23.06.2020

Правовое и индивидуальное судебное регулирование общественных отношений. Правовое регулирование общественных отношений Правовое регулирование общественных отношений возникло


ВВЕДЕНИЕ: Понятие государства и предпосылки его возникновения:

Ранний период человечества характеризовался коллективным трудом и образом жизни. Существовала коллективная собственность на земельные угодья, леса, жилища, орудия труда, охотничью добычу и т.д. Все члены рода в равной степени трудились, в равной степени получали пропитание, а при необходимости коллективно отражали нападения соседних племён. Такому способу жизни и производства соответствовали определённая организация первобытной власти и соответствующие социальные нормы. Данную организацию власти можно охарактеризовать как «первобытную демократию».

Первобытная власть строилась на началах самоуправления. Высшим органом власти являлось собрание всех взрослых членов рода – мужчин и женщин. Важнейшие вопросы жизни решались на общем собрании. Оно же избирало старейшин рода, назначало вождя, и, в необходимых случаях, - военачальника и других руководящих фигур, которые могли быть смещены в любое время. Во главе племени стоял совет старейшин, который заседал публично, окружённый членами племени, которые могли высказать своё мнение по любым вопросам. Жизнь рода регулировалась большим количеством обычаев и традиций.

В процессе развития родового строя появляются предпосылки к возникновению нового социального института - государства.

Термин «государство» используется в двух значениях:

· Страна – политико-географическое и этнографическое образование.

· Организация политической власти.

· Обобщающее значение: государство – это организация политической власти, существующая в определенной стране.

Предпосылками возникновения государства являются:

  • Экономические предпосылки:

3 крупных разделения труда;

Пример:

появление новых орудий труда, более совершенных технологий, рост производительности труда.

Пример:

Возникновения частной собственности;

Появление материальных излишков.

  • Политические предпосылки:

появление и обособление институтов публичной власти, например, появляется фигура военного вождя, опирающегося на постоянную военную дружину. Власть вождя начинает передаваться по наследству его родственникам;

перераспределение власти от всех к одним, появление родовой бюрократии;

представители власти перестают заниматься общественно полезным трудом;

с рядовых граждан для содержания власти начинают взиматься постоянные подати - налоги.

  • Социальные предпосылки:

социальное расслоение общества на бедных и богатых, появление классов;

рост численности населения;

оказание помощи «бесполезным» членам общества.

Социальная организация первобытного общества тысячелетиями воспроизводила присваивающую экономику, обеспечивала гармоничное взаимодействие человека и природы. 10-12 тысяч лет назад возникли экологические кризисные явления, которые угрожали существованию человечества как биологического вида (неблагоприятные изменения климата, вымирание мегафауны и др.). Человечество ответило на эти кризисные явления переходом к новому способу существования и воспроизводства – к производящей экономике. Место охоты, рыболовства и собирательства заняли земледелие и скотоводство. Сельское хозяйство позволяло создавать запасы и переживать тяжёлые времена. Материальные излишки привели к необходимости их обрабатывать и продавать, последовало развитие ремёсел и торговли. Воспроизводящая экономика потребовала новые орудия труда, материалы и технологии. Процесс возникновения и распределения материальных излишков, прибавочного продукта привел к возникновению частной собственности, которая взорвала род. Из рода выделяется семья. Происходит социально-классовое расслоение общества, появляются бедные и богатые. Новые общественные отношения потребовали совершенствования системы управления людьми и появления общеобязательных для всех правил поведения - законов . Появляются налоги , которые позволяют содержать штат профессиональных управленцев и профессиональных воинов.

Таким образом, переход человечества к воспроизводящей экономике привёл первобытное общество к финальному рубежу – появлению частной собственности, социальному расслоению, появлению классов, зарождению права и государства.

Возникновение государства в тот исторический период времени обосновывалось его жизненной необходимостью, экономической возможностью материального содержания и в целом целесообразностью существования. Новая социальная организация общества требовала появление новой общественной силы, которая способна управлять, защищать и мобилизовать население на решение общих дел и этой силой стала новая (публичная) власть – государство .

Признаки государства:

Государство характеризуется рядом признаков, которые можно разделить на две группы:

  • Общие признаки (отличительные черты) государства:

– наличие политической публичной власти , отделенной от общества и не совпадающей с ним. Она персонифицируется в виде особого слоя людей, профессионально занимающегося управлением – организацией решения общих для всех дел;

– осуществление государственной власти специальным аппаратом управления и принуждения (бюрократия), располагающим правовым механизмом и материальными средствами для осуществления своих функций;

территориальная организация населения , территориальная идентификация страны. Государственная власть, страна объединяет людей не по признаку родства, а по территориальной принадлежности их проживания. Индивид становится подданным или гражданином государства. Территория, как признак государства, нераздельна, неприкосновенна, исключительна и неотчуждаема;

– государственные налоги – учрежденные публичной властью денежные и иные поборы с населения, взыскиваемые принудительно в установленных размерах и в заранее определённые сроки. Их существование обусловлено тем, что государство, осуществляя свои функции, нуждается в материальном обеспечении своей деятельности.

  • Признаки, отличающие государство от иных общественно-политических институтов:

– суверенитет – верховенство и независимость государственной власти по отношению к любым лицам, общественным и политическим институтам внутри страны и общества (внутренний суверенитет), независимость во взаимоотношениях с другими государствами (внешний суверенитет). Будучи суверенной, государственная власть, во-первых, является универсальной, распространяясь на всё население и все общественные, в том числе политические организации; во-вторых, обладает прерогативой отменить любые проявления всех иных общественных властей; в-третьих, имеет исключительные средства воздействия, которыми никто кроме неё не располагает;

– Монополия на правотворчество исключительное право государства издавать законы и иные нормативные правовые акты, общеобязательные для населения всей страны.

1. ВОПРОС: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ФУНКЦИИ ПРАВА.

Понятие права:

В любом значении слово «ПРАВО» это обоснованная, оправданная свобода и возможность поведения, которая признаётся в обществе. Слово «ПРАВО» несёт в себе 4 смысловых значения:

· В смысле «обычных прав» – свобода и возможность поведения, основанная на обычаях.

· В смысле «моральных прав» – свобода и возможность поведения, основанная на моральных и этических нормах.

· В смысле «корпоративных прав» – свобода и возможность поведения, основанная на уставных положениях организации.

· В юридическом смысле - свобода и возможность поведения, основанная на законах и других источниках права.

Теории происхождения права:

  • Теологическая теория: Законы существуют вечно, ибо являются Божественным даром. Они определяют порядок жизни в соответствии с идеалами добра и справедливости, дарованной свыше.
  • Теория естественного права: Человек от рождения и природы обладает неотъемлемыми естественными правами (право на жизнь, свободу, равенство), которые нельзя отменить, изменить. Законы соответствуют нравственным установкам людей и не могут существовать без них.
  • Психологическая теория: Право есть результат человеческих переживаний. Законы государства зависят от психологии людей.
  • Историческая школа: Потребности разрешить противоречия жизни приводят к появлению права, способного уладить конфликт и установить порядок в поведении людей. Право первоначально возникает в сознании человека, а затем фиксируется в законах. Правовые нормы способны изменяться, так как меняется сама жизнь, которую они регулируют.
  • Нормативистская теория: Государство диктует людям модель поведения. Право исходит от государства и является системой норм, построенных в виде пирамиды.
  • Позитивистская теория: Право порождено противоречиями жизни, конфликтами, в результате которых победу одерживает сильнейший. Он диктует свои правила «игры» и устанавливает свой порядок. Ему подчиняются побеждённые.
  • Марксистская теория: Право связано с государством и зависит от социально-экономических факторов общества.
  • Примирительная теория права
  • Регулятивная теория

Признаки права:

Под ними понимают его характерные черты, которые выделяют право среди других социальных норм. Признаками права являются:

1. Общеобязательная нормативность, т.е. единообразное исполнение правовых норм всеми субъектами без исключения.

2. Выражение правовых норм в законах и других признаваемых государством источниках. Это означает, что правовые нормы не просто мысли и идеи, а строго зафиксированная реальность, независимая от усмотрения отдельных лиц.

3. Государственная обеспеченность права. Это означает, что общие правила, которые признаются государством в качестве правовых, имеют поддержку государственной правоохранительной системы.

4. Действие права через дозволения, через субъективные права.

Функции права:

Под ними понимаются направления воздействия права на поведение субъектов. В соответствии со своим предназначением право:

1. Закрепляет условия свободной деятельности человека в сфере семьи, быта, работы, учёбы и др.

2. Обеспечивает участие личности в делах общества, в формировании государства и влиянии на него, политический плюрализм.

3. Закрепляет экономические основы деятельности личности: право на частную собственность и предпринимательскую деятельность.

4. Защищает интересы государства и общества.

Основными функциями права в соответствии с его предназначением являются:

1. Регулятивная функция: право выступает в роли регулятора общественных отношений, закрепляет правила взаимодействия между субъектами и обеспечивает их активное поведение (ПДД).

2. Охранительная функция: право выступает в роли защитника общественных отношений, устанавливает меры юридической защиты и юридической ответственности, порядка их возложения и исполнения (ст. 264 УК РФ).

2. ВОПРОС: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФОРМ (ИСТОЧНИКОВ) ПРАВА

Понятие источников права:

Источники праваэто исходящие от государства или признаваемые им официально-документальные формы выражения и закрепления норм права, придания им обще обязательного правового значения.

Источниками права являются:

1. Правовой обычай:

Это обычай, которому государство придаёт общеобязательное правовое значение.

Например: ст. 58 СК РФ: «Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае».

2. Судебный прецедент:

Это судебное решение, которому придаётся общеобязательное правовое значение, т.е. суд, при принятии решения исходит из решения вышестоящих судов по аналогичному делу. Это решение является нормой для всех последующих подобных дел. В РФ источником права не является.

Например:

В 1969 году, во время войны США во Вьетнаме, учащиеся одной из школ штата Айова решили во время пребывания в школе носить черные повязки на руках в знак протеста против войны. Администрация школы издала приказ, запрещающий носить повязки. Приказ был оспорен в Верховном суде США, который посчитал данный приказ нарушением конституции США, а именно свободы слова, выражения мнений. Решение суда стало прецедентом. Родилась норма, запрещающая администрациям школ издавать акты, препятствующие выражению мнений со стороны учеников.
Американский гражданин из штата Небраска в 1990 году подскользнулся на льду перед входом в ресторан и серьезно повредил руку. Он подал иск в суд с требованием возместить ему ущерб, нанесенный по вине ресторана. Вина ресторана заключалась в том, что не было проявило должной заботы о посетителях и не убран лед перед входом. Верховный суд штата Небраска принял решение в пользу гражданина. Родился прецедент, в силу которого можно требовать компенсации за нанесение ущерба здоровью, вызванного халатностью или отсутствием должной заботы о посетителях со стороны общественных заведений.
В 1963 году в Аризоне за совершение изнасилования был арестован некто Эрнесто Миранда, который добровольно признался в преступлении. Миранда не был проинформирован о том, что у него есть определенные процессуальные права: право на адвоката, право хранить молчание и др. Верховный суд США постановил, что добровольное признание в таких условиях не может считаться доказательством вины Миранды; такое доказательство неприемлемо (Miranda v. Arizona, 1966). Родилась норма, в соответствии с которой подозреваемый должен быть предупрежден о его процессуальных правах, только тогда его признание будет приемлемым доказательством его вины. Эта норма получила название "правило Миранды". (Вы имеет право хранить молчание. Все, что вы скажете, может быть использовано против вас).

3. Договор:

Это соглашение двух или более лиц (субъектов), направленное на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей.

Например: коллективный договор, договор между субъектами РФ, международный договор.

4. Закон:

Это установленный высшими государственными органамипорядок в той или иной области общественных отношений, и обязательный для выполнения всеми субъектами. Он обладает высшей юридической силой и является главным источником права в РФ.

Например: Трудовой кодекс РФ, ст. 66.

5. Подзаконные акты:

Это акты органов государственной власти и управления: Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, распоряжения губернаторов и др. Они более детально раскрывают положения законов и механизм их реализации. Законы и подзаконные акты называются нормативными правовыми актами и вместе составляют законодательство РФ.

Например: Постановление Правительства РФ «О трудовых книжках».

6. Нормы, издаваемые частными организациями, юридическая сила которых признаётся судами. Например: правила эксплуатации сложной техники.

7. Научные труды учёных-юристов. Имеют преимущественно историческое значение.

Например: экспертные заключения специалистов в области права.

8. Правосознание. Это отношение людей к праву(коммунистическое правосознание в годы Октябрьской революции).

Например: расстрел большевиками царской семьи летом 1918 года.

3. ВОПРОС: ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ И ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ.

Порядок принятия ФЗ в РФ предусматривает следующие стадии (ст. 104 – 108 Конституции. РФ).

4. ВОПРОС: ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ВО ВРЕМЕНИ, В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ

Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъектные пределы своего действия.
Действие нормативного акта во времени: Обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Согласно ст. 6 ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", "ФКЗ, ФЗ, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу".
НПА обратной силы не имеет, т.е. он не должен распространяться на те отношения, которые уже существовали до момента вступления его в юридическую силу, за исключением следующих случаев:
–Если в самом законе об этом сказано;
–Если закон смягчает или устраняет ответственность.
Нормативные акты утрачивают свою силу и прекращают действие в следующих случаях:
–По истечении срока действия акта, на который он был принят;
–В связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий; - На основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта.

Действие нормативного акта в пространстве: Определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего. Под территорией РФ понимается ее сухопутное и водное пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ними, недра. К ней относится также территория российских дипломатических представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами страны.
Действие нормативных актов в пространстве зависит от: уровня государственного органа, принявшего данный акт и юридической силы акта.
Нормативные акты распространяют свое действие:
– на территорию своей страны (как правило, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные акты высших органов государственной власти и управления);
– на территорию субъекта Федерации (акты органов государственной власти и управления субъекта РФ, которые не могут отменять или приостанавливать на своей территории действие законов общефедеральных органов);
– на территорию, указанную в самом нормативном акте;
– на локальную территорию (предприятия, учреждения, организации).

Действие акта по кругу лиц:: На территории России НПА действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Отдельные НПА распространяются только на отдельные категории граждан или должностных лиц (военнослужащих, пенсионеров, милиционеров, студентов, преподавателей, госслужащих, врачей, избирателей, депутатов, судей, прокуроров, ветеранов войны, многодетных матерей и т.д.).
Согласно принципу гражданства, граждане России, где бы они ни находились, обязаны соблюдать российские законы. Гражданин несет уголовную ответственность по законам России, даже если это деяние не является преступлением в той стране, где он его совершил. Действие нормативных актов РФ ограничено в отношении сотрудников дипломатических представительств иностранных государств и членов их семей (дипломатический иммунитет).

5. ВОПРОС: ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ ПРАВА. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ И ИНСТИТУТЫ ПРАВА

Система российского права – строение российского права, его подразделение на отрасли, под отрасли и институты права.

Отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих один и тот же вид общественных отношений при помощи определённого метода.

Отраслями российского права являются :

Конституционное право.

Гражданское право.

Уголовное право.

Трудовое право.

Административное право.

Предпринимательское право.

Семейное право и другие.

Отрасли российского права отличаются друг от друга:

– По предмету – т.е. совокупности общественных отношений, требующих правового воздействия и подвергающихся ему.

– По методу правового регулирования. Метод – это обусловленный предметом регулирования способ воздействия права на общественные отношения и поведение субъектов (в Гражданском праве – метод дозволений).

– Источниками правового регулирования.

– Принципами, т.е. основополагающими началами правового регулирования (в Гражданском праве – принцип равенства сторон).

– Строением, т.е. делением наподотрасли и институты права.

Классификация отраслей:

Профилирующие (базовые) отрасли.

Специальные отрасли.

Комплексные отрасли.

Институт права – совокупность правовых норм, регулирующих внутри отрасли права определённый подвид общественных отношений (в Гражданском праве: физические лица, обязательства, наследование и другие, в Трудовом праве: трудовой договор, заработная плата, охрана труда и другие).

Вывод: таким образом,первичным элементом системы права выступает правовая норма, а её основными звеньями – институты и отрасли права.

6. ВОПРОС: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ НОРМЫ.

Понятие правовой нормы:

Правовая норма – этовыраженное в законах и других источниках праваобщеобязательное правило поведения, выступающее в качестве образца возможного или должного поведения и охраняемое от нарушений мерами государственного принуждения.

Например:

Ст. 80 СК РФ «Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей», ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Структура правовой нормы:

Правовая норма имеет свою логическую структуру, которая показывает, из каких частей она состоит и как эти части связаны друг с другом. Структура правовой нормы объединяет 3 элемента:

· Гипотеза (слово заменитель «Если»). Гипотеза – это элемент правовой нормы, который указывает на конкретные жизненные обстоятельства (юридические факты), при наличии которых правило поведения, закреплённое в данной правовой норме, вступает в действие.

Пример:

· Диспозиция (слово заменитель «То»). Диспозиция – это элемент правовой нормы, который указывает на само правило поведения, которое предусматривается гипотезой правовой нормы.

Пример:

· Санкция (слово заменитель «Иначе»). Санкция – это элемент правовой нормы, который определяет меру государственного взыскания, применяемого при невыполнении правила, предусмотренного диспозицией правовой нормы.

Пример:

Примечание:

Главным отличием правовых норм от всех других правил поведения является наличие в них санкций.

В регулятивных правовых нормах, в основном, имеют место гипотеза и диспозиция. Санкции находятся в том же или другом источнике правового регулирования.

В охранительных правовых нормах гипотеза и диспозиция объединены вместе, и к их совокупности примыкает санкция.

Пример:

7. ВОПРОС: СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРАВА (ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА). ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРАВА И СИСТЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РФ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

1. Систематизация права (законодательства):

Под систематизацией законодательства понимают юридическую деятельность субъектов по приведению в систему уже принятых нормативных правовых актов, а также форму упорядочивания по определённым критериям законодательства. Систематизация обеспечивает учёт и размещение по определённой схеме нормативных правовых актов, возможность использования их для практических нужд, находить их, отсылать к ним, обнаруживать пробелы, противоречия и т.д.

Выделяют следующие формы (способы) систематизации:

· Инкорпорация – предполагает объединение законов и других НПА в сборники и собрания по алфавитному, предметному, хронологическому и другим критериям. Инкорпорация предполагает внешнюю обработку законодательства без изменения его содержания.

Виды инкорпорации:

– официальная инкорпорация – собрания законов, издаваемые парламентами.

– официозная инкорпорация – собрания НПА издаются теми органами, которые на это уполномочены, например, бюллетени НПА министерств, служб и т.д., издаваемые Минюстом.

– неофициальная инкорпорация – сборники НПА, издаваемые другими лицами.

Инкорпорация может осуществляться набумажных (Собрание законодательства РФ) и электронных носителях (Консультант Плюс, Гарант, Кодекс).

· Консолидация – предполагает объединение в новый нормативный правовой акт ряда НПА, посвящённых одному и тому же предмету регулирования. Например, в 1990 году 48 НПА по вопросам служебных командировок были объединены в один НПА.

· Кодификация – предполагает сведение к единству НПА путём переработки их содержания. В процессе кодификации отбрасывается устаревший нормативный материал, внутренне увязываются и рубрируются части, формируется структура кодифицированного акта со своим специфическим содержанием. Новый кодифицированный НПА принимает стройность, последовательность, непротиворечивость, полноту.

Виды кодификации:

Всеобщая кодификация, например, Свод законов Российской империи.

Отраслевая кодификация, например, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ.

Специальная кодификация, например Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Правовое регулирование - это регламентация общественных отношений посредством установленных общеобязательных правил поведения и основанных на них предписаний индивидуального значения, обеспеченных государственной охраной, защитой, а в необходимых случаях государственным принуждением.

Категория «правовое регулирование» выражает «динамическую сущность всей юридической надстройки». Она характеризует активно-творческую сторону права, отражает процесс превращения его из возможности в действительность.

Правовое регулирование - это процесс последовательного использования правовых средств для достижения целей регулирования.

Это регламентация общественных отношений, представляющая собой систему разнообразных юридических средств которую составляют нормы права, юридические факты, правовые отношения, установление праводееспособности и правового статуса граждан, определение компетенции органов государства, правового положения общественных организаций, юридических лиц и других субъектов права.

К правовому регулированию нельзя подходить с узких позиций. Процесс регулирования направлен на широкий круг субъектов общественных отношений (государство, нации, организации, органы государства, граждане). Его можно охарактеризовать как особый формализованный метод государственной регламентации действий субъектов права. Мерилом правомерности этих действий выступают нормы права, издаваемые в целях согласования поведения одних субъектов права с правами и интересами других граждан, общества и государства.

Процесс правового регулирования (собственно правовое регулирование) состоит из следующих взаимосвязанных стадий, каждая из которых характеризуется различными особенностями.

Начальная (организационная) стадия, в которую входят:

определение праводееспособности граждан;

установление правового статуса граждан;

определение компетенции органов власти;

установление правового положения различных негосударственных, общественных и т. п. организаций.



Переходная, преобразующая (трансформационная) стадия наступает после совершения субъектами права юридически значимых действий (бездействий), влекущих определенные юридические последствия. Это стадия юридического факта, после которого устанавливается конкретная правовая связь между субъектами права через их субъективные права и юридические обязанности (конкретное правоотношение). Юридический факт (событие или действие (бездействие)) и конкретное правоотношение - две взаимосвязанные, но самостоятельные части данной стадии.

Заключительная стадия (результат правового регулирования) - это последствия, достигнутые в процессе регулирования. Она, как правило, закрепляется в актах реализации и проявляется как:

реализованные гражданами субъективные права и обязанности;

выполненные органами государства задачи;

достижение уставных целей негосударственными организациями;

реализованная юридическая ответственность и т. д.

Результат является конечным моментом в правовом регулировании, но это не прекращает регулирования вообще. Оно продолжает осуществляться во времени и в пространстве в отношении субъектов, которые непрерывно включаются в сферу регулирования.

В зависимости от соотношения в способах правового регулирования запретов и дозволений принято выделятьдва типа правового регулирования.

Первый гласит: дозволено все, кроме прямо запрещенного в законе. На этой формуле построенобщедозволительный тип правового регулирования. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик, а объем дозволений не определен: все, что не запрещено. Например, право допускает для членов общества любые способы умножения материальных благ, кроме прямо запрещенных законом. Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы не препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении жизненных задач. Общедозволительный тип правового регулирования характерен для отношений, регулируемых гражданским правом.

Вторая формула правового регулирования гласит: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений этого типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, все остальные действия запрещены. Этот тип правового регулирования принято называтьразрешительным. Данный тип присущ тем отраслям права, которые связаны, например, с государственным управлением (административное право). Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий; все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

Безусловно, нет отраслей права, построенных на одном типе правового регулирования. Так, в гражданское право вкраплены элементы разрешительного типа, а в административном праве можно встретить нормы, регулирующие отношения управления по общедозволительному типу.

Вместе с тем достаточно очевидно, что общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с нравом человека на выбор способов и средств достижения поставленных целей. Разрешительный тип правового регулирования вытекает из необходимости высокой и строгой упорядоченности общественных отношений, последовательной реализации принципов законности. Разрешительный тип правового регулирования является единственным при применении мер юридической ответственности и ряда других мер государственного принуждения.

Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различие в методах и способах юридического воздействия.

Из предложенного деления всех общественных отношений на три группы (отношения по обмену ценностями, управленческие и правообеспечительные (правоохранительные) отношения) достаточно очевидно различие между отношениями первой группы и отношениями второй и третьей групп. Если в первую группу входят отношения между равноправными обладателями (собственниками) ценностей, например между продавцом и покупателем в договоре купли-продажи, то во второй и третьей группах - отношения между властвующим и подвластным. Это характерно как для отношений управления, например между органом государства и подчиненным ему должностным лицом, так и для отношений по охране, обеспечению правопорядка, между судом и правонарушителем, привлеченным к юридической ответственности.

В зависимости от указанных различий в характеристике общественных отношений в теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия.

Метод децентрализованного регулирования, построенного на координации целей и интересов сторон в общественном отношении, характерен для отношений субъектов гражданского общества, удовлетворяющих в первую очередь свои частные интересы. Этим методом регулируются отношения в сфере отраслей частноправового характера.

Метод централизованного регулирования регулирует отношения, где приоритетным, как правило, является общесоциальный интерес. В государственно-организованном обществе общесоциальные интересы выражает в первую очередь государство, осуществляющее централизованное управление социальными процессами, наделенное властными общезначимыми полномочиями. Поэтому централизованными методами, как правило, осуществляется регулирование в публично-правовых отраслях (конституционном, административном, уголовном праве).

Один из них именуется императивным. Эго такой метод, при котором субъекты могут действовать только так, как предписано нормой права, и не иначе. Например, предписание закона о том, что личный обыск осуществляется лицом того же пола, что и обыскиваемый, является безусловным, категорическим, императивным.

Другой метод, именуемый диапозитивным, дает возможность сторонам в каком-либо правоотношении самостоятельно решать какие-то вопросы. Лишь тогда, когда они этого не сделали, возникает обязанность следовать правовому предписанию. Например, согласно ст. 135 ГК РФ принадлежность следует судьбе главной вещи, если договором между сторонами не предусмотрено иное.

В правоведении избирают разные методы правового регулирования в зависимости от характера отношении между сторонами правоотношения. Стороны могут находиться в отношениях субординации (власти и подчинения), например в административном праве. В других правовых отношениях стороны находятся в отношениях координации своих интересов и потребностей, например в гражданском праве.

Способы правового регулирования определяются характером зафиксированного в норме права предписания, способами воздействия на поведение людей.

В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.

Первый способ - предоставление участнику правовых отношений субъективных прав (управомочивание). Этот способ выражается в комплексе дозволений управомоченному лицу на совершение определенных действий (например, собственнику дозволяется владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему вещью).

Второй способ - обязывание совершить какие-то действия (например, собственник жилого дома обязывается платить налоги).

Третий способ - запрещение, т. е. возложение обязанности воздерживаться от определенных действий (например, работодателю запрещено привлекать к сверхурочным работам несовершеннолетних).

Второй и третий способы имеют определенное сходство: и тот и другой предполагают возложение обязанностей, но если в одном случае обязанности имеют позитивный, активный характер, то в другом - пассивный.

В качестве дополнительных способов правового воздействия можно указать на применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за совершенное правонарушение). Этот способ относится к дополнительным. Во-первых, он представляет собой вид обязанности: юридическая ответственность может рассматриваться как обязанность претерпевать лишения, кару, наказание. Во-вторых, этим способом обеспечивается надлежащее исполнение предоставленных прав, исполнение возложенных обязанностей, соблюдение установленных запретов.

К дополнительным способам относится предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность применения правового принуждения. Например, нормы уголовного кодекса обладают превентивным воздействием на лиц, склонных к совершению преступлений.

К дополнительным способам можно также отнести стимулирующее воздействие норм права. Таким способом оказывают влияние поощрительные нормы, т. е. нормы, в которых предусмотрено поощрение за активное правомерное поведение (например, за изобретательскую, рационализаторскую деятельность).

С указанными способами правового регулирования (как основными, так и дополнительными) пересекаются, взаимодействуют неюридические способы влияния на сознание, волю, а значит, и поведение людей в обществе. Так, нормы права, правовые акты (как нормативные, так и индивидуальные), другие правовые явления обладают информационным воздействием. Через них доводится до сведения людей информация, которую они могут использовать в своих интересах. Правовые явления информируют людей о возможном и должном в общественной жизни, о последствиях юридически значимого поведения, позволяют предвидеть последствия своего поведения и поведения других людей в тех сферах жизни, которые охватываются правовым регулированием.

Регулированию не должно подлежать всё, пускай даже правовому, пределы такого

регулирования должны быть чётко обозначены. Если этого не происходит, то

возможны следующие ситуации:

Существует концепция "государства - ночного сторожа", такое государство

регулирует лишь наиболее важные общественные отношения, вследствие чего сфера

правового регулирования оказывается сильно зауженной, отсюда хаос и произвол

в нерегулируемых сферах жизни.

Если же ситуация складывается наоборот, т.е. сфера правового регулирования

слишком расширена, то уже ничто иное, как тоталитарное государство (которое

контролирует каждый шаг своих граждан), отсюда социальная пассивность

В научной литературе можно выделить две основных точки зрения на способ

определения пределов правового регулирования:

В сферу правового регулирования должны входить лишь общественные отношения,

которые обладают определёнными признаками:

а) это отношения, в которых заключены как индивидуальные интересы общества,

так и интересы общесоциальные;

б) в этих отношениях реализуются взаимные интересы их участников, каждый из

которых идёт на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения

интересов другого;

в) эти отношения строятся на основе согласия выполнять определённые правила,

признания обязательности этих правил;

г) эти отношения требуют соблюдения правил, обязательность которых

подкреплена достаточно действенной силой. Практика показала, что в сферу

правового регулирования входят три группы общественных отношений, отвечающих

перечисленным признакам:

Отношения людей по обмену ценностями (материальными и нематериальными).

Отношения по властному управлению обществом.

Отношения по обеспечению правопорядка.

Сфера правового регулирования определяется с позиции возможного и

необходимого правового регулирования.

Определяется верхняя и нижняя граница. Верхняя граница - возможный предел

правового регулирования. Нижняя граница - определяется важностью общественных

отношений для государства и общества.

Эффективность механизма правового регулирования.

Под эффективностью правового регулирования подразумевается соотношение между

результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью

Целями механизма правового регулирования являются следующие:

Во – первых это совершенствование правотворчества. В этом процессе в правовых

нормах наиболее полно выражаются общественные интересы и закономерности, в

рамках которых они будут функционировать.

Необходимо создать такое положение, с помощью юридических и информационно-

психологических средств, когда соблюдение закона станет выгоднее его

нарушения. Также нужно повысить уровень вероятности в достижении ценности и

значительно снизить уровень вероятности в установлении препятствий этому

процессу.

Следующей, не менее значительной, целью является совершенствование

правоприменения, которая дополняет действенность механизма правового

регулирования.

За счет актов правоприменения, которые в нужный момент подключаются к

нормативному регулированию, идет процесс наибольшего удовлетворения

интересов.

Функционирование нормативного регулирования и правоприменения вместе просто

необходимо, так как взятые отдельно эти элементы начинают показывать уязвимые

места: нормативное регулирование без усмотрения перевоплощается в формализм,

а правоприменение без общих правил – в произвол. Именно поэтому механизм

правового регулирования обязан взаимосвязывать различные правовые средства,

представляющие разные виды правового регулирования, который дает

управленческому процессу дополнительные возможности.

Наилучшее сочетание различных управленческих методов в одном механизме

придает ему гибкость и универсальность, снижает сбои и остановки в его

функционировании. От лучшего выбора правовых средств в конечном счете зависит

достижение целей правового регулирования, а значит и эффективность права в

целом. Но любой неверный выбор юридических средств, приемов, заложенных в

нормативной основе правового регулирования приводит к сбоям в реализации

права, торможению правового эффекта.

Такая цель как повышение уровня правовой культуры субъектов права, безусловно

влияет на качество всего механизма правового регулирования, на укрепления

законности и правопорядка.

Главным ориентиром развития и совершенствования элементов механизма правового

регулирования являются интересы человека. Механизм правового регулирования

должен постоянно быть социально ценным по своему характеру, создавать

благоприятные условия для реализации законных целей личности, упрочению его

правового статуса.

1. Понятие, стадии и виды правового регулирования.

2. Способы и типы правового регулирования.

3. Методы правового регулирования. Правовые режимы.

4. Эффективность правового регулирования.

Понятие, стадии и виды правового регулирования

Термин "регулирование" (от лат. Regula - планка, правило) означает упорядочивание, введение в определенные рамки путем воздействия на определенный объект.

Правовое регулирование общественных отношений - это упорядочение поведения участников общественных отношений с помощью юридических средств.

Объектам правового регулирования является поведение людей и их объединений в обществе, которая в силу своей социальной значимости регулируется нормами права (юридически значимое поведение). Кроме того, в юридической литературе используется более широкое, чем правовое регулирование, понятие "правовое воздействие", непосредственным объектом которого является не только поведение человека, а также и его сознание, психика.

Предметом правового регулирования являются такие общественные отношения, упорядочения которых возможно и одновременно уместно именно с помощью юридических средств, ведь право является универсальным социальным регулятором, но далеко не единственным и не всеобъемлющим. Существуют определенные объективные возможности права, которые определяют пределы правового регулирования, вне которых оно становится неэффективным, бесполезным и даже вредным. Определение этих границ необходимо с целью предотвращения тотальной регламентации общественной жизни и вмешательству государства в личную жизнь членов общества. Право достигает своих целей и действительно регулирует общественные отношения лишь постольку, поскольку поведение людей, которой требуют его нормы, объективно возможной и соответствует социальным, в частности экономическим и политическим, условиям.

Следовательно, не все общественные отношения подлежат правовому регулированию, а только те, которые отвечают определенным признакам:

1) имеют социальную значимость;

2) затрагивают интересы других лиц или общества в целом;

3) предполагают возможность социального конфликта вследствие ценности и ограниченности ресурсов (общественных благ), по поводу которых они возникают;

4) являются постоянными, нередко повторяющимися;

5) предполагают возможность внешнего, именно правового контроля над ними.

Круг общественных отношений, подлежащих правовому регулированию, не является постоянным; оно может изменяться в зависимости от потребностей общества.

Специфической свойством правового регулирования, следует из сущности самого регулятора - права, является его обеспеченность государством. Она уполномочивает органы публичной власти на создание нормативно-правовых актов и других формальных источников права, осуществление их постоянного обновления и одинакового применения, установленные санкций за их невыполнение, обеспечение их охраны средствами принуждения и тому подобное. Сущность права определяет и такие свойства правового регулирования, как всеобщность (распространяется на все общество и всю территорию страны); формальная определенность (осуществляется только в заранее определенный способ и в заранее определенных формах) системность (осуществляется с помощью системы правовых норм).

Обязательными стадиями правового регулирования являются: формирование нормативно-правовой базы (объективного права), возникновение субъективного права и реализация права.

На стадии формирования объективного права осуществляется юридическая регламентация общественных отношений. На этой стадии уполномоченный субъект нормотворчества создает нормативную основу правового регулирования, закрепляет нормы и отражает принципы права в нормативно-правовых актах, выбирает из унифицированных способов, методов и типов правового регулирования те, что являются наиболее подходящими, целесообразными для эффективного регулирования соответствующих отношений.

На стадии возникновения субъективного права констатируется наличие у участников общественных отношений субъективных прав и юридических обязанностей. На этой стадии общественные связи приобретают правового характера, становятся правовыми отношениями - юридически регламентированы и защищенными публичным властным принуждением, а их участники получают юридического статуса субъектов правовых отношений.

На стадии реализации права происходит фактическое воплощение норм в правомерном поведении субъектов. Именно здесь правовое регулирование проходит проверку практикой на целесообразность, достаточность и эффективность.

Факультативной является стадия применения права. На этой стадии осуществляется дополнительное правовое обеспечение реализации участниками общественных отношений их субъективных прав и юридических обязанностей с привлечением уполномоченных органов публичной власти и их должностных лиц.

Сложность и неоднородность правового регулирования определяют разнообразие его видов , которые классифицируются по ряду критериев.

Так, в зависимости от специфики юридических средств, используемых при правовом регулировании, оно делится на нормативное и индивидуальное.

Нормативное правовое регулирование осуществляется на основе созданных уполномоченными субъектами нормативно-правовых актов и других формальных источников права. Оно имеет такие специфические признаки: распространяется на заранее не определенное количество тождественных случаев; адресуется кругу лиц, персонально не определяется; осуществляется, как правило, в течение длительного времени.

Индивидуальное (ненормативное) правовое регулирование осуществляется посредством издания уполномоченными субъектами индивидуальных правовых актов, прежде всего на стадии применения права. Оно направляется на благоустройство конкретного поведения, распространяется только на персонально определен круг лиц.

По характеру распределения компетенции правовое регулирование подразделяется на централизованное и децентрализованное.

Полномочия по централизованному правового регулирования имеют только центральные органы государственной власти. Полномочия по децентрализованного правового регулирования относятся местным органам государственной власти, органам местного самоуправления (правовое регулирование благоустройства, распоряжение имуществом, находящимся в коммунальной собственности и т.д.).

По степени причастности субъектов в процесс создания правил , регламентирующих их поведение, правовое регулирование разделяют на субординационные, координационное и автономное.

Субординационные правовое регулирование не предусматривает согласование юридических правил с субъектами, на которых распространяется их действие (например, регламентация общественных отношений на основании нормативных и индивидуальных правовых актов).

Координационное правовое регулирование предусматривает согласование и сотрудничество субъектов по созданию таких правил (например, заключение нормативно-правовых договоров).

Автономное правовое регулирование характеризуется совпадением субъекта создания и субъекта применения юридического правила в одном лице (например, утверждение приказом Министерства внутренних дел Украины Инструкции по организации деятельности органов предварительного расследования Министерства внутренних дел Украины).

Все элементы правового регулирования обусловливают друг друга, находятся в системном единстве, составляют целостный юридический механизм. Его полнота и действенность является необходимым и достаточным условием результативного правового регулирования.

Механизм правового регулирования - это логично согласована, динамическая система унифицированных юридических средств, необходимая и достаточная для обеспечения эффективного правового регулирования общественных отношений.

Эта категория позволяет собрать вместе и объединить в целостный, логически согласованный комплекс юридические средства (нормы права, нормативно-правовые акты, акты применения права, акты реализации прав и обязанностей и т.п.), исследовать и открыть их как динамическую и действенную систему.

Назначение права, его принципов, как неоднократно уже отмечалось, состоит в регулировании общественных отношений.

Правовое регулирование - осуществляемое при помощи права и иных юридических средств воздействие на общественные отношения.

Правовое регулирование является одним из видов социального регулирования, без которого общество существовать не может. Правовое регулирование - важнейший вид социального регулирования. Его особенности связаны со спецификой права как особого социального явления: это нормативное регулирование, в основе которого лежат идеи свободы и справедливости.

Те общественные отношения, которые подвергаются правовому регулированию, называются предметом правового регулирования. Есть объективные и субъективные пределы правового (законодательного) регулирования.

Иными словами, далеко не все общественные отношения могут регулироваться правом. Не регулируются правом (точнее сказать, не должны регулироваться) отношения, которые с экономической точки зрения не созрели для такого регулирования. Не регулируются правом отношения любви, товарищества, которые по своему характеру не терпят правового вмешательства. Не регулируются правом отношения с участием душевнобольных, признанных невменяемыми или недееспособными. Не регулируются, наконец, правом те отношения, регулировать которые нецелесообразно, ибо с ними вполне «управляются» нормы морали, обычай, иные социальные предписания. Многие отношения между супругами, например, можно было бы урегулировать юридическими нормами, но в этом нет смысла и надобности (количество поцелуев в неделю, время прихода домой, место за кухонным столом и т.д.). Все иные общественные отношения могут быть предметом правового регулирования и закрепляются в законодательстве.

Предмет правового регулирования весьма подвижен.

Он может сужаться, и тогда из законодательства «уходят» отдельные нормы или целые их блоки (например, акты, регулировавшие государственно-плановую экономику), а может расширяться. Это происходит в случае появления новых общественных отношений, требующих правового воздействия, что влечет издание новых юридических норм.

Регулируются общественные отношения определенным способом (или их совокупностью), который называется методом правового регулирования. Он, как и предмет правового регулирования, динамичен. По мере укрепления экономики, стабилизации государственных структур и общественного порядка, развития демократии жесткие методы правового регулирования уступают место более мягким.

Правовое регулирование может быть эффективным, малоэффективным и неэффективным. Все зависит от степени достижения цели, которая ставилась при издании юридических норм. Эффективность правового регулирования зависит от многих обстоятельств, основными из которых являются соответствие права, всей правовой системы идеям справедливости и свободы, уровню и потребностям экономического развития страны, наличие совершенного законодательства, высокий уровень правовой культуры населения.

Правовое регулирование общественных отношений осуществляется с помощью целой совокупности юридических средств, называемых механизмом правового регулирования. В этот механизм входит подавляющее число элементов правовой системы, за исключением правовых учреждений. Основными элементами механизма правового регулирования являются: юридические нормы, правоотношения, акты реализации права (индивидуальные правовые акты), принципы права, правовая культура. Последние два элемента являются «сквозными», ибо они пронизывают весь механизм правового регулирования, включаясь в той или иной мере в его иные элементы.

Правовое регулирование - это процесс, длящийся во времени. Он включает две стадии: регламентацию общественных отношений и действие юридических норм.

Регламентация общественных отношений - урегулирование с помощью права (или других социальных норм) определенных сфер или областей общественных отношений.

Правовая (законодательная) регламентация как стадия правового регулирования состоит в издании юридических норм, охватывающих определенные группы общественных отношений. Это своего рода «подведение под право» общественных отношений. Прежде чем регулировать поведение людей с помощью правовых норм, необходимо иметь эти нормы.

В этом суть правовой регламентации. Правовая регламентация общественных отношений заключается в определении и закреплении в юридических нормах круга общественных отношений, регулируемых правом, в определении субъектов права, их прав, свобод и юридических обязанностей, установления ответственности за нарушение юридических предписаний.

Действие юридических норм - претворение права в жизнь, в реальное поведение людей. Юридические нормы для того и издаются, чтобы действовать.

В действии - реальная жизнь нормы. Действие юридических норм и реализация юридических норм означают, по сути дела, одно и то же. Формы реализации юридических норм - соблюдение, исполнение, использование и применение - это и формы их действия.

Что же касается путей действия права, то они таковы: а) законодательное наделение лиц и организаций, иными словами, субъектов права, правоспособностью и дееспособностью; обладая такими свойствами, субъекты могут полностью включаться в процесс правового регулирования, а для права создаются условия (предпосылки) его действия; б) наделение субъектов права субъективными правами и юридическими обязанностями; в) получение субъектами права реальных благ, иных правовых результатов, предусмотренных нормами; г) угроза применения государственного принуждения за неисполнение нормы права, а также реальное применение государственного принуждения.

Указанными путями действуют все юридические нормы. Но все ли юридические нормы являются действующими, т.е. все ли они реализуются? Есть нормы, вообще не действующие. Это все устаревшие нормы, не отвечающие новым условиям и потому не применяющиеся.

Норма может не действовать и потому, что она слишком обща, не детализирована, и потому, что не установлен порядок ее действия. Именно поэтому крупные законодательные акты требуют, как правило, издания дополнительных, конкретизирующих актов. Например, постановлением Верховного Совета Российской Федерации «О порядке введения в действие Российского закона «О подоходном налоге с предприятий» 1991 г. предписано Государственной налоговой службе по согласованию с Министерством экономики и финансов издать инструкцию по применению указанного Закона.

Классификация норм права.

Классификация правовых норм:

1. По субъектам правотворчества различают нормы, исходящие от государства, и непосредственно от гражданского общества. В первом случае это нормы органов представительной государственной власти, исполнительной государственной власти и судебной государственной власти (в тех странах, где имеет место прецедент). Во втором случае нормы принимаются непосредственно населением конкретного территориального образования (сельский сход и.т.д.) или населением всей страны (всенародный референдум). Так, 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации.

2. По социальному назначению и роли в правовой системе нормы можно подразделить: на учредительные (нормы-принципы), регулятивные (нормы-правила поведения), охранительные (нормы-стражи порядка), обеспечительные (нормы-гарантии), декларативные (нормы-объявления), дефинитивные (нормы-определения), коллизионные (нормы-арбитры), оперативные (нормы-инструменты). Учредительные нормы отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства. Например, норма, закрепленная в ст. 2 Конституции Российской Федерации, гласит: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства".Регулятивные нормы непосредственно направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей. В зависимости от характера субъективных прав и обязанностей различают три основных вида регулятивных норм: управомочивающие (предоставляющие своим адресатам право на совершение положительных действий); обязывающие (содержащие обязанность совершения определенных положительных действий); запрещающие (устанавливающие запрет на совершение действий и поступков, которые определены законом как правонарушения). Охранительные нормы фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания. Обеспечительные нормы содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования. Социальная ценность их зависит от того, насколько эффективно они способствуют созданию механизмов и конструкций беспрепятственной реализации права. Эти нормы могут располагаться в различных нормативных актах, связанных между собой. Декларативные нормы обычно включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления. Например, в ч. 2 ст. 1 Конституции РФ говорится: "Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны".

Коллизионные нормы, призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями. Так, п. 5 ст. 3 ГК РФ гласит: "В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон".

Оперативные нормы устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т.п.

3. По предмету правового регулирования различают нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового и иных отраслей права. Отраслевые нормы могут подразделяться на материальные и процессуальные. Первые являются правилами поведения субъектов, вторые содержат предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил.

4. По методу правового регулирования выделяются императивные, диспозитивные, рекомендательные нормы. Императивные нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий. отклонений в регулируемом поведении. Это, как правило, нормы административного права. Диспозитивным нормам присущ автономный характер, позволяющий сторонам (участникам) отношений самим договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях резервное правило. Они реализуются преимущественно в гражданско-правовых отношениях. Рекомендательные нормы обычно адресуются негосударственным предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения. По этому же основанию нормы можно разграничить на позитивные, поощрительные и наказательные.

5. По сфере действия вычленяются нормы общего действия, нормы ограниченного действия и локальные нормы.

Нормы общего действия распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства. Нормы ограниченного действия имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъективными факторами. Это нормы, издаваемые высшими органами власти республик, входящих в состав Российской Федерации, или нормы, исходящие от представительных или исполнительных органов краев, областей и др. Локальные нормативные предписания действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур.

6. Нормы права классифицируются также по времени (постоянные и временные). По кругу лиц (распространяются или на всех, кто подпадает под их действие, или на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, железнодорожников и т.п.).

23. Понятие толкования норм права. Объективные предпосылки толкования права .

Реализация права, т.е. претворение правовых предписаний в жизнь, в поведение людей, невозможно без уяснения содержания юридических норм, выяснения воли законодателя, заключенной в них. Этот процесс выявления воли в юридической науке и практике определяется понятием "толкование права".

Толкование права - это интеллектуально-волевая деятельность по установлению подлинного содержания правовых актов в целях их реализации и совершенствования.

Он включает в себя два самостоятельных компонента: уяснение и разъяснение.

Уяснение - процесс понимания, осознания содержания норм "для себя". Разъяснение же - объяснение, доведение усвоенного содержания для других.

Более глубокий анализ позволяет характеризовать толкование права как специфическую деятельность, как особое социальное явление, как своеобразный фактор правовой культуры, момент существования и развития права, необходимое условие правового регулирования.

В отличие от иных видов толкования толкование права -особая деятельность, чья специфика обусловлена рядом факторов: во-первых, эта деятельность связана с интерпретацией не любых письменных источников, а правовых актов, т.е. объектом его является право - специфическая реальность, обладающая особыми признаками, свойствами, принципами функционирования; во-вторых, толкование в праве, имея целью реализацию правовых предписаний, выступает и необходимым условием правового регулирования; в-третьих, в установленных законом случаях эта деятельность осуществляется компетентными государственными органами; в-четвертых, результаты толкования, когда им требуется придать обязательное значение, закрепляются в специальных правовых (интерпретационных) актах.

Деятельность государственных органов, общественных организаций и отдельных лиц по разъяснению норм права - вторая сторона процесса толкования. В зависимости от юридических последствий, к которым приводит разъяснение, различают: официальное и неофициальное толкование.

Официальное толкование дается уполномоченными на то субъектами - государственными органами, должностными лицами, общественными организациями, оно закрепляется в специальном акте и имеет обязательное значение для других субъектов. Такое толкование является юридически значимым, вызывает правовые последствия. Оно ориентирует правоприменителей на однозначное понимание правовых норм и их единообразное применение.

Неофициальное толкование дается субъектами, не имеющими официального статуса, не обладающими по долгу службы полномочиями толковать правовые нормы. Такими субъектами могут быть общественные организации, научные учреждения, ученые, практические работники. Они осуществляют разъяснение норм права в форме рекомендаций и советов. Этот вид разъяснения не имеет юридически обязательного значения и лишен властной юридической силы.

Официальное толкование различают двух видов - нормативное (общее) и казуальное (индивидуальное).

Нормативное толкование не ведет к созданию новых правовых норм, оно только разъясняет смысл уже действующих.

Нормативное толкование применяется в случаях, когда нормы недостаточно совершенны по своей форме, имеют неясность текстуального понимания при неправильной и противоречивой практике их применения. Оно призвано обеспечить единообразие в понимании и применении норм права.

Среди нормативного толкования различают: аутентичное (авторское) и легальное (разрешенное, делегированное).

Аутентичное толкование означает, что разъяснение смысла применяемых норм исходит от принявшего их органа. Оно основано на правотворческих функциях этого органа, поэтому, издав нормативный акт, правотворческий орган вправе в любое время дать необходимые с его точки зрения разъяснения.

Субъектами такого толкования могут быть все правотворческие органы, например Государственная Дума РФ.

Юридическая практика знает и другой вид нормативного разъяснения - легальное толкование. Оно носит подзаконный характер и осуществляется теми субъектами, которым это поручено, разрешено. Так, Верховный Суд, не являясь правотворческим органом, тем не менее имеет право толковать нормативные акты, в том числе и акты, принимаемые высшими законодательными органами.

Казуальное толкование также является официальным, но не имеет общеобязательного значения, а сводится лишь к толкованию правовой нормы с учетом ее применения к конкретному случаю. Оно дается компетентным органом по поводу рассмотрения конкретного дела и обязательно лишь для него. Цель такого разъяснения - правильное разрешение определенного случая, поэтому оно не имеет значения при рассмотрении других дел.

Неофициальное толкование - это разъяснение норм права, даваемое не уполномоченными на то субъектами. Оно не является юридически значимым.

Неофициальное толкование подразделяется на обыденное, профессиональное и доктринальное (научное).

Обыденное толкование может осуществляться любым гражданином. Особенно четко это проявляется в ходе всенародного обсуждения каких-либо нормативных актов, референдумов.

Профессиональное толкование исходит от субъектов, сведущих в правовых вопросах (профессионалов, специалистов в области права). Например, разъяснение норм права адвокатами, судьями, прокурорами во время приема граждан.

Среди неофициального толкования особое место занимает доктринальное (научное) толкование. Оно так же, как и вышеназванные виды неофициального толкования, не имеет юридической силы.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав