Мировоззрение - это система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. Система принципов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих как отношение к действительности, общее понимание мира, так и жизненные позиции, программы деятельности людей. Мировоззрение имеет сложную структуру, включает противоречивое единство знаний и ценностей, интеллектуального и эмоционального, разума и веры, убеждений и сомнений, личного и общественно значимого.
Мировоззрение=система.
Система – некая целостность, включающая в себя элементы, которые в свою очередь могут представлять самостоятельную сущность.
Элементы системы связанны образующими связями.
Можно выделить следующие структурные компоненты мировоззрения:
Во-первых, это устойчивая картина мира, которая включает в себя конкретно-исторические представления о мире;
Во-вторых, оценка жизни, опирающаяся на систему идеалов;
В-третьих, целеполагающая идея, ориентирующаяся на систему ценностей. Таким образом, суть философского мировоззрения составляет мир, состоящий как бы из трех "царств": действительности,
ценности и смысла.
Черты мировоззрения:
Системность (статичность)
Процессуальность. (постоянное нахождение в динамике изменений)
2. Системность мировоззрения
Из этого определения можно выделить следующие аспекты: системность и процессуальность мировоззрения. Для того, чтобы образно представить системность в каком-то процессе можно сравнить с фотографией, которая фиксирует только момент. Но рассматривая фото мы можем судить о феномене в целом. Рассматривая мировоззрение как систему, в статике, будем использовать понятие мировоззренческое поле. Оно многокомпонентно, кроме перечисленных в определении, можно называть еще множество других. Сами компоненты в свою очередь представляют собой сложные многокомпонентные системы. Компонентами можно считать и миф, и религиозные взгляды, профессиональный, социальный и другие групповые компоненты. Так же отдельным компонентом мировоззренческого поля можно считать то, что по сути процессуально - историческое, национальное (этническое и тому подобное). Как и любая система, компоненты в мировоззренческом поле соединены системообразующим, доминирующим компонентам. Доминирование того или иного компонента зависит от точки рассмотрения (гносеологический аспект), во-первых, и от субъекта, во-вторых.
3.Виды, типы, формы, уровни мировоззрения.
В зависимости от доминанты можно выделить виды и типы мировоззрения, а также и формы. Дело в том, что мировоззрение это далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Это ядро общественного и индивидуального сознания.
Формы:
философия
Само название «формы» говорит о их значении. Они придают форму, оформляют мировоззренческое поле. Исторический компонент образуют первобытное, античное(или древнее), средневековое мировоззрение, мировоззрение нового времени, современное, переходные виды мировоззрения. По своей сущности мировоззрение - общественно исторический феномен, возникший с появлением человеческого общества, сформированный материальной жизнью общества, общественным бытием.
житейское (повседневно-практическое)
теоретическое.
Житейское - основано на здравом смысле, многообразном человеческом опыте, имеет специфическую системность и обоснованность. Часто житейский уровень сравнивают с мифологическим мировоззрением. Это сравнение справедливо в части специфичности систем этих мировоззрений и их обоснованности, но сводить их друг к другу нельзя. Теоретическое формируется целенаправленно, отличается научной обоснованностью и системностью, опирается на результаты научного знания, доводы разума.
По типам мировоззрение различают индивидуальное и групповое, сциентистское и антисциентистское, и т.п.. В науке существуют и другие классификации. Все они по сути связаны с гносеологической позицией авторов. То есть, с тем, что они выбрали для своего исследования в качестве доминантного компонента и субъекта мировоззрения.
Возникновение Философии. Предметная область философии.
Термин ф-я возник в древней Греции – на рус. «любовь к мудрости»
Философами называли людей стремящихся к познанию как к самостоят. цен. человеческого познания.
Развитие античн. ф-ии было прервано в результате крушен. рабовладельческого строя, распада Римской империи, войн и т.д.,но эти социальные потрясения способствовали укреплению и распространению религии, Р – становится на долгие годы господствующей формой общественного сознания. Различные конкурир. течен. в борьбе за умы пытались привлечь на свою сторону философов, используя опыт ф-еого анализа для обоснования истинности своего учения.
Христианская церковь считает, что ф-я должна быть только служанкой богослов.. Это резко меняет проблематику, сам предмет ф-ю. Место физики занимает богопозн. этика подчиняется задачам религиозного воспитания.На матер. бог-ских дискуссиях развивается диалектика, породив современную логику и схоластику.
® Постепенное освобождение ф-и от диктата и опеки религии вплоть до появления ф-кого атеизма. Но это не исключает того, что многие ф-фы остаются верными религии. Происходит как бы распад прежней проблематики: познания природы, человека самого процесса познания. Сэтого времени ф-ия приобретает статус науки. Антич. физика становится натурф-ей или ф-ей природы.
® Постепенно познание природных явл. специализ.,учен. все больше заним. сбором фактического материала его систематизацией и классификацией и постепенно происходит процесс формирования наук и выделения их из ф-фии. Сформир. науки заним. изучением конкретного материала, а ф-ия перестав быть «наукой наук» стала заним. мировозренчискими вопросами.
Мировоззрение, его структура и роль в жизни человека. Уровни мировоззрения.
Мировозрен. – система взглядов, ценностей, убежден. человека на мир и место человека в этом мире.
О. мировозр. вопросами являются:
Как возник окружающий мир
Создан ли мир богом или друг. сущ. или сущ. извечн.
Изменчив ли мир
Особенности мировозр. в. заключ. в том, что на них нет в принципе или на данный момент времени однозначно подтвержд. решен.
В различных фил. системах мировозр-ие вопросы решаются по разному.
3. Исторические типы мировоззрения. Специфика философии как теоретического мировоззрения. Специфика философии как теоретического мировоззрения.
Исторически 1-ой формой мировозр. знания явл. мивология
Мифология – представляет собой осмысление и представл. мира и человека в фантаст. образах и сюжетах.
Основные формы м-гии: сказки, легенды, вымыслы, слухи и т.д.
В основе первобытной и антич. мифологии лежит олицетвор. природы, т.е. уподобление ее человеку, человеческому способу существования.
Объяснен. природы и обществ. явлен. как результат действия сверхестеств. сил.
Мифотворство имеет место там где отсутств. реальн. опытно подтвержден. знания, которые заменяются вымыслами и предположениями.
Мифотворство может носить и искусственный характер преднамеренно осущ. с тем, чтобы вместо реалн. имеющ. достов. информ. предлагать не соотв. действит. мнения и оценки.
В недрах мифологии сформировалась религия.
Религия – форма мировозр. объясн. мир человека, через связь со сверх естеств. существами, в этом сходство мифологии и религии.
Отличие заключается в том, что мифология просто предлагает свою картину мира, а религия предписывает верить ей Þ основной признак религии – вера в сверхестеств.
Сущ. различные организации и учреждения для формирования и поддержания такой веры, якобы обеспеч. контакт со сверхест. (культовая практика) призван. обесп. религиозное воспитание, контроль над умом людей.
Ф-я возникла как альтернатива мифологии и религии. Первые философы стремились отказ. от признания сверхъестественных сил, и объясн. мир исходя из него сомого, но в услов. отсутств. возм. опытным или эксперемент. путем проверить те или другие предположения, господствующим методом -ния их убедительности являлись логика и здравый смысл.
Для объясн. мира фил. предлог. причины и обстоят., которые не противореч. опыту, поскольку были ограничены возможности опытного познания явлений, то господств. предметом и одновр. инструментом познания и анализа являлись понятия в которых фиксировалась и называлась соответств. вещь. Поэтому ф. была главной формой понятийного теоретического мышления.
По характеру формирования и способу функционирования различают два уровня:
1) жизненно практический или уровень обыденного сознания.
2) теоритический.
+ 1-й базируется на здравом смысле и обширном повседневном опыте и складывается стихийно, этот уровень назыв. жизненной философией. 1-й ур. крайне не однороден, т.к. не однородны его носители. На формиров. этого уровня оказ. влияние нац. и религиозные традиции, уровни образов., интелект. и духовной культуры, характер проф. деятельн. и друг. Этот ур. включает в себя навыки, обычаи и традиции передов. из поколен. в поколен. и познанный опыт каждого конкретного индивида.
- не отлич. глубок. продум., систематически, обоснов. эти недостатки преодолев. на 2-ом уровне теор.
2: К этому уровню относ. и ф-я. Ф-я претендует на теоретическое обоснование как содержания, так и способа достижения обобщен. знаний, а так же норм, ценностей и идеалов определ. цели, средства и характер деятельности людей. Ф=я видит свою задачу в том чтобы сделать мировозрен. предметом теоретического анализа.
Соотношение этих уровней можно выстроить в историч. последовательности, и в этом случае
1 - ому уровню соответствует мифология и религия
2 - ому - философия.
4. Проблема основного вопроса философии и различные варианты его решения.
О.в.фс. есть вопрос об отношении мышления и бытия, духа и природы, объективного и субъективного, психического и физического, материального и идеального, материи и сознания и т.д.
О.в.фс. имеет две стороны:
1) что первично, что вторично
2) познаваемый мир (или как относятся мысли об окружающем нас мире к самому этому миру или в состоянии ли мышление человека познать мир таким, каким он отражается в его сознании)
При решении первой стороны выделилось 2 основных направления: материализм и идеализм
М. считает, что материя первична (основа сознания), сознание вторично (производно от материи)
Идеалисты считают наоборот.
Разновидности идеализма:
1) объективный ид. считает, что сознание, дух существовали до, вне, независимо от человека: Платон, Гегель
2) субъективный ид. – направление в философ. которое за основу принимает индивидуальное сознание человека: Беркли, Мах, Авинариус
Общее между объект. и субъект. идеализмом в решении первой стороны О.в.фс. заключается в том, что они за основу принимают идею.
Фейербах (нем.) «Материя не есть продукт духа, но дух есть лишь высший продукт развития материи» - материалист (иногда нет)
Кант считал, что материя является объектив. реальностью (был агностиком)
3) К решению второй стороны философы относились по разному.
субъектив. ид. исходил из основного положения: мир есть комплекс моих ощущений, воспринимать - значит существовать (мир познаваем не полностью, ощущение - единственный источник познания)
Гегель признавал познаваемость мира, но считал, что познаваемы мысль, мышлен. чел-ка, абсолютная идея и дух.
Фейербах процесс познания начинается при помощи ощущений, но ощущения дают не полное, разрозненное представление об окружающей действительности и дальнейший процесс познания происходит при помощи восприятий (материалист)
Франц. материалисты 18 в.:Толон, Гельвеций, Гольбах, Дидро… - процесс познания происходит при помощи органов чувств, а разум человека не в состоянии познать то, что находится за пределом органов чувств (позиция суб. идиализма)
Кант – агностик.
Агностицизм - направление, сомневающееся в возможности познания мира
Кантсчитал, что мир познаваем как явление, но не как сущность.
Явление – познание предмета с внешней стороны, т.е. Кант стоял на позиции субъект. идеализма.
5. Философия как форма мировоззренческого знания. Функции философии.
В зависимости от того, какую роль философия выполняла или выполняет в общ-ве, относительно элементов духовной культуры общества, выделяют следующие функции:
1) логическая (содержан. ее является анализ понят., сужден., теорий с точки зрения их соответствия законам логики)
2) методологическая (заключается в сознательном систематическом анализе и выборе целесообразности путей и методов познания предмета)
3) эвристическая (эвр – теории обознач. обл. исследов. закономерности научного и технического творчества)(проявляется в возможности получен. новых знаний, новых результатов исследований в ходе философского анализа проблемы и путей ее решения)
4) мировоззренческая (главная функция ф-ии т.к. она совпадает с ее основным содержанием заключается в формировании, систематиз. обоснован., мировозр. знания в возможности через философ. образов. формировать мировоззрение людей)
5) критическая (ф-ия не останавливается на достигнутых результатах, она постоянно стремиться к выдв. и критическому анализу всё новых и новых возм. подходов)
6. Философия и наука.
История взаимоотношения философии и науки складывалась не однозначно и тем не менее существуют следующие этапы их взаимоотношений:
Синкретическое, т.е. неразличимое, единство науки и философии. Они не различаются ни предметом, ни методом, ни достигнутыми результатами (6 в. до н.э. – 17 в. н.э.).
Начало различия предметной области философии и науки. Представление о том, что философия должна заниматься воспитанием человека, а изучение природы предоставить науке (17-19 в.)
Многообразие предложений о том, чем должна заниматься философия:
а) ф-ия должна давать единую картину мира, основываясь на новейших достижениях естествознания;
б) ф-ия должна представлять человека во всем ее многообразии проявлений;
в) ф-ия есть теория познания, теория научного познания, теория науки;
г) ф-ия может быть предварительным изучением, исследованием, постановкой проблем в исследовании любого явления (19-20 века).
Сегодня разделяется мнение, что наука предпочитает браться за решение любых проблем, относительно которых возможна опытная проверка. В противном случае проблемы получают наименование ненаучных, и в этом своём качестве они остаются на рассмотрении ф-ии. В советский период такие проблемы получили название мировоззренческих.
Сейчас ф-ия оказывает наукам многообразную помощь:
1) Помогает формировать новые предметные области научных исследований.
2) Помогает формировать объяснительные принципы и представления, осмыслять и анализировать полученные противоречия.
3) Помогает критически осмыслить полученные результаты.
4) Систематизирует научные знания, помогает наукам определить свое положение в познании мира, устанавливать контакты и взаимодействия.
5) Обеспечивает процедуры распространения знаний, создает условия для понимания новых теорий, понятий, представлений и в этом заключается культурная функция ф-ии.
6) Помогает оценить общественную значимость научных результатов.
На протяжении жизни каждый человек приобретает определенные знания различным путем. А мировоззрение является результатом процесса познания и фундаментом мышления личности. Данное понятие характеризует взаимоотношения между миром и человеческим сознанием, а также выступает определением для возможностей личности. Философия как теоретическая форма мировоззрения рассматривается в качестве основной, в процессе познания мира.
Сущность бытия с точки зрения полученных знаний
Взгляд на окружающую действительность представляет собой совокупность принципиальных мыслей, которые определяют положение личности в обществе, помогают понимать происходящее в мире, обобщают полученные знания. Философия как форма мировоззренияявляется одним из уровней видения необходимости земного существования.
Получаемые в процессе жизни убеждения и ожидания в результате соединяются в одну картину мировоззрения. А составляющими общего восприятия мира является информация различного характера:
- повседневные знания;
- жизненные;
- практические;
- научно-профессиональные.
Поэтому в каждый исторический период люди имеют разный уровень знаний.
Интеллектуальные запасы определяют мировоззрение личности на этапе становления как индивида. Правильно выбранные принципы помогают человеку гармонично развиваться и быть полноценным членом социума. Но при этом выбранные цели и устои существования у разных представителей человеческого рода могут кардинально различаться.
Ориентиры уровней мировоззрения
Выделяют два основных уровня мировоззрения:
- Житейско-практический. Характеризуется стихийным приобретением знаний под влиянием религиозных и национальных убеждений. Особый эффект оказывает мнение общественности и перенятие чужого опыта в свою жизнь. Все навыки приобретаются постепенно и основываются исключительно на наблюдениях и переживаниях.
- Теоретический. Характеризуется наличием исторически установленных знаний, которые основываются на доказательной базе. Философия как форма сознания и находится на значимом месте теоретического уровня.
Формы мировоззрения
История человечества выделяет три основные категории, отражающие мировоззрение человека. К ним относятся:
- мифология;
- религия;
- философия.
Как формы мировоззрения они несут различную смыловую нагрузку и обладают разной ценностью для народа.
Мифология как самая ранняя форма общественного сознания
С древних времен люди пытались найти логическое обоснование каждого процесса. Особенностями восприятия окружающей среды выступали в равной мере фантастические домыслы и реалистичные мотивы. Основной их идеей выступали:
- попытки объяснить происхождение человеческого рода;
- Вселенной;
- природных процессов;
- жизни и смерти;
- знаков судьбы;
- первые объяснения понятий нравственности и другие важные события.
Миф - форма мировоззрения. Философия: миф очеловечивает всех персонажей исторического периода, допускает наличие фантастических существ и обожествляет их. Рассматривает их взаимодействие с человеческими особями и оценивает уровень их взаимоотношений.
Все мифологические сюжетные линии однообразны и не имеют динамичного развития. Возникновение сказочных предсказаний имеет практическую направленность, которая определяется решением поставленных задач. Чаще всего заботились о спасении от стихийных бедствий, пытаясь защитить хозяйственные постройки, урожайные угодья и скот.
Религия как форма мировоззрения
Вера в сверхъестественные процессы, которые неподвластны человеку, породила новую форму мировоззрения - религию. Наличие фантастического подтекста во всех происходящих процессах оказывает влияние на жизненный путь человека и его мысли. Подсознание всегда находит чувственный и эмоциональный образ, отрицая рациональный подход к восприятию происходящего вокруг.
Религия, кстати, имеет не только мировоззренческую функцию, но также играет роль в объединении и консолидации общества, в целях обсуждения вдохновляющих идей. Культурологическая тематика религии способствует тотальному распространению в народные массы определенных ценностей. Ее нравственная функция отражается в культивировании в общественном сознании идеальной картинки мира, в котором царит любовь, взаимовыручка, честность, толерантность, порядочность, сострадание и уважение.
Философия как особый тип мировоззрения
Философия как самостоятельная форма сознания имеет четкие отличия от религиозного течения и мифологического, предполагая иные типы и формы мировоззрения. Философия имеет научно-теоретическую суть. Мысль рефлексивно обрабатывает сама себя, основываясь не на вымышленных знаниях, а на доказательно-сознательном уровне восприятия. Он включает в себя:
- общие принципы существования (к ним относится онтология и метафизические знания);
- развитие общественности (история и социум);
- антропологическое познание;
- творчество;
- эстетический аспект;
- культурологию.
Философия как особая форма мировоззрения дает миру оценку всех существующих знаний, представляя картину мира как целостную систему со взаимосвязанными параметрами. Рассматривая типы и формы мировоззрения, философия - самая наивысшая ступень, наделенная логическим мышлением, теоретическим фундаментом и систематизированным блоком знаний. Убеждения придают достоверности стремлению к истине.
Смысл философии
Формы мировоззрения глубокого духовного смысла. Почти 2,5 тысячи лет назад философское учение зародилось как самостоятельное в самых процветающих странах того времени (Индия, Китай, Греция). Именно греки позволили философии стать областью духовной жизни общества. И изначально доскональный перевод названного термина заключался в двух словах - "любовь к мудрости".
Основные формы мировоззрения - философия, религия и мифология появились в момент крайней необходимости для рационального развития общественности. Эти учения позволяли систематизировать знания и давать им четкие названия и классификацию. Когда же эволюция человеческого рода достигла определенного уровня, удалось составить целостную картину мира.
Философы стремились вобрать в себя все существующие знания, поэтому они отличались богатой эрудицией и высоким уровнем интеллекта. Первопроходцы в просвещении народа мудрости: Гераклит, Фалес, Анаксимандр.
Философия во все времена рассматривает знания о мире как о едином организме, в котором живет человек. Она выступает теоретической базой для познания окружающей действительности.
Функции философии
Впервые философия как форма мировоззрения была упомянута Пифагором. Также им были определены основные функциональные особенности этого направления:
- Мировоззренческая . Человеческое восприятие имеет способность формировать полную картинку для осознания действительности. Мировоззрение помогает человеку определиться со смыслом жизни, ощутить принципы взаимного общения с окружающими, составить представление об устройстве планеты и условиях жизни на ней.
- Методологическая . Благодаря философии создаются основополагающие методы для познания существования мира, определяя окружающую действительность как объект исследования.
- Мыслительно-теоретическая. Философия как форма мировоззрения учит правильному мышлению, помогая строить верные доводы на основе обобщения фактов об окружающей действительности. Способствует развитию навыков конкретизации и логических решений. Как и мифология, форма мировоззрения - философия - рассматривает взаимоотношения между существами природы.
- Гносеологическая . Способствует развитию правильной жизненной позиции, осознания текущей действительности, разрабатывает познавательные механизмы.
- Критическая . Исторические формы мировоззрения в философии подвергают сомнениям окружающую действительность, а также предполагают поиск противоречий и оценку качества. Основополагающей задачей этого процесса выступает возможность расширить границы знаний и увеличить процент достоверности информации.
- Аксиологическая . Эта функция отвечает за оценку окружающего мира с позиции ценностного ориентира. Наиболее важные догмы: морально-нравственный аспект, этические нормы, социальные и идеологические. Аксиологическая функция представляет собой своеобразный фильтр, который помогает пропустить через сито знаний самое нужное и полезное, отбросив прочь разрушительное, отжившее и тянущее вниз.
- Социальная . Предполагает попытку объяснения причин создания общества, рассмотрения социума с точки зрения эволюционного развития. Определяет силы, способные изменить и усовершенствовать существующее общественное течение.
- Воспитательно-гуманитарная. Эта функция прививает человеческому обществу идеальные ценности, укрепляет мораль и нравственность, совершенствует процесс адаптации и помогает членам социума найти свое место в жизни.
- Прогностическая . Позволяет определить пути дальнейшего развития на основе имеющейся информации, а также осуществить прогнозы на будущие годы. Определяет тенденцию к более доскональному изучению познавательного процесса.
Направления философии
Описываемое учение пытается охватить вопросы разного рода, как общего, так и специфического характера. Решение проблемы выделяет для крупных направления философии:
- Материализм . Предметы рассматриваются отдельно от сознания. Предполагается их самостоятельное существование. Вещи состоят из материального образования (источника) элементарного происхождения. Возникновение охарактеризовано в виде реакции на развитие религиозного течения как одной из форм мировоззрения. Древнегреческий философ Фалес стал основоположником теории. Его продолжатели активно развивали характеристики учения. Благодаря полученным знаниям был осуществлен прорыв в изучении математических, астрономических и физических наук.
- Идеализм . Рассматривает возникновение всего материального из духовного.
Специфика научного и философского мировоззрения
Научное мышление основывается на базовых знаниях и четко ограничено предметом изучения. Действует по точной программе без возможности малейшего отклонения от курса. Правила научного исследования имеют четкий алгоритм действий. Изученные понятия и определения значительно облегчают процесс и реализуют задачи.
Философское учение осуществляется на основе сравнения и плавания из одной области в другую, в поисках правильного решения. Формирует задачи и ценности. Философские категории нечеткие и не имеют границ, позволяя любым идеям существовать. Помогает науке в поисках правильных решений, когда привычный алгоритм не срабатывает.
Особенности философского знания
Философия как форма мировоззрения представляет собой своеобразное учение, которое наделено индивидуальными особенностями:
- Предметом науки является постижение всего незыблемого. Первым эту теорию выдвинул Платон. Основные аспекты: бытие и познание. Философия пытается найти объяснение вечному.
- Духовный опыт человека может храниться в нескольких состояниях: добро (в виде моральных качеств и религиозной приверженности), (научные труды, идеологические догмы), красота (различные формы искусства). Философия способна пересекаться со всеми формами проявления духовного знания.
- Философия характеризует общественные культурные ценности, подводит итоги познавательного опыта всего человечества.
- Стремится к обобщению результатов.
- Учение ориентируется на изучении и доскональном исследовании внутреннего мира человека, видит целью распознавание феномена существования духовности в биологическом теле.
- Большая часть имеет многогранный смысл и неисчерпаемый ресурс для размышления. Проблемы философии актуальны в каждом историческом периоде. Наиболее активные попытки к познанию наблюдаются во время переломных государственных или политических моментах. Извечные вопросы не решаются раз и навсегда, всегда остается недоговоренность, которую поколения стремятся разгадать.
- Элементарными знаниями философии обладают все люди на бытовом уровне.
- Философские знания всегда имеют отпечатки личности, разрабатывающей теории. Все великие мыслители имели разный подход с разным творческим итогом.
- Разнообразие мнений экспертов предполагает возникновение большого количества второстепенных течений и идейных школ.
- Живые философы вкладывают душу в свои труды, придавая своеобразный эмоциональный акцент личного восприятия и мироощущения.
- Философия - не наука, она гораздо шире и не имеет никаких ограничений. Желание достить рациональности ставит научное и философское познание на одну ступень.
- Принципы философского учения помогают построить путь исследования.
Мировоззрение - это обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на место отдельных явлений в мире, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла его деятельности и судеб человечества; совокупность научных, философских, политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических идеалов и убеждений людей.
Мировоззрение - необходимая составляющая человеческого сознания, познания. Это не просто один из его элементов в ряду многих других, а их сложное взаимодействие. Разнородные «блоки» знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, предстают как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя.
Мировоззрение имеет определенную структуру:
Мироощущение - чувственное восприятие окружающего мира (например, оптимист и пессимист). Здесь фиксируются отдельные, внешние проявления бытия, мир явлений, а не сущностей;
Мировосприятие - опирается на мироощущение окружающего мира в идеальных образах (адекватное и неадекватное). Тут создается цельная картина, обозначается взаимосвязь процессов и явлений, происходит фиксация их тождества и различия. Здесь преобладает больше чувственный опыт, чем рациональное мышление;
Миропонимание - это познавательно-интеллектуальная деятельность, направленная на выявление сущности происходящих процессов. Именно миропонимание и представляет собой философия. Это высший уровень мировоззрения, теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение.
Выделяют три основных типа мировоззрения:
Житейское (обыденное) мировоззрение - существует в форме здравого смысла, стихийных, несистематизированных, традиционных представлений о мире. К нему относятся мироощущение, мировосприятие, миросозерцание;
Религиозное мировоззрение - связано с признанием сверхъестественного мирового начала, его основа выражается в иррациональной и эмоционально-образной форме;
Философское мировоззрение - миропонимание, оно выступает в понятийной, категориальной форме, опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определенной мерой логической доказательности; в котором обобщается опыт духовного и практического освоения мира;
На основе рационального осмысления культуры философии вырабатывает новые мировоззренческие ориентации. Научное миропонимание, включает в себя теоретические взгляды на окружающий мир, основанные на данных наук.
По характеру формирования и способу функционирования можно выделить 2 уровня (пласта) мировоззрения: жизненно-практический и теоретический уровни мировоззрения.
Жизненно-практический уровень мировоззрения складывается стихийно и базируется на здравом смысле, обширном и многообразном повседневном опыте. На формирование этого уровня мировоззрения существенное влияние оказывают национальные, религиозные традиции, уровни образования, интеллектуальной и духовной культуры, характер профессиональной деятельности и многое другое.
Жизненно-практическое мировоззрение включает в себя навыки, обычаи и традиции, передаваемые из поколения в поколение, и познанный опыт каждого конкретного индивида. Жизненно-практическое мировоззрение находит свое обобщенное выражение в мифологии и религии. Вместе с тем, следует отметить, что этот уровень мировоззрения не отличается глубокой продуманностью, систематичностью, обоснованностью. В нем нередки внутренние противоречия, устойчивые предрассудки.
Эти недостатки преодолеваются на другом, более высоком уровне мировоззрения, который носит теоретический характер. К этому уровню решения мировоззренческих проблем, наряду с наукой, принадлежит и философия.
В отличие от всех других форм и типов мировоззрения, философия претендует на теоретическую обоснованность как содержания, так и способов достижения обобщенных знаний о действительности, а также норм, ценностей и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей.
Мировоззрение по содержанию может быть: научным и ненаучным, материалистическим и идеалистическим, консервативным и реформаторским, революционным и либеральным.
Мировоззрение может быть: мифологическим, религиозным, научным, философским и т.д. В познавательном отношении: догматическое и скептическое (скептики - сомневаются в правомерности существующей картины мира, их соотносят с разрушительной силой).
Мировоззрение может быть: коллективистское (альтруистическое) или эгоистическое (разумный эгоизм лучше неразумного коллективизма).
Мировоззрение может быть: оптимистическим и пессимистическим; системным (на одном учении, религии) и бессистемным; последовательным или непоследовательным; рациональным и интуитивным и т.д.
Мировоззрение - личностный фактор и имеет выход через практику(нам безразлично что он думает, но не безразлично, что он делает).
Связь мировоззрения и философии:
1) Общее - это поиск ответов на вопросы:
1. Что представляет собою природа, окружающий мир?
2. Каково место человека в этом мире?
3. Может ли человек познать мир и каким образом достигается познание?
4. Как человек должен вести себя по отношению к другим людям?
5. Что такое истина, добро, красота и т.д.?
2) Различия:
1. Мировоззрение появляется задолго до того как возникает философия.
2. Философия в отличие от мировоззрения не является достоянием широких народных масс.
3. Философия реализует мировоззренческую функцию на основе теоретического отношения к действительности.
Т.е. философия - это теоретическое ядро мировоззрения. Последнее шире, т.к. включает и другие исторические типы мировоззрения: мифологическое и религиозное. Основные компоненты философского мировоззрения: научно-теоретическое знание; духовная практика; ценностная ориентация.
Чтобы понять какое-либо явление - необходимо разложить его на части. Сложность подобного анализа мировоззрения связана с тем, что, несмотря на общие для всех людей черты - оно у каждого всегда имеет свой собственный оттенок. Для того чтобы учесть подобную сложность и многогранность принято выделять не только компоненты мировоззрения, но и его уровни и формы.
Компоненты мировоззрения. В структуре мировоззрения, по мнению проф. А.А. Радугина традиционно выделяют четыре основных компонента:
- - Познавательный компонент включает в себя, прежде всего знания, полученные самым различным способом - повседневные, профессиональные, научные. Это конкретно-научная и универсальная картина мира, в которую в систематизированной и обобщенной форме входят индивидуальные и общественные знания.
- - Ценностно-нормативный компонент основывается на различных ценностях, идеалах, убеждениях. В него также входят верования и нормы, которые призваны регулировать межличностные и общественные отношения. Ценностями принято обозначать свойства какого-либо предмета и явления удовлетворять потребности и желания людей. В систему ценностей входят представления о смысле жизни, счастье и несчастье, добре и зле. Существует определенная иерархия ценностей. Следствием устойчивой, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы, которые разделяются на моральные, религиозные, правовые. По сравнению с ценностями они обладают более запретительными свойствами.
- - Эмоционально-волевой компонент представляет собой эмоциональную окраску ценностей, убеждений, верований, а также психологическую установку на готовность действовать в соответствии с ними.
- - Практический компонент это реальная готовность человека действовать, определенным образом поступать в конкретных обстоятельствах.
Несмотря на то, что у всех людей имеются данные компоненты, согласуются они каждый раз в зависимости от конкретного человека, что и порождает особые, свойственные только ему индивидуальные черты.
В различных формах мировоззрения по-разному представлены эмоциональный и интеллектуальный опыт людей - чувства и разум. Эмоционально-психологическую основу мировоззрения называют мироощущением (или мировосприятием, если используются наглядные представления), познавательно-интеллектуальную же его сторону характеризуют как миропонимание.
Уровни мировоззрения. В зависимости от глубины знаний, интеллектуальной силы и логической последовательности аргументов в мировоззрении различаются также жизненно-практический интеллектуально-умозрительный (теоретический) уровни осмысления. Житейское, повседневное миропонимание, как правило, складывается стихийно, не отличается глубокой продуманностью, обоснованностью. Вот почему на этом уровне не всегда выдерживается логика, порой не "сходятся концы с концами", эмоции в критических ситуациях могут оказаться убедительнее разума, обнаруживая дефицит здравого смысла. Однако именно повседневность и является той базой, на основе которой мы можем вообще что-либо понимать в мире и анализировать его с помощью теоретических моделей. Данный уровень мировоззрения основывается на традициях, обычаях, которые не всегда могут быть рационально осмыслены. Данные проблемы преодолеваются на другом, более высоком уровне мировоззрения - теоретическом, который формируется в ходе систематического обучения и самообразования. В него входят теоретически обоснованные и логически верные знания, обобщенные в виде доказанных закономерностей, а также относительно непредвзятые оценки происходящих явлений природы и жизни общества.
Формы мировоззрения. Жизнь людей в обществе носит исторический характер. В мировоззрении того или иного времени находит выражение его общий интеллектуальный, психологический настрой, "дух" эпохи, страны, тех или иных социальных сил. Однако реально убеждения, нормы жизни, идеалы формируются в опыте, сознании конкретных людей. А это значит, что кроме типовых взглядов, определяющих жизнь всего общества, мировоззрение каждой эпохи живет, действует во множестве групповых и индивидуальных вариантов. Это позволяет выделять общественное, групповое и индивидуальное как специфические формы мировоззрения.