06.09.2019

Международный договор российской федерации. Международные договоры и соглашения рф Список международных договоров рф


Международные договоры РФ, как закреплено в ст. 15 Конституции РФ, включены в российскую нормативно-правовую систему.

Действие международных договоров РФ и применение содержащихся в них правовых норм на территории РФ допускается при определенных условиях;

· в российскую нормативно-правовую систему включаются те международные договоры, в отношении которых выражено согласие Российской Федерации на обязательность их для нее путем: подписания договора; обмена документами, образующими договор; ратификации договора, утверждения договора, принятие договора, присоединения к договору, применения любого другого способа выражения согласия, о котором условились договаривающиеся стороны. (ст. 6 федерального закона от 15 июня 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах РФ») ;

· решение о согласии на обязательность для Российской Федерации международных договоров принимаются органами государственной власти РФ в соответствии с их компетенцией, установленной Конституцией РФ, федеральными законами.

Международные договоры подразделяются на собственно международные договоры, заключаемые от имени Российской Федерации; межправительственные договоры, заключаемые от имени Правительства РФ; межведомственные договоры, заключаемые от имени федеральных органов исполнительной власти.

Субъекты РФ обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также на участке в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели. Они с согласия Правительства РФ могут осуществлять указанные выше связи и с органами государственной власти иностранных государств. (Ст. 1 федерального закона от 14 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации») .

Соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенные органами государственной власти субъектов РФ, независимо от формы и содержания не являются международными договорами.

Положения международных договоров РФ могут иметь прямое действие, когда не требуется для их применения принятия нормативных правовых актов. В остальных случаях необходимо принятие специальных нормативных правовых актов.

При коллизии между международным договором РФ и законодательством РФ применяются правила международного договора. В системе международных договоров следует выделить особый вид – международные экологические договоры.

Международные экологические договоры могут быть многосторонними и двухсторонними, универсальными и региональными; комплексными и специализированными.

В настоящее время Российская Федерация участвует во многих международных договорах, имеющих экологическое значение. Это Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г. . Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов массового уничтожения 1971 г., Рамочная конвенция ООН об изменении климата 1992 г., Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением , Венская конвенция об охране озонового слоя , Конвенция о биологическом разнообразии 1992 г., Конвенция ООН по морскому праву, Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г., Договор о принципах деятельности государств по исследованию космического пространства, включая Луну и другие небесные дела , Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами , Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду , Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов .

Вопросы для самоконтроля.

2.1. Экологическое законодательство: понятие, система.

2.2. Соотношение полномочий Российской Федерации субъектов РФ по правовому регулированию Экономических отношений.

2.3. Природоресурсовые кодексы и иные кодификационные федеральные законы.

2.4. Нормативные акты Президента РФ, Правительства РФ, федеральных министерств и ведомств.

2.5. Соотношение кодификационных федеральных законов и подзаконных нормативных актов.

2.6. Нормативные правовые акты субъектов РФ (на примере Пермского края).

2.7. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

2.8. Нормотворческие полномочия субъектов экологических отношений.

2.9. Судебные акты в системе правового регулирования экологических отношений.

2.10. Международно-правовое регулирование экологических отношений.

Еще по теме 2.8. Международные договоры Российской Федерации:

  1. Верховенство Конституции Российской Федерации в ее соотношении с нормами международного права и международных договоров.
  2. 1.2. Гармонизация действующего законодательства Российской Федерации в области интеллектуальной собственности с международными договорами

Понятие международного договора РФ и его соотношение с национальным законодательством.

Определение международного договора дано в ФЗ РФ «О международных договорах Российской Федерации». Это определение соответствует определениям Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. и Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или международными организациями 1986 г.

Под международным договором РФ понимается международное соглашение, заключённое Российской Федерацией с иностранным государством (государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких, связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Международные договоры

Это публично-правовые акты, сторонами которых являются суверенные государства. Международный договор – источник международного права и его нормы адресованы к государствам – участникам таких отношений.

Соотношение международных договоров и российского национального законодательства определено в п.4 ст.15 Конституции РФ (см. тему 1) и сводится к следующему:

  1. Международные договоры РФ входят в национальную правовую систему РФ;
  2. Международные договоры имеют приоритетное значение в применении перед нормами национального законодательства.

Соответствующие правила содержатся и в отраслевом законодательстве (ст. 7 ГК РФ, ст.6 СК РФ).

В федеральном законе «О международных договорах РФ» определены порядок и правовые формы присоединения России к международным договорам. Согласие России на обязательность для неё международного договора может быть выражено в форме федерального закона. Например, ФЗ о ратификации принимается, если исполнение договора требует изменения действующих или принятия новых законов или договор устанавливает иные правила, чем предусмотрены законом, и в некоторых др. случаях (п.1 ст. 15 ФЗ). Такое согласие может быть выражено также в форме Указа Президента или постановления Правительства РФ. Все эти акты являются теми формами, с помощью которых международный договор вводится в правовую систему России и становится обязательным для применения внутри государства.

Международный договор подлежит применению российскими правоприменительными органами, если:

  1. Договор вступил в силу;
  2. Согласие на обязательность договора для России дали компетентные российские органы;
  3. Договор официально опубликован.

По этому вопросу соответствующие разъяснения даны в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Высшего арбитражного Суда РФ от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия». Согласно этому постановлению суд при рассмотрении дела не вправе применять нормы закона, т.е. российского национального акта в случаях, когда вступившим в силу для Российской Федерации международным договором, решение на обязательность которого для РФ было принято в форме федерального закона, установлены иные правила, чем предусмотрены в законе. В указанных случаях применяются правила международного договора.
Соответствующие разъяснения даны в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».
Некоторые международные договоры содержат в своём составе частноправовые нормы, направленные на регулирование отношений не между суверенными государствами, а между частными субъектами – физическими и юридическими лицами. Купить дипломную работу на тему договоров намного

План

1. Понятие и виды источников МЧП.

2. Международные договоры РФ.

3. Российское законодательство.

4. Обычаи, признаваемые в РФ.

5. Значение судебной и арбитражной практики. Судебный прецедент. Роль доктрины МЧП.

Понятие и виды источников МЧП.

Источник права - это официальные юридические формы (акты), в которых закреплена та или иная правовая норма.

В статье 1186 ГК РФ закреплён перечень источников МЧП РФ:

Международные договоры РФ;

Российское законодательство;

Обычаи, признаваемые в РФ.

Специфическая особенность источников МЧП состоит в их двойственном характере . Нормы МЧП закреплены не только во внутреннем национальном законодательстве, но и в международных договорах, в состав которых входят унифицированные частноправовые нормы. В качестве источника закрепления частноправовых норм выступает также международный обычай. Таким образом, двойственный характер источников МЧП выражается в том, что к ним относятся как национально-правовые формы (внутреннее национальное законодательство, национальные обычаи), так и международно-правовые формы (международные договоры и международные обычаи).

В некоторых странах в качестве источника МЧП официально признан судебный прецедент. В РФ ни судебная и арбитражная практика, ни наука официально не признаются источником МЧП. Однако они играют большую роль в деле создания норм права, их толкования и правильного применения.

Некоторые авторы, на мой взгляд, необоснованно относят судебную и арбитражную практику и науку к источникам МЧП РФ. Более того, совершенно феерический список источников МЧП называет И.В. Гетьман-Павлова, относя к ним международное коммерческое право (lex mercatoria), доктрину (науку) права, аналогию права и аналогию закона, автономию воли сторон, общие принципы права цивилизованных народов. Всё это свидетельствует о неоднозначном понимании термина источник права различными авторами, что не даёт терминологической ясности и не способствует правильному и единообразному пониманию основных категорий права .

Международные договоры РФ.

Понятие международного договора РФ и его соотношение с национальным законодательством. Определение международного договора дано в ФЗ РФ «О международных договорах Российской Федерации».Это определение соответствует определениям Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. и Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или международными организациями 1986 г.

Под международным договором РФ понимается международное соглашение, заключённое Российской Федерацией с иностранным государством (государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких, связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.


Международные договоры - это публично-правовые акты, сторонами которых являются суверенные государства. Международный договор - источник международного права и его нормы адресованы к государствам - участникам таких отношений.

Соотношение международных договоров и российского национального законодательства определено в п.4 ст.15 Конституции РФ (см. тему 1) и сводится к следующему:

1. Международные договоры РФ входят в национальную правовую систему РФ;

2. Международные договоры имеют приоритетное значение в применении перед нормами национального законодательства.

Соответствующие правила содержатся и в отраслевом законодательстве (ст. 7 ГК РФ, ст.6 СК РФ).

В федеральном законе «О международных договорах РФ» определены порядок и правовые формы присоединения России к международным договорам. Согласие России на обязательность для неё международного договора может быть выражено в форме федерального закона. Например, ФЗ о ратификации принимается, если исполнение договора требует изменения действующих или принятия новых законов или договор устанавливает иные правила, чем предусмотрены законом, и в некоторых др. случаях (п.1 ст. 15 ФЗ).

Такое согласие может быть выражено также в форме Указа Президента или постановления Правительства РФ. Все эти акты являются теми формами, с помощью которых международный договор вводится в правовую систему России и становится обязательным для применения внутри государства.

Международный договор подлежит применению российскими правоприменительными органами, если:

1. Договор вступил в силу;

2. Согласие на обязательность договора для России дали компетентные российские органы;

По этому вопросу соответствующие разъяснения даны в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Высшего арбитражного Суда РФ от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия».

Согласно этому постановлению суд при рассмотрении дела не вправе применять нормы закона, т.е. российского национального акта в случаях, когда вступившим в силу для Российской Федерации международным договором, решение на обязательность которого для РФ было принято в форме федерального закона, установлены иные правила, чем предусмотрены в законе. В указанных случаях применяются правила международного договора.

Соответствующие разъяснения даны в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».

Некоторые международные договоры содержат в своём составе частноправовые нормы, направленные на регулирование отношений не между суверенными государствами, а между частными субъектами - физическими и юридическими лицами. Эти нормы, хотя и являются международными по своему происхождению, в состав международного права не входят, а являются нормами МЧП государств - участников таких международных договоров.

Теория трансформации. В российской юридической науке существует теория трансформации, объясняющая, каким образом нормы международных договоров приобретают юридическую силу внутри страны.

Трансформация - (от позднелатинского transformation - превращение) преобразование, изменение вида, формы. Вот как объясняется этот термин в Юридическом словаре (М., 2000 г.): Трансформация - один из способов превращения, преобразования норм международного права в нормы внутригосударственного права. Трансформация может осуществляться специальным законом либо законодательным провозглашением действия международного договора на территории данного государства и обязанности всех лиц его соблюдать.

Теория трансформации - теория, объясняющаямеханизм действия международно-правовых норм в отношениях между субъектами различных национальных правовых систем. Термин «трансформация» является условным и означает преобразование. Трансформация является одной из форм согласования международного и внутригосударственного права (Синёва Н., Шугурова И.В. Международное частное право: глоссарий).

Суть теории трансформации с учётом высказываний разных учёных можно свести к следующим положениям :

1. Международно-правовая норма приобретает юридическую силу внутри государства в результате её трансформации в норму национального права;

2. Трансформация осуществляется в различных правовых формах, посредством издания различных внутригосударственных актов;

3. Выбор формы зависит от содержания международных договоров и характера отношений;

4. Норма национального права, явившаяся продуктом трансформации, применяется в качестве lex specialis по отношению к иным внутригосударственным нормам.

5. Трансформированная норма отличается определённой автономией в системе внутригосударственных норм, что объясняется её связью с породившим её международным договором;

6. При трансформации международный договор как акт международного права остаётся формой правовой связи заключивших её государств.

До последнего времени теория трансформации была доминирующей в российской науке МЧП. Некоторые учёные считают, что при наличии конституционной нормы (п.4 ст.15) обращение к фикции трансформации для объяснения механизма применения международно-правовой нормы к внутренним отношениям оказывается излишним.

Правило, закреплённое в п.4 ст.15 Конституции РФ следует считать выражением генеральной трансформации, заключающейся в установлении государством в своём внутреннем праве общей нормы, придающей международно-правовым нормам силу внутригосударственного действия (Е.Т. Усенко).

Специальная трансформация состоит в придании нормам международного права силы внутригосударственного действия либо путём принятия внутреннего закона либо путём законодательного выражения согласия на их применение (Е.Т. Усенко). И хотя Е.Т. Усенко сохраняет термин «трансформация», но здесь речь идёт не о преобразовании норм, а о придании им силы внутригосударственного действия.

В качестве синонимов термину «трансформация» встречаются и другие термины.

Инкорпорация - (от позднелатинского incorporatio - включение в свой состав, от лат. in - в и corpus - тело, единое целое), (БСЭ). В соответствии со ст. 15 Конституции можно говорить об инкорпорации общих норм международного права и международных договоров в правовую систему РФ.

Имплементация - (англ. implementation - осуществление, выполнение), фактическая реализация международных обязательств на внутригосударственном уровне. Имплементация (от лат. impleo - наполняю, исполняю) - осуществление, исполнение государством международных правовых норм. Каждое государство само определяет методы и средства имплементации (БЭС).

Существует и другая точка зрения, согласно которой международные соглашения, которыми связано государство, применяются внутри этого государства как таковые, без какой-либо трансформации в нормы внутреннего права, т.е. они применяются proprio vigore. Е.Т. Усенко на это замечает, что международное право proprio vigore не имеет действия в пределах государства.

Представляется, что термин «трансформация» менее всего подходит к рассматриваемому явлению. Никакого превращения, преобразования, изменение вида, формы правовых норм здесь не происходит.

Дело в том, что некоторые международные договоры содержат в своём составе и частноправовые нормы, направленные на регулирование отношений не между суверенными государствами, а между частными субъектами - физическими и юридическими лицами. Эти нормы, хотя и являются международными по своему происхождению в состав международного права не входят, а являются нормами МЧП государств - участников таких международных договоров.

Если не мыслить штампами, то следует признать тот очевидный факт, что в сегодняшнем мире интеграции и глобализации внутринациональное право государств в своём составе имеет правовые нормы не только внутреннего, но и международного происхождения (так называемые унифицированные нормы). Можно ли считать, что нормы, адресованные физическим и юридическим лицам, являются нормами международного права, если иметь в виду традиционное понимание международного права, субъектами которого выступают суверенные государства.

Если в комплексном законодательном акте какого-либо государства содержатся нормы гражданско-правовые, административно-правовые и т.п., мы же не станем считать эти нормы, принадлежащими к одной отрасли права, только потому, что они находятся в одном нормативном акте. Государство в соответствии со своим правом признаёт для себя обязательным тот или иной международный договор, и тем самым инкорпорирует нормы международного права и иные нормы (частноправовые, если речь идёт о МЧП) международного происхождения в составе этих договоров в свою правовую систему.

И поскольку на сегодняшний день нет единого для всех государств частного права, которое было бы международным не в условном значении этого слова, эти нормы становятся унифицированными нормами международного частного права соответствующего государства. Таким образом, можно констатировать тот очевидный факт, что отрасли российского права (здесь речь идёт о МЧП) содержат в своём составе нормы национального происхождения и нормы международного происхождения, имеющие приоритет в применении.

Классификация международных договоров. В зависимости от оснований классификации существует ряд классификаций международных договоров.

1. Большое значение имеет деление договоров самояисполняемые и неисполняемые договоры. Самоиполняемые договоры являются непосредственно действующими . Для их применения не требуется издания внутригосударственного правового акта, они применяются в силу указаний закона (ст. 15 Конституции, ст. 7 ГК и др.) непосредственно.

Несамоисполняемые договоры требуют для своего осуществления принятия соответствующих внутригосударственных правовых актов. К признакам, свидетельствующим о невозможности непосредственного применения положений международного договора РФ, относятся, в частности, содержащиеся в договоре указания на обязательства государств-участников по внесению изменений во внутреннее законодательство этих государств.

Так не могут непосредственно применяться международные договоры, нормы которых предусматривают признаки составов уголовно-наказуемых деяний. Международные договоры, содержащие частноправовые нормы, как правило, являются самоисполняемыми и действуют непосредственно. В качестве несамоисполняемого международного договора, действующего в частноправовой сфере можно привести Женевскую вексельную конвенцию 1930 г., в связи с присоединением к которой в СССР было принято Положение о простом и переводном векселе 1937 г.

По этому вопросу в постановлении Пленума Верховного Суда от 31 октября 1995 г. было дано следующее разъяснение: положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в РФ непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором следует применять и соответствующий внутригосударственный акт, принятый для осуществления положений указанного международного договора.

2. Международные договоры могут быть межгосударственными (заключаются от имени РФ), межправительственными (заключаются от имени правительства) и межведомственными (заключаются от имени федеральных органов исполнительной власти).

3. Многосторонние и двусторонние договоры соответственно указывают на число участвующих в них государств. Основополагающее значение для определения правового положения иностранцев в России имеет участие России в международных соглашениях, посвящённых правам и свободам человека и гражданина. В качестве многосторонней конвенции, в которой участвуют более 150 государств, в том числе и РФ, можно назвать Бернскую конвенцию 1886 г. об охране литературных и художественных произведений. Более 60 государств (и РФ) участвуют в Венской конвенции о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. Более 130 государств, в том числе и РФ, участвуют в Нью-Йоркской конвенции о признании и приведение в исполнение арбитражных решений 1958 г.

Россия заключила большое число двусторонних международных договоров с различными государствами. Это договоры о правовой помощи, о торговле и экономическом сотрудничестве, о поощрении и взаимной защите капиталовложений, консульские конвенции и т.п.

В настоящее время общепризнанным с точки зрения правящих кругов стран СНГ и наиболее оптимальным способом унификации норм права в сфере частноправовых отношений считаются двусторонние соглашения, которые следует рассматривать в качестве первого и на сегодняшний день наиболее успешного этапа в создании унифицированных норм между странами СНГ хотя бы на двустороннем уровне.

При этом в двусторонних договорах можно с успехом унифицировать не только коллизионные, но и материально-правовые нормы. Однако успехи унификации и в рамках двусторонних соглашений о правовой помощи на постсоветском пространстве оставляют желать лучшего. Латвия (1993 г.), Литва (1992 г.) и Эстония (1993 г.), не будучи участниками СНГ, заключили двусторонние договоры с РФ о правовой помощи и правовых отношениях. Со странами СНГ Россия заключила только 3 таких договора (Азербайджан, Киргизия, Молдова). Между РФ и Республикой Беларусь заключено Соглашение о порядке взаимного исполнения судебных актов арбитражных судов Российской Федерации и хозяйственных судов Республики Беларусь (2001 г.)

Выйдя из многосторонней Конвенции о защите прав инвесторов 1997 г, Россия подписала целый ряд двусторонних межправительственных соглашений о защите прав инвесторов. Такие соглашения подписаны с Арменией, Казахстаном, Узбекистаном, Украиной, Таджикистаном. Эти двусторонние соглашения предусматривают гарантии прав иностранных инвесторов и в частности запрещение национализации и реквизиции иностранных инвестиций без адекватной компенсации.

4. Универсальные и региональные международные договорыуказывают на географические (территориальные) пределы действия договоров. Универсальные конвенции доступны для участия государств любого региона мира. Региональные договоры, как правило, действуют в пределах определённого региона.

Большое количество международных региональных соглашений заключили страны, входящие в состав Содружества Независимых Государств (СНГ).

В качестве примера следует назвать Минскую (1993г.) и Кишинёвскую (2002 г.) конвенции «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам».

Структура Конвенции. Конвенция состоит из 5 разделов и 87 статей. Первый, второй и четвёртый раздел имеют в своём составе части. Первый раздел посвящён общим положениям: правовой защите (часть 1) и правовой помощи (часть 2). Второй раздел регулирует правовые отношения по гражданским и семейным делам. Он состоит из 5 частей.

При этом в нём затрагиваются не только вопросы выбора применимого права, но и процессуальные вопросы компетентной юрисдикции. Раздел 4 посвящён правовой помощи по уголовным делам и содержит три части: Выдача, Осуществление уголовного преследования, Специальные положения о правовой помощи по уголовным делам. Третий раздел содержит нормы о признании и исполнении решений. Пятый раздел - Заключительные положения.

Кишинёвская конвенция вступила в силу 27.04.2004 г. На 20 мая 2004 г. в ней участвуют Азербайджан, Беларусь, Казахстан. Она призвана заменить Минскую конвенцию. Однако часть 4 второго раздела («Имущественные отношения») являющаяся основной в коллизионном регулировании частноправовой сферы отношений, лишь повторяет нормы Минской конвенции.

Конвенция имеет ту же структуру и названия разделов и частей (с некоторыми несущественными уточнениями), но в ней 124 статьи. В основном дополнен раздел 4 «Правовая помощь и правовые отношения по уголовным делам».

Толкование международных договоров . Оно должно осуществляться в соответствии с Венской конвенцией о праве международных договоров от 23.05.1969 г. В соответствие с п. «в» ч.3 ст. 31 Конвенции при толковании международного договора наряду с его контекстом должна учитываться последующая практика применения, которая устанавливает соглашение участников относительно его толкования.

Применение судами Конвенции о защите прав человека и основных свобод, участницей которой является и Россия, должно осуществляться с учётом практики Европейского Суда по правам человека (п.10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2003 г.).

В Конвенциях обычно содержатся нормы об их толковании. Так, в п.1ст. 7 Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. указывается: «При толковании настоящей Конвенции надлежит учитывать её международный характер и необходимость содействовать достижению единообразия в её применении и соблюдению добросовестности в международной торговле».

Согласно Закону о техническом регулировании одной из форм принятия технического регламента является «международный договор Российской Федерации, ратифицированный в порядке, установленном законодательством Российской Федерации» (ст. 2).

В общем случае международный договор Российской Федерации представляет собой «международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования» (ст. 2 Закона о международных договорах Российской Федерации). Конституция РФ (ч. 4 ст. 15) объявила международные договоры наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права составной частью национальной правовой системы, поясняя при этом, что «если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Этот принцип распространяется и на законодательство о техническом регулировании. Однако данный приоритет не является абсолютным - согласно ч. 6 ст. 125 Конституции РФ любые международные договоры РФ, не соответствующие Конституции РФ, «не подлежат введению в действие и применению».

Международные договоры заключаются на разных уровнях, что позволяет классифицировать их следующим образом:

  • - межгосударственные договоры (договоры высшего уровня, заключаемые от имени Российской Федерации);
  • - межправительственные (заключаемые от имени Правительства РФ);
  • - межведомственные (договоры, заключаемые на уровне ведомств).

Наиболее важная, решающая, стадия заключения международного договора, с которой непосредственно связано вступление его в силу, состоит в выражении согласия договаривающихся сторон на обязательность договора. Среди возможных механизмов выражения согласия российского государства на обязательность для него соответствующих договоров Закон о техническом регулировании особо выделяет механизм ратификации. Ратификация международного договора осуществляется верховными органами государственной власти и в связи с этим представляет собой особо авторитетный способ выражения согласия договаривающихся сторон на обязательность договора. «Только ратификация международного договора РФ, - отмечает М.Н. Марченко, - осуществляемая высшим законодательным органом страны в форме принятия специального закона и означающая, что государство в целом, как таковое, а не какой- либо отдельный его орган, берет на себя обязательство по строгому выполнению требований, составляющих содержание договорных норм, придает данному международному договорному акту, одной из сторон которого является Россия, юридическую силу Федерального закона и наделяет его, во исполнение соответствующего конституционного положения, свойствами приоритета по отношению к другим законам» . Поэтому международный договор, которым может быть принят технический регламент (в том числе договор с государствами - участниками Содружества Независимых Государств), подлежит ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Можно также предположить, что на практике существуют и иные, не упомянутые в Законе о техническом регулировании формы выражения согласия Российской Федерации на обязательность для нее технических регламентов, принятых в форме международного договора. Так, Соглашением ВТО по ТБТ (ст. 5) предусматривается возможность признания международных и национальных технических регламентов третьих стран эквивалентными национальным (государственным) техническим регламентам стран - участниц этого Соглашения. Проект Соглашения об основах гармонизации технических регламентов государств - участников Содружества Независимых Государств, одобренный Экономическим советом СНГ 23 мая 2005 г. в Москве , предусматривает такую процедуру, как присоединение к межгосударственной модели технического регламента . Подобный способ выражения согласия применяется в целях обеспечения возможности государствам, которые с самого начала не принимали участия в переговорах и не являлись участниками международного договора, присоединиться к этому договору. Предоставление данной возможности базируется прежде всего на принципах суверенного равенства и независимости всех государств.

Что касается юридической силы международных договоров, то тут мнения разделились. Одни исследователи полагают, что вне зависимости от уровня, на котором они были заключены, международные договоры обладают равной юридической силой, поскольку в любом случае они создают международные обязательства и права не в отношении правительства или иного органа государственной власти, а в отношении всего государства. Ведь именно государство -

Российская Федерация - несет ответственность за их исполнение. Именно оно выступает в качестве субъекта международного права, тогда как его органы в отдельности международной правосубъектностью не обладают. Государство может существовать, действовать, реализовывать свою договорную правоспособность только через свои органы. Поэтому государственная воля, выражаемая в международном договоре, внешне выступает как воля государственных органов, но тем не менее она является государственной волей, волей государства в целом. Поэтому независимо от того, какой орган государства заключил международный договор, субъектом международного договора будет государство в целом. А значит, никакой иерархии в международных договорах нет и быть не может.

По мнению иных ученых , юридическая сила международных договоров существенным образом различается в зависимости от того, какой именно орган государственной власти Российской Федерации заключал соответствующий договор от имени Российской Федерации. Анализируя нормы Конституции РФ, в первую очередь ч. 4 ст. 15, а также нормы законодательства Российской Федерации о международных договорах, специалисты, признающие иерархический характер системы международных договоров Российской Федерации, констатируют, что Конституция РФ определяет роль и место в правовой системе Российской Федерации лишь одной категории международных договоров - договоров, устанавливающих иные правила, чем в российских законах, согласие на обязательность которых выражено в форме федерального закона. Такие международные договоры (межгосударственные, межправительственные и, гипотетически, межведомственные) имеют приоритет перед законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, но не перед законодательными актами субъектов РФ в пределах их исключительного ведения.

Что касается международных договоров, согласие на обязательность которых выражено не в форме федерального закона, то межгосударственные договоры обладают преимуществом перед подзаконными нормативными правовыми актами, а также законами субъектов РФ (за исключением законов субъектов РФ, принятых вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения

Российской Федерации и субъектов РФ), а межправительственные - перед нормативными правовыми актами Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти. Межведомственные договоры имеют приоритет перед актами соответствующего и нижестоящего уровня в пределах компетенции соответствующего федерального органа исполнительной власти. Во всех иных случаях, по мнению этих специалистов, международные договоры не имеют преимущества, т.е. национальные нормативные правовые акты преобладают над ним, в частности федеральный закон - над межгосударственным или межправительственным договором, согласие на обязательность которого выражено не в форме федерального закона; федеральный закон, указ Президента РФ или постановление Правительства РФ - над межведомственным договором.

Насколько данные представления применимы к техническим регламентам, принятым в форме международного договора, сказать сложно, поскольку в настоящее время такие технические регламенты отсутствуют.

В целом, рассматривая международный договор Российской Федерации как одну из форм принятия технических регламентов, необходимо подчеркнуть согласительный характер договора, добровольность его заключения и направленность на достижение приемлемого для всех стран - участниц договора консенсуса интересов. Таким образом, принятие технического регламента международным договором означает принятие соответствующих международных обязательств, вытекающих из договоров, а сам договор может расцениваться как правообразующий, т.е. «предусматривающий новые общие нормы будущего международного поведения или же подтверждающий, определяющий или отменяющий существующие обычные или конвенционные нормы общего характера» 1 .

А также в Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже (Женева, 1961).

В Российской Федерации остается в силе принятая странами-членами СЭВ в 1972 г. Конвенция о разрешении арбитражным путем гражданско-правовых споров, вытекающих из отношений экономического и научно-технического сотрудничества.

Россия участвует в заключенном странами-членами СНГ в 1992 г. Соглашении о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности (Киевском соглашении). Формально это соглашение распространяется и на исполнение решений третейских судов, вынесенных на территории одного из государств-участников соглашения, на территории других государств-участников.

Ряд двусторонних договоров Российской Федерации содержит положения о третейском разбирательстве споров.

Введение унифицированного правила, требующего соблюдения письменной формы арбитражного соглашения (ст. II (2));

Упразднение "двойной экзекватуры", на которое указывает замена требования о том, чтобы иностранное арбитражное решение было окончательным (final) в стране его вынесения, на требование обязательного характера (binding) такого решения для сторон;

Распространение сферы применения на территорию всех государств-участников Нью-Йоркской конвенции (за исключением примерно трети государств-участников, которые подписали конвенцию с первой оговоркой о применении конвенции только в отношении решений, вынесенных на территории "другого Договаривающегося государства") (ст. I (3));

Перераспределение бремени доказывания: вместо возложения на ходатайствующую о признании и исполнении иностранного решения сторону обязанности доказать наличие установленных для этого оснований - обязанность по доказыванию наличия оснований для отказа в признании и исполнении возложена на ту сторону, в отношении которой испрашивается признание (исполнение) (ст. V (1));

Изменение правила Женевской конвенции о том, что образование состава арбитража и арбитражный процесс на территории иностранного государства всегда должны осуществляться в соответствии с законом (law) места арбитража. В ст. V (1) (d) установлено, что для отказа в признании и исполнении должно быть доказано несоответствие порядка формирования состава арбитража или арбитражного процесса соглашению сторон и только в отсутствие такового - закону страны места арбитража;

Закрепление "правила более выгодной нормы", в соответствии с которым положения Нью-Йоркской конвенции не затрагивают действительности других многосторонних или двусторонних договоров о признании и приведении в исполнение арбитражных решений и не лишают никакую заинтересованную сторону права воспользоваться любым арбитражным решением в том порядке и в тех пределах, которые допускаются законом или международными договорами страны, где испрашивается признание и приведение в исполнение такого арбитражного решения (ст. VII (1)).

Общепризнано, что значение Нью-Йоркской конвенции для международного коммерческого арбитража требует ее единообразного применения государственными судами всех стран. Это достигается в том числе на основе сравнительного анализа судебной практики*(313) .

Европейская конвенция применяется:

- "к арбитражным соглашениям как физических, так и юридических лиц, которые на момент заключения такого соглашения имеют постоянное местожительство или соответственно свое местонахождение в различных Договаривающихся государствах, о разрешении в порядке арбитража споров, возникших при осуществлении операций по внешней торговле";

К арбитражным разбирательствам и арбитражным решениям, принятым по отнесенным к сфере Европейской конвенции спорам. При этом "местонахождение юридического лица" обозначает место, где находится контора юридического лица, заключившего арбитражное соглашение (ст. I ("а"), ("б") Европейской конвенции), а понятие "внешняя торговля" подлежит применению в самом широком значении.

В отличие от Нью-Йоркской конвенции, применение Европейской конвенции не поставлено в зависимость от "места арбитражного разбирательства". При соблюдении положений о сфере ее применения Европейская конвенция имеет действие независимо от того, имело ли, имеет ли или будет иметь место арбитражное разбирательство на территории участвующего в этой конвенции государства.

Практически все европейские страны-участницы Европейской конвенции одновременно участвуют и в Нью-Йоркской конвенции 1958 г. Этим объясняется содержание положений, направленных на согласованное применение обеих конвенций. Так, в п. 7 ст. X Европейской конвенции указывается на то, что "постановления этой Конвенции не затрагивают действительности многосторонних и двусторонних соглашений в отношении арбитража, заключенного Договаривающимися государствами".

В силу п. 2 ст. IX Европейской конвенции в отношениях между государствами-участниками Европейской конвенции, являющимися одновременно участниками Нью-Йоркской конвенции, ограничено применение ст. V (1) (е) Нью-Йоркской конвенции*(318) .

Например, включение в Европейскую конвенцию указания на возможность передачи спора как в постоянно действующий третейский суд ("институционный арбитраж"), так и в третейский суд для разрешения конкретного спора ("арбитраж ad hoc").

Именно эти положения были отвергнуты и преодолены в Европейской конвенции. Согласно Европейской конвенции:

- "юридические лица, которые по применимому к ним национальному закону рассматриваются как "юридические лица публичного права", будут иметь возможность заключать арбитражные соглашения" ("о разрешении в порядке арбитража споров, возникающих при осуществлении операции по внешней торговле" (п. 1 ст. I; п. 1 ст. II);

- "арбитрами могут быть назначены иностранные граждане" (ст. III).

Считается, что Московская конвенция продолжает действовать в отношениях трех стран России, Кубы и Монголии, а участие в Конвенции Болгарии и Румынии остается неясным*(319) .

Согласно п. 2 ст. IV Московской конвенции арбитражные решения подлежат исполнению в любой стране-участнице в таком же порядке, как и вступившие в законную силу решения государственных судов страны исполнения.

Обращение за принудительным исполнением решений арбитражных судов при торгово-промышленных палатах стран-участниц Московской конвенции и утвержденных этими арбитражными судами мировых соглашений возможно в течение двухлетнего срока.

Перечень оснований для отказа в принудительном исполнении арбитражных решений, вынесенных в соответствии с Московской конвенцией, включает только 3 таких основания:

Вынесение решения с нарушением правил о компетенции, установленных Московской конвенцией;

Представление стороной, против которой вынесено решение, доказательств того, что она была лишена возможности защищать свои права вследствие нарушения правил арбитражного производства или других обстоятельств, которые она не могла предотвратить, а также уведомить арбитражный суд об этих обстоятельствах;

Представление стороной, против которой вынесено решение, доказательств того, что это решение на основании национального законодательства той страны, в которой оно было вынесено, отменено или приостановлено исполнением.

Современная практика применения Московской конвенции, в том числе в разных, продолжающих участвовать в ней странах, противоречива.

В практике Международного коммерческого арбитражного суда, по общему правилу, продолжает признаваться наличие у этого постоянно действующего третейского суда компетенции на основе Московской конвенции, если сторонами спора выступают организации из стран, сохранивших членство в этой конвенции.

Впредь до выхода Российской Федерации из Московской конвенции*(322) либо решения всеми оставшимися странами-участницами вопроса о судьбе этой конвенции на многосторонней основе, российским организациям следовало бы очень тщательно и всесторонне формулировать условия о разрешении споров с контрагентами из Кубы и Монголии и, возможно, Болгарии и Румынии.

Вашингтонская конвенция 1965 г. - Конвенция о разрешении инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами - вступила в силу 14.10.1966 г. По состоянию на 25.01.2006 г. 155 государств подписали Вашингтонскую конвенцию, 143 из 155 подписавших эту конвенцию представили депозитарию документы о ее ратификации*(326) . Эта конвенция подписана Россией 16.06.1992 г., однако до настоящего времени не ратифицирована. В соответствии с Вашингтонской конвенцией в Вашингтоне учрежден центр по разрешению инвестиционных споров (International Center for Settlement of Investment Disputes - ICSID).

Вашингтонская конвенция:

Применяется при наличии арбитражного соглашения для рассмотрения споров, возникающих между государством, государственным образованием или государственным органом и инвестором (физическим или юридическим лицом) из другого государства*(327) ;

Исключает обращение за разрешением споров в национальные (государственные) суды сторон спора и ссылки на государственный иммунитет;

Регулирует вопросы формирования состава арбитража и порядка рассмотрения им спора; процедуру "аннулирования" решения Генеральным секретарем ICSID по итогам рассмотрения ходатайства проигравшей стороны; придание арбитражному решению юридической силы решения государственного суда


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав