03.03.2020

Назначению главы дипломатического представительства предшествует запрос. Порядок назначения и вступление в должность глав дипломатических представительств. Основания для прекращения деятельности


Дипломатическое представительство - это орган одного государства, находящийся на территории другого государства для осуществления официальных отношений между ними.

Здесь можно заметить, что существуют два вида представительств :

· посольства;

· миссии.

Посольства - это представительства первого, высшего класса (у Ватикана - нунциатуры).

Миссии - представительства второго класса (у Ватикана - интернунциатуры). За последние полвека резко сократилось число миссий и увеличилось число посольств. Сейчас миссии стали довольно редкими. Дипломатические представительства учреждаются в соответствии с соглашениями между государствами.

В Украине действует Закон Украины «О дипломатической службе» от 20 сентября 2001 года .

Правовой статус дипломатических представительств и консульских учреждений в Украине определен положением, которое утверждено Указом Президента Украины от 10 июня 1993 г.

Правовой статус дипломатических представительств Украины за границей определен положением , утвержденным Распоряжением Президента Украины от 22 октября 1992 года.

Посольство возглавляет Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в иностранном государстве, являющийся высшим официальным представителем Украины в иностранном государстве аккредитованным в государстве пребывания. Посол представляет страну, непосредственно руководит работой Посольства, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Посольство задач и осуществление им функций, определяет в соответствии с нормативными актами МИД Украины структуру Посольства, распределяет должностные обязанности между его сотрудниками.

Персонал дипломатического представительства делится на дипломатический, административно-технический и обслуживающий.

К дипломатическому персоналу относятся послы, посланники, советники, торговые представители и их заместители, специальные атташе (военный, военно-морской, военно-воздушный) и их заместители, первые, вторые, третьи секретари, атташе. В Венской конвенции 1961 г. они называются членами дипломатического представительства.



Число сотрудников каждого ранга в разных представительствах неодинаково. Если это большое посольство, то здесь может быть несколько советников, несколько первых, вторых и третьих секретарей, несколько атташе. А если это небольшое посольство, то число дипломатов здесь может ограничиваться послом и одним либо двумя дипломатическими работниками.

К административно-техническому персоналу относятся заведующие канцеляриями, бухгалтеры, переводчики, делопроизводители, машинистки и другие сотрудники представительства, исполняющие административные или технические функции.

К обслуживающему персоналу относятся водители, курьеры, швейцары, лифтеры, дворники и другие лица, функции которых заключаются в обслуживании дипломатического представительства.

Частные домашние работники , о которых упоминает Венская конвенция 1961 г., исполняют обязанности домашних работников у сотрудников дипломатического представительства. Они не являются служащими аккредитующего государства.

Относительно численности персонала представительства, аккредитующие и принимающие государства, договариваются между собой. Если такого соглашения между ними нет, то государство пребывания может предложить, чтобы эта численность сохранялась в пределах, которые оно считает разумными и нормальными.

Необходимо различать классы и ранги дипломатов . Как правило, класс дипломата совпадает с рангом. Но если вопрос о классе дипломата определен международным правом, то вопрос о ранге регулируется внутригосударственным законом, правительством каждого государства. Можно отметить, что почти во всех странах - в представительствах и в центральном ведомстве - имеются ранги атташе, третьего секретаря, второго секретаря, первого секретаря, советника, советника-посланника, посла. Существует ряд традиций этих рангов.

В соответствии с Венской конвенцией 1961 г. основными функциями дипломатического представительства являются:

· представительство аккредитующего государства в государстве пребывания;

· защита в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом;

· ведение переговоров с правительством государства пребывания;

· выяснение всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщение о них своему правительству;

· поощрение дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания и развитие их взаимоотношений в области экономики, культуры и науки.

Наряду с указанными функциями дипломатические представительства выполняют и консульские функции . Для этого в составе посольств и миссий существуют консульские отделы .

Глава дипломатического представительства - это единственное лицо, которое представляет свое государство в государстве пребывания по всем вопросам. Глава дипломатического представительства является также высшим представителем по сравнению со всеми другими представителями данного государства в стране пребывания.

Венская конвенция 1961 г. закрепила практику деления глав дипломатических представительств на три класса:

· послы и папские нунции;

· посланники и папские интернунции;

· поверенные в делах.

Согласно Конвенции 1961 г., между дипломатическими представителями разных классов не должно проводиться никакого различия, кроме различия в отношении старшинства и этикета. По старшинству в дипломатическом корпусе послы стоят на первом месте.

В настоящее время поверенные в делах и посланники назначаются весьма редко. Обычно государства обмениваются послами, что соответствует принципу суверенного равенства государств. Следует отличать постоянного поверенного в делах, который возглавляет подведомственное ему дипломатическое представительство в качестве постоянного руководителя, от временного поверенного в делах, который исполняет обязанности главы представительства при отсутствии постоянного дипломатического представителя (например, на период болезни, отпуска).

Послы и нунции, а также посланники и интернунции аккредитуются при главах государства, а постоянные поверенные в делах - при министре иностранных дел страны пребывания.

В дипломатическом праве есть понятие «дипломатический корпус» - совокупность всех глав иностранных дипломатических представительств, аккредитованных в данном государстве.

В широком смысле в понятие "дипломатический корпус", кроме глав дипломатических представительств, включаются также дипломатические работники представительств, а также члены их семей. Дипломатический корпус не является организацией.

Главой дипломатического корпуса (дуайен, старшина) считается старший по классу и по времени аккредитования в данной стране дипломатический представитель . В католических странах обычно главой дипломатического корпуса является папский нунций.

Министерство иностранных дел публикует список дипломатического корпуса в этой стране. Для удостоверения дипломатического качества членам дипломатического корпуса власти страны пребывания выдают дипломатические карточки.

Порядок назначения глав дипломатических представительств регулируется нормами международного и внутригосударственного права. В каждой стране существует свой порядок назначения дипломатических представителей.

В соответствии с Венской конвенцией 1961 г. перед назначением главы дипломатического представительства у правительства соответствующего государства запрашивают согласие (агреман) на принятие назначаемого лица в качестве такого представителя. Отказ в выдаче агремана не требует мотивировки.

После получения агремана глава аккредитующего государства принимает решение о назначении главы дипломатического представительства, которое обычно публикуется в печати.

Перед отбытием к месту назначения послу или посланнику выдается верительная грамота , подписанная главой посылающего государства и скрепленная визой главы внешнеполитического ведомства, адресованная главе принимающего государства. В верительной грамоте содержится просьба "верить" ее обладателю как лицу, которое представляет свое государство в государстве пребывания.

В соответствии с Венской конвенцией 1961 г. глава дипломатического представительства считается приступившим к выполнению своих функций в государстве пребывания в зависимости от практики, существующей в этом государстве. Однако практика должна применяться единообразно: либо с момента вручения верительных грамот, либо с момента сообщения о прибытии и представления заверенных копий верительных грамот министерству иностранных дел государства пребывания.

В международной практике государств бывает, что глава дипломатического представительства в одном государстве одновременно является главой дипломатического представительства, в другом или даже в нескольких государствах, если последние не возражают. Такая практика имеет название кумуляции (совмещения) дипломатического представительства.

Прекращение функций главы дипломатического представительства наступает в следующих случаях:

· отозвания представителя аккредитующим государством;

· объявления правительством государства пребывания о том, что данный представитель является лицом, утратившим его доверие (persona nоn grata);

· разрыва дипломатических отношений;

· войны между этими двумя государствами;

· прекращения существования одного из этих двух государств как субъектов международного права.

Необходимо отметить, что самым распространенным случаем прекращения функций главы дипломатического представительства является его отзыв по инициативе руководства своего государства. В таком случае главе государства пребывания направляется отзывная грамота , которую вручает ему либо сам отъезжающий дипломатический представитель либо его преемник.

Сотрудники дипломатического представительства пользуются определенными иммунитетами и привилегиями.

Иммунитет - это изъятие из-под административной, уголовной и гражданской юрисдикции государства пребывания, а привилегии - это льготы, преимущества, которые рядовым иностранцам не предоставляются. В полном объеме иммунитеты и привилегии предоставляются членам дипломатического персонала и членам их семей .

Иммунитеты и привилегии предоставляются с целью создания максимально благоприятных условий для осуществления функций дипломатического представительства.

Юридической природой таких иммунитетов и льгот является суверенное равенство государств ; ни одно из них не может подчинить своей власти другое, а дипломатическое представительство как орган государства и его дипломатический персонал как сотрудники государственного учреждения и олицетворяют государство.

В соответствии с Венской конвенцией 1961 г. дипломатические иммунитеты и привилегии подразделены на две категории, а именно:

1) иммунитеты и привилегии дипломатического представительства;

2) личные привилегии и иммунитеты главы и сотрудников представительства.

I. Иммунитеты и привилегии дипломатического представительства

К первой категории иммунитетов относится неприкосновенность помещений представительства. Согласно Венской конвенции 1961 г., под "помещениями представительства" понимаются здания или его части, используемые для целей представительства, включая резиденцию главы представительства, кому бы ни принадлежало право собственности на них, а также обслуживающий данное здание или его части земельный участок, в том числе сад и автостоянка. Власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения без согласия главы представительства.

Запрещение вступать в помещения представительства без согласия его главы носит абсолютный характер. Из этого правила нет никаких исключений. Оно должно соблюдаться даже в случае пожара в дипломатическом представительстве или захвата последнего террористами. На практике при чрезвычайных обстоятельствах главы дипломатических представительств нередко дают согласие местным властям на вступление в помещения представительства.

На государстве пребывания лежит специальная обязанность принимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства. Помещения представительства, предметы их обстановки и другое находящееся в них имущество, а также средства передвижения пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и других исполнительных действий (ст. 22 Венской конвенции ).

Вместе с тем неприкосновенность помещения дипломатического представительства не дает права использовать его в качестве убежища для лиц, которые преследуются властями государства пребывания. Лишь в практике латиноамериканских государств право убежища в представительствах общепризнано.

В ст. 24 Венского конвенции 1961 г. установлено, что архивы и документы представительства неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения. Это касается и периода разрыва дипломатических отношений и времени вооруженного конфликта между двумя государствами.

Помещения представительства обладают фискальным иммунитетом , т. е. они, как собственные, так и арендованные, освобождаются от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме тех, которые являются платой за конкретные виды обслуживания.

Официальная корреспонденция дипломатического представительства неприкосновенна. Помимо обычных дипломатических курьеров иммунитетом пользуются и временные (ad hoc) дипломатические курьеры, однако этот иммунитет сохраняется только до момента доставки ими дипломатической почты по назначению.

Венская конвенция 1961 г. предоставляет представительствам несколько привилегий.

Первая из них относится к таможенным привилегиям. В соответствии со ст. 36 государство пребывания, как принято его законами и правилами, разрешает ввозить и освобождает от всех таможенных пошлин предметы, предназначенные для официального пользования представительства.

Второй привилегией дипломатического представительства является его право пользоваться флагом и эмблемой аккредитующего государства на помещениях представительства, включая резиденцию главы представительства, а также на его средствах передвижения (ст. 29).

К числу привилегий дипломатического представительства следует отнести и свободу сношений со своей страной, ее дипломатическими и консульскими представительствами в других государствах . В этих целях государство может пользоваться всеми подходящими средствами, включая использование дипломатических курьеров или шифрованных депеш.

Кроме перечисленных, некоторые привилегии предоставляются дипломатическим представительствам на основе международной вежливости, а также в силу сложившихся в дипломатической практике обыкновений. Так, дипломатическое представительство имеет право на внеочередную и гарантированную отправку и получение различной корреспонденции.

Дипломатическое представительство (диппредставительство) - зарубежный орган внешних сношений государства. Учреждается на основе взаимного соглашения между государствами. Выступает от имени учредившего его государства. В основном, служит для поддержания дипломатических отношений .

Обмен дипломатическими представительствами между государствами возможен на одном из трех уровней. Каждому уровню соответствует определенный класс главы представительства. Наиболее высокий уровень - посольство , во главе которого стоит дипломатический представитель, имеющий класс посла. Далее следуют миссия , возглавляемая посланником, и затем миссия, возглавляемая поверенным в делах.

Основным международным нормативно-правовым актом, регулирующим виды и функции дипломатических представительств, процедуры назначения главы дипломатического представительства, классы глав таких представительств, является Венская конвенция о дипломатических сношениях . «Конвенция о специальных миссиях» 1969 г. и «Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов» 1973 г. также регулирует деятельность дипломатических представительств.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    Право внешних сношений

    Право внешних сношений (интерактивная лекция).

    Дипломатические ранги и должности. Персонал дипломатического представительства.

    Субтитры

Порядок назначения и основания прекращения функций дипломатического представительства

  • «Положение о рангах дипломатических представителей» (Венский регламент) 1815 г.
  • Аахенский протокол 1818 г.

Полномочия дипломатических представителей

Функции дипломатического представительства:

  • представительство своего государства в стране пребывания;
  • защита в государстве пребывания прав и интересов аккредитующего государства и его граждан;
  • ведение переговоров с правительством принимающего государства;
  • поощрение дружественных отношений между аккредитующим государством и страной пребывания;
  • осуществление консульских функций;
  • выяснение всеми законными средствами событий и условий в государстве пребывания и сообщение о них правительству аккредитующего государства.

Порядок назначения и отзыва главы дипломатического представительства

Перед оформлением назначения какого-либо лица на пост дипломатического представителя в данном государстве у правительства последнего испрашивается согласие. В международном обиходе согласие обозначается словом «агреман ». Агреман запрашивается устно. Иногда этот запрос сопровождается представлением записки без подписи и на бумаге без бланка, с краткими биографическими данными будущего представителя. Ответ на запрос даётся обычно без задержки. Вопрос о том, обязано ли государство, отклоняющее кандидатуру представителя, сообщить мотивы отклонения, является спорным. Агреман для временных поверенных в делах не требуется. Эти лица вступают в исполнение своих обязанностей на основании письма дипломатического представителя, уведомляющего главу ведомства иностранных дел о своём отъезде или болезни и о возложении обязанностей временного поверенного в делах на того или иного члена представительства. В исключительных случаях (тяжёлая болезнь дипломатического представителя или его смерть) сам советник (или, при отсутствии такового, следующий за ним дипломатический чин представительства) отправляет указанное письмо за своей подписью. Агреман не требуется также для работников дипломатического представительства. Исключение составляют военные, морские и авиационные атташе, при назначении которых в международной практике принято предварительно извещать соответствующее правительство. После получения агремана назначение дипломатического представителя оформляется в виде постановления (указа, декрета), подписанного главой назначающего государства.

Вопрос 24. Порядок назначения глав дипломатических представительств.

Россия обменивается дипломатическими представительствами с другими государствами в настоящее время только на уровне посольств. Аккредитование диппредставителя того или иного класса может состояться только в том случае, если с кандидатурой на этот пост согласно принимающее государство. Поэтому при назначении диппредставителя запрашивается согласие аккредитующей стороны (агреман ). Если глава диппредставительства назначается впервые после установления между государствами дипотношений, то запрос агремана может быть сделан в третьей стране через диппредставителей обеих договаривающихся сторон. В случае же замены одного главы диппредставительства другим запрос агремана может быть сделан его предшественником или временным поверенным в делах.

Власти страны аккредитования имеют право запросить и более подробные сведения. После получения агремана кандидат на пост главы дипломатического представительства становится «персоной грата» . (Статусом «персоны грата» пользуются все дипломатические сотрудники представительства.) Только после получения агремана может быть издан официальный акт аккредитующей страны о назначении (обычно указом главы государства), о чем публикуется сообщение в официальном печатном органе.

Правительство страны назначения может и не дать агремана . Сообщая об отказе в агремане, оно не обязано излагать мотивы отказа . Хотя случаи отказа в агремане крайне редки, бывает, что мотивы отказа сообщаются запрашивавшей его стороне. Как отказ в агремане может рассматриваться и длительная задержка ответа на его запрос. Напоминать же о запросе агремана не принято. В качестве предлога отказа обычно служит нарушение норм поведения дипломата.

Если дипотношения развиты недостаточно, или по иным соображениям, стороны договариваются об аккредитовании диппредставительств по совместительству . Венская конвенция допускает аккредитование диппредставителя по совместительству даже в нескольких странах. В этих случаях глава представительства бывает в стране аккредитования наездами, по мере надобности. В странах аккредитования могут создаваться аппараты представительства, возглавляемые временными поверенными в делах, которые руководят ими в период отсутствия главы представительства.

Венская конвенция допускает также случаи, когда два или даже несколько государств могут аккредитовать одно и то же лицо в качестве своего представителя в другом государстве, если оно не возражает против этого. Конвенция предусматривает возможность совмещения главой представительства или любым из его сотрудников - членом дипломатического персонала - своего поста с постом представителя аккредитующего государства при любой международной организации.

Полномочиями диппредставителя являются верительные грамоты . В русском языке название грамот получило от слова «верить». В отношении диппредставителя это служит подтверждением того доверия, которым он облечен властями аккредитующего государства. Верительные грамоты подписываются главой государства. Адресуются и вручаются грамоты посла (и посланника) главе государства страны назначения. Полномочия же постоянного поверенного в делах выдаются ему министром иностранных дел и вручаются министру иностранных дел страны аккредитования.

Обычно вместе с верительными грамотами вновь назначенный посол вручает и отзывные грамоты своего предшественника. В них сообщается о решении властей аккредитующей страны отозвать прежнего посла, указывается в общей форме причина отзыва (например, в связи с намерением назначить его на иной пост), а также выражается надежда, что отзываемый посол своей деятельностью способствовал развитию добрых отношений со страной пребывания. Иногда отзывные грамоты отъезжающий посол может вручить и сам при своем отъезде.

В некоторых странах существует порядок направления от имени главы государства аккредитования в адрес главы аккредитующего государства отпускных грамот, в которых обычно выражается удовлетворение деятельностью отъезжающего посла.

Вступление в должность . Из всех классов диппредставительств, установленных Венской конвенцией 1961 г., наиболее распространенным является класс посла (в практике аккредитования глав диппредставительств прослеживается тенденция назначения на этот пост преимущественно дипломатов в классе послов).

Чрезвычайный и Полномочный Посол считается приступившим к своим обязанностям в зависимости от практики, принятой в государстве аккредитования, которая, согласно Венской конвенции 1961 г., должна применяться единообразно либо с момента вручения послом своих верительных грамот, либо с момента сообщения о своем прибытии и представления заверенных копий верительных грамот МИД государства пребывания или другому министерству, в отношении которого имеется договоренность.

Очередность вручения верительных грамот или представления их заверенных копий определяется Датой и часом прибытия посла. Процедура аккредитования в каждой стране проводится в соответствии с ее обычаями. Но независимо от этого, она должна применяться ко всем главам диппредставительств одного и того же класса одинаково, без дискриминации.

Свою протокольную деятельность посол начинает с визитов государственным деятелям страны пребывания и послам других стран. В последнем случае следует начинать визиты с дуайена - старшины дипкорпуса. Визиты вежливости наносит также супруга посла.

Дипломатическое право – совокупность установленных в результате соглашения принципов и норм, которые обеспечиваются международным правом, а также которые выражают волю субъектов международного права, принимающих участие в международном общении. Эти нормы призваны регулировать деятельность субъектов международного права на международной арене во имя поддержания и укрепления мира и мирного сосуществования.

Дипломатическое право представляет собой совокупность юридических норм, которые регулируют правовой статус и деятельность дипломатических представительств государств. Таким образом, дипломатические отношения можно охарактеризовать как наиболее стойкую и всеобъемлющую форму из всех существующих между государствами дипломатических контактов. Именно они создают юридическую базу для различных взаимных связей и сотрудничества между разными странами.

Дипломатическое право на протяжении долгого времени основывалось на международно-правовых обычаях. Попытка официальной кодификации дипломатического права впервые была предпринята в региональном масштабе в Латинской Америке (в 1928 г. принята Гавайская конвенция о дипломатических чиновниках).

К настоящему времени дипломатическое право в основном кодифицировано. Основным договорным актом в данной отрасли является Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. В соответствии со ст. 2 Конвенции установление дипломатических отношений между государствами и образование постоянных дипломатических представительств осуществляется по взаимному согласию.

Дипломатическое представительство – постоянный зарубежный орган внешних сношений государств-контрагентов, посредством которого они поддерживают постоянные дипломатические отношения. Возглавляется этот орган дипломатическим представителем государства, которое аккредитует. Основным условием дипломатического представительства является то, что оно находится на территории другого государства.

Существует два основных вида дипломатических представительств: посольства и миссии. Посольствами считаются представительства более высокого класса, хотя принципиальной разницы между этими понятиями не существует. Поэтому государства, как правило, предпочитают устанавливать дипломатические связи на уровне посольств. К посольствам также приравниваются представительства Ватикана – нунциатуры. Миссии, соответственно, следует относить к представительствам второго класса, к которым также относятся представительства Святейшего престола – интернунциа- туры.

Каждому уровню представительства соответствует определенный класс главы дипломатического представительства, соответственно, посол и нунций, посланник и интернунций, поверенный в делах. Разница между этими главами дипломатических представительств касается исключительно вопросов старшинства и этикета, но в правовом отношении они являются равными в соответствии со ст. 14 Венской конвенции 1961 г. Как правило, послы возглавляют посольства, а посланники – дипломатические миссии. Поверенные в делах могут руководить также работой посольства, но, как правило, возглавляют миссии.

Дипломатический корпус – в широком смысле – совокупность членов дипломатического персонала всех зарубежных посольств и миссий, аккредитованных в данном государстве, а также членов их семей. В узком смысле – только главы всех дипломатических представительств, аккредитованных в государстве пребывания.

Дуайен дипломатического корпуса (декан, старейшина, старшина) – лицо, которое возглавляет дипломатический корпус. По общему правилу, это наивысший но классу глава дипломатического представительства, который первым среди своих коллег по дипломатическому корпусу вручил свои верительные грамоты главе государства пребывания. Иногда дуайеном может становиться лицо, которое является наиболее старшим по возрасту среди представителей дипломатического корпуса. Таким образом, дуайен не избирается и не назначается, а становится таковым автоматически. Но в то же время в ряде стран (их несколько десятков) существует и другой порядок назначения дуайена – без учета времени пребывания на должности посла. Им автоматически является представитель Святого престола (государства-города Ватикан) – нунций, который приравнивается к послу.

После определения сторонами уровня дипломатического представительства и класса лиц, которые возглавляют данные представительства, наступает этап аккредитации – процесс назначения и вступления в должность посла, посланца или поверенного в делах.

Существует строгий порядок аккредитации соответствующих кандидатур: подбор кандидатуры посла; истребование агремана; выдача акта внутреннего права, которым оформляется назначение; выдача назначенному представителю верительных грамот; вручение во время официальной церемонии верительных грамот главе государства пребывания; официальное сообщение в прессе о факте вручения верительных грамот.

Послы и посланники аккредитуются при главах иностранных государств и, соответственно, верительные грамоты подписываются главами аккредитующих государств. Поверенные в делах аккредитуются при министрах иностранных дел и вместо верительных грамот вручают соответствующие письма от министров иностранных дел своего государства.

Назначению на должность главы дипломатического представительства предшествует процедура получения агремана. Агреман – запрос аккредитующего государства у государства пребывания согласия относительно назначения главой дипломатического представительства конкретной кандидатуры. С момента получения агремана кандидат считается persona grata – желанным лицом в государстве пребывания. И наоборот – негативный ответ означает отказ в агремане и, соответственно, признание лица persona non grata.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Венской конвенции 1961 г. государство пребывания имеет право отказать в агремане, при этом не обязано уведомлять о причинах подобного решения.

После получения согласия относительно назначения главы представительства открывается возможность его прибытия в государство пребывания. После прибытия на место службы глава представительства наносит необходимые визиты официальным лицам государства пребывания, в ходе которых определяется дата вручения им верительных грамот главе государства пребывания. Верительная грамота – документ, официально удостоверяющий статус главы дипломатического представительства, который аккредитующее государство выдает своему послу или посланнику для вручения главе государства пребывания.

Приостановление дипломатической миссии может произойти при следующих обстоятельствах:

  • 1) приостановление государствами поддержания официальных отношений без их разрыва;
  • 2) разрыв дипломатических отношений;
  • 3) вооруженный конфликт;
  • 4) исчезновение одной из сторон как субъекта международного права (например, в случае слияния с другим государством и т.д.);
  • 5) социальная революция в одной из государств-контрагентов;
  • 6) неконституционная смена правительства.

Функции члена дипломатического персонала могут быть

приостановлены в таких случаях:

  • – его отзыва по каким-либо причинам;
  • – оглашения его persona non grata ;
  • дисмысла – оглашения дипломата частным лицом;
  • инсуррекции – отказа дипломата исполнять свои функции.

Персонал дипломатических представительств подразделяется на:

  • – дипломатический (лица, имеющие дипломатические ранги);
  • – административно-технический, к которому относятся экономисты, бухгалтера, переводчики, шифровальщики, сотрудники канцелярии, представители внутренней охраны посольства и другие лица, выполняющие административную или техническую работу;
  • – обслуживающий (вспомогательный) – водители, садовники, уборщики, лифтеры, горничные, курьеры и другие лица, выполняющие обязанности по обслуживанию диппредставительства.

Последние две группы как правило комплектуются из числа граждан страны пребывания.

Функции дипломатического представительства перечислены, хотя и не в полном объеме, в ст. 3 Венской конвенции 1961 г.:

  • – представительская функция;
  • – защита в государстве пребывания интересов государства аккредитации;
  • – ведение переговоров с правительством государства пребывания;
  • – информационная функция;
  • – функция способствования дружеским отношениям между государством аккредитации и государством пребывания, а также развитие их взаимоотношений в сфере экономики, культуры, науки.

Для беспрепятственного осуществления функций дипломатическим представительством и его сотрудниками международное право наделяет их особыми правами и преимуществами, которые именуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами. Дипломатические привилегии и иммунитеты дипломатического представительства в целом;

  • – неприкосновенность помещений дипломатического представительства (п. 1, 2 Конвенции 1961 г.) – власть государства пребывания не имеет права доступа в эти помещения. Для получения такого доступа обязательным является согласие главы диппредставительства. Власть государства пребывания осуществляет все необходимые меры для защиты помещений представительства от какого бы то ни было вторжения или нанесения убытков, а также для предотвращения какого-либо нарушения покоя представительства или обиды его чести;
  • – неприкосновенность его архивов и документов;
  • – фискальные (таможенные) льготы;
  • – право представительства на флаг и иные символы суверенитета государства аккредитации;
  • – протокольные привилегии;
  • – право на беспрепятственные отношения представительства с другими представительствами своего государства.

Привилегии и иммунитеты членов персонала представительства (личные):

  • – неприкосновенность дипломатических агентов (Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, которые пользуются международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 г.);
  • – неприкосновенность их личной резиденции;
  • – иммунитет от юрисдикции государства пребывания;
  • налоговые льготы и исключения для дипломатических агентов.
  • – таможенные привилегии.

Члены обслуживающего персонала пользуются иммунитетом относительно действий, осуществленных ими во время исполнения служебных обязанностей, и освобождаются от налогов и сборов на заработную плату, которая им начисляется в силу их служебных обязанностей при условии, что они не являются гражданами страны пребывания или не проживают в ней постоянно.

В соответствии с Венской конвенцией 1961 г. иностранное дипломатическое представительство по отношению к стране пребывания обязано:

  • – использовать свои помещения только для официальных целей;
  • – вести все официальные отношения с государством пребывания посредством ведомства иностранных дел и других ведомств, в отношении которых будет достигнута определенное соглашение.

Обязанности сотрудников дипломатического представительства состоят в том, чтобы уважать законы государства пребывания и не вмешиваться в его внутренние дела.

Дипломату запрещено заниматься в государстве пребывания профессиональной и коммерческой деятельностью с целью личной выгоды.

ДИПЛОМАТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ (к 28 вопросу)

Современные международные отношения и международное право характеризуются большим разнообразием.

Наличие в мире системы государств -- объективный факт. Государства не могут существовать, не взаимодействуя так или иначе друг с другом. То или иное государство вступает в разного рода связи с другими странами через посредство своей внешней политики, через нее же реагирует на всевозможные явления международной жизни. Проводя внешнюю политику исходя из своих интересов, государство устанавливает те или иные отношения с другими странами. Вычленение всех этих связей позволяет представить определенную систему международных отношений, которая охватывает сложный комплекс процессов и регулируется различными отраслями международного права.

В широком понимании система международных отношений может быть представлена как своего рода мировая макросистема, имеющая собственную структуру. В нее входят различные связи государств: политические, экономические (в том числе торговые, финансовые), научно-технические, культурные и дипломатические отношения призваны содействовать сотрудничеству в названных и других областях.

Состав дипломатического представительства и его функции. Порядок назначения главы дипломатического представительства

Дипломатическое право -- отрасль международного права, представляющая собой совокупность норм, регламентирующих статус и функции государственных органов внешних сношений, Система дипломатического права соответствует основным формам дипломатии: двусторонней дипломатии, осуществляемой через дипломатические представительства или через так называемые специальные миссии, многосторонней дипломатии, осуществляемой делегациями на международных конференциях и сессиях органов международных организаций, а также постоянными представительствами государств при международных организациях.

Дипломатическое представительство (Diplomatic representation) как институт дипломатического права - постоянный орган внешних сношений государства (посольство или миссия), находящийся на территории другого государства. Дипломатическое представительство выступает от имени учредившего его государства по всем политическим и иным вопросам, возникающим во взаимоотношениях государств.

Дипломатическое представительство - родовое понятие, поскольку фактически международная практика знает два вида дипломатических представительств: посольства и миссии. Посольства - это представительства первого, высшего класса. Миссии представляют собой представительства второго класса. Главой посольства является посол, миссии - посланник или поверенный в делах. В связи с утверждением во второй половине XX в. принципа суверенного равенства государств миссии в настоящее время встречаются весьма редко. Подавляющее большинство государств устанавливают дипломатические отношения между собой на уровне посольств. Уровень дипломатических представительств государств оговаривается в соглашении об установлении дипломатических отношений между ними.


Установление между государствами дипломатических отношений влечет за собой, как правило, обмен дипломатическими представительствами. Для такого обмена, однако, необходима специальная договоренность. Современное международное право предусматривает возможность указанного обмена на одном из трех уровней, которые не отражаются в принципе на объеме функций или иммунитетов и привилегий дипломатических представительств и их персонала. Каждому уровню соответствует определенный класс главы представительства. Наиболее высокий уровень -- посольство, во главе которого стоит дипломатический представитель, имеющий, как правило, класс посла. Далее следуют миссия, возглавляемая посланником, и затем миссия, возглавляемая поверенным в делах.

Внутренняя структура дипломатического представительства, установление соответствующих должностей и т.д. определяются законодательством аккредитующего государства.

В большинстве государств существуют также дипломатические ранги, то есть служебные звания, присваиваемые дипломатическим работникам. Они, как и дипломатические должности, устанавливаются внутренним законодательством соответствующего государства.

Персонал дипломатического представительства подразделяется на три категории: дипломатический, административно-технический и обслуживающий.

Численность персонала дипломатического представительства в принципе является компетенцией аккредитующего государства. Венская конвенция 1961 года, правда, допускает возможность предложений со стороны принимающего государства относительно сокращения персонала иностранных представительств. На практике такие случаи известны, но они, как правило, влекли за собой ухудшение отношений между соответствующими государствами.

Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961г. определяет функции дипломатических представительств с точки зрения МП. К ним относятся:

представительство аккредитующего государства в государстве пребывания;

защита в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан в пределах, допускаемых МП;

ведение переговоров с правительством государства пребывания;

выяснение всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщении о них правительству аккредитующего государства;

поощрение дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания и развитие их взаимоотношений в области экономики, культуры и науки (ст.3).

Кроме того, дипломатические представительства могут выполнять консульские функции. Для этой цели в них создаются консульские отделы.

В МП аккредитующим государством называется то, которое направляет в другое государство свое дипломатическое представительство. Государство же, где размещено дипломатическое представительство, именуется принимающим государством или государством пребывания.

Первая и основная функция дипломатического представительства - представлять аккредитующее государство в государстве пребывания. Все остальные функции дипломатического представительства находятся во взаимосвязи и взаимодействии с этой основной функцией.

Глава дипломатического представительства является единственным официальным лицом аккредитующего государства, представляющим его по всем вопросам в принимающем государстве. Он также является старшим должностным лицом аккредитующего государства по отношению ко всем иным возможным представителям этого государства в государстве пребывания.

В МП существует классификация старшинства дипломатических представителей (агентов). До XIX в. стройной классификации дипломатических агентов не существовало, что приводило иногда во время официальных мероприятий к столкновениям и откровенным скандалам. Во избежание этого Венский протокол 1815г. установил следующие три класса дипломатических агентов: 1) посол и папский легат или нунций; 2) посланник; 3) поверенный в делах. Аахенский протокол 1818г. дополнил эту классификацию классом министра-резидента, который занял позицию между посланником и поверенным в делах. Однако данный класс не прижился, и Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961г. использует трехзвенную классификацию. В соответствии со ст.14 этой Конвенции главы дипломатических представительств делятся на следующие классы: 1) послов и нунциев, аккредитуемых при главах государств; 2) посланников и интернунциев, аккредитуемых при главах государств; 3) поверенных в делах, аккредитуемых при министрах иностранных дел.

Различия в классе глав дипломатических представительств не должны проводиться иначе как в отношении старшинства и этикета.

Класс поверенных в делах не следует путать с должностью временного поверенного в делах, который исполняет обязанности главы дипломатического представительства на период его отсутствия (болезнь, командировка, отпуск).

Классы глав дипломатических представительств - сфера регулирования нормами МП. Кроме классов, существуют также и дипломатические ранги, которые имеют главы дипломатических представительств и дипломатический персонал посольств, консульств и представительств государств при международных организациях. Дипломатические ранги - сфера внутригосударственного права, ибо эти служебные звания старшинства дипломатов. Каждое государство имеет свою систему дипломатических рангов, устанавливаемую во внутреннем праве. В Украине имеются следующие дипломатические ранги, установленные в соответствии с Постановлением ВС Украины «О дипломатических рангах» 1992г.: атташе, третий секретарь, второй секретарь I и II классов, первый секретарь I и II классов, чрезвычайный и полномочный посланник I и II классов, чрезвычайный и полномочный посол.

Высшие дипломатические ранги (посла и посланника) обычно присваиваются главой государства, остальные - министром иностранных дел. Ранг атташе присваивается, как правило, выпускникам институтов и факультетов международных отношений при поступлении на службу в ведомство внешних сношений. Данный ранг не следует путать с должностью военного, морского и воздушного атташе. Указанные сотрудники являются представителями военного ведомства назначившего их государства, и аккредитацию они получают при военном ведомстве государства пребывания. Одновременно эти сотрудники выполняют функции военных советников главы дипломатического представительства.

Процедура назначения главы дипломатического представительства регулируется как нормами международного, так и внутригосударственного права.

По положениям Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961г. аккредитующее государство должно направить принимающему государству запрос о его согласии на назначение лица, указанного в запросе, на должность главы дипломатического представительства. В запросе излагаются биографические данные такого лица, его должностное и семейное положение, причем информация должна быть абсолютно точной и лаконичной. Положительный ответ принимающего государства означает дачу агремана (от фр.agrement - согласие) на принятие лица в качестве главы дипломатического представительства. С этого момента кандидат считается persona grata - желательным лицом в принимающем государстве. Отрицательный ответ на запрос означает отказ в агремане, о кандидат признается persona non grata (нежелательным лицом). При этом принимающее государство имеет право не мотивировать свой отказ. Вся процедура, связанная с получением агремана, носит конфиденциальный характер.

После получения агремана в правительственной прессе обычно печатается объявление о назначении главы дипломатического правительства.

Перед выездом к новому месту службы глава дипломатического представительства получает верительную грамоту, подписанную главой государства и адресованную главе принимающего государства. Текст этого документа свидетельствует о том, что ее обладателю надлежит «верить» как официальному лицу, представляющему свое государство во всех сношениях с государством пребывания.

Глава дипломатического представительства считается приступившим к выполнению своих функций в государстве пребывания в зависимости от существующей в этом государстве практики, которая должна применяться единообразно. Большинство государств, включая Украину, придерживаются практики, что глава дипломатического представительства приступает к исполнению своих функций с момента вручения главе принимающего государства или лицу его заменяющему своих верительных грамот. Второй вид практики сводится к тому, что глава дипломатического представительства считается приступившим к исполнению своих обязанностей с момента сообщения о своем прибытии и представления заверенных копий верительных грамот в министерство иностранных дел государства пребывания.

Ряд государств с целью экономии средств используют практику кумуляции (совмещения) дипломатического представительства, т.е. аккредитования одного и того же лица в качестве главы представительства в другом или нескольких государствах одновременно при согласии на это принимающих государств. Так, Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Финляндии по кумуляции выполняет функции главы дипломатического представительства Украины в Швеции, Норвегии, Дании и Исландии. Часто практику кумуляции государства используют в отношении международных организаций. Например, глава дипломатического представительства какого-то государства во Франции одновременно назначается и официальным представителем этого государства при ЮНЕСКО, т.к. местопребывания этой организации - Париж.

Глава дипломатического представительства выполняет возложенные на него международным и внутригосударственным правом обязанности до прекращения своих официальных функций. Последнее имеет место в следующих случаях:

отозвания его аккредитующим государством (большинство государств широко используют практику ротации глав дипломатических представительств);

объявления его persona non grata (происходит это чаще всего за деятельность, несовместимую со статусом дипломата);

разрыва дипломатических отношений между государствами;

войны между аккредитующим и принимающим государствами;

прекращения существования аккредитующего и принимающего государства (или одного из них) как субъектов МП.

Документ, с помощью которого оформляется прекращение функций главы дипломатического представительства, - отзывная грамота, вручаемая главе принимающего государства отзываемым дипломатом или его преемником.

Для выполнения своих сложных и ответственных функций дипломатическое представительство имеет в своем распоряжении необходимый персонал. В соответствии со ст.11 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961г. при отсутствии соглашения о численности персонала представительства государство пребывания может предложить численность персонала, которую оно считает разумной и нормальной, учитывая обстоятельства и условия, существующие в государстве пребывания, и потребности данного представительства. Оптимальным вариантом решения проблемы численности дипломатического персонала является заключение соглашения между аккредитующим и принимающим государствами. Обычно численность персонала зависит от уровня отношений между государствами и может колебаться от нескольких лиц до многих десятков сотрудников.

Весь состав сотрудников дипломатического представительства делится на три группы:

1) дипломатический персонал;

2) административно-технический персонал;

3) обслуживающий персонал.

Дипломатический персонал - это лица, имеющие дипломатические ранги. Члены дипломатического персонала представительства, как правило, должны быть гражданами аккредитующего государства. В некоторых случаях граждане государства пребывания или третьего государства могут быть назначены на дипломатическую должность, но только с согласия принимающего государства.

К административно-техническому персоналу относятся экономисты, бухгалтеры, заведующие канцеляриями, делопроизводители, машинистки, переводчики и др. сотрудники, выполняющие административную или техническую работу.

Обслуживающий персонал состоит из шоферов, лифтеров, дворников, садовников, курьеров и др. лиц, выполняющих обязанности по обслуживанию дипломатического представительства.

Административно-технический и обслуживающий персонал может комплектоваться как из граждан аккредитующего государства, так и из местных граждан.

МИД принимающего государства должно своевременно получать информацию обо всех назначениях и изменениях в составе персонала дипломатического представительства.

Государство пребывания в любое время может признать главу дипломатического представительства или иного сотрудника нежелательным лицом, причем это государство не обязано аргументировать свое решение. Если данный сотрудник не покинет в установленный срок государство пребывания, то он будет рассматриваться как частное лицо, а не член персонала дипломатического представительства.

В МП существует понятие «дипломатический корпус», оно используется как в узком, так и в широком значении.

В узком значении это понятие обозначает совокупность глав дипломатических представительств, аккредитированных в государстве пребывания. В широком смысле под дипломатическим корпусом понимаются все сотрудники дипломатического представительства, имеющие дипломатические ранги, и члены их семей.

Необходимо подчеркнуть, что ни в первом, ни во втором случае дипломатический корпус не является организацией, имеющей политические функции. Дипломатический корпус участвует лишь в определенных протокольно-церемониальных мероприятиях - поздравлениях по случаю национального праздника государства пребывания; инаугурации (вступления в должность) нового главы государства; посещение исторических мест, промышленных объектов, научных центров принимающей стороны и т.д.

Возглавляет дипломатический корпус дуайен (декан, старшина) - старший по классу и по времени аккредитования в государстве пребывания глава дипломатического представительства. В ряде католических государств по установившейся традиции папский нунций является дуайеном. Одна из обязанностей дуайена - консультирование вновь назначенных глав дипломатических представительств в отношении традиций, протокола и особенностей взаимоотношений с властями государства пребывания.

2. Дипломатические привилегии и иммунитеты

Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года уделяет значительное внимание дипломатическим привилегиям и иммунитетам.

Дипломатические привилегиями являются особые преимущества и льготы, предоставляемые представительствам и их сотрудникам, по сравнению с гражданами государства пребывания.

Дипломатические иммунитеты- это изъятия представительства и его сотрудников из юрисдикции и принудительных действий со стороны государства пребывания

Для успешно выполнения своих функций дипломатическим представительством и его персоналом в МП существует институт дипломатических привилегий и иммунитетов. Их появление относится к глубокой древности, когда они действовали преимущественно как обычные нормы. В настоящее время нормы этого института в основном фиксируются в многосторонних и двусторонних соглашениях.

Данные привилегии и иммунитеты делятся на два вида: 1) привилегии и иммунитеты дипломатического представительства как органа внешних сношений аккредитующего государства; 2) личные привилегии и иммунитеты, которые распространяются на персонал представительства.

К первому виду относятся следующие привилегии и иммунитеты: неприкосновенность помещений представительства; фискальный иммунитет; неприкосновенность архивов и документов представительства; свобода сношений представительства; право пользования флагом и эмблемой аккредитующего государства.

Неприкосновенность помещений означает, что без разрешения главы дипломатического представительства власти принимающего государства не имеют права вступать в данные помещения. Более того, на государстве пребывания лежит специальная обязанность принимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства. На помещения дипломатического представительства, предметы их обстановки и имущество, находящееся в нем, а также транспортные средства представительства распространяется иммунитет от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий. При этом термин «помещения» толкуется расширительно и охватывает здания или часть зданий, используемых для представительства, включая резиденцию главы представительства, кому бы ни принадлежало право собственности на них, включая обслуживающий данное здание или часть здания земельный участок. Однако это не означает, что помещения дипломатического представительства являются суверенной частью территории аккредитующего государства, о чем иногда можно прочесть в печати. На самом деле территория дипломатического представительства находится под суверенитетом государства пребывания, но ей предоставлен особый режим в целях успешного выполнения возложенных на представительство функций.

По положениям Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961г. помещения дипломатического представительства не должны использоваться в целях, не совместимых с функциями представительства (п.3 ст.41). В частности, в данных помещениях не должно предоставляться убежище.

Фискальный (от лат. Fiscalis - казенный) иммунитет означает освобождение дипломатического представительства от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме таких налогов, сборов и пошлин, которые представляют собой плату за конкретные виды обслуживания.

Что касается архивов и документов представительства, то они неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения.

Государство пребывания должно разрешать и охранять свободные сношения дипломатического представительства для всех официальных целей (со своим правительством, другими представительствами, консульствами аккредитующего государства). При этом представительство может пользоваться всеми подходящими средствами, включая дипломатических курьеров, закодированными или шифрованными депешами. Устанавливать же и эксплуатировать радиопередатчик представительство имеет право лишь с разрешения государства пребывания. Дипломатическая почта (вализа) не подлежит ни вскрытию, ни задержанию.

Дипломатическому представительству и его главе принадлежит право пользоваться флагом и эмблемой аккредитующего государства на помещениях представительства, включая резиденцию главы представительства, а также на его средствах передвижения.

К личным привилегиям и иммунитетам относятся: неприкосновенность личности, неприкосновенность жилища, иммунитет от юрисдикции, фискальный иммунитет, таможенные привилегии. Личности главы дипломатического представительства и членов дипломатического персонала неприкосновенны. Они не подлежат аресту и задержанию в какой бы то ни было форме. Государство пребывания обязано относиться к ним с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на их личность, свободу и достоинство.

Частная резиденция дипломата пользуется той же неприкосновенностью или защитой, что и помещения представительства. Под частной резиденцией понимается любое помещение, в котором может проживать дипломат: гостиничный номер, квартира, дом. Имущество, бумаги, корреспонденция дипломата также пользуются неприкосновенностью. Это положение распространяется и на средство передвижения дипломата, которые не подлежат обыску или задержанию.

Дипломаты пользуются иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания. По общему правиле дипломат не должен нарушать законов государства пребывания, однако в случае совершения уголовно наказуемого деяния уголовное дело против дипломата не возбуждается в силу данного иммунитета. Такой дипломат объявляется persona non grata и ему предлагается покинуть государство пребывания. Принимающая сторона также может ходатайствовать перед правительством аккредитующей державы об отказе в иммунитете дипломату, совершившему преступление. Такой отказ должен быть ясно и определенно выражен. Данный иммунитет является абсолютным, поэтому дипломат, совершивший преступление в государстве пребывания, и впоследствии, приехав в эту страну как частное лицо, не может привлекаться к уголовной ответственности за преступление, совершенное им в статусе дипломата.

На дипломатов также распространяется иммунитет от гражданской юрисдикции, кроме следующих случаев: а) вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребывания; б) исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломат выступает как частное лицо; в) исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатом в государстве пребывания за пределами своих официальных функций. Дипломат не обязан давать показаний в качестве свидетеля. Однако, если дипломат сам возбуждает иск в суде, то он как бы снимает с себя иммунитет по данному делу и выступает как частное лицо со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями. Дипломаты также пользуются иммунитетом от административной юрисдикции, т.е. на них не могут налагаться штрафы или иные административные взыскания. Если дипломат совершил ДТП, то какие-либо принудительные меры к нему не применяются. В этом случае сотрудники полиции (милиции) могут обратиться в МИД своего государства с претензией о возмещении причиненного ущерба. МИД обычно направляет просьбу о компенсации причиненного ущерба в соответствующее посольство.

Иммунитет дипломата от юрисдикции государства пребывания не освобождает его от юрисдикции аккредитующего государства.

Фискальный иммунитет означает освобождение дипломата от всех личных, имущественных, государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, за исключением косвенных налогов, налогов на наследство, сборов и налогов на частный доход, сборов, взимаемых за конкретные виды обслуживания.

Государство пребывания обязано освобождать дипломатов от всех трудовых и государственных повинностей, независимо от их характера, а также от военных повинностей.

Дипломат в государстве пребывания не должен заниматься профессиональной или коммерческой деятельностью в целях личной выгоды.

Таможенные привилегии дипломатов выражаются в том, что государство пребывания разрешает им ввозить предметы, предназначенные для официального пользования представительства и предметы личного пользования дипломатов и членов их семей, освобождая при этом от таможенных пошлин, сборов и налогов, за исключением складских сборов, сборов за перевозку и подобного рода услуги. Личный багаж дипломата освобождается от досмотра, если нет серьезных оснований предполагать, что он содержит предметы, ввоз или вывоз которых запрещен законом. Такой досмотр должен производиться в присутствии дипломата или его представителя.

Перечисленные привилегии и иммунитеты распространяются на дипломатический персонал представительств и членов их семей, если последние не являются гражданами государства пребывания.

В соответствии с положениями Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961г. члены административно-технического персонала представительства и члены их семей, живущие вместе с ними, пользуются, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, личной неприкосновенностью, неприкосновенностью жилища, иммунитетом от уголовной юрисдикции, фискальным иммунитетом, некоторыми таможенными привилегиями. Иммунитет от гражданской и административной юрисдикции распространяется на них лишь при исполнении ими своих обязанностей.

Члены обслуживающего персонала представительства. Которые не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, пользуются иммунитетом в отношении действий, совершенных ими при исполнении своих обязанностей, и освобождаются от налогов, сборов и пошлин на заработок, получаемый ими по своей службе.

Домашние работники персонала представительства, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, освобождаются от налогов, сборов и пошлин на заработок, получаемый ими по службе.

В связи с тем, что вышеперечисленные нормы носят диспозитивный характер, заинтересованные государства могут заключать между собой соглашение о предоставлении дипломатических привилегий и иммунитетов в полном объеме административно-техническому и обслуживающему персоналу представительств, если они не являются гражданами государства пребывания.

Дипломатические привилегии и иммунитеты начинают распространяться на лиц, определенных в МП, с момента пересечения ими границы принимающего государства и действуют до момента выезда указанных лиц из государства пребывания.

Дипломат и члены его семьи пользуются установленными в МП привилегиями и иммунитетами также при проезде через третье государство.

Третьи государства не должны препятствовать проезду через их территорию членов административно-технического и обслуживающего персонала представительства и членов их семей.

Таким образом, дипломатические привилегии и иммунитеты предоставляются не для того чтобы игнорировать законы, правила и обычаи государства пребывания, а с целью эффективного исполнения представительством и его персоналом своих функций в полном соответствии с нормами МП и внутригосударственного права принимающей стороны.

Со временем будет еще более возрастать интерес иностранных государств к Украине, ее богатствам и возможностям вложения инвестиций. Развитие экономического сотрудничества и международных связей регионов страны приведет к дальнейшему расширению консульских и дипломатических отношений Украины с зарубежными государствами, к появлению новых консульских и дипломатических учреждений на территории Украины.


© 2024
artistexpo.ru - Про дарение имущества и имущественных прав