Государственный земельный кадастр - систематизированный свод документов, получаемых в результате государственного кадастрового учета земельных участков:
Сведений о местоположении, кадастровой стоимости земельных участков, -целевом назначении и правовом режиме земель РФ, - сведений о территориальных зонах, о размерах земельных участков и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества.
Цели ведения государственного земельного кадастра:
информационное обеспечение государственного и муниципального управления земельными ресурсами;
государственный контроль за использованием и охраной земель, мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель;
государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, землеустройство;
экономическая оценка земель и учета стоимости земли в составе природных ресурсов, установление обоснованной платы за землю, иной связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участка ми деятельности.
Принципы:
Единство системы и технологии ведения государственного земельного кадастра на всей территории Российской Федерации;
Непрерывность внесения в государственный земельный кадастр изменяющихся характеристик земельных участков;
Открытость сведений государственного земельного кадастра;
Сопоставимость и совместимость сведений государственного земельного кадастра со сведениями, содержащимися в других государственных и иных кадастрах, реестрах, информационных ресурсах.
Государственный земельный кадастр содержит сведения о следующем:
Земельных участках;
Территориальных зонах;
Землях и границах территорий, на которых осуществляется местное самоуправление;
Землях и границах субъектов Российской Федерации;
Землях и границах Российской Федерации.
Указанные сведения содержатся в государственном земельном кадастре в объеме, необходимом для осуществления государственного управления земельными ресурсами.
Составные части земельного кадастра
Государственный земельный кадастр состоит из 4 частей:
Регистрация землевладений и землепользований(запись в документах установленного образца сведений о земельном участке, закрепляющих правовое положение, географические параметры)
Количественный и качественный учет земельного фонда(база данных о количестве, использовании, состоянии и качестве земельных ресурсов, необходимых для решения управленческих задач)
Бонитировка почв(сравнительная оценка естественного плодородия, их группировка по природным условиям, урожайность с.х.культур)
Экономическая оценка земли(производительная способность земли как средства производства, доходность земли с учётом системы натуральных и стоимостных оценочных показателей)
Земельная регистрация
ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕГИСТРАЦИЯ государственная запись землепользования. 3. р. имеет задачей собирать и хранить в систематическом и наглядном виде верные и современные сведения о правовом ихозяйственном положении всех землепользовании (ст. 194 Земельного кодекса РСФСР). СогласноЗемельному кодексу РСФСР, 3. р. производится в интересах общегосударственного управления землями, атакже для надобностей различных отраслей народного хозяйства и для ограждения прав и интересовземлепользователей (ст. 194). Исходя из этой цели, запись земель включает в себя сведения не только охозяйственном, но и о правовом положении землепользовании.
Таким образом, эта запись включает в себякак технический учёт земель (инвентаризация), так и правовую их регистрацию.
В земельную регистрацию включаются сведения:
а) о местоположении и назначении земельного участка и о количестве земли внём; б) о наименовании землепользователей и об основаниях, по которым землепользователямпредоставлены участки; в) об особых полномочиях и обязанностях, связанных с использованием участка; г)специальные сведения, которые предусматриваются особыми нормами о 3. р.
Различаются: основная 3. р., заключающаяся в первоначальной записи землепользовании, и текущая,регистрирующая изменения в правовом, хозяйственном и природном состоянии земельных участков.Государственной записи подлежат все земли единого государственного земельного фонда Союза ССР сучётом их по угодиям и землепользователям.
В целях укрепления колхозного землепользования и борьбы с разбазариванием общественных земель вГосударственной земельной книге (см.) регистрации земель отделами сельского хозяйства и заготовокрайисполкомов ведётся отдельно учёт общественных и приусадебных земель колхоза. Независимо от этогокаждый колхоз обязан вести Земельную шнуровую книгу (см.), где записываются предоставленные впользование колхоза земли с тем же подразделением на общественные и приусадебные и обозначениемземлепользования каждого колхозного двора отдельно. С 1945 г. в районных отделах сельского хозяйства изаготовок введена Книга регистрации колхозных севооборотов.
Сбор и систематизация сведений о земле осуществляется по единой методике и определенной системе, в полной мере и на достаточном уровне обеспечивая характеристику земельного фонда по следующим направлениям:
1. Учет природного положения земель. При этом подразумевается, что каждое земельное угодье, земельный участок, массив, территория, землепользование характеризуются климатическими условиями, почвами, рельефом, растительным покровом, биоклиматическим потенциалом местности. Каждый из этих факторов в отдельности и комплексно оказывает существенное влияние на состояние окружающей среды, рост и развитие растений, на величину и качество сельскохозяйственной продукции, на Размещение объектов строительства, на режим использования и охраны земель и т. д.
2. Хозяйственное состояние земель. При этом устанавливается организационно-территориальное положение земель, которое включает местоположение земельных угодий, участков, массивов и землепользовании в целом относительно различных сфер деятельности и экологически устойчивых ландшафтных территорий. Изучаются сервитуты и обременения земельных территорий, конфигурация и компактность размещения земельных участков, а также зоны их расположения. По этим параметрам производит я сбор и изучение сведений о хозяйственном положении земель.
Определяются виды и формы хозяйственного использования земельного фонда в зависимости от:
1. распределения земель по видам и формам собственности и по субъектам права на нее;
2. распределения земель по целевому назначению, или по категориям земель, т. е. сведения о том, в чьем пользовании находится земля, как используется, какова степень пригодности ее для использования в соответствии с естественноисторическими свойствами этих земель;
3. распределения земель по видам, подвидам и классам угодий;
4. распределения и классификации земель по определенным природным признакам, имеющим существенное влияние на их пригодность для использования в различных отраслях народного хозяйства, т. е. сведений о качественном состоянии земельных угодий (в сельском хозяйстве - об уровне плодородия почв и степени пригодности их для выращивания той или иной сельскохозяйственной культуры; в строительстве - по степени пригодности и надежности водно-физических, гидрогеологических, геологических свойств почвогрунтов для производства строительных работ и т. д.);
5. установленной степени экономической эффективности производства в зависимости от использования земель в отраслях народного хозяйства, т. е. сведений об урожайности сельскохозяйственных культур валовой продукции, валовом, чистом и дифференциальном доходе, стоимости и себестоимости продукции, затратах труда и материальных средств на освоение земельных участков и выращивание урожаев, а также сведений о фондовооруженности, фондообеспеченности, энергетической оснащенности, о количестве и видах вносимых удобрений и т. д.;
6. изученности имеющихся сведений о качественной и экономической оценке земель, об оценке стоимости земельных участков, о состоянии налогообложения, арендной платы за землю и величине нормативной цены земли.
Нормативно-правовое положение земель, основой которого являются Конституция Российской Федерации, Земельный и Гражданский кодексы Российской Федерации и другие законодательные акты. Правовое положение отдельных земельных участков и землепользовании в целом определяется правом (собственность, владение, пользование, аренда) на тот или иной земельный участок. Нормативное состояние земель определяется условиями, порядком использования и охраны земель, а также их предоставлением для различных хозяйственных нужд, т. е. осуществляется сбор и изучение сведений о правовом характере объекта производства работ.
Экологическое положение земельных участков, показатели которого характеризуют состояние окружающей среды, степень ее загрязнения, источники экологически негативных процессов, т. е. сбор, систематизация и обработка сведений о степени загрязнения воздуха, воды, почвы, растительности, подстилающих пород, характере такого загрязнения, мероприятиях по охране земель и окружающей среды от воздействия загрязняющих и отравляющих источников, степени экологической безопасности прилегающих агроландшафтов и др.
Энергетическое состояние земель на прилегающих агроландшафтах, которое характеризует степень насыщенности почв питательными веществами, упругость, прочность и устойчивость почвогрунтов водно-физическое и агрохимическое состояние почвенного покрова и ряд других характеристик энергоемкости поверхности земельного участка.
В этих условиях складывающаяся система земельного кадастра должна соответствовать следующим требованиям.
1.Ведение земельного кадастра должно осуществляться по единой методике, в тесной связи с территориальными и отраслевыми кадастрами.
2.Система земельного кадастра должна быть унифицирована в каждой из его основных частей для всех уровней кадастров - от предприятия, района до федерации.
3.Ведение учета количества и качества земель целевого назначения должно осуществляться одновременно с классификацией земель по угодьям, категориям пригодности по их экологическим, технологическим и градостроительным свойствам.
4.Оценка земель различного целевого назначения должна завершаться установлением для каждой-категории земель конкретной системы натуральных, стоимостных и относительных показателей с целью обеспечения наиболее эффективного использования земель и установления платы за них.
5.Обоснование и установление системы качественных показателей, связанных с охраной земель, целесообразно осуществлять на основе комплексного подхода к угодьям как к сложным природным образованиям с учетом их зональной и региональной особенности.
6.Признание статуса юридических документов за земельно-кадастровой документацией.
Виды земельного кадастра
1. Основной (первичный) земельный кадастр обеспечивает получение первоначальных сведений о правовом, хозяйственном и природном состоянии земель и оформление на этой основе исходных кадастровых документов. При реализации этого вида кадастра собирают, анализируют и систематизируют все имеющиеся материалы и документы, содержащие сведения о площадях землепользовании, составе и качественной характеристике угодий, об использовании земель, урожайности культур и т д. Собранные материалы анализируются с точки зрения достоверности и полноты с учетом требований отдельных составных частей земельною кадастра. Затем составляется программа проведения кадастра с указанием вида и объема работ по каждой составной части кадастра. Затем проводят работы по регистрации землепользовании, учету и оценке земель.
2. Текущий земельный кадастр связан с необходимостью своевременного выявления и внесения в земельно-кадастровые документы сведений об изменениях, происходящих в распределении, качественном состоянии и использовании земель после проведения основного земельного кадастра. Текущий кадастр направлен также на выявление и устранение ошибок в первоначальных записях и внесение дополнительных сведении в соответствии с неизменно возникающими новыми требованиями. При этом учитываются только законные изменения. Все незаконные изменения - захваты, передача земель, смена видов пользования - в кадастре не отражаются, а принимаются меры по их устранению. При текущем кадастре детальные обследования проводятся лишь на той части территории, где отмечены какие-либо изменения.
Цель, задачи и содержание земельного кадастра
Основной целью земельного кадастра является - создание организационно-территориальных, экономических, социальных, правовых и экологических условий, обеспечивающих рациональное использование и охрану всех земель общего земельного фонда Российской Федерации, защиту прав собственников земли, землепользователей и землевладельцев, объективный подход к установлению платного землепользования и функционирование земли в гражданском и рыночном обороте.
Земельный кадастр содержит данные об объектах (земельных участках) и субъектах (гражданах, юридических лицах) земельной собственности, землепользователях, арендаторах, о целевом назначении земли, характере ее использования, местоположении земельных участков. Запись этих данных производится в регистрационных документах на основании решения компетентных органов власти о предоставлении земельных участков с определением их границ на местности, после оформления и выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования и аренды на земельный участок, т. е. правоустанавливающих документов.
Земельный кадастр содержит данные количественного учета земель, которые характеризуют фактическое состояние и использование всех земель. Количественный учет подразумевает сведения о распределении земель по формам и субъектам земельной собственности, землепользователям и арендаторам, распределенные по категориям земель, видам и подвидам угодий по районам, субъектам федерации и стране в целом. В условиях проведения земельной реформы одновременно с учетом основных угодий потребовалось выделение земель особо охраняемых территорий, земельных территорий малочисленных народов, проживающих на землях Российской Федерации, малоценных, нарушенных и нерационально используемых землях, а также деградируемых в сельском хозяйстве земельных угодий и земель, загрязненных экологически опасными веществами. Кроме того, отдельно выделяются особо ценные или высокопродуктивные угодья - орошаемые земли, осушенные земли и т. д. Все изменения количественных показателей фиксируются в учетной документации после их совершения в натуре, т. е. получения землями юридического статуса, правового оформления. Любые другие изменения в площадях, не закрепленные юридически (плановые, прогнозные, проектные), не могут служить основанием для внесения их в учет. Основной учетной, официально установленной классификацией является угодье.
В земельном кадастре также содержатся сведения о качественном состоянии земель. Учет качественных характеристик производится по природным признакам на основе данных, полученных в результате проведения классификации земель по категориям пригодности и использования, классам и подклассам, агропроизводственным группам, а также в результате земельно-кадастрового районирования, зонирования оценочных территорий агроландшафтов. При этом учитываются их природные (естественные) свойства и признаки (механический состав почв, подстилающие породы, рельеф, негативные процессы (эрозия, дефляция, засоление, солонцеватость, каменистость, переувлажненность, заболоченность и т. д.), технологические, градостроительные, экологические, энергетические и другие свойства.
С использованием количественной и качественной характеристик в земельном кадастре каждому земельному участку, группе почв или почвенной разновидности дается качественная оценка земельных угодий в баллах, что определяет сравнительную ценность (бонитировку) земель по их природным (естественноисторическим) свойствам.
Таким образом, общее содержание земельного кадастра заключается в решении следующих вопросов, которые являются его составными частями:
1) межевание (определение границ з.у.);
2) количественный учет земель;
3) учет земель по качественным признакам;
3)качественная оценка (бонитировка) земельных ресурсов;
4)экономическая оценка земельных ресурсов;
5)формирование земельно-кадастровой документации;
6)осуществление земельной регистрации.
В связи с углублением рыночных отношений в сфере земельной собственности и землепользования земля стала выступать не только как объект хозяйствования, но и как объект недвижимого имущества с вовлечением ее в гражданский и рыночный оборот и применением в отношении нее всех имеющихся экономических рыночных атрибутов: нормативной цены земли, земельного налога, арендной платы за землю, разрешения различных сделок с землей. В этой связи земельно-кадастровая информация должна стать основой для проведения оценки стоимости земельных участков как объектов недвижимого имущества и нормального функционирования их в гражданском и рыночном обороте.
Кадастры – это систематизированная система сведений о количественном и качественном состоянии природных ресурсов, их экономической, экологической оценке и социальном значении, а также о составе и категориях пользователей. Кадастры служат основой планирования и информационного обеспечения использования и охраны окружающей среды, в целом управления ими.
Порядок ведения кадастров устанавливается в основном или федеральным законом, или постановлениями Правительства.
На сегодняшний день в РФ существуют следующие виды кадастров, имеющих статус государственных и формируемых в зависимости от объекта учета – природного ресурса:
1) земельный кадастр – это систематизированный свод получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков документированных сведений о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель РФ и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектах. Документы земельного кадастра делятся:
– на основные – Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и дежурные кадастровые карты;
– вспомогательные – книги учета документов, выданных сведений, каталоги координат пунктов опорной межевой сети;
– производные – документы, содержащие перечни земель, находящихся в собственности РФ, ее субъектов, муниципальных образований, доклады о состоянии и об использовании земельных ресурсов, статистические отчеты, аналитические обзоры и иные справочные аналитические документы. Для надлежащего учета земель и ведения кадастра Указом Президента РФ была создана Федеральная служба земельного кадастра РФ, в результате административной реформы 2004 г. преобразованная в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости ;
2) лесной кадастр – свод сведений о правовом режиме лесного фонда, количественном и качественном состоянии лесов РФ, в том числе о составе древесных пород, возрастном составе леса, групп и категорий защитности, экономической оценке и др.;
3) кадастр животного мира – систематизированные сведения о географическом распространении, численности, составе, хозяйственном использовании, мерах охраны, о среде обитания объектов животного мира;
4) водный кадастр – это систематизированный свод данных о водных объектах и их водных ресурсах, их использовании, категориях пользователей;
5) кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых включает систематизированные сведения по каждому месторождению о количестве и качестве основных и совместно залегающих ископаемых, условиях их разработки, геоэкономической оценке;
6) кадастр особо охраняемых природных территорий – свод данных о статусе, географическом положении и границах, режиме особой охраны, природопользователях, научной, экологической и иной ценности этих территорий;
7) кадастр отходов включает сведения об отходах с учетом их опасности, источниках образования, мерах по использованию, местах размещения и т. п.;
8) территориальные кадастры природных ресурсов и объекта содержат данные о местоположении, количестве и качестве природных ресурсов, их социально-экономическую и экологическую оценку. Они носят комплексный характер, так как отражают сведения о всех природных ресурсах на территории субъекта РФ.
Статья 70. Государственный земельный кадастр 1. Государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества. В государственный земельный кадастр включается информация о субъектах прав на земельные участки. 2. Государственный земельный кадастр ведется по единой для Российской Федерации системе. Объектами государственного кадастрового учета являются земельные участки и прочно связанные с ними иные объекты недвижимого имущества. 3. Порядок ведения государственного земельного кадастра устанавливается федеральным законом о государственном земельном кадастре.
ФЗ от 02.01.00 №28 «О гос. земельном кадастре»:
Статья 1. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
государственный земельный кадастр - систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии
расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов (далее - сведения государственного земельного кадастра);
Статья 4. Цели создания и ведения государственного земельного кадастра
Государственный земельный кадастр создается и ведется в целях информационного обеспечения:
государственного и муниципального управления земельными ресурсами;
государственного контроля за использованием и охраной земель;
мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель;
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
землеустройства;
экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе природных ресурсов;
установления обоснованной платы за землю;
иной связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участками деятельности.
Статья 17. Порядок ведения государственного земельного кадастра
1. На всей территории Российской Федерации ведение государственного земельного кадастра осуществляется по единой методике и представляет собой последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках.
2. Сведения о состоянии и об использовании земельных участков, их площадях, местоположении, экономических и качественных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных о межевании земельных участков, сведений, представленных правообладателями земельных участков, результатов проведения топографо-геодезических, картографических, мониторинговых, землеустроительных, почвенных, геолого-геоморфологических и иных обследований и изысканий. В отношении каждой категории земель применяется определенный перечень сведений о земельных участках.
3. Сведения о правах на земельные участки и об ограничениях(обременениях) этих прав вносятся в Единый государственный реестр земель на основании сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также на основании иных документов о правах на земельные участки, являющихся юридически действительными на момент внесения указанных сведений в государственный земельный кадастр.
4. Сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
5. Сведения о территориальных зонах вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных, полученных от органов, осуществляющих регистрацию или учет территориальных зон.
6. Документирование сведений государственного земельного кадастра осуществляется на бумажных и (или) электронных носителях. При наличии расхождений в сведениях, записанных на бумажных носителях, исведениях, записанных на электронных носителях, приоритет имеют сведения, записанные на бумажных носителях, если иное не установлено федеральным законом.
7. Единый государственный реестр земель и кадастровые дела подлежат вечному хранению, их уничтожение и изъятие не допускаются.
8. Порядок хранения иных документов государственного земельного кадастра, кроме документов, указанных в пункте 7 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
9. Основные документы государственного земельного кадастра подлежат страхованию в установленном порядке.
Государственный земельный кадастр — систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в РФ, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и связанных с ними объектов недвижимого имущества.
Государственный кадастровый учет земельных участков — описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.
Порядок ведения государственного земельного кадастра — ФЗ 02.01.2000 «О государственном земельном кадастре».
ГЗК создается и ведется в целях информационного обеспечения :
- государственного и муниципального управления землями;
- гос. контроля за использованием и охраной земель;
- мероприятий по сохранению и повышению плодородия земель;
- гос. регистрации прав на недвижимость и сделок с ней;
- землеустройства;
- экономической оценки земель и учета стоимости земли;
- установления обоснованной платы за землю;
- иной связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участками деятельности.
Принципы ведения ГЗК :
- единство системы и технологии ведения ГЗК на всей территории РФ;
- непрерывность внесения в ГЗК изменяющихся характеристик земельных участков;
- открытость сведений ГЗК;
- сопоставимость и совместимость сведений ГЗК со сведениями, содержащимися в других государственных и иных кадастрах, реестрах, информационных ресурсах.
Государственному кадастровому учету подлежат земельные участки, расположенные на территории РФ, независимо от форм собственности, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков.
Сведения ГЗК носят открытый характер , за исключением тех, которые отнесены к категории ограниченного доступа. Сведения ГЗК предоставляются ФАКОН в виде выписок из ГЗК (содержат сведения о земельном участке, изготавливаются в виде плана земельного участка). Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, специальную регистрацию или учет отдельных видов недвижимого имущества, природных ресурсов и территориальных зон, обязаны бесплатно в десятидневный срок представлять информацию о зарегистрированных правах, наличии объектов недвижимого имущества, связанных с земельными участками, и территориальных зонах органам, осуществляющим деятельность по ведению ГЗК.
Правовые формы земельно-кадастровой документации : Единый государственный реестр земель, кадастровые дела, дежурные кадастровые карты (планы). Вспомогательные документы ГЗК : книги учета документов, книги учета выданных сведений, каталоги координат пунктов опорной межевой сети.
Единый государственный реестр земель включает основные сведения о земельных участках (кадастровые номера; местоположение; площадь; категория земель и разрешенное использование земельных участков; описание границ земельных участков, их частей; зарегистрированные вещные права и ограничения (обременения); экономические характеристики; качественные характеристики; наличие объектов недвижимого имущества, связанных с земельными участками).
Кадастровое дело — совокупность скомплектованных в установленном порядке документов, подтверждающих факт возникновения или прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета.
Порядок создания и ведения ГЗК . На всей территории РФ ГЗК ведется по единой методике и представляет собой последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках. Сведения о состоянии и использовании земельных участков, их площадях, местоположении, экономических и качественных характеристиках вносятся в документы ГЗК на основании данных о межевании земельных участков, сведений, представленных правообладателями земельных участков, результатов проведения обследований и изысканий. Гос. кадастровый учет земельных участков проводится в течение месяца со дня подачи заявки о проведении государственного кадастрового учета определенного земельного участка.