22.09.2019

Убийственная красота: почему женщины становятся террористками. Девушки и смерть. женский терроризм в россии имеет вековую историю


ДЕВУШКИ И СМЕРТЬ. ЖЕНСКИЙ ТЕРРОРИЗМ В РОССИИ ИМЕЕТ ВЕКОВУЮ ИСТОРИЮ
Российские террористки Спиридонова, Биценко, Фиалка, Школьник, Измайлович
Омск, 1906. Фотография из семейного архива потомков петербургского купца Семенова Сергея Терентьевича (1840-1909гг).

На фотографии 1906г. российские террористки выходят из здания на станции Омск, для отправки на каторгу к месту их заключения.

Все женщины, кроме Ривеки Фиалки, были приговорены в 1906 году к высшей мере наказания, но потом помилованы и отправлены в Акатуйскую каторжную тюрьму.

Мария Александровна Спиридонова, 1884г.р, смертельно ранила в Тамбове губернского советника Луженовского в 1906 году (пять пуль в упор) Впоследствии руководитель партии эсеров.
После освобождения, она с энтузиазмом приняла революцию, имея колоссальный авторитет, включилась в работу. Но, уже в 18 году она поняла, что большевики предали идеалы революции, которым она посвятила свою жизнь. В подвалах ЧК, она окончательно подорвала и без того растраченное здоровье. Мария почти полностью потеряла зрение, не могла самостоятельно передвигаться. Её не сломили морально, но поломали физически. И опять ссылка, уже большевистская. Но, и этого оказалось мало. В 1937 году, абсолютно больную, разменявшую шестой десяток, заслуженную террористку-революционерку опять
арестовали. И в 41 году расстреляли.

Александра Адольфовна Измайлович, 1878 г.р. В 1906 году дворянка, дочь русского генерала покушалась на жизнь минского губернатора Норова. Пуля пробила воротник, но сам он остался невредим. После освобождения в феврале 1917 года работала в Черниговской губернии партийным пропагандистом и организатором. Начиная с 1919 неоднократно подвергалась арестам и ссылкам, с 1923 в ссылке. В 1937 Военной коллегией Верховного суда СССР осуждена к 10 годам лишения свободы по обвинению
в принадлежности к террористической организации, а 8 сентября 1941 приговорена к расстрелу.

Лидия Павловна Езерская, 1866 г.р. в прошлом зубной врач. В 1905 году дочь богатого помещика Лидия Езерская, явилась на прием к могилевскому губернатору Клингенбергу под девичьей фамилией своей матери баронессы Мейендорф стреляла из браунинга, ранив его. Лидия болела тяжелой формой туберкулеза. В 1909 году Езерская была освобождена и выслана в Забайкальскую область, а затем, в 1912 году, переведена в Якутскую область. Умерла 1 октября 1915 года от бронхиальной
астмы.

Мария Марковна Школьник, 1885г.р. участвовала в покушении на черниговского губернатора А. А. Хвостова на Красном мосту в 1906 году. Ей удалось избежать судьбы своих соратников по каторге, и умерла она в 1955 году персональным пенсионером союзного значения.

Анастасия Алексеевна Биценко 1875 г.р. В 1905 году убила Саратовского генерал-адъютанта В. В. Сахарова прямо в доме Столыпина, в 1938 году 8 февраля, арестована по обвинению в принадлежности к эсеровской террористической организации и 16 июня 1938 приговорена Военной коллегией Верховного суда СССР к высшей мере наказания - расстрелу.

Ревекка Моисеевна Фиалка 1888 г.р. бывшая портниха. В 1905 году за хранение взрывчатых веществ и изготовление бомб, предназначенных для террористических актов, была приговорена к 15 годам каторги. Самая молодая из террористок, дожила до 1975 года.
Приговорили к 20-ти годам каторги, однако Фиалке, как несовершеннолетней, треть срока была сокращена и итоговый приговор составил 13 лет и несколько месяцев. В январе 1906 года Фиалку отправили этапом на каторгу. В Бутырской пересыльной тюрьме, в которой она пробыла до июля, Фиалка познакомилась с пятью известными женщинами-террористками, приговоренными к смертной казни, замененной бессрочной каторгой: Марией Спиридоновой, Лидией Езерской, Александрой Измайлович, Марией Школьник и Анастасией Биценко.

В августе 1906 года террористки прибыли в Акатуевскую каторжную тюрьму. Первоначально режим содержания политических заключенных был довольно мягким, однако после нескольких побегов зимой 1907 года было принято решение перевести шестерых террористок в Мальцевскую тюрьму, где содержались в основном женщины, осужденные за уголовные преступления. Обращение с Фиалкой и её товарищами со стороны тюремного начальства было жестким, что побуждало революционерок вести борьбу за свои права (возможность читать книги, вести переписку с родными и так далее).

ДЕВУШКИ И СМЕРТЬ. ЖЕНСКИЙ ТЕРРОРИЗМ В РОССИИ ИМЕЕТ ВЕКОВУЮ ИСТОРИЮ

Сто лет назад одной из главных проблем правительства Российской империи была проблема терроризма. Народовольцы, «максималисты», «правые» террористы из Союза русского народа… Головной болью Охранного отделения были социалисты-революционеры (эсеры) - эта партия официально, со дня своего возникновения в начале 1902 г., объявила террор одной из главных задач. При партии для осуществления терактов была создана особая Боевая организация с жесткой дисциплиной и конспирацией - даже руководители эсеров знали всего двух-трех человек, представлявших интересы БО в эсеровском ЦК, и знали только по партийным псевдонимам. И - что примечательно - примерно четверть, если не больше, этой организации составляли молодые женщины. Именно они часто приводили в исполнение смертные приговоры БО.

Семеро повешенных

В конце 1907 г. Охранному отделению стало известно, что в новогодние дни готовится покушение на дядю царя, великого князя Николая Николаевича, и на министра юстиции Щегловитова. Пришлось и тому, и другому весь праздник просидеть дома, чтобы не подвергаться опасности, но террористы умели ждать и не отказались от своих планов.

Прошло пять недель. Великий князь и Щегловитов жили, как в осажденной крепости, почти не покидая своих домов, а Охранное отделение никак не могло вычислить членов террористической группы. Наконец стала известна одна фамилия - Распутина. Анна Распутина уже несколько раз сидела в тюрьмах, была в сибирской ссылке, а сейчас обосновалась в Петербурге. Каждое утро она приходила в Казанский собор, ставила свечу перед образом и погружалась в молитву. Агенты сначала пришли в недоумение от столь рьяного молитвенного усердия террористки, но потом заметили, что рядом с ней постоянно и так же усердно молятся одни и те же мужчины и женщины. За молящимися установили наблюдение, и 20 февраля полиция арестовала девять человек - почти все были взяты на улице и хорошо вооружены. При аресте двух террористов, изображавших влюбленных, девушка выхватила револьвер и выстрелила (молодой человек никакого сопротивления не оказал). Девушку звали Лидия Стуре, ей было 22 года, а выглядела она совсем юной. Один из террористов при аресте крикнул: «Осторожно! Я весь обложен динамитом. Если я взорвусь, то вся улица будет разрушена». Другой был взят около дворца великого князя с цветочным горшком, в котором была спрятана бомба. Террорист-смертник, обложенный динамитом, - Всеволод Лебединцев - должен был броситься под карету Щегловитова и погибнуть вместе с министром. При обыске на квартирах террористов были обнаружены комплекты полицейских мундиров и план зала заседаний Государственного совета. На плане крестом отмечено месторасположение скамей правых членов совета - предполагалось бросить бомбу именно в этот сектор зала, так как там сидели министры и кандидаты в министры.

Все девять террористов были преданы военному суду. Семеро, в том числе Распутина, Стуре и Лебединцев, были приговорены к смертной казни через повешение, остальные получили многолетнюю каторгу. Прокурор, официально присутствовавший на казни террористов, потом сказал начальнику петербургского Охранного отделения генералу Герасимову: «Как эти люди умирали... Ни вздоха, ни сожаления, никаких просьб, никаких признаков слабости... С улыбкой на устах они шли на казнь. Это были настоящие герои». «Они в этом отношении не были исключением, - написал в 1934 г. в мемуарах Герасимов. - Все террористы умирали с большим мужеством и достоинством. Особенно женщины. В моей памяти до сих пор отчетливо сохранился рассказ о том, как умерла Зинаида Коноплянникова, повешенная за убийство командира Семеновского полка генерала Мина, который в декабре 1905 года подавил восстание в Москве. Она взошла на эшафот, декламируя строки Пушкина: «Товарищ, верь…».

Фрейлина-террористка

В первых числах апреля 1905 г. в петербургский дом одного очень высокопоставленного лица неизвестный принес чемодан и попросил передать его племяннице хозяина дома. Поскольку за неизвестным наблюдала полиция, чемодан был изъят, и обнаружилось, что он битком набит бомбами. Племянницу хозяина пришлось арестовать. Эта девушка - Татьяна Леонтьева, дочь якутского вице-губернатора, 20 лет от роду, воспитанная в институте благородных девиц, богатая и красивая, без пяти минут фрейлина царицы, - оказалась членом Боевой организации эсеров.

Ей было поручено убить Николая II - в отместку за недавнее «кровавое воскресенье». На бале-маскараде, одетая продавщицей цветов, Татьяна должна была застрелить царя из револьвера, спрятанного в букете. План не удался только потому, что придворные балы отменили - как раз из-за «кровавого воскресенья».

После нескольких месяцев одиночного заключения в Петропавловской крепости Татьяна Леонтьева слегка повредилась в рассудке, и семье удалось перевести ее из тюрьмы сначала в частную лечебницу, а потом отправить в Швейцарию. Леонтьева просила Боевую организацию снова задействовать ее в терроре, но Борис Савинков посоветовал ей отдохнуть и подлечиться. Однако девушка совету не вняла и примкнула к другой революционной группе. Татьяна Леонтьева поселилась в Интерлакене в отеле «Юнгфрау». В этот отель каждый год приезжал поправлять здоровье некий Шарль Мюллер, семидесятилетний рантье из Парижа. И вот однажды во время обеда Леонтьева подошла вплотную к Мюллеру и несколько раз выстрелила в него из браунинга - она приняла старика рантье за бывшего русского министра внутренних дел Дурново (Мюллер не только был на него внешне похож, но и носил имя, которым обычно пользовался Дурново в заграничных поездках).

В марте 1907 г. Татьяна Леонтьева была приговорена Тунским судом к многолетнему тюремному заключению.

Украденные жизни

Летом 1906 г. в арестантском вагоне, прицепленном к поезду, идущему на восток, везли шесть молодых женщин, «лишенных всех прав состояния». Везли их в Сибирь - все они были членами Боевой организации эсеров, все участвовали в террористических актах, и четверо из шести были «вечницы», то есть смертную казнь им заменили вечной каторгой. Самой старшей из «вечниц», Анастасии Биценко, было 26, младшей, Мане Школьник, - 19. Марии Спиридоновой и Александре Измайлович было по 21 году.

Анастасия Биценко, жена самарского купца (которого она, впрочем, оставила ради революции), убила в Саратове генерала Сахарова, одного из пяти генералов, подавлявших крестьянские восстания в Поволжье. Александра Измайлович, сама дочь генерала, воевавшего в Маньчжурии, участвовала в теракте против губернатора Минска. Мария Школьник, учительница, покушалась на жизнь черниговского губернатора. Мария Спиридонова застрелила советника Луженовского, усмирявшего крестьян Тамбовской губернии. Две другие пассажирки арестантского вагона - Лидия Езерская, осужденная за покушение на могилевского губернатора, и Ревекка Фиалка, устроившая в Одессе лабораторию по производству бомб, - хотя и не были «вечницами», имели столь солидные сроки, что возвращение в европейскую часть страны им почти не грозило.

На каторге они провели 11 лет - до Февральской революции 1917-го. Но из этих шестерых потомкам известно только имя Марии Спиридоновой - что, в сущности, не слишком справедливо, поскольку судьбы девушек были похожи, и невозможно определить, на чью долю выпало больше страданий. Но Спиридонова сыграла заметную роль в последующей, уже советской истории, став одним из лидеров партии левых эсеров и возглавив мятеж против большевиков 6 июля 1918 г. Долгое время в советских учебниках - да и в советской мифологии - она фигурировала как «железная женщина» и непримиримый идейный враг, жестокий и безжалостный (такой ее сыграла Алла Демидова в знаменитом фильме «Шестое июля»). Идеей террора Спиридонова якобы прониклась чуть ли не с пеленок и не изменяла ей всю жизнь.

На самом деле до 18 лет никаких следов революционной деятельности в биографии Марии Спиридоновой не обнаруживается. Младшая дочь личного дворянина, девушка из вполне благополучной семьи, закончила Тамбовскую гимназию и поступила в дополнительный класс, чтобы получить профессию домашней учительницы. Но умер отец, и на руках Марии остались мать и младший брат - пришлось бросить учебу и пойти работать машинисткой. Изменился круг общения, Мария познакомилась с очень популярным среди тамбовских интеллигентов, разночинцев и барышень молодым адвокатом Михаилом Вольским и с его старшим братом Владимиром. Владимир был исключен из Киевского университета за революционную деятельность и выслан на родину, в Тамбов. Между Спиридоновой и Вольским-старшим завязались романтические отношения - правда, Владимир был женат, но жена сбежала с заезжим офицером, так что Марию он считал своей невестой.

Натура цельная, склонная к экзальтации, Мария Спиридонова во всем шла до конца. Увлеченная идеями, преподанными братьями Вольскими, она добилась, чтобы ее включили в Боевую организацию. После теракта она рассчитывала красиво умереть за «правое дело», но - не получилось. «Моя смерть представлялась мне настолько общественно ценною, и я ее так ждала, что отмена приговора и замена его вечной каторгой подействовала на меня очень плохо: мне нехорошо… Скажу более - мне тяжко! Я так ненавижу самодержавие, что не хочу от него никаких милостей», - писала она из тюрьмы. Возможно, смерть была бы для Спиридоновой лучшим исходом - тяжелая душевная болезнь, начавшаяся после ареста в 1906-м, не отпускала ее всю оставшуюся жизнь, проведенную по тюрьмам, каторгам и ссылкам, сначала царским, потом советским - после ареста в 1918 г. (Спиридонову расстреляли 11 сентября 1941 г., ей было 56 лет.)

Точно так же сложилась судьба и у Александры Измайлович. В партию эсеров она вступила под влиянием своей старшей сестры Екатерины, вслед за ней попала и в Боевую организацию. Теракт, в котором была задействована Александра, провалился, но его участники все равно были приговорены к смертной казни. Некоторым (в том числе и Александре) казнь заменили каторгой. По дороге в Сибирь Измайлович познакомилась со Спиридоновой и с тех пор была ее постоянной спутницей во всех жизненных перипетиях, прошла вместе с ней все аресты и ссылки уже в советские времена.

Но в отличие от Спиридоновой, все-таки вышедшей замуж (в 1924 г., за бывшего члена ЦК партии левых эсеров Илью Майорова), личная жизнь Александры закончилась вместе с первым арестом, едва начавшись. Попав в тюрьму после теракта, Александра азбукой Морзе стала выстукивать стены камеры. Выяснилось, что над ней сидит старый знакомый, молодой человек по имени Карл, давний поклонник Екатерины Измайлович. Они начали перестукиваться, разговаривали часами. Через несколько дней по тюремной почте пришло известие, что Екатерину казнили (она пыталась убить адмирала Чухнина). Общее горе сблизило Александру и Карла. Раньше смерть воспринималась абстрактно, теперь же, когда не стало близкого человека, все предстало в ином свете. Смерть - небытие, ничто, и им, двадцатилетним, еще слишком рано переходить в это ничто. Примерно через месяц Карл и Александра поняли, что любят друг друга, объяснились, обручились - а потом ее отправили на каторгу в Акатуй, а его - в ссылку на Север. Пожизненно.

Похожая история произошла и с Маней Школьник. После неудачного теракта и ареста шесть дней она сидела в «одиночке», в камере смертников, каждый вечер ожидая, что ночью приговор приведут в исполнение. На седьмой день услышала стук в стенку - рядом поместили ее напарника по теракту, Колю Шпайзмана. Именно так, азбукой Морзе, Коля признался ей в любви - и той же ночью его расстреляли. «Его повели во двор, - вспоминала потом Мария, - он подошел к моей двери и сказал: «Прощай, моя любимая. Прощай, моя дорогая». Я закричала: «Коля, Коля!» Но он, кажется, меня уже не слышал. Потом я прислонилась к стене, через которую разговаривал Коля. Это так странно и страшно - его там уже не было. Его уже вообще нигде не было…»

Замороченные

Когда читаешь воспоминания бывших террористок (а многие из них оставили воспоминания, опубликованные в России в 20-е гг. ХХ в.), не можешь отделаться от впечатления: вступая на путь террора, эти девушки не отдавали себе отчета в том, что их действительно ожидает. Они жаждали умереть за свободу - на миру, как известно, и смерть красна, - а в обычной, «законопослушной» жизни ничего яркого и выдающегося не предвиделось. Возможностей реализации в какой-либо иной сфере, кроме семейной, у женщин тогда было немного. Легально участвовать в общественной и политической жизни они не могли - до Февральской революции 1917 г. женщины были лишены избирательного права. Бизнесом, согласно гражданскому праву, заниматься тоже не могли. Высшее образование для большинства женщин было почти недоступно. В сфере культуры и искусства дела обстояли несколько лучше, но художественный талант - явление достаточно редкое, чеховская Аркадина не из всякой получится, а судьба Нины Заречной весьма незавидна. И если в столицах молодая женщина еще могла, проявив незаурядную настойчивость, найти приложение своим силам, то в провинции сделать это было почти невозможно. Революционный кружок - практически единственный выход. А работа в революционном кружке позволяла увидеть многое, что будило в юных женщинах сострадание и желание помочь: лютую нищету крестьянских семей, голодных детей (кстати, ведь не зря в начале прошлого века по империи прокатилась волна народных бунтов, не зря Столыпин настаивал на необходимости земельной реформы - положение крестьян действительно было катастрофическим). Так что дело революции - террор против властей - казалось и благим, и единственным путем для женщины с общественным темпераментом.

Они готовились красиво умереть и совершенно не думали о том, что их ждет, если умереть не получится. А ждала их тяжелая и однообразная работа на каторге, а потом скучная и беспросветная жизнь на поселении, где-нибудь в заброшенной таежной деревушке. Биография заканчивалась вместе с приговором суда, и начиналось многолетнее прозябание. Многие после теракта надламывались, начинались психические заболевания, как у Леонтьевой и Спиридоновой, - естественное следствие подавления нормальных человеческих инстинктов: страха смерти и желания жить.

«Я родилась под самой несчастливой звездой», - сказала в конце жизни Мария Спиридонова. «В первый, но не в последний раз мне пришлось увидеть рожденную для счастья молодую жизнь, обреченную на вечную муку из-за причастности к революции», - написал о Татьяне Леонтьевой в своих мемуарах генерал Герасимов.

Деятель российского и международного социалистического движения, принимала участие в революционных кружках. Вместе с другими бунтарями пыталась с помощью фальшивых царских манифестов поднять крестьянское восстание под лозунгом уравнительного передела земли.

Стала знаменитой благодаря покушению на петербургского градоначальника Фёдора Трепова - 5 февраля 1878 года на приёме у чиновника выстрелила в него из револьвера, тяжело ранив. Однако суд присяжных оправдал Веру Ивановну.

На следующий день после освобождения приговор был опротестован, и полиция издала приказ о поимке Засулич, но она успела скрыться на конспиративной квартире и вскоре была переправлена к своим друзьям в Швейцарию. Автор литературных и научных трудов. Была лично знакома с Лениным. Скончалась в 1919 году в возрасте 69 лет от воспаления лёгких.

Софья Перовская

Первая в России женщина, казнённая по политическому процессу. Дочь бывшего губернатора Санкт-Петербурга Льва Перовского была непосредственным организатором убийства царя Александра II.

Участвовала и в неудавшемся покушении на правителя в ноябре 1879 года. Задачей было взорвать царский поезд под Москвой. Соня играла роль жены путевого обходчика. Из домика, в котором они поселились, был проведён подкоп под полотно железной дороги и заложена мина. Однако взрыв произошёл после того, как император миновал опасное место. В 1881 году преступники довели дело до конца. Перовская лично начертила план расстановки и взмахом белого платка подала знак Игнатию Гриневицкому, который и бросил бомбу. 3 апреля 1881 года она была повешена на плацу Семёновского полка.

Вера Фигнер

Была главной обвиняемой по знаменитому процессу «14-ти» - суду над членами террористической организации «Народная воля», обвиняемыми в ряде террористических актов, в том числе, в покушении на военного прокурора Стрельникова. До этого Фигнер участвовала в покушении и убийстве Александра II, но единственная из организаторов избежала ареста. В 1884 году приговорена Петербургским военно-окружным судом к смертной казни. Однако казнь была заменена бессрочной каторгой. Умерла 15 июня 1942 года от пневмонии, похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище.

Людмила Волкенштейн

Потомственная дворянка, родилась в Киеве. Когда в 1877 году ее супруг, земский врач Александр Волкенштейн был арестован за пропагандистскую деятельность, это сыграло огромную роль в жизни женщины.

Она примкнула к революционерам. В феврале 1879 года участвовала в подготовке покушения на харьковского губернатора, князя Кропоткина.

Когда князь был убит, она бежала за границу, жила под именем Анны Павловой в Швейцарии, Франции, Италии, Турции, Болгарии и Румынии. По поддельному паспорту вернулась в Петербург, где была арестована по доносу и предана военно-окружному суду. Приговор был суров - смертная казнь. Позже наказание заменили на заключение в Шлиссельбургской тюрьме. В «одиночке» она провела почти 13 лет, пока в 1896 году не была отправлена в ссылку на Сахалин.

Анна Распутина

Серебрянная медалистка 4-й женской Московской гимназии имеет длинный «послужной» список. Как член Летучего боевого отряда Северной области партии социалистов-революционеров участвовала в подготовке покушений на начальника Петербургской тюрьмы полковника Иванова, прокурора Главного военного суда, генерала Павлова, начальника Главного тюремного управления Максимовского, генерала Мина. Организатор покушения на министра юстиции Щегловитова.

Арестована 7 февраля 1908 года вместе с товарищами, приговорена к смертной казни. 17 февраля 1908 года она была повешена в Лисьем носу.

Зинаида Коноплянникова

Убийца генерала Георгия Мина, известного как руководитель жестокого подавления вооружённого восстания в Москве в декабре 1905 года, работала простой учительницей сельской школы в Гостилицах под Петергофом.

13 августа 1906 года на станции Новый Петергоф она подошла к экипажу, в котором сидел генерал-майор Мин с женой и дочерью и выстрелила ему четыре раза в спину. Ранение, полученное генералом, оказалось смертельным.

Террористку схватили и приговорили к смертной казни. Последними словами Зинаиды перед казнью стали: «Товарищ, верь, взойдёт она, звезда пленительного счастья». Она стала первой женщиной, повешенной в России в XX веке.

Дора Бриллиант

Являлась членом боевой организации эсеров, возглавляемой Борисом Савинковым. Принимала непосредственное участие в изготовлении взрывных устройств, которыми были убиты Вячеслав Плеве и великий князь Сергей Александрович.

Савинков описывал Дору как «молчаливую, скромную и застенчивую, жившую только своей верой в террор». Однако, по его же воспоминаниям, после смерти князя и Плеве Дору мучили угрызения совести.

Она была арестована в 1905 году во время облавы в тайной химической лаборатории эсеров в Санкт-Петербурге. За участие в покушениях Дора была заключена в Петропавловскую крепость, где она она сошла с ума и скончалась в октябре 1909 года.

Наталья Климова

Дочь рязанского помещика вступила в партию эсеров-максималистов в 1906 году. 12 августа 1906 года участвовала в покушении на премьер-министра Петра Столыпина. Террористы взорвали его казёную дачу на Аптекарском острове. Несмотря на то, что сам Столыпин остался жив, погибли 27 человек, 33 - были тяжело ранены, многие потом скончались. В числе жертв - пензенский губернатор Сергей Хвостов и член совета министра внутренних дел князь Шаховский.

30 ноября 1906 Климова была опознана и арестована. Приговорена военно-полевым судом к смертной казни, заменённой бессрочной каторгой. Бежала. Умерла от гриппа в Париже в октябре 1918 года.

Евстолия Рогозинникова

Знаменита тем, что лично убила начальника главного тюремного управления Александра Максимовского за то, что он ввёл в тюрьмах телесные наказания для политзаключённых.

Преступление произошло 15 октября 1907 года. Она пришла в Главное приёмное управление и добилась личного приёма начальника. Войдя к нему в кабинет, девушка несколько раз выстрелила в Максимовского из револьвера. Рогозинникову схватили.

В ходе обыска выяснилось, что с собой девушка пронесла взрывчатку: более 5 кг экстра-динамита и два детонатора, соединённых шнуром. План террористов был таков: во время допроса Рогозинникова должна была выдернуть шнур, который бы привел бомбу в действие. Но этому не суждено было сбыться. Преступницу разоружили.

Военный суд приговорил террористку к смертной казни. Ее повесили 18 октября 1907 года в Лисьем Носу.

Фанни Каплан

Имя террористки, покушавшейся на жизнь Владимира Ленина, известно всем. Покушение состоялось 30 августа 1918 года на заводе Михельсона в Замоскворецком районе Москвы, где на митинге рабочих выступал вождь революции. После мероприятия во дворе завода он был ранен несколькими выстрелами. Каплан была арестована тут же, при обыске у неё обнаружили браунинг № 150489.

На допросах она заявляла, что крайне отрицательно отнеслась к Октябрьской революции, считает Ленина предателем и уверена, что его действия «удаляют идею социализма на десятки лет».

Фанни Каплан расстреляна без суда 3 сентября 1918 года по устному указанию Председателя ВЦИК Свердлова. Труп затолкали в бочку из-под смолы, облили бензином и сожгли у стен Кремля.

И хотя было много споров, кто на самом деле стрелял в Ленина, недавно Генпрокуратура РФ официально закрыла дело о покушении, настаивая на единственной версии - это была именно Каплан.

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЖЕНСКОГО ТЕРРОРИЗМА Терроризм вошел в нашу жизнь и стал страшной реальностью современной эпохи и уже никто и нигде не может чувствовать себя в безопасности - ни в московском метро, ни на улицах отдаленного провинциального городка. Планируя террористические акты, террористы рассчитывают, прежде всего, на психологический эффект, и он становится значительно выше, если террорист - женщина. утверждать, что женский терроризм явление новое будет не верно, так как женщины – террористки вписали свои имена в историю анализ которой позволяет утверждать, сколько существует терроризм - столько существует и женский терроризм. Но, как и любое социально-политический процесс, женский терроризм явление статичное, он меняется, трансформируется реагируя на изменения как в мировом сообществе, так и на экономическую, социально-политическую ситуацию в отдельной стране или конкретном регионе. При всей его способности трансформироваться, анализ женского терроризма в мире, в России и на Северном Кавказе позволяет выделить некоторые особенности и закономерности,которые встречаются во все времена и у террористок разных вероисповеданий, нац. принадлежности и соц. статуса. на которых с вашего разрешения я тезисно остановлюсь. Продолжительное время роль и место женщины в различных террористических структурах ограничивались организацией политической поддержки, созданием тайников и конспиративных квартир, сбором пожертвований, ведением разведки, моральной и бытовой поддержки и т.д. Иногда женщины выступали в роли политических представителей террористических структур. Однако постепенно их роль изменилась. В качестве примера назовем несколько имен женщин, активно участвующих в террористической деятельности. Софья Перовская - первая женщина - организатор террористических актов, лично участвовала в подготовке трех покушений на царя Александра Второго, в результате которых погибло несколько десятков человек; Вера Засулич - первая известная женщина-боевик (1878 г.); Фанни Каплан - первая женщина-боевик, совершившая успешное покушение на главу государства; Лейла Халед - первая женщина, совершившая угон пассажирского самолета; Первой террористкой-смертницей в современной российской истории стала чеченка Хава Бараева. 9 июня 2000 г. она вместе с другим террористом направила автомобиль, начиненный взрывчаткой в казарму, где размещалось подразделение российских войск. В результате этого теракта погибло 27 военнослужащих. Шиназ Амури (известна также под именем Вафа Идрис) – 22-летняя палестинская студентка одна из самых известных террористок современности, поскольку стала первой всемирно известной женщиной, превратившей себя в 10 кг. живую бомбу. 29 января 2002 года девушка взорвала себя в Иерусалиме, убив одного человека и ранив около ста пятидесяти. Саддам Хуссейн приказал установить ей памятник в Багдаде . Очевидно, что значительно возросло число женщин, принимающих активное участие в деятельности террористических структур на так называемом низовом уровне. В конце 1980-х гг. аналитики и исследователи терроризма были вынуждены констатировать его "феминизацию". Во многих западноевропейских странах в последние десятилетия XX века женщины составили от одной четверти до половины всего состава террористических группировок: в Германии - 47%, в Италии - 44%, во Франции - 46%, в Испании - 21% и т.д. Есть террористические группы, состоящие исключительно из женщин, были образованы непальскими маоистами и "Рабочей партией Курдистана". Особенно много женщин насчитывают террористические структуры, созданные в Германии, Латинской Америке и Палестине. Во многих случаях именно женщины создавали террористические структуры и руководили ими. В частности, они стояли у истоков таких известных организаций, как итальянские "Красные бригады", американская "Единая армия освобождения". " Красная армия Японская " – единственная террористическая организация страны восходящего солнца, Создала ее удивительно целеустремленная женщина Фусако Сигэнобу Всего членов ЯКА было 300-400 боевиков, 2 тыс. активистов и несколько тысяч резервистов Армия ставила своей задачей добиться революции в странах третьего мира, в "горячих точках", а уж оттуда экспортировать революцию по всему миру. Сигенобу удалось установить в организации железную дисциплину. Группа предпринимала попытки захвата отелей и самолетов, похищала людей, атаковала полицейские управления в Токио и Осаке, грабила банки.. Удивительная жизнестойкость этой группы даже заставила предположить японские спецслужбы, что Шигенобу создала свою организацию по указке КГБ, и могущественное советское ведомство курирует Армию и всячески помогает ей. На самом деле, никаких связей с ЯКА у КГБ не было. 2000 г. она была арестована. Ее жизнь - иллюстрация того, что женщина может быть не только убийцей но и блестящим организатором террористической армии. Таким образом, женщины принимали участие во многих аспектах деятельности террористических организаций, но долгое время не отмечалось их массового вовлечения в два вида деятельности - в работу с информаторами и совершение самоубийственных актов. Однако на рубеже XX и XXI веков ситуация значительно изменилась: террористические структуры стали все чаще задействовать женщин-самоубийц. Их было очень много. И все же женский террор - вещь особая. Решив быть революционерами вместе с мужчинами в конце 19 века, женщины добились своего. Их считают лучшими среди террористов опаснее мужчин, самыми жестокими и бескомпромиссными. Почему же женщины – террористки так успешны? Криминологическая характеристика женщин-террористок позволяет говорить о них как об особом типе. Женщина террористка как тип характеризуется некоторыми специфическими особенностями. Это, видимо, связано с большей (сравнительно с мужчинами) склонностью женщин к эмоциональному, а не рациональному восприятию действительности, с ее большей впечатлительностью и подверженностью фанатизму, потребностью в некоем идеале, за который можно было бы бороться до конца, влиянием всепоглощающей идеи. Удовлетворить подобные чувства и запросы как раз и может участие в политической борьбе, в жертву которой приносится все то, что традиционно принято считать женским уделом – семья и дети. При этом психологически оформляется особая категория женщин. Современные исследования показывают, что женщины - члены террористических структур - более мужественны, более преданы идеалам и целям организации, более фанатичны Психиатры уже давно отмечают особую, отличную от мужской, психическую обусловленность совершения преступлений женщинами, что дает основания говорить о специфически женской преступности не просто исходя из принадлежности к определенному полу, а выделяя ее на основании особого душевного склада, особого мироощущения. Изучение личностных характеристик террористок в этом убеждает. Однако подобным особенностям никогда не придавалось большого значения, в полной мере не учитываются они и сейчас. По мнению сотрудников ГНЦ имени Сербского, «женская преступность – температурный лист общества. Количество женщин, вступающих в конфликт с законом, отражает уровень социального неблагополучия. Характерно, что среди криминальных представительниц слабого пола процент душевнобольных выше, чем у мужчин!». Психология женщин отличается от террористов-мужчин; они менее интересуются политическими и идеологическими мотивами. Женщины сражаются не за абстрактные идеи, их мотивы носят более конкретный характер, это месть за родных и близких, за любимого человека. Получив сильнейшую эмоциональную травму после гибели человека, который был дорог, женщины видят смысл оставшейся жизни только в отмщении, тем самым, становясь идеальным материалом для обработки идеологами терроризма.. Женщины в силу присущих им особенностей нервной деятельности (более высокая подвижность, эмоциональность, возбудимость и т.д.) быстрее мужчин становятся агрессивными, идея уничтожения овладевает и ими. Эксперт по терроризму У. Лакер пришел к выводу, что женщины - члены террористических структур, как правило, более мужественны, более преданы идеалам и целям организации и более фанатичны. Психологи и психиатры приходят к выводу, что некоторые особенности женской генетики служат причиной того, что женская агрессия, как и женский алкоголизм, очень трудно поддается трансформации или лечению. По физической силе и выносливости мужчина превосходит женщину, но по своим природным психическим, психологическим возможностям женщина может превзойти мужчину, мобилизоваться, настроиться на такие поступки, которые многим мужчинам не под силу. В одном из трудов, посвященных террористам-женщинам, мне встретилась такая любопытная деталь. Оказывается, сама природа благоволит к женщинам-убийцам. У женщин реже бьется сердце. А ведь, например, в биатлоне мужчина-спортсмен стреляет, желая успеть выстрелить между двумя ударами сердца, чтобы даже такой легкий толчок не повлиял на выстрел. То есть, женщине удобнее стрелять. Вместе с тем было бы неверно объяснять природу женского терроризма только естественными, психолого-генетическими особенностями представительниц человечества. Стремление женщины к террористической деятельности в современных условиях обусловливается своеобразным протестом против существующей социальной реальности, места и роли женщины в обществе. Они сражаются и зачастую гибнут не "во имя", а "против" и "за": против низкого статуса женщины в их семьях и обществах, против властей, которые нанесли персональное оскорбление или совершили преступление против их родных и близких, за любимого человека и т.д. Примечательно, что женщины, как правило, значительно острее ощущают несправедливость, они лучше знают историю и причину конфликта, в рамках которого существует их террористическая организация. Настоящее и прошлое их интересуют больше, чем будущее. Террор становится для многих из них универсальным способом самоутверждения. Поэтому женщины, как правило, глубоко уверены в необходимости и оправданности совершения терактов. Каким на этом фоне видится социальный портрет женщин-смертниц? Прежде всего, они, как и их соратники-мужчины, молоды. Средний возраст смертниц, например, в Турции составляет 21,5 года, в Ливане - 23 года. в юности инстинкт самосохранения понижен, а социальных обязанностей, вроде ответственности за свою семью, - меньше. Среди них есть безработные и преуспевающие профессионалы, бедные и обеспеченные, студентки и безграмотные. Чаще это - незамужние женщины сложной судьбы. У многих погибли или пропали без вести члены семьи и близкие. Выбор пути смертницы делается как под влиянием каких-либо трагических событий в личной жизни, так и сознательно, в силу идеологических убеждений. По уровню образования смертников вряд ли можно охарактеризовать как людей забитых и безграмотных. 8,3% смертников успели получить лишь начальное образование, в то время, как 12,8% из них имели дипломы о высшем образовании. Мотивация 1.Что движет террористами, соединяющими провода на своем "поясе шахидов"? Религиозный фанатизм, доведенный до крайних, диких пределов, одурманивает сознание. Убийство людей - самый большой грех в любой религии - провозглашается лидерами экстремистских исламистских организаций святым делом. Религиозная, патриотическая, националистическая риторика полностью вытесняют из сознания будущих смертников человеческую мораль и здравый смысл. Они укрепляются в своей вере в загробную жизнь. Радикальные мусульмане верят в то, что после смерти каждый мученик-шахид, будь то мужчина или женщина, встречается с 70 призраками-ангелами необычайной красоты, которые снимают с мученика все его грехи, открывают ворота в рай, где он получает все блага и удовольствия, которые Аллах дал человечеству. Перед исламистскими фундаменталистами встала задача религиозного обоснования такого явления, так как Коран строго запрещает самоубийство. Такое обоснование было найдено в формуле, гласящей, что женщины-смертницы свершают не акт самоубийства, а акт мученичества, а к мученикам Аллах благоволит. И все еже в исламском мире нет единства подходов к этой проблеме. Так, Саудовская Аравия, например, первоначально отказалась признавать действия женщин-смертниц в качестве акта мученичества. Однако в августе 2001 г. Высший исламский совет Саудовской Аравии выступил в поддержку того, чтобы палестинские женщины вступали в ряды смертниц. 2. Помимо религиозной мотивации семье смертника обычно выплачивается сумма денег (до 25 тыс долларов) а его имя становится святым. 3. Такой поступок поднимает социальный статус и престиж семьи. желание повысить личный или семейный статус. 4. "кровная месть", когда в семье есть хотя бы один мужчина, никто не требует, чтобы женщина мстила за своего мужа или детей. Но когда никого не осталось, она последняя, одна в семье - значит, обязана мстить. 5. прозаические мотивы - Женщина как бы находится в тени известных мужчин, помогая и вдохновляя их на выдающиеся достижения и подвиги"женщина-соратник", "женщина-любовница", "женщина-друг""женщина-помощница",. Ввиду особой конспиративности террористических организаций об истинных масштабах женского участия в них знают лишь очень немногие участники подобных организаций или догадываются сотрудники соответствующих спецслужб. Растущее число террористок-смертниц в разных странах, по мнению специалистов, свидетельствует о том, что террористические сети очень грамотно обрабатывают склонных к самоубийству индивидуумов. При этом считается, что женщин легче подготовить к роли террориста-смертника: они более управляемы, чем мужчины, и эффективнее подвергаются психологическому воздействию; они меньше привлекают внимание сотрудников служб безопасности, им легче спрятать на теле взрывное устройство. В открытых публикациях практически не встречается информации, посвященной исследованию статуса женщины в современных террористических структурах, методам их вербовки, психологической обработки и т.д. Таким образом, проблема женского терроризма обнаруживает значительный объем социальных, политических, психологических, религиозных, этнических и других предпосылок, на которых в существенной степени и основывается феномен массового вовлечения женщин в подобного рода деятельность. Неслучайно, почти половина разыскиваемых по всему миру террористов - представительницы слабого пола, а один из выводов, к которому приходят эксперты за почти двухвековую историю политического террора, - женщины-террористки гораздо опаснее мужчин. В директиве Интерпола существует по этому поводу достаточно категоричная инструкция: в случае захвата или нейтрализации вооруженной террористической группы - уничтожить их в первую очередь.

Особенности женского терроризма на Ближнем Востоке

Адамова Мария Анатольевна,

ассистент кафедры международных отношений, связей с общественностью и журналистики Пятигорского государственного лингвистического университета.

Современный «шахидизм» - явление, возникшее в недрах Палестинского движения сопротивления (ПДС), которое, скорее всего, следует рассматри­вать как кризис этого движения, последний способ достичь поставленных политических целей по созданию собственного государства, поскольку дру­гие средства борьбы, по мнению экстремистов, не привели к успеху. В этой связи «шахидизм», как метод борьбы, активно используется многими пале­стинскими исламистскими организациями .

С начала 90-х гг. в качестве «живых бомб» предстали члены проиран­ских палестинских и ливанских группировок – «Джихад Ислами», «ХАМАС» и «Хезболлах». На роль камикадзе арабские террористические организации привлекали в основном молодых людей, часто девушек, тех, кого спец­службы менее всего склонны подозревать в преступных намерениях .

По мнению идеологов «шахидизма», теракты самоубийц прославляют роль исламистского движения в этой борьбе. Более того, «смертники-бомбы» самим актом самопожертвования углубляют масштабы исламского сопро­тивления, привлекают в ряды палестинского «сопротивления» все новых и новых адептов, готовых на все ради внедренных в их сознание идей.

Когда религия, с подачи политических и духовных лидеров, призывает сложить свою голову во имя Аллаха и обещает вознаграждение в будущей жизни, участие в Священной войне становится не просто обязанностью, а благородной целью. Например, по сведениям израильских спецслужб, шахидам свойственна неистовая религиозность и убежденность, что миссия, для которой они избраны, абсолютно законна с точки зрения ислама .

Ислам, как и любая другая религия, запрещает самоубийство, но исламисты трактуют акт «шахидизма» как не самоубийство, а гибель на поле боя. Человек убивает врагов, но при этом жертвует собой. Что может быть наиболее глубоким и ярким свидетельством набожности, чем готовность пожертвовать своей жизнью. Человек идет на смерть и, тем самым, заявляет о своей вере в Аллаха .

Ученые-исла­мисты пытаются отстраниться от связи с сепаратистами. Кроме того, защитники классического ислама ссыла­ются на суры Корана, в которых говорится:«И Аллах установил и узаконил, что ни одна душа не может нести бремя (греха) другой души, это исходит из совершенства правосудия Аллаха, свободного от недостатков. Он сказал: «...не понесет носящая ношу другой» .

Однако многочисленные школы ислама, которые финансируются ХАМАСОМ, специализируются на том, что учат детей религиозной борьбе и идеализируют мученическую смерть за веру .

Некоторые исламские экстремистские организации стали использовать в своей деятельности женщин как самоубийц-террористок, несмотря на то, что Коран строго запрещает сам акт самоубийства, к тому же это противоречит исламским принципам и социальным нормам, которые запрещают женщинам заниматься «мужской» работой, то есть воевать. Роль жен­щины состоит в том, чтобы рожать и воспитывать детей, которые в будущем станут бороться против врага. Поэтому для женщин нет места в непосредст­венной вооруженной борьбе. Один из лидеров группы Аз-Завахири считает, что «лучшая служба, которую женщины могут сослужить джихаду,заключается в выполнении того, что организация считает женскими обязанностями: быть матерью, женой и домашней хозяйкой, использование женщин-смертниц в атаках «Аль-Каиды» останется скорее исключением, чем правилом».

Однако к середине 1990-х годов примерно 40% подобных терактов совершали жен­щины. Из приблизительно 17 групп, которые применяют тактику взрывов, совершаемых смертниками, более чем в половине действовали женщины. В период с 1985 по 2006 год смертницами стали более 220 женщин, на долю которых пришлось около 15 процентов общего числа таких терактов .

Многие экстремистские лидеры террористов, например в Пале­стине, поощряют использование женщин как самоубийц-террористок, как эффективное средство борьбы, так как противнику значительно труднее об­наружить и нейтрализовать их, чем мужчин. Например, духовный руководитель «ХАМАСа» шейх Ясин,утверждал, что скоро «при­дет решающий час битвы с неверными всего мира, и тогда в бой отправятся все – женщины, мужчины, старики, дети» .

Ситуация, которая создалась на Ближнем Востоке, расценивается лидерами террористических организаций, как «оборонительный джихад». Это означает, что вести джихад и защищать мусульманские земли становится обязанностью каждого жителя страны, как мужчины, так и женщины. Женщина не спрашивает разрешения у мужа, брата, отца, и участвует в джихаде, если она способна делать это. Таким образом, женщины должны вести джихад наравне с мужчинами, если они способны к этому, то есть если женщина может носить оружие и делать то, что делают мужчины, ей не запрещается стать шахидкой. Бывший лидер движения «Аль-Мухаджирун»,проживающий в данный момент в Бейруте Аз-Заркави, считает, что «джихад является долгом каждого мусульманина и каждой мусульманки, которые в силах и в состоянии его выполнить» .

К тому же теракты, совершенные женщинами, способны поднять боевой дух у их соратников-мужчин. Например, Аз-Заркави обратился к мужчинам-палестинцам со следующими словами: «даже женщины стали сражаться, а где же вы, мужчины?! Если мужчины трусят выполнять свой долг, то женщины этой Уммы вполне смогут взять на себя роль мужчин, так что продолжайте отсиживаться» .

Другим фактором увеличения числа террористок является то, что теракт, совершенный женщиной вызывает больший пропагандистский эффект, чем теракты, совершаемые мужчинами: они шире освещаются средствами массовой информации, что только способствует борьбе, которую ведут крайние фундаменталисты. К тому же шахидка вызывает больше сочувствия в обществе, даже когда она безжалостно лишает жизни ни в чем неповинных людей.

Использование женщин противоречит исламским принципам и социальным нормам, которые запрещают женщинам заниматься «мужской» работой, требующей тесных контактов с другими мужчинами помимо их мужей. Многие террористические палестинские организации отказываются от женского шахидизма по той причине, что в случае провала этих женщин будут допрашивать мужчины-израильтяне, они будут сидеть в тюрьмах, где служат мужчины-израильтяне, что не допустимо для мусульманки.

На наш взгляд, то, что мужчины заботятся о репутации женщины, которая отправляется совершить теракт, убить себя и множество невинных людей, является парадоксом. Оперативник ФАТХ Шариф Нажи, который планировал атаку на рыбный ресторан в Тель-Авиве, утверждал, что «один раз его попросили найти безопасный дом для женщин, которые хотели осуществить самоподрыв, - их не должны были видеть до операции. Хотя он нашел этот дом, как и просили, он не захотел иметь с ними дело, потому что боялся, что скажут о нем, если увидят, что он, одинокий мужчина, входит в квартиру с двумя девушками» .

Свободно спадающая, непрозрачная одежда мусульманских женщин - хиджаб - очень удобна для провоза оружия в стан противника, минуя порой полицейские посты, поскольку женщина-бомба нередко выглядит, как беременная. Однако сейчас хиджаб вызывает подозрение у израильской полиции, поэтому для боль­шего успеха при совершении самоубийственных терактов, исламские терро­ристические структуры, крайне негативно относящиеся к западной моде и традициям, разрешают мусульманкам-самоубийцам надевать европейскую одежду, короткие юбки, туфли на высоком каблуке, делать модные прически и не покрывать голову традиционным платком.

Шейх Юсуф Карадави, известный исламист и декан факультета исламских исследований в университете Катара провозгласил, что участие «женщин в «джихаде» и операциях «мученичества» - это высшее проявление богопочитания, и женщина может отправляться на подобные операции без разрешения мужа и даже… с непокрытой головой и в не традиционно мусульманской одежде» .

Но в то же время в населенном шиитами Южном Ираке бойцы «Армии Махди», контролируемой сторонниками создания исламской республики, облили кислотой женщину только за то, что у нее из-под платья виднелись голые лодыжки .

Таким образом, деятельность шахидки выходит из области предопределен­ных обязанностей и приобретает, условно говоря, характер социального дей­ствия. Возможно, данная ситуация является следствием того, чтоженщина, изначально воспитанная в духе покорности мужчине, готова к исполнению мужских указаний, вплоть до отказа от своей жизни и совершения убийств невинных людей.В этой связи религия играет чрезвычайно важную роль в запрещенииили участии женщин в террористических действиях.

Террористам очень выгодно использовать мусульманских женщин, воспи­танных в атмосфере покорности и подчинению мужчине, в своих целях, а общество оказалось не готово к такому проявлению антигуманизма. Рекру­тирование женщин имеет особую функцию в условиях террористической войны. Именно потому, что от женщин не ожидается исполнение подобной роли, их используют в качестве живого оружия. Как отмечают П.В. Романов, В.В. Щебланова, Е.Р. Ярская-Смирнова, «вероятно специфика нашего вос­приятия не позволяет нам понять, что если женщина стреляет и убивает, то это вовсе не особенность конкретной женщины, а логика войны» .

Механизмы отбора женщин для выполнения террористических операций и методы, используемые для их убеждения, в целом являются такими же, как и при работе с мужчинами, одинаковы практически во всех странах и культурах, а также в религиозных и светских организациях.

Пользуясь растерянностью кандидатов, некой долей энтузиазма и часто их личной трагедией или жаждой мести, экстремисты подвергают и женщин и мужчин зомбированию и манипулируют ими по собственному усмотрению. Они указывают потенциальным смертникам на якобы правильный путь и, на первый взгляд, быстрое решение их проблем, преисполненное национального или религиозного символизма, обещая солидное вознаграждение: им - в ином мире, их семьям - в этой жизни.

В Израиле первый зарегистрированный случай использования женщин в качестве смертниц был отмечен в январе 2002 г., когда Вафа Идрис,взорвала в оживленном торговом центре 10-килограммовое взрывное устройство, приведшее к гибели одного и ранению более стачеловек.

В ходе разбирательства выяснилось, что смертница была разведена, детей не имела и проживала в лагере для беженцев в Амари. Ее отец умер, когда ей было восемь лет, трое ее братьев были в рядах палестинских террористов, один из них имел отношение к созданию ячейки «Бригад мучеников Аль-Аксы» в лагере Аль-Амари и провел 10 лет в израильской тюрьме. Ваффа Идрис стала народной героиней, в честь которой слагаются стихи и песни не только на родине, но и в других арабских странах. Садам Хусейн, перечислил 15 тысяч долларов семье погибшей, и обещал возвести ей памятник на одной из главных площадей Багдада. Мать сказала журналистам, «что гордится дочерью и надеется, что ее примеру последуют другие женщины» .

Данная позиция подтверждает тот факт, что в этом и других регионах активное участие женщин в актах террора, ранее осуждаемое семьей и обществом, постепенно переходит в разряд привычных, допустимых и даже одобряемых обществом дел. Исходя из этого, можно прогнозировать высокую вероятность того, что террористок будет становиться все больше, девушки будут считать женщин-смертниц моделями или образцами для подражания.

На наш взгляд, причины палестинского женского терроризма кроются в неразвитости политических, социальных возможностей женщин в мусульманском мире, из-за большой зависимости, бесправии и, конечно, в экономических проблемах. В странах, где высоко развита экономика, политическая и социальная стабильность, меньше женщин, желающих совершать террористические акты. В Палестине, где безработица доходит до 90% среди трудоспособного населения, рассчитывать на экономическое выживание могут только те, кто допущен до распределения поступающей из-за рубежа помощи, которая, конечно же, оказывается семьям тех самых смертниц .

Следует отметить, что особенностью террористических актов с участием шахидок является то, что это женщины, исповедующие ислам. Женщина в традиционном исламе, выполняя волю мужа, мужчины, ограничивается домашней сферой, а если и работает, то род ее деятельности не противоречит ее биологической природе. Экстремистские же организации, пользуясь вековыми традициями ислама, поддерживающими миф о предназначении женщин быть покорной мужчине, вовлекают женщин в террористические акты, но сводят женскую деятельность к роли жертвы, которую она должна принести ради веры.

На фундамент такой покорности накладываются разнообразные мотивы, толкающие мусульманских женщин на совершение терактов. Среди таких мотивов можно выделить, например, потерю близкого человека, мужа или брата. В таком случае вопрос о женском терроризме сводится к возможной манипуляции женским отчаянием и беспомощностью, со стороны мужчин, стоящих во главе сети террористических организаций. В террористические организации вовлекаются женщины с несложившейся жизнью, имеющие проблемы во взаимоотношениях с родственниками и окружающими.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ.

1.1. Феномен терроризма в современном политическом процессе

1.2. Политический и религиозный виды терроризма в контексте политического процесса.

1.3. Социальные, политические, религиозные основы моделирования женского терроризма.

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛЕЙ ЖЕНСКОГО ТЕРРОРИЗМА В СОВРЕМЕННОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ.

2.1. Социально-политическая модель женского терроризма.

2.2. Социально-религиозная модель женского терроризма.

2.3. Женский терроризм на Северном Кавказе («чеченская модель»).

Введение диссертации (часть автореферата) на тему "Женский терроризм в современном политическом процессе"

Кардинальные перемены в международных отношениях после окончания «холодной войны» не сделали мир безопасней. На смену вероятности ядерной угрозы пришло одно из самых опасных и труднопрогнозируемых явлений современности, которое приобретает все более разнообразные формы и угрожающие масштабы. Вызовом мировой безопасности в настоящее время является современный терроризм. Происходит сращивание политического и уголовного терроризма на фоне сотрудничества нелегальных и легальных структур экстремистского толка с националистическими, религиозно - секстанскими, и другими сообществами на основе взаимовыгодных интересов. Все это требует от мирового сообщества и науки выработки международных подходов и межгосударственных концепций, обеспечивающих возможность эффективной защиты личности, общества, государств от проявлений терроризма.

Актуальность темы исследования.

Реалии сегодняшнего дня свидетельствуют о том, что терроризм чаще всего сопровождается массовыми убийствами невиновных людей, влечет за собой разрушение материальных и духовных ценностей, пытается провоцировать войны между государствами, вызывает конфликты между социальными и национальными группами, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни целого поколения.

На современном этапе терроризм, который является одной из крайних форм борьбы ряда азиатских стран против западной идеологии, приобретает религиозную окраску, что делает данную тему актуальной для изучения, как в политическом, так и в социокультурном аспектах.

Уроки XX века, а в особенности его второй половины, весьма красноречиво свидетельствуют, что во всем массиве религиозного терроризма наибольшее распространение получили экстремистские структуры, действующие на основе исламского фундаментализма.

Специфической особенностью современного терроризма в последние десятилетия является то, что активными участниками в них становятся женщины. Такого рода динамика прослеживается как на Ближнем Востоке, так и в России.

Террористические акты стали «визитной карточкой» Северного Кавказа, а женщины-террористки распространенным явлением, что обусловливает актуальность изучения региональных особенностей проявления женского терроризма на Северном Кавказе.

Терроризм на современном этапе приобретает новые формы, представляющие несомненную угрозу для национальной безопасности государств. Вследствие этого данный феномен стал в последние годы пристальным объектом социальных, политических и психологических исследований. Однако тендерный аспект терроризма, изучение которого необходимо для понимания личности террористок, уровня значимости их статусов и распределения ролей в террористической деятельности, недостаточно научно проработан. В обществе существует стереотип, что женщины милосерднее, жалостливее и слабее «боевым духом», чем мужчины. Тем не менее, реальность сегодняшнего времени убеждает, что это далеко не всегда так.

Изучение участия женщин в террористическом движении важно так же и потому, что оно вносит вклад в исследование проблем женского участия в политической деятельности, в том числе и в совершенно особой подпольной (нелегальной) форме.

Исследование феномена женского терроризма, его причин и тенденций развития в современном политическом процессе представляется весьма актуальным, так как оно позволит выработать стратегию для борьбы с этим деструктивным явлением.

Степень научной разработанности проблемы.

Теоретические аспекты исследования феномена терроризма в целом получили свое отражение в работах Ю.М. Антоняна, К.В. Жаринова, Е.Г. Ляхова,

К.Н. Салимова1.

Глубокий культурологический анализ терроризма проведен в работах М. Одесского и Д. Фельдмана, а также в исследованиях А. В. Баранова. Проблемы правовой квалификации терроризма изучаются в трудах В.П. Емельянова, В.В. Мальцева, Г. Н. Морозова3.

Проблемы политического терроризма исследуются В.В. Витюком, П.А. Кабановым, Н.Д. Литвиновым4. Международному терроризму посвящены работы Н.С. Бегловой, JI.A. Моджоряна 5. Государственный терроризм явился предметом анализа Е.У. Латыпова, В.В. Лунеева и ряда других авторов6. Проблемы социальных конфликтов и насилия исследованы А.В. Дмитриевым7.

Проблемы глобализации, реакцией на негативные последствия которой следует считать современный международный терроризм, изучаются в работах

В.Л. Иноземцева, Г.В. Косова, Н.П. Медведева, В.Е. Мишина, А.С. Панарина, g

А.И. Уткина и целого ряда других исследователей. Ряд аспектов современного

См.: Антонян Ю.М. Терроризм. Криминологическое и уголовно-правовое исследование. -М., 1998.- 55 с; Жаринов К.В. Терроризм и террористы. - Минск: 1999. - 201 с; Ляхов Е.Г., Попов А.В. Терроризм: национальный, региональный и международный контроль. - М., Ростов н/Д, 1999 .- 142 е.; Салимов К.Н. Современные проблемы терроризма. - М.: 1999. - 120 с.

2См.: Одесский, М.; Фельдман, Д.; Поэтика террора и новая административная ментальность: очерки истории формирования.- М.: 1997.- 203 е.; Баранов А. В. Вирус с человеческим лицом. // Родина. 1998. № 2. С.77-85.

3 См.: Емельянов В.П. Проблемы ответственности за международный терроризм // Государство и право. - 2000. - № 1; Мальцев В.В. Терроризм: проблема уголовно-правового урегулирования // Государство и право. - 1998. - № 8; Морозов И.Л. Левый экстремизм в современном обществе: особенности стратегии и тактики // Полис. - 1998. - № З.С. 57-62

4 См.; Витюк В., Эфиров С. «Левый» терроризм на Западе. История и современность. - М., 1987,- 320 е.; Кабанов П.А. Политический терроризм. - Нижнекамск: 1998.- 187 е.; Литвинов Н.Д. Борьба с терроризмом в современной России: проблемы и парадоксы // Власть. - 1997. -№ 9.С.22- 28.

5 См.: Беглова Н.С. Терроризм: поиск решения проблемы // США: экономика, политика, идеология. - 1991. - № 1; Моджорян Л.А. Терроризм: правда и вымысел.- М. : 1983 г.- 208 с.

6 См.: Латыпов У.Р. Об определении понятия «государственный терроризм» // Советский ежегодник международного права. 1986. - М., 1987. С. 58-72.; Лунев В.В. Преступность XX века: мировые, региональные и российские тенденции: мир,криминолог анализ.-М.: 1999 г,-392 с.

7 См.: Дмитриев А.В. Этнический конфликт: теория и практика. - М.: 1998.- 200 с.

8 См.: Иноземцев В.Л. За пределами экономического общества: Постиндустриальные теории и пост-экономические тенденции в современном мире.- М.: 1998 г. - 703 е.; Косов Г.В. Трансформация государства в условиях глобализации: эколого-политические основания // Россия в условиях глобализации: философские, социокультурные и политические проблемы: Сборник статей и тезисов межрегиональной научно-практической конференции НГГТИ.терроризма освещен в работах Н.Н. Афанасьева и других авторов1. Среди политологов Юга России значительный вклад в анализ проблем терроризма внес И.П. Добаев2.

Региональная конфликтология, исследующая факторы этнополитической нестабильности Северного Кавказа комплексно представлена в работах В.А. Авксентьева, М.А. Аствацатуровой, B.C. Белозерова, А.А. Вартумяна, В.Н. Панина, В.Р. Чагилова3.

Глубокий анализ причин возникновения и роста терроризма представлен в трудах зарубежных ученых: 3. Бжезинского, М. Креншоу, У. Лакера, Д. Лонга, У. Маллисона, Р. Робертсона, А. Шмида, П. Уилкинсона4.

Невинномысск: НГГТИ, 2004; Медведев Н.П. Глобализация: вопросы методологии оценки // Россия в условиях глобализации: философские, социокультурные и политические проблемы: Сборник статей и тезисов межрегиональной научно-практической конференции НГГТИ.-Невинномысск: НГГТИ, 2004; В.Е. Мишин Геополитическая динамика в условиях глобализации и исламский фактор. Мир на СК. Сим. № 3. Геополитика, проблемы безопасности и миротворчества на СК. 2004 г.; Панарин А.С. Реванш истории: Российская стратегическая инициатива в XXI веке,- М.: 2005 г.- 432 е.; Уткин А.И. Новый мировой порядок,- М.: 2006 г.- 639 с. Афанасьев Н.Н. Идеология терроризма.// Социально-гуманитарные знания. - 2001. -№ 6. С. 51-57,

2 Добаев И.П. Исламский радикализм в международной политике.- Ростов н/Д, 2000.

3 См.: Авксентьев В.А., Бабкин И.О. Ислам и национальные конфликты на Северном Кавказе // Ab Imperio, международный ежеквартальный журнал. 2000. №2. С. 189-217,; Аствацатуро-ва, М. А. Этнополитические отношения и этнокультурные образы на страницах печатных СМИ }


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав