30.06.2020

Нормативно правовые акты регламентирующие деятельность социальных служб. Правовая основа социального обслуживания. Федеральное законодательство РФ в области социального обслуживания населения


В России право граждан на социальную защиту гарантировано Конституцией Российской Федерации, принятой в 1993 году, и регламентировано законодательством. Согласно статье 7 Конституции, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.37, 38 Конституции РФ). В нашей стране каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца (Конституции РФ, ст. 39).

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. В нашей стране создана многоукладная организационная структура системы социальной защиты населения, в которой используются практически все организационно-правовые формы.

Ведущими организационно-правовыми формами социальной защиты населения нашей страны в настоящее время являются пенсионное обеспечение, обеспечение социальными пособиями, льготами особо нуждающихся категорий населения, государственное социальное страхование, социальное обслуживание.

Пенсионное обеспечение – это государственная регулярная денежная выплата, пенсия, которая выплачивается в установленном порядке определенным категориям граждан из социальных фондов и других источников, предназначенных для этих целей.

Пенсионные отношения в России до 1 января 2002 года регулировались законом № 340-ФЗ «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.1990 года. Начиная с 1 января 2002 года пенсионная система реформирована в связи с принятием федеральных законов: «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года № 166 – ФЗ, «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173 – ФЗ, «Об обязательном пенсионном страховании» от 15 декабря 2001 года № 167 – ФЗ.

Основным законом, регулирующим пенсии по старости, является закон о трудовых пенсиях, внесший значительные изменения в условия их предоставления. Впервые в структуру трудовой пенсии вводится накопительный элемент и устанавливается новый порядок исчисления, основанные не на величине прошлого заработка, а на сумме уплаченных страховых взносов и средней продолжительности предстоящей жизни после выхода на пенсию. Все пенсии индексируются в установленном порядке в связи с повышением стоимости жизни.

Другой организационно-правовой формой социальной защиты населения является обеспечение социальными пособиями и льготами особо нуждающихся категорий граждан.

В современных условиях в стране число социальных выплат и льгот составляет свыше 1000, они установлены более чем для 200 категорий граждан, численность лиц, претендующих на их получение, достигает почти 100 миллионов человек (инвалиды, ветераны, дети, безработные). С помощью социальных пособий и льгот обеспечивается реализация социальных гарантий граждан, полнее учитываются индивидуальные ситуации и наличие таких обстоятельств, как бедность, сиротство, незащищенное материнство и безработица.

Вместе с тем сложившаяся практика выплаты социальных пособий несовершенна. Не удалось обеспечить справедливость использования средств, выделяемых на эти цели, предоставлять их адресно, полнее использовать возможности регионов в укреплении финансовой базы обеспечения социальных гарантий.

С 1995 года органы социальной защиты населения получили прочную законодательную базу, на основе которой установлено правовое регулирование в области социального обслуживания населения. В неё вошли федеральные законы: «Об основах социального обслуживания

населения в Российской Федерации» и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», постановление Правительства РФ от 24 июня 1996 № 739 «О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами»; постановление Министерства труда и социального развития РФ от 27 июля 1999 года № 31 «Об утверждении Примерного устава муниципального учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения», а также федеральный закон от 8 декабря 1995 года «О некоммерческих организациях».

Впервые было законодательно закреплено, что система социального обслуживания основана на использовании всех форм собственности и состоит из равноправных секторов: государственного и негосударственного.

Законодательством предусматриваются различные формы социального обслуживания, в том числе: социальное обслуживание на дому, полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного пребывания граждан в учреждениях социального обслуживания, социально-консультативная помощь, срочное социальное обслуживание. Все социальные услуги, входящие в федеральный перечень гарантированных государством услуг, могут быть оказаны гражданам бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты. Ряд нормативно-правовых актов Российской Федерации регулирует социальную защиту отдельных категорий граждан (ветеранов; инвалидов; детей; лиц пожилого возраста и др. (таблица 1.2).

Так, федеральный закон № 48 от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является предоставление инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Закон определяет полномочия органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов. Он раскрывает права и обязанности органов медико-социальной экспертизы, определяет режим труда работающих инвалидов, разрабатывает индивидуальные и комплексные программы реабилитации инвалидов.

Социальная защита инвалидов – это система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещение ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Особое значение для определения прав и обязанностей инвалидов, ответственности государства, благотворительных организаций, частных лиц имеют законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О социальной защите инвалидов в РФ», принятые в 1995 году. Этими нормотворческими актами определяются отношения общества, государства к инвалидам и отношения инвалидов с обществом, государством. Следует заметить, что многие положения этих нормотворческих актов создают надежное правовое поле жизнедеятельности и социальной защищенности инвалидов в нашей стране.

Одной из проблем органов социальной защиты населения в нашей стране является проблема незащищенности детей. Социальная защита детства начинается с защиты семьи, матери и ребенка. Система пособий семьям с детьми установлена федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», Она включает пять видов пособий:

1) пособие по беременности и родам – служит компенсацией утраченного заработка (дохода) женщины в период отпуска по беременности и родам;

2) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, – должно играть стимулирующую роль для раннего медицинского наблюдения, профилактики осложнений беременности и сохранения здоровья женщины и будущего ребенка;

3) единовременное пособие при рождении ребенка – выполняет функцию частичного и равного для всех получателей возмещения разовых расходов семьи при рождении ребенка;

4) ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет должно частично компенсировать утраченный заработок или доход лица, находящегося в отпуске по уходу за ребенком раннего возраста;

5) ежемесячное пособие на ребенка, которое должно по замыслу частично компенсировать расходы семьи в связи с воспитанием ребенка.

Таблица 1.2

Федеральное законодательство в области социальной защиты населения

Федеральный закон

О ветеранах;

О социальной защите инвалидов в РФ;

О государственных пособиях гражданам, имеющим детей;

О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов;

Об основах социального обслуживания населения в РФ;

О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне

О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

О государственном регулировании в области добычи и ис­пользования угля, об особенностях социальной защиты работников органи­заций угольной промышленности

О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным Кавалерам ордена Трудовой Славы

О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк»;

Об иммунопрофи­лактике инфекционных болезней

О государственной социальной помощи;

Об основах обязательного социаль­ного страхования

Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием

О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей

О трудовых пенсиях в РФ

О государственном пенсионном обеспечении в Российской Феде­рации

О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне

О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи

О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации


№ 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Согласно статье 2 этого закона, основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

1) предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

2) обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

3) социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

4) выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Следующая организационно-правовая форма социальной защиты населения – обязательное государственное социальное страхование . Это средство возмещения

социального риска и средство социального перераспределения с учетом принципа социальной справедливости. Государственное социальное страхование – это установленная государством и регулируемая нормами права система материального обеспечения работников в старости, в случае временной или постоянной утраты трудоспособности. Государственное социальное страхование осуществляется за счет специальных фондов, образуемых из обязательных взносов работодателей, а также дотаций из федерального бюджета.

Федеральный закон № 165-ФЗ от 16.07.1999 «Об основах обязательного социального страхования» регулирует отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей. Обязательное социальное страхование – часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения.

Федеральный закон № 178-ФЗ от 17.07.1999 «О государственной социальной помощи» устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам. Государственная социальная помощь – это предоставление малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации социальных пособий, субсидий, компенсаций и жизненно необходимых товаров.

Государственная социальная помощь оказывается в целях поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. Источником оказания государственной социальной помощи являются средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов Российской Федерации и средства местных бюджетов.

Государственная социальная помощь может оказываться единовременно или на период не менее трех месяцев. Данная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства или по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего гражданина.

Оказание государственной социальной помощи может осуществляться в следующих видах:

· денежные выплаты;

· натуральная помощь (топливо, одежда, продукты, медикаменты).

Органы местного самоуправления осуществляют оказание государственной социальной помощи в пределах передаваемых им органами государственной власти в этих целях полномочий вместе с материальными и финансовыми ресурсами для их осуществления.

На территории Российской Федерации действует закон «О ветеранах» № 5 от 12.01.1995 года, который устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в РФ, в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. С учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда установлены следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР и территориях других государств, ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.

Расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов данным федеральным законом, возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов

субъектов Российской Федерации. Социальная защита ветеранов предусматривает осуществление системы мер, направленных на создание условий, которые обеспечивают экономическое и моральное благополучие ветеранов, предоставляющих им дополнительные права и гарантирующие льготы.

В соответствие с Конституцией Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В связи с чем расходы на эти цели возлагаются на федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации.

В рамках проводимой реформы по разграничению полномочий в области социальной защиты населения принят федеральный закон от 22.08.2004 г. № 122 –ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Федеральным законом от 06.10.1999 г. № 184 – ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в редакции федерального закона от 04.07.2003 г. № 95 – ФЗ) определены полномочия субъектов Российской Федерации в области социальной защиты населения, финансирование которых с 01.01.2005 года должно осуществляться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. В соответствии с п.п. 24 п. 2 ст. 26.3 этого закона к таким полномочиям отнесено решение вопросов:

· социальной поддержки:

Граждан пожилого возраста и инвалидов;

Безнадзорных детей;

Ветеранов труда;

Лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 г.г.;

Семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей);

Жертв политических репрессий;

Малоимущих граждан;

· социального обслуживания:

Граждан пожилого возраста инвалидов;

Граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации;

Безнадзорных детей.

Федеральный закон от 22.08.2004 года № 122 – ФЗ изменил более 150 действующих нормативных актов, в том числе по вопросам социальной защиты. Целью принятия рассматриваемого документа явилась необходимость защиты прав и свобод граждан Российской Федерации на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, оптимизации деятельности территориальных органов исполнительной власти. Основными положениями данного закона в области реформирования системы социальной защиты являются:

1) разделение льготников на «федеральных» и «региональных» в соответствии с полномочиями и расходными обязательствами Российской Федерации и ее субъектов;

2) «монетизация льгот», т.е. замена льгот в натуральной форме «федеральным» льготникам на ежемесячную денежную выплату (ЕДВ);

1) предоставление «федеральным» льготникам набора социальных услуг, стоимостью 450 рублей в месяц, в число которого входит:

Дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе обеспечение лекарственными средствами, предоставление путевки на санаторно-курортное лечение при наличии медицинских показаний (400 рублей);

Бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугороднем транспорте к месту лечения (50 рублей).

Сумма средств, предусмотренная на «социальный пакет», удерживается из состава начисления ежемесячной денежной выплаты.

Ежемесячная денежную выплата производится территориальным органом Пенсионного Фонда Российской Федерации по месту жительства гражданина одновременно с выплатой пенсии. Размер денежной выплаты подлежит индексации, как и размер базовой части трудовой пенсии.

Таким образом, принципы социальной защиты реализуются посредством разработки и совершенствования законодательной базы как отраслевого, так и межотраслевого характера. В Российской Федерации по-прежнему сохраняется обширная и разветвленная система льгот. Только через органы социальной защиты населения осуществляется реализация льгот для 13 категорий населения в рамках рассмотренных нами федеральных законов. Государство проводит линию на необходимость учета социальных проблем в процессе разработки проектов федеральных законов в области структурной перестройки, финансирования и налогообложения, приватизации, постановлений правительства по вопросам развития отраслей и регионов Российской Федерации.

Множество и разнообразие источников права социального обслуживания предопределяют возможность охарактеризовать только важнейшие, основополагающие акты, в которых закрепляются права граждан на те или иные виды социального обеспечения, отражаются требования и условия их предоставления, регламентируется организационно-правовой порядок осуществления указанных предписаний соответствующих нормативных актов.

Первую группу источников права социального обслуживания составляют нормы международных актов.

Сюда относятся нормы Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина, который был ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. Важное место отводится Всеобщей декларации прав человека 1948 г.

Новыми источниками права социального обеспечения являются нормы соглашений, заключаемые странами Содружества Независимых Государств (СНГ), устанавливающие условия и порядок социального обеспечения граждан при переезде из одного государства СНГ в другое. Первое Соглашение «О гарантиях прав граждан государств - членов СНГ в области пенсионного обеспечения» было заключено 13 марта 1992 г. В соответствии с этим Соглашением государства - члены СНГ договорились о проведении политики гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении. Кроме того, государства закрепили основные принципы обеспечения лиц, которые приобрели права на пенсию на территории бывших республик Советского Союза и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения.

На сегодняшний день государства СНГ подписали конкретные соглашения, в том числе и в области социального обеспечения.

Вторую группу источников права социального обслуживания составляют законы Российской Федерации. Среди них особое место, как ранее было сказано, занимает Конституция Российской Федерации. В действующей Конституции закреплен правовой статус граждан в области социального обеспечения. Характеризуя Конституцию РФ как основной источник права социального обеспечения, следует подробно раскрыть содержание ст. 7, 18, 33, 38, 39, 41, 45, 46 и 53. Особо следует подчеркнуть, что Конституция РФ каждому гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Устанавливаются законодателем государственные пенсии и социальные пособия.

Статья 41 Конституции РФ предоставляет каждому право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.


Важное место отводится Федеральному закону от 21 ноября 2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ. Этот нормативный акт закрепляет право граждан на охрану здоровья различных категорий субъектов, а именно: семьи, несовершеннолетних, пожилых, инвалидов, беременных женщин, а также женщин-матерей. Следует подчеркнуть, что ФЗ № 323 закрепляет гарантии обеспечения этого права, среди которых - право на бесплатное получение различных видов медико-социальной помощи.

Основой же законодательства в сфере правоотношений, связанных с социальным обслуживанием граждан является Федеральный закон от 28 декабря 2013 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» № 442-ФЗ.

Третью группу составляют различные подзаконные нормативные правовые акты, среди которых:

Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» № 95;

Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2005 «О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду» № 2347-р;

Постановление Правительства Свердловской области от 10 июня 2008 «Об утверждении положения о порядке и условиях предоставления в государственной системе социальных служб Свердловской области социального обслуживания на дому, полустационарного социального обслуживания в дневное время, реабилитационных услуг, консультативной помощи и срочного социального обслуживания бесплатно, а также на условиях полной или частичной оплаты» № 572-ПП.

Конституция РФ 1993 г. закрепила подразделение законодательства на три категории: законодательство Российской Федерации, субъектов РФ и совместного ведения. Создав правовую основу для становления и развития законодательства субъектов РФ, Конституция РФ активизировала нормотворческие процессы на уровне субъектов РФ.

Определяя предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, Конституция РФ не устанавливает для федерального законодателя каких-либо границ и пределов правового регулирования общественных отношений, отнесенных к предметам совместного ведения. Федеральный законодатель, руководствуясь общими конституционными принципами, сам определяет пределы и границы собственной правовой активности на совместном правовом поле.

Неограниченные правовые возможности федеральной законодательной власти по предметам совместного ведения означают фактическое нахождение данных предметов в сфере компетенции Российской Федерации, которая по своему усмотрению делегирует субъектам Российской Федерации осуществление отдельных полномочий1.

Совместное ведение в сфере социального обеспечения и социальной защиты означает, что ряд вопросов должен находиться в ведении субъектов РФ или муниципальных образований. Тому могут служить две основные причины: необходимость учета региональных особенностей и (или) необходимость в консолидации усилий, в том числе финансовых средств, центра и регионов, муниципальных образований. Например, в соответствии с Федеральным законом "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов РФ осуществляют правовое регулирование социального обслуживания населения, при этом устанавливают государственные стандарты.

К сфере регионального нормотворчества следует отнести и вопросы, которые федеральным законодательством не урегулированы. К ним относится, например, социальная поддержка многодетных и молодых семей. При этом субъекты РФ и органы местного самоуправления за счет средств своего бюджета вправе повышать уровень социально-обеспечительных гарантий по сравнению с минимальным федеральным уровнем.

Таким образом, разграничение сфер исключительной и совместной компетенции Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных органов должно обеспечить комплексную социальную защиту населения. При этом распределение и перераспределение социальных функций между федеральным, региональным и местным уровнями должны подкрепляться соответствующими источниками финансирования в рамках бюджетной системы РФ. Источниками финансирования тех или иных видов социального обеспечения соответственно выступают государственные бюджеты (федеральный и субъектов РФ). Нарушение принципа сбалансированности социального обеспечения по уровням его регулирования (федеральный, региональный) неизбежно повлечет социальное неравенство.

Согласно ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" социальная поддержка и социальное обслуживание граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, относится к полномочиям и расходным обязательствам субъекта РФ.

На уровне субъектов РФ разрабатываются различные целевые программы в области социального обеспечения, издаются региональные законы и подзаконные нормативные акты

К примерам нормативных актов субъектов в данной сфере отношений можно отнести Закон города Москвы от 9 июля 2008 г. № 34 "О социальном обслуживании населения города Москвы". Закон регулирует отношения, возникающие в сфере социального обслуживания населения города Москвы в целях удовлетворения потребностей населения в доступном и качественном социальном обслуживании.

В ст. 1 указанного закона содержится обширный понятийный аппарат, даются определения следующих основных понятий:

  • o государственная система социального обслуживания;
  • o клиент социальной службы (клиент);
  • o способность к самообслуживанию;
  • o обстоятельства, объективно препятствующие выполнению членами семьи или близкими родственниками обязанностей по уходу за не способным к самообслуживанию гражданином;
  • o трудная жизненная ситуация;
  • o социально опасное положение;
  • o государственные стандарты социального обслуживания в городе Москве;
  • o стационарное социальное обслуживание;
  • o нестационарное социальное обслуживание;
  • o социальная адаптация;
  • o социальная реабилитация;
  • o работник социальной службы.

Необходимо отметить, что впервые в законодательстве о социальном обслуживании разъяснено понятие обстоятельств, объективно препятствующих выполнению членами семьи или близкими родственниками обязанностей по уходу за неспособным к самообслуживанию гражданином, что имеет несомненное практическое значение при решении вопроса об оказании социальных услуг на бесплатной основе.

Данным законом также определяются виды и содержание социальных услуг, основания и порядок их оказания.

Перечень видов социальных услуг, указанный в ст. 5 Закона, включает в себя: социально-экономические; социально-медицинские; социально-психологические; социально-педагогические; социально-бытовые; культурно-досуговые; оказание социально-правовой помощи; консультирование; социальное сопровождение; социальная реабилитация; иные услуги социального обслуживания.

Московский законодатель расширил перечень социальных услуг по сравнению с гарантированным федеральным перечнем, включив в него новые виды услуг - культурно-досуговые, социальное сопровождение.

Впервые на законодательном уровне установлено, что оказание услуг социального обслуживания (за исключением предоставляемых отделением срочного социального обслуживания) оформляется договором, заключаемым между клиентом (его законным представителем) и государственным учреждением социального обслуживания (ч. 6 ст. 6 Закона).

Данное положение соответствует требованиям действующего законодательства, так как не подвергается сомнению тот факт, что цивилизованный экономический оборот услуг строится в условиях договорных отношений его участников на основе взаимного совпадения частных интересов. Действовать на основании договора выгодно как производителю, так и потребителю услуг. В договоре предусматриваются и защищаются субъективные права потребителя на информацию, безопасность, качество услуги. Договор выгоден и производителю услуги, так как в противном случае за некачественное обслуживание наступает внедоговорная (деликтная) ответственность.

Также указанным законом (по сравнению с Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации) расширен перечень лиц, имеющих право на получение бесплатного социального обслуживания. К ним отнесены, во-первых, граждане, не способные к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью; не имеющие родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход; они имеют право на получение социальных услуг на бесплатной основе вне зависимости от величины их среднедушевого дохода. Во-вторых, это взрослые недееспособные или ограниченно дееспособные граждане, а также инвалиды с детства, находящиеся в стационарных учреждениях социального обслуживания на условиях пятидневного пребывания.

Немаловажно, что перечень лиц, имеющих право на бесплатное социальное обслуживание, является открытым. Московский законодатель предоставил возможность работникам социальных служб с учетом индивидуальной нуждаемости оказывать на бесплатной основе социальные услуги и иным гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении.

Федеральный законодатель закрепил за субъектами Российской Федерации право устанавливать порядок и условия предоставления бесплатного и платного социального обслуживания. Установление государственных стандартов социального обслуживания также относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Законом города Москвы от 9 июля 2008 г. № 34 установлено, что Территориальный перечень гарантированных услуг социального обслуживания (далее - территориальный перечень гарантированных услуг), порядок и условия предоставления бесплатного социального обслуживания, порядок и условия оплаты услуг социального обслуживания в государственных учреждениях социального обслуживания определяются Правительством Москвы.

Во исполнение указанных положений Правительством Москвы принят ряд подзаконных нормативных актов. В первую очередь необходимо обратить внимание на постановление Правительства Москвы от 24 марта 2009 г. № 215-ПП "О мерах по реализации Закона города Москвы от 9 июля 2008 г. № 34 "О социальном обслуживании населения города Москвы", которым утверждены:

  • o Положение о приеме граждан в учреждения нестационарного социального обслуживания Департамента социальной защиты населения города Москвы;
  • o Положение о приеме граждан в учреждения стационарного социального обслуживания города Москвы и оплате услуг стационарного социального обслуживания;
  • o Положение о порядке оказания органами и учреждениями социальной защиты населения адресной социальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации;
  • o Территориальный перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых населению учреждениями социального обслуживания города Москвы.

Постановлением Правительства Москвы от 12 октября 2010 г. № 919-ПП "О предоставлении гражданам платных социальных услуг государственными учреждениями нестационарного социального обслуживания города Москвы" утверждены Порядок и условия оплаты гражданами платных социальных услуг, предоставляемых государственными учреждениями нестационарного социального обслуживания города Москвы.

Необходимо отметить, что социальные услуги, предусмотренные территориальным перечнем гарантированных услуг, гражданам, не указанным в ст. 8 ч. 2 Закона города Москвы от 9 июля 2008 г. № 34 "О социальном обслуживании населения города Москвы" (т. е. не имеющим право на предоставление социальных услуг на бесплатной основе), предоставляются за плату. Дополнительные услуги, оказываемые всем категориям граждан сверх территориального перечня гарантированных услуг, также предоставляются за плату.

Распоряжением Департамента экономической политики и развития города Москвы от 5 марта 2011 г. № 11-Р утверждены тарифы на платные социальные услуги.

Постановлением Правительства Москвы от 29 декабря 2009 г. № 1500-ПП "О государственных стандартах социального обслуживания населения в городе Москве" утверждены:

  • o социальные нормативы обеспеченности и обслуживания граждан в государственных учреждениях социального обслуживания города Москвы";
  • o нормы среднесуточных продуктовых наборов для организации питания в государственных учреждениях социального обслуживания;
  • o нормы обеспечения одеждой, обувью и мягким инвентарем граждан, проживающих в государственных учреждениях социального обслуживания;
  • o нормы выдачи специальной одежды для работников государственных учреждений социального обслуживания;
  • o минимальные социальные нормативы по обеспечению нормой земли на одного проживающего в государственных учреждениях стационарного социального обслуживания;
  • o минимальные социальные нормативы по обеспечению нормой площади на одного проживающего в государственных учреждениях стационарного социального обслуживания.

Проведенный анализ социального законодательства позволяет сделать вывод, что на современном этапе сформирована нормативная правовая база социальной защиты населения. Вместе с тем развитие общества, постоянно возрастающие требования к социальной обеспеченности его граждан требуют внесения изменений и дополнений в действующее законодательство.

Правовой основой, регламентирующей деятельность учреж­дений, предприятий социальных служб, является федераль­ный закон «Об основах социального обслуживания населе­ния в Российской Федерации», вступивший в действие в де­кабре 1995 г.

Социальное обслуживание понимается как деятельность социальных служб по социально-экономической поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психоло­го-педагогических, правовых услуг, осуществлению социаль­ной адаптации и реабилитации отдельного человека и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В систему служб, осуществляющих социальное обслужи­вание, входят: государственные (федеральные, региональные); муниципальные (местные); смешанные (государственно-общественные); частные и службы других форм собственности.

К основным видам социального обслуживания относятся:

Материальная помощь (денежная и продуктово-товарная);

Социальный патронаж в стационарных учреждениях, на дому или в группах дневного пребывания ЦСО;

Предоставление временного приюта;

Консультативная помощь по различным направлениям;

Реабилитационные услуги и т.д.

Экономическая деятельность учреждений социального обслуживания включает: планирование и финансирование, кадровую политику, организацию и оплату труда работни» ков.

Источниками финансирования социальных служб являются:

Нормативные отчисления из бюджета соответствующего уровня;

Поступления из Фонда социальной поддержки населе­ния за счет выделения части средств на цели социальной поддержки семей с детьми;

Средства из Федерального бюджета на выполнение ус­тавных задач и целевых программ;

Финансирование в результате перераспределения средств между комитетами и отделами служб различного уровня на реализацию региональных, областных, городских и район­ных программ;

Дополнительные средства из областного и местного бюд­жетов на обеспечение целевых мероприятий по адаптации доходов населения к росту стоимости жизни;

Доходы от реализации платных услуг и хозяйственной деятельности учреждений и предприятий службы;

Доходы от приватизации государственной собственнос­ти, а также специальных источников: видеосалонов, баров, игровых автоматов и иной досуговой индустрии, от коммерческих магазинов, частной и кооперативной аренды муници­пального имущества, платы за землю и другие природные ресурсы и т.п.;

Благотворительные пожертвования и взносы предприя­тий, общественных организаций и частных лиц, поступившие от благотворительных акций.

1. Сущность экономической политики государства

В основе экономической деятельности в сфере социальной работы лежит экономическая политика государства. В условиях рыночных отношений на первый план выступает ее социально ориентированная направленность. Этим в значительной мере обусловлено создание необходимой материальной базы социальной защиты и поддержки населения.

Сущность эконом. политики государства – это выражение и воплощение целей, задач, интересов страны, государства, народа и его правительства, а также придание желаемой направленности экономическим процессам, воплощаемых в совокупность предпринимаемых государством мер, посредством которых достигаются намеченные цели и задачи, решаются социально-экономические проблемы. Социальная политика оказывает воздействия на условия жизни людей. Пределы этого воздействия в установлении таких отношений, при которых у индивидов не воспроизводится чувство нуждаемости. Таким образом, необходимо государственное вмешательство на таком уровне потребностей индивидов, который не может быть удовлетворен за счет собственного труда, а удовлетворяется за счет развитого промышленного производства.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ граждан - деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам;

СОЦИАЛЬНАЯ УСЛУГА - действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

Право на социальное обслуживание имеют граждане, признанные нуждающимися в социальном облуживании из числа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, беженцев. Это пожилые граждане, инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дети-инвалиды, дети и семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, граждане без определенного места жительства.

Основными видами социального обслуживания являются следующие:

Материальная помощь;

Социальное обслуживание на дому;

Социальное обслуживание в стационарных учреждениях;

Предоставление временного приюта;

Организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания;

Консультативная помощь;

Реабилитационные услуги.

Правовое регулирование предоставления гражданам социального обслуживания осуществляется несколькими нормативными правовыми актами. Среди основных следует указать федеральные законы «Об основах социального обслуживания населения в РФ» и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в РФ» устанавливает:

1) правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации;

2) полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан;

3) права и обязанности получателей социальных услуг;

4) права и обязанности поставщиков социальных услуг.

Социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека.

Основные принципы социального обслуживания граждан, закрепленные в Федеральном законе:

1) равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям;

2) адресность предоставления социальных услуг;

3) приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг;

4) сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде;

5) добровольность;

6) конфиденциальность.

Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» регулирует отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являющегося одним из направлений деятельности по социальной защите населения, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах.

Деятельность в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов строится на принципах:

· соблюдения прав человека и гражданина;

· предоставления государственных гарантий в сфере социального обслуживания;

· обеспечения равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов;

· преемственности всех видов социального обслуживания;

· ориентации социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов;

· приоритета мер по социальной адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов;

· ответственности органов государственной власти и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания.


12. Долг и ответственность как основные понятия и категории деонтологии социальной работы.

Долг – это совокупность требований, предъявляемыx человеку обществом (коллективом, организацией), которые выступают перед ним как его обязанности, и соблюдение которых является его внутренней моральной потребностью.

Данное определение, раскрывающее сущность долга, включает в себя две стороны: объективную и субъективную. Объективной стороной долга является само содержание его требований, вытекающих из специфики тех ролей, которые выполняет человек и которые зависят от занимаемого им в обществе места. Объективность этих требований следует понимать в смысле независимости от желаний отдельного человека. Субъективной стороной долга является осознание отдельным человеком требований общества, коллектива как необходимых применительно к себе как исполнителю определенной социальной роли, а также внутренняя готовность и даже потребность их выполнить. Эта сторона долга зависит от человека, его индивидуальности. В ней проявляется общий уровень нравственного развития того или иного человека, уровень и глубина понимания им своих задач.

Категория «профессиональный долг» выражает общественные и профессиональные связи специалиста, нравственные обязанности специалиста по отношению к обществу, коллегам, клиентам и их социальному окружению и является отражением внутренней, моральной необходимости следования выполнения своих обязанностей, необходимости следования определенной линии поведения, диктуемой, прежде всего внешними по отношению к личности специалиста интересами.

Для общества нужны и полезны все профессии. Сам факт их существования говорит о том, что они востребованы обществом, следовательно, нужны, важны и полезны. Все существующие профессии прямо или опосредованно, в конечном счете, служат интересам человека и человечества. Однако существуют профессии, внешние проявления которых (т.е. конечные результаты деятельности специалистов) оказывают существенное влияние на развитие общества, его безопасность, культурное и нравственное состояние или затрагивают непосредственно интересы человека.

К некоторым видам профессиональной деятельности общество предъявляет повышенные моральные требования. Особое внимание уделяется моральным качествам работников тех сфер, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей. Здесь речь идет не только об уровне моральности, но и в первую очередь о должном исполнении своих профессиональных обязанностей (это профессии здравоохранения, воспитания, управления, социальной работы и т.д.). Трудовая деятельность людей этих профессий, более чем каких-либо других, не поддается предварительной регламентации, не умещается в рамках служебных инструкций. Она по своему существу является творческой. Особенности труда этих профессиональных групп прибавляют к моральным отношениям новый элемент – взаимодействие с людьми – объектами деятельности. Здесь нравственная ответственность приобретает решающее значение. Общество рассматривает нравственные качества работника как один из ведущих элементов его профессиональной пригодности. Общеморальные нормы должны быть конкретизированы в трудовой деятельности человека с учетом специфики его профессии. Безответственное отношение работника к профессиональным обязанностям представляет опасность для окружающих, наносит вред обществу, может привести в конечном итоге к деградации самой личности.

Применительно к социальной работе деонтология – это комплекс профессиональных, правовых и морально-этических правил, составляющих понятие профессионального долга социального работника.

Долг внутренне закономерно связан с ответственностью, выражающей соответствие моральной деятельности личности ее долгу с точки зрения ее возможностей. Если долг специалиста состоит в том, чтобы в конкретной ситуации осознать и практически реализовать требования профессиональной морали, то ответственность его определяется с точки зрения выполнимости долга.

Ответственность специалиста характеризует его личность с точки зрения нравственных требований, предъявляемых к ней в части профессионально-квалификационных и личностных качеств. Ответственность без долга беспредметна, она никогда не выступает изолированно, особенно если речь идет об ответственности перед самим собой.

Деятельность социального работника сопряжена с высокой степенью самостоятельности и моральной ответственности, представляющей собой сознательное отношение к профессиональному долгу.

Ответственность, в свою очередь, не является отвлеченным понятием, она неотделима от творчества и самостоятельности, внимания к людям, окружающим социального работника в его повседневной практической деятельности. В этих случаях понятие профессионального долга вменяет в обязанность специалисту быть способным предвидеть последствия своей деятельности, особенно негативные последствия, – в соответствии с известным принципом: «прежде всего, не навреди», приписываемом Гиппократу.

Деонтология является одной из основ профессиональной деятельности социальныx работников, медицинских работников, учителей, психологов и представителей других профессий, объектом деятельности которых является человек, а профессиональные действия непосредственно связаны и направлены на достижение физического, психического и социального здоровья и благополучия человека, его социального окружения и общества.

Деонтология социальной работы – это комплекс норм, установлений и предписаний о долге и профессиональных обязанностях, ответственности социального работника (трудового коллектива учреждения социальной защиты) перед обществом и государством, перед социальной работой как профессией и социальным институтом, перед коллегами и перед клиентом социальной службы.

Таким образом, профессиональный долг специалиста – это те требования, которые общество, профессия, коллектив, клиенты и он сам предъявляют к поведению и действиям, и то, в чем он сам испытывает потребность и за что несет ответственность. Долг выступает перед специалистом в виде обязанностей, соблюдение которых становится его внутренней нравственной потребностью.

Специфическое содержание и основные черты долга социального работника определяются тем, что он занят конкретной специфической социальной деятельностью пo решению проблем общества, социальных групп и отдельных индивидов, и вытекают из содержания его профессиональной деятельности.

Осознание социальным работником своего профессионального долга есть отражение его объективных обязанностей в идеях, убеждениях, чувствах, привычках, во внутренних мотивах профессиональной деятельности и воплощение их в практической повседневной деятельности. Таким образом, профессиональный долг обусловлен совокупностью объективных и субъективных факторов, определяющих поведение специалиста.

Чувство долга побуждает социального работника соизмерять все свои поступки, действия и отношения в конкретных ситуациях с требованиями и нормами профессиональной морали.Социальная работа как вид профессиональной деятельности и социальный институт возникают в ответ на объективную общественную необходимость. Соответственно, обязанности социального работника и функции социальной работы являются отражением объективной социальной реальности.

Обязанности человека в отношении общества одновременно и объективны, и субъективны. Первое означает, что эти обязанности существуют независимо от того, признает их человек или нет. Они вытекают из самого факта жизни человека в обществе. Второе означает, что личность признает наличие этих обязанностей и добровольно возлагает их на себя. Содержание профессионального долга, таким образом, вытекает из требований, предъявляемых обществом к деятельности и поведению людей, выполняющих от имени общества определенные функции и занятых в данной профессиональной сфере. Это содержание профессионального долга может быть документировано в большей или меньшей степени, но оно существует объективно.

Не всякая функциональная обязанность социального работника может рассматриваться как его долг. Те обязанности, ко­торые навязываются социальному работнику извне под влия­нием ситуации или вышестоящими должностными лицами и не идущие на пользу клиенту и обществу, не могут рассматри­ваться как его долг, но вместе с тем они могут быть выполнены. Мерилом ответственности социального работника за выполне­ние такого рода обязанностей в данном случае являются его моральное чувство, честь и достоинство, гражданское чувство ответственности и дисциплинированность исполнителя.

При определенных условиях объективный и профессиональный долг становится фактически внутренним нравственным долгом социального работника как личности и как представителя профессии. Моральный долг – как глубоко осознанная необходимость определенной линии поведения, диктуемой потребностями достижения блага в системе «человек – среда» – для социального работника является продолжением профессионального долга и неотъемлемым атрибутом профессии.

Для профессионального социального работника требования профессионального долга во многом совпадают с его личными интересами, в силу чего он осознает долг как необходимость, внутреннюю потребность, моральную обязанность. Веления профессионального долга, ставшие внутренними убеждениями социального работника, являются определяющим духовным стимулом его деятельности.

Осознание социальным работником своего профессионального долга означает:

– высокий профессионально-квалификационнный уровень как гарант качества работы;

– четкое знание своих профессиональных обязанностей, добросовестное и неукоснительное их выполнение;

– профессиональную деятельность строго в рамках нормативно-правовой базы;

– глубокую убежденность в необходимости выполнения своих профессиональных обязанностей, поскольку этого требуют интересы общества, коллектива учреждения социальной защиты и клиента;

– сознательное и активное участие в профессиональной деятельности с целью достижения блага общества, трудового коллектива и клиента;

– заинтересованность в повышении эффективности работы своего коллектива и своей индивидуальной работы;

– высокую организованность и сознательную дисциплину, привычку к должному поведению;

– наличие волевых качеств, необходимых для выполнения своего профессионального долга;

– стремление постоянно совершенствоваться в профессии, осваивать новые знания, приобретать опыт практической деятельности.

Таким образом. можно сказать, что деонтология показывает, какие требования предъявляет общество к социальному работнику как к специалисту, гражданину и человеку.


Похожая информация.



© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав