23.06.2020

Муниципальные преференции для предприятий жкх. М.С. Муравьёва, Анализ допустимых форматов передачи прав владения или пользования объектами тепло- и водоснабжения, находящимися в муниципальной собственности. Иные объекты гражданских прав


Статья посвящена одному из направлений работы ФАС России, связанному с предоставлением государственных и муниципальных преференций, что непосредственно затрагивает деятельность финансовых органов регионов и муниципалитетов. Владимир Александрович ШИПУНОВ , заместитель начальника Аналитического управления Федеральной антимонопольной службы

Органы власти в рамках реализации своих полномочий по разным основаниям и по различным процедурам передают хозяйствующим субъектам денежные средства, имущество, имущественные льготы, налоговые льготы, гарантии, иные объекты гражданских прав. Во многих случаях такая передача подпадает под понятие государственной или муниципальной преференции.

Составная часть любой государственной поддержки отдельных хозяйствующих субъектов — отрицательное влияние на конкуренцию в определенных сферах их деятельности. Однако в некоторых случаях государственная поддержка представляет собой полезный элемент национальной экономической политики (создание преимуществ отдельным категориям субъектов в ряде случаев совершенно оправданно и даже необходимо).

В связи с этим в 2006 году с вступлением в силу Закона № 135-ФЗ в российском законодательстве появилось понятие «государственная (муниципальная) помощь» (с 2009 года - «преференция»), что связано с обеспечением определенных хозяйствующих субъектов более выгодными условиями их деятельности. Ключевые признаки государственной и муниципальной помощи (преференции), на основании которых она подлежит антимонопольному контролю, следующие:

С момента введения указанной нормы ее сфера действия была расширена дважды: с 2009 года под данное направление антимонопольного контроля стали подпадать не только исполнительные, но и все органы государственной власти субъектов РФ, а с начала 2012 года под понятие преференции стало подпадать также предоставление государственных и муниципальных гарантий. Вместе с тем с начала 2012 года не является преференцией предоставление имущества и иных объектов гражданских прав в равной мере каждому участнику определенного товарного рынка.

Нормой для государственного и муниципального служащего должно стать правило: хочешь дать преференцию хозяйствующим субъектам (передать деньги, имущество, дать гарантию и т. п.), помни: это может оказать влияние на конкуренцию - согласуй такую передачу с антимонопольным органом.

Как правильно предоставлять и использовать преференции

Шаг 1. Необходимо установить, подпадает ли предоставление имущества, денежных средств, льгот, гарантий, иных имущественных прав под понятие государственной или муниципальной преференции. При этом необходимо четко понимать, что является преференцией, а что нет. Преференцией не является:

  • предоставление имущества или иных объектов гражданских прав по результатам торгов в случаях, преду-смотренных законодательством РФ, а также по результатам процедур, предусмотренных законодательством РФ о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд (Федеральный закон № 94-ФЗ);
  • передача, выделение, распределение государственного или муниципального имущества отдельным лицам в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, военных действий, проведения контртеррористических операций;
  • закрепление государственного или муниципального имущества за хозяйствующими субъектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
  • предоставление имущества или иных объектов гражданских прав на основании закона или вступившего в законную силу решения суда;
  • предоставление имущества, льгот, денежных средств или иных прав в равной мере каждому участнику в определенной сфере хозяйственной деятельности (в терминах антимонопольного законодательства - каждому участнику товарного рынка).

Шаг 2. Установить, необходимо ли согласовывать предоставление преференций (имущества, денежных средств, льгот, гарантий, иных имущественных прав) с антимонопольным органом. Есть определенные случаи, когда согласование предоставления преференции с антимонопольными органами не требуется:

  • финансовое обеспечение непредвиденных расходов из резервных фондов в соответствии с бюджетным законодательством;
  • предоставление преференции на основании федеральных законов, правовых актов Президента РФ и Правительства РФ;
  • предоставление преференции на основании закона (нормативного правового акта) о бюджете (при этом в законе (акте) о бюджете должны быть указаны порядок определения размера преференции и ее конкретный получатель);
  • предоставление преференции в соответствии с программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства (данная норма действует с 2012 года);
  • предоставление преференции в размере, не превышающем установленного Центральным банком РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке, - 100 тыс. руб. (Указание ЦБ РФ от 20 июня 2007 г. № 1843-У), если преференция предоставляется не чаще чем один раз в год одному лицу.
  • Шаг 3. В Законе «О защите конкуренции» установлен исчерпывающий перечень целей, на которые преференции могут быть предоставлены:
  • обеспечение жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
  • развитие образования и науки;
  • проведение научных исследований;
  • защита окружающей среды;
  • сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ;
  • развитие культуры, искусства и сохранение культурных ценностей;
  • развитие физической культуры и спорта;
  • обеспечение обороноспособности страны и безопасности государства;
  • производство сельскохозяйственной продукции;
  • социальное обеспечение населения;
  • охрана труда;
  • охрана здоровья граждан;
  • поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций;
  • на цели, определяемые другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ.

Шаг 4. Необходимо подать заявление в антимонопольный орган о даче согласия на предоставление преференции (по форме согласно приложению № 5 к приказу ФАС России от 16 декабря 2009 г. № 841). Важно понимать, что заявителем должен быть орган власти, предоставляющий преференцию, а не хозяйствующий субъект. К заявлению необходимо приложить ряд документов (см. справку 2).

Шаг 5. В срок не более месяца получить письменное решение антимонопольного органа:

1 о даче согласия на предоставление преференции;

2 о продлении срока рассмотрения этого заявления (не более чем на два месяца) с запросом дополнительной информации;

3 об отказе в предоставлении преференции, если преференция не соответствует указанным целям или если ее предоставление может привести к устранению или недопущению конкуренции;

4 о даче согласия на предоставление и введение мотивированного ограничения в отношении ее предоставления для уменьшения ее негативного влияния на конкуренцию. Ограничениями могут являться:

  • предельный срок предоставления преференции;
  • круг лиц, которым может быть предоставлена преференция;
  • размер государственной или муниципальной преференции;
  • конкретные цели предоставления преференции;
  • иные ограничения, применение которых влияет на состояние конкуренции.

Шаг 6. Если согласие на предоставление преференции дано с ограничением, в месячный срок представить в ФАС документы, подтверждающие соблюдение установленных ограничений.

Шаг 7. Если будет установлено, что деньги, запрошенные на определенные цели, ушли по иному назначению или не используются, то хозяйствующему субъекту и органам власти, предоставившим преференцию, необходимо выполнить выдаваемое антимонопольными органами предписание о принятии мер по возврату имущества, иных объектов гражданских прав при условии, что государственная или муниципальная преференция была предоставлена путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав, либо предписание о принятии мер по прекращению использования преимущества хозяйствующим субъектом, получившим государственную или муниципальную преференцию.

К сожалению, указанные условия предоставления и использования государственных и муниципальных преференций выполняются не всегда, в связи с чем российским законодательством определен ряд санкций, установленных ст. 14.9, 14.32, 19.5, 19.8 Кодекса об административных нарушениях, преду-сматривающих как штрафы должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления (от 10 до 50 тыс. руб.), так и их дисквалификацию на срок до трех лет.

Структура заявлений о предоставлении преференции

В зависимости от целей предоставления структура заявлений о предоставлении преференции выглядит следующим образом:

  • наибольшее количество заявлений о даче согласия на предоставление государственных или муниципальных преференций в 2011 году подано в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (6409 заявлений). По сравнению с 2010 годом количество заявлений о даче согласия на предоставление государственных или муниципальных преференций, поданных в указанных целях, увеличилось более чем на треть;
  • 484 заявления о даче согласия на предоставление государственных или муниципальных преференций подано в целях развития культуры, искусства и сохранения культурного наследия;
  • 419 заявлений - в целях социальной защиты населения;
  • 332 заявления - в целях производства сельскохозяйственной продукции;
  • 264 заявления - в целях охраны здоровья граждан;
  • 246 заявлений - в целях обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
  • 135 заявлений - в целях развития физической культуры и спорта;
  • 92 заявления - в целях защиты окружающей среды;
  • 76 заявлений - в целях развития образования и науки;
  • 34 заявления - в целях обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства;
  • 19 заявлений - в целях проведения научных исследований;
  • 18 заявлений - в целях охраны труда;
  • 11 заявлений - в целях сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
  • 214 заявлений - в иных целях, определяемых другими федеральными законами, нормативными актами Президента РФ и Правительства РФ.

Основной объем преференций предоставлялся на уровне органов местного самоуправления. В табл. 2 приведены данные об органах власти, которыми предоставлялась государственная или муниципальная преференция за отчетный период, а также форма предоставления таких преференций.

Таблица 1. Результаты антимонопольного контроля за предоставлением государственных и муниципальных преференций

Таблица 2. Органы власти, которыми предоставлялась государственная или муниципальная преференция в 2011 г.

Всего передано имущества и иных объектов гражданских прав

Передача имущества (денежных средств)

Передача имущества (неденежных средств)

Иные объекты гражданских прав

Федеральные органы исполнительной власти

Территориальные органы исполнительной власти

Органы представительной власти субъектов РФ

Органы исполнительной власти субъектов РФ

Органы местного самоуправления

Иные органы власти

Нарушения

За 2011 год антимонопольными органами рассмотрено 324 заявления граждан и хозяйствующих субъектов о нарушениях п. 7 ч. 1 ст. 15 Закона «О защите конкуренции» (предоставление преференций в нарушение требований, установленных гл. 5 Закона «О защите конкуренции»). Из них:

  • по 12 заявлениям нарушение устранено до возбуждения дела;
  • по 149 заявлениям отказано в возбуждении дела;
  • по 178 заявлениям возбуждены дела.

По результатам проверок до возбуждения дела устранено 46 нарушений. Всего антимонопольными органами возбуждено 1037 дел по признакам нарушения п. 7 ч. 1 ст. 15 Закона «О защите конкуренции», в том числе 859 дел в инициативном порядке. По результатам рассмотрения дел:

  • 101 дело прекращено в связи с отсутствием факта нарушения;
  • по 936 делам приняты решения о наличии нарушения.

По 697 делам выданы предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

В целях совершенствования механизма предоставления государственных и муниципальных преференций, а также контроля за их предоставлением и использованием в планах ФАС России - реализовать предложения по замене согласительной процедуры на уведомительную, а также разместить на сайтах органов власти информацию о предоставленных преференциях и введении обязательной процедуры отчетности хозяйствующих субъектов по итогам использования преференций. Это позволит, с одной стороны, упростить процедуру получения преференций, с другой - сделать ее максимально прозрачной и гласной.

Государственные и муниципальные преференции представляют собой способ вмешательства в конкурентные отношения. Такое вмешательство искажает конкурентные отношения и в подавляющем большинстве случаев приводит к ограничению конкуренции.

Впервые комплексное антимонопольное регулирование вопроса государственного вмешательства в конкурентные отношения было осуществлено в 2006 г. с введением института государственной и муниципальной помощи. С учетом негативного характера такой помощи для конкуренции в 2009 г. название института «государственная и муниципальная помощь» в законодательстве было заменено на название «государственная и муниципальная преференция».

Регулированию вопросов предоставления государственных и муниципальных преференций посвящена гл. 5 Федерального закона «О защите конкуренции».

Государственная или муниципальная преференция - это предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

Таким образом, государственная или муниципальная преференция (далее также - преференция) характеризуется следующими признаками :

  • - это преимущество, предоставляемое органом власти отдельному хозяйствующему субъекту;
  • - данное преимущество обеспечивает такому хозяйствующему субъекту более выгодные условия деятельности по сравнению с конкурентами;
  • - преимущество обеспечивается путем имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

Закон ограничивает круг органов государственной власти федерального уровня, которые могут предоставлять преференции, федеральными органами исполнительной власти. Поэтому решения органов федеральной законодательной власти (Федерального Собрания РФ), Президента РФ или Правительства РФ о предоставлении отдельным хозяйствующим субъектам преимуществ не могут рассматриваться в качестве преференции.

На уровне субъектов РФ и местного самоуправления каких-либо исключений в отношении органов, предоставляющих преференции, Федеральный закон «О защите конкуренции» не содержит. Поэтому предусмотренные данным Законом ограничения на предоставление преференций в равной мере распространяются как на законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ и местного самоуправления, так и на исполнительные органы.

Самой распространенной формой государственной или муниципальной преференции является передача хозяйствующему субъекту государственного или муниципального имущества или иных объектов гражданских прав. В ряде случаев преференция может быть выражена в денежной форме.

Вместе с тем преференция может выражаться и в иных формах, например в формах имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

Имущественная льгота имеет место тогда, когда хозяйствующий субъект, например, освобождается от арендной платы или ее рыночный размер существенно снижается.

Государственная или муниципальная гарантия представляет собой разновидность долгового обязательства, в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование (гарант) обязаны при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств соответствующего бюджета согласно условиям даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром. Учитывая, что наличие у хозяйствующего субъекта государственной или муниципальной гарантии предоставляет такому субъекту преимущество в предпринимательской деятельности, предоставление таких гарантий является отдельной формой преференций.

В Федеральном законе «О защите конкуренции» определяются случаи, когда предоставленные органами власти преимущества не могут рассматриваться в качестве преференций.

Так, не являются государственной или муниципальной преференцией:

  • - предоставление имущества или иных объектов гражданских прав по результатам торгов, организованных в соответствии с законодательством РФ, а также по результатам иных процедур, предусмотренных законодательством РФ, контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд;
  • - передача, выделение, распределение государственного или муниципального имущества отдельным лицам в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, военных действий, проведения контртеррористических операций;
  • - закрепление государственного или муниципального имущества за хозяйствующими субъектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
  • - предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав на основании федерального закона или на основании вступившего в законную силу решения суда;
  • - предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав в равной мере каждому участнику товарного рынка.

Несмотря на то что прямого указания на это Федеральный закон «О защите конкуренции» не содержит, по общему правилу предоставление государственной или муниципальной преференции не допускается.

Данный Закон предусматривает исчерпывающий перечень целей, на достижение которых может быть предоставлена государственная или муниципальная преференция.

Так, предоставление государственных или муниципальных преференций может осуществляться исключительно в целях:

  • - обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
  • - развития образования и науки;
  • - проведения научных исследований;
  • - защиты окружающей среды;
  • - сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
  • - развития культуры, искусства и сохранения культурных ценностей;
  • - развития физической культуры и спорта;
  • - обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства;
  • - производства сельскохозяйственной продукции;
  • - социального обеспечения населения;
  • - охраны труда;
  • - охраны здоровья граждан;
  • - поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • - поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Цели предоставления государственных или муниципальных преференций также могут определяться другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ. При этом ни федеральные органы исполнительной власти, ни органы государственной власти субъектов РФ, ни органы местного самоуправления не имеют права расширять перечень целей, определенных федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ.

Использование государственной или муниципальной преференции в целях, не соответствующих указанным в заявлении о даче согласия на предоставление преференции, не допускается.

По общему правилу государственная или муниципальная преференция предоставляется органом власти с предварительного письменного согласия антимонопольного органа.

Не требует письменного согласия антимонопольного органа государственная или муниципальная преференция, предоставляемая:

  • - на основании федерального закона, правового акта Президента, правового акта Правительства РФ, законов субъектов РФ о бюджете, нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя;
  • - путем направления на финансовое обеспечение непредвиденных расходов средств резервных фондов в соответствии с бюджетным законодательством РФ;
  • - в размере, не превышающем установленного Банком России предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, если такая преференция предоставляется не чаще чем один раз в год одному лицу (в соответствии с указанием Банка России от 20 июня 2007 г. № 1843-у не более 100 тыс. руб.);
  • - в соответствии с федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Федеральный закон «О защите конкуренции» регламентирует процедуру дачи согласия антимонопольным органом на предоставление органом власти государственной или муниципальной преференции.

Федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, подают в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции по форме, определенной федеральным антимонопольным органом.

Согласно Административному регламенту ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению заявлений о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции, утвержденному приказом ФАС России от 16 декабря 2009 г. № 841, Центральный аппарат ФАС России рассматривает заявления, поступившие от федеральных органов исполнительной власти, а территориальные органы ФАС России рассматривают заявления, поступившие от находящихся на подведомственной территории территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов или организаций, осуществляющих функции указанных органов.

В случае поступления в антимонопольный орган заявления, подлежащего в соответствии с Административным регламентом рассмотрению в другом антимонопольном органе, данное заявление в течение семи рабочих дней направляется на рассмотрение в соответствующий антимонопольный орган с уведомлением об этом заявителя.

Следует отметить, что Центральный аппарат ФАС России может запросить к своему рассмотрению заявление, подлежащее рассмотрению в территориальном органе. Поэтому Центральный аппарат ФАС России полномочен рассматривать любое заявление о предоставлении государственной или муниципальной преференции, поступившее от любого органа власти.

Заявление о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции оформляется по форме, предусмотренной Административным регламентом, и в обязательном порядке должно содержать указание на цели и размер предоставляемой государственной или муниципальной преференции.

Одновременно с заявлением о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции в антимонопольный орган представляются:

  • - проект акта, которым предусматривается предоставление государственной или муниципальной преференции, с указанием цели предоставления и размера такой преференции, если она предоставляется путем передачи имущества;
  • - перечень видов деятельности, осуществляемых и (или) осуществлявшихся хозяйствующим субъектом, в отношении которого имеется намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, в течение двух лет, предшествующих дате подачи заявления, либо в течение срока осуществления деятельности, если он составляет менее двух лет, а также копии документов, подтверждающих и (или) подтверждавших право на осуществление указанных видов деятельности, если в соответствии с законодательством РФ для их осуществления требуются и (или) требовались специальные разрешения;
  • - наименования видов товаров, объемы товаров, произведенных и (или) реализованных хозяйствующим субъектом, в отношении которого имеется намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, в течение двух лет, предшествующих дате подачи заявления, либо в течение срока осуществления деятельности, если он составляет менее двух лет, с указанием кодов видов продукции;
  • - бухгалтерский баланс хозяйствующего субъекта, в отношении которого имеется намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи заявления, либо, если хозяйст-вуюшии суоъект не представляет в налоговые органы Ьухгалтерскии баланс, иная предусмотренная законодательством РФ о налогах и сборах документация;
  • - перечень лиц, входящих в одну группу лиц с хозяйствующим субъектом, в отношении которого имеется намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, с указанием основания вхождения таких лиц в эту группу;
  • - нотариально заверенные копии учредительных документов хозяйствующего субъекта.

Документы представляются на бумажном или электронном носителе. Документы, представленные на бумажном носителе, должны быть пронумерованы, прошиты и заверены подписью руководителя (исполняющего обязанности руководителя) федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления, иного осуществляющего функции указанных органов органа (организации), имеющего (имеющей) намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, или уполномоченного им лица. К заявлению должна быть приложена опись всех представленных документов.

Коммерческая, служебная или иная охраняемая законом тайна, содержащаяся в документах, не может служить основанием для отказа в их представлении антимонопольному органу. При этом заявитель должен указать исчерпывающий перечень документов, составляющих коммерческую тайну (за исключением документов, которые не могут являться коммерческой тайной в соответствии с законодательством РФ), служебную или иную охраняемую законом тайну.

Заявление, а также прилагаемые к нему документы должны быть составлены на русском языке. К документам, составленным на иностранном языке, должен быть приложен заверенный в установленном порядке перевод на русский язык (с проставлением апостиля компетентного органа государства, в котором этот документ был составлен).

Заявление и документы считаются представленными со дня их регистрации в антимонопольном органе.

В случае представления неполного комплекта документов антимонопольный орган в течение 10 календарных дней со дня его получения принимает мотивированное решение о несоответствии представленных заявления и (или) прилагаемых к нему документов установленным требованиям и возвращает заявление заказным письмом с уведомлением о вручении с приложением удостоверенной в установленном порядке копии такого решения. В этом случае заявление считается непредставленным, а заявитель вправе истребовать представленные вместе с заявлением о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции документы. Срок хранения антимонопольным органом представленных документов, в течение которого их можно истребовать, составляет 14 дней с даты получения заявителем указанного уведомления.

Если в ходе рассмотрения заявления антимонопольный орган придет к выводу о том, что действия, на осуществление которых в указанном заявлении испрашивается согласие антимонопольного органа, не являются государственной или муниципальной преференцией, антимонопольный орган принимает решение о том, что согласия антимонопольного органа на осуществление таких действий не требуется. Такое решение антимонопольный орган обязан принять не позднее 10 дней со дня поступления заявления, и в день принятия такого решения он обязан уведомить об этом заявителя.

Антимонопольный орган рассматривает заявление органа власти о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции в срок, не превышающий одного месяца с даты получения заявления.

По результатам рассмотрения заявления о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции антимонопольный орган принимает одно из следующих решений:

  • - о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции, если она предоставляется в целях, предусмотренных Федеральным законом «О защите конкуренции», и ее предоставление не может привести к устранению или недопущению конкуренции;
  • - о продлении срока рассмотрения этого заявления, если в ходе его рассмотрения антимонопольный орган придет к выводам о том, что предоставление такой преференции может привести к устранению или недопущению конкуренции, либо о том, что такая преференция, возможно, не соответствует установленным названным Законом целям и необходимо получить дополнительную информацию. По указанному решению срок рассмотрения данного заявления может быть продлен не более чем на два месяца;
  • - об отказе в предоставлении государственной или муниципальной преференции, если государственная или муниципальная преференция не соответствует установленным указанным Законом целям или если ее предоставление может привести к устранению или недопущению конкуренции;
  • - о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции и введении ограничения на предоставление государственной или муниципальной преференции.

Решение антимонопольного органа, принимаемое по результатам рассмотрения заявления о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции, должно быть мотивированным.

Решение о даче согласия на предоставление преференции и введении ограничения на ее предоставление принимается антимонопольным органом для обеспечения соответствия государственной или муниципальной преференции указанным в рассматриваемом Законе целям и уменьшения ее негативного влияния на конкуренцию. При этом ограничения в отношении государственной или муниципальной преференции могут касаться:

  • - предельного срока предоставления государственной или муниципальной преференции;
  • - круга лиц, которым может быть предоставлена государственная или муниципальная преференция;
  • - размера государственной или муниципальной преференции;
  • - конкретных целей предоставления государственной или муниципальной преференции.

Антимонопольный орган может вводить и иные ограничения на предоставление государственной или муниципальной преференции, которые могут способствовать обеспечению конкуренции.

Заявитель обязан представить документы, подтверждающие соблюдение установленных антимонопольным органом ограничений, в месячный срок с даты предоставления государственной или муниципальной преференции.

Если при осуществлении контроля за предоставлением и использованием государственной или муниципальной преференции антимонопольный орган установит факты предоставления преференции в нарушение установленного порядка или несоответствия ее использования заявленным в заявлении целям, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, которому предоставлена такая преференция, органу власти, предоставившему такую преференцию, предписание о принятии мер по возврату имущества, иных объектов гражданских прав при условии, что государственная или муниципальная преференция была предоставлена путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав, либо предписание о принятии мер по прекращению использования преимущества хозяйствующим субъектом, получившим государственную или муниципальную преференцию, при условии, что государственная или муниципальная преференция была предоставлена в иной форме.

Контрольные вопросы

  • 1. Перечислите органы власти, на которые распространяются антимонопольные требования.
  • 2. Охарактеризуйте основные формы антиконкурентных действий и актов органов власти.
  • 3. В чем особенности антиконкурентных соглашений с участием органов власти?
  • 4. Что такое государственная или муниципальная преференция?
  • 5. Изложите порядок предоставления государственных и муниципальных преференций.
  • 6. Каковы правовые последствия нарушения порядка предоставления государственных и муниципальных преференций?

Что льготируется?

С 1 января 2008 г. вступила в силу новая льгота по НДС, предусмотренная подп.26 п.2 ст.149 НК РФ, которая освобождает от НДС операции по реализации исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.
Перечень охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации содержится в ст.1225 части четвертой ГК РФ. К ним относятся:
1) произведения науки, литературы и искусства;
2) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);
3) базы данных;
4) исполнения;
5) фонограммы;
6) сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);
7) изобретения;
8) полезные модели;
9) промышленные образцы;
10) селекционные достижения;
11) топологии интегральных микросхем;
12) секреты производства (ноу-хау);
13) фирменные наименования;
14) товарные знаки и знаки обслуживания;
15) наименования мест происхождения товаров;
16) коммерческие обозначения.

Новая льгота распространяется на операции по реализации прав не на все виды результатов интеллектуальной собственности, предусмотренные ст.1225 ГК РФ, а только на те, которые явно перечислены в подп.26 п.2 ст.149 НК РФ:

  1. изобретения;
  2. полезные модели;
  3. промышленные образцы;
  4. программы для ЭВМ;
  5. базы данных;
  6. топологии интегральных микросхем;
  7. секреты производства (ноу-хау).
Передача прав на иные виды интеллектуальной собственности (средства индивидуализации) облагается НДС в общеустановленном порядке. Это, в частности, касается передачи прав на использование товарного знака, знака обслуживания. В порядке налогообложения этих операций с 1 января 2008 г. ничего не изменилось.

Новая льгота по НДС распространяется на передачу как исключительных, так и неисключительных прав на объекты, перечисленные в подп.26 п.2 ст.149 НК РФ.

С 1 января 2008 г. передача исключительного права правообладателем осуществляется по договору об отчуждении исключительного права. По такому договору правообладатель передает или обязуется передать в полном объеме принадлежащее ему исключительное право на результат интеллектуальной деятельности в полном объеме приобретателю (п.1 ст.1234 ГК РФ).
Договор должен быть заключен в письменной форме, зарегистрирован в патентном органе (если это предусмотрено законом) и без такой регистрации будет недействительным. Исключительное право переходит к приобретателю в момент регистрации договора (п.4 ст.1234 ГК РФ).
Исключительное право передается только в полном объеме, без каких-либо оговорок. Это условие должно быть обязательно включено в текст договора. Если этого условия в договоре нет, то он считается лицензионным договором (п.3 ст.1233 ГК РФ).
По общему правилу договор об отчуждении исключительного права является платным, хотя стороны могут договориться и о бесплатном отчуждении исключительного права. Если в договоре нет специального условия о его безвозмездности, то он будет признан незаключенным. При этом общие правила п.3 ст.424 ГК РФ об определении цены, если ее размер не указан в договоре, не применяются.

Передача неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности осуществляется на основании лицензионных договоров.
По лицензионному договору обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить лицензиату право использования такого результата в определенных договором пределах (п.1 ст.1235 ГК РФ).
Лицензиату может быть предоставлена как простая (неисключительная) лицензия (с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам), так и исключительная лицензия (без сохранения за лицензиаром права на выдачу лицензий другим лицам).

Пунктом 1 ст.1238 ГК РФ предусмотрено, что при письменном согласии лицензиара лицензиат может по договору предоставить право использования результата интеллектуальной деятельности другому лицу, заключив с ним сублицензионный договор . При этом к сублицензионному договору применяются правила ГК РФ о лицензионном договоре.
Поскольку сублицензионный договор удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым ГК РФ к лицензионному договору, льгота, предусмотренная подпунктом 26 п.2 ст.149 НК РФ, должна распространяться и на сублицензионные договоры. Аналогичного мнения придерживается и Минфин России (письмо от 25.12.2007 № 03-07-11/640 доведено до сведения налоговых органов письмом ФНС России от 06.03.2008 № 03-1-03/758@).

Таким образом, с 1 января 2008 г. не облагается НДС реализация прав по договорам об отчуждении исключительного права, а также по лицензионным и сублицензионным договорам.
При этом передача прав на использование результатов интеллектуальной деятельности на основании указанных договоров не облагается НДС независимо от способа передачи результатов интеллектуальной деятельности (письма Минфина России от 18.08.2008 № 03-07-07/79, от 14.05.2008 № 03-07-07/55).
Например, при заключении лицензионного договора на передачу прав на программу для ЭВМ лицензиар может передать лицензиату экземпляры программ на материальных носителях (например, дисках). Передача таких материальных носителей в этом случае не облагается НДС при условии, что их стоимость учтена в стоимости прав, передаваемых по лицензионному договору (письмо Минфина России от 12.05.2008 № 03-07-08/110).

Поскольку рассматриваемая льгота появилась только в 2008 году, возникают вопросы о порядке исчисления НДС по договорам на передачу прав, заключенным до 1 января 2008 г.

Порядок исчисления НДС при появлении новых льгот определен в п.8 ст.149 НК РФ. Он предполагает применение при реализации товаров (работ, услуг) того порядка налогообложения, который действовал на дату их отгрузки вне зависимости от даты их оплаты.
Отметим, что в этом пункте нет упоминания об имущественных правах.
Однако, на наш взгляд, при реализации имущественных прав должен применяться тот же принцип. И операции по передаче имущественных прав должны облагаться НДС по тем правилам, которые действовали на момент передачи вне зависимости от даты оплаты. При этом дата заключения договора значения не имеет (важен именно момент передачи прав). Если права на использование объектов интеллектуальной собственности переданы до 1 января 2008 г., то вознаграждение должно облагаться НДС. Если же передача прав имела место после 1 января 2008 г., то вознаграждение за передачу прав не должно облагаться НДС, независимо от того, когда оно получено.
Минфин России в целом придерживается аналогичной точки зрения, однако чиновники квалифицируют передачу прав на объекты интеллектуальной собственности как оказание услуг. Соответственно, по их мнению, вопрос о порядке исчисления НДС должен решаться в зависимости от момента фактического оказания таких услуг (письмо Минфина России от 03.06.2008 № 03-07-07/66).
В этом случае возникает вопрос о том, что считать моментом оказания услуг по передаче прав? Из различных разъяснений Минфина России можно сделать вывод, что моментом оказания таких услуг чиновники считают период, к которому относятся права. Например, организация в 2007 году заключила лицензионный договор на передачу неисключительных прав на программу для ЭВМ сроком на 5 лет. Договором предусмотрена ежемесячная выплата вознаграждения. Исходя из позиции Минфина России, вознаграждение за период до 1 января 2008 г. должно облагаться НДС, а вознаграждение за пользование правами за периоды после 1 января 2008 г. уже подпадает под льготу (см. письма Минфина России от 21.02.2008 № 03-07-08/36, от 05.03.2008 № 03-07-08/55, от 17.04.2008 № 03-07-07/43).

В каких ситуациях льготы нет?

Льготный режим налогообложения не распространяется на реализацию работ по созданию программ для электронных вычислительных машин в целом или отдельных частей таких программ, выполняемых по договорам подряда. Поэтому такие операции облагаются НДС в общеустановленном порядке (письма Минфина России от 24.06.2008 № 03-07-07/69, от 29.12.2007 № 03-07-11/648). Причем, из письма от 24.06.2008 можно сделать вывод о том, что, по мнению Минфина России, льгота не применяется даже в том случае, если условиями договора подряда предусмотрено, что к заказчику переходит исключительное право на использование созданной программы.
Кроме того, льгота не распространяется на услуги по разработке и модификации программного обеспечения, а также передачу прав на них на основании смешанного договора (письмо Минфина России от 02.06.2008 № 03-07-08/134).
По мнению Минфина России, льгота не распространяется и на случаи продажи экземпляров программ на основании договоров купли-продажи, в том числе в розничной торговле (см. письма от 05.03.2008 № 03-07-08/55, от 15.01.2008 № 03-07-08/07, от 29.12.2007 № 03-07-11/649).
Обосновывается эта позиция следующим.
Пунктом 3 ст.1286 ГК РФ предусмотрена возможность заключения лицензионных договоров о предоставлении права использования программ для ЭВМ или базы данных путем заключения каждым пользователем с соответствующим правообладателем договора присоединения, условия которого изложены на приобретаемом экземпляре таких программ или базы данных либо на упаковке этого экземпляра. Начало использования таких программ или базы данных пользователем, как оно определяется этими условиями, означает его согласие на заключение договора.
Поскольку на момент приобретения в розничной торговле экземпляров программ в товарной упаковке эти программы не используются, то лицензионный договор путем заключения договора присоединения в этот момент еще не заключен.
На основании приведенных выше рассуждений чиновники делают вывод о том, что операции по передаче прав при реализации программ в товарной упаковке подлежат обложению НДС, если на момент реализации не заключается лицензионный договор в письменной форме (письма Минфина России от 21.02.2008 № 03-07-08/36, от 29.12.2007 № 03-07-11/648).

29.06.2016 12:06, Республика Карелия, сайт:

Положения законодательства, касающиеся возможности передачи объектов водоснабжения и (или) водоотведения в концессию без проведения торгов и без использования механизма предоставления преференций

В адрес Карельского УФАС России в настоящее время от Глав муниципальных образований поступают обращения о даче согласия на предоставление муниципальной преференции путем передачи в аренду объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в собственности вышеуказанных образований с последующим предоставлением услуг водоснабжения и водоотведения населению и организациям заранее определенным хозяйствующим субъектам.

Управление, рассмотрев данные обращения, приняло решение об отказе в предоставлении муниципальной преференции в связи с тем, что преференция не соответствует целям, указанным в части 1 стати 19 ФЗ «О защите конкуренции».

При принятии решения Карельское УФАС России руководствовалось следующим.

С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон №103-ФЗ) передача прав владения и (или) пользования объектами водоснабжения и водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении).

В соответствии с ч. 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении передача прав владения и (или) пользования объектами водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства РФ и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ с учетом установленных Законом о водоснабжении особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства РФ о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 Закона о водоснабжении.

Таким образом, если все объекты водоснабжения и водоотведения были введены в эксплуатацию менее чем за пять лет до момента опубликования извещения о проведении конкурса, в отношении таких объектов может быть заключен договор аренды, в ином случае - только концессионное соглашение.

При этом, согласно ч. 3 и 33 статьи 41.1 Закона о водоснабжении договор аренды систем и объектов, указанных в части 1 настоящей статьи, заключенный с нарушением требований, установленных частью 3 или 24 настоящей статьи, является ничтожным.

Согласно пункту 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Пунктом 1 статьи 167 ГК РФ установлено, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Следовательно, договор аренды, заключенный с нарушением требований части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении, в том числе путем предоставления муниципальной преференции , является ничтожным и считается недействительным с момента его заключения.

Антимонопольный орган обращает внимание, что в соответствии с частями 5 и 6 статьи 5 Закона №103-ФЗ с 08.05.2013 и до 01.01.2015 допускалась передача прав владения и (или) пользования объектами водоснабжения и водоотведения без учета требований, предусмотренных ч. 3 и 4 статьи 41.1 Закона о водоснабжении, по договору аренды объектов водоснабжения и водоотведения на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если данные объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого по концессионному соглашению имущества.

С учетом изложенного передача прав владения и (или) пользования объектами водоснабжения и водоотведения, при условии, что срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию объекта водоснабжения и водоотведения и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает 5 лет, до 01.01.2015 могло осуществляться посредством заключения договора аренды данных объектов на срок до 3 лет до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Таким образом, законодательством Российской Федерации был установлен переходный период, позволяющий до 01.01.2015 заключать договоры аренды на срок до 3 лет по правилам, предусмотренным, в том числе, ФЗ «О защите конкуренции» (в частности, п.9 ч.1 статьи 17.1). При этом в указанный трехлетний период необходимо было проводить мероприятия по подготовке к заключению концессионного соглашения.

В настоящее время законодательство Российской Федерации не предусматривает возможности передавать объекты водоснабжения и (или) водоотведения путем предоставления преференции, вместе с тем в статье 37 Закона о концессии предусмотрены основания и порядок передачи объектов водоснабжения и (или) водоотведения в концессию без проведения торгов и без использования механизма предоставления преференций (Презентация о порядке передачи объектов водоснабжения и (или) водоотведения в концессию без проведения торгов см. на сайте Управления/Аналитические материалы).

Коллегия ВС по экономспорам определила, когда можно передать муниципальные объекты коммунального хозяйства в собственность унитарного предприятия, не проводя при этом конкурсных процедур. Вопрос решился при рассмотрении спора (дело № А24-1728/2016) между Управлением экономразвития и имущественных отношений администрации Петропавловск-Камчатского округа, УФАС по Камчатскому краю и ПАО "Камчатскэнерго" о нарушении антимонопольного законодательства со стороны госструктуры.

Управление передало ряд объектов электро- и теплоснабжения в хозяйственное ведение унитарного предприятия "Управление механизации и автомобильного транспорта", издав соответствующий приказ. ПАО "Камчатскэнерго" обратилось в антимонопольные органы, попросив проверить, насколько передача объектов без проведения конкурса соответствует антимонопольному законодательству. Результаты проверки показали, что нарушение ч.1 ст. 15 Закона о защите конкуренции в действиях Управления есть, причем параллельно были выявлены другие аналогичные нарушения со стороны госоргана. ФАС увидела в этом предоставление муниципальной преференции в нарушение установленных правил - незаконную передачу муниципального имущества без торгов. Управлению предписали спорное муниципальное имущество вернуть.

Отстаивать свою позицию Управление отправилось в арбитраж. Позиции судов разошлись: две инстанции, АС Камчатского края и 5-й ААС , отказали в заявленных требованиях и пришли к выводу, что ФАС и "Камчатскэнерго" правы, и антимонопольное законодательство нарушено. Суды руководствовались положениями ст. 28.1 Закона о теплоснабжении и ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, по которым переход прав владения и пользования в отношении государственного или муниципального имущества осуществляется по результатам проведения конкурса или аукциона.

Кассация, АС Дальневосточного округа , судебные акты отменила. Суд сослался на положения ГК и закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и обратила внимание, что к вопросам местного значения городского округа относится и организация электро- и теплоснабжения. При этом закрепление спорного имущества в хозяйственное ведение унитарного предприятия - предусмотренное действующим законодательством право собственника и согласно п. 3 ч. 4 ст. 19 Закона о защите конкуренции действия Управления нельзя рассматривать как муниципальную преференцию.

ФАС и "Камчатскэнерго" оспорили кассационное определение в ВС. В ходе заседания коллегии под председательством судьи Татьяны Завьяловой представитель антимонопольного органа Лариса Вовкивская, замначальника правового управления ФАС , указала, что на сегодня есть три способа передачи объектов коммунального хозяйства, находящихся в государственной и муниципальной собственности - это аренда, концессионное соглашение или приватизация с определенными условиями. "Во всех этих способах налицо инвестиционная составляющая. Передача объектов коммунального хозяйства должна производиться на основе не общих, а специальных норм - в данном случае законом о теплоснабжении", - отметила представитель ФАС. Сослалась она и на текущие законодательные инициативы, которые свидетельствуют о попытках привлечь инвестиции в сферу коммунального хозяйства, что возможно лишь при создании конкурентного рынка. Закрепление спорных объектов за унитарным предприятием на праве хозведения без проведения конкурсных процедур препятствует развитию конкуренции, поскольку создает преимущества для определенных лиц. Представители "Камчатскэнерго" поддержали позицию ФАС.

Представители Управления и унитарного предприятия, в свою очередь, настаивали на возможности передачи объектов без конкурсных процедур.

Их правоту и признала коллегия, оставив постановление АС Дальневосточного округа без изменения, а жалобу УФАС и ПАО "Камчатскэнерго" без удовлетворения, подтвердив таким образом, что конкурс при передаче объектов коммунального хозяйства унитарным предприятиям необходим не всегда.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав