22.09.2019

«Использование инновационных образовательных технологий в учебном процессе. Использование инновационных решений


Стремительное развитие общества диктует необходимость изменений в технологиях и методиках учебного процесса. Выпускники образовательных заведений должны быть готовы к тенденциям изменчивой современности. Поэтому внедрение технологий, направленных на индивидуальный подход, мобильность и дистанционность в образовании, представляется необходимым и неизбежным.

Что такое «инновационная технология»

Слово «инновация » имеет латинское происхождение. «Novatio» означает «обновление», «изменение», а «in» переводится как «в направлении». Буквально «innovatio» - «в направлении изменений». Причем это не любое новшество, а после применения которого происходят значительные улучшения эффективности, качества деятельности.

Под технологией (греч. techne «искусство», «мастерство», logos «слово», «знание» - наука об искусстве) понимается совокупность методов и процессов, применяемых в каком-либо деле или в производстве чего-либо.

Любое нововведение находит свою реализацию через технологию. Таким образом, инновационная технология - это методика и процесс создания чего-либо нового или усовершенствования уже существующего с целью обеспечения прогресса и повышения эффективности в различных сферах деятельности человечества.

Инновационные образовательные технологии

Используемые методы работают не так эффективно применительно к новому поколению учеников. Стандартизированное обучение не учитывает индивидуальных качеств ребенка и необходимости творческого роста.

Несмотря на ряд проблем, которые не решаются старыми способами, есть затруднения с введением новшеств. Учитель должен понимать, что введение инновационных методов помогает не только его воспитанникам эффективнее усваивать материал, развивает их творческий потенциал. Но это также помогает педагогу реализовывать собственный интеллектуальный и творческий потенциал.

Виды педагогических инноваций

В школьном образовании применяются самые разнообразные педагогические инновационные методики. В выборе огромную роль играет профильная направленность учебного заведения, его традиции и стандарты.

Наиболее распространенные новшества в процессе образования:

  • информационно-коммуникационные технологии (ИКТ);
  • личностно-ориентированное обучение;
  • проектная и исследовательская деятельность;
  • игровые технологии.

ИКТ

Подразумевает интеграцию преподавания дисциплин с информатикой, а также компьютеризацию оценивания и коммуникации в целом . Компьютер может использоваться на любых этапах учебного процесса. Школьники обучаются работе с основными программами, изучают материал благодаря электронным учебникам и пособиям. С помощью компьютера и проектора преподаватель излагает материал. Презентации, диаграммы, аудио- и видеофайлы благодаря наглядности способствуют лучшему усвоению темы. Самостоятельное создание слайдов, схем, карт памяти помогает структурировать знания, что также помогает в запоминании.

Наличие компьютера, интернета и специальных программ делает возможным дистанционное преподавание , онлайн-экскурсии, конференции и консультации.

В конце изучения темы в качестве контроля могут быть использованы тесты на компьютере . Школы используют систему электронных журналов , в которых можно отследить результаты отдельного ребенка, класса или же успеваемость по конкретному предмету. Входят в обиход и электронные дневники , где выставляются оценки и фиксируются домашние задания. Так что родители могут узнать баллы ребенка и наличие заданий.

Важно научить школьников правильно использовать интернет, поисковые системы и социальные сети. При грамотном подходе они становятся неисчерпаемым источником информации и способом коммуникации школьников с учителем и между собой.

Популярность набирает создание педагогом собственного сайта . Благодаря ему можно делиться интересными книгами, пособиями, статьями, обучающими видео и аудио, удаленно отвечать на вопросы учеников. Может использоваться при разработке группового проекта: участники делятся друг с другом и куратором наработками, результатами и решают возникающие проблемы.

Личностно-ориентированное обучение

В этом случае главным действующим лицом в обучении признается ребенок . Целью является развитие личности школьника с учетом его индивидуальных качеств. Соответственно, не учащиеся подстраиваются под образовательную систему и стиль педагога, а учитель, используя свои умения и знания, организовывает обучение согласно особенностям класса.

Здесь необходимо знание учителем психологических, эмоциональных и познавательных особенностей ученического коллектива. Исходя из этого, он формирует планы занятий, подбирает методы и способы изложения материала. Важно суметь пробудить интерес ученика к излагаемому материалу и работать коллективно, выступая не столько лидером, сколько партнером и советчиком.

При желании учебного заведения возможна дифференциация учащихся . Например, комплектование класса по определенному признаку в результате тестирования; дальнейшее разделение согласно заинтересованности; введение профильных классов в старшей школе.

Проектная и исследовательская деятельность

Главной целью является развитие способности самостоятельного, творческого поиска данных, постановки и решения задач, задействования информации из разных сфер знаний. Задача преподавателя заключается в пробуждении интереса к поисковой деятельности и создание условий для ее реализации.

При работе над групповым проектом повышаются и навыки работы в команде, коммуникации, умения прислушиваться к чужому мнению, критиковать и принимать критику.

Применение этой технологии в школе развивает способности познавать мир, анализировать факты, делать выводы. Это основа и помощь при поступлении в высшее учебное заведение и работе над дипломными и магистерскими диссертациями.

Игровые технологии

Ценность игровой технологии заключается в том, что, являясь по своей сути отдыхом, она выполняет образовательную функцию, стимулирует творческую реализацию и самовыражение. Конечно, наиболее она применима в младшей группе школьников, поскольку соответствует их возрастным требованиям. Использовать ее необходимо дозировано.

По желанию учителя весь урок можно провести в игровой форме: конкурс, викторина, КВН, постановка сценок из произведения. Возможно использование игровых элементов и на любом этапе занятия: в начале, в середине или в конце в качестве опроса. Правильно организованная игра стимулирует память школьников, заинтересованность, а также преодолевает пассивность.

Изменения в образовательной сфере необходимы и неизбежны. И стоит заметить, что в большинстве своем ученики с радостью принимают что-то новое, интересное, необыденное. Они готовы и способны к восприятию . Последнее слово - за педагогами.

Много полезных материалов с использованием инновационных технологий представлены в разделе «Публикации ». Вы можете черпать из работ коллег интересные приемы и идеи.

Инновационная технология - инструмент области знаний, охватывающей методологические и организационные вопросы Исследованиями в данной сфере занимается такая область науки, как инноватика.

Современные инновационные технологии связаны с большим количеством проблем, которые могут стать предметом их исследований. Также данное понятие может быть отнесено к новым средствам регулирования с последующим развитием некоторых социальных процессов, которые имеют способность достигать соответствия в сложностях общественной ситуации. Таким образом, инновационная технология должна быть направлена на удовлетворение человеческих и общественных потребностей в условиях неопределенности.

Сущность

Итак, остановимся подробнее на термине. Инновационная технология - определенное новшество в сфере технологии, техники и организации труда либо управления, которое основано на эффективном использовании передового опыта и научных достижений. Она позволяет повысить качество продукции в производственной сфере. Применение данного термина подразумевает не любое нововведение либо новшество, а только те из них, которые способны серьезно увеличить эффективность существующей системы.

Использование инновационных технологий предусматривает осуществление комплекса организационных мер и приемов, которые направлены на обслуживание, изготовление, эксплуатацию и ремонт изделия с оптимальными затратами и номинальным количеством. В результате таких мероприятий в различных областях жизнедеятельности нововведения не только создаются, но и материализуются. Также их действие направлено на рациональное использование экономических, социальных материальных ресурсов.

Классификация

Может быть классифицирована по следующим признакам:

  • по степени новизны;
  • по сфере и масштабам применения;
  • по причине возникновения;
  • по эффективности.

Требуется создание системы

Практика в данной сфере всегда была неоднозначной и сложной. При этом решение возникающих проблем, которые обнаруживаются в современных условиях и выражаются полной разрегулированностью и неадекватностью социальных инструментов применения требует определенных знаний. Это предполагает создание аргументированной и гибкой системы научного обоснования нововведений, способной учитывать специфику и логику применения не только самого нововведения, но и особенностей его восприятия и оценки. Только в этом случае реализация новшества может быть эффективной. В основу данного подхода обеспечения новшеств закладывается одновременное исследование всех сторон взаимодействия между социальной средой и нововведением с выявлением тех областей такого взаимодействия, которые могут в большей степени оказывать влияние на успешность инновационных процессов с предвидением и распознаванием возможных проблемных вопросов этой сферы.

Таким образом, целесообразно выделить такие составляющие системы инноваций, как диагностика и исследование нововведений.

Использование инновационных моделей организации, содержания и технологий воспитательного процесса с целью обеспечения оптимальных условий для развития и самоопределения личности ребёнка.

Описание материала: статья предназначена для учителей начальных классов и классных руководителей. В данной статье рассказывается о создании условий для формирования социально активной личности, сочетающей в себе высокие нравственные качества, деловитость, творческую индивидуальность, потребность вести здоровый образ жизни, гуманистическое отношение к миру.
Автор: Шикина Татьяна Ивановна
Место работы: учитель начальных классов МБОУ "Морская средняя общеобразовательная школа" городского округа Судак, Республика Крым

В последнее время достаточно широко вошел в употребление термин «инновационные педагогические технологии».
Прежде чем рассмотреть сущностные признаки инновационных педагогических технологий, уточним ключевые понятия «инновация» и «педагогическая технология».
Слово инновация имеет латинское происхождение и в переводе означает обновление, изменение, введения нового. В педагогической интерпретации инновация означает нововведение, которое улучшает ход и результаты учебно-воспитательного процесса.
Исследователи проблем педагогической инноватики (О. Арламов, Г. Бургин, В. Журавлев, В. Загвязинский, Н. Юсуфбекова, А. Николс и др.) пытаются соотнести понятия нового в педагогике с такими характеристиками, как полезное, прогрессивное, позитивное, современное, передовое.
В. Загвязинский считает, что новое в педагогике – это не только идеи, подходы, методы, технологии, которые в таких сочетаниях еще не выдвигались или еще не использовались, но и тот комплекс элементов или отдельные элементы педагогического процесса, которые несут в себе прогрессивное начало, которое дает возможность в ходе изменения условий и ситуаций эффективно решать задание воспитания и образования.
Различают понятие новация, или новый способ и инновация, нововведение. Новация – это само средство (новый метод, методика, технология, программа и тому подобное), а инновация – процесс его освоения.
Одни научные работники (В Сластенин, Л. Подимова) считают инновации комплексным процессом создания, распространения и использования нового практического средства в отрасли техники, технологии, педагогики, научных исследований. Другие отрицают, что инновации не могут сводиться к созданию средств. Подласый считает, что инновации – это идеи, и процессы, и средства, и результаты, взятые в качестве качественного совершенствования педагогической системы.
Разногласия в толковании понятия вызваны неодинаковым виденьем их авторами сущностного ядра, а также радикальности нововведений. Одни из них убеждены, что инновациями можно считать лишь то новое, которое имеет своим результатом кардинальные изменения в определенной системе, другие засчитывают к этой категории любые, даже незначительные, нововведение.
Основу и содержание инновационных образовательных процессов составляет инновационная деятельность, сущность которой заключается в обновлении педагогического процесса, внесении новообразований в традиционную систему. Стремление постоянно оптимизировать учебно-воспитательный процесс обусловило появление новых и совершенствование используемых ранее педагогических технологий разных уровней и разной целевой направленности.
Сегодня в педагогический лексикон крепко вошло понятие педагогической технологии. Существуют разные взгляды на раскрытие этого понятия.
технология – это совокупность приемов, которые применяются в каком-либо деле, мастерстве, искусстве;
педагогическая технология – совокупность средств и методов воссоздания теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, которые позволяют успешно реализовывать задания образования (В. Безпалько);
педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установкой, что определяют специальный набор форм, методов, средств, приемов обучения, средств воспитания; она является организационно-методическим инструментарием педагогического процесса (Б. Лихачев);
педагогическая технология – системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, которые используются для достижения образовательной цели (Г. Кларин);
педагогическая технология – это модель совместной педагогической деятельности, продуманная во всех деталях из проектирования, организации и проведения учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для ученика и преподавателя (В. Монахов).
педагогическая технология - это системный метод создания, применения, определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с использованием компьютера и человеческих ресурсов, заданием которого является оптимизация форм образования.
Целый ряд авторов, в частности и В. Кукушкин, считают, что любая педагогическая технология должна отвечать некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности).
Концептуальность. Каждой педагогической технологии должна быть присущая опора на определенную научную концепцию, которая содержит философское, психологическое, дидактичное и социально-педагогическое обоснование достижение образовательной цели.
Системность. Педагогической технологии должны быть присущи все признаки системы: логика процесса, взаимосвязь всех его частей, целостность.
Возможность управления. Предусматривает возможность диагностического возложения, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапную диагностику, варьирование средствами и методами с целью коррекции результатов.
Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными за результатами и оптимальными за расходами, гарантировать достижение определенного стандарта образования.
Воспроизводимость. Возможность использования (повторение, воссоздание) педагогической технологии в других идентичных образовательных заведениях, другими субъектами.
Визуализация (характерная для отдельных технологий). Предусматривает использование аудиовизуальной и электронной техники, а также конструирование и применение разнообразных дидактичных материалов и оригинальных наглядных пособий.
Одним из важнейших стратегических заданий на сегодняшнем этапе модернизации образования есть обеспечение качества подготовки специалистов на уровне международных стандартов. Решение этого задания возможно при условии изменения педагогических методик и внедрения инновационных технологий обучения. Этому и служат развивающее и дистанционное обучение.
Одно из первых определений этого понятия связано с работами пионеров в области развивающего обучения, прежде всего с работами В.В. Давыдова: «...развитие представляет собой воспроизведение индивидом исторически сложившихся типов деятельности и соответствующих им способностей, которое реализуется в процессе их присвоения. Тем самым присвоение (его можно представить как процесс воспитания и обучения в широком смысле) является всеобщей формой психического развития человека».
Учитель, способный и готовый к осуществлению инновационной деятельности в школе, может состояться тогда, когда он осознает себя как профессионал, имеет установку на творческое восприятие имеющегося инновационного опыта и его необходимое преобразование. В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком ИКТ. В связи с этим учителю необходимо готовить обучающихся к разнообразным видам деятельности, связанным с обработкой информации, в частности, освоении средств информатизации и ИКТ. В современном обществе, многие со мной согласятся, учить детей легче, чем воспитывать. Процесс воспитания требует более тонкого подхода к ребенку и это процесс постоянного творчества. Деятельность классного руководителя в первую очередь направлена на работу с обучающимися всего класса. Он формирует мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов; через разнообразные формы и методы индивидуальной работы; создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в социум, формирования демократической культуры в системе классного самоуправления. Базой развития и воспитания ребенка продолжают оставаться фундаментальные знания, которые он получает в ходе образовательного процесса. Однако образование личности должно быть сориентировано не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие самостоятельности, личной ответственности, созидательных способностей и качеств человека, позволяющих ему учиться, действовать и эффективно трудиться в современных экономических условиях. На это ориентирует нас Концепция модернизации российского образования, определяя приоритетность воспитания в процессе достижения нового качества образования. Исходя из этого, одним из приоритетных направлений образовательного процесса является усиление роли классного руководителя в школе. Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника. Обучение и воспитание настолько тесно связаны друг с другом, что раз идет информатизация учебно-предметной деятельности, это не может не затронуть воспитательный процесс. Классный руководитель должен находиться в эпицентре инновационной деятельности образовательного учреждения. Поэтому от классного руководителя ждут работы, наполненной как новым содержанием, так и новыми технологиями проектирования воспитательного процесса. В решении воспитательных задач огромную роль играют информационно-коммуникационные технологии. Широкое внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс позволило расширить арсенал методологических приемов: появилась возможность создания зрелищных компьютерных средств воспитания с элементами звука, видео, мультимедиа, что способствует повышению эффективности педагогического труда.
На сегодняшний день одной из актуальных задач российского образования выступает разработка и создание максимально эффективных условий обучения и развития для каждого обучающегося в рамках учебно-воспитательного процесса в школе. Это обусловлено общественной потребностью в творчески мыслящих личностях, стремящихся к активной самостоятельной деятельности, самореализации, конкурентно-способных, готовых генерировать и реализовывать новые идеи в различных областях знаний. При этом особую значимость приобретает обеспечение перехода образовательного процесса школы на качественно новый уровень, отвечающий государственным задачам модернизации образовательной среды в пространстве современного информационного общества.
Личностно-ориентированное обучение во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения. Это такая методология организации условий обучения и воспитания, которая предполагает включение собственно-личностных функций или востребование субъективного опыта каждого ребенка. Личностно-ориентированный подход в условиях развивающего обучения в школе создает предпосылки для развития творческого мышления школьников, стимулирует обучающихся к поиску оригинальных решений поставленных в процессе обучения задач, способствует успешной самореализации детей в различных видах учебной и творческой деятельности.

Плохой учитель преподносит истину,
хороший – учит ее находить”.
Дистервег Л.
(немецкий педагог – демократ)

В современных условиях модернизации российского образования изменяются цели и задачи стоящие перед школой и учителями. Акцент переносится с “усвоения знаний” на формирование “компетентностей”.

Переход на компетентностное образование начался с 2002 года. Система формирования ключевых компетенций включает коммуникативную компетенцию и модель формирования социальных компетенций. На практике это находит свое выражение в формировании умений и навыков общения, умений и навыков действовать в социальных ситуациях, способность брать на себя ответственность, развивает навыки совместной деятельности, способность к саморазвитию; личностному целеполаганию; самоактуализации. Способствует воспитанию в себе толерантности; способности жить с людьми других культур, языков, религий. Таким образом, происходит переориентация на гуманистический подход в обучении. Внедряются инновационные педагогические технологии, предусматривающие учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся. Современные образовательные технологии можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.

Основные цели современных образовательных технологий заключаются в следующем:

    предоставление фундаментального образования, получив которое, учащийся способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться;

    формирование у учащихся креативности, умения работать в команде, проектного мышления и аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности и способности к самообучению, что обеспечит успешность личностного, профессионального и карьерного роста учащихся.

На протяжении нескольких лет педагогической деятельности, через анализ результатов своей работы и работы моих коллег, я пришла к выводу, что традиционные педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности, когда преобладающими остаются репродуктивные методы обучения, не дают тех результатов, на которые нас нацеливает теория модернизации российского образования. Современный урок должен отличаться от традиционного тем, что при его проведении учитель должен владеть самыми разнообразными методами и приемами. И важнейшей задачей, стоящей перед учителем является пробуждение учеников к познанию. При этом на первый план выходит личность учителя, его умение с наибольшей эффективностью использовать ту или иную образовательную технологию. Я глубоко уверенна, чтобы уроки были действительно интересными и эффективными учитель должен находиться в постоянном поиске, экспериментировать, совершенствовать формы, методы, приемы работы. Надо стремиться к тому, чтобы на каждом уроке присутствовал элемент неожиданности, новизны, творчества. Как говорил Вольтер: “все, что становится обыденным, мало ценится”.

Как было отмечено выше, традиционный урок не отвечает современным требованиям в образовании, поэтому меня заинтересовали инновационные педагогические технологии. Используя их, я пытаюсь содействовать развитию личности с активной гражданской позицией, способной осознавать себя и свое место в мире, умеющей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы.

Для практического воплощения этой идеи, я использую следующие основные инновационные технологии:

– проблемное обучение;
– технологию развития “критического мышления”;
– информационно-коммуникационные технологии;
– проектные и исследовательские методы в обучении;
– технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В. Ф. Шаталов).

А так же элементы других инновационных технологий.

– технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и другие видов обучающих игр;
– обучение в сотрудничестве (командная и групповая работа) технологию “дебаты”;
– интерактивные методы.

При отборе методов, приемов и средств обучения, я учитываю возрастные особенности учащихся, а также тему, цель и место урока в образовательной программе.

Одним из часто используемых мною методов технологии проблемного обучения является метод открытых вопросов и “Кейс-метод” или метод оценки и анализа реальной жизненной ситуации. При этом обобщаются и актуализируются знания, которые необходимо усвоить при разрешении проблемы. Данный метод, прежде всего:

– улучшает владение теорией;
– учит правилам ведения дискуссии;
– развивает коммуникативные навыки;
– развивает аналитическое мышление;
– развивает навыки разработки и оценки альтернативы.

Информационные технологии стали активно внедряться в практику образовательных учреждений с 2001 г. Чтобы идти в ногу со временем и овладеть ими мне пришлось пройти курсы “Интернет-технологии учителю – предметнику”. Преимущества ИКТ:

– оперативность в обновлении информации;
– свободный доступ к любому источнику информации;
– яркий красочный мир мультимедиа;
– наглядность и творческий стиль работы.

Мною использование информационных технологий в образовательном процессе происходит главным образом на уровне учебного процесса и внеурочной деятельность учащихся.

На уроках активно используются Электронные образовательные ресурсы.

Одной из главных особенностей получения знаний по предмету посредством электронных учебных материалов является превалирующий в данном случае аудиовизуальный метод обучения. Он предполагает использование одновременно в различных соотношениях звуковых и зрительных технических средств обучения.

Однако, используя ИКТ, преподаватель должен помнить, что сами по себе технические средства обучения не подменяют его, как педагога, в процессе воспитания и наделения знаниями учащихся, а лишь оказывают вспомогательную, хотя и очень существенную, роль.

Метод проектов – это технология компетентностно – ориентированного образования. Она позволяют руководителю проекта твердо придерживаться образовательной технологии “метод проектов” и технологии оценки уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся через оценку проектной деятельности.

“Дебаты” – это еще одна технология компетентностно-ориентированного образования. Она чаще используется мною во внеурочной деятельности и позволяет добиваться таких образовательных результатов, как

    умение пользоваться различными способами интегрирования информации;

    умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;

    умение критически осмысливать полученную информацию;

    умение аргументировать точку зрения и представлять ее; учитывать точки зрения других, толерантно относиться к чужому мнению;

    умение работать в команде, участвовать в совместном принятии решения;

    способность брать на себя ответственность и принимать решения

Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала позволяет облегчить процесс усвоения нового материала учащимися, разнообразить познавательную деятельность и сформировать у учащихся представление об исторических закономерностях, устойчивых причинно-следственных связях. Такие приемы дают свои результаты не только на уроках истории, обществознания, но и других гуманитарных дисциплинах, укрепляют межпредментые связи.

На своих уроках я использую такие виды заданий как:

– воображаемое путешествие;
– воображаемое интервью;
– ситуация выбора;
– сочинение от первого лица.

В 5–7-х классах я практикую уроки-выставки, уроки – аукционы на которых учащиеся представляют выполненные своими руками открытки, проекты. Для выполнения этой работы учащиеся обращаются за помощью к своим родителям, знакомым, ищут дополнительный материал в различных источниках. Все это усиливает межпредметные связи. А так же имеет большое воспитательное значение, способствует сближению, сопереживанию членов семьи, друзей, их заинтересованности в результатах деятельности учащегося.

Итак, те технологии и методы, которыми я пользуюсь в своей работе, помогают мне обучать, воспитывать и развивать учащихся в соответствии с требованиями, которые предъявляет общество, современный мир к молодому поколению. Учащиеся учатся критически мыслить, не боятся высказывать и защищать свою точку зрения, у них формируются умения ориентироваться в различных проблемах, которые встают перед обществом, перед личностью в обществе.

Таким образом, используя инновационные образовательные технологии, мне удалось, решить следующее взаимообусловленные проблемы:

1. Через формирование умений ориентироваться в современном мире, способствовать развитию личности учащихся с активной гражданской позицией умеющей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы.

2.Изменить характер взаимодействия субъектов школьной системы образования : учитель и ученик – партнеры, единомышленники, равноправные члены “одной команды”.

3.Повысить мотивацию обучающихся к учебной деятельности Я считаю, и мой опыт доказывает, что позитивная мотивация к учебе у ребенка может возникнуть в том случае, когда соблюдены 3 условия:

    мне интересно то, чему меня учат;

    мне интересен тот, кто меня учит;

    мне интересно как меня учат.

Высокая мотивация к учебной деятельности обусловлена еще и многогранностью учебного процесса. Идет развитие разных сторон личности обучающихся, путем внедрения в учебный процесс различных видов деятельности учащихся.

4. Уделять больше внимания изучению и овладению современными педагогическими технологиями , позволяющими существенно изменить методы организации образовательного процесса, характер взаимодействия субъектов системы, и, наконец, их мышление и уровень развития.

Из опыта использования современных педагогических технологий на уроках английского языка

В условиях современной российской действительности школа столкнулась с необходимостью подготовки молодежи к жизни в новом обществе, формирования у выпускников личностных качеств, которые позволили бы им реализовать свои возможности в нем. Результативность обучения в современных условиях связана с переходом к личностно-ориентированным технологиям, которые помогают не только приобрести знания, умения и навыки по предмету, но и сформировать компетенции, необходимые для адаптации в современном мире.

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Цель педагогических технологий – повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение запланированных результатов обучения. Главное – ориентация на личность школьника, т. к. педагогическая технология – совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для целенаправленного воздействия на формирование личности с заданными качествами; это деятельность, направленная на создание условий для формирования уровня образованности личности.

Применение элементов педагогической технологии на уроках позволяет учителю точно и конкретно определить место и значение каждого урока в теме, что и обеспечивает повышение эффективности учебного процесса. Кроме того, происходит перевод обучения на субъектную основу, что обеспечивает ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, чувства коллективизма, способности контролировать и управлять своей учебно-познавательной деятельностью. Основными характеристиками применения современных технологий являются возможность дифференциации и индивидуализации обучения, а также возможность развития познавательной творческой активности учащихся.

Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком, формирование у учащихся способности к межкультурному взаимодействию, то есть свободное вхождение в мировое сообщество. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, кейс-метод, фокус-групп, использование новых информационных технологий помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д.

С возрастанием роли информации в современном мире все большее и большее место в обучении занимают информационно-компьютерные технологии. Их использование на уроках иностранного языка повышает мотивацию и познавательную активность учащихся, расширяет их кругозор и позволяет применить личностно-ориентированную технологию интерактивного обучения ИЯ, т. е. обучение во взаимодействии.

В настоящее время необходимо привести методику преподавания английского языка в школе в соответствие с развитием современных информационных технологий. На уроках английского языка с помощью ИКТ можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка. Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д. Учащиеся могут получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта. Это может быть совместная работа российских школьников и их зарубежных сверстников из одной или нескольких стран.

Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе помогает интенсифицировать и индивидуализировать обучение, способствует повышению интереса к предмету, даёт возможность избежать субъективной оценки. Использование компьютера в обучении английскому языку помогает учащимся преодолеть психологический барьер на пути использования иностранного языка как средства общения.

ИКТ являются как средством подачи материала, так и контролирующим средством. Ученик сам становится главной действующей фигурой, а учитель активным помощником, и его главная функция – организация и стимулирование учебного процесса, поддержка и направление развития личности учащихся, их творческого поиска. Отношения с учениками строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества. В этих условиях неизбежен пересмотр сложившихся сегодня организационных форм учебной работы: увеличение самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся, отход от традиционного урока с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения, увеличение объема практических и творческих работ поискового и исследовательского характера.

ИКТ заняли прочное место в процессе обучения. Я широко применяю различные презентации, обучающие программы на CD-ROM, электронные обучающие программы, Интернет – ресурсы.

Для учителя Интернет – это просто масса полезной информации! Это обилие языкового и страноведческого материала, подробное описание новейших обучающих технологий, возможность постоянно повышать собственный уровень владения языком, общаться на английском языке и приобщать к этому своих учеников. Существует много сайтов, на которые мы периодически заходим, чтобы найти что-нибудь интересное и полезное для себя и своих учеников.

Обладая элементарной компьютерной грамотностью можно создавать оригинальные учебные материалы, которые увлекают, мотивируют и нацеливают учащихся на успешные результаты. Я эффективно использую образовательный потенциал ММП(мультимедийные презентации) на уроках ИЯ для осуществления наглядной поддержки обучения речи.

Преимущества ММП заключаются в следующем:

Сочетании разнообразной текстовой аудио - и видеонаглядности;

Возможности использования для презентации интерактивной, мультимедийной доски, которая позволяет более наглядно семантизировать новый лексический, грамматический и даже фонетический материал, а также осуществлять опорную поддержку при обучении всем видам речевой деятельности;

Возможности использовать отдельные слайды в качестве раздаточного материала (опоры, таблицы, диаграммы, графики, схемы);

Активизации внимания всего класса;

Обеспечении эффективности восприятия и запоминания нового учебного материала;

Сочетание классной и внеклассной самостоятельной работы учащихся;

Экономии учебного времени;

Формировании компьютерной мультимедийной компетентности как учителя, так и учащихся, развитии их креативных способностей в организации учебной работы;

Осуществлении контроля за усвоением новых знаний и систематизации изученного материала.

Мы также широко используем интерактивную доску на своих уроках, пройдя обучение по теме «Использование возможностей программы Notebook10 и интерактивной доски для повышения эффективности образовательного процесса». Знакомство с программой Notebook 10 дало нам возможность организовывать работу на новом, инновационном уровне.

Основное преимущество интерактивной доски – наглядность и интерактивность. Она оказывает одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия – слух и зрение, что позволяет достичь гораздо большего эффекта. А использование богатых иллюстративных, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создаёт благоприятный эмоциональный фон на занятиях, способствуя развитию учащегося как бы незаметно для него, играючи. Дети не только получают важную и нужную информацию, но и испытывают очень сильные положительные эмоции, такие как удивление, восторг, радость, азарт. Ученики с увлечением работают, если применяется интерактивная доска. Дети не сводят глаз с доски, когда там происходят какие-то действия. Им очень нравится выполнять интерактивные задания, они не боятся ответить неправильно, от желающих поработать у доски просто нет отбоя! Благодаря наглядности и интерактивности изучаемого материала, все дети вовлекаются в активную работу. Таким образом, использование возможностей интерактивной доски оказывает положительное эмоциональное воздействие на учащихся, способствует развитию речевой активности, внимания, воображения, творчества, и самое главное, росту положительной мотивации к изучению предмету.

Широкие возможности использования ИКТ послужили учителям своеобразным импульсом для творческой работы.

Несомненно, на уроках иностранного языка нельзя использовать компьютер постоянно, так как есть множество других задач, решить которые можно лишь при непосредственном общении. Но и недооценивать роль таких уроков тоже нельзя. Именно компьютерное обучение несёт в себе огромный потенциал и соответствует принципам индивидуализации обучения.

Метод проектов как педагогическая технология – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащемуся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, предоставляет неограниченные возможности для расширения познавательной деятельности учащихся.

В обучении английскому языку в рамках проектной деятельности учащиеся используют язык в ситуациях реальной жизни, что, несомненно, способствует лучшему усвоению и закреплению знаний иностранного языка.

Проектная методика вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося. Он сам для себя решает: ограничиться ли учебником по английскому языку или почитать другую литературу. Ребята обращаются к дополнительным источникам информации: тематическим сайтам, электронным словарям, анализируют, сравнивают, оставляя самое, по их мнению, главное.

Одной из главных особенностей проектной деятельности, на наш взгляд, является ориентация на достижение конкретной практической цели (наглядное представление результата, будь это рисунок или сочинение), что придает работе динамизм и привлекательность. В обучении английскому языку проектная деятельность может быть использована в контексте учебной программы. За последние 3 года мною были организованы и проведены следующие проекты: “Places I’d like to visit”, “People I admire”, “Travel guide”, “Environmental problems”, “English around us”, “Youth culture” и другие. Тематика близка школьникам, ребята с большим энтузиазмом воспринимают предложение рассказать о своих каникулах, о людях, на которых они хотят быть похожи, о помощи окружающей среде. Интересные темы проектов помогают школьникам успешно осваивать не только учебную программу, но и расширять кругозор на уроках английского языка. Таким образом, содержание проектной работы основано на логическом продолжении содержания тематики учебника. Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать, вырезать, наклеивать, рыться в справочниках, разговаривать с другими людьми, искать фотографии и рисунки, делать аудио- и видеозаписии т.д. Учащиеся с разным уровнем языковой подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Например, ученик, который недостаточно хорошо говорит по-английски, может прекрасно рисовать. Способ презентации проекта зависит от вида конечного продукта: будет ли это сочинение, буклет, выставка, компьютерная презентация или устная презентация.

Подводя итог о проектной методике, можно сделать вывод, что проектная методика не только дает возможность учащимся больше и глубже изучить тему, но и значительно расширяет их общий кругозор, учит общению, умению самостоятельно добывать и отбирать необходимый материал, дает возможность развития коллективного творчества и индивидуальных способностей учащихся.

Эта методика позволяет реализовывать не только образовательные задачи, но и воспитательные. Учащиеся могут по-новому взглянуть на себя и на реалии своей каждодневной жизни, на историю и культуру своей страны и страны изучаемого языка. Они могут быть вовлечены в событийные формы деятельности совместно с родителями, дедушками и бабушками. Все это, в конечном счете, призвано способствовать формированию активной гражданской позиции учащихся и максимального развития индивидуальных способностей и талантов каждого.

Особенно привлекательным является тот факт, что проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу обучаемого, а в нашей школе это очень актуально. Не менее важно и то, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, что воспитывает в них такие нравственные ценности, как желание и умение сопереживать, развиваются творческие способности и возрастает активность обучаемых, т. е. идет неразрывный процесс обучения и воспитания.

Привлекая учеников к работе над проектом, мы используем еще одну очень эффективную педагогическую технологию – технологию сотрудничества.

Обучение в сотрудничестве, обучение в малых группах относится к технологиям гуманистического направления в педагогике. Основная идея этой технологии - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.

Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи - также естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни.

Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! Существует много разнообразных вариантов обучения в сотрудничестве. Учитель в своей практике может разнообразить и эти варианты своим творчеством, применительно к своим ученикам, но при одном непременном условии - при четком соблюдении основных принципов обучения в сотрудничестве.

Сотрудничество предполагает равенство психологических позиций участников, личностно-ролевое участие в общем деле, реализующее социальные стимулы и мотивы деятельности. Одним из рациональных способов организации общения на иностранном языке является работа в парах и в малых группах. Я интенсивно использую такие приемы, как «Вертушка», когда сильный, средний и слабый ученики работают в одной группе; «Лидер», который предполагает наличие четко выраженного лидера (консультанта), организующего работу в группе. На этапе творческого применения материала использую метод «Пила», когда каждый член группы получает отдельную часть общей работы и становится в ней экспертом, или вся команда работает над материалом, который является подзаданием темы, над которой работает весь класс. Как правило, эту модель я применяю при составлении монологического высказывания по теме. Обучение в сотрудничестве способствует значительному увеличению времени для языковой практики, потому что в ходе выполнения совместного задания или решения проблемы каждый член группы имеет максимальную возможность общения на иностранном языке.

Разновидностью организации групповой деятельности является командно-игровая деятельность. Игры, а также учебные ситуации, которые наиболее полно отражают реальные жизненные события, вызывают у учащихся наибольший интерес. Они приближают речевую деятельность к естественным нормам, помогают развивать умение общаться, способствуют эффективной отработке языкового материала и обеспечивают практическую направленность обучения. В игре все равны, она посильна даже слабым по языковой подготовке ученикам. Более того, слабый ученик в игре может стать первым, находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности, ощущения посильности задания – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи иностранные слова, благотворно сказывается на результатах обучения. Непроизвольно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворенности. Игры способствуют выполнению трех важных задач:

Создают психологическую готовность детей к речевому общению;

Обеспечивают естественную необходимость многократного повторения ими языкового материала;

Тренируют учащихся в выборе нужного языкового варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.

Игры для обучения иноязычному общению мы подразделяем на следующие виды: языковые игры, коммуникативные игры, ролевые игры.

Практически все учебное время в ролевой игре отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен, так как он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с ситуацией, и правильно отреагировать на реплику.

Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельностью.

Обеспечить реальное общение, раскрепоститься позволяют учащимся нетрадиционные уроки английского языка. Эти уроки проходят, как правило, в конце четверти, учебного года, в преддверии праздников. Они ставят своей целью обобщить материал, изученный за определенный период, способствовать повышению мотивации к изучению языка, стимулировать реальное общение на иностранном языке. Нетрадиционные формы таких уроков, а именно: урок – соревнование, урок – праздник, урок – викторина, урок – ролевая игра, урок по типу телеигры, видеоурок, урок – презентация проекта, урок – концерт делают процесс обучения более эффективным, увлекательным, интересным.

Таким образом, использование нетрадиционных совместных уроков в учебном процессе дает положительные результаты, а именно:

Повышается уровень развития коммуникативных умений учащихся;

Наблюдается рост положительной мотивации к изучению иностранного языка у большей части учащихся;

Учащиеся готовятся к реальному общению в жизни.

Проводя такие уроки, получаешь возможность сотрудничества и обмена опытом работы. Они дают своеобразный импульс для самосовершенствования в педагогической деятельности.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав