28.06.2020

Тактические способы действий, используемые в специальной операции по задержанию вооруженных преступников. Понятие, виды специальных операций Основы специальной операции овд


СУЩНОСТЬ И ВИДЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ Специальная операция – это комплекс оперативнорозыскных, разведывательных, предупредительных мероприятий, силовых и следственных действий, осуществляемых привлекаемыми силами по единому плану при централизованном управлении в одном или последовательно нескольких районах с целью задержания преступников (правонарушителей) и нормализации оперативной обстановки. Специальная операция является наиболее сложной формой выполнения оперативно-служебных и служебно-боевых задач ОВД и ВВ МВД России.

Характерными чертами специальной операции являются: привлечение сравнительно большего количества различных по составу, подчиненности и назначению сил и средств ОВД, ВВ, ФСБ и других силовых ведомств; проводимые мероприятия и действия отличаются высокой маневренностью, быстрой сменой обстановки, динамичностью; конечные цели операции достигаются проведением целого ряда мероприятий и действий (оперативных, предупредительных, силовых и др.); силовые действия в операции могут развертываться на обширной территории, продолжаться длительное время, а в отдельных операциях носят локальный характер и протекают скоротечно; силовые действия проводятся только тогда, когда оперативнорозыскные, предупредительные и другие мероприятия не привели к отказу преступника или преступной группы от противоправных действий.

Сущность и содержание мероприятий и действий, проводимых в специальной операции обуславливаются ее целями и конкретными обстоятельствами сложившейся обстановки. Оперативно-розыскные мероприятия проводятся с целью: Ш Ш Ш определения количества преступников (группы), характера их действий; выявления намерений преступников, их вооружения, оснащения и тактики действий, связей: установления мест укрытия; выявления заложников (количество, место нахождения, охрана, обращение с ними и др.); введения в заблуждение преступников относительно намерений сотрудников ОВД и получения других данных, необходимых для оценки обстановки при подготовке операции и принятия обоснованных решений на ее проведение. Они осуществляются путем проведения оперативных установок, наблюдения, использования специального аппарата, применения оперативно-технических средств и оперативных комбинаций и т. д.

Разведывательные мероприятия проводятся с целью получения достоверной информации о местонахождении, возможностях и действиях преступников (групп, организаций) и особенностях условий местности. Разведка осуществляется с земли, воздуха, с помощью радиотехнических средств, приборов радиационной и химической разведки. Предупредительные мероприятия проводятся различными приемами и способами для создания благоприятных условий и успешного проведения специальной операции на начальном этапе действий сил и средств. Предупредительные мероприятия включают в себя: переговорный процесс; режимные мероприятия; профилактические мероприятия; разъяснительные мероприятия.

Силовые действия включают в себя комплекс различных тактических приемов и способов, направленных в зависимости от целей специальной операции на недопущение или ограничение негативных последствий от действий преступников или на их ликвидацию. Они осуществляется с применением сотрудниками ОВД оружия, специальных средств, боевой и специальной техники и физической силы. Следственные действия направлены на установление и процессуальное закрепление преступной деятельности, конкретных участников, а также причин и условий возникновения ЧС техногенного характера. Если проведении оперативно-розыскных и предупредительных мероприятий достигнуты положительные результаты, то осуществление силовых действий становится нецелесообразным. В этот период могут действовать отдельные служебные или войсковые наряды от ОВД и ВВ. Одновременно может осуществляться планирование специальной операции с ограниченными целями и задачами.

Каждому виду специальной операции присущи свои особенности, которые выражаются в различии тактических приемов и способов ведения силовых действий, составе группировки сил и средств, элементов ее оперативного построения, организационной структуры группировки и т. д. Эти особенности находят свое отражение в заблаговременно разрабатываемых Планах действий ОВД при ЧО. Для руководства действиями группировки сил и средств в специальной операции создается оперативный штаб (ОШ). Организационная структура, персональный состав и должностные обязанности членов ОШ определяются начальником соответствующего ОВД и объявляются его приказом. Ш Ш В состав ОШ включаются: руководитель ОШ; заместители руководителя ОШ; члены ОШ; группы (организационно-аналитическая; связи; взаимодействия со СМИ; тылового и технического обеспечения и др.).

ОШ (оперативный штаб) возглавляет руководитель ОВД, а заместителями назначаются его штатные заместители, командир соединения (воинской части, подразделения) ВВ, дислоцированного на территории обслуживания и по согласованию руководители (заместители руководителей) взаимодействующих органов, а также командиры отряда милиции специального назначения и отряда милиции особого назначения (ОМСН, ОМОН). Исходя из оперативной обстановки и масштабов ЧО, руководитель ОШ может делегировать свои полномочия одному из своих заместителей. Членами ОШ могут назначаться руководители отраслевых подразделений ОВД, представители органов государственной власти, органов местного самоуправления (по взаимной договоренности), силы и средства от которых привлекаются к действиям при выполнении задач на территории обслуживания. От органов и подразделений УВД (ОВД) на транспорте, подразделений, управлений (отделов) вневедомственной охраны, управлений (отделов) внутренних дел в ЗАТО, на особо важных и режимных объектах при возникновении ЧО вне объектов транспорта и охраняемых объектов в ОШ ОВД выделяются оперативные группы (сотрудники) для координации совместных действий.

При назначении руководителя территориального органа безопасности начальником ОШ, начальник ОВД назначается его первым заместителем в случаях: Ш пресечения террористического акта; Ш освобождения воздушного судна, судна водного транспорта, железнодорожного подвижного состава, захваченного преступниками; Ш захвата заложников при попытке достичь целей политического характера, а в СИЗО, ИВС - при попытках содержащихся там лиц достичь целей незаконной эмиграции из Российской Федерации. Основными задачами оперативного штаба являются: сбор, обобщение и анализ поступающей информации, подготовка материалов для оценки обстановки и выработка предложений для принятия решений руководителем ОШ; Ш подготовка распорядительных документов; Ш организация исполнения отдаваемых руководителем приказов и распоряжений, осуществление контроля за их практической реализацией; Ш управление силами и средствами, обеспечение согласованности действий привлекаемых сил и средств органов внутренних дел и внутренних войск при проведении специальных мероприятий. Ш

Для работы ОШ и управления подразделениями в различных условиях в органах внутренних дел развертываются пункты управления: Ш центр оперативного управления (ЦОУ), в горрайлинорганах внутренних дел – пункт оперативного управления (ПОУ); Ш запасный пункт управления (ЗПУ); Ш подвижный пункт управления (ППУ); Ш вспомогательный пункт управления (ВПУ). Основным пунктом управления при выполнении задач при ЧО является ЦОУ (ПОУ), который развертывается непосредственно в здании ОВД, как правило, вблизи помещений дежурной части. Предназначенное для него помещение заблаговременно готовится и оборудуется всем необходимым (автоматизированными рабочими местами, средствами связи, оргтехникой, местами обеспечения жизнедеятельности). При выходе из строя ЦОУ (ПОУ) перебазируется на ЗПУ, который предназначен для повышения устойчивости и непрерывности управления.

Для управления группировкой сил и средств в районе ЧО, руководства силами и средствами проведении специальных операций выделяется ВПУ. На ВПУ ОШ может переместиться в полном составе либо на него выделяется группа управления ОШ. ВПУ разворачивается на базе специально оборудованных автомобилей повышенной проходимости, которые оснащаются необходимыми видами связи и имеют не менее 6 рабочих мест. Все пункты управления должны иметь возможность выполнять управленческие функции в полном объеме. К участию в контртеррористических операциях и минимизации последствий террористических актов привлекаются силы и средства органов внутренних дел и внутренних войск согласно перечню, согласованному с руководством территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, утвержденному на заседании оперативного штаба в субъекте Российской Федерации. Состав сил и средств органов внутренних дел и внутренних войск, привлекаемых к участию в контртеррористических операциях в субъектах Российской Федерации, утверждается приказом МВД России.

К действиям при чрезвычайных обстоятельствах привлекаются подразделения органов внутренних дел, соединений и воинских частей внутренних войск, образовательные учреждения МВД России. Расчет сил, привлекаемых к действиям при ЧО, осуществляется, исходя из следующих норм: Ш органы внутренних дел в пункте постоянной дислокации – до 60%, за пределами пунктов постоянной дислокации – до 50% списочной численности личного состава, линейные органы внутренних дел на транспорте – 10%; Ш образовательные учреждения МВД России – 50% списочной численности личного состава. Основными способами действий ОВД и ВВ в специальной операции являются: Ш блокирование; Ш поиск; Ш преследование; Ш окружение; Ш оцепление; Ш засада; Ш рассредоточение; Ш изъятие (захват).

Вопрос 2: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ Каждая операция вне зависимости от вида и особенностей ее проведения состоит из трех этапов: Ш организация операции (подготовительный период); Ш ведение операции (период силовых действий); Ш завершение операции (заключительный период). Во время подготовительного периода (организация операции) проводится весь комплекс оперативно-розыскных, предупредительных и других мероприятий, в целях склонения к отказу отдельных преступников или преступной группы от противоправных действий. Первоначальные действия проводит оперативный дежурный по ОВД, наряды несущие службу в районе операции, группа немедленного реагирования (ГНР) и дежурная следственно-оперативная группа (СОГ) ОВД.

Если меры принятые территориальным ОВД не дали положительных результатов, то его руководитель докладывает оперативную обстановку старшему начальнику и с его разрешения проводит специальную операцию. Задача на проведение специальной операции может поступить в виде приказа, распоряжения или подачей установленного сигнала оповещения для сбора личного состава, привлекаемого к действиям при ЧО. Приказом МВД России от 25 мая 2009 года № 400 установлены следующие сигналы для сбора личного состава: № п/п Сигналы Действия по сигналам 1 2 3 Предупреждение и пресечение преступлений террористического характера 1. «ЭДЕЛЬВЕЙС» Сбор личного состава, оперативного штаба МВД России, МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, личного состава подразделений органов внутренних дел и внутренних войск, выделенных в состав группировки сил и средств оперативного штаба в субъекте Российской Федерации 1. 1 «Набат» на объектах воздушного транспорта 1. 2 «Вихрь» на объектах водного транспорта 1. 3 «Сигнал» на объектах железнодорожного транспорта

1 2 3 1. 4 «Тоннель» на объектах метрополитена 1. 5 «Циклон» на объектах автомобильного транспорта 1. 6 «Технология» на объектах промышленности 1. 7 «Молния» на объектах топливно-энергетического комплекса 1. 8 «Атом» на ядерных и радиационно-опасных объектах 1. 9 «Шторм» на гидротехнических сооружениях 1. 10 «Гроза» на объектах органов государственной власти 1. 11 «Арсенал» на военных объектах 1. 12 «Метель» на объектах массового пребывания людей 1. 13 «Дипломат» на объектах представительств иностранных государств Предупреждение и пресечение преступлений против общественной безопасности 2. «ВУЛКАН-1» Сбор личного состава, привлекаемого к пресечению массовых беспорядков в населенных пунктах, лагерях вынужденных переселенцев, изоляторах временного содержания (ИВС) и других специальных учреждениях милиции 3. «ВУЛКАН-2» Сбор личного состава, деятельности банды 4. «ВУЛКАН-3» Сбор личного состава, привлекаемого к розыску и задержанию вооруженных и особо опасных преступников (вооруженных дезертиров) 5. «КРЕПОСТЬ» Сбор личного состава, привлекаемого к пресечению захвата собственных объектов органов внутренних дел и внутренних войск привлекаемого к пресечению

1 2 3 Предупреждение и пресечение преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства 6. Сбор личного состава, привлекаемого к предупреждению и пресечению (подавлению) вооруженного мятежа «ЛАВИНА» Предупреждение и пресечение преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта 7. Сбор личного состава, привлекаемого к пресечению блокирования транспортных коммуникаций «ТУМАН» Предупреждение и пресечение преступлений в учреждениях исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы 8. Сигнал определяется территориальными органами ФСИН России, ФСБ России и планами взаимодействия Сбор личного состава, привлекаемого к участию в пресечении действий по захвату заложников и дезорганизации деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций 9. «ТАЙФУН-1» «ТАЙФУН-2» Сбор личного состава, привлекаемого к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: а) техногенного характера; б) природного характера Мероприятия по защите государственной границы Российской Федерации 10. Сигнал определяется территориальными органами управления ПС ФСБ России и планами взаимодействия Сбор личного состава, привлекаемого к оказанию содействия органам и войскам ПС ФСБ России в воспрещении незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации в местах дислокации органов внутренних дел и внутренних войск

Силы и средства ОВД и ВВ, привлекаемые к действиям при ЧО, после оповещения и сбора могут приводиться в готовность № 2 и 1. При приведении в степень готовности № 2: проводится оповещение и сбор личного состава, который прибывает в места сбора (сосредоточения) боевая и специальная техника, транспортные средства выводятся на места построения средства связи и автоматизации управления готовятся к работе боеприпасы, подвижные запасы материальных средств, специальные и технические средства грузятся на транспортные средства боеприпасы на руки не выдаются задачи подразделениям не ставятся Время привидения личного состава в степень готовности № 2 составляет для ОВД, соединений и воинских частей ВВ 1 час 30 минут.

При приведении в готовность № 1: осуществляется экипировка личного состава производится посадка личного состава на транспорт личному составу выдаются оружие и боеприпасы (боеприпасы выдаются на руки или грузятся на транспортные средства в штатной упаковке) ставятся задачи группам Готовности № 1 может вводиться, минуя степень готовности № 2. В ОВД, соединениях (воинских частях) ВВ срок приведения в степень готовности № 1 из степени готовности № 2 составляет 30 минут, минуя степень готовности № 2 – 2 часа. Время перехода личного состава к действиям после выполнения мер по приведению в степень готовности № 1 осуществляется немедленно (с получением приказа).

С получением сигнала или доклада о возникновении чрезвычайных обстоятельств начальник территориального ОВД проводит мероприятия в соответствии с Планом действий при ЧО, информирует прокурора и местные органы власти и управления. Органом управления при резком осложнении оперативной обстановки и кризисных ситуациях являются дежурная часть и ОШ. Дежурная часть до сбора личного состава ОШ: Ш самостоятельно принимает необходимые решения; Ш отдает соответствующие распоряжения нарядам с последующим докладом начальнику ОВД. В дальнейшем все управление передается ОШ. В любом случае при организации операции руководитель ОШ: Ш Ш Ш Ш уясняет задачу; отдает предварительные распоряжения о подготовке сил и средств; производит расчет времени; оценивает обстановку; принимает решение; ставит задачи группам оперативного построения; организует взаимодействие, управление и всестороннее обеспечение операции.

В результате уяснения задачи и оценки обстановки формируются выводы из нее, которые и составляют основу решения руководителя ОШ на проведение специальной операции. В решении руководитель ОШ определяет: Ш замысел операции (район действий, способ проведения, привлекаемые силы, построение групп, направление основных усилий, время готовности); Ш задачи групп оперативного построения (состав, вооружение, экипировка, время и порядок занятия исходного рубежа, задачи и способы их выполнения); Ш порядок применения оружия, техники, специальных средств, меры безопасности; Ш порядок взаимодействия групп оперативного построения; Ш организацию управления и всестороннего обеспечения. Решение руководителя ОШ оформляется на карте или схеме, а к ней прилагаются планы оперативно-режимного и материальнотехнического обеспечения, а также необходимые расчеты.

Принятое и утвержденное старшим оперативным начальником решение руководитель ОШ объявляет своим заместителям и членам ОШ, дает им указание о постановке задач исполнителям и организации их выполнения непосредственно на местности. Поставленные устно задачи записываются в журнал распоряжений, а решение оформляется приказом. После объявления решения руководитель ОШ становится руководителем операции. Заместители руководителя ОШ ставят задачи подразделениям внутренних дел и частям (подразделениям) ВВ, которые им соответственно подчинены. После отдачи приказа руководитель специальной операции организует взаимодействие, управление, всестороннее обеспечение операции и осуществляет контроль за выполнением отданных распоряжений. Организация специальной операции (подготовительный период) завершается выходом подразделений в район операции и занятием исходных позиций группами оперативного построения.

На втором этапе операции (период силовых действий) созданная в первоначальный период группировка сил и средств по команде (сигналу) руководителя операции выполняет свои задачи по пресечению или ликвидации противоправных акций преступников. Силовые действия обеспечиваются оперативно-розыскными, предупредительными и иными мероприятиями комплекса специальной операции. Особое внимание в этот период уделяется управлению силами и средствами. Управление группировкой сил и средств осуществляется с основного (ЦОУ, ПОУ), а при необходимости и вспомогательного пунктов управления (ВПУ). В ходе силовых действий, по изменяющейся обстановке, руководитель специальной операции управляет силами и средствами путем отдачи коротких распоряжений лично и через заместителей (членов) оперативного штаба.

Заключительный период операции включает мероприятия по недопущению возникновения вновь ЧО (рассредоточение участников противоправных действий, разоружение незаконных вооруженных формирований), обеспечение работы следственно-оперативной группы и другие. Специальная операция прекращается по команде (сигналу) руководителя операции после получения данных (докладов командиров групп оперативного построения) о выполнении поставленной задачи. Основные действия заключительного периода: сбор сил и средств, участвующих в операции, в местах постоянной дислокации; Ш подведение итогов операции; Ш уточнение оперативных планов с учетом недостатков выявленных в ходе операции; Ш подготовка приказа о результатах операции; Ш подготовка и отправка донесения в вышестоящий штаб (ОВД, ВВ). Ш

В письменном донесении старшему оперативному начальнику о результатах операции указываются: Ш время и источник получения информации о месте нахождения и преступном поведении задержанных; Ш меры, принятые сотрудниками ОВД по блокированию преступников и обеспечению безопасности граждан; Ш меры, принятые по организации операции; Ш силы и средства, привлекавшиеся к проведению операции; Ш допущенные при организации и проведении операции ошибки и просчеты, а так же их отрицательные последствия; Ш данные о преступниках (их количество, вооруженность, характер действий); Ш список лиц, отличившихся при проведении операции и достойных поощрения. К донесению прилагается схема организации и хода операции. Таким образом, успех специальной операции зависит: Ш от знания основ ее организации и ведения; Ш качественной подготовки сил и средств; Ш рационального управления ими при выполнении поставленных задач.

  • Пискотин Владимир Александрович , старший преподаватель
  • Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации
  • ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
  • СПЕЦИАЛЬНАЯ ОПЕРАЦИЯ
  • ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Статья посвящена способам, видам и направлениям специальных операций, проводимых органами внутренних дел Российской Федерации.

  • К вопросу о значении законодательной технологии в региональном правотворчестве
  • О некоторых графических документах, используемых сотрудниками органов внутренних дел в особых условиях
  • Проблемы назначения и производства судебно - психиатрической экспертизы по делам о применении принудительных мер медицинского характера
  • Недопустимые доказательства в уголовном процессе: взгляд законодателей Российской Федерации и Республики Казахстан

Одной из разновидностей операций, проводимых органами внутренних дел, являются специальные операции, осуществление которых связано с наиболее сложными событиями особых условий. К участию в них привлекаются не только силы и средства органов внутренних дел, но также силы и средства Федеральной службы войск национальной гвардии, созданной 05.04.2016 года . Как правило, при этом используются все находящиеся на вооружении ОВД и Росгвардии средства воздействий на преступников: оружие, боеприпасы, боевая и специальная техника, специальные средства и т.п. .

Организация и проведение специальной операции силами личного состава органов внутренних дел выступает в качестве наиболее сложной формы выполнения боевых задач. Задействованные в хоте таких операций на различных направлениях силы и средства решают разные по объему и характеру задачи. Однако цель у них одна – восстановление общественной безопасности. Подобного рода операции требуют от всего личного состава гигантских физических и моральных затрат, четко налаженной связи и взаимодействия , .

Специальные операции, проводимые органами внутренних дел, можно охарактеризовать целым рядом признаков, к основным из которых относятся:

  • значительный пространственный охват;
  • большое количество используемых сил и средств, разнообразных по направлениям деятельности и организации;
  • многообразие мероприятий и способов тактических действий при единстве замысла;
  • высокий уровень маневренности, динамичности и оперативности;
  • единое управление и координация.

Специальная операция – комплекс служебно-боевых, оперативно-служебных, специальных и технических мероприятий, согласованных по месту, времени, направлению сосредоточения основных усилий действия привлекаемых сил и средств, объединенных в группировку (боевой порядок) в целях пресечения или ликвидации последствий ЧО или ЧС. Специальная операция начинается с момента принятия решения руководителем ОВД о введении в действие оперативных планов при возникновении особых условий .

К специальным мероприятиям принято относить:

  • организационные - изменение режима работы предприятий, организаций, учреждений и транспорта, которое направлено на обеспечение общественной безопасности;
  • режимные - заключающиеся в запрещении либо ограничении свободного входа (въезда) в район операции и выхода (выезда) из него, передвижений в зоне возможного поражения посторонних граждан, транспортных средств и пр. Они осуществляются в целях создания благоприятных условий для действия войсковых сил;
  • оперативные - мероприятия, которые проводятся в целях определения количества преступников, характера их действий, выявления вооружения преступников, их намерений, связей, тактики действий, установления мест укрытия, выявления заложников (место нахождения, количество, обращение с ними, охрана и др.), склонения преступников к добровольной сдаче;
  • следственные - комплекс действий, который проводится в целях выявления личности преступников, качества и количества имеющегося у них вооружения, их родственных и иных связей, места нахождения;
  • профилактические - деятельность, которая направлена на предотвращение возможных преступных проявлений, а также устранение причин и условий, приведших к преступлениям;
  • разъяснительные, которые заключаются в разъяснении населению сути проводимых правоохранительными органами действий, общественной опасности вооруженных преступников, роли, которую граждане способны сыграть в данной операции;
  • эвакуационные и др.;

Каждому виду и способу проведения специальной операции свойственна своя комбинация тактических действий и специальных мероприятий, а также последовательность их проведения . Управление силами и средствами в специальных операциях осуществляет старший оперативный начальник, единолично принимающий решение по способу и виду проведения специальной операции и руководящей ею.

В зависимости от решаемых задач специальные операции делятся по способам, видам и направлениям.

Направления напрямую зависят от обстановки. Специальные операции проводятся в чрезвычайной обстановке, при чрезвычайных происшествиях криминального характера, вызвавших большой общественный резонанс, чрезвычайных ситуациях (катастрофах, стихийных бедствиях и пр.), а также в обстановке, при которой может вводиться режим военного, чрезвычайного или особого положения.

По видам специальные операции разделяют на операции:

  • по розыску и захвату вооруженных и прочих опасных преступников;
  • по ликвидации незаконных вооруженных формирований (НВФ) террористических и бандитских групп;
  • по пресечению и предотвращению массовых беспорядков;
  • по пресечению захвата воздушных судов и важных объектов;
  • по пресечению межнациональных конфликтов;
  • по освобождению заложников;
  • по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и др.

Помимо этого, подразделения органов внутренних дел проводят специальные операции следующих видов:

  • разведывательные операции, которые преследуют цель получить определенную информацию (получение данных о НВФ и бандитских группах, их обработка и использование в практических целях);
  • операции по обеспечению общественной безопасности, главной целью которых является захват боевиков, бандитов, вооружения, документов, боевой и прочей техники, аппаратуры, оборудования. Осуществляются подобного рода операции путем организации засад, проведения рейдов и иных спецмероприятий в местах расположения бандитских групп или на территории, которая контролируется НВФ;
  • операции по обеспечению общественной безопасности в отдельных регионах, преследующие цель сохранить либо восстановить конституционный строй. Суть операции состоит в пресечении подрывной, антигосударственной, террористической или иной деятельности мятежных, повстанческих формирований или НВФ, которая направлена на насильственное изменение государственного или политического устройства Российской Федерации;
  • поисково-спасательные операции, проводимые в целях возвращения в расположение своих сил или в другое безопасное место военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, пропавших без вести, оказавшихся в плену или на территории, которая контролируется бандитскими группами или НВФ, а также в целях розыска и эвакуации летных экипажей, сбитых над территорией, контролируемой противником;
  • психологические операции, которые преследуют цель - изменить в нужном направлении эмоциональные и поведенческие установки участников бандитских групп или НВФ и гражданского населения района по тем или иным политическим, национальным и прочим вопросам, а также противодействовать пропаганде среди населения антиконституционных идей и настроений . Они заключаются в дезориентации и деморализации участников бандитских групп и НВФ, в склонении их к дезертирству, прекращению сопротивления, сдаче органам власти, а также в формировании у местного населения доброжелательного отношения к федеральным силам. Осуществляются такие мероприятия при помощи радио- и телеинформации, печатной, аудио- и видеопродукции, сети «Интернет», личного общения специалистов психологических операций с гражданским населением и пленными;
  • вспомогательные операции, которые предназначены для обеспечения безопасности, оказания гуманитарной помощи, миротворческих акций, ликвидации стихийных бедствий, проведения карантинных мероприятий в зонах вооруженных конфликтов и в других опасных местах, восстановления гражданской администрации.

Специальные операции различают по способам их проведения:

  • поиск в блокированном районе;
  • поиск в неблокированном районе;
  • поиск по объектам;
  • поиск по направлениям;
  • окружение, засада, блокирование, ликвидация или захват;
  • наступление, преследование, активная оборона;
  • выявление, обнаружение и изъятие оружия, орудий совершения или предметов преступления, предметов, которые изъяты из оборота, вещественных доказательств;
  • проверка;
  • штурм;
  • обеспечение общественной безопасности при проведении спортивно-массовых, политических и культурно-массовых мероприятий;
  • предотвращение проведения незаконных общественно-политических мероприятий;
  • ликвидация последствий чрезвычайной ситуации. При возникновении чрезвычайных обстоятельств для руководства проведением специальных операций создается оперативный штаб, в состав которого входят рабочий аппарат. Рабочий аппарат состоит из группы поддержки принятия управленческих решений и группы обеспечения деятельности .

Правовой основой деятельности органов внутренних дел при выполнении задач в условиях чрезвычайных обстоятельств (при проведении специальных операций) являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные нормы и принципы международного права, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, ведомственные и межведомственные нормативно-правовые акты.

Список литературы

  1. Указ Президента РФ от 05.04.2016 №157 (ред. от 30.09.2016) «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» / [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: www.base.consultant.ru (дата обращения: 24.01.2017).
  2. Плохих Г.И. Специальная подготовка сотрудников органов внутренних дел: учеб. пособие / Г.И. Плохих; Юго-Зап. Гос. ун-т. Курск. - 350 с.
  3. Орленко С.В., Быстрянцев А.Ф. Особенности практического обучения сотрудников ОВД // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии. Сборник материалов. 2014. С. 220-225.
  4. Черников Д.Н., Мельник К.А., Меремьянин А.В. Роль физической подготовки сотрудников специальных подразделений МВД России для выполнения служебно-боевых задач в особых условиях // Новая наука: от идеи к результату. 2016. №3-2(72). С. 140-142.
  5. Чеченов А.М. Особенности управления силами и средствами специальных подразделений МВД России в особых условиях // Теория и практика общественного развития. 2014. №21. С. 154-156.
  6. Волков В.В., Прищепа В.В. Методика проведения занятий по тактико-специальной подготовке по передвижению подразделений в условиях горной местности // Проблемы оптимизации подготовки сотрудников органов внутренних дел, курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России к служебной деятельности: сборник научных трудов. 2016. С. 10-12.
  7. Даньков Г.Л. Правовые и организационные проблемы проводимых органами внутренних дел Российской Федерации операций профилактической направленности (по результатам социологического исследования) // Труды Академии управления МВД России. 2012. №1. С. 110-113.
  8. Самороковский А.Ф., Меньших В.В. Оптимизация работы оперативного штаба при рациональном распределении ресурса // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии. 2016. №1-2. С. 362-368.

Литература: Приказ МВД России от 25 мая 2009 года 400 «О совершенствовании подготовки органов внутренних дел и внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах». Приказ МВД России от 28 февраля 1997 года 013 «Об утверждении Временного наставления по работе оперативных штабов органов внутренних дел». Устав патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности Российской Федерации. - М.: МВД России, Анищенко А.Ю. Тактико-специальная подготовка сотрудников ОВД к действиям при чрезвычайных обстоятельствах: Учебное пособие. - М.: ЦОКР МВД России, С, Бондаревский И.И. Специальная тактика. Учебник. - М.: ЦОКР МВД России, С Казинский Н.Е. Тактико-специальная подготовка: Учебник. - М.: ЦОКР МВД России, С Осипенко В.Д. и др. Основы тактико-специальной подготовки в ОВД. Учебное пособие (Курс лекций). - СПб.: Санкт- Петербургский университет МВД России, С


Вопрос 1: СУЩНОСТЬ И ВИДЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ Специальная операция – это комплекс оперативно- розыскных, разведывательных, предупредительных мероприятий, силовых и следственных действий, осуществляемых привлекаемыми силами по единому плану при централизованном управлении в одном или последовательно нескольких районах с целью задержания преступников (правонарушителей) и нормализации оперативной обстановки. Специальная операция является наиболее сложной формой выполнения оперативно-служебных и служебно-боевых задач ОВД и ВВ МВД России.


Характерными чертами специальной операции являются: привлечение сравнительно большего количества различных по составу, подчиненности и назначению сил и средств ОВД, ВВ, ФСБ и других силовых ведомств; конечные цели операции достигаются проведением целого ряда мероприятий и действий (оперативных, предупредительных, силовых и др.); проводимые мероприятия и действия отличаются высокой маневренностью, быстрой сменой обстановки, динамичностью; силовые действия в операции могут развертываться на обширной территории, продолжаться длительное время, а в отдельных операциях носят локальный характер и протекают скоротечно; силовые действия проводятся только тогда, когда оперативно- розыскные, предупредительные и другие мероприятия не привели к отказу преступника или преступной группы от противоправных действий.


Сущность и содержание мероприятий и действий, проводимых в специальной операции обуславливаются ее целями и конкретными обстоятельствами сложившейся обстановки. Они осуществляются путем проведения оперативных установок, наблюдения, использования специального аппарата, применения оперативно-технических средств и оперативных комбинаций и т.д. Оперативно-розыскные мероприятия проводятся с целью: определения количества преступников (группы), характера их действий; выявления намерений преступников, их вооружения, оснащения и тактики действий, связей: установления мест укрытия; выявления заложников (количество, место нахождения, охрана, обращение с ними и др.); введения в заблуждение преступников относительно намерений сотрудников ОВД и получения других данных, необходимых для оценки обстановки при подготовке операции и принятия обоснованных решений на ее проведение.


Переговорный процесс; Разведывательные мероприятия проводятся с целью получения достоверной информации о местонахождении, возможностях и действиях преступников (групп, организаций) и особенностях условий местности. Разведка осуществляется с земли, воздуха, с помощью радиотехнических средств, приборов радиационной и химической разведки. Предупредительные мероприятия проводятся различными приемами и способами для создания благоприятных условий и успешного проведения специальной операции на начальном этапе действий сил и средств. профилактические мероприятия; разъяснительные мероприятия. режимные мероприятия; Предупредительные мероприятия включают в себя:


Силовые действия включают в себя комплекс различных тактических приемов и способов, направленных в зависимости от целей специальной операции на недопущение или ограничение негативных последствий от действий преступников или на их ликвидацию. Они осуществляется с применением сотрудниками ОВД оружия, специальных средств, боевой и специальной техники и физической силы. Следственные действия направлены на установление и процессуальное закрепление преступной деятельности, конкретных участников, а также причин и условий возникновения ЧС техногенного характера. Если при проведении оперативно-розыскных и предупредительных мероприятий достигнуты положительные результаты, то осуществление силовых действий становится нецелесообразным. В этот период могут действовать отдельные служебные или войсковые наряды от ОВД и ВВ. Одновременно может осуществляться планирование специальной операции с ограниченными целями и задачами.


Каждому виду специальной операции присущи свои особенности, которые выражаются в различии тактических приемов и способов ведения силовых действий, составе группировки сил и средств, элементов ее оперативного построения, организационной структуры группировки и т.д. Эти особенности находят свое отражение в заблаговременно разрабатываемых Планах действий ОВД при ЧО. Для руководства действиями группировки сил и средств в специальной операции создается оперативный штаб (ОШ). Организационная структура, персональный состав и должностные обязанности членов ОШ определяются начальником соответствующего ОВД и объявляются его приказом. В состав ОШ включаются: руководитель ОШ; заместители руководителя ОШ; члены ОШ; группы (организационно-аналитическая; связи; взаимодействия со СМИ; тылового и технического обеспечения и др.).


ОШ возглавляет руководитель ОВД, а заместителями назначаются его штатные заместители, командир соединения (воинской части, подразделения) ВВ, дислоцированного на территории обслуживания и по согласованию руководители (заместители руководителей) взаимодействующих органов, а также командиры отряда милиции специального назначения и отряда милиции особого назначения (ОМСН, ОМОН). Исходя из оперативной обстановки и масштабов ЧО, руководитель ОШ может делегировать свои полномочия одному из своих заместителей. Членами ОШ могут назначаться руководители отраслевых подразделений ОВД, представители органов государственной власти, органов местного самоуправления (по взаимной договоренности), силы и средства от которых привлекаются к действиям при выполнении задач на территории обслуживания. От органов и подразделений УВД (ОВД) на транспорте, подразделений, управлений (отделов) вневедомственной охраны, управлений (отделов) внутренних дел в ЗАТО, на особо важных и режимных объектах при возникновении ЧО вне объектов транспорта и охраняемых объектов в ОШ ОВД выделяются оперативные группы (сотрудники) для координации совместных действий.


Основными задачами оперативного штаба являются: сбор, обобщение и анализ поступающей информации, подготовка материалов для оценки обстановки и выработка предложений для принятия решений руководителем ОШ; подготовка распорядительных документов; организация исполнения отдаваемых руководителем приказов и распоряжений, осуществление контроля за их практической реализацией; управление силами и средствами, обеспечение согласованности действий привлекаемых сил и средств органов внутренних дел и внутренних войск при проведении специальных мероприятий. При назначении руководителя территориального органа безопасности начальником ОШ, начальник ОВД назначается его первым заместителем в случаях: пресечения террористического акта; освобождения воздушного судна, судна водного транспорта, железнодорожного подвижного состава, захваченного преступниками; захвата заложников при попытке достичь целей политического характера, а в СИЗО, ИВС - при попытках содержащихся там лиц достичь целей незаконной эмиграции из Российской Федерации.


Для работы ОШ и управления подразделениями в различных условиях в органах внутренних дел развертываются пункты управления: центр оперативного управления (ЦОУ), в горрайлинорганах внутренних дел – пункт оперативного управления (ПОУ); запасный пункт управления (ЗПУ); подвижный пункт управления (ППУ); вспомогательный пункт управления (ВПУ). Основным пунктом управления при выполнении задач при ЧО является ЦОУ (ПОУ), который развертывается непосредственно в здании ОВД, как правило, вблизи помещений дежурной части. Предназначенное для него помещение заблаговременно готовится и оборудуется всем необходимым (автоматизированными рабочими местами, средствами связи, оргтехникой, местами обеспечения жизнедеятельности). При выходе из строя ЦОУ (ПОУ) перебазируется на ЗПУ, который предназначен для повышения устойчивости и непрерывности управления.


Для управления группировкой сил и средств в районе ЧО, руководства силами и средствами при проведении специальных операций выделяется ВПУ. На ВПУ ОШ может переместиться в полном составе либо на него выделяется группа управления ОШ. ВПУ разворачивается на базе специально оборудованных автомобилей повышенной проходимости, которые оснащаются необходимыми видами связи и имеют не менее 6 рабочих мест. К участию в контртеррористических операциях и минимизации последствий террористических актов привлекаются силы и средства органов внутренних дел и внутренних войск согласно перечню, согласованному с руководством территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, утвержденному на заседании оперативного штаба в субъекте Российской Федерации. Состав сил и средств органов внутренних дел и внутренних войск, привлекаемых к участию в контртеррористических операциях в субъектах Российской Федерации, утверждается приказом МВД России. Все пункты управления должны иметь возможность выполнять управленческие функции в полном объеме.


К действиям при чрезвычайных обстоятельствах привлекаются подразделения органов внутренних дел, соединений и воинских частей внутренних войск, образовательные учреждения МВД России. Расчет сил, привлекаемых к действиям при ЧО, осуществляется, исходя из следующих норм: органы внутренних дел в пункте постоянной дислокации – до 60%, за пределами пунктов постоянной дислокации – до 50% списочной численности личного состава, линейные органы внутренних дел на транспорте – 10%; образовательные учреждения МВД России – 50% списочной численности личного состава. Основными способами действий ОВД и ВВ в специальной операции являются: блокирование; поиск; преследование; окружение; оцепление; засада; рассредоточение; изъятие (захват).


Вопрос 2: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ Во время подготовительного периода (организация операции) проводится весь комплекс оперативно-розыскных, предупредительных и других мероприятий, в целях склонения к отказу отдельных преступников или преступной группы от противоправных действий. Первоначальные действия проводит оперативный дежурный по ОВД, наряды несущие службу в районе операции, группа немедленного реагирования (ГНР) и дежурная следственно-оперативная группа (СОГ) ОВД. Каждая операция вне зависимости от вида и особенностей ее проведения состоит из трех этапов: организация операции (подготовительный период); ведение операции (период силовых действий); завершение операции (заключительный период).


Если меры принятые территориальным ОВД не дали положительных результатов, то его руководитель докладывает оперативную обстановку старшему начальнику и с его разрешения проводит специальную операцию. Задача на проведение специальной операции может поступить в виде приказа, распоряжения или подачей установленного сигнала оповещения для сбора личного состава, привлекаемого к действиям при ЧО. Приказом МВД России от 25 мая 2009 года 400 установлены следующие сигналы для сбора личного состава: п/п СигналыДействия по сигналам 123 Предупреждение и пресечение преступлений террористического характера 1.«ЭДЕЛЬВЕЙС»Сбор личного состава, оперативного штаба МВД России, МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, личного состава подразделений органов внутренних дел и внутренних войск, выделенных в состав группировки сил и средств оперативного штаба в субъекте Российской Федерации 1.1«Набат»на объектах воздушного транспорта 1.2«Вихрь»на объектах водного транспорта 1.3«Сигнал»на объектах железнодорожного транспорта


«Тоннель»на объектах метрополитена 1.5«Циклон»на объектах автомобильного транспорта 1.6«Технология»на объектах промышленности 1.7«Молния»на объектах топливно-энергетического комплекса 1.8«Атом»на ядерных и радиационно-опасных объектах 1.9«Шторм»на гидротехнических сооружениях 1.10«Гроза»на объектах органов государственной власти 1.11«Арсенал»на военных объектах 1.12«Метель»на объектах массового пребывания людей 1.13«Дипломат»на объектах представительств иностранных государств Предупреждение и пресечение преступлений против общественной безопасности 2.«ВУЛКАН-1»Сбор личного состава, привлекаемого к пресечению массовых беспорядков в населенных пунктах, лагерях вынужденных переселенцев, изоляторах временного содержания (ИВС) и других специальных учреждениях милиции 3.«ВУЛКАН-2»Сбор личного состава, привлекаемого к пресечению деятельности банды 4.«ВУЛКАН-3»Сбор личного состава, привлекаемого к розыску и задержанию вооруженных и особо опасных преступников (вооруженных дезертиров) 5.«КРЕПОСТЬ»Сбор личного состава, привлекаемого к пресечению захвата собственных объектов органов внутренних дел и внутренних войск


123 Предупреждение и пресечение преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства 6.«ЛАВИНА» Сбор личного состава, привлекаемого к предупреждению и пресечению (подавлению) вооруженного мятежа Предупреждение и пресечение преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта 7. «ТУМАН» Сбор личного состава, привлекаемого к пресечению блокирования транспортных коммуникаций Предупреждение и пресечение преступлений в учреждениях исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы 8. Сигнал определяется территориальными органами ФСИН России, ФСБ России и планами взаимодействия Сбор личного состава, привлекаемого к участию в пресечении действий по захвату заложников и дезорганизации деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций 9. «ТАЙФУН-1» «ТАЙФУН-2» Сбор личного состава, привлекаемого к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: а) техногенного характера; б) природного характера Мероприятия по защите государственной границы Российской Федерации 10. Сигнал определяется территориальными органами управления ПС ФСБ России и планами взаимодействия Сбор личного состава, привлекаемого к оказанию содействия органам и войскам ПС ФСБ России в воспрещении незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации в местах дислокации органов внутренних дел и внутренних войск


Силы и средства ОВД и ВВ, привлекаемые к действиям при ЧО, после оповещения и сбора могут приводиться в готовность 2 и 1. боевая и специальная техника, транспортные средства выводятся на места построения При приведении в степень готовности 2: боеприпасы, подвижные запасы материальных средств, специальные и технические средства грузятся на транспортные средства боеприпасы на руки не выдаются задачи подразделениям не ставятся проводится оповещение и сбор личного состава, который прибывает в места сбора (сосредоточения) средства связи и автоматизации управления готовятся к работе Время привидения личного состава в степень готовности 2 составляет для ОВД, соединений и воинских частей ВВ 1 час 30 минут.


Личному составу выдаются оружие и боеприпасы (боеприпасы выдаются на руки или грузятся на транспортные средства в штатной упаковке) При приведении в готовность 1: ставятся задачи группам осуществляется экипировка личного состава производится посадка личного состава на транспорт Готовности 1 может вводиться, минуя степень готовности 2. В ОВД, соединениях (воинских частях) ВВ срок приведения в степень готовности 1 из степени готовности 2 составляет 30 минут, минуя степень готовности 2 – 2 часа. Время перехода личного состава к действиям после выполнения мер по приведению в степень готовности 1 осуществляется немедленно (с получением приказа).


С получением сигнала или доклада о возникновении чрезвычайных обстоятельств начальник территориального ОВД проводит мероприятия в соответствии с Планом действий при ЧО, информирует прокурора и местные органы власти и управления. Органом управления при резком осложнении оперативной обстановки и кризисных ситуациях являются дежурная часть и ОШ. Дежурная часть до сбора личного состава ОШ: самостоятельно принимает необходимые решения; отдает соответствующие распоряжения нарядам с последующим докладом начальнику ОВД. В дальнейшем все управление передается ОШ. В любом случае при организации операции руководитель ОШ: уясняет задачу; отдает предварительные распоряжения о подготовке сил и средств; производит расчет времени; оценивает обстановку; принимает решение; ставит задачи группам оперативного построения; организует взаимодействие, управление и всестороннее обеспечение операции.


В результате уяснения задачи и оценки обстановки формируются выводы из нее, которые и составляют основу решения руководителя ОШ на проведение специальной операции. В решении руководитель ОШ определяет: замысел операции (район действий, способ проведения, привлекаемые силы, построение групп, направление основных усилий, время готовности); задачи групп оперативного построения (состав, вооружение, экипировка, время и порядок занятия исходного рубежа, задачи и способы их выполнения); порядок применения оружия, техники, специальных средств, меры безопасности; порядок взаимодействия групп оперативного построения; организацию управления и всестороннего обеспечения. Решение руководителя ОШ оформляется на карте или схеме, а к ней прилагаются планы оперативно-режимного и материально- технического обеспечения, а также необходимые расчеты.


Принятое и утвержденное старшим оперативным начальником решение руководитель ОШ объявляет своим заместителям и членам ОШ, дает им указание о постановке задач исполнителям и организации их выполнения непосредственно на местности. Поставленные устно задачи записываются в журнал распоряжений, а решение оформляется приказом. После объявления решения руководитель ОШ становится руководителем операции. Заместители руководителя ОШ ставят задачи подразделениям внутренних дел и частям (подразделениям) ВВ, которые им соответственно подчинены. Организация специальной операции (подготовительный период) завершается выходом подразделений в район операции и занятием исходных позиций группами оперативного построения. После отдачи приказа руководитель специальной операции организует взаимодействие, управление, всестороннее обеспечение операции и осуществляет контроль за выполнением отданных распоряжений.


На втором этапе операции (период силовых действий) созданная в первоначальный период группировка сил и средств по команде (сигналу) руководителя операции выполняет свои задачи по пресечению или ликвидации противоправных акций преступников. Силовые действия обеспечиваются оперативно-розыскными, предупредительными и иными мероприятиями комплекса специальной операции. Особое внимание в этот период уделяется управлению силами и средствами. Управление группировкой сил и средств осуществляется с основного (ЦОУ, ПОУ), а при необходимости и вспомогательного пунктов управления (ВПУ). В ходе силовых действий, по изменяющейся обстановке, руководитель специальной операции управляет силами и средствами путем отдачи коротких распоряжений лично и через заместителей (членов) оперативного штаба.


Специальная операция прекращается по команде (сигналу) руководителя операции после получения данных (докладов командиров групп оперативного построения) о выполнении поставленной задачи. Основные действия заключительного периода: сбор сил и средств, участвующих в операции, в местах постоянной дислокации; подведение итогов операции; уточнение оперативных планов с учетом недостатков выявленных в ходе операции; подготовка приказа о результатах операции; подготовка и отправка донесения в вышестоящий штаб (ОВД, ВВ). Заключительный период операции включает мероприятия по недопущению возникновения вновь ЧО (рассредоточение участников противоправных действий, разоружение незаконных вооруженных формирований), обеспечение работы следственно-оперативной группы и другие.


В письменном донесении старшему оперативному начальнику о результатах операции указываются: время и источник получения информации о месте нахождения и преступном поведении задержанных; меры, принятые сотрудниками ОВД по блокированию преступников и обеспечению безопасности граждан; меры, принятые по организации операции; силы и средства, привлекавшиеся к проведению операции; допущенные при организации и проведении операции ошибки и просчеты, а так же их отрицательные последствия; данные о преступниках (их количество, вооруженность, характер действий); список лиц, отличившихся при проведении операции и достойных поощрения. К донесению прилагается схема организации и хода операции. Таким образом, успех специальной операции зависит: от знания основ ее организации и ведения; качественной подготовки сил и средств; рационального управления ими при выполнении поставленных задач.



Помимо повседневной деятельности по укреплению правопорядка и борьбы с преступностью на органы внутренних дел и внутренние войска возложены задачи по обеспечению охраны общественного порядка и безопасности в условиях чрезвычайных обстоятельств как мирного, так и военного времени.

Одним из основных видов деятельности органов внутренних дел в этих условиях будет являться проведение специальных операций.

Организация и проведение таких операций при чрезвычайных обстоятельствах требуют от сотрудников органов внутренних дел и внутренних войск твердого знания основ специальной операции, тактических способов и приемов боевых действий, высокой боевой готовности, умения управлять подразделениями, нарядами и группами при их проведении.

Целью данной лекции является рассмотрение вопросов, раскрывающих общий первоначальный объем знаний проведения специальной операции в различных условиях, составляющих основу ее подготовки, организации управления и проведения.

1. Сущность специальной операции, ее виды и характерные черты

В своей практической деятельности органы внутренних дел и внутренние войска МВД России кроме решения повседневных задач призваны выполнять боевые задачи, возникающие при чрезвычайных обстоятельствах и чрезвычайных ситуациях. Такими задачами являются:

    отражение нападения на охраняемые объекты;

    розыск и задержание особо опасных государственных, вооруженных преступников, осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, при конвоировании, вооруженных дезертиров;

    пресечение и ликвидация групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков в исправительных учреждениях и населенных пунктах;

    задержание (ликвидация) преступных групп, захвативших самолет и другие важные объекты;

    ликвидация незаконных вооруженных формирований (бандитских формирований), изъятие оружия, боеприпасов, боевой техники, взрывчатых веществ и других предметов военного имущества;

    обеспечение режимно-карантинных мероприятий в условиях эпидемий и эпизоотий;

    охрана общественного порядка при ликвидации стихийных бедствий и крупных производственных аварий;

    борьба с диверсионно-разведывательными формированиями противника.

Решение этих задач осуществляется, главным образом, проведением специальных операций.

Специальные операции это один из наиболее сложных видов деятельности органов и войск МВД России. Характерным для них является привлечение сравнительно большого количества различных по составу, подчиненности и назначению сил и средств органов внутренних дел, внутренних войск а в некоторых случаях федеральной службы безопасности, армии, министерства по чрезвычайным ситуациям и других ведомств. Конечные цели операции достигаются проведением целого ряда мероприятий: оперативных, режимных, следственных и других мероприятий и различного рода боевых действий, отличающихся высокой маневренностью, быстрой сменой обстановки, динамичностью. Боевые действия в операции могут развертываться на обширной территории, на труднодоступной местности и продолжаться в течении нескольких суток, а в отдельных операциях носят локальный характер и протекают скоротечно.

Проведение специальных операций является одним из организационно-тактических способов экстренного массированного реагирования органов внутренних дел и внутренних войск на чрезвычайные обстоятельства и раскрытие наиболее тяжких преступлений по «горячим следам».

Специальные операции осуществляются на основе законов Российской Федерации и иных нормативных актов, регламентирующих деятельность ОВД, ВВ и УИС.

Никто не вправе отдавать личному составу участвующему в специальной операции, приказы, распоряжения и указания, противоречащие законам и иным нормативным правовым актам.российской Федерации.

Из вышесказанного можно сказать, что:

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ - это совокупность согласованных и взаимных по цели, времени и месту политических, оперативных, режимных, следственных мероприятий, боевых (войсковых) действий проводимых по единому замыслу с целью обнаружения, задержания или ликвидации диверсионно-разведывательных формирований, воздушного десанта, агентуры противника, вооруженных преступников, ликвидации групповых нарушений общественного порядка, снижение потерь, разрушений при стихийных бедствиях и т.д..

Основанием для проведения специальной операции (ввода в действие плана специальной операции) являются:

    получение приказа (указания, распоряжения) руководителя (дежурного) вышестоящего органа внутренних дел или учреждения УИС;

    получение достоверной информации о чрезвычайном происшествии криминального характера или возможном его продолжении (появлении преступников и т.п.) на обслуживаемой территории.

С учетом сложности действий в специальной операции и наличия условий для выработки и доведения решения до исполнителей (прежде всего полноты информации о ЧО и имеющихся в непосредственном распоряжении силах и средствах, а также времени), лицо, принимающее решение на проведение специальной операции, может формулировать его и проводить в жизнь частями (поэтапно). При этом необходимо следовать рекомендации, что тщательно выверенное, но запоздавшее решение, как правило, приводит к общему провалу специальной операции, а своевременное, но несколько неточное решение чаще можно исправить корректировкой последующих действий.

Специальная операция должна начинаться в точно установленное время «Ч +», в которое подвижные элементы группировки сил приступают к выполнению поставленных им задач.

Сущность и содержание мероприятий и боевых действий, проводимых в специальной операции, обуславливаются ее целями и конкретными обстоятельствами сложившейся обстановки.

Оперативно-розыскные мероприятия проводятся с целью своевременного обнаружения противника, раскрытия его замыслов, установления состава, вооружения, возможной тактики действий, выявления характера мест укрытия, проведения дезинформационных и других мероприятий. Осуществляются эти мероприятия путем проведения оперативных установок, наблюдения, использования спецаппарата, применения оперативно-технических средств и оперативных комбинаций.

К режимным мероприятиям относятся: изоляция района операции и эвакуация из него посторонних граждан, ограничение действий противника, воспрещение его доступа к особо важным объектам и районам, а также создание благоприятных условий для проведения операции.

Специальные мероприятия которые могут осуществляться в ходе проведения специальной операции, подразделяются на самостоятельные и вместе с тем тесно связанные друг с другом виды:

блокирование («Перехват»);

поисковые («Сирена»);

оцепление («Кольцо»);

эвакуация («Выход»);

психологическое воздействие («Пресс»);

боевые действия («Гром»);

конвоирование («Конвой»).

Разделение возможных и необходимых специальных мероприятий на указанные виды позволяет оперативно и эффективно реагировать на любое происшествие независимо от его характеристики.

Каждый вид специальных мероприятий включает в себя определенные действия.

Мероприятия по блокированию - действия, осуществляемые путем перекрытия нарядами по определенному рубежу всего района проведения специальной операции, либо выборочного перекрытия нарядами пути движения граждан и наиболее вероятных направлений отхода преступников из района специальной операции. Эти мероприятия осуществляются местными и привлеченными силами органов, учреждений МВД и УИС России.

Поисковые мероприятия - действия, направленные на установление, поиск и обнаружение преступников, проводимые силами криминальной милиции, милиции общественной безопасности и розыскными нарядами.

Оцепление отдельного участка местности или объекта - полная изоляция места обнаружения преступников путем его сплошного перекрытия по определенному рубежу, осуществляемая группой оцепления и ближайшими нарядами.

Эвакуационные мероприятия проводятся в целях вывода (вывоза) населения, ценного имущества из района проведения специальной операции когда имеется реальная угроза жизни и здоровью граждан (взрыв, пожар, затопление, химическое или радиационное заражение местности и т.д.), а также для максимального снижения потерь от преступных действий. Данные мероприятия могут дополнительно проводиться после завершения специальной операции, когда преступными действиями нанесен значительный ущерб строениям или не устранены иные негативные последствия указанных действий.

Психологическое воздействие на преступника начинается с момента оцепления места его обнаружения и может осуществляться путем демонстрации силы и ведения переговоров в целях склонения преступника к отказу от сопротивления и к добровольной сдаче.

Сопровождение (конвоирование) состоит в лишении задержанных преступников возможности оказывать какое-либо сопротивление, изъятии у них средств нападения, предотвращении попыток побега и их доставлении в ОВД или учреждение УИС. Здесь следует разделить понятия сопровождения и конвоирования, учитывая, что сопровождение - более широкое понятие, а указанное определение относится именно к конвоированию. Сопровождение проводится в целях обеспечения безопасности потерпевших и свидетелей, сохранности вещественных доказательств, безопасности передвижения в районе проведения специальной операции представителей органов власти и управления, прессы, коммунальных служб, привлекаемых для выполнения конкретных задач (отключение газа, электроэнергии, водоснабжения и т.д.), своевременной доставки раненых в лечебные учреждения, а также тел погибших в места проведения судебно-медицинской экспертизы и т.д.

Главным и решающим в борьбе с противником являются боевые действия , посредством которых осуществляется подавление сопротивления, задержание или ликвидация противника силой оружия. Другими словами, боевые действия в зависимости от целей специальной операции направлены на недопущение или ограничение вредных последствий, или на их ликвидацию.

Специальные мероприятия могут проводиться:

одновременно («Пресс», «Перехват», «Выход»);

последовательно («Сирена», «Перехват», «Гром»);

параллельно («Перехват», «Пресс», «Кольцо», «Сирена»);

непрерывно;

поэтапно;

периодически.

В зависимости от обстановки, стоящих перед участниками специальной операции задач, реакции объекта воздействия на принимаемые меры, а также количества эпизодов преступных проявлений.

1.1. Виды специальных операций, проводимые ОВД

В зависимости от целей и задач, решаемых органами и войсками МВД России при чрезвычайных обстоятельствах, специальные операции подразделяются на следующие виды:

    Ликвидация групповых нарушений общественного порядка;

    Задержание (ликвидация) вооруженных и особо опасных преступников;

    Освобождение сотрудников, членов их семей и иных граждан от насильственного удержания их правонарушителями;

    Охрана и оборона особо важных объектов;

    Пресечение захвата воздушных судов;

    Пресечение террористического акта;

    Пресечение деятельности (ликвидация) незаконных вооруженных формирований и бандформирований;

    Ликвидация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Подготовка и проведение таких операций охватывает большой круг разнообразных вопросов и требует высокой ответственности, твердого знания тактических приемов осуществления различных мероприятий и действий.

Операции могут быть краткосрочными и долгосрочными. Краткосрочные- те которые выполняются в течении одного полного дня или его части. Долгосрочные - более одного дня.

Различия между этими операциями в том, что во втором виде существенно изменяется вариантивность ситуаций и увеличивается число привлекаемых сил и средств.

Специальная операция по задержанию вооруженных преступников организуется и проводится по распоряжению и данным МВД России, а при ликвидации диверсионно-разведывательных групп противника и преступников, захвативших воздушное судно, - по распоряжению и под руководством ФСБ.

Но могут возникнуть и непредвиденные обстоятельства, когда всю ответственность и полноту власти, в зависимости от сложившейся ситуации, должно будет взять на себя соответствующие начальники местных органов внутренних дел.

Всегда необходимо понимать, что в каждой конкретной ситуации надлежит действовать творчески, смело и решительно , сообразуясь с обстановкой. Ибо на все случаи служебной деятельности готового предусмотреть просто невозможно. А также необходимо помнить, что начальники всех степеней, должны поступать так, как велит им служебный, гражданский долг, в соответствии с требованиями законности.

1.2. Общими целями специальных операций являются:

Защита жизни и здоровья людей;

Предотвращение (снижение) ущерба государственному, общественному, личному (частному) имуществу;

Обнаружение преступников и пресечение (нейтрализация) их преступных действий.

Специальная операция может проводиться в самых разнообразных условиях, которые определяют её характер, организацию и ведение.

К таким условиям относятся:

Данные оперативной обстановки;

Условия местности;

Время года, суток, состояние погоды;

Наличие сил и средств для проведения операции.

Полнота данных оперативной обстановки может быть самой различной. В одном случае будут известны точные данные о месте укрытия преступников, их составе, вооружении и характере действий, в другом - только район (место), где укрываются преступники, и некоторые другие данные, иногда противоречивые. Состав преступников (диверсантов) существенно влияет на организацию и способ ведения боевых действий, продолжительность, количество привлекаемых сил и средств в операции.

1.3. Специальным операциям присущи следующие характерные черты, существенно отличающие ее от повседневной деятельности ОВД:

ПЕРВОЙ характерной чертой специальных операций является то, что все они будут проводится посредством целого ряда различных, но направленных на достижение единой цели мероприятий: политических, следственных, организационных, правовых, процессуальных, психологических, оперативных, режимных и боевых (войсковых) действий которые лишь в совокупности могут обеспечить выполнение задач в данных условиях;

ВТОРОЙ характерной чертой специальных операций является то, что боевые действия войсковых сил органов внутренних дел могут развёртываться на значительной территории, размер которой зависит от вида и масштаба ЧО, объема причиненного им отрицательного последствия и продолжаться длительное время, особенно при проведении операции по борьбе с диверсионно-разведывательными формированиями противника и ликвидации банд;

ТРЕТЬЕЙ характерной чертой специальных операций является их резко выраженный маневренный характер. Это объясняется тем, что противник будет действовать, как правило, мелкими группами. В ходе выполнения своих задач эти группы будут сочетать стремительные внезапные удары с последующим быстрым отходом. Открытых столкновений они будут избегать. Борьба с противником будет отличаться высокой динамичностью, в ней не будет четко выраженных зон (районов) и линий сопротивления. Специальные операции могут проводиться в разных местах одновременно или последовательно и, как правило, на значительном удалении друг от друга. Для успешного решения задач по ликвидации ДРФ противника, бандгрупп и особо опасных преступников необходимо постоянно быть готовым в ходе специальной операции к быстрой переброске сил и средств из одного района в другой, а так же желательно широко применять маневренные способы действий;

ЧЕТВЕРТОЙ характерной чертой специальных операций является применение войсковыми силами органов внутренних дел в операции различных способов ведения боевых действий (блокирование, окружение, перекрытие направлений движения, поиск, преследование). Выбор способа проведения специальной операции будет зависеть, главным образом, от полноты оперативных данных о противнике, наличия своих сил и средств, условий местности и других факторов. Как показывает практика, обычно применяются несколько способов действий сразу, а для наиболее надежной и быстрой ликвидации ДРГ и других правонарушителей, целесообразно, если позволяют условия и есть силы и средства, применять в операции все способы ведения боевых действий по ликвидации ДРГ, бандгрупп, особо опасных преступников и т.д.;

ПЯТОЙ характерной чертой специальной операции является участие в ней значительного количества разнородных войсковых сил и средств, подчиненных различным организациям, ведомствам и министерствам, а также учебных заведений МВД и УИС России, которые имеют различную организационную структуру и возможности, но выступают в качестве единого цельного комплекса и под единым руководством, в состоянии оказать действенное влияние на негативные тенденции развития оперативной обстановки и добиться намеченного конечного результата;

ШЕСТОЙ характерной чертой специальной операции является строго плановая основа и под руководством специально образованного органа оперативного управления (объединенного оперативного штаба, оперативного штаба или группы управления), так как ее целенаправленность, размах, интенсивность, разнообразие участвующих в ней сил и средств, реализуемых ими действий, настоятельно требуют выполнения большого объема работ по управлению (организации, регулированию, прогнозированию, планированию, контролю и т.п.).

Все это требует постоянной организации тесного взаимодействия (в мирное и тем более военное время) между государственными органами, между органами внутренних дел и внутренними войсками МВД, ФСБ, военного командования (частями Российской армии), прокуратуры, местных отрядов самообороны и т.д. по задачам, направлениям, видам мероприятий, месту и времени действий. Оно обеспечивается в течении всего периода выполнения задач между всеми подчиненными силами, принимающими участие в специальной операции.

Организация взаимодействия начинается на подготовительном этапе с определения и закрепления совместных нормативных и методических основ, формирования единого объединенного органа оперативного управления и разработки оперативного плана, подготовки и проведения совместных учений, тренировок и занятий, согласованных организационно-технических мероприятий, взаимного обмена необходимой информацией и корректировки действующих документов.

Взаимодействие организуется и осуществляется:

С местными органами государственной власти и управления;

Между подчиненными службами и соседними органами внутренних дел и учреждений уголовно-исполнительной системы;

С подразделениями внутренних войск, дислоцированными на обслуживаемой территории;

С местными органами Федеральной службы безопасности;

С подразделениями Вооруженных Сил России, дислоцированными на обслуживаемой территории;

С военизированными и сторожевыми подразделениями объектов;

С частными детективными и охранными агентствами;

С общественными формированиями по охране общественного порядка;

Со средствами массовой информации;

С заинтересованными органами, учреждениями, организациями, предприятиями и службами (в первую очередь аварийными, транспортными, медицинскими и связи).

Для ведения специальной операции, войсковые силы принимают боевой порядок. Построение его зависит от наличия данных о противнике, его состава и характера действий, условий местности, а также состава привлекающихся к проведению операции сил и средств.

Специальные операции необходимо организовывать и вести с учётом современных требований борьбы в каждой конкретной ситуации, подходя к этому творчески.

1.4. Факторы, определяющие успех при проведении специальной операции.

Для успешного применения и использования сил и средств при проведении мероприятий необходимо учитывать факторы влияющие на успех проводимого операции. Учитывая эти факторы руководитель может понять каков состав сил по уровню подготовки, комплектования и какие средства он должен иметь для успешного выполнения поставленной задачи.

Основными факторами являются:

Постоянная боевая готовность сил и средств подразделения.

Высокий уровень профессиональной подготовки командиров.

Высокое морально-психологическое состояние сотрудников подразделения

Уровень подготовки сотрудников подразделения.

Знание способов и методов совершения преступных действий противостоящей стороны.

Твердость и непрерывность управления и надежная связь.

Внезапность и соблюдение конспирации.

Решающий фактор это постоянная готовность сил и средств. Под ним понимают готовность приступить к выполнению задачи в любой момент и в любых условиях. Следовательно- готовность вооружения и спец. средств к применению, соответствие требованиям индивидуальной подготовки каждого сотрудника, слаженность групп, способность применять разнообразные способы и методы выполнения поставленной задачи. Возможно это если все члены группы всесторонне подготовлены.

Не менее важным фактором является готовность и способность руководителей совершать маневры силами и средствами в ходе операции, а также вести постоянную подготовку, обучение, воспитание подчиненных сотрудников и выполнять вместе с ними поставленную задачу.

Все эти качества достигаются упорным трудом, творческой активностью, настойчивой и целеустремленной тренировкой.

Фактор высокого морально-психологического состояния сотрудников определяется их готовностью бороться за экономическую безопасность страны не жалея сил и жизни, преданностью своему служебному долгу, любовью к Родине и народу. Вся воспитательная работа должна быть направлена на воспитание этих качеств потому, что выполнение мероприятий сопряжено как правило с высоким риском, преодолением больших трудностей и самопожертвованием.

Высокая профессиональная подготовка как фактор предполагает владение сотрудниками способами и методами проведения оперативных мероприятий.

Знание сотрудниками оперативной обстановки, сил, средств и способов действий преступников, а также постоянное изучение и накапливание сведений о противоборствующей стороне, используя различные источники - фактор влияющий на успех операции.

Твердое и непрерывное управление, надежная связь с элементами боевого порядка - фактор успешных действий, обеспечивающий своевременную передачу руководству сведений об обстановке, постановку новых задач или дополнительных задач в ходе операции.

Без наличия связи нет действий подразделения!

В связи с тем что группы при проведении операции малочисленны немаловажен фактор внезапности. Который в сочетании с находчивостью, дерзостью, разумным риском и взаимовыручкой позволяет выполнить поставленную задачу.

Особым фактором является бдительность и конспирация, направленных на обеспечение эффективности действий и безопасности сил, привлекаемых к мероприятию. Список факторов может быть расширен. А учет всех их при планировании способствует эффективному использованию сил и средств подразделений ОВД.

Для выполнения оперативно-служебных и служебно-боевых задач в специальных операциях силы органов внутренних дел, внутренних войск, других приданных им формирований применяют специфические, только им присущие, основные способы действий.

Блокирование представляет собой способ силовых действий, при осуществлении которого изолируется район (объект) нахождения преступников в целях воспрещения проникновения в него посторонних лиц, а также выхода из него и обеспечения задержания преступников.

Виды блокирования :

Сплошное;

По направлениям вероятного движения преступников.

При сплошном блокировании между соседними нарядами (подразделениями), расположенными на границе района (объекта) должна быть зри­тельная и огневая связь.

Наиболее плотно прикрываются направления, ведущие к лесным массивам, населённым пунктам, дорогам и участкам пересечённой мест­ности. В ночное время плотность блокирования увеличивается за счёт резервов и установки технических средств обнаружения.

Блокирование по направлениям вероятного движения преступни­ков (по объектам) проводится при недостатке сил и средств для сплошного блокирования района нахождения преступников или когда по условиям местности сплошное блокирование нецелесообразно.

При проведении специальной операции по пресечению массовых беспорядков в населенных пунктах способ блокирования применяется и для отсечения активной части участников массовых беспорядков в целях их последующего задержания.

Этот способ применяется для обеспечения действий сил внутри блокированного района. Блокирование может быть сплошным или перекрывать только вероятные направления ухода преступников и осуществляться путем выставления цепочек, заслонов, контрольно-пропускных пунктов, секретов, засад и других нарядов.

Оцепление представляет собой действия группировки сил и средств по изоляции района вероятного нахождения преступников в целях недопущения притока посторонних граждан в район проведения специальной операции, обеспечения действий других элементов группировки по нейтрализации чрезвычайного обстоятельства. Оно может проводиться как при проведении специальной операции, так и без ее проведения. Так, например, при ликвидации последствий взрывов, катастроф, стихийных бедствий и иных подобных чрезвычайных ситуаций применяется оцепление еще один из видов силовых действий. Оцепление осуществляется путем выставления цепочек, заслонов и контрольно-пропускных пунктов.



Окружение может проводиться как самостоятельно, так и в ходе проведения блокирования или оцепления. Оно как вид силовых действий отличается от блокирования и оцепления тем, что в этом случае преступники изолируются на ограниченном участке местности (объекте) и проводится, как правило, под огневым воздействием со стороны преступников. Конечной целью окружения является захват или уничтожение оказывающих вооруженное сопротивление преступников. При проведении окружения создаются группы огневой поддержки, штурмовые, захвата и другие.

Рассредоточение (расчленение) представляет собой способ силовых действий подразделений (частей) внутренних войск и формирований органов внутренних дел по разделению скопления участников противоправных действий на отдельные мелкие группы в целях обеспечения изъятия организаторов (подстрекателей, исполнителей) противоправных акций, с последующим удалением их из района проведения специальной операции и восстановления общественного порядка или нормального функционирования учреждения уголовно-исполнительной системы. Рассредоточение проводится нарядами, построенными в колонны или цепью.

Поиск - это действия розыскных нарядов (подразделений) в специальной операции по обнаружению и задержанию преступников в районах их вероятного нахождения.

Поиск как вид силовых действий характерен для некоторых видов специальных операций. Он может проводиться в ходе проведения специальной операции по решению ее руководителя на основе данных оперативных аппаратов органов внутренних дел или учреждений уголовно-исполнительной системы, а также по решению старших войсковых (служебных) нарядов, действующих по задержанию лиц, совершивших террористические акты, поджоги, погромы и т.п.

Для ведения поиска создаётся группа поиска, состав которой опре­деляется исходя из численности преступников, размеров района поис­ка, характера местности. Группа поиска в операции состоит из нес­кольких поисковых групп.



Виды поиска :

Сплошной;

Выборочный.

Сплошной поиск применяется, когда нет достаточных данных о месте нахож­дения преступника в предполагаемом районе и имеется достаточно сил и средств для его ведения. При этом осмотру подвергается весь назначенный район.

При выборочном поиске осматривается не вся местность, а лишь от­дельные участки района поиска, отдельные направления, части насе­лённого пункта, где наиболее вероятно нахождение преступника.

По способам ведения поиск подразделяется на :

Односторонний;

Двусторонний;

По направлениям;

По участкам;

По объектам;

Комбинированный.

Односторонний поиск ведётся путём одновременного движения поис­ковых групп в одном направлении в пределах назначенных им полос.

Двусторонний поиск ведётся путём встречного движения поисковых групп в пределах назначенных им полос.

Поиск по отдельным направлениям применяется при недостатке сил и средств, на труднодоступной местности, где движение преступника и поисковых групп возможно только по отдельным направлениям.

Поиск по участкам ведется в тех случаях, когда исключается однов­ременный осмотр всего района.

Поиск по объектам применяется в населённых пунктах, для осмотра отдельных строений.

Комбинированный поиск включает несколько перечисленных способов ведения поиска.

Для ведения поиска указывается полоса, направление поиска (объ­ект) и устанавливается темп поиска.

Захват - действия элементов группировки сил по изъятию преступников, совершивших тяжкие преступления и оказывающих вооруженное сопротивление силам правопорядка. Он проводится как без предварительного воздействия, так и после воздействия на преступников различными законными средствами, вплоть до применения огнестрельного оружия.

Рассредоточение - представляет собой способ силовых действий подразделений (частей) внутренних войск и формирований органов внутренних дел по разделению скопления участников противоправных действий на отдельные мелкие группы в целях обеспечения изъятия организаторов (подстрекателей, исполнителей) противоправных акций, с последующим удалением их из района проведения специальной операции и восстановления общественного порядка.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав