03.03.2020

Основные кодификационные акты отраслей международного права. Международное правотворчество. Процесс создания норм международного права. Понятие и виды международных норм. Кодификация международного права. по территории действия


Кодификация - процесс систематизации действующих норм, устраняющий противоречия, восполняющий пробелы, заменяющий устаревшие нормы новыми.

Из этого видно, что кодификация представляет собой правотворческий процесс. Принято различать кодификацию официальную, осуществляемую государствами, их организациями, и неофициальную, производимую без участия государств общественными организациями, частными лицами. Общественная организация - Международный комитет Красного Креста - подготовила проекты кодификации гуманитарного права вооруженных конфликтов. На их основе дипломатические конференции приняли четыре Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны и два Дополнительных протокола к ним 1977 г.

Главной разновидностью неофициальной кодификации является доктринальная кодификация , осуществляемая учеными или их организациями. Такого рода кодификация играла и продолжает играть важную роль. Собственно говоря, сегодня любая кодификация в той или иной мере является доктринальной, поскольку не может осуществляться без участия ученых.

Первая попытка создать кодекс международного права принадлежит австрийскому юристу А. Домин-Петрушевичу, который в 1861 г. опубликовал свой кодекс. В 1868 г. то же сделал швейцарский юрист И.К. Блюнчли. Затем последовало несколько других проектов. Активно выступал в пользу кодификации Д.И. Каченовский. Его идея кодификации коллективными усилиями ученых многих стран воплотилась в создании в 1873 г. Института международного права. Доктринальной кодификацией занимаются и другие международные научные организации, например Ассоциация международного права со штаб-квартирой в Лондоне и филиалами во многих странах, в их числе и Российская ассоциация международного права. Проекты таких организаций принимаются во внимание при официальной кодификации.

Известны и национальные проекты кодификации. В 1930 г. были опубликованы результаты кодификации ряда отраслей международного права, проделанной американскими учеными на базе юридического факультета Гарвардского университета. В настоящее время регулярно обновляемый кодекс международного права публикуется Американским институтом права и пользуется значительным авторитетом даже в судебной практике.

Официальная кодификация началась во второй половине прошлого века и была посвящена законам и обычаям войны. Главную роль сыграли две созванные по инициативе России Гаагские конференции мира (1899 и 1907 гг.). Лига Наций пыталась осуществить ряд кодификационных проектов, была созвана специальная конференция, но успеха эти попытки не имели. Ведущие державы не были готовы ограничить свою свободу действий.

Новый этап в истории кодификации открывается с принятием Устава ООН, в котором говорится, что Генеральная Ассамблея ООН организует исследования и делает рекомендации в целях, в частности, "поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации" (ст. 13). Знаменательно, что прогрессивное развитие поставлено на первое место. В настоящее время общепризнано, что кодификация международного права невозможна без его прогрессивного развития.

В общем, в последние десятилетия сложился довольно развитый механизм кодификации и развития международного права. Многие юристы довольно высоко оценивают возможности этого механизма. Но есть правоведы, весьма скептически относящиеся к результатам кодификации. Утверждается, будто вместо выяснения существующих неясностей новые конвенции в результате неточных формулировок и широкого использования оговорок создают еще большую неопределенность и путаницу.

Эффективность кодификации во многом зависит от того, что она не разрушает и не подменяет обычное право, а взаимодействует с ним. Одна из главных проблем права заключена в том, чтобы не отставать от хода жизни. Новое право в значительной мере создается за счет развития старого. Одним из средств обновления международного права и является кодификация.

Кодификационный процесс позволяет усилить социальный характер международного права, отразить в нем социальные цели, соответствующие потребностям международного сообщества в целом. С помощью кодификации конкретные нормы, институты и отрасли перестраиваются в соответствии с целями и принципами системы международного права в целом, в результате чего система упрочивается. В формировании общего, обычного права решающая роль всегда принадлежала ведущим державам. Кодификационный процесс открывает большие возможности для участия всех государств в правотворчестве.

В общем, кодификация стала важным элементом правотворческого процесса. Многое уже сделано, и еще больше предстоит сделать. Но на этом пути немало препятствий. Прежде всего, кодифицирующие конвенции с трудом собирают, а порой так и не собирают то количество ратификаций, которое необходимо для их вступления в силу, не говоря уже об участии в этом процессе большинства государств. Определенный выход видится в том, чтобы рассматривать конвенции как декларативные в отношении существующего обычного права. Международный Суд ООН применил положения Венской конвенции о праве международных договоров еще до ее вступления в силу как авторитетное доказательство существования обычных норм, и это несмотря на то что США и ряд других влиятельных держав до сих пор не участвуют в упомянутой Конвенции.

Другой путь решения проблемы состоит в том, чтобы Комиссия международного права ООН и другие органы, занятые кодификацией, готовили не проекты конвенций, а проекты резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, руководства, примерные положения и т.п. Такие акты не нуждаются в ратификации и сравнительно быстро проникают в практику. На их основе формируются нормы обычного права. Комиссия международного права уже встала на этот путь.

Несмотря на успехи кодификации, темпы ее отстают от требований современной жизни, создается впечатление, что подобная ситуация устраивает ведущие мировые державы. Представитель Госдепартамента США еще в 60-х гг. XX в. заявлял, что норм достаточно и поэтому главная задача состоит "в более широком использовании существующего механизма и имеющихся норм". Действительно, особое внимание должно быть уделено обеспечению эффективности уже существующих норм. Беда, однако, в том, что, высказываясь в пользу господства права, руководители государств на деле не принимают ощутимых мер в этом направлении. Весьма показательна в этом плане судьба проекта статей об ответственности государств, над которым Комиссия международного права ООН трудилась более четверти века. Проект имеет большое значение для совершенствования именно механизма действия норм. Тем не менее Генеральная Ассамблея ООН в 2001 г. ограничилась лишь принятием проекта к сведению.

В целом же было бы неправильно противопоставлять правотворчество совершенствованию механизма правоосуществления. Оба процесса взаимосвязаны.


Похожая информация.


Кодификация международного права как вид правотворческой деятельности государств ориентирована на договорное оформле­ние отдельных отраслей международного права.

Установочно понятие «кодификация» по своему смысловому содержанию происходит от двух латинских слов «codex» и «facio», что вместе означает «создание сводного закона в форме кодекса».

В историческом плане первым ученым, кто предложил при­вести свод норм международного права к единому кодексу, был Дж. Бентам (J. Bentam). Именно ему принадлежит авторство са­мого термина «кодификация». Его академический труд под назва­нием «Принципы международного права», где представлены осно­вополагающие теоретические постулаты по выработке кодекса (code) норм международного права, прошел научную редакцию с 1786 по 1789 г., однако был издан уже после кончины автора.

Выступая в качестве особого вида правотворческой деятельно­сти государств в рамках их взаимодействия на мировой арене, кодификация международного права в постановочном плане вы­полняет сразу несколько задач. Во-первых, происходит пересмотр международно-правовых норм, показавших свою устарелость и непригодность. Во-вторых, проводятся мероприятия по выработке

новых международно-правовых норм с принятием во внимание реальных потребностей развития международных отношений. В-третьих, созданные в результате кодификационной работы новые международно-правовые нормы фиксируются в едином упорядоченном режиме в рамках общего многостороннего дого­вора.

Перевод процесса кодификации международного права в фор­му институционно-обустроенного феномена проявляет себя через создание упорядоченной системы подготовки текстов конвенци­онных актов: от представления первоначальных предложений по тематике предстоящей работы до созыва специальной конферен­ции для заключения конвенции. Руководствуясь постановочно выведенной целью - содействовать прогрессивному развитию ме­ждународного права и его кодификации, Комиссия международ­ного права в рамках ее общих полномочий по выбору темы для кодификации принимает предложения, исходящие от Генераль­ной Ассамблеи ООН, по рассмотрению конкретной тематики для предстоящей работы в формате приоритета. Конечный продукт ее работы - проект конвенционного акта - представляет собой за­вершающий этап в институционном обустройстве позитива дея­тельности мирового сообщества под названием «прогрессивное развитие международного права и его кодификация». В ситуации, когда созыв (по решению Генеральной Ассамблеи ООН с подачи Комиссии международного права) международной конференции для заключения конвенции представляется логическим элементом институционно-правового формата работы по прогрессивному развитию международного права и его кодификации, опубликова­ние доклада комиссии, его принятие к сведению или его одобре­ние в специальной резолюции Генеральной Ассамблеи - все это образует целостный по форме позитив действия мирового сооб­щества в рамках процесса прогрессивного развития международ­ного права и его кодификации.

Установление сущностного содержания понятия «кодифика­ция международного права», его проявления в науке и практике современного международного права, предметно проводилось с учетом временных показателей принятия 21 ноября 1947 г.

По­ложения о комиссии международного права. Дело в следующем. Содержащееся в статье 15 Положения терминологическое обозна­чение понятий «прогрессивное развитие международного права» и «кодификация международного права» прямо ориентирует ученых, осуществляющих свои исследования по соответствующей проблематике, использовать в своих концептуальных определени­ях эти понятия. И уже конкретно: определение термина «кодифи­кация международного права», как оно дано в статье 15 Положе­ния, обозначает существо понятия как более точная формулиров­ка и систематизация норм международного права в тех областях, где уже проводится широкая государственная политика, имеются прецеденты доктрины.

В развитие обозначенных задач по точному формулированию и систематизации международно-правовых норм с перспективой всестороннего регулирования конкретной области международных отношений кодификация международного права призвана содей­ствовать процессу совершенствования мирового правопорядка.

Как и любой вид правотворческой деятельности, кодифика­ция международного права включает в себя два этапа, а именно: 1) согласование воли государств по поводу текста предполагае­мого общего многостороннего договора; 2) выражение государст­вами своего согласия на обязательность данного международно­правового акта. Институциональным органом по кодификации международного права, в общем порядке признанным мировым сообществом, выступает Комиссия международного права ООН. Комиссия излагает свои проекты в форме статей и далее реко­мендует данный проект государств - членов ООН для заключе­ния соответствующей конвенции (ст. 20 и 23 Статута Комиссии).

По результатам содействия упорядоченности международ­но-правовых отношений установлено значение процесса кодифи­кации в параметрах содействия установлению и развитию норм общего международного права. Критерием всего процесса коди­фикации международного права выступает выработка таких меж­дународно-правовых актов, которым присущи универсальность и всеобщность. В обозначенных параметрах суверенного равенства все государства - члены мирового сообщества имеют право на участие в кодификационных конвенциях. В Венской декларации об универсальности, которая была принята на Дипломатической конференции полномочных представителей по праву международ­ных договоров (Вена, 1968-1969 гг.), предметно заявлено: много­сторонние договоры, касающиеся кодификации и прогрессивного развития международного права или объекта и цели в режиме об­щего интереса для международного сообщества в целом, должны быть открыты для всеобщего участия.

Конкретность и четкость общепризнанных критериев участия в кодифицированных конвенциях однозначно устанавливают сле­дующее. Все государства - члены мирового сообщества призваны через свое участие в процессе кодификации международного пра­ва содействовать упрочению современного международного пра­вопорядка.

Прогрессивное развитие международного права и его кодифи­кация в режиме целостного взаимодействия и единства всего про­цесса предметно ориентированы на выработку международных конвенций, призванных регулятивно воздействовать на новые области международных отношений, которые до этого не были урегулированы на основе права. Распространение действия меж­дународного права в параметрах целостного охвата всех областей и направлений развития международных отношений оказывает позитивное влияние на процесс упрочнения международного пра­вопорядка. Поступательное развитие человеческой цивилизации сопряжено с возникновением новых областей сотрудничества го­сударств в рамках регулятивного воздействия права. В этом плане меры, предпринимаемые мировым сообществом по прогрессивному развитию международного права и его кодификации, объективно вписываются в насущные потребности человеческой цивилизации и оказывают качественно позитивное влияние на современный правопорядок в плане обеспечения его юридической целостности и институционной завершенности.

О КОДИФИКАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Н.В. Остроухов

Кафедра международного права Российский университет дружбы народов

ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Ю.С. Ромашев

Кафедра международного права Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

ул. Малая Ордынка, 17, Москва, Россия, 119017

В статье рассматриваются исторические аспекты становления кодификации международного права. Процесс кодификации международного права осуществляется достаточно давно, а его значение весьма велико, в том числе и для развития законодательства государств, несмотря на это, по мнению авторов, доминирующее значение на современном этапе будет отводиться процессу прогрессивного развития международного права, так как большая часть существующих областей международного права кодифицирована, но с появлением новых международно-правовых институтов этот процесс снова необходим. Авторы оценивает роль международных органов (например, Комиссии международного права ООН) в процессе кодификации. Также в работе раскрывается значение официальной и неофициальной кодификации. Показывается участие международных институтов в данной сфере. Производится анализ доктрин авторитетных ученых правоведов в области международного права.

Ключевые слова: международное право; кодификация международного права, прогрессивное развитие международного права, морское право, международное гуманитарное право.

Современный мир представляет сложную динамично развивающую систему. Государства сотрудничают и противоборствуют друг с другом в политической, экономической, военной, культурной и иных сферах. Однако во взаимоотношениях государств все же большее место занимает их сотрудничество, которое не может прогрессивно развиваться без соответствующих регуляторов, важное место среди которых принадлежит международному праву.

Международное право все больше вторгается в нашу жизнь. Число международных договоров стремительно растет. Они охватывают самые различные сферы жизнедеятельности человечества от исследования и разработки морского дна до освоения космического пространства.

Одним из наиболее важных способов повышения эффективности международного права в эпоху глобализации является его кодификация. Она приводит не только к упорядочению норм международного права, но и воздействует на развитие законодательств государств, способствует их большей системности и единообразию. Кодифицированы такие древнейшие отрасли, как дипломатиче-

ское, консульское и морское право, право международных договоров и международное гуманитарное право. В основу дальнейшего международного нормотворчества, развития других отраслей международного права также положен процесс его кодификации и прогрессивного развития.

Процесс кодификации тесно связан с глубокими научными исследованиями. Данный вопрос имеет принципиальное значение для мирового сообщества. Кодификация становится все более наукоемкой, а в ходе его необходимо решать все более сложные вопросы . В ходе ее осуществления необходимо проанализировать огромный массив норм, вычленить из него только действующие нормы, отвечающие потребностям современного развития.

К сожалению, следует констатировать тот факт, что в настоящее время данному вопросу в российской международно-правовой науке по-прежнему уделяется не так много внимания. Данную проблему исследовали К. А. Бекяшев, Г.В. Игнатенко, В.М. Корецкий, ИИ. Лукашук, А.П. Мовчан и др. Зарубежные исследования так же немногочисленны.

Многие ученые сходятся в общем понимании кодификации международного права, считая, что это систематизация норм международного права, сведение их в единые международные договоры, как правило, универсального характера. Кодификация вообще, и международного права в частности, по их мнению, имеет целью уточнение действующих норм права; устранение устаревших правил; выяснение неопределенных, разрешение противоречивых и сведение действующих норм в систему. При этом большинство международников также отмечают, что кодификация неразрывно связана с прогрессивным развитием международного права.

Как известно, выделяют два вида кодификации международного права - официальную и неофициальную. Неофициальную кодификацию можно считать одним из этапов официальной кодификации и она лежала у истоков кодификации международного права, составляет ее научную основу.

Неофициальной кодификацией занимаются, как правило, видные ученые - наиболее квалифицированные специалисты по международному праву, общественные организации, представленные как международными, так и национальными неправительственными организациями. Данная работа выражается чаще всего в форме разработки проектов международных договоров, судьбу которых должны решить уже субъекты международного права.

Первые предложения о неофициальной кодификации всего международного права обычно приписывают Иеремию Бентаму (Англия), предложившему ее в конце XVIII в. Однако он затронул вопрос кодификации не существующего позитивного международного права, а выдвинул мысль о некоем утопическом международном праве, которое могло бы явиться основой вечного мира между цивилизованными государствами .

Попытки кодификации международно-правовых норм производились в то же время и другими лицами. Так, например, в 1792 г. французский конвент постановил издать Декларацию прав народов. Эту работу выполнял аббат Грегуар. Декларация должна была включать 21 статью и содержать лишь принципы дан-

ного вопроса. Однако проект данного документа не был принят указанным органом.

В 1861 г. усилия по кодификации были предприняты австрийским юристом Домин-Петрущевичем. Им был опубликован Краткий кодекс международного права.

В 1863 г. профессор Колумбийского колледжа в Нью-Йорке составил проект «Законов войны». Данный документ в виде сборника норм, опубликованных Соединенными Штатами во время гражданской войны, предназначался как руководство для вооруженных сил.

Известный швейцарский ученый-международник Блюнчли в 1868 г. издал работу «Современное международное право цивилизованных государств», переведенную на ряд языков, в том числе и русский. Работа была представлена в виде кодекса.

Вопрос о необходимости кодификации международного права поднимался в работе «О призвании нашего века к реформе и кодификации международного права», опубликованной известным итальянским политиком и юристом Манчи-ни в 1872 г. В этом же году в Нью-Йорке вышли в свет научный труд Дедлея Фильда «Основы проекта международного кодекса». В 1887 г. Леоне Леви опубликовал работу «Международное право с материалами для Кодекса международного права», в 1890 г. итальянский юрист Фиоре - «Кодифицированное международное право и его юридическая санкция». В 1906 г. Е. Дгоплесси представил свой «Проект установления власти национальной, законодательной, административной, судебной: проект кодекса публичного международного права».

Общественные организации также активно подключились к процессу неофициальной кодификации. Так в 1873 г. в Генте (Бельгия) был образован Институт международного права, представляющий объединение юристов различных государств. Они разработали ряд проектов международных договоров, охватывающих различные области международного права. В 1880 г. Институт издал свой Сборник законов сухопутной войны. В 1913 г. этот институт опубликовал Справочник по морской войне.

В 1873 г. была создана Ассоциация для реформы и кодификации международного права. Эта организация действует и в настоящее время под новым наименованием - Ассоциация международного права (штаб-квартира находится в Лондоне).

В 1880 г. в Санкт-Петербурге было создано Общество международного права. Его деятельность была направлена на создание благоприятных условий кодификации принципов международного права.

В Вашингтоне в 1912 г. был создан Американский институт международного права.

В целях оказания помощи в изучении международного права и его кодификации в 1957 г. в СССР была образована Советская ассоциация международного права, ныне Ассоциация международного права Российской Федерации.

В неофициальной кодификации большую работу проводят Международный институт космического права, Международный морской комитет.

Международный комитет Красного Креста подготовил проекты кодификации норм гуманитарного права. В дальнейшем на их основе были приняты четыре женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны и два Дополнительных протокола к ним 1977 г.

В настоящее время по-прежнему растет значение неофициальной и особенно доктринальной кодификации. Велика роль международных неправительственных организаций в кодификации права окружающей среды и других отраслей международного права. Их представители довольно часто участвуют в работе международных конференций, где нередко разрабатываются и принимаются документы, содержащие кодифицированные нормы.

Официальная кодификация - осуществляется субъектами международного права - действующими лицами на международной арене и способными создавать нормы международного права. Наиболее активно участвует в кодификации государства и международные межправительственные организации.

Первые попытки осуществления официальной кодификации были предприняты при подписании Парижского договора на Венском конгрессе (18141815 гг.). Кроме того, на конгрессе были утверждены положения, регламентирующие режим международных рек, ранги дипломатических агентов, а также нормы, запрещающие работорговлю и касающиеся нейтралитета.

Парижский мирный конгресс (1856 г.) продолжил процесс кодификации норм, касающихся гуманизации правил ведения морской войны, в частности по запрете каперства, о нейтрализации Черного моря.

Реальные шаги по официальной кодификации были предприняты российским правительством. Так, в 1874 г. по инициативе русского императора Александра II в Брюсселе была созвана международная конференция. На ней обсуждался проект кодекса международного права о ведении сухопутной войны. Юристы, дипломаты и военные в качестве делегатов приглашенных государств одобрили Положение из 60 статей, известное под названием Брюссельской декларации, но эти статьи так и никогда не были ратифицированы государствами .

Необходимость упорядочения правового регулирования ведения сухопутной и морской войн привели к необходимости созыва крупномасштабных международных мероприятий. Так в 1899 г. в Гааге была созвана Первая конференция мира. Считается, что инициатором ее созыва стал российский император Николай II. На данной конференции были приняты конвенции, по-настоящему являющиеся международными кодексами, например такие как Конвенция о мирном разрешении международных споров и Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны.

Кодификация ряда областей международного права, осуществленная на конференциях мира, показала необходимость и возможность ее осуществления в широких масштабах и явилась знаменательным событием в развитии международного права.

После Первой мировой войны кодификация международного права продолжилась, был заключен широкий спектр конвенций в области права воору-

женных конфликтов, регламентирующих обращение с раненными и военнопленными, запрещения отравляющих и удушающих газов, мирного разрешения споров, воздухоплавания и морского судоходства, а также в экономической сфере.

Важную роль в выяснении взглядов правительств на международное право и в согласовании их позиций играют универсальные международные организации и международные конференции. С их помощью вырабатывается общий подход. Все это сказывается как на кодификации и развитии международного права, так и на применении его норм. Эти организации позволяют всем государствам участвовать в формировании и развитии международно-правового сознания и соответствующих норм .

Большой вклад в данной области внесен Лигой наций, являющейся универсальной международной организацией. Именно она приступила к систематической деятельности по кодификации международного права. В рамках Лиги наций активную роль в этом вопросе сыграли рекомендации Комитета экспертов для прогрессивной кодификации международного права, состоявшего из 17 членов.

В качестве первоочередных направлений кодификации этим органом были выбраны: гражданство, территориальные воды, ответственность государств за ущерб, причиненный на их территории личности или собственности иностранцев, дипломатические привилегии и иммунитеты, процедура международных конференций, порядок заключения и составления проектов международных договоров, пиратство, эксплуатация морских богатств.

Конференция по прогрессивной кодификации международного права проходила в Гааге с 13 марта по 12 апреля 1930 г. В ходе ее работы были приняты: конвенция по некоторым вопросам коллизии законов о гражданстве; протокол о воинских обязанностях в некоторых случаях двойного гражданства; протокол, относящийся к определенному случаю безгражданства; особый протокол, касающийся безгражданства. По другим вопросам, касающихся, например, территориальных вод, общего консенсуса не было достигнуто.

Л. Оппенгейм, оценивая результаты Гаагской конференции 1930 г., подчеркивал, что, во всяком случае, ее опыт и результаты дают возможность установить желательность кодификации и виды на будущее кодификационных работ .

На смену Лиги наций пришла Организация Объединенных Наций. Ее деятельность в рассматриваемой области вытекает из п. 1 ст. 13 Устава ООН, согласно которой Генеральная Ассамблея организует исследование и делает рекомендации в целях поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации. Через этот главный орган ООН проходят проекты, подготовленные другими ее органами. В настоящее время роль Ассамблеи в кодификации и прогрессивном развитии международного права только возрастает.

В рамках ООН большую роль в процессе кодификации играет Комиссия международного права. Ранее данный вспомогательный орган ООН именовался Комитетом по прогрессивному развитию международного права и его кодифи-

кации. Согласно Статуту Комиссии ее цель определяется как содействие прогрессивному развитию международного права и его кодификации. Комиссия приняла участие в кодификации норм международного права, включенных во многие конвенции, в частности в Конвенцию о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г., Конвенцию об открытом море 1958 г., Конвенцию о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря 1958 г., Конвенцию о континентальном шельфе 1958 г., Конвенцию о сокращении безгражданства 1961 г., Венскую конвенцию о дипломатических сношениях 1961 г., Венскую конвенцию о консульских сношениях 1963 г., Конвенцию о специальных миссиях 1969 г., Венскую конвенцию о праве международных договоров 1969 г., Конвенцию о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 г., Венскую конвенцию о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. и многие другие.

Кроме того, Комиссия международного права подготовила ряд документов, содержащих кодифицированные нормы, а именно Проект декларации прав и обязанностей государств (1949 г.), Принципы международного права, признанные Уставом Нюрнбергского трибунала и нашедшие выражение в решении этого Трибунала (1950 г.), Проект конвенции об искоренении и сокращении безгражданства в будущем (1954 г.), Проект статей о клаузулах о наиболее благо-приятствуемой нации (1978 г.) и др.

На материалы Комиссии международного права ссылаются в дипломатической практике и, что особенно существенно, на них нередко опираются решения международных судебных органов.

Одним из наиболее примечательных событий в деятельности Комиссии международного права стало окончание работы над Проектом статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния. Статьи проекта были приняты к сведению, включены в резолюцию Резолюцией Генеральной Ассамблеи от 12 декабря 2001 г. в качестве приложения и предложены «вниманию правительств, не затрагивая при этом вопроса об их будущем принятии или другой надлежащей мере».

В Проекте подведен некоторый итог по кодификации норм международного права в вопросах международно-правовой ответственности. Данный документ имеет большое значение и для законодательств, регулирующих вопросы их международной деятельности, а также деятельности должностных лиц, направленной на реализацию международных обязательств своих государств. Кроме того, Проект, наряду с кодифицированными, правда уточненными, обычными нормами международного права содержит и множество новых прогрессивных положений, которые следует осмыслить государствам и в дальнейшем применять их на практике. Международный Суд ООН в своих решениях обращался еще на стадии разработки Проекта к его положениям и признавал их в качестве обычных норм международного права.

Следует обратить внимание, что кодификацией норм международного права занимаются и другие органы ООН - Комитет по использованию космиче-

ского пространства в мирных целях, ранее существовавшая Комиссия по правам человека, а ныне - Совет по правам человека, ЮНСИТРАЛ и др.

В кодификации норм международного права принимают активное участие такие специализированные учреждения ООН, как МОТ, ИКАО, ИМО, ВОЗ, ЮНЕСКО. Большая их заслуга в кодификации международного морского, воздушного и космического права, а также таких комплексных областей, как международное трудовое право, транспортное и телекоммуникационное право.

Следует заметить, что, несмотря на позитивное значение кодификации, многие юристы высказывают опасение, что многие кодификационные нормы несколько расходятся с нормами, которые сложились как обычные. При этом участниками многих конвенций по-прежнему остается ограниченное число государств. Все это создает определенные сложности в правоприменении.

Эффективность кодификации, по мнению И.И. Лукашука, во многом зависит от того, что она не разрушает и не подменяет обычное право, а взаимодействует с ним. Одна из главных проблем права заключена в том, чтобы не отставать от хода жизни. Новое право в значительной мере создается за счет развития старого. Одним из средств обновления международного права и является кодификация .

Как мы видим, процесс кодификации международного права осуществляется весьма давно, а ее значение весьма велико, в том числе и для развития законодательства государств, хотя, по нашему мнению, большее значение на современном этапе будет отводиться процессу прогрессивного развития международного права. Большая часть существующих областей международного права уже кодифицирована. Однако это не означает, что кодификация международного права уходит в прошлое. Появляются новые международно-правовые институты и отрасли, нормы которых будут испытывать потребность в кодификации. Одновременно будут формироваться новые и видоизменяться старые обычные нормы международного права, что неизбежно потребует их кодификации.

ЛИТЕРАТУРА

Лукашук И.И. Кодификация и прогрессивное развитие международного права в XXI веке // Российский ежегодник международного права. - СПб: Россия-Нева, 2001.

Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: учебник для студентов юрид. фак. и вузов / Рос. акад. наук, Ин-т государства и права, Академ, правовой ун-т. Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2005.

Оппенгейм Л. Международное право: пер. с 6-го англ. изд., доп. Г. Лаутерпахтом / под ред. и пред. С.Б. Крылова. - М.: Госуд. изд-во иностранной литературы, 1948.

ON THE CODIFICATION OF INTERNATIONAL LAW

The Department of International Law Peoples" Friendship University of Russia

6, Miklukho-Maklaya st., Moscow, Russia, 117198

The Department of International Law National Research University Higher School of Economics

17, Malaya Ordynka st., Moscow, Russia, 117198

The article considers the historical aspects of the formation of the codification of international law. The codification of international law is carried out for a long time, and its value is very large, es-peccialy for the development of the legislation of states, despite this, in author"s opinion, greater significance at the current stage will be given to the process of progressive development of international law, as most of the existing areas of international law are codified, but with the appearance of new international legal institutions, this procedure will be necessary again. The author values the roleof the international bodies (eg, the International Law Commission) in the process of codification. Also this article reveals the importance of formal and informal codification and shows the participation of international institutions in that field. The author is analysing the doctrines of reputable scientists jurists in international law.

Key words: international law; codification of international law and the progressive development of international law, maritime law, international humanitarian law.

Lukashuk I.I. Kodifikacija i progressivnoe razvitie mezhdunarodnogo prava v XXI veke // Rossijskij ezhegodnik mezhdunarodnogo prava. - Spb: Rossija-Neva, 2001.

Lukashuk I.I. Mezhdunarodnoe pravo. Obshhaja chast": uchebnik dlja studentov jurid. fak. i vuzov / Ros. akad. nauk, In-t gosudarstva i prava, Akadem, pravovoj un-t. Izd. 3-e, pererab. i dop. - M.: Volters Kluver, 2005.

Oppengejm L. Mezhdunarodnoe pravo: per. s 6-go angl. izd., dop. G. Lauterpahtom / pod red. i pred. S.B. Krylova. - M.: Gosud. izd-vo inostrannoj literatury, 1948.

Bentham"s Works, ed. by Bowring, VIII.

право международный кодификация

Кодификация является обязательной стадией правотворчества в любой правовой системе, способствуя ее совершенствованию и прогрессивному развитию.

Под кодификацией в международном праве понимается сложный правотворческий процесс, включающий несколько стадий:

  • 1) выявление действующих обычных и договорных норм по вопросу, подлежащему кодификации;
  • 2) ревизия и пересмотр устаревших норм;
  • 3) разработка новых норм и принципов с учетом реалий и потребностей международных отношений;
  • 4) закрепление всего комплекса норм и принципов в согласованном государствами международно-правовом документе: договоре (конвенции) либо в декларации, общем акте, руководстве по практике. Васильева Л.А. Международное публичное право: курс интенсивной подготовки / Л.А. Васильева, О.А. Бакиновская. - Минск: ТетраСистем, 2009.

Кодификация международного права в современном понимании этого процесса стала осуществляться после Второй мировой войны в рамках международных межправительственных организаций - универсальных и региональных, созданных в этот период. Это привело к использованию в международной практике двух форм кодификационной деятельности: официальной к неофициальной.

Официальная кодификация в настоящее время осуществляется в рамках международных межправительственных конференций и организаций, обладающих нормотворческой функцией (например, ООН, ИКАО, МОТ, ИМО, ЮНЕСКО, СЕ, СНГ, Африканский союз, ОАГ и др.).

Неофициальная кодификация проводится в рамках неправительственных организаций и научных учреждений (например, Институт международного права, Ассоциация международного права), неправительственными правозащитными организациями.

Среди международных межправительственных организаций, занимающихся кодификационной деятельностью, первостепенная роль в кодификации норм общего международного права принадлежит Организации Объединенных Наций, в силу универсальности ее нормотворческой функции, регулирующей сотрудничество государств во всех областях. Уставом ООН Генеральной Ассамблее (далее - ГА ООН) (один из главных органов ООН) предоставлены полномочия по организации исследований и даче рекомендаций в целях содействия и поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации (ст. 13). Такая регламентация компетенции ГА ООН вызывала оживленные дискуссии в доктрине относительно того, что означают выражения «прогрессивное развитие международного права» и «кодификация международного права» и считать ли прогрессивное развитие международного права и кодификацию автономными или взаимосвязанными элементами единого кодификационного процесса.

Спор в дальнейшем был разрешен трактовкой указанных терминов в Положении о Комиссии международного права ООН (далее - КМП ООН) 1947 г. - главном кодифицирующим органе ООН. В Положении указывалось, что выражение «прогрессивное развитие международного права» означает подготовку проектов конвенций по вопросам, которые еще не регулируются международным правом либо не"имеют достаточной практики государств; выражение «кодификация» употребляется в смысле более точного формулирования и систематизации международного права в тех областях, где имеется обширная государственная практика, доктрина и прецеденты (ст. 15). Очевидно, что при такой трактовке кодификация и прогрессивное развитие международного права выступают как обязательные элементы кодификационного процесса, тесно взаимосвязанные друг с другом, что было подтверждено работой самой КМП ООН и других кодификационных органов.

Структурно кодификационный механизм ООН включает:

  • - главные органы ООН: ГА ООН, Экономический и Социальный Совет ООН (далее - ЭКОСОС);
  • - специальные кодификационные органы, действующие на постоянной основе: КМП ООН, Комиссия по правам человека, Комитет по мирному использованию атомной энергии;
  • - временные кодификационные органы ad hoc, учрежденные для разработки проекта конкретной конвенции (например, Специальный комитет по разработке Конвенции против транснациональной организованной преступности). Международное публичное право. Общая часть: учеб. Пособие / Ю.П. Бровка [и др.]; под ред. Ю.П. Бровки, Ю.А.Лепешкова, Л.В.Павловой. Минск: Амалфея, 2010.

Центральное место среди перечисленных органов занимает КМП ООН, вспомогательный орган ГА ООН, учрежденный ею в 1947 г. для разработки проектов универсальных конвенций или иных кодификационных документов с целью кодификации и прогрессивного развития международного права. КМП ООН состоит из 34 членов, избираемых ГА ООН из числа кандидатов, представленных государствами - членами ООН, сроком на пять лет. Основное требование к кандидатам - быть признанным авторитетом в области международного права. В составе

КМП ООН не может быть двух граждан одного государства. Члены КМП ООН не являются представителями государств, а выступают ь своем личном качестве.

При формировании КМП ООН соблюдается критерий «обеспечения представительства всех главнейших форм цивилизации и основных правовых систем мира» (ст. 8). Выполнение данного условия приводит к постепенному расширению состава КМП ООН: от 15 членов в первые годы деятельности до 34 членов в настоящее время.

Универсальность состава КМП ООН, представляющего все регионы земного шара, можно проиллюстрировать на примере ее состава на 2002 г. Европейский регион представлен 9 юристами (Англия, Испания, Германия, Франция, Финляндия, Польша, Словакия, Российская Федерация, Португалия); американский регион - 7 (США, Венесуэла, Мексика, Коста-Рика, Уругвай, Аргентина); африканский регион -- 7 (Южная Африка, Гана, Камерун, Уганда, Мозамбик, Танзания); арабский регион - 4 (Сирия, Катар, Тунис, Бахрейн); азиатский регион - 5 (Китай, Япония, Иран, Корея, Индия).

Темы для кодификации после проведения определенных исследований предлагаются Комиссией международного права ООН и окончательно утверждаются резолюцией Генеральной Ассамблеей ООН. На 2003-2006 гг. в программу кодификационной работы КМП ООН включены следующие темы: оговорки к международным договорам, дипломатическая защита, односторонние акты государств, ответственность международных организаций, международная ответственность за вредные последствия действий, не запрещенных международным правом, фрагментация международного права, общие природные ресурсы.

При определении тем, подлежащих кодификации, КМП ООН и ГА ООН (Шестой комитет) руководствуются следующими критериями:

  • а) актуальность для международного сотрудничества;
  • б) наличие обширной практики государств, судебных прецедентов и доктрины международного права;
  • в) имеющиеся доктринальные разногласия.

Различная судебная, законодательная и договорная практика государств не исключает возможности согласования позиций государств, достижения компромисса, а следовательно, и получения их одобрения кодификационного проекта. Значимость указанных критериев при определении тем для кодификации можно проиллюстрировать на примере работы исследовательской группы, созданной КМП ООН в 2002 г. для определения вопросов, подлежащих кодификации в рамках общей темы «Фрагментация международного права».

Обосновывая необходимость включения в кодификационную программу вопроса о функции и применении норм lex specialis (специальные нормы), исследовательская группа в своем докладе приводила такие аргументы: норма lex specialis является одним из аспектов юридической аргументации, тесно связанной с идеей международного права как правовой системы; принцип, согласно которому специальное право есть отступление от общего права, является традиционной и общепринятой максимой правового толкования и методом разрешения коллизий между нормами; существует обширное прецедентное право, основанное на использовании принципа lex specialis. Оно широко используется как в рамках одного документа, так и для определения соотносимости договорной и обычной нормы, либо двух недоговорных норм в практике как государств, так и международных организаций; указанный принцип «не только наилучшим образом отражает требования контекста договора, но и наилучшим образом отражает намерения тех, кто должен выполнять обязательства в соответствии с этим принципом».

Кодификационный процесс начинается с назначения Специального докладчика и формирования рабочей группы из членов КМП ООН для оказания помощи Специальному докладчику в подготовке первоначального текста Проекта статей по кодифицируемой теме. КМП ООН разрабатывается вопросник, рассылаемый через Секретариат ООН государствам-членам с целью выяснения, какова законодательная, судебная и договорная практика по вопросу, являющемуся объектом кодификации. Получив такие материалы, Специальный докладчик с учетом доктринальных подходов готовит первоначальный Проект статей и представляет его на обсуждение членов КМП ООН.

Ежегодно КМП ООН представляет доклад о своей работе ГА ООН, включающий подготовленные проекты статей с комментариями, содержащими:

  • а) ссылки на прецеденты, договоры, судебные решения и доктрину;
  • б) выводы относительно степени согласия по каждому аспекту доктрины и практики государств, возникших при обсуждении «разногласий, а также аргументов в пользу того или иного решения (ст. 20).

Подготовленные КМП ООН проекты отсылаются Секретариатом для замечаний шестому комитету ГА ООН и государствам. Спецдокладчик и рабочая группа учитывают их при дальнейшей работе над подготовкой Проекта статей и представляют вновь на рассмотрение КМП ООН. Кроме того, отдельные государства, международные межправительственные и неправительственные организации по своей инициативе могут заниматься разработкой проектов статей, которые через Секретариат ООН представляются КМП ООН, решающей по своему усмотрению вопрос о возможности их использования в качестве вспомогательного материала.

Обширность материала, который приходится рассматривать и обобщать Спецдокладчику и членам КМП ООН, несходство позиций государств свидетельствует о сложности процесса кодификации международного права и обусловливает его затяжной, длительный характер. Так, процесс разработки Проекта статей об ответственности государств длился 45 лет с 1956 г. по 2001 г., при этом сменилось 12 специальных докладчиков, что во многом объяснялось доктринальными разногласиями и обширной разнообразной практикой государств. Международное право: учеб. Для вузов по специальности и направлению «Юриспруденция» / Н.Г. Беляев - 2-е изд., изм. и доп. - Млсква: Норма: Изд. Дом «Инфра-М», 2002.

Итогом работы КМП ООН является подготовка окончательного Проекта статей, который затем предлагается ГА ООН для вынесения резолюции об одобрении и рекомендации государствам-членам «с целью заключения конвенции» (например, Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией 56/ 589 от 12 декабря 2001 г. приняла к сведению Проект статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния, а затем предложила их государствам в качестве проекта для заключения будущей конвенции либо, созвав конференцию, для доработки заключения конвенции (ст. 25).

Большинство проектов статей, подготовленных в рамках КМП ООН, рекомендовались ею для окончательной доработки и принятия на международной конференции, созываемой на основе резолюции ГА ООН. Таковы были Венские конвенции по праву международных договоров 1969 г. и 1986 г.; Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.; Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г.; Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г., Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г., Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г.

Кроме того, ГА ООН может не одобрить Проект статей, представленный КМП ООН, и вернуть ей для доработки и окончательной редакции (ст. 23). Так случилось с Проектом Конвенции о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности, которая в 2001 г. была отправлена ГА ООН на доработку в КМП ООН и в 2004 г. Конвенция была принята ГА ООН.

Наиболее успешным результатом кодификационной работы КМП ООН является разработка кодифицирующей конвенции. Однако КМП ООН, с учетом наличия разнообразной практики по кодифицируемому вопросу, может прийти к выводу о необходимости ограничиться только выработкой Проекта статей в форме Руководства для государств по данному вопросу. Таково было решение КМП ООН относительно юридической формы Проекта статей по теме «Оговорки к международному договору». Комиссия международного права ООН единогласно, с одобрения Генеральной Ассамблеи ООН, выраженного в ее резолюциях 48/31 и 49/51, пришла к решению не вносить изменения в соответствующие положения Венских конвенций 1969, 1978, 1986 гг., касающихся оговорок, а разрабатывать проект Руководства по практике, который не будет «сводом императивных норм, а будет являться кодексом рекомендованной практики, цель которого состоит в побуждении государств к пересмотру своих оговорок к договорам для определения их актуальности в рамках развития внутреннего права государств». Лукашук, И.И. Нормы международного права в международной нормативной системе / И.И. Лукашук. - М.: Спарк, 1997.

Под кодификацией международного права понима­ется систематизация международно-правовых норм, осу­ществляемая субъектами международного права.

Первые упоминания в литературе по международно­му праву о полезности кодификации относятся к перио­ду буржуазных революций. Считается, что первым, вы­ступившим с идеей кодекса международного права, был английский юрист и философ И. Бентам. Он, в частно­сти, писал, что «мало можно найти в жизни вещей более необходимых, чем кодекс международного права».

Кодификация предполагает не только приведение в единую систему действующих международно-правовых норм, но и более точную их формулировку, отражение в договорной форме международных обычаев. Таким об­разом, современная кодификация международного пра­ва осуществляется путем:

а) установления точного содержания и четкого фор­мулирования уже существующих и действующих (обыч­ных или договорных) принципов и норм международ­ного права в определенной сфере отношений между го­сударствами (отрасли международного права);


б) изменения или пересмотра устаревших норм;

в) разработки новых принципов и норм с учетом научно-технического прогресса, актуальных потребно­стей международных отношений, особенно в контексте разрешения глобальных проблем человеческой циви­лизации;

г) закрепления в согласованном виде всех этих прин­ципов и норм в едином международно-правовом акте (в конвенции, договоре, соглашении) либо в ряде актов (в конвенциях, декларациях и резолюциях конференций).

В научной литературе по международному праву до сих пор встречается деление кодификации междуна­родного права на официальную и неофициальную. По­водом к такому делению послужили неоднократные по­пытки неофициальной или доктринальной (научной) ко­дификации международного права, предпринятые отдельными юристами (например, Бустаманте, Блюнч-ли, Каченовским) и некоторыми международными и на­циональными неправительственными учреждениями и организациями (например, Институтом международно­го права, Ассоциацией международного права, латино­американскими организациями юристов-международ­ников). Однако международная практика свидетельст­вует о том, что кодификация международного права является сложным политико-правовым процессом нор-мотворчества в международных отношениях и поэтому всегда выступает в качестве межгосударственной дея­тельности. Следовательно, кодификация международно­го права может носить только официальный характер.



Официальная кодификация международного права реализуется в форме международных договоров. Осо­бое место в кодификационном процессе занимает Ор­ганизация Объединенных Наций. Устав ООН содержит положение о том, что «Генеральная Ассамблея (ГА ООН) организует исследования и делает рекомендации в це­лях: а)... поощрения прогрессивного развития между­народного права и его кодификации» (статья 13 Уста­ва). Таким образом, следует отметить, что понятия «ко-


дификация» и «прогрессивное развитие международ­ного права» являются составными, взаимосвязанными и взаимопроникающими элементами единого кодифи­кационного процесса.

Практической деятельностью по кодификации меж­дународного права в рамках ООН занимается Комиссия международного права (полное наименование - Комис­сия по прогрессивному развитию и кодификации меж­дународного права), которая является вспомогательным органом ГА ООН, ей подотчетна и подконтрольна. Ко­миссия учреждена резолюцией ГА ООН 174 (II). Дея­тельность Комиссии регулируется Положением 1947 го­да, (с последующими изменениями), утвержденным ГА ООН. В ее состав входят 34 (до 1981 года - 25) юриста-международника, «пользующихся признанным автори­тетом в области международного права». Члены Комис­сии избираются ГА на 5-летний срок и выступают в лич­ном качестве. В задачу Комиссии входит поощрение прогрессивного развития международного права и его кодификации. Положение о Комиссии предусматривает, что весь процесс ее деятельности должен быть подчинен задаче достижения таких результатов, которые были бы приемлемы для заинтересованных государств.



Хотя Комиссия занимается преимущественно вопро­сами международного публичного права, она рассмат­ривает и вопросы частного права. В основном Комис­сия занимается подготовкой проектов статей и конвен­ций в целом. В начале работы она обращается к правительствам государств-членов ООН с просьбой на­править ей тексты законов, судебных решений, догово­ров, дипломатической переписки и др. документов, не­обходимых для глубокого и подробного изучения коди­фицируемого вопроса. После этого предусматривается издание документа Комиссии, в котором содержатся проекты статей или конвенций совместно с пояснитель­ными и вспомогательными материалами и информаци­ей. Этот документ направляется правительствам от име­ни Комиссии с просьбой представить по нему свои за-


мечания. Впоследствии Комиссия учитывает эти заме­чания правительств при составлении- окончательного проекта, который представляется в ГА ООН для приня­тия соответствующего решения.

Наиболее существенные результаты кодификации достигнуты Комиссией в области права международных договоров, права международных организаций, дипло­матического и консульского права, международного пра­ва в период вооруженных конфликтов.

Литература:

Василенко В.А. Основы теории международного права. - Киев, 1988.

Левин Д.Б. Актуальные проблемы теории международного права. - М., 1974.

Лукашук И.И. Нормы международного права. - М., 1997.

Лукин П.И. Источники международного права. - М., 1960.

Минасян Н.М. Источники современного международного права. -,Ростов-на-Дону, 1960.

Мовчан А.П. Кодификация и прогрессивное развитие меж­дународного права. - М., 1982.

Черниченко С.В. Международное право: современные тео­ретические проблемы. - М., 1993.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав