27.07.2019

Утвержденный проект декларации о плате за нвос. Заполнение декларации нвос. Когда и как сдавать


Кому в 2018 году нужна декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год? Какой в 2018 году сроки сдачи декларации за НВОС? Какая форма декларации о плате и где скачать бланк? Какие особенности заполнения декларации? Мы подготовили обзорный материал, в котором постарались ответить на основные вопросы. Также вы можете ознакомиться и скачать образец заполнения декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду в 2018 году.

Кто в 2018 году должен сдать декларацию о плате за загрязнение

Декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год должны сдать юридические лица и ИП, обязанные вносить плату за загрязнение окружающего мира. В общем случае это лица, которые:

Вид негативного воздействия Комментарий
Загрязнение атмосферного воздуха Вносить плату за выбросы в атмосферный воздух организации должны независимо от вида деятельности. Если они оказывают негативное воздействие на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, то платежи «за экологию» должны вноситься.
Загрязнение водных объектов Вносить плату за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты необходимо, если в процессе деятельности организации, образуются сточные воды (постановление Правительства от 13.09.2016 № 913).
Размещение отходов Если в процессе работы у организации образуются отходы, то она обязана перечислять за загрязнение окружающей среды особый платеж. Он называется плата за размещение отходов.

Система налогообложение имеет значение?

Плату за загрязнение окружающей среды перечислять все организации и ИП, использующие в своей деятельности объекты, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду. При этом применяемый налоговый режим (УСН, ОСНО или ЕНВД) никакого значения не имеет (ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, ст. 28 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ). Более того, не имеет значения на каком праве организации или ИП используют объект негативного воздействия (находится ли объект в собственности или в аренде).

А если заключен договор на вывоз мусора?

Многие интересуются: требуется ли компании, заключившей договор на вывоз мусора (отходов), вносить плату за загрязнение окружающей среды и, соответственно, сдавать декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год?

Договор со специализированной организацией на вывоз мусора (отходов) не освобождает организацию – собственника отходов от обязанности перечислить плату за негативное воздействие на окружающую среду. Оплачивая стоимость услуг по договору на вывоз мусора (отходов), организация оплачивает только затраты, связанные с транспортировкой отходов. Но не платит за загрязнение окружающей среды. Поэтому вносить плату «за экологию» и сдавать декларацию о НВОС за 2017 год необходимо.

Офисы должны вносить плату за мусор?

Офисы не должны платить за грязь и, соответственно, сдавать декларацию о плате за негативное воздействие. Официальные разъяснения подтверждают, что у офисов нет обязанности перечислять плату за грязь (письмо Росприроднадзора от 31 октября 2016 г. № АС-09-00-36/22354). Офисам даже не нужно регистрироваться в Росприроднадзоре (письмо от 21 февраля 2017 г. № АС-06-02-36/3591).

Бланк декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду включает в себя:

  • титульный лист;
  • расчет суммы платы, подлежащей внесению в бюджет;
  • раздел 1 «Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами»;
  • раздел 1.1 «Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа при непревышении объема, соответствующего предельно допустимому значению показателя сжигания»;
  • раздел 1.2 «Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа при превышении объема, соответствующего предельно допустимому значению показателя сжигания»;
  • раздел 2 «Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в водные объекты»;
  • раздел 3 «Расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления (далее – отходы)»;
  • раздел 3.1 «Расчет суммы платы за размещение твердых коммунальных отходов».

Как заполнить декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду: образец

В декларацию НВОС за 2017 год следует включите только те разделы, по которым есть соответствующие показатели. Пустые разделы в состав декларации образца 2018 года не включайте.

ПРИМЕР:

ООО «Гретта» производит мясо и мясопродукты на заводе «Луч-2000». Проектная производительность – менее 50 т готовой продукции в сутки. Завод относится к объектам, оказывающим умеренное негативное воздействие на окружающую среду (пп. «к» п. 2 Постановления Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029). Адрес завода: 115404, г. Москва, ул. Ульяновская, д. 10, к. 2. Организация имеет следующие документы в области охраны окружающей среды:

  • разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 01.10.2015 №1234567. Срок действия – 5 лет;
  • документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов их размещения от 01.07.2015 № 123456789. Срок действия – 5 лет.

В 2017 г. негативное воздействие на окружающую среду было следующим:

  • выброс марганца в атмосферный воздух составил 2 т. Это не превышает предельно допустимых выбросов. Ставка платы за выброс 1 т марганца в 2017 г. – 5 473,5 руб. (Постановление Правительства РФ от 13.09.2016 № 913);
  • осадок флотационной очистки технологических вод мойки печного оборудования производства мясных полуфабрикатов достиг 4 т. Это не превышает установленного лимита на размещение отходов.Ставка платы за размещение 1 т осадка в 2017 г. – 663,2 руб. (Постановление Правительства РФ от 13.09.2016 № 913).

Осадок размещен на площадке размещения отходов, которая включена в государственный реестр объектов размещения отходов. Регистрационный номер – 905. Адрес площадки размещения отходов: 141613, Московская область, г. Клин, ул. Чайковского, д. 77.

В 2017 г. ООО «Гретта» понесло следующие расходы на снижение негативного воздействия на окружающую среду:

  • 1 000 руб. – на снижение выбросов вредных (загрязняющих) веществ;
  • 1 000 руб. – на снижение образования отходов.

Когда нужно встать на учет

Все юридические лица и ИП, которые ведут деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), должны были поставить их на госучет до 31 декабря 2016 года (п. 1 и 2 ст. 69.2 ). Если по какой-то причине это не было сделано, необходимо срочно встать на госучет, но в случае проверок все равно придется заплатить штраф за нарушение сроков. Если на объекте начали вести деятельность после 31.12.2016, его нужно поставить на учет в течение шести месяцев после ввода в эксплуатацию. Строящиеся объекты на учет не ставятся. Если объект, подлежащий постановке на учет, находится в аренде, заявку подает арендатор.

За невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки должностным лицам предусмотрен штраф от 5 до 20 тысяч рублей, юрлицам — от 30 до 100 тысяч рублей (ст. КоАП).

Алгоритм действий при постановке на госучет

Шаг 1. Определите, соответствуют ли объекты, которыми пользуется организация, критериям, указанным в Постановлении Правительства РФ . Если соответствуют, переходите к шагу 2, если не соответствуют — к шагу 3.

Шаг 2. Если объекты соответствуют установленным критериям, выполните следующие действия:

2.1. Сформируйте заявку по форме, утвержденной Приказом Минприроды , через личный кабинет природопользователя или в программе «Модуль природопользователя » на портале Росприроднадзора (далее — РПН, rpn.gov.ru). Для этого выберите категорию объекта согласно критериям, утвержденным Постановлением Правительства РФ . Если объект НВОС соответствует критериям нескольких категорий, ему присваивается наивысшая из возможных.

2.2. Отправьте заявку на постановку объекта НВОС на госучет или заявку на актуализацию из сервиса «Отчетность в Росприроднадзор » СКБ Контур или через личный кабинет природопользователя (см. табл. 1). Если заявка не подписана электронной подписью, ее надо также отправить на бумаге. Для этого впишите в бумажный вариант заявки идентификатор отчета, присвоенный при отправке на портале РПН, и приложите сопроводительное письмо установленного образца. Датой приема заявки является дата ее представления в контролирующий орган.

Таблица 1. Место подачи заявки о постановке предприятия на госучет
Тип предприятия Надзорный орган
Предприятие подлежит федеральному экологическому надзору Территориальное отделение Росприроднадзора
Часть объектов НВОС предприятия подлежит федеральному надзору, а часть — региональному
Предприятие подлежит региональному контролю Местный орган исполнительной власти (например, Минприроды и экологии по Свердловской области, Министерство экологии Челябинской области и т.д.)
Объекты НВОС одного предприятия расположены на территории нескольких субъектов РФ По месту нахождения каждого объекта. Например, когда один объект находится в Челябинской области, другой — в Оренбургской, то формируется две заявки в разные отделения контролирующего органа

2.3. Получите в личном кабинете природопользователя свидетельство о постановке на учет объекта НВОС или отказ в постановке на учет с требованием исправить ошибки.

Если первичные данные об объекте НВОС изменились, например в результате реконструкции, или изначально были указаны неверно, объект ликвидирован или законсервирован, отправьте в контролирующий орган заявку об актуализации сведений либо об исключении объекта НВОС из реестра (письмо РПН ). Наряду с актуализацией сведений при весомых изменениях может измениться и присваиваемая категория.

Шаг 3. Если объекты не соответствуют установленным критериям, значит, вы не должны вставать на госучет, однако обязаны отчитываться в РПН.

2. Код бюджетной классификации (КБК) по отходам разделен на два. При заполнении платежных поручений нужно указывать данные КБК:

  • 048 1 12 01041 01 6000 120 «Плата за размещение отходов производства»;
  • 048 1 12 01042 01 6000 120 «Плата за размещение твердых коммунальных отходов».

Обратите внимание, что КБК 048 1 12 01042 01 6000120 применяют только операторы по обращению с ТКО, которые занимаются размещением данных отходов. Предприятия, которые образуют отходы, не являющиеся ТКО, и при этом сами не выступают операторами по обращению с ТКО, должны платить по КБК 048 1 12 01041 01 6000120.

3. Важно, что при подготовке декларации надо использовать ставки платы за виды НВОС, утвержденные на 2018 год (Постановление Правительства РФ ).

  • С 1 января 2016 года введены новые ставки платы за НВОС и дополнительные коэффициенты. Утратили силу нормативно-правовые акты, которые ранее определяли коэффициенты и нормативы платы к предыдущей форме (Постановление Правительства ).

4. Коэффициент инфляции теперь учтен в ставках платы. Если раньше отдельно существовал норматив платы и отдельно коэффициент инфляции (на каждый календарный год), то теперь есть только ставки платы. Таким образом, ставка платы сейчас — это ранее действовавший норматив платы, умноженный на коэффициент инфляции.

5. Из всех разделов декларации исключен коэффициент экологической значимости, который зависел: от экономического района — для выбросов в воздух и отходов, от водного объекта и его состояния — для сбросов в воду. В отчетную кампанию за 2016 год пользователи потеряли данную колонку и коэффициент — у них не сходились суммы с прошлыми периодами. Будьте внимательны: сумма уменьшилась ровно на данный коэффициент.

6. Новый раздел 3.1 заполняется только региональными операторами и операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), осуществляющими деятельность по размещению отходов ТКО.

Многие предприятия малого и среднего бизнеса не понимают разницы между разделами 3 и 3.1 и пытаются заполнить раздел 3.1, так как в нем меньше колонок и коэффициентов. Это неверно, так как у таких организаций нет функции приема отходов ТКО на захоронение, лицензии на эту деятельность и собственных объектов размещения отходов (полигонов, свалок). Раздел 3.1 предназначен только для спецорганизаций, которые принимают от третьих лиц отходы и производят их захоронение на собственных полигонах.

7. Плата за выбросы от стационарных объектов (разделы 1, 1.1, 1.2) теперь начисляется отдельно по каждому стационарному источнику. Раньше расчет производился по хозяйствующему субъекту в целом или отдельно по каждой производственной площадке.

Из-за этого нововведения трудоемкость заполнения декларации существенно возросла. Возьмем пример: у организации есть одна промплощадка, на которой находится 30 стационарных объектов (трубы, стоянка автотранспорта, склад хранения ГСМ и т.п.). Раньше достаточно было сформировать раздел 1 по выбросам в воздух от стационарных объектов по всей промтерритории в целом и указать общий список загрязняющих веществ, а также их общий выброс по всей промтерритории (так как на разных стационарных источниках загрязняющие вещества могут повторяться). Теперь раздел 1 нужно формировать не по всей промтерритории, а отдельно по каждому стационарному источнику с указанием списка загрязняющих веществ.

8. Из раздела 1 исключен дополнительный коэффициент 1.2, учитывающий территориальные условия выброса (в атмосферный воздух города или за его пределами). Таким образом, произошло уменьшение суммы на коэффициент 1,2. Обратите внимание: изменение коснулось только тех, у кого есть выбросы в воздух и чьи организации расположены на территории города.

9. Раздел 3:

  • Добавлены данные об отчетности для субъектов МСП, которая является для них лимитами на размещение отходов. Пользователям стало удобнее. Раньше отчет МСП сдавали на бумаге. Его прикладывали к декларации для подтверждения, что отчет сдан и расчет ведется без пятикратного повышающего коэффициента. При этом было сложно отследить накопление отходов в документах, которые ведутся на предприятии. Теперь это более прозрачно и для пользователя, и для РПН.
  • Теперь в разделе указываются данные о накоплении отходов. Срок накопления (временного размещения) с 01.01.2016 стал 11 месяцев вместо 6 месяцев (п. 8 ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 № «Об отходах производства и потребления»).
  • Появились стимулирующие коэффициенты, зависящие от уточнения образования отходов. Это понижающие коэффициенты. Например, если абонент передает на захоронение отход 4-го класса опасности, который он получил в результате обезвреживания отхода 3-го класса опасности, то его сумма платы считается с коэффициентом не 1, а 0,45 — то есть ниже в два раза.

10. В разделе 3.1 теперь указываются данные о лицензии на деятельность по размещению отходов 1-4 классов опасности (при наличии такой лицензии).

11. В разделах 3, 3.1 при наличии указываются данные о включении объекта размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов и данные об исключении негативного воздействия на окружающую среду.

С подробным порядком заполнения декларации о плате за НВОС вы можете ознакомиться в .

Проверьте, готовы ли вы к отчетности за НВОС?

Должен ли кот Матроскин отчитываться за НВОС? Нужно ли Чебурашке поставить на учет свой цех по производству галош? .

В сервисе «Отчетность в Росприроднадзор» можно сформировать и отправить формы годовой отчетности 2-ТП (воздух), 2-ТП (отходы), 2-ТП (рекультивация), МСП, декларацию о плате за НВОС, а также все формы экосбора.

Декларация НВОС-2019, посредством которой в службу по надзору за природопользованием сдается отчетность за 2018 год, имеет свои особенности составления и сдачи. Рассмотрим, в чем они заключаются.

Форма декларации НВОС-2019

Декларация по НВОС — документ, оформляемый 1 раз по итогам года. Форма декларации по НВОС, представляемой в 2019 году за 2018 год, утверждена приказом Минприроды России от 09.01.2017 № 3 (приложение № 2) и уже нам знакома.

Бланк ее можно увидеть и скачать в материале «Готова декларация по негативному воздействию на ОС» .

Помимо титульного листа и листа, с разбивкой по видам платы и отражающего процесс получения из рассчитанной суммы той ее величины, которая должна быть фактически уплачена плательщиком или возвращена ему, декларация включает в себя разделы для расчета платы, посвященные вычислению платежей:

  • по выбросам в атмосферу от стационарных источников (раздел 1);
  • по продуктам от сжигания или рассеивания попутного газа нефтяных месторождений в пределах допустимого его объема (раздел 1.1) и сверх этого объема (раздел 1.2);
  • по сбросам в водные объекты (раздел 2);
  • за размещение отходов, образующихся на объектах (раздел 3) и размещаемых операторами (раздел 3.1).

Каждый из перечисленных разделов заполняется при наличии у отчитывающегося лица оснований для этого.

Правила заполнения декларации подробно описаны в примечаниях к ее бланку и содержат:

  • указания на лиц, обязанных заполнять каждый из разделов;
  • источники сведений, из которых берется конкретная информация;
  • описание особенностей отражения данных, вносимых в каждую из строк (граф) отчета;
  • расчетные формулы;
  • значения применяемых в расчете коэффициентов;
  • соотношения, по которым возможна проверка корректности внесения данных в раздел.

Подробнее об исходных данных, участвующих в расчете платы за НВОС, читайте в этой статье .

Ставки платы за НВОС для отчета в 2019 году

Величину ставок, применяемых для расчета в 2019 году платы за НВОС за 2018 год, определяет постановление Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 (в ред. постановления от 29.06.2018 № 758).

Ставки в этом документе разбиты на 3 группы по видам загрязняющих объектов:

  • стационарных, производящих выбросы в атмосферу;
  • осуществляющих сбросы в водные объекты;
  • дающих отходы производства и потребления.

Для первых 2 видов значения ставок приведены применительно к наименованию конкретного загрязняющего вещества, а для отходов — с привязкой к классам опасности. Каждая ставка показана в 3 ее величинах (раздельно по каждому году, образующему период 2016-2018 годов). При этом ставки на границе 2016-2017 годов существенно повышены, а на границе 2017-2018 годов сохранены в тех же значениях.

Это же постановление по территориям и объектам, находящимся под особой охраной по федеральному законодательству, предписывает обязательность применения к приведенным значениям ставок повышающего коэффициента 2.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В 2019 году применяются ставки платы за 2018 год с использованием дополнительного коэффициента 1,04 (постановление Правительства от 29.06.2018 № 758).

Сроки отчетности по НВОС-2019 и особенности ее подачи

Сдать декларацию в орган федеральной службы, осуществляющей надзор за природопользованием, нужно не позднее 10 марта года, идущего вслед за отчетным (п. 5 ст. 16.4 закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для декларации по НВОС перенос срока в связи с выходными и праздничными днями не предусмотрен. В 2019 году 10 марта — воскресенье. Поэтому отчитаться нужно накануне, то есть не позднее 07.03.2019.

Предпочтительным для принимающего отчетность органа способом ее подачи является электронный (пп. 4, 5 приложения № 1 к приказу Минприроды России от 09.01.2017 № 3). Представление на бумаге допускается, но, скорее, как исключение для случаев, когда у отчитывающегося лица:

  • отсутствует электронная подпись;
  • нет технической возможности для подключения к интернету;
  • размер платы, начисленной за предшествующий год, не превышает 25 тыс. руб. (но и здесь желательна параллельная подача данных на электронном носителе).

Бумажную декларацию подают в территориальный орган федеральной службы, осуществляющей надзор за природопользованием, по месту учета объекта (или нескольких объектов), в отношении которого составляется отчетность. Если объект попадает на территорию разных субъектов РФ, то оформляются разные декларации (для каждого из регионов). Сдать бумажный отчет можно, принеся его в соответствующий орган или отправив по почте (с уведомлением и описью вложения).

Дата приема декларации зависит от способа ее сдачи. Ею будет считаться:

  • при электронной отправке — дата регистрации отчета в принимающем органе;
  • при сдаче бумажного варианта, принесенного в принимающий орган, — дата проставленной отметки о получении;
  • при отправке по почте — дата, содержащаяся на почтовом штемпеле.

К декларации прилагают:

  • список документов по расходам на снижение НВОС, дающим право на корректировку размера платы;
  • документ, подтверждающий полномочия лица, подписывающего или представляющего декларацию, если это делается представителем.

До истечения срока, определенного как крайний для подачи декларации, допускается подача ее уточненного варианта, если в представленных сведениях самостоятельно обнаружены ошибки.

Итоги

Декларацию по платежам за НВОС за 2018 год сдают на том же бланке, который использовался для отчета за 2016-2017 годы, заполняя его по тем же правилам. Однако расчеты платы нужно осуществлять по изменившимся ставкам. Отчетность проверяющий орган предпочитает получать электронно. Срок ее представления — не позднее 07.03.2019, так как 10 марта выходной.

Ключевые вопросы

Лица, обязанные вносить плату

Порядок определения платежной базы

Порядок представления декларации о плате за НВОС и ее форма

Комментарии по заполнению декларации

Представление декларации и внесение платы

Корректировка декларации

Ставки платы и коэффициенты

2017 г. несет с собой множество нововведений в природоохранном законодательстве. Одна из сфер, подвергшихся изменениям, — плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) .

Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) заложены основы платы за НВОС . Так, в соответствии со ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ плата за НВОС взимается за следующие его виды:

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

Сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

Хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Лица, обязанные вносить плату

Плату за НВОС обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую НВОС, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории .

Плательщиками платы за НВОС при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов (далее — ТКО), являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.

Плательщиками платы за НВОС при размещении ТКО являются региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению.

В свете работ по постановке на учет объектов, оказывающих НВОС, Росприроднадзор подготовил ряд разъяснений, согласно которым вопросы исчисления и взимания платы за НВОС не связаны напрямую с определением объекта, оказывающего НВОС. Однако как поступать объектам, которые признаны не оказывающими НВОС, пока неизвестно.

Порядок определения платежной базы

Порядок определения платежной базы регулируется ст. 16.2 Федерального закона № 7-ФЗ.

Платежной базой для исчисления платы за НВОС является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления.

Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления.

При определении платежной базы учитываются объем и (или) масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, превышающие такие нормативы, выбросы и сбросы (включая аварийные), а также учитываются лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.

Порядок представления декларации о плате за НВОС и ее форма

Порядок представления декларации определяется ст. 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ, а также пока еще проектом Приказа Минприроды России «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы» .

Структура декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду

Титульный лист.
Расчет суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет.
Раздел 1. Расчет суммы платы по объекту негативного воздействия за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами.
Раздел 1.1. Расчет суммы платы по объекту негативного воздействия за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа при непревышении интегрального показателя сжигания.
Раздел 1.2. Расчет суммы платы по объекту негативного воздействия за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа при превышении интегрального показателя сжигания.
Раздел 2. Расчет суммы платы по объекту негативного воздействия за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты.
Раздел 3. Расчет суммы платы при размещении отходов производства и потребления.
Раздел 3.1. Расчет суммы платы при размещении твердых коммунальных отходов.

Комментарии по заполнению декларации

По каждому субъекту Российской Федерации лицами, обязанными вносить плату, представляется отдельная декларация.

Каждая страница декларации, представляемой лицом, обязанным вносить плату, на бумажном носителе после слов «достоверность и полноту сведений, указанных на данной странице, подтверждаю» должна быть подписана исполнителем (с указанием должности, фамилии, имени и отчества) с указанием даты подписания.

Раздел 1

При заполнении раздела 1 указываются:

Номер, дата выдачи и срок действия разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

В разделе 1 представляются данные по стационарным источникам и конкретным веществам, отходящим от каждого источника.

Раздел 1.1

При заполнении раздела 1.1 указываются:

Наименование объекта, оказывающего НВОС;

Код объекта, оказывающего НВОС;

Адрес местонахождения объекта, оказывающего НВОС;

Метод расчета (агрегирования или дифференциации) интегрального показателя сжигания (рассеивания) попутного нефтяного газа (далее — ПНГ);

Объем добычи ПНГ (млн м 3);

Раздел 1.2

Раздел 1.2 заполняется лицом, обязанным вносить плату, осуществляющим выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании ПНГ в объемах, которые превышают предельно допустимое значение показателя сжигания (Z пр), либо при отсутствии системы измерений и учета объемов ПНГ по каждому стационарному источнику (факельной установке, установке рассеивания) объекта, оказывающего НВОС.

Предельно допустимое значение показателя сжигания на факельных установках и (или) рассеивания ПНГ (Z пр ≤ 5 %) и особенности расчета платы определяются Постановлением Правительства РФ от 08.11.2012 № 1148 «Об особенностях исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду при выбросах в атмосферный воздух загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа» (в ред. от 17.12.2016).

При заполнении раздела 1.2 указываются:

Наименование объекта, оказывающего НВОС;

Код объекта, оказывающего НВОС;

Адрес местонахождения объекта, оказывающего НВОС;

Номер, дата выдачи и срок действия разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

Метод расчета (агрегирования или дифференциации) интегрального показателя сжигания (рассеивания) ПНГ;

Объем добычи ПНГ (млн м 3);

Объем сжигания ПНГ (млн м 3);

Объем использования ПНГ (без учета технологических потерь) (млн м 3);

Технологические потери (млн м 3);

Уровень использования ПНГ (%).

Раздел 2

Раздел 2 заполняется лицом, обязанным вносить плату, имеющим выпуски сточных и (или) дренажных вод в водные объекты и их части, по каждому выпуску объекта, оказывающего НВОС.

При заполнении раздела 2 указываются:

Наименование объекта, оказывающего НВОС;

Код объекта, оказывающего НВОС;

Адрес местонахождения объекта, оказывающего НВОС;

Номер, дата выдачи и срок действия разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.

Раздел 3

Раздел 3 заполняется по каждому объекту, оказывающему НВОС, объекту размещения отходов (далее — ОРО) отдельно.

При наличии у лица, обязанного вносить плату, объекта, оказывающего НВОС, и ОРО, не принадлежащих данному лицу, раздел 3 заполняется отдельно по объекту, оказывающему НВОС, и ОРО.

Все операции с отходами отражаются в расчетах за тот отчетный период, в котором данная операция была отражена в учете в соответствии с установленным порядком.

Наименование объекта, оказывающего НВОС;

Код объекта, оказывающего НВОС;

Адрес местонахождения объекта, оказывающего НВОС;

Реквизиты документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (дата выдачи, номер, срок действия, кем выдан);

Для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — СМСП) — характеристика представленной за отчетный период отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (направлена почтовым отправлением/в электронном виде), а также реквизиты данной отчетности;

Наименование ОРО;

Адрес местонахождения ОРО;

Характеристика ОРО (включен/не включен в государственный реестр объектов размещения отходов (далее — ГРОРО) ; не оказывает НВОС).

Раздел 3.1

Раздел 3.1 заполняется региональными операторами по обращению с ТКО, операторами по обращению с ТКО, осуществляющими деятельность по их захоронению, по каждому объекту, оказывающему НВОС, ОРО отдельно.

При заполнении раздела 3 указываются:

Наименование объекта, оказывающего НВОС;

Код объекта, оказывающего НВОС;

Адрес местонахождения объекта, оказывающего НВОС;

Наименование ОРО;

Регистрационный номер (в случае его присвоения) ОРО;

Адрес местонахождения ОРО;

Характеристика ОРО (включен/не включен в ГРОРО; не оказывает НВОС).

В случае если ОРО не оказывает НВОС, что подтверждается решением территориального органа Росприроднадзора об исключении НВОС данного объекта, направленным в адрес лица, эксплуатирующего ОРО, указываются реквизиты такого решения.

Представление декларации и внесение платы

Отчетным периодом в отношении внесения платы за НВОС признается календарный год.

Плата, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом.

Лица, обязанные вносить плату, за исключением СМСП, вносят квартальные авансовые платежи (кроме IV квартала) не позднее 20 числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за НВОС, уплаченной за предыдущий год.

Не позднее 10 марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего НВОС, декларацию о плате за НВОС.

Несвоевременное или неполное внесение платы за НВОС лицами, обязанными вносить плату, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки.

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за НВОС начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определенного п. 3 ст. 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ.

К заполненной декларации прилагаются следующие документы:

Документ, подтверждающий полномочия лица, обязанного вносить плату, на осуществление действий от его имени — в случае, если декларация подается уполномоченным представителем лица, обязанного вносить плату;

Реестр (перечень) объектов и документов, подтверждающих освоение средств на осуществление природоохранных мероприятий, учитываемых при корректировке размеров платы — в случае, если лицо, обязанное вносить плату, осуществляло в отчетном году корректировку ее размера.

Варианты представления декларации:

Вариант представления

Дата приема

В форме электронного документа, подписанного электронной подписью, представленного посредством информационно-телекоммуникационных сетей

Дата отправления по информационно-телекоммуникационным сетям

В форме электронного документа, представленного по информационно-телекоммуникационным сетям через оператора системы электронного документооборота

Дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки

На бумажном носителе — при отсутствии технической возможности подачи декларации в форме электронного документа

Отметка территориального органа Росприроднадзора о получении декларации с указанием даты, проставляемой на бумажном носителе, или дата почтового отправления

При приеме декларации конечным результатом являются:

1) лицом, обязанным вносить плату, лично :

а) проставление должностным лицом территориального органа Росприроднадзора, осуществляющем прием, отметки о приеме декларации и даты ее приема;

б) сообщение в устной форме об отказе в приеме декларации;

2) в случае представления декларации по почте :

а) регистрация декларации в территориальном органе Росприроднадзора;

б) уведомление об отказе в приеме декларации, направленное заявителю по почте;

3) в случае представления декларации в форме электронного документа по информационно-телекоммуникационным каналам связи:

а) регистрация декларации на веб-портале приема отчетности Росприроднадзора;

б) уведомление об отказе в приеме декларации (сообщение об ошибке).

При наличии хотя бы одного из следующих оснований в приеме декларации будет отказано :

Представление декларации не по установленной форме (установленному формату);

Отсутствие в составе декларации приложений;

Отсутствие в декларации, представленной на бумажном носителе, подписей лиц, уполномоченных подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в декларации, печати лица, обязанного вносить плату (в случае, если в соответствии с законодательством лицо, представляющее декларацию, должно иметь печать);

Отсутствие в декларации о плате, представленной в форме электронного документа, электронной подписи лиц, уполномоченных подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в декларации, или несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата данным лица, уполномоченного подтверждать достоверность и полноту сведений.

Корректировка декларации

При обнаружении в декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы платы обязано внести необходимые изменения в декларацию и представить уточненную декларацию.

При обнаружении лицом, обязанном вносить плату, в представленной им декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы платы , лицо, обязанное вносить плату, вправе включить необходимые изменения в декларацию и представить уточненную декларацию.

При этом уточненная декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

Если уточненная декларация представляется до истечения срока подачи декларации, она считается поданной в день подачи уточненной декларации.

Уточненная декларация представляется по форме, действовавшей в отчетный период, за который вносятся соответствующие изменения.

Уточненная декларация представляется в случаях:

Ошибок, в т.ч. технических, приводящих к занижению суммы платы;

Несоответствия размеров платы, указанных в первичной декларации, фактически оказанному НВОС;

Несоответствия примененных ставок платы и коэффициентов в первичной декларации;

Несоответствия размеров платы, указанных в первичной декларации, фактически оказанному НВОС, выявленному при проведении мероприятий по контролю, проверке результатов производственного контроля, отчетности, представления подтверждающих документов в целях применения понижающих коэффициентов, установленных законодательством об охране окружающей среды, при исчислении платы за размещение отходов, зачета фактически понесенных затрат на природоохранные мероприятия и реализацию проектов по полезному использованию ПНГ.

Максимальный срок представления уточненной декларации по плате составляет три года с момента фиксации даты приема первичной декларации.

Ставки платы и коэффициенты

Ставки платы утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» (далее — Постановление № 913) .

В целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к проведению мероприятий по снижению НВОС и внедрению наилучших доступных технологий (далее — НДТ) при исчислении платы за НВОС к ставкам такой платы с 01.01.2020 будут применяться следующие коэффициенты:

. коэффициент 0 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов после внедрения НДТ на объекте, оказывающем НВОС;

. коэффициент 0 — за объем или массу отходов производства и потребления, подлежащих накоплению и фактически использованных с момента образования в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных для использования в течение срока, предусмотренного законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;

. коэффициент 1 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов;

. коэффициент 1 — за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных в пределах лимитов на их размещение, а также в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;

. коэффициент 25 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов;

. коэффициент 25 — за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение либо указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, а также в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;

. коэффициент 100 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу.

В целях стимулирования юридических и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению НВОС при исчислении платы за НВОС при размещении отходов к ставкам такой платы применяются следующие коэффициенты:

. коэффициент 0 — при размещении отходов V класса опасности добывающей промышленности посредством закладки искусственно созданных полостей в горных породах при рекультивации земель и почвенного покрова (в соответствии с разделом проектной документации «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» и (или) техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых);

. коэффициент 0,3 — при размещении отходов производства и потребления, которые образовались в собственном производстве, в пределах установленных лимитов на их размещение на ОРО, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на праве собственности либо ином законном основании и оборудованных в соответствии с установленными требованиями;

. коэффициент 0,5 — при размещении отходов IV, V классов опасности, которые образовались при утилизации ранее размещенных отходов перерабатывающей и добывающей промышленности;

. коэффициент 0,67 — при размещении отходов III класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности;

. коэффициент 0,49 — при размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов III класса опасности;

. коэффициент 0,33 — при размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности.

Regulation.gov.ru/projects#npa=20202

На момент подписания номера в печать Приказ Минприроды России от 09.01.2017 № 3 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы» находится на регистрации в Минюсте России.

В прошлом году все природопользователи нашей необъятной страны впервые сдавали декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС). Прошел год, напечатано немало разъясняющих статей, учтены прошлогодние ошибки, обновлен (в 101-й раз) Модуль природопользователя. Пришло время второй попытки.

КОРОТКО О ГЛАВНОМ

Согласно ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 31.12.2017; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) плату за НВОС обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую НВОС, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Вместе с тем, если при подаче заявки о постановке на государственный учет объекта, оказывающего НВОС, вы получили официальный отказ, это не значит, что вы не должны вносить плату за НВОС за размещение отходов. Данный вид платы сохраняется, если у хозяйствующего субъекта образуются не только твердые коммунальные отходы (далее — ТКО), но и другие производственные отходы.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (далее — Порядок) и ее форма утверждены Приказом Минприроды России от 09.01.2017 № 3.

Согласно п. 2 Порядка декларация о плате представляется лицами, обязанными вносить плату, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным.

Напомним, что плату за НВОС за IV квартал необходимо внести не позднее 1 марта .

К СВЕДЕНИЮ

Нарушение данных сроков влечет административную ответственность по ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. от 31.12.2017) в виде наложения штрафа:
. на граждан в размере от 500 до 1000 руб.;
. на должностных лиц — от 3000 до 6000 руб.;
. на юридических лиц — от 20 000 до 80 000 руб.

Декларация о плате формируется с помощью программы «Модуль природопользователя», размещенной на сайте Росприроднадзора .

Извлечение
из Порядка

[…]
5. Декларация о плате представляется лицами, обязанными вносить плату, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» […], сформированного путем использования электронных сервисов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка, через веб-портал приема отчетности Федеральной службы по надзору в сфере природопользования («Личный кабинет») .
В случае отсутствия у лица, обязанного вносить плату, электронной подписи, декларация о плате за 2016 год представляется на бумажном носителе.
При представлении декларации о плате в форме электронного документа представление ее на бумажном носителе не требуется.
При годовом размере платы за предыдущий отчетный период равном или менее 25 тысяч рублей лица, обязанные вносить плату, вправе представлять декларацию о плате на бумажном носителе в одном экземпляре с обязательным представлением копии на электронном носителе , сформированной путем использования электронных сервисов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка, за исключением случаев, установленных пунктом 6 настоящего Порядка.
6. В случае отсутствия у лица, обязанного вносить плату, технической возможности подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» декларация о плате представляется на бумажном носителе .
[…]

В некоторых территориальных органах Росприроднадзора объявили, что при отсутствии у лиц, обязанных вносить плату за НВОС, квалифицированной электронной подписи, можно представить не подписанную электронной подписью декларацию о плате, выгруженную из Модуля природопользователя, с нарочным (на флешке, CD-, DVD-дисках). Но, т.к. страна у нас большая и территориальных органов Росприроднадзора много, перед подачей декларации о плате рекомендуем позвонить в контролирующий орган и уточнить, в каком виде представляется декларация, если электронной подписи нет, а платеж более 25 000 руб.

О НАБОЛЕВШЕМ: РАСЧЕТ ПЛАТЫ ЗА ТКО

В соответствии с подп. «б» п. 4 ст. 9 Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» плата за НВОС при размещении ТКО за 2016 и 2017 гг. не исчисляется и не взимается .

Как понять, относятся ли отходы, образующиеся у лица, к ТКО? Для этого необходимо обратиться к Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 (в ред. от 28.11.2017; далее — ФККО) . Согласно письму Росприроднадзора от 06.12.2017 № АА-10-04-36/26733 «О направлении информации» к ТКО относятся все виды отходов подтипа отходов «Отходы коммунальные твердые» (код 7 31 000 00 00 0), а также другие отходы подтипа отходов «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению» (код 7 30 000 00 00 0) в случае, если в наименовании подтипа или группы отходов указано, что отходы относятся к ТКО .

Таким образом, если у природопользователя образуются только ТКО, представлять «нулевую» декларацию о плате за 2017 г. не требуется.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

В соответствии с письмом Росприроднадзора от 29.03.2016 № АА-06-01-36/5099 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов» плата за НВОС за размещение отходов, осуществленное с 01.01.2016, подлежит исчислению и внесению лицами, определенными ст. 16.1 Федерального закона № 7-ФЗ, вне зависимости от факта передачи другим лицам права собственности или иного права на размещенные отходы.

«МОДУЛЬНАЯ» ЧАСТЬ

В программе «Модуль природопользователя» (далее — Модуль) можно выполнить автоматический расчет платы с учетом лимитов и нормативов, указанных в реестре (вкладка «Реестр» ), и фактических значений негативного воздействия, заданных в расчете (вкладка «Расчеты/Декларации» ).

Модуль позволяет вносить в реестр информацию по разным плательщикам и формировать по ним отдельные расчеты/декларации и отчеты за разные периоды.

Порядок заполнения реестра для формирования декларации о плате:

1. Ввод плательщика на вкладке «Реестр» :

a. Ввод информации о плательщике.

b. Ввод загрязняющих веществ плательщика (для выбора загрязняющих веществ в разрешительных документах и расчетах они должны быть перечислены в форме плательщика на вкладке «Загрязняющие вещества» ).

2. Ввод производственной территории (если есть отдельные производственные территории).

3. Ввод участка/цеха (если есть участки/цеха как отдельные объекты).

4. Ввод разрешений на выброс.

5. Ввод выпусков.

6. Ввод разрешений на сброс.

7. Ввод объектов размещения отходов:

a. Ввод собственных объектов размещения отходов плательщика.

b. Ввод объектов размещения отходов при передаче на размещение (на полигоны):

b.1. Ввод плательщика — владельца или организации, которая эксплуатирует те объекты, куда отходы передаются на размещение.

b.2. Ввод объекта размещения отходов под плательщиком (п. b.1) — полигон.

8. Ввод лимитов на размещение отходов.

9. Переход на вкладку «Отчеты» , где в Модуль добавляются сведения о техническом отчете по обращению с отходами, об отчетности об образовании отходов для малого и среднего предпринимательства (далее — отчет МСП).

Непосредственно порядок формирования декларации о плате состоит из 6 пунктов:

1. Автоматическое создание расчета платы (Меню — Расчет/Декларация платы — Создать расчет/декларацию) — создается расчет/декларация по данным реестра (по объектам негативного воздействия с подстановкой загрязняющих веществ из разрешительной документации).

2. Ввод фактических значений негативного воздействия и добавление расчетов по объектам, по которым расчеты не созданы автоматически.

3. Закрытие расчета.

4. Формирование расчета для вывода на печать.

5. Выгрузка расчета для передачи в Росприроднадзор в электронном виде.

«Справочник эколога» № 2, 2018 .


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав