23.06.2020

Виды государственно-правовых отношений. Государственно-правовые отношения: понятие, особенности, виды, субъекты Понятие и особенности государственно правовых отношений


В сферу КП входит только определенная часть общественных отношений. Однако, учитывая особую значимость этих отношений, следует сказать о том, что они достаточно обширны по объему. Более того, в силу определенных обстоятельств, связанных с юридизацией общественных отношений, государство постоянно расширяет свое вмешательство в общественную жизнь. Здесь КП призвано стать преградой для тоталитарных устремлений государства. Оно не должно утрачивать своего главного назначения - регулировать общественные отношения таким образом, чтобы обеспечить свободу людей, законность и правопорядок, условия для благополучия граждан. Именно этим определяется специфика конституционно-правовых отношений, которая состоит в следующем.

1. Они различаются своим содержанием, возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет конституционного права.

2. Им свойственен особый субъективный состав. Среди субъектов государственно-правовых отношений имеются такие субъекты, которые не могут быть участниками других видов правоотношений.

3. Конституционно-правовые отношения характеризуются большим, чем в других сферах, разнообразием видов правоотношений, многослойным характером юридических связей между субъектами, устанавливаемых зачастую через многозвенную цепь взаимосвязанных правоотношений.

Таким образом, конституционно-правовое отношение - это общественное отношение, урегулированное нормой конституционного права, содержание которого составляет юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.

Своеобразие предмета конституционного права, многообразный видовой характер его норм порождает и различия видов конституционно-правовых отношений.

Наиболее классический вид правоотношений возникает в результате реализации норм - это правила поведения . На их основе возникают конкретные конституционно-правовые отношения, в которых четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности. Например, в соответствии с ч. 3 ст. 50 Конституции РФ «каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом». Это означает, что у осужденного есть право на пересмотр приговора, а у вышестоящего суда - обязанность осуществлять этот пересмотр.

Реализация таких видов норм, как нормы-принципы, нормы-цели, нормы-декларации, порождает другие формы правоотношений, через которые воплощаются в жизнь заложенные в них предписания. Это правоотношения общего характера , в которых конкретно не определены субъекты отношений, не установлены их конкретные права и обязанности. Это в полной мере относится ко всем нормам-принципам, закрепляющим, например, основы конституционного строя Российской Федерации. В частности, закрепляемый принцип разделения властей находит свою конкретную реализацию через сложную систему правоотношений, в которых субъектами являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Однако все эти правоотношения производны от того общего правоотношения, которое возникает на основе указанной нормы-принципа. Это общее правоотношение, в котором участвуют все субъекты, обязанные реализовать указанный принцип. В его содержании определяются в общей форме обязанности и права, вытекающие из предписаний данной нормы.

Особый вид конституционно-правовых отношений - так называемые правовые состояния . От правоотношений общего назначения их отличает четкая определенность субъектов правоотношения. Однако содержание взаимных прав и обязанностей субъектов, как правило, конкретно не определено, оно выводится из большого массива действующих конституционно-правовых норм. К правовым отношениям такого вида относятся состояние в гражданстве, состояние субъектов федерации в составе России.

Среди видов конституционно-правовых отношений можно выделить постоянные и временные. Срок действия постоянных правоотношений не определен, однако они могут и прекратить свое существование в конкретных условиях. Например, смерть гражданина прекращает отношения по гражданству. Временные правоотношения возникают, как правило, в результате реализации конкретных норм. С выполнением заложенных в них правил правоотношения прекращаются. Так, правоотношения между избирателем и участковой избирательной комиссией заканчиваются исполнением последней своей обязанности выдать избирательный бюллетень и обеспечить условия для голосования. В качестве особых видов конституционно-правовых отношений выделяют также материальные и процессуальные отношения. В материальных правоотношениях реализуется само содержание права и обязанности, в процессуальных - порядок реализации правовых действий.

По целевому назначению принято различать правоустановительные и правоохранительные правовые отношения. В правоустановительных правовых отношениях в позитивной форме реализуются права и обязанности, которые должны осуществить участники правоотношения. Так, в соответствии со ст. 31 Конституции РФ «граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование». Это означает, что праву граждан корреспондирует соответствующая обязанность государственных органов, органов местного самоуправления. В правоохранительных правовых отношениях права и обязанности связаны с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах, устанавливающих те или иные обязанности субъектов. Например, ч. 3 ст. 35 Конституции РФ устанавливает обязанность государственных органов не лишать имущества физических лиц иначе как по решению суда.

Государственно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права, содержанием которых являются юридические связи между субъектами в форме прав и обязанностей, предусмотренных конкретными нормами.

Особенности государственно-правовых отношений:

1. Возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет государственного права как отрасли права;2. Имеют общий характер и выражаются в виде правового состояния. 3. Носит характер властеотношений, поскольку только в этих правоотношениях участвуют органы законодательной (представительной) власти, как в центре, так и на местах во всем объеме их прав и обязанностей.4. Им присущ особый состав участников (субъектов), большинство из которых могут быть участниками только государственно-правовых отношений.

Виды государственно-правовых отношений:

1. В зависимости от степени конкретности связей между субъектами отношений:

а. Конкретные (В них четко обозначены субъекты, их взаимные права и обязанности).

б. Общие (В таких правоотношениях субъекты не определены однозначно, не установлены конкретные права и обязанности)

2. С точки зрения времени функционирования:

а. постоянные (Период действия правоотношений не определен, однако при определенных условиях они могут прекратить свое существование)

б. временные (возникают в результате конкретных норм - правил поведения и действуют до того времени, пока определенные права и обязанности сохраняют свою значимость).

3. По способу реализации:

а. материальные (предусматривают содержание действия по правовому регулированию общественных отношений)

б. процессуальные (определяет порядок реализации).

4. В зависимости от вида норм:

а. правоустановительные (содержащие права и обязанности)

б. правоохранительные отношения (связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах).

Субъектами государственно-правовых отношений могут быть: 1) народ Российской Федерации как общность граждан Российской Федерации; аналогичная общность в пределах территории конкретного субъекта Федерации, а также коренные малочисленные народы России;2) российское государство в целом как государственная организация всего народа Российской Федерации;3) субъекты Российской Федерации: республики в составе Федерации, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа;4) государственные органы Российской Федерации – Президент, Федеральное Собрание, обе его палаты, Правительство;5) государственные органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления;6) постоянные и временные комитеты и комиссии представительных органов в центре и на местах;7) депутаты представительных органов индивидуально, в составе депутатских групп и парламентских фракций, а также в составе других депутатских формирований;8) общественные объединения: политические партии, общественные организации, массовые общественные движения, зарегистрированные в установленном законом порядке;9) собрания граждан по месту жительства и по месту работы;10) собрание военнослужащих по воинским частям;11) избирательные комиссии – Центральная, субъектов Федерации, территориальные, окружные, участковые; соответствующие комиссии по проведению референдумов;12) граждане Российской Федерации и вынужденные переселенцы;13) иностранные граждане, лица без гражданства и беженцы.

Понятие и содержание исполнительной власти.

Исполнительная власть является ветвью государственной власти, выраженной системой органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление делами общества, обеспечивая его поступательное развитие на основе законодательства РФ и самостоятельной реализации государственно-властных полномочий исполнительно-распорядительного характера (Д.М.Овсянко).

Характерные черты исполнительной власти:

Ø Исполнительная власть представляет собой относительно самостоятельную ветвь единой государственной власти РФ , тесно взаимодействующую с законодательной и судебной её ветвями;

Ø Исполнительная власть самостоятельна, но только в функционально-компетентном смысле , т.е. исполнительную власть можно характеризовать в качестве подсистемы в рамках системы единой государственной власти или её механизма;

Ø Исполнительная власть – непременный атрибут государственно-властного механизма , построенного на началах разделения властей;

проводником государственной политики в жизнь;

Ø Исполнительная власть подзаконна по своему характеру и задачам;

Ø Исполнительная власть объективирована в виде хорошо организованной системы органов исполнительной власти;



Ø Деятельность исполнительной власти является исполнительно-распорядительной и носит постоянный, непрерывный во времени характер;

Ø Исполнительная власть является исключительным обладателем материальных ресурсов и властных полномочий принудительного характера;

Ø Исполнительная власть не может отождествляться с видом государственной деятельности, т.е. исполнительная власть не тождественно исполнительной деятельности;

Ø Исполнительная власть по своей сути правоприминительна .

Соотношение административной власти и исполнительной

«Исполнительная власть – это административная власть в условиях правового государства, демократически организованного общества» (по Бахраху).

Однако другие ученые считаю, что понятие «административной власти» гораздо шире понятия власти исполнительной и не может быть с ней сопоставлено (Дмитриев, Полянский, Трофимов). Они объясняют это так: административная власть не может быть признана частью государственной власти (как исполнительная), поскольку имеет место и в негосударственном управленческом воздействии (в частности, администрация предприятия осуществляет административную власть в отношении работников этого предприятия).

Система российского права состоит из отраслей права, которые отличаются друг от друга своим предметом (объектом) регулирования , под которым понимается общественные отношения, которые складываются в той или иной сфере.

Предмет АП – общественные отношения, носящие организационно-управленческий характер, т. е. отношения направленные на управление какими-либо общественными процессами или явлениями с целью их организации, приведения в стабильное, функционирующее состояние.

Виды социального управления:

Государственное

Общественное

Муниципальное (регулируются муниципальным правом)

Основанное на нормах морали, обычаев и традиции (у мусульман это свадьба и похороны).

Именно первые два вида и регулируются АП.

Для возникновения конституционно-правовых отношений (как и любых других правоотношений) необходим юридический факт, приводящий норму в действие.

Юридический факт - это событие или действие, влекущее за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Действия могут подразделяться на юридические акты и юридические поступки.

Таким юридическим фактом может быть действие одного из потенциальных субъектов правоотношения.

В качестве примера возьмем отношения между Правительством и Президентом РФ, которые регулируются многими нормами Конституции РФ. Одна из таких норм сформулирована в ст. 117 Конституции: "Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ". Но наличие этой нормы еще не порождает никаких конкретных правоотношений. Не порождает никаких правоотношений наличие потенциальных субъектов этих отношений: Правительства и Президента РФ.

Однако заявление Правительства об отставке является юридическим фактом, порождающим конституционно-правовое отношение. При этом действия могут быть как правомерными, т.е. соответствующими нормам права, так и неправомерными, т.е. такими, которые противоречат юридическим нормам.

Наряду с действиями, совершаемыми по субъектов правонарушения - государства, субъектов Федерации, государственных органов, общественных организаций, должностных лиц, отдельных , юридическими фактами могут быть и события, под которыми понимаются такие обстоятельства, которые не зависят от воли и поступков субъектов данного конкретного правоотношения (стихийное бедствие, война, рождение и т.п.). Например, факт достижения 18-летнего возраста в период избирательной кампании дает право конкретному молодому человеку быть внесенным в список избирателей и обязывает внести его в этот список.

Из общей теории права известно, что воздействие права на общественные отношения порождает правоотношения, через которые происходит реализация права. Что касается конститу­ционного права, то не все его нормы способны породить право­отношения. Эта отрасль в силу своего назначения и характера содержит много деклараций, которые, безусловно, важны для установления порядка в той или иной области, но не через кон­кретные правоотношения, а путем психологического воздейст­вия на людей и провозглашения самых общих правил и прин­ципов, которые влияют на создание конкретных норм.

Примером такой декларативной нормы является положение ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Ясно, что эта норма не порождает конкрет­ного правоотношения с его обязательственной частью, не может быть предъявлена в суде тем или иным человеком для защиты своих требований. Но она важна как императивное указание государству постоянно помнить о приоритете человека по отноше­нию к власти, и в этом - высочайшее значение данной нормы для поддержания демократического порядка.

Однако большинство конституционно-правовых норм все же порождает конкретные правоотношения, и поэтому очень важно иметь ясные представления о субъектах этих правоотношений, без чего нельзя решить вопрос о конкретных носителях прав и обязанностей, а следовательно, и об ответственности за наруше­ние предписанной нормы поведения. Конституционно-правовые правоотношения не столь очевидны, как, например, гражданско-правовые или уголовно-процессуальные, они редко становятся специальным объектом рассмотрения общих судов. Но эти пра­воотношения, хотя подчас и незримо, все же определяют взаимо­отношения людей и органов власти, т. е. устанавливают баланс прав и обязанностей, и получают судебную защиту со стороны органов общей и конституционной юстиции.

Специфика конституционно-правовых отношений:

  • отличаются своим содержанием, возникают в особой сфере отношений, составляющих
    предмет конституционного права;
  • им свойствен особый субъектный состав (среди субъектов государственно-правовых отношений имеются такие, которые не могут быть участниками других видов правоотношений);
  • обладают высоким политическим потенциалом (по сути, они представляют собой квинтэссенцию политико-правовых отношений, существующих в обществе);
  • реализуются обычно не изолированно, а в составе связки, блока.

Структура конституционно-правового отношения включает три элемента:

  1. субъекты (число которых не может быть менее двух);
  2. содержание;
  3. объект.

Подробнее о структуре конституционно-правового отношения

Для лучшего понимания структуры конституционно-правового отношения вновь обратимся к ст. 117 Конституции РФ, в которой сказано: "Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации". Эта правовая норма начинает работать в том случае, если появляется юридический факт, в данном случае в форме действия Правительства - его заявления об уходе в отставку. Возникают конкретные конституционно-правовые отношения. Субъектами этих правоотношений являются Правительство и Президент РФ. Содержание данного правоотношения составят субъективные права и обязанности Президента и Правительства, а именно: у Президента есть право принять или отклонить отставку; если отставка отклоняется, у Правительства возникает обязанность продолжать свою деятельность, а если отставка принимается, то у Правительства возникает обязанность уйти в отставку. Объектом данных правоотношений является власть, полномочия Правительства.

Следует заметить, что часто полная реализация одной правовой нормы служит основанием возникновения нового правоотношения. Так, если на основании ч. 1 ст. 117 Правительство уходит в отставку, начинает действовать другая норма, сформулированная в ч. 5 той же ст. 117 Конституции: "В случае, отставки, или сложения полномочий, Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации". Таким образом, реализация определенной группы связанных между собой правовых норм, часто составляющих тот или иной правовой институт (например, активное избирательное право), представляет целую систему - цепь юридических фактов и последовательно порождаемых ими конкретных правоотношений.

Субъекты конституционно-правовых отношений

Субъекты конституционно-правовых отношений весьма раз­нообразны. Собственно, они составляют специфику этих отноше­ний, ибо остальные элементы во многом схожи с аналогичными элементами правоотношений, порождаемых другими отраслями права.

Субъекты конституционно-правовых отношений:

  1. Физические лица (в том числе иностранцы и лица без ).
  2. Общности людей (народ, население административно-территориальных единиц).
  3. Ассоциации граждан (политические партии и другие общественные объединения).
  4. Государства (РФ, субъекты Федерации).
  5. Органы государственной власти:
    • федерального уровня (Парламент, Президент, Правительство и т. д.);
    • субъектов Федерации;
    • государственные органы на местах.
  6. Органы местного самоуправления (мэр города, собрание и т. п.).

Подробнее

Главным субъектом конституционных правоотношений является человек, как в статусе гражданина, так и без него. Чело­век вступает в конституционно-правовые отношения с государст­вом через его органы. Вернее, он постоянно находится в этих от­ношениях, обладая правом потребовать от государства через соот­ветствующие органы защиты своих законных интересов. Это и есть правосубъектность, которая носит общий характер, а для оп­ределенных лиц может дополняться специальной правосубъект­ностью.

Субъектом выступает народ, например, когда проводится все­народное голосование или формулируется источник принятия Конституции: «Мы, многонациональный народ РФ...» Однако таких правоотношений все же немного в силу известной, с юридической точки зрения, абстрактности этого по­нятия.

Субъектами конституционного права выступают государства: РФ, республики, входящие в Россию, а также иные субъекты РФ, т. е. края, области, города феде­рального значения, автономные область и округа. Эти субъекты являются участниками конституционных правоотношений как в целом, так и через органы государственной власти и управления, должностных лиц, депутатов, избирательные и парламентские комиссии и т. д.

Таким образом, субъектами являются главы го­сударств (Федерации и республик), главы правительств, парла­менты и их структурные подразделения, суды всех уровней, а также органы местного самоуправления. Через избирательное право или референдум государство вступает в прямые правоотно­шения с народом.

Содержание конституционно-правового отношения

Субъективные права и обязанности субъектов конкретного конституционно-правовогоотношения составляют его содержание.

Субъективное право - это предусмотренная нормой конституционного права мера возможного поведения участника правоотношения. Основная особенность, характеризующая субъективное право, - возможность использовать его по своему усмотрению участниками (субъектами) конкретного конституционно-правового отношения. Так, в ст. 31 Конституции РФ записано: "Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование". Следовательно, если при проведении должным образом разрешенной демонстрации конкретный гражданин захочет участвовать в ней, то он при желании имеет субъективное право принять участие в этой демонстрации.

Субъективная обязанность - это предусмотренная юридической нормой конституционного права мера должного поведения субъектов (участников) конституционно-правового отношения. В зависимости от характера поведения, закрепленного в диспозиции правовой нормы, субъективные обязанности бывают:

  • активными, предусматривающими необходимость определенных действий;
  • пассивными, предписывающими необходимость воздержания от определенных действий, запрещенных нормой права.

Возвращаясь к примеру о праве граждан проводить демонстрации, можно сказать, что если в этом случае конкретный гражданин участвует в демонстрации, то он реализует свое субъективное право на участие в демонстрации, а его праву корреспондирует субъективная обязанность органов государственной власти или органов местного самоуправления города или иного населенного пункта не чинить никаких препятствий этому гражданину в процессе демонстрации.

Объекты конституционно-правовых отношений

Вопрос об объекте правоотношения в науке не имеет однозначного решения. Существуют две точки зрения:

  1. Под объектами правоотношения понимают поведение обязанного лица , которого требует управомоченный субъект этого отношения.
  2. Объектами правоотношений являются предметы окружающей среды, материальные и нематериальные (духовные и иные социальные) блага , по поводу которых сложились юридические связи.

Исходя из второй точки зрения, объектами конституционно-правовых отношений могут быть как материальные ценности, например жилище (ст. 40 Конституции РФ), так и нематериальные блага, например свобода и личная неприкосновенность (ч. 1 ст. 22), пользование родным языком (ч. 2 ст. 26 Конституции РФ).

Виды конституционно-правовых отношений

1. В зависимости от степени конкретности связей между субъектами отношений:

  • конкретные ;
  • общие ;
  • правовые состояния (особый вид) .

Подробнее

В наиболее распространены правоотношения, возникающие в результате реализации конкретных правовых норм - правил поведения. В конституционном праве большинство конституционно-правовых норм также порождают соответствующие конкретные конституционно-правовые отношения. В них четко обозначены субъекты, их взаимные права и обязанности.

Вместе с тем в конституционном праве имеются правовые нормы общего характера (нормы-принципы, нормы-цели, нормы-декларации и т.д.). Их реализация не порождает конкретных правоотношений - возникает особый вид правоотношений общего характера. В таких правоотношениях субъекты не определены однозначно, не установлены конкретные права и обязанности.

В виде правоотношений общего характера реализуются многие нормы-принципы, закрепленные в основах конституционного строя Российской Федерации. Так, принцип разделения властей реализуется через сложную систему конкретных правоотношений, в которых субъектами являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Все эти конкретные правоотношения производны от общего правоотношения, которое возникает на основе данной нормы-принципа и как бы создает режим действия конкретных связей. С таким общим правоотношением сообразуют свою деятельность все субъекты, обязанные реализовать данный принцип. Оно лежит в основе их правомочий, определяет в общей форме права и обязанности, компетенцию органов государственной власти.

Особым видом конституционно-правовых отношений являются правовые состояния . Их особенность - четкая определенность субъектов правоотношений. Однако конкретное содержание взаимных прав и обязанностей, как правило, однозначно не определено, оно вытекает из установлений большого числа действующих конституционно-правовых норм. Конституционно-правовыми отношениями такого вида являются состояние в гражданстве, вхождение субъектов Федерации в состав России.

2. С точки зрения времени функционирования:

  • постоянные (срок их действия не является определенным, но они могут и прекратить свое существование в конкретных условиях, напр., смерть гражданина прекращает отношения по гражданству);
  • временные (возникают в результате реализации конкретных норм - правил поведения; с выполнением заложенной в правоотношение правовой обязанности они прекращаются, напр., правоотношения между избирателем и участковой избирательной комиссией заканчиваются по завершении выборов).

Подробнее

Период действия постоянных правоотношений не определен, однако при определенных условиях они могут прекратить свое существование. К примеру, смерть гражданина прекращает отношения гражданства. Временные правоотношения возникают, как правило, в результате конкретных норм - правил поведения и действуют до того времени, пока определенные права и обязанности сохраняют свою значимость. В частности, на механизме временных правоотношений построена избирательная система. Отношения между избирателями и кандидатом в депутаты, между избирательными комиссиями и другими субъектами избирательных правоотношений действуют на период конкретных выборов.

Государственное право организовано в определенную систему. Важно понимать - оно состоит из институтов. Институт государственного права - есть группа норм, регулирующих внутренне единый комплекс отношений. Изучение института дает представление об отдельной стороне государственности.

Для государственного права всех без исключения стран характерны следующие институты:

1. Институт политического режима. Существо ϶ᴛᴏго института пробудет не только и не столько в том, как нормы сформулированы в законах и прочих актах, но скорее в реально действующих правилах. Так, в Южной Корее закреплена ϲʙᴏбода печати. Но характер политического режима в ϶ᴛᴏй области определяют реально действующие обыкновения - правительственные учреждения фактически контролируют прессу методами финансового давления, кадровых перестановок7. По ст. 6 конституции Кот д"Ивуара 1960 г. организация и деятельность партий и группировок ϲʙᴏбодны. Но действительность такова, что единственным легальным претендентом на власть оказалась Демократическая партия. Нормы, определяющие политический режим, регулируют объем и пределы применяемой власти, обозначают состав субъектов, кᴏᴛᴏᴩым власть доступна. Стоит заметить, что они формируют также взаимосвязи государства и партий, религиозных организаций, территориальных сообществ, вооруженных сил и прочих участников политического общения.

7 См.: Yoon D.K. Law and Political Authority ill South Korea. Seoul, 1990.Р.84.

2. Институт политико-территориального устройства. Кстати, эта группа норм формально решает вопрос территориальной организации государства.

3. Институт, определяющий структуру высших государственных органов, порядок их формирования и деятельности. Материал опубликован на http://сайт
В большинстве стран органы власти выборные. В законодательстве таких стран имеется институт избирательного права.

4.
Стоит отметить, что основы правового положения личности. Нормы ϶ᴛᴏго института регулируют отношения между государством и личностью, объединениями граждан и определяют самые существенные ϲʙᴏйства правового положения человека.

5.
Стоит отметить, что основы местного управления. Детально проблемы местного управления регулируют муниципальное, административное право. Но государственное право определяет главные характеристики статуса территорий.

Государственное право в его действительном состоянии - ϶ᴛᴏ не только институты и нормы, но также практика их применения, кᴏᴛᴏᴩая выражена в юридических, политических отношениях.

По сложившейся теоретической традиции структуру правоотношения образуют три составляющие - объект, субъект и содержание.

Объект государственно-правовых отношений - ϶ᴛᴏ явление, материальная или духовная реальность, по поводу кᴏᴛᴏᴩой складываются, строятся отношения, регулируемые государственным правом. Участники данных отношений имеют интерес, связанный с конкретными объектами, и в ϶ᴛᴏй связи реализуют ϲʙᴏи притязания, полномочия, обязанности, соблюдают или нарушают запреты.

К объектам государственно-правовых отношений могут быть причислены разнообразные явления. Даже язык оказывается в их числе. Так, на Украине, например, украинский язык зафиксирован как государственный, а в областях компактного проживания национальных меньшинств допускается использование приемлемого для них языка. Такими объектами будут также территория, границы, государственная символика, столица, бюджет, деятельность партий и прочее. Но есть и нечто единое, некая основа в ϶ᴛᴏм множестве объектов.

Обратим внимание на то, что каждый из государственно-правовых институтов связан с вопросом о власти. К примеру, избирательное право есть способ, кᴏᴛᴏᴩым народ делегирует, передает политическую власть выборным органам. Государственное устройство, местное управление решают проблему распределения власти между центром и образующими государство территориями.
Стоит отметить, что основы статуса личности устанавливают границы, в кᴏᴛᴏᴩых власть обязывает человека, а также объем требований, кᴏᴛᴏᴩые лицо вправе предъявить властителям. Регулирование статуса политических партий определяет условия их прихода к власти в роли парламентского большинства, участия коалиционных партий в осуществлении власти либо поддержания господства одной партии.

Основным объектом государственно-правовых отношений следует считать политическую власть, так как каждый их участник имеет прямой или косвенный интерес, связанный с властью. Стоит заметить, что он заинтересован в применении власти определенным образом либо в том, ɥᴛᴏбы по возможности оградиться от нее.

Что же представляет собой власть, какова природа властвования? Ответ на ϶ᴛᴏт вопрос многое предопределяет в государствоведении.

Сложилось несколько точек зрения, объясняющих существо власти.

Самым простым будет формально-юридическое объяснение. Власть определяют как совокупность полномочий, кᴏᴛᴏᴩыми наделены государственные органы и должностные лица. К примеру, французский правовед Ж. Ведель определяет власть как ϲʙᴏего рода прерогативы, кᴏᴛᴏᴩыми народ наделяет государственные органы8.

8 Ведель Ж. Административное право Франции. М., 1973, с. 33.

Нельзя отрицать, что такое определение имеет практический смысл, особенно в случаях, когда закон подробно закрепляет компетенцию административных органов. Но не секрет, что даже государство далеко не всегда и не повсеместно властвует в пределах заранее установленных полномочий.

Президент Белоруссии не имеет полномочий отменять решения Конституционного суда. Но когда Конституционный суд объявил несколько президентских указов неконституционными, А. Лукашенко 29 декабря 1995 г. издал безо всяких на то полномочий еще один указ № 259, кᴏᴛᴏᴩым обязал должностных лиц исполнять отмененные Конституционным судом указы. Тогда Конституционный суд объявил и ϶ᴛᴏт указ неконституционным. При этом все решения Конституционного суда, принятые в точном ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с его полномочиями, не имели никаких реальных последствий. Указы белорусского президента, ничего общего не имеющие с его конституционными полномочиями, напротив, состоялись как акты власти и были исполнены9.

_____________________

9 Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 1996, № 3 (16), с. 67.

Известно также, что политическую власть могут осуществлять субъекты, находящиеся вне государства, - например, монопольно господствующая партия, религиозные авторитеты. Так М. Каддафи и возглавляемое им Революционное руководство формально не будут органами государства10 и, естественно, не могут быть наделены полномочиями. Но очевидно, что именно он, лидер революции, будет высшим (после Аллаха) субъектом власти в Ливийской Джамахирии.

_________________

10 Омар А.А. США, исламский Ближний Восток и Россия. М., 1995, с. 26.

В международной, практике бывают случаи, когда признается власть de facto. Воюющая, восставшая "сторона", фактически контролирующая поведение людей, может быть признана субъектом власти.

Стоит сказать - политическое властвование - сложное явление. Государственное право облекает власть в форму конкретных полномочий, однако исключительно часть ее удается уложить в рамки более или менее точных прерогатив государства и государственных агентов.

Наибольшее хождение получили определения власти через понятие "воля" и категорию "принуждение". Это вполне объяснимо. Отметим, что каждый активный субъект власти стремится к тому, ɥᴛᴏбы подвластные вели себя согласно его желаниям, идеалам, намерениям. Ни одно государство, ни один субъект власти не обходится без применения наказаний, без того, ɥᴛᴏбы пригрозить принуждением.

В определении власти через понятие "воля" сходятся многие, часто непримиримые идеологические течения. Отметим, что теория народного суверенитета Ж.-Ж. Руссо предполагает наличие единой воли у народа, а затем - у государства, кᴏᴛᴏᴩому народ эту волю сообщил. Юридический позитивизм, в частности его древняя китайская версия - легистское учение Шан Яна, рассматривает власть как волю государства, волю правителя. Согласно теории насилия, созданной Людвигом Гумпловичем, властью будет воля господствующей этнической группы", кᴏᴛᴏᴩая в результате победы над другим племенем устанавливает отношения господства и образует правящий слой общества. Марксизм считает, что власть будет волей экономически господствующего класса. В "Манифесте Коммунистической партии" К. Маркс и Ф. Энгельс заявляют: "ваше право - ϶ᴛᴏ возведенная в закон воля буржуазии", а В. Ленин в работе "Государство и революция" поясняет, что "закон - мера политическая", то есть происходит из власти. Отметим, что теократические доктрины основываются на том, что источником власти будет воля Бога.

_________________________

11 См.: Гумплович Л. Общее учение о государстве. Спб., 1910, с. 270.

Все приведенные определения принципиально различаются исключительно в одном - они называют разных субъектов воли, носителей власти. Даже законы иногда используют волевое объяснение власти: ст. 6 Декларации прав человека и гражданина 1789 г. (закон как выражение общей воли); преамбула Конституции Испании (общая воля); ст. 2 Конституции Французской республики 1958 г. (правление по воле народа); ст. 1 Конституции СССР 1977 г., вьетнамская, кубинская конституции (общенародное государство, выражающее волю рабочих, крестьян и интеллигенции) "Формула власти как воли народа содержится и в международно-правовых документах - "Государства-участники заявляют, что воля народа... будет основой власти любого правительства"12.

Соотнесем волевую концепцию власти с реальной политикой.

_____________________________________________________________________

12 Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ от 29 июля 1990 г. /./ Международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы. М., 1993, с. 297.

В ряде стран государство организовано но системе разделения властей. Высшие органы обособленны, состоят из представителей разных политических групп, партий. Между ними регулярно возникают разногласия. Палаты парламента, парламент и администрация государства, правосудие имеют разные мнения. По одному и тому же вопросу намерения разделенных органов власти неодинаковы, порою прямо противоположны. И тогда властвование едва ли можно объяснить волей государства. Разве закон, принятый парламентом вопреки возражениям президента, ϶ᴛᴏ воля государства? Тогда президента нельзя считать представителем государства, а ϶ᴛᴏ явная несообразность. Вообразим далее, что тот же закон был отменен судом либо поправлен в судебном толковании. В подобных случаях нельзя зафиксировать какую-либо определенную волю государства и объяснить ею происхождение акта власти.

Но предположим, что случай с разделением властей - исключение. Тогда, может быть, воля и власть совпадают при абсолютизме, диктатуре, господстве какого-либо государственного органа? Казалось бы, если право высшей власти принадлежит одному правителю, то и воля его должна быть единственным содержанием власти. При этом властвование состоит не только в принятии политических решений, но и в их реализации. Какой правитель, какой парламент поручится за то, что исполнители, должностные лица смогут или пожелают правильно уловить и выполнить его волю? У чиновников разные интеллектуальные возможности, усердие, ориентации.

Эти ϲʙᴏйства непременно отражаются на властвовании. Предписание, выполняемое компетентным и добросовестным чиновником, будет исполнено относительно близко к целям, кᴏᴛᴏᴩые имел в виду правитель. Но то же самое требование, исполняемое формально или неграмотно, приведет к таким результатам, что правитель найдет мало общего между ϲʙᴏей волей и фактически осуществленной властью. Может быть, тогда и власти не существует? Напротив, даже неправильно понятые, небрежно исполняемые требования обязывают подвластных, сказываются на их поведении. Возможно, что осуществление власти окажется противоправным. Но кто станет утверждать, что власть и законность непременно шествуют рука об руку?

Иногда законодатель сам не в состоянии точно определить и выразить ϲʙᴏи цели. Неопределенно сформулированные или взаимно противоречащие акты власти подвергаются толкованиям, а правительствующая воля неизбежно искажается. Правительствам нередко приходится с разочарованием видеть, как применение принятого ими акта приводит к неожиданным и нежелательным последствиям, как далеко воля и действительная власть отстоят друг от друга.

В случае если власть - ϶ᴛᴏ воплощение воли, то как объяснить то, что веления государства находят самое разное выражение в поведении подвластных. Предписание может быть выслушано с верноподданническим рвением, в результате чего эффект послушания превзойдет ожидания "властной воли", поведение подвластного выйдет за пределы ее намерений. Требование могут исполнять из страха перед наказанием, и тогда оно будет реализовано исключительно в той мере, в какой подвластный реально воспринимает угрозу. Лояльный человек выполнит предписание буквально, в меру собственного понимания. Наконец, возможны убежденное неповиновение, легкомысленное пренебрежение желаниями властителя, неподчинение по невежеству. И выражающее волю государство на деле не осуществит власть13.

______________________________

13 "В случае если суждения правителя и подданных едины, то дела осуществляются, а если суждения различны, то дела не осуществляются", - заметил древнекитайский политический авторитет. - Книга правителя области Шан. М., 1993, с. 127.

А как объяснить природу диспозитивных предписаний, дискреционных полномочий и других актов власти, когда государство как бы отказывается от выражения ϲʙᴏей воли, дает подчиненным возможность действовать по усмотрению.

Власть можно осуществлять во исполнение законов, возраст кᴏᴛᴏᴩых исчисляется десятилетиями и более длительными сроками. К примеру, в США до сих пор конституционно не закреплен принцип равенства мужчины и женщины. Конгресс утвердил поправку к Конституции о равноправии полов. Но в ряде штатов она не получила поддержки. Что заставляет подчиняться устаревшим законам? Воля тех, кто ушел в небытие? Современники порою расценивают такие законы как устаревшие и даже нежелательные. При этом временами они подолгу и вопреки воле государства определяют содержание власти. Не всегда условия политического торга и пассивность общественности позволяют отменить несовершенный закон, провести правовую реформу. Власть таких законов и государства, кᴏᴛᴏᴩое им следует, вполне реальна, но не оттого, что такова чья-то воля, а по той причине, что даже нежелательный закон внушает уважение. Гражданин, чиновник подчиняются ему по привычке и из соображений безопасности.

Воля неустойчива, изменчива. И если бы власть действительно заключалась просто в осуществлении воли правителя и чиновников, правление превратилось бы в хаос. Отметим, что каждый сегодня желает одного, а завтра переменит ϲʙᴏи предпочтения. Реальная власть - явление более стабильное, чем воля.

Еще более спорной выглядит попытка определить власть как волю народа. "Воля народа есть, пожалуй, один из тех лозунгов, кᴏᴛᴏᴩым интриганы и деспоты всех времен и народов наиболее злоупотребляли", - повествовал Токвиль14.

__________________________________

14 Токвиль А. Демократия в Америке. М., 1992, с. 62.

Понятие "воля народа" имеет глубокие исторические и интеллектуальные корни, происходит из монархической и религиозной традиции. Монархи настаивали на том, что им Богом дано властвовать по собственной воле. "Государство - ϶ᴛᴏ я", - заявлял Людовик XIV, и естественным считалось рассматривать власть как воплощение его желаний. В эпоху Реформации, во времена английской славной революции, было провозглашено столь же священное право народа на правление. Народу были приϲʙᴏены атрибуты суверена, личности короля. Неудивительно, что воля, персональная черта, оказалась перенесенной на общество. Народ, подобно королю, должен был обладать волей, ɥᴛᴏбы властвовать.

Но единодушие общества в большинстве случаев практически недостижимо, если есть хоть малейшая ϲʙᴏбода мнений. Понятие "воля народа" - результат философской абстракции и представляет собой политико-правовую фикцию. Авторов теории народного суверенитета нельзя уличить в нечестности. Юридическая фикция - распространенный правовой прием, кᴏᴛᴏᴩый изобрели и применяли еще во времена римского гражданского права.

Под "волей народа" всегда подразумевали мнение большинства политически активного населения. Причем сравнительно недавно в число активных граждан повсеместно стали включать всех совершеннолетних лиц. "Воля народа" зачастую выражается таким образом, что только небольшой перевес голосов обеспечивает победу на выборах, прохождение решения на референдуме. Тогда оказывается, что с актом "народной воли" не согласно так называемое меньшинство, составляющее чуть ли не половину общества.

Многие просто не формируют собственную позицию, волю но отношению к политическим проблемам. Общераспространенным стал абсентеизм - отказ от участия в выборах и референдумах. Важно знать, что большинство избирательных систем дает возможность успешно проводить выборы и референдумы, даже если "за" проголосует фактическое меньшинство граждан. Конечно, выборы, референдум позволяют формировать законные государственные органы, согласовывать политику с интересами общества. Но было бы неточным в данных политических акциях видеть волю народа.

Существует немного вопросов, кᴏᴛᴏᴩые возможно и целесообразно выносить на референдум. Общественное мнение просто не в состоянии перерабатывать всю совокупность политических забот. Американские социологи отмечают, что граждане США проявляют слабый интерес к местным политическим проблемам и еще меньший - к общенациональным. В случае если бы кто-то взялся ежедневно выяснять народную волю по всем политическим вопросам, он столкнулся бы с некомпетентностью, неконструктивными эмоциями, безразличием. Еще в 430 г. до н. э. Перикл, возглавлявший афинскую демократию, заметил, что судить о политике могут все, но "творить" ее, принимать ответственные решения способны исключительно немногие.

Важно знать, что большинство актов власти даже в демократиях осуществляется государством и его органами. И только потом, на выборах, общие итоги властвования, его польза или вред оцениваются с позиции интересов активных избирателей. Результаты политики сопоставляются именно с интересами, а не с волей избирателей. Воля есть стремление, обращенное в будущее, а не просто радость или недовольство полученными результатами.

Уместно вспомнить о непрямых выборах, запрете императивного мандата (ϲʙᴏбода депутата от обязательств перед избирателями), об ограничении круга вопросов, допускаемых к постановке на референдум. В законодательстве многих демократических стран такие ограничения содержатся, и они определенно препятствуют влиянию "воли народа" на политическую власть.

Столь же спорным выглядит объяснение власти как воли экономически господствующего класса или господствующего племени. Между понятиями "воля народа" и "воля экономически господствующего класса" нет отчетливой границы. Следуя Руссо, французские революционеры под властью народа подразумевали волю только полноценных граждан, в число кᴏᴛᴏᴩых не входила "чернь". В Италии различали понятия popolo grasso и popolo minuto ("жирный народ" и "мелкий люд") и за каждым, очевидно, можно было признать роль народа, претендента на власть, хотя имелась в виду исключительно некᴏᴛᴏᴩая часть общества. Советский правовед Б.В. Шейндман, указывая, что закон, акты власти выражают волю господствующего класса, замечал, что при социализме роль "господствующего класса" реализует весь народ15.

_______________________

15 См.: Шейндман Б.В. Сущность права. Л., 1952, с. 34.

Конечно, желания класса, сословия более консолидированы и выявить их легче, чем "волю народа". Но экономически господствующий класс или этнос (племя) составляют крупную часть общества. Преобразование "воли" больших общественных групп и классов в форму политических решений сопряжено с теми же препятствиями и сложностями, что и непосредственное воздействие "воли" народа на текущую политику.

Даже государства, осуществляющие "диктатуру буржуазии", этноса могут быть олигархиями (правление узкой группы) либо автократиями (правление одного) Возможно, что такие режимы выражают интересы привилегированного класса, однако они не связаны его волей и большую часть решений властители принимают по собственному разумению.

Мнение о том, что воля Бога составляет содержание власти, вызывает не меньше возражений. В случае если взять за истину, что "все мы ходим под Богом", то нельзя не заметить, что выражаемая Господом воля правит только верующими. Но кроме верующих есть еретики, атеисты и прочие "неверные". Их жизнь, может быть, и записана в книге судеб, однако божественная власть для них не существует, так как они не следуют Господу. Вероучение только тогда примет властное содержание, когда встретит отклик в душе человека. Какой бы настойчивой и убедительной божья воля ни была, без веры она может быть предопределением, роком, чем угодно, только не властью - ей подчиняются исключительно обстоятельства, но не человек.

Определение власти через понятие "принуждение" представлено, например, во взглядах "контестаторов", кᴏᴛᴏᴩые "отождествляли власть с подавлением или репрессией""". Это определение весьма спорно. Власть - ϶ᴛᴏ парная категория. Без подчинения она немыслима. В случае если предписанию не подчиняются, власти не существует. Требование исключительно тогда действует как власть, когда ему повинуются.

16 Карбонье Ж. Юридическая социология. М., 1986, с. 145.

А в каких случаях используется принуждение? Важно понимать - оно применяется против реального или предполагаемого неповиновения, то есть именно тогда, когда власть отсутствует и крайне важно установить (восстановить) ее. Властное требование адресовано повинующемуся, меры принуждения применяются к непослушным. Насилие в любой форме - ϶ᴛᴏ акт действительной либо предупредительной борьбы, но не действие власти. Как только повиновение установилось и возникли отношения власти, прямая надобность в принуждении отпадает. Стоит заметить, что оно применяется исключительно как предупредительная мера, направленная против возможного неповиновения. До тех пор пока субъект не подчиняется требованиям авторитета, даже заведомо более сильного, он будет противоборствующей, но не подвластной стороной. "Многим не удавалось сохранить ϲʙᴏю власть жестокостью даже в мирное, а не то что в смутное военное время"17.

_________________

17 Макиавелли Н. Государь. М., 1990, с. 28.

Смертная казнь, отправка на каторгу или в ссылку заключаются не только в воздаянии за преступление, но и в том, ɥᴛᴏбы оϲʙᴏбодиться от людей, над кᴏᴛᴏᴩыми государство не может полноценно осуществлять властвование.

Трудно согласиться и с компромиссной формулой, кᴏᴛᴏᴩая определяет власть как предписания, обеспеченные возможным принуждением18. Невозможно создать такой ресурс средств принуждения, кᴏᴛᴏᴩый бы реально обеспечивал власть во всех ее проявлениях и во всяком случае, когда она требуется. Какими бы ни были масштабы насилия, его возможности никогда не смогут обеспечить каждый случай, когда нужно добиться повиновения. Арсенал средств принуждения всегда ограничен, применить его можно только к некᴏᴛᴏᴩому числу случаев неповиновения. По϶ᴛᴏму "возможности принуждения", кᴏᴛᴏᴩыми располагает любая, самая сильная и строгая система власти, не следует переоценивать.

_______________________________________

18 См., например: Соловьев B.C. Право и нравственность// Власть и право. Л., 1990, с. 116.

Вполне понятно, что не сама возможность насилия порождает власть, а ее оценка подвластными, их страх или нежелание подвергнуться принуждению. Это подтверждают, например, успехи гражданского неповиновения в Индии. Английские колониальные учреждения долго удерживали Индию под властью, пользуясь тем, что местное население предпочитало подчиняться, в т.ч. из страха перед силой англичан. Но к середине XX века мотив страха был вытеснен в сознании индийцев более сильными побуждениями - стремлением к национальному оϲʙᴏбождению, неприятием несправедливостей, чинимых колониалистами. Колониализм сохранял и даже наращивал военный, силовой потенциал. При этом даже возросшая возможность принуждения оказалась недостаточной для сохранения власти над Индией. Выходит, что строгая связь между ресурсом принуждения и властью отсутствует. Следовательно, определять власть через принуждение либо его возможность неправильно.

Даже если вообразить государство, обладающее неисчерпаемым ресурсом принуждения, и тогда насилие смогло бы обеспечить только часть властвования. К примеру, в большинстве государств достаточно войск, полиции, тюрем для того, ɥᴛᴏбы обратить их против цыган. У государства есть средства так называемого "смягченного" принуждения, когда послушание ставится в зависимость от оказываемых государством "социальных услуг"19. Несмотря на весь арсенал принудительных средств государства до сих пор не смогли приобрести в лице цыганской общины лояльных граждан. Угроза принуждения не воспринимается ими так же серьезно, как другими членами общества, а за ϲʙᴏю вольность они готовы заплатить отказом от "социальных услуг", предлагаемых государством.

19 См: Карбонье Ж. Юридическая социология. М., 1986, с. 169.

Из ϶ᴛᴏго можно сделать более общий вывод. В случае если не существует массового подчинения, то эффект принуждения не действует - "активное принуждение всего населения создает непреодолимые трудности в управлении"20. Власть утрачивается не из -за отсутствия средств принуждения, а из-за "недостатка надежных людей"21, готовых повиноваться авторитету22.

__________________________________

20 Hart Herbert L.A. The concept of Law. N.Y., 1961, P. 21.

21 Макиавелли Н. Государь. М., 1990, с. 32.

22 У Альфонса Доде встречается гротескное описание системы принудительной власти в условиях французского колониального правления в Алжире: "Наверху сидит мусью, губернатор и ϲʙᴏей большой дубиной бьет офицеров, офицеры в отместку бьют солдата, солдат бьет колониалиста, колониалист бьет араба, араб бьет негра, негр бьет еврея, еврей, в ϲʙᴏю очередь, бьет осла..." Колониализм, основанный на принуждении, смог обеспечить только внешнее,поверхностное подчинение, а коренное население страны жило само по себе, по ϲʙᴏим законам, куда власть, обеспеченная насилием, не проникала.

Таким образом, формально-юридическая и волевая концепции, объяснение власти через принуждение имеют научный и практический смысл. При этом, они существенно расходятся с действительностью.

Опыт политически обанкротившихся государств и монархов (например, Центрально-Африканской Империи) свидетельствует о том, что письменно закрепить ϲʙᴏи полномочия - еще не значит добиться реальной власти.

Воля - функция мозга23, разновидность мышления в форме влечения обрести внешнее существование. И "в ϶ᴛᴏм смысле воля становится объективной исключительно посредством осуществления ϲʙᴏих целей"24. Психическая работа, желания сами по себе не изменяют поведения окружающих. Чтобы воздействовать на мир, одной волей не обойтись. Подвластный должен по меньшей мере воспринять желания, волю постороннего. В действительности люди подчиняются внешне выраженным или мнимым, но обязательно авторитетным для них предписаниям, а не просто чьим-то желаниям. Сами сторонники волевой теории иногда делают уточнения и определяют волю как силу, способность навязать выгодный для себя закон25. Но воля - ϶ᴛᴏ психическое качество, а сила и способность обязывать - ϶ᴛᴏ внешний атрибут. Повинуются не тому, кто имеет волю (желаниями наделен каждый), а тому, чьи требования считают обязательными.

________________________________

23 См.: Ойгензихт В.А. Воля и волеизъявление. Душанбе, 1983, с. 83-91.

24 Гегель. Философия права. М., 1990, с. 87.

25 См.: Отметим, что тененбаум В.О. О сущности права // Правоведение - 1980, № 1, с. 37-39.

Силой, средствами принуждения наделены многие, но не всегда покоряются насилию и далеко не всегда сила требуется для того, ɥᴛᴏбы привести человека в повиновение.

Власть существует исключительно при условии, если у подвластного есть мотив подчиниться внешним требованиям, даже если они не совпадают с его собственными желаниями. "Предписания власти должны быть основаны на мотивах, кᴏᴛᴏᴩые непременно признаются подвластными..."26

______________________________________

26 Me Mahon Ch. Autonomy and Authority // Philosophy and public affairs. - Prinston, 1987, Vol. 16, № 4, P. 306.

Мотивы к повиновению могут быть самыми разными: уважение к официальной организации, каковой будет государство;

страх подвергнуться принуждению; осознание зависимости от субъекта власти27; привычка подчиняться28; солидарность с общественным мнением29; чувство общности личных и национальных интересов; патриотизм, долг перед страной и доверие к ее официальному представителю - государству; признание интеллектуального и духовного превосходства лидера, партии; неуверенность в себе, когда подчиняются тому, кто обеспечивает безопасность, оϲʙᴏбождает от забот и ответственности. Мотивация к подчинению может быть вызвана даже таким чувством, как симпатия, любовь - "Совершенно мудрый, управляя государством... стремится заставить народ полюбить что-то, когда народ полюбит, то на него можно воздействовать"30.

_________________________________

27 Коркунов Н.М. Русское государственное право. Т. 1. Спб., 1913, с. 24.

28 Проводя в IV веке до н. э. заведомо непопулярные реформы в области сельского хозяйства, императорский управляющий страны Цинь заранее позаботился о внедрении в общественное сознание привычки к подчинению даже самым невероятным предписаниям. Стоит заметить, что он издал указ, предусматривающий баснословную награду тому, кто перенесет бревно от южных ворот города к северным. После того как одному из поверивших награда была уплачена, мнение о необходимости беспрекословного подчинения требований укрепилось. - См.: Переломов Л.С. Введение к "Книге правителя области Шан". М., 1993, с. 97.

29 "Конформизм - привычка подчиняться не столько начальству, сколько группе - существовал и существует в любом обществе". - Макаренко В.П. Кризис власти и политическая оппозиция/ /Советское государство и право. 1990..N” 11, с. 62.

30 Книга правителя области Шан. М., 1993, с. 127.

Следовательно, власть становится возможной при условии, если в уме подвластных рождается некᴏᴛᴏᴩое побуждение повиноваться не ϲʙᴏим желаниям, а внешним требованиям. Стоит заметить, что она заложена в мотивации, настроении, эмоциях людей. Психологическое состояние человека, конечно, подвержено воздействию внешней среды, в т.ч. законодательства, государства, чиновников, репрессий. Стоит заметить, что они могут создавать мотивацию к подчинению. Но не исключено, что ϶ᴛᴏго окажется недостаточно. При всей значимости, внешние обстоятельства составляют исключительно окружение, периферию власти. Власть имеет психологическое содержание и происхождение. Когда у человека поражена функция мозга и искажено понимание действительности, то им можно помыкать как угодно, но никакие законы, воля или принуждение не сделают его подвластным. И подчинится он только тем велениям, кᴏᴛᴏᴩые сам же вообразит.

На практике психологический источник власти признают и политики, и международное право. Так, после первой мировой войны для новых правительств "доказательством действенности признавалось осуществление власти при видимом согласии населения"31, то есть при совокупности любых мотивов, обеспечивающих фактическое послушание граждан.

__________________________

31 ОппенгеймЛ. Международное право. "Г. I. М., 1948, с. 142.

Мотивация не просто необходимое, но достаточное условие власти. "Люди нередко оказываются во власти того, что фактически не существует"32. К примеру, в теократиях субъектом власти считается божество. Вероисповедания неодинаково определяют религиозных суверенов - Амун, Иегова, Христос, Аллах, Кришна, языческие божки и духи. Атеизм отрицает их существование. Объем божественных требований в различных религиях и теократиях тоже неодинаков. В любом случае придется признать за истину какую-нибудь религию или многобожие (политеизм) либо атеизм. Тогда по крайней мере часть теократий основана на повиновении ложным богам, кᴏᴛᴏᴩых в действительности нет. При всем этом нет причин отрицать властное значение божественных запретов и требований. Стоит заметить, что они выходят за пределы личных желаний и интересов подвластного, могут найти поддержку у духовенства и государства.

_____________________________________

32 Ойзерман Т.И. Вопросы философии. .\" К), 1990, с. 152.

Искренне верующий подчиняется именно Богу, даже если государство и духовенство выдают ϲʙᴏи предписания за божественные. Земной авторитет не состоялся бы или имел бы иные успехи - государство не смогло бы рассчитывать на то повиновение, кᴏᴛᴏᴩое оно получило именем Бога. Таким образом, в ложной теократин подвластные (верующие) повинуются власти несуществующего субъекта (бога)

Несуществующее божество может властвовать даже в светских государствах. К примеру, в традиционном христианстве не возбраняется общаться с государством, воздавать "кесарю кесарево". Но в секте "Свидетели Иеговы" сотрудничество с данным "порождением дьявола" запрещено. Верующие повинуются ϶ᴛᴏму запрету и уклоняются от обязанностей. Их вера будет сильнейшим мотивом подчинения избранному божеству и неповиновения государству. Американское государство требует от граждан получать обязательное образование. Но ϶ᴛᴏ противоречит религиозным нормам секты Амишей старого порядка. Государство проигрывает конкуренцию с властью бога и уступает ему33.

_______________________________________

:33См.: Ныоборн Б. Судебная защита ϲʙᴏбоды слова и вероисповедания в Соединенных Штатах / Верховенство права. М., 1992, с. 143.

Это ли не доказательство того, что власть психологически самодостаточна?

Субъект может реально властвовать, даже не догадываясь о том и не выражая ϲʙᴏих требований вовне. При тоталитарных режимах в состоянии страха, психоза люди порою выдумывают и исполняют такие требования, кᴏᴛᴏᴩые властитель еще не выразил и, возможно, никогда не заявит.

Не впадая в преувеличение, можно сказать, что каждый будет носителем власти над собой и в конечном счете сам определяет ее границы. Внутренняя организация личности, ее психологический тип и подобные обстоятельства в огромной мере определяют поведение человека в государственно-правовых отношениях. "Влияние среды больше зависит от того, что человек с ней делает, как он к ней относится... человек в конечном счете сам решает за себя"34.

______________________________

34 Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990, с. 109.

Прессу справедливо называют четвертой властью, хотя средства массовой информации не способны кого-либо обязывать. Стоит заметить, что они воздействуют на сознание и могут ослаблять либо укреплять мотивы к повиновению, внедрять солидарность с государством либо сеять враждебное, безразличное отношение к нему. Власть над человеком совершается в его сознании, состояние кᴏᴛᴏᴩого зависит от поступающей информации.

Надо заметить, что государство не единственный властитель. Стоит сказать - политическая власть может осуществляться помимо государства и даже без него. К примеру, Далай-лама оказывает немалое влияние на население китайского Тибета и может рассчитывать на его повиновение. Более того, существует скрытая конкуренция между ним и правительством КНР (Китай) Далай-лама не возглавляет государство; существенно другое - буддисты связывают с ним ϲʙᴏю веру. Это и делает его носителем власти.

Таким образом, власть - ϶ᴛᴏ ϲʙᴏйство отдельных лиц, политических институтов, иных авторитетов, кᴏᴛᴏᴩое состоит по сути в том, что подвластные считают себя обязанными повиноваться им, так как переживают по отношению к носителю власти чувство долга, солидарности, страха, зависимости, иные эмоции и побуждения, в результате кᴏᴛᴏᴩых возникает мотив подчинения.

Стоит сказать - политическая деятельность, возникающие в ходе ее государственно-правовые отношения есть процесс создания, упорядочения, поддержания и эксплуатации (использования) мотивов к подчинению.

С принципиальной стороны природа властвования одинакова во всех государствах. Различаются исключительно цели, пределы, способы формирования и использования власти. Само государство в тоталитарных режимах бывает в зависимости, под властью господствующей партии, религиозной организации. В демократических странах не только граждане подчиняются государству, но и складывается зависимость государства от общества, нации.

Тоталитаризм создает или использует материальную зависимость подданных. С ϶ᴛᴏй целью государство концентрирует контроль за собственностью - государственная земельная собственность в восточных деспотиях; использование монополий, от кᴏᴛᴏᴩых зависит производство и распределение (союз Петра I и монопольных промышленников, "прусский.социализм", фашистское государство); создание мощного государственного сектора в экономике (арабский социализм, монархии в районе Персидского залива); полное огосударствление средств производства и системы распределения (марксистский социализм)

В обстановке межнациональных, межрелигиозных, политических и иных, обычно провоцируемых разногласий, противоборствующие общины и группы попадают в зависимость от третьей силы (государства, политического лидера) Третья сила принимает сторону одной из них (апартеид в ЮАР) или выступает ii роли независимого арбитра (средневековый французский абсолютизм) Этот древний принцип - divide et imperia (разделяй и властвуй) - основан на использовании мотива зависимости, когда подчиняются тому, в ком видят авторитет, от кᴏᴛᴏᴩого зависит ход противоборства и его итоги.

Недемократические режимы формируют и используют мотив страха, существенно укрепляющий систему власти.
Стоит отметить, что остановка работы репрессивного механизма ослабляет эффект "страха перед террором, в условиях кᴏᴛᴏᴩого единственный шанс человека выжить состоит в повиновении и соучастии"35. Неудивительно, что тоталитарные режимы применяют насилие даже в тех случаях, когда организованное и влиятельное сопротивление отсутствует. Используются как официальные (показательные процессы, средства массовой информации), так и неформальные (слухи, намеки) пути распространения информации о характере репрессий. Это обеспечивает ее уϲʙᴏение разными общественными слоями. Не стоит забывать, что важна не столько сама репрессия, сколько ее психологический эффект. К примеру, по сравнению со зверствами фашизма число жертв чилийской хунты не так велико - около 2800 убитых и "исчезнувших" за десять лет. Этого было достаточно, ɥᴛᴏбы атмосфера страха стала одним из источников власти А. Пиночета.

______________________________

35Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994, с. 69, 171.

Информационно и идеологически тоталитарную власть обеспечивает монополизация прессы, контроль за общественными объединениями и иными формами гражданской активности. Это формирует в обществе нужные настроения - морально-политическое единение; нетерпимость к инакомыслию; общая, не слишком определенная, но хорошо воспринимаемая цель ("ϲʙᴏбода народа", возврат к "истинным ценностям", "национальное возрождение" и проч.); образ врага, победу над кᴏᴛᴏᴩым способна обеспечить политическая сила, власть. По данным соображениям у людей создается убежденность в необходимости повиновения. Французские революционеры, исламские ригористы, большевики, фашисты оϲʙᴏили подобную методологию, придавали и придают ей большое значение.

Приϲʙᴏение носителем власти научного либо религиозного авторитета тоже не на последнем месте в арсенале тоталитарного властвования. Доверие к научному или наукообразному, тем более религиозные настроения будут одним из наиболее устойчивых и эксплуатируемых элементов общественного сознания. В ϶ᴛᴏм смысл контроля над наукой, особенно гуманитарными ее отраслями, борьбы с враждебными и альтернативными научными, религиозными течениями.

Находятся ли граждане в зависимости от демократического государства? Безусловно. Стоит заметить, что оно во многом обеспечивает сравнительно благополучную и безопасную среду обитания человека. Следовательно, повиноваться государству необходимо. Но ϶ᴛᴏ не всеобъемлющая зависимость, так как возможности подавляющего числа членов гражданского общества позволяют им удовлетворять ϲʙᴏи запросы и потребности без помощи государства.

Может ли демократия обеспечить власть без использования репрессии? Репрессия необходима даже в ϲʙᴏбодных обществах. Но характер и масштабы принуждения ограниченны, предсказуемы, и оно не порождает всеобщего страха. В большинстве ϲʙᴏем принудительные меры делают неподчинение просто невыгодным; репрессия обращена не столько на личность, сколько на состояние человека, его общественное положение и чревата утратой материальных, социальных благ.

Демократия стремится обеспечить ϲʙᴏй моральный и духовный авторитет. С большей охотой подчиняются уважаемому государству. Но стать носителем истины в последней инстанции демократическое государство не может. Средства массовой информации, оппозиция оспаривают его действия. Существуют автономные наука, церковь, относительно независимое правосудие. Поддерживается некᴏᴛᴏᴩая доля недоверия граждан к государству.

Власть никогда не исчезнет из общественного оборота. Были, есть и будут люди и организации, кᴏᴛᴏᴩые стремятся влиять на "поведение окружающих. "Свою собственную сущность человек познает как долженствование", - говорит Карл Ясперс. Склонность к исполнению долга, к подчинению по϶ᴛᴏму составляет часть человеческой природы, и "нет такого человеческого существования, где бы не присутствовала власть в качестве неизбежной реальности"36. Но главное в том, что каждый человек в большей или меньшей мере внутренне согласен признать внешний авторитет и подчиниться другому, более сильному, более нравственному, более знающему.

__________________________-

36 Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994, с. 69, 171

Ограниченность знаний и возможностей делают подчинение выгодным, но до определенных границ, за кᴏᴛᴏᴩыми начинается избыточное повиновение, рабство. "В случае если люди глупы, их легко принудить к тяжкому труду, а если умны, то принудить нелегко", - заметил один из древних китайских политиков, стремившийся использовать веру подданных в непогрешимость государства37.

__________________________

37Кинга правителя области Шан. М., 1993, с. 127.

"Всякий народ заслуживает то правительство, кᴏᴛᴏᴩое он имеет". Совершенные государственно-правовые формы, мировой опыт правового регулирования позволяют создать юридическую среду, в кᴏᴛᴏᴩой может развиваться гражданская ϲʙᴏбода. Но они малополезны, а власть не поддается правовому регулированию в обществе, где люди невежественны, запуганы, не трудолюбивы и равнодушны к себе и ближнему.

Субъекты государственно-правовых отношений - ϶ᴛᴏ лица, сообщества, учреждения, участвующие в деятельности, связанной с политической властью и обладающие правами, полномочиями, обремененные обязанностями и запретами.

К числу субъектов государственно-правовых отношений ᴏᴛʜᴏϲᴙтся:

1. Государство, кᴏᴛᴏᴩое может выступать в качестве политического института (носителя власти) и юридического лица (например, в случае участия государства в судебном процессе, когда его действия оспариваются)

2. Народ (нация), обладающий собственным правом на власть - суверенитетом. В случае если ϶ᴛᴏ право не закреплено за народом, его нельзя рассматривать в качестве стороны, участвующей в государственно-правовых отношениях. Сообщество, не обладающее суверенитетом, будет не субъектом, а объектом властных воздействий.

3. Этнические группы, национальные общности, так называемые коренные народы, за кᴏᴛᴏᴩыми могут быть признаны особые права, условия участия в политическом процессе, автономия. Так, федеральное правительство Канады и коренное население (эскимосы, индейцы, а также метисы) заключают договоры и соглашения, определяющие взаимоотношения между ними38.

________________________________

38 См.: Горева Л.Т. Вопросы национальных и этнических меньшинств Федерализм: система государственных органов. М., 1996, с. 154.

4. Монарх лицо, обладающее суверенитетом, собственным правом на власть.

5. Общественные, религиозные объединения (ассоциации) Стоит сказать - политические партии будут их разновидностью. Партии участвуют в формировании органов власти, оказывают влияние на деятельность государства. Аналогичную роль в государственно-правовых отношениях играют лобби, профсоюзы, политические движения и прочие, кᴏᴛᴏᴩых иногда объединяют под общим названием - группы политического давления.

6. Граждане или подданные, кᴏᴛᴏᴩые участвуют в отношениях, связанных с формированием выборных органов власти, обладают политическими правами и притязаниями, несут обязанности.

7. Иностранные граждане и лица без гражданства, подданные в абсолютных монархиях. Эти лица не обладают формальными правами на участие в национальном политическом процессе, но несут государственно-правовые обязанности. По отношению к ϶ᴛᴏй категории субъектов государство признает и защищает права, имеющие частный характер.

8. Депутаты высших и территориальных представительных органов.

9. Государственные органы и должностные лица, вооруженные силы.

10. Субъекты федерации, административно-территориальные единицы, местные сообщества и их органы управления (муниципалитеты)

11. Иностранные государства и международные организации. Современная государственность Боснии сформирована и существует при непосредственном иностранном участии. Так, 8 сентября 1995 г. министры иностранных дел Сербии, Хорватии; (с участием мусульманского правительства.Боснии) подповествовали Соглашение о принципах конституционного устройства Боснии "и Герцеговины, создав правовые основы государственности ϶ᴛᴏй ^страны. Конституционный суд Боснийской Федерации исключительно частично назначается ее участниками (Республикой Сербской, Герцеговиной), а трех из девяти его членов назначает председатель ^Европейского суда по правам человека.

Содержанием отношений, в кᴏᴛᴏᴩых участвуют монарх, народ или государство (в т.ч. субъект федерации), будет реализуемый ими суверенитет. Понятие суверенитета имеет две стороны - внутриполитическую и международную. Суверенитет в международном аспекте выглядит как независимость государства, его право на равных общаться с другими членами мирового сообщества, включая право на территориальную целостность, невмешательство других стран во внутренние дела. В ϶ᴛᴏй части суверенитет реализуется в отношениях, регулируемых международным правом. Внутренняя сторона суверенитета состоит по сути в том, что монарх или народ обладают собственным правом на власть. Это право может быть приобретенным, дарованным, но главное его ϲʙᴏйство - неотъемлемость, неотчуждаемость без согласия самого суверена. Государственный суверенитет во внутриполитическом смысле означает верховную юрисдикцию, власть государства на его территории.

Характер отношений, в кᴏᴛᴏᴩых участвуют государство, государственные органы и должностные лица, зависит от используемых ими полномочий. Стоит сказать - полномочия - ϶ᴛᴏ закрепленные законом или обыкновением возможности, обладающие той особенностью, что их использование будет обязанностью чиновника и государственного органа. Стоит заметить, что они должны пользоваться властью, кᴏᴛᴏᴩая за ними закреплена. Иначе они не смогут выполнить возложенные на них функции. Другим субъектам обычно не возбраняется отказ от использования принадлежащих им прав. Впрочем, иногда и участие в выборах, использование других прав вменяется в обязанность гражданам. Совокупность полномочий называется компетенцией

Конституционное право – ведущая отрасль Российского права.

Конституционное право - это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государ­ственной власти.

КПРФ результат отношений, складывающихся практически во всех сферах общественной жизни: политической, экономической, социальной, духовной; регулирует лишь основополагающие отношения, т.е. те, которые предопределяют содержание всех остальных отношений в соответствующей сфере.

Эти базовые отношения - системообразующие, оформляю­щие целостность общества, его единство как организованной и функционирующей структуры, основанной на общих началах по­литического, экономического и социального устройства. В силу такого всеобъемлющего характера общественных отношений, яв­ляющихся предметом конституционного права, они отличаются большим многообразием, представляют сложную систему.

КПРФ – система общеобязательных правил поведения, главным содержанием которых является охрана основополагающих прав и свобод человека и гражданина и учреждения в этих целях определенной системы государственной власти => смысл – достижение баланса между властью и свободой.

Ведущий характер КПРФ проявляется в следующем:

1.С КПРФ начинается формироваться вся система национального права и все отрасли права => в этом заключается системообразующая роль КПРФ. Ни одна отрасль права не может развиваться, если она не находит подтверждения в конституционных принципах/нормах конституционного законодательства. В КПРФ закрепляются основные принципы.

2.КПРФ ближе других отраслей права связано с политикой и политической системой общества.

3.Ядро КП – КРФ (учредительный характер).

Предмет-опред-я совокупность общес-х отн-й которые регул-ся нормами права. Предметом КП явл-ся общест-ые отнош-я которые имеют след.особ-ти:

КПРФ регулирует общественные отношения, которые складываются во всех сферах жизнедеятельности общества. Другие отрасли права воздействуют на общественные отношения в какой-то одной из сфер – нормы КПРФ регулируют не все подряд общественные отношения, а лишь их определенный слой основополагающих отношений. Предмет:

1.Общественные отношения, закрепляющие принципы, на которых основывается устройство государства и общества (основы конституционного строя).- 1 глава К

2.Общественные отношения, которые определяют основы правового положения человека и гражданина. – 2 глава К

3.Общественные отношения, регулирующие федеральные отношения между РФ и Субъектами РФ. – 3 глава К

4.Общественные отношения, регулирующие систему ОГВ и органов местного самоуправления, их виды, правовое положение, компетенцию. 4-8 главы

Метод правового регулирования – совокупность приемов и способов правового воздействия на общественные отношения.

Два метода:

1.Императивный метод – метод властных предписаний и субординации (Чаще).

2.Диспозитивный метод – метод равноправия субъектов отношений, координация (Реже).

Способы воздействия:

Дозволение

Обязывание

Запрещение

КП- ведущая отрасль права России , представляющая собой систему правовых норм закрепляющих и регулирующих общественные отношения, определяющие организационное и функциональное единство общества, основы конституционного строя, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, а также систему органов государственной власти и МСУ.


Конституционные (государственно-правовые) отношения: их виды и субъекты.

Правоотношения - общест-ые отн-я урегул-ые нормами права.

Конституционные правоотношения – общественные отношения, урегулированные нормами КПРФ, содержанием которых являются юридические связи между субъектами в форме прав и обязанностей, предусмотренных конкретными нормами.

Признаки:

1. Массовость (большое кол-во КП отношений)

2. Большинство конституционно-правовых отношений не содержит конкретных наименований субъектов (ст. 19 КРФ - Все равны перед законом и судом., ст. 20 -Каждый имеет право на жизнь)

3. В конституционно-правовых отношениях всеобщему дозволению корреспондируют обязанность соответствующих государственных органов не препятствовать дозволенному поведению. Например, ст. 27 К РФ Каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

4. В КП отношениях некоторые субъекты не являются участниками других видов правоотношений.

Субъект КП отношений – все те, у кого правовые нормы данной отрасли права закрепляют соответствующие права.

А). Народ- соц-экон. и полит. общность людей независимо от деления на какие-либо нац. общности; совокупность граждан РФ, которые обладают учредительной властью и при определенных условиях вправе ее реализовывать. Народ является носителем суверенитета и единственных источником власти. В состав народа входят исторически сложившиеся и компактно проживающие на определенной территории нации.

Национально-культурная территория – общественное объединение граждан.

Б). Государство и его составные части – РФ, Субъекты РФ. Например, разграничение компетенции.

В). ОГВ. Например, Президент РФ назначает Председателя Правительства с согласия ГД.

Г). Негосударственные объединения – ассоциации граждан, политические партии, общественные объединения, органы МСУ, организации, союзы.

Д). Индивиды – граждане, лица без гражданства (апатриды), лица с двойным гражданством, лица со специальной правосубъектностью.

Объекты конст.правотн-й - предметы / явления, по поводу которых возникают КП отношения

1). Государственная территория и ее граница.

2). Материальные блага (ценности) – природные ресурсы, средства государственной казны.

3). Поведение людей, действия субъектов.(напр., вступление в гражд-во либо отзыв депутата представ. органа)

4). Деятельность ОГВ и ДЛ и негосударственных организаций.

5). Правовые акты. (напр., оспаривание Указа Президента в КС РФ)

6). Личные неимущественные отношения – принадлежность по вероисповеданию, честь, достоинство, личная неприкосновенность.

Классификация КП отношений:

ŸВ относительных правоотношениях точно, "поименно" определены все их субъекты;

Ÿв абсолютных (односторонне индивидуализированных) - точно поименована лишь одна сторона - носитель права или обязанности, а на другой стороне находятся все иные субъекты права;

Ÿв общерегулятивных - субъектами прав или обязанностей являются все субъекты ("всякий и каждый").

Субъективные права и обязанности субъектов конкретного конституционно-правового отношения составляют его содержание.

Правоотношения классического вида возникают в результате реализации норм - правил поведения. На их основе складывают­ся конкретные конституционно-правовые отношения, в которых четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности.

Реализацией же таких норм, как нормы-принципы, нормы-цели, нормы-декларации порождаются правоотношения другого вида - правоотношения общего характера , в которых конкретно не определены субъекты, не установлены их конкретные права и обязанности.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав