21.05.2019

Финансовое обеспечение выполнение муниципального задания год. Порядок финансового обеспечения выполнения муниципального задания


С вступлением в силу Федерального закона государственные (муниципальные) задания, ранее введенные бюджетным законодательством, обрели новый смысл. Задание определяет деятельность учреждения по оказанию государственных (муниципальных) услуг (выполнению работ), а также является основанием для финансового обеспечения учреждения.

После принятия предложений и подписания договора предложения не будут рассматриваться для существенного изменения деятельности, предусмотренной в проекте. Отборочная комиссия не оправдывает своих решений для участников тендера, представляющих проекты.

В случае софинансирования публикации бенефициар без ограничений передаст патентованные авторские права на работу, выполняемую во всех областях эксплуатации, указанных в авторских и смежных правах. Субъекты, проекты которых получили субсидию, обязаны сообщать получателям проекта о источнике происхождения средств в соответствии с условиями грантового соглашения.

Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрена разработка заданий на срок до одного года или до трех лет в соответствии с тем сроком, на который утвержден бюджет субъекта Российской Федерации (муниципального образования). Задание формируется учредителем для каждого подведомственного бюджетного (автономного) и по решению органа власти, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств для казенного учреждения (пункт 3 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации) в соответствии с утвержденным ведомственным перечнем услуг.

Важно отметить, что показатели задания используются при составлении бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание услуг, составлении бюджетной сметы казенного учреждения, а также для определения объема субсидий бюджетным и автономным учреждениям (часть 2 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Данные изменения коренным образом изменяют подход к формированию соответствующего бюджета, а также создают условия для учета показателей реально оказываемых услуг (выполняемых работ) при его формировании, что будет способствовать повышению эффективности бюджетных расходов.

При составлении задания целесообразно включать в него следующие показатели:

Наименование услуг (работ) из утвержденного ведомственного перечня услуг (отдельно по каждой услуге (работе));

Объем услуг (работ), выполнение которых учредитель поручает учреждению на ближайший финансовый год (финансовый год и плановый период);

Требования к порядку оказания услуги (выполнения работы);

Показатели качества услуги (работы), в случае, если учредитель готов их установить.

В случае наличия стандарта оказания услуги, в задании должна быть дана ссылка на соответствующий стандарт (например, Федеральный государственный образовательный стандарт и т.п.).

Таким образом, стандарт является обязательным требованием выполнения задания (невыполнение стандарта является невыполнением задания), тогда как показатели, описывающие качество услуги могут использоваться для определения дополнительных характеристик оказания услуги или результата оказания услуги (например, доля выпускников школы поступивших в высшие учебные заведения является показателем качества оказания услуги по реализации образовательной программы общего образования в данной школе) .

Важно отметить, что при составлении задания учредитель включает в него, в том числе, и услуги, оказываемые за плату, если федеральным законом предусмотрена возможность их оказания на платной основе в рамках задания. При этом в задании обязательно должна содержаться ссылка на соответствующее основание для взимания платы - федеральный закон, и обозначен порядок определения и взимания платы за услугу.

Задание формируется на этапе составления бюджета с учетом существующих бюджетных ограничений. Вместе с тем показатели государственного задания должны служить основанием для формирования бюджета. Утверждение заданий может осуществляться только после утверждения Закона (решения) о бюджете субъекта Российской федерации (муниципального образования) и формирования сводной бюджетной росписи. Утвержденное задание должно незамедлительно доводиться до учреждения для исполнения. Показатели задания должны своевременно доводиться до учреждения для обеспечения возможности формирования им плана финансово-хозяйственной деятельности на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период).

Справка: С 1 января 2012 года Федеральным законом предусмотрено составление и утверждение для каждого учреждения плана финансово-хозяйственной деятельности (часть 3.3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ). План финансово-хозяйственной деятельности является важнейшим документом деятельности учреждения. Он формируется учреждением и утверждается в порядке, определенном учредителем в соответствии с требованиями, установленными Минфином России в приказе от 28 июля 2010 г. № 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения». В 2011 году бюджетные учреждение, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется путем предоставления субсидии в соответствии с абзацем первым части 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, вправе в качестве планового документа использовать документ, аналогичный Плану финансово-хозяйственной деятельности, утвержденный учредителем в соответствии с требованиями вышеуказанного приказа Минфина России (письмо Минфина России от 28 апреля 2011г. № 02-03-10/1603).

Дополнительно к заданию учредителю рекомендуется составлять и подписывать с учреждением соглашение о предоставлении субсидии на выполнение задания (далее – соглашение), в котором могут быть определены права и обязанности сторон, а также правила и условия получения субсидии и выполнения соответствующего задания. Необходимо подчеркнуть, что задание и соглашение являются основными документами, регламентирующими взаимоотношения между учредителем и учреждением в процессе выполнения учреждением задания на оказание услуг (выполнение работ). В связи с этим определение порядка формирования указанных документов, а также разработка и утверждение самих документов должно стать ключевым этапом в реализации Федерального закона.

Данные об объемах услуг (работ) и порядке оказания услуг (выполнения работ) станут ключевыми при определении объема субсидии на выполнение задания. Изменение в течение финансового года субсидии на выполнение задания будет невозможно без соответствующего изменения показателей объема задания или корректировки нормативных затрат на оказание услуг в составе задания.

Перед непосредственным доведением задания рекомендуется осуществить предварительный расчет объема финансового обеспечения на его реализацию. Результаты расчетов должны быть сопоставлены с планируемыми объемами финансового обеспечения деятельности учреждения по смете расходов в текущем (прошедшем) финансовом году. При выявлении серьезных расхождений между планируемым объемом финансового обеспечения задания для учреждения, и условной сметой, рассчитанной с использованием старой методики, необходимо использовать корректирующие коэффициенты, либо вносить изменение в методику расчета норматива для сближения результатов расчетов. Однако при использовании корректирующих коэффициентов, информацию об этом целесообразно довести до учреждения для совместной выработки мер по приведению фактического объема расходов учреждения к нормативному.

В силу ст. 78.1 БК РФ бюджетным и автономным учреждениям предоставляются субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ). Как доводятся до учреждений эти средства? В каком порядке осуществляются планирование и расчет субсидий? Каким образом такие доходы отражаются в учете?

Основная деятельность бюджетных и автономных учреждений осуществляется в соответствии с государственным (муниципальным) заданием на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), утвержденным и доведенным до них учредителем. Согласно ст. 69.2 БК РФ это задание для федеральных учреждений, учреждений субъектов РФ, муниципальных учреждений формируется в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования (например, Постановление Правительства МО от 11.11.2010 N 981/52 "Об утверждении Порядка формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания государственными учреждениями Московской области").
Субсидия на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания предоставляется бюджетным и автономным учреждениям в том числе и на содержание имущества учреждений, закрепленного за ними или приобретенного за счет средств учредителя. Порядок определения объема и условия предоставления субсидий из соответствующего бюджета устанавливаются Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией (ст. 78.1 БК РФ) (например, Постановление Правительства МО от 17.04.2012 N 507/14 "Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления субсидий на иные цели государственным бюджетным и автономным учреждениям Московской области").
В соответствии с утвержденными порядками предоставление субсидии государственным (муниципальным) бюджетным и автономным учреждениям осуществляется на основании соглашения о порядке и об условиях их предоставления (далее - Соглашение).

Соглашение о порядке и об условиях предоставления субсидии

Соглашение между учредителем и учреждением является составной частью любого государственного задания. Примерная форма Соглашения для федеральных бюджетных учреждений утверждена Приказом Минфина России и Минэкономразвития России от 29.10.2010 N 138н/528.
Типовая форма Соглашения между учредителем и федеральным автономным учреждением утверждена Приказом Минэкономразвития России от 03.12.2008 N 423.
Обе формы Соглашения содержат общие определения прав, обязанностей и ответственности сторон, объемов и периодичности перечисления субсидии в течение финансового года.
Как типовая, так и примерная форма Соглашения подразумевают, что при его подписании органом, выполняющим функции учредителя, и самим бюджетным (автономным) учреждением оно должно быть конкретизировано. При этом конкретизация производится не только за счет указания даты исполнения обязательств и реквизитов сторон. Например, в нормативных актах регионального уровня прямо говорится: учредитель вправе уточнять и дополнять установленную форму Соглашения с учетом отраслевых особенностей. При этом ведомственные нормативные акты, вводя позволительные дополнения, конкретизируют в Соглашении:
- цели, условия и порядок предоставления субсидий;
- объемы выделяемых субсидий;
- обязанности учреждения по выполнению заданий;
- право учредителя на проведение проверок соблюдения условий, установленных Соглашением;
- порядок возврата сумм, использованных учреждением, в случае установления по итогам проверок, проведенных учредителем, факта нарушения условий Соглашения, порядок и сроки представления отчетности об использовании субсидий;
- показатели выполнения заданий, ответственность сторон и другие условия.
Соглашение строится по принципу обычного гражданско-правового договора.

Сроки предоставления субсидии

Сроки предоставления субсидии, как правило, фиксируются в соответствующем графике, являющемся неотъемлемой частью Соглашения. Соглашение с автономным учреждением предполагает выделение субсидии ежеквартально.
Вместе с тем в тексте Соглашения можно предусмотреть особые случаи исчисления сроков и построения графиков, например зафиксировать, что в случае, когда срок окончания выполнения работ (оказания услуг) переходит на следующий год, по решению учредителя субсидия возврату не подлежит, но учитывается при формировании государственного задания на очередной год. Указанные работы (услуги), а также средства субсидии на их выполнение необходимо отразить в государственном задании на очередной год без включения в общий объем субсидии в очередном году. В зависимости от специфики взаимоотношений хозяйствующих субъектов график может формироваться путем как пропорционального (по отношению к временному промежутку) предоставления денежных средств, так и определения иных параметров.
Например, можно установить, что учредитель осуществляет перечисление субсидии бюджетному учреждению равными долями четыре раза в год в следующие сроки:
- 1/4 общего объема субсидии перечисляется в течение 10 рабочих дней со дня заключения Соглашения;
- остаток общего объема субсидии перечисляется соответственно во II, в III и IV кварталах текущего года в течение 10 рабочих дней после получения учредителем отчетных сведений, указанных в соответствующем подпункте Соглашения, за предыдущий отчетный период.

Случаи изменения объемов субсидии

В Соглашении рекомендуется предусмотреть условия изменения установленного размера субсидии. Например, можно указать, что в случае внесения изменений в нормативные правовые акты, на основании которых было сформировано государственное задание, а также изменения размера бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете для финансового обеспечения выполнения государственного задания, в последнее могут быть внесены соответствующие изменения. В обоснование таких изменений можно сослаться на то, что финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном (региональном, муниципальном) бюджете на соответствующие цели.
Кроме того, необходимо сразу предусмотреть гарантию защиты экономических прав учреждения, установив, что изменение объема субсидии, предоставленной из бюджета бюджетному и автономному учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного задания.
Стоит учесть, что в случае выполнения учреждением всех утвержденных в нем требований к объему и качеству государственных услуг (работ) сокращение объема финансового обеспечения госзадания в части уже оказанных государственных услуг, выполненных работ не допускается.
Рекомендуется закрытым перечнем зафиксировать в Соглашении основания для пересмотра объема финансового обеспечения выполнения учреждением государственного задания, например:
- увеличение или уменьшение объема ассигнований, предусмотренных на оказание соответствующих государственных услуг (выполнение работ) в федеральном (региональном, муниципальном) бюджете;
- выполнение государственного задания учреждением не в полном объеме или с качеством ниже установленного в государственном (муниципальном) задании;
- выявление необходимости оказания учреждением государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) в количестве сверх установленного в государственном (муниципальном) задании;
- выявление необходимости оказания учреждением дополнительных государственных (муниципальных) услуг (работ), не установленных в государственном (муниципальном) задании;
- выявление необходимости перераспределения объемов государственного (муниципального) задания между учреждениями.
Обязательность пересмотра объема задания и размера субсидии также должна в договоре звучать четко.

Планирование и расчет субсидии

В настоящее время в нормативных документах, регламентирующих порядок предоставления субсидий, недостаточно четко прописано, в какие сроки, в какой последовательности и на основании каких документов должно осуществляться планирование объемов финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания государственными (муниципальными) учреждениями. Поэтому заинтересованные должностные лица учреждения могут самостоятельно выработать определенную тактику при планировании финансово-хозяйственной деятельности. Также выбор правильной тактики позволит руководителю учреждения заранее знать, как может измениться сумма финансового обеспечения на содержание имущества в планируемом периоде. Соответствующие расчеты необходимо сделать до подписания руководителем учреждения Соглашения с учредителем.
Согласно п. 3 Положения о формировании государственного задания в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 N 671, государственное задание утверждается не позднее одного месяца со дня официального опубликования федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Следовательно, в тот же срок (то есть в течение месяца после принятия бюджета) учредитель должен довести до учреждения утвержденное ему задание и подписать с ним Соглашение.
Например, государственное (муниципальное) задание на очередной финансовый год бюджетному (автономному) учреждению должно быть доведено учредителем не позднее декабря текущего года. Также не позднее декабря текущего года между учредителем и учреждением должно быть подписано Соглашение о финансовом обеспечении выполнения задания в очередном году.
Объем финансового обеспечения оказания государственных (муниципальных) услуг, как правило, рассчитывается учредителем с учетом количественных показателей, установленных государственным (муниципальным) заданием, и соответствующих нормативных затрат.
Определение объема субсидии на содержание имущества производится с учетом плановых показателей (исходных данных), представленных учредителю подведомственными бюджетными и автономными учреждениями. В свою очередь, для представления этих сведений соответствующему учреждению необходимо определить налоговую базу по налогу на имущество, предполагаемое поступление и выбытие объектов нефинансовых активов, сумму тарифов на коммунальные услуги и т.п. При расчете суммы субсидии на финансовое обеспечение выполнения задания в части содержания имущества рекомендуется провести следующие мероприятия.
Составить перечень имущества, закрепленного за учреждением и приобретенного за счет средств учредителя. Целью формирования такого перечня является определение остаточной стоимости имущества, являющегося налоговой базой по налогу на имущество, уплата которого осуществляется за счет средств субсидий. Перечень составляется по состоянию на 1 сентября или 1 октября текущего года в зависимости от срока представления данных учредителю.
Определить ожидаемую налоговую базу по налогу на имущество и землю на очередной финансовый год. С помощью ответственных должностных лиц учреждения составляется план поступления и выбытия объектов имущества по состоянию на 1 января и 31 декабря очередного финансового года. При составлении такого плана рекомендуется использовать график (прогноз) закупок товаров, который формируется специалистами, ответственными в учреждении за размещение заказов. На основе полученной информации об ожидаемом в очередном финансовом году объеме поступлений и выбытий объектов нефинансовых активов, а также данных перечня указанного выше имущества рассчитывается прогнозируемая сумма налога на имущество организаций. Кроме того, при необходимости производится расчет земельного налога и других расходов, связанных с содержанием имущества.
Рассчитать затраты на коммунальные услуги в планируемом периоде. На данном этапе бухгалтеру необходимо сделать прогноз расходов на коммунальные услуги в очередном финансовом году посредством запроса у специалистов по тепловой энергии и электроэнергии сведений об изменении тарифов и расчета на основании данных сведений исходя из фактически потребленных объемов тепловой энергии и электроэнергии в прошлом году. В случае изменения потребления тепловой энергии и электроэнергии (например, планируется ввод в эксплуатацию нового здания) или изменения характеристик имеющихся систем (в натуральных показателях) при получении таких сведений о тарифах производится расчет прогнозируемых коммунальных расходов с учетом увеличения/уменьшения потребления в натуральных показателях.

Обратите внимание! Расчет субсидии на содержание имущества в части коммунальных услуг на планируемый период производится исходя из 10% затрат на электроэнергию и 50% затрат на тепловую энергию от общего объема затрат на оплату указанного вида коммунальных платежей (Приказ Минфина России N 137н, Минэкономразвития России N 527 от 29.10.2010 "О методических рекомендациях по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений").

Рассчитать "потери" в случае сдачи имущества в аренду. Согласно п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и п. 3 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" в случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным или автономным учреждением, а также приобретенного за счет средств, выделенных ему учредителем, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется. Поэтому при планировании и расчете размера субсидии на финансовое обеспечение содержания имущества финансовым службам бюджетных и автономных учреждений необходимо четко знать сумму "потерь" в случае сдачи имущества в аренду.
Составить пояснительную записку для учредителя. Это завершающий этап расчета суммы субсидии на содержание имущества на очередной финансовый год. Все сведения, полученные в результате вышеуказанных мероприятий, а именно прогноз суммы налога на имущество организаций, суммы расходов на коммунальные расходы, других затрат с учетом "потерь" в сумме поступления в виде арендных платежей представляются учредителю в качестве исходных данных для определения объема субсидии на содержание имущества учреждения в очередном финансовом году.

Субсидия и учетная политика

Особенности отражения в бухгалтерском учете операций с субсидиями должны быть раскрыты в учетной политике учреждения.
Поскольку субсидия является одним из видов целевых средств, выделяемых учреждениям на определенный срок для достижения установленных целей, достижение соответствующих целей является одним из факторов, регламентирующих порядок отражения субсидий в бухгалтерском учете.
В учетной политике учреждения в целях бухгалтерского учета должно отражаться следующее:
- момент начисления субсидий в качестве доходов;
- перечень документов, служащих основанием для отражения операций с субсидиями.
Основанием для отражения субсидии в составе доходов для целей бухгалтерского учета рекомендуется считать отчет о целевом использовании средств, утвержденный учредителем.
Очевидно, что день утверждения такого отчета в данном случае будет считаться датой признания средств субсидий в доходах учреждения.
При этом в целях бухгалтерского учета возможны несколько вариантов отражения таких операций.
1. Начисление субсидии по факту достижения цели. Такой вариант начисления доходов позволяет учредителю не просто контролировать перечисление денежных средств учреждению, а отслеживать ситуацию с достижением целей, на которые дается субсидия. Другими словами, при использовании этого варианта начисление доходов осуществляется при подтверждении учредителем их целевого использования.

Пример 1. По Соглашению, заключенному между учредителем и образовательным бюджетным учреждением, размер субсидии на выполнение государственного задания на 2012 г. составляет 8 000 000 руб. Перечисление денежных средств согласно календарному плану в 2012 г. производится учредителем ежеквартально в размере 2 000 000 руб. не позднее 12-го числа первого месяца квартала на лицевой счет учреждения, открытый в ОФК.
Кроме того, в соответствии с условиями Соглашения учреждение не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет учредителю отчет о выполнении задания за истекший квартал.
В бухгалтерском учете учреждения за I квартал 2012 г. операции по начислению доходов в виде субсидии отражаются следующим образом.
Поступили денежные средства на лицевой счет учреждения согласно выписке за 12 января - 2 000 000 руб.:

Одновременно поступившую сумму следует отразить на забалансовом счете 17 "Поступления денежных средств на счета учреждения".
В этом случае полученная учреждением субсидия на I квартал по состоянию на 1 апреля в доходах не отражается, поскольку на отчетную дату учредителем не подтверждено целевое использование данных средств.
Во II квартале (10 апреля) на основании утвержденного учредителем отчета об использовании субсидий делаются записи по начислению дохода на сумму 2 000 000 руб.:


2. Начисление доходов по факту поступления субсидии. В учетной политике учреждения можно предусмотреть начисление доходов в виде субсидий в момент поступления их на лицевой (расчетный) счет учреждения. В этом случае учреждение одновременно делает бухгалтерские записи по поступлению денежных средств и по начислению доходов.

Пример 2. Рассмотрим порядок отражения операций по начислению доходов в момент поступления средств на лицевой счет учреждения, воспользовавшись условиями примера 1.
В бухгалтерском учете учреждения будут сделаны такие записи:
- поступили денежные средства на лицевой счет учреждения согласно выписке за 12 января - 2 000 000 руб.:
Дебет счета 4 201 11 510 "Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства"
Кредит счета 4 205 81 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам".
Одновременно поступившую сумму следует отразить на забалансовом счете 17 "Поступления денежных средств на счета учреждения";
- начислен доход (12 января) - 2 000 000 руб.:
Дебет счета 4 205 81 560 "Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам"
Кредит счета 4 401 10 180 "Прочие доходы".

Такой способ с точки зрения совершения учетных операций наиболее простой. Однако он не позволяет учредителю контролировать ни ход выполнения задания, ни целевое использование средств.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав