12.12.2020

Что значит быть гражданином? классный час (6 класс) на тему. Что значит быть гражданином государства. Что значит быть гражданином России План я достойный гражданин своей страны


Классный час « Что значит быть гражданином России?»

Цель: формирование у воспитанников представлений о юридическом и духовно-нравственном смысле понятий «гражданин», «гражданство», «гражданский поступок», «патриотизм»

Задачи: способствовать нравственному развитию личности младших школьников, воспитывать чувство любви и уважения к своему Отечеству, к малой родине; расширить словарный запас и активизировать речевое общение по теме; формировать приёмы умственной деятельности-умения анализировать, сравнивать, обобщать; создавать условия для развития познавательного интереса учащихся.

Понятийный словарь: гражданин, российское гражданство, гражданский поступок, Конституция, права, обязанности, символы государства, патриотизм, Отечество, малая родина, жертвовать жизнью.

Оборудование: слайд-презентация «Что значит быть гражданином России?»; Конституция РФ 1993г.; Паспорт РФ; ленточки- триколор; план для рассказа « Моя малая родина»; ситуативные карточки, Памятка «Как вырасти достойным человеком и гражданином».

Ход занятия

    Организационный момент.

Добрый день . Я рада всех вас видеть здесь. Сегодня у нас час общения. Мы будем много работать, говорить, обсуждать, высказывать свою точку зрения. Начать классный час мне хочется со стихотворения М. Танича

Родина моя, что будет и что было — Все пополам с тобою разделю Вовсе не затем, чтоб ты меня любила, Просто потому, что я тебя люблю.

II . Основная часть

1. Вступительное слово воспитателя. Целеполагание.

— Как вы думаете, о чём мы будем сегодня вести разговор? (высказывания воспитанников)

— Прочитайте тему нашего занятия: «Что значит быть гражданином России?».

— Почему стоит знак вопроса? (слайд 2)

— Я хочу, чтобы на занятии мы вместе с вами нашли ответы на этот вопрос. Предлагаю вам поговорить о том, кто такой “гражданин России”, какого человека можно так назвать? Являетесь ли вы гражданами России, любите ли вы нашу страну, свою малую родину, гордитесь ею? Мы будем отвечать на эти вопросы и по ходу занятия составлять схему (формулу): «Что значит быть гражданином России».

У каждого из нас есть несколько ролей. Например, я – учитель, воспитатель, мама, дочка, жена. Назовите ваши роли. Но вместе с тем все выполняют самую главную роль – являются гражданами своей страны. Мы с вами – граждане великой России!

3. Беседа (по ходу беседы составляется схема «Что значит быть гражданином России»)

Определение первой составляющей схемы

— Рассмотрите 1 страницу паспорта гражданина РФ. Что написано под гербом? (Паспорт гражданина Российской Федерации)

— Значит, чтобы быть гражданином России, необходимо иметь российское гражданство.

В нашей стране есть закон «О гражданстве РФ». В законе говориться, что гражданство детей зависит от гражданства родителей. (ст.9,12) Если ребенок родился у родителей, являющихся гражданами РФ, он становится гражданином РФ независимо от того места, где он появился на свет. У детей до 14 лет гражданство такое же, как у родителей. А у несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет при изменении гражданства необходимо спрашивать их согласие.

Давая гражданство, государство обязуется окружить своих граждан заботой и вниманием. Мы иногда этого не замечаем, потому что в нашей стране ёще много нерешенных проблем. Но забота о своих юных гражданах является для нашего государства одним из самых главных приоритетов.

— Подумайте и скажите. В чем проявляется забота государства о вас, как о своих гражданах?

Ответы детей: построены школы, где ведется бесплатное обучение, медицинская помощь оказывается бесплатно, существуют различные льготы, например льготный проезд на транспорте для школьников и др.)

— Что мы добавим в нашу схему? (слайд 3)

Определение второй составляющей схемы

— Как вы считаете, достаточно иметь паспорт и российское гражданство, чтобы называться достойным сыном своего отечества? (высказывания воспитанников)

— Прочитайте на слайде, что означает слово «гражданин» (гражданин Российской Федерации — это человек, который имеет российское гражданство, права и обязанности, записанные в Конституции» (слайд 5)

— Что такое Конституция РФ? (слайд 6)

— Что записано в Конституции? (как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы герб, гимн и флаг государства, его столица, как избирается президент и др.)

— А что ещё записано в Конституции? (права и обязанности граждан)

— Какие важнейшие права вы можете назвать? (слайд 7)

Ответы детей: право на жизнь, на образование, медицинскую помощь, свободу, личную неприкосновенность, свободный труд, право на отдых, на жилище, свободу слова, свободу совести, и т.д.

— Как понимаете выражение слов из Конституции: «Все граждане нашей страны равны перед законом»? (отвечают за свои поступки одинаково, независимо от того, какого ты происхождения, кем работаешь, как ты живёшь, какой ты национальности, какого пола, на каком языке говоришь, какого вероисповедания) (слайд 8)

— Что относится к основным обязанностям гражданина России? (слайд 9)

(соблюдать Конституцию и законы России. Уважать права и свободы других людей. Защищать Отечество, платить налоги, сохранять природу и окружающую среду, заботиться о детях, их воспитании и образовании, заботиться об исторических и культурных памятниках)

— Что мы добавим в нашу схему? (Иметь права и выполнять обязанности, записанные в Конституции РФ) (слайд 10)

Определение третьей составляющей схемы

— Как вы думаете, настоящий гражданин России должен знать и с чувством уважения относиться к национальной символике?

— Какие гос. символы вы знаете, назовите их. (флаг, герб, гимн)

— Что из себя представляет флаг РФ?

— Что означает каждый цвет? ( Современный флаг России – бело-сине-красное полотнище. Россия вступила в XXI век с этим флагом по решению Государственной думы и президента РФ. Белый цвет – мир, чистота; синий – небо, верность, правда; красный – огонь, отвага) (слайд 11)

— Найдите лишнее слово и обоснуйте выбор: флаг, стяг, знамя, триколор, гимн.

— Что такое гимн? (Гимн – это торжественная песня, которую слушают стоя).

— Когда исполняется гимн РФ? (Звучит при вступлении в должность президента РФ и руководителей субъектов после принесения им присяги, во время официальных церемоний, проведения воинских ритуалов, ежедневно – перед началом и по окончании вещания, перед началом спортивных соревнований, во время подъема государственного флага РФ)

— Как надо вести себя, когда звучит гимн? (При исполнении государственного гимна РФ присутствующие выслушивают его стоя , поворачиваясь к нему лицом) (слайд 12)

— Вспомните первый куплет гимна.

Где можно видеть изображение герба РФ? (Государственный Герб Российской Федерации изображается на знаменах, печатях, денежных знаках и государственных документах (паспорте, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы, вузовском дипломе, правительственных наградах. Золотой двуглавый орел на щите красного цвета изображен на гербе России. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама птица – на Солнце. На груди орла красный щит с изображением всадника в белом. Это — святой Георгий Победоносец. Серебряным копьем он убивает ужасного черного змея – символ зла. Герб России – символ красоты и справедливости, победы добра над злом) (слайд 13)

— Что мы добавим в нашу схему? (Гражданин должен знать и уважать символы государства) (слайд 14)

Определение четвертой составляющей схемы

Для россиянина понятие гражданственности тесно связано с понятием любви к Родине, патриотизма, гордости, ответственностью, неравнодушным отношением к судьбе Отчизны. Говорят, что гражданин горячо любит свою Родину.

— А что такое Родина для вас? (высказывания воспитанников)

— Расскажите о своей малой родине по плану:

1. Какое место в России ты считаешь своей малой родиной и почему.

2. Кто из родных и близких живет на родине.

3. За что ты любишь родные места. Какая там природа.

4. Назови самые любимые места

— Малая родина у всех вас своя, а вот страна Россия, где мы живем, у нас общая. (слайд 16)

Физкультминутка. Игра в города

— Представьте, что мы совершаем путешествие на самолете над Россией. Чтобы пролететь от ее западных границ до восточных на самолете потребуется около 12 часов. С высоты мы увидим крупные города и реки. Назовите их.

Участники игры встают в круг. По ходу игры передается из рук в руки ленточка-триколор.

Площадь РФ составляет 17 млн. км 2 . Чтобы совершить путешествие с севера на юг, нам придется преодолеть 4 тыс. км, а чтобы пролететь от ее западных границ до восточных на самолете потребуется около 12ч. С высоты мы увидим крупные реки: Волгу, Дон, Лену, Обь, Енисей, Амур, самое глубокое озеро Байкал в мире по запасам пресной воды, огромные города и маленькие поселки, бескрайние поля и леса. И все это наша Родина – Россия.

Наша Родина очень велика, так велика, что над её просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлевских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске — на — Камчатке наступает полночь. Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия — единое многонациональное демократическое государство. Ёе населяет более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Да, много народов живет в нашей стране. И все они составляют единую дружную семью. Русские, татары, мордва, чеченцы, башкиры, чуваши, ингуши и другие народы создали свои республики. В состав России входят 39 субъектов: 21 республика, 6 краев, 10 автономных округов, 1 автономная область, 49 о6ластей, города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург. Все они объединились в одно большое государство – Россию или Российскую Федерацию.

— Некоторые из вас бывали в Москве. Расскажите, что больше всего вас удивило?

— Как по- другому можно назвать этот город? (столица, главный город страны, сердце Родины)

— Что мы добавим в нашу схему? (Любовь к родной природе, земле, близким людям, к своей Родине) (слайд 17)

Определение пятой составляющей схемы

— Мы не раз говорили, что наша Родина- это не только цветущие сады и ласковое море. Очень много людей в нашей стране живут в нужде и бедности. Много бомжей, детей — сирот, живущих в подвалах и умирающих от голода и страшных болезней. Молодые парни гибнут в Чечне, а в мирных городах звучат бандитские выстрелы. Что же… все это Родина? И гражданин должен все это любить и понимать? Очень сложные вопросы.

Одни люди равнодушны к бедам других, безразличны к происходящему в стране. Но настоящий гражданин Отечества переживает боль и трудности своей Родины. Переживает, как свои собственные беды. Он следит за всеми изменениями в стране по телевидению и газетам. Он хочет перемен к лучшему. Он понимает, что без его действий ничего не изменится. Но знать и хотеть мало. Гражданин действует. Это называет « гражданское поведение».

Можно равнодушно смотреть, как гибнет природа от рук человека, а можно в сажать деревья, никогда не бросать бумажки на землю, очищать лес и берега рек от мусора. Можно делать добрые дела- помогать старым людям.

— Приведите примеры гражданского поведения. Что можете сделать вы?

Тренинг.

— Представьте себе, как бы вы поступили в подобных ситуациях.

У соседей случился пожар…

Срочно потребовалось сдать кровь больному…

Приехали в лес отдохнуть, а поляна завалена мусором…..

— Что мы добавим в нашу схему? (Слайд 18 — переживает боль и трудности своей Родины, стремиться изменить её к лучшему — гражданское поведение).

Определение шестой составляющей схемы

— Прочитайте 6-ю составляющую нашей схемы: быть патриотом России (слайд 19)

— Что значит быть патриотом? (гордиться своей страной, защищать её, отдавать жизнь за Родину)

На протяжении тысячелетней истории нашей страны большинство людей, проживающий в ней, гордились своей принадлежностью к России. А в годы суровых испытаний, не задумываясь, отдавали свои жизни за Родину.

Во время ВОВ солдаты, дети, женщины, старики совершали героические поступки и отдавали свою жизнь ради Победы. И в наше мирное время мы можем встретить много ярких примеров настоящей гражданственности.

— Кто сегодня защищает Родину, иногда ценой жизни? (Люди опасных профессий: военные, милиционеры, спасатели и обычные люди, готовые прийти на помощь)

Итог занятия.

Удалось ли нам ответить на вопрос, который стоял в начале нашего классного часа: «Что значит быть гражданином России»?

— Каким должен быть настоящий гражданин?

— Можно ли добавить в нашу схему что-то ещё? (Знать и любить свой родной язык, изучать историю страны, быть честным и смелым, трудолюбивым, хорошо учиться и работать на благо своей Родины и т.д.)

— Можете ли вы себя называть гражданином России? Что можете сделать вы, чтобы наша страна была лучше?

— Кто был активным на занятии? Оцените свою работу.

Население - это неотъемлемый атрибут любой страны. Без этого любое государство не имеет никакого веса на международной арене и лишено юридического статуса. Каждый человек в государстве - это не просто отдельная личность, но и гражданин своей страны. Часто люди не знают, что значит быть гражданином и каким образом это относится к населению определенной страны.

Историческая справка

В начале 19-го столетия в царской России не было понятия гражданства. Эквивалентом являлось подданство. По закону подданные делились на несколько разрядов:

  • природные;
  • инородцы;
  • финляндские жители.

С принадлежностью к определенной группе закон связывает значительные различия в обязанностях и правах.

Помимо этого, природных подданных законодательство разделяло на людей неподатного и податного положения. Люди неподатного положения могли обладать свободой передвижения и имели бессрочные паспорта. Люди податного положения в таких правах ограничивались.

Понятие о гражданстве полностью поменялось после революции 1917 году. В Декрете от 11 ноября этого года провозглашалось, что все находящиеся до этого в стране сословия уничтожаются, и провозглашается единое для населения страны наименование - гражданин РФ.

Первая Конституция РФ утвердила постановление о получении и изменении прав гражданства РФ и о возможностях иностранных лиц в России.

Конституция от 1977 года более масштабно урегулировала правоотношения, связанные с гражданством в Советском Союзе. Немаловажный принцип гражданства получило конституционное выражение: граждане Советского Союза за границей могут пользоваться защитой своего правительства.

Конституция 1993 года в определенных пунктах утвердила положения, которые относились к гражданству, а точнее: единое гражданство РФ, возможность выезда из страны, предоставление убежища, возможность получения двойного гражданства, права для иностранцев и людей без гражданства.

Правовой статус гражданина

Вначале большинство ученых выдвигали гипотезу о том, что любое государство является отдельным этническим обществом. Но что в этом случае собой представляют такие огромные многонациональные гиганты, как Россия или Америка?

Теория этничности абсолютно неверна для определения принадлежности людей к конкретному государству. С развитием права и демократии в обществе создалось понятие, характеризующее людей как часть конкретной страны. Поэтому нужно четко знать определение термина «гражданство» в правовой системе и внутренней идеологии каждой отдельной личности.

Большинство людей не имеют понятия, каким должен быть гражданин и почему важно им себя считать. Конституционное право четко определяет, кого называют гражданином страны. Это человек, который наделен гражданством, при этом гражданство - это нерушимая и стойкая связь , которая основана на правовых отношениях, характеризующихся наличием взаимной ответственности и обязательных прав для населения.

Таким образом, гражданством называется правовой режим, когда человек является гражданином конкретного государства. В конституции это положение отмечено в качестве института, которое закреплено в основном уставе.

Еще недавно в определенных монархических странах гражданство являлось формой подданства. Эта правовая система объяснялась связью конкретной личности с особой монарха, а не с местом проживания. Такой правовой режим отличается углубленным антидемократическим значением, поскольку гражданин должен отвечать перед особой, а не перед политической и социальной структурой государства.

Сегодня в большинстве стран подданство заменили термином «гражданство», поскольку оно считается более практичным и продуманным институтом.

Способы получения гражданства

Люди обязаны иметь с государством правовые отношения, позволяющие понять, что значит сегодня быть гражданином. Однако правовое законодательство гражданства не появляется просто так. Есть конкретные методы его приобретения, а точнее:

  1. Филиация. Это вариант получения факта гражданина с момента рождения. Существует несколько видов филиации: по наследству, праву земельной территории и крови.
  2. Второй вариант используется в случаях, когда человек является гражданином иной страны, но при этом хочет получить еще одно гражданство. Эта разновидность получения называется натурализация. Отличают два вида натурализации: дарование и регистрация.
  3. Также в международной правовой системе отмечено еще два способа получения: оптация (выбор гражданства во время пересечения границы страны) и трансферт (территория одной страны начинает контролироваться другим государством).

Варианты отказа

В определенных ситуациях гражданство может быть прекращено. Законодательством стран во всем мире выделены такие возможности для этой процедуры:

Значение в институте права

С развитием мировой демократии главное место стал занимать институт правового гражданства. Это указывает на то, что роль свобод и прав населения значительно увеличилась, а изменения начали приводить к тому, что простой человек может влиять на политическую и социальную жизнь с помощью избирательного права.

Необходимо понимать, что значит быть гражданином своей страны. Это обозначает иметь некоторые права и свободу. Говоря иначе, это конкретная модель правовых отношений населения и государства. В любом государстве такая модель отличается, потому граждане разных стран имеют совершенно различные обязанности и права.

Нормативное законодательство

Есть некоторые нормативные документы национального и международного содержания, которые полностью контролируют институт гражданства в РФ, а также описывают правовые отношения и характеристику того, что значит быть гражданином России. Поэтому необходимо ознакомиться с основными:

  1. Конвенция по защите прав.
  2. Декларация прав человека.
  3. Конвенция о гражданстве.
  4. Закон о правах граждан.
  5. Гражданский кодекс.
  6. Закон «О гражданстве РФ».
  7. Конституция.

В правовых актах находится только правовое описание определения «гражданин». Определение имеет абсолютно другой смысл, который дает возможность понять, что обозначает быть на самом деле гражданином.

Психологический фактор

В обычной жизни люди абсолютно не думают о том, что обозначает быть действительно настоящим гражданином. Необходимо все время помнить не только про родственные связи с конкретными людьми, но и о связи со страной.

Много столетий большинство философов описывали определение «гражданин» с точки зрения психологии. Это принятие факта и понимание принадлежности к социальному обществу, которое формируется у людей, живущих в конкретном государстве.

Идентификация людей как ячейки чего-то общего - вот что обозначает быть гражданином. В большинстве культур термин «гражданин» значительно разнится, с учетом этнической и территориальной принадлежности, однако в европейских государствах, в том числе и в России, это определение является почти идентичным.

Понятие в России

Во время исторического развития любой страны люди всегда являлись ее частью. Вне социума никто не сможет жить, кроме определенных случаев, к примеру, аскетизм. Еще в Древней Греции самым суровым наказанием являлось изгнание из общества. Это говорит о том, что люди просто не могут находиться без сородичей.

В первую очередь, гражданин - это человек, который наделен патриотическим качеством, полным пониманием нерушимости связи с российским народом. Эти люди ценят и уважают страну, пытаясь оказать какое-то влияние на благосостояние страны с помощью своих действий.

Если речь идет о том, что обозначает являться гражданином Российской Федерации, необходимо в первую очередь напомнить фразу одного человека, не связанного с нашей Родиной, но попавшего в точку знаменитой фразой: «Не надо спрашивать себя о том, что государство для тебя сделало. Ты обязан подумать о том, что ты сможешь сделать для страны». Эту фразу сказал президент Кеннеди, и она полностью описывает смысл того, что обозначает гражданин для страны.

Основные качества гражданина

Сегодня популярным является присуждение званий почетного и достойного гражданина. Однако абсолютно неясно, по каким параметрам люди определяют, что обозначает быть почетным жителем страны.

Достоинства перед страной выражаются, в первую очередь, в терпимости к любым отрицательным переменам - как в социальной сфере, так и в политической. Важное значение имеет чувство любви к стране, так как именно на территории этого государства каждый смог получить свою жизнь, возможность самостоятельного развития, обучения и т. д.


Естественно, не у всех людей развиты любовь к родине, патриотизм и устойчивое терпение, поэтому не все понимают важность того, что обозначает быть гражданином своей страны. На данный момент тенденции значительно поменялись, поэтому человеку необязательно совершать какие-либо героические поступки. Нужно только, чтобы он проявлял хотя бы незначительные попытки влиять на жизнь страны.

Важное значение имеет устойчивая реакция человека на все невзгоды и негативные моменты, которые могут появиться во время развития каждого государства. Человек, который участвует в жизни государства, сможет всегда рассчитывать на помощь своей страны в любых проблемах.

Каким должен быть гражданин современной России?

Высказывания пятиклассников МОУ СОШ № 23 г. Владивостока:

Я думаю, что гражданин современной России обязательно должен быть добрым, умным, интересным, развитым физически, знающим несколько иностранных языков , уважающим окружающих его людей, помнящим своих предков, знающим историю своей семьи, своей страны, ее законы и обычаи.

Я считаю, что он должен разбираться в политике, уметь отстаивать интересы своей Родины, быть ее защитником, беречь мир.

А еще, я думаю, что гражданин современной России должен беречь природу, животный и растительный мир, хорошо трудиться, культурно отдыхать, любить музыку и искусство всех жанров, знать литературу своей страны и других стран мира, интересоваться новейшими достижениями в науке и технике, побывать в Космосе, пользоваться интернетом, не иметь вредных привычек, быть коммуникабельным.

Я считаю, что мы, граждане современной России, должны стремиться к тому, чтобы сделать нашу страну сильной, могучей, непобедимой. (Жеребятников Дмитрий )

Я считаю, что гражданин России должен быть справедливым, умным, волевым, гордым и упорным в добрых делах и должен выполнять, по крайней мере, одно самое главное правило – подчиняться Закону Российской Федерации (Конституции РФ).

Каждый россиянин должен прославлять и Уважать наше государство. Граждане России могут делать все по своему выбору, но они должны подчиняться закону. (Алексей Гамков )

Государство защищает каждого гражданина, дает ему определенные права, но и наделяет обязанностями. Современная Россия – динамично развивающаяся страна, в ней происходят важные перемены: растет экономика, развивается культура, улучшается уровень жизни людей. А когда жизнь улучшается, люди чувствуют, что государство о них заботится, и сами стараются быть настоящими гражданами своей страны.

А что значит быть настоящим гражданином? Это быть патриотом, то есть любить, уважать свою Родину. Знать историю своей страны, помнить ее героев и гордиться достижениями и победами своей Родины. А недостатки, которые есть, стараться исправлять, не быть равнодушным.

Гражданин должен выполнять нормы поведения, установленные государством, уважать себя, а значит, уважать окружающих людей, своих сограждан. Быть эрудированным, воспитанным, отзывчивым к чужому горю. Любить ту работу, которой он занимается, а значит, делать ее хорошо. Быть активным человеком, участвовать в общественной жизни, заниматься спортом, иметь интересные увлечения.

Если все граждане нашей страны будут сознательно относиться к себе самим (хорошо работать, вести здоровый образ жизни), а значит, в целом и ко всей стране, то жизнь станет намного лучше и интереснее, и Россия будет сильной, высокоразвитой страной, которой мы по праву будем гордиться! (Денис Питрук)

Гражданин России должен быть образованным, честным, но главное, он должен понимать, что он хоть и маленькая, но часть России. У любого человека есть голос и право. Прав много, но сейчас не все наши права осуществляются. Почему? На этот вопрос много ответов. Но их смысл в том, что государство сейчас очень сильное и многие милиционеры, чиновники и другие люди, приближенные к власти, превышают свои полномочия. Почему им можно нарушать правила?

В наше время так много уличных животных. Государство такое сильное и богатое. Почему же оно не может открыть приюты для бездомных животных ? Они наши лучшие друзья. Мы без животных как бы не полные, не совсем люди, которые умеют любить, защищать и заботиться.

Так какой должен быть гражданин современной России? (Ольга Кондратьева)

Я не могу молчать, как мне нравится моя страна. Здесь у меня есть мои права и обязанности. В России можно осуществить любые желания! (Екатерина Карнаух )

Все, живущие в России, называют себя гордым званием «гражданин России». Но так ли это? Можно ли назвать себя так гордо только потому, что ты живешь в этой стране? Нет, гражданин России это тот, кто уважает свою страну, делает все, чтобы ей помочь.

Наша страна имеет необыкновенную историю, и российский гражданин должен помнить о ней, чтить память своих предков и для процветания своей Родины использовать тот положительный опыт, который накоплен многими поколениями нашей страны.

Каждый, кто считает себя гражданином России, должен быть готов в любую минуту встать на защиту своей Родины от врагов, как это не раз делали наши предки, подвигами которых мы гордимся до сих пор.

А наши ровесники, какими они должны быть, чтобы считать себя гражданами России? Они должны быть честными и добросовестными, хорошо учиться, чтобы накапливать знания, которые помогут им, когда они подрастут, работать на благо Родины. Они не выбрасывают мусор на улице, подкармливают бездомных животных, уступают место старикам.

Настоящий гражданин России обязательно поможет своей стране стать еще лучше. Это человек, который искренне любит свою Родину и никогда не сделает ей плохо. (Артем Перов )

Я думаю, что для того, чтобы вас называли настоящими гражданами России, вы обязаны чтить законы своей страны, любить, оберегать и уважать свою Родину. Никогда не делайте бед своему государству, ведь родина одна, и самая лучшая Родина – это РОССИЯ! (Петр Склянов )

Немного о выборах. Каждый гражданин имеет право голосовать. По телевизору перед выборами депутаты часто лгут людям. Но как же узнать, за правдивого или лживого человека вы голосуете? Узнать можно, но только после выборов. Для этого нужно обратить внимание на действия того, за кого вы поставили галочку в избирательном бюллетене и опустили его в урну. Задумайтесь, за кого вы голосуете.

Будьте патриотами своей Родины! И не загрязняйте ее. Ходите на выборы, не нарушайте дорожные правила, боритесь с преступностью, не будьте равнодушными. (Евгений Котляр )

Я думаю, что независимо от возраста и пола, каждый человек должен участвовать не только в своей судьбе, но также и в судьбе своей страны. Недавно я ходила со своей мамой на выборы в Государственную Думу. Меня очень поразило то, что такое большое количество людей принимало участие в этом событии. И я сказала маме, что когда я вырасту, то обязательно буду ходить на выборы. И мама сказала мне, что очень мной гордится, что я настоящий маленький гражданин России. Я считаю, что все должны участвовать в судьбе своей страны. Ведь именно мы выбираем тех людей, которые будут руководить городом, краем, страной, от которых прежде всего зависит наша судьба и общественная жизнь.

Можно много говорить о том, что должен делать настоящий гражданин современной России, но я думаю, что каждый должен понять для себя, что он и есть гражданин современной России, и от него зависит дальнейшая судьба страны. Что если мы все вместе будем соблюдать законы, оберегать природу, заботиться о близких и стремиться только к хорошему, то тогда все у нас будет хорошо! (Анастасия Бирюлина )

Высказывания шестиклассников МОУ СОШ № 23 г. Владивостока:

Я, как гражданин своей страны, вижу и недостатки в нашей жизни и думаю, как можно их исправить. Например, в нашем крае разрушаются дороги и их долго не восстанавливают, вырубаются леса, часто дорожают продукты, страдают старики и дети без должного внимания. Особенно для меня заметна волнующая проблема – загрязнение окружающей среды и уничтожение природных богатств, в чем большая вина таких, как я, граждан. Я стараюсь, по мере сил, бороться с недостатками в нашей жизни. Недавно мы с мамой написали стихотворение о гербе нашего города, на котором изображен амурский тигр, и я хочу привести строки из него:

…Мы продолжали расширяться, а он бедняга отступал.

Хватило нам всего лишь века его разрушить ареал.

Теперь все больше на картинках и нашем городском гербе

Мы видим тигра в первозданной его природной красоте…

Это мой, пусть пока и небольшой, вклад в защиту природы моего края, в воспитание людей. А вообще, я стараюсь хорошо учиться, чтобы, став взрослым, сохранить и приумножить богатства нашей страны, сделать ее еще краше, а жизнь людей достойнее. (Захар Войта )

Я гражданин России и горжусь этим. У каждого в стране есть права и их очень много. Права и обязанности граждан записаны в нашей конституции. Государственная власть в России делится на три ветви: законодательную, судебную и исполнительную. На нашем гербе изображен двуглавый орел, будто бы он осматривает всю страну.

Я думаю, что Россия не лучшая в мире страна по уровню жизни населения. Но сейчас реализуются программы по увеличению рождаемости, приобретению жилья по ипотечному кредитованию , можно получить кредит на образование. Я хочу получить хорошее образование и своими знаниями помочь развитию страны, хочу способствовать ее процветанию. Сейчас наступает время, в которое умные люди могут многого добиться. А все вместе мы поможем Родине. (Роман Замышляев )

Быть гражданином России, наверное, очень трудно. Политическая нестабильность, экономическая нестабильность, проблемы отношений с другими государствами. В этой ситуации гражданин может поступить по-разному. Настоящий патриот, любящий свою Родину, будет всячески стараться ей помочь. Например, я буду хорошо учиться, окончу школу и стану каким-нибудь ученым, сделаю много полезных открытий, этим самым буду поднимать научно-технический прогресс и помогу вывести страну на новую, более высокую ступень в развитии.

А ведь можно еще заняться бизнесом, не платить налоги и тем самым обогащаться, и не будет от тебя никакой пользы. Зато ты станешь богатым, и вообще, может быть, уедешь в другую, более благополучную, на твой взгляд, страну. Но получается, что страна напрасно тратила деньги на то, что ты учился бесплатно, лечился в больницах, может бесплатно, хотя на самом деле, учеба и лечение давно уже в чем-то стали платными.

А можно сделать еще проще. Можно не работать, собирать бутылки, ползать в мусорных контейнерах, выискивая банки из-под йогурта и корки хлеба. Кому нужны такие граждане?

Я считаю, что каждому человеку должна, наверное, подсказать уже совесть – пойти ли по легкому пути бродяги, или, может быть, обворовывать свое государство, или, быть может, несмотря на трудности, попытаться помочь своему государству в нелегкую минуту. И тогда, может быть, наши дети будут жить лучше всех граждан других государств. (Ульяна Федоренко )

Я родилась и, думаю, всегда буду жить в России. Я обычная девочка, мне 12 лет, и у меня есть право на жизнь, на будущее. За границей я не была, но думаю, что в России гораздо лучше. Я знаю, что Россия – это мое будущее. Если Россия не будет благополучна, то и светлого будущего никто не увидит. Каждый человек свою жизнь строит сам, сам делает свой выбор. (Виктория Веткина )

Честь и достоинство личности

Я думаю, что мы с детства должны иметь свое достоинство: не должны бояться быть самими собой, высказывать свои мысли, отстаивать свое мнение. Не должны терпеть унижения и оскорбления, но и сами не имеем права унижать и оскорблять достоинство окружающих нас людей. Каждый из нас должен творить добро, а не помогать злу.

В современных условиях защита прав человека становится одной из главных задач. Право на достоинство и честь нужны для того, чтобы люди были свободными. И если государство не будет защищать эти права, то оно превратится в пустыню. Поэтому достоинство и честь каждого гражданина – это большая ценность для любого государства.

Если государство не в состоянии защитить честь и достоинство гражданина, на помощь приходят правозащитные организации. Кроме правовой помощи они проводят также просветительскую работу, знакомя граждан с опытом решения подобных задач в других государствах. В современном мире правозащитные организации просто необходимы для обеспечения защиты прав и свобод личности.

Я очень хочу, чтобы в нашей стране, в нашем городе, на наших улицах никто и никогда не нарушал человеческого достоинства, и чтобы мы все: и дети, и взрослые – были людьми чести и достоинства. За 11 лет своей жизни я никого не обидел, не умалил достоинства человека и никогда этого не сделаю. Потому что считаю, что жизнь дана на добрые дела. (Дмитрий Жеребятников )

Беседа с учащимися

Тема : Что значит быть гражданином?

Возрастная группа : 12-13 лет

Цель занятия : помочь уяснить, какие основные признаки представляют содержание понятия «гражданственность»;

формирование у школьников гражданских качеств, чувства ответственности и гражданского долга перед обществом;

развитие сотрудничества, при работе в группах;

выявление индивидуальных способностей и возможностей ребят;

воспитание правильного отношения к закону, труду, дисциплине;

создание мотивации на свое культурное совершенствование;

расширение кругозора учащихся.

Тип урока : урок-беседа

Оснащение : наглядный и раздаточный материал, музыка

Ход беседы :

Н.А.Некрасов сказал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!». (на доске слова)

Что значит быть гражданином? «Гражданин – это…» - начиная рассуждать о понятии, мы осознаем, что слово обозначает что-то большое и значимое, что-то величественное и дорогое.

Граждане и неграждане существовали, например, и в древнегреческой демократии и в римской античности. Гражданство обычно связано с такими политическими правами как избирать и быть избранным, занимать определенные посты, быть под защитой государства , а обязанностью гражданина почти везде является военная служба.

Каждый из нас обязан быть Гражданином. Мы должны не только знать законы, в которых прописаны наши права и обязанности, не только пассивно выполнять требования, но и активно отстаивать свои права.

Как вы думаете, что такое «права», что такое «права человека»?

(учащиеся высказываются)

Обратимся к словарю. Права - это система правовых норм, закрепляющих положение личности, правила взаимоотношений между людьми, отношения личности и государства. Скажите, пожалуйста

ВЕРНО ЛИ, ЧТО:

1.Права - это то, что принадлежит каждому с самого рождения?

2.Права человека должны соблюдаться всегда и везде?

3.Права должны соблюдать только взрослые?

4.Права - это сама жизнь

5.Каждый человек выбирает соблюдать права или нет.

6.Мы должны соблюдать права других и бороться за соблюдение своих прав.

Самый главный закон – Конституция. Что сказано в нашей Конституции?

Каждый гражданин любой страны должен знать и с чувством уважения относиться к национальной символике.

Знакомство с:

Государственные символы РФ.

Когда принят закон о гербе?

Что из себя представляет флаг РФ?

Что означает каждый цвет?

Назовите день флага РФ.

Какие понятия включает в себя слово “гражданин”?

Патриотизм

Боль за родную природу

Высокая нравственность

Любовь к родной природе, земле, близким, к своей Родине

Но что такое Родина?

Настоящий гражданин должен:

– Знать и соблюдать законы государства.

– Самостоятельно соблюдать нравственные нормы поведения в обществе.

– Быть добросовестным во всех делах.

– Охотно выполнять общественные поручения.

– Проявить готовность защищать Родину.

– Проявлять чувство ответственности и долга перед родителями.

– Показывать пример бережного отношения к природе и общественному достоянию.

– Хорошо учиться, трудиться, охотно помогать товарищам.

– Проявлять нетерпимость к злу и аморальности.

– Уметь встать на защиту слабых.

– Интересоваться политическими событиями в стране, историей и культурой Родины.

Из всего сказанного мы можем определить настоящего гражданина как высоконравственную и законопослушную личность.

Если вы с детских лет привыкли не нарушать моральные нормы, принятые в обществе, тогда в дальнейшей взрослой жизни вы навряд ли будете нарушать закон.

Что же такое закон?

Закон – это документ, принятый государством (определение по таблице). Он записан на бумаге, и все люди должны соблюдать его.

За все поступки нужно нести ответственность.

Итог урока

На сегодняшнем занятии мы попытались определить, какими качествами должен обладать настоящий гражданин. А сейчас давайте еще раз вспомним кто же такой гражданин.


Что значит - быть настоящим гражданином (вводное занятие из тематического цикла бесед «Воспитать гражданина»)

Цели и задачи : помочь уяснить, какие основные признаки представляют содержание понятия «гражданственность»; формирование у школьников гражданских качеств, чувства ответственности и гражданского долга перед обществом; развитие сотрудничества, взаимопомощи (при работе в группах); выявление индивидуальных способностей и возможностей ребят; воспитание правильного отношения к закону, труду, дисциплине; создание мотивации на свое культурное совершенствование.

Ход занятия

I. Введение в тему.

Учитель . Мы часто слышим фразу: «Каждый человек должен быть настоящим гражданином своей Родины. Но, наверное, мало кто из вас серьезно задумывался над значением этих слов.

И цель нашего сегодняшнего занятия - постараться понять, кого же можно назвать гражданином, каким должен быть настоящий гражданин, то есть какими качествами он должен обладать.

Качеств, по которым можно приблизить личность к идеалу гражданина, много. И у каждого из вас есть свое представление о том, каким должен быть настоящий гражданин.

Отчет о выполнении опережающего задания.

Сейчас каждый сможет убедиться, насколько правильны его суждения. (10-15 качеств зачитываются из карточек, которые составили дети самостоятельно.) Затем в ходе обсуждения создадим обобщенный «портрет гражданина».

На доске открывается таблица, где записаны эти качества.

Настоящий гражданин должен:

Знать и соблюдать законы государства.

Самостоятельно соблюдать нравственные нормы поведения в обществе.

Быть добросовестным во всех делах.

Охотно выполнять общественные поручения.

Проявить готовность защищать Родину.

Проявлять чувство ответственности и долга перед родителями.

Показывать пример бережного отношения к природе и общественному достоянию.

Хорошо учиться, трудиться, охотно помогать товарищам.

Проявлять нетерпимость к злу и аморальности.

Уметь встать на защиту слабых.

Интересоваться политическими событиями в стране, историей и культурой Родины.

Учитель . Если ваше представление о том, каким должен быть настоящий гражданин, верно, то ваши записи должны совпадать с записью на доске. Но если они пока не совпадают, ничего страшного, просто давайте еще раз вместе разберемся в данной проблеме, подумаем.

II. Основная часть.

1. Обсуждение понятия «нравственность».

Учитель. Более подробно сегодня остановимся на таких вопросах:

Что такое нравственность и что такое закон?

Что общего в этих понятиях и в чем их разница? Почему настоящий гражданин должен быть высоконравственным и должен соблюдать закон?

Построим нашу работу по плану (записан на доске).

1. Что такое нравственность?

2. Каким должен быть культурный человек?

3. Что такое закон?

Мораль (нравственность) - это нормы поведения, принятые в обществе, которые помогают людям жить. (Определение на плакате.)

Давайте постараемся это понять. Вы только появились на свет: маленькие, неразумные, и с малых лет родители говорили вам, что такое хорошо, что такое плохо. Ведь родители уже знали эти правила, по которым живут люди, и старались передать их вам. Вы играли в песочнице с малышами, начинали плакать и отбирать у кого-нибудь понравившуюся игрушку, и мама тут же говорила: «Это чужое, брать нельзя!» Вы поднимали руку, хотели ударить девочку, а мама сразу: «Что ты, ведь драться некрасиво, тем более обижать девочку». Вы подрастали и уже начинали понимать, что можно делать, чего нельзя, и когда ехали в трамвае, уже не бежали занимать место, ведь мама не раз говорила: «Ты уже большой, постоишь, уступи место бабушке!»

Постепенно и у вас накапливался опыт морального поведения. Вы знали, что хорошо, что плохо, но тем не менее мы не всегда делаем то, что нужно, то есть нарушаем правила морали. В то же время вы хорошо понимаете, что за это вас накажут. И хорошо, если вы поймете, что поступать по справедливости лучше для вас и окружающих.

Если вы нарушаете правила, принятые в обществе, то вы совершаете аморальные поступки.

Задание по группам.

Постарайтесь назвать несколько таких действий, которые можно отнести к аморальным поступкам. (Записать.)

Для более слабого класса предложить выбрать поступки из перечисленных ниже: сорить в общественном месте; ходить босиком по траве; распивать алкогольные напитки; зарабатывать много денег: смотреть видеофильмы; грубить; ловить рыбу; курить; сплетничать, жадничать; обманывать.

Как вы поняли, что такое нравственность?

2. Обсуждение понятия «культура человека».

Учитель. «В человеке должно быть все прекрасно: и тело,

и душа, и мысли...». Эти слова принадлежат прекраснейшему человеку и замечательному писателю А. П. Чехову.

Когда мы говорим о культуре человека, то используем 2 понятия: внутренняя культура (то есть состояние души человека, его внутреннее содержание) и внешняя культура поведения. (Обсуждаем, в чем это проявляется.)

Работа с тестом «Познай людей и самого себя» (см. учебник «Граждановедение», ч. III, с. 82).

Учитель. Я надеюсь, работа над темой помогла вам глубже понять, что такое культурный человек. Хочется также верить, что сегодняшнее занятие поможет вам стать более культурными.

3. Обсуждение понятия «закон».

Учитель. Если вы с детских лет привыкли не нарушать моральные нормы, принятые в обществе, тогда в дальнейшей взрослой жизни вы навряд ли будете нарушать закон.

Мы переходим рассмотрению вопроса, что такое закон.

Закон - это документ, принятый государством (определение по таблице). Он записан на бумаге, и все люди должны соблюдать его.

Законы появились не так давно, и все наиболее известные моральные нормы были взяты за основу. Давайте это рассмотрим на одном примере. Во все времена у всех народов было запрещено брать чужое, воровать. Воровство считалось тяжелым грехом, за который жестоко наказывали, вплоть до лишения жизни или отрубания руки. Именно этот запрет и стал одним из законов, но сейчас за воровство не лишают жизни, не отрубают руки, но человека судят и лишают свободы (сажают в тюрьму).

Но размеры краж бывают разными.

Я приведу примеры, а вы постарайтесь определить, какие из перечисленных действий можно отнести:

К крупным кражам;

К мелким кражам;

К аморальным поступкам.

И как бы вы доказали виновность.

1) Ученик попросил у одноклассника ручку и оставил ее себе.

3) Мальчик, стоя в очереди в кассу, забрал сдачу, которую забыл стоявший впереди него мужчина.

4) Двое подростков утащили с лотка кассету с записью популярной музыки.

5) Группа молодых людей проникла на пустую дачу и унесла телевизор, картину, ковер.

Мы рассмотрели также условия и ситуации, в которых нарушены моральные нормы и законы. К какому выводу вы пришли? (За все поступки нужно нести ответственность.)

Что же общего между понятиями мораль и закон? (Нельзя нарушать. Обязательно последует наказание.) А в чем разница? (Разная степень вины и наказания.)

III. Итог.

На сегодняшнем занятии мы попытались определить, какими качествами должен обладать настоящий гражданин, и более подробно остановились на двух наиболее значимых качествах.

На следующих занятиях мы продолжим наш разговор, а сейчас давайте еще раз посмотрим на таблицу и вспомним, о чем мы с вами говорили.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав