18.10.2019

Сложение обыкновенных дробей примеры. Вычитание дробей с разными знаменателями. Сложение и вычитание обыкновенных дробей


Как известно из математики, дробное число состоит из числителя и знаменателя. Числитель расположен вверху, а знаменатель внизу.

Производить математические действия по сложению или вычитанию дробных величин с одним и тем же знаменателем достаточно просто. Нужно всего лишь уметь складывать или вычитать между собой цифры, находящиеся в числителе (сверху), а одинаковое нижнее число остается без изменений.

Для примера возьмем дробное число 7/9, здесь:

  • цифра «семь» сверху - числитель;
  • цифра «девять» снизу - знаменатель.

Пример 1 . Сложение:

5/49 + 4/49 = (5+4) / 49 =9/49.

Пример 2 . Вычитание:

6/35−3/35 = (6−3) / 35 = 3/35.

Вычитание простых дробных величин, имеющих разный знаменатель

Чтобы выполнить математическое действие по вычитанию величин, имеющих разный знаменатель, надо первым делом привести их к единому знаменателю. При выполнении этой задачи необходимо придерживаться того правила, что этот общий знаменатель должен быть меньшим из всех возможных вариантов.

Пример 3

Даны две простые величины с разными знаменателями (нижними цифрами): 7/8 и 2/9.

Необходимо вычесть из первой величины вторую.

Решение состоит из нескольких действий:

1. Находимо найти общее нижнее число, т.е. то, что делится как на нижнюю величину первой дроби, так и второй. Это будет цифра 72, поскольку она кратна цифрам «восемь» и «девять».

2. Нижняя цифра каждой дроби увеличилась:

  • цифра «восемь» в дроби 7/8 увеличилось в девять раз - 8*9=72;
  • цифра «девять» в дроби 2/9 увеличилось в восемь раз - 9*8=72.

3. Если изменился знаменатель (нижняя цифра), значит, должен измениться и числитель (верхняя цифра). По существующему математическому правилу, верхнюю цифру надо увеличить ровно во столько же, что и нижнюю. То есть:

  • числитель «семь» в первой дроби (7/8) умножаем на цифру «девять» - 7*9=63;
  • числитель «два» во второй дроби (2/9) умножаем на цифру «восемь» - 2*8=16.

4. В результате действий у нас получились две новые величины, которые, однако, тождественны первоначальным.

  • первая: 7/8 = 7*9 / 8*9 = 63/72;
  • вторая: 2/9 = 2*8 / 9*8 = 16/72.

5. Теперь допускается произвести вычитание одного дробного числа из другого:

7/8−2/9 = 63/72−16/72 =?

6. Выполняя это действие, возвращаемся к теме вычитания дробей с одинаковыми нижними цифрами (знаменателями). А это значит, что сверху, в числителе, будет проведено действие вычитания, а нижняя цифра переносится без изменений.

63/72−16/72 = (63−16) / 72 = 47/72.

7/8−2/9 = 47/72.

Пример 4

Усложним задачу, взяв для решения несколько дробей с разными, но кратными цифрами внизу.

Даны величины: 5/6; 1/3; 1/12; 7/24.

Надо их отнять друг от друга в этой последовательности.

1. Приводим дроби вышеуказанным способом к общему знаменателю, которым будет цифра «24»:

  • 5/6 = 5*4 / 6*4 = 20/24;
  • 1/3 = 1*8 / 3*8 = 8/24;
  • 1/12 = 1*2 / 12*2 = 2/24.

7/24 - эту последнюю величину оставляем без изменения, поскольку знаменателем является общее число «24».

2. Выполняем вычитание всех величин:

20/24−8/2−2/24−7/24 = (20−8−2−7)/24 = 3/24.

3. Поскольку числитель и знаменатель получившейся дроби делятся на одно число, то их можно сократить, разделив на цифру «три»:

3:3 / 24:3 = 1/8.

4. Ответ записываем так:

5/6−1/3−1/12−7/24 = 1/8.

Пример 5

Дано три дроби с некратными знаменателями: 3/4; 2/7; 1/13.

Требуется найти разницу.

1. Приводим к общему знаменателю два первых числа, им будет цифра «28»:

  • ¾ = 3*7 / 4*7 = 21/28;
  • 2/7 = 2*4 / 7*4 = 8/28.

2. Вычитаем первые две дроби между собой:

¾−2/7 = 21/28−8/28 = (21−8) / 28 = 13/28.

3. Вычитаем из получившегося значения третью заданную дробь:

4. Приводим числа к общему знаменателю. Если нет возможности подобрать одинаковый знаменатель более легким способом, то нужно лишь выполнить действия, умножив последовательно все знаменатели друг на друга, не забывая повышать и значение числителя на такую же цифру. В этом примере делаем так:

  • 13/28 = 13*13 / 28*13 = 169/364, где 13 - это нижняя цифра от 5/13;
  • 5/13 = 5*28 / 13*28 = 140/364, где 28 - нижняя цифра от 13/28.

5. Отнимаем полученные дроби:

13/28−5/13 = 169/364−140/364 = (169−140) / 364 = 29/364.

Ответ: ¾−2/7−5/13 = 29/364.

Смешанные дробные числа

В примерах, которые были рассмотрены выше, применялись лишь правильные дроби.

Как пример:

  • 8/9 - это правильная дробь;
  • 9/8 - неправильная.

Неправильную дробь превратить в правильную нельзя, но есть возможность превратить ее в смешанную . Для чего верхнее число (числитель) делят на нижнее (знаменатель) и получают цифру с остатком. Получившееся при делении целое число так и записывают, остаток пишут в числитель вверху, а знаменатель, который снизу, остается прежним. Чтобы было понятнее, рассмотрим конкретный пример:

Пример 6

Переводим неправильную дробь 9/8 в правильную.

Для этого цифру «девять» делим на «восемь», получаем в результате смешанную дробь с целым числом и остатком:

9: 8 = 1 и 1/8 (по-другому это можно записать, как 1+1/8), где:

  • цифра 1 - получившееся при делении целое число;
  • другая цифра 1 - остаток;
  • цифра 8 - знаменатель, оставшийся неизменным.

Целое число называют еще натуральным.

Остаток и знаменатель - это новая, но уже правильная дробь.

При записи числа 1 его пишут перед правильной дробью 1/8.

Вычитание смешанных чисел с разным знаменателем

Из вышесказанного дадим определение смешанного дробного числа: «Смешанное число - это такая величина, которая равна сумме целого числа и правильной обыкновенной дроби. При этом целую часть называют натуральным числом , а то число, что в остатке, его дробной частью ».

Пример 7

Дано: две смешанные дробные величины, состоящие из целого числа и правильной дроби:

  • первая величина - 9 и 4/7, то есть (9+4/7);
  • вторая величина - 3 и 5/21, то есть (3+5/21).

Требуется найти разность между этими величинами.

1. Чтобы из 9+4/7 вычесть 3+5/21, нужно сначала вычесть друг из друга целые величины:

4/7−5/21 = 4*3 / 7*3−5/21 =12/21−5/21 = (12−5) / 21 = 7/21.

3. Полученный результат разницы двух смешанных чисел будет состоять из натурального (целого) числа 6 и правильной дроби 7/21 = 1/3:

(9 + 4/7) - (3 + 5/21) = 6 + 1/3.

Математики всех стран договорились, что знак «+» при написании смешанных величин можно опустить и оставить лишь целое число перед дробью без всякого знака.

Действия с дробями.

Внимание!
К этой теме имеются дополнительные
материалы в Особом разделе 555.
Для тех, кто сильно "не очень..."
И для тех, кто "очень даже...")

Итак, что из себя представляют дроби, виды дробей, преобразования - мы вспомнили. Займёмся главным вопросом.

Что можно делать с дробями? Да всё то, что и с обычными числами. Складывать, вычитать, умножать, делить.

Все эти действия с десятичными дробями ничем не отличаются от действий с целыми числами. Собственно, этим они и хороши, десятичные. Единственно, запятую правильно поставить надо.

Смешанные числа , как я уже говорил, малопригодны для большинства действий. Их всё равно надо переводить в обыкновенные дроби.

А вот действия с обыкновенными дробями похитрее будут. И гораздо важнее! Напомню: все действия с дробными выражениями с буковками, синусами, неизвестными и прочая и прочая ничем не отличаются от действий с обыкновенными дробями ! Действия с обыкновенными дробями - это основа для всей алгебры. Именно по этой причине мы очень подробно разберём здесь всю эту арифметику.

Сложение и вычитание дробей.

Сложить (отнять) дроби с одинаковыми знаменателями каждый сможет (очень надеюсь!). Ну уж совсем забывчивым напомню: при сложении (вычитании) знаменатель не меняется. Числители складываются (вычитаются) и дают числитель результата. Типа:

Короче, в общем виде:

А если знаменатели разные? Тогда, используя основное свойство дроби (вот оно и опять пригодилось!), делаем знаменатели одинаковыми! Например:

Здесь нам из дроби 2/5 пришлось сделать дробь 4/10. Исключительно с целью сделать знаменатели одинаковыми. Замечу, на всякий случай, что 2/5 и 4/10 это одна и та же дробь ! Только 2/5 нам неудобно, а 4/10 очень даже ничего.

Кстати, в этом суть решений любых заданий по математике. Когда мы из неудобного выражения делаем то же самое, но уже удобное для решения .

Ещё пример:

Ситуация аналогичная. Здесь мы из 16 делаем 48. Простым умножением на 3. Это всё понятно. Но вот нам попалось что-нибудь типа:

Как быть?! Из семёрки девятку трудно сделать! Но мы умные, мы правила знаем! Преобразуем каждую дробь так, чтобы знаменатели стали одинаковыми. Это называется «приведём к общему знаменателю»:

Во как! Откуда же я узнал про 63? Очень просто! 63 это число, которое нацело делится на 7 и 9 одновременно. Такое число всегда можно получить перемножением знаменателей. Если мы какое-то число умножили на 7, к примеру, то результат уж точно на 7 делиться будет!

Если надо сложить (вычесть) несколько дробей, нет нужды делать это попарно, по шагам. Просто надо найти знаменатель, общий для всех дробей, и привести каждую дробь к этому самому знаменателю. Например:

И какой же общий знаменатель будет? Можно, конечно, перемножить 2, 4, 8, и 16. Получим 1024. Кошмар. Проще прикинуть, что число 16 отлично делится и на 2, и на 4, и на 8. Следовательно, из этих чисел легко получить 16. Это число и будет общим знаменателем. 1/2 превратим в 8/16, 3/4 в 12/16, ну и так далее.

Кстати, если за общий знаменатель взять 1024, тоже всё получится, в конце всё посокращается. Только до этого конца не все доберутся, из-за вычислений...

Дорешайте уж пример самостоятельно. Не логарифм какой... Должно получиться 29/16.

Итак, со сложением (вычитанием) дробей ясно, надеюсь? Конечно, проще работать в сокращённом варианте, с дополнительными множителями. Но это удовольствие доступно тем, кто честно трудился в младших классах... И ничего не забыл.

А сейчас мы поделаем те же самые действия, но не с дробями, а с дробными выражениями . Здесь обнаружатся новые грабли, да...

Итак, нам надо сложить два дробных выражения:

Надо сделать знаменатели одинаковыми. Причём только с помощью умножения ! Уж так основное свойство дроби велит. Поэтому я не могу в первой дроби в знаменателе к иксу прибавить единицу. (а вот бы хорошо было!). А вот если перемножить знаменатели, глядишь, всё и срастётся! Так и записываем, черту дроби, сверху пустое место оставим, потом допишем, а снизу пишем произведение знаменателей, чтобы не забыть:

И, конечно, ничего в правой части не перемножаем, скобки не открываем! А теперь, глядя на общий знаменатель правой части, соображаем: чтобы в первой дроби получился знаменатель х(х+1), надо числитель и знаменатель этой дроби умножить на (х+1). А во второй дроби - на х. Получится вот что:

Обратите внимание! Здесь появились скобки! Это и есть те грабли, на которые многие наступают. Не скобки, конечно, а их отсутствие. Скобки появляются потому, что мы умножаем весь числитель и весь знаменатель! А не их отдельные кусочки...

В числителе правой части записываем сумму числителей, всё как в числовых дробях, затем раскрываем скобки в числителе правой части, т.е. перемножаем всё и приводим подобные. Раскрывать скобки в знаменателях, перемножать что-то не нужно! Вообще, в знаменателях (любых) всегда приятнее произведение! Получим:

Вот и получили ответ. Процесс кажется долгим и трудным, но это от практики зависит. Порешаете примеры, привыкните, всё станет просто. Те, кто освоил дроби в положенное время, все эти операции одной левой делают, на автомате!

И ещё одно замечание. Многие лихо расправляются с дробями, но зависают на примерах с целыми числами. Типа: 2 + 1/2 + 3/4= ? Куда пристегнуть двойку? Никуда не надо пристёгивать, надо из двойки дробь сделать. Это не просто, а очень просто! 2=2/1. Вот так. Любое целое число можно записать в виде дроби. В числителе - само число, в знаменателе - единица. 7 это 7/1, 3 это 3/1 и так далее. С буквами - то же самое. (а+в) = (а+в)/1, х=х/1 и т.д. А дальше работаем с этим дробями по всем правилам.

Ну, по сложению - вычитанию дробей знания освежили. Преобразования дробей из одного вида в другой - повторили. Можно и провериться. Порешаем немного?)

Вычислить:

Ответы (в беспорядке):

71/20; 3/5; 17/12; -5/4; 11/6

Умножение/деление дробей - в следующем уроке. Там же и задания на все действия с дробями.

Если Вам нравится этот сайт...

Кстати, у меня есть ещё парочка интересных сайтов для Вас.)

Можно потренироваться в решении примеров и узнать свой уровень. Тестирование с мгновенной проверкой. Учимся - с интересом!)

можно познакомиться с функциями и производными.

В данном уроке будет рассмотрено сложение и вычитание алгебраических дробей с одинаковыми знаменателями. Мы уже знаем, как складывать и вычитать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями. Оказывается, что алгебраические дроби подчиняются тем же самым правилам. Умение работать с дробями с одинаковыми знаменателями является одним из краеугольных камней в изучении правил работы с алгебраическими дробями. В частности, понимание данной темы позволит легко освоить более сложную тему - сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. В рамках урока мы изучим правила сложения и вычитания алгебраических дробей с одинаковыми знаменателями, а также разберём целый ряд типовых примеров

Правило сложения и вычитания алгебраических дробей с одинаковыми знаменателями

Сфор-му-ли-ру-ем пра-ви-ло сло-же-ния (вы-чи-та-ния) ал-геб-ра-и-че-ских дро-бей с оди-на-ко-вы-ми зна-ме-на-те-ля-ми (оно сов-па-да-ет с ана-ло-гич-ным пра-ви-лом для обык-но-вен-ных дро-бей): То есть для сло-же-ния или вы-чи-та-ния ал-геб-ра-и-че-ских дро-бей с оди-на-ко-вы-ми зна-ме-на-те-ля-ми необ-хо-ди-мо со-ста-вить со-от-вет-ству-ю-щую ал-геб-ра-и-че-скую сумму чис-ли-те-лей, а зна-ме-на-тель оста-вить без из-ме-не-ний.

Это пра-ви-ло мы раз-бе-рём и на при-ме-ре обык-но-вен-ных дро-бей, и на при-ме-ре ал-геб-ра-и-че-ских дро-бей.

Примеры применения правила для обыкновенных дробей

При-мер 1. Сло-жить дроби: .

Ре-ше-ние

Сло-жим чис-ли-те-ли дро-бей, а зна-ме-на-тель оста-вим таким же. После этого раз-ло-жим чис-ли-тель и зна-ме-на-тель на про-стые мно-жи-те-ли и со-кра-тим. По-лу-чим: .

При-ме-ча-ние: стан-дарт-ная ошиб-ка, ко-то-рую до-пус-ка-ют при ре-ше-нии по-доб-но-го рода при-ме-ров, за-клю-ча-ет-ся в сле-ду-ю-щем спо-со-бе ре-ше-ния: . Это гру-бей-шая ошиб-ка, по-сколь-ку зна-ме-на-тель оста-ёт-ся таким же, каким был в ис-ход-ных дро-бях.

При-мер 2. Сло-жить дроби: .

Ре-ше-ние

Дан-ная за-да-ча ничем не от-ли-ча-ет-ся от преды-ду-щей: .

Примеры применения правила для алгебраических дробей

От обык-но-вен-ных дро-бей пе-рей-дём к ал-геб-ра-и-че-ским.

При-мер 3. Сло-жить дроби: .

Ре-ше-ние:как уже го-во-ри-лось выше, сло-же-ние ал-геб-ра-и-че-ских дро-бей ничем не от-ли-ча-ет-ся от сло-же-ния обык-но-вен-ных дро-бей. По-это-му метод ре-ше-ния такой же: .

При-мер 4. Вы-честь дроби: .

Ре-ше-ние

Вы-чи-та-ние ал-геб-ра-и-че-ских дро-бей от-ли-ча-ет-ся от сло-же-ния толь-ко тем, что в чис-ли-тель за-пи-сы-ва-ет-ся раз-ность чис-ли-те-лей ис-ход-ных дро-бей. По-это-му .

При-мер 5. Вы-честь дроби: .

Ре-ше-ние: .

При-мер 6. Упро-стить: .

Ре-ше-ние: .

Примеры применения правила с последующим сокращением

В дроби, ко-то-рая по-лу-ча-ет-ся в ре-зуль-та-те сло-же-ния или вы-чи-та-ния, воз-мож-ны со-кра-ще-ния. Кроме того, не стоит за-бы-вать об ОДЗ ал-геб-ра-и-че-ских дро-бей.

При-мер 7. Упро-стить: .

Ре-ше-ние: .

При этом . Во-об-ще, если ОДЗ ис-ход-ных дро-бей сов-па-да-ет с ОДЗ ито-го-вой, то его можно не ука-зы-вать (ведь дробь, по-лу-чен-ная в от-ве-те, также не будет су-ще-ство-вать при со-от-вет-ству-ю-щих зна-че-ни-ях пе-ре-мен-ных). А вот если ОДЗ ис-ход-ных дро-бей и от-ве-та не сов-па-да-ет, то ОДЗ ука-зы-вать необ-хо-ди-мо.

При-мер 8. Упро-стить: .

Ре-ше-ние: . При этом y (ОДЗ ис-ход-ных дро-бей не сов-па-да-ет с ОДЗ ре-зуль-та-та).

Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями

Чтобы скла-ды-вать и вы-чи-тать ал-геб-ра-и-че-ские дроби с раз-ны-ми зна-ме-на-те-ля-ми, про-ве-дём ана-ло-гию с обык-но-вен-ны-ми дро-бя-ми и пе-ре-не-сём её на ал-геб-ра-и-че-ские дроби.

Рас-смот-рим про-стей-ший при-мер для обык-но-вен-ных дро-бей.

При-мер 1. Сло-жить дроби: .

Ре-ше-ние:

Вспом-ним пра-ви-ло сло-же-ния дро-бей. Для на-ча-ла дроби необ-хо-ди-мо при-ве-сти к об-ще-му зна-ме-на-те-лю. В роли об-ще-го зна-ме-на-те-ля для обык-но-вен-ных дро-бей вы-сту-па-ет наи-мень-шее общее крат-ное (НОК) ис-ход-ных зна-ме-на-те-лей.

Опре-де-ле-ние

Наи-мень-шее на-ту-раль-ное число, ко-то-рое де-лит-ся од-но-вре-мен-но на числа и .

Для на-хож-де-ния НОК необ-хо-ди-мо раз-ло-жить зна-ме-на-те-ли на про-стые мно-жи-те-ли, а затем вы-брать все про-стые мно-жи-те-ли, ко-то-рые вхо-дят в раз-ло-же-ние обоих зна-ме-на-те-лей.

; . Тогда в НОК чисел долж-ны вхо-дить две двой-ки и две трой-ки: .

После на-хож-де-ния об-ще-го зна-ме-на-те-ля, необ-хо-ди-мо для каж-дой из дро-бей найти до-пол-ни-тель-ный мно-жи-тель (фак-ти-че-ски, по-де-лить общий зна-ме-на-тель на зна-ме-на-тель со-от-вет-ству-ю-щей дроби).

Затем каж-дая дробь умно-жа-ет-ся на по-лу-чен-ный до-пол-ни-тель-ный мно-жи-тель. По-лу-ча-ют-ся дроби с оди-на-ко-вы-ми зна-ме-на-те-ля-ми, скла-ды-вать и вы-чи-тать ко-то-рые мы на-учи-лись на про-шлых уро-ках.

По-лу-ча-ем: .

Ответ: .

Рас-смот-рим те-перь сло-же-ние ал-геб-ра-и-че-ских дро-бей с раз-ны-ми зна-ме-на-те-ля-ми. Сна-ча-ла рас-смот-рим дроби, зна-ме-на-те-ли ко-то-рых яв-ля-ют-ся чис-ла-ми.

Сложение и вычитание алгебраических дробей с разными знаменателями

При-мер 2. Сло-жить дроби: .

Ре-ше-ние:

Ал-го-ритм ре-ше-ния аб-со-лют-но ана-ло-ги-чен преды-ду-ще-му при-ме-ру. Легко по-до-брать общий зна-ме-на-тель дан-ных дро-бей: и до-пол-ни-тель-ные мно-жи-те-ли для каж-дой из них.

.

Ответ: .

Итак, сфор-му-ли-ру-ем ал-го-ритм сло-же-ния и вы-чи-та-ния ал-геб-ра-и-че-ских дро-бей с раз-ны-ми зна-ме-на-те-ля-ми :

1. Найти наи-мень-ший общий зна-ме-на-тель дро-бей.

2. Найти до-пол-ни-тель-ные мно-жи-те-ли для каж-дой из дро-бей (по-де-лив общий зна-ме-на-тель на зна-ме-на-тель дан-ной дроби).

3. До-мно-жить чис-ли-те-ли на со-от-вет-ству-ю-щие до-пол-ни-тель-ные мно-жи-те-ли.

4. Сло-жить или вы-честь дроби, поль-зу-ясь пра-ви-ла-ми сло-же-ния и вы-чи-та-ния дро-бей с оди-на-ко-вы-ми зна-ме-на-те-ля-ми.

Рас-смот-рим те-перь при-мер с дро-бя-ми, в зна-ме-на-те-ле ко-то-рых при-сут-ству-ют бук-вен-ные вы-ра-же-ния.

    Изучение вопроса вычитания дробей с разными знаменателями встречается в школьном предмете Алгебра в восьмом классе и оно иногда вызывает у детей сложности в понимании. Для вычитания дробей с разными знаменателями используют следующую формулу:

    Процедура вычитания дробей аналогично сложению, поскольку полностью копирует принцип действия.

    Во-первых, вычисляем самое маленькое число, которое кратно как одному, так и другому знаменателю.

    Во-вторых, перемножаем числитель и знаменатель каждой дроби на определнное число, которое позволит нам знаменатель привести к данному минимальному общему знаменателю.

    В-третьих, происходит процедура самого вычитания, когда в итоге знаменатель дублируется, а вычитается числитель второй дроби из первой.

    Пример: 8/3 2/4 = 8/3 1/2 = 16/6 3/6 = 13/6 = 2 целых 1/6

    Сначала нужно привести их к одному знаменателю, а потом уже произвести вычитание. Например, 1/2 - 1/4 = 2/4 - 1/4 = 1/4. Или, сложнее, 1/3 - 1/5 = 5/15 - 3/15 = 2/15. Объяснять, как приводятся дроби к общему знаменателю нужно?

    При таких операциях как сложение или вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями действует простое правило - знаменатели этих дробей приводятся к одному числу, а само действие выполняется с числами стоящими в числителе. То есть дроби получают общий знаменатель и словно объединяются в одну. Нахождение общего знаменателя для произвольных дробей обычно сводится к простому перемножению каждой из дробей на знаменатель другой дроби. Но в более простых случаях можно сразу найти сомножители, которые приведут знаменатели дробей к одному числу.

    Пример вычитания дробей: 2/3 - 1/7 = 2*7/3*7 - 1*3/7*3 = 14/21 - 3/21 = (14-3)/21 = 11/21

    Многие взрослые уже забыли, как вычесть дроби с разными знаменателями , а ведь это действие относится к элементарной математике.

    Чтобы вычесть дроби с разными знаменателями , нужно привести их к общему знаменателю, то есть найти наименьшее общее кратное знаменателей, затем числители умножить на дополнительные множители, равные отношению наименьшего общего кратного и знаменателя.

    Знаки дробей при этом сохраняются. После того, как у дробей появились одинаковые знаменатели, можно производить вычитание, а потом, если получится, сократить дробь.

    Елена, Вы решили повторить школьный курс математики?)))

    Чтобы вычесть дроби с разными знаменателями их сначала нужно привести к одному знаменателю, а потом вычесть. Самый простой вариант: Числитель и знаменатель первой дроби умножить на знаменатель второй дроби, а числитель и знаменатель второй дроби умножить на знаменатель первой дроби. Получили две дроби с одинаковыми знаменателями. Теперь от числителя первой дроби отнимаем числитель второй дроби, а знаменатель у них одинаковый.

    Например, три пятых отнять две седьмых равно двадцать одна тридцать пятая отнять десять тридцать пятых и это равно одиннадцать тридцать пятых.

    Если знаменатели большие числа, то можно найти их наименьшее общее кратное, т.е. число, которое будет делиться и на один и на другой знаменатель. И приводить обе дроби к общему знаменателю (наименьшему общему кратному)

    Как вычитывать дроби с разными знаменателями задача очень простая - приводим дроби к общему знаменателю и затем в числителе делаем вычитание.

    Очень многие сталкиваются с трудностями, когда возле этих дробей стоят целые числа, поэтому хотел показать, как это делать на следующем примере:

    вычитание дробей с целой частью и с разными знаменателями

    сначала вычитываем целые части 8-5 = 3 (тройка остается возле первой дроби);

    приводим дроби к общему знаменателю 6 (если числитель первой дроби больше второго, делаем вычитание и записываем возле целой части, в нашем же случае двигаемся дальше);

    целую часть 3 раскладываем на 2 и 1;

    1 записываем в виде дроби 6/6;

    6/6+3/6-4/6 записываем под общим знаменателем 6 и делаем действия в числителе;

    записываем найденный результат 2 5/6.

    Важно помнить, что вычитание дробей производиться при наличии у них одинаковых знаменателю. Поэтому-то когда у нас имеются в разности дроби с различными знаменателями, их нужно привести просто напросто к общему знаменателю, что сделать не сложно. Мы просто должны разложить у каждой дроби числитель на множители и вычислить наименьшее общее кратное, которое не должно равняться нулю. Не забываем также умножить числители на полученные дополнительные множители, а вот пример для удобства:

    Если вы хотите вычесть дроби с разными знаменателями, то для начала вам придется найти для этих двух дробей общий знаменатель. И потом вычесть из числителя первой дроби вторую. Получается новая дробь, с новым значением.

    На сколько я помню из курса математики 3его класса, то для вычета дробей с разными знаминателями для начала нужно вычислить общий знаминатель и привести к нему, а потом просто вычетаются числители между собой а знаминатель остается тот общий.

    Чтобы вычесть дроби с разными знаменателями, нам сначала придется найти наименьший общий знаменатель этих дробей.

    Рассмотрим на примере:

    Делим большее число 25 на меньшее 20. Не делится. Значит умножаем знаменатель 25 на такое число, получившая сумма при этом чтобы могла делится на 20. Таким числом будет 4. 25х4=100. 100:20=5. Таким образом мы нашли наименьший общий знаменатель - 100.

    Теперь нам необходимо найти дополнительный множитель к каждой дроби. Для этого делим новый знаменатель на старый.

    Умножаем 9 на 4 = 36. Умножаем 7 на 5 = 35.

    Имея общий знаменатель мы проводим вычитание, как показано в примере и получаем результат.

На данном уроке будет рассмотрено сложение и вычитание алгебраических дробей с разными знаменателями. Мы уже знаем, как складывать и вычитать обыкновенные дроби с разными знаменателями. Для этого дроби необходимо привести к общему знаменателю. Оказывается, что алгебраические дроби подчиняются тем же самым правилам. При этом мы уже умеем приводить алгебраические дроби к общему знаменателю. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями - одна из наиболее важных и сложных тем в курсе 8 класса. При этом данная тема будет встречаться во многих темах курса алгебры, которые вы будете изучать в дальнейшем. В рамках урока мы изучим правила сложения и вычитания алгебраических дробей с разными знаменателями, а также разберём целый ряд типовых примеров.

Рассмотрим простейший пример для обыкновенных дробей.

Пример 1. Сложить дроби: .

Решение:

Вспомним правило сложения дробей. Для начала дроби необходимо привести к общему знаменателю. В роли общего знаменателя для обыкновенных дробей выступает наименьшее общее кратное (НОК) исходных знаменателей.

Определение

Наименьшее натуральное число, которое делится одновременно на числа и .

Для нахождения НОК необходимо разложить знаменатели на простые множители, а затем выбрать все простые множители, которые входят в разложение обоих знаменателей.

; . Тогда в НОК чисел должны входить две двойки и две тройки: .

После нахождения общего знаменателя, необходимо для каждой из дробей найти дополнительный множитель (фактически, поделить общий знаменатель на знаменатель соответствующей дроби).

Затем каждая дробь умножается на полученный дополнительный множитель. Получаются дроби с одинаковыми знаменателями, складывать и вычитать которые мы научились на прошлых уроках.

Получаем: .

Ответ: .

Рассмотрим теперь сложение алгебраических дробей с разными знаменателями. Сначала рассмотрим дроби, знаменатели которых являются числами.

Пример 2. Сложить дроби: .

Решение:

Алгоритм решения абсолютно аналогичен предыдущему примеру. Легко подобрать общий знаменатель данных дробей: и дополнительные множители для каждой из них.

.

Ответ: .

Итак, сформулируем алгоритм сложения и вычитания алгебраических дробей с разными знаменателями :

1. Найти наименьший общий знаменатель дробей.

2. Найти дополнительные множители для каждой из дробей (поделив общий знаменатель на знаменатель данной дроби).

3. Домножить числители на соответствующие дополнительные множители.

4. Сложить или вычесть дроби, пользуясь правилами сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

Рассмотрим теперь пример с дробями, в знаменателе которых присутствуют буквенные выражения.

Пример 3. Сложить дроби: .

Решение:

Поскольку буквенные выражения в обоих знаменателях одинаковы, то следует найти общий знаменатель для чисел . Итоговый общий знаменатель будет иметь вид: . Таким образом, решение данного примера имеет вид:.

Ответ: .

Пример 4. Вычесть дроби: .

Решение:

Если «схитрить» при подборе общего знаменателя не удаётся (нельзя разложить на множители или воспользоваться формулами сокращённого умножения), то в качестве общего знаменателя приходится брать произведение знаменателей обеих дробей.

Ответ: .

Вообще, при решении подобных примеров, наиболее сложным заданием является нахождение общего знаменателя.

Рассмотрим более сложный пример.

Пример 5. Упростить: .

Решение:

При нахождении общего знаменателя необходимо прежде всего попытаться разложить знаменатели исходных дробей на множители (чтобы упростить общий знаменатель).

В данном конкретном случае:

Тогда легко определить общий знаменатель: .

Определяем дополнительные множители и решаем данный пример:

Ответ: .

Теперь закрепим правила сложения и вычитания дробей с разными знаменателями.

Пример 6. Упростить: .

Решение:

Ответ: .

Пример 7. Упростить: .

Решение:

.

Ответ: .

Рассмотрим теперь пример, в котором складываются не две, а три дроби (ведь правила сложения и вычитания для большего количества дробей остаются такими же).

Пример 8. Упростить: .


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав