20.06.2020

Основания возникновения,изменения и прекращения экологических правоотношений. Open Library - открытая библиотека учебной информации Правовые основания возникновения экологических правоотношений


Экологические юридические факты – это обстоятельства, с которыми нормативные акты связывают какие-либо юридические последствия: возникновение, изменение или прекращение экологических правоотношений.
Экологические права возникают, изменяются и прекращаются только по основаниям, указанным в законодательстве. Эти основания именуются юридическими фактами, которые могут иметь сложные составы и процедуры своего осуществления.

В качестве оснований возникновения экологического правоотношения могут выступать сделки и договоры. Например, договора аренды земельного участка, участка леса, водного объекта. Следует иметь в виду, что в экологическом праве возникновение правоотношений нередко связывается со сложным юридическим составом. Обязательным элементом таких составов выступает такой юридический факт, как государственная регистрация земельного участка, права на него, сделки или договора с ним.

Классификация юридических фактов :
1) В зависимости от воли субъектов (характера течения): события и действия
2) По признаку дозволенности законом действия (юридические факты) бывают: правомерные и неправомерные.
3) По содержанию правомерные действия делятся на:
3.1. Юридические акты (сделки, административные акты, лицензирование)
3.2. Юридические поступки

Экологическое правоотношение обычно возникает, изменяется и прекращается на основании не одного, а совокупности юридических фактов, образующих фактические составы. При этом для каждого вида природных объектов и комплексов характерны свои фактические составы.
Так, для получения в пользование или собственность земель это могут быть: заявка, согласование, решение, земельный отвод и выдача государственного акта на право землепользования или собственности.
При предоставлении в пользование недр необходимы ходатайство, согласование, экспертиза, решение, горный отвод, лицензия или иной документ, удостоверяющий право недропользования.
Лесопользования осуществляются на основании заявок, лесорубочных билетов (ордеров) и лесных билетов.
Для осуществления сложных и экологически опасных пользований водами требуются заявки, согласования, экспертизы, разрешения на специальное водопользование, а иногда даже отграничение предоставленных водных объектов в натуре по сухопутным или другим ориентирам.
В процессе использования атмосферного пространства для полетов или запусков ракет необходимы заявки, специальные разрешения и оконтуривание трасс, линий и коридоров атмосферопользования.
Использование животного мира должно осуществляться при наличии охотничьих или рыболовных билетов и (или) лицензий на добычу соответствующего дикого животного.
По заявкам и специальным разрешениям производятся некоторые пользования растительным миром и т.д.
Как правило юридические составы состоят из следующей совокупности юридических фактов, расположенных в определённой последовательности: заявка - согласование мест расположения предполагаемых природопользований - рассмотрение ходатайств компетентными государственными органами и вынесение по ним решений - выдача специальных разрешений (лицензий); - отграничение (отвод) указанных объектов на местности (в натуре); - выдачу документов, удостоверяющих на них соответствующее право (право собственности или право природопользования). В отдельных случаях требуются экспертизы или иные заключения о возможности и целесообразности осуществления природопользования.
В качестве оснований изменения права природопользования могут быть юридические факты в виде событий (лесной пожар, заболевание или стихийное возгорание леса, эпизоотия и массовая гибель диких животных, вносящие юридически значимые коррективы в существующие права пользования лесом и животным миром) или действий (нарушение плодородного слоя почвы, повреждение или загрязнение лесов, браконьерство и другие нарушения, влекущие изменения содержания соответствующего вида права природопользования).

Конкретными основаниями прекращения экологических правоотношений являются :
минования надобности в осуществлении природопользования;
истечения сроков природопользования
добровольного от него отказа;
необходимость изъятия природных объектов для государственных либо общественных нужд;
использования указанных ресурсов не по целевому назначению;
систематического невнесения в установленные сроки платежей за природопользование;
ликвидации или реорганизации юридического лица, смерти физического лица, выступавших в качестве природопользователей и (или) земельных собственников
прекращение трудовых отношений, в связи с которыми работнику был предоставлен служебный земельный надел; нерациональное использование природного объекта и т.д.
аннулирование права на специальное природопользование (лесорубочного билета (ордера) или лесного билета).

Вопрос 12. Понятие и содержание эколого-правового статуса граждан.

В статье 46 Конституции закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду. Эта конституционная норма лишь декларирует, т.е. провозглашает это право. В Конституции Республики Беларусь закреплены и иные неотъемлемые права граждан, связанные с охранной окружающей среды: право на охрану здоровья (статья 45), которое гарантируется в том числе и мерами по оздоровлению окружающей среды; право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической и международной жизни, состоянии окружающей среды (статья 34). Названные конституционные нормы составляют правовую основу экологических прав граждан.

Эколого-правовой статус гражданина – это системообразующая категория экологического права, которая представляет собой комплексный институт экологического права , объединяющий:

1) конституционное право человека на благоприятную окружающую среду;

2) права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды, совокупность которых создает юридические возможности реализации и защиты права на благоприятную окружающую среду как неотъемлемого права человека;

3) правомочия физических лиц по обеспечению их экологических интересов в сфере природопользования;

4) гарантии соблюдения названных прав.

Нам предстоит разобраться, что следует понимать под правом наблагоприятную окружающую среду . Для этого, очевидно, следует обратиться к истокам. Впервые это право как правовая норма было закреплено в международных документах. Принцип 1 Декларации Стокгольмской конференции ООН по окружающей человека среде 1972 г. устанавливает, что «человек имеет право на свободу, равенство и благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь, и несет главную ответственность за охрану и улучшение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений».

Статья 2 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» ввела это право на уровне принципа: при планировании и осуществлении деятельности, оказывающей влияние на состояние окружающей среды, органы государственной власти, предприятия обязаны руководствоваться принципом обеспечения прав граждан на благоприятную для жизни, труда и отдыха окружающую среду. В специальном законодательстве, регулирующем правовой режим охраны и использования и охраны природных ресурсов, качество которых более других отражается на здоровье человека это право также закреплено. Например, в ст. 13 Закона Республики Беларусь «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 4 Закона Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха».

Другими словами, право на благоприятную окружающую среду – это неотъемлемое право человека на существование в такой окружающей среде, качественная сторона которой благоприятна для человека как биологического вида и человека как социального существа.

Экологическое законодательство, в частности ст.5 Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населении» Республики Беларусь определяет параметры понятия «благоприятная окружающая среда» . Оно складывается из понятий:

1) среда обитания человека, т.е. природные элементы – атмосферный воздух, водоемы, почва, растительный мир, радиационная безопасность;

2) социальная среда, т.е. условия труда, быта (жилище, места отдыха, транспортные средства), обучение, воспитание, которые при определенных условиях могут оказать влияние на здоровье населения.

Благоприятной может быть признана лишь такая окружающая среда, в которой обеспечены оба из названных факторов. В настоящее время общество не может обеспечить всех параметров благоприятной окружающей среды,но оно должно стремиться к этому.


Похожая информация.


Для возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений недостаточно одних только эколого-правовых норм. Например, наличие права на земельный участок, приобретенный из земельного массива муниципальной собственности, возникает после его отвода, регистрации права собственности на этот участок, выдачи собственнику соответствующих документов и т.д.

Обстоятельства , имеющие юридическое значение , являются юридическими фактами. Только при их наличии экологические правоотношения могут возникать , изменяться и прекращаться. Так, с получением земельного участка в собственность землепользователь становится субъектом правоотношений по охране почв этого участка от эрозии и других неблагоприятных последствий, с изменением состояния земельного участка могут возникнуть правоотношения по оказанию другими лицами услуг по его рекультивации или мелиорации; с восстановлением почвенного покрова данные правоотношения прекращаются.

Юридический факт представляет собой связующее звено между правовой нормой и правоотношением, выражающееся в форме человеческого

поведения либо события , на существование которого человек своим поведением (волей или сознанием) не влияет. Например, незаконная охота является основанием лишения нарушителя прав на охоту, т.е. поведением человека, порождающим охранительное правоотношение по лишению его этих прав; превышение же численности представителей животного мира является событием, зависящим от природных факторов, порождающим правоотношения по регулированию численности животных.

Поведение как волевой акт человека и событие как обстоятельство, возникающее не по его воле, зачастую перекрещиваются между собой в причинно-следственных связях. Например, вторжение в природные процессы без учета будущих последствий влечет за собой глубокие негативные изменения в окружающей природной среде, т.е. события, на которые человек уже не в состоянии воздействовать. Иначе говоря, поведение порождает событие и управляемые обстоятельства превращаются в неуправляемые.

Поведение людей как юридический факт можно подразделить на два вида: действия и бездействие.

Действия могут быть правомерными и неправомерными. Так, правомерным является пользование животным миром на основании выданного в установленном порядке специального разрешения (факт возникновения правоотношений по пользованию животным миром); неправомерным - нарушение условий пользования животным миром, оговоренных в разрешении (основание для лишения права и прекращения пользования животным миром).

Действия могут осуществляться как со стороны людей, не облеченных властью, так и со стороны лиц, обладающих определенными властными полномочиями. Например, покупка земельного участка с находящимися на нем природными объектами является действием человека, не облеченного властными полномочиями, регистрация же этой покупки и выдача лицензии на определенный вид природопользования совершаются субъектом экологических правоотношений, наделенным властными правомочиями. В силу этого результаты действий могут выражаться либо в виде акта (сделки и др.), либо в виде решений (распоряжений) уполномоченных государственных органов и должностных лиц.

Бездействие также может быть правомерным или неправомерным. К числу правомерных можно отнести консервацию деградированного участка и оставление его без эксплуатации на восстановительный период. Примером неправомерного бездействия является неиспользование земельного участка, который по своему целевому назначению и состоянию должен использоваться для сельскохозяйственных целей.

По своей роли в экологических правоотношениях юридические факты подразделяются на три группы:

  • - правоустанавливающие факты , т.е. такое поведение людей или такие события, которые являются основанием возникновения прав и обязанностей субъектов правоотношения, а значит, и возникновения экологических правоотношений. Например, заключение гражданином или юридическим лицом в установленном порядке договора на водопользование является основанием возникновения правоотношений по оформлению этого договора, а в дальнейшем и по осуществлению водопользования;
  • - правоизменяющие факты , т.е. поведение людей или события, влекущие за собой изменение сложившихся правоотношений. Так, возникновение объективной необходимости охраны того или иного природного объекта может явиться юридическим фактом, обусловливающим ограничение или приостановление прав пользования этим объектом (в частности, лесом);
  • - правопрекращающие факты , т.е. такое поведение людей или такие события, которые влекут за собой прекращение экологических правоотношений. Например, истечение установленного срока пользования животным миром и нарушение законодательства о порядке пользования объектами животного мира являются основаниями прекращения правоотношений по использованию этих объектов (ст. 47 Закона о животном мире).

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. В чем заключаются особенности экологических правоотношений (связь экологических правоотношений с предметом экологического права, виды экологических правоотношений)?
  • 2. Назовите виды объектов экологических правоотношений.
  • 3. Каким образом особенности объектов экологических правоотношений влияют на содержание этих правоотношений?
  • 4. Представьте классификацию субъектов экологических правоотношений.
  • 5. На какие виды подразделяются правомочия субъектов экологических правоотношений?
  • 6. Каким образом классифицируются факты, влияющие на экологические правоотношения?
  • 7. Изложите права и обязанности субъектов экологических правоотношений.
  • 8. Каковы основания возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений?

Для возникновения, изменения или прекращения экологических правоотношений недостаточно одних только эколого-правовых норм. Например, наличие права на земельный участок, приобретенный из земельного массива муниципальной собственности, возникает после отвода его в натуре, регистрации права собственности на этот участок, выдачи собственнику соответствующих документов и т.

Обстоятельства, имеющие юридическое значение, являются юридическими фактами и только при их наличии могут возникать, изменяться и прекращаться экологические правоотношения. Так, с получением земельного участка в собственность землепользователь становится субъектом правоотношений по охране почв этого участка от эрозии и других неблагоприятных последствий; с изменением состояния этого земельного участка могут возникнуть правоотношения по оказанию другими лицами услуг рекультивации или мелиорации этого участка; с восстановлением почвенного покрова эти правоотношения прекращаются.

Юридический факт является связующим звеном между правовой нормой и правоотношением, и это звено выражается в форме либо человеческого поведения, либо события, которое нельзя отнести к человеческому поведению. Например, незаконная охота является основанием лишения нарушителя прав на охоту, т.е. поведением человека, породившим охранительное правоотношение по лишению его этих прав. Превышение же численности особей животного мира является событием, порождающим правоотношения по регулированию этой численности.

Если поведение всегда является волевым актом людей, проходящим через определенную мотивацию, то событие объективно по своему происхождению, т.е. независимо от воли и сознания людей. Так, человека никто не может принудить к совершению незаконной охоты, он всегда в состоянии про-

тивостоять такому принуждению. Возрастание же численности дикой фауны зависит от природных факторов, а не от человека.

Несмотря на различный источник происхождения, поведение людей как волевые акты и события, как возникающие не по воле людей обстоятельства зачастую перекрещиваются между собой в причинно-следственных связях. Например, осуществление вторжения в природные процессы без учета будущих последствий влечет за собой глубокие негативные изменения в окружающей природной среде, т.е. события, на которые человек уже не в состоянии воздействовать. Иначе говоря, поведение порождает событие и управляемые обстоятельства превращаются в неуправляемые.

Поведение людей как юридический факт можно подразделять на два вида: действия и бездействие.

Действия людей как юридический факт подразделяются, в свою очередь, на правомерные и неправомерные. Так, правомерным является совершенное в установленном порядке лицензирование мелиоративной деятельности; неправомерным является осуществление этой подлицензионной мелиоративной деятельности с нарушением установленных правил. Первый юридический факт является основанием возникновения правоотношений по осуществлению мелиорации земель. Второй юридический факт - основанием для лишения лицензии и прекращения мелиоративной деятельности.

Действия людей могут осуществляться как со стороны людей, не облеченных никакой властью, так и со стороны лиц, обладающих определенными властными полномочиями. Например, покупка земельного участка с находящимися на нем природными объектами является действием человека, не облеченного властными правомочиями; регистрация же этой покупки и выдача лицензии на определенный вид природопользования является действием субъекта экологических правоотношений, наделенного властными правомочиями. В силу этого результаты действий могут выражаться либо в виде определенных актов (сделки и др.), либо в виде определенных решений и распоряжений компетентных на то государственных органов и должностных лиц.

Бездействие людей как юридический факт также может быть правомерным или неправомерным. К числу правомерных бездействий можно отнести, например, консервацию деградированного земельного участка и оставление его без эксплуатации на восстановительный период. К числу неправомерных бездействий можно отнести оставление без использования земельного участка, который по своему целевому назначению и состоянию должен использоваться для сельскохозяйственных целей,

По своей роли в экологических правоотношениях юридические факты можно подразделить на три группы:

1) правоустанавливающие факты, т.е. такое поведение людей или такие события, которые являются основанием возникновения прав и обязанностей субъектов правоотношения, а значит и возникновения экологических правоотношений. Например, подача гражданином в установленном порядке заявку на получение лицензии на водопользование является основанием возникновения правоотношений по выдаче этой лицензии, а в дальнейшем и по осуществлению подлицензионного водопользования;

2) правоизменяющие факты, т.е. поведение людей или события, влекущие за собой изменение сложившихся правоотношений. Так, сдача собственником лесного объекта в аренду части его для рубки леса влечет за собой изменение правоотношений между собственником арендуемого лесного участка и органами лесоохраны по вопросам отчетности, передачи информации и т. д.; возникновение объективной необходимости охраны того или иного объекта может явиться юридическим фактом, влекущим ограничение или приостановление прав пользования участками этого объекта;

3) правопрекращающие факты, т.е. такое поведение людей и такие события, которые влекут за собой прекращение экологических правоотношений. Например, истечение установленного срока пользования животным миром и нарушения законодательства о порядке пользования объектами животного мира являются основанием прекращения правоотношений по использованию этих объектов.

Еще по теме Основания возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений:

  1. Н.Б.МУХИТДИНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНЫМ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ
  2. 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ И СТРУКТУРЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ
  3. Основания возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений
  4. Искусственно созданные природные объекты как объекты экологических правоотношений
  5. Принудительное прекращение права на земельный участок в связи с неиспользованием его в целях строительства - земельно-правовой инструмент восстановления правопорядка
  6. Понятие и сущность правоотношений с участием потребителей.
  7. Международно-правовая ответственность государств за неблагоприятные последствия изменения климата, приводящие к затоплению государственной территории
  8. 3.1. Общая характеристика инновационных правоотношений, возникающих по поводу осуществления инновационной деятельности
  9. Внутрисистемные и межсистемные связи российского уголовного права: понятие, виды, интегративные свойства
  10. §1. Основания внедрения антимонопольного регулирования в частноправовую сферу хозяйствующих субъектов.
  11. § 1. Общая характеристика правоотношений администрации Москвы с уполномоченными банками Правительства Москвы.
  12. Понятие международно-правового регулирования и механизма международно-правового регулирования
  13. § 2.2. Методика проведения проверок исполнения законодательства об отходах в органах местного самоуправления, территориальных отделах Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, хозяйствующими субъектами
  14. § 4. Место норм, регулирующих публичные доходы, в системе норм финансового права

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений -

Основаниями возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений являются юридические факты и их составы, с которыми закон связывает определенные юридические последствия. Юридические факты порождают определенные права и обязанности участников правоотношений или

В зависимости от воли субъектов юридические факты подразделяются на события и действия. По признаку дозволенности законом действия могут быть правомерными и неправомерными. Правомерные действия в экологическом праве, так же, как и в других отраслях права, подразделяются на юридические акты и юридические поступки.

Юридические факты подразделяются в зависимости от правовых последствий на правоустанавливающие, правоизменяющие и правопрекращающие. Такими юридическими фактами являются администрантивно-правовые акты исполнительных и распорядительных органов государства, а также договоры.

Основным видом экологическо-правовых юридических актов являются правовые акты индивидуального значения. Среди них – решения исполнительно-распорядительных органов о предоставлении земельных участков в пользование или владение, передаче их в частную собственнось юридических лиц и граждан, судебные решения, устанавливающие права собственности на землю, разделе земельных участков и определении порядка пользования ими; решения об отводе земельных участков для целей недропользования и т.п..

В качестве оснований возникновения экологического правоотношения могут выступать сделки и договоры. Например, договора аренды земельного участка, участка леса, водного объекта. Следует иметь в виду, что в экологическом праве возникновение правоотношений нередко связывается со сложным юридическим составом. Обязательным элементом таких составов выступает такой юридический факт, как государственная регистрация земельного участка, права на него, сделки или договора с ним.

Охранительные экологические правоотношения возникают на основании определенного круга правонарушений.

Прекращение экологических правоотношений по общему правилу связывается с прекращением права пользования конкретным природным объектом или ресурсом. Основаниями прекращения правоотношений могут быть правомерные и неправомерные действия, а также события: истечение срока пользования природным объектом, изъятие природного объекта из пользования в связи с нецелевым использованием или в связи с нарушением природоохранного законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности.

15.понятие и содержание права собственности на компоненты окружающей среды

§ 1. Понятие права собственности
на компоненты природной среды

Право собственности на компоненты природной среды представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих принадлежность определенного имущества (компонентов природной среды) соответствующим субъектам (государству, физическим, юридическим лицам), определяющих содержание их правомочий и обеспечивающих защиту прав и законных интересов собственника (право собственности в объективном смысле ). Как правовой институт право собственности на компоненты природной среды объединяет нормы конституционного, гражданского, природоресурсного, налогового, уголовного, административного права, т. е. является комплексным институтом права.

Правомочия собственника имущества владеть, пользоваться
и распоряжаться своим имуществом, в данном случае, компонентами природной среды, именуются правом собственности в субъективном смысле.

Следует отметить, что право собственности на компоненты природной среды имеет специфику, по сравнению с правом собственно­сти в классическом, гражданско-правовом смысле, что обусловлено особенностями объекта рассматриваемых правоотношений. Так, компонентами природной среды в соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» являются: земля (включая почвы), недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир, а также озоновый слой и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупно­сти благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Самостоятельными объектами права собственности выступают: земля, недра, поверхностные и подземные воды, растительный и животный мир. С одной стороны, данные объекты являются вещами, имуществом в гражданско-правовом смысле и выполняют экономические функции в качестве средств производства. С другой стороны, они характеризуются также особым свойством, которое проявляется в их экологическом, рекреационном, оздоровительном, эстетическом назначении. Так, являясь пространственным базисом для размещения зданий, сооружений и т. п., земля остается единственным местом для проживания человека, и в этом смысле ее значение неоценимо. Атмосферный воздух, озоновый слой и околоземное космическое пространство как компоненты природной среды не обладают признаком овеществленности и не могут находиться в собственности.

В соответствии со ст. 210 ГК собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, т. е. правомочия, определяющие содержание права собственности.

Правомочие владения представляет собой юридически обеспеченную возможность хозяйственного господства над вещью. Правомочие пользования – это юридически обеспеченная возможность извлечения из имущества его полезных свойств в процессе личного или хозяйственного потребления имущества. Правомочие распоряжения – это юридически обеспеченная возможность определять судьбу имущества, например, отчуждать его другому субъекту. Правомочия владения, пользования, а в некоторых случаях и распоряжения имуществом могут осуществляться не только собственником, но и другими лицами. Так, владеть и пользоваться земельным участком могут арендаторы земельного участка, не являющиеся собственниками. Вместе с тем специфической особенностью правомочий собственника имущества, в том числе компонента природной среды, является то, что собственник осуществляет их по своей воле, опираясь только на законодательство, тогда как другие лица могут осуществлять их в зависимости не только от предписаний законодательства, но и от воли собственника. Владение, пользование и распоряжение землей и другими компонентами природной среды в той мере, в какой их оборот допускается законодательством, осуществляется их собственником свободно.

В то же время не следует абсолютизировать свободу собственника компонента природной среды в осуществлении своих полномочий. Согласно ст. 44 Конституции Республики Беларусь осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вред окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц.

Ограничения в осуществлении права собственности на компоненты природной среды обусловлены требованием о целевом характере их использования и кругом субъектов, в собственности которых могут находиться компоненты природной среды в соответствии
с законодательством Республики Беларусь.

Кроме правомочий в содержание права собственности на компоненты природной среды включаются и определенные обязанности. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, риск случайной гибели, случайной порчи или случайного повреждения имущества, если иное не предусмотрено законодательством или договором (ст. 211 и 212 ГК). Кроме того, он не должен выходить за пределы осуществления гражданских прав, установленных ст. 9 ГК. В случаях, на условиях и в пределах, предусмотренных законодательством, собственник земельного участка, другой недвижимости обязан предоставлять право ограниченного пользования его имуществом другим лицам (ст. 268 ГК).

16 .конституционные основы права собственности на компоненты окружающей среды

ак и в любой иной области, в регулировании отношений собственности на природные ресурсы, природопользования, охраны окружающей среды, признания, охраны и защиты экологических прав и законных интересов человека и гражданина Конституция РФ играет основополагающую роль. Эта роль предопределена тем, что в Конституции закрепляются (признаются) права и свободы человека и гражданина, гарантии их соблюдения и защиты, заложены основы правовой системы, основы организации и пределы государственной власти.

При анализе Конституции России как источника права окружающей среды можно выделить две группы норм: общего характера, важных с точки зрения последовательного обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования, и «чисто» экологические.

К общим относится норма, сформулированная в ст. 1: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство...». Характеристика РФ как правового государства означает, что в организации и деятельности государства, в том числе при подготовке и принятии экологически значимых решений, превалируют принципы права, а не мотивы политической и иной целесообразности. Один из наиболее существенных признаков правового государства это то, что власть связана правом, когда право превыше власти. Не случайно в некоторых странах вместо категории «правовое государство» используется понятие «господство права». С одной стороны, правовое государство исходит из признания неотчуждаемых (прирожденных) прав и возложения насоответствующих субъектов обязанности соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Власть осуществляют только те, кто уполномочен на это конституцией и законами, причем в рамках определенных им предметов ведения и компетенции. Построение правового государства послужит мощным фактором установления строгого экологического правопорядка в России. С другой стороны, соблюдение требований права окружающей среды будет служить одним из критериев правового государства.

В соответствии со ст. 7 Конституции Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Эта норма также имеет непосредственное отношение к праву окружающей среды, прежде всего в части обеспечения соблюдения и защиты экологических прав каждого. «Достойная жизнь человека», которая должна обеспечиваться в социальном государстве, включает в свое содержание, наряду с материальной обеспеченностью, благополучием, также экологические компоненты. В той мере, в какой проблемы окружающей среды затрагивают экологические интересы человека, эти проблемы носят социальный характер. Соответственно последовательное их решение в интересах человека и общества с помощью средств права окружающей среды является инструментом создания в России социального государства.

Одна из наиболее существенных новаций основ конституционного строя России, установленных действующей Конституцией, связана с закреплением принципа разделения государственной власти в России на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10). Конституция закрепила не что иное, как разделение труда уполномоченных государственных органов на осуществление законодательной, исполнительной и судебной деятельности. Применительно к рассматриваемой сфере это - деятельность по формированию современного законодательства об окружающей среде, обеспечению его реализации, а также рационального природопользования и охраны окружающей среды, последовательному соблюдению, охране и защите экологических прав физических и юридических лиц. Соответствующие ветви власти при этом независимы одна от другой. Цель разделения властей - создание гарантий от произвола, обеспечение законности.

В Конституции РФ есть много иных норм общего характера, которые имеют отношение к решению вопросов природопользования и охраны окружающей среды, защиты прав человека. Например, положения ст. 71 и 72 о предметах ведения РФ и субъектов Федерации при принятии федеральных законов (п. «а» ст. 71); об обеспечении соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам (п. «а» ст. 72); о защите прав и свобод человека и гражданина. Принципиальное значение имеют также положения ст. 76 относительно собственного правового регулирования субъектов РФ (ч. 4) и соотношения законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, принимаемых по предметам совместного ведения, с Конституцией РФ и федеральными законами (ч. 5). В учебнике при рассмотрении конкретных тем даются ссылки на другие конституционные нормы общего характера как на источники права окружающей среды.

При характеристике Конституции РФ как источника права окружающей среды надо обратить особое внимание на специальные - экологические нормы. Многие из них закрепляют принципиально новые подходы к регулированию отношений собственности на природные ресурсы, природопользования и охраны окружающей среды.

Одной из центральных по значимости является ст. 9, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1). Данная норма определяет роль и место природных ресурсов, с учетом их естественных и экономических свойств, в жизнедеятельности как общества в целом, так и народов, проживающих на соответствующих территориях*. Именно в этой норме закрепляется экологическая функция государства и субъектов-природопользователей. В соответствии с теорией права экологическая функция, или функция охраны окружающей среды, - одна из основных постоянных функций российского государства, рассмотренных в разд. II.1. С учетом роли природных ресурсов как основы жизни и деятельности людей природопользователи и государство призваны обеспечивать рациональное их использование и эффективную охрану на уровне, отвечающем жизненным потребностям общества.

__________________________

* Конституция Российской Федерации. Комментарий/ Под общ.ред. Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. М., 1994. С. 93.

Статья 9 Конституции РФ устанавливает также многообразие форм собственности на природные богатства. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Значение этой нормы особенно показательно на фоне соответствующих положений социалистических конституций России, устанавливавших исключительную собственность государства на землю, ее недра, воды и леса. Закрепляя право собственности на природные ресурсы иных субъектов, Конституция РФ 1993 г. поставила Россию в ряд современных государств и заложила правовые предпосылки для развития рыночной экономики.

Отношения собственности на природные ресурсы регулируются также в ст. 36 Конституции РФ, закрепившей право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю - основное средство производства и операционный базис.

В той же статье провозглашается один из основных принципов рыночной экономики - свободы собственника по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим им имущества. В соответствии с ч. 2 ст. 36 владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно. Закрепляя принцип свободы собственника, Конституция РФ воспроизвела принцип, воплощенный в конституциях передовых зарубежных государств, заключающийся в возможности ограничения свободы собственника земли и других природных ресурсов ради общего блага: он свободно владеет, пользуется и распоряжается природными ресурсами до тех пор, пока при этом не наносится ущерб окружающей среде и не нарушаются права и законные интересы иных лиц.

Конституция РФ закрепляет право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41). Охрана окружающей среды - важный фактор обеспечения охраны здоровья. Гарантиями такого обеспечения являются в соответствии с ч. 2 ст. 41 финансирование федеральных программ охраны и укрепления здоровья населения, принятие мер по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощрение деятельности, способствующей укреплению здоровья человека, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

С учетом значимости последовательного решения вопроса об информировании населения об экологических опасностях немалый правовой смысл имеет норма ст. 41 Конституции об ответственности соответствующих должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (ч. 3).

В развитие содержащегося в ст. 2 Конституции положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, она закрепляет в ст. 42 право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Политическое и юридическое значение этой нормы трудно переоценить. Конституционное признание экологических прав важно оценить и в контексте других статей общего характера Основного закона России. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18). Эта норма «связывает» органы законодательной, исполнительной и судебной властей провозглашенными Конституцией экологическими и иными правами каждого. Их признание, соблюдение и защита соответствующими государственными органами служит одним из существенных критериев эффективности и правомерности деятельности этих органов. В случае их бездействия и при наличии иных законных оснований граждане вправе обжаловать это в суде.

Определяя эколого-правовой статус человека и гражданина, наряду с правами, Конституция устанавливает обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Правовая и моральная обязанность сохранять природу адресована как каждому жителю города, поселка и деревни в России, так и, что весьма важно, каждому, чья трудовая деятельность сопряжена с природопользованием и воздействием на окружающую среду. Именно от этой категории граждан зависит возможность обеспечения благоприятного состояния окружающей среды в процессе принятия экологически значимых решений, выполнения обычных трудовых обязанностей, связанных с охраной окружающей среды.

С учетом федеративного устройства России Конституция определила предметы исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71) и совместного ведения РФ и субъектов Федерации (ст. 72) в области прав человека и гражданина, собственности на природные ресурсы, природопользования и охраны окружающей среды. Так, в ведении Российской Федерации находятся:

· регулирование и защита прав человека и гражданина (п. «в»);

· федеральная государственная собственность и управление ею (применительно к природным ресурсам и иным объектам, имеющим отношение к рассматриваемой сфере) (п. «д»);

· установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития РФ (п. «е»);

· ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы (п. «и»);

· производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования (п. «м»);

· определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ (п. «н»);

· метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система; геодезия и картография (п. «р»), а также в соответствии со ст. 74 Конституции РФ - регулирование ограничения перемещения товаров и услуг, если это необходимо для защиты жизни и здоровья людей, охраны природы.

Очевидно, что к развитию и осуществлению права окружающей среды имеют отношение и некоторые другие предметы исключительного ведения России.

Обоснованно то, что защита экологических прав человека и гражданина, регулирование некоторых отношений собственности на природные ресурсы, природопользования и охраны окружающей среды в целом отнесено Конституцией РФ к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации. В совместном ведении находятся:

· вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (п. «в»);

· разграничение государственной собственности (применительно к природным ресурсам и иным объектам, имеющим отношение к рассматриваемой сфере) (п. «г»);

· природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории (п. «д»);

· осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидацияих последствий (п.«з»);

· земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды (п. «к»);

· защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей (п. «м»).

Помимо предметов совместного ведения субъекты Российской Федерации в соответствии со ст. 76 осуществляют собственное правовое регулирование.

Таким образом, в Конституции РФ определены основы и закономерности развития федеративной структуры законодательства об окружающей среде.

Наряду с Конституцией РФ к основным источникам экологического права относятся Федеративные договоры:

· о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации;

· о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации;

· о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации.

Договоры были подписаны 31 марта 1992 г. Они определяют предметы ведения Российской Федерации, предметы совместного ведения РФ и субъектов Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды, как это было позднее урегулировано в Конституции РФ. Важным является положение договоров о том, что законопроекты РФ по предметам совместного ведения, направляются субъектам РФ. При принятии федерального закона в Государственной Думе РФ учитываются позиции субъектов Федерации.

Конституция РФ устанавливает приоритет конституционных норм - в случае несоответствия положений Договора Конституции РФ действуют положения Конституции.

17.понятие и виды права природопользования

«Общение человека с природой, постоянно необходимое ему для обеспечения своего существования, и есть в самом общем смысле слова природопользование. В основе жизни и существования человека и общества лежит пользование природой. Поэтому исторически и фактически природопользование составляет фундамент общественной жизни, базисное отношение в сфере взаимоотношений общества и природы».
По мнению М.М. Бринчука, при оценке роли природопользования в рамках экологического права, необходимо иметь в виду, что оно не только удовлетворяет разнообразные потребности человека, но одновременно является мощным фактором негативного воздействия на природную среду.
В науке экологического права под природопользованием понимается использование полезных для человека свойств окружающей природной среды - экологических, экономических, культурных, оздоровительных и иных.
В свою очередь, под правом природопользования понимают совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения в области использования полезных для человека свойств природной среды. Такие нормы содержатся прежде всего в природоресурсном законодательстве - земельном, водном, горном, лесном, о животном мире.
Право природопользования, как и право собственности рассматривается в двух основных качествах:
- как ключевой институт общей части экологического права (право природопользования в объективном смысле);
- как совокупность конкретных прав и обязанностей, приобретенных определенным субъектом в связи с получением природного объекта в пользование (право природопользования в субъективном смысле). В науке экологического права выделяется ряд классификаций видов природопользования.
В зависимости от того, какие природные ресурсы являются объектами права природопользования, выделяются следующие виды природопользования (и соответственно - виды права природопользования):
- землепользование;
- водопользование;
- недропользование;
- пользование атмосферным воздухом;
- лесопользование;
- пользование растительным миром вне лесов;
- пользование животным миром.
В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ, земельный фонд РФ делится на 7 категорий, каждая из которых имеет свое целевое предназначение, а именно:
- земли сельскохозяйственного назначения;
- земли населенных пунктов;
- земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, обороны и иного назначения;
- земли особо охраняемых территорий и объектов;
- земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса.
Кроме того, названные категории земель могут иметь внутреннюю структуру, конкретизирующую их назначение. Например, в состав земель особо охраняемых территорий и объектов входят земли:
- особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
- природоохранного назначения;
- рекреационного назначения;
- историко-культурного назначения;
- иные особо ценные земли в соответствии с законодательством РФ (ст. 94 Кодекса).
Водный кодекс РФ (ст. 85) устанавливает, что водные объекты в Российской Федерации могут использоваться для следующих целей:
- питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
- здравоохранения;
- промышленности и энергетики;
- сельского хозяйства;
- лесного хозяйства;
- гидроэнергетики;
- рекреации;
- транспорта;
- строительства;
- пожарной безопасности;
- рыбного хозяйства;
- охотничьего хозяйства;
- лесосплава;
- добычи полезных ископаемых, торфа и сапропеля;
- для иных целей.
В соответствии со ст. 6 Закона РФ «О недрах», недра предоставляются в пользование для следующих целей:
- регионального геологического изучения, включающего региональные геологогеофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга природной среды, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;
- геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых;
- разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;
- строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
- образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);
- сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов. Кроме того, недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения (поисков, разведки) и добычи полезных ископаемых. В этом случае добыча может производиться как в процессе геологического изучения, так и непосредственно по его завершении.
Согласно ст. 80 Лесного кодекса РФ, в лесном фонде могут осуществляться следующие виды лесных пользований:
- заготовка древесины;
- заготовка живицы;
- заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты, пихтовых, сосновых, еловых лап, новогодних елок и др.);
- побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, лесной подстилки и опавших листьев, камыша и другие виды побочного лесопользования, перечень которых утверждается федеральным органом управления лесным хозяйством);
- пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства;
- пользование участками лесного фонда для научно-исследовательских целей;
- пользование участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей.
Федеральный закон «О животном мире» (ст. 34) предусматривает, что юридическими лицами и гражданами могут осуществляться следующие виды пользования животным миром:
- охота;
- рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих;
- добыча объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства. Имеется в виду отлов птиц, змей и других объектов в хозяйственных, коммерческих, эстетических и иных целях. Так, змей отлавливают для извлечения яда в целях изготовления лекарств;
- использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира - почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и других (жуков, бабочек, муравьев и др.);
- изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания (наблюдение, мечение, фотографирование и др.);
- извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира - поч-вообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и др.;
- получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира (пуха птиц, меда, воска и т.п.).
Кроме того, законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ могут быть предусмотрены и другие виды пользования животным миром (ст. 34 Закона).
Специфическими видами использования атмосферы, согласно Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», являются потребление атмосферного воздуха для производственных нужд (ст. 41) и удаление загрязняющих веществ в процессе функционирования общества.
В зависимости от основания возникновения права природопользования выделяют общее и специальное природопользование, .
По признаку способа (условий) природопользования различают право природопользования, осуществляемое с изъятием или без изъятия природного ресурса из природной среды.
Кроме того, по признаку цели природопользования различают право природопользования в сельском хозяйстве, промышленности и энергетике, осуществляемое для нужд обороны, транспорта и иных целей.

Основаниями возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений являются юридические факты. Юридические факты - это такие жизненные обстоятельства, с которыми нормы экологического права связывают возникновение, изменение или прекращение юридических отношений. Юридические факты вызывают наступление предусмотренных нормой юридических последствий.

Все юридические факты делятся на действия и события . Действия всегда являются осознанными и волевыми актами поведения людей. Они делятся на правомерные и неправомерные. Все действия классифицируются на юридические акты и поступки . Юридические акты - действия, которые направлены на достижение определенных юридических последствий. К примеру, согласно ст. 14 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха в порядке, определенном Правительством РФ. Юридическим актом в данном случае будет обращение лица - владельца стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха в уполномоченный государственный орган за разрешением.

Юридические поступки - это такие действия, которые независимо от намерения лица влекут возникновение юридических последствий, т.е. порождают, изменяют либо прекращают экологическое правоотношение. Например, намерение построить высокоскоростную магистраль Санкт-Петербург - Москва влечет необходимость проведения оценки воздействия на окружающую среду. До передачи материалов проекта на государственную экологическую экспертизу инициатор намечаемой деятельности обязан обеспечить согласование материалов с органами федерального надзора и контроля и органами местного самоуправления и получить их положительные заключения и (или) документы согласований.

В контексте обсуждения вопроса о действиях как формы юридических фактов, служащих основанием возникновения экологических правоотношений, важно обратить внимание на то, что необходимость их (действий) осуществления всеми субъектами экологического права, в том числе государства в лице уполномоченных органов, вытекает из закона. К примеру, одной из основных мер охраны окружающей среды является нормирование качества окружающей среды, требования которого определены Федеральным законом "Об охране окружающей среды". Определенные Правительством РФ уполномоченные государственные органы исполнительной власти обязаны обеспечить разработку и утверждение таких нормативов.

Наиболее существенной причиной низкой эффективности экологического права в Российской Федерации является то, что специально уполномоченные государственные органы в области природопользования и охраны окружающей среды не совершают предусмотренные законодательством действия, то есть бездействуют. В значительной степени эта характеристика относится и к юридическим лицам.

События, в отличие от действий, происходят помимо воли людей. Событием являются, к примеру, природные явления - землетрясения, наводнения и др., порождающие стихийные бедствия. Отношения по поводу таких природных явлений, вызывающих стихийные бедствия, также регулируются законодательством. По их поводу складываются экологические правоотношения.

Экологические правоотношения возникают на основании юридических фактов. При этом в области экологии факты классифицируют на события и действия.

Событие (например, стихийное бедствие, извержение вулкана, наводнение, лесной пожар и т. д.) возникает и порождает эколого-правовые отношения помимо воли человека. Однако не всегда событие выступает как чисто природное явление, зачастую оно является следствием непродуманной деятельности человека.

Действие отражает поступок человека (это наиболее распространенное основание возникновения экологических правоотношений). Различают позитивные и негативные действия (поступки).

Позитивное поведение человека как участника экологического правоотношения означает соблюдение требований экологических предписаний.

Негативное экологическое правоотношение подразумевает причинение вреда природной среде и здоровью человека. Такие юридические факты определяют экологические правонарушения. Негативные экологические правоотношения формируют институт эколого-правовой ответственности.

Основания для прекращения экологических правоотношений условно, можно подразделить на две группы.

К первой группе относятся основания, которые происходят по воле природопользователя: отказ от использования природного ресурса, ликвидация предприятия, смерть природопользователя.

Вторую группу составляют основания, инициаторами которых являются государственные органы, уполномоченные на охрану окружающей природной среды. К ним относятся, в частности:

Изъятие природного ресурса;

Лишение права пользования в связи с нарушением закона, нерациональным использованием природного ресурса.

Поводом для такого решения может стать неосвоение природного ресурса в течение установленного срока; уклонение от уплаты налогов и других законных платежей; нарушение природопользователем договорных обязательств.

Экологическое правоотношение может быть прекращено по решению органа, осуществляющего функции государственного экологического контроля за охраной природной среды, по решению суда, арбитражного суда, по представлению специально уполномоченных органов.

Прекращение права природопользования может быть обусловлено протестом органа прокуратуры, выявившей нарушение действующего законодательства о порядке использования и охраны природной среды.

2.7.Понятие и особенности источников экологического права. Классификация источников экологического права. Система законодательства об охране окружающей природной среды и рациональном использовании природных ресурсов.

К источникам экологического права относятся нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения. Исходя из юридической силы актов, предусматривающих правовые нормы, источники экологического права можно разделить на группы.

К актам федеральных органов относятся законы Российской Федерации и подзаконные федеральные акты.

Законы Российской Федерации:

а) Конституция Российской Федерации. Имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории страны. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ;

б) акты Федерального Собрания Российской Федерации:

Федеральные конституционные законы. Конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. В течение четырнадцати дней принятый федеральный конституционный закон подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию;

Федеральные законы. Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Думы и передаются (в течение пяти дней) на рассмотрение Совета Федерации. Принятый федеральный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию;

Акты Федерального Собрания (декларации, положения, постановления и др.).

Подзаконные федеральные акты:

Указы, распоряжения Президента Российской Федерации;

Постановления, распоряжения Правительства Российской Федерации;

Нормативные акты министерств и других центральных органов;

Приказы, постановления, инструкции иных федеральных органов исполнительной власти.

К актам субъектов Российской Федерации относятся законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации:

Конституции, уставы субъектов федерации;

Законы субъектов федерации.

Подзаконные акты субъектов Российской Федерации:

Указы, распоряжения президентов (губернаторов) субъектов федерации;

Постановления, распоряжения правительств субъектов Российской Федерации;

Нормативные акты министерств субъектов Российской Федерации;

Приказы, постановления иных органов субъектов Российской Федерации.

Акты органов местного самоуправления - нормативные акты местной администрации, действующие только на территории края, области, города, района, сельской местности.

Виды актов местного самоуправления:

Распоряжения;

Решения.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, ратифицированные Россией, - составная часть ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (часть четвертая ст. 15 Конституции РФ).

Экологическое законодательство РФ составляют:

Конституция РФ;

Федеральный закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах";

Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях";

Федеральный закон "О животном мире";

Федеральный закон "Об экологической экспертизе"

Федеральный закон "Об использовании атомной энергии";

Федеральный закон "О континентальном шельфе";

Закон РФ "Об охране окружающей среды";

Закон РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";

Водный Кодекс РФ;

Лесной кодекс РФ;

Закон РФ "О недрах";

Закон РФ "О безопасности";

Другие нормативно-правовые акты.

Наличие развитой системы источников экологического права - существенное условие для выделения совокупности эколого-правовых норм в отдельную отрасль в системе российского права. Под источниками экологического права понимаются нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и природы, т.е. экологические отношения.

Чтобы служить источниками экологического права, нормативный правовой акт должен отвечать определенным требованиям:

а) иметь объективно выраженную форму - закон, указ Президента, постановление Правительства, приказ или инструкция министерства, решение органов местного самоуправления;

б) должен быть принят уполномоченным органом;

в) должен иметь предусмотренную законом форму;

г) должен быть официально опубликован. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Источники экологического права имеют ряд особенностей . Так, с учетом того, что земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах и об охране окружающей среды отнесено Конституцией РФ к предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, эколого-правовые нормы устанавливаются на обоих уровнях. Еще одна наиболее существенная особенность предопределена характером самой отрасли как комплексной в системе российского права. Правовые нормы данной отрасли имеют "прописку" в разных отраслях права. Наряду со специальным законодательством об окружающей среде, природоресурсным законодательством, они содержатся в актах гражданского, конституционного, предпринимательского, уголовного и иного законодательства.

Вопрос об источниках экологического права представляет собой значительную трудность, так как издается огромное количество нормативных правовых актов на различных уровнях. Преодолению этих трудностей призвана служить классификация нормативных правовых актов в области природопользования и охраны окружающей среды.

Такая классификация может быть проведена по ряду оснований.

1. По юридической силе все нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты:

а) законы - нормативные правовые акты, принимаемые представительными органами государственной власти;

б) все иные нормативные правовые акты являются подзаконными актами. Это акты, принимаемые Президентом РФ, Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации, министерствами и ведомствами, органами местного самоуправления.

2. По предмету регулирования источники экологического права можно классифицировать на общие и специальные.

Общие характеризуются тем, что предмет их регулирования широк и охватывает как экологические, так и иные общественные отношения. К таким актам относится, в частности, Конституция РФ.

Специальные: Федеральный закон "Об охране окружающей среды", Водный кодекс РФ, Федеральный закон "О животном мире" и другие акты.

3. По характеру правового регулирования нормативные правовые акты можно подразделить на материальные и процессуальные.

Нормативные правовые акты материального характера - акты, содержащие материальные нормы права. Материальные эколого-правовые нормы устанавливают права и обязанности, а также ответственность участников соответствующих отношений. Примерами актов материального характера могут служить Федеральные законы "Об экологической экспертизе", "Об особо охраняемых природных территориях".

Источники экологического права процессуального характера регулируют процессуальные отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Значительная часть материальных норм экологического права может быть реализована лишь посредством осуществления и соответственно регулирования последовательного ряда процессуальных действий. Они касаются, к примеру, предоставления земель в пользование, процедуры разработки нормативов предельно допустимых воздействий на окружающую среду, проведения государственной экологической экспертизы, экологического лицензирования, защиты экологических прав и интересов и т.д. Акты процессуального характера: Гражданский процессуальный кодекс РСФСР; Уголовно-процессуальный кодекс РФ; Положение о порядке предоставления и аннулирования лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г.; Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденное Постановлением Правительства РФ в ред. от 11 июня 1996 г. и др. Материальные и процессуальные нормы в сфере природопользования и охраны окружающей среды часто предусматриваются в одних и тех же актах.

4. По своему характеру нормативные правовые акты как источники права можно условно подразделить на кодифицированные и не являющиеся таковыми. Кодифицированными являются систематизированные нормативные правовые акты. Систематизация нормативного материала проводится в процессе нормотворческой деятельности с целью приведения его в соответствие с системой регулирования общественных отношений. Эти акты отличаются более высоким качеством и являются головными в той или иной отрасли права. В экологическом праве кодифицированные акты - Федеральный закон "Об охране окружающей среды", Лесной кодекс РФ, Закон "О недрах" и др.

Систему источников экологического права образуют:

Конституция РФ,

Федеративные договоры,

Международные договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права,

Федеральные законы,

Нормативные правовые акты Президента РФ,

Нормативные правовые акты Правительства РФ,

Нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств,

Конституции, законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ,

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления,

Локальные нормативные правовые акты,

Судебные решения.

В приведенный перечень источников современного экологического права России не включен обычай . В историческом плане во взаимодействии общества и природы обычай как неписаное правило поведения играл важную роль в регулировании и обеспечении рационального природопользования. Имеет ли он правовое значение на современном этапе? Ответ, на наш взгляд, может быть только положительным, хотя обычай и не выделен нами в качестве самостоятельного вида источника права. В регулировании использования природных ресурсов обычай имеет большое практическое значение в контексте традиционного природопользования, регулируемого множеством законов. Регулирование отношений по использованию природных ресурсов с учетом традиционного природопользования предусматривается, в частности, Земельным кодексом РФ (ст. 31), Федеральным законом "О животном мире" (ст. ст. 9, 48, 49).

Таким образом, обычай как источник права применяется в практике, но он опосредован в установленных нормах права.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав