30.06.2020

Процессуальное право. Презентация на тему "процессуальное право" Гражданское процессуальное право и гражданский процесс презентация


Обществознание, 11 класс

Урок № 4. Процессуальное право. Гражданский процесс

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Гражданский процесс.
  2. Гражданские споры и порядок их рассмотрения.

3. Основные правила и принципы гражданского процесса.

Тезаурус:

Процессуальное право – это совокупность норм права, регулирующих процессуальный порядок и процедуры реализации и исполнения норм материального права.

Гражданский процесс – это урегулированная нормами гражданского процессуального права деятельность суда, лиц, участвующих в деле, и других участников судебного производства.

Гражданские правовые споры – это разногласия между гражданами или между гражданами и организациями относительно различных правовых вопросов.

Истец – это лицо, предъявляющее требования.

Ответчик – это лицо, к которому предъявляются требования.

Прокурор – лицо, способствующее осуществлению правосудия.

Иск - это требование, которое истец предъявляет ответчику в судебном порядке на законных основаниях.

Исковое заявление - начало письменного обращения в суд.

Предмет иска – материально-правовое требование истца к ответчику.

Основание иска – обстоятельства, из которых истец выводит свои исковые требования.

Судебная повестка – это процессуальный документ о вызове в суд.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Белявский А. В. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., Лазебниковой А. Ю., Телюкиной М. В.Обществознание. 11 класс. Базовый уровень.– М.: Просвещение, 2016 г.
  2. Котова О. А., Лискова Т. Е. Я сдам ЕГЭ. Модульный курс.
  3. Обществознание. Школьный словарь. 10-11 классы. Под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2018.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Мы уже познакомились с некоторыми отраслями права, которые определяют права и обязанности участников различных правоотношений – гражданских, административных и уголовных. Все эти отрасли относятся к материальным правам. Так, право собственности на квартиру - материальное право. Судебная защита этого права регулируется процессуальным правом. Поскольку рассмотрение и разрешение дел представляет собой упорядоченную последовательность действий, т. е. процесс, право и называется процессуальным.

Наряду с отраслями материального права, посредством которых государство имеет воздействие на общественные отношения путем их правового регулирования, существуют отрасли процессуального права.

Процессуальное право – это совокупность норм права, регулирующих процессуальный порядок и процедуры реализации и исполнения норм материального права. Например, право собственности на квартиру - материальное право. Судебная защита этого права регулируется процессуальным правом. Так как рассмотрение и разрешение дел представляет собой последовательность действий, т. е. процесс, право и называется процессуальным.

На основе процессуального права суды осуществляют правосудие. Деятельность судов по рассмотрению дел называется судопроизводством.

Согласно ст. 118 Конституции РФ в настоящее время признаны четыре вида судопроизводства (процессуальные отрасли права): гражданское процессуальное право, уголовно-процессуальное право, административный процесс и конституционное судопроизводство.

Гражданско-процессуальное право– это право, которое регулирует рассмотрение гражданских дел в суде, порядок и последовательность процессуальных действий, права и обязанности участников процесса.

Все эти правила собраны в Гражданском процессуальном кодексе (ГПК) РФ.

Что такое гражданский процесс?

Понятие "процесс" происходит от латинского "processus", что обозначает ход, продвижение, деятельность, развитие какого-либо явления. Процесс - совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата; порядок осуществления какой-либо деятельности.

Гражданский процесс происходит от слова "гражданский", т.е. относящийся к правовым отношениям граждан между собой и их отношениям с государственными органами и организациями.

Таким образом, гражданский процесс это урегулированная нормами гражданского процессуального права деятельность суда и лиц участвующих в деле, и в других участников судебного производства.

Гражданско-правовые споры и порядок их разрешения – основной предмет гражданского процесса. Гражданские правовые споры – это разногласия между гражданами или между гражданами и организациями относительно различных правовых вопросов. Гражданские правовые споры наиболее многочисленны, чем другие виды споров. Учитывая это многообразие сторон деятельности граждан, закон дает лишь приблизительный перечень видов споров, которые могут разрешаться в суде гражданского процесса. Это споры:

– имущественные;

– семейные;

– трудовые;

– жилищные;

– конституционные;

– административные;

– налоговые и др.

В случае, если судья, к которому обратился гражданин за правосудием, не может квалифицировать его дело как вид спора, он все равно не может отказать человеку в правосудии. Судья обязан принять заявление, если в нем излагается разногласие о праве.

Целью гражданского процесса является восстановление нарушенных и защита оспариваемых прав, свобод и интересов граждан и организаций. Участники гражданского процесса – это лица, участвующие в деле и способствующие правосудию. Это, в первую очередь суд, без которого невозможен гражданский процесс; затем лица, участвующие в деле, и лица, способствующие осуществлению правосудия. Лица, участвующие в деле, - стороны в споре, т.е. истец, предъявивший требования, и ответчик, к которому требования предъявляются.

Лица, способствующие осуществлению правосудия – это прокурор, выступающий государственным обвинителем, и лица, которые могут вступать в защиту других лиц или в защиту государственных и общественных интересов (свидетели, переводчик и эксперты).

Участвовать в процессе могут только лица, обладающие процессуальной дееспособностью. Для граждан РФ она наступает с 18 лет, а для юридических лиц дееспособность возникает с момента их регистрации.

Лицо как физическое (граждане), так и юридическое (организации), которое считает, что его права и интересы нарушены (например, посягательства на личную свободу, честь и достоинство, имущество) кем-либо имеет право обратиться в суд. Для этого нужно подать исковое заявление.

Иск - это требование, которое истец предъявляет ответчику в судебном порядке на законных основаниях. Исковое заявление - начало письменного обращения в суд. Основание и предмет – это два исковых элемента. Под предметом иска понимают материально-правовое требование истца к ответчику (например, уплата долга при договоре займа, выселение ответчика из жилого помещения при нарушении им своих обязанностей и т.д.). Под основанием иска понимают обстоятельства, из которых истец выводит свои исковые требования.

Судебная повестка – это важный процессуальный документ о вызове в суд. Этот документ должен содержать в себе реквизиты, указанные в ст. 107 ГПК.

Судебное разбирательство – важная стадия гражданского процесса, где проявляются все принципы гражданского судопроизводства.

Судья в течение 5 дней со дня получения искового заявления рассматривает вопрос о принятии его к производству. При этом выносится определение, на основании которого возбуждается гражданское дело в суде первой. От имени суда направляется повестка, которая вручается гражданину, который должен принять участие в заседании суда.

Разбирательство дела происходит в судебном заседании. После окончания подготовительной части суд приступает к рассмотрению дела по существу.

Стадии прохождения дела в суде в гражданском процессе:

1. Возбуждение производства;

2. Стадии подготовки;

3. Судебное разбирательство;

4. Вынесение решения;

5. Объявление решения.

Существуют также принципы, т.е. основные, исходные положения гражданского процесса, указанные в ГПК РФ. Это следующие принципы:

Право на обращение в суд любого заинтересованного лица за защитой прав и свобод или законных интересов;

Равенство перед законом и судом всех граждан;

Независимость суда при осуществлении правосудия и подчинение только закону;

Гласность судебного разбирательства: разбирательство дел во всех судах открытое;

Принцип состязательности и равноправия сторон;

Возможность обжалования любых судебных постановлений, кроме постановления высшей судебной инстанции – Пленума Верховного Суда РФ.

Решения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы в апелляционном порядке в течение 10 дней.

Апелляция - процедура по проверке не вступивших в законную силу судебных актов вышестоящим судом.

Судебные решения и апелляционные определения могут обжаловаться в третью инстанцию – кассационную.

Кассационная инстанция вправе оставить решение без изменения или изменить (отменить) решение.

Гражданское право является важнейшим и базовой отраслью российского права. Его изучение важно для понимания процессов, формирования умений защитить свои права и гражданско-правовые отношения.

Примеры и разбор решения заданий

1.Установите соответствие между определениями и понятиями.

Правильный ответ:

2. Найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали три значения понятия «процесс».

Правильные ответы: продвижение, ход, деятельность.

Класс: 11

Класс: 11.

Технология: Технология интенсификации обучения на основе схем и знаков моделей учебного материала, информационно-коммуникационные технологии.

Обоснование выбора вида урока

В условиях современного образования повышаются требования к качеству подготовки учащихся, увеличивается объём знаний. В таких условиях ученик сталкивается с необъемлемым потоком информации, которую он имеет возможность почерпнуть разных источниках. Информационная перенасыщенность и недостаточное структурирование учебного материала ставят перед школьником проблему запоминания и усвоения теоретических и практических знаний получаемых в школе. Форсированное прохождение материала (чаще всего традиционными методами) препятствует усвоению, главным здесь выступает прохождение программы. Такая ситуация особенно актуальна для изучения общественных дисциплин, в том числе и обществознания особенно в старшей школе, где необходимо изучить и усвоить большие объемы учебного материала.

Для того чтобы помочь учащимся в изучении насыщенной и объемной информации и сделать процесс её запоминания и обобщения более эффективным, считаю необходимым использование опорно-логических схем или опорных конспектов, дающих возможность ученику самостоятельно структурировать учебный материал, находить причинно-следственные связи.

Система опорных конспектов интересна тем, что позволяет удачно сочетать новые подходы к обучению и устоявшиеся методические рецепты традиционной системы. Неотъемлемой частью данной системы является рефлексия, как один из компонентов учебной деятельности школьников, что сильно повышает уровень понимания и осмысления изучаемого материала.

Опорные конспекты позволяют варьировать темпы прохождения материала и его структуру, в соответствии с индивидуальными особенностями усвоения исторических знаний. А использование компьютера в преподавании особенно перспективно. Это не только визуализация излагаемого материала, но и развитие визуального мышления. Формируя последовательно «живое созерцание» учебной информации, мы не только используем природные свойства зрительного аппарата учащихся, но и формируем способность трансформировать визуальное мышление в мышление продуктивное. Всё это способствует более качественному усвоению материала учащимися по изучаемым темам.

Тип урока: освоение нового материала, систематизация и закрепление полученных знаний.

Цели урока:

1) Образовательная:

  • ознакомиться с нормами уголовно-процессуального права;
  • на основе изучения УПК РФ выявить, как реализуются положения УК, каковы правила изобличения преступников, предания их суду и назначения наказания;
  • выработать понимание отличий уголовного процесса от гражданского процесса (уголовный процесс охватывает и досудебное производство – возбуждение уголовного дела и предварительное расследование)

2) Развивающая:

  • развитие умений: выделять главное, существенное; обобщать имеющиеся факты; логически и абстрактно мыслить;
  • развивать логическое мышление, обобщать конкретизировать;
  • формирование внимания, умения наблюдать и закреплять знания;
  • формирование способности сопоставлять, находить отличия и сходства.

3) Воспитательная:

  • вызвать интерес учеников через рассказ учителя об УПК РФ, а также об основных его функциях;
  • создание положительной мотивации обучения;
  • повышение информационной компетентности учащихся;
  • формирование личности учащихся, готовых к жизни в современном обществе.

Методы обучения: наглядный, информационно-развивающий, репродуктивный, фронтальный опрос.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, задания для практической работы.

Основные понятия: уголовный процесс, уголовное производство (уголовное преследование); принципы уголовного судопроизводства; субъекты уголовного процесса; меры процессуального принуждения и меры пресечения; досудебное производство (возбуждение уголовного дела); предварительное расследование (следственные действия: допрос, очная ставка, опознание, выемка, обыск); судебное производство (судебное разбирательство, судебное следствие); суд присяжных заседателей (вердикт, права заседателей, приговор); обжалование, апелляция по судебному решению.

План урока:

  • Организационный момент.
  • Актуализация.
  • Мотивация.
  • Работа с теоретической информацией.
  • Практическая работа.
  • Домашнее задание.
  • Итоги урока.

Ход урока

1. Организационный момент

Взаимное приветствие, объявление темы урока.

2. Актуализация

На прошлом уроке мы изучали особенности гражданского и арбитражного процесса в РФ. Сейчас проверим, как вы усвоили этот материал. У вас одна минута для повторения. Вы получили листы с вопросами в форме ЕГЭ. Ваша задача – в течение 3 минут ответить на эти вопросы. Затем мы вместе проверим эту работу.

Вопросы:

1. Вставьте пропущенное понятие:

Правила арбитражного процесса собраны в ________ ________ кодексе Российской Федерации.

Ответ: АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССУАЛЬНОМ.

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда:

Предмет иска, исковое заявление, основания иска, сведения об истце, сведения об ответчике.

Ответ : ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ.

3. Найдите в приведённом ниже перечне участников гражданского процесса и запишите в строку ответов цифры, под которыми они указаны.
1) подсудимый
2) истец
3) ответчик
4) эксперт
5) прокурор
6) второе лицо

3. Мотивация

Знакомясь с уголовным правом, вы узнали, какие действия Уголовный кодекс (УК РФ) объявляет преступлением и какие наказания за них устанавливают. А сегодня мы познакомимся с реализацией положения УК, с правилами изобличения преступников, преданием их суду и назначением наказания. Также вы узнаете об отличиях уголовного процесса от гражданского судебного разбирательства.

4. Работа с теоретической информацией

1) Самостоятельная работа с материалом параграфа – составление опорного конспекта-плана темы (задание в формате ЕГЭ).

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Уголовный процесс». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах (работа выполняется в тетрадях );
- проверка составленного плана (фронтальный опрос с комментариями учителя).

Пример плана:

  1. Понятие уголовного процесса.
  2. Основные принципы уголовного процесса:

А) принцип законности;
Б) правосудие осуществляется только судом;
В) принцип уважения чести и достоинства личности;
Г) принцип неприкосновенности личности;
Д) принцип неприкосновенности жилища;
Е) принцип презумпции невиновности;
Ж) принцип состязательности сторон;
З) принцип независимости судей;
И) принцип права на защиту;
К) принцип возможности обжалования процессуальных действий суда и должностных лиц;
Л) принцип государственного языка.

  1. Участники (субъекты) уголовного процесса:

А) прокурор;
Б) следователь;
В) дознаватель;
Г) потерпевший;
Д) подозреваемый;
Е) обвиняемый;
Ж) подсудимый;
З) адвокат защиты и адвокат обвинения;
И) свидетели;
К) эксперты, специалисты, переводчики, понятые.

  1. Меры процессуального принуждения:

А) задержание;
Б) подписка о невыезде;
В) личное поручительство;
Г) залог;
Д) домашний арест;
Е) заключение под стражу.

  1. Досудебное производство:

А) предварительное расследование;
Б) следственные действия.

  1. Прохождение дела в суде:

А) судебное разбирательство;
Б) судебное следствие;
В) объявление вердикта и приговора.

  1. Порядок обжалования и апелляции.
  2. Функции УПК РФ.

2) На примерах (фрагменты из фильма «Место встречи изменить нельзя») мы определим:

Следственные действия;

Участников следственных действий;

Определим, есть ли процессуальные нарушения в действиях персонажей фильма (должна быть приведена соответствующая аргументация с опорой на материал параграфа).

5. Практическая работа

Используя раздаточный материал, выполните тестовые задания (в формате ЕГЭ).

Задания по теме "Процессуальное право: уголовный процесс". - § 26

Часть 1.

1. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Уголовный процесс». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Часть 2.

2. Запишите термин, пропущенный в таблице:

Досудебное производство.

3. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий, представленного ниже ряда.

1) прокурор;
2) адвокат;
3) подозреваемый;
4) обвиняемый;
5) свидетель;
6) субъекты уголовного процесса;
7) дознаватель;
8) следователь;
9) свидетель.

4. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «уголовно-процессуальное право».

1) меры процессуального производства;
2) участники субъекты уголовного процесса;
3) основные принципы уголовного судопроизводства;
4) взыскание ;
5) меры процессуального принуждения;
6) процедура банкротства .

5. Установите соответствие между стадиями судебного производства и их содержанием.

Содержание стадии

Стадии судебного производства

А. Судебное следствие.
Б. Вынесение обвинительного заключения
В. Следственные действия.
Г. Порядок обжалования.
Д. Постановление о привлечении в качестве обвиняемого.
Е. Вынесение приговора.
Ж. Дознание, следствие.
З. Прения сторон.
И. Реплики сторон.

1. Досудебное производство.
2. Судебное разбирательство.

6. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Наказание – мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда и применяемая к лицу, признанному виновным в совершении преступления. (Б) Все лица, совершившие преступление на территории РФ, подлежат уголовной ответственности по УК. (В) При привлечении лица к УО применяется закон, который действовал во время совершения деяния. (Г) Предполагается. Что меры воспитательного воздействия к несовершеннолетним: (за преступления небольшой или средней тяжести) такие как: предупреждение. Передача под надзор родителей или специализированного государственного органа, возложение обязанности загладить причинённый вред, ограничение досуга и установление особых требований к поведению. (Д) Ряд законодателей высказывают мнение о том, что необходимо снизить возраст наступления уголовной ответственности в связи их с соучастием подростков в ряде преступлений против личности и имущества. (Е) Соучастие – умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении и умышленного преступления.

Определите, какие положения текста носят:

1) фактический характер;

2) характер оценочных суждений;

3) теоретических положений.

А

7. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Правосудие по уголовному делу в Российской Федерации осуществляется только _________(А). Никто не может быть признан виновным в совершении ________(Б) и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом. В ходе уголовного судопроизводства запрещается осуществление действий и принятие решений, унижающих честь участника уголовного судопроизводства, а также обращение, унижающее его человеческое достоинство, либо создающее опасность для его жизни и здоровья. Суд. Прокурор, следователь, дознаватель обязаны разъяснять _____(В), а также другим участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности и ответственность и обеспечивать возможность осуществления этих прав. _____(Г) считается невиновным. Пока его виновность в совершении преступления не будет доказана в предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Подозреваемый или обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого или обвиняемого, лежит на стороне ____(Д). Обвинительный _____(Е) не может быть основан на предположениях.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) преступление;

2) потерпевший;

3) обвинение;

5) защита;

6) обвиняемый;

7) приговор.

6. Домашнее задание

7. Подведение итогов урока

А) Выставление оценок за практическую работу.

Б) Итоги урока (рефлексия):

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я выполнял задания…
  • Я понял, что…
  • Теперь я знаю…
  • Я научился…
  • Урок дал мне для жизни…

Процессуальное правоэто совокупность отраслей, основная
задача которых - определить
правила судебного процесса, чтобы
установить ИСТИНУ.

Процессуальное право – это порядок реализации и защиты материального права.

К числу наиболее «старых» процессуальных отраслей относятся:

Уголовно-процессуальное право
Гражданско-процессуальное право
Административно-процес. право
Арбитражно-процессуальное право
Конституционно-процес. право
РЕГУЛИРУЮТ СУДОПРОИЗВОДСТВО

Система судопроизводства

Конституционный суд:
отменяет законы,
противоречащие
Конституции и
нарушающие права
граждан
Арбитражный суд:
Разрешает
экономические споры
между гражданами,
занимающимися
предпринимательской
деятельностью,
и организациями
Верховный суд:
важнейший орган
судебной власти
по
гражданским,
уголовным делам
Мировые суды:
рассматривают
гражданские,
уголовные,
административные дела
незначительной
сложности в качестве
суда первой инстанции

Арбитражное процессуальное право, арбитражный процесс

арбитражный суд рассматривает споры
между юридическими лицами,
гражданами, осуществляющими
предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица и
имеющими статус предпринимателя
(граждане-предприниматели).

Уголовный процесс и его участники

I.Органы государства и
должностные лица: суд (судья),
прокурор, следователь, орган
дознания и лицо, дознаватель.
II. Участники уголовного
процесса: подозреваемый,
обвиняемый, их защитники,
потерпевший, гражданский
истец, гражданский ответчик и
их представители.
III. Лица, привлекаемые в
процессе для содействия
органам государства в
выполнении задач правосудия:
свидетель, эксперт, специалист,
переводчик, понятые, секретарь
судебного заседания.
Уголовный
процессуальное право
(уголовный процесс) -
это процесс
государственных органов
по расследованию и
разрешению дел,
связанных с
совершением
преступлений.

Судья на уголовном процессе

а) судья единолично
рассматривает дела (если
санкция не превышает 10 лет
лишения свободы);
б) судья и 12 присяжных
заседателей (рассматривают
дела, затрагивающие
общественный интерес и
имеющие общественный
интерес, согласно перечню в
УПК);
в) коллегия из трех судей (дела
о тяжких и особо тяжких
преступлениях);
г) мировой судья (если санкция
не превышает трех лет).

Гражданский процесс (гражд-процессуальное право)

УЧАСТНИКИ ГРАЖДАНСКОГО
ПРОЦЕССА
истец,
ответчик,
третьи лица,
прокурор,
адвокат,
свидетели,
эксперты,
специалисты
Гражданское
процессуальное право
(процесс)
- это отрасль права,
регулирующая порядок
рассмотрения судом
гражданских дел.

Администартивный процесс (адм-процессуальное право)

Административный
процесс - это порядок
осуществления
государственноуправленческой
деятельности, с
целью реализации
норм
административного
права

Подготовительный этап

Судья открывает заседание,
объявляет, какое дело рассматривается;
проверяет явку участников процесса;
удаляет из зала заседания свидетелей;
объявляет состав суда

«Уважаемый суд!»

Все участники процесса должны
давать свои показания и объяснения
стоя, к суду обращаются со словами:
«Уважаемый суд!».

Главный этап- рассмотрение сути дела

судья докладывает дело,
выясняет, поддерживает ли истец свои
требования,
признает ли ответчик требования
не желают ли стороны закончить дело
миром

После этого судья заслушивает
объяснения лиц, участвующих в деле (и
соответственно их представителей), в
следующей последовательности:
1. Истец, третьи лица на стороне истца,
2. Ответчик, третьи лица на стороне
ответчика.

Главный этап- рассмотрение дела

Исследование доказательств:
Вначале допрашивают свидетелей,
Затем оглашают письменные
доказательства, исследуют вещественные
доказательства, воспроизводят и
исследуют аудио- или видеозапись,
исследуют заключение эксперта.

Третий этап – судебные прения

ПРЕНИЯ
Выступления лиц, участвующих в деле с
обоснованием своей правовой и фактической
позиции, с учетом всех сведений и
обстоятельств, которые были исследованы в
ходе судебного заседания.
Последовательность выступления в прениях
аналогична последовательности дачи
объяснений: прокурор, истец и его
представитель; ответчик и его
представитель.

Последнее слово

Каждый имеет право выступить с речью
(Приложение 3)
Но последнее
слово – подсудимого (право)
.

Последний этап

По окончании прений суд удаляется в
совещательную комнату для вынесения
решения.
Однако тут есть оговорка: если в прениях
выявлены некоторые новые
обстоятельства, суд может вернуться к
судебному следствию.

Судебное решение

Суд принимает решение немедленно после
рассмотрения дела в совещательной
комнате, тайно, т.е. с участием только тех
лиц, которые входят в состав суда.

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

Генеральный
прокурор
назначается и
освобождается
Советом Федерации
по представлению
президента на 5 лет
Прокуратура
(Генеральная п., п. субъектов
РФ,
п. городов, районов)
* осуществляет надзор за
исполнением законов
* Наблюдает правильно ли
исполняются законы
* Не нарушаются ли права
граждан?
* Выступает на суде со стороны
обвинения
* Может не согласиться с
решением суда, наложив на
него протест.

Слайд 1

Составьте схему участников гражданского судебного процесса. Составьте схему основных стадий гражданского судебного процесса. - Что такое отрасль права? - Перечислите известные вам отрасли права с указанием сферы общественных отношений, которую они регулируют. -Что такое кодекс? - Прочитайте ст. 8, 19, 60 Уголовного кодекса РФ и ответьте на вопрос «Какова специфика действия норм уголовного права?»

Слайд 2

Статья 8. Основание уголовной ответственности. Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим Кодексом. Статья 19. Общие условия уголовной ответственности. Уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного настоящим Кодексом. Статья 60. Общие начала назначения наказания. Лицу, признанному виновным в совершении преступления, назначается справедливое наказание в пределах, предусмотренных соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса, и с учетом положений Общей части настоящего Кодекса.

Слайд 3

Процессуальное право: уголовный процесс
29.07.2016

Слайд 4

Главная задача уголовного судопроизводства
Изобличить и осудить преступника, не обвинив и не осудив при этом невиновного. Деятельность по изобличению и обвинению преступников, связанная с вынужденными ограничениями прав и свобод человека называется уголовным процессом.

Слайд 5

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (УПК РФ) - основной источник уголовно-процессуального права, устанавливающий и регулирующий порядок уголовного судопроизводства на территории Российской Федерации.

Слайд 6


Отсутствие обвинительного уклона – справедливое наказание так же отвечает назначению уголовного судопроизводства, как и оправдание невиновных. Законность – все действия следственных и судебных органов должны основываться на законе.

Слайд 7

Принципы уголовного судопроизводства
Правосудие осуществляется только судом. Уважение чести и достоинства личности – при расследовании и в суде никто не может подвергаться насилию, пыткам, унижению, оскорблению. Неприкосновенность личности – никого нельзя задержать, арестовать без оснований, указанных в УПК, а при наличии оснований без решения суда – дольше 48 часов.

Слайд 8

Принципы уголовного судопроизводства
Неприкосновенность жилища – обыски, изъятия и т.п. разрешаются только по решению суда. Презумпция невиновности - обвиняемый считается невиновным до подтверждения вины в приговоре суда. Состязательность сторон в судебном процессе.

Слайд 9

Принципы уголовного судопроизводства
Обеспечение обвиняемому, подозреваемому, подсудимому права на защиту. Возможность обжаловать процессуальные действия суда и должностных лиц.

Слайд 10

Участники (субъекты) процесса

Слайд 11


Прокурор – надзирает за следствием и дознанием и поддерживает обвинение в суде. Следователь – проводит предварительное, т.е. досудебное следствие. Дознаватель – проводит дознание, т.е. неотложные следственные действия. Потерпевший – лицо, которому причинён вред.

Слайд 12

Права и обязанности участников
Подозреваемый – т.е. лицо, подозреваемое в преступлении. Обвиняемый – т.е. лицо, которому предъявлено обвинение в отношении которого вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого. После передачи дела в суд он называется подсудимым. Имеет право на последнее слово. Защитник - адвокат.

Слайд 13


Свидетели имеют право: отказаться свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, давать показания на родном языке или языке, которым он владеет; пользоваться помощью переводчика бесплатно; заявлять отвод переводчику, участвующему в его допросе; заявлять ходатайства и приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда;

Слайд 14

Права и обязанности свидетелей
Свидетели имеют право: 6. являться на допрос с адвокатом в соответствии с частью пятой статьи 189 УПК РФ; 7. ходатайствовать о применении мер безопасности, предусмотренных частью третьей статьи 11 УПК РФ; 8. Свидетель не может быть принудительно подвергнут судебной экспертизе или освидетельствованию.

Слайд 15

Свидетель не в праве:
уклоняться от явки по вызовам дознавателя, следователя или в суд; давать заведомо ложные показания либо отказываться от дачи показаний; разглашать данные предварительного расследования, ставшие ему известными в связи с участием в производстве по уголовному делу, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном статьей 161 УПК РФ.

Слайд 16

Доказательства
Показания обвиняемого, потерпевшего, следователя, эксперта. Вещи, протоколы следственных и судебных действий. Иные документы: фотографии, аудио- и видеозаписи. Признание обвиняемого в совершении деяния, то же должно быть доказано в суде.

Слайд 17

Задержание. Срок не может превышать 48 часов Без санкции прокурора только в экстремальных случаях, при этом уведомление прокурора в течение 12 часов обязательно. Составление протокола задержания в течение трёх часов. В течение 12 часов органы, задержавшие человека, обязаны уведомить об этом семью задержанного, допрос провести немедленно.
Меры процессуального принуждения

Слайд 18

Меры процессуального принуждения, применяемые к обвиняемому
Подписка о невыезде (из данного населённого пункта); Личное поручительство заслуживающего доверия лица; Залог; Домашний арест; Заключение под стражу. Применяется только по судебному решению. Если за преступление может быть наказание более 2 лет лишения свободы.

Слайд 19

Досудебное производство
Возбуждение уголовного дела.

Слайд 20

Предварительное расследвание
Следственные действия

Слайд 21

Предъявление предсудебного обвинения
Постановление следствия о привлечении в качестве обвиняемого, сообщение об этом подозреваемому, чтобы у него была возможность пригласить защитника. Предъявление предсудебного обвинения в течение 3-х суток. По окончании следствия обвиняемый и защитник имеют право знакомиться с материалами дела (протокол ознакомления с делом ОБЯЗАТЕЛЕН).
Если хотя бы одно из перечисленных правил не выполнено, суд не примет дело к его рассмотрению.
По окончании ознакомления следователь составляет обвинительное заключение и вместе с делом отправляет его к прокурору.

Слайд 22

Действия прокурора
Проверяет дело: вправе вносить изменения в обвинительное заключение, вернуть дело на доследование, прекратить дело при наличии оснований. Если соглашается с обвинительным заключением: утверждает дело и направляет в суд. Копия обвинительного заключения вручается обвиняемому ОБЯЗАТЕЛЬНО, а его представителю и потерпевшему – ПО ПРОСЬБЕ.

Слайд 23

Стадии уголовного процесса.
Подготовительная стадия - готово ли дело к рассмотрению по существу, вручены ли копии обвинительного заключения, подлежит ли изменению мера пресечения, подлежат ли удовлетворению жалобы и ходатайства). В течение 30 дней, а если обвиняемый под стражей – 14 дней, судья решает, назначать ли предварительное слушание, рассматривать ли судом присяжных.

Слайд 24

Стадии судебного заседания: 1.Подготовительный этап (какое дело слушается, проверка личностей, доверия суду, права и обязанности сторон, наличие ходатайств –фиксация в протоколе); 2.Изложение прокурором обвинительного заключения; вопрос о признании вины; 3.Допрос подсудимого; 4.Допрос свидетелей; 5. Прения сторон, реплики сторон; 6.Последнее слово подсудимого; 7.Вынесение приговора, (постановление о виновности или невиновности подсудимого).
Вступление приговора в законную силу через 10 дней.

Слайд 25

Обжалование приговора по кассации(лат. cassatio - «отмена, уничтожение»): Подача жалобы в судебную коллегию по уголовным делам; Проверка законности и обоснованности решения.
До кассации возможна подача апелляции(от лат. appellatio - обращение): Рассмотрение дела по существу в составе одного судьи.

Слайд 26

Возможно обжалование вступивших в силу решений по открывшимся вновь обстоятельствам или в порядке надзора.
Надзорные инстанции: Судебная коллегия по уголовным делам; Президиум Верховного Суда РФ.

Слайд 27

Решение задач
Сергеенко Л., уходя на работу, внутри квартиры к каждой двери, ведущей в комнату, провел провода с напряжением 380 В. Будет ли он нести уголовную ответственность, если в квартиру заберется вор и погибнет?

Слайд 28

Статья 25. Преступление, совершенное умышленно 3. Преступление признается совершенным с косвенным умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично.

Слайд 29

Внуку от дедушки достался именной револьвер. Он показал его приятелю и неосторожно выстрелил, ранив друга. Какие санкции к нему будут применены?

Слайд 30

Статья 118. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности 1. Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности - наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев. 3. Причинение средней тяжести вреда здоровью по неосторожности - наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок до трех месяцев.

Водитель автомобиля проехал на красный свет. Приведите один пример, когда за последствия данного правонарушения водитель будет нести ответственность по нормам административного права, и один пример, когда за последствия данного правонарушения водитель будет нести ответственность по нормам уголовного права.

Слайд 34

Выполните задания
1. Заполнить пропуск: «Уголовный процесс охватывает: возбуждение уголовного дела, ………………………, судебное разбирательство.» 2.Какой из принципов уголовного процесса назван неверно? а) процесс должен быть всегда закрытым б) правосудие осуществляется только судом в) презумпция невиновности г) в исключительных случаях подсудимый не может обжаловать действия суда 3. Мера пресечения – задержание под стражу может применяться к обвиняемому в преступлении, за которое наказание может быть более: а) 2-х лет б) более 1-го года в) более 3-х лет 4. Указанные в УПК меры пресечения: заключение под стражу, домашний арест,……….. 5.Распределить по группам следственные действия: а) по постановлению следователя б) на основе судебного решения допрос, очная ставка, заключение под стражу, опознание, обыск, запись телефонных разговоров, выемка.

Слайд 35

Домашнее задание:
1. Изучить материал презентации; 2. Параграф 26 стр.298-306 3. Заполнить таблицу «Стадии уголовного процесса».
Название стадии Содержание деятельности Участники
Проверка поступившего сообщения
Оформление постановления возбуждении уголовного дела
Предварительное расследование
Судебное следствие


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав