы – это совокупность таких правил поведения, которые выражают определенное мироощущение и мировоззрение, базирующаяся на вере в сверхъестественные силы и существование Бога;

    3) корпоративные нормы – это комплекс правил поведения, которые устанавливает какая-либо корпоративная организация для регулирования отношений между своими членами. Корпоративные нормы должны действовать в пределах установленных государством полномочий;

    4) политические нормы – это правила поведения, имеющие общий характер, которые учреждаются и санкционируются субъектами политической системы для формирования и использования государственной власти;

    5) организационные нормы – это правила поведения, которые регулируют отношения, связанные с организационными и производственными задачами.

    Другая классификация делит социальные нормы на следующие виды :

    1) нормы морали;

    2) семейные нормы;

    3) этические нормы;

    4) нормы традиций и привычек;

    5) деловые обыкновения;

    6) правила этикета.

    Социальные нормы, кроме того, характеризуют следующие особенности:

    1) предметом регулирования являются общественные отношения;

    2) субъекты социальных норм – люди, которые являются представителями социальной сферы.

    Второй вид норм, действующих в обществе, – технические нормы, которые представляют собой правила поведения, регулирующие отношение людей к природе и технике. Они возникают при решении вопросов об их наиболее целесообразном использовании.

    Технические нормы, таким образом, призваны обеспечивать целесообразное и безвредное использование природных ресурсов, развития техники и орудий труда, так как устанавливают оптимальные способы, приемы и средства использования людьми технических объектов.

    Особенности технических норм:

    1) предметами регулирования являются не социальные отношения, а технические;

    2) субъектами технических норм являются люди, природа, а также техника.

    Социальные и технические нормы осуществляются в тесном взаимодействии, так как определенные технические нормы касаются существенных интересов некоторых социальных общностей, они в результате становятся технико-социальными.

    Технико-социальные нормы – это общеобязательные нормы, которые поддерживаются силой природы, а также правом и государством, поэтому их невыполнение приводит к юридическим последствиям.

    36. Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие и противоречия

    Главным назначением права и морали является целенаправленное воздействие на поведение людей, обеспечивающее интересы отдельных индивидов, социальных групп или общества в целом.

    Считают, что право является системой общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих государственную волю, устанавливающихся и обеспечивающихся государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Мораль же (нравственность) есть система исторически определенных норм, взглядов, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках людей, регулирующих их действия с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого, честного и бесчестного, поощряемого и порицаемого, благородства, совести, порядочности и других аналогичных нравственных критериев.

    Соотношение между правом и моралью весьма не простое, поэтому его анализ предполагает анализ следующих четырех составляющих:

    1) единства;

    2) взаимодействия;

    3) различия;

    4) противоречия.

    Единство права и морали заключается в следующем:

    1) право и мораль являются универсальными регуляторами поведения людей, имеют способность проникать в различные области общественной жизни;

    2) право и мораль являются многомерными образованиями, имеющими сложную структуру, которая состоит из одинаковых и взаимодействующих между собой элементов;

    3) право и мораль действуют в едином «поле» социальных отношений;

    4) право и мораль служат общей цели – совершенствованию и упорядочению общественной жизни, регулированию поведения людей, поддержанию порядка, согласования интересов личности и общества, обеспечения и возвышения достоинства человека;

    5) право и мораль являются социальными регуляторами, имея отношение к проблемам свободной воли индивида и его ответственности за свои действия.

    взаимосвязь права и морали определяют и их социальное и функциональное взаимодействие, проявляющееся в следующем:

    1) право и мораль помогают друг другу в упорядочении общественных отношений, в формировании у людей установленной юридической и нравственной культуры;

    2) правовые и моральные требования во многом совпадают: действия субъектов, осуждаемые и поощряемые правом, осуждаются и поощряются и моралью;

    3) право обязывает соблюдать законы, к тому же стремится и мораль;

    4) взаимодействие права и морали часто выражается в прямой идентичности их требований к человеку, в воспитании у него высоких гражданских качеств;

    5) право и мораль поддерживают друг друга в достижении общих целей, применяя для этого присущие им методы;

    6) правовые нормы являются проводником морали, фиксируют и защищают моральные ценности;

    7) мораль выступает в качестве ценностного критерия права.

    Отличительные особенности права и морали заключаются в следующем :

    1. Право и мораль различаются прежде всего по способам их установления, формирования. Как известно, правовые нормы создаются либо санкционируются государством и только государством (или с его согласия некоторыми общественными организациями), им же отменяются, дополняются, изменяются.

    По-другому формируется мораль. Ее нормы создаются не государством непосредственно и они вообще не являются продуктом какой-то специальной целенаправленной деятельности, а возникают и развиваются спонтанно в процессе практической деятельности людей.

    2. Право и мораль различаются по методам их обеспечения. Если право создается государством, то оно им и обеспечивается, охраняется, защищается. За правом стоит аппарат принуждения, который следит за соблюдением правовых норм и наказывает тех, кто их нарушает.

    По-иному обеспечивается мораль, которая опирается не на силу государственного аппарата, а на силу общественного мнения. Нарушение нравственных норм не влечет за собой вмешательства государственных органов.

    3. Право и мораль различаются по форме их выражения, фиксации. Если правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах государства (законах, указах, постановлениях), группируются по отраслям и институтам, систематизируются (сводятся) для удобства пользования в соответствующие кодексы, сборники, уставы, составляющие в целом обширное и разветвленное законодательство, то нравственные нормы не имеют подобных четких форм выражения, не учитываются и не обрабатываются, а возникают и существуют в сознании людей - участников общественной жизни.

    5. Право и мораль различаются по характеру и порядку ответственности за их нарушение. Противоправные действия влекут за собой реакцию государства, т.е. не просто ответственность, а особую, юридическую ответственность.

    Иной характер носит "воздаяние" за нарушение нравственности. Здесь четкой процедуры нет. Наказание выражается в том, что нарушитель подвергается моральному осуждению, порицанию, к нему применяются меры общественного воздействия (выговор, замечание, исключение из организации и т.п.).

    7. Право и мораль различаются по сферам действия. Моральное пространство гораздо шире правового, границы их не совпадают. Право, как известно, регулирует далеко не все, а лишь наиболее важные области общественной жизни (собственность, власть, труд, управление, правосудие), оставляя за рамками своей регламентации такие стороны человеческих отношений, как, например, любовь, дружба, товарищество, взаимопомощь, вкусы, мода, личные пристрастия и т.д.

    "

    Слово "норма" давно известно людям в различных сферах их жизнедеятельности и используется во многих областях знаний.

    Норма (от лат. norma) – руководящее начало, правило, образец; признанный обязательный порядок.

    При употреблении понятия "норма" всегда имеется в виду определенная мера, масштаб, обязательное общепринятое правило поведения людей. Норма в таком понимании – образец, модель поведения личности, деятельности коллективов.

    Социальные нормы необходимы обществу, способствуют координации, упорядочению сложных социальных связей и отношений.

    В научной, учебной и справочной литературе нормы (правила поведения) подразделяются на технические и социальные. Здесь слово "социальные" используется в подлинном (буквальном) смысле, т.е. нормы, регулирующие поведение людей, их деятельность в различных сферах жизни общества.

    1. Технические нормы – это правила взаимодействия людей с силами и объектами природы, техникой, орудиями и инструментами: правила проведения строительных работ, агротехнические нормы, нормы расходования материалов, топлива и т.д. или использование технических средств. Нарушение таких правил может вызвать существенные негативные последствия.

    Например, нарушение технических норм обращения с бытовыми электроприборами нередко приводит к такому бедствию, как пожар. В современный период, в эпоху научно-технического прогресса, усложнения производственных, технологических процессов, возрастания остроты экологических проблем роль технических норм особенно значительна.

    В широком смысле к техническим нормам можно отнести также правила спортивных игр, медицинские, санитарно-гигиенические и иные нормы.

    Одно обстоятельство при этом имеет существенное значение. Нередко технические нормы закрепляются в нормативных правовых актах, приобретая в связи с этим юридическую силу. Именно в таком качестве они называются техникоправовыми или технико-юридическими нормами. Это правила противопожарной безопасности, эксплуатации различных видов транспортной энергетики, госстандарты и т.д.

    Очевидно, несоблюдение ГОСТов при изготовлении продуктов питания, несоблюдение правил техники пожарной безопасности влечет за собой определенные юридические последствия, которые могут быть административноправовыми или уголовными мерами воздействия.

    Приведенные положения позволяют отметить следующее: технико-юридические нормы – это нормы, в которых в качестве диспозиции (регулятивного предписания) предусмотрено техническое правило, содержащее определенные права и обязанности, а в качестве санкции – негативные правовые последствия, наступающие в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных юридических обязанностей.

    2. Социальные нормы необходимый элемент нормативного социального регулирования. Норма в социальной сфере – предписание, образец поведения или действия, мера оценки.

    Если рассмотреть эти нормы с позиции их особенностей, очевидно следующее:

    • – социальные нормы – это культурно-исторический феномен, правила, являющиеся универсальным регулятором общественных отношений;
    • – они опосредуют характер жизнедеятельности людей, как индивидуальной, так и коллективной;
    • – социальные нормы – изменчивый социокультурный институт, правила, эволюционирующие, изменяющиеся в связи с развитием, совершенствованием общественных отношений;
    • – они – основание соизмерения, оценки различных действий и поступков людей.

    В перечисленных содержательных компонентах социальных норм раскрывается их универсализм, подтвержденный мировым опытом человеческого существования. Следовательно, социальная норма – это правило общежития людей, сложившееся на основе повторяющихся взаимоотношений между ними или установленное определенными структурными образованиями (общественными и др.).

    Социальные нормы имеют своим назначением целенаправленное регулирование общественных отношений, их реализация обеспечивается различными убеждающими и иными средствами. Таким образом, социальная норма – это правило общего характера, отражающее потребности, интересы людей и регулирующее их поведение в обществе.

    Социальным нормам, наряду с отмеченными выше, присущи следующие общие признаки:

    • – они возникают из объективной потребности социальных систем в саморегуляции, в поддержании стабильности и порядка;
    • – потребность в социальных нормах возникла на самых ранних ступенях развития человеческого общества в связи с необходимостью урегулировать поведение людей общими правилами;
    • – эти нормы отражают достигнутую ступень экономического, социально-политического и духовного развития общества; в них "преломляются" исторические и национальные особенности жизни страны, регионов;
    • – главным объектом регулирования социальных норм является поведение людей, деятельность организаций, их взаимоотношения;
    • – они отличаются общим характером, абстрактностью адресата ("относятся к тем, кого это касается"), т.е. не содержат указания на конкретного субъекта, а регулируют наиболее типичные отношения (трудовые, семейные и др.);
    • – социальные нормы опосредуют широкий спектр отношений, характеризуются многократностью действия, способны направлять поведение людей во многих, заранее нс фиксированных случаях;
    • – один из важнейших показателей этих правил поведения – обязательность исполнения, возможность реализации организационных или иных санкций в отношении нарушителя установленного порядка.

    Социальным нормам в силу их природы свойственны регулятивная, оценочная и трансляционная функции.

    Регулятивная функция социальных норм предопределяется тем, что они упорядочивают, регулируют поведение людей, способствуют нормальному функционированию общества.

    Оценочная функция связана с тем, что социальные нормы служат основанием оценки социально значимого поведения людей (нравственное – безнравственное, правомерное – неправомерное).

    Трансляционная (передающая) функция социальных норм производна от того, что в них сконцентрирован определенный социальный опыт, достижения развития общества, культуры. Знакомство с ними способствует сознательному соблюдению установленных правил.

    Социальные нормы многочисленны, отличаются своей спецификой. Рассмотрим их отдельные виды.

    1. Обычаи – это правила поведения общего характера, складывающиеся исторически, в силу данных фактических отношений и в результате длительной общественной практики вошедшие в привычку.

    Обычаи – исторически первая группа норм, возникшая вместе с образованием самого общества. Это привычная для членов социальной группы форма регуляции поведения. Именно в таком изначальном качестве обычаи имели наибольшее значение на первоначальных ступенях развития человечества, когда отношения между людьми были наиболее устойчивыми, не противоречивыми.

    Вместе с развитием общества изменяется система обычаев. Одни обычаи претерпевают изменения, появляются новые обычаи.

    Обычаи не представляют собой цельной, связанной в прочное единство системы норм, по своей природе они консервативны. В них могут находить закрепление бытующие предрассудки, пережитки прошлого. Обычаи выступают в основном в виде отдельных, локальных, изолированных друг от друга правил поведения, зависят от социальной сферы, исторических условий, в которых они сложились.

    Механизм действия норм-обычаев специфичен. Поскольку они входят в привычку, вопрос об их обеспечении какой-то внешней силой нс ставится.

    С учетом приведенных положений можно назвать следующие характерные черты обычаев:

    • – "коренятся" в общественном сознании (точнее – в общественной психологии);
    • – проникают в сферу индивидуального сознания, в связи с чем с точки зрения регулятивных особенностей им в наименьшей степени присуще внешнее, т.е. предписывающее, регулирование;
    • – складываются в результате повторения одних и тех же актов поведения;
    • – отличаются формализованным содержанием, т.е. конкретностью, детализированностью, поскольку представляют собой точные модели тех отношений и актов поведения, которые нормативно обобщают;
    • – каждый обычай имеет социальное основание (причину возникновения), которое в дальнейшем может быть и утрачено. Вместе с тем обычай и в этом случае может продолжать действовать в силу привычки;
    • – имеют, как правило, локальную (но кругу субъектов, по местности) сферу действия;
    • – в качестве средств обеспечения используются сила привычки и общественное мнение;
    • – в масштабе общества не представляют собой целостного образования – системы, что обусловлено их локальным характером, стихийностью их формирования, длительностью этого процесса.

    Нетрудно заметить, что обычаи занимают особое положение в системе социальных норм, что подтверждают их свойства, названные выше.

    На жизнь людей, социальных групп общества оказывают влияние традиции, которые в качестве правил поведения, так же как и обычаи, известны людям с глубочайшей древности.

    2. Традиции. Латинское слово traditio означает передачу чего-то, повествование о чем-то. В Толковом словаре русского языка отмечается, что традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (например, идеи, взгляды, вкусы, образ действий) .

    Обычаи и традиции обладают общими чертами. И те, и другие содержат элементы социального и культурного наследия, обладают признаками устойчивости, опираются на поддержку общественного мнения, на психологические факторы, в частности, на чувство связи человека с окружающими людьми, стремление следовать распространенному примеру, боязнь осуждения со стороны окружающих.

    Вместе с тем эти социальные регуляторы отличает следующее: обычаи складываются на протяжении нескольких поколений, а традиции – в более короткое время. Их формирование (создание) не обязательно связано с длительным существованием определенного фактического отношения. Традиции нередко возникают на основе распространения какого-либо примера поведения, воспринимаемого тем или иным коллективом либо обществом в целом.

    Здесь уместно назвать застолье как форму празднования определенных событий (успешная защита диссертации) или памятных дат. В числе новых формирующихся традиций можно назвать спонсорство, т.е. финансирование, поддержка какого-либо мероприятия со стороны состоятельных лиц или организаций.

    3. Корпоративные нормы (нормы общественных объединений) – правила поведения, создаваемые в объединениях, организациях, регулирующие отношения между их членами. Речь идет о нормах таких организаций, как профсоюзы, политические партии, кооперативы, добровольные общества (творческие, научные и др.), предпринимательские союзы и др.

    Особенности корпоративных норм таковы:

    • – они распространяются на членов определенной организации;
    • – закрепляются в соответствующих документах (уставе, кодексе и т.п.);
    • – определяют не только права и обязанности членов организации, но и структуру ее органов, порядок их формирования, компетенцию;
    • – обеспечиваются определенными организационными мерами.

    Такие меры (санкции) применяются в связи с нарушением корпоративных норм (предупреждение, выговор, исключение из организации). Корпоративные нормы, следовательно, – это нормы внутриорганизационного характера. У них нет всеобщности и общеобязательности подобно нраву, закону.

    По формальным признакам корпоративные нормы близки к юридическим. Эти нормы, как правило, формализованы, т.е. содержатся в уставах общественных организаций (институционность), принимаются по определенной процедуре, могут быть систематизированы, их нарушение влечет применение соответствующих санкций. К нарушителям корпоративных норм применяются меры воздействия (выговор, исключение из состава объединения и др.), предусмотренные уставами соответствующих объединений.

    Вместе с тем основное отличие корпоративных норм от норм права и других социальных норм в том, что они обеспечиваются уставными мерами воздействия и солидарным мнением участников этих объединений.

    4. Политические нормы – нормы, регулирующие поведение субъектов политической жизни (классов, наций и др.), отношения между партиями, социальными группами по поводу государственной власти.

    В этих нормах отчетливо проявляется такое их свойство, как регулирование отношений между отдельными элементами политической системы, в частности, отношения государства, партий, общественных движений и др.

    Природа и особенности этих норм находят выражение в следующем:

    • – закрепляются в политических декларациях, конституциях государств, в программных документах политических партий, движений;
    • – служат основой для достижения определенных целей в политике;
    • – могут реализоваться как в пределах какого-либо политического объединения, так и вне его (область отношений с другими партиями и т.д.);
    • – содержат критерии, предъявляемые к структурным элементам политической системы (внутренняя организованность, принципы деятельности и др.);
    • – эффективность их реализации во многом зависит от конкретно-политической ситуации в стране, регионе и др.

    К важнейшим проблемам политического регулирования в настоящее время в России относятся: создание политической стабилизации в обществе; поиск путей обеспечения равноправия политических структур, политических партий и др. с учетом многообразия их интересов; недопущение сращивания политики и бизнеса и др.

    5. Нормы морали (нравственности) – это правила общего характера, основанные на представлениях людей о добре и зле, достоинстве, чести, справедливости и т.д., служащие регулятором и мерилом оценки деятельности индивидов, организаций.

    Предмет морального (нравственного) регулирования отличается своеобразием. Везде, где в отношениях между людьми непосредственно проявляется характер поведения человека, цели и мотивы его поступков, возможно нравственное регулирование. Здесь не требуется, чтобы отношения были доступны определенному внешнему контролю, как это свойственно правовому регулированию. Поэтому в сферу действия норм морали (нравственности) входят, например, отношения, связанные с дружбой, товариществом, интимными связями людей.

    Примечательно то, что мораль несет в основном оценочную нагрузку (хорошо – плохо, справедливо – несправедливо). Действие этих норм именно и состоит в том, что они дают оценку поступкам, поведению человека, соответствующим мотивам и целям.

    Как видно, мораль выражает внутреннюю позицию индивидов, их свободное и самостоятельное решение по поводу того, что есть долг и совесть, добро и зло в человеческих поступках, взаимоотношениях людей и др.

    Однако необходимо одно уточнение.

    Термины "мораль" и "нравственность" используются в основном в одном значении, как слова-синонимы. Они равнозначны в прикладном смысле с точки зрения ценностной оценки личности и свойственных ей представлений: о добре и зле, о постыдном и похвальном, о совести, долге, справедливости.

    Вместе с тем некоторые специалисты усматривают различия, полагая, что нравственные нормы в отличие от норм морали – это внешние регуляторы поведения людей. Если индивид усвоил эти внешние требования и руководствуется ими, то они становятся его внутренним моральным регулятором в отношениях с другими людьми. Речь идет о том, что здесь имеет место "согласованное действие обоих регуляторов – морального и нравственного" .

    И еще одно важное обстоятельство.

    Рассматриваемая нормативная система неоднородна. В ее рамках различают общепринятые нормы и нормы морали определенных слоев и групп населения. Система нравственных ценностей и норм какой-либо социальной группы, слоя может не совпадать с общепринятыми нормами морали, резко с ними расходиться. В связи с этим мы, например, говорим об антисоциальной морали коррумпированных чиновников ("оборотней в погонах"), криминальных слоев общества и др.

    Мораль – это не только взгляды, представления людей об определенных ценностях, но и нормы, принципы поведения, основанные на таких взглядах, а также соответствующие чувства, эмоции, оценивающие свое и чужое поведение с точки зрения добра, справедливости и порядочности. По-видимому, моральный фактор играет и будет играть значительную роль в регулировании поведения людей.

    Скажем, индивид может не знать об особенностях уголовной ответственности за грабеж, разбой и иные преступления. Однако, руководствуясь общим принципом недопустимости любого вида хищений, нравственной формулой "не укради", он воздерживается от этих видов противоправного поведения.

    6. Религия (от лат. religio – набожность, святыня, предмет культа) – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование Бога или богов, т.е. на вере в сверхъестественное начало.

    Религия на первых стадиях человеческой истории выступает как форма практического и духовного овладения миром, в которой проявилось осознание людьми их зависимости от природных сил.

    На более поздней стадии исторического развития появляются мировые, или наднациональные, религии – буддизм (VI–V вв. до н.э.), христианство (I в.) и ислам (VII в.). Как видно, они объединяют людей общей веры независимо от их этнических, языковых или политических связей. Важнейшая отличительная особенность таких мировых религий, как христианство и ислам, проявляется в том, что им свойствен монотеизм (вера в одного бога).

    На основе религиозных представлений складываются религиозные нормы как одна из разновидностей социальных норм.

    Религиозные нормы – правила, установленные различными религиозными конфессиями и обязательные для верующих.

    Такие нормы регулируют отношения верующих к богу, друг к другу, отношения верующих с неверующими, организацию и функции религиозных организаций и других церковных органов. Они закрепляют правила отправления религиозных культов, порядок богослужения, совершения определенных действий (крещение новорожденного) или воздержания от них (например, от употребления некоторых продуктов питания).

    Религиозные нормы содержатся в религиозных книгах (Библия, Коран, Талмуд, Сунна, Законы Ману и др.), в актах, принимаемых церковными обществами, в постановлениях соборов, в актах собраний духовенства или высших священнослужителей церкви, в комментариях религиозных книг.

    Религиозная норма обладает всеми необходимыми признаками социальной нормы, о чем свидетельствуют следующие ее черты:

    • – такая норма выступает как образец для поведения верующих в той или иной обстановке, как модель (эталон) определенных отношений, в частности в многообразных обрядах, ритуалах, молитвах и т.д.;
    • – ее предписания относятся не к конкретному человеку, а к группе последователей этой религии;
    • – такие нормы предусматривают ответственность за нарушение установленных правил. Показательно здесь использование слова "воздаяние" в следующем смысле: "Как ты поступаешь, так и тебе будет воздано";
    • – религиозные нормы нередко отличаются нравственным содержанием (например, заповеди из Ветхого Завета – почитай родителей своих и т.д.);
    • – любая религия и, следовательно, ее нормы ссылаются на волю сверхъестественных сил. В связи с этим человек, исповедующий религию, характеризуется как предающийся, повинующийся "божественной воле и власти".

    Религиозные отношения возникают как результат воздействия религиозных норм на поведение людей. Усвоение (признание) религиозного нормативного предписания "преобразует" его в ценностную ориентацию верующего, побуждает его к совершению требуемых действий во взаимоотношениях с людьми, исповедующими или не исповедующими религию.

    Субъекты религиозных отношений – это верующие, служители культа, религиозные организации, их руководящие органы.

    По характеру предписываемого поведения религиозные нормы могут быть:

    • позитивными (обязывающими), т.е. указывающими на необходимость совершения тех или иных действий (например, крещение ребенка, покаяние);
    • негативными, запрещающими определенные поступки: "не убий", "нс укради" и др.

    Примечательно, что средства обеспечения религиозных норм специфичны. Это, как правило, обещание награды от сверхъестественных сил или соответствующая угроза наступления кары.

    В Российской Федерации действуют нормы различных религиозных верований и направлений. Среди россиян есть православные, старообрядцы, католики, баптисты, мусульмане, буддисты, иудеи.

    Помимо названных существуют и другие социальные нормы: экономические, эстетические, семейные, деловые и т.д.

    Всем социальным нормам свойственны два момента:

    • – предмет регулирования здесь сугубо социальный - общественные отношения;
    • – "субъектный" состав связан только с людьми (индивиды, организации).

    Ввиду многообразия норм, действующих в разных сферах общества, их тесных взаимосвязей можно говорить о системе социальных норм, т.е. как о целом, представляющем собой определенное единство так или иначе расположенных и находящихся во взаимосвязи частей (элементов).

    • Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1998. С. 807.
    • Нерсесянц В. С. Право в системе социального регулирования // Проблемы общей теории права и государства: учебник / под ред. В. С. Нерсесянца. М., 1999. С. 207.

    Под социальными нормами понимаются такие нормы или правила по­ведения, которые регулируют отношения между индивидами, между инди­видами и социальными группами, между индивидами и обществом, "Где есть общества, - писан Г.Ф. Шершеневяч, - там должны быть и правила общежития, или социальные нормы. Социальные нормы определяют пове­дение человека в обществе, а следовательно, отношение человека к другим людям". Право является одной из разновидностей социальных норм.

    Кроме социальных норм в обществе существуют технические нормы. Они определяют отношение людей к различным средствам производства, орудиям труда, к природе, к животному миру. Это, например, нормы выра­ботки на производстве, правила эксплуатации сельскохозяйственных ма­шин или любой иной техники, всевозможные технические и технологиче­ские стандарты.

    Разумеется, технические нормы, как и сама сфера их приложения, не могут существовать изолированно, в отрыве от социальных норм и сфер их непосредственного применения. Все нормы взаимосвязаны, взаимодейст­вуют, оказывают постоянное влияние друг на друга. Опосредованно воз­действуют технические нормы и на все общество, а также на возникающие в нем между людьми и образуемыми ими группами и ассоциациями отно­шения В tom смысле данные нормы имеют не только технический но и социальный характер

    Однако социальность технических норм весьма условна по сравнению с собственно социальными нормами, ограничена и проявляется как в спе­циальных нормативно-правовых аклах, в которых издается содержание различных технических норм (например, касающихся охраны труда или техники безопасности), так и в актах, имеющих отсылочный характер, те содержащих отсылки к техническим нормам

    Наряду с нормами права к числу социальных норм относятся также нормы морали, обычаи традиционные нормы, нормы, содержащиеся в ак­тах, издаваемых партийными органами и общественными организациями, и др.

    Все социальные нормы подразделяются на правовые и неправовые. Наиболее важными их отличительными особенностями являются сле­дующие

    Во-первых, эго характер отношений, на которые накладываются пра­вовые и неправовые социальные нормы.

    Нормы права (например, консти­туционного, административного) закрепляют прежде всего основные, жиз­ненно важные для всего общества, государства и граждан общественные отношения Неправовые социальные нормы, опосредствуя зачастую собой эти отношения, все же большей частью регулируют весь остальной круг общественных отношений - межличностные, межгрупповые и др.

    Во-вторых, это порядок и способ у становления правовых и неправовых норм Неправовые нормы возникают в результате нормотворческой дея­тельности политических партий, различных общественных объединений и организаций или же складываются (как, например, нормы морали, обычаи) в процессе самой общественной жизни, общественной практики, а также в быту В отличие от них нормы права, как известно, содержатся в актах, ус­танавливаемых или санкционируемых государством, а точнее, уполномо­ченными на то государственными органами

    В-третьих, это формы или способы выражения правовых и неправовых норм Если нормы права всегда содержатся в конкретных правовых актах и излагаются в письменной форме, то неправовые нормы, как правило (кро­ме норм, содержащихся в актах - решениях партийных органов или в актах общественных организаций), не облекаются в такие формы Пронизывая собой все сферы духовной и общее! венной жизни, опосредуя их и оказы­вая на них регулирующее воздействие, неправовые социальные нормы со­держатся лишь в сознании людей и передаются в устной форме из поколе­ния в поколение

    В-четвертых, это формы и средства обеспечения правовых и неправо­вых норм Основными формами и средствами обеспечения норм права,

    кроме Материальных, организационных и иных форм и средств, которые свойственны и неправовым нормам, являются такие специфические сред­ства, как юридические. Они могут выражаться, например, в указаниях на санкции, применяемые к нарушителям норм уголовного или других отрас­лей права, в обеспечении свободы выбора той или иной модели поведении участниками гражданско-правовых и иных правоотношений, наконец, в простой констатации того факта, что государство гарантирует соблюдение норм права и содержащихся в них велений.

    В-пятых, это характер и степень определенности мёр воздействия, применяемых в случае нарушения содержащихся в социальных нормах велений. В случае нарушения неправовых социальных норм следуют ме­ры общественного воздействия. Причем эти меры далеко не всегда стро­го определенны. Об определенности можно условно говорить лишь отно­сительно мер воздействия, применяемых партийными органами и раз­личными общественными организациями к лицам, нарушающим их пра­вила поведения. Что же касается, скажем, нарушений норм морали, нрав­ственности или же норм, содержащихся в обычаях, то здесь никакими актами не предусматриваются какие-либо определенные меры общест­венного воздействия.

    Иначе обстоит дело, когда нарушаются нормы права. В данном случае не исключается применение мер общественного воздействия в виде обще­ственного осуждения, партийного или профсоюзного взыскания и пр. Од­нако на первом плане стоят, имеют решающее значение все же меры госу­дарственного принуждения. Они могут облекаться в различные формы и выражаться по-разному, но независимо от своих особенностей должны быть четко сформулированы в санкциях правовых норм и иметь строго оп­ределенный по сравнению с мерами общественного воздействия характер. Кроме названных особенностей, отличающих различные виды непра­вовых социальных норм от правовых, существуют и иные. Однако они не имеют принципиального значения, поскольку не касаются сущностной или содержательной сторон социальных норм, а отражают лишь внешние фор­мы их изложения, доведения до сведения исполнителей и их применения.


    © 2024
    artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав