06.09.2019

О порядке аттестации, переаттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий. Список лиц, не допущенных к аттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации Подгото


С 1 апреля с.г. вступило в действие постановление правительства России №1719 от 30.12.2017 г., которое вносит существенные изменения в процедуру аттестации экспертов государственной и негосударственной экспертизы. Но не окажутся ли новые требования настолько жесткими, что большинство экспертов не смогут подтвердить свою квалификацию? Отраслевой журнал «Строительство» разбирался в этом вопросе совместно с профильным Департаментом Минстроя России.

История вопроса
На самом деле, реформирование системы аттестации экспертов государственной и негосударственной экспертизы проектной документации назрел довольно давно. Напомним, что в настоящее время негосударственные эксперты и эксперты региональных госэкспертиз, чтобы получить или подтвердить свой статус, проходят компьютерное тестирование, а эксперты Главгосэкспертизы сдают устный экзамен. За пять лет существования аттестации экспертов было выдано почти 13 тысяч аттестатов.

При этом, по мнению и проектировщиков, и чиновников, и строителей, уровень квалификации большинства экспертов, особенно негосударственной экспертизы, оставляет желать много лучшего. Более того, одновременно с началом процедуры аттестации появился и рынок услуг, которые за один день и соответствующую сумму готовы подготовить человеку полный набор документов при полном же отсутствии необходимых знаний и опыта работы. Порой именно отсюда «растут уши» ряда трагедий на построенных объектах.

Проект постановления правительства России, который установил бы более жесткие правила аттестации экспертов, готовился в Минстрое России по поручению вице-премьера Дмитрия Козака с 2015 года. Для этого были сформированы рабочие группы, куда вошли представители всех заинтересованных ведомств и профессионального сообщества. Весь процесс подготовки и согласования документа был абсолютно прозрачным и, что самое главное, учитывал все конструктивные предложения именно профессионального сообщества, поскольку высококвалифицированные эксперты сами были заинтересованы в том, чтобы навести порядок в своей сфере деятельности.

Что же поменялось в процедуре аттестации экспертов негосударственной и государственной экспертизы? Рассказывает директор Департамента разрешительной деятельности и контроля Минстроя России Владимир Калинкин:

- С 1 апреля 2018 года существенно изменилась процедура аттестации экспертов. Теперь компьютерное тестирование должны проходить не только эксперты негосударственной экспертизы и региональных госэкспертиз, но и Главгосэкспертизы России. Отмечу, что перечень вопросов тестирования подлежит размещению в открытых источниках, что позволит претендентам должным образом подготовиться. При этом уменьшилось количество вопросовс 200 до 120, на которые в ходе компьютерного тестирования эксперт должен дать ответ. Однако теперь эксперт должен правильно ответить не менее, чем на 110 вопросов - ранее эта цифра была 170. То есть, увеличился процент необходимых правильных ответов - с 80% до 90%.

Кроме того, появились нюансы, которые усложняют процедуру тестирования, потому что задача Минстроя как регулятора этой сферы состоит в том, чтобы повысить качество экспертов, которые работают как в государственной, так и в негосударственной экспертизе - ими должны быть только самые образованные, самые компетентные лица. Поэтому постановление правительства России ужесточает требования к знаниям, которые претенденты должны подтвердить, проходя компьютерное тестирование. Само тестирование теперь длится не пять часов, а три, и при этом в каждом вопросе нужно выбрать не один правильный ответ из трех, а минимум два правильных ответа из шести. При этом правильных ответов может быть и больше двух, и только если все они будут указаны, вопрос будет считаться пройденным. Да, это сложно, но мы провели соответствующие консультации с методологами, которые занимаются формированием тестов, и специалисты в этой сфере порекомендовали сделать тесты именно в таком виде. Это исключает возможность случайных попаданий при ответах.После сдачи компьютерного тестирования все эксперты государственных экспертиз - как региональных, так и федеральной, должны будут пройти устный экзамен. Ранее такое требование было установлено только для сотрудников Главгосэкспертизы России.

Второе нововведение состоит в том, что постановление обязывает экспертов, имеющих аттестат, проходить повышение квалификации не реже, чем один раз в три года. Ранее такого требования не было вообще. Однако мы посчитали, что за пять лет, на которые эксперту выдается аттестат, могут произойти серьезные изменения в нормативной базе, его знания могут устареть, поэтому повышение квалификации между процедурами аттестации представляется необходимым. Аттестация каждые пять лет как подтверждение квалификации эксперта остается, но с повышением квалификации эксперт сможет получать самые современные знания. При этом, если эксперт не пройдет процедуру повышения квалификации и не представит соответствующий документ, его квалификационный аттестат приостанавливается.

Пройти повышение квалификации эксперты смогут в учебных заведениях, имеющих соответствующую лицензию и образовательную программу, соответствующую заявленному направлению деятельности эксперта.

Новые правила аттестации борются с причиной, а не следствием
Чем же вызвано такое ужесточение требований к экспертам? Прежде всего, весьма низким уровнем квалификации довольно большого количества из них, а также очень узким профилем этих специалистов, которые из года в год работают со своим набором нормативных актов, плохо представляя, что происходит на «смежном» участке или в практической области.

Кроме того, существует рынок услуг для людей, которые хотят стать экспертами проектной документации. За соответствующую цену «помощники» подготовят весь пакет необходимых документов, включая справки об опыте работы. А в региональных экспертизах трудятся «свои» эксперты, которые зачастую пролоббированы местными органами власти и которым кто-то помог составить пакет документов на получение статуса эксперта и подготовить справки о том, что у них есть пять лет стажа в проектной организации. При этом сотрудники Минстроя России и аттестационной комиссии, даже имея вполне законные сомнения по поводу таких «экспертов», по закону не могут обратиться в тот же Пенсионный фонд с запросом, чтобы подтвердить подлинность представленных документов и трудового стажа.

Бороться с этим мутным болотом некачественных документов и непрофессиональных экспертов можно было только одним способом: поставить соответствующий фильтр и допускать до экспертизы проектной документации только реальных, высококлассных специалистов. Таким фильтром и стала новая процедура прохождения аттестации, которая, помимо всего прочего, максимально исключила человеческий фактор из этого процесса.

Рассказывает Владимир Калинкин:

- Приказом Минстроя России утвержден новый состав аттестационной комиссии. Если раньше в ней были, в основном, представители Минстроя России и Главгосэкспертизы, то сегодня в составе комиссии есть представители Минобороны, МВД, других силовых структур, Росатома, то есть тех организаций, которые имеют высокопрофессиональные службы по экспертизе проектной документации. Уверен, что такая комиссия сможет объективно оценить уровень компетенции любого аттестуемого.

Мы постарались минимизировать личное общение с соискателями (за исключением устного экзамена), потому что у нас сегодня вся процедура реализуется в электронном виде, через портал госуслуг - это очень удобно для всех. Соискатель подает пакет документов на аттестацию или переаттестацию, затем получает приглашение на тестирование, а потом - на устный экзамен (если это будущий эксперт государственной экспертизы). В ходе тестирования он общается только с компьютером, человеческий фактор полностью исключен. По завершении тестирования сразу же виден результат.

- Владимир Николаевич, а справится ли Минстрой России с таким объемом работы по аттестации экспертов?

- Уверены, что справимся - мы же составляли математическую модель этого процесса. В ходе подготовки проекта постановления мы занимались прогнозированием, анализировали, сколько человек и в какие сроки придет на экзамен, чтобы не было завала и очередей. Отсюда и сокращение количества вопросов, и уменьшение времени на тестирование, чтобы можно было принять экзамен у большего числа экспертов.

Подчеркну, что заставить экспертов с действующими аттестатами немедленно пройти аттестацию по новым правилам мы не можем и не ставили себе такой цели - это процедура добровольная, но по мере окончания действия аттестата все эксперты должны будут пройти аттестацию или переаттестацию по обновленным правилам.

Господа, читайте книги!
С учетом всего, что было сказано выше, не может не возникнуть вопрос: сколько же человек из нынешних действующих экспертов смогут пройти переаттестацию? По некоторым оценкам, вначале это будет не более 30-40% от всех соискателей. Конечно, оставшиеся «двоечников» с удовольствием обвинят Минстрой России в подготовке нереализуемого постановления, а кто-то возьмется рассылать жалобы и претензии.

В Минстрое России к этому готовы и понимают, что будет определенное недовольство со стороны экспертов. Однако в министерстве полны решимости навести порядок в процессе аттестации экспертов.

Для того, чтобы помочь соискателям пройти компьютерное тестирование, будет сделан тестовый вариант программы, чтобы эксперты могли потренироваться, понять, как правильно отвечать на вопросы и какие документы нужно читать и знать. Специалисты Минстроя России планируют ряд совещаний в регионах, чтобы из первых уст рассказать о новых требованиях и снять возникающие вопросы по процедуре аттестации. Но самое главное, что хочет донести до экспертов Минстрой России: не нужно искать лазейки, нужно идти и садиться за книги, своды правил, СНиПы и ГОСТы. И нужно понять: если знаний не хватает - аттестат эксперт не получит.

Эксперты - это элита строительного сообщества, и новая система аттестации направлена на то, чтобы эту элиту сформировать правильно.

Лариса Поршнева

Перед направлением электронного обращения в Минстрой России, пожалуйста, ознакомьтесь с изложенными ниже правилами работы данного интерактивного сервиса.

1. К рассмотрению принимаются электронные обращения в сфере компетенции Минстроя России, заполненные в соответствии с прилагаемой формой.

2. В электронном обращении может содержаться заявление, жалоба, предложение или запрос.

3. Электронные обращения, направленные через официальный Интернет-портал Минстроя России, поступают на рассмотрение в отдел по работе с обращениями граждан. Министерство обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений. Рассмотрение электронных обращений осуществляется бесплатно.

4. В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" электронные обращения регистрируются в течение трёх дней и направляются в зависимости от содержания в структурные подразделения Министерства. Обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. Электронное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Минстроя России, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением об этом гражданина, направившего обращение.

5. Электронное обращение не рассматривается при:
- отсутствии фамилии и имени заявителя;
- указании неполного или недостоверного почтового адреса;
- наличии в тексте нецензурных или оскорбительных выражений;
- наличии в тексте угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
- использовании при наборе текста некириллической раскладки клавиатуры или только заглавных букв;
- отсутствии в тексте знаков препинания, наличии непонятных сокращений;
- наличии в тексте вопроса, на который заявителю уже давался письменный ответ по существу в связи с ранее направленными обращениями.

6. Ответ заявителю обращения направляется по почтовому адресу, указанному при заполнении формы.

7. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Информация о персональных данных заявителей хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

8. Обращения, поступившие через сайт, обобщаются и представляются руководству Министерства для информации. На наиболее часто задаваемые вопросы периодически публикуются ответы в разделах «для жителей» и «для специалистов»

12-09-2018

Минстрой предлагает обязать руководителей госэкспертизы проходить аттестацию

На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов 11 сентября 2018 года появился проект постановления о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 г. № 271 «О порядке аттестации, переаттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий».

Данным проектом постановления предлагается обязать проходить аттестацию руководителей, заместителей руководителей организаций по проведению государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий на право утверждения заключений государственной экспертизы по соответствующим направлениям деятельности эксперта в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Такая обязанность не будет распространяться на руководителей (структурных подразделений) Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий указами Президента Российской Федерации.

Также проект постановления предполагает утверждение формы квалификационного аттестата, формы заявления для прохождения аттестации (переаттестации) на право подготовки заключений экспертизы, требования к программам повышения квалификации соответствующим направлениям деятельности и порядок ведения реестра лиц, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

Для целей переаттестации проектом Постановления предлагается дополнить пункт 9 подпунктом «Д», который требует иметь стаж работы в сфере подготовки проектной документации и (или) выполнения инженерных изысканий по заявленному направлению деятельности эксперта не менее трех лет с момента получения права подготовки заключений или с момента продления срока действия квалификационного аттестата.

Расширить перечень документов для прохождения аттестации, которые претендент представляет в Министерство. Таким образом, кроме привычного перечня документов, эксперт должен будет направлять рекомендательные письма высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и Заместителя Министра строительства, и ЖКХ РФ с обоснованием причин направления претендента на аттестацию и копию трудовой книжки или иных документов, подтверждающих место работы и занимаемую должность руководителя (заместителя руководителя) государственного учреждения.

А также, дополнить пункт 36, подпунктом (1), в котором сказано, что руководитель организации по проведению государственной экспертизы вправе уполномочить заместителя руководителя на утверждение заключений государственной экспертизы в том случае если такой руководитель экспертной организации является аттестованным экспертом на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий по соответствующему направлению деятельности эксперта, которое дает право на утверждение заключений государственной экспертизы. При этом обращаем ваше внимание, что на текущий момент подобное направление деятельности по утверждению заключения экспертизы в действующем законодательстве отсутствует.

В случае аннулирования квалификационного аттестата полномочия руководителя организации по проведению государственной экспертизы и заместителей руководителя по утверждению заключений, досрочно прекращаются на 3 года в организации по проведению государственной экспертизы, в которой трудоустроены эти лица, по основаниям, предусмотренным частью 7 статьи 49.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В правовой департамент Минстроя поступило обращение с просьбой разъяснить возникший вопрос об исчислении трудового стажа на инженерных должностях. На его основании департамент подготовил письмо от 22 августа 2019 г. N 30618-ТБ/02, разъясняющее, какими документами инженер может подтвердить свой трудовой стаж.Согласно письму Минстроя, данные о трудовом стаже должны подтверждаться сведениями, содержащимися в трудовой книжке, после получения диплома о высшем образовании по специальности, необходимой для возможности занимать инженерные должности. Кроме того, направление подготовки должно быть включено в перечень, утвержденный приказом Минстроя России от 6 апреля 2017 г. N 688/пр.Трудовой стаж на инженерных должностях относится к видам специального стажа работы и включает в себя периоды трудовой деятельности в организациях, специализирующихся на выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации, строительстве, капремонте и сносе объектов капитального строительства.Кроме вышеуказанной документации, стаж работы на инженерных должностях может быть подтвержден следующими документами: выписка из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, в которой содержатся сведения о видах экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, осуществляемых его работодателем, лицензией, свидетельством о допуске работодателя к выполнению работ; трудовой договор, которым определены трудовые функции работника согласно статье 56 Трудового кодекса РФ; должностной регламент, должностная инструкция, содержащие сведения о должностных обязанностях государственного или муниципального служащего согласно статье 47 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и статье 12 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»; выписка из личного дела, послужного списка физлица, прошедшего военную службу; документация, подтверждающая стаж работы с правом страны, на территории которой физическим лицом осуществлялась трудовая деятельность. Подтверждение стажа работы на инженерных должностях необходимо для включения сведений в НРС в области строительства, проектирования и инженерных изысканий.Стоит отметить, что при применении данного письма необходимо учитывать тот факт, что оно носит информационно-разъяснительный характер и не является нормативно-правовым актом. Письмо правового департамента Минстроя от 22 августа 2019 г. N 30618-ТБ/02

Минстрой выявил ряд нарушений в деятельности НОПРИЗ

Минстрой провел очередную проверку деятельности Национального объединения проектировщиков и изыскателей (НОПРИЗ) на предмет соблюдения обязательных требований, установленных Градкодексом РФ.Проверка была проведена в соответствии с Приказом Минстроя России №665/пр от 22.10.2018 г. в период с 22 июля по 16 августа текущего года. В ходе проверки Минстрой выявил ряд нарушений в деятельности НОПРИЗ:1. НОПРИЗ не обратился в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании средств компенсационных фондов и обязательной передаче дел членов 35 из 40 СРО, исключенных из госреестра СРО.2. Нацобъединение пренебрегает своими обязанностями в части рассмотрения жалоб, поступающих от членов СРО на саморегулируемые организации.3. Национальное объединение возвращает коммерческим организациям заявления о внесении сведений в госреестр без утверждения заключения о внесении или невнесении сведений о них.4. Реестр членов СРО ведется не по установленной форме.5. Отсутствуют стандарты на процессы, связанные с выполнением работ по подготовке проектной документации.6. Превышается установленный четырнадцатидневный срок рассмотрения заявлений физлиц о включении сведений о них в Национальный реестр специалистов (НРС) в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования.7. В НРС включены сведения о физлицах, не имеющих необходимый общий трудовой стаж, специальность, направление подготовки в области строительства, повышения квалификации и заявительной документации, заверенной должным образом.8. При поступлении заявления от членов исключенной СРО о переводе средств компенсационных фондов на счета СРО, принявших решение о приеме таких лиц в свои члены, перечисление средств происходит с превышением сроков в два рабочих дня с момента поступления такого заявления.9. Превышаются сроки, отведенные на направление требований в кредитную организацию о переводе на специальные счета НОПРИЗ средств компенсационного фонда исключенной саморегулируемой организации. Такие требования не содержат отметку кредитной организации о получении.10. Утвержденным протоколом Всероссийского съезда НОПРИЗ от 25.11.2014 г. №1 в редакции, утвержденной протоколом от 26.04.2019 7. №7 уставом национального объединения: не установлена ответственность НОПРИЗ за члена исключенной СРО, исполнявшего функции техзаказчика от имени застройщика; предусмотрена защита интересов СРО только в органах государственной власти; не определено лицо, уполномоченное на принятие решения о включении сведений о физическом лице в НРС; не предусмотрено хранение дел членов исключенной саморегулируемой организации, которые передаются в национальное объединение СРО в соответствии с частью 16 статьи 55.6 Градкодексе РФ; не предусмотрено размещение на сайте НОПРИЗ Единого реестра членов СРО и НРС. 11. Регламентом о порядке создания, эксплуатации и ведении НРС в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, утвержденном протоколом № 14 Совета от 14.02.2017 г., в редакции, утвержденной протоколом №23 от 28.02.2018 г. установлены: в перечне требований к физическим лицам, желающим быть включенными в НРС, указан пункт об отсутствии непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления; включение сведений о физлицах, не имеющих специальности/направления подготовки в области строительства в национальный реестр возможно, при наличии диплома о переподготовке; представление копии диплома о профессиональной переподготовке в качестве документа о повышении квалификации; при отсутствии справки о наличии или отсутствии непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления, возможно принятие решения о включении сведений о физическом лице в НРС. 12. Порядок подготовки и утверждения заключений о возможности внесения или об отказе во внесении сведений о СРО в государственный реестр СРО, о возможности исключения сведений или об отсутствии оснований для исключения сведений о СРО из государственного реестра СРО предусматривает: возврат заявительной документации о внесении сведений о некоммерческой организации (НКО) в госреестр, а также документации организации, без утверждения заключения о возможности внесения или невнесения сведений о такой организации в госреестр; выявление недостоверности заявительной документации служит основанием для утверждения Советом национального объединения заключения об отказе во внесении сведений о саморегулируемой организации в госреестр; неисполнение требований статьи 55.16-1 Градостроительного Кодекса РФ, не является основанием для утверждения Советом Национального объединения заключения об исключении сведений о СРО из госреестра по обращению органа надзора за СРО; непредставление саморегулируемой организацией уведомлений и документации, предусмотренных частью 6 статьи 55.18 ГрК РФ в НОПРИЗ в течение шести месяцев, является основанием для утверждения заключения об исключении сведений о СРО из реестра; ограничение прав НКО в части подачи заявительной и сопроводительной документации в электронном виде. 13. Порядок формирования Совета НОПРИЗ установлен в Регламенте Всероссийского съезда СРО, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и осуществляющих подготовку проектной документации (утвержден протоколом Съезда НОПРИЗ №2 от 10.04.2015 г. в редакции, утвержденной протоколом №7 от 26.04.2019 г.)По итогам проведенной проверки, согласно предписанию Минстроя, НОПРИЗ обязан в срок до 15 ноября 2019 года устранить выявленные нарушения.

ФГИС ЦС заполнена лишь на 12 процентов

Заместитель министра строительства и ЖКХ Дмитрий Волков сообщил, что федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС) наполнена только на 12%.На сегодняшний день в классификаторе более 100 тысяч ресурсов, и при этом не все из них относятся к ценообразующим и не все используются.Наполнение системы по регионам происходит неравномерно. Информация, необходимая для формирования индексов ценообразования в строительстве, поступает в полном объеме только из 11 регионов из 85. При этом по плану индексы должны быть сформированы к 1 января 2020 года.Такое положение вещей не дает возможности достигнуть главной цели, так как экономически обоснованные индексы призваны актуализировать всю систему ценообразования.Волков заявил, что на случай значительного срыва сроков по актуализации системы ответственные за формирование системы проработали иной путь наполнения базы данных.Минстрой начал разрабатывать реформу ценообразования в строительстве еще в 2015 году и с 2021 года планирует провести пробный запуск ресурсной модели с возможностью определения сметной стоимости строительства ресурсно-индексным методом по отдельным ресурсам. С 2022 года начнется полноценное применение ресурсного метода с применением сметных цен строительных ресурсов, определенных на основании результатов государственного мониторинга цен непосредственно от производителей и размещаемых во ФГИС ЦС.

База знаний

Когда нужна повторная экспертиза проектной документации, получившей положительное заключение

Согласно письму Минстроя №42269-ОД/08, проектная документация получившая положительное заключение, и в которую были внесены изменения, должна проходить повторную экспертизу.С 4 августа 2018 года утратили силу части 3.5 - 3.7 статьи 49 ГрК РФ, регламентирующие порядок признания проектной документации модифицированной, как случай, при котором повторное прохождение экспертизы не требуется.В письме Минстроя отмечается, что порядок проведения государственной и негосударственной экспертизы проектной документации, и результатов инженерных изысканий, устанавливается Правительством РФ, в том числе, в случае внесения изменений в проектную документацию, согласно Федеральному закону N 342-ФЗ от 03.08.2018.Также, Минстрой уточнил, что согласно части 55 статьи 26 Федерального закона N 342-ФЗ повторное прохождение экспертизы проектной документации получившей положительное заключение не требуется, если изменения в такую проектную документацию были внесены до 4 августа 2018 года и не затрагивают конструктивных и иных характеристик безопасности объекта капитального строительства. Письмо Минстроя России N42269-ОД08

Строительство и реконструкция линейного объекта: требуется ли подготовка документации по планировке территории?

Одним из основополагающих документов при проведении экспертизы проектной документации является проект планировки территории. Это следует из Постановлении Правительства РФ №87 от 16.02.2008 года, в котором говорится о необходимости указывать в проектной документации (Раздел 1 Пояснительная записка) для линейных объектов реквизиты ППТ. Исключения из требований об обязательной подготовке документов Существует ряд условий, которые создают исключения из общего правила подготовки документации по планировке территории. Они определены Постановлением Правительства РФ №269 от 07.03.2017 года «Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории». Такая возможность предусмотрена для строительства и реконструкции объектов по подключению (технологическому присоединению) к существующим электрическим сетям, сетям теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, если они соответствуют определенным характеристикам. Также действие перечня распространяется на строительство и реконструкцию капитальных объектов, входящих в состав существующих линейных объектов, если их показатели не превышают указанные в Постановлении нормативы и если они расположены в пределах полосы отвода или охранной зоны. Кроме того, затрагиваются некоторые виды инженерных сетей, которые находятся внутри одного квартала, одного микрорайона. Упомянутый Перечень действует с 1 июля 2017 года. Следовательно, для всех проектов линейных объектов, разработанных до этой даты, ППТ является обязательным. Это важно учитывать при подготовке и подаче документов на экспертизу проектной документации.

Срок давности результатов инженерных изысканий

Инженерные изыскания являются одними из основных исходных данных для принятия технических решений в ходе разработки проектной документации. В процессе подготовки к строительству ситуация на земельном участке может меняться, поэтому необходимо учитывать сроки действия результатов инженерных изысканий. Действующим законодательством они строго не регламентированы, однако рекомендуемый срок актуальности составляет 2-3 года.Согласно п.5.2 СП 11-105-97«Инженерно-геологические изыскания для строительства. Часть I. Общие правила производства работ» возможность использовать материалы прошлых лет должна определяться с учетом произошедших изменений рельефа, гидрогеологических условий, техногенных воздействий и так далее.В том числе, инженерные изыскания выполняются на картах различного масштаба. Согласно п.5.60 и пп.5.189-5.199 СП 11-104-97 «Инженерно-геодезические изыскания для строительства» инженерно-топографические планы в масштабах 1:10000, 1:5000, 1:2000, 1:1000, 1:500, 1:200 должны создаваться на основе топографических съемок или материалов съемок более крупного масштаба со сроками выполнения, как правило, не старше 2 лет. Указанный свод правил по умолчанию относится к документам добровольного применения. Однако, если на него ссылается задание на проведение изысканий или договор оказания услуг - а, как правило, это именно так - то эти рамки становятся обязательными! Таким образом, фактически утрачивают силу не сами изыскания, а их картографическая подоснова.Согласно п.5.16 СП 11-102-97 «Инженерно-экологические изыскания для строительства» инженерно-экологические изыскания увязываются с инженерно-геологическими изысканиями. В свою очередь, п.6.11 говорит о необходимости выполнять экологические изыскания с детальностью, отвечающей принятым масштабам инженерно-геологической съемки. Таким образом требуется использовать топографическую подоснову аналогичную п. 5.16 СП 11-102-97.На ряду с этим, согласно п.4.17 СП 11-104-97 «Инженерно-геодезические изыскания для строительства» предусматривается, что для оценки степени загрязнения воздуха на соответствие нормам ПДК должны использоваться значения максимально-разовых, среднесуточных и среднегодовых концентраций загрязняющих веществ не менее чем за 2 последних года.Учитывая, что все остальные виды инженерных-изыскания в той или иной мере связаны с участком, то указанные сроки по аналогии следует применять и к ним.Необходимо учитывать «сроки годности» результатов инженерных изысканий не только для этапа проектирования, но и для экспертизы проектной документации и строительства. По разным причинам обращение в экспертную организацию и/или начало строительных работ может произойти спустя несколько лет после начала проектирования. В этом случае должна быть произведена актуализация материалов с предоставлением отчетов, у которых дата полевых работ не более 2-3 лет.

Правительство Российской Федерации изменило процедуру прохождения аттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) инженерных изысканий. Подробности сообщила пресс-служба Главгосэкспертизы России.

С 1 апреля 2018 года в силу вступает постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1719 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 г. № 271».

Обязательное повышение

С этого момента аттестованные эксперты обязаны повышать квалификацию по профилю, соответствующему направлению деятельности, не реже одного раза в три года, в организации, ведущей образовательную деятельность, требования к которой установлены Минстроем России. При этом эксперт обязан направлять в Минстрой России документ (копии диплома, свидетельства, удостоверения), подтверждающий повышение квалификации. В противном случае ведомство уполномочено приостановить действие квалификационного аттестата эксперта.

В перечень документов, представляемых экспертом в Минстрой России для прохождения переаттестации, включен документ о повышении квалификации по профилю, соответствующему заявленному направлению деятельности.

Двухэтапный подход

Постановление также устанавливает последовательную двухэтапную процедуру проверки знаний претендентов и экспертов, желающих получить квалификационный аттестат или продлить срок имеющегося квалификационного аттестата на право подготовки заключений экспертизы проектной документации по строительству особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов, объектов, в отношении которых государственная экспертиза проводится федеральными органами исполнительной власти и организациями, уполномоченными на ее проведение, объектов, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Аналогичный подход установлен в отношении получения или продления квалификационного аттестата на право подготовки заключений государственной экспертизы по итогам рассмотрения результатов инженерных изысканий, выполняемых для создания проектной документации в отношении перечисленных выше объектов.

Для остальных претендентов (экспертов) проверка знаний проводится в форме тестирования.

Правила проверки

Постановление изменяет и сами правила проверки знаний в форме тестирования. Так, с 200 до 120 уменьшено общее количество вопросов, на которые должен ответить претендент (эксперт), количество вариантов ответов, в том числе правильных, для каждого вопроса увеличено вдвое, а время прохождения тестового экзамена сокращено с 5,5 до 3 часов.

Для того, чтобы получить право на допуск к устному экзамену, нужно дать не менее 110 правильных ответов.

Постановление также предусматривает возможность досудебного обжалования результатов аттестации (переаттестации).

Кроме того, в соответствии с подписанным постановлением Минстрой России наделяется полномочиями по утверждению:

Формы заявления о прохождении аттестации (переаттестации) физических лиц на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) инженерных изысканий;

Требований к программам повышения квалификации экспертов проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, соответствующим направлениям деятельности.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О порядке аттестации, переаттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий*


Документ с изменениями, внесенными:
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.03.2014);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.01.2018, N 0001201801040041) (вступило в силу с 1 апреля 2018 года).
____________________________________________________________________

________________

постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1719 ..

В соответствии с частью 6 статьи 49_1 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение об аттестации, переаттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1719 .

2. Установить, что:

а) аттестация (переаттестация) на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий проводится Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 8 апреля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2014 года N 230 ; в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1719 .

б) физические лица, аттестованные в установленном порядке до 1 апреля 2018 г. Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, вправе осуществлять подготовку заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий по направлениям деятельности эксперта, указанным в квалификационном аттестате на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (далее - квалификационный аттестат), до истечения срока действия квалификационного аттестата, а также пройти переаттестацию в соответствии с Положением, утвержденным настоящим постановлением.
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1719 .

3. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации утвердить форму квалификационного аттестата, форму заявления для прохождения аттестации (переаттестации) на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, требования к программам повышения квалификации экспертов проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, соответствующим направлениям деятельности, а также порядок ведения реестра лиц, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1719 .

4. Реализация Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации полномочий по аттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации штатной численности работников его центрального аппарата и средств, предусмотренных на руководство и управление в сфере установленных функций.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1719 .

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин

Положение об аттестации, переаттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 31 марта 2012 года N 271

________________

* Наименование в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1719 ..

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает порядок аттестации на право подготовки заключений государственной и негосударственной экспертизы (далее - экспертиза) проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, переаттестации на право подготовки указанных заключений, продления срока действия квалификационного аттестата на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (далее - квалификационный аттестат) и аннулирования его действия (далее - аттестация).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1719 .

2. Аттестация проводится в отношении физических лиц, имеющих намерение получить право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (далее - претенденты).

3. Переаттестация проводится в отношении физических лиц, ранее аттестованных по заявленному направлению деятельности на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (далее - эксперты).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1719 .

4. Предоставление права подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий подтверждается выдачей квалификационного аттестата.

Срок действия квалификационного аттестата составляет 5 лет и может быть продлен на тот же срок по итогам переаттестации в соответствии с настоящим Положением.

Квалификационный аттестат действует на всей территории Российской Федерации.

5. За проведение аттестации (переаттестации), выдачу квалификационного аттестата и его дубликата плата не взимается.

6. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Министерство) ведет реестр лиц, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, в порядке, утверждаемом Министерством.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 8 апреля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2014 года N 230 .

7. Сведения, содержащиеся в реестре лиц, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, подлежат размещению на официальном сайте Министерства в сети Интернет. Доступ к указанным сведениям осуществляется без взимания платы.

8. Претендент может быть аттестован на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий при условии его соответствия следующим требованиям:

а) имеет высшее образование по профилю, соответствующему заявленному направлению деятельности эксперта;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1719 .

б) постоянно проживает в Российской Федерации;

в) имеет стаж работы в сфере подготовки проектной документации и (или) выполнения инженерных изысканий по заявленному направлению деятельности эксперта не менее чем 5 лет или стаж работы на соответствующих должностях в органах либо организациях, проводящих экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, не менее чем 3 года;

г) не имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления;

д) обладает необходимыми знаниями в области законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (включая требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства) в части, касающейся соответственно выполнения инженерных изысканий в целях проектирования, строительства и эксплуатации этих объектов либо осуществления их проектирования, строительства и эксплуатации.

9. Эксперт может быть переаттестован на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий при условии его соответствия следующим требованиям:

а) постоянно проживает в Российской Федерации;

б) не имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления;

в) обладает необходимыми знаниями в области законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (включая требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства) в части, касающейся соответственно выполнения инженерных изысканий в целях проектирования, строительства и эксплуатации этих объектов либо осуществления их проектирования, строительства и эксплуатации;

г) не реже одного раза в 3 года проходит повышение квалификации в организации, ведущей образовательную деятельность, требования к которой установлены Министерством.
(Подпункт дополнительно включен с 1 апреля 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1719)

II. Рассмотрение документов, представленных для прохождения аттестации, переаттестации

10. Для прохождения аттестации претендент представляет в Министерство следующие документы:

а) заявление по форме, устанавливаемой Министерством, с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), идентификационного номера налогоплательщика, страхового номера индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования, адреса места жительства, контактного телефона, адреса электронной почты (при наличии), направления деятельности эксперта, по которому претендент имеет намерение получить право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, из числа направлений деятельности экспертов, включенных в перечень, устанавливаемый Министерством (далее - направление деятельности), а также сведений об отсутствии непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1719 .

б) копия паспорта либо иного основного документа, удостоверяющего личность, а также копия документа, подтверждающего постоянное проживание в Российской Федерации, если в основном документе, удостоверяющем личность, отсутствуют сведения о постоянном проживании в Российской Федерации;

в) копия диплома о высшем профессиональном образовании;

г) заверенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке копия трудовой книжки или иных документов, подтверждающих требуемый стаж работы.

11. Для прохождения переаттестации эксперт представляет в Министерство документ о повышении квалификации по профилю, соответствующему заявленному направлению деятельности, документы, предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 10 настоящего Положения.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1719 .

12. Документы для прохождения переаттестации представляются не ранее чем за 6 месяцев и не позднее чем за 3 месяца до даты окончания срока действия квалификационного аттестата.
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1719 .

В случае нарушения указанного срока представления документов эксперт до переаттестации не допускается и по истечении срока действия ранее выданного квалификационного аттестата проходит аттестацию в установленном порядке.

13. Эксперт может в любое время действия выданного квалификационного аттестата представить документы для прохождения аттестации на получение права подготовки заключения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий по другому направлению деятельности. В этом случае для прохождения аттестации представляются документы, предусмотренные пунктом 10 настоящего Положения.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1719 .

14. Документы, предусмотренные пунктами 10 или 11 настоящего Положения, могут быть представлены в Министерство почтовым отправлением, лично либо через представителя, в форме электронных документов с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (при наличии соответствующей технической возможности).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1719 .

15. Документы, представленные в Министерство с нарушением требований, предусмотренных пунктами 10-13 настоящего Положения, в течение 7 рабочих дней с даты их поступления возвращаются отправителю с указанием причин возврата, за исключением документов, представленных в форме электронных документов.

Отправителю, представившему документы для прохождения аттестации (переаттестации) в форме электронных документов, в указанный срок направляется уведомление о представлении документов с нарушением соответствующих требований. Указанное уведомление направляется в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1719 .

16. Претендент (эксперт), представивший документы для прохождения аттестации (переаттестации) с соблюдением требований, предусмотренных пунктами 10-13 настоящего Положения, проверяется на наличие основания для отказа в допуске к проверке знаний.

17. Основанием для отказа в допуске претендента к проверке знаний является его несоответствие требованиям, предусмотренным подпунктами "а"-"г" пункта 8 настоящего Положения.

Основанием для отказа в допуске эксперта к проверке знаний является его несоответствие требованиям, предусмотренным подпунктами "а", "б" и "г" пункта 9 настоящего Положения.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1719 .

18. Решение о допуске или об отказе в допуске к проверке знаний принимается лицом, уполномоченным приказом Министерства.

19. Министерство в течение 30 календарных дней с даты поступления документов для прохождения аттестации (переаттестации) направляет претенденту (эксперту), допущенному к проверке знаний, почтовым отправлением или в форме электронного документа извещение о допуске к проверке знаний с указанием формы такой проверки, времени и места ее проведения. Указанное извещение направляется не позднее чем за 30 календарных дней до дня проведения проверки знаний. В случае отказа в допуске к проверке знаний претендент (эксперт) в этот же срок уведомляется о причинах такого отказа с указанием оснований, предусмотренных пунктом 17 настоящего Положения. Одновременно с вручением (направлением) уведомления об отказе в допуске к проверке знаний претенденту (эксперту) возвращаются документы, представленные им для прохождения аттестации (переаттестации).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1719 .

III. Проверка знаний претендента (эксперта)

20. Проверка знаний претендента (эксперта) проводится с учетом заявленного направления деятельности применительно к актам (документам) в области законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (включая требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства) в части, касающейся соответственно выполнения инженерных изысканий в целях проектирования, строительства и эксплуатации этих объектов либо осуществления их проектирования, строительства и эксплуатации (далее - акты (документы)).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1719 .

21. В целях проведения проверки знаний в Министерстве создается аттестационная комиссия в составе председателя, заместителя (заместителей) председателя, секретаря и членов комиссии (далее - аттестационная комиссия).

Состав аттестационной комиссии и положение о ней утверждаются Министерством.

22. Проведение заседаний аттестационной комиссии осуществляется в соответствии с планом аттестационных сессий, утверждаемым Министром строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 8 апреля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2014 года N 230 .

План аттестационных сессий размещается на официальном сайте Министерства в сети Интернет.

23. Претендент (эксперт) должен в установленное время явиться для проверки знаний, имея при себе следующие документы:

паспорт или иной основной документ, удостоверяющий личность;

оригинал диплома о высшем профессиональном образовании (в случае аттестации) или оригинал квалификационного аттестата (в случае переаттестации).

24. Претендент (эксперт), который не явился в установленное время для проверки знаний, вправе пройти такую проверку в другую аттестационную сессию при наличии соответствующего обращения. Извещение о времени и месте проверки знаний направляется претенденту в порядке и сроки, которые установлены пунктом 19 настоящего Положения.

Претендент, который повторно не явился в установленное время для проверки знаний, может повторно представить документы для прохождения аттестации в установленном порядке в любое время. Эксперт вправе повторно представить документы для прохождения переаттестации в пределах сроков, предусмотренных пунктом 12 настоящего Положения.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1719 .

25. Проверка знаний претендента (эксперта) проводится в форме устного экзамена и тестирования или в форме тестирования.

В форме устного экзамена и тестирования проводится проверка знаний претендентов (экспертов), имеющих намерение получить квалификационный аттестат (продлить срок действия соответствующего квалификационного аттестата) на право подготовки заключений экспертизы проектной документации, подготовленной в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, объектов, в отношении которых государственная экспертиза проектной документации и (или) инженерных изысканий проводится федеральными органами исполнительной власти и организациями, уполномоченными на проведение государственной экспертизы федеральными законами и указами Президента Российской Федерации, объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и (или) заключений экспертизы результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации в отношении таких объектов.

Для остальных претендентов (экспертов) проверка знаний проводится в форме тестирования.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1719 .

26. Вопросы для устного экзамена и вопросы для тестирования формируются и утверждаются приказом Министерства не реже 1 раза в 3 года.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1719 .

27. При проведении проверки знаний в форме устного экзамена претендент (эксперт) отвечает аттестационной комиссии на вопросы, указанные в билете. Аттестационная комиссия вправе задать претенденту (эксперту) не более 3 дополнительных вопросов.

Билет для устного экзамена содержит 3 вопроса в области законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности и 3 вопроса в области законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (включая требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства) в части, касающейся соответственно выполнения инженерных изысканий в целях проектирования, строительства и эксплуатации этих объектов либо осуществления их проектирования, строительства и эксплуатации. Решение о результатах устного экзамена принимается аттестационной комиссией путем голосования.

28. При проведении проверки знаний в форме тестирования претендент (эксперт) в присутствии членов аттестационной комиссии отвечает на вопросы при помощи персонального компьютера.

При проведении проверки знаний в форме тестирования претендент (эксперт) должен ответить на 70 вопросов в области законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности и 50 вопросов в области законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (включая требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства) в части, касающейся соответственно выполнения инженерных изысканий в целях проектирования, строительства и эксплуатации этих объектов либо осуществления их проектирования, строительства и эксплуатации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1719 .

На каждый вопрос предусматривается не менее 6 вариантов ответов, не менее 2 из которых являются правильными. Для ответов на вопросы при тестировании претенденту (эксперту) отводится не более 3 часов.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1719 .

При проведении проверки знаний в форме тестирования положительное решение о соответствии претендента (эксперта) требованиям к знанию актов (документов) принимается аттестационной комиссией, если претендент (эксперт) дал в совокупности не менее 110 правильных ответов на 120 вопросов билета. При положительном результате компьютерного тестирования заявитель допускается к устному экзамену.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1719 .

29. По результатам проверки знаний аттестационная комиссия принимает решение о соответствии либо о несоответствии претендента (эксперта) требованиям к знанию актов (документов). Указанное решение принимается в день проведения проверки знаний.

30. Результаты проверки знаний актов (документов) и решение аттестационной комиссии оформляются протоколом. Для претендентов (экспертов), имеющих намерение получить квалификационный аттестат (продлить срок действия соответствующего квалификационного аттестата) на право подготовки заключений экспертизы проектной документации, подготовленной в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, объектов, в отношении которых государственная экспертиза проектной документации и (или) инженерных изысканий проводится федеральными органами исполнительной власти и организациями, уполномоченными на проведение государственной экспертизы федеральными законами и указами Президента Российской Федерации, объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и (или) заключений экспертизы результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации в отношении таких объектов, результаты проверки знаний оформляются протоколом заседания аттестационной комиссии после устного экзамена.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1719 .

31. В ходе проведения проверки знаний не допускается использование претендентом (экспертом) специальной, справочной и иной литературы, письменных заметок, средств мобильной связи и иных средств хранения и передачи информации. При нарушении указанного запрета претендент (эксперт) удаляется с экзамена (тестирования), соответствующая запись заносится в протокол аттестационной комиссии. В этом случае претендент (эксперт) вправе представить документы для прохождения аттестации (переаттестации) не ранее чем через 6 месяцев.

32. Претендент (эксперт) вправе ознакомиться с результатами проверки знаний и решением аттестационной комиссии непосредственно после ее проведения.

IV. Выдача квалификационного аттестата и отказ в его выдаче

33. На основании решения аттестационной комиссии о соответствии претендента требованиям к знанию актов (документов) Министерство принимает решение о предоставлении права подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий и выдаче квалификационного аттестата по соответствующему направлению деятельности.

Форма квалификационного аттестата устанавливается Министерством.

34. Квалификационный аттестат вручается под расписку эксперту или его представителю по нотариально удостоверенной или приравненной к ней доверенности при предъявлении паспорта либо иного основного документа, удостоверяющего личность, в течение 20 рабочих дней с даты поступления заявления о выдаче квалификационного аттестата.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1719 .

35. На основании решения аттестационной комиссии о несоответствии претендента требованиям к знанию актов (документов) Министерство принимает решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата, о чем уведомляет претендента (эксперта) в течение 10 рабочих дней с даты принятия такого решения с указанием причин отказа.

36. Решения, предусмотренные пунктами 33 и 35 настоящего Положения, оформляются приказом Министерства в течение 10 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения аттестационной комиссией.

37. Претендент, в отношении которого принято решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата, вправе представить документы для прохождения аттестации не ранее чем через 6 месяцев с даты принятия указанного решения.

38. Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата может быть обжаловано претендентами (экспертами) в судебном порядке, а также в досудебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1719 .

V. Продление срока действия квалификационного аттестата, приостановление срока действия квалификационного аттестата, выдача дубликата квалификационного аттестата

(Наименование в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1719 .

39. Срок действия квалификационного аттестата продлевается решением Министерства на основании решения аттестационной комиссии о соответствии эксперта требованиям к знанию актов (документов).

40. Квалификационный аттестат с отметкой о продлении срока его действия вручается под расписку эксперту или его представителю по нотариально удостоверенной или приравненной к ней доверенности при предъявлении паспорта либо иного основного документа, удостоверяющего личность, в течение 20 рабочих дней с даты принятия решения о продлении срока действия квалификационного аттестата.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1719 .

41. По итогам переаттестации Министерство принимает решение об отказе в продлении срока действия квалификационного аттестата, если в соответствии с пунктами 29 или 31 настоящего Положения принято решение о несоответствии эксперта требованиям к знанию актов (документов), и уведомляет эксперта об этом решении в течение 10 рабочих дней с даты его принятия с указанием причин отказа.

42. Решения, предусмотренные пунктами 39 и 41 настоящего Положения, оформляются приказом Министерства в течение 10 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения аттестационной комиссией.

43. Действие квалификационного аттестата приостанавливается в случае непредставления в Министерство экспертом не реже одного раза в 3 года подтверждающего документа (копии диплома, свидетельства, удостоверения) о повышении квалификации по профилю, соответствующему направлению деятельности эксперта, до даты представления указанного документа в Министерство.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1719 .

43_1. В случае принятия решения, предусмотренного пунктом 41 настоящего Положения, право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий приостанавливается:

а) до истечения срока действия квалификационного аттестата;

б) до принятия Министерством решения о продлении срока действия квалификационного аттестата по результатам повторного прохождения переаттестации до истечения срока действия квалификационного аттестата.
(Пункт 43_1 дополнительно включен с 1 апреля 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1719)

44. Решение об отказе в продлении срока действия квалификационного аттестата может быть обжаловано в судебном порядке, а также в досудебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1719 .

45. В случае утраты (порчи) квалификационного аттестата Министерство в течение 10 рабочих дней с даты поступления соответствующего обращения эксперта при предъявлении паспорта или иного основного документа, удостоверяющего личность, выдает эксперту дубликат квалификационного аттестата с проставлением отметки "Дубликат".

VI. Аннулирование квалификационного аттестата

46. Квалификационный аттестат аннулируется приказом Министерства до истечения срока его действия по основаниям, предусмотренным частью 7 статьи 49_1 Градостроительного кодекса Российской Федерации .
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1719 .

47. Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован, вправе представить документы для прохождения аттестации не ранее чем через 3 года с даты принятия решения об аннулировании квалификационного аттестата.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав