13.08.2019

Как определяются места для принудительных работ осужденных. Что такое и где проходят принудительные работы? Как часто применяются на практике


  • Лядов Эдуард Владимирович , кандидат наук, доцент, профессор
  • Академия ФСИН России
  • ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ
  • ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  • НАЗНАЧЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ

В статье рассматриваются некоторые проблемные вопросы перспектив назначения и исполнения нового уголовного наказания в виде принудительных работ и пути их возможного устранения.

  • К вопросу о содержании уголовного наказания в виде обязательных работ
  • Результаты оперативно-розыскной деятельности как иные документы в уголовном судопроизводстве России
  • Проблемы государственной регистрации прав на линейные объекты
  • Механизмы социально-правовой защиты материнства и детства в современной России
  • Дисциплинарная ответственность педагогических работников

Федеральным законом от 07 декабря 2011 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Уголовный Кодекс Российской Федерации наряду с уже существующими обязательными и исправительными работами был введен новый вид наказания – принудительные работы.

Согласно ст. 53.1 УК РФ принудительные работы применяются как альтернатива лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ, за совершение преступления небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые.

Исходя из анализа законодательства можно отметить, что в целом, наказание в виде принудительных работ может применяться в следующих случаях: 1) в соответствии с санкциями норм о преступлениях небольшой или средней тяжести; 2) при замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ст. 80 УК РФ); 3) в случаях злостного уклонения от отбывания штрафа, обязательных работ или исправительных работ в порядке замены более строгим наказанием (ч. 5 ст. 46, ч. 3 ст. 49, ч. 4 ст. 50 УК РФ) .

Срок введения в действие данного наказания дважды переносился. Первый раз федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 307-ФЗ «О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статью 6 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О судебных приставах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» срок введения был перенесен с 1 января 2013 г. на 1 января 2014 г., второй раз федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 431-ФЗ «О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» – с 1 января 2014 г. на 1 января 2017 г.

Рассмотрим некоторые проблемные аспекты принудительных работ как вида уголовного наказания, связанные с перспективой введения их в действие.

Данный вид наказания заключается в привлечении осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы при этом отбывает он его в специальном учреждении – исправительном центре. По общему правилу, расположение его должно быть в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором он проживал или был осужден. В случае отсутствия такого центра на территории субъекта РФ осужденный может отбывать принудительные работы в исправительном центре другого субъекта или же в изолированном участке исправительного учреждения, функционирующего как исправительный центр.

В данном аспекте необходимо обратить внимание на возможное нарушение прав осужденных при выборе вида наказания со стороны судов Российской Федерации в связи с тем, что с 1 января 2017 г. из планируемых в начале 30 исправительных центров предполагается ввести в действие лишь четыре соответственно в четырех регионах: Тюменской и Тамбовской областях, в Ставропольском и Приморском краях, кроме того будут введены семь участков, планируемое общее количество осужденных, которое они смогут принять составляет 900 осужденных , общее же количество исправительных центров, необходимых для реализации данного вида наказания составляет 150 на 30 тыс. мест. Исходя из данной информации подсудимым при рассмотрении уголовного дела и назначении наказания в случае отсутствии исправительного центра или участка на территории конкретного субъекта судами или не будет применяться данный вид наказания или при назначении такового, они будут его отбывать на территории другого субъекта Российской Федерации.

Следует согласиться с мнением Е.В. Благова, отмечающего, что оправданность заменяющего характера принудительных работ вызывает сомнение. Требование закона сначала назначить одно наказание, а потом вместо него другое противоречит логике принятия уголовно-правовых решений. С одной стороны, рассматриваемая замена наказания, т.е. более строгого менее строгим, противоположна общему правилу, изложенному в ч. 1 ст. 60 УК. Согласно ему «более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается только в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания». Обратный порядок допустим в особом случае назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление (ст. 64 УК) .

Возникает также вопрос, заключающийся в том, что суд при замене лишения свободы на принудительные работы фактически должен в одном судебном заседании при разрешении одного и того же дела дважды вынести приговор: один о назначении осужденному наказания в виде лишения свободы, а затем второй – о замене наказания в виде лишения свободы другим видом наказания, а именно, принудительными работами, предусмотренными ст. 53.1 УК РФ. Хотя законодатель и дополнил ст. 299 УПК РФ «Вопросы, разрешаемые судом при постановлении приговора» пунктом 7.1., предусматривающим возможность рассмотрения вопроса о замене наказания в виде лишения свободы принудительными работами в порядке, установленном статьей 53.1 УК РФ, однако, на наш взгляд, данный вопрос суд, должен рассматривать в процессе исполнения назначенного наказания в соответствии с п. 5 ст. 397 УПК РФ, регламентирующим вопрос о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания в соответствии со статьей 80 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Законодатель в ч.1 ст.53.1 УК РФ конкретно указывает, что наказание в виде принудительных работ является альтернативой лишению свободы . Но проанализировав в целом данный вид наказания можно найти в нем признаки, которые близки лишению свободы с отбыванием в колонии-поселении. Помимо этого, согласно ч. 6 указанной статьи в случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ они заменяются лишением свободы из расчета один день лишения свободы за один день принудительных работ. Аналогично, время содержания лица под стражей до судебного разбирательства засчитывается в сроки принудительных работ из расчета один день за один день. Получается, что данный вид наказания вовсе не альтернатива лишению свободы, а равнозначен ему.

Помимо этого, поддержим мнение А.Г. Антонова отмечающего, что принудительные работы по репрессивности не уступают лишению свободы . Данный вывод он делает основываясь на положениях закона регламентирующих, в частности, степень материальной обеспеченности осужденного к принудительным работам и обязательности привлечения последнего к труду, тогда как, например, в колонии общего режима осужденный вообще может не трудится и быть при этом обеспеченным всем необходимым в отличии от осужденного к принудительным работам, которого, во-первых, принуждают трудиться, а во-вторых, последний за некоторым исключением обязан сам себя обеспечивать питанием, одеждой и т. п. Однако вместе с тем следует акцентировать внимание на том, что ни в УК РФ, ни в УИК РФ не имеется четкой формулировки закрепляющей именно обязательность привлечения к труду всех лиц, отбывающих наказание в виде принудительных работ. Более того, возможен вариант, что осужденный не будет обеспечен работой. Об этом можно судить исходя из содержания ч. 5 ст. 60 8 УИК РФ, указывающей, что осужденным, не обеспеченным работой, ежегодный оплачиваемый отпуск не предоставляется. Помимо этого, как нам представляется, акцент в п. «б» ч. 2 ст. 60 4 и ч.1 ст. 60 7 УИК РФ сделан не на обязательности труда осужденных, а на обязательности трудится в местах и на работах, определяемых администрацией исправительного центра .

В соответствии с ч.1 ст. 60.17. УИК РФ уклоняющимся от отбывания принудительных работ признается осужденный к принудительным работам: а) уклоняющийся от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания; б) не прибывший к месту отбывания принудительных работ в установленный предписанием срок; в) не возвратившийся в исправительный центр по истечении разрешенного срока выезда; г) самовольно оставивший исправительный центр, место работы и (или) место проживания, определенные администрацией исправительного центра, на срок свыше 24 часов.

Часть 3 ст. 60.17. УИК РФ регламентирует, что в отношении осужденного, уклонившегося от отбывания принудительных работ, начальник исправительного центра направляет в суд представление о замене неотбытой части наказания в виде принудительных работ лишением свободы. Однако при решении поставленного вопроса о замене неотбытой части принудительных работ лишением свободы в судебном заседании появляются правовые проблемы .

Суд при рассмотрении данного представления в первую очередь должен руководствоваться статьей 397 УПК РФ, регламентирующей вопросы, подлежащие рассмотрению судом при исполнении приговора. Однако при ее анализе мы не видим положений данной статьи, относящихся к принудительным работам, то есть суд фактически не может принять к рассмотрению представление начальника исправительного центра и соответственно разрешить его в законном порядке. Аналогичным образом складывается ситуация и с осужденным к принудительным работам, признанным злостным нарушителем.

Выход из сложившейся ситуации А.В. Звонов предлагает путем внесения изменений в ст. 397 УПК РФ дополнив ее пунктом «2.1) о замене принудительных работ в соответствии со статьей 53.1 Уголовного кодекса Российской Федерации;» .

Далее следует отметить, что вопрос о месте отбывания уголовного наказания в виде принудительных работ в материальном праве не регламентирован, что вряд ли является оправданным . Ответ на данный вопрос содержится в ч. 1 ст. 60.1 УИК РФ «Места отбывания принудительных работ». Согласно этой норме осужденные к принудительным работам отбывают наказание в специальных учреждениях – исправительных центрах, расположенных в пределах территории субъекта РФ, в котором они проживали или были осуждены. Однако поскольку в отношении других видов уголовных наказаний (например, лишения свободы и исправительных работ) этот вопрос решен в рамках уголовного законодательства, думается, следует дополнить ч.1 ст.53.1 УК РФ положением, аналогичным ч.1 ст.60.1 УИК РФ .

Необходимо сказать также о природе рассматриваемого вида наказания. В ч. 1 ст. 45 УК РФ принудительные работы наряду с обязательными работами, исправительными работами, ограничением по военной службе, арестом, содержанием в дисциплинарной воинской части, лишением свободы на определенный срок, пожизненным лишением свободы и смертной казнью отнесены законодателем к основным (самостоятельным) видам наказания. Однако исходя из буквального толкования ч.1 ст.53.1 УК РФ принудительные работы не относятся к самостоятельному виду уголовного наказания, а являются лишь альтернативой лишению свободы и применяются в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ. Дальнейшее подтверждение невозможности применения данного вида наказания как самостоятельного прослеживается в ч.2 ст.53.1 УК РФ, в которой регламентируется возможность назначения принудительных работ только в порядке замены лишения свободы.

Но если рассматривать его с позиций, закрепленных именно в ч.1 ст.45 УК РФ, то в соответствии с последней данный вид наказания применяется только в качестве основного вида наказания, поэтому согласно части 4 статьи 47 УК РФ к принудительным работам может быть назначено в качестве дополнительного наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В этом случае дополнительное наказание, то есть лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, распространяется на все время отбывания принудительных работ, но при этом срок отбытия дополнительного наказания исчисляется с момента их отбытия.

В соответствии с ч. 1 ст. 79 УК РФ в отношении осужденного, отбывающего принудительные работы, может быть применен институт условно-досрочного освобождения. Согласно ч. 4 1 вышеуказанной статьи УК РФ при рассмотрении ходатайства осужденного об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания в числе прочих суд учитывает заключение администрации исправительного учреждения о целесообразности его условно-досрочного освобождения, однако, при этом, не предусмотрено представление в суд заключения администрации исправительного центра, который в соответствии с ч. 1 ст. 74 УИК РФ не является исправительным учреждением.

Данные пробелы в законодательстве будут препятствовать применению института условно-досрочного освобождения в отношении осужденных к принудительным работам.

Список литературы

  1. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 07 декабря 2011 г. № 420-ФЗ (ред. от 03 июля 2016 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 50. Ст. 7362.
  2. Уголовно-правовое воздействие: монография / Г.А. Есаков, Т.Г. Понятовская, А.И. Рарог и др.; под ред. А.И. Рарога. М.: Проспект, 2012. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  3. О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и статью 6 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О судебных приставах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации»: федер. закон Рос. Федерации от 30 декабря 2012 г. № 307-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7632.
  4. О внесении изменения в статью 8 Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»: федер. закон Рос. Федерации от 28 декабря 2013 г. № 431-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 52 (часть I). Ст. 6996.
  5. Лейва М. В России с 2017 года начнут применять новый вид уголовного наказания. URL: http://www.rbc.ru/politics/04/10/2016/57f3595b9a7947547436eb84 (дата обращения: 05.11.16)
  6. Благов Е.В. Принудительные работы // Уголовное право. 2012. N 2. С. 15-16.
  7. Уголовно-исполнительное право: учебник: Особенная часть / под общ. ред. Г.А. Корниенко; науч. ред. А.Я. Гришко, В.Н. Чорный. – 3-е изд., испр. и доп. – Рязань: Академия ФСИН России, 2013. С. 558.
  8. Антонов А.Г. Принудительные работы: понятие, содержание и место в системе уголовных наказаний // Организация исполнения уголовного наказания в виде принудительных работ: сб. материалов науч.-практ. конф. (Москва, 20 сент. 2012 г.). - М.; Рязань: НИИ ФСИН России; Академия ФСИН России, 2012. С. 7.
  9. Лядов Э.В. Правовой статус осужденных, отбывающих уголовные наказания, не связанные с изоляцией от общества // Вестник Томского государственного университета. Право. 2015. №2 (16). С. 73-74.
  10. Звонов А.В. К вопросу о замене принудительных работ лишением свободы // Организация исполнения уголовного наказания в виде принудительных работ: сб. материалов науч.-практ. конф. (Москва, 20 сент. 2012 г.). - М.; Рязань: НИИ ФСИН России; Академия ФСИН России, 2012. С. 12.
  11. Верина Г.В. Новые концептуальные подходы к вопросам преступления и наказания в российской уголовно-правовой политике // Журнал российского права. 2012. N 5. С. 57.
  12. Лядов Э.В. Принудительные работы как вид уголовного наказания: реалии и перспективы // Человек: преступление и наказание. 2013. № 1 (80). С. 100.

Порядок направления осужденных к принудительным работам к месту отбывания наказания определен в ст. 602 УИК РФ, согласно которой лица, осужденные к принудительным работам, находящиеся к моменту вступления приговора в законную силу на свободе, а также осужденные, которым неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена принудительными работами, следуют за счет государства к месту отбывания наказания самостоятельно. Оплата проезда, обеспечение продуктами питания или деньгами на время проезда осужденных, самостоятельно следующих к месту отбывания принудительных работ, производятся в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Территориальный орган УИС по месту жительства осужденного к принудительным работам или по месту его осуждения непосредственно либо через учреждение, исполняющее наказание, не позднее 10 суток со дня получения копии приговора (определения, постановления) суда вручает осужденному предписание о направлении к месту отбывания наказания. В предписании с учетом необходимого для проезда времени указывается срок, в течение которого осужденный должен прибыть в исправительный центр. Порядок направления осужденных к месту отбывания принудительных работ определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Осужденные к принудительным работам, находящиеся к моменту вступления приговора в законную силу под стражей, направляются к месту отбывания наказания в порядке, установленном для лиц, осужденных к лишению свободы (под конвоем). Эти лица подлежат освобождению из-под стражи по прибытии в исправительный центр.

В случае уклонения осужденного к принудительным работам от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания (в том числе в случае неявки за получением предписания), или неприбытия к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок осужденный объявляется в розыск территориальным органом УИС и подлежит задержанию на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток. После задержания осужденного к принудительным работам суд в соответствии со ст. 397 УПК РФ принимает решение о заключении осужденного под стражу и замене принудительных работ лишением свободы.

В ст. 603 УИК РФ определен порядок исчисления срока принудительных работ. Законодатель установил, что срок принудительных работ исчисляется со дня прибытия осужденного в исправительный центр. В срок принудительных работ засчитываются время содержания осужденного под стражей в качестве меры пресечения, время следования в исправительный центр под конвоем, а также время краткосрочных выездов, предоставляемых осужденному в соответствии со ст. 604 УИК РФ, из расчета один день содержания под стражей, один день следования в исправительный центр под конвоем, один день краткосрочного выезда за один день принудительных работ. В срок принудительных работ не засчитывается время самовольного отсутствия осужденного на работе или в исправительном центре свыше одних суток.

Порядок отбывания принудительных работ определен в ст. 604 УИК РФ, в соответствии с которой в исправительных центрах действуют правила внутреннего распорядка исправительных центров, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой РФ (ч. 1).

Осужденные к принудительным работам находятся под надзором и обязаны.

  • а) выполнять правила внутреннего распорядка исправительных центров;
  • б) работать там, куда они направлены администрацией исправительного центра;
  • в) постоянно находиться в пределах территории исправительного центра (за исключением случаев, предусмотренных УИК РФ), проживать, как правило, в специально предназначенных для осужденных общежитиях, не покидать их в ночное и нерабочее время, выходные и праздничные дни без разрешения администрации исправительного центра;
  • г) участвовать без оплаты труда в работах по благоустройству зданий и территории исправительного центра в порядке очередности в нерабочее время продолжительностью не более двух часов в неделю;
  • д) постоянно иметь при себе документ установленного образца, удостоверяющий личность осужденного (ч. 2).

В ч. 2 ст. 604 УИК РФ законодатель закрепил не все права и обязанности осужденных. Кроме того, некоторые из них требуют уточнений и дополнений. Вероятно, более полный перечень и подробное содержание отдельных обязанностей будет уточнено в соответствующей ведомственной инструкции Минюста России.

Осужденным к принудительным работам для решения неотложных социально-бытовых и других вопросов администрация исправительного центра может разрешить краткосрочный выезд за его пределы на срок до пяти суток непосредственно после постановки осужденного на учет (ч. 3 ст. 604 УИК РФ).

Осужденным к принудительным работам запрещается приобретать, хранить и использовать предметы и вещества, перечень которых установлен законодательством РФ и правилами внутреннего распорядка исправительных центров. В случае обнаружения у осужденных таких предметов и веществ они по постановлению начальника исправительного центра подлежат изъятию и передаются на хранение либо уничтожаются, о чем составляется соответствующий акт (ч. 4 ст. 604 УИК РФ).

Осужденные к принудительным работам и помещения, в которых они проживают, могут подвергаться обыску, а вещи осужденных могут подлежать досмотру. Основания и порядок проведения обысков и досмотров определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (ч. 5 ст. 604 УИК РФ).

Осужденным к принудительным работам, не допускающим нарушений правил внутреннего распорядка исправительных центров и отбывшим не менее 1/3 срока наказания, по их заявлению на основании постановления начальника исправительного центра разрешается проживание с семьей на арендованной или собственной жилой площади в пределах муниципального образования, на территории которого расположен исправительный центр. Указанные осужденные обязаны являться в исправительный центр для регистрации четыре раза в месяц. Дни регистрации устанавливаются постановлением начальника исправительного центра (ч. 6 ст. 604 УИК РФ).

Осужденным к принудительным работам, не имеющим взысканий, администрацией учреждения по их заявлению на основании постановления начальника исправительного центра разрешается выезд за пределы исправительного центра на период ежегодного оплачиваемого отпуска (ч. 7 ст. 604 УИК РФ).

Осужденным к принудительным работам разрешается обучение в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования по заочной форме обучения, находящихся в пределах муниципального образования, на территории которого расположен исправительный центр. Порядок обучения по заочной форме осужденных к принудительным работам устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (ч. 8 ст. 604 УИК РФ).

Материально-бытовое обеспечение осужденных к принудительным работам определяется в ст. 605 УИК РФ, в соответствии с которой в общежитиях исправительных центров осужденным к принудительным работам предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Норма жилой площади в расчете на одного осужденного к принудительным работам не может быть менее 4 кв. м (ч. 1).

Обеспечение осужденных к принудительным работам одеждой и обувью, за исключением одежды и обуви, являющихся средствами индивидуальной защиты, и питанием осуществляется за счет их собственных средств. При отсутствии у осужденных собственных средств обеспечение их одеждой, обувью и питанием осуществляется за счет средств федерального бюджета по нормам, установленным Правительством РФ, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, с последующим возмещением осужденными стоимости одежды, обуви и питания (ч. 2).

Постановлением Правительства РФ от 25.05.2012 № 514 установлены:

  • – нормы обеспечения одеждой и обувью осужденных к принудительным работам мужчин при отсутствии у них собственных средств (приложение 1);
  • – нормы обеспечения одеждой и обувью осужденных к принудительным работам женщин при отсутствии у них собственных средств (приложение 2);
  • – нормы обеспечения питанием осужденных к принудительным работам при отсутствии у них собственных средств (приложение 3) .

Осужденные к принудительным работам, находящиеся в исправительных центрах, вправе иметь при себе денежные средства и распоряжаться ими, а также приобретать, хранить и использовать все предметы, изделия и вещества, за исключением предметов, изделий и веществ, перечень которых установлен законодательством РФ и правилами внутреннего распорядка исправительных центров (ч. 3 ст. 605 УИК РФ).

Расходы исправительных центров на оплату коммунальнобытовых услуг и содержание имущества осуществляются за счет доходов, полученных от удержаний из заработной платы осужденных к принудительным работам, в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (ч. 4 ст. 605 УИК РФ).

Лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к принудительным работам оказывается в соответствии с законодательством РФ об охране здоровья и установленным УИК РФ порядком отбывания наказания (ст. 606 УИК РФ).

В ст. 607 УИК РФ законодатель устанавливает порядок трудоустройства осужденных к принудительным работам. В частности, закрепляется, что каждый осужденный к принудительным работам обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных центров. Администрация исправительных центров обязана исходя из наличия рабочих мест привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и (по возможности) специальности. Осужденные к принудительным работам привлекаются к труду в организациях любой организационно-правовой формы (ч. 1). Организациям, использующим труд осужденных к принудительным работам, предоставляются льготы по уплате налогов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах (ч. 2). Организации вправе запрашивать и получать от администрации исправительных центров информацию, необходимую при создании рабочих мест для трудоустройства осужденных к принудительным работам (ч. 3).

Условия труда осужденных к принудительным работам определяются в ст. 608 УИК РФ. Осужденные к принудительным работам привлекаются к труду в соответствии с трудовым законодательством РФ, за исключением правил приема на работу, увольнения с работы, перевода на другую работу, отказа от выполнения работы, предоставления отпусков (ч. 1). Перевод осужденного к принудительным работам на другую работу в случае производственной необходимости либо в соответствии с медицинским заключением может осуществляться администрацией организации, в которой работает осужденный, по согласованию с администрацией исправительного центра и по возможности с учетом мнения осужденного (ч. 2). Осужденный к принудительным работам не вправе отказаться от предложенной ему работы (ч. 3). В период отбывания принудительных работ ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 календарных дней предоставляется администрацией организации, в которой работает осужденный к принудительным работам, по согласованию с администрацией исправительного центра. Право на ежегодный оплачиваемый отпуск возникает у осужденного по истечении шести месяцев отбывания принудительных работ. О времени начала отпуска осужденный извещается под расписку не позднее чем за две недели (ч. 4). Осужденным к принудительным работам, не обеспеченным работой, ежегодный оплачиваемый отпуск не предоставляется (ч. 5).

Заметим, что в соответствии со ст. 6021 УИК РФ осужденные к принудительным работам, привлеченные к труду, подлежат обязательному социальному страхованию в порядке, установленном Правительством РФ (ч. 1). Осужденные к принудительным работам, утратившие трудоспособность в период отбывания принудительных работ, имеют право на возмещение ущерба в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством РФ (ч. 2). Осужденные к принудительным работам, привлеченные к труду, подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством РФ (ч. 3).

В постановлении Правительства РФ от 05.05.2012 № 464 устанавливается, что обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осужденных к принудительным работам, привлеченных к труду, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" для лиц, работающих по трудовым договорам.

Обязанности администраций организаций, в которых работают осужденные к принудительными работам, регламентируются ст. 609 УИК РФ. Согласно указанной статье администрации организаций, в которых работают осужденные к принудительным работам, обеспечивают их привлечение к труду с учетом состояния здоровья и профессиональной подготовки, получение ими начального профессионального образования или профессиональной подготовки (ч. 1). Администрациям организаций, в которых работают осужденные к принудительным работам, запрещается увольнять их с работы, за исключением следующих случаев:

  • а) освобождение от отбывания наказания по основаниям, установленным уголовным законодательством РФ;
  • б) перевод осужденного на работу в другую организацию или в другой исправительный центр;
  • в) замена принудительных работ лишением свободы;
  • г) невозможность выполнения данной работы в связи с состоянием здоровья осужденного либо в связи с сокращением объема работ (ч. 2).

Порядок удержания из заработной платы осужденных к принудительным работам определен в ст. 6010 УИК РФ, в которой устанавливается, что из заработной платы осужденных к принудительным работам производятся удержания в размере, установленном приговором суда, а также удержания для возмещения расходов по их содержанию в соответствии со ст. 605 УИК РФ (ч. 1). Возмещение осужденными к принудительным работам расходов по их содержанию производится после удовлетворения всех требований взыскателей в порядке, установленном Федеральным законом "Об исполнительном производстве" (ч. 2). В исправительных центрах осужденным к принудительным работам выплачивается не менее 25% от начисленной им заработной платы (ч. 3). Осужденный к принудительным работам вправе обращаться в суд с ходатайством о снижении размера удержаний из заработной платы в случае ухудшения его материального положения. Решение о снижении размера удержаний выносится с учетом всех доходов осужденного к принудительным работам (ч. 4).

Обязанности администрации исправительного центра определяются в ст. 6011 УИК РФ, согласно которой администрация исправительного центра:

  • 1) ведет учет осужденных к принудительным работам;
  • 2) разъясняет порядок и условия отбывания наказания;
  • 3) организует бытовое устройство осужденных к принудительным работам;
  • 4) обеспечивает соблюдение порядка и условий отбывания наказания;
  • 5) осуществляет надзор за осужденными и принимает меры по предупреждению нарушений установленного порядка отбывания наказания;
  • 5) проводит с осужденными воспитательную работу;
  • 6) применяет предусмотренные ст. 6013 и 60м УИК РФ меры поощрения и взыскания;
  • 7) ведет работу по подготовке осужденных к принудительным работам к освобождению (ч. 1) .

Порядок исполнения обязанностей определяется УИК РФ, а также нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции но выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (ч. 2).

Нельзя не заметить, что законодатель не только не раскрывает содержание обязанностей, указанных в ч. 1 ст. 6011 УИК РФ, но и закрепляет неполный их перечень. Возможно, в дальнейшем в ведомственной инструкции Минюста России данный перечень будет дополнен, а подробное содержание отдельных обязанностей будет детально раскрыто.

  • Об утверждении норм обеспечения одеждой, обувью и питанием осужденных к принудительным работам при отсутствии у них собственных средств: постановление Правительства РФ от 25.05.2012 № 514.
  • О порядке обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осужденных к принудительным работам, привлеченных к труду: постановление Правительства РФ от 05.05.2012 № 464.
  • С 1 января 2014 г. на администрацию исправительного центра будет возложена также обязанность по осуществлению регистрации и снятия с регистрационного учета по месту пребывания осужденных к принудительным работам граждан Российской Федерации или постановки на миграционный учет и снятия с миграционного учета но месту пребывания осужденных к принудительным работам иностранных граждан и лиц без гражданства (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2012 № 313-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации” и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации"). – Примеч, ред.

Всем известно, что за совершенное преступление наступает ответственность, которая принимает различные формы.

Наряду с лишением свободы, виновника могут ожидать солидный денежный штраф или же выполнение разного рода общественных работ.

Они бывают принудительными, исправительными или обязательными. В рамках этого материала мы рассмотрим только принудительные работы как вид уголовного наказания.

Рассматриваемый тип наказания подразумевает выполнение в рамках исправительного учреждения разноплановых работ, поручаемых руководством, и соответствующих квалификации или состоянию здоровья осужденного.

Такого типа работы призваны заменить для некоторых категорий сограждан наказание, связанной с лишением свободы.

За свой труд лицо получает определенное вознаграждение. Однако из его суммы определенная часть удерживается в государственную казну. Определяемый судом размер отчислений находится в пределах от 5 до 20 процентов.

Обычно, исправительные работы выполняются на территории проживания или осуждения гражданина. При невозможности отбывать наказание по месту, лицо отправляется в другой регион РФ.

Кому и за что назначаются исправительные и принудительные работы

В первую очередь, данная альтернативная мера наказания применяется по отношению к людям, первый раз в своей жизни совершившим преступление, вплоть до тяжкого, при условии, что наказание за него не превышает пятилетнее лишение свободы.

При этом возможность назначения принудительных работ должна быть прописана в тексте соответствующей статьи УК РФ.

Например, именно такие работы в большинстве случаев назначаются неплательщикам алиментов.

Возможна замена лишения свободы исправительными работами и уже в период отбывания наказания. Произойдет это тогда, когда суд посчитает, что именно труд поможет человеку быстрее встать на путь исправления. В этом случае осужденный этапируется к будущему месту выполнения работ.

Кому не назначаются

Существует несколько категорий граждан, по отношению к которым принудительные работы не могут быть применены в любом случае. Данный список составляют:

  • несовершеннолетние люди;
  • женщины, готовящиеся стать матерью, или воспитывающие детей в возрасте до 3-х лет;
  • инвалиды с 1 или 2 группой независимо от диагноза;
  • лица, достигшие пенсионного возраста (для женщин 55 лет, для мужчин – 65);
  • граждане, находящиеся на военной службе.

Кроме того, принудительные работы не устанавливаются по тем преступлениям, которые предполагают наказание в форме лишения свободы на 5 или более лет.

Места отбывания

Для этого существуют специальные учреждения – исправительные центры. Они создаются в ряде регионов РФ.

Каждый центр имеет свои правила, которым должен следовать каждый заключенный.

Своего рода исполнительный центр представляет собой подобие колонии со значительно упрощенным режимом содержания.

В частности, осужденные могут периодически видеться со своими родными. Проживают люди не в тюремных камерах, а в специально созданных для этого общежитиях. Кроме того, не исключено и проживание с собственными семьями.

В распоряжении осужденного могут оставаться денежные средства, вещи и предметы по списку, определенными нормами внутреннего трудового распорядка.

С целью прибытия в исполнительный центр, гражданину выдается на руки специальное предписание. В нем указывается дата приезда с учетом времени, необходимого для проезда. Его оплата осуществляется за государственный счет.

Порядок отбывания

Срок исчисления назначенного наказания начинается со дня прихода в исправительный центр.

На период всего времени нахождения там, у осужденного есть целый ряд обязанностей.

В частности, сюда входит соблюдение внутренних правил, работа на участках, определенных администрацией, постоянное нахождение на территории центра, ношение с собой документов, удостоверяющих личность и т.д.

Выше упоминалось, что отбывающие принудительные работы проживают на территории специальных общежитий. Покидать их ночью и в нерабочие дни без согласования с администрацией запрещается. Кроме того, стоит быть готовым к периодическим обыскам в комнатах и досмотру личных вещей.

В случае неотложной потребности гражданину может быть позволено оставить центр, но на срок не более 5 дней.

Если осужденный продемонстрировал примерное поведение, то ему может быть разрешено проживать вместе с семьей в том регионе, где расположен исправительный центр. Поставить вопрос об этом можно после истечения трети срока назначенного наказания. При положительном его решении необходимо будет отмечаться в центре не реже 4 раз в месяц.

Также при надлежащем исполнении своих обязанностей гражданин вправе покинуть центр на время ежегодного отпуска.

Проблемы исполнения

Часто в регионе не находится подходящего исполнительного центра. Поэтому зная, это суды назначают лишение свободы вопреки доводам защиты.

Проблемным моментом также является и материальное обеспечение исполнительных центров.

Часто это не позволяет эффективным образом реализовать заключенным свое право на труд.

Кроме того, не до конца проработан механизм отбывания принудительных работ. В частности не до конца регламентированы процедуры удержаний из зарплаты осужденного, порядок его проезда к исполнительному центру и т.д.

Чем отличается от обязательных и исправительных работ?

Что такое исправительные работы как вид уголовного наказания? Существует несколько различий между этими видами работ. Первое из них заключается в месте и времени, отводимых для их выполнения.

Если принудительный труд совершается на определенной территории, то исправительную повинность можно отбывать и по месту собственного основного трудоустройства.

Что касается обязательных работ, то выполнению их уделяется время, свободное от основной занятости.

При этом ежедневная продолжительность труда не должна превышать 4 часа.

Несмотря на свое осуждение, человек в рамках исправительных и принудительных работ получает зарплату за вычетом необходимых удержаний. Обязательные работы проводятся на общественных началах, т.е. бесплатно.

Все три типа рассматриваемых работ отличает их максимальная продолжительность.

Так, обязательные работы назначаются на период не более чем в 480 часов (т.е. в общей сложности 20 дней). Для исправительных и принудительных работ граничные сроки наказания составляют два года и 5 лет, соответственно.

Как часто применяются на практике

Во многом назначение принудительных работ зависит от характера совершенного преступления, личности обвиняемого, наличия смягчающих обстоятельств, в число которых входит добровольное раскаяние и готовность возместить ущерб.

Важной также является и линия защиты, выстроенная адвокатом. Он должен убедить суд в том, что именно принудительные работы будут наиболее эффективной мерой наказания для подзащитного.

Принимая во внимание загруженность пенитенциарной системы, суды назначают принудительные работы достаточно часто. Подчеркнем, очень важно при этом правильно выстроить линию защиты.

Злостное уклонение

Оно чревато тем, что не истекший период общественных работ превращается в равноценное по продолжительности лишение свободы.

В 2011 году на законодательном уровне было введено новый вид наказания - принудительные работы (п.3 ст.44 УК РФ). Первоначально планировалось, что суды начнут его применять в 2013 году после создания специализированных исправительных центров. Так как необходимые работы не были закончены в запланированный срок, то его введение было перенесено на 2014 год. По последней информации, известной из официальных заявлений Министерства юстиции РФ вступление в силу положений УК РФ, касающихся исправительных работ перенесено на 2017 год.

Важно! Принудительные работы - это основной вид наказания, который выражается в привлечении осужденного к оплачиваемому труду, при этом часть полученных средств вычитается в пользу государства от 5 до 20%.

Принудительные работы представляет собой альтернативу лишению свободы за:

  • совершение преступления легкой или средней тяжести;
  • совершение тяжкого преступления первый раз.

Важно! Если назначено наказание в виде лишения свободы на срок более 5 лет, то оно не может быть заменено на принудительные работы.

Срок принудительных работ: от 2 месяцев до 5 лет.

Кому не могут быть назначены принудительные работы :

  • беременным женщинам;
  • несовершеннолетним;
  • мужчинам старше 60 лет и женщинам старше 55 лет;
  • женщинам, имеющим детей до 3 лет;
  • инвалидам 1 и 2 группы;
  • военнослужащим.

Порядок прохождения принудительных работ

При назначении данного вида наказания осужденный обязан самостоятельно, за счет средств бюджета, прибыть в исправительный центр, который расположен в том субъекте РФ, где проживал или был осужден. В случае отсутствия возможности отбывания наказания на данной территории или невозможности его размещения в исправительном центре, по согласию с органами управления исправительной системы лицо направляется в аналогичное исправительное учреждение, расположенном в другом регионе.

Условия при отбывании наказания

В исправительных центрах осужденные размещаются в специализированных общежитиях. Питание, предметы личной гигиены, одежда, обувь приобретаются осужденным за счет собственных средств.

Особенности условий труда, а также социальные гарантии при принудительных работах:

  • ежегодный оплачиваемый отпуск в размере 18 дней;
  • выдача зарплаты за минусом всех удержаний (сумма установленная приговором суда, оплата коммунальных услуг в центре и т.д.), не может быть меньше 25% от общей суммы.

Важно! Каждый осужденный согласно закону, без дополнительной оплаты труда обязан принимать участие в работах по благоустройству территории исправительного центра в нерабочее время не более часов в неделю.

В период исполнения наказания к осужденному могут быть применены как меры взыскания, так и поощрения. Взыскание может быть в виде выговора, либо водворения в специальное помещение для нарушителей на срок до 15 суток.

Взыскание может быть наложено за:

  • употребление алкоголя и наркотических средств;
  • мелкое хулиганство;
  • нарушение общественного порядка;
  • участие в забастовке;
  • самовольное оставление территории исправительного центра.

Если осужденный не нарушает общественный порядок, режим отбытия наказания, а также отбыл не менее 1/3 срока, то в качестве поощрения ему могут разрешить проживать вместе с семьей в пределах муниципального образования на съемном или в собственном жилье с обязательной регистрацией в исправительном центре 4 раза в месяц.

Важно! Отказаться от предложенной работы нельзя. Если осужденный уклоняется от наказания, то в судебном порядке работы заменяются на лишение свободы из расчета 1 день работ = 1 дню отбывания наказания в местах лишения свободы.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.

Принудительные работы – разновидность уголовного наказания, предусматривающая привлечение осужденного гражданина к выполнению работ с вычетом из его заработка определенной суммы.

Сроки, условия и исключения по применению к преступнику принудительных работ подробно регламентируются ст. 53.1 УК РФ.

Цели и условия назначения

Важно, что принудительные работы применяются в качестве смягченной замены лишению свободы. Они назначаются гражданам, виновным в совершении преступлений небольшой или средней тяжести, а также за тяжкое деяние при условии, что оно совершено впервые.

Цели введения новой меры:

  • гуманизация российского уголовного закона,
  • расширение возможностей судей по применению наказания, отличного от лишения свободы.

Принудительные работы назначаются, если суд убежден, что труд поможет человеку быстрее встать на путь исправления.

Сроки и сущность

Обратите внимание

Особенности исправительных работ в том, что осужденному гражданину не предоставляются варианты «на выбор». Работы отбываются в назначенной инспектором УИИ организации. Также правонарушитель не может уволиться по собственной инициативе. Подробнее читайте в отдельной статье

Принудительные работы как вид уголовного наказания известны УК РФ с 2011г., однако их применение было отложено до 2017 г. в связи с отсутствием специальных учреждений. Сейчас в России создано 4 центра, рассчитанных на 900 осужденных.

Сущность меры заключается в выполнении работы. Часть перечисляемого лицу заработка удерживается в казну страны. Сумма удержаний определяется судебным приговором – варьирует от 5 до 20%.

Срок привлечения – от 2-х месяцев до 5 лет. Важно, что если суд предусматривает наказание в форме лишения свободы на период более 5 лет, то оно не может заменяться принудительными работами.

Ограничения для привлечения

При уклонении гражданина от исполнения наказания, оно заменяется более тяжкой мерой – 1 день лишения свободы = 1 дню принудительных работ.

Ограничения по привлечению (ч. 7 ст. 53.1 УК РФ):

  • несовершеннолетние граждане,
  • инвалиды I и II группы,
  • беременные женщины и воспитывающие детей до 3-х лет,
  • пенсионеры,
  • военнослужащие.

Порядок выполнения работ

Исполнение наказания в виде принудительных работ происходит в исправительном центре. Отсчет периода ведется со дня прибытия виновного лица.

Среди его обязанностей:

  • соблюдение правил внутреннего распорядка,
  • работа на участках, установленных администрацией центра,
  • постоянное пребывание в пределах исправительного учреждения и др.

Осужденные к работам проживают в специальных общежитиях, находящихся в границах исправительного учреждения. Их запрещается покидать в ночное время и нерабочие дни (за исключением случаев получения разрешения от администрации).

Примерное поведение и надлежащее исполнение обязанностей, возложенных на осужденного, позволяет ему проживать совместно с семьей (в субъекте, где располагается исправительный центр). Условие – истечение более 1/3 периода наказания.

Возникающие трудности

Главная проблема, возникающая при применении принудительных работ – недостаток исправительных центров. Открытые в 2017г. учреждения смогут вместить ограниченное количество осужденных, кроме того затруднено их материальное обеспечение.

Кроме того, принудительные работы по УК РФ недостаточно регламентированы на законодательном уровне. Механизм и порядок их отбывания требуют существенных доработок (порядок проезда до места исполнения наказания, форма вычета из заработка и др.).

Особенности

Отличия различных форм работ, устанавливаемых УК РФ в качестве наказаний за совершение преступных деяний, представлены в таблице:

Итак, принудительные работы в виде замены лишению свободы применяются с 2017г. в связи с открытием исправительных центров в 4-х субъектах РФ. Они являются более жесткой мерой наказания в сравнении с другими формами работ, однако их законодательное регулирование требует существенной доработки.

Больше информации можно получить, задав вопросы в комментариях к статье


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав