26.06.2020

Методы обеспечения промышленной безопасности. Понятия авария, катастрофа, биосфера, техносфера, опасность, вредный травмоопасный фактор Проблемы безопасности техносферы риск аварий и катастроф


Зарождение и развитие жизни на Земле произошло в пределах природной оболочки планеты, именуемой биосферой.

Биосфера включает в себя атмо- и гидросферу, а также верхние слои литосферы (твердой оболочки). Полярные и материковые льды (криосферу) можно отнести к твердому фазному состоянию гидросферы. Биосфера - исторически естественная среда обитания человека. Эволюционные преобразования человека и измененной им природы (техногенез) привели к созданию техногенной сферы (техносферы).

Техносфера - это преобразованная человеком часть биосферы, в которой наряду с природными опасностями присутствуют опасности, связанные с деятельностью человека в интересах своих жизненных потребностей. Техносфера - среда обитания и жизнедеятельности человека. Техносферу составляют территории жилой, промышленной, сельскохозяйственной и рекреационной зон, ландшафт (тип рельефа местности, почв, растительный мир 1). История развития техносферы свидетельствует о прогрессирующем увеличении площадей преобразованных территорий. Техносфера в настоящее время стала фактически окружающей средой, представляя собой техноприродный комплекс. Вместе с тем биосфера и техносфера не имеют четких границ , существует и переходная (техноприродная) зона, испытывающая влияние техносферы.

Компонентами техносферы являются объекты:

  • ? природные (земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, растительный и животный мир);
  • ? техногенные (все, что создано трудом и руками человека, включая простейшие орудия труда и созданные с их помощью антропогенные объекты).

Неизбежные природные опасности способствовали развитию и усложнению техники в целях борьбы за выживание, а затем - за качество жизни. Неожиданным результатом интенсификации технического прогресса в процессе развития общества явился значительный рост техногенных опасностей в техносфере и реальных техногенных аварий, в ряде случаев превосходящих уровень стихийных (природных) бедствий. Пример крупных техногенных катастроф показал неготовность общества предвидеть и предотвратить возможность их возникновения либо, по меньшей мере, предусмотреть меры снижения тяжести последствий.

Опасность - центральное понятие наук о безопасности и всей сферы деятельности в этой области. Опасности и, следовательно, риск (как производная от опасности) являются неотъемлемой частью жизнедеятельности каждого человека, общества, государства, био- и техносферы. Пространство, в котором постоянно существуют или периодически возникают опасности, получило название ноксо- сфера. Опасность является негативным свойством объекта-источника. Вместе с тем говорить об опасности безотносительно к объекту, ее воспринимающему (объекту-реципиенту), не имеет смысла. Опасность представляет угрозу только тогда, когда может причинить ущерб конкретному объекту. Следовательно, опасность существует только в системе, включающей как минимум два элемента: источник и реципиент, при совпадении факторов пространства и времени. Вне этой системы опасности (как и безопасности) не существует. Опасность, таким образом, является системообразующим понятием предметной области.

Если объект-источник (рис. 1.1), либо зона его опасности, затрагивают объект-реципиент, или область его интересов (жизненное пространство), происходит актуализация опасности. По характеру своего воздействия (в координатах времени) опасность может быть внезапно возникающей, периодически или постоянно действующей. Направление вектора опасности здесь вполне очевидно.

Опасности познаваемы. Большинство из них известно человеку. Новые - связанные с развитием возможностей человека (макро- и микромир, космос) и развитием технологий (вещество, виды энергии и информации) - требуют установления негативных свойств, степени их влияния на окружающую среду и контроля над ними. Идентификация опасностей (это и есть распознавание и параметрическое описание опасностей) обязательна также при выполнении процедуры оценки риска и является ответственным этапом существующих методик.

Рис. 1.1.

Реализация опасности ведет к возникновению аварий, катастроф, стихийных бедствий, ЧС. Неизбежность аварий в техносфере объясняется накоплением и концентрацией запасов энергии и опасных веществ. Вместе с тем достижение уровня необходимой безопасности является управляемым процессом. Универсальным критерием безопасности в техносфере является количественная оценка риска:

при этом величина оценки риска, например, в случае прогнозирования аварий определяется сочетанием двух составляющих: частоты возникновения аварии (X, год -1) и размера последствий, обычно в виде вреда или ущерба (У, руб.). Часто сочетание составляющих имеет вид произведения, и тогда размерностью риска является среднегодовой ущерб - руб./год.

Существующие концепции безопасности опираются на ряд принципов, среди которых особое место занимает принцип приоритета безопасности человека и сохранения здоровья людей по отношению к другим объектам безопасности и условиям, позволяющим повысить качество жизни. Риск аварий с угрозой для жизни человека называется индивидуальным риском. Вместе с тем при расчетах индивидуального риска могут возникать вопросы, связанные с оценкой стоимости жизни человека. Отождествление «высшей ценности» со стоимостью в денежном эквиваленте выглядит, по меньшей мере, негуманно. Однако экономическая оценка стоимости жизни человека необходима прежде всего в страховых расчетах, а также при определении компенсационных выплат. При определении величины индивидуального риска, когда последствия, к примеру, аварии предположены заранее в виде летального исхода, риск рассматривается как функция одной переменной

В настоящее время существует множество формулировок термина «риск», а сам термин обычно используется в сочетании с родовым признаком (относительным прилагательным), определяющим и объединяющим близкие виды. Для лучшего понимания ознакомимся с некоторыми характерными примерами. В большинстве определений термина «риск» указывается сфера его приложения (область ожидаемой опасности). Например, словосочетания «страховой риск», «инвестиционный риск», «социальный риск» указывают на область деятельности, которая рассматривает или в которой существуют определенные опасности (угрозы).

Часто риск связывают с объектом, воспринимающим риск (реципиентом риска): индивидуальный риск - т. е. риск для жизни человека, экологический риск - риск для компонентов природной среды, медико-биологический риск - риск для населения, обусловленный качеством окружающей среды.

В основу классификации рисков положены два разнородных главенствующих типа: природный риск и техногенный риск. Здесь уже определяющее родовое слово использовано для пояснения источника или происхождения опасности, будь то природные явления и процессы в первом случае либо технические объекты и технологии - во втором.

Поскольку величина риска может быть определена количественно (риск, как мы установили, является измеряемой величиной), то все поле его возможных значений принято условно делить на три области (рис. 1.2). Названия этих областей качественно (или лингвистически) характеризуют степень риска (пренебрежимый, приемлемый, чрезмерный риск), а границы областей являются уровнями риска.

В соответствии с концепцией приемлемого риска, принятой развитыми странами начиная с 70-80-х гг. XX в., именно уровень приемлемого (допустимого) риска лежит в основе представлений общества о соотношении качества жизни и безопасности. Величина этого уровня устанавливается государствами законодательно с учетом социальных и экономических факторов. В целях исключения чрезмерного риска для отдельных категорий граждан вводятся ограничения на деятельность. Это происходит, к примеру, при работе персонала на объектах с источниками повышенной опасности (профессиональный или вынужденный риск). Ограничения риска для здоровья населения выглядят в виде создания санитарно-защитных зон промышленных объектов, что позволяет исключить или снизить воздействие вредных факторов техногенного риска при нормальной эксплуатации объекта и поражающих факторов - в случае потенциальных аварий.


Рис. 1.2.

Одним из парадоксов современного общества являются особенности восприятия риска населением. Так, ежегодно в автоавариях на российских дорогах гибнет около 30 тыс. человек и более 1,2 млн в мире. Тем не менее количество автомобилей возрастает с каждым годом, что может являться свидетельством приемлемости обществом данного вида риска.

Термин «безопасность» (другое центральное понятие предметной области) в широком понимании означает защищенность от какого-либо негативного события, явления: пожара, взрыва, урагана, наводнения и т.д. Однако «безопасность» и «защищенность» не следует безоговорочно считать синонимами. При переходе к частным случаям понимание безопасности объекта может быть затруднено, так как термин не раскрывает направления воздействия опасности относительно объекта. На самом деле опасность может исходить от объекта либо угрожать ему. Поясним это на примерах. Выражение «безопасное удаление человека от места аварии» характеризует состояние объекта-человека, определенное в данном случае его расположением, в котором человеку не угрожает опасность. Вектор потенциальной опасности направлен к объекту-реципиенту (человеку), о безопасности которого идет речь. Характеристика «безопасная бритва» определяет безопасность бритвы уже как свойство объекта-источника. При этом вектор опасности направлен от объекта (бритвы), безопасность которой рассматривается в данном случае.

Поскольку общепринятый термин «безопасность» не является исчерпывающим и содержит признаки двух понятий (состояние и свойство), то при его использовании следует учитывать вектор опасности, имея в виду, что опасность может угрожать объекту не только извне, но и в результате воздействия внутренних процессов. В англоязычной литературе ситуация несколько иная. Безопасность как состояние объекта, в котором ему не может быть нанесен существенный ущерб или вред, соответствует термину security. Безопасность - свойство объекта не причинять другим объектам существенный ущерб или вред, является аналогом термина safety.

Из поля внимания специалистов не должны исключаться непрерывно происходящие процессы взаимного влияния объектов на окружающую среду и обратного влияния среды на объект. На рисунке 1.3 приведено расположение элементов «источник» и «реципиент» опасности в схеме, поясняющей содержание термина «безопасность». Объект, о безопасности которого идет речь, - это предприятие, завод, промышленная установка, т.е. потенциально опасный (для окружающей среды) объект, который в свою очередь также может быть подвержен опасности, например, природной. Таким образом, рис. 1.3 а иллюстрирует понимание безопасности промышленного объекта как его свойства, а рис. 1.3 б - безопасности того же объекта как его состояния.

Безопасность как свойство объекта мог бы заменить ее синоним «безвредность», более точно отражающий участие вектора опасности, однако он мало распространен в технической литературе. Безвредность, как и безопасность, не является абсолютной категорией. К примеру, ртутный медицинский термометр считается безопасным, поскольку за длительное время широкого использования в медицинской практике и в быту доказал незначительность риска воздействия. Вместе с тем, в термометре содержится ртуть - вещество первого класса опасности, и вряд ли он может быть признан безвредным. ГОСТ Р 51898-2002 «Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты» рекомендует не употреблять слова «безопасность» и «безопасный» в качестве описательного прилагательного объекта, так как они не передают полезной информации. Следует всюду, где возможно, эти слова заменять признаками объекта, например: «защитный шлем» вместо «безопасный шлем», «нескользкое покрытие для пола» вместо «безопасное покрытие».

Безопасность как состояние объекта часто заменяется понятием «уязвимость» для того, чтобы охарактеризовать реакцию рассматриваемого объекта на экстремальное воздействие. Как правило, под уязвимостью понимают открытость объекта к различным внутренним и внешним событиям (воздействиям), которые способствуют развитию аварийного процесса. Понятие «уязвимость» часто определяют через связанные с ним характеристики объекта. Например, под уязвимостью системы понимают совокупность свойств, являющихся противоположными устойчивости и живучести системы, а также ее способности выполнять заданные функции в случае частичного повреждения.

Рис. 1.3. Безопасность объекта (объект - предприятие): а - безопасность - свойство объекта; б - безопасность - состояние объекта

Несмотря на широкую популярность в наши дни термина «безопасность», в законодательстве, нормативной документации и современной литературе нет его однозначной трактовки. Это можно объяснить невостребованностью представлений о безопасности, существовавшей еще 25-30 лет назад, и резким изменением ситуации сейчас; междисциплинарным характером безопасности (сейчас ею оперируют многие науки и области знаний) и спецификой дедуктивного метода познания

  • (от общего к частному), необходимого при исследованиях безопасности в конкретных случаях. Однако все многообразие существующих формулировок можно сгруппировать в два вида, в пределах которых они существенно не отличаются:
    • 1) безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства;
    • 2) безопасность - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни животных и растений.

В формулировках первого вида безопасность объекта обоснована принятием мер по его защите. Вместе с тем неопределенный уровень этих мер (организационных и (или) технических) не позволяет оценить саму целевую функцию - безопасность как состояние объекта. Иначе говоря, если приняты меры по защите объекта, то его состояние следует считать относительно безопасным. Несмотря на внешнюю расплывчатость формулировок первого вида, отсутствие в них привязки к степени защищенности (полная, частичная, достаточная), их использование на практике зачастую являются оправданными. Прежде всего это касается тех случаев, когда для обоснования безопасности невозможно или же не требуется выполнения оценки риска.

Формулировки второго вида сводят понятие безопасности к понятию допустимого (приемлемого) риска. Поскольку безопасность (как свойство или состояние объекта) не имеет шкалы измерения, такой подход позволяет обосновать безопасность путем количественной оценки ее уровня. В этом случае мера (критерий, степень) безопасности характеризуется величиной риска. Риск при этом является контрольно-измерительным инструментом для определения уровня безопасности. Управление процессом обеспечения безопасности также осуществляется с использованием этого инструмента - оценки риска. Обеспечение требуемого уровня безопасности за счет снижения величины риска возможно различными методами, в том числе инженерной защиты.

В дальнейшем мы будем использовать формулировки, общий и краткий вид которых представлен ниже.

Опасность - источник потенциального ущерба (вреда) или ситуация с потенциальной возможностью нанесения ущерба (вреда).

Безопасность - состояние (или свойство) объекта, при котором отсутствует недопустимый риск.

Техногенный риск - мера безопасности (или опасности), порожденной техническими объектами.

Важный вывод заключается в том, что все ключевые понятия данной области знаний и деятельности - «опасность», «риск», «безопасность» - являются взаимосвязанными. Они относятся, существуют и востребованы лишь в пределах системы, включающей два обязательных элемента - источник опасности и объект, на который этот источник может негативно воздействовать. Использование какого-либо из данных ключевых понятий в каждом конкретном случае требует присутствия (в явной или неявной форме) обоих элементов указанной системы.

  • Считается, что в настоящее время около половины территории суши занимаютантропогенные ландшафты.
  • Понятие границ здесь весьма условно. Так, ударная волна ядерного взрыва при испытаниях в районе Новой Земли (1961 г.) три раза обогнула Земной шар.

Одним из источников экологических бедствий являются техногенные аварии и катастрофы, так как при них, как правило, происходят наиболее значительные выбросы и разливы загрязняющих веществ. Зонами наиболее высокого риска загрязнения окружающей среды вследствие техногенных аварий и катастроф являются промышленные районы, а также крупные города и мегаполисы. Крупнейшие аварии и катастрофы, произошедшие в последние десятилетия в России и за рубежом, наряду с гибелью людей, огромным материальным ущербом, как правило, причиняли невосполнимый ущерб окружающей природной среде, экологическим системам ряда регионов и территорий. Экологические последствия техногенных аварий могут проявляться годами, десятками и даже сотнями лет. Они могут быть разнообразными и многогранными. Особенно опасными являются аварии на радиационно-опасных объектах.

Появление в биосфере новых компонентов, вызванных хозяйственной деятельностью человека, характеризуется термином “антропогенное загрязнение”, под которым понимают побочные отходы, образующиеся в результате хозяйственной деятельности человека (общества), которые при попадании в окружающую природную среду изменяют или разрушают ее биотические и абиотические свойства. Окружающая среда загрязнена огромным количеством промышленных отходов, обладающих токсичностью, а также способностью накапливаться в организме человека или пищевых цепях.

В качестве примера загрязнений, связанных с созданием и развитием техносферы, возьмем атмосферный воздух, источниками загрязнения которого являются природные и антропогенные источники. В случае с техносферной, мы будем использовать только антропогенные источники загрязнения атмосферы.

Под загрязнением атмосферного воздуха подразумевают увеличение концентраций физических, химических, биологических компонентов сверх уровня, который выводит природные системы из состояния равновесия.

Атмосфера громадна, и предполагалось, что пыль, все дымы и газы, выделяемые промышленностью, электростанциями, транспортом, быстро рассеиваются, как бы растворяясь в воздухе. При этом не учитывались их концентрация в городах и циркуляция воздуха сверху вниз.

К основным антропогенным источникам загрязнения атмосферы относят предприятия топливно-энергетического комплекса, транспорт, разные машиностроительные предприятия, предприятия тяжелой промышленности.

Наиболее значительные из них:

  • 1. Тепловые электростанции загрязняют атмосферу выбросами, которые содержат сернистый ангидрид, двуокись серы, оксиды азота, сажу, пыль и золу, которые содержат соли тяжелых металлов.
  • 2. Комбинаты черной металлургии, которые включают в себя доменное, сталеплавильное, прокатное производство, агломерационные фабрики, коксохимические заводы и др.
  • 3. Цветная металлургия, которая загрязняет атмосферу соединениями цветных и тяжелых металлов, парами ртути, сернистым ангидридом, окисями азота, углевода и др.
  • 4. Машиностроение и металлообработка. Выбросы этих предприятий содержат аэрозоли соединений цветных и тяжелых металлов, в том числе паров ртути. Нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность является источником таких загрязнителей атмосферы как сероводород, сернистый ангидрид, окись углерода, аммиак, углеводород и бензаперен.
  • 5. Предприятия органической химии. Выбросы большого количества органических веществ, которые имеют сложный химический состав, соляной кислоты, соединений тяжелых металлов, содержат сажу и пыль.
  • 6. Предприятия неорганической химии. Выбросы в атмосферу от этих предприятий содержат окиси серы и азота, соединения фосфора, свободный хлор, сероводород.
  • 7. Автотранспорт. Географические закономерности распространения загрязнителей, которые от него поступают очень сложные и определяются не только конфигурацией сети автомагистралей и интенсивностью автотранспорта, но и большим количеством перекрестков, где транспорт стоит определенное время с включенными двигателями. Количество транспорта во всем мире составляет 630 млн. единиц.

Автотранспорт - это одно из наиболее небезопасных для здоровья человека источник загрязнения, поскольку выхлопные газы поступают в атмосферу, где затруднено их рассеивание. В составе отработанных газов автомобилей находится большое количество оксида азота, неспаленые углероды, альдегиды и сажа, а также монооксид углерода.

В связи с огромным количеством автотранспорта он оказывает огромное влияние на состояние атмосферы и здоровье людей. Считается, что из-за выхлопных газов ежегодно умирают тысячи людей, а ущерб, который они наносят окружающей среде, оценивают в миллиарды долларов. Выбросы выхлопных газов влияют на развитие многих болезней.

Промышленные выбросы оказывают негативное влияние на здоровье людей, разрушают материалы и оборудование, снижают продуктивность лесного и сельского хозяйства.

В наше время ученые активно работают над созданием технологий по утилизации выбросов, экологически чистого производства, топлива. Созданы технологии по утилизации выбросов. Для очищения выбросов необходимо сооружать очистительные сооружения. Если бы все химические предприятия собирали выбросы производства, они бы получили десятки тысяч тонн таких ценных веществ, как азотная и серная кислота, сернистый ангидрид, фтор и др.

К сожалению, созданные эффективные технологии производства не применяются на большинстве предприятий из-за их дороговизны, а иногда, из-за пренебрежения экологической проблемой.

В крупных городах для снижения вредного влияния загрязнения воздуха на человека применяют специальные градостроительные мероприятия: зональную застройку жилых массивов, когда близко к дороге располагают низкие здания, затем - высокие и под их защитой - детские и лечебные учреждения; транспортные развязки без пересечений; озеленение.

Рост антропогенного негативного влияния на среду обитания не всегда ограничивается нарастанием только опасностей прямого действия, например, ростом концентраций токсичных примесей в атмосфере. При определенных условиях возможно появление вторичных негативных воздействий, возникающих на региональном или глобальном уровнях и оказывающих негативное влияние на регионы биосферы и значительные группы людей. К ним относятся процессы образования кислотных дождей, смога, «парниковый эффект», разрушение озонового слоя Земли, накопление токсичных и канцерогенных веществ в организме животных и рыб, в пищевых продуктах и т.п.

Увеличение за последние годы числа и масштабов последствий аварий и катастроф в техносфере обусловлено:

Введением в производство новых технологий, требующих высо­ких затрат энергии и использования веществ, опасных для жизни людей;

Нарушением хозяйственных связей в технологических цепочках в условиях неблагоприятных изменений в экономике;

Высоким уровнем износа основных производственных фондов;

Падением технологической и производственной дисциплины, а также квалификации технического персонала;

Накоплением отходов производства, представляющих угрозу для окружающей среды;

Снижением требовательности и эффективности работы над­зорных органов и государственных инспекций;

высокой концентрацией населения, проживающего вблизи потенциально опасных объектов.

Приоритетными научными проблемами в области природной и техно-генной безопасности России сегодня можно назвать сле­дующие:

Идентификацию и оценку природной и техногенной опасно­сти территорий РФ и районирование территорий по степени рисков от ЧС природного и техногенного характера;

Обобщение и развитие теоретических и практических основ анализа и управления комплексным риском от ЧС природного и техногенного характера;

Совершенствование и развитие федеральной, региональных и ведомст-венных систем мониторинга, прогнозирования и оценки комплексного риска ЧС;

Создание единой государственной системы информационного обеспе-чения управления риском с применением новых ГИС-технологий;

Разработку и реализацию комплекса эффективных мер по предупреж-дению ЧС в регионах РФ, имеющих высокие значения показателей комплексного риска;

Совершенствование системы подготовки специалистов по уп­равлению риском.

Основные проблемы безопасности. Теория безопасности - область знаний, синтезирующая ряд научных дис­циплин, относящихся к естественным и общественным наукам. Главная цель в сфере безопасности - обеспечение защищенности человека и окружающей среды от чрезмерной опасности. Исходя из того что мерой безопасности можно считать среднюю ожидае­мую продолжительность жизни человека при рождении, цель без­опасности это: максимизация продолжительности жизни лю­дей в условиях определенных ограничений на изменения в состо­янии природной среды. Для достижения этой цели соответствен­но необходимо уменьшить техногенную, природную, социально-экономическую и военную опасности.

Безопасность любой деятельности для каждого человека и окружающей его сре­ды, а также для общества в целом должна рассматриваться с учетом всех экономических, социальных, эко­логических последствий. Соответст-венно решения, принимаемые в рамках этой деятельности, должны быть основаны на соотноше­ниях между опасностями и выгодами от этой деятельности, учи­тывающими социальные предпочтения общества, его экономические возможности и ограничения техногенных нагрузок на окружающую среду, необходимые в целях ее сохранения для се­годняшнего и будущих поколений. Недостаточное понимание эко­номического аспекта обеспечения безопасности ведет к тому, что решения в этой сфере будут определяться скорее представлениями о потенциальном риске для человека и окружающей его среды от той или иной деятельности, чем сбалансированной оценкой вы­год и опасностей этой деятельности. В результате отрицательным факторам той или иной деятельности, которые могут привести к ущербу для человека и окружающей среды, уделяется значи­тельно больше внимания, чем положительным, приносящим вы­году обществу. Как следствие, решения, которые будут прини­маться в этой области, окажутся гораздо менее результативными, чем можно было бы ожидать.

Количественная оценка опасностей и безопасности. В настоящее время для количественного измерения опасностей используются еди­ницы риска. Под термином «риск» понимается величина, включаю­щая следующие количественные показатели: ущерб от воздействия того или иного опасного фактора; вероятность возникновения (частота) рассматриваемого опасного фактора; неопределенность в величинах ущерба и вероятности.

В качестве единиц количественного измерения безопасности пред­лагается использовать две компоненты:

Величину средней ожидаемой продолжительности предстоящей
жизни человека при рождении (СОПЖ) как показатель здоровья;

Степень близости состояния экосистем к границе их устой­чивости или к соответствующим этим границам предельно допустимым экологическим нагрузкам (ПДЭН) как показатель состояния природной среды.

Очевидно, что продление СОПЖ однозначно указывает на по­вышение уровня безопасности в обществе. Однако СОПЖ будет представлять собой достаточно адекватную меру для измерения уровня безопасности только в том случае, если более долгая жизнь сопровождается повышением благосостояния общества, т.е. рос­том объемов реальных доходов на душу населения, уровня обра­зования общества и удовлетворением других потребностей, ха­рактеризующих качество жизни.

  • 7. Закрытые повреждения мягких тканей.(ушибы, растяжения, вывихи суставов)
  • 8. Значение безопасности жизнедеятельности в жизни человека.
  • 9. Классификация защитных средств.
  • 1. Изолирующие средства:
  • 2. Средства защиты от теплового и светового воздействия электрической дуги;
  • 3. Средства защиты от падения при работе на высоте;
  • 10. Классификация негативных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения
  • 11. Деятельность человека, ее основные формы
  • 12. Кровотечения, его виды. Как остановить кровотечение. Правила наложения жгута.
  • 13. Медико-техническая характеристика радиационных очагов.
  • 1) Очаг с преимущественными радиационными поражениями;
  • 2) Очаг с комбинированными поражениями;
  • 3) Очаг с преимущественными термическими поражениями.
  • 14. Медико-тактическая характеристика чс на химически опасных объектах.
  • 15. Медико-техническая характеристика эпидемических очагов.
  • 1. Благополучное состояние:
  • 1)Лечебно-эвакуационное обеспечение инфекционных больных.
  • 1.Характеристика эпидемических очагов.
  • 2. Средства для остановки кровотечения, обработки и перевязки ран.
  • 3. Средства при болях в сердце:
  • 17. Метеорологические условия (микроклимат), их параметры и влияние на жизнедеятельность человека.
  • 18. Наложение повязок (демургия). Требования к первичной повязке.
  • 19. Образ жизни человека, его составляющие. Виды мотиваций к ведению «Здорового образа жизни».
  • 4) Двигательная активность.
  • 5) Закаливание:
  • 20. Общая характеристика защитных средств
  • 21. Организационная структура Всероссийской Службы Медицины катастроф (всмк). Ее основные задачи.
  • 22. Организация и способы защиты населения от чс.
  • 23. Организация оповещения населения ор чрезвычайных ситуациях. Сигналы оповещения в мирное и военное время.
  • 1)Организация оповещения и информации населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях.
  • 2)В чрезвычайных ситуациях мирного времени подаются следующие сигналы:
  • 24. Органы государственного управления безопасностью: органы управления, надзора и контроля за безопасностью, их основные функции, права и обязанности.
  • 25. Освещение, его виды и влияние на деятельность человека.
  • 26. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями. Роль самоконтроля.
  • 27. Основы рационального питания.
  • 28. Отморожения. 1-я помощь при холодовой травме.
  • 29. Понятие «адаптации». Стресс реакции человека на чс. Типы темперамента.
  • 30. Понятие «Здоровье». Факторы, влияющие на здоровье.
  • 31. Понятие «опасность», «безопасность». Антропогенные виды опасностей.
  • 32. Понятие «опасность», «безопасность». Антропогенные виды опасностей. Возможные глобальные катастрофы
  • 33. Понятие «опасность», «безопасность». Природные виды опасностей.
  • 34. Понятие «опасность», «безопасность». Техногенные виды опасностей.
  • 35. Понятие «Рана». Типы ран.
  • 36. Понятие «техносфера». Структура техносферы и ее основные элементы.
  • 37. Понятие «травма». Виды травм.
  • 38. Понятие «шок». Степени шока.
  • 39. Понятие «утомление», «переутомление».
  • 40. Правила оборудования бивака или укрытия.
  • 41. Основные принципы и способы защиты населения в чс.
  • 42. Проведение мероприятий по оказанию транспортировки пострадавшего на воде.
  • 43. Профилактика девиантного поведения
  • 44. Определение уровня психофизического состояния человека
  • 45. Работоспособность человека. Ее основные фазы.
  • 46. Рациональная организация рабочего места.
  • 47. Реанимация. Методика проведения реанимационной помощи. Искусственная вентиляция легких, наружный массаж сердца.
  • 50. Системы и методы защиты человека и окружающей среды от основных видов опасного и вредного воздействия природного, антропогенного и техногенного происхождения.
  • 51.Средства и методы для предупреждения и снятия стресса человека.
  • 52. Средства индивидуальной защиты. Порядок их использования.
  • 53. Термические повреждения. Ожоги, их степени. Химические ожоги. 1-я помощь при химических ожогах.
  • 54.Терморегуляция организма человека. Зоны комфорта и дискомфорта.
  • 55. Типы бинтовых повязок.
  • 56. Принципы классификации труда по степени тяжести и напряженности
  • 57. Характеристика основных законодательных и нормативно-правовых актов: назначение, объекты регулирования, основные положения.
  • 58. Характерные системы «человек – среда обитания». Производственная, городская, бытовая, природная среда.
  • 1)Искусственность, поскольку определяющую роль в создании среды имеет целенаправленная деятельность человека;
  • 59. Чрезвычайные ситуации – понятие, основные виды.
  • 60. Эвакуационные мероприятия в чрезвычайных ситуациях мироного и военного времени.
  • 1. Виды медицинской помощи, их характеристика. Первоочередные меры 1-й медицинской помощи. Ответ:1)Первая медицинская помощь2)Доврачебная3)Первая врачебная4)Кваллифицированная5)Специализированная1)Первая мед помощь вкл в себя 3 группы мероприятийa)немедленное прекращение воздействия внешних повреждающих факторов,удаление пострадавшего из неблагоприятных условий-б)Оказание первой мед помощи пострадавшему в зависимости от характера и вида травмы,несчастного случия или внезапного заболеванияг)Организация скорейшей доставки пострадавшего в лечебное учреждениеПервая медицинская помощь - это простейшие срочные меры, необходимые для спасения жизни и здоровья пострадавших при повреждениях,несчастных случаях и внезапных заболеваниях.Она должна оказываться на месте происшествия до прибытия врача ии доставки пострадавшего в больницу.Первая помощь является началом лечения повреждений, так как она предупреждает такие осложнения,как шок,кровотечение,развитие инфекции,дополнительные смещения обломков костей и травмирование крупных нервных стволов и кровеностных сосудов.Следует помнить, что от своевременности и качества оказания первой медицинской помощи в значительной степени зависит дальнейшее состояние здоровья пострадавшего и даже его жизнь. При некоторых незначительных повреждениях медицинская помощь пострадавшему может быть ограничена лишь объемом первой помощи. Однако при более серьезных травмах (переломах, вывихах, кровотечениях, повреждениях внутренних органов и т. д.) первая медицинская помощь является начальным этапом лечения, так как после ее оказания пострадавшего необходимо доставить в лечебное учреждение.Первая медицинская помощь очень важна, но никогда не заменит квалифицированной (специализированной) медицинской помощи. Не следует пытаться лечить пострадавшего самостоятельно, а, оказав ему первую помощь, следует немедленно обратиться к врачу.2. Виды переломов костей, конечностей. Транспортная иммобилизация.

    Ответ:Переломы костей имеют свою специфику. Перелом кости – это нарушение целостности кости и окружающих ломких тканей, возникшее в результате механического фактора или патологического процесса в кости.В случае перелома необходимо определить сегмент, в котором находится центр перелома.Типичные виды переломов костей конечностей могут быть:1)простыми;2)многооскольчатыми (клиновидными) или сложными;3)внесуставными и внутрисуставными.Виды переломов костей по линии излома подразделяются на внутрисуставные, внесуставные, т.е. эпифизарные, метафизарные и дикфи-зарные. По линии излома виды переломов костей определяются: переломы без смещения поперечные, продольные, косые, косопоперечные, спиральные, оскольчатые, многооскольчатые, краевые, дырчатые, огнестрельные; переломы со смещением могут различаться по ширине, длине, под углом, ротационные.Основными симптомами переломов являются боль, деформация конечности, укорочение конечности, нарушение функции конечности, крепитация отломков, нарушение костной проводимости, усиление боли при осевой нагрузке, гемартроз при внутрисуставных переломах, который характеризуется сглаженностью контуров, флюктуацией.Особое место занимает клиническая классификация множественных и сочетанных травм. Все механические повреждения бывают сочетанные или комбинированные.К изолированной травме относят повреждения одного органа в пределах единой полости одного анатомического сегмента конечности или функционального образования в пределах одной анатомической области.В случае изолированной травмы могут возникнуть два вида повреждений: монофокальные и полифокальные.Монофокальные повреждения – это одиночные повреждения на одном участке:1)чрез– и надмыщелковый перелом плечевой кости;2)вывих костей предплечья;3)переломы бедренной кости на одном уровне;4)перелом большеберцовой кости и др.Полифокальные повреждения – повреждения в нескольких местах:1)вывих костей предплечья и отрыв надмыщелка плечевой кости;2)переломы диафиза бедренной кости на двух уровнях;3)места эпизефиолиза дистального отдела большеберцовой кости и перелом малоберцовой кости;4)переломы костей таза;5)переломы нескольких позвонков;6)переломы нескольких костей кисти.Транспортную иммобилизацию применяют с целью обездвиживания поврежденной части тела на период выноса (вывоза) пострадавшего с места получения травмы и транспортировки в лечебное учреждение.Предложено большое количество транспортных шин: лестничные, фанерные (лубки), специальные для бедра (шина Дитерихса), пластмассовые для иммобилизации нижней челюсти, а также созданные за последнее время пневматические шины и носилки иммобилизирующие вакуумные. При благоприятных условиях для транспортной иммобилизации могут быть использованы лонгетные гипсовые повязки, а также гипсовые кольца для лучшей фиксации транспортных шин.Основные правила наложения транспортных шин: обеспечение неподвижности не менее 2 суставов, расположенных выше и ниже поврежденного сегмента. Конечности придают функционально выгодное положение (если оно удобно для транспортировки). Шину моделируют по той части тела, на которую ее накладывают. На обнаженное тело шины накладывать не следует, их кладут на одежду или какую-нибудь другую мягкую прокладку; кроме того, надежно фиксируют бинтами или другим материалом. Кровоостанавливающий жгут не должен закрываться фиксирующим шину материалом. Конечность с наложенной шиной в холодное время года утепляют.Транспортная иммобилизация верхней конечности может осуществляться мягким материалом (косынкой или бинтом).

    3. Виды, источники основных опасностей техносферы и ее отдельных компонентов.

    Техносфера - это часть биосферы, преобразованная людьми с помощью технических средств для удовлетворения социальных и экономических потребностей.

    Чрезвычайная ситуация (ЧС) - обстановка на территории после аварии, природного катаклизма, стихийного или техногенного характера, при которой возникает угроза жизни людей, их здоровью.

    ЧС техногенного характера, примеры: транспортные аварии, катастрофы, пожары, взрывы, аварии с выбросом радиации

    Виды опасностей в техносфере, их характеристика.

    Опасность – явление и процессы, которые в определенных условиях могут нанести вред здоровью человека или ущерб окружающей среде.

    Виды опасностей:

    - авария – опасное техногенное происшествие, создающее на объекте определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а так же к нанесению ущерба окружающей природной среде;

    - катастрофа – крупная авария с человеческими жертвами;

    - техногенная опасность внутреннее состояние, присущее технической системе, промышленному или транспортному объекту, обладающему энергией. Высвобождение этой энергии в виде поражающего фактора может нанести ущерб человеку и окружающей среде.

    - промышленная авария – авария на производственном объекте, в технической системе или на промышленной установке.

    Источники аварий и катастроф в техносфере.

    Основными причинами крупных техногенных аварий и катастроф являются:

    1) отказ технических систем из-за дефектов изготовления и нарушения режимов эксплуатации;

    2) человеческий фактор: ошибочные действия операторов технических систем;

    3) высокий энергетический уровень технических систем;

    4) внешние негативные воздействия на объекты энергетики, транспорта и др.

    Конкретными причинами аварий и катастроф являются явления:

    Статическое электричество, приводящее к взрывам и пожарам;

    Разгерметизация баллонов и емкостей при перевозке сжатых и сжиженных газов;

    Старение систем и отдельных механизмов (снижение механической прочности);

    Нарушение технологического режима.

    Анализ совокупности негативных факторов, действующих в настоящее время в техносфере, показывает, что основное влияние имеют антропогенные негативные воздействия, среди которых преобладают техногенные, сформировавшиеся в результате преобразующей деятельности человека и изменений в биосферных процессах, обусловленных этой деятельностью. При этом большинство факторов носит характер прямого воздействия (яды, шум, вибрация и т.п.). Но в последние годы широкое распространение получают вторичные факторы (фотохимический смог, кислотные дожди и др.), которые возникают в среде обитания в результате химических и энергетических взаимодействий первичных факторов между собой или с компонентами биосферы.

    Уровни и масштабы воздействий негативных факторов постоянно нарастают и в ряде регионов техносферы достигли таких значений, когда человеку и природной среде угрожает опасность необратимых деструктивных изменений.

    "

    © 2024
    artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав