16.08.2019

Надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну. Надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну Надбавка за секретность гражданскому персоналу


    Правила выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны

Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2006 г. N 573
"О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны"

С изменениями и дополнениями от:

2. Федеральным органам государственной власти устанавливать в подведомственных им организациях размеры ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны (далее - надбавки) в соответствии с Правилами

Финансирование расходов на указанные цели осуществлять за счет средств федерального бюджета, предусмотренных главным распорядителям средств федерального бюджета на соответствующий год.

3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предусматривать начиная с 2007 года в бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах средства на выплату надбавок в размерах, установленных Правилами , утвержденными настоящим постановлением.

4. Установить, что гражданам, работающим в организациях, не имеющих ведомственной принадлежности и осуществляющих в установленном порядке работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну , надбавки выплачиваются за счет средств, получаемых от основной деятельности этих организаций, в порядке, предусмотренном настоящим постановлением.

5. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 1994 г. N 1161 "О порядке и условиях выплаты процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 25, ст. 2718);

пункт 3 изменений и дополнений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2001 г. N 237 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 15, ст. 1486);

пункт 3 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2001 г. N 416 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 23, ст. 2371);

постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2002 г. N 209 "О признании утратившим силу абзаца второго пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 1994 г. N 1161" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 14, ст. 1309).

Утверждены Правила выплаты ежемесячных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны.

По сравнению с ранее действовавшим порядком осуществления указанных выплат размер ежемесячной надбавки зависит не только от степени секретности сведений, но также от объема сведений, к которым граждане имеют доступ, и продолжительности времени, в течение которого сохраняется актуальность засекречивания соответствующих сведений.

Значительно повышен размер ежемесячной надбавки за работу со сведениями, имеющими степень секретности "особой важности" - с 25 % до 50-75 %, и за работу со сведениями, имеющими степень секретности "совершенно секретно" - с 20 % до 30-50 %. За работу со сведениями, имеющими степень секретности "секретно" при оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий выплачивается надбавка в размере 10-15 %, без проведения проверочных мероприятий - в размере 5-10 %. Ранее размер надбавки для всех случаев работы со сведениями, имеющими степень "секретно", составлял 10 %.

Если размер надбавки оказывается ниже установленного первоначально, ранее применявшаяся надбавка сохраняется до истечения срока договора (контракта), которым она предусмотрена.

Сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно к указанной надбавке выплачивается процентная надбавка к окладу за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны.

" № 3/2010

Звоненко Д. П. , юрист

Одним из важных аспектов деятельности многих бюджетных учреждений является обеспечение режима государственной тайны. Для того чтобы создать условия сохранности такой информации, законодательством предусмотрен ряд специальных мер, включающих определенные требования, ограничения и социальные гарантии. К числу последних относится установление надбавок за работу с секретными сведениями. Давайте разберемся, кому и в каком размере положены такие доплаты.

Перечень секретной информации

Прежде чем рассмотреть вопрос о том, какие гарантии полагаются физическим лицам, чья работа связана с государственной тайной, необходимо понять, какие именно сведения подлежат засекречиванию.

Перечень сведений, которые составляют государственную тайну, установлен статьей 5 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485‑1 «О государственной тайне» (далее - Закон). Этот список весьма обширен и включает в себя прежде всего информацию, связанную с обеспечением безопасности страны. Например, в него входят сведения в области обороноспособности государства, внешней политики и экономики, экономическая, научная и техническая информация, имеющая военную направленность и т. д.

Кроме этого перечень сведений, подлежащих отнесению к государственной тайне, содержится в указе Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203 (далее - Указ). Этот документ конкретизирует список секретной информации, приведенной в статье 5 Закона. Также в нем определены государственные органы и организации, наделенные полномочиями по распоряжению такими данными. Заметим, что вышеназванный документ постоянно обновляется.

Существует и еще один документ, который так или иначе влияет на вопрос о том, будет или нет информация признана секретной. Речь идет о распоряжении Президента РФ от 16 апреля 2005 г. № 151-рп (далее - Распоряжение). В нем приведен список должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне. В частности, это руководители значительной части федеральных органов исполнительной власти, практически все российские министры, а также председатель Банка России и Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

Какую информацию засекречивать не нужно

Закон установил и перечень сведений, которые не относятся к государственной тайне. Статьей 7 Закона установлено, что не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:

О чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

О состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;

О привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;

О фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

О размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;

О состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;

О фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Что такое государственная тайна

Под государственной тайной понимаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ (ст. 2 Закона). А под носителями сведений, составляющих государственную тайну, понимаются материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов.

Доступ к государственной тайне

Отнесение сведений к государственной тайне подразумевает ограничение доступа к такой информации. То есть пользоваться ею могут лица, получившие на это соответствующие разрешения (допуск).

Общие правила допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне установлены в статье 21 Закона. При этом в Законе сказано, что такой допуск осуществляется в добровольном порядке.

Если работники согласились на получение допуска к секретной информации, то они должны знать, что после этого на них будут наложены определенные ограничения. Так, они будут обязаны:

Принять на себя обязательства перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

Согласиться на частичные, временные ограничения их прав в соответствии с Законом (например, на выезд за границу);

Дать письменное согласие на проведение в их отношении полномочными органами проверочных мероприятий.

В свою очередь бюджетные учреждения обязаны определить вид, размер и порядок предоставления социальных гарантий работникам, чей труд связан с режимом государственной тайны.

Должностные лица организаций должны ознакомить своих сотрудников с нормами законодательства РФ о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение.

Только после выполнения этих процедур руководитель органа госвласти, предприятия, учреждения или организации принимает решение о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.

Три степени секретности

Объем проверочных мероприятий лица, получающего допуск к сведениям, содержащим государственную тайну, зависит от степени их секретности.

Существует три степени секретности и соответствующие им грифы: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно» (ст. 8 Закона).

В настоящее время действует Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденная постановлением Правительства РФ от 28 октября 1995 г. № 1050. В ней конкретизированы различные процедурные моменты оформления допуска к государственной тайне. В частности, установлены три формы допуска (первая форма - для граждан, допускаемых к сведениям особой важности; вторая форма - для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям, и третья форма - для граждан, допускаемых к секретным сведениям).

Надбавка за секретность

Порядок предоставления и выплаты такой надбавки утвержден Правительством РФ в постановлении от 18 сентября 2006 г. № 573 (далее - постановление № 573). Можно выделить четыре основных момента выплаты ежемесячных процентных надбавок.

1. Надбавка лицам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, выплачивается в зависимости от степени секретности сведений. Так, за работу со сведениями, имеющими степень секретности «особой важности», размер надбавки составляет от 50 до 75 процентов, за гриф «совершенно секретно» - от 30 до 50 процентов.

Размер надбавки за степень секретности «секретно» будет зависеть от того, будут или нет проводиться проверочные мероприятия. При наличии таких процедур надбавка составит от 10 до 15 процентов должностного оклада, без проверки - от 5 до 10 процентов.

2. При определении размера ежемесячной процентной надбавки учитывается объем сведений, к которым указанные граждане имеют доступ.

Также имеет значение и продолжительность срока, в течение которого сохраняется актуальность засекречивания информации.

3. Ежемесячная процентная надбавка выплачивается за счет утвержденного в установленном порядке фонда оплаты труда (денежного довольствия).

4. Сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно выплачиваются еще и надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) за стаж работы в указанных подразделениях. Размер надбавки при стаже работы от 1 до 5 лет составляет 10 процентов, от 5 до 10 лет - 15 процентов, от 10 лет и выше - 20 процентов. При этом в стаж работы сотрудников, дающий право на получение указанной надбавки, включается время работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны других органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.

Министерские доплаты

Правила, установленные постановлением № 573, содержат общий порядок выплаты надбавок за секретность. Статья 4 Закона разрешает федеральным органам государственной власти в подведомственных им учреждениях и организациях устанавливать свои ежемесячные надбавки.

Так, например, в настоящее время действует приказ Минюста России от 28 декабря 2006 г. № 387 «Об утверждении Инструкции о порядке и условиях выплаты процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) государственным служащим и работникам уголовно-исполнительной системы, допущенным к государственной тайне». Им уточнен порядок начала и прекращения выплаты надбавок работникам Минюста России.

Кроме этого определен перечень лиц, которым процентная надбавка не выплачивается. К примеру, ее лишаются работники учреждения, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком. Аналогичные документы приняты и другими федеральными органами исполнительной власти.

С какой даты платить

В утвержденных постановлением № 573 правилах назначения доплат работникам, использующим секретную информацию, ничего не сказано о дате, с которой они выплачиваются. На практике момент начала выплат прописывается в нормативных актах, выпущенных федеральными органами государственной власти.

Например, в приказе № 387 сказано, что доплата производится на основании приказов соответствующих учреждений с момента оформления решения руководителя о допуске специалистов к работе с секретными сведениями на постоянной основе. Так что своеобразной отправной точкой начала выплат следует считать дату приказа, которым оформляется допуск.

Вместе с тем в отдельных нормативных правовых актах, например в приказе Росимущества от 15 июня 2009 г. № 168, оговорено, что выплата надбавки производится со дня начала работы со сведениями, составляющими государственную тайну.

По нашему мнению, началом осуществления доплат следует считать дату получения работником соответствующего допуска.

В любом случае момент, с которого необходимо осуществлять доплату за секретность, должен быть зафиксирован в приказе руководителя бюджетного учреждения. При этом надо руководствоваться актами о порядке назначения доплат соответствующих органов исполнительной власти, к чьей подведомственности относится бюджетное учреждение.

получен
гонорар 60%

Добрый вечер.

Мне сообщили, что руководитель предыдущего структурного подразделения снял нам форму допуска. Что это означает?

Андрей

Это достаточно странный момент.

Насколько понимаю у Вас была оформлена третья форма допуска и без проведения проверочных мероприятий органами ФСБ?

В таком случае по смыслу Постановления Правительства РФ от 06.02.2010 N 63 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне»

Переоформление допуска к государственной тайне граждан, постоянно работающих в организации, оформившей им данный допуск, не производится .

Более того, прекращение допуска осуществляется по основаниям установленным Законом РФ «О государственной тайне», где в ст. 23 указано, что

Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случаях:расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;
однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны;
возникновения обстоятельств, являющихся согласно статье 22 настоящего Закона основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.

А поскольку Вы продолжаете трудовую деятельность и трудовой договор по указанному в законе основанию с Вами не расторгнут - значит нет оснований говорить о прекращении у Вас допуска к сведениям составляющим государственную тайну.

Единственное, в связи с чем он мог быть прекращен в Вашем случае, так это в связи с переводом, поскольку Вы говорите, что

Наш отдел неоднократно переводили из одного структурного подразделения в другое, переименовывали и переподчиняли в рамках одного подразделения.

Андрей

Здесь в силу Постановления Правительства РФ от 06.02.2010 N 63 вполне возможно его прекратить на данном основании

44. В отношении граждан, которые переведены на должности, не предусматривающие наличие допуска к государственной тайне , уволились из организации, в том числе при расторжении трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий, закончили обучение в учебном заведении и т.п. и на которых в течение 6 месяцев не затребованы карточки (форма 1), действие допуска прекращается .

Но говорить об этом можно лишь в том случае, если Ваша текущая должность, согласно номенклатуре должностей не предполагает наличие допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.

Вы этот вопрос в «первом» отделе выясняли?

Статья 57 Трудового кодекса РФ:

Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:


условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);

С 1-го января 2018 года отдел опять перевели в другое структурное подразделение предприятия (именю в виду филиал).

Начальник подал документы в режим на оформление секретности всем работникам. Документы не стали рассматривать из тех соображений, что планируется ещё более серьёзная реорганизация с новой организационной структурой и новым штатным расписанием, завершение который мы в настоящий момент ожидаем в сентябре этого года.

Здесь также необходимо руководствоваться теми же основаниями, что приведены выше, если условие трудового договора в части оплаты труда не менялось и в трудовом договоре указана надбавка за секретность, невыплата данной надбавки продолжает носить незаконны характер.

Тоже касается и положения об оплате труда, если оно предусматривает выплату работника данной надбавки, правомерность в ее лишении и внесение изменений в положение об оплате труда. может быть основано опять же на условиях либо статьи 72 Трудового кодекса РФ либо статьи 74 трудового кодекса РФ.

В случае, если все же же изменение в части оплаты труда было произведено в рамках одной из указанных статей, нарушений допущено не было.

Сегодня был в режиме и спросил у начальника отдела режима по нашему структурному подразделению, почему перестали платить надбавку и есть ли возможность оформить заново.
Так как суть работы не изменилась, как работали люди в нашем отдели годами, так и работают.
Мне сообщили, что руководитель предыдущего структурного подразделения снял нам форму допуска.
Что это означает? Контракт в виде доп. соглашения закончился?

Если условия трудовых правоотношений в части оплаты труда не менялись в порядке предусмотренном законом, о чем я уже указывал, должностные инструкции и функции по работе с секретностью остались прежними, это означает одностороннее их изменение со стороны работодателя вне норм законодательства регулирующего данный вид правоотношений, т.е. это означает прямое нарушение закона, прав и интересов работников.

В таком случае обязаны оформит допуск и платить надбавку.

Мне теперь опять собирать справки, заполнять анкеты, проходить медкомиссию? При оформлении допуска в мне скащали, что справка об отсутствии противопоказаний действует пять лет. Это так можно просто взять и снять допуск?

Просто взять и снять допуск естественно нельзя, необходимы основания для этого и локальный акт работодателя - приказ, с которым работника обязаны ознакомить персонально под роспись.

Статья 22 Трудового кодекса РФ:

Работодатель обязан:


знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью;

Правильно ли я понимаю, что у работодателя возникает обязательства выплачивать надбавку по факту прохождения всех проверок?

Да, правильно понимаете, необходимо выполнить условия для получения допуска в любом случае.

Также необходимо учесть разъяснения приведенные мной выше, т.е. если соответствующие условия в оплате труда в рамках закона не менялись, работа с секретностью по условиям должностных обязанностей осталась, а допуск надлежащим образом не был снят локальным актом - приказом, то и за прошлое время работодатель также был обязан выплачивать надбавку.

Считаю, что отмена надбавки была незаконной, на основании лишь перенумерования отдела, так как наша работа не изменялась и контракт с нами никто не растрогался. И более того, из головной корпорации в режим пришло разъяснение, что такого рода переводы не являются основанием для снятия надбавки.

Но кроме прекращения надбавки мне сказали, что и сам допуск тоже сняли. Такое возможно?

С учетом приведенных мной разъяснений относительно данной ситуации, если все именно так как я указал в ответах на предыдущие Ваши вопросы, т.е. если нарушения законодательства со стороны работодателя действительно имели место, Вы считаете в таком случае правильно.

Каким образом можно защитить право работника на получение надбавки за секретность в такой ситуации? И можно ли потребовать перерасчёт за прошедшее время с момента прекращения выплаты надбавки. Это почти две месячные зарплаты к настоящему моменту получаются.

Если был допущена нарушения со стороны работодателя, это нужно сделать.

Доказательствами являются как трудовой договор (контракт), должностные инструкции (регламент), так и копии приказов которые вы вправе затребовать к выдаче

Статья 62 Трудового кодекса РФ:

По письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику трудовую книжку в целях его обязательного социального страхования (обеспечения), копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки; справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое). Копии документов, связанных с работой, должны быть заверены надлежащим образом и предоставляться работнику безвозмездно.

В данной ситуации, на мой взгляд, нужно обратиться в суд с соответствующим иском, в порядке предусмотренном статье 392 Трудового кодекса РФ:

За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

При этом независимо от решения суда, Вы также вправе обратиться в трудовую инспекцию по вопросу проведения проверки в отношении работодателя и привлечения его к административной ответственности

Статья 5.27 КоАП РФ:

6. Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Общаться в чате

юрист, г. Саратов

Общаться в чате

0 0

Общаться в чате

Бесплатная оценка вашей ситуации

юрист, г. Саратов

Общаться в чате

0 0

Общаться в чате

Бесплатная оценка вашей ситуации

Общаться в чате

0 0

Общаться в чате

Бесплатная оценка вашей ситуации

юрист, г. Саратов

Общаться в чате

0 0

Общаться в чате

Говоря об уровне, принято употреблять фразу «под грифом секретности». Чем тяжелее урон может быть нанесен в случае разглашения секретных данных, тем выше гриф секретности присваивается этой информации.

Чтобы защитить государственные секреты, власти контролируют и проверяют лиц, допущенных к ней. Вплоть до частичных ограничений в конституционных правах.

Например, лицам, допущенным к таким сведениям, могут ограничить:

Возможность выезда за пределы государства;
право на неприкосновенность личной жизни;
право на использование своих изобретений;
в других правах.

Решение об ограничении в правах принимают органы безопасности на основании имеющейся у них информации о носителе тайны, степени ее важности, возможных рисках утечки данных. Ограничения в некоторых случаях продолжаются, даже если сотрудник перестал работать с секретной информацией. Поясняется это тем, что перестав работать с тайной в текущее время, он ведь не забыл ту часть, с которой работал раньше.

Ограничивая в правах и держа лиц, вовлеченных в государственную тайну, под контролем, власти предлагают им высокую заработную плату, доплаты и льготы.

От грифа секретности зависит, какой будет итоговая выплата.

1. Посвящение в информацию под грифом «особой важности» приводит к дополнительной выплате в размере 50-75% от оклада.
2. Работающие с «совершенно секретной» информацией сотрудники получают плюс 30-50% к окладу.
3. Просто «секретная» информация увеличивает заработную плату на 10-15% при наличии проверок или на 5-10% при отсутствии проверок.


На точный процент влияет объем работы с секретными данными. Но надбавка в любом случае не может быть меньше указанных выше границ.

Размер надбавки сотрудникам структур, которые защищают государственную тайну, зависит от выслуги (стажа работы по данному профилю).

1. При выслуге 1-4 года сотрудник получает 10% к окладу по должности.
2. При выслуге 5-9 лет – 15%.
3. При выслуге 10 лет и более – 20%.

Форма допуска к сведениям, представляющим тайну:

1-я форма – лица, которые допускаются к информации под грифом «особой важности»;
2-я форма – лица, которые допускаются к информации под грифом «совершенно секретно»;
3-я форма – под грифом «секретно».

Лицам с первой формой разрешается доступ к информации второй и третьей формы, лицам со второй формой разрешается доступ к сведениям третьей формы. При этом лицам с третьей формой в доступе ко второй и первой форме будет отказано, как и лицам со второй в доступе к первой. То есть лица, имеющие доступ к более секретной информации, допускаются к информации менее секретной, но не наоборот.

В МВД нормативно-правовую базу секретности определяет приказ министерства. Гражданские лица, не работающие с секретной информацией, но получающие частичный допуск к ней, не получают никаких доплат, но временно ограничиваются в правах. Например, гражданский человек ознакомлен с материалами следствия, которые до момента завершения следственных мероприятий разглашать нельзя. Получив доступ к этой информации, гражданин в письменном виде берет на себя обязательство по ее неразглашению. Если он нарушит данное обязательство, ответит по всей строгости закона.

<10>

<10>

В силу ст. 21 Закона N 5485-1 должностным лицам и гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, установлены социальные гарантии. В частности, такие лица имеют право на получение процентной надбавки к заработной плате (далее — надбавка за секретность).

Примечание

Если организация выплачивает надбавки в размере меньше установленного минимума, она может быть привлечена к административной ответственности за нарушение трудового законодательства (абз. 10 ч. 1 ст. 165 ТК РФ, ст. 5.27 КоАП РФ). Напомним, что в качестве санкции за совершение этого правонарушения предусмотрен штраф в размере от 30 000 до 50 000 руб.

Порядок выплаты надбавки за государственную тайну (Соболева Е.)

или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Начисляется надбавка одновременно с заработной платой (ч. 1 ст. 129 ТК РФ).

Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 528 | Нарушение авторского права страницы

Сотрудники организаций в силу своих должностных обязанностей могут иметь допуск и работать со сведениями, составляющими государственную тайну <10>. Как правило, это работники государственных учрежденийунитарных предприятий, а также организаций, выполняющих работы по госзаказу.

<10> Понятие государственной тайны, порядок доступа к ней и обеспечение ее защиты регулируются положениями Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (далее — Закон N 5485-1).

В силу ст. 21 Закона N 5485-1 должностным лицам и гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, установлены социальные гарантии.

Доплаты работникам за гриф «секретно»

В частности, такие лица имеют право на получение процентной надбавки к заработной плате (далее — надбавка за секретность).

Величина надбавки за секретность рассчитывается работодателем в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18.09.2006 N 573 (далее — Правила N 573). Кроме того, при назначении и выплате надбавок нужно также руководствоваться Разъяснением о порядке выплаты ежемесячных процентных надбавок гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 19.05.2011 N 408н (далее — Разъяснение N 408н).

В настоящее время установлено три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну (ч. 2 ст. 8 Закона N 5485-1). Размер надбавок устанавливается сотрудникам в зависимости от степени секретности информации, к которой они допущены (п. 1 Правил N 573). Обобщим эти данные в таблице.

<*> Надбавка в размере 10 — 15% устанавливается для работников, в отношении которых проводились проверочные мероприятия при допуске к информации, составляющей государственную тайну.

Конкретный размер надбавки (в пределах установленного диапазона) организация определяет самостоятельно. При этом учитывается объем секретных сведений, к которым допущен сотрудник, а также продолжительность срока, в течение которого засекреченные сведения сохраняют свою актуальность (абз. 3 п. 1 Правил N 573).

Примечание

Если организация выплачивает надбавки в размере меньше установленного минимума, она может быть привлечена к административной ответственности за нарушение трудового законодательства (абз. 10 ч. 1 ст. 165 ТК РФ, ст. 5.27 КоАП РФ). Напомним, что в качестве санкции за совершение этого правонарушения предусмотрен штраф в размере от 30 000 до 50 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Надбавка выплачивается за счет утвержденного в организации фонда оплаты труда (абз. 4 п. 1 Правил N 573). При этом организации, которые не имеют ведомственной принадлежности, производят выплату надбавки за счет средств, полученных от основной деятельности (п. 4 Постановления Правительства РФ от 18.09.2006 N 573).

Начисляется надбавка одновременно с заработной платой (ч.

1 ст. 129 ТК РФ).

На основании п. 3 ст. 255 НК РФ начисления компенсирующего характера, которые связаны с режимом работы и условиями труда и произведены в соответствии с законодательством РФ, относятся к расходам на оплату труда для целей налогообложения.

Следовательно, затраты, связанные с выплатой надбавок за секретность, организации вправе учитывать при расчете налоговой базы по налогу на прибыль. Аналогичной позиции придерживаются и контролирующие органы (Письма Минфина России от 17.04.2006 N 03-03-04/4/67, УФНС России по г. Москве от 23.05.2007 N 20-12/049609).

Однако для этого необходимо соблюдать следующие условия:

1) расходы должны быть документально подтверждены.

Согласно абз. 7 ч. 3 ст. 21 Закона N 5485-1, п. 3 Разъяснения N 408н надбавка выплачивается на основании приказа (распоряжения, указания) о работе сотрудника с засекреченными сведениями на постоянной основе. В таком приказе отражаются следующие сведения: должность, Ф.И.О. работника, дата оформления и номер его допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, размер установленной надбавки.

В силу п. 3 Разъяснения N 408н данный приказ необходимо издавать не реже чем один раз в год, а также:

— при внесении изменений в штатное расписание;

— при внесении изменений в номенклатуру должностей работников, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне;

— в случае изменения формы допуска граждан к государственной тайне;

— при приеме граждан на работу и их увольнении.

Таким образом, основным документом, подтверждающим реальность расходов, является оформленный соответствующим образом приказ (распоряжение, указание).

Отметим, что, поскольку необходимость выплачивать работникам надбавки за секретность установлена законодательно, организации не обязаны закреплять такие выплаты в трудовых и (или) коллективных договорах (абз. 1, п. 3 ст. 255 НК РФ). В то же время считаем целесообразным сделать это, чтобы исключить возможные претензии со стороны проверяющих;

2) надбавка должна учитываться в расходах только в рамках нормативов, установленных в Правилах N 573. Полагаем, что суммы превышения не являются экономически оправданными затратами и не уменьшают налогооблагаемую прибыль.

Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 529 | Нарушение авторского права страницы

Секретная надбавка

Мария Мошкович, газета "ЭЖ-Юрист".

Решением суда ОАО обязали выплатить работнику надбавку за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, за период с 01.01.95 по 31.03.2006 (материалы дела прилагаются). Данный работник работал на основании бессрочного трудового договора, имел вторую форму допуска к работе со сведениями, составляющими гостайну, но не был включен в приказ о выплате таких надбавок. Его должностная инструкция работы с гостайной не предусматривала.

Между тем в соответствии с Законом "О государственной тайне", с Постановлением Правительства РФ от 14.10.94 N 1161 и разъяснениями Минтруда данная надбавка выплачивается работникам при соблюдении двух условий: наличие допуска и приказа руководителя, которым определен круг лиц, допущенных к работе со сведениями, составляющими гостайну, на постоянной основе.

Что означает "работа со сведениями, составляющими гостайну, на постоянной основе"?

Форум правовой взаимопомощи военнослужащих

Считается ли работник, заключивший бессрочный трудовой договор, имеющий допуск, но не включенный в приказ, работающим с такими сведениями на постоянной основе? Обязан ли руководитель включать такого работника в приказ только на том основании, что у него есть форма допуска, и выплачивать ему надбавку?

ОАО ААК "Прогресс", г. Арсеньев Приморского края

Постановление Правительства РФ от 14.10.94 N 1161 "О порядке и условиях выплаты процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне" в настоящее время утратило силу. С 1 января 2007 года его заменило Постановление Правительства РФ от 18.09.2006 N 573 "О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны".

Однако поскольку спорные отношения приходятся на период 1995 — 2006 годов, то при ответе на вопрос мы будем руководствоваться Постановлением N 1161 и разъяснением к нему Минтруда России "О порядке выплаты процентных надбавок должностным лицам и гражданам, допущенным к государственной тайне" (утверждено Постановлением Правительства РФ от 23.12.94 N 84).

Пункт 1 Постановления N 1161 устанавливает, что надбавка за работу со сведениями, составляющими гостайну, выплачивается работникам, допущенным к гостайне на постоянной основе. Для выплаты этой надбавки необходимы оформленный допуск и решение руководителя организации.

Таким образом, формальным основанием для выплаты надбавки действительно является выполнение одновременно двух условий — наличие допуска и приказа руководителя.

При этом само по себе оформление работнику допуска к сведениям соответствующей степени секретности не означает, что он будет постоянно работать с секретными сведениями, и не обязывает работодателя непременно включить его в утверждаемый приказом перечень лиц, допущенных к работе с гостайной. Также не имеет определяющего значения и факт заключения бессрочного трудового договора.

Основанием для получения надбавки является возложение на работника обязанности постоянно работать с секретными сведениями. Что понимать под такой постоянной работой, в Постановлении не определено. По разъяснению Минтруда, допущенными к гостайне на постоянной основе считаются граждане, имеющие допуск к сведениям соответствующей степени секретности, на которых решением руководителя предприятия возложена обязанность постоянно работать со сведениями, составляющими гостайну, в силу своих должностных (функциональных) обязанностей.

При этом под постоянной работой со сведениями, составляющими гостайну, следует понимать работу с этими сведениями независимо от порядка и условий их получения (в виде письменного документа, при использовании технических средств, в процессе обучения и др.), а также ее продолжительности и периодичности в течение года.

Из изложенного следует, что "постоянность" работы с секретными сведениями устанавливается работодателем исходя из содержания обязанностей работника, предусмотренных трудовым договором, должностной инструкцией и другими локальными нормативными актами, что отражается в соответствующем приказе руководителя. Однако в случае возникновения спора между работодателем и работником такие формальные основания, как содержание трудовой документации и наличие приказа руководителя, не имеют принципиального значения. Орган, рассматривающий спор, должен установить факты, а они могут быть подкреплены любыми доказательствами.

В отношениях работник — работодатель стороной, обладающей властными полномочиями, безусловно, является работодатель. Но злоупотребление этими полномочиями не может лишить работника возможности защитить свои права — для этого и существует суд.

Предположим, работник трудится во вредных условиях, а работодатель не отразил этого факта в документах и не предоставляет полагающиеся работнику компенсации и льготы. Или работник фактически допущен к работе, а приказ и трудовой договор не оформлены. Ведь не может же подобное несоблюдение формальностей означать, что работник никогда не получит полагающуюся ему оплату труда.

Как следует из присланных автором вопроса судебных актов, суды всех трех инстанций, изучив представленные работником доказательства, сочли установленным тот факт, что работник действительно в течение многих лет постоянно работал с секретными сведениями и потому имел право на получение надбавки.

Не комментируя решения судов по сути, хотим обратить внимание на то, что судьи руководствовались фактическими обстоятельствами дела, а отнюдь не наличием формы допуска и бессрочным трудовым договором.

К публикации подготовила Наталья Завойкина,


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав