24.09.2019

Семинар-практикум по саморазвитию и самосовершенствованию с элементами тренинга для воспитателей. Творческая активность воспитателей: семинар-практикум


Елена Таймолкина
Семинар-практикум по саморазвитию и самосовершенствованию с элементами тренинга для воспитателей

Семинар - практикум с элементами тренинга для воспитателей по

Каждый человек - творец собственного благополучия

Ричард Стил

Цель семинара - практикума : повышение эффективности образовательно-воспитательного процесса через развитие способности педагогов к саморазвитию и самосовершенствованию .

Задачи :

Знакомство с понятием «профессиональная идентичность педагога» .

Повышение уровня эмоциональной культуры педагога, развитие эмоциональной гибкости.

Ознакомление с техниками саморегуляции эмоциональных состояний с целью предупреждения и преодоления возможных последствий психологического перенапряжения педагогов, в условиях профессиональной деятельности.

Формирование потребности в самоуправлении и саморегуляции своих эмоциональных состояний.

Семинар - практикум состоит из двух частей :

1. Теоретическая часть.

2. Практическая часть.

1. Теоретическая часть.

Психолог : Уважаемые коллеги!

Приглашаю вас принять активное участие в семинаре – практикуме , направленного на развитие способности педагогов к саморазвитию и самосовершенствованию . В настоящее время модернизация системы образования вступила в период адаптации к рыночным отношениям, что предъявляет новые требования к деятельности всех образовательных учреждений, их целевым ориентирам и результатам. Решение задач социализации подрастающего поколения в современных условиях жизни нашего общества диктует необходимость изменения характера деятельности дошкольных образовательных учреждений как первой ступени в системе непрерывного образования. Государственная политика в этой области отражена в Законе РФ «Об образовании» , ориентирующая на построение новой системы дошкольного образования, в центре которой находится личностное развитие ребенка.

В связи с переходом на ФГОС педагогам требуется психологическая поддержка, поскольку введение любых инноваций для многих педагогов может сопровождаться стрессом, эмоциональными и нервными перегрузками. Это связано с тем, что педагогам бывает трудно адаптироваться к новым условиям, которые диктует современное образование. Такая ситуация содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения, что приводит к возникновению негативных эмоциональных состояний. Сама по себе специальность «педагог» относится к профессиям типа «человек-человек» , что связано с высокими эмоциональными затратами, требует от человека больших резервов самообладания и саморегуляции . К личности педагога нему всегда предъявлялись и предъявляются достаточно высокие требования. Современное общество встало на путь инновационного развития, в центре которого стоит фигура педагога, потому что через образовательное учреждение как социальный институт проходит каждый гражданин страны. Государство и общество должны понимать непреложную истину : от того, насколько личностно и нравственно развитыми выпускники будут покидать стены различных образовательных учреждений, зависит будущее России.

Поэтому и сейчас очень уместен разговор о том, а каким должен быть современный педагог, какими профессиональными качествами необходимо овладеть не только начинающему, но и опытному педагогу в быстро меняющемся информационном обществе. Не случайно, нас заинтересовала проблема профессиональной идентичности педагога.

Ведущий :

Охарактеризуйте, пожалуйста, что такое идентичность для Вас? (Ответы педагогов) .

Ведущий :

«Идентичность» – от французского -identigue– точно соответствующий, тождественный.

Идентификация (от лат. identifico - отождествлять) :

Идентификация в Энциклопедическом словаре : признание тождественности, отождествление объектов, опознание. В психологии и социологии - процесс эмоционального и иного самоотождествления личности с другим человеком, группой, образцом, процесс сравнения объекта с некоторым эталоном.

Профессиональная идентичность – ведущая характеристика профессионального развития человека, которая свидетельствует о степени принятия избранной профессиональной деятельности в качестве средства самореализации и развития , как осознание своей тождественности с группой и оценка значимости членства в ней. Важно, чтобы процесс становления профессиональной идентичности педагога проходил безболезненно и позитивно в течение всего периода педагогической деятельности.

2. Практическая часть.

Упражнение “Аплодисменты”.

Знакомство с человеком начинается с приветствия, которое содержит в себе заряд положительной энергии, поэтому предлагаю начать занятие с упражнения “Аплодисменты”. Для этого необходимо поднять руки перед собой. Начинаем приветствие друг друга с тихих аплодисментов. Одним пальцем правой руки постучите по ладони левой руки. Прислушайтесь к этим тихим звукам. Теперь двумя пальцами, тремя – аплодисменты стали ярче, четырьмя, а теперь поприветствуйте друг друга целой ладонью. Спасибо за аплодисменты, я почувствовала вашу энергию, поддержку, а это порой так необходимо в нашей жизни.

Упражнение «Образ, который вы создали сами» (работа в таблице) .

Все мы родом из детства. Предлагаю вспомнить любимых героев мульт- или кинофильмов, сказок; людей шоу-бизнеса, которые оставили след в вашей душе.

Герой сказки или мультфильма Кумир шоу-бизнеса (актёр, артист, певец, юморист) Реальный пример для подражания в жизни

Имя Яркие черты характера, особенности поведения Имя Яркие черты характера, особенности поведения Имя Яркие черты характера, особенности поведения

После заполнения таблицы участники тренинга высказываются .

Упражнение “Мои положительные черты”.

Напишите свои положительные черты. Трудно ли было написать эти черты? Почему?

Теперь ещё раз прочтите то, что написано на вашем листке. Все ли эти положительные качества видят в вас другие? Главная задача каждого – подтверждать своим поведением и делами всё то положительное, что вы у себя отметили.

Что вы чувствовали когда выполняли это упражнение?

Упражнение “Отражение в воде”.

Один человек будет тот, кто стоит на берегу, а другой - тем, кто живёт в речке. Станьте друг против друга и внимательно выполняйте мои команды :

Человек скорчил страшную рожицу;

Человек замахнулся палкой;

Человек приветливо улыбнулся тому, кто живёт в речке.

Что вы чувствовали, когда ваш партнёр скорчил вам рожу (замахнулся на вас, улыбнулся вам?

Что вам было приятнее делать : корчить рожу, замахиваться палкой, улыбаться?

Как вы думаете, все ли из вас правильно выполняли мои задания, ведь в реке всё отражается так же, как в зеркале?

Наша злая рожица может испугать не только другого человека, но и нас самих; замахиваясь на другого палкой, мы замахиваемся на себя, улыбаясь другому, мы улыбаемся сами себе.

Упражнение “Волшебное озеро”.

Для упражнения понадобится шкатулка, в которую заранее кладётся небольшое зеркало. Все участники садятся в круг и закрывают глаза.

Сейчас вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в маленьком “волшебном” озере, вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему.

Как вы понимаете значение слова “уникальный”?

Кто же самый уникальный и неповторимый человек на свете?

Как ответил вам этот человек на вашу улыбку?

Как же мы должны относиться к уникальной и неповторимой личности?

Упражнение «Моя позиция» . (работа в таблице) .

Характерные для вас мысли и действия

Позиция… Позиция…

По жизни меня ведут действия, основанные на обязательствах и ожиданиях…. По жизни меня ведут надежды и пожелания, оценки нравится- не нравится, суждения, мнения, чувства доминируют над действиями

Возможность что-либо изменить есть всегда Возможности что-то изменить нет

Я - чемпион по результатам Я -чемпион по оправданиям

Я- часть решения Я- часть проблемы

Я-мой свободный, осознанный выбор Мои действия- это вынужденность,соглашательство

Я знаю, ради чего я это делаю, если нужно, я выбираю платить цену Я- жертва обстоятельств. Меня используют другие люди

Успех-это намеренно созданный результат Мне повезло или не повезло : обстоятельства сложились благополучно, обстоятельства были против.

Что даёт такая позиция…. Что даёт такая позиция….

После заполнения таблицы ведущий предлагает участникам высказаться.

Интерпретация.

Капитан собственной жизни. Ты чувствуешь ответственность за всё, что с тобой происходит, преодолеваешь трудности. Ты видишь перед собой цель и думаешь над тем, как её достигнуть. Твои мысли и чувства- загадка для окружающих.

Рулевой на собственном жизненном корабле. Если это необходимо, ты способен передавать штурвал в надёжные руки. При оценке собственных трудностей ты частенько ошибаешься. То, что ты считаешь чересчур сложным, на самом деле оказывается довольно простым. Рассудительность, чуткость, отсутствие лишнего упрямства обычно помогают тебе. Ты умеешь жить в согласии с другими людьми.

Пассажир на корабле своей жизни. Ты прислушиваешься к тому, что говорят и думают другие. Причину своих ошибок и трудностей видишь чаще всего в том, что так всё само складывается , чем в собственных промахах. Часто ты считаешь, что какое-то дело значительно сложнее, чем оно есть на самом деле , если только взяться. То, что кажется невыполнимым- вполне тебе по силам, стоит только поверить в себя. Ты умеешь мирно сосуществовать с окружающими тебя людьми.

Кем быть в этой жизни-свободный выбор каждого человека.

Релаксация «Цветы» .

Сделайте 2–3 глубоких вдоха и выдоха, закройте глаза. Представьте себе : греет теплое ласковое солнышко, дует легкий приятный ветерок… Вы находитесь на лугу, покрытом цветами : красными, желтыми, небесно-голубыми. Цветы настолько красивы, что завораживают взгляд. Постарайтесь рассмотреть их повнимательнее. Одни цветы яркие, крупные, другие нежные, хрупкие, некоторые совсем меленькие, есть даже цветы с колючками. У каждого цветка свой неповторимый аромат. Какие-то пахнут медом, какие-то - карамелькой, ванильным мороженым, приятной горчинкой… Какой бы ни был цветок - он неповторим… С высоты птичьего полета кажется, что это совсем не луг, а ослепительной красоты ковер. И каждый цветок, даже самый маленький, находится на своем месте, создавая дивный узор. Не будь его здесь, и узор был бы совсем другим… Представьте себе, что каждый из вас - тоже цветок из этого великолепия… Постарайтесь рассмотреть себя в капельке утренней росы… Что вы за цветок?. Как вы выглядите?. Какого цвета?. Какой аромат от вас исходит?. Этот луг настолько прекрасен, что постоянно притягивает к себе нежных бабочек, стремительных стрекоз, медлительных божьих коровок… Цветы не только радуют их своей красотой, но и дают возможность спрятаться от палящих солнечных лучей, сильного ветра, от птиц; они щедро делятся своим целебным нектаром… Вы так нужны им… Постарайтесь оставить в своей памяти эти ощущения красоты, нужности кому-либо, единения с другими… Сделайте глубокий вдох… Вернитесь в свой реальный облик. Медленно потянитесь, откройте глаза.

Подведение итогов. Рефлексия впечатлений участников.

Семинар-практикум - мероприятие, позволяющее на практике применить полученные теоретические знания. На них участникам предстоит находить ответы на проблемные вопросы или предлагать варианты выхода из проблемных ситуаций. Работа может проводиться как индивидуально, так и в мини-группах. Для успешной реализации занятия важно выбрать актуальные темы семинаров для воспитателей ДОУ , которые затрагивают все вопросы жизнедеятельности учреждения и коллектива.

При этом структура мероприятия подразумевает несколько важных этапов:

  1. Подготовительный. На этом этапе ответственный сотрудник изучает тему, определяет задачи мероприятия и в соответствии с ними формирует план занятия. Он подбирает необходимый теоретический материал и задания, которые позволят наилучшим образом усвоить информацию, применив ее на практике. Важно сформулировать желаемые результаты, чтобы в соответствии с ними оценить, в какой мере были достигнуты поставленные цели.
  2. Организационный. Необходим для конкретизации проблемы и актуализации заявленной темы. Все участники мероприятия фронтально или в группах обсуждают тему (проблему), организатор может предложить выполнение психологических упражнений или различных заданий для создания комфортной для работы атмосферы в коллективе.
  3. Теоретический. Семинар-практикум начинается с небольшой лекции по методике или психологии, оглашения важной информации, демонстрации презетации, описания спорной ситуации или события. Им может стать обновление законодательной базы, передовые педагогические технологии, методические рекомендации или конкретные примеры из педагогической практики.
  4. Практический. Участникам мероприятия предлагается высказаться по поводу услышанного, вступить в дискуссию, самостоятельно или вместе с коллегами выполнить определенные задания. Этот этап отличается в зависимости от выбранной формы занятия («круглого стола», мастер-класса или деловой игры).
  5. Рефлексия. Независимо от темы семинаров для педагогов ДОУ этап рефлексии - оценки достигнутых результатов и хода занятия является обязательным. Он позволяет сделать выводы по коллективной работе, оценить степень вовлеченности воспитателей в процесс самообразования.

Новые возможности для карьерного роста

За прохождение курса - диплом государственного образца о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Приступайте к учебе бесплатно прямо сейчас

  • время для заседания выбирается оптимальное для всех участников, что позволит добиться максимальной заинтересованности и создать доброжелательную атмосферу.
  • перед выбором темы занятия важно оценить аудиторию, ее потребности и возможности, поскольку общий семинар для работников разных уровней подготовки может оказаться неэффективным;
  • строго регламентировать или по возможности следовать регламенту высказываний, чтобы не допустить обострения споров и ущемления прав участников мероприятия (как правило, на высказывание участника выделяется 20-25 минут, но можно ограничиться и 10);
  • необходимо следить за культурой общения участников заседания, толерантностью высказываний, допустима критика идей, но не личностей;
  • активное участие и пассивное слушание на занятии должны чередоваться, что позволит воспитателям дольше сохранять концентрацию (если заседания затягивается, разумно сделать перерыв на кофе или перекус).

Семинар для воспитателей ДОУ

«Такие разные дети»

Цель: познакомить педагогов с психологическими особенностями развития агрессивных, застенчивых, гиперактивных и тревожных детей, представить педагогам содержание игр, направленных на преодоление агрессивности, тревожности, застенчивости у воспитанников; содействовать развитию эмпатийности, коммуникативных умений у педагогов.

Предварительная работа:

1.Создание презентации «Такие разные дети».

2.Подбор демонстрационного материала по тематике.

Ход семинара:

    Приветствие.

    Показ мультфильма «Откуда берутся дети»

    Упражнение «Все дети разные»

Все дети разные, каждый ребенок индивидуальность. Есть дети, с которыми общаться одно удовольствие: им все интересно, они вежливы, способны и очень милы, кажется, что все у них легко и быстро, получается (достать из коробки звездочку). А есть, на первый взгляд очень спокойные: посадишь его, и он сидит, поставишь – стоит, с ним спокойно взрослым, а спокойно ли ему в этом состоянии (достать кубик) . А есть дети очень противоречивые: 5 мин он спокойный и милый, а потом, вдруг начинает непонятно себя вести, бегать в разные стороны, потом вроде опять успокаивается, а потом все повторяется (достать неваляшку) . А есть, которые живут в своем мирке – тихие, не заметные, не общительные (достать ракушку) . А еще есть дети очень - очень подвижные: им трудно удержаться на одном месте (достать мячик). Бывают дети, у которых много-много колючек: то они начинают спорить с взрослыми, то дерутся с другими детьми (достать колючий ежик ). Все дети разные, они не похожи друг на друга. Главная задача взрослых: не задавать себе бесконечный вопрос «Почему он такой? ». Он такой, надо постараться это понять и принять. А задать надо другой вопрос: «Что я могу сделать, чтобы ему помочь?

В последнее время проблема общения с "трудными детьми" стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность "трудных детей" неуклонно растет.

Если в былые годы "трудными детьми" становились по преимуществу подростки, то теперь нередко попадают в данную категорию дети- дошкольники.

Почти в каждой группе встречается хотя бы один ребенок поведение которого отличается от поведения других детей – это могут быть дети с признаками агрессивного поведения, гиперактивные дети или наоборот замкнутые, боязливые, тревожные . (слайд 2 – категории «Трудных детей»)

    Мини-лекция «Психологические особенности агрессивных, гиперактивных детей»

Рассмотрим основные признаки таких детей по схеме «Портрет особого ребенка» (Приложение 1) – слайд 3

(Педагоги выбирают качества, характерные для агрессивных детей)

    Агрессивный ребенок (слайд 4)

Портрет агрессивного ребенка.

Он нападает на остальных, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, одним словом, становится «грозой» всего коллектива. Этого ершистого, драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять. Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь боятся их.

Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия - это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Агрессивное поведение детей – это своеобразный сигнал « SOS », крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенок справится не в силах. Т.е. детская агрессивность – признак внутреннего неблагополучия.

Агрессивность в дошкольном возрасте может проявляться в виде угроз, дразнилок, а также разрушение продуктов деятельности другого; уничтожение или порча чужих вещей; непосредственное нападение на другого и нанесение ему физической боли и унижение (попросту драка).

Причины детской агрессивности: (слайд 5)

Вследствие этого причинами агрессивного поведения можно назвать:

Наличие у ребенка неврологических заболеваний;

Стиль воспитания в семье (гипер-, гипоопека, отчуждение, постоянные ссоры, стрессы; нет единства требований к ребенку; ребенку предъявляются слишком суровые или слабые требования; физические (особенно жестокие) наказания; асоциальное поведение родителей);

Психологический климат в детском коллективе

Как помочь агрессивному ребенку: (слайд 6)

Работа воспитателей должна проводиться в трех направлениях:

1. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.

2. Обучение умению владеть собой.

3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т. д.

Первое направление . Что такое гнев? Это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. Психологи не рекомендуют каждый раз сдерживать гнев, поскольку, таким образом, мы можем стать своеобразной «копилкой гнева». (Упражнение «Шарик») Кроме того, загнав гнев внутрь, человек, скорее всего, рано или поздно все же почувствует необходимость выплеснуть его. Но уже не на того, кто вызвал это чувство, а на того, кто слабее и не сможет дать отпор. От гнева нужно освобождаться. Это не означает, что всем дозволено драться и кусаться. Просто мы должны научиться сами и научить детей выражать гнев неразрушительными способами:

    Можно воспользоваться подручными средствами, которыми необходимо оборудовать каждую группу детского сада. Легкие мячики, которые ребенок может швырять в мишень; мягкие подушки, которые разгневанный ребенок может пинать, колотить, резиновые молотки, которыми можно со всей силы бить по полу; газеты, которые можно комкать и швырять, не боясь что-либо разбить и разрушить, - все эти предметы могут способствовать снижению эмоционального и мышечного напряжения, если мы научим детей пользоваться ими в экстремальных ситуациях.

    В ситуации, когда ребенок рассердился на сверстника, и обзывает его, можно вместе с ним нарисовать обидчика, изобразить его в том виде и в той ситуации, в которой хочется «оскорбленному». Подобная работа должна проводиться один на один с ребенком, вне поля зрения соперника.

    Способ выразить вербальную агрессию - поиграть с ними в игру «Обзывалки». У детей, услышавших что-то приятное о себе, уменьшается желание действовать агрессивно.

    Помочь детям доступным способом выразить гнев, а педагогам – беспрепятственно проводить занятие поможет игра «Мешочек для криков». Перед занятием каждый желающий ребенок может подойти к «Мешочку для криков» и покричать как можно громче. Таким образом, он «избавляется» от своего крика на время занятия.

    Слепить фигуру своего обидчика, разбить, смять, расплющить между ладошками, а затем при желании восстановить.

    Игры с песком и водой. Рассердившись на кого-либо, ребенок может закопать фигурку, символизирующую врага, глубоко в песок, налить туда воды, прикрыть кубиками, палками. С этой целью используют игрушки из «Киндер-сюрпризов». Закапывая – раскапывая игрушки, работая с сыпучим песком, ребенок постепенно успокаивается.

Второе направление

Следующим очень ответственным и не менее важным направлением является обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций. Далеко не всегда агрессивный ребенок признается, что он агрессивен. Более того, в глубине души он уверен в обратном: это все вокруг агрессивны. К сожалению, такие дети не всегда могут адекватно оценить свое состояние, а тем более состояние окружающих. Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способов выражения своих чувств.

Задача взрослого – научить их выходить их конфликтных ситуаций приемлемыми способами. С этой целью можно:

    в группе обсудить с детьми, наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации. Например, как поступить, если ребёнку нужна игрушка, в которую кто-то уже играет. Иногда дети поступают так или иначе не потому, что им это нравится, а из-за того, что не знают, как можно сделать по-другому.

    проговаривать свои чувства и чувства других детей.

    проигрывать проблемные ситуации при помощи игрушек

    чтение и сказок и обсуждение чувств героев.

    Рисование на темы «Я сержусь», «Я радуюсь»

Третье направление. Агрессивные дети имеют низкий уровень эмпатии: это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию. Агрессивных детей не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Считается, что если агрессор сможет посочувствовать «жертве», его агрессия в следующий раз будет слабее.

    Одной из форм такой работы может стать ролевая игра, в процессе которой ребенок получает возможность поставить себя на место других, оценить свое поведение со стороны. Например, если в группе произошла ссора или драка, можно в кругу разобрать эту ситуацию, пригласив в гости известных детям литературных героев, похожую на ту, которая произошла в группе, а затем просят детей помирить их. Дети предлагают различные способы выхода из конфликта. Можно разыгрывать ситуации, которые чаще все вызывают конфликты в коллективе: как реагировать, если товарищ не отдает нужную те игрушку, что делать, если тебя дразнят, как поступить, если тебя толкнули и ты упал и др. Целенаправленная работа помогает ребенку с большим пониманием относиться к чувствам и поступкам других и научиться самому адекватно относиться к происходящему.

    Играть в игры, развивающие сопереживание «Добрые волшебники», «Жужа»

    Демонстрация модели неагрессивного поведения. Воспитателю (взрослому) нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребёнка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.

    Гиперактивный ребенок

Портрет гиперактивного ребенка (слайд 6)

Такого ребенка часто называют «живчиком», «вечным двигателем», неутомимым. У гиперактивного ребенка нет такого слова, как «ходьба», его ноги целый день носятся, кого-то догоняют, вскакивают, перепрыгивают. Даже голова у этого ребенка в постоянном движении. Но стараясь увидеть больше, ребенок редко улавливает суть. Взгляд скользит лишь по поверхности, удовлетворяя сиюминутное любопытство. Любознательность ему не свойственна, редко задает вопросы «почему», «зачем». А если и задает, то забывает выслушать ответ. Хотя ребенок находится в постоянном движении, есть нарушения координации: неуклюж, при беге и ходьбе роняет предметы, ломает игрушки, часто падает. Такой ребенок импульсивнее своих сверстников, у него очень быстро меняется настроение: то безудержная радость, то бесконечные капризы. Часто ведет себя агрессивно. Гиперактивный ребенок получает больше всех замечаний, окриков, «отрицательного внимания». Претендуя на лидерство, эти дети не умеют подчинять свое поведение правилам или уступать другим и вызывают многочисленные конфликты в детском коллективе. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы.

Как определить, является ли Ваш ребенок гиперактивным

В основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция, поэтому Гиперактивность (СДВГ) – медицинский диагноз, который вправе поставить только врач на основе специальной диагностики, заключений специалистов. Мы же можем заметить особенности поведения, определенные симптомы.

Причины гиперактивности (слайд 7)

Существует много мнений о причинах возникновения гиперактивности. Многие исследователи отмечают, что количество таких детей растет с каждым годом. Изучение таких особенностей развития идет полным ходом. На сегодняшний день среди причин возникновения выделяют:

Генетические (наследственная предрасположенность);

Биологические (органические повреждения головного мозга во время беременности, родовые травмы);

Социально–психологические (микроклимат в семье, алкоголизм родителей, условия проживания, неправильная линия воспитания).

Каждый педагог, работающий с гиперактивным ребёнком, знает сколько хлопот и неприятностей доставляет тот окружающим. Однако это только одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это. Такому ребенку трудно долгое время сидеть неподвижно, не ерзать, не разговаривать. Постоянные окрики, замечания, угрозы наказания, на которые так щедры взрослые, не улучшают его поведения, а порой даже становятся источниками новых конфликтов. Кроме того, такие формы воздействия могут способствовать формированию у ребенка отрицательных черт характера. В результате страдают все: и ребенок, и взрослые, и дети, с которыми он общается.

Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним – вполне посильная задача.

В общении с гиперактивным ребенком взрослым необходимо помнить следующее:

    Стараться не «замечать» мелкие шалости, сдерживать раздражение и не кричать на ребенка, так как от шума возбуждение усиливается. С гиперактивным ребенком необходимо общаться мягко, спокойно. Желательно, чтобы не было восторженных интонаций, эмоционального приподнятого тона. Так как ребенок очень чувствителен и восприимчив, быстро присоединится к такому настроению.

    Негативные методы воспитания неэффективны у этих детей. Особенности нервной системы таковы, что порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но легко отвечают на малейшую похвалу. Похвала и позитивная реакция взрослого очень необходима этим детям. Но надо лишь помнить, что делать это, надо не слишком эмоционально.

    Гиперактивный ребенок физически не может длительное время внимательно слушать воспитателя или учителя, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы. Сначала желательно обеспечить тренировку только одной функции. Например, если вы хотите, чтобы он был внимательным, выполняя какое либо задание, постарайтесь не замечать, что он ерзает и вскакивает с места.

    Нагрузка ребенка должна соответствовать его возможностям. Например, если дети в группе детского сада могут заниматься какой-либо деятельностью 20 минут, а гиперактивный ребенок работает продуктивно лишь 10 минут, не надо заставлять его продолжать занятие дольше. Пользы это не принесет. Разумнее переключить его на другой род деятельности: попросить полить цветы, накрыть на стол, поднять “случайно” оброненный карандаш и так далее.

    Для гиперактивных детей важен физический контакт. Поэтому педагог в тот момент, когда ребенок начнет отвлекаться, может положить руку ему на плечо. Это прикосновение работает как сигнал, помогающий “включить” внимание. Взрослого он избавит от необходимости делать замечания и читать бесполезные нотации.

    Гиперактивному ребенку очень тяжело заставить себя делать то, что требуют взрослые, ему приходится особенно трудно. Именно поэтому желательно уже в детском саду учить детей соблюдать определенные правила и следовать инструкциям.

    Запретов должно быть немного, они должны быть заранее оговорены с ребенком и сформулированы в четкой непреклонной форме. Ребенок должен четко знать, какие санкции последуют за нарушением запрета.

    При повреждении вестибулярного аппарата им необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы оставаться во внимании. Для того чтобы сохранить концентрацию внимания, дети применяют адаптивную стратегию: они активизируют центры равновесия при помощи двигательной активности. Например, отклоняясь на стуле назад так, что пола касаются только его задние ножки. Взрослый, требует, чтобы дети «сели прямо и не отвлекались». Но для таких детей эти два требования вступают в противоречие. Если их голова и тело неподвижны, снижается уровень активности мозга.

    Необходимо помнить, что гиперактивному ребенку легче работать в начале дня, чем вечером, в начале занятия, чем в конце. Ребенок, работая один на один со взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой.

    Одно из важных условий успешного взаимодействия с гиперактивными детьми – соблюдения режима дня. Все процедуры и виды деятельности должны быть заранее известны ребенку.

Игры для гиперактивных детей

Игры на развитие внимания "Корректор", "Учитель", "Лови - не лови", "Все наоборот"

Игры и упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксации);"Солдат и тряпичная кукла", "Шалтай-Болтай", психогимнастические занятия

Игры, развивающие навыки волевой регуляции (управления);«Молчу - шепчу - кричу", "Говори по сигналу", "Замри"

игры, способствующие закреплению умения общаться, коммуникативные игры.«Ожившие игрушки», «сороконожка», «добрые ангелы», «испорченный телефон».

Обзывалки” (Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

Скажите детям следующее: “Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: “А ты, ..., морковка!” Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: “ А ты, .... солнышко!”

Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.

Два барана” (Кряжево Н.Л., 1997)

Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность “легальным образом” выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло. Воспитатель разбивает детей на пары и читает текст: ^Рано-рано два барана повстречались на мосту”. Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача - противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки “Бе-е-е”.

Тух-тиби-дух” (Фопель К., 1998)

Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил.

Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований.. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: “Тух-тиби-дух”. Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово

Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами.

Жужо” (Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом. “Жужа” сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. “Жужа” терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет “Жужей”.

Взрослый должен следить, чтобы “дразнилки” не были слишком обидными.

Ошибки, способствующие усилению напряжения ситуации

Основная задача воспитателя (либо любого другого взрослого), сталкивающегося с детской агрессией - уменьшить напряжение ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:

Демонстрация власти ("Учитель здесь пока еще я", "Будет так, как я скажу");

Крик, негодование;

Агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор "сквозь зубы";

Сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;

Негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;

Использование физической силы;

Втягивание в конфликт посторонних людей;

Непреклонное настаивание на своей правоте;

Нотации, проповеди, "чтение морали",

Наказания или угрозы наказания;

Обобщения типа: "Вы все одинаковые", "Ты, как всегда...", "Ты никогда не...";

Сравнение ребенка с другими детьми - не в его пользу;

Команды, жесткие требования, давление;

Оправдания, подкуп, награды.

    у!»

Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.

Приложение 1. Портрет «Особого ребенка»

Характерные особенности ребенка

Слишком говорлив

Продуктивно работает с пооперационными картами.

Отказывается от коллективной игры.

Чрезмерно подвижен

Имеет высокие требования к себе

Не понимает чувств и переживаний других людей

Ощущает себя отверженным

Любит ритуалы

Имеет низкую самооценку

Часто ругается с взрослыми

Создает конфликтные ситуации

Отстает в развитии речи

Чрезмерно подозрителен

Вертится на месте

Совершает стереотипные механические движения

Постоянно контролирует свое поведение

Чрезмерно беспокоится по поводу каких-либо событий

Сваливает вину на других

Беспокоен в движениях

Имеет соматические проблемы боли в животе, в горле, головные боли

Часто спорит со взрослыми

Суетлив

Кажется отрешенным, безразличным к окружающему

Любит заниматься головоломками, мозаиками

Часто теряет контроль над собой

Отказывается выполнять просьбы

Импульсивен

Плохо ориентируется в пространстве

Часто дерется

Имеет отсутствующий взгляд

Часто предчувствует «плохое»

Самокритичен

Имеет мускульное напряжение

Имеет плохую координацию движений

Опасается вступать в новую деятельность

Часто специально раздражает взрослых

Робко здоровается

Годами играет в одну и ту же игру

Мало и беспокойно спит

Толкает, ломает, рушит все кругом

Чувствует себя беспомощным

Семинар-практикум

для воспитателей

«Нетрадиционные техники рисования

в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста».

Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов художественного творчества в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Показать актуальность кружковой работы в детском саду. Ознакомить педагогов с многообразием техник нестандартного раскрашивания.

Девиз моей работы: «Для ребёнка, вместе с ребёнком, исходя из возможностей ребёнка».



Подготовительный этап:

1. Оформить выставку детских рисунков в различной технике рисования.

2. Выложить материалы, которые используются в нетрадиционном рисовании.

3. Приготовить книги по нетрадиционному художественному творчеству.

4. Цитаты. «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

«Детство - важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». (В. А. Сухомлинский)



Вступительное слово.

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В. А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация) . Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядночувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно - выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

Работая с детьми дошкольного возраста в течение нескольких лет, я обратила внимание на результаты диагностик по художественному творчеству. Дети показывают хорошие результаты по критериям:

- умение штриховать, наносить различные линии цветными карандашами;

- умение наносить мазки краски узкой и широкой кистью;

- умение узнавать, называть основные цвета, оттенки красок и смешивать их;

- умение правильно использовать кисти, клей и пластилин в работе;

- умение использовать трафареты и печати при работе;

- умение убирать за собой рабочее место.

- Одновременно проявились и низкие способности детей:

- неуверенность и скованность в действиях и ответах на занятиях;

- пассивность в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположении изображения на листе;

- растерянность при использовании способов нестандартного раскрашивания;

- умение экспериментировать с изобразительными материалами;

- ожидание чёткого объяснения педагогом знакомого способа рисования;

- проявление фантазии, художественного творчества;

- умение передавать личное отношение к объекту изображения.

Подводя итоги, я понимала, что детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы стала углублённо изучать методическую литературу. Для себя чётко выделила критерии руководства по изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка, способствовать овладению необходимыми навыками.

Особенно заинтересовалась нетрадиционными способами рисования, с помощью которых возможно развивать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. По словам психолога Ольги Новиковой "Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен".

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Как вы думаете, что может обозначать слово нетрадиционно?
(Ответы).

Нетрадиционно :

- не основываясь на традиции;

- происходя не в силу установившейся традиции, устраиваясь не по заведенному обычаю. Отличаясь оригинальностью;

- не придерживаясь традиций. (Толковый словарь Т.Ф.Ефремова.,2000.)

Синонимы: индивидуально, на новый лад, неординарно, неповторимо, нестандартно, нетривиально, оригинально, по-новому, по-своему, самобытно, самостоятельно, своеобразно, своеобычно. (Словарь синонимов).

Что подразумевается под словосочетанием «нетрадиционное рисование»? (Ответы)

Нетрадиционное рисование - искусство изображать не основываясь на традиции.

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве.
Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлен на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и.т.д). Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Всеми этими предметами обогатили уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Проведение НОД с использованием нетрадиционных техник:

- способствует снятию детских страхов;

- развивает уверенность в своих силах;

- развивает пространственное мышление;

- побуждает детей к творческим поискам и решениям;

- знакомит с разнообразным материалом;

- развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;

- развивает мелкую моторику рук;

- развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

- во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Проанализировав рисунки дошкольников пришла к выводу - необходимо облегчить навыки рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. Этим можно на много повысить интерес дошкольников к рисованию. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.

Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием рисуют разные узоры не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.

Во время работы я столкнулась с проблемой, дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится.
Особенно это заметно в средней группе, где навыки изобразительной деятельности у детей еще слабо развиты, формообразующие движения сформированы не достаточно. Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Стимулом побудить детей к деятельности, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. И мне удалось найти то, что нужно. Я воспользовалась опытом работы своих коллег в области обучения детей рисованию. А позже переработала его, внесла свои коррективы.

Виды нетрадиционного рисования.

Кляксография.

Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.

Рисование вдвоем на длинной полосе бумаги.

Кстати говоря, формат бумаги полезно менять (т.е. давать не только стандарт). В данном случае длинная полоска поможет рисовать вдвоем, не мешая друг другу. Можно рисовать изолированные предметы или сюжеты, т.е. работать рядом. И даже в этом случае ребенку теплее от локтя мамы или папы. А потом желательно перейти к коллективному рисованию. Взрослые и ребенок договариваются кто, что будет рисовать, чтобы получился один сюжет.

Тычок жесткой полусухой кистью.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками .

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой .

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование с секретом в три пары рук.

Берется прямоугольный лист бумаги, 3 карандаша. Распределяются взрослые и ребенок: кто будет рисовать первый, кто второй, кто третий. Первый начинает рисовать, а затем закрывает свой рисунок, загнув листочек сверху и оставив чуть-чуть, какую-то часть, для продолжения (шея, к примеру). Второй, не видя ничего, кроме шеи, продолжает, естественно, туловище, оставив видной только часть ног. Третий заканчивает. Затем открывается весь листок - и почти всегда получается смешно: от несоответствия пропорций, цветовых гамм.

Рисование самого себя или рисование с натуры любимых игрушек.

Рисование с натуры развивает наблюдательность, умение уже не творить, а изображать по правилам, т.е. нарисовать так, чтобы было похоже на оригинал и пропорциями, и формами, и цветом. Предложите вначале нарисовать самого себя, глядя в зеркало. А еще непременно много раз поглядывая в зеркало. А еще лучше, покажите, как вы, взрослые, будете рисовать себя, непременно много раз поглядывая в зеркало. Дальше пусть сам ребенок выбирает себе предмет, Это может быть любимая кукла, мишка или машина. Важно учить длительно наблюдать, сопоставляя части предмета. И еще. Если ребенок отойдет от натуры, внесет что-то свое, в результате чего появится совершенно непохожий предмет или игрушка, - не огорчайтесь. Похвалите своего малыша: "Ты сегодня нарисовал новую машину! Наверно, тебе такую хочется?" Но обязательно в конце такого рисования важно спрашивать: "А чем нарисованная машина отличается от этой?"

Скатывание бумаги.

Средства выразительности: фактура, объем. Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы. Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

«Я рисую маму»…

Хорошо бы продолжить рисование с натуры или рисование по памяти (объектами для такого изображения могут стать члены семьи, родственники и друзья). В качестве вспомогательного материала могут быть фотографии или беседы о характерных особенностях внешнего вида отсутствующих родственников... Берутся и рассматриваются фотографии. Проводится беседа: "Какая бабушка Валя? Какие у нее волосы? Прическа? Любимое платье? Улыбка?" И начинается процесс сотворчества. Через время можно предложить нарисовать по памяти подружек. Когда соберется достаточно рисунков с изображением родственников и друзей, советуем организовать мини-выставку "Мои родные и близкие", где по достоинству оцениваются первые портреты дошкольника.

Оттиск смятой бумагой.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Восковые мелки + акварель .

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Свеча + акварель.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Точечный рисунок.

Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Вот как это делается. Спичка, очищенная от серы, туго заматывается небольшим кусочком ваты и окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.

Набрызг.
Средства выразительности: точка, фактура. Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см). Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Отпечатки листьев.

Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Проводя цикл занятий с использованием разнообразных техник для выявления способностей детей за пройденное время, видно, что у детей, имеются способности к работе красками с использованием нетрадиционных техник. У детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся чуть выше, чем в начале учебного года, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой и способность к цветовосприятию.

Поролоновые рисунки.

Почему-то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. Далеко не всегда, утверждают тризовцы. На помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.

Загадочные рисунки.

Загадочные рисунки могут получаться следующим образом. Берется картон размером примерно 20х20 см. И складывается пополам. Затем выбирается полушерстяная или шерстяная нитка длиной около 30 см, ее конец на 8 - 10 см обмакивается в густую краску и зажимается внутри картона. Следует затем поводить внутри картона этой ниткой, а потом вынуть ее и раскрыть картон. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают взрослые с детьми. Чрезвычайно полезно давать названия получившимся изображениям. Это сложная умственно-речевая работа в сочетании с изобразительной будет способствовать интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

Рисование мелками.

Дошкольники любят разнообразие. Эти возможности предоставляют нам обыкновенные мелки, сангина, уголь. Гладкий асфальт, фарфор, керамическая плитка, камни - вот то основание, на которое хорошо ложится мелок и уголь. Так, асфальт располагает к емкому изображению сюжетов. Их (если нет дождя) можно развивать на следующий день. А затем по сюжетам составлять рассказы. А на керамических плитках (которые порой в остатках хранятся где-нибудь в кладовой) мы рекомендуем изображать мелками или углем узоры, маленькие предметы. Большие камни (типа волунов) просятся украсить их под изображение головы животного или под пенек. Смотря, что или кого по форме камень напоминает.

Метод волшебного рисунка.

Реализуется этот метод так. Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (елочка, домик, а может бать целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой - рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла. При этом не последнюю роль играет подбор фона к предмету. К примеру, нарисованного свечой снеговика лучше закрасить голубой краской, а лодочку зеленой. Не нужно беспокоиться, если при рисовании начнут крошиться свечи или мыло. Это зависит от их качества.

Разрисовка маленьких камешков.

Разумеется, чаще всего ребенок изображает па плоскости, на бумаге, реже на асфальте, плитки больших камнях. Плоскостное изображение дома, деревьев, машин, животных на бумаге не так влечет, как создание объемных собственных творений. В этой связи в идеале используются морские камешки. Они гладкие, маленькие и имеют различную форму. Сама форма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать (а иногда взрослые помогут малышам). Один камешек лучше подрисовать под лягушку, другой - под жучка, а из третьего выйдет замечательный грибок. На камешек наносится яркая густая краска - и образ готов. А лучше его закончить так: после того, как камешек высохнет, покрыть его бесцветным лаком. В этом случае блестит, ярко переливается объемный жук или лягушка, сделанная детскими руками. Эта игрушка еще не один раз будет участвовать в самостоятельных детских играх и приносить немалую пользу ее хозяину.

Метод ниткографии.

Существует этот метод в основном для девочек. Но это не значит, что он не пригоден для детей другого пола. А заключается он в следующем. Вначале делается из картона экран размером 25х25 см. На картон наклеивается или бархатная бумага, или однотонный фланель. К экрану хорошо бы подготовить симпатичные мешочек с набором шерстяных или полушерстяных ниток различных цветов. В основе этого метода лежит следующая особенность: к фланели или бархатной бумаге притягивается ниточки, имеющие определенный процент шерсти. Нужно только прикреплять их легкими движениями указательного пальца. Из таких ниток можно готовить интересные сюжеты. Развивается воображение, чувство вкуса. Особенно девочки учатся умело подбирать цвета. К светлой фланели подходят одни цвета ниток, а к темной - совершенно другие. Так начинается постепенный путь к женскому ремеслу, очень нужному для них рукоделию.

Метод монотипии.

Два слова об этом, к сожалению редко используемом методе. И напрасно. Потому что он таит в себе немало заманчивого для дошкольников. Если кратко сказать, то это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане рисую краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем. Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге.

Рисование на мокрой бумаге.

До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например если ребенок хочет изобразить следующие темы: "Город в тумане", "Мне приснились сны", "Идет дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской" и т.д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.

Тканевые изображения.

В мешочек собираем остатки тканей всевозможных рисунков и различного качества. Пригодится, как говорится, и ситец, и парча. Очень важно на конкретных примерах показать, как рисунок на ткани, а также ее выделка могут помочь изобразить в сюжете что-то очень ярко и в то же самое время легко. Приведем несколько примеров. Так, на одной из тканей изображены цветы. Их вырезают по контуру, наклеивают (только клейстером или другим хорошим клеем), а затем подрисовывают стол или вазу. Получается емкое красочное изображение. Бывают ткани, которые могут хорошо послужить в качестве домика или туловища животного, или красивого зонтика, или шапочки для куклы, или сумочки.

Объёмная аппликация .

Очевидно, что дети любят заниматься аппликацией: вырезать что-либо и наклеивать, получая от самого процесса массу удовольствия. И нужно создавать им все условия. Наряду с плоскостной аппликацией научить их делать объемную: объемная лучше воспринимается дошкольником и более реалистично отражает окружающий мир. С целью получения такого изображения нужно хорошо помять в детских руках аппликативную цветную бумагу, затем слегка распрямить и вырезать требуемую форму. После чего едва наклеить и в случае необходимости дорисовать отдельные детали карандашом или фломастером. Сделайте, к примеру, так любимую детьми черепашку. Помните коричневую бумагу, слегка распрямите, вырежьте овальную форму и наклейте, а затем подрисуйте голову и ноги.

Рисуем с помощью открыток.

В самом деле, почти в каждом доме хранится масса старых открыток. Переберите вместе с детьми старые открытки, научите вырезать нужные образы и наклеивать к месту, в сюжет. Яркое фабричное изображение предметов и явлений придаст даже самому простому незатейливому рисунку вполне художественное оформление. Разве может трех-, четырех- и даже пятилетний ребенок нарисовать собаку и жука? Нет. Но к собачке и жучку он дорисует солнышко, дождик и будет очень рад. Или если вместе с детьми вырезать из открытки и наклеить сказочный домик с бабушкой в окошке, то дошкольник, ориентируясь на свое воображение, знание сказок и изобразительные навыки, бесспорно, дорисует что-то к нему.

Учимся делать фон.

Обычно дети рисуют на белой бумаге. Так отчетливее видно. Так быстрее. Но некоторые сюжеты требую фона. И, надо сказать, на сделанном заранее фоне лучше смотрятся все детские работы. Многие дети делают фон кисточкой, к тому же обыкновенной, маленькой. Хотя есть простой и надежный способ: делать фон ватой или кусочком поролона, смоченным в воде и краске.

Коллаж.

Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько вышеописанных. В целом нам в идеале кажется важным следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, один из детей 5-6 лет решил нарисовать лето, и для этого он использует точечный рисунок (цветы), а солнышко ребенок нарисует пальцем, фрукты и овощи он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т.д. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет. Английский педагог-исследователь Анна Роговин рекомендует все, что есть под рукой, использовать для упражнений в рисовании: рисовать тряпочкой, бумажной салфеткой (сложенной много раз); рисовать грязной водой, старой чайной заваркой, кофейной гущей, выжимкой из ягод. Полезно так же раскрашивать банки и бутылки, катушки и коробки и т.д.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

- мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

- пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

- внимания и усидчивости;

- изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

- кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

творческий процесс - это настоящее чудо. Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить:

"В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

- игра, которая является основным видом деятельности детей;

- сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;

- музыкальное сопровождение. И т.д.

- Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

- рисование пальчиками;

- оттиск печатками из картофеля;

- рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

- тычок жесткой полусухой кистью.

- печать поролоном;

- печать пробками;

- восковые мелки + акварель;

- свеча + акварель;

- отпечатки листьев;

- рисунки из ладошки;

- рисование ватными палочками;

- волшебные веревочки.

А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:

- рисование песком;

- рисование мыльными пузырями;

- рисование мятой бумагой;

- кляксография с трубочкой;

- монотипия пейзажная;

- печать по трафарету;

- монотипия предметная;

- кляксография обычная;

- пластилинография.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Имитационная игра с педагогами.

Даю взрослым три разных задания (листочки розданы заранее).

Я взмахну волшебной палочкой и превращу вас в детей. Мы сегодня отправляемся путешествовать в волшебную страну рисования. А чтобы попасть в эту страну надо выполнить три задания. Слушайте внимательно:

1. Когда вы были маленькими. Вы рисовали «каля-маля». Теперь вы выросли и уже умело рисуете взрослые рисунки. Сегодня я для вас приготовила каракули малышей. И прошу вас помочь мне увидеть в них что-то интересное. Но сначала надо выбрать, чем вы будете рисовать

2. На этих волшебных листах что-то нарисовано. Предлагаю вам дорисовать то, что вы увидите в этих кляксах.

3. Ребята, мы с вами находили в окружающей обстановке предметы похожие на геометрические фигуры. Сегодня я вам предлагаю с помощью изобразительных средств нарисовать картину из геометрических фигур.

Мы выполнили с вами все задания, и попали в волшебную страну Рисования. Но злой волшебник заколдовал всё в этой стране, и все предметы стали невидимыми. С помощью разных нетрадиционных техник мы постараемся всё расколдовать. Вы поможете мне в этом?

С помощью техники монотипия и кляксография педагоги делают бабочек, деревья, цветы, животных и др. Полученные изображения вырезают и оформляют в общий коллаж.

А вот и прекрасная страна, она встречает нас яркими красками, ароматом цветов, зеленью деревьев, жужжанием и порханием бабочек.

Рефлексия.
Дискуссия по результатам совместной деятельности
.

В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Вспомните притчу о «зарытых талантах». А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимание на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!

Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”.

Список используемых источников

1. Афанасьева С. Написать душу красотой // Дошкольное воспитание. - 1996 - №8.

2. Ашикова С. Я. Я не умею рисовать // Обруч - 1997 - №5.

3. Боровик О. В. Развитие воображения. - М., 2000.

4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.- СПб, 1997

5. Галанов А. С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству.- М., 2000.

6. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М., 1997.

7. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.- М., 2000.

8.Громов Е. С. Природа художественного творчества. - М., 1986.

9. Гусакова М. Материалы и оборудование для занятий изодеятельностью. // Дошкольное воспитание - 1995 - №2.

10. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству.- СПб, 2002

11. Егорова Н. Приглашение к творчеству // Дошкольное воспитание - 1999 - № 1.

12. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами //Дошкольное воспитание - 2004 - №2.

13. Колобова Л. Путешествие по стране Рисовандии // Дошкольное воспитание - 1994 - №4.

14. Комарова Т. С. Зарубежные педагоги о детском изобразительном творчестве \\ Дошкольное воспитание - 1991 - №12

15. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. - М., 1990.

16. Комарова Т. С. Обучение детей техническим навыкам и умениям // 37 Дошкольное воспитание - 1991 - № 2.

17. Косминская В. Б., Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. - М., 1987

18. Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника.- М., 1996.

19. Кудрявцев В. Ребенок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей // Дошкольное воспитание - 1995 - №9-10.

20. Лебедева Е. Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития. - М., 2004.

21. Мелик-Пашаев А. А. , Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству.- М., 1995.

22. Поддъяков Н. Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников // Вопросы психологии - 1990 - №1.

23.Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование / Под ред. Казаковой Р. Г. - М., 2004.

24. Розова С. Чудесный мир красок // Ребенок в детском саду -2002 - №3-7.

25. Романова Р. Чем мы только не рисуем! // Дошкольное образование - 2000 - №3-4.

26. Синельников В. Исследования воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии // Дошкольное воспитание - 1993 - №10.

27. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Ветлугиной Н. А. - М., 1972.

28. Шклярова М. Рисуйте в нетрадиционной технике // Дошкольное воспитание - 1995 - № 11

29. Юркова Н. Нет ошибок в рисовании // Обруч.

Цель : расширение знаний и опыта педагогов.

Задачи :

*раскрытие значения оригами для развития творческого потенциала ребёнка и взрослого

*Передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий

Творческое мышление - один из интереснейших феноменов, выделяющих человека из мира животных. Уже в начале жизни у человека проявляется настоятельная потребность самовыражения через творчество, человек учится мыслить творчески, хотя способность к такому мышлению не является необходимой для выживания. Творческое осмысление является одним из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом.

Формирование творчески мыслящей личности - одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе.

Воспитателю необходимо быть не информатором, а организатором интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия. Большую роль в этом играет японское искусство складывания из бумаги - оригами.

Оригами как средство обучения и воспитания дошкольников рассматривается в работах известных оригамистов и педагогов: Афонькина, Кабачинской, Литвинова, Опаричевой, Соколовой, Тарабариной, Коротеева, Лежнёвой.

Оригами как любое искусство, является средством самовыражения и самопознания, развития творческого потенциала.

Оно не ограниченно в своих возможностях:

— Это приятный и полезный способ проведения досуга.

— идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику, пространственное и творческое мышление, воображение, интеллект.

— В нём находят удовлетворение как приверженцы точных наук, так и творческие натуры.

Занятия оригами, имеют большие педагогические возможности. Они расширяют игровой опыт детей, дают знания об окружающем мире, развивают фантазию, сообразительность, обогащают словарь детей, формируют умение общаться друг с другом. Кроме того, такие занятия развивают творческое мышление детей. Творческое мышление присуще каждому ребёнку, но его надо развивать. Так, если в дошкольном возрасте у ребёнка не развили творческое мышление через игровую и учебную деятельность, то в будущем он не станет творческой личностью а, скорее всего, будет исполнителем чьей - либо воли. Не вызывает сомнения и тот факт, что активность ребёнка непосредственно зависит от его интереса к данной деятельности. Поэтому немаловажная задача педагога - находить всё новые пути развития творческого мышления дошкольника и сделать занятия оригами наиболее занимательными и интересными.

Необходимо также помнить, что эмоции оформляют и сопровождают интерес детей к разнонаправленным мыслительным и практическим действиям. Внимание и доброжелательное отношение взрослых позволяет поддержать и развить интерес к творческим мыслительным задачам. Так ребёнок постепенно будет подниматься на новые ступени развития, образовываться личностно.

Очевидно, что процесс складывания трудоёмкий и сложный. Но именно поэтому он способен отвлечь от повседневных забот и уныния и перенести в страну Творчества, в которой не существует никаких ограничений.

Но, к сожалению, занятия оригами чаще всего носят подражательный характер, что не предусматривает осознанности в выполнении работы, не даёт детям самостоятельно осмыслить процесс изготовления изделия. При проведении таких занятий развивающий потенциал оригами остаётся абсолютно нераскрытым.

Именно поэтому, мною разработаны методические рекомендации, направленные на развитие творческого мышления у старших дошкольников на занятиях оригами:

1. Планирование работы в первой половине дня, так как это наиболее благоприятное время для работы с детьми.

2. Использование методов обучения, соответствующих возрастным особенностям ребёнка и уровню его подготовленности.

3. Создание позитивного микроклимата в коллективе: сотрудничество с воспитанниками, отношение к воспитанникам как к активным субъектам творческого процесса.

4. Проведение интегрированных занятий.

5. Включение в занятия проблемных ситуаций и игровых приёмов, но при этом проблемный материал должен быть разнообразным, неоднотипным.

6. Постепенное усложнение приёмов складывания.

7. Создание условий для самостоятельного изготовления поделки.

8. Использование различной по цвету, фактуре и размеру бумаги.

9. Создание обстановки общей увлечённости и творчества.

Не менее важным, чем развитие мыслительных способностей детей, оказывается изучение и развитие творческого мышления их наставников. Поэтому сейчас я предлагаю вам взять бумажный квадрат, сесть поудобнее и вместе со мной отправиться в сказку «Путешествие квадрата»

Ведущий от имени Квадрата рассказывает историю и одновременно показывает процесс изготовления игрушки

Однажды дети оставили такой квадратный лист бумаги на улице. Он лежал на дороге, с грустью смотрел на небо и думал о том, куда и зачем ветер гонит облака, почему улыбается луна и мигают звёзды, и как хорошо было бы увидеть их поближе. Эти мысли услышал ветер, подлетел к нему и начал работать.

Сложил ветер квадрат в треугольник, развернул и увидел дорожку. К ней приложил первый, а потом второй раз те стороны квадрата, которые были рядом. Повернул его и ещё раз сложил, но уже в длину пополам и сделал стрелку. Поднял её крылья и запустил в небо.

Долететь до звёзд стреле не хватило сил. Она стала опускаться и очень обрадовалась, когда увидела под собой такое же голубое небо. Она окунулась в него и превратилась в лебедя.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав