10.10.2019

Сибирское ханство кратко и понятно – все самое важное. Сибирское ханство. Столица Сибирского ханства. Сибирское ханство: время возникновения


ТЕМА 1. СИБИРЬ НАКАНУНЕ РУССКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ.

ПРИСОЕДИНЕНИЕ СИБИРИ К РОССИИ

СИБИРСКОЕ ХАНСТВО

В конце XVI - XVII вв. на всей территории Сибири, но мнению историков, проживало всего тыс. человек. Более плотное население на юге и очень редкое на севере различалось по языку, хозяйственному развитию. На севере Западной Сибири, в тундре от Урала до реки Хатанги - ненцы, энцы, получившие от русских наименование «самоеды» (около 8 тыс. чел.). Южнее их в таежной полосе - ханты и манси тыс.), русские звали их остяками. На средней Оби и среднем Енисее - селькупы (около 3 тысяч человек) и другие племена, также именовавшиеся остяками.

На юге Западной Сибири кочевали тюркские племена: на среднем Иртыше, Ишиме, Тоболе - сибирские татары тыс. чел.), верхнем Енисее - енисейские киргизы и другие племена (8-9 тыс. чел.), на Алтае, верховьях Оби - томские, чулымские и кузнецкие татары (5-6 тыс. чел.) - предки современных шорцев, алтайцев, хакасов. Татарами русские звали и племена на верхнем Енисее и Саянском нагорье.

В Восточной Сибири, от Енисея до Охотского моря и от тундры до Монголии и Амура обитали тунгусы, предки современных эвенков (около 30 тыс. чел.). Они делились на 3 группы: оленьих тунгусов (в тайге), пеших (на побережье Охотского моря) и конных (в степях Забайкалья). В Забайкалье и Прибайкалье, по рекам Селенге, Ангаре жили кочевые монголоязычные племена, составившие этническую основу бурят (около 30 тыс. чел.). По Лене, Вилюю и в Приморье - предки нанайцев, удэге, тюркоязычные якуты тыс. чел.). На северо-востоке Сибири от низовья Лены до Анадыря жили юкагиры, на севере Камчатки, побережье Берингова и Охотского морей - коряки (9-10 тыс. чел.), на Чукотском полуострове и низовьях Колымы - чукчи (2-3 тыс. чел.). На побережье Чукотки обитали эскимосы (около 4 тыс. чел.), на Камчатке - ительмены. Эскимосы и ительмены считаются самыми древними обитателями Северной Азии, оттесненными «на край света» пришельцами с юга - тюрками, монголами и другими племенами.

Племена по морскому побережью занимались промыслом тюленей и моржей, население тундры и тайги - охотой, рыболовством, оленеводством, в лесостепи и степи разведением лошадей, овец, крупного рогатого скота. Земледелие существовало на юге Западной Сибири, в предгорьях Алтая, Минусинской котловине, Прибайкалье, Приамурье. Оно было примитивным и играло второстепенную роль. Основой хозяйства земледелие отмечено только на Амуре у дауров. Татарам, бурятам, якутам, алтайским шорцам, тунгусам были известны добыча и обработка металла . У племен Северо-Восточной оконечности Сибири: юкагиров, коряков, чукчей, эскимосов, ительменов - русские застали каменный век, с каменными и костяными орудиями.

Власть стремилась упорядочить и подчинить себе заселение Сибири путем обложения переселенцев тяглом - совокупностью налогов и повинностей в пользу государства, что четко фиксировалось сначала в порядных и поручных записях, а позже в переписных и дозорных книгах.

В XVII в. сложились основные социальные слои сибирского населения:

Служилые люди, которых к началу XVIII в. насчитывалось около 10 тыс. Они делились на несколько категорий: казаки (пешие и конные), стрельцы, а также служилая знать - дети боярские и сибирские дворяне;

Промышленные люди (до середины XVII в. были преобладающей частью русского населения);

Посадские люди, официально считавшиеся торгово-ремесленной частью горожан, но занимавшиеся в основном земледелием и огородничеством и проживавшие не только в городе, но и в окрестных деревнях; эта часть населения, как и крестьянство, относилась к тягловому населению и несла нелегкое посадское тягло, складывающееся из различных платежей, ординарных и неординарных налогов, натуральных повинностей;

Крестьянство (по численности преобладало к началу XVIII века и насчитывало 160-190 тыс. человек). В этой социальной группе также имелось несколько категорий: черносошные (пашенные и оброчные), лично свободные, несущие тягло в пользу государства; монастырские крестьяне, лично и экономически зависимые от монастырей;

- «гулящие люди» представляли из себя пеструю социальную группу людей, считающих себя вольными и необремененными хозяйством, государство же стремилось записать их либо в тягловое население, либо в службу.

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СИБИРЬЮ В XVII - XVIII ВВ.

Управление Сибирью осуществлялось из Москвы (до начала XVII в. через Посольский приказ, затем приказ Казанского дворца). По мере освоения Сибири усложнялась и система управления новыми землями. В 1637 г. создается Сибирский приказ (существовал до 60-х гг. XVIII в.), который имел более широкие полномочия, чем другие областные приказы, вплоть до таможенных и дипломатических. Сибирь в административном отношении делилась на уезды и волости, позже уезды объединили в несколько разрядов (например, Тобольский и Томский, затем добавились Ленский, Енисейский). Во главе разрядов и уездов стояли воеводы (чаще из Москвы).

Особенностью Сибири было всевластие уездных и разрядных воевод, а особенно воевод тогдашней столицы Сибири - Тобольска (с 1621 г. Тобольск стал и церковным центром Сибири). Это влекло за собой страшное беззаконие и злоупотребление властью , доводившие русское и коренное население до различных форм недовольства и возмущения, вплоть до вооруженных выступлений

Но в то же время сибирские власти умело использовали в своих и государственных интересах мирское (общинное и посадское) самоуправление, понимая, что их главная задача - освоение Сибири и управление ею. Через старост, сотских, десятников и других была налажена система собственного хозяйства, организовано выполнение государственных повинностей и т. д. Отношения с коренными народами власть строила, не только основываясь на давлении и насилии, но и привлекая на службу государству родоплеменную знать, сохраняя родоплеменную структуру и религиозное своеобразие, охраняя интересы собственников.

Во время преобразований Петра I существенные изменения претерпела система государственного управления , в том числе и в Сибири. В рамках I губернской реформы создается Сибирская губерния (1708 г.) с центром в Тобольске, а основные функции управления сосредоточиваются в руках сибирского губернатора (1-й губернатор Сибири - князь, казненный в 1721 г. за злоупотребление властью). Сохраняется уездное деление, а воеводы становятся комендантами и назначаются губернатором.

В ходе II губернской реформы Сибирская губерния была разделена на Тобольскую, Иркутскую и Енисейскую провинции во главе с вице-губернаторами.

Петровские реформы привели к значительной централизации власти, усилению влияния и роли губернаторов, вице-губернаторов, воевод, а местное самоуправление все более подчинялось административной власти.

В то же время особенностью управления Сибирью в 1-й половине XVIII в. было сохранение выборности низших должностных лиц и малочисленность сибирской администрации.

Во второй половине XVIII в. во время реформирования управления России при Екатерине II коренным образом меняется структура власти в сторону центра. С 1763 г. Сибирская губерния управляется на общих основаниях с другими губерниями, а функции сибирского губернатора распределяются по центральным учреждениям - коллегиям (но сибирский губернатор подчинялся только Сенату и монарху).

Согласно «Губернскому учреждению» Екатерины II, в Сибири, как и в России в целом, вводился принцип «разделения властей» (исполнительной, финансовой, судебной), это носило во многом формальный характер, но все же в Сибири впервые появились органы, занимавшиеся решением социальных проблем, совершенствовалась судебная система, исполнительная власть.

«Жалованная грамота городам» 1785 г. существенно изменила городское самоуправление, и хотя оно контролировалось администрацией, расширились его права и вырос авторитет .

ТЕМА 3. СИБИРЬ НАКАНУНЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПЕРЕЛОМА (XVIII - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XIX ВВ.). РАЗВИТИЕ КАПИТАЛИЗМА В ПОРЕФОРМЕННОЙ СИБИРИ

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СИБИРИ

К началу XVIII в. большая часть Сибири стала составной частью русского государства. Шло интенсивное хозяйственное освоение этой территории, и было необходимо продолжить ее изучение, чтобы дополнить сведения о Сибири и получить о ней более достоверное представление. Решающий перелом в исследовании Сибири произошел в XVIII в., когда были предприняты грандиозные по своим масштабам и результатам экспедиции. Проделанная работа по сбору географических, этнографических и исторических сведений дает основание с полным правом назвать эти экспедиции «вторым открытием Сибири». В результате всей исследовательской работы к концу столетия имелось уже достаточно полное представление о Сибири. Ее итогом стали изданные в 1785 и 1786 гг. Генеральные карты Российской Империи и составленные в конце 1780 - начале 1790 гг. «топографические описания» Тобольского и Иркутского наместничеств, в которых давалось комплексное описание Западной и Восточной Сибири: природа, ландшафт, климат, численность и состав народонаселения.

Изучение Сибири велось и в следующем столетии. Северную часть Тихого океана, в частности, берега Камчатки и Сахалина , обследовали и, совершив в 1гг. кругосветное плавание. В 1гг. под руководством состоялась экспедиция, которая прошла от Красноярска до Амура.

Важным моментом в исследовании Сибири XIX в. явились геологические изыскания, которые привели к открытию в Сибири золота, графита, каменного угля и т. д. В 1828 г. верхотурский купец Андрей Попов, прослышав о находке крестьянином Егором Лесным золота в Мариинской тайге, устроил там золотой прииск. Вскоре золото нашли на Алтае, в Енисейской губернии, Забайкалье.

СИБИРСКИЕ ГОРОДА: ИХ СОЦИАЛЬНЫЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОБЛИК

В Сибири в XVIII столетии существенно начал меняться облик городов. Деревянное строительство постепенно сменялось, хоть и чрезвычайно медленно, каменным. Возрастает численность городского населения. Города становятся крупными центрами торговли и промышленности. Сибирские горожане при всех своих обременительных повинностях в пользу государства обладали строго закрепленными за ними правами, являясь и юридически, и фактически свободными людьми. «Жалованная грамота городам» Екатерины II защищала жизнь горожан, достоинство, собственность и давала им возможность беспрепятственно осуществлять любые виды профессиональной и экономической деятельности. Посадские люди и мещане, выплачивая большие налоги в пользу государства, выбивались, тем не менее, что называется, в люди, становясь удачливыми ремесленниками, приказчиками, купцами, заводчиками, фабрикантами и т. д. По данным середины 60-х гг. XVIII в. в Сибири насчитывалось около 14 , приписанных к купечеству.

Города интенсивно развивались в хозяйственном плане не только благодаря тому, что именно в них активно вводились многочисленные технические новшества. Поскольку именно городское население обладало строго фиксированными и четко закрепленными за собой правами, имело возможность заниматься самыми различными видами деятельности , именно города становятся ведущими центрами промышленности и торговли.

Благоустройство города, его приобщение к культуре были следствием успешного экономического развития.

КРЕСТЬЯНСТВО СИБИРИ: СОЦИАЛЬНОЕ И ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Сибирь, в отличие от европейской части России, не знала крепостного права. На ее территории селилось много беглых крепостных крестьян, бежавших от помещиков, значительное число так называемых государственных крестьян, которые не были в крепостной зависимости, а просто прибывали в Сибирь в поисках лучшей доли. Поэтому не только достаточно давнее местное население посвящало свою жизнь сельскому хозяйству , но и вновь прибывавшие сюда люди быстро становились крестьянами.

Численность крестьянства, проживавшего в Сибири, на протяжении XVIII в. возросла более, чем в 3 раза (со 100 тыс. человек в начале века до 330 тыс. человек в конце). В середине XIX в. число крестьян уже превысило 1 млн. человек. В правовом отношении государственный крестьянин рассматривался как лично свободный, но в то же время были сильно урезаны его права на перемещение. Кроме этого, ограничить возможности перемещения крестьян на территории Сибири правительство старалось давними формами общественного существования крестьян. Известно, что крестьяне Руси, а затем и России жили «миром», или общиной. Община строго контролировала деятельность каждого своего члена. Она следила за тем, чтобы он вовремя вносил свою долю в выплату налогов, не покидал без разрешения общины территорию своего проживания, исправно участвовал в общественных работах . В связи с этим, крестьян легче было мобилизовать на различные казенные повинности, которые заключались в строительстве и ремонте дорог , перевозке почты, сборе хлеба в «запасные магазины» и т. д.

Однако следует отметить, что в целом повинности и платежи сибирских крестьян были значительно меньше, чем в европейской России. После уплаты налогов и справления повинностей половина дохода оставалась за крестьянином.

Вместе с тем, уже в XVIII столетии среди сибирского крестьянства наблюдалась имущественная дифференциация . Однако она отличалась от той, что была в европейской части России. Слой богатых крестьян был невелик. Состоятельные крестьяне часто предпочитали переходить в мещанство, купечество, вкладывая свой капитал в различные промыслы, торговлю и ростовщичество. Слой бедняков был невелик, составляя всего лишь% от всего крестьянства Сибири. Во всех крестьянских волостях были ежегодные выборы членов волостного правления. Выборы волостных и сельских начальников проводились на сходе, который являлся главным руководящим органом общины. На сельский сход (местные названия: «сходка», «совет», «согласие») приглашались все жители деревни, в том числе и женщины. Любой желающий мог участвовать в его работе.

Если крестьянин пытался переселиться на те территории, которые были не освоены, но требовали освоения, администрация не препятствовала этому. При этом важным было то, чтобы переселенцы не «выпадали» из тягла, продолжая и на новом месте выполнять все государственные повинности.

В первой половине XIX в. в целях обеспечения рабочими руками промышленности и золотых приисков власти идут на существенное расширение возможностей официального перемещения населения.

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И ТОРГОВЛЯ

Распространение в Сибири крупной промышленности относится к XVIII в., что было связано с открытием месторождений железной, медной и серебряной руды. В 1704 г. в Забайкалье был построен казенный сереброплавильный завод. В 1729 г. Акинфий Демидов строит на Алтае Колыванский, а в 1744 г. - Барнаульский медеплавильные заводы. С 1766 г. стал действовать Сузунский монетный двор . Выпускаемая сибирская монета отличалась по своему виду от общегосударственной. На ней изображался герб Сибири. После 1781 года на Сузунском монетном дворе начала чеканиться медная монета общегосударственного образца.

Некоторые из заводских мастеровых оставались жить в родных деревнях и продолжали заниматься сельским хозяйством, ведь на заводах они работали несколько месяцев в году (столько времени, сколько требовалось для выполнения заданного им «урока»). Например, угольщик, находившийся на отдельной оплате, должен был выжечь в год три двадцатисаженных кучи древесного угля . Тяжелый изнурительный ручной труд, большие нормы выработки очень осложняли, физически истощали жизнь мастеровых. Они часто уходили с предприятий. Вот почему в ряде районов Сибири постепенно вводилось принудительное закрепление мастеровых за предприятиями.

В Сибири на протяжении XVIII - первой половины XIX вв. стремительно росла добыча золота (с 45 пудов в 1831 г. до 1296 пудов в 1850 г.). Благодаря сибирскому золоту, Россия стала лидером в мировой экономике.

Сибирь не уступала европейской части России по степени оживленности торговли. В первой половине XIX в. здесь стремительно стала расти численность купцов. Причинами этого являлись повышение товарности крестьянского хозяйства, а также увеличение численности потребительских слоев городского населения. В городах функционировали ежегодные ярмарки, устраивались традиционные базары, В середине XIX столетия Западная Сибирь по-прежнему опережала восток Сибири по числу купцов. Большая часть сибирского купечества принадлежала в это время к 3-й гильдии (мелкое купечество). Состоятельные купцы (1 - й и 2-й гильдии) концентрировались в крупных городах (Тобольске, Томске, Иркутске и др.).

ГЕНЕЗИС КАПИТАЛИЗМА В СИБИРИ.

Основной массив земель в Сибири к началу буржуазных реформ был государственным и кабинетским. Государственных крестьян насчитывалось в это время 145 тысяч и свыше 20 тысяч казенных мастеровых. Феодализм, господствующий в Российской империи, серьезно тормозил генезис и развитие капиталистических отношений в регионе. Развитие сибирской экономики было тесно связано с общероссийской и мировой. В 70-е гг. XIX в. в Сибири началась массовая добыча золота, а золотопромышленность стала самой влиятельной среди остальных отраслей производства. Крупная буржуазия в Сибири включала в себя 1200 семейств. Источники формирования первоначального капитала здесь отличались тем, что были созданы, как отмечает большинство современных историков Сибири, в основном честным путем - оптовой и розничной торговлей. Внешняя торговля в Сибири приносила огромную прибыль и в рассматриваемый период была монополизирована

Сиби́рское ха́нство (Сибирский юрт, Сибирское царство), государство в Западной Сибири , образовавшееся в конце 15 века в результате распада Золотой орды. Центр - Чинги-Тура (ныне Тюмень), позднее - Кашлык. В 13-14 веках территория будущего Сиюирского ханства под названием «Ибирь» входила в состав улуча Джучи, затем улуса Шейбана и Тюменского ханства. После убийства в 1495 году тюменского хана Ибака потомок Тайбуги хан Махмет возглавил союз татарских улусов, который по имени его главной ставки - Сибирь (Кашлык) стал называться Сибирским ханством. Оно граничило с Пермской землей, Казанским ханством, Ногайской Ордой, Казахским ханством и с телеутами в прииртышских степях. На севере оно достигало низовьев Оби, на востоке граничило с «Пегой ордой».

Сибирское ханство населяли тюркоязычные племена: кипчаки, аргыны, карлуки, канглы, найманы, известные под собирательным именем сибирских татар; а также ханты, манси, зауральские башкиры. Основную массу населения составляли «черные люди» (кара халк), обязанные платить хану ежегодный ясак (главным образом пушниной) и поставлять воинов для ополчения. Сибирские татары занимались пастбищно-кочевым скотоводством, земледелием и ремеслом (гончарное, скорняжное, прядение, ткачество, плавка и обработка металлов). В северной части ханства большую роль играли охота, рыболовство, оленеводство. Феодальные отношения в Сибирском ханстве переплетались с пережитками патриархально-родовых отношений. В центральной части Сибирского ханства существовала частная собственность ханов и знати на пастбища и источники воды.

Официальной религией ханства был ислам. Во главе государства стоял хан, избиравшийся татарской знатью (мурзы, беки, тарханы). Государственное устройство носило полувоенный характер, территория и население делились на «сотни» во главе с мурзами. Опорными базами ханской власти являлись укрепленные городки Кызыл-Тура (Усть-Ишим), Касим-Тура, Явлу-Тура, Тонтур. В Сибирском ханстве наряду с нормами шариата и ясы действовали нормы обычного права. Важную роль играла торговля, находившаяся главным образом в руках бухарцев. Сибирское ханство имело торговые связи со Средней Азией, Русью, Ногайской Ордой, Казанским ханством, Монголией, Западным Китаем. Из Сибири вывозились меха, кожи, рыба, бивни мамонта, шерсть. В первой половине 16 века Сибирское ханство подвергалось набегам южных кочевников (ногайцев, узбеков, казахов).

Хан Едигер из рода Тайбуги признал в 1555 году вассальную зависимость от Москвы, но в 1563 году власть с помощью ногаев захватил шейбанид Кучум, который после 1572 года разорвал вассальные отношения и выступил против России. В 1582 году в пределы Сибирского ханства вторгся казачий отряд Ермака, который овладел столицей ханства Кашлыком и положил начало его присоединению К России. В конце 1580-1590-х годов на территории Сибирского ханства были построены русские крепости Тюмень (1586), Тобольск (1587), Березов (1593), Обдорск (1595). Кучум со своей ордой откочевал на юг и продолжал оказывать сопротивление русским отрядам до 1598 года. Последним сибирским ханом был его сын Али, власть которого распространялась только на кочевья в верховьях Ишима, Иртыша и Тобола. Присоединение Сибирского ханства к России содействовало подъему производительных сил народов Западной Сибири и способствовало сближению с русским народом.

Хан Едигер и его брат Бекбулат обратились к Грозному с просьбой о подданстве и получили согласие. В дальнейшем власть в ханстве захватит Кучум и начнет проводить враждебную Москве политику.

Уже в 1555 г. в Сибири отчетливо начали сказываться последствия падения Казани в 1552 г. Местные правители сколь-либо серьезных государственных образований больше не желали соперничать друг с другом за пространство и территории, а стремились найти защиты и покровительства у наиболее сильных игроков в регионе того времени. В 1555 г. хан Сибирского ханства Едигер обратился в Москву, с просьбой принять земли ханства в состав Московского царства. Однако власть в ханстве захватил соперник Едигера - Кучум, который начал проводить агрессивную политику по отношению к Москве.

ЗАПИСКИ О СИБИРИ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИХ ИСТОЧНИКАХ

Чекра пришел к Едигею, затем двинулся вместе с ним в упомянутую выше страну Сибирь, куда они шли два месяца, прежде чем до нее достигли. В стране этой находится гора, называемая Арбус (Arbuss) и простирающаяся на тридцать два дня ходьбы; живущие там люди полагают, что за горой этой находится пустыня, доходящая до оконечности света; никто не может также пройти через эту пустыню или жить в ней по причине диких зверей и гадов. На вышеупомянутой горе живут дикие люди, не имеющие постоянных жилищ; тело же у них, за исключением рук и лица, покрыто волосами; подобно другим животным, они скитаются по горе, питаясь листьями и травой, и всем, чем придется. Владетель упомянутой страны подарил Едигею двух диких людей - мужчину и женщину, которых поймали на горе, а также трех диких лошадей, которых там также словили; лошади же, живущие на горе, величиною с осла; водится там также много животных, которые в немецких землях не попадаются и которых я не могу назвать по имени. В упомянутой стране Сибирь есть также собаки, которых запрягают в повозки, зимою - в сани; они возят также по стране поклажу (wotseck) и так же велики, как ослы, а едят они там также собак. Еще следует заметить, что люди в этой стране поклоняются Иисусу Христу подобно трем святым царям, пришедшим для принесения ему даров в Вифлеем, и увидевшим лежащим его в яслях; поэтому в их храмах можно видеть изображение Христа, представленного в том виде, как застали его три святых царя, и этим изображениям приносят они дары и на них молятся. Приверженцы этой веры называются уйгуры (Uygiur); в Татарии встречается вообще много людей этой веры.

О ПОЛИТИЧЕСКОМ УСТРОЙСТВЕ СИБИРИ

В 1581-1585 гг. по «Сибирским летописям» известен «карача-думный царев», имевший собственный улус («карачин улус»), люди из которого относились, скорее всего, к его клану или улусу, о чем может свидетельствовать летописное выражение «иже бысть дому его». Этот карача командовал войсками, в 1584 г. во главе «многих воинских людей» осаждал «град Сибирь». Хотя Г. Ф. Миллер его называл «карача-мурзой», на самом деле он имел титул «бия» ~ «бека», что следует из двух совершенно самостоятельных источников - преданий сибирских татар и «Сборника летописей» Кадыр-Али-бека. М. А. Усманов, обращавшийся к изучению вопроса о личности и клановой принадлежности этого карача-бея, пришел к выводу, что под ним скрывается автор «Сборника летописей» (1602) Кадыр-Али-бек б. Хусум (Хушум) ~ Касим-бек из племени джалаир.
Дополнительным подтверждением его статуса карача-бея является участие этого бека после пленения в 1588 г. русскими в церемонии возведения в 1600 г. султана Ураз-Мухаммеда на престол Касимовского ханства среди трех других карача-беев (из кланов аргын, кыпчак, мангыт). К сожалению, ценность этой информации снижается тем, что существует вероятность прихода карачи Кадыр-Али-бека из клана джалаир в Сибирский юрт вместе с казахским султаном Ураз-Мухаммедом. Правда, тетя этого султана была замужем за братом Кучум-хана Ахмад-Гиреем, что оставляет место для вывода о том, что улус джалаир все-таки существовал в Сибирском ханстве и раньше.

ГОРОДА ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

На территории Западной Сибири в бассейнах Тобола и Иртыша известно довольно много позднесредневековых городищ, большая часть которых относится ко времени Сибирского ханства. Слабая изученность этих памятников пока не позволяет четко разделить городища золотоордынского времени и более поздние.

Тюмень. Город находился на притоке Тобола - Туре; в настоящее время застроен современной Тюменью. Название его известно по средневековым восточным источникам; известен также под именем Чинги-Туры. Археологические исследования не проводились. В XIV в. город являлся политическим центром улуса.

Искер. Остатки его находились на Иртыше, близ г. Тобольска. Во времена Сибирского ханства сюда была перенесена столица из Тюмени. Русские называли этот город Сибирью. Это же название в форме Себур фигурирует на карте Пицигани (1367 г.).

Раскопки выявили здесь мощный культурный слой, достигавший в толщину 2 м, содержащий находки золотоордынского времени.

Городище Тонтур. Находится на р. Оми в Барабинской степи. Золотоордынское название населенного пункта неизвестно. Археологические исследования выявили находки золотоордынского времени.

Города эти, значительно удаленные от современных им центров развитого градостроительства, имели все же фундаментальные постройки, возведенные квалифицированными архитекторами. Об этом можно судить по наблюдению академика И. П. Фалька, обследовавшего городище, находившееся на Иртыше, в 20 верстах ниже устья Ишима, и видевшего здесь «развалины обрушившейся мечетной башни и большого каменного дома». Подобные остатки каменных строений неоднократно отмечались путешественниками на различных сибирских городищах.

СИБИ`РСКОЕ ХА`НСТВО, феодальное татарское государство в Западной Сибири, образовавшееся в 1420-х годов в процессе распада Золотой Орды и выделения из её состава Улуса Шибана. Основатель ханства - Хаджи-Мухаммад, который объединил земли в междуречье Туры, Тобола и Ишима. Центр - город Чимги-Тура, позднее - город Кашлык. Территория охватывала Прииртышье, Притоболье, Барабинскую степь, Приобье. Населяли тюрко- и угроязычные племена, которые постепенно объединились в татарский этнос.

Население делилось на кочевую аристократию (ханы, карачибеки, тайбуги, беки и мурзы) и «чёрных людей». Правящие роды: Мангыт, Джалаир, Кунграт, Салждиут, Найман. Государственная религия - ислам . Население занималось кочевым скотоводством, земледелием , охотой , ремёслами (гончарное, скорняжное, прядение, ткачество, металлообработка), торговлей . Территория ханства была разделена на даруги, в которых правили наместники хана. Население платило налоги наместникам и хану.

После ухода Хаджи-Мухаммада в Приаралье сибирская знать подняла восстание и провозгласила ханом Абулхайра. В 1430 году его войска нанесли поражение Хаджи-Мухаммаду, который был взят в плен и казнён. Абулхайр постепенно распространял свою власть на Приаралье и в 1446 году перенёс столицу в Сыгнак. В 1448 году ногаи во главе с Ваккасом свергли Абулхайра и поставили правителем Сибирского ханства Едигера. В 1469 году хан Ибак при поддержке ногайских мурз Мусы и Ямгурчи захватил власть в Тюменском улусе. При поддержке хана Большой Орды Ахмада они нанесли поражение сыну Абулхайра Шейх-Хайдару. В результате произошёл политический раскол Кок-Орды и оформление владений Сибирского ханства в Заподной Сибири. Во время правления Ибака ханство достигло наибольшего могущества. Ибак противостоял кочевым узбекам в Приаралье и хану Большой Орды Ахмаду. В 1481 году Ибак совместно с Мусой и Ямгурчи нанёс поражение Ахмаду. В том же году он заключил с московским князем Иваном III договор о торговле, в 1483 году - о дружбе и союзе. В 1495 году хан Ибак был убит во время мятежа знати во главе с Мухаммадом Тайбугой. Последний объединил татарские улусы по рекам Тобол и Иртыш и сделал столицей город Кашлык. В 1555 году Едигер признал себя вассалом Русского государства. В 1563 году шибанид Кучум захватил власть в Сибирском ханстве, начал борьбу против Русского государства. В ответ на это были организованы русские походы. В 1581 казачий атаман Ермак, нанятый промышленниками Строгановыми, организовал поход в Сибирь, разгромил Кучума и занял Кашлык. Сибирское ханство распалось на ряд улусов. После гибели Кучума в 1598 году Сибирское ханство было окончательно присоединено к Русскому государству.

Ссылки из статьи

БОЛЬШАЯ ОРДА

– татарское ханство, возникшее, в 30-х годах XV века в процессе распада Золотой Орды в причерноморских степях между реками Днепр и Волга.Основное население – татары. Государственная религия – ислам. Наивысшего могущества Большая Орда достигла при хане Ахмаде. В 1491 году крымский хан Менгли-Гирей разгромил Большую Орду и в 1502 году окончательно ликвидировал её самостоятельность.

Как утверждает всезнающая Википедия, Сибирское ханство - это феодальное государство, которое находилось в Образовано оно было в середине Коренным народом ханства были тюрки. Граничило оно с Пермской землей, Ногайской Ордой и с прииртышскими телеутами. Северные границы Сибирского ханства достигали низовьев Оби, а восточные соседствовали с Пегой ордой.

А так ли все однозначно?

Как ни странно, об этом государственном формировании практически нет никакой информации. Все письменные источники, дошедшие до наших дней, относятся к тому периоду, когда произошло присоединение Сибирского ханства. Они представляют собой преимущественно мемуары казаков, собранные воедино архиепископом Киприаном в 1622 году. Достоверность этих сведений оставляет желать лучшего. Все последующие летописи составлялись в угоду христианской церкви и правящей династии. Любые документы, которые противоречили официальной теории, попросту уничтожались. Что самое интересное, до наших дней даже не дошло не единой монеты Сибирского ханства (по всей видимости, их в спешном порядке собрали и переплавили, так как они шли вразрез с общепринятой версией). Вообще-то весьма циничные манипуляции с историей нашего государства - не новость, случается это сплошь и рядом, и незачем заглядывать в ее глубины, достаточно посмотреть, насколько извращают события времен Второй мировой войны, и это при том, что многие очевидцы того периода еще живы.

А коренные народы Сибири против…

Историки при составлении хронологии развития нашего государства опираются исключительно на письменные документы. Для сравнения: при описании древних цивилизаций мира ученые часто использовали в качестве источников устные предания народов, их легенды, сказки и прочие, и только когда речь заходит о России, они встают в позу и требуют неопровержимые письменные документы, а все остальные артефакты: архитектуру, драгоценные украшения, оружие, не говоря уже о громадном пласте устной информации, передающейся из поколения в поколения, - принимать отказываются. Почему так? Дело в том, что все эти источники резко противоречат официально-признанной версии истории. Мы не станем даже брать за основу русские сказки, былины и легенды. Обратимся к независимому источнику - коренным Дальнего Востока и русского Севера. Оказывается, они хранят в своих преданиях информацию о том, кто заселял эти территории в древности. Со слов хранителей древней культуры: эвенков, чукчей, якутов, хантов, мансей и многих других - раньше здесь проживали бородатые белые люди с глазами цвета неба, они научили предков современных коренных народов охотиться, ловить рыбу, разводить оленей и прочим премудростям, позволяющим выживать в непростых природных условиях севера. И подобных рассказов очень много, однако ученые предпочитают их не замечать. В результате возникает масса вопросов, в том числе и о том, кем были заселены так называемые тюркские государства? Все ли в этом однозначно? Ведь неспроста нет ни одного письменного источника того времени.

Ну, что же, закончим на этом наше лирическое отступление и познакомимся с официальной версией истории того периода и узнаем, как происходило присоединение Сибирского ханства. Тем более что грамотный человек и сам уловит нестыковки и явные фальсификации в этой теории.

Тюрки Западной Сибири: до монгольского завоевания

Считается, что это те же самые гунны, которые изначально обитали в районе Китая и впоследствии мигрировали сначала в Сибирь в 90-х годах до нашей эры, а затем часть из них в 150-х годах нашей эры - дальше на запад. Вот эта вторая волна в четвертом веке навела ужас на всю Европу. Информации о том, что собой представляло на заре цивилизации Сибирское ханство (время возникновения его неизвестно), практически нет. Однако историк Г. Файзрахманов приводит список первых правителей этого государства (Ишимское ханство): Кызыл-тин, Девлет-Юваш, Ишим, Мамет, Куташ, Аллагул, Кузей, Ебардул, Бахмур, Яхшиметь, Юрак, Мунчак, Юзак, Мунчак и Он-сон. Ученый ссылается на некую летопись, которую ему повезло изучать, однако достоверных данных об этом документе нигде нет. При условии, что данный список реален, выходит, что правители держали власть с конца одиннадцатого века до 1230-х годов. Последний хан из списка подчинился Чингисхану.

после татаро-монгольского завоевания

Здесь мы опять сталкиваемся с ограниченной информацией. О том, каким образом происходило монголами, практически ничего не известно. Можно предположить, что все обошлось малыми силами. Поэтому поход небольшого отряда просто не стали вносить в официальные монгольские хроники. Хотя название "Сибирь" упоминается в их документах, значит, Чингисхан все-таки завоевал это государство. Официальные летописи (например, Петра Годунова) говорят, что после того, как Чингисхан завоевал Бухару, Тайбуга выпросил у него для себя удел по рекам Туре, Иртыш и Ишима. Потомки этого Тайбуги продолжали владеть этими землями. Согласно летописи, Тайбуга был ханом небольшого кочевого отряда, который присоединился к войску Чингисхана.

Новая династия

Так что старая династия Ишимского ханства была прервана, и появился новый правитель. В это время возникла новая столица Сибирского ханства - Тюмень, что можно интерпретировать как "тумен", то есть "десять тысяч". По всей видимости, Тайбуга обязался выставлять со своих владений десятитысячное войско. На этом информация о ханстве заканчивается. Правда, историк Г. Файзрахманов, снова ссылаясь на неизвестную летопись, приводит новый список правителей этого государства: Тайбуга, Ходжа, Мар (или Умар), Адер (Обдер) и Ябалак (Еблак), Мухаммад, Ангиш (Агай), Казый (Касим), Едигер и Бек Булат (братья), Сенбакта, Саускан.

Тохтамыш и Сибирское ханство

Великий хан Золотой орды был выходцем из Синей орды, которая соседствовала с Тюменским юртом. После поражения в битве на Ворскле он бежал в Западную Сибирь. Чем он тут занимался, информации нет, скорее всего, возглавил Сибирское ханство. Что происходило далее, можно только гадать, в течение двухсот лет правители сменяли друг друга. Более или менее достоверная информация появляется с приходом к власти хана Кучума в 1563 году.

Завоевание Сибирского ханства

30 мая 1574 года в столице русского государства рождается прообраз современной геополитической миссии. Иван IV выдает жалованную грамоту клану Строгановых (в рамках этой статьи мы не будем рассматривать политические причины и закулисные игры, предшествующие данным событиям) на владение земель, которые предварительно следует завоевать. И вот начинается эпопея Ермака Тимофеевича, возглавлявшего военные походы в эти земли. Мы не будем описывать данную компанию, она хорошо изложена в традиционной версии истории нашей страны. Скажем только, что официально Сибирское ханство было завоевано в 1583 году. Однако уходит в подполье и продолжает вести партизанскую войну с захватчиками, в результате чего Ермак погибает, попав в засаду, устроенную войсками хана в 1584 году. Но это уже не может спасти ханство. В 1586 году отряд стрельцов, посланный из метрополии, завершает начатое Ермаком дело.

Народы Сибирского ханства

Подводя итог, следует в очередной раз задаться вопросом о народах, населявших это государство. Было ли это тюркское население? Может быть, официальная версия скрывает от нас правду?..


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав