20.06.2020

Подготовка пожарных: «Огневая полоса. Огневая полоса психологической подготовки Журнал инструктажа огневой психологической подготовки пожарных



На сегодняшний день возгорания происходят в таком количестве зданий различных планировок, площадей и высот, что пожарному просто необходимо уметь работать в самых экстремальных условиях и уметь противостоять огню даже в самых тяжелых ситуациях. Тушение огня только кажется простым процессов, в ряде случаев это настоящая война, огонь и его распространение часто сложно спрогнозировать, а пожарные находятся на передовой, в вечно меняющихся условиях, тушение огня иногда переходит в настоящую борьбу за выживание. Усложняют ситуацию экстремальные температуры, дым, большое количество токсических веществ в воздухе, возможные обрушения и взрывы.

По этой причине очень важно изначально наработать определенные навыки в борьбе с огнем, профессиональный пожарный должен обладать не только большими теоретическими знаниями, но и серьезной практикой тушения пожаров, различной степени сложности. Люди, занимающиеся подготовкой кадров это настоящие профессионалы своего дела, они обладают большим опытом, от их профессионализма зависит жизнь и здоровье подготавливаемых курсантов. Одним из основных инструментов качественной подготовки курсантов является огневая полоса психологической подготовки пожарных , прохождение данного испытания является основным при подготовке новых кадров.

Для чего нужна огневая полоса психологической подготовки пожарных

Именно развитие у будущего профессионального пожарного морально-психологических качеств помогает подготовить курсанта к различным экстремальным ситуациям, а их бывает совсем немало в жизни профессионального пожарного. Каждый профессиональный пожарный знает, человек может быть прекрасно подготовлен теоретически, быть физически развитым и обладать всеми необходимыми навыками для тушения пожара. Однако, вся подготовка, навыки и сила, знания могут сойти на нет, стоит только проявиться страху, растерянности и панике при возникновении чрезвычайной ситуации.

Тогда уже не пожарный владеет пожаром, а наоборот, в такой ситуации человек уже не может грамотно бороться с огнем, его жизнь находиться под угрозой, любое действие и бездействие может привести к опасной ситуации. Паника и растерянность ставят под угрозу не только жизнь самого пожарного, но и его напарников, ведь звенья работают в связке, ошибка одного члена команды может привести к ужасным последствиям для других. Именно по этой причине неотъемлемой частью любого обучения являются тактические тренировки в условиях максимально приближенных к реальным. Для грамотной подготовки, отработки определенных навыков и действий до автоматизма, постоянного контроля и была придумана огневая полоса психологической подготовки , широко известная как огневая полоса .

Занятие на огневой полосе психологической подготовки

Это специально подготовленная местность, условия нахождения на которой, максимально приближены к реальной ситуации пожара, причем степень возгорания, типы пожаров, горящие материалы на такой площадке различны. Именно на такой площадке курсанты (будущие пожарные) отрабатывают и оттачивают свои навыки борьбы с огнем, проходят практическое обучение и применяют свои теоретические навыки в деле. На сегодняшний день существует определенный список правил, которым должен соответствовать учебных полигон, к ним относятся:

    На учебной площадке обязательно должен присутствовать медик, отвечающий за здоровье пожарных.

    Перед началом самой подготовки каждый курсант проходит специальный инструктаж, по итогам которого он расписывается за инструктаж по охране труда и соглашает на участие в тренировке.

    Курсанты проходят такую подготовку за счет академических часов только в начале обучения (на первом курсе).

    На площадке в обязательно порядке располагается пункт командующего, именно из этого пункта подаются распоряжения, и только эти распоряжения выполняют курсанты.

    Площадка для тренировки должна быть не менее 150 по длине и 50 метров по ширине. Пожарный должен привыкнуть к этой дистанции ведь именно 150м составляет средний путь пожарного на тушение огня. Площадки могут быть и короче, в таком случае препятствия ставятся не на прямой линии, а устраиваются П-ой и Г-ой формы.

    Сама огневая полоса должна быть максимально удалена от жилых построек. Она никоим образом не должна повредить близлежащие промышленные и гражданские здания.

Из чего состоит огневая психологическая полоса

В обязательный список препятствий, которые необходимо преодолеть курсанту входят:

    Имитация трехэтажного здания.

    Лабиринт с имеющимися внутри препятствиями.

    Специальный трап над горящими объектами (курсанту необходимо пройти над пожаром по трапу).

    Люк кабельный.

    Особая мишень, на которой отрабатывается процесс тушения пожара.

Все курсанты, поступившие в учебные заведения МЧС, проходят такую практику, при этом сам процесс тренировок и обучения осуществляется согласно составленному ректором плану. Количество часов такой практики наращивают плавно в течение года, такие тренировки способствуют закалке характера курсанта, подготавливают будущего пожарного к самым неожиданным ситуациям, все максимально приближено к реальной ситуации. Именно такие мероприятия позволяют руководителю занятий на огневой полосе психологической подготовки точно определить, насколько кадры подготовлены, если курсанты недостаточно наработали навыки, плохо подготовились, им назначаются дополнительные испытания. это мощный и серьезный инструмент оттачивания мастерства, укрепления характера и сплочённой работы будущих пожарных.

Описание, требования и модернизация огневой полосы психологической подготовки пожарных

Имеющиеся в Пензенском гарнизоне пожарной охраны огневые полосы в настоящее время частично разрушены, что, в свою очередь, приводит к облегчению условий прохождения психологической полосы и снижению ее «психологической эффективности».

На рисунке 3.17 показаны некоторые снаряды существующей огневой полосы ФГКУ 6 ОФПС и ФГКУ 2 ОФПС.

Рис. 3.17 Огневая полоса психологической подготовки пожарных ФГКУ 6 и ФГКУ 2 ОФПС

Рекомендуемая огневая полоса психологической подготовки пожарных должна состоять из следующих снарядов: трап над приямком с горящей жидкостью, эстакада, подвал, противень, лабиринт, колодец, коллектор, эстакада «цистерна», лестница, качающийся трап, эстакада со стационарным лафетным стволом, мишень.

Модернизировать огневую полосу предлагается путем добавления снарядов, позволяющих воспроизвести наиболее специфические и вероятные экстремальные ситуации на тренировках.

Требования, предъявляемые к огневой полосе психологической подготовки пожарных

(основание «Организация и проведение занятий с личным составом газодымозащитной службы ФПС МЧС России», - Методические рекомендации, М., 2008 г., Методические рекомендации по проведению занятий по огневой полосе психологической подготовки пожарных и ее оборудованию. - М., УОП МЧС России, 2007)

1) Психологическая полоса по возможности располагается вдали от производственных, общественных и жилых зданий. Место выбора строительства психологической полосы должно быть согласовано с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления;

2) Психологическая полоса должна иметь длину 150 метров, при необходимости допускается длина до 200 метров. При отсутствии площадки такой длины психологическая полоса может иметь «Г» или «П» - образную форму;

3) Территория психологической полосы должна иметь твердое покрытие и ограждение;

4) Для управления процессом обучения на психологической полосе предусматривается здание с помещениями для хранения огнетушащих средств, пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного оборудования, средств имитации, проведения медосмотра и измерения давления медперсоналом;

5) С учетом особенностей охраняемых объектов и района выезда части допускается производить замену снарядов, схожих по функциональному назначению.

6) Занятия на огневой полосе в период первоначальной подготовки проводятся согласно тематическому плану «Примерной программы специального первоначального обучения пожарных», из расчёта два часа практических занятий, без воздействия огня и дыма. Занятия на огневой полосе могут быть совмещены с занятиями по психологической подготовке;

7) Занятия на огневой полосе психологической подготовки планируются планом профессиональной подготовки и тематическим планом подготовке дежурных смен на год. Количество тренировок, обеспечивающее удовлетворительный уровень адаптации к воздействию факторов, моделируемых на снарядах огневой полосы психологической подготовки, определяется с учетом срока службы, но не должно быть менее двух в году (по одной в летний и зимний периоды);

8) Занятия на огневой полосе без воздействия на личный состав огня и дыма проводятся под руководством начальника караула или вышестоящих руководителей, а при воздействии огня и дыма - под руководством начальника подразделения или его заместителя;

9) Контроль за уровнем адаптации личного состава на снарядах огневой полосы осуществляется с помощью методики пульсометрии;

10) К занятиям на огневой полосе допускаются лица, прошедшие обучение в объёме специального первоначального обучения и сдавшие зачёт, о чём делается запись в Журнале инструктажей;

11) Ответственность за соблюдением правил охраны труды личным составом, при проведении занятий на огневой полосе, несёт руководитель занятий.

Схема расположения снарядов на огневой полосе психологической подготовки пожарных представлена на рисунке 3.18.

Рис. 3.18

Условные обозначения: расстояние между третьим и четвёртым снарядами 25 метров, между снарядами № 7 и №8, № 9 и № 10, № 10 и № 11 - 10 метров, от снаряда № 11 до мишени 15 метров, между всеми остальными снарядами по 5 метров.

1) трап над приямком с горящей жидкостью; 2) эстакада; 3) подвал; 4) противень; 5) лабиринт; 6) колодец; 7) коллектор; 8) эстакада «цистерна»; 9) лестница; 10) качающийся трап; 11) эстакада со стационарным лафетным стволом; 12) мишень.

Описание, назначение и порядок преодоления снарядов огневой полосы

1. Трап над приямком с горящей жидкостью (Рис. 3.19);

2. Эстакада (Рис. 3.20);

3. Подвал (Рис. 3.21);

4. Противень (Рис. 3.22);

5. Лабиринт (Рис. 3.23);

6. Колодец (Рис. 3.24);

7. Коллектор (Рис. 3.25);

8. Эстакада «цистерна» (Рис. 3.26);

9. Лестница (Рис. 3.27);

10. Качающийся трап (Рис. 3.28);

11. Эстакада со стационарным лафетным стволом (Рис. 3.29);

12. Мишень (Рис. 3.30).

Описание снарядов огневой полосы


Рис. 3.19

Трап над приямком с горящей жидкостью состоит из сварных металлических конструкций длиной 6.5 м и шириной 0,9 м. По всей длине трап оборудован ограждающими поручнями высотой 1 м. Трап расположен над бетонированным приямком с размерами в плане 6x3 м и глубиной 0,5 м. Приямок заполняется промасленной ветошью или горючей жидкостью.

Выполнение упражнения способствует преодолению чувства страха к высокой температуре, выработке уверенности в возможности кратковременного пребывания в зоне огня и дыма при использовании простейших средств защиты (боевой одежды и снаряжения).


Рис. 3.20

Эстакада представляет собой сварную металлическую конструкцию с наклонной трубой с размерами по длине 11,5 м и шириной 0,7 м и имеющую две площадки на разных уровнях. Наиболее удаленная от нулевой отметки площадка находится на высоте 5 м, вторая площадка на высоте 3 м. К нижней площадке приварена металлическая труба по углом 45° и длинной 6,5 м. Труба переходит в подвал.

С помощью снарядов первой группы отрабатываются приемы и способы подъема личного состава на высоту, приобретаются навыки действий пожарных в сложных условиях спусков и работы на высоте, а также пользования приемами спасания и самоспасания.

Подвал представляет собой подземное сооружение «П»-образной формы, глубиной 3 м. Вход и выход в подвал имеет размеры 3x2,5 м. Пол входа в подвал оборудуется амортизирующим материалом (маты, резиновые покрышки и т.п.) для предотвращения травм при спуске в подвал по наклонной трубе. Проход между входом и выходом в подвал имеет длину 3 м и высоту 1,2 м. Выход из подвала осуществляется с помощью лестницы - палки.

Выполнение упражнения формирует у личного состава готовность к преодолению трудностей и опасностей, а также воспитывается смелость, решительность и самообладание при нахождении в необычных стесненных условиях окружающей обстановки.


Рис. 3.22

Противень представляет собой металлическую емкость длиной 1,5 м, шириной 1 м, высотой борта 20 см. Противень заливается жидкостью в следующей последовательности и количестве (л): вода - 30; осветительный керосин - 2; автомобильный бензин - 0,25. Огнетушитель находится за 5 м до противня, запасной огнетушитель находится в 1,5 м от края противня. После преодоления подвала пожарный подбегает к огнетушителю, берет его, подносит к противню и тушит горящую жидкость. Оставлять огнетушитель в противне после ликвидации горения жидкости запрещается. Если горение не будет ликвидировано одним огнетушителем, пожарный использует запасной. Выполнение упражнения способствует отработке личным составом приемов и способов ликвидации горения ЛВЖ и ГЖ с помощью огнетушителя.

Рис. 3.23

Лабиринт представляет собой объемную конструкцию с размерами в плане 12x7,2 м, выполненную на сварных металлических прутьев, расположенных на расстоянии 10 см друг от друга. Внутренняя часть снаряда состоит из сети металлических преград с изменяющейся планировкой и шириной проходов 1,2 м. Снаряд имеет два основных проема -вход и выход, а также три аварийных выхода. Для создания дымового и огневого эффектов внутри лабиринта имеются семь емкостей для промасленной ветоши, расположенных на высотах 0,8-1,0 м.

Перед пожарными стоит задача преодолеть сложный лабиринт в условиях задымления и ограниченной видимости. В процессе преодоления снаряда личный состав отрабатывает навыки работы в условиях задымленной среды, совершенствует умение ориентироваться в сложной незнакомой обстановке, возникающей в процессе преодоления сооружения (объекта) при наличии внешних эффектов пожара (шумовых, дымовых, световых и т.п.).

Рис. 3.24

Колодец представляет собой сварную металлическую конструкцию в виде трубы с внутренним диаметром 3 м и высотой 6 м (при строительстве колодца возможно использование бетонных колец, кирпича и других материалов). Внутри колодец оборудован винтовой лестницей. На крыше колодца находится открытый люк диаметром 1 м. Подъем на крышу колодца осуществляется при помощи выдвижной трёхколенной лестницы.

При использовании снаряда создается задымление внутри колодца. В качестве дымообразующих средств используются имитаторы и составы, не вызывающие отравления и ожоги в случае нахождения пожарных в задымленных помещениях без СИЗОД.

В ходе выполнения упражнения отрабатываются приемы и способы подъема личного состава с пожарно-техническим вооружением и оборудованием на высоты, а также приобретаются навыки действий пожарных в сложных условиях подъема и спуска. Задача пожарных заключается в переносе, установке выдвижной трехколенной лестницы, подъеме по ней на площадку, расположенную на высоте 6 м, и спуске по стационарным лестниц.

Рис. 3.25 Снаряд 7 «Коллектор»

Кабельный коллектор представляет собой удлиненное в виде ломаной линии длиной 6,5 м. сооружение из типовых сборных железобетонных лотков. Лотки соответствуют «Общесоюзному строительному каталогу типовых конструкций и изделий всех видов строительства». Лотки по отношению друг к другу расположены под углом 30-40 . В промежутках между лотками размещены противни с горючей жидкостью или промасленной ветошью.

В задачу пожарного на данном этапе входит преодоление кабельного коллектора в стесненных и задымленных условиях. Задымление в коллекторе создается путем сжигания горючей жидкости (промасленной ветоши) в противнях, установленных в разрывах между блоками коллектора. Снаряд позволяет формировать у личного состава готовность к преодолению трудностей и опасностей, воспитывать у них смелость, решительность и самообладание при попадании в необычные стесненные условия окружающей обстановки.

Рис. 3.26 Снаряд 8 «Эстакада - цистерна»

Фрагмент эстакады с горловиной от емкости железнодорожной цистерны представляет собой сварную металлическую конструкцию высотой 2 м, длиной 8 м и шириной 0,8 м. В центре эстакады находится резервуар емкостью 3 куб. м с горловиной диаметром 0,6 м. Под эстакадой на высоте 1 м установлены металлические лотки шириной 10 см с промасленной ветошью или горючей жидкостью. С обеих сторон под углом по ходу движения имеются металлические лестницы. Площадка и лестницы на всем протяжении оборудованы металлическими поручнями высотой 1 м.

При выполнении упражнений на данном снаряде задача пожарных сводится к тому, чтобы, поднявшись на фрагмент эстакады и преодолев зону высокой температуры и задымления, ликвидировать горение в емкости путем герметизации горловины асбестовым покрывалом и продолжить прокладку рукавной линии.

В ходе выполнения упражнения у пожарных формируется психологическая устойчивость и приобретаются навыки работы по тушению пожаров в железнодорожных цистернах.

Рис. 3.27

Снаряд представляет собой шесть металлических конструкций «П»-образной формы различной высоты, сваренных из труб и расположенных последовательно в порядке возрастания.- Расстояние между конструкциями 1 м, их ширина 2 м. Высота 1-й конструкции 60 см, 2-й - 80 см, 3-й - 100 см, 4-й -120 см, 5-й - 140 см, 6-й - 160 см.

По ходу прохождения снаряда пожарный должен преодолеть все 6 конструкций. В ходе данного упражнения пожарный вырабатывает навыки преодолении различных препятствий, отрабатывает сноровку и выносливость.

Рис. 3.28

Качающийся трап представляет собой подвешенную на цепях платформу размерами 1,5x4 м. Высота столбов от уровня земли 1 м. Высота платформы от уровня земли 60 см. Пожарный преодолевает качающийся трап (балансируя).

В ходе данного упражнения вырабатываются навыки сохранения равновесия.

Рис. 3.29 Снаряд 11 «Эстакада со стационарным лафетным стволом»

Металлическая площадка эстакады состоит из площадки размером в плане 2x10 м, укрепленной на железобетонных опорах и расположенной на высоте 4 м. На площадку ведет наклонная металлическая лестница шириной 0,8 м. По бокам площадки находятся противни с ветошью. В конце площадки стационарно установлен лафетный ствол. Площадка по периметру оборудована ограждающими поручнями высотой 1 м.

Пожарный, поднявшись по металлической лестнице, преодолевает задымленную зону, после чего струей воды из лафетного ствола поражает мишень, расположенную на расстоянии 15-20 м от эстакады.

Выполнение упражнений на данном этапе позволяет отработать действия личного состава по ликвидации аварийных ситуаций в технологических установках, приемы и способы работы на наклонных плоскостях в условиях высоты и подачу огнетушащих средств в имитируемый очаг пожара (мишень).

Рис. 3.30 Снаряд 12 «Мишень»

Мишень состоит из емкости для заполнения ее водой от лафетного ствола, установленного на снаряде №11. Мишень расположена на расстоянии 15-20 м от снаряда № 11 на высоте 5 м от нулевой отметки.

Работа пожарных осуществляется в разных условиях. Иногда тушение огня переходит в настоящую борьбу на выживание. Этому способствуют аномально высокие температуры, задымленность, токсичность горящих веществ. К подготовке кадров допускаются только профессионалы, которые имеют не только теоретические, но и практические познания.

Для чего нужна

Развитие у будущих сотрудников МЧС морально-психологических качеств помогает в дальнейшем определить степень готовности курсанта (пожарного) к экстремальным ситуациям. Физические навыки сводятся к нулю, если страх и растерянность во время чрезвычайной ситуации или пожара овладевают пожарным.

Тактические тренировки неотъемлемая часть обучения. Для этого была придумана полоса препятствий психологической подготовки, больше известная, как огневая.

Что представляет собой

Это местность, условия нахождения на которой максимально приближены к ситуациям на пожаре. Здесь курсанты и действующие сотрудники МЧС, проходят практическое обучение и оттачивают имеющиеся навыки.

Есть несколько правил, относительно того, какой должен быть учебный полигон:

  1. Огневая полоса пожарных должна быть максимально удалена от жилых зданий и промышленный построек, чтобы огонь не повредил их.
  2. Длина полигона должна быть не менее 150 метров. Именно такая длина среднего пути пожарного при работе на тушении огня. Если территория где оборудована огневая полоса короче, то этапы препятствий разрешается ставить в П-образной или Г-образной форме.
  3. На территории обязательно располагается отдельно стоящий пункт командующего, откуда подаются распоряжения к действию. Курсанты или пожарные слушают только команды того, кто находится в пункте управления.
  4. Курсанты проходят занятия на огневой полосе за счет академических часов обучения только на первых курсах.
  5. Перед началом практики каждый курсант, пожарный должен пройти инструктаж. Поставить подпись за полученный инструктаж по охране труда и подтверждает согласие на участие.
  6. На территории полигона обязательно присутствие медицинского работника ответственного за здоровья пожарных.

Этапы

Обязательный список препятствий, которые рекомендуется к установке на огневой полосе:

  • имитация трехэтажной постройки или здания;
  • лабиринт с препятствиями;
  • трап над горящими объектами, по которому необходимо пройти;
  • кабельный люк;
  • установленная мишень (имитация тушения огня)

Периодичность проведения занятий

Курсанты пожарных академий проходят практику, согласно учебного плана составленным ректором. Количество часов практики для пожарных проводят планово два раза в год. Подобные тренировки закаляют характер пожарного, готовя его к самым неожиданным ситуациям в реальной, боевой атмосфере. Данные мероприятия позволяют руководителю занятий максимально точно судить о степени подготовки кадрового состава. При необходимости назначаются дополнительные испытания по оттачиванию практических навыков.

Более подробная информация, с описанием всех этапов и другие разъяснения приложены к статье и доступны по кнопке СКАЧАТЬ после регистрации на проекте

ОПППП представляют собой комплексы, состоящие из различных объектов, препятствий и учебно-служебных ситуаций, связанных в единую цепь и ставящих обучаемых перед необходимостью практически решать сложные задачи в процессе выполнения отдельных профессиональных действий. В ходе регулярных занятий на ОПППП у обучаемых формируются следующие качества:

Эмоционально-волевая устойчивость, самообладание, решительность, настойчивость, смелость, ловкость, готовность к неожиданностям, выносливость, находчивость, расчетливость;

Устойчивость к риску, опасностям, неожиданностям, огню, дыму, различным помехам;

Быстрота мышления, ориентировки и реакции на изменения обстановки на боевых позициях и участках тушения пожара;

Профессиональные навыки и умения по спасанию людей в особо опасных ситуациях и т.д.

При создании ОПППП необходимо учитывать некоторые правила их сооружения:

Воспроизведение наиболее специфических и вероятных экстремальных ситуаций оперативно-служебной деятельности;

Обеспечение максимальной психологической эффективности, психологической "закалки";

Возможное варьирование последовательности преодоления препятствий и решения конкретных ситуаций, устранение их стандартности и сохранение фактора неожиданности при повторных прохождениях полосы;

Возможность последующего качественного разбора действий обучаемых на полосе, максимальная дешевизна изготовления и многократное использование психологических полос, их унификация.

Вышеперечисленные требования к ОПППП не затрагивают конкретные стороны планировочных и инженерно-строительных решений.

Анализ имеющихся ОПППП показывает, что в отдельных случаях допускаются ошибки при их создании:

Попытка неограниченно увеличивать число позиций полосы;

Включение в ее структуру объектов и препятствий, предназначенных преимущественно для повышения физической, а не психологической подготовленности обучаемых;

Увеличение внешних эффектов и недостаточная забота о создании внутренних трудностей для обучаемых.

Огневой полигон (далее - полигон) предназначен для практической подготовки личного состава дежурных караулов, имеющих квалификацию «газодымозащитник» и «спасатель», к действиям в зоне с непригодной для дыхания средой при огневых воздействиях, повышенной влажности и непредвиденных обстоятельствах, связанных с пожаром и техногенной аварией.

Оснащение полигона обеспечивает проведение следующих видов тренировок:

Одновременная тренировка газодымозащитников (спасателей) в составе звена (отделения);

Создание условий, приближенных к условиям работы на пожаре или при ликвидации аварий;

Тушение условного пожара с подачей огнетушащего вещества от автоцистерны, внутреннего пожарного крана или иного источника

При проведении занятий на свежем воздухе на учебной башне, спортивной площадке, 100 метровой полосе руководствуемся приложением 1, 2.

Вывод по первому вопросу: Современная материальная база для качественной подготовки газодымозащитников является гарантией выполнения задач поставленных перед звеньями ГДЗС при работе в непригодной для дыхания среде

Вопрос № 2 (время 30 минут). Основные требования к организации и обеспечения функционирования учебно-тренировочных комплексов ГДЗС.

Теплодымокамера

Требования к составу ТДК

Комнату руководителя занятий (пультовую);

Пост медицинского контроля;

Контрольный пост ГДЗС;

Учебный класс;

Задымляемое помещение, включающее в себя: лабиринт (тренажер ориентации) и участок технологической зоны (с возможностью обеспечить тепловую нагрузку);

Тренажерную зону;

Кабинет психологической разгрузки;

Кабинет начальника комплекса;

Предкамеру, совмещенную с постом безопасности;

Помещение электроснабжения комплекса;

Помещение общеобменной и приточно-вытяжной вентиляции;

Тамбур-шлюз (с избыточным подпором воздуха);

Санузел и душевую комнаты;

Гардеробную;

Кладовую для хранения инвентаря.

Требования к надежности

Срок службы на основное оборудование комплекса должен быть не менее 10 лет.

Требования к задымляемым помещениям

Тренировки в условиях задымления должны быть направлены на освоение газодымозащитниками правильных действий в составе звена в различных условиях обстановки, формирование психологической и физической готовности. Необходимо стремиться к созданию такой учебной обстановки, которая была бы максимально приближена к реальным условиям работы на пожаре, способствовала достижению максимальных физических и эмоционально-волевых нагрузок.

При использовании средств имитации (очагов пожаров, последствий взрывов, обрушений и других опасных факторов, повреждений приборов и трубопроводов и др.), необходимо применять меры, исключающие возможность возникновения аварийных ситуаций, повреждений и несчастных случаев.

В состав оборудования задымляемого помещения рекомендуется включать следующие элементы и системы :

Лабиринт (тренажер ориентации) двух (трех) уровней;

Участок технологической зоны (с возможностью обеспечить тепловую нагрузку);

Систему задымления с использованием безопасного дыма;

Систему двухсторонней связи;

Систему видеонаблюдения и дублирующей системы слежения;

Систему создания звуковых и световых эффектов;

Систему приточно-вытяжной вентиляции.

Шумовое сопровождение при тренировке должно обеспечивать звуки, имитирующие :

Обрушение конструкций;

Взрыв паров или газов;

Шум выходящего из трубопровода под давлением газа;

Крики «пострадавшего» и т.п.

Примерный перечень средств имитации включает :

Узкие лазы;

Наклонный участок с постепенно изменяющейся высотой;

Качающийся участок пола;

Ступеньку-пандус;

Имитатор «очаг пожара»;

Имитатор «вспышка»;

Имитатор «пострадавший».

Примерный перечень фрагментов технологического оборудования включает :

Тренажер «резервуар»;

Тренажер «участок трубопровода»;

Тренажер «рубильник»;

Тренажер «задвижка».

Стены, потолок, пол и полотнища дверей должны быть выполнены из материалов, допускающих их мойку водой.

Стены, потолок, пол и полотнища дверей помещения должны иметь необходимую термо- и дымоизоляцию.

Для применения во время тренировки в задымляемых помещениях огнетушащих веществ пол должен иметь необходимую гидроизоляцию и уклон в сторону трапов для сбора воды.

Задымляемое помещение должно иметь не менее двух выходов . Над выходами с внутренней стороны устанавливаются световые указатели с надписью «ВЫХОД», включаемые с пульта управления.

Перед входом в задымляемые помещения следует устраивать незадымляемые тамбур-шлюзы (с избыточным подпором воздуха) для исключения проникновения дыма в другие помещения комплекса.

Требования к тренажерной зоне

Тренировка в тренажерной зоне имеет целью выработать у тренирующихся высокий уровень выносливости, подвижности, физической работоспособности, тепловой адаптации к условиям повышенной температуры.

Технические возможности тепловой зоны должны обеспечивать температурный режим в пределах 20-40±2°С. Регулировка температуры должна проводиться плавно в заданных пределах с автоматической поддержкой.

Для осуществления контроля за тренировкой в стене, разделяющей тренажерную зону и комнату руководителя занятий (пультовую), делается смотровое окно (размером не менее 1x1 м).

Для управления тренировкой в помещении предусматривается система двухсторонней связи между тренирующимися и руководителем тренировки.

Стены, потолок, пол и полотнище дверей помещения должны быть выполнены из материалов, допускающих их мойку водой .

Пол должен иметь уклон для обеспечения сбора воды в дренажную систему.

Стены, потолок, пол и полотнище дверей камеры должны иметь необходимую термоизоляцию .

Переход из тренажерной зоны в задымляемое помещение осуществляется через тамбур-шлюз .

Оборудование тренажерной зоны

Количество тренажеров (эргометров), размещаемых в помещении, подбирается исходя из среднего числа тренируемых. Тренажеры (эргометры) должны быть общего типа назначения.

Беговая дорожка. Угол подъема и скорость дорожки должны регулироваться плавно в заданных пределах. Разрешенный вес пользователя должен быть не менее 150 кг.

Вертикальный эргометр типа «Ударный молот». При тренировке на этом тренажере должен подниматься и опускаться груз весом 25 кг канатом на роликах.

Тренажер «Бесконечная лестница». На этом тренажере должны выполняться упражнения (проводиться тренировки) имитирующие подъем по лестнице. Цепь ступенек должна начинать двигаться только при нагрузке за счет веса человека. Световой датчик должен автоматически отключать лестницу при проскоке ноги человека мимо ступеньки.

Тренажер «Велоэргометр». На данном тренажере тренирующиеся определяют при заданных нагрузках выносливость и физическую работоспособность. Разрешенный вес пользователя должен быть не менее 150 кг.

Требования к комнате руководителя занятий (пультовой)

Оборудование пультовой должно обеспечивать постоянный контроль за тренировкой, поддержание двусторонней связи, а также управление маршрутами движений в системе лабиринта и вносить изменения в условия проведения тренировок.

Примерный перечень оснащения и оборудования пультовой включает :

Пульт управления, который предназначен для управления системами слежения, вентиляции, поддержания заданной температуры, контроля за работой тренажеров, задымлением, звуковыми и световыми эффектами и т.д.;

Система регистрации и передачи физиологических сигналов по радиоканалу;

Рабочий стол;

Стенд служебной документации.

Температурный режим в помещении должен обеспечиваться в пределах 18..,25 °С, при относительной влажности не более 70%.

Требования к посту медицинского контроля

Оборудование поста должно обеспечивать контроль за физическим состоянием тренирующихся и возможности экстренного оказания первой доврачебной медицинской помощи.

Аптечка (набор) для оказания первой доврачебной помощи;

Аппарат искусственной вентиляции легких;

Медицинский тонометр;

Кушетка для отдыха;

Рабочий стол;

Пол должен быть нескользким и допускающим его мойку водой.

Требования к предкамере, совмещенной с постом безопасности

Предкамера должна располагаться в непосредственной близости от тренажерной зоны и задымляемого помещения и обеспечивать условия для размещения резервного звена и отдыха тренирующихся, а также для работы контрольного поста ГДЗС.

Оснащения предкамеры включает:

скамью для отдыха;

стенд документации;

рабочий стол поста безопасности;

Требования к контрольному посту газодымозащитной службы

Контрольный пост должен обеспечивать проведение проверок изолирующих дыхательных аппаратов, замену кислородных (воздушных) баллонов и регенеративных патронов.

Обязательное оснащение поста включает:

Приборы контроля параметров работы изолирующих дыхательных аппаратов;

Набор специальных ключей;

Прибор проверки качества воздуха;

Прибор контроля давления в баллонах;

Столы для проведения проверок;

Стеллажи для хранения запасных баллонов и регенеративных патронов;

Стенд документации;

Рабочий стол;

Комплект рабочей документации поста безопасности;

Плакаты по устройству и правилам технического обслуживания изолирующих дыхательных аппаратов.

Требования к учебному классу

Учебный класс должен быть оснащен столами и стульями на 20-25 посадочных мест, компьютерной системой обучения и контроля знаний, наглядными пособиями и стендами с информацией об устройстве изолирующих дыхательных аппаратов, о правилах работы в них и техническом обслуживании, методиках проведения расчетов параметров работы в зоне с непригодной для дыхания средой, планом-схемой комплекса и др.

Требования к кабинету психологической разгрузки

Кабинет психологической разгрузки предназначен для восстановления и отдыха личного состава после тренировок в зоне с непригодной для дыхания средой.

Требования к вспомогательным помещениям

К вспомогательным помещениям относятся:

Кабинет начальника комплекса; помещение электроснабжения комплекса;

Помещение общеобменной и приточно-вытяжной вентиляции;

Туалетную и душевую комнаты;

Тамбур и тамбур-шлюз;

Гардеробную;

Кладовую для хранения инвентаря.

Требования к вспомогательным помещениям определяются в каждом конкретном случае исходя из решаемых задач подготовки газодымозащитников, санитарно-гигиенических требований и требований охраны труда.

Требования к системе электрооборудования

Система электрооборудования комплекса должна быть выполнена в соответствии с Правилами устройства электроустановок и обеспечивать полную безопасность при их эксплуатации. Она включает в себя следующие виды освещения:

рабочее (общее и местное) - 220 В; аварийное - 220 В; эвакуационное - 220 В; ремонтное - не более 36 В.

В задымляемых помещениях, включая лестничные клетки, необходимо предусматривать аварийное освещение, для чего на стенах устанавливаются светильники с зеркальными лампами, которые улучшают видимость в задымленных помещениях в случае экстренной эвакуации тренирующихся. Аварийное освещение подключается к двум независимым источникам питания.

Требования к системам задымления и вентиляции

Задымление должно создаваться только в тренировочных помещениях. В качестве дымообразующих средств используются имитаторы и составы, не вызывающие отравления и ожогов.

Шумовые эффекты не должны превышать допустимых норм.

Для удаления дыма из тренировочных помещений должны быть предусмотрены три обособленные системы дымоудаления, состоящие из вытяжной, приточной и аварийной установок каждая. Производительность каждой системы должна обеспечивать десятикратный воздухообмен в обслуживаемом помещении.

Аварийная принудительная вентиляция подключается к основному и независимому резервному источникам питания и должна обеспечивать в задымляемых помещениях в течение 2 мин с момента включения системы условия устойчивого визуального контакта.

Дополнительные требования

Помещения для тренировок должны быть оборудованы системами контроля за местонахождением тренирующихся.

Ключевые слова: пожарный, спасатель, огневая психологическая полоса подготовки пожарных, адаптационная мобильность, педагогические условия.

Аннотация: в данной статье рассмотрен вопрос о необходимости формирования и развития адаптационной мобильности будущих пожарных и спасателей МЧС России. Дано определение адаптационной мобильности курсантов пожарно-спасательной академии и определено, что успешным формированием и развитием адаптационной мобильности курсантов образовательных учреждений высшего образования ГПС МЧС России является огневая психологическая полоса подготовки пожарных, как одно из главных педагогических условий в образовательном процессе.

Профессиональное образование является приоритетной и системообразующей областью, которая обеспечивает формирование профессионально-компетентной личности будущих пожарных-спасателей МЧС России, способных самостоятельно и оперативно решать профессиональные задачи, осознавать личностную и общественную значимость этой деятельности, нести ответственность за ее результаты.

В силу своей профессиональной направленности сотрудники МЧС, являются руководителями и организаторами, они обязаны быстро адаптироваться к любой нештатной ситуации, оперативно ориентироваться в новых экстремальных условиях, тем самым способствовать развитию собственной социальной адаптации.

В настоящее время среди множества проблем, связанных с подготовкой квалифицированных специалистов главенствующую роль приобретает ориентация на развитие личности и профессиональных компетенций, позволяющая облегчить адаптацию выпускников к профессиональной среде и формирование мобильности курсантов в ней.

В сфере пожаротушения большое внимание уделяется формированию и развитию адаптационной мобильности пожарных-спасателей. Адаптационная мобильность курсантов пожарно-спасательной академии – интегративное, социально обусловленное профессионально-личностное образование, отражающее квалификационный и достаточный уровень овладения ими ключевыми и профессиональными компетенциями па основе мотивированной предрасположенности к самообучению, саморазвитию и самореализации в данной области и обеспечивающее продуктивную профессиональную деятельность .

Необходимость в адаптационной мобильности возникает при обстоятельствах, когда произошли (происходят) события, которые фактически нарушили (нарушают) привычную последовательность событий для объекта (субъекта) процесса. Огневая психологической полоса подготовки пожарных является одним из главных педагогических условий в образовательном процессе, при котором у курсантов происходит процесс формирования важных для их будущей профессий, профессиональных качеств пожарного, в том числе и адаптационная мобильность.

Огневая психологической полоса подготовки пожарных – это набор специальных снарядов, расположенных на определенной территории и предназначенных для развития у пожарных эмоционально-волевую устойчивость, адаптационную мобильность, самообладание, решительность, настойчивость, смелость, ловкость, готовность к неожиданностям, выносливость, находчивость, расчетливость, устойчивость к риску, опасностям, неожиданностям, огню, дыму, различным помехам, ориентировки и реакции на изменения обстановки на боевых позициях и участках тушения пожара, профессиональные навыки и умения по спасанию людей в особо опасных ситуациях, умения контролировать свои действия и управлять ими в сложной обстановке пожара или ЧС.

Определение понятия и роли адаптационной мобильности в будущей профессиональной деятельности пожарного и спасателя позволяет подойти к огневой психологической полосе подготовке пожарных как педагогическое условие, подготовки будущих специалистов в сфере пожаротушения и ликвидации последствий ЧС профессиональных взаимодействий на ее основе.

Первую группу условий мы рассматриваем как совокупность объективных и субъективных факторов, обуславливающих успешность протекания процесса подготовки курсантов к будущей профессиональной деятельности.

Данная группа условий реализуется на основе принятия личности курсанта, создания атмосферы доброжелательности и доверительности, взаимной ответственности и др.

Вторая группа условий обеспечивает усвоение курсантами ключевых компетенций, необходимых для реализации адаптационной мобильности при осуществлении профессиональной деятельности пожарного и спасателя. Усвоение курсанта теоретических и практических знаний осуществляется через содержание дисциплин всех блоков подготовки, через все виды практик пожарно-спасательной академии, ее целевую, содержательно-организационную оформленность и др. Реализация этого направления деятельности актуализирует основные профессиональные компетенции курсантов, способствует их пополнению и обобщению посредством построения ситуаций реальной профессиональной деятельности.

Реализация третьей группы условий обеспечивает достижение целей по взаимодействию на всех этапах профессиональной подготовки и будущей профессиональной деятельности курсантов (это условия для обмена мнениями, постановки вопросов, согласования позиций, координации действий, коллективного анализа результатов и самого процесса совместной деятельности и др.). Формирование адаптационной мобильности курсанта пожарно-спасательной академии основывается на использовании методов инновационного обучения, широкого спектра практических занятий, а также внедрения в образовательный процесс таких методов, как выездных учений на тренировочные полигоны, пожарно-строевые занятия на огневых полосах.

Профессиональная подготовка пожарных идет более успешно, если обучение их осуществляется в условиях, максимально приближенных к реальным. Методы, перечисленные выше, готовят курсантов к их профессиональной деятельности.

Адаптационная мобильность курсантов формируется на протяжении всего обучающего процесса. Отталкиваясь от специфики деятельности пожарных учебный процесс строиться на развитие волевых и морально-психологических качеств, способности трезво мыслить в сложной обстановке, умения контролировать свои действия и управлять ими.

В этой связи, приведенные выше группы условий, представляют собой целостное интегративное образование, задающее логику процесса подготовки курсантов по формированию адаптационной мобильности курсантов пожарно-спасательной академии, а через последовательные этапы педагогической деятельности: подготовительный, основной и заключительный.

Таким образом, формирование адаптационной мобильности курсантов является многокомпонентным, многофункциональным комплексом, и это предопределяет интегративность в создании оценочного аппарата для итогового результата подготовки специалиста, а также тех ключевых и профессиональных компетенций, которые станут основой осуществления успешной профессиональной деятельности специалиста в сфере пожаротушения.

В этой связи, каждому уровню сформированной адаптационной мобильности курсантов, соответствует огневая психологическая полоса подготовки пожарных как педагогическое условие, стимулирующих переход к более высокому уровню ее состояния. Огневая психологическая полоса подготовки пожарных как педагогическое условие формирования адаптационной мобильности курсантов заключаются в развитии у них устойчивой мотивации к успешной профессиональной деятельности; использовании личностно-ориентированной профессиональной подготовки курсантов; поэтапном мо- ниторинге уровней сформированное их адаптационной мобильности; корреляции содержания профессиональной подготовки и механизма оценки сформированное адаптационной мобильности курсантов с требованиями работодателей; учебно- производственном партнерстве вуза с различными гарнизонами нашей страны. Реализация заявленных условий предусматривает совершенствование адаптационной мобильности курсантов, ориентированного на формирование готовности выпускников образовательных организаций высшего образования ГПС МЧС России к профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Войков Р.А. Профессиональное становление личности./Р.А.Войков// Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал),2012. №4(12). - С.3-5.

2. Зеер Э. Ф. Профессиональная мобильность - интегральное качество субъекта инновационной деятельности / Э.Ф. Зеер, С.А. Морозова, Э.Э. Сыманюк Педагогическое образование в России. - 2011. - № 5. - С. 90–97.

3. Маринич Е.Е., Баранов К.Г. Теоретический анализ «адаптационная мобильность» пожарных-спасателей в учебных заведениях МЧС России [Текст] //Перспективы развития науки в области педагогики и психологии./Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. – 2016. – №3. г. Челябинск, – С. 104 – 108.

4. Методические рекомендации по организации и проведению занятий с личным составом газодымозащитной службы Федеральной противопожарной службы МЧС России. Утверждены главным военным экспертом МЧС России генерал- полковником П.В. Плат 30.06.2008, г. Москва.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав