30.06.2020

Выборы избирательной компании российской федерации презентация. Презентация "избирательная система рф. ты-молодой избиратель!". кандидатов, выдвигаемые избирательными


Урок № 15. Избирательная система Российской Федерации

Слайд 2

План урока.

2.Избирательная система.

3.Понятие и виды референдума.

4.Выборы Президента РФ.

5.Порядок формирования федерального собрания РФ.

Слайд 3

1.Понятие и принципы избирательного права.

Избирательное право

  • объективное
  • субъективное

совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по выборам в органы гос. власти и органы местного самоуправления.

конституционное право граждан избирать и быть избранным в органы государственной власти

и органы местного самоуправления.

активное

  • Право избирать

пассивное

  • Право быть избранным
  • Слайд 4

    Конституция РФ (1993),

    Федеральные законы:-

    -"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ"(1997),

    -"О выборах Президента РФ" (1999),

    -"О выборах депутатов Государственной Думы Федерального

    Собрания РФ" (1999),

    -"Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (1996),

    Конституции (уставы) субъектов РФ и законы субъектов РФ, регламентирующие организацию и порядок проведения выборов в органы государственной власти субъектов РФ и органы

    местного самоуправления.

    Источники Избирательного права

    Слайд 5

    Всеобщее равного прямого избирательного права при тайном голосовании.

    Принципы избирательного права

    1.Всеобщее – активное с 18 лет, пассивное с 18-35 лет. Лишены избирательного права отбывающие наказание и признанные недееспособными (по суду) лица.

    3.Тайное-исключается какой-либо контроль за волеизъявлением избирателей.

    4.Участие в выборах свободное и добровольное.

    5.Открытость и гласность в деятельности избирательных комиссий.

    Слайд 6

    2.Избирательная система.

    Избирательная система

    Порядок выборов органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц, избираемых непосредственно гражданами.

    Избираются

    Президент РФ, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных (представительных) органов субъектов РФ, высшие должностные лица субъектов РФ, представительные органы местного самоуправления, возможны выборы глав муниципальных образований, других органов и должностных лиц местного самоуправления.

    Основание-Конституция РФ, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", конституции (уставы) субъектов РФ.

    Слайд 7

    Центральная избирательная комиссия РФ;

    Избирательные комиссии субъектов РФ;

    Окружные;

    Территориальные;

    Участковые избирательные комиссии.

    Избирательные комиссии

    ЦИК 15 членов

    формируется на паритетной основе Президентом РФ, Советом Федерации и Государственной Думой, действует на постоянной основе Избирательные комиссии субъектов РФ формируются законодательным и исполнительным органами субъекта РФ, действуют на постоянной основе. Местные избирательные комиссии формируются органами местного самоуправления, на период избирательной кампании.

    Слайд 8

    Виды избирательных систем

    1. Мажоритарная проведение выборов по одномандатным, реже - многомандатным избирательным округам и подведение итогов выборов по большинству поданных за кандидата

    Слайд 9

    Виды избирательных систем

    3. Смешанная представляет собой сочетание мажоритарной и пропорциональной избирательных систем.

    Президент РФ, высшие должностные лица субъектов РФ, главы муниципальных образований и иные выборные должностные лица избираются по мажоритарной системе. Депутаты Государственной Думы избираются по смешанной системе (225 депутатов избираются по мажоритарной системе, столько же избираются по пропорциональной системе). Депутаты законодательных органов субъектов РФ, представительных органов местного самоуправления избираются, как правило, по мажоритарной системе.

    Слайд 10

    Избирательный процесс

    Назначение выборов,

    Составление списков избирателей,

    Образование избирательных округов и избирательных участков,

    Формирование избирательных комиссий,

    Выдвижение и регистрация кандидатов,

    Предвыборная агитация,

    Определение результатов выборов

    Регулируется Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" и другими законами о выборах.

    Слайд 11

    3.Понятие и виды референдума.

    Виды референдума

    Слайд 12

    Законодательная база

    Референдум РФ проводится в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом "О референдуме РФ" (1995), другими федеральными конституционными

    законами, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" (2002), другими федеральными законами

    Принципы референдума

    Гражданин РФ участвует в референдуме на основе всеобщего прямого волеизъявления при тайном голосовании. Участие гражданина в референдуме является свободным и добровольным. Деятельность комиссий референдума осуществляется открыто и гласно.

    Инициатива проведения референдума принадлежит гражданам РФ.

    Назначение референдума осуществляется уполномоченным органом государственной власти. Решение, принятое на референдуме не нуждается в дополнительном утверждении.

    Слайд 13

    4.Выборы Президента РФ.

    Выборы Президента РФ проводятся в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав, права на участие в референдуме граждан РФ"(2002), а также Федеральным законом "О выборах

    Президента РФ"(1999).

    Требования к кандидату

    Гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФне менее 10 лет (не может быть избран гражданин, признанныйсудом недееспособным или отбывающий лишение свободы поприговору суда). Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.

    Назначение выборов

    Совет Федерации за 120-150 дней, до истечения срока полномочий, или в течение 14 дней после отставки Президента.

    Слайд 14

    Кандидаты на должность Президента РФ выдвигают инициативные группы избирателей (не менее 100 человек), избирательные объединения (общероссийские политические общественные объединения, действующее не менее года на день голосования) и избирательные блоки (объединения избирательных объединений). Кандидат представляет заявление о согласии баллотироваться, сведения о доходах и имуществе

    Выдвижение кандидата

    Регистрация кандидата

    Избирательное объединение, избирательный блок, инициативная группа избирателей обязаны собрать не менее миллиона подписей избирателей, причём не более 70 тысяч подписей по

    Одному Субъекту Федерации. Регистрацию производит ЦИК.

    Слайд 15

    Предвыборная агитация проводится на основе равноправия всех зарегистрированных кандидатов. Расходы на проведение выборов финансируются из федерального бюджета. Избирательные действия кандидатов должны финансироваться только через их избирательные фонды.

    Финансирования избирательной компании

    Подведение итогов

    Избранным считается зарегистрированный кандидат, получивший более половины голосов. Выборы признаются несостоявшимися, если в них приняли участие менее половины избирателей или наибольшее число голосов подано против всех кандидатов. Если по итогам общих выборов Президент РФ не избран, через 21 день проводится повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов. Во II туре избранным считается кандидат, получивший большее число голосов.

    Слайд 16

    Вновь избранный Президент РФ вступает в должность в день истечения четырёхлетнего срока полномочий Президента РФ, избранного на предыдущих выборах, а в случае досрочных,

    или повторных выборов - на тридцатый день со дня опубликования результатов выборов Президента РФ. При вступлении в должность Президент РФ приносит народу присягу,

    текст которой утверждён статьёй 82 Конституции РФ

    Вступление в должность

    Прекращение полномочий

    Президент РФ прекращает исполнение своих полномочий с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ. Президент РФ досрочно прекращает исполнение своих полномочий в случае добровольной отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, или отрешения от должности.

    Слайд 17

    Президент РФ может быть отрешён от должности по обвине-нию в государственной измене, или совершении тяжкого пре-ступления.

    Государственная Дума выдвигает обвинение против Прези-дента РФ двумя третями голосов.

    Верховный Суд даёт заключение о наличии в действиях Пре-зидента РФ признаков преступления.

    Совет Федерации в течение месяца со дня выдвижения обви-нения направляет запрос в Конституционный Суд РФ, и пос-ледний в течение десяти дней после регистрации запроса даёт заключение о соблюдении, либо несоблюдении установленно-го порядка выдвижения обвинения.

    Решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности может быть принято двумя третями голосов от общего числа членов Совета Федерации не позднее чем в трёхмесячный срок после выдвижения обвинения.

    Отрешение от должности

    Слайд 18

    Во всех случаях, когда Президент РФ временно не в состоя-нии исполнять свои полномочия, а также в случаях досрочно-го их прекращения их временно исполняет Председатель Правительства РФ соответственно до возвращения Президен-та РФ к исполнению своих полномочий или до вступления в должность вновь избранного Президента РФ.

    Исполнение полномочий Президента РФ

    Компетенция исполняющего обязанности Президента РФ

    Исполняющий обязанности Президента РФ не вправе распускать Государственную Думу, вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.

    Слайд 19

    5.Порядок формирования Федерального Собрания.

    в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от законодательного и исполнитель-ного органов государственной власти субъектов РФ. Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин РФ не моложе 30 лет, обладающий избирательным правом.

    Совет Федерации 2000

    В.Путин-введены избрание и назначение членов Совета Федерации. Предусматривается работа

    членов Совета Федерации на постоянной основе.

    Представитель от двухпалатного законодательного избирается поочерёдно от каждой палаты на половину срока.

    Кандидатуры для избрания вносятся председателем законодательного органа, или группами депутатов не менее одной трети от их общей численности

    Слайд 20

    Представитель в Совет Федерации от исполнительного орга-на государственной власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ, решение о назначении вступает в силу, если на ближайшем заседании законодате-льного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ две трети от общего числа депутатов не прого-лосуют против его назначения

    Решения об избрании члена Совета Федерации направляются в Совет Федерации в пятидневный срок принявшими их органами. На ближайшем заседании Совет Федерации подтверждает их полномочия.

    Совет Федерации

    Кандидаты для избрания представляют сведения о доходах и имуществе. Полномочия члена Совета Федерации могут быть прекращены досрочно избравшим его органом.Слайд 22

    Кандидат в депутаты

    Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший на день голосования 21 года (не может быть избран гражданин, признанный судом недееспособным,

    или отбывающий лишение свободы по приговору суда). Все кандидаты обладают равными правами и не вправе использовать преимущества сужебного положения. Кандидат может

    баллотироваться только в составе одного федерального списка и только в одном избирательном округе.

    Для регистрации кандидата по одномандатному округу необходимо собрать подписи не менее одного процента избирателей округа, для регистрации федерального списка кандидатов - не менее 200 тысяч подписей избирателей, причём не более 14 тысяч подписей в одном субъекте РФ. Допускается внесение избирательного залога вместо сбора подписей.

    Регистрация кандидатов

    Слайд 23

    Предвыборная компания

    Все зарегистрированные кандидаты обладают равными правами, несут равные обязанности и осуществляют предвыборную агитацию на равных основаниях. Расходы на проведение выборов производятся за счёт федерального бюджета.

    За существенные нарушения федерального закона избирательная комиссия можетотменить регистрацию.

    Выборы признаются несостоявшимися:

    1.Одномандатный округ-если наибольшее число избирателей проголосовало против всех кандидатов,

    2.Партийный список-если ни один федеральный список кандидатов не получит 5 процентов голосов, или если все избирательные списки,не получат в совокупности 50 % голосов.

    3.Если в них приняло участие менее 25 % избирателей.

    Подведение итогов

    Слайд 24

    Центральная избирательная комиссия распределяет депутатские мандаты пропорционально поданным за них голосам между федеральными списками кандидатов, получивших 5 и более процентов избирателей. Если за такие списки подано в совокупности менее 50 процентов голосов или если за один список подано более 50 процентов голосов, а за другие менее

    5 процентов, то в установленном порядке к распределению мандатов допускаются и другие федеральные списки.

    Распределение мандатов

    Срок полномочий

    Государственная Дума избирается на четыре года. ГД собирается на 1-е заседание на тридцатый день после избрания. Президент РФ может созвать заседание ГД ранееэтого срока. С момента начала работы ГДнового созыва полномочия ГД прежнего созыва прекращаются. Полномочия Государственной Думы прекращаются досрочно в случае её роспуска.

    Слайд 25

    Роспуск Государственной Думы

    1.После трёхкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ и распускает Государственную Думу.

    2.Если Государственная Дума в течение трёх месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ объявляет об отставке Правительства РФ, либо распускает Государственную Думу.

    3.Если Председатель Правительства РФ ставит вопрос о доверии Правительству РФ, а Государственная Дума в доверии отказывает, Президент РФ в течение семи дней принимает ре-

    шение об отставке Правительства РФ, либо о роспуске Государственной Думы.

    Посмотреть все слайды

    Российская избирательная система отмечает свой первый четвертьвековой юбилей

    Живя в демократическом государстве, мы избираем главу государства, депутатов представительных органов всех уровней, наделяем властными полномочиями тех, кому доверяем. Это и есть демократия. Ведь наша избирательная система учитывает волеизъявление избирателей всех уровней.
    Двадцатипятилетие российской избирательной системы, которое отмечаем в этом году, связано с первыми избирательными кампаниями в современной России. 24 сентября 1993 года вышел Указ Президента Российской Федерации № 1438, которым положено начало становления отечественной избирательной системы с профессиональным составом организаторов выборов. 12 декабря 1993 года с принятием Конституции заложены основные принципы демократического государства, в котором народ - единственный источник власти и носитель суверенитета. Выборы обеспечивают реальное участие граждан, политических партий и институтов гражданского общества в управлении государством.
    За прошедшие годы избирательными комиссиями всех уровней проделана значительная работа, направленная на реализацию базового конституционного права - избирать и быть избранными. О работе территориальной избирательной комиссии Спас-Деменского района состоялся разговор с ее председателем Еленой Валентиновной Петраковой.

    Елена Валентиновна, на протяжении 25-ти лет избирательное законодательство постоянно менялось и на сегодняшний день продолжается его совершенствование. Расскажите, что именно изменилось?
    - За 25 лет изменилось очень многое. Графа «против всех» осталась только в избирательных бюллетенях муниципального уровня. Отменен порог явки на выборах. Кандидаты, выдвинутые на выборы политическими парламентскими партиями, не собирают подписи. Представительные органы формируются по смешанной избирательной системе, когда часть депутатов избирается на персональной, а другая - на партийной основе. Избирательные округа образуются сроком на 10 лет, участковые избирательные комиссии формируются на 5 лет и являются постоянно действующими. Определен единый день голосования - второе воскресенье сентября. Хорошо себя зарекомендовала примененная на выборах Президента Российской Федерации 18 марта 2018 года система включения избирателей в списки по месту их временного пребывания. Она позволила избирателю проголосовать на выборах там, где ему удобно.
    Многое сделано в плане улучшения условий для комфортного голосования. Комиссии регулярно получают и используют в работе новое технологическое оборудование - прозрачные избирательные ящики для голосования, сборно-разборные кабины, обновляются стенды и вывески участковых избирательных комиссий. Ведется постоянная работа по повышению доверия к институту выборов. Принцип работы открытости и гласности в работе избирательных комиссий получил свое отражение в применении на избирательных участках видеонаблюдения, расширения круга наблюдателей от политических партий, кандидатов, общественных объединений.
    Примененный на выборах Президента Российской Федерации порядок изготовления протокола участковой избирательной комиссии в машиночитаемом виде и ускоренного его ввода в систему ГАС «ВЫБОРЫ» значительно облегчил работу избирательных комиссий. Облегчает работу комиссии система ускоренного ввода протоколов. Они составляются в электронном виде в специальной программе, которая их обрабатывает.
    - Как давно вы возглавляете территориальную избирательную комиссию? Часто ли меняется ее состав?
    Возглавляю комиссию с 2013 года. В декабре 2015 года ее состав обновился. За истекшие три года не менялся. В 2018 году истек срок полномочий участковых избирательных комиссий. Раньше комиссии создавались непосредственно перед выборами. В 2013 году состоялся первый набор в постоянный состав избирательных комиссий на пять лет. Основной задачей членов участковых избирательных комиссий в межвыборный период становится обучение, повышение профессионального уровня. Законодательство по выборам постоянно совершенствуется, все изменения надо знать и применять их на практике, поэтому обучение проводится регулярно.
    Новый состав участковых избирательных комиссий сформирован территориальной комиссией района в мае текущего года. Он обновился на 30%. Пришло много молодых и грамотных людей.
    - Как происходит формирование комиссий?
    - Избирательная комиссия Калужской области принимает решение о формировании избирательных комиссий на местах. Мы обеспечиваем максимальную гласность через СМИ и Интернет.
    В комиссии выдвигают кандидатов от партий, коллективов избирателей, от представительных органов. Количество членов избирательной комиссии (от пяти до двенадцати) зависит от количества избирателей и установлено законом. В нашем районе 16 участковых избирательных комиссий. При отборе кандидатов учитывают образование, опыт работы, личные качества человека, желание работать в избиркоме. Территориальную комиссию формирует Избирательная комиссия Калужской области. Участковые избирательные комиссии формируются территориальной.
    - Расскажите о взаимодействии комиссии с органами государственной и муниципальной власти, с политическими партиями, общественными организациями.
    - Мы активно сотрудничаем с партиями по формированию комиссий. В составы территориальной и участковых комиссий входят представители от политических партий «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия». В периоды избирательных кампаний это сотрудничество активизируется.
    Не менее тесное сотрудничество с органами власти и общественными организациями. Общие задачи учета и регистрации избирателей, составления списков избирателей решаются в тесном сотрудничестве с администрациями, территориальными органами ЗАГСа, военкомата, УФМС, Кировского районного суда. Территориальная избирательная комиссия ведет просветительскую работу среди граждан с ограниченными физическими возможностями в части обеспечения реализации их избирательных прав.
    - Как комиссия работает над развитием правовой культуры избирателей, особенно молодых?
    - При ТИК создана и действует Молодежная территориальная избирательная комиссия. Ее задача вести разъяснительную работу среди молодежи. В составе комиссии молодые учителя, которые много мероприятий проводят в школах со старшеклассниками. При районной библиотеке создан клуб «Молодой избиратель», которым не первый год руководит библиотекарь Ирина Анатольевна Агеева. В школах дети участвуют в выборах председателя молодежной администрации. Даже в детском саду и в начальной школе учителя проводят деловые игры и классные часы, в которых маленькие граждане знакомятся с основами избирательного права. Мы проводим много конкурсов и викторин, организуем встречи молодежи с депутатами.
    - Где можно получить исчерпывающую информацию о деятельности комиссии?
    - Мы часто информируем граждан через районную газету. Кроме того, на официальном портале органов власти Калужской области у нас есть своя страничка, на которой отражена вся деятельность территориальной избирательной комиссии района. Каждый желающий может ознакомиться там с принятыми комиссией решениями, организуемыми конкурсами, мероприятиями, составами избирательных комиссий, актуальной информацией по численности избирателей в районе и т. д.
    - Какими качествами должен обладать член избирательной комиссии, чтобы избирательная кампания проходила на высоком уровне?
    - Выборы - это испытание на компетентность, прочность, открытость и прозрачность. И комиссии района всегда с честью выдерживают эти испытания. Те, кто входит в состав избирательных комиссий всех уровней сегодня, люди особенные, с удивительной внутренней организованностью и строгой дисциплиной, знающие все тонкости избирательного процесса. Другие здесь просто не смогут работать.
    - Какими мероприятиями собираетесь отметить юбилейную дату?
    - Для молодежи объявлен конкурс презентаций на тему «25 лет избирательной системе РФ». Он пройдет для двух возрастных категорий: школьники от 15 до 17 лет и молодые избиратели от 18 до 35 лет. Разработано и принято Положение о конкурсе, определены условия его проведения, подготовлены призы для победителей. Приглашаем принять участие всех молодых и будущих избирателей района. О других мероприятиях, посвященных этой юбилейной дате, мы расскажем позже.
    - Какие пожелания вам хотелось бы высказать в связи с юбилейной датой?
    - Высокий уровень организации прошедших выборов подтверждает, что избирательная система выдержала проверку временем, обеспечивая по-настоящему демократические выборы. Избирательные комиссии выступают инициаторами совершенствования правового регулирования и правоприменительной практики, обеспечивают максимальную открытость всего избирательного процесса. Важно, чтобы каждый гражданин помнил, что участие в выборах - это не обязанность, а почетное право. Хотелось, чтобы люди активнее им пользовались, понимали, насколько на выборах важен голос каждого избирателя.
    - Елена Валентиновна, благодарю за интересную и содержательную беседу. В вашем лице поздравляю всех, кто участвует в важной и ответственной работе по подготовке и проведению выборов, с четвертьвековым юбилеем избирательной системы Российской Федерации. Желаю дальнейших успехов в благородном деле служения Отечеству!

    Избирательная система

    Особый политический институт, связанный
    с организацией выборов политических
    деятелей, способом проведения
    голосования и определения его
    результатов, а также с распределением
    мандатов между партиями
    Избирательное
    право
    Избирательный
    процесс

    Выборы

    это юридически
    узаконенная
    процедура, в рамках
    которой граждане
    определяют, кто
    будет представлять
    их интересы в тех
    или иных органах
    власти

    Функции выборов

    1
    Выражение и представительство разнообразных
    интересов населения
    2
    Контроль за институтами власти
    3
    Узаконивание и стабилизация политической
    системы и институтов власти
    4
    Разрешение политических конфликтов
    посредством мирного урегулирования
    5
    Политическая социализация населения
    6
    Пополнение политической элиты
    7
    Разработка альтернативных политических
    программ

    Избирательное право

    Термин «избирательное право» имеет
    два значения:
    - в объективном смысле - это
    система конституционно-правовых
    норм, регулирующих общественные
    отношения, связанные с выборами
    органов государства и местного
    самоуправления

    Избирательное право

    в субъективном смысле - это
    гарантированная гражданину
    государством возможность участвовать
    в выборах государственных органов и
    органов местного самоуправления
    Активное право –
    право выбирать и
    отзывать депутатов, участвовать
    в плебисцитах, референдумах
    Пассивное право
    допускает, что гражданин
    может быть выбран
    депутатом или главой
    государства

    Источники избирательного права

    Конституция РФ
    Федеральные законы:
    - "Об основных гарантиях избирательных прав и права
    на участие в референдуме граждан РФ"(1997)
    - "О выборах Президента РФ" (1999)
    - "О выборах депутатов Государственной Думы
    Федерального Собрания РФ" (1999)
    - "Об обеспечении конституционных прав граждан РФ
    избирать и быть избранными в органы местного
    самоуправления" (1996)
    Конституции (уставы) субъектов РФ и законы
    субъектов РФ, регламентирующие организацию и
    порядок проведения выборов в органы
    государственной власти субъектов РФ и органы
    местного самоуправления

    Принципы избирательного права

    1
    Всеобщность
    2
    Равенство (1 человек = 1
    голос)
    3
    Тайное голосование
    4
    Непосредственное (прямое)
    голосование

    Всеобщие выборы

    Субъективное избирательное право
    предоставляется каждому гражданину РФ
    по достижении определенного возраста,
    кроме случаев, когда гражданин признан
    судом недееспособным или лишен свободы
    по приговору суда
    Противоположность – цензы
    9

    Цензы (ограничения)

    возрастной
    гражданства, т.е. принимать участие в выборах могут только
    граждане государства. При двойном гражданстве - только
    активное избирательное право.
    оседлости, для кандидата в Президенты РФ – 10 лет.
    имущественные – обладание имуществом или фиксированной
    величиной дохода (буржуазный ценз).
    моральный – запрет на участие в выборах лиц, которые лишены
    свободы за совершение преступлений. Нельзя избирать
    осужденных за тяжкие, особо тяжкие преступления, за экстремизм
    при неснятой и непогашенной судимости; административных
    правонарушителей за экстремизм и нацистскую символику.
    образовательный – требование кандидатам иметь
    соответствующий уровень образования.

    Равные выборы

    Предоставление каждому гражданину в
    одинаковой степени с другими гражданами
    влиять на исход выборов
    Противоположность:
    Сословное представительство
    Неравное представительство
    11

    Прямые выборы

    Система, при которой членов данного
    представительного органа или должностное
    лицо граждане избирают непосредственно
    Противоположность:
    Непрямые выборы – косвенные и
    многоступенчатые
    12

    Тайное голосование

    Запрет кому бы то ни было наблюдать за выбором,
    который делает конкретный гражданин.
    Гарантия полной свободы волеизъявления
    Противоположность – открытое голосование +
    контроль за голосованием («эстетика»
    избирательных участков; голосование на дому и
    проч.)
    13

    В Российской Федерации

    избирать имеют право лица, достигшие
    18-летнего возраста
    с 18-летнего возраста можно избираться
    депутатом местного совета
    с 21 года – депутатом Государственной
    Думы
    с 35 лет – президентом страны

    Лишены активного избирательного права

    лица, признанные судом недееспособными
    лица, содержащиеся по приговору суда в
    местах лишения свободы

    Как могут голосовать:

    Граждане РФ, работающие за границей или
    находящиеся там в командировке, на отдыхе?
    Граждане РФ, проходящие военную службу?
    Граждане РФ, которые по состоянию здоровья не
    могут прийти на избирательные участки?
    Жители отдаленных деревень?
    Граждане РФ, находящиеся в КПЗ под
    следствием?

    Принципы демократической организации выборов

    1. Свобода выборов - отсутствие политического,
    административного, социально-экономического,
    психологического и информационного давления на
    избирателей, активистов, кандидатов и избирательные
    комиссии
    2. Наличие выбора, альтернативных кандидатов
    3. Состязательность, конкурентность выборов
    4. Периодичность и регулярность выборов
    5. Равенство возможностей партий и кандидатов - примерное
    равенство материальных и информационных ресурсов
    политических партий и кандидатов

    Избирательный процесс

    действия всех политических
    субъектов, которые так или иначе
    связаны с выборами

    I стадия
    Стадия подготовки:
    назначение даты
    выборов
    создание избирательных
    округов и
    избирательных
    комиссий
    составление списков
    избирателей

    II стадия
    Выдвижение и регистрация
    кандидатов

    III стадия
    Предвыборная агитация:
    агитационно-пропагандистские действия
    кандидатов или политических партий,
    принимающих участие в выборах

    IV стадия
    Голосование, подсчёт голосов,
    общее подведение итогов

    Избирательные системы
    Мажоритарная
    Пропорциональная
    (Беларусь, США,
    Великобритания, Франция)
    (Россия, Испания, Швейцария,
    Нидерланды, Чехия)
    Абсолютного
    большинства
    (50% + 1 голос)
    Относительного
    большинства (+
    1 голос)
    Квалифицированного
    большинства (намного
    больше, чем 50%)
    Смешанная - основана на принципах
    мажоритарной и пропорциональной систем
    (Франция, Италия, Польша, Германия)

    Выборы проводятся по одномандатным округам
    Победившим считается тот кандидат, который получает
    большинство голосов
    Мажоритарная система относительного большинства
    предполагает, что кандидату для получения мандата достаточно
    получить голосов больше, чем любому его сопернику по
    предвыборной борьбе. Мажоритарная система абсолютного
    большинства обязывает кандидата получить более 50 % голосов
    (минимум 50 % плюс один голос)
    Если ни один из кандидатов не набирает нужного количества
    голосов, то проводится второй тур голосования, в который
    выходят два кандидата, набравших наибольшее количество
    голосов в первом туре
    Мажоритарная система является универсальной по сравнению с
    пропорциональной.
    Характерна для двух- и трехпартийных систем

    Мажоритарная система

    Повторное голосование
    («2-й тур»)
    если в бюллетень было включено
    более двух кандидатов и ни один из
    них не получил необходимое для
    избрания число голосов избирателей
    требуется обычно при мажоритарной
    системе абсолютного и
    квалифицированного большинства
    в него выходят два участника,
    набравшие наибольшее число голосов
    для победы требуется набрать
    относительное большинство голосов
    Повторные выборы
    в случае выбытия всех кандидатов
    если выборы признаны
    несостоявшимися или
    недействительными
    если избранный кандидат не сложил с
    себя полномочия, несовместимые со
    статусом
    депутата,
    а
    кандидат,
    избранный на должность выборного
    должностного лица, - полномочия,
    несовместимые со статусом выборного
    должностного лица
    если
    после
    подведения
    итогов
    голосования
    по
    многомандатным
    избирательным
    округам
    не
    все
    мандаты оказались замещенными
    25

    Особенности мажоритарной системы

    Достоинства
    Сравнительная легкость
    формирования правительства и его
    большая стабильность
    Формирование устойчивых связей
    между избирателями и депутатами
    Кандидаты независимы от
    политических партий и партийных
    лидеров.
    Позволяет крупным и хорошо
    организованным партиям легко
    побеждать на выборах и
    формировать однопартийные
    правительства

    Особенности мажоритарной системы

    Недостатки
    Существенное искажение реальной
    картины и воли избирателей, т.к. голоса,
    отданные за других кандидатов никак не
    учитываются
    Непосредственная зависимость
    результатов выборов от распределения
    избирателей по округам – опасность
    манипулирования посредством
    тенденциозного нарезания
    избирательных округов
    Непосредственная зависимость
    депутатов от населения определенного
    избирательного округа – подталкивание
    их к местничеству, недостаточный учет
    общенациональных интересов
    Возможность повторного голосования –
    нагрузка на бюджет
    Мелкие и средние партии могут
    быть вообще не представлены в
    парламенте, т.к побеждают
    представители более сильного
    политического течения

    Проведение выборов только в
    многомандатных общегосударственном
    округе.
    Голосование не за одного кандидата, а за их
    список, утверждаемый на съезде данного
    избирательного объединения или партии.
    Распределение мест в парламенте
    осуществляется пропорционально
    полученным по всей стране голосам.
    Существует избирательный барьер.
    Пропорциональная система применяется
    только при выборах коллегиальных
    органов.

    Пропорциональная система

    Самое сложное при пропорциональной системе подсчитать, сколько
    мест причитается той или иной партии
    Часто распределение осуществляется путем установления
    избирательной квоты (избирательного метра)
    Определяется обычно путем деления общего числа действительных
    голосов на число мандатов, приходящихся на данный
    избирательный округ.
    Если, скажем, 100 мандатов, значит, например, 60 млн. голосов
    делим на 100. Получается 600.000
    После этого от каждого партийного списка мандаты получают
    столько человек, сколько раз квота укладывается в собранное
    партией число голосов. Допустим, за партию проголосовало 1,5
    млн. голосов. Это делим на 600 тыс. Получается 2,5 места
    Остаток!
    Весь вопрос, как учесть остатки
    29

    Способы учета остатков

    Правило наибольшего остатка
    (метод Т. Хэра)
    Дополнительные места из числа
    нераспределенных получают партии,
    имеющие наибольшие остатки, хотя и не
    строго пропорционально числу полученных
    голосов
    Есть также методы:
    В. д"Ондта, Империали, Лаге, «датский метод»
    30

    Особенности пропорциональной системы

    Достоинства
    Недостатки
    Отражает реальную картину
    Относительно меньшая стабильность
    политической жизни
    парламента (появление в парламенте
    мелких фракций и коалиций,
    Более полное выражение
    которые дестабилизирует
    интересов всех групп общества,
    деятельность парламента)
    активизация участия граждан в
    выборах и политике в целом
    Политика правительства,
    сформированного на базе
    В парламент могут попасть мелкие
    межпартийной коалиции, отличается
    и средние партии
    меньшей последовательностью
    Способствует развитию
    Непосредственная зависимость
    многопартийности
    выдвижения депутатов от позиций
    партийного аппарата, бюрократии
    Избиратель выбирает не отдельных
    персон, список кандидатов, которые
    ему не известны

    «Закон Дюверже»

    Мажоритарная система относительного большинства способствует
    становлению двухпартийной системы. Объясняется это тем, что избиратели
    будут стремиться к "полезному" голосованию, т.е. голосованию за крупные
    партии, имеющие шансы на успех, понимая, что голоса, поданные за мелкие
    партии, "пропадут". В этом проявляется своеобразный "психологический
    эффект" избирательной системы. Мелкие партии либо обречены на
    постоянное поражение, либо вынуждены объединяться с одной из партий партий "фаворитов".
    Мажоритарная система в абсолютного большинства благоприятствует
    появлению многочисленных и относительно стабильных партий, зависящих
    друг от друга.
    Пропорциональное представительство способствует формированию
    многопартийности, состоящей из самостоятельных и стабильных партий с
    жесткой структурой.
    Подмеченная Дюверже закономерность не является абсолютной и
    предполагает исключения

    Западный политолог Р. Кац, проведя исследования в
    Великобритании, Ирландии и Италии, пришел к следующим
    выводам:
    пропорциональное представительство способствует
    проявлению со стороны партий более идеологизированных и
    радикальных позиций по политическим вопросам, чем в
    условиях системы относительного большинства;
    в двухпартийных системах идеологические позиции партий
    постепенно сближаются;
    партии, конкурирующие в малых округах, будут по
    преимуществу ориентироваться на персоналии лидера и
    патронаж, а партии, конкурирующие в больших округах, будут
    склонны к проблемной ориентации.

    Референдум

    1. Принятие решения по самым основным вопросам жизни
    государства: одобрение проекта конституции, принятие других
    важных законов государства, выражение доверия или недоверия
    главе государства (в президентских и смешанных республиках)
    2. Вынесение на референдум, как правило, только одного
    коренного вопроса
    3. Формулирование вопроса на референдуме таким образом,
    чтобы он однозначно воспринимался участниками референдума
    и мог иметь только один из определенных вариантов ответа
    4. Определение законности проведения и результатов референдума
    (как правило, референдум считается состоявшимся, если в нем
    приняло участие не менее 50% + 1 граждан, имеющих право
    голоса, а решение референдума принимает законную силу, если
    за него проголосовало не менее 50% + 1 от общего числа
    участвовавших в референдуме)
    5. Решение референдума является обязательным для
    государственной власти

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РФ 2011

    Избирательная система Комплекс правовых норм о порядке выборов. Комплекс действий в процессе выборов (закон в действии). Избирательное право Избирательный процесс

    Избирательное право (часть конституционного права) Политическое право граждан избирать – активное право, и быть избранным – пассивное. Активное: с 18 лет; Пассивное: В представительный орган: с 21 года, Главой администрации субъекта: с 30 лет, Президентом: с 35 лет. Совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления. В узком смысле В широком смысле

    Источники избирательного права Конституция РФ (1993), Федеральные законы: "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ"(1997), "О выборах Президента РФ" (1999), “ О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ” (1999), "Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (1996), К онституции (уставы) субъектов РФ и законы субъектов РФ, регламентирующие организацию и порядок проведения выборов в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, Подзаконные акты: инструкции, разъяснения.

    Принципы избирательного права 1. Всеобщее. Лишены избирательного права отбывающие наказание и признанные недееспособными (по суду) лица. 2. Прямое -избиратель голосует «за», или «против» кандидата, или списка непосредственно. 3. Тайное -исключается какой-либо контроль за волеизъявлением избирателей. 4.Участие в выборах свободное и добровольное. 5.Открытость и гласность в деятельности избирательных комиссий.

    Стадии избирательного процесса Подготовительная: назначение даты выборов, регистрация и учет избирателей; Выдвижение и регистрация кандидатов; Предвыборная агитация, финансирование выборов (от франц. campagne – поход): партии, избирательные блоки и кандидаты стремятся расширить свой электорат, т.е. контингент голосующих за них избирателей; Голосование и подведение итогов.

    Мажоритарная избирательная система Много избирательных округов; От округа – один депутат (одномандатные), два и более (многомандатные); Избиратели голосуют за личность; Избирается тот, кто набрал большинство голосов 50%+1 – абсолютное большинство, Больше чем другие – относительное большинство. “ +” “-” Связь между кандидатом и избирателем. Не исключено повторное голосование, Голоса избирателей, отданные за непобедивших кандидатов – пропадают.

    Пропорциональная избирательная система (с 2005 г.) Территория страны – единый избирательный округ; Политические партии выдвигают списки кандидатов. Голосование - за партию; Места в парламенте распределяются пропорционально числу отданных за партии голосов; Избранными считаются партии, преодолевшие 7% барьер. “ +” “-” Позволяет представить в парламенте довольно полный спектр политических позиций и мнений избирателей. При наличии малых нескольких партий представительный орган оказывается раздробленным, Избиратель выбирает абстрактных лиц.

    (от лат. pars, partis – часть) важнейший институт политической системы общества, добровольная и устойчивая организация единомышленников, которая выражает политические интересы определенной части общества и связывает их реализацию с достижением или участием в государственной власти. Политическая партия

    Признаки политической партии Определенная идеология. Реализуется в программе, где определяются цели партии и пути их достижения; Цель политической партии – участие во власти (для реализации интересов тех социальных групп, которые она представляет); Наличие организации (руководящие органы, членство, устав); Наличие программы партии; Существование местных организаций.

    Функции политической партии Социальная – объединение на основе общности интересов; Идеологическая - разработка и пропаганда своей программы; Политическая – участие во власти или борьба за власть; Подготовка кадров политиков; Политическое воспитание.

    Виды партий по разным основаниям


    Избирательный процесс и избирательная система РФ

    учитель истории и обществознания высшей категории.

    Новосибирск, МБОУ СОШ №7.


    План презентации:

    1. Понятие «избирательная система».

    2. Виды избирательных систем:

    а) мажоритарная;

    б) пропорциональная;

    в) смешанная.

    3. Избирательное право и его принципы.

    4. Понятие «избирательный процесс»:

    а) алгоритм (последовательность)

    действий избирательного процесса;

    б) референдум и его виды;

    в) принципы референдума.


    1. Понятие «избирательная система».

    Избирательная система - порядок выборов органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц, избираемых непосредственно гражданами.

    Избираются:

    а) Президент РФ,

    б) депутаты Государственной Думы,

    в) депутаты законодательных (представительных) органов

    субъектов РФ,

    г) высшие должностные лица субъектов РФ,

    д) представительные органы местного самоуправления,

    е) возможны выборы глав муниципальных образований, других

    органов и должностных лиц местного самоуправления.


    а) Мажоритарная –

    проведение выборов по одномандатным,

    реже - многомандатным избирательным

    округам и подведение итогов выборов по

    большинству поданных за кандидата


    2. Виды избирательных систем:

    б) Пропорциональная –

    кандидатов, выдвигаемые избирательными

    объединениями или партиями. Мандаты в

    выборных органах власти распределяются

    между списками кандидатов пропорционально


    2. Виды избирательных систем:

    а) Смешанная –

    представляет собой сочетание мажоритарной и

    пропорциональной избирательных систем.

    * Президент РФ, высшие должностные лица субъектов РФ,

    главы муниципальных образований и иные выборные

    должностные лица избираются по мажоритарной системе. *Депутаты Государственной Думы избираются по смешанной системе (225 депутатов избираются по мажоритарной системе, столько же избираются по пропорциональной системе).

    *Депутаты законодательных органов субъектов РФ, представительных органов местного самоуправления избираются, как правило, по мажоритарной системе.


    3.Избирательное право и его принципы.

    а) объективное избирательное право –

    совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

    б) субъективное избирательное право –

    конституционное право граждан избирать и быть избранным в органы государственной власти

    и органы местного самоуправления (делится на: активное – право избирать и

    пассивное – право быть избранным).


    в) принципы избирательного права: 1. Всеобщее – активное с 18 лет, пассивное с 18-35 лет. Лишены избирательного права отбывающие наказание и признанные недееспособными (по суду) лица. 2. Прямое -избиратель голосует «за», или «против» кандидата, или списка непосредственно. 3. Тайное -исключается какой-либо контроль за волеизъявлением избирателей. 4.Участие в выборах свободное и добровольное . 5.Открытость и гласность в деятельности избирательных комиссий.


    4а. Понятие «избирательный процесс».

    • Избирательный процесс – комплекс действий в процессе выборов и их строгая последовательность (алгоритм):
    • назначение выборов;
    • составление списков избирателей;
    • образование избирательных округов и избирательных участков;
    • формирование избирательных комиссий;
    • выдвижение и регистрация кандидатов;
    • предвыборная агитация;
    • голосование;
    • подсчёт голосов;
    • определение результатов выборов.

    4б. Референдум и его виды.

    Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа.

    Виды референдума:

    • Референдум РФ - всенародное голосование граждан РФ по зако-

    нопроектам, действующим законам и другим вопросам государ-

    ственного значения.

    • Референдум субъекта РФ - голосование граждан РФ, постоян-

    но или преимущественно проживающих на территории субъ-

    екта РФ по важным вопросам государственного значения.

    • Местный референдум - голосование граждан РФ постоянно

    проживающих в границах муниципальных образований, по

    важным вопросам местного значения.


    4в. Принципы референдума.

    • Гражданин РФ участвует в референдуме на основе всеобщего прямого волеизъявления при тайном голосовании.
    • Участие гражданина в референдуме является свободным и добровольным.
    • Деятельность комиссий референдума осуществляется открыто и гласно.
    • Инициатива проведения референдума принадлежит гражданам РФ.
    • Назначение референдума осуществляется уполномоченным органом государственной власти.
    • Решение, принятое на референдуме не нуждается в дополнительном утверждении.


  • © 2024
    artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав