22.09.2019

Социально активные люди: мнение психолога. В чем проявляется социальная активность общества


Социальная активность проявляется тогда, когда степень включенности личности в систему общественных отношений высокая. Если же степень включенности личности в решении общественных задач низкая, то имеет место социальная пассивность. Социальная активность характеризует деятельность личности в ее усиленном, основательном виде. Социальная пассивность характеризует бездеятельность или крайне слабо выраженную деятельность.

Социальная активность проявляется в деятельности. А деятельность по своей направленности бывает прогрессивной или консервативной, или сочетающей в себе одновременно элементы прогрессивного и консервативного. Сочетание этих элементов может быть самым различным: могут преобладать элементы прогрессивного порядка, а могут преобладать элементы консервативного порядка. Если преобладают элементы прогрессивного порядка, то деятельность, а вместе с тем и социальная активность, по своей направленности будет прогрессивной, если же преобладают элементы консервативного порядка, то деятельность, а следовательно, и социальная активность, будет консервативной.

Понятие "социальная активность" можно понимать в двух смыслах. Во-первых, как процесс повседневного взаимодействия человека с окружающей средой, непосредственного участия индивида в создании комфортных условий жизнедеятельности, присутствия инициативы в поиске наиболее приемлемых приемов и средств самореализации, самоутверждения. Во-вторых, как качество, призванное обеспечивать повседневный характер реализации различных форм проявления социальной активности , наиболее типичными из которых являются самодеятельно-творческая, познавательно-трудовая, самообразовательная (самовоспитательная ), самопознавательная, коммуникативная, учебно-просветительская, социально-культурная, общественно-организационная.

Самодеятельно-творческая форма социальной активности находит свое выражение в наличии определенного уровня понимания человеком важности, сущности фактов окружающей действительности, раскрытия причинно-следственных связей и отношений между предметами, явлениями, стремления к освоению системой знаний о мире и о своем "Я", последовательного формирования и развития убежденности в необходимости преобразования социума. Такая форма социальной активности предполагает повседневное участие человека в жизнедеятельности коллектива (группы), учреждения, организации в сочетании с личной ответственностью за достижение позитивных результатов; проявление самостоятельности в принятии решений и готовности к адекватному осмыслению лучшего опыта деятельности; реализацию способности критически оценивать свои успехи и недостатки, умение корректировать практические усилия для решения определенных задач.

Познавательно-трудовая форма социальной активности – это выражение внутренней готовности и способности личности к накоплению знаний в области профессиональной деятельности, совершенствования умений и навыков в применении инновационных подходов к выполнению функциональных обязанностей. Труд воспринимается человеком как процесс и результат освоения новых способов обеспечения успешности решения проблем общественного существования, материального благополучия, перспектив личностного развития. Данная форма социальной активности основана на проявлении важнейшей потребности личности в самоактуализации.

Самообразовательная и самовоспитателъная формы социальной активности личности, по сути, отражают мотивацию любого человека в удовлетворении своих интеллектуальных потребностей. Особенности реализации таких форм заключаются в стремлении индивида к приобретению нового (обновленного) статуса социального бытия, повышения уровня самооценки, расширения возможностей для самоутверждения в социуме. Стимулами в постоянном проявлении подобного рода социальной активности могут быть "вовлечение" воспитанника в совместную, коллективную, учебно-воспитательную, общественную работу; предоставление человеку возможности продемонстрировать лучшие свои поступки и стороны характера.

Самопознавательная форма социальной активности находит отражение в самой сущности человека, в стремлении его к выявлению сильных и слабых сторон своего "Я", потребности в самоидентификации, в профессиональном самоопределении, в поиске смысла жизни. Данная форма активности раскрывает гармоническое сочетание интересов личности с интересами окружающих ее людей, общества в целом. Самопознание неразрывно связано с процессом обучения и воспитания. Более того, познавательная активность обучаемых – непреложный компонент процесса познания самого себя, трансформации этих знаний в область практической общественно-полезной деятельности.

Коммуникативная форма социальной активности связана с наличием умений и навыков установления, поддержания отношений человека с другими людьми, со стремлением принадлежать группе, быть понятым и принятым окружающими, готовностью и желанием сотрудничества, взаимодействия. Данная форма активности выступает важнейшим условием обеспечения успешности совместного решения задач практической деятельности. Коммуникативная активность предусматривает формирование и развитие культуры речи, положительного опыта взаимоотношений.

Учебно-просветительская форма социальной активности личности является выражением побуждений индивида к удовлетворению потребности в получении новых сведений, информации о происходящих событиях, явлениях окружающей действительности. Источником подобного рода активности выступают учебная деятельность; средства массовой информации; самостоятельная работа с печатными источниками (литературой). Данная форма социальной активности характеризуется личностными интересами и запросами человека, реализацией права свободы выбора видов занятий, ярко выраженной индивидуальностью его социально-психологической конституции.

Социально-культурная форма социальной активности личности определяется объективной принадлежностью человека к конкретной историко-культурной общности, которая содержит совокупность духовнонравственных ценностей, норм и правил поведения, приоритетные образы самовыражения, общения. Подобного рода активность отражает соответствующую "возрастную" субкультуру: детей, подростков, родителей, представителей различных видов профессиональной деятельности, и выражает характер отношения индивида к окружающей действительности.

Общественно-организационная форма социальной активности. Большинство людей входят в те или иные объединения, корпоративные союзы. Коллективообразования обладают такими признаками, как общность интересов и потребностей, природно-социальная основа и определенная организационная структура. Именно четкая организация деятельности, общение, взаимоотношения обеспечивают всестороннее формирование личности. В силу таких обстоятельств общественно-организационная форма активности становится одной из ведущей для современного социума.

Одной из наиболее значимых форм проявления общественно-организационной формы социальной активности является гражданская активность личности.

На современном этапе развития российского общества важное значение приобретает гражданская активность форма самореализации и самодеятельности личности как полноценного члена и субъекта гражданского общества, выражающаяся в ее осознанном и целенаправленном участии в общественных преобразованиях, в защите и расширении экономических, политических, социальных и иных прав (свобод), в поддержании целостности общества и его институтов.

Гражданская активность относится к особому типу социальной активности личности. Это понятие характеризует также исторически определенное качество социальной активности, а именно – степень интенсивности осуществления родовой деятельности или меру реализации родовых сил человека, а также соответствующую ей форму самодеятельности.

Гражданская активность личности проявляется во всех сферах жизни современного общества. В экономической области она реализуется в форме разрешения трудовых конфликтов, в заключении взаимовыгодных сделок и развитии партнерских отношений. В политической сфере она выступает в форме участия граждан в государственном управлении. В духовно-идеологической области гражданская активность осуществляется в альтернативных формах образовательной, научной, религиозной и художественной деятельности людей. В сфере социального воспроизводства она представлена в форме разнообразных организаций и движений, выступающих за здоровый образ жизни, охрану природы и окружающей среды, права материнства и детства, развитие семьи, поддержку пожилых людей, сохранение этнических меньшинств.

Таким образом, проявляя социальную активность, личность создает или разрушает существующее в мире, способствует утверждению нового или старается сохранить отжившее, старое; отражает, копирует, воспроизводит или, воспроизводя, искажает существующие проявления мира и мир в его целостности.

Одной из наиболее распространенных форм активности личности выступает ее социальная активность, т.е. способ существования и развития личности как субъекта общественной жизни, основанный на ее сознательном и бессознательном стремлении к изменению социальных условий и формированию собственных качеств (способностей, установок, ценностных ориентаций). Предпосылкой сознательной социальной активности выступает осознанный выбор личностью возможностей своего участия в общественной жизни. Каждая личность вначале определяет характер своего участия в общественной жизни, меру (степень) интенсивности своей деятельности, а уже затем занимает ту или иную социальную позицию. Выбор личностью активной жизненной позиции обусловлен причинами как объективного, так и субъективного характера. Иногда она вынуждена вести себя активно, чтобы сохранить равновесие с окружающей средой.

Социальная активность не является единственной формой развития личности как общественного субъекта. Ей противостоит, как известно, социальная пассивность и апатия, порождаемые кризисными явлениями в обществе, ростом отчуждения, экзистенциальным вакуумом.

Являясь объектом общественных отношений, личность вместе с тем является и их активным субъектом, способным изменять среду своего существования и самого себя.

В соответствии с основными сферами жизни общества социальную активность можно подразделить на три основные вида: трудовую (производственную), общественно-политическую и социальную активность в области духовной жизни. Каждый из этих видов социальной активности, в свою очередь, может быть подразделен на другие виды.

Так, производственно-трудовая активность включает в себя: непосредственно трудовую активность, выражающуюся в отношении человека к своим трудовым, служебным обязанностям; активность в управлении и руководстве хозяйственной деятельностью.

Трудовая социальная активность – это мера реально-практического изменения людьми материального мира. Она выступает в качестве основы развития, самоутверждения личности, функционирования и развития общества.

Вторым важнейшим видом социальной активности является общественно-политическая социальная активность – мера, выражающая степень участия личности в преобразовании политических отношений, институтов, учреждений. Специфика этого вида социальной активности обусловливается тем, что в системе политических отношений личность функционирует не как работник умственного или физического труда, города или деревни, а в своем политическом качестве.

Существенной особенностью трудовой и общественно-политической социальной активности является то, что они непосредственно направлены на физическое изменение мира. Это в меньшей мере характерно для научно-познавательной социальной активности, которая проявляется в идеальном воспроизведении личностью мира и его отдельных проявлений, в приобретении знаний о мире.

Социальная активность закономерно выступает одним из источников духовного развития человека. Другими словами, личность в системе социально-педагогических отношений является не только объектом этого сложного феномена, но и субъектом, активным участником процесса самосовершенствования. Включение личности в самосозидательную деятельность – важнейшее условие динамичного и целенаправленного позитивного ее преобразования.

Социальную активность личности можно рассматривать в двух основных аспектах. Первый аспект предполагает рассмотрение ее как свойства личности, обусловленного в первую очередь ее природными данными и усиленного качествами, которые формируются в процессе воспитания, образования, обучения и практической деятельности. С этой точки зрения социальная активность как значимый результат социального развития представляет собой социальное качество личности, отражающее отношение человека к социальной среде, к социальному опыту и способности самостоятельно разрешать проблемы социализации как свои, так и других, посредством оказания им помощи. Второй аспект исходит из понимания активности как некоторой конкретной меры деятельности. Социальная активность – это степень, мера включенности личности в систему общественных отношений, показатель ее участия во всех видах общественной деятельности.

Социальная активность является важным фактором развития психологического и эмоционального развития человека. Необходимость отстаивать свои моральные, культурные и идеологические ценности пробуждает в человеке потребность изменять или поддерживать состояние социальной среды, в которой он находится. Суть социальной активности состоит в её направленности на изменение обстоятельств жизни общества и своей жизни с пользой для людей и для себя.

Социальная активность личности развивается под влиянием всех общественных факторов, влияющих на человека. Главным фактором социальной активности является реализация индивидуумом его знаний и умений на благо общественным интересам, каким он видит это благо со своей точки зрения. Она рассматривается только совместно с каким-либо видом фактической деятельности человека.

Психология рассматривает понятие социальной активности как совокупность направленной деятельности человека и его социально-психологических качеств. Деятельность определяется как способ существования социального субъекта – т.е. способ взаимодействия отдельной личности и общества в целом. На социальную активность влияют такие внутренние факторы человека, как психологические и генетические особенности, культурный уровень, сознательность, характер, система ценностей и индивидуальные потребности.

Социальная активность как рычаг прогресса и общественных перемен

Социальная активность – это сумма различных проявлений деятельности человека, сознательно направленных на решение вопросов, стоящих перед социальной группой или обществом в целом. Субъектами могут выступать как отдельная личность, так и коллектив, группа, социум. Социальная активность также определяется как способность человека совершать значительные преобразования в общественной жизни с помощью своего поведения, общения, творчества. Активность может проявляться во всех областях жизнедеятельности общества. Условно социальную активность человека можно разделить на политическую, трудовую, духовную и другие виды.

С точки зрения социологии, социальная активность не является произвольным явлением, а возникает вследствие исторической необходимости и направлена по создание новых общественных форм и условий. Социальная активность может нести в себе настроения протеста и вызывать социальную нестабильность. С другой стороны, социальная активность может быть проявлением необходимых обществу инноваций и факторов позитивного развития.

Владимирский институт повышения квалификации работников образования

Г. Владимир

СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕК A КАК СУЩНОСТНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Ключевые слова: социальная активность, воспитание, молодежь, условия развития социальной активности, социальная компетентность.

Key words: social activity, upbringing, young people, condition development social activity, social competence.

Результаты международных исследований PISA актуализировали внимание современного российского общества на необходимости в образованных, конкурентоспособных, отличающиеся конструктивным мышлением молодых людях, которые могут самостоятельно принимать решения, находить и внедрять новое, преодолевать трудности.

Сегодня качественная подготовка специалиста немыслима без воспитания развитой личности молодого человека с широкой эрудицией, высшим профессиональным образованием , обладающим социальной активностью и качествами гражданина России, высокой общей культурой российского интеллигента.

Исторически сложилось так, что в нашем государстве еще 15 лет назад существовала система социального воспитания, обеспечивающая поддержку и сопровождение молодого человека в процессе его социального становления фактически до момента его полноценного социального и личностного самоопределения. В условиях современного воспитания единственным инструментом взаимодействия молодого человека и общества становится инициатива самих молодых людей, которые посредством ее реализации могут достигать собственных целей, удовлетворения персональных потребностей.

Поэтому основным направлением модернизации российского образования является достижение нового, современного качества образования через идею компетентностного подхода. Современное понимание качества образования базируется на формировании ключевых компетентностей.

В рамках этого подхода, мы поддерживаем позицию, что социальная активность является одной из характеристик социальной компетентности, с которой связано формирование умения ориентироваться в постоянно меняющихся социуме (обществе) и экономических ситуациях.

Что такое социальная компетентность?

В социологическом словаре приводится следующее определение: «Социальная компетентность (социальный -- межличностный; компетенция, от лат. competere, - встреча) подразумевает способность к межличностным отношениям». Обладая сформированным уровнем социальной компетентности, молодые люди готовы участвовать в совместном принятии решений, брать ответственность на себя и самостоятельно принимать решения, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании общественных институтов.

Социальную компетентность можно рассматривать и как меру личной зрелости, то есть отсутствие противоречий между чувствами, мыслями и действиями личности, умение анализировать жизненные ситуации в аспекте деятельности социальных институтов и учреждений и включать эти знания в схему регуляции собственного поведения .

Социальная компетентность связана с окружением, жизнью общества, социальной деятельностью личности (способность к сотрудничеству, умение решать проблемы в различных жизненных ситуациях, навыки взаимопонимания , социальные и общественные ценности и умения, коммуникационные навыки, мобильность в разных социальных условиях). В качестве необходимого условия достижения более высокого уровня социальной компетентности личности является развитие социальной активности.

Что такое социальная активность?

Понятие «социальная активность» встречается у представителей разных наук. В настоящее время в педагогической науке это понятие рассматривают с разных позиций: как свойство человека, качество личности, как процесс проявления свободы личности, как движущая сила развития человека, как составная часть воспитания.

развитие социальной активности личности рассматривает, как «многогранный процесс очеловечивания человека», включающий в себя непосредственное вхождение индивида в социальную среду и предполагаемое социальное познание, а также социальное общение, овладение навыками практической деятельности, включая как предметный мир вещей, так и всю совокупность функций, ролей, норм, прав и обязанностей, переустройство окружающего мира.

«В идеале, - отмечает, - социально активный человек должен быть способен противостоять если не обществу, то тем или иным жизненным обстоятельствам. Однако мы видим, что чаще всего молодые люди, фактически растворившихся в социуме, не готовы и не способны к той активности, которая нужна для противостояния среде и воздействия на нее. Насколько это противоречие будет велико, связано во многом с тем типом общества, в котором развивается человек, с тем типом воспитания – характерным, как для общества в целом, так и свойственным отдельным учебным заведениям» .

и считают, что социальная активность молодых людей это составная часть воспитания. При этом под воспитанием понимается объективно закономерное явление жизни общества, целостный процесс становления личности, взаимосвязанные стороны которого - образование, обучение и развитие - включены в определенную систему отношений.

Сейчас в педагогике наметился новый подход к пониманию активности с точки зрения ее субъектности. Суть его сводится к тому, что личность рассматривается как носитель индивидуального, субъектного опыта, стремящегося к раскрытию собственного потенциала, и нужно только помочь ей, предоставив соответствующие педагогические условия раскрыть этот потенциал.

трактует социальную активность в субъектно-деятельностном подходе и понятие «субъект» рассматривается в двух значениях: как субъект деятельности, способный ее освоить и творчески преобразовать, и как субъект жизни, способный выстраивать стратегию и тактику своей жизнедеятельности. Внутренняя организация субъекта включает в себя психологические структуры, которые обеспечивают возможность человеку реализовывать себя как творца, организатора, распределителя собственной жизни. В свою очередь среда, организованный процесс со своими отношениями, нормами, знаниями становятся внешними регуляторами по отношению к внутренним психическим регуляторам жизнедеятельности человека .

Это позволяет нам субъектность молодого человека рассматривать в нескольких плоскостях.

Во-первых, в плоскости саморазвития: субъектность обеспечивает основу развития личности, индивидуальности, универсальности человека; без нее сам процесс саморазвития утрачивает свою целостность.

Во-вторых, в плоскости воспитательно-образовательного процесса: субъектные характеристики студента обеспечивают активность, творческость, обеспечивают сотрудничество между преподавателем и молодым человеком.

· наличии педагогической поддержки, коррекции самовосприятия;

· преодоления и профилактики личных комплексов;

· включения молодых людей в социально направленную деятельность с учетом индивидуальных потребностей и возможностей;

· обязательная интеграция деятельности участников в воспитательном пространстве учреждения.

В - третьих, наличие творческой среды для самореализации. Мы считаем, что в результате самореализации молодого человека в общественно-значимой и творческой деятельности, он приобретает и овладевает актуальными социально-психологическими навыками, раскрывает и воплощает практически субъективные качества собственной личности, овладевает методами рефлексии, анализа и организации обратной связи с внешним миром. Именно в самореализации молодые люди приобретают опыт самопроявления, самовыражения в виде активных действий в реализации проектов и начинаний.

В - четвертых, наличие ситуации эмоционального переживания, например, переживание успеха - неуспе­ха, которое имеет ряд особенностей. Достигнутый успех или неудача, пе­реживаемые коллективом, обладают способностью создавать за­пас активности человека для последующей деятельности. Ярким примером такого эмоционального состояния может являться яркое эмоциональное событие (фестиваль, сборы, школьные праздники и др.), которое объединяет усилия всех участников воспитательного взаимодействия и отличает постоянный поиск, обновление, упорная борьба за победу.

Потребность в новых впечатлениях, в том числе эмоциональ­ных, - одна из важнейших потребностей человека. Она несет в себе изначальную силу, стимулирующую психическое развитие человека, растущую вместе с ним, являющуюся базой для разви­тия других его социальных потребностей. Не нужно считать, что потребность в новых впечатлениях - приобретение только ран­него детского возраста, она продолжает играть свою роль в раз­витии и становлении подростка, юноши и взрослого человека.

В работе с коллективом молодежи ситуация новизны приобре­тает особое значение. Ее воздействие на эмоциональные состоя­ния коллектива отличается от воздействия на состояния отдель­ного человека. Во-первых, не всё, что производит впечатление новизны на одних, может производить такое же впечатление на других. Во-вторых, в коллективе эффект воздействия новой си­туации может усиливаться или ослабляться из-за особенностей коллективного восприятия и действия законов взаимовлияния человека на человека. При неожиданности воздействия может возникнуть специфическая переходная эмоциональная ситуация, которая тут же, в зависимости от содержания информации, может вызвать состояние позитивного или негативного характера, а может и ос­тавить человека безразличным к ее воздействию. Внезапность возникновения достаточно значимой ситуации сильно воздей­ствует на активизацию поведения людей при выборе тех или иных действий, на принятие необходимого решения. Например, реализация патриотической акции «Наказ ветеранов – молодому поколению», наполненная новым содержанием и формами деятельности, может привлечь внимание очень большего количества молодых людей, которые станут активно в ней участвовать.

Анализ имеющихся теоретиче­ских подходов к проблеме развития социальной активности в педагогике, позволил нам определить собственный взгляд на данную категорию. Развитие социальной активности личности, на наш взгляд, представляет собой целостный процесс (психобиологический, социальный и педагогический) активного взаимодействия личности с окружающей средой, приспособления индивида к успешному функционирова­нию в ней, активного освоения окружаю­щего пространства с целью жизненного, профессионального, социального само­развития личности.

Социальная активность молодых людей рассматривается нами и как процесс освоения разнообразных со­циальных ролей, в том числе и профес­сиональных, и как овладение человеком систе­мой знаний, умений и навыков, обретение ими норм и ценностей, личност­ных качеств и опыта эмоционально-цен­ностных отношений.

Умение молодого человека быть активным в обществе, а это значит свободно выражать свои знания, мнение и желания; быть готовым выслушивать критику и спорить с другими; способным слушать, наблюдать за другими членами группы, воспринимать события и динамику процесса в группе; быстро адаптироваться, налаживать контакты, находить своё место в группе, высказывать критику адекватно ситуации и т. д., говорит о его социальной компетентности.

Список источников:

1. Дурова, социально-экономической активности детей в деятельности детских организаций.: Дисс. ... канд. пед. наук. - Ярославль, 1995.

2. Караковский, В. А., Селиванова? Воспитание... Воспитание!.. - М.: «Новая школа», 19с.

3. Кульневич, С. В., Лакоцепина, работа в средней школе : от коллективизма к взаимодействию. - Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2000.

4. Мудрик, педагогика. - М.: Академия, 20с.

5. Смолеусова компетентность – электронная статья, 2009

6. Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / Под ред. Проф. . Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: Агенство «Издательский сервис», 2004. – 480 с.

    Социальная активность - (от лат. activus деятельный) способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении, поведении. Социальная …

    социальная активность - socialinis aktyvumas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Dvasinis žmogaus poreikis savo jėgas, gebėjimus, norus ir siekimus išreikšti veikla, naudinga sau, kitiems, visai visuomenei. atitikmenys: angl. social activity vok.… … Sporto terminų žodynas

    Социальная активность - см. Активность социальная. Социальная информация см. Информация социальная … Научный коммунизм: Словарь

    СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ - деятельное, мотивированное участие индивидов в преобразовании объективных социальных условий, в таком их изменении, которое способствует более полному достижению интересов и удовлетворению потребностей … Профессиональное образование. Словарь

    СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ - понятие, традиционно присущее тем социологическим школам и направлениям, которые ориентированы на деятельное, волюнтаристское преодоление наличных диспропорций и социальных напряженностей в границах того или иного общества (Марксизм, Конфликт,… … Социология: Энциклопедия

    СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА - совокупность индивидов, объединенных по какому либо признаку. Деление общества на С.г. или выделение в обществе какой либо группы произвольно, и осуществляется на усмотрение социолога или любого другого эксперта в зависимости от целей, которые… … Юридическая энциклопедия

    Активность социальная - сознательная деятельность человека, который изменяет окружающие его общественные условия, воспитывает в себе желаемые качества личности. Социальная активность является необходимым условием для формирования индивида как деятельного, энергичного… … Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник

    Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Активность личности особый вид деятельности или особая деятельность, отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик (целенапр … Википедия

    Активность личности - (от лат. activus деятельный, действенный, практический) деятельное отношение человека к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественно исторического опыта… … Педагогический терминологический словарь

    Англ. activity, social; нем. Aktivitat, soziale. Совокупность форм человеческой деятельности, сознательно ориентированной на решение задач, стоящих перед обществом, классом, соц. группой в данный истор. период. В качестве субъекта А с. может… … Энциклопедия социологии

Книги

  • Солнечная активность и общественная жизнь. Космическая историометрия. От первых российских космистов до наших дней , Владимирский Б.М.. В настоящей книге представлен подробный междисциплинарный обзор публикаций по влиянию солнечной активности - космической погоды на социальные показатели, такие как ритмика исторических…
  • Солнечная активность и общественная жизнь. Космическая историометрия от первых российских космистов до наших дней , Б. М. Владимирский. В настоящей книге представлен подробный междисциплинарный обзор публикаций по влиянию солнечной активности - космической погоды на социальные показатели, такие как ритмика исторических…

© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав