28.06.2020

Основные черты и особенности системы международного права. Понятие международного права, его основные черты и особенности. Становление и основные черты современного международного права


Петрова Екатерина Алексеевна.

Понятие и особенности международного права.

Возникло с появлением первых государств. Возникла необходимость устанавливать отношения и регулировать их, в первую очередь торговых, консульских, дипломатических. Прообразом было то право, которое известно как jus gentium (право народов).

Выделяют несколько этапов в развитии и истории МП:

    Древний мир. Именно в этот период зарождается право внешних сношений (дипломатическое, консульское право). Формируется порядок заключения международных договоров, создаются военные союзы - прообразы международных организаций. Период формирования рабовладельческого права.

    Период средневековья. Нормы, регулирующие торговое мореплавание (международное морское право), формируется принцип мирного разрешения споров и суверенного равенства государств. Феодальное право - право отражает интересы феодалов.

    Новое время или классический период в развитии международного права. В этот период зарождается право международных организаций, возникает принцип демилитаризации (разоружения), запрещается работорговля. Буржуазное право.

    Новейшее время. Формируется современное международного право. Происходит кодификация международно-правовых норм. Формируются новые отрасли международного права - космическое право.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО - это система правовых норм, регулирующих отношения между субъектами международного права, выражающих согласованные воли этих субъектов и обеспечиваемых в строго определенных случаях мерами принуждения.

Учебная дисциплина - систематизированное изложение знаний науки.

Наука - система знаний об объективном мире.

Специфические черты МП как отрасли:

    Предмет - что? - круг общественных отношений - межгосударственные отношения межвластного характера (предмет публичного права). Именно предмет отличает международного публичное от международного частного права.

    Метод правового регулирования - как? - используется и императивный, и диспозитивный; но есть еще 2 метода - рекомендательный и поощрительный. В МП используется рекомендательный метод. Основная масса норм носит рекомендательный характер. Однако есть и некоторые общеобязательные нормы.

    Специфические источники. Внешнее закрепление правовых норм. Нас интересуют формально-юридические источники. В МП используется только 2 источника - нормативный договор (международный договор) и правовой обычай (международный обычай). Правовые обычаи, как правило, нигде не записаны. Нередко обращаются в международные инстанции за восстановлением текста или его существованием. Даже Европейская Конституция - это нормативный договор.

    Субъектный состав. Выделяют 4 группы субъектов:

    1. государства как суверенные образования

      международные организации - союзы государств на добровольной основе для достижения определенных целей; есть большие как ООН или региональные как ЕС или СНГ (которые еще называются в теории конфедерациями)

      нации и народы, не имеющие своей государственности и борющиеся за свою независимость

      субъекты особого рода (sui generis) - государственно-подобные образования, например, Ватикан (Святой Престол).

Здесь нет физических и юридических лиц. Западная доктрина признает индивида субъектом МП.

    Специфика нормообразования. Нормы международного права создаются самими субъектами международного права путем согласования их воль, так как в МП нет специальных нормотворческого органов.

    Наличие специальных принципов - принцип территориальной целостности государства и принцип самоопределения народов, принцип суверенного равенства государств…

    В МП отсутствует единый централизованный аппарат принуждения, который заставлял бы применять нормы международного права в случае их нарушения. Нет правоохранительных органов, нет сил, которые могли бы посадить государство в тюрьму. Принуждение в МП осуществляется самими субъектами международного права. Виды международно-правовой ответственности специфичны.

    Отсутствуют судебные органы, которые бы без согласия самих субъектов международного права решали споры между ними.

    Функции МП. Регулятивная - МП призвано регулировать межгосударственные отношения с целью поддержания международного мира и безопасности. Охранительная - МП призвано охранять общечеловеческие ценности.

МП представляет собой не просто совокупность, а систему норм, основанную на общепризнанных принципах МП. В МП выделяется Общая и Особенная часть. Особенная часть - это отрасли международного права. Их количество не является постоянным.

Основные принципы международного права.

1. Понятие и особенности основных принципов международного права.

2. Юридическое содержание основных принципов.

Нормативный материал:

Устав ООН 1945 г.

Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами 1970 г.

Декларация принципов заключительного акта СБСЕ в Хельсинки 1975 г.

Парижская Хартия для обновленной Европы 1990 г.

Вопрос №1. Понятие и особенности основных принципов международного права.

Принципы - основные исходные начала, на которых строится международно-правовое регулирование.

Особенности:

    Принципы международного права имеют общепризнанный характер. Общепризнанной считается норма, которая признана всеми государствами мира (большинством) и при этом активно применяется ими на практике. Принципы - нормы, необходимые для международно-правового регулирования.

    Императивность. Принципы международного права относятся к императивным нормам общего международного права, именуемым нормы jus cogens. Данные нормы обладают высшей юридической силой, не могут быть отменены или изменены одним или несколькими государствами, и любой договор, заключенный в их нарушение, считается ничтожным.

    Носят общий характер. Принципы международного права являются общими как для международной, так и для национальной правовой системы. Принципы международного права действуют во всех сферах международных отношений.

    Системность. Все принципы международного права взаимосвязаны и взаимообусловлены

    Принципы МП - важнейшие нормы, составляющие фундамент международного правопорядка.

Классификация.

    Принципы, направленные на поддержание международного мира и безопасности.

    Принципы международного сотрудничества.

    Принципы, направленные на защиту прав человека.

Принцип мирного сосуществования государств.

Принцип запрещения применения силы и угрозы силой.

Принцип мирного разрешения международных споров.

Принцип коллективной безопасности.

Принцип разоружения.

Принцип запрещения пропаганды войны.

Принцип нерушимости границ.

Принцип уважения государственного суверенитета.

Принцип суверенного равенства государств.

Принцип невмешательства во внутренние дела государства.

Принцип самоопределения народов.

Принцип территориальной целостности.

Принцип сотрудничества государств.

Принцип уважения основных прав и свобод человека.

Принцип добросовестного соблюдения международных обязательств.

Вопрос №2. Юридическое содержание основных принципов.

Принцип мирного сосуществования государств.

Состоит в поддержании добрососедских отношений между государствами с различным политическим, экономическим строем и т.д. Данный принцип нашел отражение в преамбуле Устава ООН и ст.1. Он имеет общий характер, т.к. остальные 14 принципов базируются на нем.

Принцип запрещения применения силы или угрозы силой.

Не всегда существовал в международном праве. Появился только в 1928 г. в Пакте Бриана-Келлога "Парижский договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики", в 1929 г. вступил в силу, СССР, Германия и Япония были его участниками. До 1928 г. война рассматривалась как законное средство разрешения споров.

Запрещение применения силы - запрещаются агрессивные войны. Понятие агрессии содержится в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1974 г. "Об определении агрессии". Резолюция запрещает применение не только вооруженной силы, но и любое иное принуждение.

Из этого принципа есть 2 важных исключения:

    в порядке самообороны (ст.51 Устава ООН)

    по решению Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру или в нарушение мира (ст. 42 Устава ООН)

Принцип мирного разрешения международных споров.

Впервые был закреплен в Гаагских конвенциях "О мирном решении международных споров" 1899 и 1907 гг.

В Уставе ООН дается перечень мирных средств решения спора: переговоры, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам и другие. Выбор этих средств осуществляется самими государствами. Иногда Совет Безопасности может сам указать какое избрать мирное средство в порядке исключения.

Принцип коллективной безопасности .

Предусматривает существование системы коллективной безопасности, в которую входят организации ООН, региональные военные блоки. Юридическое содержание принципа предполагает обязанность государств сотрудничать в отражение агрессии и обязанность не помогать агрессору (ст.2 устава ООН).

Принцип разоружения.

Сокращение вооружений до того уровня, который необходим для обороны страны.

Пакт о гражданских и политических правах 1966 г.

Принцип нерушимости границ .

Нашел отражение в заключительном акте СБСЕ 1970 г. 3 элемента содержания:

    признание существующих границ в качестве юридически установленных

    отказ от территориальных притязаний

    отказ от любых посягательств на установленные границы

Принцип нерушимости границ не означает их неизменности и они могут быть изменены по согласию между государствами.

Следует отличать от принципа неприкосновенности государственных границ , который заключается в том, что все государства обязаны соблюдать существующую линию границы на местности.

Принцип суверенного равенства государств.

Все государства юридически равны и имеют равные права и обязанности, как члены международного сообщества.

Внешняя сторона суверенитета не предполагает верховенства, а только независимость.

Принцип невмешательства во внутренние дела государства.

Запрет военной интервенции, запрет использования политических и экономически мер с целью оказать давление на другие государства, запрет подрывной и террористической деятельностью.

Ни в одном документе не сказано, что такое внутренние дела и только само государство решает, что есть внутреннее дело.

Исключения:

    Вмешательство будет правомерным, если деятельность государства является международным преступлением.

    Когда деятельность, хотя и внутренняя по своему характеру, но представляет угрозу всему мировому сообществу (когда США вторглись в Ирак, что там якобы есть оружие массового поражения).

Принцип самоопределения народов.

Не следует понимать буквально. Это право народа самостоятельно определять свою судьбу, вплоть до отделения и образования собственного государства. Изначально был сформирован в отношении колониальных народов.

Как быть с теми, кто уже находится в составе государства? В отношении этих народов международное право считает, что их право на самоопределение возможно только в рамках существующего государства, т.е. они могут иметь свою Конституцию, свои органы управления и т.д.

Свои претензии на выход из государства они могут предъявлять, если деятельность государства нарушает право на самоопределение.

Данный принцип должен применяться с учетом принципа территориальной целостности государства.

Понятие международного права.

Международное право (МП) - это самостоятельная система юридических принципов и норм, регулирующих межгосударственные отношения в целях обеспечения мира и сотрудничества.
Наука МП – совокупность научных знаний, система взглядов о международном праве (изучает: международно-правовые нормы; международные договоры; историю международного права, его характер, роль в межгосударственной системе и обществе в целом, перспективы развития международного права и др.). На базе научных знаний о МП сложилась учебная дисциплина МП, кот-я явл-ся неотъемлемой частью юридического образования.
Предмет международного права – международные отношения, возникающие между субъектами международного права (государствами; международными организациями; нациями и народами, борющимися за свою независимость; государственными образованиями).
Субъекты международного права – государства, народы и нации, борющиеся за свою независимость, международные организации, государственные образования, например, Ватикан и правительства в изгнании.
К объектам международного права относится все то, по поводу чего субъекты международного права вступают в международные правоотношения, кот-е выходят за пределы государственных границ.
Метод правового регулирования международного права – как императивный, так и диспозитивный. Особенность метода международного права - соблюдение норм международного права обеспечивается в случае необходимости принуждением, (осуществляемым субъектами международного права) на основе действующих межд.-правовых норм и в рамках соответствующих межд. договоров.
Функции международного права - это основные направления его воздействия на социальную среду, определяемые его общественным назначением. Виды:
1) субъекты международного права устанавливают стандарты поведения м/у собой (координирующая функция);
2) субъекты международного права устанавливают конкретные права и обязанности, без кот-х невозможны их совместное существование и общение (регулирующая функция);
3) международное право содержит нормы об ответственности, которые побуждают субъектов международного права следовать определенным правилам поведения (общепринятым нормам международного права) (обеспечительная функция);
4) охранительная функция - состоит в обеспечении надлежащей охраны международных правоотношений (в международном праве существуют механизмы, защищающие законные права и интересы субъектов международного права);
5) международное право позволяет решать глобальные проблемы, кот-ые невозможно решить в рамках одного государства.
Особенность международного права состоит в том, что в международных отношениях не существует надгосударственных механизмов принуждения. В случае необходимости государства сами коллективно обеспечивают поддержание международного правопорядка.

История формирования международного права и ее влияние на правовую природу современного международного права.

Международное право есть результат общественной практики. Появившись как способ осознания людьми (группами, классами) своего материального интереса, особенно в связи с постоянно изменяющимися международными отношениями, оно оказывало и оказывает огромное влияние на развитие государств и народов.

Международное право возникло в период рабовладельческого строя. Пожалуй, одним из самых древних дошедших до нас междуна­родных договоров является договор египетского фараона Рамзеса II с царем хеттов Хаттушилем III, заключенный в 1278 г. до н.э. В этом соглашении восстанавливались дружественные отношения между двумя государствами после длительной войны, заключались оборо­нительный и наступательный союзы, предусматривались помощь в случае внутренних беспорядков и взаимная выдача перебежчиков. Этот договор послужил образцом для многих международных согла­шений.

Своеобразным памятником международного права можно счи­тать и Законы Ману (I век н.э.)., достаточно подробно урегулировав­шие вопросы посольского права.

Весьма интенсивную дипломатическую деятельность осущест­вляли древнегреческие города-государства, обменивавшиеся много­численными посольствами и заключавшие договоры о военной помо­щи. Получил развитие институт защиты иностранцев (проксения). Споры по нарушениям международных договоров рассматривались третейскими комиссиями; на нарушителей договора налагался круп­ный штраф, который, в случае неуплаты, взыскивался с помощью вооруженных сил.

В древнем Риме (в период республики) послы выбирались в сена­те и обязаны были давать отчет о своей деятельности. В период империи происходит становление «права народов» (jus gentium) как особой правовой системы.

В этот же период уже начинает проводиться различие между справедливыми и несправедливыми войнами. Возникает принцип соблюдения договоров, при этом нарушение договора рассматрива­лось как нарушение божественного права.

На развалинах Римской империи в Европе возникло несколько феодальных государств (франков, германцев, саксов и др.). Развитие международного права несколько замедлилось, так как характерной чертой эпохи феодализма являлось «кулачное право». Война призна­валась справедливой формой разрешения международных споров. В этот период заключаются в основном договоры о военных союзах, мирные соглашения. Торговые города заключали союзы (Ганзейский союз) для защиты торговли и торгующих граждан. Международное признание получили сборники, кодифицирующие нормы и обычаи морского права и послужившие обоснованием принципа свободы открытых морей. Отмечается некоторая регламентация «законов и обычаев войны», начинает складываться консульское право.

Своеобразным «водоразделом» между старым и современным международным правом стала Первая мировая война. Послевоенный режим, оформленный Версальским мирным договором 1919 г., Сен-Жерменским договором 1919 г. и другими соглашениями, послужил основанием создания новых независимых государств в Европе.

В 1919 г. была учреждена универсальная международная органи­зация - Лига Наций, Статут которой являлся составной частью Вер­сальского договора. Лига Наций создавалась для обеспечения меж­дународного мира и безопасности и формально просуществовала до 1946 г. Однако ее существование не предотвратило агрессии Италии против Эфиопии 1935-1936 гг., Советско-финской войны, Второй мировой войны.

Универсальная система безопасности была дополнена региональ­ными системами - Организация Североатлантического договора (НАТО), Организация Варшавского договора (ОВД), Организация американский государств (ОАГ) и др. Эти организации, несмотря на «холодную войну» и обострение международной напряженности в 50-60-е гг., сыграли свою роль в предотвращении глобальных воору­женных конфликтов.

Современное международное право развивается под влиянием ООН.

Международный договор

Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. определяет договор как международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое между­народным правом, независимо от того, содержится ли такое согла­шение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наиме­нования.

В настоящее время нормы международных договоров занимают основное место в международном праве в силу определенных при­чин, среди которых можно назвать следующие:

1) создание обычных норм является длительным процессом и иногда возникают затруднения в установлении точного содержания обычной нормы. Процесс создания договорной нормы не такой дли­тельный, а воли субъектов международного права имеют более выра­женный характер;

2) процедура заключения и исполнения договоров детально раз­работана и определена (конвенции о праве международных догово­ров 1969 г. и 1986 г.);

3) договорная форма предоставляет больше возможностей для согласования воль субъектов нежели какая-либо другая.

Эти и другие причины обусловливают все более широкое исполь­зование договорного процесса создания международно-правовых норм. Субъекты международного права учитывают важнейшую роль договоров в международных отношениях и признают возрастающее значение договоров как источника международного права и средства развития мирного сотрудничества между государствами.

Денонсация.

Наиболее распространенным способом расторжения международных договоров является денонсация. Денонсация – это отказ государства от договора с предупреждением, сделанным в порядке и сроки, предусмотренные соглашением сторон в самом договоре.

В Венской конвенции определены два вида денонсации:

а) денонсация, которая предусмотрена в самом договоре (она предусмотрена, хотя и не названа, в п. «а» статьи 54 «Прекращение договора... может иметь место в соответствии с положениями договора»);

б) так называемую подразумеваемую денонсацию, которая может быть выведена:

Из намерения участников допустить возможность денонсации или выхода из договора или

Из характера международного договора.

Отмена

Отменой международного договора следует считать утрату им обязывающей силы по соглашению сторон этого договора, как и денонсация, такая отмена является правомерным способом прекращения международных договоров, т.к. государства по соглашению между собой заключают договоры, то очевидно, что эти же самые государства могут по общему согласию прекратить в любой момент действие заключенного ими ранее договора. Необходимо, однако, чтобы такое прекращение происходило действительно по общему согласию всех участников междуна-родого договора. Отмена договоров не может иметь места без согласия всех государств - правопреемников его прежних контрагентов.

Новация

Государства редко просто отменяют договоры. Гораздо чаще отмена старого договора сопрвождается заключением нового международного договора по тому же предмету. Это и есть новация. Новацией международного договора называется заключение по тому же вопросу нового договора взамен прежнего договора в результате его пересмотра (ревизии). Замена международных договоров новыми договорами может иметь место только по общему согласию всех государств - контрагентов договора, в том числе их преемников, если в пересматриваемом договоре не установлено иное.

Эстоппель

В применении к международным договорам эстоппель означает утрату государством права ссылаться на основания их прекращения или недействительности.

Венская конвенция содержит следующее положение: «Государство не вправе больше ссылаться на основание недействительности или прекращения договора, выхода из него..., если, после того как ему стало известно о фактах:

а) оно определенно согласилось, что договор, в зависимости от случая, действителен, сохраняет силу или остается в действии;

Инкорпорация.Трансформация.

При инкорпорации международно-правовые нормы без каких-либо изменений дословно воспроизводятся в законах имплементирующего государства.Инкорпорация (лат. incorporatio - присоединение) - подготовка и издание различного рода собраний и сборников нормативных актов. Особенность - изменения в содержание не вносятся и содержание по существу не меняется. Обычно в сборниках действующие нормативные акты, тексты таких актов печатаются с учетом последних официальных изменений и дополнений. Кроме того в процессе инкорпорации из текстов, помещенных в сборник актов удаляются главы, статьи и т. д., признанные утратившими силу. Инкорпорация допускает редакционную правку нормативных актов: исключение положений, утративших юридическую силу; исправление различного рода опечаток, ошибок; изложение актов в последней, исправленной редакции.

По юридической силе

Официальная инкорпорация - осуществляется от имени и по поручению либо санкции правотворческого органа, который утверждает, либо иным способом официально одобряет подготовленное собрание законодательства. Такое собрание носит официальный характер. Оно приравнивается к официальным источникам опубликования помещенных в сборнике нормативных актов.

Официозная инкорпорация - издание собрания, сборника законодательства по поручению правотворческого органа специально уполномоченными на то органами, причем правотворческий орган специально не утверждает и не одобряет такое собрание поэтому тексты помещенных в нем актов не приобретают официальный характер.

Неофициальная инкорпорация - осуществляется ведомствами, организациями, государством либо частными отдельными лицами, но не имеющими специально предоставленных правотворческим органом полномочий издавать собрание законодательства и осуществляющая по собственной инициативе. Неофициальные сборники не являются источником права.

История

Понятие государственного суверенитета было введено французским политиком и учёным XVI в. Жаном Боденом и первоначально сохраняло связь с европейским феодально-ленным правом, обозначая прежде всего неограниченность власти верховного сюзерена в противоположность власти вассальных правителей. Согласно определению Бодена суверенитет - это неограниченная и бессрочная верховная власть монарха в государстве, принадлежащая ему в силу его естественного права . Однако в то время регулирующее межгосударственные отношения в Западной Европе каноническое право признавало верховную власть только за римским папой. И только в 1648 году в документах Вестфальского мира был сделан первый шаг в сторону признания светских суверенных прав за всеми европейскими государствами (включая вассалов Священной Римской империи) , таким образом положив начало современной системе, в которой суверенитет предполагается необходимым атрибутом любого государства. В Вестфальском мирном договоре признавался территориальный суверенитет за государственными образованиями. Суверенитет не полный: правитель по-прежнему считался вассалом императора, не мог заключать договоры с иностранными государствами, направленные против императора. Правитель был обязан принимать участие в органах управления империи (рейхстаг, окружные собрания), участвовать в расходах на содержание имперской армии и имперских учреждений, обеспечивать исполнение на территории своего княжества решений имперского рейхстага, суда и иных имперских органов. Независимость предоставлялась в области внутренних дел, таможенного и налогового законодательства, в организации вооружённых сил.

Виды унитарных государств

Простое унитарное государство - в составе нет автономных образований, территория такого государства либо вообще не имеет административно-территориального деления (Мальта, Сингапур), либо состоит только из административно-территориальных единиц (Польша, Словакия, Алжир).

· Сложное унитарное государство - имеет в составе одно или несколько автономных образований, которые различаются на:

· Территориальная автономия - определённая часть унитарного государства в месте компактного проживания какой-либо народности, сложившаяся в силу исторических, географических или иных особенностей, которой передано право самостоятельно решать часть вопросов государственной важности. Например, возможность формирования своих высших органов власти, принимать свои законодательные акты, вводить национальный язык наравне с государственным (Дания, Азербайджан, Франция, Китай).

· Экстерриториальная автономия - право самостоятельно решать часть вопросов государственной важности предоставлено этническим меньшинствам(например, в Словении таким правом пользуются итальянское и венгерское меньшинства, в Македонии - албанское).

Также в зависимости от степени подчинения административно-территориальных единиц унитарного государства центральным органам власти выделяют:

· Централизованноеунитарное государство - строгая субординация органов местного самоуправления, которые формируются из центра, их самостоятельность незначительна (Монголия, Таиланд, Индонезия).

· Децентрализованноеунитарное государство - органы местного самоуправления самостоятельно формируются и управляются населением, органам центральной власти они прямо не подчинены, но подотчётны (Великобритания, Швеция, Япония).

Федерация (от лат. «foederatio» - объединение, союз) - сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями с ограниченным государственным суверенитетом. Строится на распределении функций управления между центром и субъектами федерации.

Виды федераций

По способу образования субъектов федерации выделяют:

· Территориальная федерация (административная) - федеративное государство, в котором все составляющие его субъекты образованы по географическим, историческим, экономическим и иным особенностям (США,Бразилия, Мексика).

· Национальная федерация - федеративное государство, составные части которого разделены по национально-лингвистическому критерию на основе проживающих в них различных народов. (Бельгия, Индия, в прошлом СССРи Югославия).

· Национально-территориальная федерация (смешанная) - федеративное государство, в основу формирования которого положен и территориальный, и национальный принципы образования субъектов (Россия).

По способу образования самой федерации выделяют:

· Конституционная федерация - федерация, образованная в результате децентрализации унитарного государства, в основе которого лежит специально принятая конституция (Пакистан, Индия, Югославия, Чехословакия).

· Договорная федерация (союзная) - федерация, образованная в результате объединения независимых государств на основе союзного договора (США, ОАЭ,СССР).

· Смешанная федерация (конституционно-договорная) - государство, в котором процессы децентрализации и объединения протекают параллельно, в результате чего в основе государства лежат одновременно как договорный, так и конституционный способы образования федерации (Россия).

В зависимости от правового статуса субъектов федерации выделяют:

· Симметричная федерация - субъекты обладают равным объёмом полномочий и у них у всех одинаковое правовое положение в рамках федерации.

· Асимметричная федерация - федерация, в которой одни субъекты имеют более высокий статус, чем другие и, как следствие, обладают большим объёмом полномочий.

· Симметричная федерация с элементами асимметрии - связано с наличием в составе федерации различных автономных образований.

В зависимости от соотношения объёма полномочий федерации и её субъектов:

· Централизованные - федерация обладает большим объёмом полномочий, определённых достаточно подробно, чем субъекты.

· Децентрализованные - определён достаточно подробно круг полномочий субъектов, все иные полномочия по остаточному принципу являются федеральными.

В зависимости от характера связи федерации и её субъектов:

· Дуалистические - в конституциях определяются только вопросы исключительного ведения отдельно федерации и субъектов.

· Кооперативные - кроме вопросов исключительного ведения федерации и субъектов, также определяются вопросы их совместного ведения.

47. Понятие государственной территории. Способы приобретения территории. Государственная территория - это часть земного шара, находя­щаяся под суверенитетом соответствующего государства. Государст­венную территорию образуют: сухопутная территория (вся суша, расположенная в пределах границ данного государства, острова); водная территория (все водоемы, расположенные на сухопутной тер­ритории и части вод морей и океанов, примыкающие к берегам), воздушная территория (все воздушное пространство, расположенное над сухопутной и водной территориями); недра (под сухопутной и водной территориями).

Условной государственной территорией принято считать мор­ские, воздушные, космические корабли, находящиеся вне пределов государственной территории, а также трубопроводы, другие соору­жения и оборудование в пределах международной территории (буро­вые установки, искусственные острова и т.п.).

Правовой режим государственных территорий определяется прежде всего национальным законодательством каждого государст­ва; международные договоры затрагивают отдельные аспекты право­вого статуса внутренних вод и территориального моря, устанавлива­ют договорное прохождение государственной границы, определяют вопросы пограничного режима и т.д.

В пределах государственной территории государство осуществля­ет свое территориальное верховенство и национальную юрисдикцию. Государству принадлежит исключительное право владения, пользо­вания и распоряжения соответствующей территорией и находящими­ся на ней ресурсами.

Современное международное право запрещает насильственное изменение государственной территории. Территория государства не­прикосновенна и не может быть объектом военной оккупации или других насильственных действий. Не признаются никакие территори­альные приобретения или иные выгоды, полученные в результате применения силы или угрозы силой.

Территория государства может изменяться в результате:

разделения существующего государства, выхода части террито­рии из состава государства, объединения двух или нескольких госу­дарств;

национально-освободительной борьбы и реализации права на самоопределение;

обмена государственными территориями по соглашению сторон (так, по Соглашению 1954 г. СССР и Иран обменялись участками своей территории);

применения мер ответственности за агрессию (например, оттор­жение Пруссии от Германии в 1945 г. и передача Восточной Пруссии Польше и СССР);

цессии - уступки права на территорию (в настоящее время не используется).

Пределы территориального верховенства государства обозначе­ны государственными границами.

Способы приобретения государственной территории делятся на первичные и производные . Исторически к первичным способам относится «первичное присвоение» или «окулярная оккупация» (право на землю получал тот, кто первым ее открыл). Позже в международном праве появилось требование «эффективной оккупации», то есть практического, хозяйственного освоения открытых территорий.

Сегодня к первичным способам приобретения государственной территории относится приращение территории, которая заключается в установлении государством суверенитета над образуемыми новыми участками суши, появление которых связано как с естественными процессами (например, землетрясением) так и с деятельностью человека, направленной на увеличение территории государства (например намыв новых участков территории в море).

Производные способы заключаются в переходе территории одного государства в состав территории другого как на договорной, так и на вне договорной основе.

К договорным способам приобретения государственной территории относятся:

· цессия (уступка территории) - передача территории одного государства другому по договоренности между ними. Примером цессии может служить уступка в 1867 г. Россией Аляски США 7,2 млн. долларов;

· обмен, например, решение об обмене территориями (в районе с. Паланка, Одесская область), принято в 1999 г. между Украиной и Республики Молдова, по которому Молдова получает доступ к реке Дунай и отдает участок, проходящий по территории Украина;

· д арения территории, например, брачным контрактом между царствующими лицами;

· продажа территории, например, приобретение в 1803 г. США во Франции Луизианы;

К правомерным способам территориальных изменений современная международная практика относит отторжения части территории государства-агрессора в качестве санкции (например, в 1945г. от Германии было отторгнуто и передано СССР северную часть Восточной Пруссии с городом Кенигсберг).

Международному праву также известен такой правомерный способ приобретения государственной территории как адьюдикация, т.е. передача части территории одного государства другому на основании решения судебного органа, правомерно если государства, спорят, имеют достаточные для этого правовые основания и если оба государства признают юрисдикцию данного суда.

Не признаются правомерными такие способы приобретения территории, как дебелляция (завоевание, захват территории с помощью силы) и аннексия (подарок победителю, незаконное отторжение территории).

48) Аренда государственной территории. Сервитут.

Аренда территории – это временное предоставление одним государством другому государству права пользоваться на договорных началах частью своей территории. Примеры: аренда США кубинской базы в Гуантанамо сроком на 99 лет; Диего-Гарсиа – сроком на 50 лет).
Иные условия возникают при международно-правовой аренде территории, когда одно государство передает другому на основании договора между ними права владения и пользования определенным участком территории в определенных целях на оговоренный срок и за согласованную плату. В этих случаях арендованный участок хотя и продолжает оставаться государственной территорией государства-арендодателя, государство-арендатор может осуществлять в его пределах свою юрисдикцию в соответствии с соглашением об аренде. На подобных условиях СССР по Договору 1962 года передал Финляндии в пользование на основе аренды советскую часть Сайменского канала.

В качестве другого примера аренды территории можно привести соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Монголии от 19 октября 1992 г. о выходе к морю и транзитных перевозках Монголии через территорию Российской Федерации.

Предоставление одним государством другому правапользования участком своей территории (цель, срок и плата определяются международным договором). При аренде международно-правовой (а.м.п.)арендодатель разрешает государству арендатору осуществлять на арендованной территорииопределённые права и тем самым соответственно ограничивает свои права на этой территории (объём ихарактер таких прав также определяются договором). Договор об А. м.-п. должен соответствовать интересамобеих сторон. А. м.-п. осуществляется только в предусмотренных договором целях. Арендованнаятерритория не может быть использована против суверенитета и безопасности государства-арендодателя. А.м.-п. не может быть бессрочной. По окончании срока А. м.-п. государство-арендатор утрачивает все права наарендованной территории, но и в течение срока аренды эта территория продолжает оставаться подсуверенитетом государства-арендодателя: оно сохраняет на этой территории все свои права, заисключением прав, предоставленных на срок А. м.-п.

В практике международных отношений А. м.п. предоставляется для строительства и эксплуатациитранспортных путей (каналов, трубопроводов), различных научных станций, для создания свободных зон вморских портах и т. п. Империалистические государства (особенно это распространено в практике США)нередко используют договор А м.-п. для создания военных баз на территории других государств. Агрессивныйхарактер этих военных баз, ущемление прав и интересов государств, на территории которых ониразмещаются, является нарушением важнейших принципов международного права. Искажая сущность ипринципы договора А. м.п., империалистические государства используют его для удержания под своимконтролем территории других государств. Например, бессрочная «аренда» США зоны Панамского канала неносила добровольного характера, была совершена по настоянию и в интересах США, и фактически всювласть в пределах арендованной территории осуществляют США. Всё это даёт основание считать подобныеслучаи А. м.п. незаконными. Основываясь на такой практике А. м.п., ряд юристов буржуазных государстврассматривает А. м.п. как фактическую передачу территории, что противоречит общепризнанным нормам международного права.

В практике международных отношений СССР А. м.п. используется как средство развития мирногосотрудничества с другими государствами и укрепления безопасности СССР. Так, по договору между СССР иФинляндией от 27 сентября 1962 СССР, идя навстречу пожеланиям Финляндии, предоставил ей в арендусроком на 50 лет советскую часть Сайменского канала и о. Малый Высоцкий. Эта аренда имеет строгоцелевое назначение: по водным путям разрешается перевозить только грузы; перевозка войск, вооружений,боеприпасов и других военных материалов запрещается. За пользование каналом и другимиарендованными территориями Финляндия выплачивает Советскому Союзу определённую плату. Эта арендатщательно регламентирована с учётом интересов обеих сторон и в соответствии с общепризнаннымипринципами и нормами международного права. На арендованной территории продолжают действоватьсоветское законодательство и советские органы власти, но с некоторыми исключениями, в соответствии спредоставленным Финляндии правом регулировать по своим законам взаимоотношения междуфинляндскими гражданами и учреждениями на арендованных территориях. Вместе с тем дела оправонарушениях, совершенных на арендуемых территории гражданами Финляндии и не затрагивающихбезопасность СССР, передаются советскими органами власти на рассмотрение и решение органам властина территории Финляндии

Международный сервитут – это, прежде всего, право использовать территорию для определенных целей, отсеивая таким образом другие международные обязательства государств, непосредственно и тесно связанные с пользованием территорией (например, капитуляции и личные привилегии, которые Хербст вряд ли удачно тоже относит к категории сервитутов).
Сервитуты часто применяются в районе государственных границ. Они включают в себя такие права одного государства на территории другого, как право транзита через границу, право создания там своих зон и портов, специальных таможенных зон, право использования международных рек, каналов, нефтепроводов и т.д., добычи полезных ископаемых на чужой территории, право рыбного лова в иностранном территориальном море. Так, Финляндия арендует территорию России в районе Сайменского канала. Морские суда всех государств мира пользуются правом прохода через Суэцкий и Панамский каналы, расположенные на территориях Египта и Панамы.

На определенные государства возлагается обязанность неукрепления части или всей своей территории. В ряде случаев государства сдают принадлежащую им территорию и здание в аренду под торговые агентства (например, агентства Индии в Тибете), посольства, консульства и т.д. По договору о Шпицбергене от 9 февраля 1920 г. Советский Союз, а затем и Россия получили право добычи угля на Шпицбергене.

Западная классическая доктрина говорит об «автоматическом» переходе сервитутов с одного государства на другое и даже о его «вечном» характере (Оппенгейм, Рейд). Между тем об автоматизме перехода сервитута и о самом его сохранении не может быть и речи без вопроса о том, соответствует ли данный сервитут принципам мирного права. Не подлежит сомнению, что международные сервитуты противоправны, если они грубо попирают основные принципы международного права, суверенитет государств, способствуют установлению неравноправных отношений между государствами, и правомерны, когда служат реализации суверенных прав народов и укреплению сотрудничества между ними.

Воздушное пространство.

Существует три вида воздушного пространства в зависимости от правового режима их регулирования.

1. Воздушное пространство над открытым морем - подпадает под правовой режим самого открытого моря (Конвенция поморскому праву 1982 г.). Существует принцип свободы полетов над открытым морем как гражданских, так и военных судов.

2. Воздушное пространство над Антарктикой (Договор об Антарктике 1959 г.). Принцип полетов над Антарктикой гражданских и запрет полетов военных судов.

3. Государственное воздушное пространство – часть государственной территории, воздушное пространство, вертикальными границами которого является воображаемая вертикальная плоскость, проведенная над линией государственной сухопутной и водной границы.

Правовой режим воздушного пространства отдельного государства - это совокупность юридических норм, устанавливающих его права в отношении своего воздушного пространства, и порядок его использования, а также правила воздушных перемещений, правовое положение воздушных судов, их экипажей и пассажиров. Он устанавливается для обеспечения политических, экономических и оборонных интересов государства. Главной его составной частью является определение порядка предоставления права на полеты. Согласно Конвенции о международной гражданской авиации 1944 г. (Чикагской конвенции) «никакие регулярные международные воздушные сообщения не могут осуществляться над территорией других государств, кроме как по специальному разрешению этих государств» (ст. 6). Правовой режим устанавливается национальными актами с учетом международных соглашений, таких как Чикагская конвенция, Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. и др.

Существует два вида предоставления государством иностранным судам права полета над своей территорией:

Право регулярных полетов - основано на заключении двусторонних межправительственных договоров;

право нерегулярных полетов - основано на основе добровольности. В 1956 г. была заключено Парижское соглашение о коммерческих правах в нерегулярном воздушном сообщении в Европе, посвященное пропуску на территорию государств-участников нерегулярных коммерческих воздушных судов.

В неюридическом смысле под воздушным пространством понимается надземное пространство, заполненное воздухом. С точки зрения права, воздушное пространство является территорией с определенным юридическим статусом.

Различают два вида воздушного пространства по правовому положению: пространство, входящее в состав территории государства, и международное воздушное пространство над открытым морем и Антарктидой.

Воздушное пространство над сухопутной и водной территорией государства находится под его суверенитетом. Высотная граница государственной территории установлена в соответствии с обычными нормами международного права на высоте 100-110 км. Пространство, находящееся выше этой границы, относится к территориям с международным режимом.

Международное воздушное право регулирует полеты только воз­душных судов. Полеты в воздушном пространстве космических объектов регламентируются нормами космического права.

Воздушное судно представляет собой летательный аппарат, который может держаться в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от земной поверхности. К воздушным судам не относятся: космические кораб­ли, суда на воздушной подушке, метеорологические шары и беспи­лотные аэростаты.

Воздушные суда подразделяются на гражданские и государственные. В число последних входят воздушные суда, используемые на военной, таможенной и полицейской службах.

1. Понятие международного права, его особенности

Международное право – это система принципов и норм, регулирующих отношения властного порядка между государствами и другими субъектами международного общения. Из данного определения следует, что наиболее существенными чертами международного права являются особые отношения, которые, в свою очередь, регулируются системой принципов и юридическими нормами, и особый круг субъектов, которые участвуют в международном общении.

К отношениям, регулируемым нормами международного права, относят отношения между государствами, между государствами и международными межправительственными организациями, между государствами и государствоподобными образованиями, между международными межправительственными организациями. Данные отношения составляют предмет международного права.

Нормы международного права – это общеобязательные правила деятельности и взаимоотношений субъектов международного права или иных субъектов. Нормам международного права присущи те же особенности, что и внутригосударственным нормам. Норма устанавливает общеобязательное правило поведения для всех субъектов отношений, и ее применение является неоднократным. Международно-правовые нормы классифицируются:

1) по форме (документально закрепленные и документально не закрепленные);

2) по субъектно-территориальной сфере (универсальные и локальные);

3) по функциональному назначению (регулятивные и охранительные);

4) по характеру субъективных прав и обязанностей (обязывающие, запрещающие, управомочивающие).

Круг субъектов международного права составляют: государство, международные межправительственные организации, нации и народы, борющиеся за свою независимость, и государствоподобные образования.

Исходя из данного определения международного права можно выделить определенные его особенности. Международное право отличается от внутригосударственного права по следующим основаниям:

1) по предмету правового регулирования. Международное право регулирует отношения публичного порядка и не затрагивает отношения частного характера;

2) по кругу субъектов. В международном праве сложился особый круг субъектов; вопрос об отнесении частных лиц к субъектам международного права является дискуссионным;

3) по способу нормообразования. В международном праве существует особый согласительный порядок образования норм. Субъекты международного права являются непосредственными участниками процесса нор-мообразования;

4) по способу защиты норм. В международном праве отсутствует какой-либо аппарат надгосударственного принуждения. Субъекты выполняют свои международные обязательства на основе принципа добровольного выполнения норм международного права.

Из книги Международное право автора Глебов Игорь Николаевич

I ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА С древнейших времен народы стремились найти язык взаимопонимания – язык не диктата, но мира и согласия. Изломы цивилизации в конечном счете привели к появлению особого языка международного общения – международного права. Овеществленный в

Из книги Международное право автора Вирко Н А

4. Понятие и виды субъектов международного права. Правосубъектность Субъект международного права – это участник правоотношений, регулируемых международно-правовыми нормами, который обладает необходимыми для этого правами и обязанностями.К субъектам международного

Из книги Шпаргалка по международному праву автора Лукин Е Е

9. Понятие права международных договоров и международного договора Право международных договоров является отраслью международного права и совокупностью правовых норм, регулирующих правоотношения субъектов международного права и регламентирующих порядок заключения,

Из книги Международное частное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

25. Понятие международного спора Международный спор – это специфические политико-правовые отношения, возникающие между двумя или большим числом субъектов международного права и отражающие противоречия, существующие в рамках этого отношения.С момента возникновения

Из книги Общая теория права. Том I автора Алексеев Сергей Сергеевич

1. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА. СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА Международное право – система норм, регулирующих межгосударственные отношения, созданные их участниками. Эта специфическая система отличается от системы, которая образуется нормами

Из книги Морская перевозка груза как частноправовой институт автора Косовская Виктория Александровна

3. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА Норма международного права – правило поведения, которое признается государствами и другими субъектами международного права в качестве общеобязательного. Нормы международного права следует отличать от так

Из книги Инвестиционное право. Учебник автора Гущин Василий Васильевич

4. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ источников МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА Термин «источники» в правовой литературе употребляется во многих значениях: как совокупность объективно существующих условий (обстоятельств), порождающих право; как юридические формы, в которых закрепляются правила

Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.

16. ПОНЯТИЕ СУБЪЕКТОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА Участники международных отношений, которые обладают правами и несут обязанности, непосредственно вытекающие из международного правопорядка, относятся к числу субъектов международного права. Субъект международного права –

Из книги Шпаргалка по праву Евросоюза автора Резепова Виктория Евгеньевна

70. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ К средствам массовой информации относятся радиовещание, телевизионное вещание, распространение тиражированной печатной, звуковой и визуальной продукции (книги, газеты, журналы, грампластинки, компакт-диски,

Из книги автора

83. ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ЯДЕРНОГО ПРАВА Возникновение нового источника энергии – энергии атома – обусловило создание новой сферы человеческой деятельности, а также необходимость в координации усилий государств по использованию ядерной атомной энергии

Из книги автора

1. ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА Международное частное право (МЧП) – это совокупность материальных и коллизионных норм, регулирующих гражданско-правовые отношения в широком смысле слова с иностранным элементом, а также порядок разрешения споров по

Из книги автора

Глава 5. ПОНЯТИЕ ПРАВА (СУЩНОСТЬ; ОСОБЕННОСТИ КАК ИНСТИТУЦИОННОГО НОРМАТИВНОГО РЕГУЛЯТОРА) 1. Термин «право». Право в непосредственно-социальном и юридическом смыслах.2. Сущность права.3. Противоречивость сущности права.4. Право - институционное образование.5. Право -

Из книги автора

1.1. Особенности международных транспортных обязательств и их место в системе международного частного права Как известно из теории международного частного права, к отношениям, регулируемым данной отраслью права, относятся частноправовые или гражданско-правовые (в

Из книги автора

§ 2. Понятие и особенности источников инвестиционного права Анализ специальной юридической литературы свидетельствует о существенных различиях во взглядах ученых на саму трактовку понятия «источник». Как правило, при этом выделяются два составных компонента

Из книги автора

Понятие вещного права. Право собственности. Ограниченные вещные права и их особенности Вещное право – разновидность имущественного права, объектом которого является конкретная вещь. Под вещным правом подразумеваются и права собственников, и права лиц, ими не

Из книги автора

ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ И ВИДЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ ПРАВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА Под правоотношениями понимают общественные отношения в той их части, которая урегулирована нормами права. Применительно к праву ЕС особенности возникающих на их основе и регулируемых им

В эпоху Римской империи международное называлось «правом народов» (jusgentium). Как отмечал Эмердс Ваттель (Швейцария), римляне часто смешивали право народов с правом природы, называя право народов естественным правом, поскольку оно признано и применяется вообще всеми цивилизованными нациями, объединениями в государстве. Относительно права народов император Юстиниан говорил, что оно является общим для всего человеческого рода.

Вплоть до Второй мировой войны международное право аккумулировало нормы международного публичного и частного права. Тем не менее уже в начале XX в. наметился процесс стремительного роста принципов и отраслей международного частного права. После Второй мировой войны международное право как бы распалось на две части: международное публичное право и международное частное право. Термин «международное публичное право» закреплен в ст. 38 Статута Международного суда ООН, а также в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о прогрессивном развитии международного права и его кодификации от 11 декабря 1946 г. Однако в самом Уставе ООН применяется термин «международное право» (ст. 13).

По мнению авторов учебника МГУ, современное международное право можно определить как совокупность , которые регулируют отношения между субъектами международного права (прежде всего и главным образом между государствами), выражают согласованные участников этих отношений и обеспечиваются, в случае необходимости, принуждением, осуществляемым самими субъектами индивидуально или коллективно.

Международное право , указывается в учебнике ИГП РАН, - это система договорных и обычно-правовых норм, выражающих согласованную волю его субъектов и направленных на регулирование межгосударственных отношений в целях развития международного сотрудничества и укрепления мира и международной безопасности. В целом это наиболее удачное определение международного права. Однако следует иметь в виду, что нормы международного права управляют не только межгосударственными отношениями, а международными отношениями в целом. В противном случае этот процесс носил бы бессистемный, хаотичный характер.

В учебной литературе отмечается, что международное право выполняет в международных отношениях координирующую функцию.

По мнению Д. Н. Бахраха, социальное управление всегда есть упорядочение совместной деятельности людей. Международное право как социальное образование именно упорядочивает совместную и индивидуальную деятельность своих субъектов. Международное право представляет собой необходимый элемент организации международных отношений и управления ими.

Таким образом, международное публичное право можно определить как систему обязательных норм, выраженных в признанных субъектами этого права источниках, являющихся общеобязательным критерием правомерно дозволенного и юридически недозволенного, и через которые (нормы) осуществляется управление международным сотрудничеством в соответствующих областях или принуждение к соблюдению норм этого права.

Международное публичное право наиболее тесно соприкасается с международным частным правом.

Особенности международного права

Что касается специфических особенностей международного права, которые отличают его от внутригосударственного, то они сводятся к следующему.

Международное право имеет координационный характер , оно не знает законодательных, исполнительных и судебных органов, которые играют решающую роль в создании и реализации норм национального права.

Международно-правовые нормы создаются не органами, стоящими над субъектами права, а самими субъектами международного права , прежде всего государствами, путем добровольно явно выраженного (договор) или молчаливого (обычай) соглашения между ними. Причем воля одного государства юридически равнозначна воле другого государства.

Если во всех отраслях внутригосударственного права соблюдение норм права обеспечивается государственными органами, то в международных отношениях нет органов, которые в определенных случаях могли бы принуждать субъектов международного права к выполнению его норм . Суверенность государств-субъектов международного права исключает наличие над ними таких органов. Принуждение в международном праве осуществляется индивидуально или коллективно самими субъектами международного права, и прежде всего государствами. Так, например, в случае совершения одним государством акта против другого государства, последнее имеет право дать вооруженный отпор агрессору, т.е. реализовать свое право на самооборону.

При нарушении нормы международного права одним государством, другое государство или другие государства вправе применить по отношению к нарушителю следующие меры ограничения его прав и интересов: повысить таможенные , ограничить права государства-нарушителя, разорвать дипломатические, консульские и другие отношения, ограничить торговлю.

Таким образом, в современных международных отношениях разработан, создан и действует достаточно развитый механизм обеспечения исполнения международно-правовых норм.

Основой обязательности международного права является добровольное соглашение государств по поводу установления определенных правил международного общения, соответствующих современному правосознанию народов, интересам обеспечения мира и международной безопасности.

От состояния современного международного права зависит содержание и сущность международного правопорядка. Международное право, как и всякое право, - это правовая модель, тот эталон обязательного поведения, к которому должны стремиться субъекты этого права. Степень приближения к такому эталону зависит как от качеств модели, так и от деятельности социальных сил, заинтересованных в эффективной реализации правовых предписаний.

ВВЕДЕНИЕ

Каждый читатель, который изучает международное публичное право в системе обязательных учебных дисциплин, предусмотренных для подготовки квалифицированных специалистов соответствующей сферы, которые непосредственно или опосредованно в дальнейшем будут причастны к реализации международного права, должен осознавать, что указанная система права выступает прежде всего правовой основой международных отношений.

Современная пресса, телевидение и другие средства информации ежедневно сообщают нам о реальном состоянии международно-правовых отношений, настоящую оценку которым могут дать только лица, наделенные специальными знаниями. Независимо от того, идет ли речь о заключении договора между государствами или вооруженный конфликт как международного, так и немеждународного характера, о захвате иностранного судна тратами или об обвинении бывшего руководителя государства международным судом, - всегда при этом становится понятным, что вопрос стоит о международном урегулировании этих проблем, поскольку ни одна национальная правовая система не в состоянии это решить.

Для того, кто детально занимается изучением международного права, быстро станет понятной разница по сравнению с изучением национальной правовой системы. В значительной части международного права речь идет не о кодифицированный правопорядок, а о решении проблемных ситуаций с помощью норм, которые содержатся в соответствующих договорах и обычаях.

Определенная несогласованность при изучении международного публичного права наблюдается в плоскости функционирования международного и национального право порядков. Вне всякого сомнения существует много других причин и мотивов изучения международного публичного права. Для лиц, изучающих правоведение, становится очевидной растущая открытость стран для международных связей в различных сферах (экономики, культуры, образования, безопасности) и особенно в отношении сотрудничества Украины с ООН.

Среди многих профессиональных сфер деятельности юристов сейчас царит большой спрос на квалифицированных юристов-международников. Наряду с классическим профессиональным полем дипломатов в системе МИД, такая потребность есть во всех министерствах и ведомствах, в адвокатских конторах, чья деятельность направлена на международные отношения. Сегодня украинские прокуроры и судьи по уголовным делам, а также адвокаты не могут эффективно выполнять свою работу без основательного понимания ст. 6 Европейской конвенции по правам человека - право на справедливое судопроизводство. Отсюда становится понятным, что выпускники ВУЗОВ с международно-правовым образованием имеют перед собой широкое поле профессий.

Предлагаемое издание будет интересным и полезным для студентов юридических факультетов, факультетов международных отношений, журналистики и высших военных учебных заведений, в программу подготовки которых входит изучение курса "Международное публичное право".

ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Понятие международного права

Термин "международное право" впервые в научный оборот был введен И. Бентамом в 1780 г. Почти через полвека этот термин заменил устаревшую терминологию "lavo of nations" (англ.), или "droid de gens" (франц.), которая берет свое начало в концепции "jus gentium" ("право народов" - лат.) из римского права. Если раньше и существовала определенное противоречие между терминами "международное право" и "право народов", то теперь этот вопрос не вызывает никаких дискуссий. Большинство ученых в своих публикациях применяют именно термин "международное право". Им пользуются также почти все властные органы, которые в своей деятельности реализуют это право. Термин "международное право" является широко признанным в правовой, дипломатической, внешнеполитической практике государств. Вместе с тем в зависимости от разных факторов в разные времена для обозначения этого феномена были предложены и применялись десятки других терминов, в частности: "jus inter gentes" ("право между нациями"), "межгосударственное право", "наднациональное (транснациональное) право", "мировое право" и тому подобное. Впрочем, за исключением термина "право народов", что применяют в немецкой, норвежской, исландской, фламандском и некоторых других языках, в подавляющем большинстве употребляется именно термин "международное право" (итал. - "diritto internazionale", франц. - "droit international", англ. - "International lavo", испан. - "derecho internacional", румунськ. - "drept international", португал. - "direto internationaV, угорськ. - "nemzetkozijog", рус. - "международное право", укр. - "международное право" и др.).

По своему содержанию международное право выражает существующее противоречие между устремлениями международного сообщества в целом и желанием отдельных государств укрепить свой суверенитет. Таким образом, главной целью и задачей международного права является урегулирование необходимой взаимозависимости государств без нарушения их независимости. Именно поэтому международное право выступает необходимой юридической гарантией для обеспечения равновесия между этими двумя тенденциями, которые содержат в себе определенное противоречие.

Международное право имеет особую юридическую природу и социальную сущность по сравнению с национальным. Поэтому при изучении этой отрасли на это стоит обращать внимание. Так, необходимо отметить, что нередко в научной литературе небезосновательно имеют место критические высказывания относительно отсутствия принуждения в случаях нарушения норм международного права. По этому поводу некоторые авторы ставят вопрос: "с международное право именно "правом" учитывая проблему эффективности применения его норм?" (Г. Дженнингс, К. Земанек, Е. Штайн, Д. Дельбрук).

Конечно международное право является правом. Однако роль экономических, политических и военных факторов сужают возможность международно-правового регулирования отношений между государствами, однако ничто так четко не защищает их интересы, как право. А потому при решении особо важных и сложных споров государства с помощью международного права обращаются в арбитражных и судебных органов.

Международное право как особая система права основывается на принципах взаимности и консенсуса. Эта система ориентирована для внешних отношений государств и действует не так, как внутригосударственная правовые система.

Сфера применения норм международного права очень широкая. Оно охватывает чрезвычайно важные и сложные проблемы, которые регулируются такими его отраслями, как право международных договоров, право безопасности, право внешних сношений, морское право, международное экологическое право, гуманитарное право и, конечно, международное право труда человека.

Международное право как особая правовая система находится в определенной связи с системами внутригосударственного права. Эта связь должна быть взаємоузгоджений и направлен на обеспечение выполнения положений международного права с помощью национального права. Отсутствие такой согласованности может привести к нарушению государством своих международных обязательств и невозможности реализовать свои международные права. Международное право, закрепляя свободу выбора государства по регулированию тех или иных вопросов внутренней жизни, одновременно устанавливает определенные границы этой свободы в условиях растущей взаимозависимости. Но и государства не склонны через внутригосударственные законодательные акты вступать в противоречие с признанными обязательствами, которые вытекают из норм международного права. В практике пере важної большинства государств международное право имеет преимущество над национальным правом на всей территории государства.

Межгосударственная основа международного права обусловливает его юридическую природу, которая вытекает из необходимости регулировать взаимоотношения между носителями суверенной власти, которые по общей договоренности создают, а в дальнейшем выполняют сформулированы в соответствующих нормах правила должного поведения. В случае нарушения или ненадлежащего исполнения указанные субъекты, которые создавали эти нормы, нередко обращаются в международные органы для обеспечения соблюдения этих норм (до Совета Безопасности, Международного суда ООН). Таким образом, рассматривая сущность современного международного права, его можно охарактеризовать как модулятор согласия государств в отношении их юридически значимого правомерного поведения. Юридическая сила таких норм основывается на согласии государств и, как правило, проявляется в форме международного договора или обычая и отражает факт существования мирового сообщества государств.

По форме правового регулирования международное право распространяется не только на государства, но и на других субъектов, начиная от международных организаций и заканчивая физическими лицами.

Объектом международного права как регулирующей системы являются межгосударственные отношения, в которых эти государства выступают субъектами публичной власти. Таким образом, международное право регулирует не любые межгосударственные отношения международного характера, а лишь те, которые являются межвластными отношениями государств. Однако субъектами современного международного права являются и международные организации, которые также являются участниками разнообразных межвластные отношения. Отсюда определение объекта современного международного права можно сформулировать так: это международные отношения, что сложились между государствами, государствами и международными организациями, а также между последними по поводу реализации государствами своих суверенных властных прав. Такое определение объекта международного права дает возможность выделить пределы действия международного и внутригосударственного права.

Международное право как целостная правовая система сформированное на основе юридически обязательных принципов надлежащего поведения и содержит согласованную основу своего построения (институты, отрасли). Специфический характер регулятивного воздействия современного международного права отражает динамику его развития. И реально существующий мировой правопорядок. Само согласие государств в дальнейшем выполнять обязательства, взятое на основе их свободного волеизъявления, предоставляет международному праву предметно положительный характер. Содержание международного права определяется не только расширением субъективного состава современных международных отношений и сферы его регулятивного воздействия, но и качественными изменениями в самом материальном праве.

За последние 100 лет издано большое количество научной и учебно-методической литературы, в которой авторы пытались дать объективное, наиболее полное и всестороннее определение международного права как особой системы права. В этих публикациях отражаются личные убеждения, а также практический опыт тех, кто предлагает ту или иную научную концепцию. В каждом из предложенных в литературе определений есть сильные и слабые места, которые дают основания для определенных критических высказываний. Имеющаяся научная полемика никоим образом не влияет на саму природу указанной системы права, которая существует объективно, независимо от того, как ее толкуют.

Можно выделить несколько основных подходов к определению международного права. Подавляющее большинство ученых воспринимают международное право как "материальное право". Сторонники такой позиции в определении, как правило, указывают, что это система юридических норм и принципов. К Ним, в частности, следует отнести Л. Опенгейма, Же. Тузкоза, М. Шо, Г. Тункіна, И. Лукашука и много других. Эту теорию активно поддерживали советские ученые, она все еще е доминирующей на постсоветском пространстве, в том числе в Украине. Однако в рамках этого подхода можно выделить десятки школ, каждая из которых в зависимости от того, какой концепции права придерживались ее представители, отличала свои особенности международного права. К основным можно отнести позитивистов, школу естественного права и социологическую школу. Так, согласно теории позитивизма, которая набрала особое распространение в XIX и первой половине XX ст., субъектами международного права считались только государства. А потому в этот период к праву, которое регулировало отношения между государствами, применяли термин "межгосударственное право", который в целом соответствовало его содержанию. Вместе с тем, теория и практика международного права не оставались неизменными, поскольку возникновение административных союзов, а в дальнейшем международных межправительственных организаций и национально-освободительных движений объективно требовали учитывать эти реалии при формулировании дефиниций понятия и содержания "международного права". В современных условиях международное сотрудничество уже не является исключительно межгосударственным, соответственно и международное право необходимо рассматривать как право, которое регулирует отношения между всеми субъектами международных отношений.

Другая группа ученых исходила из того, что международное право по своей природе является процессуальным, то есть это не нормы, а процесс их воплощения в жизнь. Наиболее известным представителем такого направления можно считать Г. Хиггинс.

Кроме того, есть ряд других достаточно интересных и оригинальных подходов. Так, например, некоторые ученые утверждают, что при определении международного права следует исходить из того, что именно оно регулирует ли какие задачи выполняет. До ученых, которые придерживались такой позиции, принадлежит Н. Дынь, который утверждал, что международное право - это право, которое применяется для регулирования отношений в международном сообществе.

Ряд определений международного права содержатся и в решениях международных судебных органов. При этом стоит отметить, что иногда они являются достаточно оригинальными. Так, Международный суд ООН утверждает, что: "Международное право - это большое сооружение, которое бережно строилась человечеством в течение веков с целью создания и обеспечения нормальных упорядоченных отношений между государствами". Не менее известным является определение международного права, которое дала Постоянная палата международного правосудия в деле пароходства "Лотос", где указано, что: "Международное право регулирует отношения между независимыми государствами". Как видим, и эти определения не слишком совершенными.

Каждая из названных позиций имеет свои "плюсы" и "минусы". В целом стоит отметить, что, давая дефиницию международного права, нужно исходить из классических элементов, которые, как правило, включают в дефиницию той или иной отрасли права, в частности: основные источники, круг субъектов и сферу правового регулирования.

Как итог вышеизложенного и никоим образом не претендуя на полноту, можно сформулировать дефиницию понятия "международное публичное право", которое, по нашему мнению, следует понимать как систему договорных и обычных норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права, определяющих взаимные права и обязанности, выражающих их согласованную волю и направлены на урегулирование международных отношений с целью развития международного сотрудничества и обеспечения международного мира и безопасности.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав