16.08.2019

Гражданской службе российской федерации. Организация ротации государственных гражданских служащих Ротация государственных служащих


Статья 60.1. Ротация гражданских служащих

1. Ротация гражданских служащих проводится в целях повышения эффективности гражданской службы и противодействия коррупции путем назначения гражданских служащих на иные должности гражданской службы в том же или другом государственном органе.

2. Ротация федеральных гражданских служащих проводится в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции. Ротации подлежат федеральные гражданские служащие, замещающие должности руководителей указанных органов. Ротация федеральных гражданских служащих, замещающих иные должности федеральной гражданской службы категории "руководители", исполнение должностных обязанностей по которым связано с осуществлением контрольных или надзорных функций, в территориальных органах федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, может проводиться по перечню должностей, утверждаемому руководителем федерального органа исполнительной власти, а в территориальных органах федерального органа исполнительной власти, находящегося в ведении федерального министерства, - по перечню должностей, утверждаемому руководителем федерального органа исполнительной власти по согласованию с федеральным министром.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. N 53-ФЗ статья 60.1 настоящего Федерального закона дополнена частью 2.2

2.2. Ротация федеральных гражданских служащих может проводиться:

1) в федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, - по утверждаемым Президентом Российской Федерации перечням должностей федеральной гражданской службы, сформированным на основе предложений этих федеральных органов исполнительной власти;

2) в федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, - по утверждаемым Правительством Российской Федерации перечням должностей федеральной гражданской службы, сформированным на основе предложений этих федеральных органов исполнительной власти;

3) в других федеральных государственных органах - по утверждаемым Президентом Российской Федерации перечням должностей федеральной гражданской службы, сформированным на основе предложений руководителей этих федеральных государственных органов, в порядке, установленном Президентом Российской Федерации.

3. План проведения ротации федеральных гражданских служащих утверждается руководителем федерального государственного органа. Форма плана проведения ротации и порядок его утверждения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

4. Ротация федерального гражданского служащего, замещающего должность федеральной гражданской службы в федеральном органе исполнительной власти или его территориальном органе либо в другом федеральном государственном органе, в иной федеральный орган исполнительной власти или его территориальный орган либо в другой федеральный государственный орган проводится по согласованию между руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти и (или) других федеральных государственных органов, наделенными полномочиями назначать на должность федеральной гражданской службы, по которой проводится ротация, и освобождать от такой должности. Ротация федерального гражданского служащего в федеральный орган исполнительной власти, находящийся в ведении федерального министерства, или в территориальный орган такого федерального органа исполнительной власти подлежит согласованию также с федеральным министром.

5. При назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке ротации учитываются уровень его квалификации, специальность, направление подготовки, стаж гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки. Гражданский служащий не может быть назначен в порядке ротации на должность гражданской службы, размер должностного оклада по которой ниже размера должностного оклада по замещаемой этим гражданским служащим должности гражданской службы.

6. Должность гражданской службы в порядке ротации гражданских служащих замещается на срок от трех до пяти лет.

7. В течение последнего года действия срочного служебного контракта с гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы в порядке ротации, но не менее чем за шесть месяцев до окончания срока действия служебного контракта представитель нанимателя обязан в письменной форме под роспись уведомить гражданского служащего о предстоящем назначении гражданского служащего на другую должность гражданской службы в порядке ротации с указанием условий служебного контракта по новой должности гражданской службы.

Информация об изменениях:

Статья 60.1 дополнена частью 7.1 с 22 декабря 2018 г. - Федеральный закон

7.1. Перевод гражданского служащего в порядке ротации на должность гражданской службы в другом государственном органе осуществляется с его письменного согласия в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 33

8. Гражданский служащий может отказаться от замещения иной должности гражданской службы в порядке ротации по следующим причинам:

1) наличие заболевания, препятствующего проживанию гражданского служащего и (или) членов его семьи (супруга, супруги, несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по очной форме обучения, родителей, лиц, находящихся на иждивении гражданского служащего и проживающих совместно с ним) в местности, куда гражданский служащий назначается в порядке ротации. Перечень таких заболеваний утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

2) необходимость постоянного ухода за проживающими отдельно отцом, матерью, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, не находящимися на полном государственном обеспечении и нуждающимися в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре).

9. В случае отказа от предложенной для замещения должности гражданской службы в порядке ротации по причинам, указанным в части 8 настоящей статьи, гражданскому служащему не позднее чем за 30 дней до истечения срока действия срочного служебного контракта в письменной форме должна быть предложена иная вакантная должность гражданской службы в том же или другом государственном органе с учетом уровня квалификации, специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаний и умений, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей. В случае отказа от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в том же или другом государственном органе либо непредоставления ему иной должности гражданской службы гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы и служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона.

Информация об изменениях:

Статья 60.1 дополнена частью 9.1 с 22 декабря 2018 г. - Федеральный закон от 11 декабря 2018 г. N 461-ФЗ

9.1. В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения в порядке ротации должности гражданской службы по причинам, не указанным в части 8 настоящей статьи, служебный контракт с ним прекращается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона.

10. Перечень должностей гражданской службы субъекта Российской Федерации, по которым предусматривается ротация гражданских служащих субъекта Российской Федерации, и план проведения ротации гражданских служащих субъекта Российской Федерации утверждаются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Глава государства подписал закон, устанавливающий ротацию чиновников.

Теперь начальникам не придется долго засиживаться на одном месте: каждые три-пять лет человека будут ждать дорога дальняя и кресло в казенном доме.

В первую очередь под ротацию должны попадать руководители контрольных и надзорных органов. Речь не только о прокуратуре: за порядком в стране наблюдает большая масса граждан начальников.

Например, федеральная инспекция труда смотрит, как работается людям. Санэпидстанция контролирует, чтобы не заводились крысы. А налоговая инспекция считает наши деньги. И так далее, и тому подобное. Простой обыватель может и не знать названия тех десятков ведомств, которые выписывают грозные предписания в той или иной сфере. Однако они есть, и они действуют.

Нередко бывает, что руководитель районного звена какой-нибудь незнаменитой инспекции сидит на своем месте так хорошо и долго, что врос не только корнями в землю (точнее - в кресло), но коттеджами, лимузинами, банковскими счетами.

Любая, пусть и маленькая должность с полномочиями может приносить совсем немалые доходы. Это не секрет.

Потому и нужна ротация. Как задумывается, она не позволит чиновникам обрастать коррупционными связями. В последнее время из-за активности правоохранителей взятка стала чуть ли не глубоко интимным делом: ее можно взять только от хорошо знакомого человека. И то есть риск, что схватят. А с незнакомым прокурором-варягом, приезжим рыбинспектором, как считают сторонники ротации, договариваться будет гораздо трудней.

Любопытная цитата. Еще в советские годы один писатель заметил: "Осенью на Дальнем Востоке браконьеры ловят рыбу, рыбинспекторы ловят браконьеров. Но и у тех, и у других на зиму бочка икры в сарае". А все потому, что и рыбаки, и рыбинспекторы зачастую сидели за одними партами в школах.

Теперь закон устанавливает сроки и порядок проведения ротации гражданских служащих. План проведения ротации федеральных гражданских служащих утверждается руководителем ведомства.

Обязать к перемене мест могут и чиновников из обычных ведомств, не являющихся контрольными и надзорными. Но здесь решение будет приниматься отдельно.

Согласно закону, на федеральном уровне должен быть установлен перечень должностей, подлежащих ротации.

В список "перелетных" должны быть обязательно включены руководители территориальных подразделений ведомств, осуществляющих контрольные и надзорные функции. Ротация федеральных гражданских служащих, занимающих иные должности, тоже может проводиться. Закон разрешает президенту и правительству составить такие списки.

При переводе на новое место службы чиновнику оплатят все расходы, связанные с переездом, в том числе контейнеры для вещей.

На новом месте гражданину начальнику предоставят служебное жилье или будут доплачивать, чтобы он смог снять подходящую квартиру.

В отдельных случаях закон разрешает чиновнику отказаться от переезда. На это у него могут быть две причины. Первое: человек болен, и переезд ему противопоказан. Второе: кто-то из родных не сможет жить в новой местности.

Для реализации закона потребуется выделение из федерального бюджета 322,5 миллиона рублей в расчете на год. В связи с этим федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 года.

В случае отказа от предложенной должности по ротации по указанным причинам чиновнику не позднее чем за 30 дней до истечения срока действия срочного служебного контракта должна быть предложена иная вакантная должность гражданской службы в том же или другом государственном органе.

Однако на практике должность могут и не предложить. Так что человеку придется выбирать: либо семья, либо карьера. Кстати, многие чиновники ведомств, где предусмотрена ротация, часто отказываются от переезда или участия в списках на выдвижения именно потому, что не хотят оказаться неизвестно где.

Но и от служебного роста люди в таком случае отказываются. Наверх идут легкие на подъем.

Гражданской службе Российской Федерации

Какой вид должностей государственной службы законодательством о государственной службе не предусмотрен?

■ Должности федеральной государственной гражданской службы

·Должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации

· Воинские должности должности

· Должности правоохранительной службы

Какая группа должностей гражданской службы не предусмотрена законодательством о гражданской службе?

Младшая

· Средняя

· Главная

115. Должность гражданской службы в порядке ротации гражданских служащих замещается на
срок:

· от года до трех лет

· от трех до пяти лет

· от двух до трех лет

· до пяти лет

116. Гражданский служащий не может быть освобожден от замещаемой должности гражданской
службы и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в период:

■ профессиональной переподготовки гражданского служащего

■ обучения гражданского служащего в образовательной организации высшего образования

пребывания гражданского служащего в ежегодном отпуске

Работы со сведениями, содержащими государственную тайну

Вправе ли ранее осужденный гражданин замещать должность гражданской службы, если судимость снята до истечения срока погашения?

Нет, так как гражданин, имевший ранее судимость, не может замещать должность гражданской

Нет, так как данное ограничение направлено только на лиц, желающих замещать должности высшей группы должностей гражданской службы

■ Да, но предварительно он должен не менее года состоять в кадровом резерве

118. На государственную гражданскую службу Российской Федерации вправе поступать:

■ все лица, независимо от наличия гражданства Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет и владеющие государственным языком Российской Федерации

иностранные граждане, достигшие 18 лет и владеющие государственным языком Российской Федерации, по срочному контракту

Все граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет

все граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет и владеющие государственным языком Российской Федерации

119. Супруга заместителя министра одного из федеральных министерств открыла вклад в одном
из банков Йеменской Республики во время пребывания в туристической поездке. Какие
последствия это влечет для заместителя министра?



Увольнение в связи с утратой доверия

· Объявление выговора

· Необходимость подачи супругой декларации о доходах

· Никаких

Гражданский служащий входит в состав конкурсной комиссии государственного органа. Его сын подал документы на участие в конкурсе на замещение вакантной должности специалиста в данном государственном органе. Что должен сделать гражданский служащий?

■ Никаких действий предпринимать не нужно

В письменной форме уведомить представителя нанимателя и непосредственного начальника о

наличии конфликта интересов

■ Сообщить сыну, что тот не может участвовать в конкурсе на данную должность

Сообщить непосредственному начальнику и членам конкурсной комиссии о наличии конфликта интересов

■ Да, по конкурсу на общих основаниях

Гражданский служащий не явился на аттестацию без уважительной причины. Каковы будут для него последствия?

· Он будет уволен с гражданской службы

Он будет привлечен к дисциплинарной ответственности, а аттестация будет перенесена

■ Он будет лишен классного чина

132. Служебная проверка проводится:

по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего

· только по решению представителя нанимателя

· по устной жалобе гражданского служащего вышестоящему должностному лицу

По обращению третьих лиц

133. Служебная проверка должна быть завершена:

Не позднее чем через 14 календарных дней со дня принятия решения о ее проведении

не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении

· не позднее чем через два месяца со дня принятия решения о ее проведении

· не позднее чем через три месяца со дня принятия решения о ее проведении

Гражданский служащий подает в установленном порядке сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера относительно себя и своей семьи. Сведения о ком он подавать не обязан?



· Супруга (супруг)

· Сын, 7 лет

Дочь, 17 лет

Сын, 23 года

Государственным органом был объявлен конкурс по предоставлению субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям. В конкурсе приняла участие некоммерческая организация «Милосердие и забота».

Один из государственных служащих, участвующих в оценке конкурсных заявок и принятии решения о получении субсидий, ранее работал в указанной благотворительной организации, хотя на момент проведения конкурса не был связан с ней какими-либо финансовыми обязательствами.

Считая, что «Милосердие и забота» в наибольшей степени заслуживает поддержки, государственный служащий активно рассказывал о преимуществах этой организации и убеждал членов комиссии голосовать за нее.

В данной ситуации в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации»:

Конфликт интересов отсутствовал, но имело место нарушение требований к служебному поведению

конфликт интересов отсутствовал в случае, если благотворительная организация получила бы субсидию и в отсутствии поддержки со стороны гражданского служащего

■ имела место ситуация конфликта интересов, поскольку гражданский служащий использовал свое должностное положение в целях получения материальной выгоды конкретной благотворительной организацией

231. В 2005 году А. была назначена на должность заместителя начальника отдела в
территориальном органе федеральной службы. В 2009 году супруг А. был назначен на должность
руководителя этого территориального органа.

По результатам проведенной проверки соблюдения требований к служебному поведению коррупционной составляющей во взаимодействии руководителя территориального органа и государственной служащей А. не выявлено (отсутствовали факты выплаты премий в повышенном размере, предоставления каких-либо льгот, преференций и т.п.).

В данной ситуации:

· конфликт интересов отсутствует, поскольку А. была назначена на должность в территориальном органе федеральной службы до назначения ее супруга на должность руководителя

· конфликт интересов присутствует, но с учетом результатов проверки, показывающей отсутствие злоупотребления руководителем территориального органа своими полномочиями, государственные служащие могут продолжать замещать свои должности при постоянном контроле конфликта интересов со стороны комиссии по урегулированию конфликта интересов

поскольку руководитель территориального органа обладает полномочиями по назначению (освобождению) сотрудников на (от) должности, утверждает должностные обязанности сотрудников и реализует ряд других функций по управлению кадрами, то имеют место отношения непосредственной подчиненности служащей А. и ее супруга, как следствие нарушено ограничение, связанное с государственной гражданской службой, один из супругов должен быть уволен из территориального органа федеральной службы

■ конфликт интересов или нарушение ограничения, связанного с государственной гражданской службой, отсутствует, поскольку супруг служащей А. хотя и является руководителем территориального органа, но не является ее непосредственным начальником

232. Гражданская служащая К. замещает должность в Федеральной службе по охране
окружающей среды. По совместительству К. занимается педагогической деятельностью в
Институте природопользования. Служебная деятельность К. и содержание читаемых ею в
институте дисциплин тесно связаны.

В этой ситуации:

В этой ситуации:

законодательство о гражданской службе соблюдается до тех пор, пока в процессе педагогической деятельности К. не использует служебную информацию, ставшую ей известной в связи с исполнением должностных обязанностей гражданского служащего

законодательство о гражданской службе соблюдается, если представителю нанимателя по месту службы К. известно о ее работе по совместительству и факт работы К. по совместительству не вызывает возражений со стороны представителя нанимателя

имеет место нарушение законодательства о гражданской службе, поскольку в процессе педагогической деятельности К. использует знания и опыт, приобретенные ею в рамках работы в Федеральной службе по охране окружающей среды

имеет место конфликт интересов, поскольку для получения материальной выгоды в виде оплаты труда по основному месту работу К. использует знания и опыт, приобретенные ею в рамках работы в Федеральной службе по охране окружающей среды

В 2011 году гражданин поступил на гражданскую службу. В 2013 году супругой гражданского служащего совместно с ее родителями на условиях долевой собственности была приобретена квартира. Затраты супруги составили 2 млн. рублей, стоимость квартиры - 4 млн. рублей.

Гражданский служащий должен представить сведения о расходах супруги в случае, если общий доход гражданского служащего и его супруги за 2011-2012 годы составляет менее 2 млн. рублей

Гражданский служащий должен представить сведения о расходах супруги в случае, если общий доход гражданского служащего и его супруги за 2011-2012 годы составляет менее 4 млн. рублей

Гражданский служащий должен представить сведения о расходах супруги в случае, если общий доход гражданского служащего и его супруги за 2010-2012 годы составляет менее 2 млн. рублей

Гражданский служащий должен представить сведения о расходах супруги в случае, если общий доход гражданского служащего и его супруги за 2010-2012 годы составляет менее 4 млн. рублей

234. В феврале 2014 года ребенку гражданского служащего исполнилось 18 лет. При представлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2013 год в марте 2014 года гражданский служащий не представил сведения в отношении данного ребенка. В этой ситуации:

гражданский служащий не нарушал закон, так как на момент представления сведений его ребенок уже достиг совершеннолетия

Гражданский служащий нарушил требования закона, однако если проверка покажет, что его действия в целом были добросовестны, а не представление сведений вызвано заблуждением, то решением представителя нанимателя служащему может быть разрешено представить недостающие сведения, в том числе без применения к служащему мер ответственности за несвоевременное представление сведений

Гражданский служащий нарушил требования закона, однако если проверка покажет, что его действия в целом были добросовестны, а не представление сведений вызвано заблуждением, то решением представителя нанимателя служащему может быть разрешено представить недостающие сведения, при этом к служащему должно быть применено взыскание за несвоевременное представление сведений

к гражданскому служащему должны быть применены меры ответственности за ^-^ представление неполных и (или) недостоверных сведений

Разъяснение федеральным государственным органам применения законодательства, устанавливающего антикоррупционные требования, ограничения и запреты на гражданской службе, находится в компетенции:

· Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

· Управления Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции

· Федеральной службы по труду и занятости С

· Аппарата Правительства Российской Федерации

Целью выявления и урегулирования конфликта интересов на государственной службе является:

предотвращение совершения государственным служащим коррупционных правонарушений

Выявление коррупционных правонарушении, совершенных государственным служащим

Установление полного контроля над интересами государственных служащих, не связанных с непосредственным выполнением должностных обязанностей

· выявление коррупционных преступлений и уголовное преследование виновных лиц является основным способом профилактики коррупции

· коррупция существует как в государственном, так и частном секторе экономики

· коррупция свойственна только исполнительной ветви государственной власти

· коррупционная выгода всегда имеет денежную форму

Представление гражданином заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах при поступлении на гражданскую службу влечет за собой:

· применение к гражданину мер уголовной ответственности Г

· запрет на назначение гражданина на какую-либо должность гражданской службы в течение 1 года

*~ применение к гражданину мер дисциплинарной ответственности

отказ в приеме данного гражданина на гражданскую службу

*~ требование государственного органа о представлении гражданином достоверных и полных сведений

Гражданин, имеющий среднее профессиональное образование, желает поступить на гражданскую службу на должность категории «обеспечивающие специалисты» старшей группы должностей. При каких условиях это возможно в случае его соответствия иным квалификационным требованиям?

Он не имеет права поступить на должность, пока не получит высшее образование

Он имеет право поступить на должность при условии, если на момент ведения отборочных процедур получает высшее образование

Он имеет право поступить на должность

Он имеет право поступить на должность при условии наличия трудового стажа, в ходе которого получены знания и навыки, необходимые для исполнения должностных обязанностей по должности

Может ли представитель нанимателя в связи со служебной необходимостью взамен дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставляемого гражданскому служащему, имеющему ненормированный служебный день, компенсировать исполнение им должностных обязанностей за пределами нормальной продолжительности служебного времени оплатой как за сверхурочную работу?

· Может, так как представитель нанимателя в данном случае исходит из интересов государства и финансовых возможностей

· Может с согласия гражданского служащего

Не может

Может, так как у представителя нанимателя в данном случае право выбора предоставить указанную гарантию или компенсацию

Подарок, полученный гражданским служащим в связи с протокольным мероприятием:

- может быть выкуплен гражданским служащим после его передачи в государственный орган

Может быть оставлен гражданским служащим у себя при условии уведомления государственного органа о получении подарка

В обязательном порядке должен быть передан в государственный орган

Гражданский служащий не явился на аттестацию без уважительной причины. Каковы будут для него последствия?

Он будет лишен классного чина

Он будет уволен с гражданской службы

он будет привлечен к дисциплинарной ответственности, а аттестация

будет перенесена

гражданской службе Российской Федерации

В дополнение к письму Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 16 августа 2012 г. № 18-0/10/1-1105 в целях оказания методической помощи кадровым службам федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции, в организации и проведении ротации федеральных государственных гражданских служащих, а также обеспечения единообразного применения положений Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 395-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением ротации на государственной гражданской службе», вступающей в силу с 1 января 2013 г., направляем для учета в работе «Организация ротации федеральных государственных гражданских служащих в федеральных органах исполнительной власти» (прилагаются).

Методические рекомендации
Организация ротации федеральных государственных гражданских служащих в федеральных органах исполнительной власти

Настоящие Методические рекомендации подготовлены в целях оказания методической помощи кадровым службам федеральных органов исполнительной власти в проведении ротации федеральных государственных гражданских служащих (далее - гражданские служащие), а также обеспечения единообразного применения федеральными органами исполнительной власти положений Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 79-ФЗ) в редакции Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 395-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением ротации на государственной гражданской службе» (далее - Федеральный закон № 395-ФЗ), вступающей в силу с 1 января 2013 г.

1. Правовая основа осуществления ротации на федеральной государственной гражданской службе

Правовую основу осуществления ротации на федеральной государственной гражданской службе (далее - гражданская служба) составляют:

Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»;

Федеральный закон № 79-ФЗ в редакции Федерального закона № 395-ФЗ.

2. Общие положения

2.1. В соответствии с частью 1 статьи 60.1 Федерального закона № 79-ФЗ в редакции Федерального закона № 395-ФЗ основными целями ротации являются повышение эффективности гражданской службы и противодействие коррупции.

2.2. Под ротацией гражданского служащего понимается предусмотренное служебным контрактом и осуществляемое в соответствии с планом проведения ротации в порядке, установленном положениями статьи 60.1 Федерального закона № 79-ФЗ в редакции Федерального закона № 395-ФЗ, назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы, включенную в перечень должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация, в том же или в другом федеральном органе исполнительной власти с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа государственной службы или стажа работы (службы) по специальности.

2.3. Ротация на гражданской службе не является мерой поощрения (награждения) или видом дисциплинарного взыскания. Вместе с тем, результаты исполнения гражданским служащим должностных обязанностей по замещаемой должности гражданской службы должны учитываться при определении иной должности, на которую гражданский служащий назначается в порядке ротации. В этой связи назначение в ходе ротации гражданского служащего на должность в порядке должностного роста должно основываться на положительной оценке результатов его профессиональной служебной деятельности.

2.4. Ротация гражданских служащих осуществляется в целях изменения содержания должностных обязанностей гражданского служащего и (или) круга лиц, с которыми гражданский служащий взаимодействует, посредством последовательной смены его подчиненности и (или) места прохождения гражданской службы.

2.5. Часть 2 статьи 60.1 Федерального закона № 79-ФЗ в редакции Федерального закона № 395-ФЗ определяет возможность ротации только лиц, замещающих должности гражданской службы категории «руководители» в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции.

Для осуществления ротации по иным должностям гражданской службы необходимо издание нормативного правового акта Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации об утверждении перечня должностей, который формируется на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации.

До принятия указанных нормативных правовых актов осуществление ротации по иным должностям гражданской службы будет являться неправомерным.

2.6. Учитывая то, что ротация входит в число кадровых технологий, вопросы, связанные с реализацией статьи 60.1. Федерального закона № 79-ФЗ в редакции Федерального закона № 395-ФЗ, относятся к компетенции кадровой службы федерального органа исполнительной власти.

2.7. В целях обеспечения процессов введения и реализации механизма ротации гражданских служащих в федеральном органе исполнительной власти необходимо:

разработать и утвердить перечень должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация гражданских служащих;

разработать и утвердить план проведения ротации;

3. Определение федеральным органом исполнительной власти перечня должностей федеральной государственной гражданской службы, по которым предусматривается ротация

3.1. В перечень должностей, по которым предусматривается ротация (далее - перечень), включаются все должности гражданской службы категории «руководители», предусмотренные штатными расписаниями территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контрольные и надзорные функции. В соответствии с разделом 11 Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 1574 (с изм. на 1 августа 2012 г.), в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти предусмотрены следующие должности гражданской службы категории «руководители»:

Подраздел 1. В территориальном органе федерального органа исполнительной власти межрегионального уровня:

руководитель территориального органа 11-1-2-001;

представитель федерального органа исполнительной власти 11-1-2-002;

уполномоченный федерального органа исполнительной власти 11-1-2-003;

заместитель руководителя территориального органа 11-1-2-004;

заместитель представителя федерального органа исполнительной власти 11-1-3-005;

заместитель уполномоченного федерального органа исполнительной власти 11-1-3-006;

начальник отдела территориального органа 11-1-3-007;

заместитель начальника отдела территориального органа 11-1-3-008.

Глава 4. Отдельные должности в региональных таможенных управлениях, в таможнях, на таможенных постах межрегионального уровня Федеральной таможенной службы:

начальник службы регионального таможенного управления 11-1-3-029;

заместитель начальника службы регионального таможенного управления 11-1-3-029.1;

заместитель начальника таможни 11-1-3-030;

начальник таможенного поста 11-1-3-031;

заместитель начальника таможенного поста 11-1-3-031.1;

начальник службы таможни 11-1-3-031.2;

заместитель начальника службы таможни 11-1-3-031.3;

начальник отдела в службе регионального таможенного управления 11-1-3-032;

начальник отдела таможни (таможенного поста) 11-1-3-033;

заместитель начальника отдела в службе регионального таможенного управления 11-1-3-034;

заместитель начальника отдела таможни (таможенного поста) 11-1-3-035;

начальник отделения регионального таможенного управления 11-1-3-036;

начальник отделения таможни (таможенного поста) 11-1-3-037.

Глава 6. Отдельные должности в территориальных органах Министерства юстиции Российской Федерации межрегионального уровня:

начальник главного управления Министерства юстиции Российской Федерации 11-1-2-050.1;

начальник управления Министерства юстиции Российской Федерации 11-1-2-050.2;

заместитель начальника главного управления Министерства юстиции Российской Федерации 11-1-2-050.3;

заместитель начальника управления Министерства юстиции Российской Федерации 11-1-2-050.4.

Глава 6. Отдельные должности в территориальных органах Министерства юстиции Российской Федерации в субъекте Российской Федерации:

начальник главного управления Министерства юстиции Российской Федерации 11-2-2-081.1;

начальник управления Министерства юстиции Российской Федерации 11-2-2-081.2;

заместитель начальника главного управления Министерства юстиции Российской Федерации 11-2-2-081.3;

заместитель начальника управления Министерства юстиции Российской Федерации 11-2-3-081.4.

Глава 7. Отдельные должности в территориальных органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации:

начальник государственной специализированной инспекции 11-1-3-050.5;

начальник государственной зональной инспекции 11-1-3-050.6;

заместитель начальника государственной специализированной инспекции 11-1-3-050.7;

начальник государственной линейной инспекции 11-1-3-050.8;

заместитель начальника государственной зональной инспекции 11-1-3-050.9;

начальник государственной участковой инспекции 11-1-3-050.10;

заместитель начальника государственной линейной инспекции 11-1-3-050.11;

начальник отдела в государственной специализированной инспекции 11-1-3-050.12;

начальник государственного инспекторского поста 11-1-3-050.13.

Подраздел 2. В территориальном органе федерального органа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации:

руководитель территориального органа 11-1-2-051;

представитель федерального органа исполнительной власти 11-1-2-052;

уполномоченный федерального органа исполнительной власти 11-1-2-053;

заместитель руководителя территориального органа 11-1-2-054;

заместитель представителя федерального органа исполнительной власти 11-1-2-055;

заместитель уполномоченного федерального органа исполнительной власти 11-1-2-056;

начальник отдела территориального органа 11-1-2-057;

заместитель начальника отдела территориального органа 11-1-2-058.

Подраздел 3. В территориальном органе федерального органа исполнительной власти межрайонного, городского (районного) уровня:

руководитель территориального органа 11-1-3-082;

заместитель руководителя территориального органа 11-1-3-083;

начальник отдела 11-1-3-084;

заместитель начальника отдела 11-1-3-085.

Подраздел 4. В территориальном органе федерального органа исполнительной власти, расположенном в г. Байконуре на период аренды комплекса «Байконур» Российской Федерацией:

руководитель территориального органа 11-1-2-109;

представитель федерального органа исполнительной власти 11-1-2-110;

уполномоченный федерального органа исполнительной власти 11-1-2-111;

заместитель руководителя территориального органа 11-1-3-112;

заместитель представителя федерального органа исполнительной власти 11-1-3-113;

заместитель уполномоченного федерального органа исполнительной власти 11-1-3-114;

начальник отдела территориального органа 11-1-3-115;

заместитель начальника отдела территориального органа 11-1-3-116.

3.3. Сформированный перечень позволяет определить общее количество должностей гражданской службы, по которым будет осуществляться ротация в федеральном органе исполнительной власти.

3.4. Перечень утверждается:

Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником

3.4. В целях обеспечения реализации механизма ротации с момента вступления в силу с 1 января 2013 г. соответствующих положений Федерального закона № 79-ФЗ в редакции Федерального закона № 395-ФЗ нормативный правовой акт об утверждении перечня должностей целесообразно издать в 2012 г., предусмотрев норму о том, что он вступает в силу с 1 января 2013 г.

3.5. Нормативный правовой акт об утверждении перечня подлежит направлению в Министерство юстиции Российской Федерации с целью его государственной регистрации.

4. Период ротации

4.1. В соответствии с частью 6 статьи 60.1 Федерального закона № 79-ФЗ должность гражданской службы, на которую гражданский служащий назначается в порядке ротации, замещается на срок от трех до пяти лет (далее - период ротации).

4.2. Конкретный срок замещения должности в порядке ротации рекомендуется указать для каждой должности в плане проведения ротации.

При определении срока замещения должности гражданской службы в порядке ротации рекомендуется учитывать, с одной стороны, возможность возникновения коррупционных рисков, связанных с длительным замещением одной должности гражданской службы, а с другой стороны - время, необходимое для профессиональной адаптации при назначении на указанную должность гражданской службы.

4.3. В случае, если гражданский служащий, замещавший должность гражданской службы, по которой предусматривается ротация, назначается до истечения соответствующего периода ротации на иную, в том числе вышестоящую должность гражданской службы, по которой также предусматривается ротация, период ротации начинает исчисляться вновь с момента назначения служащего на иную должность гражданской службы.

4.4. Периоды временной нетрудоспособности гражданского служащего, нахождения его в ежегодном оплачиваемом отпуске, отпуске по беременности и родам учитываются в периоде ротации.

4.5. Если в течение периода замещения должности гражданской службы, по которой предусматривается ротация, гражданский служащий в соответствии с частью 4 статьи 28 Федерального закона № 79-ФЗ перемещен на иную должность без изменения должностных обязанностей, то при исчислении периода ротации не учитывается изменение наименования должности гражданской службы, в связи с чем период ротации отсчитывается с момента назначения на должность гражданской службы с предыдущим наименованием.

5. Разработка и утверждение плана проведения ротации

5.3. В соответствии с частью 3 статьи 60.1 Федерального закона № 79-ФЗ план утверждается:

руководителем федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации;

руководителем федерального органа исполнительной власти, находящегося в ведении федерального министерства, по согласованию с федеральным министром.

5.4. В соответствии с частью 4 статьи 60.1 Федерального закона № 79-ФЗ в редакции Федерального закона № 395-ФЗ назначение гражданских служащих в порядке ротации на должность гражданской службы в другой федеральный орган исполнительной власти проводится по согласованным решениям руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, либо руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств, по согласованию с федеральными министрами. В этой связи проект плана, предусматривающий назначение гражданских служащих одного федерального министерства в порядке ротации на должность гражданской службы в другое федеральное министерство, направляется на согласование в это федеральное министерство. Если назначение гражданских служащих планируется осуществлять между федеральными органами исполнительной власти, находящимися в ведении федеральных министерств, то проект плана направляется из одного федерального органа исполнительной власти на согласование в другой, а также федеральным министрам.

5.5. В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 2 июля 2005 г. № 773 «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» (далее - Указ № 773) федеральные министры до решения вопроса о кандидате на должность руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти согласовывают кандидатуру с высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

В этой связи кандидатура для назначения на должность руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти в порядке ротации непосредственно перед увольнением подлежит согласованию с высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), на территории которого расположен данный территориальный орган, в порядке, установленном Указом № 773.

5.6. Кроме того, в соответствии с пунктом 6 Положения о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849, кандидатуры для назначения на должности федеральных государственных служащих и кандидатуры для назначения на иные должности в пределах федерального округа, если назначение на эти должности осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти подлежат согласованию с полномочным представителем Президента Российской Федерации в федеральном округе.

В этой связи кандидатуры для назначения в порядке ротации на должность руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти, а также его заместителя (-ей) также подлежат согласованию с полномочным представителем Президента Российской Федерации в федеральном округе, в котором располагается данный территориальный орган.

5.7. В плане предусматривается проведение ротации по всем должностям, включенным в перечень.

5.8. В целях включения в план информации о гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, предусмотренные перечнем, назначение на которые осуществляется руководителем территориального органа федерального органа исполнительной власти, в территориальные органы федерального органа исполнительной власти направляется запрос. Обновление данной информации рекомендуется проводить систематически, установив необходимость представления соответствующих данных к установленному сроку не реже одного раза в год.

должности гражданской службы, включенные в перечень;

фамилию, имя, отчество гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы, включенную в перечень, срок действия срочного служебного контракта;

фамилию, имя, отчество гражданского служащего, которого планируется назначить в порядке ротации на должность, включенную в перечень, и планируемый срок действия срочного служебного контракта;

семейное положение и количество членов семьи гражданского служащего, которого планируется назначить в порядке ротации на должность, включенную в перечень (в количество членов семьи включаются только те члены семьи гражданского служащего, которые готовы к переезду к новому месту прохождения им гражданской службы);

информацию о необходимости переезда гражданского служащего, которого планируется назначить в порядке ротации на должность, включенную в перечень, в другую местность в пределах Российской Федерации и обеспечения его служебным жилым помещением.

Примерная форма плана приведена в к настоящим Методическим рекомендациям.

5.10. При определении должностей гражданской службы, на которые гражданский служащий может быть назначен в порядке ротации, необходимо руководствоваться следующими подходами:

в соответствии с частью 5 статьи 60.1 Федерального закона № 79-ФЗ в редакции Федерального закона № 395-ФЗ ротация гражданских служащих проводится в пределах одной группы должностей гражданской службы, по которым установлены должностные оклады в размерах не ниже размеров должностных окладов по ранее замещаемым должностям гражданской службы, с учетом уровня квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности гражданских служащих;

если супруг (супруга) гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы, по которой предусмотрена ротация в наступающем календарном году, также замещает должность гражданской службы, по которой предусмотрена ротация, рекомендуется осуществлять назначения в порядке ротации таким образом, чтобы супруги одновременно проходили гражданскую службу в одной местности;

рекомендуется заранее учитывать возможность отказа гражданского служащего от замещения иной должности гражданской службы в порядке ротации по причинам, предусмотренным частью 8 статьи 60.1 Федерального закона № 79-ФЗ в редакции Федерального закона № 395-ФЗ;

рекомендуется отдавать предпочтение таким вариантам назначения гражданского служащего на новую должность в порядке ротации, которые будут способствовать его профессиональному развитию и (или) повышению эффективности деятельности территориального органа федерального органа исполнительной власти, в который планируется назначение;

необходимо исключать такие варианты назначения гражданского служащего на иную должность в порядке ротации, которые могут повлечь возникновение конфликта интересов;

5.11. К расходам, связанным с назначением на должность гражданской службы в порядке ротации, относятся:

расходы на переезд гражданского служащего и членов его семьи к месту службы в другую местность в пределах Российской Федерации, которые возмещаются территориальным органом федерального органа исполнительной власти, в который гражданский служащий направляется в порядке ротации. При этом под другой местностью в соответствии с пунктом 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» следует понимать местность за пределами административно-территориальных границ соответствующего населенного пункта;

расходы на переезд гражданского служащего и членов его семьи в другую местность в пределах Российской Федерации после расторжения срочного служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы, которые возмещаются за счет территориального органа федерального органа исполнительной власти, в котором гражданский служащий замещал последнюю должность гражданской службы (указанные расходы учитываются при составлении прогнозного расчета суммарных затрат на осуществление ротации в году, в котором у гражданского служащего заканчивается период ротации и не запланирован его переход на иную должность гражданской службы в порядке ротации);

расходы в связи с обеспечением гражданского служащего, назначенного в порядке ротации на должность гражданской службы в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, служебным жилым помещением, а при отсутствии по новому месту службы служебного жилого помещения - затрат на возмещение гражданскому служащему расходов на наем (поднаем) жилого помещения, которые обеспечиваются территориальным органом федерального органа исполнительной власти.

Одновременно с указанными расходами необходимо также учитывать возможную потребность в расходах на профессиональную переподготовку или повышение квалификации гражданских служащих в связи с назначением их на новые должности гражданской службы.

5.12. Компенсация расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи к месту службы в другой государственный орган или к месту жительства по выбору гражданского служащего в пределах Российской Федерации после окончания срока служебного контракта о замещении должности гражданской службы, производится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2007 г. № 514 «О порядке и условиях возмещения расходов, связанных с переездом федерального государственного гражданского служащего и членов его семьи в другую местность при переводе федерального государственного гражданского служащего в другой федеральный государственный орган» и включает:

Расходы по проезду гражданского служащего и членов его семьи воздушным и железнодорожным транспортом;

Расходы по провозу имущества (весом до 20 тонн) гражданского служащего и членов его семьи железнодорожным и автомобильным транспортом, кроме такси, - в размере документально подтвержденных фактических расходов;

Расходы по обустройству на новом месте жительства:

на гражданского служащего - 2,5 месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы по новому месту службы;

на супругу (супруга) - 1,5 указанного оклада гражданского служащего;

на одного переезжающего члена семьи - 1 указанный оклад гражданского служащего;

Выплата суточных за каждый день нахождения в пути следования к новому месту гражданской службы в размерах, установленных Правительством Российской Федерации при служебном командировании на территории Российской Федерации (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2003 г. № 187 «О размерах возмещения организациями, финансируемыми за счет средств федерального бюджета, расходов работникам в связи с их переездом на работу в другую местность» размер суточных составляет 100 руб. за каждый день нахождения в пути).

5.13. После утверждения плана выписки из него рекомендуется направить руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, гражданским служащим, которые включены в данный план, а также высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах.

5.14. В целях обеспечения реализации механизма ротации с момента вступления в силу с 1 января 2013 г. соответствующих положений Федерального закона № 79-ФЗ в редакции Федерального закона № 395-ФЗ план целесообразно издать в октябре 2012 года, предусмотрев его реализацию с 1 января 2013 г. В дальнейшем утверждать план рекомендуется не позднее 1 октября года, предшествующего году его реализации.

6. Переходные положения

6.1. После утверждения федеральным органом исполнительной власти перечня и плана необходимо провести следующие мероприятия.

Учитывая, что условие о нахождении должности гражданской службы в перечне пунктом 10 части 3 статьи 24 Федерального закона № 79-ФЗ в редакции Федерального закона № 395-ФЗ отнесено к существенным условиям служебного контракта, в соответствии с частью 2 статьи 29 Федерального закона № 79-ФЗ представитель нанимателя должен уведомить гражданских служащих, замещающих должности, предусмотренные перечнем, вне зависимости от того, какой с ними заключен служебный контракт (служебный контракт на неопределенный срок или срочный служебный контракт), об изменении существенных условий служебного контракта в письменной форме не позднее, чем за два месяца до их введения. Так как Федеральный закон № 79-ФЗ в редакции Федерального закона № 395-ФЗ вступает в силу с 1 января 2013 г. представителю нанимателя следует уведомить гражданских служащих об изменении существенных условий служебного контракта не позднее 1 ноября 2012 г.

Поскольку срок замещения должности, по которой предусматривается ротация, составляет от трех до пяти лет, предполагается также установление гражданским служащим, замещающим данные должности гражданской службы, нового срока служебного контракта (от 3 до 5 лет в зависимости от срока, установленного в плане).

6.2. Если гражданский служащий не согласен на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы с изменением существенных условий служебного контракта, представитель нанимателя предлагает ему для замещения иную должность гражданской службы. В случае письменного отказа гражданского служащего от данной должности гражданской службы в соответствии с частью 4 статьи 29 Федерального закона № 79-ФЗ представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы на основании пункта 7 части 1 статьи 33 Федерального закона № 79-ФЗ.

6.3. В случае согласия гражданского служащего на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы с изменением существенных условий служебного контракта с гражданским служащим заключается письменное дополнительное соглашение к служебному контракту на неопределенный срок или срочному служебному контракту, которое в соответствии с пунктом 22 Примерной формы служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - Примерная форма служебного контракта), утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 16 февраля 2005 г. № 159, является неотъемлемой его частью. Дополнительное соглашение должно содержать условие о нахождении замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы в перечне и новый срок ее замещения (от 3 до 5 лет в зависимости от срока, установленного в плане).

Указанные изменения и дополнения вносятся в служебный контракт на неопределенный срок или срочный служебный контракт по соглашению сторон в связи с изменением законодательства Российской Федерации, что предусмотрено подпунктом «а» пункта 21 Примерной формы служебного контракта.

С этого момента начнет отсчитываться период ротации гражданских служащих.

Необходимость в возмещении гражданским служащим расходов, связанных с их переездом и членов их семей к месту службы в другую местность в пределах Российской Федерации, и обеспечении их служебными жилыми помещениями или возмещении расходов на наем (поднаем) жилых помещений в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 52 Федерального закона № 79-ФЗ в редакции Федерального закона № 395-ФЗ в этом случае не возникает, так как гражданские служащие продолжают замещать должности гражданской службы в том же государственном органе.

6.4. Если должность гражданской службы, предусмотренная перечнем, является вакантной, назначение на нее осуществляется с учетом следующих особенностей.

На данную должность гражданской службы может быть назначен гражданский служащий, который включен в план и согласен на ее замещение.

С данным гражданским служащим прекращается служебный контракт, он освобождается от замещаемой должности гражданской службы, но при этом не увольняется с гражданской службы. При его назначении на должность гражданской службы, предусмотренную перечнем, в государственный орган, расположенный в другой местности, в соответствии с пунктами 9.1 и 9.2 части 1 статьи 52 Федерального закона № 79-ФЗ в редакции Федерального закона № 395-ФЗ ему гарантируются:

возмещение расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи к месту службы в другую местность в пределах Российской Федерации;

обеспечение служебными жилыми помещениями или возмещение расходов на наем (поднаем) жилых помещений.

Вакантная должность гражданской службы, включенная в перечень, может быть также замещена лицами из числа граждан Российской Федерации, которые не проходили гражданскую службу и не замещали должности гражданской службы. Кроме того, на нее могут быть назначены гражданские служащие, уволенные с гражданской службы вне зависимости от даты прекращения служебного контракта. Следует учитывать, что данным лицам не предоставляются гарантии, установленные пунктами 9.1 и 9.2 части 1 статьи 52 Федерального закона № 79-ФЗ в редакции Федерального закона № 395-ФЗ.

7. Проведение ротации

7.1. В соответствии с частью 7 статьи 60.1 Федерального закона № 79-ФЗ в редакции Федерального закона № 395-ФЗ предупреждение гражданского служащего об истечении срока действия срочного служебного контракта, заключенного на период ротации, осуществляется представителем нанимателя за три месяца до назначения гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке ротации. При этом назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке ротации должно быть произведено в день, следующий за днем прекращения срочного служебного контракта.

дату истечения срока действия срочного служебного контракта;

предложение о назначении на иную должность гражданской службы в порядке ротации (должность гражданской службы, на которую планируется назначить гражданского служащего, местность прохождения службы, должностной оклад, период ротации);

информацию о государственных гарантиях, предоставляемых гражданскому служащему и членам его семьи в случае назначения на должность гражданской службы, предполагающего переезд в другую местность.

7.3. С уведомлением гражданский служащий должен быть ознакомлен под роспись.

7.4. В случаях нахождения гражданского служащего вне места прохождения гражданской службы: в служебной командировке, в ежегодном оплачиваемом отпуске, отпуске по беременности и родам, в связи с временной нетрудоспособностью он должен быть ознакомлен с уведомлением в день выхода на гражданскую службу. В этом случае уведомление не считается направленным с нарушением сроков, а истечение 3-месячного срока начнется с момента ознакомления в письменной форме с ним гражданского служащего.

Следует отметить, что в случае истечения срочного служебного контракта в период отпуска по беременности и родам в соответствии со статьей 261 Трудового кодекса Российской Федерации представитель нанимателя обязан по письменному заявлению женщины, находящейся в данном отпуске, и при предоставлении медицинской справки, подтверждающей состояние беременности, продлить срок действия служебного контракта до окончания беременности. Женщина, срок действия служебного контракта с которой был продлен до окончания беременности, обязана по запросу представителя нанимателя, но не чаще чем один раз в три месяца, предоставлять медицинскую справку, подтверждающую состояние беременности.

Если срок служебного контракта заканчивается в период нахождения гражданского служащего в отпуске по уходу за ребенком, то в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона № 79-ФЗ служебный контракт расторгается в связи с истечением срока его действия. Перед этим гражданский служащий приглашается для ознакомления в письменной форме с уведомлением, в отношении него соблюдаются все процедуры, предусмотренные положениями статьи 60.1 Федерального закона № 79-ФЗ в редакции Федерального закона № 395-ФЗ.

7.5. В соответствии с частью 7 статьи 60.1 Федерального закона № 79-ФЗ в редакции Федерального закона № 395-ФЗ назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке ротации осуществляется с его согласия.

Согласие гражданского служащего должно быть получено в письменной форме. Рекомендуется предоставить гражданскому служащему возможность выразить согласие на назначение и заверить его личной подписью непосредственно на уведомлении.

7.6. В соответствии с частью 8 статьи 60.1 Федерального закона № 79-ФЗ в редакции Федерального закона № 395-ФЗ гражданский служащий может отказаться от замещения иной должности гражданской службы в порядке ротации по следующим причинам:

наличие заболевания, в связи с которым замещение должности гражданской службы в порядке ротации противопоказано по состоянию здоровья гражданского служащего в соответствии с медицинским заключением;

невозможность проживания членов семьи гражданского служащего (супруга, супруги, несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, родителей, лиц, находящихся на иждивении гражданского служащего и проживающих совместно с ним) в местности, куда гражданский служащий назначается в порядке ротации, в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы или медицинским заключением.

7.7. В соответствии с частью 9 статьи 60.1 Федерального закона № 79-ФЗ в редакции Федерального закона № 395-ФЗ в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения должности гражданской службы в порядке ротации по причинам, указанным в части 8 указанной статьи, гражданскому служащему не позднее чем за 30 дней до истечения срока действия срочного служебного контракта в письменной форме должна быть предложена иная вакантная должность гражданской службы в том же или другом государственном органе с учетом уровня квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности гражданского служащего.

7.8. В соответствии с частью 9 статьи 60.1 Федерального закона № 79-ФЗ в редакции Федерального закона № 395-ФЗ в случае отказа от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в том же или другом государственном органе либо непредоставления гражданскому служащему иной должности гражданской службы (в случае ее отсутствия) гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы, увольняется с гражданской службы и служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона № 79-ФЗ.

7.9. Частью 5 статьи 35 Федерального закона № 79-ФЗ в редакции Федерального закона № 395-ФЗ установлено, что при расторжении срочного служебного контракта о замещении гражданским служащим должности гражданской службы в порядке ротации, освобождении его от замещаемой должности и увольнении с гражданской службы в случаях, указанных в части 9 статьи 60.1 Федерального закона № 79-ФЗ в редакции Федерального закона № 395-ФЗ, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

7.10. При назначении гражданского служащего в порядке ротации на должность гражданской службы в государственный орган, расположенный в другой местности, кадровой службе рекомендуется не позднее, чем за 30 календарных дней до назначения гражданского служащего на должность гражданской службы в порядке ротации направить в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, в который планируется назначить гражданского служащего, мотивированную информацию о потребности в жилье.

7.11. Необходимо учитывать, что любые назначения гражданского служащего на иную должность гражданской службы (назначение на вышестоящую должность гражданской службы, на равнозначную должность гражданской службы), осуществляемые вне плана, ротацией не являются.

7.12. Если гражданский служащий назначается в порядке ротации на должность гражданской службы, предусматривающую допуск к государственной тайне, то в случае, если он имеет такой допуск, в соответствии с пунктом 41 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 г. № 63 (далее - Инструкция), карточка о допуске по письменному запросу режимно-секретного подразделения государственного органа пересылается по новому месту прохождения гражданской службы.

В случае, если гражданский служащий не имеет формы допуска к государственной тайне, которая требуется для замещения должности гражданской службы в порядке ротации, то ему оформляется такой допуск в соответствии с Инструкцией.

Учитывая, что оформление первой и второй форм допуска к государственной тайне требуют согласно пункту 7 Инструкции проведения органами безопасности проверочных мероприятий, на что может потребоваться длительное время, гражданский служащий может быть назначен на должность гражданской службы, для замещения которой требуется данный допуск, с оформлением ему третьей формы допуска, что не требует обязательного проведения указанных мероприятий. После окончания проверочных мероприятий для допуска к государственной тайне первой или второй формы гражданскому служащему в случае принятия такого решения оформляется данный допуск.

8. Информирование о проведении ротации

8.1. Кадровой службе рекомендуется ежегодно не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным, представлять руководителю федерального органа исполнительной власти отчет о проведении ротации в прошедшем календарном году и, при необходимости, предложения по совершенствованию ротации.

8.2. Отчет о проведении ротации может содержать следующие сведения:

общее количество гражданских служащих, назначенных на иные должности гражданской службы в порядке ротации в прошедшем календарном году;

количество гражданских служащих, отказавшихся от предложенной для замещения должности гражданской службы в порядке ротации по основаниям, указанным в части 8 статьи 60.1 Федерального закона № 79-ФЗ;

количество гражданских служащих, освобожденных от замещаемой должности гражданской службы и уволенных с гражданской службы в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона № 79-ФЗ;

количество должностей гражданской службы, по которым предусмотрена ротация, оставшихся вакантными по итогам ротации в прошедшем календарном году;

сумма расходов на проведение ротации (общая и по видам расходов);

краткое описание трудностей, возникших при подготовке и проведении ротации

Пример составления проекта плана проведения ротации

Утвержден приказом

________________________________________________________

от «____» _____________20__ г.

ПЛАН
проведения ротации федеральных государственных гражданских служащих
____________________________________________________________ на 2013 - 2019 годы

(наименование федерального органа исполнительной власти)

Должности гражданской службы, включенные в перечень должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация Ф.И.О. гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы в порядке ротации, срок действия служебного контракта Ф.И.О. гражданского служащего, назначаемого на должность в порядке ротации, планируемый срок действия служебного контракта Необходимость переезда в другую местность гражданского служащего, назначаемого на должность в порядке ротации Семейное положение, количество членов семьи гражданского служащего, назначаемого на должность гражданской службы в порядке ротации
1. Начальник Управления по надзору в сфере……… по Московской области И.И. Иванов 20.01.2013 - 20.01.2015 П.П. Петров 21.01.2015-21.01.2018 отсутствует Женат 4 члена семьи
2. Начальник Управления по надзору в сфере……… по городу Москве П.П. Петров 20.01.2013 - 20.01.2015 И.И. Иванов 21.01.2015-21.01.2018 отсутствует Не женат 2 члена семьи
3. Начальник Управления по надзору в сфере……… по Ленинградской области С.С. Сидоров 20.01.2013 - 20.01.2015 С.С. Смирнов 21.01.2015-21.01.2018 отсутствует Женат 5 членов семьи
4. Начальник Управления по надзору в сфере……… по городу Санкт-Петербургу С.С. Смирнов 20.01.2013 - 20.01.2015 С.С. Сидоров 21.01.2015-21.01.2018 отсутствует Женат 3 члена семьи
5. Начальник Управления по надзору в сфере……… по Новгородской области Ф.Ф. Федоров 15.01.2013-15.01.2016 Б.Б. Белов 16.01.2016-16.01.2019 в Нижний Новгород из Пскова Не женат 1 член семьи
6. Начальник Управления по надзору в сфере……… по Псковской области Б.Б. Белов 15.01.2013-15.01.2016 Ф.Ф. Федоров 16.01.2016-16.01.2019 в Псков из Нижнего Новгорода Женат 2 члена семьи
7.
8.

Обзор документа

С 1 января 2013 г. вводится ротация кадров на государственной гражданской службе в федеральных органах исполнительной власти. Приведены методические рекомендации ее организации.

Под ротацией понимается предусмотренное служебным контрактом назначение госслужащего на иную должность в том же или в другом органе. При этом учитывается уровень квалификации, профобразование и стаж работы служащего.

Цель ротации - повышение эффективности гражданской службы и противодействие коррупции.

Ротация не является мерой поощрения (награждения) или видом дисциплинарного взыскания.

В перечень должностей, по которым она предусматривается, включаются все должности категории "руководители".

Должность, на которую гражданский служащий назначается в порядке ротации, замещается на срок от 3 до 5 лет. Конкретный период для каждой должности указывается в плане проведения ротации. При этом рекомендовано учитывать возможность возникновения коррупционных рисков, а также время, необходимое для профессиональной адаптации при назначении на новую должность.

Периоды временной нетрудоспособности гражданского служащего, нахождения его в ежегодном оплачиваемом отпуске, отпуске по беременности и родам учитываются в срок ротации.

Определен порядок разработки и утверждения плана проведения ротации.

Представитель нанимателя должен уведомить соответствующих сотрудников об изменении существенных условий служебного контракта в части включения их должностей в перечень.

Если госслужащий согласен с указанными изменениями, с ним заключается допсоглашение. В нем прописывается новый срок замещения должности. В противном случае сотруднику предлагают другую должность. При отказе от нее госслужащий может быть уволен.

Вакантная должность госслужбы, предусмотренная перечнем, замещается с учетом некоторых особенностей.

Кадровая служба должна ежегодно не позднее 1 февраля представлять руководителю госоргана отчет о проведении ротации в прошедшем календарном году.

Минтруд России письмом от 16.08.2012 № 18-0/10/1-1105 «Об организации и проведении с 1 января 2013 г. ротации федеральных государственных гражданских служащих» разъяснил порядок реализации введения механизма ротации федеральных государственных гражданских служащих, которая предусматривается вступающими в действие с 1 января 2013 г. нормами Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В соответствии с положениями вышеуказанного федерального закона механизм ротации федеральных государственных гражданских служащих предусматривается для лиц, замещающих должности категории «руководители» в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции.

Письмом разъяснены: понятие ротации; порядок уведомления гражданских служащих, замещающих должности, включенные перечень должностей, по которым предусматривается ротация гражданских служащих; сроки формирования перечней должностей и планов проведения ротации.

Также сообщено, что Минтрудом России разрабатываются методические рекомендации по организации ротации, которые будут направлены в федеральные органы исполнительной власти дополнительно.

В названном письме сообщается:

В соответствии с подпунктом 8 пункта 3 поручения Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2012 г. N ВЗ-П17-1929, во исполнение подпункта "з" пункта 2 Национального плана противодействия коррупции на 2012 - 2013 годы (далее - Национальный план), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 г. N 297 Минздравсоцразвития России, Минэкономразвития России, Минрегиону России, Минфину России и Минюсту России поручено обеспечить организацию и проведение ротации государственных гражданских служащих в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 395-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением ротации на государственной гражданской службе" (далее - Федеральный закон N 395-ФЗ), а также финансирование данных мероприятий.

Частью 2 статьи 60.1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ), в редакции Федерального закона N 395-ФЗ, вступающей в силу 1 января 2013 г., предусматривается ротация федеральных государственных гражданских служащих (далее - гражданские служащие), замещающих должности категории "руководители" в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции.

В целях обеспечения процессов введения и реализации механизма ротации гражданских служащих с 1 января 2013 г. федеральным органам исполнительной власти необходимо в 2012 г. разработать и утвердить перечни должностей федеральной государственной гражданской службы (далее - гражданская служба), по которым предусматривается ротация гражданских служащих (далее - перечни), и планы проведения ротации (далее - планы), предусмотрев их вступление в силу с 1 января 2013 г.

Ротация подразумевает предусмотренное служебным контрактом и осуществляемое в соответствии с планом назначение гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы, включенную в перечень, на иную должность гражданской службы, предусмотренную этим перечнем.

Учитывая, что условие о нахождении должности гражданской службы в перечне пунктом 10 части 3 статьи 24 Федерального закона N 79-ФЗ (в редакции Федерального закона N 395-ФЗ) отнесено к существенным условиям служебного контракта, в соответствии с частью 2 статьи 29 Федерального закона N 79-ФЗ представитель нанимателя должен уведомить гражданских служащих, замещающих должности, предусмотренные перечнем, вне зависимости от того, какой с ними заключен служебный контракт (служебный контракт на неопределенный срок или срочный служебный контракт), об изменении существенных условий служебного контракта в письменной форме не позднее чем за два месяца до их введения. Так как Федеральный закон N 79-ФЗ в редакции Федерального закона N 395-ФЗ вступает в силу с 1 января 2013 г., представителю нанимателя следует уведомить гражданских служащих об изменении существенных условий служебного контракта не позднее 1 ноября 2012 г.

Если гражданский служащий не согласен на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы с изменением существенных условий служебного контракта, представитель нанимателя предлагает ему для замещения иную должность гражданской службы. В случае письменного отказа гражданского служащего от данной должности гражданской службы представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы на основании пункта 7 части 1 статьи 33

В случае согласия гражданского служащего на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы с изменением существенных условий служебного контракта, предусматривающих ротацию, с гражданским служащим заключается дополнительное соглашение к служебному контракту на неопределенный срок или срочному служебному контракту. Данное дополнительное соглашение содержит условие о нахождении ранее замещаемой им должности гражданской службы в перечне и новый срок ее замещения (от 3 до 5 лет, в зависимости от срока, установленного в плане).

Если должность гражданской службы, предусмотренная перечнем, является вакантной, назначение на нее осуществляется с учетом следующих особенностей.

На данную должность гражданской службы может быть назначен гражданский служащий, с которым служебный контракт прекращен, он освобожден от замещаемой должности гражданской службы, но при этом не уволен с гражданской службы. При назначении данного гражданского служащего на должность гражданской службы, предусмотренную перечнем, в государственный орган, расположенный в другой местности, в соответствии с пунктами 9.1 и 9.2 части 1 статьи 52 Федерального закона N 79-ФЗ ему гарантируются:

возмещение расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи к месту службы в другую местность в пределах Российской Федерации;

обеспечение служебными жилыми помещениями или возмещение расходов на наем (поднаем) жилых помещений.

Вакантная должность гражданской службы, включенная в перечень, может быть также замещена лицами из числа граждан Российской Федерации, которые не проходили гражданскую службу и не замещали должности гражданской службы. Кроме того, на нее могут быть назначены гражданские служащие, уволенные с гражданской службы вне зависимости от даты прекращения служебного контракта. Следует учитывать, что данным лицам не предоставляются гарантии, установленные пунктами 9.1 и 9.2 части 1 статьи 52 Федерального закона N 79-ФЗ.

По истечении срока служебного контракта (3 - 5 лет) гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, предусмотренную перечнем, подлежит ротации. Государственно-служебные отношения в данном случае регулируются статьей 60.1 Федерального закона N 79-ФЗ. При назначении указанного гражданского служащего в порядке ротации на должность гражданской службы в государственный орган, расположенный в другой местности, ему предоставляются государственные гарантии, установленные пунктами 9.1 и 9.2 части 1 статьи 52 Федерального закона N 79-ФЗ.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав