04.03.2020

Торт попал под суд. У американской компании отняли права на советские мультики Авторское право на мультфильмы о песочном человеке


Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск Госфильмофонда России к ФГУП «Союзмультфильм» о запрете использовать советские мультипликационные фильмы и выдавать лицензии на их использование в интернете. Как пояснил в суде представитель истца, речь идет о всех мультфильмах, созданных киностудией «Союзмультфильм», что составляет примерно 80% всех советских мультфильмов.

В 2011 году права на использование этих произведений в интернете были переданы Госфильмофонду. Исключительная лицензия действует до 2028 года, уточнил представитель Госфильмофонда. Представитель киностудии в суд не пришел, от ответчика поступило заявление о признании иска, передает «РИА Новости».

Напомним, с 2012 года именно «Союзмультфильм», а не Госфильмофонд, распоряжается советскими мультфильмами, после того как сотрудники студии пожаловались Владимиру Путину на невозможность зарабатывать на роялти. Но в последнее время вопросы к использованию прав на мультфильмы возникали у Минкульта и Роспатента. Параллельно договориться с Госфильмофондом об использовании прав на коллекцию пытается и «Ленфильм».

via

КРАЛ ИЛИ НЕ КРАЛ ОЛЕГ ВИДОВ ЧЕБУРАШКУ? ЗАРАБОТАЛ И НЕПЛОХО. ОПРАВДАНИЯ И СТЕНАНИЯ ОБИЖЕННОГО УЖЕ... ПОКОЙНИКА

Актер Олег Видов: Я не крал Чебурашку

Известный актер открыл российскую анимацию для Запада и был объявлен вором на родине

В 1992 году Олег Видов вместе со своей женой Джоан Борстен создал компанию Films by Jove, которая приобрела у студии «Союзмультфильм » права на зарубежный прокат нескольких советских мультфильмов. Среди них «Снежная королева», «Щелкунчик», «Сказка о царе Салтане». По условиям договора российская сторона получала не только процент от проката, ежеквартально ей также выплачивали 25 тысяч долларов только за передачу прав на все «мультики».

Торговать Винни-Пухом и Незнайкой хотят и авторы, и студия "Союзмультфильм". И это понятно: и герои, и некоторые тексты мультиков весьма популярны.

У "Союзмультфильма" есть большое желание распоряжаться всеми правами на мультфильмы, созданные в советские времена. Причем минуя авторов, создавших такие хиты, как "Винни-Пух" или "Трое из Простоквашино". А недавно киностудия пошла в арбитражный суд, доказывая, что предприниматель Александр Вольнов выпускает без ее разрешения "неправильные" глазированные сырки (торговая марка "Винни-Пух"(.

В киностудии настаивают, что Александр Вольнов незаконно использует образ сверхизвестного мультипликационного героя - Винни-Пуха на обертках этих глазированных сырков. Аргументы таковы: поскольку именно в стенах "Союзмультфильма" в далекие советские времена был сделан мультфильм о медвежонке, то и распоряжаться всеми правами на него может только киностудия "Союзмультфильм". Здесь речь идет о том, что авторское право принадлежит киностудии. А раз она не давала разрешения на использование прав на объекты авторского права мультфильма, то имеет место нарушение исключительных авторских прав.

Странно, почему киностудия не сразу обратилась за защитой своих прав: сыоки в продаже не видели? Или ждали пока Александр Вольнов денег заработает? Надо сказать, что к моменту рассмотрения претензий "Союзмультфильма" в суде предприниматель Александр Вольнов уже полтора года занимался глазированными сырками "Винни-Пух", на упаковке которых было использовано изображение не только медвежонка, но также пчелы и шарика. В "Союзмультфильме" посчитали, что использование персонажей из принадлежащего студии мультфильма стоит денег, и попросили взыскать с Вольнова 415 000 руб. При этом самого Винни-Пуха на киностудии оценили в $6000, а пчелу - в $3000.

Как рассказала Ирина Тулубьева, адвокат предпринимателя, Александр Вольнов вовсе не использует мультфильм. С самого начала был заключен договор с художниками Владимиром Зуйковым и Эдуардом Назаровым, которые в свое время создали мультяшного героя. Более того, самими художниками для упаковок сырков был специально выполнен портрет Винни-Пуха, несколько отличающийся от мультяшного. "По закону права на нарисованного Винни-Пуха принадлежат именно художникам", - говорит Ирина Тулубьева. Что же касается собственно названия "Винни-Пух", то оно было получено Вольновым по договору с наследниками Бориса Заходера.

Скорее всего быстрого судебного решения ожидать не стоит, просто потому, что спор вокруг прав на советские мультфильмы впервые дошел до арбитража. Дело о "Винни-Пухе" может стать прецедентным. По мнению Ирины Тулубьевой, "Союзмультфильм" подал иск специально для того, чтобы узаконить собственную торговлю изображениями не только Винни-Пуха, но и многими другими персонажами советских мультфильмов. Исходя из тех договоров, которые в середине 70-х гг. подписывались на киностудии "Союзмультфильм", вопрос об авторских правах и сегодня не решен для современного законодателя. Очередное заседание Арбитражного суда Москвы назначено на 12 марта.

Спор, закончившийся ничем

Пару лет назад петербургская компания "Ландринъ" (входит в холдинг Craftrise Markitantov Group) заключила соглашение с "Союзмультфильмом", в соответствии с которым получила право использовать персонажей многих советских мультфильмов при изготовлении игрушек-миниатюр для шоколадных яиц. По официальной информации компании "Ландринъ", с 1999 г. были выпущены коллекции под названиями "Ну, погоди!", "Винни-Пух", "Малыш и Карлсон", а также "Приключения капитана Врунгеля". Примерно год назад "Ландринъ" стал продавать игрушки-миниатюры, сделанные на заказ в Китае и расписанные вручную, другим производителям детских товаров. Одной из первых фигурки из серии "Винни-пух" приобрела компания "Быстров" - чтобы вкладывать их в коробки с быстрорастворимыми кашами "Быстренок".

А примерно полгода назад интересы компании "Ландринъ" пересеклись с интересами комбината "Петмол". "Ландринъ" потребовал прекратить выпуск молочных продуктов под брэндом "Из Простоквашино", в оформлении которых используются изображения Дяди Федора, Кота Матроскина, Шарика и почтальона Печкина. Глава компании "Ландринъ" Игорь Маркитантов обещал сделать спор прецедентным, однако до суда дело так и не дошло. И вот почему.

Как объяснил "Фокусу" Илья Григорьев, директор по маркетингу и рекламе компании "Петмол", еще в 2000 г. был подписан пакет договоров, затрагивающих не только товарные знаки (принадлежат ООО "Чебурашка", учредил которое писатель Эдуард Успенский), но и авторские права Эдуарда Успенского и художника Аркадия Шера. "Мы взяли за основу рисунки Аркадия Шера к книге, которая была выпущена до того, как появился мультфильм, - говорит Илья Григорьев. - Более того, именно Шер входил в творческий коллектив, который создавал мультфильм".

Медведь или нет...

Похоже, Винни-Пуху просто судьба попадать в "неправильные" ситуации. Дело о товарном знаке "Винни" рассматривали и арбитражный суд, и Роспатент, и даже прокуратура. С одной стороны, в этой истории выступала компания "Центр торговых марок", зарегистрировавшая товарный знак "Винни", а с другой - компания "Славэкс", с 1998 г. занимающаяся детским питанием под одноименным брэндом. По заказу "Славэкс" сегодня работают две компании в России (Вологодский завод детского питания и подмосковная "Аква-Пак") и одна в Чехии (Hame a.s.). А по заказу "Центра торговых марок" еще некоторое время назад выпускались одноименные пельмени.

Как рассказала "Фокусу" Анна Козакова, юрист компании "Славэкс", "перед запуском проекта с детским питанием мы заключили договоры не только с наследниками Бориса Заходера, но и с художниками, которые когда-то рисовали Винни-Пуха для мультфильма, а для нас специально сделали портрет медвежонка, отличающегося от мультипликационного". Оказывается, чтобы "Славэкс" мог использовать на упаковке детской каши слоган "Не пора ли подкрепиться?", тоже понадобилось разрешение наследников Заходера.

Вот уже несколько лет обе компании немало времени проводят в различных судах, доказывая свои исключительные права на брэнд "Винни". В прошлом году компании "Славэкс" удалось аннулировать товарный знак. Однако совсем недавно в первой инстанции арбитражного суда "Центр торговых марок" доказал, что товарный знак "Винни" не имеет никакого отношения к известному медвежонку. "Можно ли ассоциативно связать слово "Винни" только с Винни-Пухом? - говорит Анна Григорьева, коммерческий директор компании "Центр торговых марок". - Если речь идет только о слове, без изображения Винни-Пуха, то кто-то может решить, что скорее всего это сокращенный вариант имени Уинстон". Дескать, если товарный знак "Винни" - часть имени известного персонажа и наделяется такой же охранной силой, как имя целиком, то по этой логике и вторая часть от имени медвежонка, а именно слово "Пух", тоже должно охраняться.

Для обеих компаний этот спор принципиален: ведь если знак "Винни" останется у "Центра торговых марок", то у него будут основания запретить компании "Славэкс" использовать одноименное название.

За Винни бьются тут и там

В ноябре прошлого года компания Walt Disney объявила о том, что получила новый эксклюзивный копирайт на брэнд Winnie-the-Pooh от наследников создателей знаменитого образа. Этот договор должен завершить этап совместного владения копирайтом на брэнд Winnie-the-Pooh в 2004 г. Сейчас же помимо Disney этим правом с начала 60-х гг. на территории Северной Америки пользуется компания Stephen Slesinger. Если раньше в суде рассматривались только претензии семейства Шлезингер к корпорации Disney, которая якобы недоплачивает роялти с 1983 г. (речь идет о сотнях миллионов долларов), то с недавних пор представители Шлезингеров стали доказывать, что для ликвидации их прав нет никаких оснований. Дескать, сами Милны продали Шлезингерам эти права еще в 1930 г., а теперь Disney пытается попросту отказаться от договора со Шлезингерами, заключенного в 1983 г.

Противоборствующим компаниям есть за что бороться. По словам представителя Disney, с 1983 г. компания выплатила Шлезингерам почти $60 млн роялти, а в настоящее время платит им $230 000 в неделю.

"Союзмультфильм" хочет работать

Давно известно, что наибольшие деньги на кино- и мультгероях делаются за пределами кинотеатров. К примеру, персонажи мультфильма о Винни-Пухе и всех-всех-всех приносят компании Disney порядка в $1 млрд годового дохода. Вот и в киностудии "Союзмультфильм" не так давно задумались о коммерческом использовании мультипликационного наследия, оставшегося после Советского Союза.

Примерно пару лет назад в киностудии "Союзмультфильм" стали утверждать, что все права на мультфильмы, созданные во времена Советского Союза, принадлежат именно ей. В качестве аргумента использовалась статья ныне действующего закона "06 авторском праве и смежных правах" о служебном произведении. Дескать, за свою работу над тем или иным мультфильмом художники получали зарплату, и этого вполне достаточно. Как тогда говорил коммерческий директор "Союзмультфильма" Акоп Киракосян, примерно 5% персонажей из запасов киностудии могут быть использованы, более того, "киностудия "Союзмультфильм" потенциально сидя на месте и ничего не делая, способна заработать от $500 000 в год".

За время работы, с 1936 по 1991 г. в фондах "Союзмультфильма" накопилось порядка 1500 фильмов, в которых действуют не менее 13 000 персонажей. И все это богатство, по словам представителей киностудии, в полной мере может принадлежать только "Союзмультфильму".

Однако писатели и художники считают иначе. "Все, на что может рассчитывать киностудия "Союзмультфильм", - это прокат мультфильмов и продажа из них кадров для использования в рекламе, - убежден Эдуард Успенский. По мнению писателя Григория Остера, никаких прав на персонажей советских мультфильмов у мультстудий не может быть: ведь студии этих прав не покупали.

Впрочем, даже в советские времена ситуация с авторскими правами не казалась однозначной. Как рассказал "Фокусу" писатель Григорий Остер, когда он передавал студии "Союзмультфильм" сценарий на книгу "38 попугаев", то просто заключил договор на три года, дающий ему право по истечении этого срока использовать этих же самых персонажей в какой-нибудь другой студии. В свое время аналогичный договор заключал и Эдуард Успенский. Первоначально на TV был создан мультфильм "Дядя Федор, пес и кот", который оказался не самым удачным телевизионным проектом. И только через три года уже другим режиссером на "Союзмультфильме" был сделан ставший популярным фильм "Трое из Простоквашино".

И Незнайка тоже

А в компании "Ф.А.Ф. Интертейнмент" решили пойти другим путем - в обход "Союзмультфильма". По примеру студии Disney российская компания не только создала мультфильм "Незнайка на Луне", но и стала предлагать разнообразным российским производителям права на размещение образа Незнайки на их продукции. Если сразу после создания мультфильма в 1997 г. "Ф.А.Ф. Интертейнмент" удалось договориться только с двумя-тремя компаниями, то через два года количество их партнеров исчислялось уже несколькими десятками. Продукция с Незнайкой насчитывала порядка 50 видов: полиграфическая серия, игры, канцелярская продукция, одежда и т. д. Чуть позже в Роспатенте "Ф.А.Ф." зарегистрировала и товарные знаки - словосочетание "Незнайка на Луне" и графическое изображение узнаваемого героя.

Между тем наследники Николая Носова, автора романа-сказки "Незнайка на Луне", настаивают, что договор, который был заключен между ними и студией "Ф.А.Ф. Интертейнмент", вовсе не оговаривал лицензирование какой-либо продукции без их согласия. Внук писателя Игорь Носов говорит: "Мы всегда видели в "Ф.А.Ф." партнеров только для создания мультфильмов - на основе авторских договоров мы тогда сами работали с большим числом издателей и пытались договориться с производителями какой-либо продукции об использовании Незнайки как персонажа".

В итоге получилось, что компаниям, производящим "товары народного потребления", практически одновременно предлагали купить права на использование "Незнайки" и наследники Носова, и создатели мультфильма. Одной из самых крупных компаний, с которой удалось договориться "Таро Интертейнмент", стала немецкая Stollwerck, которая выразила желание выпускать шоколад с изображением Незнайки.

Но одновременно переговоры с другим производителем шоколада - фабрикой "Красный Октябрь" - вели наследники Носова. Мало того что конфеты "Незнайка" уже были известны с советских пор, именно у "Красного Октября" с 1991 г. был свой собственный зарегистрированный товарный знак "Незнайка" для кондитерских изделий. Сегодня Stollwerck продукцию с изображением Незнайки не выпускает, а наследников Носова и кондитерскую фабрику "Красный Октябрь" связывает авторский договор, согласно которому год назад появилась серия кондитерской продукции с изображениями персонажей сказки Носова.

В начале 2002 г. наследники Николая Носова смогли аннулировать товарный знак "Незнайка на Луне". Эксперты Роспатента установили, что он полностью воспроизводит название известного на территории России произведения без согласия наследников автора. Но у "Ф.А.Ф" остался еще один знак - графическое изображение самого Незнайки. Именно с его помощью сегодня в "Ф.А.Ф." рассчитывают запретить компании "Нижфарм", работающей по договору с Игорем Носовым, выпускать серию детской косметики под брэндом "Незнайка". До суда в этой истории пока дело не дошло.

Товары народного потребления с использованием того или иного сказочного персонажа обнаружить на прилавках становится все проще. Все чаще договоры с производителями заключает именно "Союзмультфильм", но при этом художников попросту обходят стороной. В этом случае всегда остается вероятность, что заслуженный, но забытый при составлении договора автор будет через суд доказывать свои права. Такое положение вещей не приносит какой-либо коммерческой привлекательности для крупных компаний. Как рассказал "Фокусу" Григорий Остер, крупную компанию могут привлечь только так называемые чистые права: "Если у меня есть литературные права на мои "Вредные советы", то я заключаю договор с фирмой Chupa Chups - и в специальных пакетиках сегодня выпускаются конфетка и мой "вредный совет".

Что касается персонажей, прославившихся в советских мультфильмах, то до тех пор, считает Григорий Остер, пока не будет четко прояснена ситуация с тем, кому принадлежат права, крупные компании не могут прийти к нам на рынок - что чрезвычайно обидно!

Подготовил по материалам российской печати: Кондратюк И.В.

Авторы Чебурашки, Кота Матроскина, Волка и Зайца и других известных советских мультперсонажей Эдуард Успенский, Григорий Остер, Юрий Энтин, Александр Курлянский, Анатолий Савченко и Алексей Котеночкин решили обратиться с открытым письмом к президенту Дмитрию Медведеву.

Писатели просят главу государства о встрече, на которой хотят обсудить ситуацию с правами на своих героев, которые сейчас принадлежат ФГУП "Союзмультфильм". Авторы надеются, что президент поможет им отстоять их авторское право и по справедливости определит порядок использования оставшегося от СССР мультипликационного наследия.

Сценаристы не претендуют на права на мультфильмы как на целое произведение, они пытаются найти основания для приватизации "права на персонаж", то есть возможности использовать узнаваемый персонаж (Винни-Пуха или Волка из "Ну, погоди!") в коммерческих целях. В 90-е гг. часть мультипликаторов самовольно продавали права на использование тех или иных персонажей (наиболее известны многократные случаи продажи права на Чебурашку). Сейчас, когда государственный контроль над отраслью восстановлен, эти некогда успешные сделки представляются как юридический прецедент.

Как отмечают в ФГУП "Союзмультфильм", права на анимационные фильмы всегда принадлежали и сейчас принадлежат "Союзмультфильму". Права на персонажи как на часть аудиовизуальных произведений - мультфильмов, также принадлежат "Союзмультфильму", это неоднократно разъяснялось юридическими и государственными инстанциями. Что касается авторских прав сценаристов, то они, как особо отметили в "Союзмультфильме", оплачиваются по закону: владелец прав выплачивает проценты от прибыли при реализации произведений вообще, и персонажей в частности.

В ФГУП считают, что используя свой общественный авторитет, известные мультипликаторы пытаются получить большую, но незаконную выгоду от реализации своих произведений: бывшие творческие работники киностудии, прежде всего художники-постановщики и сценаристы, пытаются обогатиться, продавая права на коммерческое использование персонажей мультфильмов – на обертках мороженого, на школьных принадлежностях, в мягкой игрушке и т.д. Это делается со ссылкой на авторские права, якобы принадлежащие то ли художникам, то ли сценаристам. Они пытаются использовать свое "право на персонаж" как люди, якобы его единолично придумавшие или нарисовавшие. Кроме того, сценаристы и художники постоянно вступают в конфликт между собой.

Однако в "Союзмультфильме" отмечают, что юридических оснований у соавторов мультипликационных фильмов распоряжаться персонажами нет и никогда не было. "На сегодняшний день нет ни одного судебного решения, прямо закрепляющего права коммерческого распоряжения персонажем за сценаристом или художником-постановщиком", - отметил представитель ФГУП.

В настоящее время РФ законодательно определило все аспекты авторского права: с 1993 года действует федеральный закон (ФЗ) "Об авторском праве и смежных правах", а с 1 января 2008 - четвертая часть Гражданского кодекса (ГК) РФ. Действующее законодательство подтверждает, что права на персонаж мультфильма, как части произведения, принадлежат владельцу прав на весь мультфильм, как единое произведение: "охраняемые законом права на часть произведения, на его название, на персонаж произведения включаются в состав авторских прав на произведение в целом" (пункт 7 статьи 1259 ГК РФ). Иными словами, права на коммерческое использование персонажей мультипликационных фильмов принадлежат ФГУП "Союзмультфильм".

"Бывшие творческие работники киностудии "Союзмультфильм" пытаются представить персонаж частью другого, отдельного от мультфильма художественного произведения - сценария, рисунка и т.п. якобы использованных при производстве мультфильма. Но такая позиция вызвана либо юридической неграмотностью, либо основана на сознательных недомолвках. На самом деле сам персонаж появляется только в процессе создания мультфильма, его узнаваемость и популярность и есть результат появления мультфильма, а не его предтеча", говорят в "Союзмультфильме".

"Любой участник творческой киногруппы вносил в создание персонажа свой труд, как составную часть работы всей киностудии. Сценарист - давал словесное описание образа и его действий, художник – рисовал варианты его внешнего облика, кукловод - отрабатывал движения, монтажер - создавал последовательность действий. Авторские права на эти отдельные результаты творческого труда действуют и оплачиваются до сих пор, но никто из участников киногруппы не может распоряжаться результатом коллективного труда - узнаваемым персонажем", - заключили представители "Союзмультфильма".

Киностудия "Союзмультфильм" образована в 1936 году. За время существования киностудии на ней произведено около 1500 анимационных фильмов. В 1960-80-е годы ХХ века на киностудии созданы самые известные мультфильмы – две серии "Малыша и Карлсона" (1968-1970), 18 серий "Ну, погоди!" (1969-1993), четыре серии "Крокодила Гены" (1969-1983), три серии "Винни-Пуха" (1969-1972), 10 серий "38 попугаев" (1975-1983) и многие другие. В 90-е гг. "Союзмультфильм" перешел на арендные соглашения, его сотрясали различные скандалы. В 2003г.киностудия переименовывается в ФГУП "Фильмофонд киностудии "Союзмультфильм". В настоящее время ФГУП является единственным исключительным правообладателем крупнейшей коллекции советской и российской мультипликации, насчитывающей около 1300 рисованных и кукольных мультипликационных фильмов. В конце декабря 2006 года правительство РФ выпустило специальное распоряжение, подтвердив исключительные права ФГУП на аудиовизуальные произведения, снятые на "Союзмультфильме" с момента создания и до перехода киностудии на арендные отношения, то есть с 1936-го до 1989 год.

Год назад скончался Олег Видов (1940-2017), актер любимый этой страной в первой половине своей жизни и вдоволь наслушавшийся обвинений в предательстве Родины во второй.

Да, за границу Видов по существу бежал, достойной актерской там не сделал, вызывая у некоторых особей прилив злоязычия. Но главный упрек актеру заключается в том, что Видов украл советские мультики, на чем безу-у-умно обогатился.

Как же это произошло?


В 1992 году, когда «Союзмультфильм», равно как и большая часть страны, пребывал в коматозе, к его руководству ввалился кумир советских девочек. Видов и его жена Джоан Борстен, создав компанию «Films by Jove», вознамерились купить пакет советских мультов дабы прокатывать наше за границей. Сумма сделки так и осталась за кадром (Видов настаивает, что «Союзмультфильм» получил не менее 500 000 гринов). Количество мультфильмов тоже загадка, в разных источниках мелькают цифры от 547 до 1300.


ВИДОВ С ЖЕНОЙ

И это была ошибка.

Конечно, Видов хотел заработать денег, но почему бы и нет? Он ведь не лишал мультиков российских детей. Он хотел расширить аудиторию восприятия нашей великой мультипликации за границей. Правда, защищаясь от обвинений в воровстве, Видов порой впадал в слишком уж пафос аттестируя себя меценатом, но это, я считаю, простительные издержки.

Ведь тратится супругам тоже пришлось. Вот что говорил Видов:

«Мы восстановили на компьютерах голливудских студий утраченные цвета мультфильмов. Сделали переводы и адаптировали тексты так, чтобы русские сказки стали понятны западному зрителю. Потом пригласили для озвучивания ведущих актеров Голливуда. Джессика Ланг у нас была Царевной Лебедь, Билл Мюррей - Котом Базилио, Тимоти Далтон, один из Джеймсов Бондов, - Князем Гвидоном, Катрин Денев - Снежной Королевой, Хулио Иглесиас пел в «Щелкунчике»

Понятно, что подгоняя мультфильмы под товарный вид, пришлось чем-то жертвовать. Часть мультфильмов порезали ради 13-минутного телестандарта. Где-то оригинальный музон заменили новоделом. А уж как не понравилась нашим зрителям голливудская озвучка, слов нет.


Проблемы Видова начались в начале нулевых, когда «Союзмультфильм» перестал быть арендным предприятием, перейдя под государственное крыло. Тут выяснилось, что прежние хозяева не имели права продлевать с Видовым контракт на тридцать лет. Само существование арендного предприятия «Союзмультфильм» ограничивалось десятилетним сроком.

Но Видов-то уже вложился по полной. Какая у него могла быть реакция на предложение «Положь взад!»? Он говорил:

«В России идет очередной передел интеллектуальной собственности. Пришли новые начальники, им тоже очень хочется что-нибудь продать. А мы со своим контрактом на западный манер - как кость в горле. В этом смысле наша ситуация лишь отчасти уникальна - сколько западных бизнесменов пошли в Россию и обнаружили, что на их инвестиции покушаются местные чиновники».

Началась информационная война, иначе не скажешь. В мгновение ока любимый некогда актер стал в глазах народа вором и проходимцем наживающимся на культурном наследии.

Особенно отличался Эдуард Успенский, на всех углах кричавший, что Видов украл у него Чебурашку. У Успенского вечно все (-ё-) крадут. Того же Чебурашку он делил с кондитерской фабрикой и художником Шварцманом. А нынешний скандал с Простоквашино?

Подавляющая часть мультипликаторов, несмотря на оголтелый вой прессы, Видова поддержала. Патриарх Федор Хитрук сказал:

«Вопрос с правами на мультфильмы очень запутанный. Крайним чиновники почему-то делают Олега Видова, который якобы скупил все картины. Я беру смелость утверждать, что это неправда. Видов лишь представляет наши мультфильмы на Западе. Более того, его фирма реставрирует старые копии. Видов знакомит американскую детвору с нашими лучшими мультфильмами. Ему спасибо за это надо сказать».

Точка в противостоянии актера и «Союзмультфильма» была поставлена в 2007 году, когда бизнесмен Алишер Усманов выкупил у «Films by Jove» права обратно.

Что касаемо Видова, то народ у нас злопамятный. Нет-нет да упрекнет: «Мультики украл!»

Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск Федерального государственного унитарного предприятия «Объединная государственная киноколлекция» и признал ничтожным договор 1992 года, по которому права на прокат за рубежом 547 советских мультфильмов получила американская компания Films by Jove.

Отныне правопреемник «Союзмультфильма» может сам продвигать за границей ленты, ставшие уже классикой, а также снимать продолжения. Среди них: «Чебурашка», «Ежик в тумане», «Аленький цветочек», «Маугли», «Сказка о царе Салтане» и другие.

Изначально с иском в суд обратилось Федеральное государственное унитарное предприятие «Киностудия Союзмультфильм». Однако недавно произошла реорганизация фильмофонда и «Киностудия Союзмультфильм» был преобразован во ФГУП «Объединенная государственная киноколлекция». Поэтому на заседании суда произошла формальная замена истца.

Рассмотрение дела по существу не могло начаться в течение семи лет. Как рассказал BFM .ru представлявший интересы заявителя в суде, юрист Александр Попенков, «Киностудия Союзмультфильм» обратилась в суд еще в 2003 году. Однако слушания раз за разом откладывались, поскольку у суда не было данных о том, что зарегистрированная в Калифорнии американская компания была должным образом уведомлена о поданном иске. В последний раз, прошлой зимой, судебную повестку направили агенту по совершению процессуальных действий Films by Jove, адрес которого был указан в реестре юридических лиц США . Оттуда пришел ответ, что по указанному адресу этот человек не проживает. Однако суд пришел к выводу, что с его стороны было сделано все возможное для извещения участвующей в деле стороны. Поэтому дело было рассмотрено без представителя американской компании.

Вторым ответчиком по делу выступало ОАО «Киностудия Союзмультфильм». Эта компания является правопреемником арендного предприятия (АП ) «Киностудия Союзмультфильм», которое возникло в 1989 году на базе одноименной советской киностудии, существовавшей с 1936 года. Такая организационно-правовая форма, как арендное предприятие, недолгое время существовала в СССР в период перестройки. Трудовой коллектив брал в аренду у государства собственное предприятие и вел на нем предпринимательскую деятельность. Договор аренды между трудовым коллективом киностудии и государством в лице Комитета по кинематографии (Госкино) был заключен на десять лет - до 1999 года, сообщает РИА «Новости».

Снежная Королева заговорила голосом Катрин Денев

В период существования АП в мае 1992 года и был заключен спорный договор с Films by Jove. По словам Александра Попенкова, по этому соглашению американская компания получила права на показ за рубежом и переработку нескольких сот советских мультфильмов - точное количество кинолент юристу неизвестно. Однако по некоторым данным, речь идет о 547 мультфильмах. Среди них классические ленты «Чебурашка», «Ежик в тумане», «Аленький цветочек», «Маугли», «Сказка о царе Салтане».

«По заключенному договору, с фильмами могли делать все, что угодно: переозвучивать, снимать продолжение. Так и произошло. Например, «Снежная королева» заговорила голосом Катрин Денев», - рассказал Попенков.

Вначале срок соглашения с FBJ составлял 10 лет. Однако впоследствии договор был продлен еще на 20 лет.

Об американской компании известно, что она принадлежит актеру Олегу Видову, снявшемуся в фильме «Всадник без головы», а также его жене Джоан Борстен. Что же касается ФГУП «Киностудия Союзмультфильм», то оно было образовано в октябре 1999 года. Ему в связи с окончанием арендного договора от 1989 года государства с ОАО «Киностудия Союзмультфильм» перешло все имущество киностудии.

По мнению Александра Попенкова, арендное предприятие «Киностудия Союзмультфильм» получило права на советские мультики в рамках договора с Госкино только на десять лет, и поэтому не имело права заключать договор, выходящий за рамки этого срока. Он также отметил, что президиум Высшего арбитражного суда (ВАС ) после длительных разбирательств между двумя «Союзмультфильмами» встал на сторону ФГУП , признав за ним права на советские мультфильмы.

По словам Попенкова, в 2002 году ФГУП пыталось решить дело с американской компанией в досудебном порядке. «Мы были не против того, чтобы они остались нашими агентами за рубежом, - рассказал он. - Однако мы сказали, что если они хотят быть пользователями договора, то должны представить отчеты и платить деньги. Мы готовы были подтвердить договор или переподписать его. Но они отказались, встали в позу и заявили, что у них заключен договор с ОАО ».

Представители ОАО «Киностудия Союзмультфильм» на заседание суда во вторник не явились. Они не признавали поданного иска. Как ранее заявила РИА «Новости» представитель ОАО , авторские права на фильмы никогда не принадлежали государству, они принадлежали предприятию, а правопреемником советской киностудии было сначала АП , а потом ОАО .

«Любой иск направлен на восстановление прав. Какие права ФГУП могли быть нарушены оспариваемым договором от 1992 года, если само ФГУП образовано только в 1999 году? Если вас не было, то и прав у вас не было», - цитирует агентство слова адвоката второго ответчика.

По сведениям юриста, FBJ провела большую работу по реконструкции советских мультфильмов. Ленты были оцифровали, раскрашены, переозвучены. Некоторые герои заговорили голосами голливудский звезд: Сильвестра Сталлоне, Арнольда Шварцнеггера, Мадонны.

Тем временем, ФГУП , руководствуясь решением ВАС , продала права на прокат советских мультфильмов за пределами СНГ предпринимателю Иосифу Берову. В ответ компания FBJ подала в США иск против коммерсанта и выиграла его.

Между тем, по некоторым данным, спорную коллекцию объемом около 300 часов в 2007 году выкупил предприниматель Алишер Усманов и передал детскому каналу ВГТРК .

Однако, по словам Александра Попенкова, истцу об этом известно лишь из газет. Впрочем, если это и так, то принятое судом решение делает заключенные позже соглашения недействительными, так как права были куплены у ненадлежащего лица.

По словам юриста, решение Арбитражного суда Москвы открывает «Объединенной государственной киноколлекции» целый ряд возможностей по выпуску классических советских лент за рубежом, а также съемке продолжений. «Такие предложения уже поступили», - сказал юрист.

У государственной коллекции советских мультфильмов сложная судьба. С 2009 года права на них принадлежат ФГУП «Объединенная государственная киноколлекция». По словам директора киностудии «Союзмультфильм» Николая Маковского , авторские отчисления начали делать только с прошлого года. По данным, озвученным министром культуры Александром Авдеевым , за 2010 год ОГК заработала на реализации аудио-визуальных и смежных прав около 180 млн рублей. 28 из них было перечислено «Союзмультфильму».

ФГУП «Объединенная государственная киноколлекция» было создано для сохранения фонда мультфильмов с учетом предполагавшейся тогда приватизации «Союзмультфильма», которая в итоге не состоялась.

В июне 2011 режиссер-мультипликатор Юрий Норштейн так прокомментировал ситуацию: «Получилось, что студия "Союзмульфильм" попала в зависимость от "Коллекции", которую она сама когда-то создавала, не получая от нее никаких средств».

Сейчас права на коллекцию принадлежат «Союзмультфильму», который планирует создать нормальную коммерческую связь между производителями продукции с изображением героев советских мультфильмом и самими мультипликаторами.

Авторские отчисления от реализации аудио-визуальных и смежных прав должны получать сценарист, композитор, художник-постановщик, режиссер и оператор. В России, по словам Маковского, основной доход поступает как раз от реализации смежных прав, например, если попугая Кешу поместят на рюкзак или Винни-Пуха на футболку.

«Должна быть смычка между мультипликацией, производством игрушек и напитков для детей, должны быть авторские отчисления, - сказал сегодня встрече с журналистами юрист «Союзмультфильма» Владимир Энтин . - Например, кукольный мультфильм - это готовая игрушка. Издание иллюстрированных книжек по мультфильмам - это тоже Клондайк, востребованный продукт».

Первые отчисления авторам «Союзмультфильм» должен сделать в мае этого года. До этого времени Маковский планирует сделать механизм расчета максимально прозрачным. «Это в интересах не только авторов уже созданных мультфильмов, но и, в первую очередь, новых авторов, которые придут к нам на студию», - подчеркнул он.

Планов на будущее у «Союзмультфильма» много. В ближайшее время студия переедет в новое помещение. Минэкономразвития предложило на выбор два здания: на Шоссе Энтузиастов и улице академика Королева. По словам Маковского, скорее всего «Союзмультфильм» выберет второй вариант.

На восстановительные работы Минэкономразвития выделило «Союзмультфильму» 10 млн рублей. Озвученный бюджет на развитие студии - 60 млн рублей на 3 месяца. При этом месяц работы студии обходится в 1 млн рублей.

«Мы планируем экранизировать, наконец, те сценарии, которые нам предлагали в годы финансовых затруднений, - рассказал художественный руководитель «Союзмультфильма» Станислав Соколов . - Возможно, это будут сценарии Александра Тимофеевского (автор сценариев «Медной горы хозяйка», «Приключения барона Мюнхгаузена» и многих других - прим. «Эксперт Online») и Людмилы Петрушевской (автор сценариев «Сказки сказок» и «Краденого солнца»)».

По словам Соколова, скорее всего, продолжится серия «Веселая карусель» и успешные сейчас «Детские страшилки».

Маковский рассказал, что в более отдаленном будущем возможно, запустится канал «Союзмультфильм» - по аналогии с «Disney», и даже тематический детский парк. В 2013 году должен выйти первый полнометражный мультфильм студии - «Гофманиада» всемирно известного скульптора и художника Михаила Шемякина . Мультфильм задержался в производстве, по-видимому, во многом из-за проблем с финансированием. Маковский надеется, что благодаря передаче прав на коллекцию советских мультфильмов удастся покрыть хотя бы часть издержек студии.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав