28.06.2020

История систематизации российского законодательства 19 век. Систематизация российского законодательства в первой половине XIX века. Список использованных источников и литературы


В этот период в российской правовой системе в большей части присутствовал консерватизм и реакционность. Все изменения в праве производились только для того, чтобы отстоять основы феодализма, абсолютистские порядки. В силу этого реформирования права, его существо было невелико.

Стремление удержать и подкрепить устои шатающегося феодализма приводит к идее своеобразной феодальной законности. Если содержание права в данный период изменилось несущественно, то этого нельзя сказать об его форме. Была проведена грандиозная работа по систематизации российского законодательства, составившая целую эпоху в его истории.

Последним универсальным систематизированным сборником, охватывающим почти все отрасли русского права, было Соборное уложение 1649г. В 18 веке неоднократно предпринимались попытки создать новое Уложение, однако они не привели к успеху.

К началу 19 неразбериха в законодательстве дошла до предела. Александр 1 уже в 1801г. учредил новую, десятую по счету- комиссия составления законов и провела значительную подготовительную работу. При этом была идея императора о том, что систематизация законодательства должна предшествовать созданию Конституции. Но только Николаю 1 удалось завершить настоящую систематизацию.

Неуспех всех десяти комиссий определялся тем, что у них были большие противоречия и борьба между новым и старым, в основе всего этого лежал вопрос о существовании крепостного права, т.е. о существе феодализма. Так и с последней, десятой комиссией. Но Николай 1, не смотря на его размышления, указал ничего не менять в праве, а лишь привести в порядок существующие нормы. Для личного досмотра за всем этим, создали комиссию, которая была не при Госсовете (он должен был заниматься этим бредом), а просто преобразовали ее во 2 отделение Собственной его императорского величества канцелярии. Потом, когда уже был готов Свод законов, император создал еще семь ревизионных комиссий, чтобы проверить соответствие Свода с существующему законодательству.

Успеху работы комиссии способствовал М.М. Сперанский. Он решил организовать работу поэтапно. Сначала он хотел собрать воедино все законы, изданные с момента принятия Соборного уложения, затем привести их в определенную систему и наконец на базе всего этого издать новое Уложение. В таком порядке работа и развернулась.

Сначала приступили к созданию Полного собрания законов (ПСЗ). Оно включило в себя все нормативные акты с Соборного уложения до начала царствования Николая 1, собранные в хронологическом порядке. Таких актов собралось около 50 тыс., составивших 46 толстых томов. Впоследствии ПСЗ дополнилось текущим зак-вом. Так появилось второе Полное собрание законов Российской империи, охватившее зак-во до 1881г., и третье, включившее законы с марта этого года.



ПСЗ все-таки было не совсем полным. В тоже время, в него вошли акты, по существу, не имевшие характера законов, поскольку само понятие «закон» в теории не было разработано. В Полном собрании можно найти акты неюридического характера, а также судебные прецеденты.

После создания ПСЗ Сперанский приступил ко второму этапу- созданию Свода законов Российской империи. При его составлении исключались недействующие нормы, устранялись противоречия, проводилась редакционная обработка текста. В Своде законов весь материал был расположен п особой схеме разработанной Сперанским. Если ПСЗ строится по хронологическому принципу, то Свод- уже по отраслевому, хотя и не совсем последовательно проведенному.

В основу структуры было положено деление права на публичное и частное, бравшие начало из римского права. Свод был издан в 15 томах, объединенных в восьми книгах. 1 книга- включила законы об органах власти управления и госслужбе. 2-уставы о повинностях, 3-уставы казенного управления (уставы о податях, пошлинах и т.д.) 4- законы о сословиях, 5- гражданское зак-во, 6-уставы гос благоустройства,7- уставы благочиния, 8-законы уголовные. Также установили, что свод должен быть низменным.

После издания Свода пошел третий этап работы - создание Уложения, которое должно было не только содержать старые нормы, но и развивать право. Если ПСЗ и Свод были лишь инкорпорацией, то создание Уложение предполагало кодификационный метод работы, т.е. не только соединение старых норм, НО И ДОПОЛНЕНИЕ ИХ НОВЫМИ. Однако именно этого-то и не хотел император.



Планируя создание Уложения, Сперанский не собирался колебать устои феодализма. Он просто стремился привести законодательство в соответствии с требованиями жизни. Однако все эти де не нашли поддержки. Работа по систематизации остановилась на втором этапе. Можно лишь отметить как элемент третьего этапа изданный в 1845г. Уложения о наказаниях уголовных и исправительных- первого настоящего российского уголовного кодекса.

Разработка Уложения о наказаниях началась сразу после создания Свода. Это уложение было громадным законом. Оно содержало более 2 тыс статей, разбитых на 12 разделов, имеющих сложную структуру. Впервые в российском зак-ве Уложение содержало Общую часть, функции которой выполнял первый раздел закона. Уложение делило правонарушение на преступления и проступки, граница между которыми была проведена не слишком четко. В системе преступлений на первом месте стояли деяния против религии, гос-ва, порядка управления, должностные. Уложение предусматривало обширную и сложную систему наказаний. Она располагались по разрядам, родам и степеням, делились на уголовные и исправительные. Таким образом, уложение о наказаниях уголовных и исправительных было большим шагом вперед в развитии уголовного зак-ва Российской империи. Так в первой половине 19 века была оформлена система рос-кого права, дожившая в своей основе до последних дней Российской империи.

На протяжении всей отечественной истории систематизации законодательства отводилось особое значение: огромное количество нормативных актов необходимо было структурировать и привести в единую, согласованную систему.

Причины систематизации российского законодательства в первой половине XIX века:

    1. рост государственного аппарата;
    2. централизация управления;
    3. значительное увеличение числа НПА.

Комиссия составления законов во главе с П.В.Завадовским (с 1801 г.) сменила Уложенные комиссии времён Екатерины Второй, результат работы которых был неудовлетворителен. Но лишь при Николае I удалось развернуть по-настоящему и завершить систематизацию российского законодательства, так как было дано указание привести в порядок существующие , за чем император наблюдал лично. С 1826 года подготовка Полного собрания законов возложена на Второе отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии.

Фактически комиссию возглавлял М.М. Сперанский - опытный юрист, впервые привлеченный к кодификационным работам еще в 1808 - 1809 гг.

Этапы систематизации российского законодательства в первой половине XIX века:

    1. сбор всех законов, изданных с момента принятия Соборного Уложения (создание Полного собрания законов);
    2. приведение их в определенную систему (создание Свода законов Российской империи);
    3. издание нового Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г..

Первым этапом являлось создание Полного собрания законов (наиболее полного сборника законодательных актов Российской империи, расположенных в хронологическом порядке). Собрание считается монументальным памятником русского . Оно вобрало в себя все нормативные акты со времён Соборного Уложения 1649 года вплоть до начала царствования Николая I. Таких актов набралось свыше 50 тыс., излагались они в хронологическом порядке. Впоследствии Полное собрание законов дополнялось текущим законодательством. Таким образом, появилось второе Полное собрание законов Российской империи, включившее в себя акты до 1881 года.

После издания Полного собрания законов Сперанский реализовал второй этап работы - создание Свода законов Российской империи . При его составлении исключались устаревшие нормы, устранялись противоречия, проводилась редакционная обработка текста.

Подробнее

В Своде законов материал был систематизирован особым образом. Если ПСЗ строилось по хронологическому принципу, то в Своде нормативные акты излагались в систематическом, а не в хронологическом порядке.

В основу структуры Свода было положено деление права на публичное и частное (государственное и гражданское).

Свод был издан в 15 томах, объединенных в 8 книгах. В 1885 г. к Своду был добавлен 16 том, включавший в себя процессуальное законодательство.

    1. законы об управлении (органах власти) и государственной службе;
    2. уставы о повинностях;
    3. уставы казенного управления (о податях, питейном сборе);
    4. законы о сословиях;
    5. гражданское законодательство;
    6. уставы государственного благоустройства (уставы кредитных установлений, уставы торговые, уставы об отраслях промышленности);
    7. уставы благочиния (врачебный устав, уставы о народном продовольствии, общественном призрении);
    8. уголовный закон.

Следующим этапом принято считать разработку Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. Она началась сразу после создания Свода законов и производилась первоначально в Министерстве юстиции, а затем во II отделении Императорской канцелярии. При разработке проекта был использован том XV Свода законов. Авторы Уложения помимо российского права изучили проекты многих европейских кодексов.

контрольная работа

2.2 Систематизация российского законодательства в первой половине XIX века

Свод законов Российской империи

К началу 19 века в России накопился огромный нормативно-правовой материал. Однако этот материал не был систематизирован: общая кодификация не проводилась со времен издания Соборного уложения 1649 года.

Последнее считалось действовавшим так же, как и законодательные акты Петра I и его преемников. Существовало множество актов, изданных в разное время, отражавших развитие общественно-политической и экономической жизни страны на разных этапах. В ряде случаев акты вступали в противоречие друг с другом и не отражали в целом потребностей общественно-экономического развития: отсталость и запутанность законодательства противоречили интересам и буржуазии, и господствующего класса, дворянства. Предпринимавшиеся ранее попытки кодификации права в России потерпели неудачу. Сложившаяся ситуация привела к тому, что в 1804 г. была создана новая кодификационная комиссия под руководством М. М. Сперанского. Комиссия создала проекты гражданского, уголовного и торгового уложения. Но уложения эти не были приняты, так как содержали в какой-то мере нормы буржуазного права и представляли собой попытку реформировать законодательство. В 1826 г. комиссия возобновила работу и была преобразована во Второе отделение царской канцелярии.

К 1830 г. полное собрание законов Российской империи было подготовлено, а в апреле 1830 г. напечатано. Оно состояло из 40 томов (330920 нормативных актов) и 6 томов приложений.

Полное собрание законов послужило основой для работы над Сводом действующих законов. В 1832 г. Свод законов Российской империи был опубликован и вступил в действие в 1835 г. Составители расположили акты по определенной системе, соответствовавшей отраслям права: Свод делился на восемь главных разделов, охватываемых 15 томами. Свод законов официально полностью переиздавался дважды: в 1842 и 1857 годах. История государства и права России: Курс лекций для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению «Юриспруденция». - Ч. 1. - М.: Финансовый университет, 2011 - 124 с.

При составлении Свода законов исключались недействующие нормы, устранялись противоречия, проводилась редакционная обработка текста. Для каждой статьи Свода законов Российской империи составлялся комментарий, носивший значение толкования, но не имевший силы закона. Однако, по мнению исследователей, Сперанский неоднократно и сам формулировал новые нормы, не опирающиеся на действующий закон, особенно в сфере гражданского права. В Своде законов весь материал был расположен по особой системе, разработанной Сперанским. Если полное собрание законов строится по хронологическому принципу, то Свод - уже по отраслевому, хотя и не совсем последовательно проведенному. В основу структуры Свода было положено деление права на публичное и частичное, идущее от западноевропейских буржуазных концепций, восходящих к римскому праву. Сперанский только называл эти две группы законов государственными и гражданскими. Работая над Сводом, Сперанский изучил лучшие образцы западной кодификации - римской, французский, прусский, австрийский кодексы, но не скопировал их, а создал собственную оригинальную систему. Свод был издан в XV томах, объединенных в 8 книгах.

ь Книга 1-я включила по преимуществу законы об органах власти и управления и государственной службе;

ь 2-я - уставы о повинностях;

ь 3-я - уставы казенного управления (уставы о податях, пошлинах, питейном сборе и др.);

ь 4-я - законы о сословиях;

ь 5-я - гражданское законодательство;

ь 6-я - уставы государственного благоустройства (уставы кредитных установлений, уставы торговые и о промышленности и др.);

ь 7-я - уставы благочиния (уставы о народном продовольствии, общественном призрении и врачебный и др.);

ь 8-я - законы уголовные.

С самого начала законодатель установил, что эта структура Свода должна оставаться неизменной, хотя бы менялось содержания конкретных законов. Этот принцип соблюдался на всем протяжении истории Свода, т.е. до Октябрьской революции, только в 1885 г. к Своду был добавлен XVI том, содержащий процессуальное законодательство. Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права.Т.2/Под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой.-М.:Юристъ,2000.-520 с.

Таким образом, Свод законов Российской империи является результатом уникальной систематизации законодательства. Однако, в Своде гражданских законов отсутствует чётко выделенная общая часть с определением важнейших понятий и институтов гражданского права. Хотя в Свод законов были включены нормы буржуазного права, было дано определение целому ряду новых понятий и институтов, тем не менее, следует отметить несоответствие законов развивавшимся буржуазным отношениям. Изменение правовых норм в первой половине XIX века, прежде всего, преследовало цель дальнейшего укрепления феодально-крепостного строя.

Тем не менее, следует отметить то обстоятельство, что составление Свода гражданских законов представило значительный этап в развитии гражданского права и юридической мысли России.

Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.

В 1845 г. был принят новый уголовный кодекс "Уложение о наказаниях уголовных и исправительных". В нем сохранился сословный подход к квалификации наказания и определению санкций в соответствии с установленными привилегиями. Можно отметить, что Уложение о наказаниях уголовных и исправительных - первый настоящий российский уголовный кодекс.

Разработка Уложения о наказаниях началась сразу после создания Свода законов и велась первоначально в Министерстве юстиции, а затем во II отделении Императорской канцелярии. При разработке проекта был использован том XV Свода законов. Но авторы Уложения не ограничились российским опытом. Они изучили многочисленные западноевропейские уголовные кодексы, даже проекты некоторых кодексов. Проект Уложения и объяснительная записка к нему были готовы к 1844 г. Их размножили для предварительного обсуждения. После рассмотрения проекта в Государственном совете Уложение было утверждено императором в августе 1845г. и введено в действие с 1 мая 1846 г.

Уложение о наказаниях было громадным законом. Оно содержало более 2 тыс. статей, разбитых на 12 разделов, имеющих сложную структуру. Такая громоздкость закона объяснялась тем, что его авторам не удалось преодолеть казуальность, свойственную прежним феодальным уголовным сборникам. Законодатель стремился предусмотреть все возможные виды преступлений, не полагаясь на обобщающие формулировки. Отчасти это объяснялось низким профессиональным уровнем российских судей, которые не могли бы разобраться в юридических абстракциях и, которым нужно было показать состав преступления как можно проще и нагляднее. Назначение уголовного наказания. Теория, практика, перспективы, Непомнящая Т.В., С.-Пб.: Юрид. Центр Пресс. 2006. - 781 с.

Впервые в российском законодательстве Уложение содержало Общую часть, функции которой выполнял первый раздел закона. Уложение делило правонарушения на преступления и проступки, граница между которыми была проведена не слишком четко.

В первом разделе говорилось о вине как основании ответственности, о стадиях развития преступной деятельности, о соучастии, обстоятельствах, смягчающих и устраняющих ответственность. Военнослужащие не подпадали под действие Уложения о наказаниях. Для них существовал изданный в 1839 г. Военно-уголовный устав, заменивший собой Артикул воинский. В системе преступлений на первом месте стояли преступления и проступки против религии, государства, порядка управления, должностные преступления.

Преступления (по Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845):

1. Религиозные (около 80 видов): богохульство, совращение православного в другую веру и пр.

2. Государственные (около 20 видов): государственная измена, бунт, покушение на императора и пр.

3. Преступления против порядка управления: неповиновение начальству и пр.

4. Должностные преступления: взяточничество, опоздание на работу и пр.

5. Преступления против личности: убийство и пр.

6. Преступления против имущества: разбой, грабеж и пр.

Уложения предусматривало обширную и сложную систему наказаний. Они подразделялись по разрядам, родам и степеням. Все наказания за преступления и проступки делились на уголовные и исправительные.

К уголовным относилось лишение всех прав состояния, соединенное со смертной казнью, каторгой или ссылкой.

Исправительными наказаниями считались потеря всех особенных личных и сословных прав и преимуществ, соединенная со ссылкой в Сибирь или другие места, заключение в крепости, в смирительном доме, тюрьме, кратковременный арест и некоторые другие.

Наказания (по Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845):

1. Уголовные (сопровождались лишением всех прав состояния):

1.1 Смертная казнь (назначалась только за политические преступления)

1.2 Каторжные работы (от 5 лет до пожизненных) с последующим поселением в Сибири

2. Исправительные (сопровождались лишением лишь некоторых прав состояния):

2.1 Телесные наказания: битье кнутом, клеймение

2.3 Кратковременное заключение (в крепости или тюрьме)

2.5 Кратковременный арест

2.6 Выговор

Сохранялся сословный принцип применения наказаний: все преступники делились на тех, к кому могли применяться телесные наказания, и на тех, к кому они не применялись, предусматривалась такая мера наказания, как лишения сословных прав и привилегий. Архипов И.В.: Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. (предпосылки, история создания, государственно-правовой анализ). Дис. канд. юрид. Наук. Саратов, 1990 г., 212 с.

Таким образом, Уложение о наказаниях уголовных и исправительных было большим шагом вперед в развитии уголовного законодательства Российской империи. Однако на нем по-прежнему висел большой груз феодальных принципов и предрассудков.

Внешняя политика России в период Крымской войны

Противоречия между нарождавшимися капиталистическими и разлагавшимися феодальными отношениями наглядно видны в социальной структуре общества и политике самодержавия по отношению к сословиям...

Государственный строй и развитие права в первой половине XIX века

Совершенствование органов власти и управления в первой половине XIX в. было связано с приспособлением феодального государства к новым экономическим и политическим условиям. В первой четверти XIX в...

Дворянское сословие в Российской империи

Данная глава охватывает время правления императора Петра I и Эпоху дворцовых переворотов, длившуюся со смерти императора Петра Великого до 1762 года...

История полиции России

В 1802 году Александр I создает в России новые органы центрального управления - министерства и среди них - министерство внутренних дел Курицын В.М. «История полиции России». Краткий исторический очерк и основные документы. Учебное пособие. - М...

Колониальная политика Великобритании

После поражения Франции под руокводством Наполеона в 1815 году, которая была основным соперником на поприще колониальном, британские колонизаторы, воспользовавшись благоприятной обстановкой, при помощи угроз и подкупов, войн и дипломатии...

Культура быта русских на Урале

История Урала уходит корнями в седую древность. Его первые обитатели около 300 тысяч лет назад оставили свой след на каменных скрижалях сурового края. Мировую известность получило древнейшее пещерное искусство...

Культура России XIX века

Научно-технические достижения раннего Нового времени

Это период относительного затишья в науке. Это время освоения того научного прогресса, что был в XVII столетии. Появилась новая философия, перед которой стояла задача доказать существование альтернативы классическо-религиозной картины мира...

Начало объединения русских земель вокруг Москвы

Одним из самых драматических событий в истории средневековой Руси считается война между представителями московского княжеского дома, продолжавшаяся с 1425 по 1453 г. Объединение русских земель вокруг Москвы в это время вступило в такую стадию...

Очерк истории Косово

Во время Первой Мировой войны, особенно в 1918 году албанские отряды вооруженные итальянцами проводили грабежи и резню христианского населения. Как следует из телеграмм сербского Военного министра Рашича...

Россия в начале XIX века

Формирование капиталистического уклада. К концу XVIII века Россию отличало стабильное в целом хозяйство, основанное на крепостном крестьянском труде...

Русское искусство первой половины XIX века

Среди прочих видов искусства на первое место выходит литература, она задает тон общественному мнению. В условиях огосударствления культуры литература выжила, не снизив уровня идейности. Этого ей удалось достичь благодаря иносказанию...

Финансовая и денежно-кредитная система России в первой половине XIX века

Первые банки в Росси стали создавать еще при Елизавете Петровне. Эти учреждения создавались для кредитования купечества и дворянства. Первоначально кредитами таких банков могли воспользоваться только дворяне...

Все изменения в праве России, в первой половине XIX века производились только для того, чтобы отстоять устои феодализма, абсолютические порядки. В силу этого, изменения в праве, были невелики.

Стремление удержать и подкрепить устои шатающегося феодализма приводит к идее своеобразной феодальной законности. В след за Петром I, требовавшим неуклонного соблюдения законов ту же мысль проводит спустя столетие Александр I. В одной из резолюций он писал: «Закон должен быть для всех единствен. Коль скоро я себе дозволю нарушать законы, кто тогда почтет за обязанность соблюдать их?» Стремление закрепить существующие порядки приводит к идее систематизации законодательства, то есть к кодификации.

Последним универсальным систематизированным сборником, охватывающим почти все отрасли русского права, было Соборное Уложение 1649 г.

К началу XIX в. неразбериха в законодательстве дошла до предела. Она была одной из причин беспорядков и злоупотреблений в слухах.

Александр I уже в 1801 г. учредил новую, десятую по счету, комиссию во главе с П.В.Завадовским. Она получила название Комиссии составления законов и провела значительную подготовительную работу. Но лишь при Николае I удалось развернуть по-настоящему и завершить систематизацию российского законодательства.

Неудача всех десяти комиссий определяется тем, что они были охвачены серьезными противоречиями, борьбой между новым и старым, в основе которой лежал вопрос о существовании крепостного права, т.е. о существе феодализма. Так было и с последней, десятой комиссией. «Когда главный исполнитель работ» комиссии Г.А. Розенкампф предложил начать дело с пересмотра законодательства о крестьянстве, он наткнулся на резкий отпор Александра I.

Николай I, дал установку ничего не менять в праве, а лишь привести в порядок существующие нормы. За проведением в жизнь этой директивы, император наблюдал лично. Для этого комиссия была создана не при Государственном совете, который должен был заниматься подготовкой законопроектов, а бала просто преобразована во II отделение Собственной канцелярии его императорского величества. В последствии, когда уже был готов Свод законов, император учредил семь ревизионных комиссий, чтобы проверить тождество Свода существующему законодательству. Проверка облегчалась тем, что каждая статья Свода имела ссылку на источник – соответствующий акт в Полном собрании законов, с датой и номером.

Успеху работы комиссии способствовал и субъективный фактор: ее возглавлял М.М.Сперанский – видный юрист и человек удивительной трудоспособности, впервые привлеченный к кодификационным работам еще в 1808-1809 гг. Причем, Николай I, с большой неохотой привлек Сперанского, прежние либеральные настроения которого, конечно, были известны императору. Сперанский, отрешившись от прежних либеральных иллюзий, вполне принял установки Николая I и действовал на основании их.

Сперанский решил организовать работу поэтапно. Сначала он хотел собрать воедино все законы, изданные с момента принятия Соборного Уложения, затем привести их в определенную систему и, наконец, на базе всего этого издать новое Уложение. В таком порядке работа и развернулась.

Сначала преступили к созданию Полного собрания законов (ПСЗ). Оно включило в себя все нормативные акты с Соборного Уложения до начала царствования Николая I, собранные в хронологическом порядке. Таких актов набралось свыше 50 тыс., составивших 46 толстых томов. В последствии ПСЗ дополнялось текущим законодательством. Так появилось второе Полное собрание законов Российской империи, охватившее законодательство до 1881 г., и третье, включившее законы с марта этого года.

ПСЗ все-таки было не совсем полным собранием законов. Некоторые акты кодификаторам не удалось найти. Дело в том, что государственные архивы России находились в скверном состоянии. Ни водном, из них не было даже полного реестра существующих законов. В некоторых же случаях отдельные акты умышленно не вносились в ПСЗ. Речь идет о документах внешнеполитического характера, сохранявших еще оперативную секретность. Не вносились также законы, изданные по обстоятельствам чрезвычайной важности, и частные дела, касающиеся какого-либо лица или содержащие правила внутреннего распорядка для государственных органов. По подсчетам А.Н.Филиппова, в первое ПСЗ не вошло несколько тысяч документов. В то же время, в Полное собрание вошли акты, по существу, не имевшие характера законов, поскольку само понятие «закон» в теории не было разработано. В Полном собрании законов можно найти акты неюридического характера, судебные прецеденты.

После издания Полного собрания законов, Сперанский преступил ко второму этапу работы – созданию Свода законов Российской империи. При его составлении исключались недействующие нормы, устранялись противоречия, проводилась редакционная обработка текста. Кроме того, уже при создании ПСЗ Сперанский позволял себе редактировать публикуемые законы.

При создании Свода законов М.М.Сперанский исходил из того, что «Свод есть верное изображение того, что есть в законах, но он не есть ни дополнение их, ни толкование». Однако, по мнению исследователей Сперанский неоднократно и сам формулировал новые нормы, не опирающиеся на действующий закон, особенно в сфере гражданского права.

В Своде законов весь материал был расположен по особой системе, разработанной Сперанским. Если ПСЗ строится по хронологическому принципу,

то Свод – уже по отраслевому, хотя и не совсем последовательно проведенному.

В основу структуры Свода было положено деление права на публичное и частичное, идущее от западноевропейских буржуазных концепций, восходящих к римскому праву. Сперанский только называл эти две группы законов государственными и гражданскими. Работая над Сводом, Сперанский изучил лучшие образцы западной кодификации – римской, французский, прусский, австрийский кодексы, но не скопировал их, а создал собственную оригинальную систему.

Свод был издан в XV томах, объединенных в 8 книгах. Книга 1-я включила по преимуществу законы об органах власти и управления и государственной службе, 2-я – уставы о повинностях, 3-я – уставы казенного управления (уставы о податях, пошлинах, питей-ном сборе и др.), 4-я – законы о сословиях, 5-я – гражданское законодательство, 6-я – уставы государственного благоустройства (уставы кредитных установлений, уставы торговые и о промышленности и др.), 7-я – уставы благочиния (уставы о народном продовольствии, общественном призрении и врачебный и др.), 8-я – законы уголовные. С самого начала законодатель установил, что эта структура Свода должна оставаться неизменной, хотя бы менялось содержания конкретных законов. Этот принцип соблюдался на всем протяжении истории Свода, т.е. до Октябрьской революции, только в 1885 г. к Своду был добавлен XVI том, содержащий процессуальное законодательство.

После издания Свода Сперанский мыслил приступить к третьему этапу систематизации – к созданию Уложения, которое должно было не только содержать старые нормы, но и развивать право. Если ПСЗ и Свод были лишь инкорпорацией, то создание Уложения предполагало кодификационный метод работы, т.е. не только соединение старых норм, но и дополнение их новыми. Однако именно этого-то и не хотел император.

Планируя создание Уложения, Сперанский отнюдь не собирался колебать устои феодализма. Он просто хотел привести законодательство в соответствие с требованиями жизни. Новеллы в праве должны были, по его замыслу, не подорвать, а укрепить феодальный строй и самодержавие, усовершенствовать его. Но, трезво оценивая ситуацию, он понимал, что нужно пойти на определенные уступки, чтобы не потерять всего.

Однако эти идеи Сперанского не нашли поддержки. Работа по систематизации остановилась на втором этапе. Можно лишь отметить как элемент третьего этапа издание в 1845 г. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных – первого настоящего российского уголовного кодекса.

Разработка Уложения о наказаниях началась сразу после создания Свода законов и велась первоначально в Министерстве юстиции, а затем во II отделении Императорской канцелярии. При разработке проекта был использован том XV Свода законов. Но авторы Уложения не ограничились российским опытом. Они изучили многочисленные западноевропейские уголовные кодексы, даже проекты некоторых кодексов.

Проект Уложения и объяснительная записка к нему были готовы к 1844 г. Их размножили для предварительного обсуждения. После рассмотрения проекта в Государственном совете Уложение было утверждено императором в августе 1845 г. и введено в действие с 1 мая 1846 г.

Уложение о наказаниях было громадным законом. Оно содержало более 2 тыс. статей, разбитых на 12 разделов, имеющих сложную структуру. Такая громоздкость закона объяснялась тем, что его авторам не удалось преодолеть казуальность, свойственную прежним феодальным уголовным сборникам. Законодатель стремился предусмотреть все возможные виды преступлений, не полагаясь на обобщающие формулировки. Отчасти это объяснялось низким профессиональным уровнем российских судей, которые не могли бы разобраться в юридических абстракциях и, которым нужно было показать состав преступления как можно проще и нагляднее.

Впервые в российском законодательстве Уложение содержало Общую часть, функции которой выполнял первый раздел закона. Уложение делило правонарушения на преступления и проступки, граница между которыми была проведена не слишком четко. В первом разделе говорилось о вине как основании ответственности, о стадиях развития преступной деятельности, о соучастии, обстоятельствах, смягчающих и устраняющих ответственность. Военнослужащие не подпадали под действие Уложения о наказаниях. Для них

существовал изданный в 1839 г. Военно-уголовный устав, заменивший собой Артикул воинский.

В системе преступлений на первом месте стояли преступления и проступки против религии, государства, порядка управления, должностные преступления. Уложения предусматривало обширную и сложную систему наказаний. Они подразделялись по разрядам, родам и степеням. Все наказания за преступления и проступки делились на уголовные и исправительные. К уголовным относилось лишение всех прав состояния, соединенное со смертной казнью, каторгой или ссылкой. Исправительными наказаниями считались потеря всех особенных личных

и сословных прав и преимуществ, соединенная со ссылкой в Сибирь или другие места, заключение в крепости, в смирительном доме, тюрьме, кратковременный арест и некоторые другие. Сохранялся сословный принцип применения наказаний: все преступники делились на тех, к кому могли применяться телесные наказания, и на тех, к кому они не применялись, предусматривалась такая мера наказания, как лишения сословных прав и привилегий.

Задача систематизации законодательства была поставлена еще в начале XVIII в. Петром I. В 1720-1725 гг. работала Уложенная комиссия. Был подготовлен проект нового Уложения, текст которого так и не был принят в связи со смертью императора.

Работа над новым Уложением была продолжена Екатериной II. В 1767 г. ею была созвана Уложенная комиссия, в состав которой вошли представители различных сословий. К началу комиссии Екатериной II был подготовлен «Наказ», в котором, помимо декларации общих принципов управления государством, излагались принципы проведения кодификационной работы. Ставилась задача не просто пересмотреть старые законы, собрав их воедино, но выработать единое уложение на новых началах. Была разработана новая юридическая техника, основанная на западноевропейском опыте. Было предложено все правовые нормы разделить на «право общее» и «право особенное». «Право общее» должно было включать правовые нормы, регулирующие систему управления государством, порядок судо­производства, основы судебной системы, основы уго­ловного права, полицейской системы и благочиния и пр. «Право особенное» регулировало отношения между сословиями, права собственности, обязательственные и брачно-семейные отношения.

Комиссия собрала и систематизировала большое количество законов, однако, новое уложение составлено не было. Это объясняется как трудностями самой работы, так и нежеланием Екатерины II доводить ее до конца. Истинная цель императрицы состояла в изучении настроений в обществе, выраженных в наказах представителей сословий, работавших в комиссии. Принятие свода законов, ограничивающего высшую власть, не входило в планы императрицы.

Работа уложенной комиссии была приостановлена в связи с начавшейся войной с Турцией, а в 1774 г. комиссия была окончательно упразднена. В 1796 г. при Павле I вновь была возобновлена работа по созданию Уложения. Но теперь ставилась задача не про­ведения кодификационной работы, а собрания воедино всех действующих законов. Комиссия подготовила 17 глав по уголовному судопроизводству, 9 глав по вотчинному праву и 13 - по уголовному.

В 1801 г. Александром I была создана новая комиссия по подготовке уложения, которая должна была руководствоваться следующими правилами:

Законы должны строиться на «непоколебимых основаниях права»;

Законы должны определять основы государственного строя (структуру и компетенцию государственных органов, права и обязанности подданных);

Законы должны определять основы судопроизводства и судоустройства;

Законы должны быть расположены по строгой системе.

Комиссии предстояло подготовить:

1) общие государственные законы, взяв за основу те действующие законы, которые «наиболее полезны для блага народа»;



2) законы о судоустройстве и судопроизводстве;

3) местные законы для тех частей государства, где не действовали общие законы.

Уложение должно было состоять из шести частей:

- «законы органические и коренные» определя­ли правовой статус императора;

- «общие основания и начала права» - содержали общие понятия права (формы права, принципы его толкования, понятия лица, вещи, владения, собственности и др.);

Общие гражданские законы (лица, вещи, обяза­тельства);

Уголовные законы и устав благочиния;

Способы исполнения и применения законов, законы о судоустройстве и судопроизводстве;

Местные законы для особых регионов страны. С 1808 г. работой по кодификации начал заниматься М.М. Сперанский, который преобразовал комиссию, разделив ее на Совет, правление и группу консультантов. После открытия Государственного совета в 1810 г. работа по систематизации законодательства была сосредоточена в Комиссии по составлению законов, входившей в состав Государственного совета. Под руководством М.М. Сперанского были подготов­лены проекты трех частей гражданского уложения. Основные положения его были заимствованы из Гражданского кодекса Наполеона, что вызвало серь­езную критику проекта. М.М. Сперанский вышел из состава комиссии, работу над законодательством возглавил Розенкампф. В 1813-1814 гг. были подготовлены новый проект Гражданского уложения, а также проекты Торгового и Уголовного уложений. Однако и они были отвергнуты при обсуждении в Государственном совете, которым было принято решение о составлении систематического свода действующих законов.



После смерти Александра I работа по систематизации была передана второму отделению Собственной его императорского величества канцелярии (1826 г.), фактическим главой которого стал М.М. Сперанский.

К этому времени было принято окончательное решение создавать не новое Уложение, а собрать воедино все существующие законы.

Подготовительным этапом к созданию Свода действующих законов была работа над Полным собрани­ем законов Российской империи, В котором были собраны и расположены в хронологическом порядке все законодательные акты, изданные после Соборного уложения 1649 г. Сложность состояла в том, что после 1649 г. ни разу не осуществлялась ни одна публикация свода законов. В архивах было обнаружено свыше 2 тыс. актов, ранее нигде не публиковавшихся. Был составлен реестр отобранных актов, куда вошли законодательные акты, изданные верховной властью и прави­тельственными органами, судебные решения, ставшие судебным прецедентом, толкования к законам и наиболее важные частные решения. Таких актов набралось свыше 50 тыс.

В 1830 г. Полное собрание законов Российской империи было подготовлено и опубликовано. Оно состояло из 40 томов законов и 6 томов приложений. В него вошли в хронологическом порядке все действующие и утратившие силу законы с 1649 г.

Одновременно велась работа над Сводом действующих законов.

При его составлении была использована следую­щая юридическая техника:

Статьи Свода, основанные на одном действующем указе, излагались словами указа без изменений;

Статьи Свода, основанные на нескольких указах, излагались словами главного указа с дополнениями и пояснениями из других указов;

При наличии противоречащих друг другу указов выбирался наилучший или более поздний;

Сложные тексты упрощались. Свод законов состоял из 8 разделов:

1) Основные государственные законы.

2) Учреждения: центральные, местные и устав государственной службы.

3) Законы правительственных сил: уставы о повин­ностях, о податях и пошлинах, таможенный, монетный, гор­ный, о соли, лесной, оброчных статей и счетные уставы.

4) Законы о состояниях.

5) Законы гражданские и межевые.

6) Уставы государственного благоустройства: духовных дел, иностранных исповеданий, кредитный, торговый, промышленный, путей сообщения, почтовый, телеграфный, строительный, о сельском хозяйстве, о найме на сельские работы, о трактирных заведениях, о благоустройстве в казачьих селениях, о колониях иностранцев на территории империи.

7) Уставы благочиния.

8) Законы уголовные.

Свод законов включал лишь действующие законы, которые делились на основные группы в соответствии с наличием, по замыслу М.М. Сперанского, двух право­вых порядков: государственного (разделы 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8) и гражданского (разд. 5). Впервые гражданское право было выделено в отдельную отрасль. Формаль­ного выделения других отраслей не было произведе­но, однако структура Свода свидетельствует о том, что сложились отрасли права: государственное, гражданс­кое, административное, уголовное.

Каждая статья Свода сопровождалась комментарием, не имевшим, однако, силы закона.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав