25.09.2019

Русалка. Правда ли, что настоящая русалка существует? Кто такие русалки и существуют ли они на самом деле


03.03.2016 05:11

Когда мы слышим слово «русалка», многим из нас представляется милая девочка-русалочка с большими добрыми глазами из диснеевского мультика. Даже если мы не думаем конкретно о мультфильме, то все равно часто образ русалки ассоциируется у нас как минимум с нежным существом, окруженным ореолом волшебства. Сказку Андерсена все читали?

Однако в представлении наших предков такой персонаж, как русалка, не имел ничего общего с русалочкой Ариэль - за исключением, разве что, женского пола. Более того - изучив поверья наших предков, можно заключить, что русалки являются вовсе не добрыми и отнюдь не безобидными созданиями.

Чем занимаются русалки?

Считается, что эти мистические существа ведут примерно такой же образ жизни, как и живые люди. Как и все девушки, русалки готовят еду, стирают, моются и занимаются прочими повседневными делами. В особенности русалки любят прихорашиваться - говорят, что часто можно увидеть русалок, которые, удобно устроившись на камне, расчесывают свои длинные волосы. Кроме этого русалки могут даже играть свадьбы, русалка может стать женой водяного. И у них, как и у людей, есть дети, плач которых порой может долетать до ушей людей.

Но наряду с обычными делами русалки проводят много времени в развлечениях. Эти существа любят резвиться, выдумывая себе разные развлечения: бегать, играть, качаться на ветках деревьях, купаться, водить хороводы, плести венки из цветов, гримасничать, кричать и издавать разные звуки, шутить и смеяться, за что в русском фольклоре их иногда называют «шутовками». Однако веселье русалок достаточно специфично, и человеку, повстречавшемуся с ними, вряд ли будет весело. На самом деле русалки являются очень опасными для людей, а их сексуальный и жизнерадостный образ во многом перекликается с особенностями древнегреческих сирен. Которые, как известно, привлекали моряков дивными песнями, заманивая их в ловушки. Примерно этим и занимаются «русские» русалки.

Чем опасны русалки?

Как уже было сказано, веселые русалки или, как их еще иногда называют, «чертовки», имеют свое представление о чувстве юмора . Повстречавшись с человеком, русалка начинает над ним потешаться по-своему. Она может начать защекотать его до смерти, а может обворожить своими песнями и чарующей улыбкой, после чего заманить его в воду и утопить.

Повезет, если русалка просто сделает так, что человек заблудится в лесу. Иногда, заведя человека в глухое место, русалка может просто с хохотом убежать, бросив его на произвол судьбы - но в таком случае у него, по крайней мере, будет шанс спастись. Кстати говоря, с женщинами и мужчинами русалки поступают по-разному. Если к женщинам они относятся, вероятно, ревностно, и при встрече срывают с них одежду и гонят палками прочь из леса, то с мужчинами они беззастенчиво заигрывают.

Делают ли русалки что-то хорошее?

Стоит отметить, что многие поверья утверждают, будто русалки агрессивно настроены только ко взрослым людям. К маленьким детям они обычно относятся хорошо, а потому могут спасти от опасности заблудившихся в лесу малюток, отпугнув от них диких зверей.

Кроме этого, образ русалки ассоциируется с плодородием. Считается, что они появляются в полях в период созревания хлебов, и в тех местах, где ступала нога русалки, хлеба уродится больше.

Как спастись от колдовских чар русалок?

Прежде всего, стоит сказать, в какое время, как считается, шанс повстречать русалку особенно велик. Легенды рассказывают нам, что особенно часто русалок можно увидеть в Духов день, на Троицкой неделе и в праздник Ивана Купалы. И, как было отмечено выше, русалки в принципе чаще встречаются в период созревания ржи.

Но если вы все-таки встретите русалку, то считается, что нужно бросить в нее платком или любым другим лоскутом ткани. Если у вас нет при себе платка, то стоит оторвать рукав от своей рубашки и бросить в русалку - уж лучше остаться без рукава, но живым, чем лежать на речном дне в целехонькой одежде.

Кроме этого, при встрече надо ткнуть в русалку иглой или булавкой - считается, что даже если русалок несколько, то после одного такого тычка с визгами убегут прочь все. А еще лучше просто опустить глаза и не встречаться с русалкой взглядом. И, уж конечно, не стоит ходить в лесную глушь с неизвестной девушкой. Это, кстати, хорошая тема, чтобы составить страшилки для мужчин, не правда ли?

И еще важно помнить, что всегда нужно быть очень осторожными в своих выражениях, когда вы ссоритесь с близкими. Если вы в сердцах проклянете своего обидчика или пошлете его к черту, то после таких слов на него могут напасть русалки и утащить в свое логово. Где будут мучить человека до тех пор, пока его не спасут молитвами и подаянием милостыни беднякам. Так что ругайтесь осторожно! А лучше всего - не ругайтесь вообще, никого не проклинайте и, конечно, не поддавайтесь на заигрывания незнакомых полуголых девиц.

Ваша Анастасия Черкасова,


В Польше сделаны фотографии настоящей русалки, которую от посторонних глаз скрывают военные…

Русалки – существа, сказания о которых можно найти в мифологии народов, живущих во всех концах света. Везде, где есть какие-то водоемы – озера, моря или океаны, местная мифология хранит истории о таинственных жительница глубин. Назвать их сказочными персонажами со стопроцентной уверенностью не могут даже атеисты и религиозные деятели, ведь хотя бы раз в десятилетие появляются шокирующие доказательства существования русалок.

Откуда берутся и как выглядят русалки?

Сирена, ундина, наяда, мавка – множество имен одного и того же создания, которого в славянской истории называли «русалкой». Родоначальником этого термина стало слово «русло», обозначающее путь, проложенный речным потоком. Считалось, что именно там обитают заблудшие души некрещеных девочек-младенцев, умерших на Троицкой неделе, девушек, утонувших или совершивших самоубийство до замужества, а также решивших стать хранительницами вод по собственному желанию.

По сей день, в некоторых деревнях староверов живы сказания о том, что если представительнице слабого пола не мила жизнь на земле из-за одиночества, бедности или смерти родителей, она может попросить лесных духов забрать ее к себе на болото или в озеро, чтобы там обрести вечный покой.


Народные поверья приписывают русалкам способность перевоплощаться в животных – птиц, лягушек, белок, зайцев, коров или крыс. Но более привычен для них вид молодой девушки или женщины, у которой вместо ног можно увидеть длинный хвост, напоминающий рыбий. В Малороссии и Галиции люди считали, что русалка может превратить его в ноги, если пожелает. Кстати, у греков было аналогичное представление: сирен они изображали исключительно как прекрасных дев, ничем не отличающихся от обычных девушек. Понять, что перед ним – сирена, а не юная прелестница, моряк мог, лишь очутившись лицом к лицу с собственной смертью: сирены заманивали мужчин соблазнительным пением и беспощадно убивали.


По мнению всех народностей, русалки носят прически исключительно из распущенных волос. Этот признак в стародавние времена позволял отличить живых девушек от паранормальных существ. Дело в том, что христианки всегда покрывали голову платком, поэтому простоволосость - знак, что перед человеком стоит русалка. В церковных книгах Украины сохранилась запись о девушке, ушедшей из дома накануне свадьбы и ставшей русалкой. Ее отец все понял, когда увидел ее ночью возле дома с локонами, рассыпавшимися по плечам и «повенчал» ее со столбом, чтобы ее душа больше его не беспокоила.


Реальные истории очевидцев о русалках

Известно, что объектом своей охоты водяные нимфы выбирают исключительно мужчин. В Шотландии и Ирландии до сих пор некоторые из них всегда носят при себе иголку, чтобы уколоть русалку, боящуюся каленого железа как огня, при нападении, дабы спасти себе жизнь. Встреча с ней опасна для жизни, потому что это существо постарается заманить жертву на глубину и утопить или защекотать до смерти. Но истории известны рассказы счастливчиков, чудом выживших после общения с русалкой.

Первое документированное упоминание о ней относится к XII веку. Исландские хроники Speculum Regale сообщают о женщине с рыбьим хвостом, которую выловили и заточили в клетку жители прибрежной деревушки. Неизвестно, умела ли она говорить и выжила ли после встречи с суеверными крестьями, но очевидцы говорили, что ей успели дать имя Маргигр.


В 1403 году в Голландии автор книги «Чудеса натуры, или Собрание необыкновенных и примечания достойных явлений и приключений в целом мире тел, азбучным порядком расположенное» и собиратель редкостей Сиго де ля Фонд встречается с девушкой, которую люди нашли на берегу, когда она просила о помощи. У нее был плавник, к тому же ее выбросило во время шторма, поэтому ей дали имя Нереида. Русалку привезли в город, научили готовить еду, стирать и ухаживать за скотом. Известно, что Нереида провела с людьми более 15 лет – и каждый день пыталась вернуться домой, в морскую пучину. Однажды она все таки уплыла, так и не научившись говорить и понимать человеческий язык.


16 июня 1608 года мореплаватель Генри Гудзон, именем котором в дальнейшем был назван пролив, отправился в путешествие с группой моряков. В первый же день в открытом море, вдали от цивилизации, они увидели качающуюся на волнах девушку, поющую чарующим голосом.

«Юная красавица с голой грудью, черными волосами и хвостом макрели, к которой мы так и не решились приблизиться.»

Так позже записали моряки в бортовом журнале. Узнав об этом случае, Петр I просил совета у священнослужителей из Дании, можно ли верить в эти истории. Епискон Франсуа Валентин ответил ему, что на днях лично видел русалку и свидетелей тому – пятьдесят человек.

В 1737 году английская газета для мужчин Gentleman’s magazine выпустила заметку о том, как в прошедший уик-энд рыбаки вместе с барахтающейся в сети рыбой подняли на борт странное существо. Конечно же, они слышали о русалках, но в улов попался…мужчина с рыбьим хвостом! Странное существо так напугало бедняков, что они насмерть забили добычу. Труп монстра был выкуплен и на протяжении нескольких веков демонстрировался в музее Экстера.


Очевидцы сообщали:

«Это существо поражало воображение и издавало человеческие стоны. Когда мы пришли в себя, то увидели, что это мужчина с белым хвостом и перепончатым плавником, покрытым чешуей. Внешность существа была отталкивающей и удивительно похожей на человеческую одновременно.»

1890 год в Шотландии был ознаменован появлением неподалеку от Оркнейских островов целой семьи русалок. Три девушки купались в воде, хохотали и ловили рыбу, но никогда не подплывали близко к людям. Нельзя сказать, что они опасались человека – скорее избегали. В отсутствие рыбаков нимфы отдыхали на прибрежных камнях. Известно, что русалки прожили в этих краях более 10 лет. В 1900 одному шотландскому фермеру удалось застать одну из морских дев врасплох:

«Как-то пришлось мне отправиться со своей собакой к далекому оврагу, чтобы вытащить угодившую в него овцу. Двигаясь вдоль оврага в поисках овцы, я заприметил неестественное беспокойство собаки, которая стала испуганно выть. Взглянув в овраг, я увидел русалку с рыжими вьющимися волосами и глазами цвета морской волны. Русалка была ростом с человека, очень красивой, но с таким ожесточенным выражением лица, что я в ужасе бросился прочь от нее. Убегая, я понял, что русалка попала в овраг из-за отлива и вынуждена была там же дождаться прилива, чтобы уплыть обратно в море. Но прийти ей на помощь мне не хотелось.»

На протяжении XX века русалок видели в Чили, Соединенных Штатах Америки, Полинезии и Замбии. В 1982 году нимфы впервые были обнаружены в СССР, где раньше не верили в истории о потусторонних существах, обитающих в водоемах. Во время тренировки боевые пловцы на Байкале столкнулись под водой со стаей рыб с женским туловищем. После всплытия они рассказали об увиденном и получили приказ наладить контакт со странными обитательницами Байкала. Стоило им подплыть к русалкам, как ты выкинули их на берег будто взрывной волной, из-за которой аквалангисты умерли за несколько дней один за другим, а выжившие – стали инвалидами.

Последним упоминанием в прессе о русалках стали статьи, написанные журналистами множества стран после появления в интернете фотографий с военного полигона в Польше в 2015 году. На снимках отчетливо видно, что люди в защитных костюмах несут нечто размером с человека, но обладающее рыбьим хвостом. Весит их ноша довольно много, потому что носилки одновременно несли шесть человек.


Правительство Польши оставило фотографии без комментариев. Да и сможет ли консервативная наука найти объяснение существованию русалок?

Сложно найти человека, который бы не слышал о русалках. Но не всем известно, кто и как мог стать русалкой и чем отличались эти существа от другой нечистой силы. В книге известного русского этнографа Дмитрия Зеленина «Очерки русской мифологии» собран богатейший материал, касающийся этих колоритных фольклорных персонажей.

Заложные покойники

На Руси считалось, что русалкой могла стать особа, умершая не своей смертью. Таких людей называли «заложными» покойниками, что и означало умерших насильственной или преждевременной смертью. Чаще всего это были утопленницы, погибшие случайно, покончившие жизнь самоубийством или убитые посредством утопления.

Суицид мог быть совершен и путем повешения. Такая покойница тоже превращалась в русалку. В глубокой древности к ним относили и души покойников, над которыми тяготело ужасное родовое проклятие. У южных славян считалось, что в этих существ обращаются также души умерших раньше времени некрещеных младенцев.

Русалками становились только маленькие дети или женщины. Обычно это были молодые незамужние девицы, для которых столь ранняя смерть являлась чем-то абсолютно неестественным. Женщины замужние – даже достаточно молодые - нередко умирали при родах. Эти случаи относили к категории естественной смерти, и такие покойницы в русалок не превращались.

Само название «русалка» использовалось довольно редко. Больше были распространены другие наименования (особенно у южных славян): «водяница», «лешачиха» (от слова «леший»), «чертовка», «купалка» и др. Также русалок называли и «лоскотухами», потому что они могли залоскотать (защекотать) до смерти.

Внешний вид и нрав русалок

Русалки считались опасными существами с непредсказуемым нравом. Согласно преданиям, пик их активности приходился на глубокую ночь. Заложные покойницы выходили из рек и вели себя довольно шумно: хохотали, пели или хлопали в ладоши. Места, где предполагалось присутствие русалок, люди старались избегать.

По народным поверьям, эти существа могли утаскивать соблазненных их девичьей красотой мужчин в реку и топить. Часто утопленницы сидели на берегах и горько плакали о своей доле. Русалок заставали и за расчесыванием их длинных роскошных волос. Покойницы использовали для этого железные гребни.

Видевшие русалок описывали их как небывалой красоты девушек с длинными, иногда русыми, чаще – зелеными волосами. Русалки никогда не заплетали косы, ходили в длинных призрачно-белых одеждах, похожих на погребальный саван. Кожа у них была мертвенно-бледной, почти прозрачной. Голову водяницы украшали венками из ивовых прутьев и цветов.

В Забайкалье русалок представляли девицами с черными, как смоль, длинными волосами. По народным поверьям, распространенным в этом регионе, они могли быть не только красивыми, но и страшными, а также отличаться не только злым, но и добрым нравом.

Русальские обряды

Из самых популярных обрядов, связанных с этими существами, можно назвать проводы и похороны лоскотух. У южных славян также была распространена традиция поминать души всех преждевременно умерших – в том числе и русалок – на Троицкой неделе. Этот обычай назывался «русальными поминками».

В это время было принято оставлять на краю поля кусок хлеба или плошку с медом для русалки. В подарок водяницам также оставляли мотки ниток, ленты или полотенца, повязывая их на ветки дубов. Все эти подношения были призваны задобрить злокозненных покойниц. Считалось также, что эти существа любят выходить в ночь на Купала. Их тоже следовало умилостивить в это время разными подарками.

Водяницы любили гулять в полях и лугах. Могли забрести и дом, попортить скотину или наделать других пакостей, поэтому их было принято провожать назад, к рекам или в лес. По случаю таких «проводов» устраивались гулянья с песнями. Девушки пели особые песни, ласково упрашивая русалку вернуться в свою реку.

Иногда проводы русалок напоминали обряды сожжения Костромы. Чучело в виде девушки в длинной рубашке оставляли в поле, там, где водяницы обычно любили гулять. В другой интерпретации чучело сжигали, что ассоциировалось с похоронами русалки.

Вопрос о существовании мифических существ волнует людей многие столетия. Одни уверены, что это выдумки, другие доверяют фактам. Давайте разберемся вместе.

В статье:

Существуют ли русалки в реальной жизни - правда и вымысел

Кто такие русалки? Это удивительные существа, которые описываются в преданиях и мифах, распространенных на всей планете. Подтверждение существования морских созданий можно встретить в различных источниках.


Все они датированы разным временем. Те, кому удавалось встретиться с русалками, по-разному. Также существам приписывают различные качества и поведение.

В Европе мы часто слышим название «русалка ». Древние греки предпочитали слово «сирена ». Римляне верили, что нимфы и нереиды на самом деле существуют. Также это существо часто называли ундиной .

Колдуны и маги считают, что русалка - это мистическое существо, сгусток энергии, дух воды, приходить на помощь. Но это бестелесное создание, способное управлять стихией воды.

Русалки, найденные людьми в разных частях мира, отличаются внешне от героев книг и мифов. Ученые предполагают, что существует несколько их видов. Также есть мнение, что эти монстры не просто непохожи друг на друга, а располагаются на различных этапах развития.

Это подтверждает теорию о том, что человек является потомком этих морских существ, ведь жизнь зародилась в океане. К сожалению, данная версия еще не доказана, поэтому воспринимать ее как аксиому нельзя. Но большое количество примеров в истории подтверждают, что сирены есть на самом деле.

Настоящие русалки существуют - шокирующие факты

Если мы обратимся к документам, то обнаружим, что в XII веке в исландских хрониках Speculum Regale упоминается странное существо. Оно имело туловище женщины и хвост рыбы. Назвали ее «Маргигр ». Более о судьбе этой дамы ничего не известно.

В 1403 году в Голландии произошла ситуация, которая была описана в книге Сиго де ля Фонда «Чудеса натуры, или Собрание необыкновенных и примечания достойных явлений и приключений в целом мире тел, азбучным порядком расположенное ». В ней повествуется о том, что после жуткого шторма на суше люди обнаружили странную девушку. Ее выбросило из воды. Нереида была вся в тине и имела плавник вместо нижних конечностей.

Люди отвезли ее в город, переодели, научили готовить еду и заниматься хозяйством. Как именно делала это женщина, используя плавник вместо ног, в источнике не указывается. За 15 лет, которые существо пробыло среди людей, оно не научилось говорить и постоянно пыталось вернуться в родную стихию. Но это не увенчалось успехом, и сирена умерла среди жителей деревни.

15 июня 1608 года два человека, которые отправились в путешествие с мореплавателем Г. Гудзоном, обнаружили в воде живую сирену. Они утверждали, что это была обворожительная девушка с голой грудью, прекрасными черными косами, а ее нижняя конечность в точности напоминала хвост макрели. Более никто это существо из команды не видел и подтвердить слова матросов не может.

Доказательство того, что русалки существуют - удивительный подросток

В XVII веке испанский журналист Икер Хименес Элизари сделал заметку в газете, опубликовав записи, которые он нашел в архивах монастыря. В них говорилось о Франсиско дела Веге Касаре, проживающем в Лиерганесе (Кантабрия).

Этот молодой человек отличался способностью очень хорошо плавать. Легенда гласит, что в 16 лет юнец пошел купаться и его затянуло в пучину. Подростка люди тогда не нашли.

Спустя некоторое время недалеко от места его пропажи моряками было обнаружено необычное создание. Это был все тот же парень, но с белоснежным кожным покровом и чешуей на туловище.

На конечностях между пальцами были плотные перепонки. Юноша не говорил, а только издавал странные звуки. Существо обладало нечеловеческой силой, так как для того, чтобы его поймать, понадобились 10 человек.

Пленника отвезли в храм францисканцев. Там в течение трех недель юношу подвергали ритуалам экзорцизма. Через год подростка вернули домой, его мама призналась в том, что ее сын не совсем человек. Спустя два года необычное создание убежало и скрылось в морской глубине.

Доказательства существования монстров в XVIII–XIX веках

В 1737 году было опубликовано еще одно доказательство существования русалок. На этот раз информацию предоставило издательство «Gentleman’s magazine» . История произошла в Англии. Рыбаки вместе с уловом подняли на палубу странное существо и в страхе забили его насмерть.

Очевидцы утверждают, что монстр издавал человеческий стон. Когда рыбаки пришли в себя, то разобрали улов и поняли, что перед ними сирена мужского пола. Внешность существа была отталкивающей, тем не менее, монстр походил на людей. Труп русалки долгое время демонстрировался посетителям музея в Экстере.

«Scot’s magazine» в 1739 году поразил читателей интересным материалом, в котором говорилось о том, что люди с судна «Галифакс » поймали настоящую нереиду. Однако подтверждений этому факту нет, так как команда была вынуждена приготовить и съесть пойманное существо. Произошло это недалеко от острова Маврикий. Экипаж заверяет, что плоть этих монстров очень мягкая, похожа на телятину.

31 октября 1881 года стало знаменательно тем, что в этот день одно из бостонских издательств огласило новость о выловленном трупе удивительного создания. Удалось определить, что монстр был женского пола. Верхняя часть его тела идентична людской, но все, что ниже живота, являлось хвостом рыбы. Это был далеко не последний случай, когда в XIX столетии люди находили подтверждение существования русалок.

Есть ли русалки - история времен СССР

Долгое время эта история не разглашалась, и мало кто мог узнать подробности происшествия. В 1982 году на западном берегу озера Байкал должны были проводиться тренировки боевых пловцов. Именно там вооруженные силы СССР нашли удивительное чудовище.

Аквалангистам надо было опуститься на глубину в 50 метров. Люди уверяли, что именно там они неоднократно замечали странных существ, которые в длину достигали 3 метров и были покрыты блестящей чешуей. На голове у нимф находились странные шлемы круглой формы. Аквалангисты уверяли, что это были не люди, так как передвигались они очень быстро, не имея специальных костюмов и аквалангов.

Командующий учениями был уверен, что подводникам необходимо найти общий язык с существами и вступить в контакт. Для этого необходимо было выловить одну нереиду. Команду хорошо снарядили и подготовили к заданию. Группа состояла из 8 бойцов, которые должны были четко выполнять инструкции.

Но операция была прервана, так как, когда люди приблизились к существу и попытались набросить на него сеть, оно силой мысли вытолкнуло их на берег водоема. Из-за того, что случилось это резко, а во время всплытия не было важных остановок, все участвующие в операции заболели кессонной болезнью. Трое погибли уже через пару суток, а остальные на всю жизнь остались инвалидами.

Странные монстры в США

В Соединенных Штатах Америки жители небольших городов нередко сталкиваются с подобными существами. Летом 1992 года в поселке Ки-Бич (Флорида) рядом с берегом были замечены необычные существа, напоминавшие людей, но нижняя часть тела у них была как у тюленей.

На конечностях монстров были большие перепонки. Сирены имели огромные головы и выпуклые глаза. Когда рыбаки постарались приблизиться к существам, те быстро отплыли и скрылись в морской глубине. Через некоторое время рыбаки достали свои сети из воды. Они были разрезаны, а улов выпущен.

Также странный экспонат не так давно был представлен в краеведческом музее города Тумстоун . Посетители осматривали труп диковинного объекта, который, на первый взгляд, сильно напоминал морскую корову. Но верхняя часть тела животного была похожа на людскую - руки, плечи, шея, уши, нос, глаза. Также присутствовали достаточно хорошо развитые ребра.

По традиционным русским представлениям, русалки внешне мало отличаются от людей, в поздней русской литературе и кинематографе под западным влиянием, образ русалки приобрёл в нижней части тела вместо ног плоский хвост, похожий на хвост рыбы. Западноевропейские русалки внешний вид унаследовали от художественных изображений гомеровских сирен, славянские сходны с древнегреческими нимфами. В англоязычном бестиарии для славянских русалок употребляется слово rusalka , а для западноевропейских - mermaid .

Важная отличительная и объединяющая черта во внешнем виде русалок - распущенные длинные волосы. Простоволосость, недопустимая в обычных бытовых ситуациях для нормальной крестьянской девушки - типичный и очень значимый атрибут: «Ходит как русалка (о нечёсанной девке)» (из словаря Даля).

Преобладающий цвет волос - русый, отчего историк С. М. Соловьев производит само название «русалка» - «с русыми волосами» .

По некоторым русским представлениям, русалки имеют облик маленьких девочек, очень бледных, с зелеными волосами и длинными руками. В северных областях России (местами на Украине) русалок преимущественно описывали как косматых безобразных женщин. Часто отмечаются большие груди: «цыцки большие-большие, аж страшно» .

Мифологический образ

Русалки выходят из воды перед Троицей (рисунок Маковского)

Образ жизни

Русалка с дочерью (иллюстрация к стихотворению Пушкина)

В некоторых местах Украины различали русалок полевых (то же самое, что «полудницы ») и лесных («фаляроны», из войск библейского фараона, погибших в Красном море). Как пишет Зеленин, «Русалок нельзя признать определенно духами водными или лесными или полевыми: русалки являются одновременно и теми и другими и третьими». Видят их часто в прудах, озёрах и проточных водах, как они барахтаются, стоя по пояс в воде или настолько, что «только греха не видать» расчёсываются и моют лицо руками

Из большей части народных рассказов, русалки не имели одежды, ходили нагими и без головного убора, но при случае были бы рады одеться. Одетых русалок чаще всего видят в рваных сарафанах

Способ, которым русалки добывают себе одежду, поэтически описывается в восточнославянских песнях:

У ворот береза Зелена стояла, Веткою махала; На той на березе Русалка сидела, Рубахи просила: «Девки, молодухи, Дайте мне рубаху: Хоть худым-худеньку, Да белым-беленьку!»

Зеленин Д.К. Очерки русской мифологии.

В связи с русалочьей нуждой, также существовало поверье, что на Духовской неделе, когда в лесу ходят русалки - нагие женщины и дети, при нечаянной встрече с ними, нужно непременно бросить платок или что-нибудь другое, даже рукав от платья оторвать, если в то время при себе ничего другого не будет. Считалось, что русалки похищают у заснувших без молитвы женщин нитки, холсты и полотна, разостланные на траве для беленья, похищают одежду и пищу, где-либо беспечной хозяйкой положенную без молитвы, и выбирают для себя любовников из мужчин . Желание одеться заставляет русалок подходить ночью к баням, где прядильщицы иногда оставляли пряжу, и напрясть себе ниток для одежды. «Но, очевидно, не все из них ещё обучены этому искусству: другая только обсусолит мочку на гребне да обслюнит» .

Повсеместно у восточных славян, а также у саамов, распространено поверье, что водяные красавицы-русалки по ночам выходят из воды, садятся на траву и расчесывают свои волосы . Поверьем этим часто пользовались художники и поэты, например Шевченко (в стихотворении «Утоплена»).

В качестве гребней русалки используют рыбьи кости . К сходному разряду водных духов относится «шишига» - голая взрослая женщина, которая, сидя на берегу у воды, также нередко чешет гребнем свои длинные волосы . Присловье «чёрт чесал, да и чесалку-то потерял» имеется в «Пословицах русского народа», собранных Далем . В Читинской области уже во второй половине XX столетия была записана быличка о том как женщина, дом которой стоял у речки, забрала оставленный русалкой на берегу гребешок. «И каждую ночь та девка-волосатиха спать не давала: стучит то в окно, то в двери». По совету одного старца, гребешок был отнесён обратно на берег, и с той поры русалка приходить перестала .

Другой отличительной особенностью русалок является их любовь к плетению венков из цветов, осоки и древесных ветвей . Отмечена русалка, которая прихорашивалась, смотрясь в воду, как в зеркало.

В Белоруссии была записана быличка, в которой повествуется о русалке, смастерившей люльку для своего младенца из большого куска берёзовой коры .

Среди «белкового ассортимента» в питании русалок народом отмечены рыба и раки, а по ночам они забираются в сараи, где могут доить коров . Часто русалок видят среди возделанных полей, засеянных рожью и коноплёй, где они «ломают жито». А по наблюдениям, в дикой степи - питаются различными травами и ягодами . По свидетельству из Галиции, «дикая баба очень любит горох, и её можно в нём, на поле или в огороде, часто встретить» .

Русалок также отличает стремительный быстрый бег, такой что «на лошади не догонишь».

Русалка в народном календаре

По распространённому народному поверью, русалки забираются в реки с осени и проводят там всю зиму, а на Семик или Троицу выходят на сушу и остаются на ней в течение всего лета. В эту так называемую «русальную неделю » русалки бегают по полям, качаются по деревьям, могут защекотать встречных до смерти или увлечь в воду. С Семика до Духова дня в открытых водоёмах старались не купаться и в одиночку через засеянные поля не ездили. Особенно отмечен четверг - «русальичин велик день», в этот день девушки ходили в лес «русалку крестить». Со вторника начинались проводы русалок, которые чаще всего приурочивались к воскресенью или к первому дню Петрова поста , следующего за Русальной неделей .

Нрав русалок

В лесу обитают на высоких деревьях (дуб, липа и др.) , на которых любят раскачиваться: «В прежние времена русалок так много было, что они качались по веткам по лесам. Не только ночью, но даже и в полдни» ; нападают на людей и щекочут их до смерти. В Белоруссии верили, что русалки бегают нагие и кривляются, и если кому случится их увидеть, то сам будет всегда кривляться .

В целом русалки - существа опасные и враждебно настроенные по отношению к людям всех возрастов, за исключением маленьких детей, которых любят и, в случае опасности, оберегают от диких животных, изредка могут выступать в качестве спасительниц для утопающих. Иногда кидают в людей камнями .

Отпечатки своих ступней на берегу искусно прячут: «Следы этих шаловливых подружек остаются изредка на мокром песке; но это можно только видеть, застав из врасплох: в противном случае они перерывают песок и заглаживают следы свои» .

Русалки имеют склонность к специфических шуткам, о чём записано в народных быличках: «В ночь на Ивана Купала повели парни на ночлег лошадей, разложили огонь, начали греться; вспомнили, что в эту ночь ходят русалки и вырезали себе по хорошей дубине. Только что уселись вокруг огня, как невдалеке от себя увидели приближающуюся нагую женщину: это была русалка. Подойдя к огню, она остановилась, посмотрела на парней и ушла к реке; окунулась в реке, пришла опять к парням, стала на костер, затушила огонь и ушла. Парни опять развели огонь. Русалка вновь окунулась в реке и, придя, снова затушила огонь. Когда также явилась в третий раз, парни встретили её дубинами, и русалка ушла»

Иногда от скуки русалки перенимают заночевавшее на воде стадо гусей и завертывают им на спине, как шаловливые школьники, одно крыло за другое, так что птица не может сама расправить крыльев .

Белорусские русалки кричат «уу-гу! уу-гу!» Смоленские - качаются на деревьях с криком «рели-рели!» или «гутыньки-гутеньки» .

В некоторых отдельных местностях русалок называют «лихоплесками» от того, что они лихо плещутся или лихо пляшут . В Курской губернии в прошлом отмечено суеверие, что мелодии и ритмы песен, распеваемых женщинами, подслушаны ими у поющих русалок.

«Девиц и молодых женщин русалки не любят и, когда увидят какую в лесу, нападают на неё, срывают одежду и ветвями прогоняют из леса» . Напротив, с молодыми парнями русалки бесстыдно заигрывают, щекочут, пытаются перевернуть лодки рыбаков, или разными способами заманить пловца на глубину.

Если русалки (одна или несколько) будут приставать к человеку, то нужно устремить взгляд в землю, и на них не смотреть. Со слов крестьянина Дмитрия Шваркуна был записан заговор от приставаний русалки: «Водяница, лесовица, шальная девица! Отвяжись, откатись, в моем дворе не кажись; тебе тут не век жить, а неделю быть. Ступай в реку глубокую, на осину высокую. Осина трясись, водяница уймись. Я закон принимал, златой крест цаловал; мне с тобой не водиться, не кумиться. Ступай в бор, в чащу, к лесному хозяину, он тебя ждал, на мху постелюшку слал, муравой устилал, в изголовьице колоду клал; с ним тебе спать, а меня крещённого тебе не видать» . Если заклинание не помогало, то следовало уколоть хотя бы одну русалку иголкой или булавкой, которую опасливые поселяне всегда носили при себе: «тогда весь скоп русалок с воплем кидается в воду, где ещё долго раздаются голоса их» .

Оберегают от них полынь. Обычно при встрече с человеком русалка спрашивает: «Полынь или петрушка?» Если путник отвечает: «Полынь», русалка разочарованно отвечает: «Плюнь да покинь!» и исчезает. Если же ответом будет слово «петрушка», то русалка радостно восклицает: «Ах, ты душка!» и пытается защекотать несчастного до смерти.

Домашние русалки

Артистка в образе русалки

Зеленин, собиратель фольклора начала XX века, свидетельствовал, что «в Белоруссии известны случаи, когда русалка живёт в доме за работницу» и что они «кормятся по чужим семействам» .

Однако в насильном принуждении не приживаются. По быличке крестьянки Агафьи Антоновой из Белоруссии, передавшей свидетельство стариков, в её деревню некогда привели двух пойманных русалок: «И ничего не говорят, только плачут и плачут, рекой льётся, покуда отпустили. А как отпустили, - тогда запели, заиграли, да в лес» .

В Смоленской губернии на рубеже XIX-XX веков была записана следующая быличка:

Мой прадед пошёл однажды на русальной неделе в лес лыки драть; на него там напали русалки, а он быстро начертал крест и стал на этот крест. После этого все русалки отступили от него, только одна всё ещё приставала. Прадед мой схватил русалку за руку и втащил в круг, поскорее набросив на неё крест, висевший у него на шее. Тогда русалка покорилась ему; после этого он привёл её домой. Жила русалка у прадеда моего целый год, охотно исполняла все женские работы; а как пришла следующая русальная неделя, то русалка снова убежала в лес. Пойманные русалки, говорят, едят мало - больше питаются паром и скоро бесследно исчезают.

Круглый год. Русский земледельческий календарь. -М: «Правда», 1989. ISBN 5-253-00598-6

Русалки в античной и западной традиции

Алтарь Домиция Агенобарба.

Германская русалка-ундина

В озёрах и реках жили аналоги славянских русалок нимфы (человекоподобные, без хвостов).

Женщинами с рыбьими стоячими хвостами иногда изображались обладательницы прекрасных голосов, сирены , персонажи древнегреческой мифологии. (Правда, начиная с достаточно позднего периода). С этим был связан миф о том, что сирены своим пением заставляли следовать к ним проплывающих мимо моряков, которые вели свои суда прямо на прибрежные скалы и гибли. Вследствие этого сирен стали считать предвестницами смерти для мореплавателей.

В таких языках как испанский, французский, итальянский или польский русалка и сегодня обозначается словами, происходящими от древнегреческого: Siren, Sirene, Sirena, Syrena или Sereia .

Эллинский и римский каноны изображения сирен очевидно повлияли на традиции изображения в европейском искусстве.

В Западной Европе было распространено мнение, что русалки не имели души и что они якобы хотят её обрести, но не могут найти в себе силы оставить море. Существует легенда, датируемая V веком, по которой русалка, желая обрести душу, ежедневно навещала монаха на маленьком острове возле Шотландии , который вместе с ней молился. Русалка не смогла покинуть море и со слезами всё же навсегда ушла в море. Сказка Андерсена «Русалочка» () популяризировала канон истории: русалка ищет душу в любви со смертным.

Также в шотландской мифологии есть существа, называемые шелки - человекоподобные тюлени , имеющие некоторые сходства с русалками.

В одной английской летописи есть упоминание о «морском человеке» уродливой внешности, пойманном в 1187 году на побережье графства Суффолк .

XV век

Известна история о прожившей некоторое время на суше русалке. Сообщается, что в начале XV века в Голландии буря разрушила дамбу и море затопило сушу. Местные жители нашли застрявшую на мелководье русалку и взяли её к себе. Они научили её носить одежду, есть человеческую еду, вязать, кланяться кресту , но не сумели научить говорить. Русалка прожила на суше пятнадцать лет. Когда она умерла, её похоронили по христианскому обычаю. Эта история пересказана в книге Сиго де ла Фона (фр. Sigaud de la Fond ) «Чудеса натуры, или Собрание необыкновенных и примечания достойных явлений и приключений в целом мире тел, азбучным порядком расположенное».

XVII век

Капитан английского флота Ричард Уитбурн писал в своих мемуарах, что в 1610 году впервые встретил странное существо в гавани Св. Иоанна в Ньюфаундленде . Существо обладало пропорциональным и красивым женским лицом, на его голове было множество синих полос, похожих на волосы. Верхняя часть у существа была человеческая, нижнюю Уитбурн не видел. Существо вело себя достаточно дружелюбно. Когда оно попыталось влезть в лодку к матросам, его ударили по голове веслом, с тех пор оно наблюдало за людьми издали.

Существует легенда о Франсиско дела Веге Касаре , якобы жившем в Лиерганесе (Кантабрия) и с детства показывавшем способность плавать лучше других. В 1674 он во время купания был унесён сильным морским течением и пропал без вести. В феврале возле бухты Кадиса рыбаки поймали гуманоида , наблюдавшегося на протяжении нескольких дней в воде. Существо выглядело, как высокий юноша с бледной кожей и рыжими волосами. На нём была чешуя вдоль спины и вдоль живота. Между пальцами была коричневая перепонка. Отмечалось, что он ревел и рычал; двенадцать человек требовалось, чтобы его удержать. Три недели существо пробыло в монастыре францисканцев , где над ним производили обряд экзорцизма . В январе 1680 года его повели в Кантабрию, где мать пропавшего Франсиско и его братья признали в существе своего сына и брата. Когда он жил в посёлке, то питался сырым мясом или рыбой, почти не разговаривал. В 1682 году сбежал обратно в море.

В 1682 году возле города Сестри (Италия) был пойман некий «морской человек». «Он прожил всего несколько дней, плача и испуская жалобные вопли, и всё это время ничего не ел и не пил».

XVIII век

В некоем издании 1717 года было изображено существо, похожее на русалку, о котором написано, что оно было поймано на побережье Борнео , в административном округе Амбойна. В длину существо составляло 1,5 метра, «телосложением похоже на угря ». Прожило на суше чуть больше четырёх дней, в бочке с водой, от пищи отказывалось. Периодически издавало пищащие звуки.

XIX век

Гравюра, 1826

XX век

В 1900 г. на севере Шотландии некто Александр Ганн видел с расстояния 6-7 футов облокотившееся на риф существо, напоминающее очень красивую женщину с волнистыми золотисто-рыжими волосами, зелёными глазами и дугообразными бровями, которое он счел русалкой.

В сообщениях, собранных криптозоологом Майей Быковой, есть письмо от некоей М. Сергеевой, которая в 1952 году на лесозаготовительном участке «Балабановск» в Западной Сибири с тремя другими людьми отправилась купаться на озеро. Под водой озера они увидели «водяную девушку», брюнетку с синими глазами, которая пыталась утащить в воду одного из мужчин, но ей пришлось ограничиться кражей платка Сергеевой.

Объяснения явления

Падшие ангелы

Оптическая иллюзия

Галлюцинации

Кожные заболевания

Также есть мнение, что рассказы о водяных людях происходят от различных кожных заболеваний (см. статью «Дерматология »), при которых человек покрывается образованиями, похожими на чешую . Примерами подобного заболевания могут служить псориаз и ихтиоз .

Мистификация

Неизвестные науке антропоморфные существа

Впрочем, такая идея высказывалась ещё в XVII веке, когда часовой на крепостной стене Булоня (Франция), заслышав в море шум , якобы пристрелил мужеподобного гуманоида с хвостом , как у рыбы. Когда автор описывал его, он заключил, что он является предком всех людей белой , чёрной и жёлтой рас .

См. также

  • Нингё - русалка в японской традиции.

Примечания

  1. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916. С. 125
  2. Романов Е. Р. Белорусский сборник. Витебск, 1891. Вып. 4. С. 139.
  3. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916. С. 162-164, 172, 297, 301.
  4. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916. С. 133, 208
  5. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916. С. 133
  6. у Чубинского, I, 207; у Афанасьева, в «Поэтических воззрениях», и др.
  7. Смирнов И. Н. Пермяки // ИОАИЭ, Казань, 1891. Т. 9. С. 274, 275
  8. Круглый год. Русский земледельческий календарь. - М: «Правда», 1989, стр.254, 481-484. ISBN 5-253-00598-6
  9. Романов Е. Р. Белорусский сборник. Витебск, 1891, С. 302
  10. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916. С. 164
  11. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916, С. 33, 165
  12. Гусев А. Поверья, праздники, песни и сказки в ст. Ардонской, Терской области //СМОМПК. Тифлис, 1893. Вып. 16. С. 320
  13. Яворский Ю. Галицко-русские поверья о дикой бабе // Живая старина. 1897, № 3-4 С. 439-441
  14. Русальная неделя // Российский Этнографический Музей
  15. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916. С. 146
  16. Черепанова О. А. Мифологическая лексика Русского Севера. Л., 1983. С. 35
  17. Терещенко А. В. Быт русского народа. Спб., 1848. Ч. 6. С. 132
  18. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916. С. 181
  19. Даль В. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа // Полн. собр. соч. Спб.-М. Издание тов-ва Вольф. 1898. Т. 10, С. 344
  20. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916. С. 183
  21. Даль В. Полн. собр. соч. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа, Спб.-М., Изд. тов-ва Вольф. 1898, Т. 10. С. 344
  22. Пушкин А. Русалка // Собр. соч. М., 1948. С. 469
  23. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916, С. 168
  24. Романов Е. Р. Белорусский сборник. Витебск, 1891, С. 139-140
  25. Шеппинг Дм. «Мифы славянского язычества». М., 1849. С. 104
  26. Шейн П. В. Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края. Спб., 1893. Т. 2. С. 526
  27. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916. С. 193
  28. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916, С. 165

© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав